Движение и его выражение основа языка. Движение и его выражение - глагол - является основой языка

У каждого человека есть Родина – это то место, где он родился и вырос. Родину, как и родителей, невозможно выбрать - она дается раз и навсегда при рождении. Узнаем, что такое родина и насколько важна любовь к ней.

Определение родины

Слово «родина» произошло от старинного слова «род». Оно обозначает группу людей, которых объединяет кровное родство. Каждый человек - это дальний потомок какого-то древнейшего рода.

Родина объединяет людей, которые живут на одной территории, говорят на одном языке, имеют одинаковые паспорта, вместе отмечают государственные праздники. В случае необходимости люди встают на защиту своей родины.

Наша Родина, наше Отечество - это Россия. Отечеством ее зовут потому, что в ней испокон веков жили и трудились наши отцы и деды. Очень часто Родину сравнивают с матерью, и это неудивительно, ведь она кормит и поит нас, бережно растит, защищая и оберегая. На свете много красивых и интересных стран, но для каждого человека самой лучшей будет его родная страна. У каждого человека есть и малая родина - его родное село или город, в котором он родился и вырос.

Россия - самое большое государство в мире. Она занимает огромную площадь и имеет водные и сухопутные границы с 18 странами. Протяженность России настолько велика, что пока на одном ее краю люди только собираются идти на работу, на другом уже ложатся спать.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Рис. 1. Россия на карте.

Россию населяют многие народы: русские, татары, буряты, удмурты, якуты, чеченцы, даргинцы, ненцы, осетины и другие. Столица нашей родины - город Москва.

Во время правления Петра Первого столицей Российского государства был Санкт-Петербург. Этот город славится своими прекрасными дворцами, разводными мостами и белыми ночами.

Государственные символы России

Каждое государство имеет свои символы, которые отличают его от других стран. Все они уникальны и неповторимы.

  • Герб России

В переводе слово «герб» означает «наследство». Это официальный символ государства, его опознавательный знак. Гербами украшают печати, документы, монеты, флаги.

Государственный герб РФ представляет собой изображение двуглавого золотого орла на красном четырехугольном щите. Крылья орла подняты вверх, головы его увенчаны малыми коронами, а над ними расположена одна большая корона - это символы независимости нашего государства.

В правой лапе орел держит скипетр - символ закона, а в левой лапе – державу - символ объединения российского народа.

На груди у орла на красном щите изображен всадник, пронзающий копьем поверженного дракона.

Рис. 2. Герб России

Государственный флаг - важный опознавательный каждого государства, его символ. Он выполняет такую же функцию, что и герб - вместе они дополняют друг друга. При помощи флага можно сразу узнать, какое это государство. Именно поэтому флаг, который можно отличить с большого расстояния, устанавливают на крупных объектах: морских судах, сооружениях, территориях.

Государственный флаг РФ - это прямоугольное полотно, состоящее из трех одинаковых по ширине полос. Сверху размещается белый цвет, в середине - синий, и внизу - красный.

Не принципиально, какой оттенок будет выбран на флаге: светло-синий или темно-красный. Главное, чтобы три цвета - белый, синий и красный - были четко видны. Но еще важнее, чтобы цвета располагались в установленном порядке. Если по невнимательности российский флаг установить в перевернутом виде, белая полоса окажется внизу, а красная - вверху. Это очень грубая ошибка, проявление неуважения к стране.

Рис. 3. Флаг России.

  • Гимн России

Государственный гимн - это торжественная песня, музыкальное произведение, которое является одним из символов государства. Гимн выполняет такую же функцию, как герб и флаг - отличает страну от других государств.

Музыку к гимну РФ написал композитор А. В. Александров, а слова - С. В. Михалков. Гимн может звучать как со словами, так и без них - любое исполнение будет считаться правильным.

Гимн звучит в наиболее важных, торжественных случаях. Но его можно исполнять и при возникновении такой потребности, когда хочется подчеркнуть принадлежность к своей стране.

Что мы узнали?

При изучении темы «Что такое Родина?» по программе 1 класса окружающего мира мы узнали, что такое Родина и какое значение она имеет для каждого человека. Также мы выяснили, что такое малое родина. Мы узнали, какие государственные символы принадлежат России. Данная тема очень важна не только для первоклассников, но и для детей других возрастов.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.5 . Всего получено оценок: 130.

Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт. Родину, как и родителей, не выбирают. О ней пишут стихи и песни, снимают кино, воздвигают памятники и рисуют картины.

Это понятие вкладывается в детские головы с ранних лет в целях привития патриотического духа и воспитания достойных граждан своей страны. Несмотря на это, мало кто может внятно ответить на вопрос, что такое Родина.

Происхождение и значение понятия Родина

За всю жизнь человек может сменить несколько мест проживания: городов, регионов и даже стран.

Если исходить из того, что Родина – это место, к которому привязана душа и куда все время тянет, то какое из них можно так назвать? Там, где он родился? Или там, где доживал последние годы? А может это понятие означает территорию, где индивид ( ?) прожил большую часть своего жизненного пути?

Слово «родина» имеет корень «род», означающий общность людей, имеющих кровное родство. В древние времена задача сохранения рода была сверхценной, так как только группами люди могли выживать, добывая пищу и защищаясь от недругов.

Остаться одному – означало встретить верную погибель. Современный мир – тихий и комфортный – уже не несет столько опасности, и все же ценность родства осталась, пусть и не столь ярко выраженной. Мы все являемся потомками тех древних людей.

Нас объединяет общая территория, язык, культурные и морально-нравственные ценности. У нас , мы . Отмечаем одни государственные праздники и готовы встать на защиту своей страны в случае необходимости. Наша Родина – это Россия.

Родину также называют Отечеством , так как это то место, где жили наши отцы и деды. Получается, что Родина и Отечество – это мама и папа, в более широком понимании – предки. Это страна, где жили ваши родители, и где вы появились на свет, росли и воспитывались.

Малая и большая Родина

Часто разграничивают большую и малую Родину. На самом деле понятия практически тождественны, просто используются в широком и узком смысле.

Большая Родина – это широкое понятие, означающее родную страну, государство. В данном случае – Россию, русскую землю.

Малая Родина также означает географическое положение, но более узкое, точечное. Это город или поселок, в котором индивид появился на свет. Это дом и улица, где он рос вместе с соседскими ребятами. Школа и первые учителя.

То есть если человек родился в одном населенном пункте, а позднее переехал в другой, то можно сказать, что он покинул малую Родину, но не большую.

Оставаясь в той же стране, но в другом городе, люди скучают по своему краю, ведь именно там прошел самый счастливый и светлый период жизни – детство. Поэтому многие считают Отчизной место, в котором родились , скучают по нему и мечтают туда вернуться.

Что значит любовь к Родине

Спросите у любого , уехавшего на постоянное место жительство в другое государство, что он чувствует по отношению к оставленной стране. Каждый из них (бывают, конечно, и исключения) расскажет о и тоске, связанными с воспоминаниями о Родине.

Человек может сменить географическое положение, но ничто не в силах переделать его прошлое, удалить из сознания связанные с ним чувства и эмоции. Если не явно, то в глубине души он всю жизнь будет мечтать о том, чтобы вернуться и взглянуть на родные места хотя бы одним глазком, пройтись по местам своего детства и юности, вдохнуть «тот самый» воздух.

Так что же такое любовь к Родине , в чем она проявляется?

  1. Парадокс, можно не быть , но при этом иметь к ней сильную привязанность. Такое происходит, когда человек недоволен внутренней политикой и действиями власти, но ни за что не согласится покинуть свою землю. Это и есть любовь;
  2. Можно не уважать власть и ее законы, но если нагрянет беда, большинство жителей сплотится, чтобы защитить свою Родину. Это тоже любовь;
  3. Родину любят и ценят не за что-то, а просто так . Любят людей, которые здесь живут, бескрайние просторы полей и лесов, моря и океаны, ее историю и культуру.

Каждый сам выбирает, за что любить свою страну, но равнодушных практически нет. Человек без Родины – все равно что без семьи: одинокий, кочующий странник, который не может найти свое пристанище. Он ни к чему не привязан и потому не имеет глубокого смысла существования.

Любовь к отчизне – это не только гордость, радость за победы и свершения своего народа. Это также горечь от потерь, ошибок и поражений. Понять это способен только зрелый человек, наделяющий данное понятие более глобальной сутью.

«Родина. Пусть кричат «Уродина!», а она нам нравится, спящая красавица» – пел Ю.Шевчук, метафорично говоря, что свою страну любят любой, какая бы она ни была .

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога сайт

Вам может быть интересно

Иммигрант и эмигрант - в чем между ними разница Что такое репатриация: исторические и современные примеры Кто такой пансексуал - особенности ориентации и отличия от бисексуала Что такое патриотизм и почему он нужен прежде всего нам самим Что такое эмиграция и чем это отличается от иммиграции Харизма - что это такое и можно ли ее развить, чтобы стать харизматичным человеком Что такое рассказ Что такое любовь - 7 шагов ее рождения и 10 фактов о влюбленных Что такое ностальгия и каковы причины ее возникновения Депортация: что это такое, по отношению к кому и за какие действия применяется Доброта и жестокость - как написать итоговое сочинение (подбор аргументов, темы и пример работы)

Класс: 2

УМК: «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф.Виноградовой. 2 класс.

Место урока в учебном плане: 1 урок в теме «Россия – твоя Родина.

Тип урока: Урок изучения нового учебного материала.

Формы работы: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Оборудование и материалы:

Для учителя: компьютер, проектор, фонограммы песен, презентация «Родина - что это значит», рисунки обучающихся, физическая карта России.
Для обучающихся: учебник «Окружающий мир», 2 класс, автор Н.Ф.Виноградова. УМК «Начальная школа XXI века», рабочая тетрадь №1, разрезные карточки с пословицами, толковые словари, рабочие листы для групп по темам: «Герб», «Гимн», «Флаг», карточка-план презентации.

Цели урока:

  • Обучающие :
    • подвести детей к осознанию понятия Родина;
    • раскрыть некоторые возможные формы проявления любви к Родине;
    • познакомить с символикой Российского государства;
    • расширять кругозор обучающихся;
    • обогащать их словарный запас.
  • Развивающие :
    • воспитывать гуманную, творческую, социально-активную личность
  • Воспитательные :
    • способствовать развитию интереса к истории своей Родины;
    • формировать интерес у детей к своей «малой» Родине, уважительное отношение к культуре родной страны;
    • создавать эмоционально-положительную основу для развития патриотических чувств: любви и преданности к Родине, чувство гордости за героическое прошлое своей Родины.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Звенит заливисто звонок,
Зовёт детей он на урок.
Вот они уже стоят,
Образуя стройный ряд.
Теперь тихонечко все сели
И соседа не задели.

2. Подведение к теме урока

– Предлагаю вашему вниманию отрывок из песни. После того, как прослушаете отрывок, вы должны будете ответить на вопрос: «О чём сегодня пойдёт речь на уроке?»

Звучит отрывок из песни «Это ты Родина моя – Россия» (Презентация . Слайд 1)

– Кто догадался, о чём сегодня мы с вами будем беседовать на уроке?

3. Формулирование темы и целей урока

– Предположите как будет звучать тема урока?
– Что мы сегодня будем повторять? Изучать?
– Мы начинаем изучать новый раздел «Россия – твоя Родина». А начинаем мы наш раздел с изучения темы «Родина – что это значит». (Слайд 2)
– Сегодня на уроке мы с вами поговорим о том, что такое Родина, как люди выражают свою любовь к родной земле, что значит Родина для человека? (Слайд 3)

4. Знакомство с новым материалом

У нас над головой общая крыша – голубое небо.(Слайд 4)
– У нас под ногами общий пол – земная поверхность.(Слайд 5)
– У нас на всех одна лампа и печка – ласковое солнышко.
– У нас общий водопровод – это дождевые и снежные тучи.
– А сейчас послушайте стихотворение Е. Серова «Мой дом», которое подготовил нам Швец Владимир.

Е. Серов "Мой дом"

У меня есть роднойудивительный дом.
Нет стены ни одной в этом доме моем.
Только есть потолок –голубой – голубой,
Только много дорог – знай, шагай по любой!
Очень дом мой огромен –от песков и до льдин! (Слайды 6, 7)
Хорошо, что я в домеживу не один.

– О каком доме идёт речь в стихотворении?
– Правильно, в этом стихотворении говорится про нашу планету Земля. (Слайд 8)
– Мы на этой планете живём.
– На этой планете есть место, где мы с вами родились, живём, работаем, учимся, здесь живут наши близкие и друзья.
– Как называется это место?
– Это наша Родина.

Постановка проблемы

– Подумайте, ребята, и постарайтесь ответить на вопрос:
– Что такое Родина?

(Составление кластера по теме «Родина»)

– Ответов на этот вопрос может быть много:

– Родина – это страна, в которой мы родились и живём.
– Наша Родина – это русские леса, поля, моря и реки.
– Это земля, на которой жили, трудились наши предки.
– Земля, которую наши предки защищали от врагов.
– Родина – это наш край, город, село.

Выставка детских рисунков на тему «Родина».

– Ребята, расскажите о том, как вы показали Родину в своих рисунках.
– Что мы Родиной зовём?
– На этот вопрос нам ответят ребята словами стихотворения, которое так и называется «Что мы Родиной зовём?»

«Что зовем мы Родиной»

Что мы Родиной зовем? (Слайд 9)
Край, где мы с тобой растем,
И березки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идем.
Что мы Родиной зовем?
Солнце в небе голубом.
И душистый, золотистый
Хлеб за праздничным столом.(Слайд 10)
Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой живем, (Слайд 11)
И скворцов весенних песни
За распахнутым окном.

Чтение рассказа «О чём рассказал папа» – учебник (стр. 90) (Приложение 2 )

Беседа по тексту

– Какое чувство испытал папа, находясь в далёкой стране?
– Из какой страны вернулся папа?
– Чему был рад папа, приехав из Америки?
– Почему?
– Случались ли с вами такие истории, когда вы скучали по дому?
– Почему человек скучает по дому?

Вывод: человек привыкает к родному дому, где ему всегда уютно и хорошо, здесь его ждут и скучают по нему.

Родина – это тоже родной дом людей, поэтому человек не может жить без своей Родины.
Родина – это место, куда вновь и вновь хочется возвращаться.

Словарная работа

– В тексте рассказа встретилось слово чужбина .
– Как вы понимаете это слово?
Чужбина – это чужая страна.
– Слова Родина и чужбина противоположны по значению.
– Михаил Пришвин говорил: «…Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь и горы. А человеку нужна… Родина ».
– Каждому человеку нужна Родина. О том, как бережно и с каким чувством относился народ к своей Родине, говорится в пословицах.
– Вы, наверно, слышали такую пословицу:

«Всякому мила своя сторона»

– Какие пословицы и поговорки знаете вы?

«Дома и стены помогают».
«Родная сторона – мать, чужая – мачеха».
«Человек без Родины, что соловей без песни».

– Какие пословицы о Родине вы знаете?

«Родина – мать, умей за неё постоять».
«Родина краше солнца, дороже золота».

Игра «Составь пословицу». Работа в парах

На столе разрезные карточки с пословицами. Дети обсуждают в парах и составляют пословицы. (Приложение 3 )

Где кто родится, чужбина – мачеха.
Жить – Родине служить.
Родина – мать, там и пригодится.

Продолжение словарной работы (работа с толковыми словарями)(Слайд 12)

– Объясните значение слов: РОДИНА, ОТЕЧЕСТВО, РОДНАЯ СТОРОНА, РОДНАЯ СТРАНА, ОТЧИЗНА.
– Как вы думаете, эти слова похожи или различны по своему значению?
– Все эти слова имеют общее значение. Они все обозначают то место, где человек родился, где он живёт, работает. Учится, где живут его родные и близкие.
РОДИНА, ОТЧАЗНА, ОТЕЧЕСТВО. Этими словами мы называем свою страну – Родину.
– Откуда произошло само слово «РОДИНА»? Послушаем детей, которые нашли в словарях слова, близкие по значению этому слову.

Слово «РОДИНА» произошло от древнего слова «РОД», которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством. Каждый из нас потомок какого-нибудь древнего рода.
Род – бог славяно-русской мифологии, родоначальник жизни, дух предков. Покровитель семьи и дома. В честь этого бога и назван главный город племени россов – Родень (Родня). Так же близкие по значению слова: родить, родители, родня, родословная, родина, народ.

– Мы живём в России. Это наша Родина.Значит, мы кто? Мы Россияне.
– Россия – самая большая страна на Земле.(Слайд 13) Она занимает девятую часть всей суши. Россия расположена сразу в двух частях света: в Европе и в Азии. Её территория так велика, что требуется почти неделя, чтобы проехать на поезде с запада на восток.
– Россию называют богатой страной.
Толковый словарь Ожегова объясняет:
"Богатый – то же, что обильный, содержащий в себе много чего-нибудь ценного”.
– Чем богата Россия?

Россия богата лесами;
полезными ископаемыми (нефтью, алмазами, торфом, каменным углем, гранитом, песком и глиной, железной рудой);
памятниками архитектуры;
людьми, которые стали знаменитыми.

Татьяна Казанкина – олимпийская чемпионка по лёгкой атлетике, уроженка города Петровска, наша землячка. (Слайд 14)
Ю. А. Гагарин–лётчик-космонавт, герой Советского Союза, (Слайд 15)
Светлана Савицкая – дважды герой Советского Союза, (Слайд 16)
Олег Табаков – народный артист Советского Союза, наш земляк. (Слайд 17)
Алла Перфилова (Валерия) – заслуженная артистка России, певица, наша землячка. (Слайд 18)
Владислав Третьяк – заслуженный мастер спорта, хоккеист, депутат Государственной Думы и многие другие.

4. Физминутка «Мы большой планеты дети»

5. Символы нашей Родины. Работа в группах (Приложение 4 )

– Назовите столицу нашей родины.(Слайд 19
– Кто является президентом нашего государства? (Слайд 20
– Каждое государство имеет свои символы.
– Назовите символы государства.
– Есть у жителей нашей страны свой герб, гимн и флаг.
– Вы сейчас разделитесь на три группы. На столах у вас лежат рабочие листы с информацией по теме, иллюстрации, фотографии. Ваша задача подготовить сообщение о символе страны: гербе, гимне или флаге. (у каждой группы свой символ)(Слайд 21)

– Посмотрите на картину И. И.Левитана «Вечерний звон».(Слайд 22)
– Давайте представим, что мы сидим на берегу этой реки, слушаем мелодичный колокольный звон. Вечереет. Вокруг тишина и покой. Так представлял себе Родину художник И.И.Левитан.
– А теперь послушайте песню «Красно солнышко», Сл. И. Шаферана, Муз. Аедоницкого в исполнении Л. Зыкиной . (Слайды 23-30)
– Какое чувство к Родине передаёт Л. Зыкина в песне «Красно солнышко» на слова И. Шаферана.
– А вы, ребята, как можете выразить чувства к родному краю?
– Своими делами, поступками: помогать престарелым людям, принимать участие в охране природы.
– Даже самый малый вклад каждого человека принести результаты. Будь добр к своей земле. Будь другом и защитником природы. Береги цветы, деревья и кусты. Не давай в обиду животных и птиц. Этим ты поможешь сохранить неповторимую красоту родного края. Родина будет богатой, а народ – счастливый.

7. Закрепление полученных знаний

1) Самостоятельная работа. Работа в тетради

– Следующее задание мы выполним в тетрадина с.50 . Дан текст, в котором пропущены слова. Они записаны после текста. Вы должны будете по смыслу вставить нужные слова.(Приложение 5 )
– Прочитаем, что у нас получилось?
– Каждый человек должен любить свою Родину, не забывать её, гордиться ею.

2) Составление презентации своего города. Творческая работа. Работа в группах

– Представьте себе, что к нам прилетели инопланетяне и спрашивают вас: «Что значит для вас Петровск?». Постарайтесь им объяснить, как можно короче, но самое главное, чтобы им захотелось здесь побывать. (На столах план-карточки – Приложение 6 ) (Слайды 31-42)

3) Разгадывание кроссворда. Работа в парах

1. Страна, в которой мы живём.
2. Столица нашей Родины.
3. Президент России.
4. Сколько полос на Российском флаге?
5. Как называлась наша страна раньше?
6. Как называется областной город?

8. Итог урока. Рефлексия

Метод пяти пальцев

М (мизинец) – мыслительный процесс.

– Какие знания, опыт вы сегодня получили? Что вас удивило?

Ученик: Мы узнали, что такое Родина. Моя Родина – Россия.
Россия – это одна из самых больших стран в мире. Именно в нашей стране расположено большое количество заповедников, имеется много полезных ископаемых, лесных и водных ресурсов.
Каждый человек должен любить и охранять свою Родину, бережно относиться к её культурным ценностям, гордиться достижениями своего народа.

Б (безымянный)– близость цели.

– Что вы сегодня делали? Чего достигли?

Ученик: Мы читали стихи, рассказ, называли пословицы и поговорки, объясняли значение слов: Родина, Отчизна, Отечество, родная страна; работали в тетради, играли в игру «Составь пословицу».

С (средний) – состояние духа.

– Каким было сегодня ваше преобладающее настроение, состояние духа?

Ученик: У меня было приподнятое, весёлое настроение.

У (указательный) – услуга, помощь.

– Чем вы сегодня помогли? Чем порадовали? Чем поспособствовали?

Ученик: Я отвечал на вопросы учителя.

Б (большой)бодрость, физическая форма.

– Каким было ваше физическое состояние сегодня?
– Что вы делали для своего здоровья?

Ученик: Я был бодрым. На уроке мы выполняли физкультурную минутку.

Учитель: Молодцы, ребята, вы хорошо поработали на уроке. Послушайте, пожалуйста, стихотворение Е. Синицына «Берегите Россию».(Слайд 43)

(Тихо звучит песня «С чего начинается Родина». В это время учитель читает стихотворение.)

Берегите Россию – нет России другой.
Берегите её тишину и покой,
Это небо и солнце, этот хлеб на столе,
И родное оконце в позабытом селе…
Берегите Россию, без неё нам не жить.
Берегите её, чтобы вечно ей быть.
Нашей правдой и силой,
Всею нашей судьбой.
Берегите Россию – нет России другой!

9. Домашнее задание

Учебник (с. 90-93)
Творческое задание: узнать о своих предках (где они жили, чем занимались).


Одни говорят, что Родина не играет большой роли в жизни человека, другие считают, что это не так. Кто же из них прав? Об этом невольно задумываешься, прочитав интереснейший текст советского писателя Алексея Николаевича Толстого.

Какую роль играет в жизни человека Родина? Именно такую проблему ставит автор. Этот вопрос волнует общество издавна. Он сохранил актуальность до сих пор и имеет огромное значение для каждого. Размышляя над поставленной проблемой, Толстой обращает особое внимание на то, что: «Родина - это движение народа по своей земле из глубин веков к желанному будущему...». При этом автор особо подчёркивает: «Гнездо наше, родина возобладала над всеми нашими чувствами». Писатель приводит нас к выводу, что Родина – это основа жизни человека, то родовое место, которое мы должны оберегать.

Она такова: Родина играет самую важную роль в жизни человека, поэтому ее надо беречь. Это доказывают следующие слова: «На каждом из нас лежит ответственность за нашу Родину, за сохранения наследства нашего народа…».

Прочитав текст, заглянув в свою душу, я пришла к выводу о том, что полностью согласна с мнением А. Н. Толстого. И правда, не существует человека без Родины, она всегда находится в душе каждого из нас.

В мировой литературе немало писателей, говоривших о том, что важнее Родины ничего нет. Обратимся к стихотворению М. Ю. Лермонтова “Бородино”. Автор показывает нам героические подвиги народа, воевавшего за свою Родину. Поэт описывает исторические события, происходившие на Бородинском сражении. Люди готовы отдать самое дорогое, что у них есть – жизнь ради своей страны.

Приведу еще один аргумент. В романе Льва Николаевича Толстого «Война и мир» описываются не только героические поступки во время войны 1812 года, но и общий подвиг всего народа, который победил врага благодаря любви к Родине и настоящему патриотизму. Каждый солдат боролся за светлое будущее следующих поколений, за чистое небо над головой своих детей.

Таким образом, трогательный текст А. Н. Толстого заставил меня всерьез задуматься о роли Родины в моей жизни. Так давайте же прислушаемся к мудрым словам автора! Нужно ценить и оберегать свою Родину не только, когда ей угрожает опасность, но и в мирное время.

Обновлено: 2018-02-01

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа «Эврика-Развитие»

Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону

__________________________________________________________________

Вся сила русского глагола

Исследовательская работа по русскому языку

учитель русского языка

Ростов-на-Дону

Введение

Часть 1. Основные сведения о глаголе

Часть 2. Употребление глаголов в художествен-ной литературе

Глава 1. Употребление глаголов в эпическом произведении (на примере рассказа «Смерть чиновника»)

Глава 2. Употребление глаголов в драмати-ческом произведении (на примере пьесы АП. Че-хова «Чайка»)

Глава 3. Употребление глаголов в лирике

Часть 3. Использование глаголов в творческих работах на уроках русского языка

Заключение

Список литературы

Введение

Многие лингвисты считают, что глагол – самая сложная и самая емкая часть речи ; к тому же он обладает широкими возможностями описания жизни в ее развитии, движении. писал: «Найти верный глагол для фразы – это значит дать движение фразе». В художественных произведениях всё, о чем рассказывает автор, лишь тогда «оживает», когда события, люди, мотивы их поступков, свойства характеров представлены в динамике, в действии. Это закон художественного отображения жизни, о котором знали еще античные поэты. Аристотель утверждал: «Те выражения представляют вещь наглядно, которые изображают ее в действии».

Глагол играет огромную роль в нашей речи. Ведь не зря же великие люди говорят о глаголе:

«Движение и его выражение – глагол – является основой языка. Найти верный глагол для фразы - это значит дать движение фразе» ().

«По моему глубокому убеждению, вся разительность прозы – в глаголе, ибо глагол – это действенность характера» (Ю. Бондарев).

Свою исследовательскую работу я решила посвятить роли глагола в художественной литературе, а также доказать, что именно эта часть речи является одной из самых необходимых и самых выразительных.

Актуальность исследования состоит в том, что тема «Глагол», которой отводится значительное место в учебном плане, - довольно сложная, но занимательная тема, изучаемая в школе. Но, к сожалению, у многих обучающихся она не вызывает никакого интереса. А ведь глагол – одна из самых ярких и необходимых частей речи.

Объектом исследования являются свойства русского глагола; предметом исследования – художественные тексты (рассказ «Смерть чиновника»; пьеса «Три сестры»; стихотворения А. Плещеева, Ф. Тютчева, А. Майкова, а также тексты, составленные обучающимися школы).

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. проанализировать художественные тексты (эпического, лирического и драматического жанров), выявляя особенности употребления в них глаголов.

2. проанализировать тексты, составленные учащимися нашей школы, с точки зрения употребления глаголов.

Для решения поставленных задач мною использовались следующие методы исследования:

Изучение литературы о глаголе;

Опрос обучающихся нашей школы;

Анализ текстов.

Данная работа поможет обучающимся ближе познакомиться с такой частью речи, как глагол, а учителям – использовать материал работы (примеры) на уроках русского языка.

Моя работа состоит из двух частей:

1 часть – анализ использования глаголов в русской литературе . В своей работе я решила попробовать ответить на вопрос: какую роль играет глагол в русской литературе. Для анализа я выбрала тексты, представляющие три рода литературы: эпос, лирику и драму.

2 часть – анализ использования глаголов в текстах, составленных учащимися школах на уроках.

I. Употребление глаголов в художественной литературе

Глава 1. Употребление глаголов в эпическом произведении

(на примере рассказа «Смерть чиновника»)

В нашей школе уже два года существует Чеховский клуб «Классика» - клуб, который объединяет любителей творчества Антона Павловича. Кроме того, мне посчастливилось сыграть роль Нины Заречной в спектакле «Русское танго», поставленном учителем литературы

Именно поэтому для анализа эпического произведения я выбрала небольшой юмористический рассказ «Смерть чиновника», изданный в «Осколках» в 1883 году с подзаголовком «Случай».

Сюжет рассказа прост: однажды вечером экзекутор Иван Дмитриевич Червяков пошёл в театр, где случайно чихнул на статского генерала Бризжалова. После этого случая Червяков очень переживал, ходил много раз извиняться перед генералом, не понимая, что тот давно уже простил его. В конце концов, Червяков так переволновался, что умер.

В рассказе встречается 129 существительных, многие из которых повторяются неоднократно. Это фамилия главного героя – Червяков, слово «генерал», «письмо» и пр.; всего 12 прилагательных и 151 глагол и 18 глагольных форм (причастия и деепричастия). Так как перед нами повествование, то большинство глаголов стоят в прошедшем времени: сидел, глядел, бормотал, подался и пр.

Глаголы используются в художественной речи прежде всего для передачи движения, выражающего динамику окружающего мира и духовной жизни человека. Если писатель хочет отобразить картины, в которых предметы перестают быть неподвижными, «вдохнуть жизнь» в повествование, он обращается к глаголам. Важнейшую стилистическую функцию глагола в художественной речи – придавать динамизм описаниям – проиллюстрируем примером:

Но вдруг лицо его поморщилось , глаза подкатились , дыхание остановилось … он отвел от глаз бинокль, нагнулся и... апчхи!!! (в одном предложении встретилось 5 глаголов).

Особое значение для характеристики героя имеет выбор наиболее выразительных, «ключевых» глаголов. При этом нередко вместо перечисления ряда действий, не имеющих принципиально важного художественного значения, называется одно действие, обозначенное необычным глаголом, отражающим, как в фокусе, сразу несколько движений героя, его реакцию, впечатления и т. д., представленных в обобщенном виде. Например, при передаче диалога писатели часто отказываются от употребления глаголов «говорения» (сказал, отвечал, повторил, спросил ), а стараются найти слова, изображающие действия, которые сопровождают речь:

- Я вчера приходил беспокоить ваше-ство, - забормотал он…

Писатель в таком небольшом рассказе наряду с глаголом сказал использует следующие глаголы: зашептал, пробормотал, начал докладывать, обратился, гаркнул, повторил.

Подобная замена одних глагольных слов другими возможна лишь в художественных произведениях.

Писатель неоднократно в рассказе использует лексический повтор, выраженный именно глаголом. Лексический повтор повторение одного и того же слова или словосочетания. Путем повторения слова в тексте выделяется ключевое понятие:

Чихнул , как видите. Чихать никому и нигде не возбраняется. Чихают и мужики, и полицеймейстеры, и иногда даже и тайные советники. Все чихают .

Я извинялся за то, что, чихая, брызнул-с…, а смеяться я и не думал. Смею ли я смеяться ? Ежели мы будем смеяться , так никакого тогда, значит, и уважения к персонам… не будет…

Когда так, не стану же я больше извиняться перед этим фанфароном! Чёрт с ним! Напишу ему письмо, а ходить не стану ! Ей-богу, не стану !

Повторение данных глаголов в рассказе вовсе не обозначает механического дублирования одного и того же понятия, смысла. В основном повтор передает очень сложные, тонкие смысловые нюансы.

Писатель использует и антитезу, выраженную глаголами, что также помогает ему выделить именно это действие в рассказе:

Червяков нисколько не сконфузился , утерся платочком и, как вежливый человек, поглядел вокруг себя: не обеспокоил ли он кого-нибудь своим чиханьем? Но тут уж пришлось сконфузиться .

Если внимательно посмотреть на все глаголы, используемые, то мы увидим, что на протяжении всего произведения некоторые глаголы (их формы) употребляются несколько раз.

Весна идет, весна идет,
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!

Весна идет, весна идет,
И тихих, теплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней!.."

В стихотворении поэт использует 14 глаголов. Все глаголы можно распределить по значению:

Глагол движения,
действия

Глагол
звучания

Глагол
цвета

Глагол
состояния

Глагол
чувства

бегут (2), выслала (1)

идет (4), будят (1)

толпится (1)

шумят (1), гласят (2)

блещут (1)

белеет (1)

Как мы видим из таблицы больше всего в стихотворении глаголов движения. Но мы не только видим приход весны, мы ее слышим благодаря глаголам звучания: шумят и гласят. Функцию цвета обычно передают прилагательные, но и здесь Тютчев мастерски использует глаголы цвета: блещут, белеет.

Среди 14 глаголов только один глагол употреблен в прошедшем времени, остальные – глаголы настоящего времени.

В первой строке статичное состояние природы выражено глаголом цвета белеет . В полях еще задержалась зима, царит атмосфера тишины и покоя. В последующих строках преобладают глаголы движения, создающие динамику.

Второе стихотворение, к которому я обратилась, стало стихотворение А. Майкова:

Весна! выставляется первая рама -
И в комнату шум ворвался,
И благовест ближнего храма,
И говор народа, и стук колеса.

Мне в душу повеяло жизнью и волей:
Вон - даль голубая видна...
И хочется в поле, в широкое поле,
Где, шествуя, сыплет цветами весна!

В стихотворении 5 глаголов:

Глагол движения,
действия

Глагол
звучания

Глагол
цвета

Глагол
состояния

Глагол
чувства

выставляется, ворвался,

сыплет, повеяло

Здесь, как и в предыдущем стихотворении, преобладают глаголы движения, и пусть глаголов не так много, они все равно придают особую выразительность стихотворению

В стихотворении воспевается приход весны, того времени, когда уже тепло («выставляется первая рама»), ярко светит солнце («даль голубая видна») и «хочется в поле», где царствует весна, рассыпая свои цветы. Ощущение радости жизни, свободы, кипения жизненных сил передано так ярко, что кажется, будто все это ты испытал или испытываешь сам.
Являясь поэтическим шедевром как по форме, так и по содержанию, это стихотворение примечательно и с чисто лингвистической стороны, со стороны употребления в нем глагольных времен. Начинается оно строкой, в которой глагол имеет форму настоящего времени, обозначая действие обычное, повторяющееся из года в год (выставляется первая рама). Во второй строке глагол дан уже в форме прошедшего времени совершенного вида (шум ворвался). Но самое поразительное, оказывается в том, что это прошедшее время не относит действие в прошлое, а обозначает его как происходящее на одной временной плоскости с глаголом настоящего времени (шум ворвался в тот момент, когда выставляется первая рама). Удивительно еще и то, что эту форму прошедшего времени мы свободно можем заменить глаголом настоящего времени (шум врывается в тот момент, когда выставляется рама).

Эта возможность сопряжения разных времен без нарушения временной перспективы является одним из замечательных свойств видо-временной системы русского глагола, которым активно пользуются художники слова.

Можно привести еще один пример такого употребления времен из стихотворения Алексея Плещеева

Травка зеленеет,

Солнышко блестит;

Ласточка с весною

В сени к нам летит.

С нею солнце краше

И весна милей...

Прощебечь с дороги

Нам привет скорей!

Дам тебе я зерен,

А ты песню спой,

Что из стран далеких

Принесла с собой...

В этом стихотворении встречаются глаголы всех трех времен:

в первой строфе – глаголы настоящего времени несовершенного вида: зеленеет, летит, блестит;

во второй строфе встречается лишь один глагол повелительного наклонения – лирический герой обращается к ласточке: прощебечь;

в третьей строфе поэт использует три глагола: глагол будущего времени дам ; глагол повелительного наклонения спой и глагол прошедшего времени принесла , который встречается в последней строчке стихотворения, что, собственно, и вызывает радость, потому что ласточка весну принесла. Естественное сочетание разных времен создает один из поэтических эффектов этих стихов.

Глагол движения,
действия

Глагол
звучания

Глагол
цвета

Глагол
состояния

Глагол
чувства

летит, принесла

прощебечь, спой

зеленеет, блестит

Это стихотворение интересно тем, что наряду с глаголами движения, большое место занимают и глаголы цвета и звука. Поэт не только описывает приход весны, но и рисует его, и наделяет музыкой.

Выразительные возможности глагола значительно увеличивают его образное переосмысление. Многие исследователи подчеркивают, что эстетическую функцию глагола определяют широкие возможности его метафоризации. писал, что глагол более чем любая другая часть речи, пригоден для «одушевления» предметов при олицетворении: шум ворвался, воды гласят, весна идет, хоровод дней толпится и пр.

Анализируя эти стихотворения, мы также можем выделить одну из важнейших глагольных функций, которая встречалась и в эпическом и в драматическом произведениях, – придание описаниям динамизма:

Весна! выставляется первая рама -
И в комнату шум ворвался

Травка зеленеет ,

Солнышко блестит;

Ласточка с весною

В сени к нам летит.

Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят -
Бегут и будят сонный брег,
Бегут , и блещут , и гласят ...

Но говорить об описании весны и о роли глаголов при этом описании было бы неправильно, не упомянув о том, что в поэзии можно что-либо описать, вообще не употребляя глаголов. Таким образом, лирика – род литературы, который может обходиться и без глаголов. Ярким примером может послужить стихотворение А. Майкова

Голубенький, чистый
Подснежник-цветок!
А подле сквозистый,
Последний снежок...

Последние слезы
О горе былом
И первые грезы
О счастье ином.

III. Использование глаголов в творческих работах

на уроках русского языка

Сообщить о том, что на улице идёт дождь, можно по-разному. Дождь идёт - простая констатация факта. Мы ничего не узнаём о дожде, кроме того, что он есть.

Чтобы наглядней представить роль глаголов в русском языке, я решила провести небольшое исследование в школе. Учащимся нужно было описать дождливую погоду в пяти предложениях.

Вот, что у них получилось:

Дождь. Когда на улице крохотные капли собираются в глубокие лужи по колено, все говорят, что идет дождь. Но почему он именно идет? Не летит, не бежит и не льет, а именно идет? Может, люди считают, что дождь с живой душой? Поэтому он и ходит по миру…

Чекмарева Маргарита, 9 класс

Тяжелые капли падают с неба, которое покрывается серой пеленой… На улице становится грязно и образуются могучие реки. На окнах текут слезы. Все темнеет, и утро становится похожим на ночь…

В исследовании приняло участие 54 обучающихся 7-10 классов.

В ходе исследования было выявлено, что во всех работах при описании дождя учащиеся используют глаголы. Минимальное количество глаголов в работе – 1; максимальное – 15.

Один глагол встречается в 5 работах. Это глаголы: идет (в 2 работах), болит (голова), попадают (в лицо), находится.

Всего в работах встретилось 272 глагола (по употреблению в данном задании глаголы занимают второе место после существительных – 533).

При описании дождя в основном учащимися использовались глаголы действия (248): идет, летит, бежит, гулять и пр.; на втором месте – глаголы состояния (24): хочется спать, становится и пр.

Среднее количество глаголов, употребляемое в текстах, - 5,8; существительных – 11.

Употребление глаголов в творческих работах

Синтаксис" href="/text/category/sintaksis/" rel="bookmark">синтаксических связей, при многообразии стилистических приемов образного употребления является неисчерпаемым источником экспрессии.

Глагол - необыкновенная часть речи. В чем же заключается его сила?

Удивительным свойством русского глагола является его способность не только называть действие, но и по­казывать, как оно протекает во времени. А протекает оно необычайно разнообразно: может совершаться дли­тельное время (прыгать, толкать, кричать, думать, слу­шать), но может произойти в один момент (прыгнуть, толкнуть, крикнуть, блеснуть), может обозначать на­чало действия (запеть, закричать, заболеть, загреметь) или, напротив, его конец (допеть, доварить, доделать, дописать, дочитать) и пр.

Анализируя тексты литературных произведений, мы увидели, что важнейшая стилистическая функция глагола в художественной речи – придавать динамизм описаниям. Глагол используется в художественной речи прежде всего для передачи движения, выражающего динамику окружающего мира и духовной жизни человека. Если писатель хочет отобразить картины, в которых предметы перестают быть неподвижными, «вдохнуть жизнь» в повествование, он обращается к глаголам. Благодаря глаголу мы относимся к тексту как к живому, мы ясно представляем, что делает герой, что он чувствует, что происходит вокруг него. Преобладание глаголов способствует эмоциональности, яркости текста.

Закончить работу я бы хотела словами К. Г Паустовского: «С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в нашей жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, спектральный блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжёлое громыхание грозы, детский шёпот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, образов и мыслей – сложных и простых,- для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения»

Список литературы

1. , Буланин глагол. – Л., «Просвещение», 1967. – 123 с.

2. Гвоздев по стилистике русского языка. – Спб.: «КомКнига», 2005. – 408 с.

3. Голуб русского языка. – М.: Айрис-Пресс, 1997. – 442 с.

4. Кое-что о глаголах. – Спб.1998.

5. Новый справочник по русскому языку и практической стилистике / – М.: Эксмо, 2007. – 464 с.

6. Просто и занимательно о русском языке / , и др. – М.: Просвещение, 2007. – 416 с.

7. По дорогам и тропам языка. – М.: АСТ; Зебра Е, 2008. – 464 с.