Дмитрий Леонтьев о мотивации: «Внешнее принуждение неэффективно. Теория мотивации а н леонтьева выполнил бекин д

Мотив – это побуждение к действию Функции Побуждение Одни мотивы, побуждая деятельность, придают ей эмоциональную окраску, но сами эмоции не являются мотивами. Смыслообразование Другие придают ей личностный смысл. Это важно для понимания внутреннего строения индивидуального сознания Распределение функций смыслообразования и побуждения между мотивами одной и той же деятельности позволяет понять главные отношения, характеризующие мотивационную сферу личности

Механизм образования мотивов по А. Н. Леонтьеву Суть: в процессе деятельности цель, к которой в силу определённых причин стремился человек, со временем становиться самостоятельной побудительной силой, т. е. мотивом. В результате эта цель может превратиться в потребность.

Формирование мотивационной сферы человека происходит в процессе его онтогенеза в рамках формирования интересов человека, как основных причин, побуждающих его к развитию и деятельности.

Пример: Первые проявления интереса у детей наблюдаются на первом году жизни, как только ребёнок начинает ориентироваться в окружающем мире. На этом этапе развития ребёнка интересуют яркие, красочные предметы, незнакомые вещи, издаваемые предметами звуки. Ребёнок не только испытывает удовольствие, воспринимая всё это, но и требует чтобы ему вновь и вновь показали заинтересовавший его предмет.

Таким образом: Побуждение выступает в косвенном выражении - в форме переживания, желания, хотения; Смыслообразующие мотивы выступают как главная причина побуждения деятельности, основа постановки цели, выбора средств и способов ее достижения. Слияние обеих функций мотива - побуждающей и смыслообразующей - придает деятельности человека характер сознательно регулируемой деятельности.

Из учеников и последователей Л. С. Выготского одной из наиболее примечательных и влиятельных в отечествен­ной психологии фигур был Алексей Николаевич Леонтьев (1903-1979), с именем которого связано развитие «теории 100

деятельности 1 ». В целом А. Н. Леонтьев развивал важней­шие идеи своего учителя, уделяя, однако, основное внима­ние тому, что оказалось недостаточно разработано Л. С. Выготским - проблеме деятельности.

Если Л. С. Выготскому психология представлялась на­укой о развитии высших психических функций в процессе освоения человеком культуры, то А. Н. Леонтьев ориенти­ровал психологию на изучение порождения, функциони­рования и строения психического отражения реальности в процессе деятельности.

Общий принцип, которым руководствовался А. Н. Ле­онтьев в своем подходе, может быть сформулирован так: внутренняя, психическая деятельность возникает в процессе интериоризации внешней, практической деятельности и име­ет принципиально то же строение. В этой формулировке на­мечено направление поиска ответов на важнейшие теоре­тические вопросы психологии: как возникает психиче­ское, каково его строение и как его изучать. Важнейшие следствия из этого положения: изучая практическую дея­тельность, мы постигаем и закономерности психической деятельности; управляя организацией практической дея­тельности, мы управляем организацией внутренней, пси­хической деятельности.

Сложившиеся в результате интериоризации внут­ренние структуры, интегрируясь и преобразуясь, яв­ляются, в свою очередь, основой для порождения внешних действий, высказываний и т. п.; этот процесс перехода «внутреннего во внешнее» обозначается как «экстериоризация»; принцип «интериоризации-эк-стериоризации» - один из важнейших в теории дея­тельности.

Один из таких вопросов: каковы критерии психиче­ского? На основании чего можно судить о том, обладает ли некоторый организм психикой или нет? Как вы отчасти могли понять из предыдущего обзора, ответы возможны различные, и все будут гипотетичны. Так, идея панпсихиз-

В ином ключе проблема деятельности разрабатывалась G. Л. Рубинш­тейном, основателем другой, не связанной с Л. С. Выготским, научной школы; о ней речь пойдет дальше.

ма предполагает всеобщую одушевленность, в том числе того, что мы называем «неживой природой» («пан» означает «все»), и в собственно психологии встречается редко;биопсихизм наделяет психикой все живое; ней-ропсихизм - лишь те живые существа, что обладают нервной системой; антропопсихизм отдает психику то­лько человеку. Правомерно ли, однако, критерием пси­хического делать принадлежность к тому или иному классу объектов? Ведь внутри каждого класса объекты весьма разнородны, не говоря уже о сложностях с об­суждением принадлежности ряда «промежуточных» объектов к тому или иному классу; наконец, само при­писывание психического тем или иным классам объек­тов чаще всего весьма умозрительно и лишь обознача­ется, но не доказывается. И правомерно"ли судить о на­личии психики по анатомо-физиологическим характе­ристикам организма?

А. Н. Леонтьев попытался (как и ряд других авторов) найти такой критерий не в самом факте «принадлежно­сти к разряду» и не в наличии «органа», а в особенностях поведения организма (показав, кстати, что сложность поведения не соотносится напрямую со сложностью строения организма). Исходя из представлений о психике как особой форме отражения (философская основа для такого подхода содержится в произведениях классиков марксизма), А. Н. Леонтьев усматривает «водораздел» между допсихическим и психическим уровнями отраже­ния в переходе от раздражимости к чувствительности. Раздражимость он рассматривает как свойство организ­ма реагировать на биологически значимые (биотиче­ские) воздействия, непосредственно связанные с жиз­недеятельностью. Чувствительность определяется как свойство реагировать на воздействия, сами по себе не несущие биологической значимости (абиотические), но сигнализирующие организму о связанном с ними био­тическом воздействии, что способствует более эффек­тивной адаптации. Именно наличие чувствительности в представлениях А. Н. Леонтьева является критерием психического.

В самом деле, для объяснения реагирования на биоти­ческие воздействия нет нужды прибегать к представлени­ям о психике: эти воздействия непосредственно важны 102

для выживания организма, и отражение осуществляется на органическом уровне. Но на каком уровне, в какой форме происходит отражение воздействий, которые сами по себе нейтральны для организма?

Ведь, согласитесь, запах несъедобен, звук рычания хищника не опасен!

Стало быть, резонно предположить, что абиотическое воздействие отражается в виде идеального образа, что и означает наличие психики как «внутренней» реальности. На уровне чувствительности оказывается возможным го­ворить об особой форме активности, направляемой идеа­льным образом. Чувствительность в простейшей форме связана с ощущениями, то есть субъективным отражением отдельных свойств предметов и явлений объективного мира; первая стадия эволюционного развития психики обозначается А. Н. Леонтьевым как«элементарная сенсор­ная психика». Следующая стадия - «перцептивная психи­ка», на которой возникает восприятие как отражение це­лостных объектов («перцепция» означает «восприятие») ; третья названа стадией интеллекта, где происходит отра­жение связей между объектами.



Согласно идее А. Н. Леонтьева, новые ступени психи­ческого отражения возникают вследствие усложнения де­ятельности, связывающей организм с окружающей сре­дой. Принадлежность к более высокой эволюционной ступени (согласно принятой систематике) сама по себе не является определяющей: организмы более низкой биоло­гической ступени могут демонстрировать более сложные формы поведения, чем некоторые высшие.

В связи с развитием деятельности А. Н. Леонтьев об­суждает и проблему возникновения сознания. Отличи­тельная черта сознания - возможность отражения мира безотносительно к биологическому смыслу этого отраже­ния, то есть возможность объективного отражения. Воз­никновение сознания обусловлено, по А. Н. Леонтьеву, возникновением особой формы деятельности - коллек­тивного труда.

Коллективный труд предполагает разделение функ­ций - участники выполняют различные операции, кото­рые сами по себе в ряде случаев могут выглядеть как бес­смысленные с точки зрения непосредственного удовлет­ворения потребностей человека, их осуществляющего.

Например, в ходе коллективной охоты загонщик гонит животное от себя. Но ведь естественный акт человека, желающего добыть пищу, дол­жен быть прямо противоположен!

Значит, имеют место особые элементы деятельности, подчиненные не непосредственному побуждению, но ре­зультату, целесообразному в контексте коллективной дея­тельности и выполняющему в этой деятельности проме­жуточную роль. (В терминах А Н. Леонтьева, здесь цель от­деляется от мотива, в результате чего выделяется действие как особая единица деятельности; к этим понятиям мы об­ратимся ниже, при рассмотрении структуры деятельно­сти.) Чтобы осуществить действие, человек должен осоз­нать его результат в общем контексте, то есть осмыслить его.

Таким образом, одним из факторов возникновения со­знания оказывается коллективный труд. Другим выступа­ет включенность человека в речевое общение, что позво­ляет через овладение системой языковых значений стать сопричастным общественному опыту. Сознание, собст­венно, образуется смыслами и значениями (к понятию «смысл» мы также еще обратимся), а также так называе­мой чувственной тканью сознания, то есть его образным содержанием.

Итак, с точки зрения А. Н. Леонтьева, деятельность выступает исходным моментом формирования психики на различных уровнях. (Отметим, что Леонтьев в послед­них работах понятие «деятельность» предпочитал отно­сить к человеку.)

Рассмотрим теперь ее структуру.

Деятельность представляет форму активности. Актив­ность побуждается потребностью, то есть состоянием нужды в определенных условиях нормального функцио­нирования индивида (не обязательно биологических). Потребность не переживается субъектом как таковая; она «представлена» ему как переживание дискомфорта, неу- . довлетворенности, напряжения и проявляется в поиско­вой активности. В ходе поисков происходит встреча по­требности с ее предметом, то есть фиксация на предмете, который может ее удовлетворить (это не обязательно мате­риальный предмет; это может быть, например, лекция, удовлетворяющая познавательной потребности). С этого момента «встречи» активность становится направленной (потребность в чем-то конкретном, а не «вообще»), потреб-

ность опредмечивается и становится мотивом, который мо­жет осознаваться или не осознаваться. Именно теперь, счи­тает А. Н. Леонтьев, возможно говорить о деятельности. Деятельность соотносится с мотивом, мотив - то, ради чего совершается деятельность; деятельность -■ это сово­купность действий, которые вызываются мотивом.

Действие - главная структурная единица деятельно­сти. Оно определяется как процесс, направленный на до­стижение цели; цель представляет осознаваемый образ желаемого результата. Вспомните теперь то, что мы отме­тили при обсуждении генезиса сознания: цель отделяется от мотива, то есть образ результата действия - от того, ради чего осуществляется деятельность. Отношение цели действия к мотиву представляет смысл.

Действие осуществляется на основе определенных способов, соотносимых с конкретной ситуацией, то есть условиями; эти способы (неосознаваемые или малоосоз-наваемые) называются операциями и представляют более низкий уровень в структуре деятельности. Деятельность мы определили как совокупность действий, вызываемых мотивом; действие может быть рассмотрено как совокуп­ность операций, подчиненных цели.

Наконец, самый низкий уровень - психофизиологи­ческие функции, «обеспечивающие» психические процес­сы.

Такова, в общем виде, структура, принципиально еди­ная для внешней и внутренней деятельности, отличных, естественно, по форме (действия производятся с реальны­ми предметами или с образами предметов).

Мы кратко рассмотрели структуру деятельности по А. Н. Леонтьеву и его представления о роли деятельности в филогенетическом развитии психики.

Теория деятельности, однако, описывает и закономер­ности индивидуального психического развития. Так, А. Н. Леонтьевым было предложено понятие «ведущая де­ятельность», позволившее Даниилу Борисовичу Эльконину (1904-1984) в соединении ее с рядом представлений Л. С. Выготского построить одну из основных в отечест­венной психологии периодизаций возрастного развития. Под ведущей деятельностью понимается та, с которой на данном этапе развития связано появление важнейших ново­образований и в русле которой развиваются другие виды де­ятельности; смена ведущей деятельности означает переход на новую стадию (например, переход от игровой деятель­ности к учебной при переходе от старшего дошкольного к младшему школьному возрасту).

Основным механизмом при этом выступает, по А. Н. Леонтьеву, сдвиг мотива на цель - превращение того, что выступало как одна из целей, в самостоятельный мотив. Так, например, усвоение знания в младшем школь­ном возрасте первоначально может выступать как одна из целей в деятельности, побуждаемой мотивом «получить одобрение учителя», а затем становится самостоятельным мотивом, побуждающим учебную деятельность.

В русле теории деятельности обсуждается и проблема личности - в первую очередь, в связи со становлением мо-тивационной сферы человека. По словам А. Н Леонтьева, личность «рождается» дважды.

Первое «рождение» личности происходит в дошкольном возрасте, когда устанавливается иерархия мотивов, первое соотнесение непосред­ственных побуждений с социальными критериями, то есть возникает возможность действовать вопреки непосредственному побуждению со­ответственно социальным мотивам.

Второе «рождение» происходит в подростковом возрасте и связано с осознанием мотивов своего поведения и возможностью самовоспита­ния.

Концепция А. Н. Леонтьева, таким образом, распро­страняется на широкий круг проблем теоретического и практического плана; ее влияние на отечественную психо­логию чрезвычайно велико, в связи с чем мы и рассмотре­ли ее хотя и в общем плане, но несколько подробнее, чем ряд других концепций. Отметим также ее значение для практики обучения: в русле теории деятельности была раз­работана теория поэтапного формирования умственных действий Петра Яковлевича Гальперина (1902- 198 8): соот­ветственно принципу интериоризации, умственное - внутреннее - действие формируется как преобразование исходного практического действия, его поэтапный пере­ход от существования в материальной форме к существо­ванию в форме внешней речи, затем «внешней речи про себя» (внутреннее проговаривание) и, наконец, в форме свернутого, внутреннего действия.

Научная школа, у истоков которой стоял Л. С. Выгот­ский, - одна из ведущих в психологии. Помимо назван­ных А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина, к ней принадлежат замечательные ученые, работавшие в различных областях психологии - Александр Романович

Деятельно­стью называется система различных форм реализации отношений субъекта к миру объектов. Так определял понятие «дея­тельность» создатель одного из вариан­тов деятельностного подхода в психо­логии Алексей Николаевич Леонтьев (1903 - 1979) (10).

Еше в 30-е гг. XX в. в школе А. Н.Леонтьева была выделена, а в последу­ющие десятилетия тщательно разработана структура отдельной деятельности. Представим ее в виде схемы:

Деятельность - Мотив (предмет потребности)

Действие - Цель

Операция - Задача (цель в определенных условиях)

Эта схема строения деятельности открыта как вверх, так и вниз. Сверху она может быть дополнена системой деятельностей разно­го вида, иерархически организованных; внизу - психофизиоло­гическими функциями, обеспечивающими реализацию деятель­ности.

В школе А. Н.Леонтьева выделяют еще две формы деятельности субъекта (по характеру ее открытости для наблюдения): внешнюю и внутреннюю (12).

В школе А.Н.Леонтьева отдельную, конкретную деятельность выделяли из системы деятельностей по критерию мотива.

Мотив обычно определяется в психологии как то, что «движет» деятель­ность, то, ради чего эта деятельность осуществляется.

Мотив (в узком понимании Леонтьева) – как предмет потребности, т.е., чтобы охарактеризовать мотив, необходимо обратиться к ка­тегории «потребность».

А.Н.Леонтьев определял потребность двояко:

Определение ПОТРЕБНОСТИ

расшифровка

1) как «внутреннее условие», как одну из обязательных предпо­сылок деятельности, которая, однако, не способна вызвать направ­ленную деятельность, а вызывает - как «нужда» - лишь ориенти­ровочно-исследовательскую деятельность, направленную на поиск предмета, способного избавить субъекта от состояния нужды.

«виртуальная потребность», потребность «в себе», «потребностном состоянии», просто «нуж­де»

2) как то, что направляет и регулирует конкретную деятель­ность субъекта в предметной среде после встречи его с предметом.

«актуальная потребность» (потребно­сть в чем-то конкретном)

Пример: До встречи с кон­кретным предметом, свойства которого в самом общем виде за­фиксированы в генетической программе гусенка, у птенца нет потребности следовать именно за тем конкретным предметом, который окажется у него перед глазами в момент вылупления из яйца. Однако в результате встречи «неопредмеченной» еще по­требности (или «потребностного состояния») с соответствующим предметом, подходящим под генетически зафиксированную схе­му примерного «образца», происходит запечатление именно данного предмета как предмета потребности - и потребность «опредмечивается». С тех пор данный предмет становится мотивом деятельности субъекта (птенца) - и он повсюду следует за ним.

Таким образом, потребность на первом этапе своего развития –это еще не потребность, а нужда организма в чем-то, что находится вне его, хотя и отраженная на психическом уровне.

Деятельность, побуждаемая мотивом, реализуется человеком в форме действий, направленных на достижение определенной цели.

Цель (по Леонтьеву) – как желаемый резуль­тат деятельности, сознательно планируемый человеком, т.е. мотив- это то, ради чего производится некая деятельность, цель - то, что планируется сделать в этой связи для реализации мотива.

Как правило, в человеческой деятельности мотив и цель не совпадают между собой .

Если цель всегда осознаваема субъектом (он всегда может отдать себе отчет в том, что собирается делать: подавать документы в институт, в такие-то дни сдавать вступительные экзаме­ны и т.п.), то мотив, как правило, является для него бессознатель­ным (человек может не догадываться об истинной причине своего поступления именно в этот институт: он будет уверять, что очень интересуется, например, техническими науками, тогда как на са­мом деле его побуждает поступать туда желание быть рядом с лю­бимым человеком).

В школе А.Н.Леонтьева особое внимание уделяется анализу эмоциональной жизни человека. Эмо­ции рассматриваются здесь как непосредственное переживание смыс­ла цели (который определяется стоящим за целью мотивом, поэтому эмоции могут быть определены как субъектив­ная форма существования мотивов). Эмоция дает понять человеку, каковы могут быть истинные моти­вы постановки той или иной цели. Если при успешном достижении цели возникает отрицательная эмоция, значит, для данного субъекта этот успех мнимый, поскольку то, ради чего все предпринима­лось, не достигнуто (мотив не реализован). Поступила в институт девушка, но не поступил любимый человек.

Мотив и цель могут переходить друг в друга: цель при приобре­тении ею особой побудительной силы может стать мотивом (этот механизм превращения цели в мотив называется в школе А.Н.Ле­онтьева «сдвигом мотива на цель ») или, напротив, мотив стано­вится целью.

Пример: Пред­положим, что юноша поступил в институт по желанию мамы. Тогда истинным мотивом его поведения является «сохранить хорошие отноше­ния с мамой», и этот мотив будет придавать соответствующий смысл цели «учиться именно в этом институте». Но учеба в институте и препо­даваемые в нем предметы настолько увлекают этого мальчика, что через некоторое время он начинает с удовольствием посещать все занятия уже не ради мамы, а ради получения соответствующей профессии, посколь­ку она целиком захватила его. Произошел сдвиг мотива на цель (бывшая цель приобрела побудительную силу мотива). При этом, наоборот, быв­ший мотив может стать целью, т.е. поменяться с нею местами, а может случиться другое: мотив, не переставая быть мотивом, превращается в мотив-цель. Этот последний случай бывает тогда, когда человек вдруг, отчетливо осознает истинные мотивы своего поведения и говорит себе: «Теперь я понял, что жил не так: работал не там, где хотел, жил не с тем, с кем хотел. С этого момента буду жить иначе и теперь совершенно осознанно буду достигать действительно значимых для меня целей».

Поставленная цель (в которой субъект отдает себе отчет) не означает еще, что способ достижения этой цели будет одинаков при разных условиях ее достижения и всегда при этом осознаваем. Одну и ту же цель разным субъектам зачастую приходится дости­гать в разных условиях (в широком смысле слова). Способ дей­ствия в определенных условиях называется операцией и соотно­сится с задачей (т.е. целью, данной в определенных условиях) (12).

Пример: поступление в институт может быть достигнуто разными способами (например, можно пройти «через сито» вступительных экзаменов, можно поступить по результатам олимпиады, можно не набрать нужных для бюджетного отделения баллов и все же поступить - на платное отделение - и т.п.) (12).

Определение

Примечание

Деятельность

    отдельная «единица» жизни субъекта, побуждаемая конкретным мотивом, или предметом потребности (в узком смысле по Леонтьеву).

    это совокупность действий, которые вызываются одним мотивом.

Деятельность имеет иерархическое строение.

Уровень особенных деятельностей (или особых видов деятельности)

Уровень действий

Уровень операций

Уровень психофизиологических функций

Действие

основная единица анализа деятельности. Процесс, направленный на реализацию цели.

    действие включает в качестве необходимого компонента акт сознания в виде постановки и удержания цели.

    действие – это одновременно и акт поведения. В отличие от бихевиоризма теория деятельности рассматривает внешнее движения в неразрывном единстве с сознанием. Ведь движение без цели – это скорее несостоявшееся поведение, чем подлинная сущность

действие = неразрывное единство сознания и поведения

    через понятие действия теория деятельности утверждает принцип активности

    понятие действия «выводит» деятельность человека в предметный и социальный мир.

Субъект

носитель деятельности, сознания и по­знания

Без субъекта нет объекта и наоборот . Это означает, что деятельность, рассматриваемая как форма отношения (точнее, форма реализации отношения) субъек­та к объекту, является осмысленной (необходимой, значимой) для субъекта, она совершается в его интересах, но всегда направ­лена на объект, который перестает быть «нейтральным» для субъек­та и становится предметом его деятельности.

Объект

то, на что направлена активность (реальная и познавательная) субъекта

Предмет

обозначает не­которую целостность, выделенную из мира объектов в процессе человеческой деятельности и познания.

неразделимы деятельность и предмет (поэтому постоянно говорят о «предметности» деятель­ности; «беспредметной» деятельности не бывает). Именно благо­даря деятельности объект становится предметом, а благодаря пред­мету деятельность становится направленной. Таким образом, деятельность объединяет понятия «субъект» и «объект» в нераздели­мое целое.

Мотив

предмет потребности, то, ради чего осуществля­ется та или иная деятельность.

Каждая отдельная деятельность побуждается мо­тивом, сам субъект может не осознавать свои мотивы, т.е. не отдавать себе в них отчета.

Мотивы порождают действия, т.е приводят к образованию целей, а цели, как известно, всегда осознаются. Сами мотивы осознаются не всегда.

- Осозноваемые мотивы (мотивы – цели, характерны для зрелых личностей)

- Неосознованемые мотивы (проявляются в сознании в виде эмоций и личностных смыслов)

Полимотивированность человеческих мотивов.

Главный мотив – ведущий мотив, второстепенные – мотивы – стимулы.

Цель

образ желаемого результата, т.е. того результата, который должен быть достигнут в ходе выполнения действия.

Цель всегда осознаваема. Побуждаемый тем или иным мотивом к деятельности, субъект ставит перед собой определенные цели, т.е. сознательно планиру­ет своими действиями достичь какого-либо желаемого им результата. При этом достижение цели всегда происходит в конкретных условиях, которые могут меняться в зависимости от обстоятельств.

Цель задает действие, действие обеспечивает реализацию цели.

Задача

цель, данная в определенных условиях

Опера­ция

Способы осуществления действий

Характер используемых операций зависит от условий, в которых совершается действие. Если действие отвечает цели, то операция отвечает условиям (внешние обстоятельства и возможности), в которых эта цель дана. Главное свойство операции в том, что они мало осознаются или совсем не осознаются. Уровень операции заполнен автоматическими действиями и навыками.

Операциибывают 2-х видов: одни возникают путем адаптации, непосредственного подражания (практически не осознаются и не могут быть вызваны в сознании даже при специальных усилиях); другие возникают из действий путем их автоматизации (находятся на грани сознания и легко могут стать актуально осознаваемыми). Всякое сложное действие состоит из слоя действий и слоя «подстилающих» их операций.

Потребность

    это исходная форма активности живых организмов. Объективное состояние живого организма.

    это состояние объективной нужды организма в чем-то, что лежит вне его и составляет необходимое условие его нормального функционирования.

Потребность всегда предметна.

Органическая потребность биологического существа в необходимом для его жизнедеятельности и развития. Потребности активизируют организм – поиск необходимого предмета потребности: пищи, воды итд. До своего первого удовлетворения потребность «не знает» своего предмета, он должен быть еще найден. В ходе поиска происходит «встреча» потребности со своим предметом, его «узнавание» или «опредмечивание потребности». В акте опредмечивания рождается мотив. Мотив определяется как предмет потребности (конкретизация). Самим актом опредмечивания потребность меняется, преобразуется.

- Биологическая потребность

Социальная потребность (потребность в контактах с себе подобными)

Познавательная (потребность во внешних впечатлениях)

Эмоции

отражение отношения результата деятельности к ее мотиву.

Личностный смысл

переживание повышенной субъективной значимости предмета, действия, события, оказавшихся в поле деятельности ведущего мотива.

Субъект выступает в процессе совершения им той или иной деятельности как организм со своими психофизиологи­ческими особенностями, и они также вносят свой вклад в специ­фику совершаемой субъектом деятельности.

С точки зрения школы А. Н.Леонтьева, знание свойств и струк­туры человеческой деятельности необходимо для понимания пси­хики человека (12).

Традиционно в деятельностном подходе выделяются несколь­ко динамических составляющих («частей», или, точнее, функцио­нальных органов) деятельности, необходимых для ее полноценного осуществления. Главными из них являются ориентировочная и исполнительная составляющие, функциями которых выступают соответственно ориентировка субъекта в мире и исполнение дей­ствий на основе полученного образа мира в соответствии с поставленными им целями.

Задачей исполнительной составляющей деятельности (ради которой дея­тельность вообще существует) является не только приспособле­ние субъекта к миру объектов, в котором он живет, но и измене­ние и преобразование этого мира.

Однако для полноценного осуществления исполнительной функции деятельности ее субъекту необходимо ориентироваться в свойствах и закономерностях объектов, т.е., познав их, уметь изменить свою деятельность (например, использовать те или иные конкретные операции как способы осуществления действий в оп­ределенных условиях) в соответствии с познанными закономер­ностями. Именно это является задачей ориентировочной «части» (функционального органа) деятельности. Как правило, человек должен, прежде чем что-то делать, сориентироваться в мире для построения адекватного образа этого мира и соответствующего ему плана действий, т.е. ориентировка должна забегать вперед исполнения. Так чаще всего поступает взрослый человек в обыч­ных условиях деятельности. На ранних ступенях развития (например, у маленьких детей) ориентировка совершается в про­цессе исполнения, а иногда и после него (12).

Резюме

    Сознание не может рассматриваться как замкнутое в самом себе: оно должно быть выведено в деятельность субъекта («размыкание» круга сознания)

    поведение нельзя рассматривать в отрыве от сознания человека. Принцип единства сознания и поведения.

    деятельность- это активный, целенаправленный, процесс (принцип активности)

    действия человека предметны; они реализуют социальные – производственные и культурные – цели (принцип предметности человеческой деятельности и принцип ее социальной обусловленности) (10).

Мотивы и потребности (по А. Н. Леонтьеву). Один из главных вопросов - это «вопрос о соотношении мотивов и потребностей», - писал

Само развитие потребностей связано с развитием их предметного содержания , т.е. с развития мотивов. Ведь даже витальные потребности удовлетворяются для того, чтобы с их помощью действовать. «Но субъективные переживания, хотения, желания и т.п. не являются мотивами потому, что сами по себе они не способны породить направленную деятельность, и, следовательно, главный психологический вопрос состоит в том, чтобы понять, в чем состоит предмет данного хотения, желания или страсти» (выделено нами. - Авт.) А.

Потребность - это объективная нужда в чем-то. Мотив - это поиск конкретного предмета удовлетворения потребности. Например: голод - потребность, конкретный съедобный объект - мотив.

Правда, есть и определенные сомнения относительно соотношения мотивов и потребностей, обозначенного в работах Леонтьева, где мотив связан с предметом удовлетворения потребности. Например, И. Г. Кокурина, считает, что такое понимание мотива несколько ограниченно, поскольку «в одном предмете могут воплощаться самые разные потребности» .

Но если учесть, что потребности осознаются, а осознание - эго сложный процесс, предполагающий изменение отношения и к своим потребностям, и к предметам их удовлетворения, то получается, что человек постоянно уточняет для себя, для чего ему нужно то-то и то-то. В том-то и проблема, что для удовлетворения какой-то потребности могут использоваться разные предметы. И человек постоянно решает для себя, какой предмет ему нужен в большей степени. При этом могут включаться не только чисто прагматичные соображения (например, какой-то предмет более «доступен», значит, ему и отдается предпочтение), но и различные этические ограничения, что наиболее интересно в условиях переходного или деградирующего общества, когда вопросы мотивации тех или иных действий приобретают все больше этическую окраску.

Связь мотива и цели деятельности (по А. Н. Леонтьеву). «Генетически исходным для человеческой деятельности является несовпадение мотивов и целей... мотивы актуально не осознаются субъектом... правда, нам нетрудно привести их мотивировку , но мотивировка вовсе не всегда содержит в себе указание на действительный мотив» (выделено нами. - Авт.) .

Близкие мысли можно обнаружить и у С. Л. Рубинштейна, который писал о том, что в общественном производстве «прямой целью общественноорганизованной человеческой деятельности является выполнение определенной общественной функции; мотивом же ее для индивида может оказаться удовлетворение личных потребностей». Но при этом само «единство деятельности конкретно выступает как единство тех целей, на которые она направлена, и мотивов, из которых она исходит» (выделено нами. - Авт.) .

Но мотивы могут и осознаваться (например, когда мы просто понимаем, что какое-то действие доставляет нам удовольствие). Здесь часто возникает противоречие таких эмоционально окрашенных мотивов и личностного смысла (чего-то более важного, глобального по отношению к простому действию). Это раздвоение является следствием полимотивироваииости деятельности. Например, трудовая деятельность общественно мотивированная, но она управляется и такими мотивами, как, скажем, материальное вознаграждение .

«Таким образом, - пишет Леонтьев, - одни мотивы, побуждая деятельность, вместе с тем придают ей личностный смысл; мы будем называть их смыслообразующими мотивами. Другие, сосуществующие с ними, выполняют роль побудительных факторов (положительных или отрицательных) порой остро эмоциональных, аффективных, - лишены смыслообразующей функции; мы будем называть такие мотивы мотивами-стимулами» (выделено нами. - Авт.). Отсюда возникает проблема иерархии мотивов.

Интересно, что в структуре одной деятельности определенный мотив может выполнять функцию смыслообразовапия , а в другой - функцию дополнительной стимуляции. Например, мотив общения в разговоре со скучным собеседником явно не является смыслообразующим - для соблюдения норм приличия. Но если это общение с любимым человеком, то оно становится существенным.

«Парадокс состоит в том, что мотивы открываются сознанию только объективно , путем анализа деятельности, ее динамики. Субъективно же они выступают только в своем косвенном выражении - в форме переживания желания, хотения, стремления к цели... Эти непосредственные переживания и выполняют роль внутренних сигналов, с помощью которых регулируются осуществляющиеся процессы... Осознание мотивов есть явление вторичное , возникающее только на уровне личности и постоянно воспроизводящееся по ходу ее развития» (выделено нами. - Лет.) .

Механизм «сдвига мотива на цель деятельности» (по А. Н. Леонтьеву). В ходе развития человеческой деятельности (прежде всего, трудовой) происходит ее усложнение, дифференциация и специализация, когда люди чаще занимаются более-менее фиксированными производственными функциями.

«Естественное следствие этого состоит в том, что происходит как бы сдвиг мотива на цель этих действий. Действие теперь тоже преобразуется, но уже превращаясь не в операцию... а в деятельность, теперь имеющую самостоятельный мотив. Благодаря этому мотивы также вступают в круг сознаваемого» .

«Решающий психологический факт состоит в сдвиге мотивов как раз на такие цели действия, которые непосредственно не отвечают естественным, биологическим потребностям» . Например, это могут быть познавательные мотивы и др.

Механизм сдвига мотива на цель - это еще один штрих, объясняющий само развитие мотивов. Но возможны и обратные преобразования, когда деятельность утрачивает свой мотив и превращается в простое действие или операцию (например, автоматизированные действия и операции).

Мотивы и задачи деятельности (но С. Л. Рубинштейну). «Единство деятельности создается, прежде всего, наличием больших задач, подчиняющих себе ряд более мелких, частных задач, входящих в них в качестве звеньев. Включение действия в новый, более обширный, контекст придает ему новый смысл и большую внутреннюю содержательность, а его мотивация - большую насыщенность. Действие, становясь способом разрешения более общей задачи, теряет специально к нему относящуюся преднамеренность и приобретает особую легкость и естественность» .

Сами мотивы определяются задачами, в решение которых включается человек. «Мотив для данного действия заключается именно в отношении к задаче, к целям и обстоятельствам, при которых действие возникает». Сам личный мотив человека - это своеобразный «приводной ремень для того, чтобы подчинить его деятельность объективной логике задач, в разрешение которых он включен» .

Интересно, что «одна и та же задача является психологически задачей различной трудности, когда ее приходится решать в различных социальных ситуациях» . Например, одно дело читать лекции в подготовленной (мотивированной) аудитории и совсем другое - в неподготовленной (немотивированной). Правда, если использовать примитивные приемы обольщения аудитории, то и в неподготовленной аудитории может быть «успех».

Проблема оценки эффективности деятельности. Прежде всего это проблема оценки (признания) и самооценки своего труда. Это интересно, так как оценка (признание) труда сама по себе влияет и на мотивацию, и на качество труда. С. Л. Рубинштейн писал: «...оценка, направленная на личность действующего субъекта, воспринимается иначе, чем оценка, направленная на те или иные действия. Однако оценка все же совершается на основании результатов деятельности, ее достижений или провалов, достоинств или недостатков и поэтому она сама должна быть результатом, а не целью деятельности. Для того чтобы прийти к положительной оценке, надо идти по направлению цели своих действий. Там, где оценка становится самостоятельной целью субъекта... как бы минуя цель самого действия... в деятельности наступают те или иные отклонения. Это случается при публичных выступлениях» .

Интересно, что «не только положительная, но и отрицательная оценка может оказать благотворное влияние, если она обоснована и мотивирована» .

Мотивация и уровень притязаний. Связь мотивации с уровнем притязаний личности давно является не только предметом научного исследования, но и воспринимается многими даже на уровне обыденного сознания. Например, если ученик без успеха решает задачу, с которой не справляются и студенты, то вряд ли он сильно огорчится, но если ему скажут, что такую задачу легко решают учащиеся младших классов, то это его огорчит и заставит как-то освоить пути ее решения. При этом возникает интересная закономерность: «с повышением уровня достижений личности, как правило, повышается и уровень ее притязаний» .

Связь мотивации и успешности деятельности (А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн). Проблема переживания успешности как основа формирования личностного смысла деятельности. До сих пор очень популярны «гедонистические концепции» мотивации, где все объясняется «принципом удовольствия». Интересно, что если крысам вживляют электроды в центры удовольствия, то они доводят себя до изнеможения; мотивы здесь не развиваются, а разрушаются. «Особенность эмоций состоит в том, что они отражают отношения между мотивами (потребностями) и успехом... они возникают вслед за актуализацией мотива (потребности) и до рациональной оценки субъектом своей деятельности» . На основании переживания успеха (или неуспеха) деятельности формируется «личностный смысл деятельности» (но А. Н. Леонтьеву).

Интересно, что «даже успешное выполнение одного и того же действия вовсе не всегда ведет к положительной эмоции» (например, чихание во время спектакля). Интересно также и то, что «успех или неуспех в одной области деятельности может существенно сместить вверх или вниз уровень притязаний детей в другой области, особенно если уровень притязаний во второй области еще не установился» .

Важно при этом различать личный успех и успех общественный.

С. Л. Рубинштейн пишет: «В действительности мотивы личного успеха вовсе не безраздельно господствуют в поведении людей. Все подлинно великое и ценное, что было сделано людьми, сплошь и рядом делалось не только в целях личного успеха и признания, но иногда и с явным пренебрежением к нему. Сколько больших новаторов в общественной жизни, в науке, искусстве делали свое дело, не получая при жизни признания, и тем не менее не отступались от него, не сворачивали на те проторенные дорожки, которые с наименьшей затратой сил вели к личному признанию и успеху! Но одно дело - личный успех, успех данного индивида, который достигается и в том деле, которое он ради этого успеха делает, совсем другое дело - общественный успех, успех того дела, которому человек отдается и ради которого он готов приносить всяческие жертвы. Именно этот мотив - успех большого дела, а не успех личный - должен стать основой мотивации деятельности человека социалистического общества» .

Мотив в структуре деятельность (по А. Н. Леонтьеву). Сама деятельность определяется целью (где деятельность выступает как преобразование отношений между потребностями субъекта и возможностями их удовлетворения). Действие - мотивом. Операция - задачей (соотношение цели с условиями определяет задачу, где задача - это цель, данная в определенных условиях и требующая использования конкретных способов, средств ее решения).

Мотивация является центральным понятием в психологии. Выше (§ 2 главы 1) было показано, что жизнь как совокупная деятельность и, следовательно, все психические явления и процессы, как неотъемлемая часть структуры деятельности обусловлены именно мотивацией.

Мотив обычно понимается как побуждение, направляющее деятельность. В психологической теории деятельности А.Н. Леонтьева мотивом, как отмечалось выше, выступает предмет потребности - "то объективное, в чем эта потребность конкретизируется в данных условиях и на что направлена деятельность как на побуждающее ее". А.Н. Леонтьев подчеркивал, что "о потребностях ничего нельзя сказать иначе, как на языке мотивов. Даже об их динамике (степени их напряженности, мере насыщения, угасания) мы можем судить лишь по силам ("векторам" или "валентности") мотивов. Курт Левин был первым, кто в изучении потребностей человека пошел по этому пути и открыл в психологии побудительную силу объектов".

В представлениях А.Н. Леонтьева четко различаются сама потребность как внутреннее "состояние организма" и мотив, придающий деятельности определенную направленность. "То, что является единственным побуждением направленной деятельности, есть не сама по себе потребность, а предмет, отвечающий данной потребности". Методологическое значение этого различения для анализа деятельности прежде всего состоит в том, что она побуждается не "переживанием потребности", а "побудительной силой объектов". Актуализация потребности, как было показано выше (глава 2), определяет лишь поисковую фазу деятельности, в результате которой потребность находит свой предмет. Собственно активная, направленная фаза деятельности определяется уже предметом потребности, мотивом. Существенным моментом является также то, что одна и та же потребность может быть реализована посредством различных мотивов (отвечающих ей предметов) и соответственно посредством различных деятельностей.

Вместе с тем четкое различение потребности и мотива проводится не всеми исследователями (А. Маслоу, Ж. Ньюттен, К. Левин и другие). Так, в работах К. Левина, посвященных именно динамике "побудительной силы объектов", употребляется термин "потребности", которые, как отмечает X. Хекхаузен, имеют статус мотивов.

Понимание мотива как предмета потребности, в котором потребность "конкретизируется в данных условиях", представляется нам наиболее емким. Помимо возможности более полного анализа различных деятельностей такое понимание подчеркивает тождественность жизни и деятельности, неразрывную связь индивида и среды, мира (см. § 2 главы 1). В то же время трактовка мотива как объекта внешнего мира, на который направлена деятельность, отнюдь не исключает выделение его внутренней стороны, определяемой пристрастным, эмоциональным отношением субъекта. Пристрастность к предмету потребности, как было показано выше, интериоризирует отвечающий потребности объект внешнего мира и экстериоризирует саму потребность.

По степени действенности - отношению к осуществляемым или возможным деятельностям - А.Н. Леонтьев разделил мотивы на "реально действующие", "знаемые" ("понимаемые") и потенциальные.

Реально действующие мотивы побуждают все деятельности, реально осуществляемые индивидом. "Знаемые" (понимаемые) мотивы определяют понимание человеком необходимости осуществления соответствующих деятельностей, но не имеют для их реального осуществления побудительной силы. Данное обстоятельство связано с разрывом между собственно знанием и информацией (см. § 5 главы 2). "Знаемые" мотивы представляют собой те или иные ценности общественного сознания, не ставшие реально действующими мотивами индивида как раз в силу отсутствия у него соответствующей этим ценностям жизненной практики. А.Н. Леонтьев отмечал, что "знаемые" мотивы "при определенных условиях становятся действенными мотивами". Эти условия - собственная жизненная практика человека, позволяющая ему принять ценность общественного сознания как свою собственную, как свое собственное знание.

Потенциальные мотивы - мотивы, которые обладают побудительной силой, но вследствие тех или иных внешних условий и обстоятельств не могут быть реализованы. Если внешние условия и обстоятельства меняются в благоприятную сторону, потенциальные мотивы становятся реально действующими. В.К. Вилюнас подчеркивает, что потенциальные мотивы, как и реально действующие, являются характеристикой личности и составляют очень значимую ее сторону.

Среди реально действующих мотивов А.Н. Леонтьев выделяет смыслообразующие мотивы и мотивы-стимулы. Смыслообразующие мотивы отражают те или иные стороны личности человека, в связи с чем придают деятельности личностный смысл. Мотивы-стимулы выполняют роль дополнительных побудительных факторов (они могут быть как положительными, так и отрицательными). Например, выполняя любимую работу или занимаясь каким-либо другим интересным для него делом, человек делает это ради самого процесса деятельности, но дополнительным побудительным фактором может выступать зарплата (улов на рыбалке, охотничья добыча и т. п.).

Понятие мотивации обычно употребляется в двух значениях. В первом, более узком значении оно включает совокупность побуждений, направляющих какую-либо конкретную деятельность. От понятия мотива в этом значении понятие мотивации отличается тем, что включает дополнительные реально действующие мотивы (если деятельность полимотивирована), а также цели, ведущие к достижению мотива (мотивов), если они с ними не совпадают. В последнем случае в совокупности побуждений данной деятельности участвуют и волевые процессы, т. е. сфера произвольности.

Второе, широкое значение понятия мотивации объединяет все устойчивые мотивы человека, определяющие его совокупную деятельность, т. е. жизнь в целом. Для широкого значения понятия мотивации часто применяется термин "мотивационная или мотивационно-потребностная сфера". Мотивационная сфера является "ядром личности" (А.Н. Леонтьев), определяющим ее основные свойства, прежде всего направленность и главные ценности.

Помимо устойчивых реально действующих мотивов мотивационная сфера включает личностно значимые потенциальные мотивы, а также дальние устойчиво сохраняющиеся цели. Последние могут быть связаны как с личностно значимыми реально действующими или потенциальными мотивами, так и с понимаемыми ("знаемыми") мотивами, если имеет место дефицит ценностей, обретенных в результате собственной жизненной практики (имеющих статус собственно знания).

Как было отмечено, для достижения целей (как ближних, так и дальних), не совпадающих с мотивами, в качестве непосредственной побудительной силы выступают волевые процессы (сфера произвольности). К. Левин связывал действия, направленные на достижение целей, именно с волевыми процессами. Действительно, если за целью стоит реально действующий, но не совпадающий с ней мотив, ее достижение обусловлено проявлением сферы произвольности. Если же цель связана с каким-либо "знаемым" мотивом, не имеющим собственной побудительной силы, то ее достижение целиком и полностью определяется сферой произвольности.

Итак, мотивационная сфера человека как ядро, стержень его личности включает личностно значимые (следовательно, устойчивые) реально действующие и потенциальные мотивы, дальние устойчиво сохраняющиеся цели, в том числе связанные с понимаемыми мотивами, а также сферу произвольности, выполняющую функцию побуждения в достижении целей.

Среди дальних целей, преследуемых человеком, особое место занимают цели, направленные на реализацию выбранного им жизненного пути. Они одновременно являются и главнейшими компонентами мотивационной сферы, показателем направленности личности, и той "генеральной линией", в соответствии с которой человек воплощает в жизнь выбранные им ценности. Пользуясь выражением Ф.Е. Василюка, совокупность целей, направленных на реализацию жизненного выбора, можно назвать "замыслом человека о себе, о своей жизни", или, более коротко, жизненным замыслом.

Первоначальное становление жизненного замысла происходит в юности, в форме личностного (морального) и профессионального самоопределения. Более полно мотивационный аспект понятия жизненного замысла будет раскрыт ниже.