Эффективная методика изучения. Методы обучения - самые эффективные методы и приемы

Каждый семилетний американский ребенок знает английский. Он не прикладывал для этого сверхусилий. Его интеллект не выше вашего. Это факт, доказывающий что заговорить на английском может каждый. Но чтобы двигаться к цели по кратчайшему пути, нужно выбрать правильные методики. Эта статья о суперметодиках, которые помогут вам выучить английский в кратчайшие сроки.

Первое с чем сталкиваешься, начав изучать иностранный язык, это незнакомые слова. Огромное количество иностранных слов, которые нужно запомнить. Самый распространенный метод запоминания - зубрежка, он же самый утомительный и неэффективный. Есть пара методик для быстрого запоминания слов . С них и начнем.

Запоминание слов. Мнемотехника.

Народная мудрость гласит: "Лучше один раз увидеть чем сто раз услышать". Человек быстро и без усилий запоминает яркие картинки. Мнемотехника учит применять эту особенность нашей памяти для запоминания различной информации: исторических дат, чисел, списков покупок и т.д. Методы мнемотехники отлично применяются для запоминания иностранных слов. Они в разы эффективнее зубрежки, потому что зубрежка игнорирует принципы, по которым работает человеческая память, а мнемотехника наоборот использует эти принципы обеспечивая максимально эффективного запоминание слов .

Как же работает мнемотехника? Маленькие дети запоминанию порядок цветов радуги с помощью мнемонической фразы:

"Каждый охотник желает знать где сидит фазан."

фраза легко запоминается, особенно если представить как это будет выглядеть - охотник с ружьем на перевес смотрит на яркого переливающегося фазана, сидящего на ветке.

В одном из романов Сергея Лукьяненко главный герой использует в качестве пароля к сверхсекретной компьютерной системе убойную мнемоническую фразу:

"Сорок девять обезьян в ж_пу сунули банан."

Такой пароль невозможно забыть. Особенно если вы представите картинку как это происходило, это будет запоминание с первого раза на всю жизнь.

Нас интересует запоминание английских слов. Вот пример как это делается с помощью мнемотехники. Слово

eagle [игл] - орел

запоминаем с помощью фразы "Когти ОРЛА это 10 адских ИГЛ" . Представьте орла - какая это огромная мощная птица, представьте его перья, представьте что он над вами и что его когти вонзаются в ваше плечо, но вместо когтей у орла 10 игл от шприца, а на боку красный крест, представьте боль, которую вы испытываете. Представили? Теперь вы запомнили это слово надолго, можете проверить.

Запоминание слов. Метод карточек.

Метод карточек очень прост. Вам потребуется купить в канцелярском магазине небольшие листики бумаги, размером примерно 5 на 5 сантиметров. Допустим вы подготовили 20 слов, которые необходимо запомнить. Вы делаете следующее:

  1. Пишете на одной стороне листочка слово и транскрипцию, на другой - перевод. Одно слово - один листочек. Итого получится стопка из 20 карточек.
  2. Запоминаете все 20 слов при помощи мнемотехники.
  3. Спустя неделю после запоминания, слова нужно повторить. Берете стопку и для каждой карточки делаете следующее:
    1. смотрите на слово, написанное на карточке, пытаетесь вспомнить перевод.
    2. Переворачиваете карточку и проверяете, что перевели правильно.
    3. Если какое то слово забыли, откладываете карточку.
  4. Аналогично проверяете перевод слова с русского на английский.
  5. Через некоторое время у вас накопится целая стопка карточек, которые вы отложили. С ними нужно поработать более тщательно, повторяйте их до тех пор, пока не запомните.

Помимо эффективности этого метода, мне нравится, что стопку карточек можно всегда носить с собой и повторять слова в любом месте. Всегда есть чем заняться в очереди или по дороге на работу. Свободного времени тратится минимум - только на подготовку карточек.

Вы спросите: "Почему же метод карточек эффективнее привычной зубрежки?" Этому есть строгое научное объяснение.

Дело в том что у человека есть два вида памяти: кратковременная и долговременная. Характеристика кратковременной памяти - быстрое и легкое запоминание и такое же быстрое забывание. С долговременной памятью все наоборот - и запоминание и забывание происходит долго.

Если мы многократно извлекаем информацию из кратковременной памяти, то эта информация постепенно начинает переходить в долговременную память. На этом принципе основана зубрежка. Мнемотехника же сразу закидывает информацию в долговременную память, что более эффективно.

Если мы многократно извлекаем информацию из долговременной памяти, то эта информация становится менее подвержена забыванию. На этом принципе основан метод карточек. Зубрежка же не использует долговременную память, поэтому она неэффективна для повторения информации.

Итак, метод карточек позволит вам не забыть уже выученные слова и при этом тратить на повторение совсем немного времени. Читайте подробное описание метода .

Грамматика. Метод Милашевича.

Грамматика. Метод Драгункина.

В отличие от методики Милашевича, применимой только для чтения английских текстов, метод Драгункина является всеобъемлющем, он позволяет понять английскую грамматику во всем ее многообразии. При этом форма подачи материала резко отличается от традиционных методик. Автор методики отказался от устаревших, зачастую просто искусственных «правил», и дал свое описание английской грамматики – простое, логичное и понятное.

Драгункин использует собственную терминологию - функциональную, чёткую, абсолютно прозрачную и понятную. Используется много оригинальных параллелей с русской грамматикой и своя транскрипция, с помощью которой любой новичок может легко читать и учить английские слова! Кроме того, автор методики систематизировал слова-исключения, решил «проблему» артиклей и «неправильных» глаголов. И что особенно важно, сложнейшие «времена», осваиваются по методике Драгункина за пару дней.

Если ваша задача освоить английскую грамматику в полном объеме, чтобы писать и говорить на богатом английском языке, то методика Драгункина позволит вам добиться результата в кратчайшие сроки и без лишних усилий. Читайте подробное описание методики .

Метод Ильи Франка.

Самые дорогие курсы английского языка проводятся с выездом в англоговорящие страны – США, Великобританию, Австралию. Люди платят тысячи долларов за погружение в языковую среду, потому что и слова и грамматика запоминаются сами собой, без усилий. Есть, другой, доступный способ погрузится в языковую среду – читать книги на английском. Способ хороший, если бы ни утомляющая необходимость постоянно обращаться к словарю.

Твердо решив самостоятельно изучать английский, вы точно столкнетесь с проблемой выбора эффективной методики, которых существует великое множество. Какой способ выбрать решаете только вы.

На что ориентироваться при выборе?

  • Во-первых, на ваш уровень владения языком
  • Во-вторых, на личные финансовые и временные возможности
  • В-третьих, исходя из собственного интуитивного желания

Метод Драгункина

Методика Драгункина Понятливо и доходчиво объясняет основы английского Александр Драгункин. Методика Драгункина по изучению английского прекрасно подходит для быстрого изучения и запоминания. Максимально упрощена грамматика, облегчены правила. Есть курсы как для начинающих, так и для продвинутых.

У Драгункина совершенно иной подход к обучению, своя собственная терминология, свои законы, своя лексика. Он переделал даже грамматические правила, систематизировал исключения, разрешил проблемы употребления артиклей и неправильных глаголов. Драгункин выделил новые классы и группы слов, объединив их по единым признакам; выявил отношения между ними. Изложение материала идет по цепочке, от простого к сложному, одно вытекает из другого в строгой логической последовательности.

Обучение английскому основывается на базе родного. За счет всех этих факторов сроки обучения сокращаются в несколько раз, а восприятие учебного материала заметно облегчается. Методика направлена на быстрое достижение результата. Цель программы не учить, а научить.

Методика Пимслера

Методика Пимслера Американский разговорный английский поможет освоить аудио курс «Pimsleur English for Russian Speakers». Смотрите статью Учим английский по методу доктора Пимслера . Также методика Пимслера помогает научиться правильно читать. На нашем сайте есть все аудио уроки разговорного американского, а также уроки по чтению.

Метод Пимслера — это единственная форма изучения иностранного, включающая уникальный запатентованный способ тренировки памяти. Курс состоит из тематических диалогов с подробными разъяснениями и переводом. Фразы озвучены носителем языка.

Изучающие слушают запись, повторяет фразы за диктором. Затем озвучивается следующий речевой оборот и поясняется его значение. Ученик снова многократно ее повторяет, затем ему необходимо повторить предыдущие фразы, в тоже время, вставляя в нее слова из нового выражения. Вводятся новые слова, а старые выражения предложено повторять через некий, постоянно увеличивающийся, интервал времени.

Очень интересная, а главное работающая, система из 30 аудио уроков по полчаса. Курс создан специально для русскоговорящих, которые хотят знать речь жителей США. Никаких учебников, только слушаете и повторяете. А вскоре вы сможете без проблем поддерживать разговор настоящим американцем.

Метод Шехтера

Это абсолютно новый эмоционально-смысловой подход, утверждающий, что освоение иностранного языка должно быть подобным изучению родной речи. Этот метод относится к прямым игровым интерактивным способам активного обучения. По этой методике учились политики, космонавты, известные персоны. Даже западные частные лингвистические школы обратили внимание на метод Шехтера.

Его методика построена на личностно-ориентированном подходе, где важно обращать внимание не на то, что делать с английским, а что делать с человеком, чтобы облегчить ему процесс усвоения. Положительная атмосфера, доброжелательность, обучение без усталости и напряжения — это главные и обязательные составляющие каждого урока.

Цель каждого отдельного занятия и обучения в целом — побудить учащегося выражать мнение своими словами, а не воспроизводить заученные шаблоны и фразы из учебников. Поэтому лекции организованы в виде активного участия человека в изменяющихся событиях деловой и городской жизни.

Также большое значение имеет коррекция речи и грамматика, которую студенты изучают на высших циклах курса. Эта технология также используется для запоминания нового материала без заучивания и механического повторения.

Методика изучения английского BERLITZ Еще одним популярным способом является методика BERLITZ, которую полиглоты используют уже на протяжение 200 лет. В ее основе — изучение иностранного за границей. Более 400 языковых школ BERLITZ насчитывается по всему миру. Можно выбрать, как занятия в группах, так и индивидуальное обучение. Читайте статью Как обучаются английскому за рубежом.

Такой способ предполагает четкое следование основным принципам:

  • Сначала нужно научиться говорить, а потом овладевать навыками чтения и письма
  • Грамматику и лексику нужно изучать в ходе естественной занимательной беседы, в разговорном контексте
  • Преподавать язык должны исключительно носители
  • Учащийся в процессе обучения должен принимать активное участие
  • Родную речь не используется вообще, исключается из обучения
  • Такое понятие как перевод, также исключено

Rosetta Stone

Метод изучения английского Розеты Стоун Одной из лучших также признана методика Rosetta Stone — удобная программа для тех, кто собирается эмигрировать. Обучение языку с нуля. Пользователь проходит по тому же пути, что и при изучении родного языка: слова и образы, произношение, грамматика и синтаксис. Уровень сложности нарастает постепенно.

Флэш-метод позволяет учить английский также, как вы изучали родной язык с младенчества — без правил. Овладение английским происходит путем многократного повторения, погружения в языковую среду, формирования ассоциаций. Эта программа учит автоматически воспринимать и воспроизводить самые распространенные разговорные конструкции.

В курсе полностью отсутствует перевод, вместо него — ассоциативный ряд. Словарный запас, синтаксис и грамматика усваиваются в ходе моделирования различных жизненных ситуаций. Основной упор делается на зрительную память. В качестве дополнения посоветую много читать самостоятельно

Беспереводной метод значит:

  • Никаких правил и перевода
  • Слова даются сразу в контексте
  • Запоминание достигается за счет многочисленных повторений

Отличная программа для тех, кто хочет самостоятельно выучить азы языка, не сильно углубляясь в детали. Картинки делают методику интересной, а изучение происходит без напряжения.

Lex!

Программа Lex! — известный способ обогащения лексического запаса. Сидя за компьютером, пользователь заучивает слова, фразы, речевые обороты, которые периодически появляются на экране. Поддерживается возможность удаления и добавления лексики, ее редактирования, изменения уровней интенсивности обучения и временных параметров. Учитываются особенности человеческой памяти, внимания и восприятия.

Пользователь может устанавливать и отдельно настраивать разнообразные режимы перевода: прямой, обратный, письменный перевод, их случайное чередование. Учащийся самостоятельно определяет количество правильных переводов, которое является показателем того, что слово выучено. Lex! — сопровождается подробным справочником, который позволит быстро найти ответы на все возникшие вопросы.

Метод Мюллера

Методика Станислава Мюллера заключается в гармоничном взаимодействии сознательного и подсознательного мышления. Для повышения обучаемости и памяти применяются новейшие разработки российской и западной науки — сверхобучаемость и голографическая память:

  • Сверхобучаемость — помогает освоить любые навыки в несколько раз быстрее. При этом уставать намного меньше и поддерживать высокий уровень работоспособности
  • Голографическая память — помогает систематизировать жизненный опыт, повышает возможности памяти, позволяет восстановить способность к освоению языка

При прохождении выполняются упражнения на улучшение воображения, что способствует запоминанию лексического материала. Курс решает задачи понимания разговорной речи, свободного чтения, письма и говорения.

Метод Франка

Советую методику Ильи Франка, которая основана на изучении английского языка посредством чтения специальных текстов. При постоянном чтении таким методом в течение года можно научиться свободно разговаривать, благодаря особому расположению оригинального текста и перевода. При этом запоминание слов и фраз происходит не счет зубрежки, а за счет их постоянного повтора в тексте.

Все тот же беспереводной метод. В книгах Ильи Франка текст разбивается не несколько отрывков — адаптированный отрывок с дословным переводом и лексико-грамматическим комментарием, затем тот же текст, но уже без подсказок. Вы просто читаете книгу, а при этом изучаете язык.

The manager wrote up the sales slip (менеджер заполнил бланк с ценой). The crook (воришка) looked at the slip (посмотрел на бланк) and said, «This is a little more than I intended to spend (это несколько больше, чем я намеревался потратить). Can you show me something less expensive? (вы не могли бы показать мне что-нибудь менее дорогое)».

The manager agreed and wrote up the sales slip. The crook looked at the slip and said, «This is a little more than I intended to spend. Can you show me something less expensive?»

Смысл неадаптированного текста заключается в том, что читающий пусть и короткое время «плывет без доски». Прочитав неадаптированный абзац, можно переходить к следующему адаптированному. Возвращаться и повторять не нужно. Просто следует читать следующий текст.

Методика Гуннемарка

Можете попробовать методику Эрика Гуннемарка. Шведский полиглот рекомендует начать обучаться языку с освоения активного минимума слов и грамматических правил. Для чего он создал список «речевых штампов», которые по его мнению необходимо самостоятельно заучить наизусть. Эти сборники Гуннемарк назвал «Минилекс», «Минифраз» и «Миниграм». Весь материал иллюстрирован и озвучен носителями. Курс рекомендуется начинающим. Методика Гуннемарка Пренебрегать этими «мини-сборниками» не стоит, ведь они дают ориентир, на чем нужно сосредоточиться с самого начала. Овладение «мини-репертуаром» придаст начинающему уверенность к себе. Входящие в этот сборник списки построены таким образом, чтобы учащийся овладел самым необходимым самостоятельно. Ведь когда за плечами хорошо усвоенный материал и базовые знания, то неизбежно начинаешь чувствовать себя намного увереннее в любой обстановке.

У Гуннемарка все обучение подчиняется следующим принципам:

  • Особое внимание — «центральный словам», то есть тем словам, которые чаще всего «слетают с языка»
  • Учить нужно не отдельные слова, а целые выражения. Не нужно учить все. Для каждой типовой ситуации запоминайте 1−2 выражения, но «назубок»
  • Лучше выучить одно слово на отлично, чем несколько слов, но плохо. Синонимы не нужны. Учите главное слово
  • Выученные выражения старайтесь употреблять как можно чаще
  • Как можно быстрее необходимо усвоить основы хорошего правильного произношения
  • Освойте необходимый минимум грамматики
  • Самое полезное дело — чтение

К внешним факторам успешного изучения лингвист относит труд, время, учителей и материал. То есть насколько быстро вы будете продвигаться в обучении, зависит напрямую от вашей способности организовать свой труд и время, от выбранной методики и преподавателя.

Как видите, способов много и все они разные. Какая из них лучше — решать вам. Но изучив основные их принципы, можно прийти к выводу, что главным является общение и чтение. К чему присоединяюсь и я.

Изучение нового языка - дело сложное и имеет индивидуальные особенности. В то время как одни бьются головой об стену, пытаясь зазубрить хотя бы «my name is Vasya», другие уже легко читают Гамлета в оригинале и непринужденно общаются с иностранцами. Почему им так легко дается процесс обучения? Есть ли какие-то особые секреты освоения иностранного языка? Об этом вы узнаете чуть ниже.

Как мы учим язык

Когда кто-то говорит, что он неспособен выучить новый язык, то хочется в ответ возразить.

Любой человек может выучить новый язык. Эта способность вшита в наш мозг с самого рождения. Именно благодаря ей мы неосознанно и естественно осваиваем свой родной язык. Более того, будучи помещенными в соответствующую языковую среду, дети без всякого напряжения способны освоить и иностранный язык.

Да, потом мы идем в школу, учим грамматику и пунктуацию, шлифуем и совершенствуем знания, но основу наших лингвистических умений составляет именно та база, которая заложена в раннем детстве. Обратите внимание, что происходит это без всяких хитрых методик, лингафонных классов и учебных пособий.

Почему же мы не можем, уже будучи взрослыми, так же легко выучить второй, третий, четвертый языки? Может быть, эта лингвистическая способность присуща только детям, а по мере взросления исчезает?

Отчасти это так. Чем старше мы становимся, тем более пластичность нашего мозга (его способность создавать новые нейроны и синапсы) снижается. Кроме чисто физиологических препятствий, есть и еще одно. Дело в том, что процесс освоения языка в зрелом возрасте коренным образом отличается от детского. Дети постоянно погружены в обучающую среду и на каждом своем шагу получают новые знания, в то время как взрослые, как правило, выделяют для занятий определенные часы, а все остальное время пользуются своим родным языком. Не менее важное значение имеет и мотивация. Если ребенок без знания языка просто не может прожить, то взрослый без второго языка вполне способен успешно существовать.

Это все понятно, но какие же практические выводы можно сделать из данных фактов?

Как мы должны учить язык

Если вы хотите быстро и качественно освоить иностранный язык, то во время обучения должны стараться следовать некоторым простым советам. Они направлены на минимизацию эффекта возрастных изменений вашего мозга, а также помогут пройти весь процесс так же легко и незаметно, как это делают дети.

Интервальные повторения

Эта техника позволяет лучше запоминать новые слова и понятия. Она заключается в том, что вы должны повторять изученный материал через определенные промежутки времени, причем чем дальше, тем эти промежутки меньше. Например, если вы учите новые слова, то их следует повторить несколько раз на протяжении одного занятия, затем повторить на следующий день. Потом еще раз спустя несколько дней и, наконец, закрепить материал через неделю. Вот как примерно этот процесс выглядит на графике:

Одно из удачных приложений, использующих этот подход, - это . Программа в состоянии отслеживать, какие слова вы изучили, и напоминает об их повторении через определенное время. При этом новые уроки строятся с применением уже изученного материала, так что полученные вами знания закрепляются довольно прочно.

Учите язык перед сном

Освоение нового языка требует по большей части простого запоминания больших массивов информации. Да, для грамматических правил желательно понимать их применение, но в основном вам придется заучивать новые слова уже вместе с примерами. Для лучшего запоминания не упускайте возможности еще раз повторить материал перед сном. Исследование американских ученых подтвердило, что запоминание перед сном гораздо прочнее, чем на уроке, проведенном в течение дня.

Изучайте контент, а не только язык

Преподаватели с большим стажем прекрасно знают, что абстрактное изучение иностранного языка проходит гораздо тяжелее, нежели в случае его применения для освоения какого-либо интересного материала. Это же подтверждают и ученые. Например, недавно был поставлен эксперимент , в ходе которого одна группа его участников изучала французский язык обычным способом, а другой вместо этого преподавался один из базовых предметов на французском. В результате у второй группы наблюдался значительный прогресс в восприятии на слух и переводе. Поэтому старайтесь обязательно дополнить свои занятия потреблением интересного для вас контента на целевом языке. Это может быть прослушивание подкастов, просмотр фильмов, чтение книг и .

Все мы постоянно заняты, и выделить время для полноценных занятий не так уж просто. Поэтому очень многие ограничиваются 2-3 часами в неделю, специально выделенными для иностранного языка. Однако гораздо лучше заниматься хоть и меньше по времени, но каждый день. Наш мозг имеет не такой уж большой буфер оперативной памяти. Когда мы пытаемся запихнуть в него за один час максимальное количество информации, то быстро наступает переполнение. Куда полезнее небольшие по продолжительности, но частые занятия. Просто идеально для этого подходят специальные , которые позволят вам заниматься в любой свободный момент.

Миксуйте старое и новое

Мы стараемся побыстрее продвинуться в обучении и получить побольше новых знаний. Однако это не совсем правильно. Гораздо лучше дело продвигается, когда новое смешивается с уже знакомым материалом. Так мы не только легче усваиваем свежий материал, но и закрепляем пройденные уроки. В результате процесс освоения иностранного языка происходит гораздо быстрее.

Учиться легко, когда процесс интересен. Английский может стать любимым языком, если выбрать верную методику обучения. Понятную, эффективную, быструю - такую программу мечтает найти каждый студент. Тесты щелкать, как орешки, свободно вести диалоги на english, пересказывать новые серии “Шерлока Холмса” в оригинале - всего этого можно добиться, если пойти правильным курсом. В статье расскажем о методиках, созданных профессиональными педагогами-лингвистами. У каждой из программ свои особенности. Полагаясь на описание, вам будет проще выбрать максимально подходящий вариант.

8 лучших методик изучения английского языка

Система “Полиглот”

Абсолютный лидер нашего списка - метод, разработанный Дмитрием Петровым. Маркетологи проекта показали эффективность программы на примере 8 студентов, которые в телевизионном формате реалити-шоу овладели языком всего за 16 уроков. Суть методики - в постоянном общении. Проговаривается даже теория, которую обычно принято изучать по учебнику. С самых первых лекций ученики начинают разговаривать на изучаемом языке. С каждым последующим разом навыки крепчают, пополняется лексикон, усваиваются грамматические правила.

Занятия проходят аудиторно, в группе. Студентам задается тема для беседы, и начинается массовое общение. Хобби, любимые фильмы, планы на выходные, питомцы, воспоминания о детстве - разговор может быть на любую тему, главное - говорить, говорить, говорить. И делать это красиво и правильно.

Методика Драгункина

Это одна из эффективных методик изучения английского языка, которая позволяет быстро освоить азы и выйти на уверенный разговорный уровень. Программа составлена с ориентацией на экспресс-формат. Грамматика подается обобщенно, без погружения в тонкости правил. Фонетика знакомит со всеми ключевыми моментами, которые необходимо учитывать в разговорной речи, учить правильно читать и произносить транскрипции.

Если вы учите язык с нуля и хотите быстро освоить его основы - метод Драгункина идеален. Есть программа и для продвинутых студентов. Но здесь важно один момент: если вы до этого учили язык по другой методике, система Драгункина может вызвать много вопросов. Особенность курса - в своей терминологии и интерпретации правил. Разработчик представил английскую грамматику по своей системе: в отдельную группу объединил все исключения, составил понятную схему для артиклей и неправильных глаголов, создал новые категории слов, логически связанный друг с другом.

Каждая тема логически приходит на смену предыдущей, сложность наращивается постепенно. Автор доказал, что изучение английского по стандартным школьным учебникам - процесс долгий и сложный. Все гораздо проще, чем кажется. Главное найти правильный метод.

Методика Пимслера

Эта быстрая методика изучения английского языка с нуля - вариант для тех, кому нужен американский english. Уникальность программы в том, что она не только помогает познать иностранный язык, но и хорошо тренирует память, расширяет ее ресурсы. Механика курса - в аудио-уроках. Все, что нужно ученику, чтобы выучить английский по Пимслеру, - это наушники и планшет с загруженной на него программой, состоящей из 30 уроков.

Занятие состоит из прослушивания материала: диалоги, монологи, повторения фраз и речевых оборотов. Сначала говорит диктор, затем студент повторяет слова и предложения, следующая фраза состоит из части отработанных словосочетаний и новых - так слоями формируется словарный запас. Без записей и учебников, в памяти.

Метод Шехтера

Этот современный метод изучения английского работает совсем иначе, чем классические способы усвоения информации. Каждому ученику - индивидуальный подход и поиск ключиков к мотивации. Программа Шехтера получила признание в высших кругах власти и шоу-бизнеса. Этот курс выбирают известные политики, общественные деятели, спортсмены и артисты. Процесс эффективен и при этом приятен, мало похож на урок.

Занятие проходит в формате беседы, обсуждения актуальных событий, хобби, образа жизни, целей на будущее учеников. Акцент сделан на самостоятельной работе с информацией - формировании речевых схем и произношении. Вы говорите - преподаватель деликатно корректирует. Так легко понять, в чем ошибка, услышать себя и усвоить правила.

Метод Берлица

Программа позволяет быстро овладеть языком, но при этом считается одной из самых дорогостоящих. Курс BERLITZ можно пройти только за границей - в этом и суть методики. Вы попадаете в новую обстановку, которая требует активации коммуникативных навыков на english. Придется научиться не только говорить, но и думать на иностранном. Это одна из самых зрелых программ, была создана 200 лет назад. Востребована и по сей день.

В чем суть метода:

    Знакомство с english начинается с разговора. Общение с носителем - основа процесса. Сначала студент говорит, а затем приступает к чтению и графической отработке букв.

    Грамматика, фонетика, лексика также познается во время беседы, которая носит отнюдь не академический характер. Общение на занятиях проходит на отвлеченные от лингвистики темы: первая любовь, забавные случаи из жизни, яркие воспоминания из детства. Педагоги стремятся к тому, чтобы беседа была интересной. Так у ученика зарождается и интерес к языку.

    Никакого русского. Родных слов вы не услышите вплоть до возвращения домой. Только английский. Пусть сначала коряво и неправильно, не важно. С каждым днем навыки будут совершенствоваться.

    Учебники, рабочие тетради, аудиоматериалы, которые вы использовали дома, здесь не пригодятся. Программа уникальна, используются другие инструменты и техники.

Метод Розетты Стоун

Легкий и быстрый способ понять и запомнить новый материал. Никаких правил, таблиц и схем. Вы знакомитесь с английским непринужденно, словно занимаетесь хобби. Занятия проходят в формате беседы. Слушаете, играете в ассоциации, пропускаете через себя и пробуете самостоятельно выстраивать предложения. Несколько повторов и в словарном запасе появятся новые фразы и речевые конструкции. Программа построена от простого к сложному. Не трудно будет даже тем, кто не знаком с английским алфавитом.

Особенность методики - отсутствие перевода и правил. Со значением слов ученик знакомится в контексте. Предложения даются в проекции на жизненные ситуации, с которыми мы сталкиваемся каждый день. Даже не зная значения слова, оно сразу становится понятным. Вы сначала перевариваете материал сами, а затем педагог объясняет спорные моменты.

Программа Lex!

Эта методика будет полезна тем, кто уже знаком с английским, умеет грамотно составлять предложения, владеет грамматикой. Основная функция Lex! - обогащение словарного запаса. Вы устанавливаете программу на компьютере или ноутбуке и приступаете к занятиям. На мониторе увидите слова, предложения, фразы, которые нужно будет запомнить воспроизвести (письменно и устно). В сочетании с обучающим материалом идут тесты на выявление уровня, которого достигли в Lex!. Это позволяет понять, сколько пройдено и что ждет вас впереди.

Кроме изучения английского, методика тренирует память, что полезно для учеников разного возраста.

Метод Мюллера

Эта инновационная методика задействует сознательные и подсознательные стороны нашего мышления. Станислав Мюллер обратился к техникам нейропсихологии, которые помогают активизировать ранее скрытые возможности. В основе два приема - метод голографической памяти и система сверхобучаемости:

    Голографическая память помогает ученику выделить главное, выработать способность к интенсивному усвоению нового материала. Студент начинает логически выстраивать поток знаний, удобно для себя систематизировать каждую его деталь.

    Система сверхобучаемости позволяет ускорить процесс обучения. материал усваивается легче, быстрее и энергоэкономно. Техника грамотно рассчитывает рабочие силы, учебный процесс не утомляет.

Методика идеально подходит для студентов в возрасте 16-18 лет. В изучении английского с детьми лучше отдать предпочтение другим программам.


Советы, как быстро выучить английский язык самостоятельно

Какой бы метод вы не выбрали, для закрепления знаний требуется дополнительная отработка материала. Особенно в проблемных моментах. Чувствуете пробел - его нужно вовремя восполнить. Дадим полезные советы, которые сделают ваше обучение максимально эффективным.

  • Заведите личный словарик. Это может быть простой блокнот, в который вы будете выписывать сложные слов и правила, которые никак не можете запомнить, путаетесь при построении предложения. Но записать не значит закрыть и забыть. Периодически блокнот нужно просматривать и проговаривать слова и фразы сначала про себя, а затем вслух. Три-четыре раза в неделю будет вполне достаточно.
  • Записывайте себя на диктофон. Это нужно для того, чтобы понять, насколько верно вы произносите звуки и их сочетания в различных транскрипциях. Отрывок текста из книги, глава из учебника, стихотворение - используйте жанр на свое усмотрение. Главное четко проговаривать слова и стараться делать интонационные ударения.
  • Стикеры в помощь. Прошли тему - запишите тезисно основные моменты на стикер и расклейте в самых видных местах своего дома: на холодильнике, двери, стене у компьютера. Чем чаще записи буду появляться у вас перед глазами, тем быстрее вы закрепите материал.

  • Больше говорите на английском. Даже если вокруг вас нет носителей языка, ведите диалог со своими близкими, родителями, братьями и сестрами, друзьями. Задавайте им обычные вопросы только на english. И помогайте в ответах. Так вы почувствуете себя и учеником, и учителем, проверите свой уровень, насколько вы способны видеть и исправлять ошибки.

И занимайтесь в радость. Очень важен настрой, с которым вы садитесь за учебники. Информация усваивается гораздо легче, когда вы ее хотите принять. Успехов в учебе!

1

В статье изложен обзор представлений о методах эффективного обучения в организации мотивационных оснований учебного процесса. Мировая наука тяготеет к признанию роли преподавателя как менеджера, коуча, тьютера, организатора, стремящегося управлять, направлять активно развивающую познавательную деятельность обучающего. Появилась значимая тенденция не только учитывать уровень способностей, развития направленности личности, но и вовлекать её в активный процесс осознания, для каких целей могут быть применены те или иные знания. Методы эффективного обучения напрямую связаны с организацией учебного процесса, где структурированные, упорядоченные, планируемые по определенному проекту и последовательно реализуемые мотивированные шаги в процессе обучения обеспечивают достижения прогнозируемой цели. В связи с тем, что любая мотивация выполняет функцию смыслообразования, то для получения адекватных смыслов обучения следует целенаправленно формировать специальную смыслообразующую мотивацию обучающихся, где важной нашей задачей становится построение единой ментальной картины на весь процесс обучения в силу резко меняющейся образовательной среды, стремительного развития наук и технологий.

мотивация

мотивационные основания

образовательная среда

обучающиеся

эффективные методы обучения

учебный процесс

1. Гасанова Р.Р., Романова Е.А. Методы эффективного преподавания учебного материала, или дидактическая логистика оптимизации информации / Глобальный научный потенциал. – 2016. – № 12(69). – С. 15–19.

2. Гасанова Р.Р. Методы эффективного обучения в организации внимания в учебном процессе. / Научное обозрение. Педагогические науки. – 2017. – № 1. – С. 38–43.

3. Гершунский Б.С. Философия образования. – М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1998. – 432 с.

4. Розов Н.Х. Профессия – преподаватель / Вестн. Моск. ун-та. Сер. 20. Педагогическое образование. – 2016. – № 2. – С. 3–9.

5. Романов А.М., Романова Е.А., Гасанова Р.Р. Ценности и смыслы личностного и профессионального развития обучающихся. – М.: Институт научной информации мониторинга, 2010. – 208 с.

6. Романов А.М. Современная школа в социально организованной среде / А.М. Романов, Е.А. Романова, Р.Р. Гасанова, С.В. Молчанов. – М.: ФГБНУ «ИУО РАО», 2016. – 101 с.

7. Романова Е.А. Концептуальные основания управления информационно образовательной средой вуза / Право и управление. ХХI век. – 2015. – № 3(36). – С. 45–49.

8. Романова Е.А. Формирование ценностных ориентаций в подготовке к профессиональной деятельности обучающихся / Журнал научно-педагогической информации. – 2009. – № 3. – С. 12–18.

9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2000. – 720 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»).

Современный этап развития образования предполагает интенсивность и эффективность поиска совершенствований теорий и практик, и социум нуждается в поколении, умеющем работать на результат, на обеспечение социально значимых достижений. В целом, мировая наука тяготеет к признанию роли преподавателя как менеджера, коуча, тьютера, организатора, стремящегося управлять, направлять активно развивающую познавательную деятельность обучающего. То есть появилась значимая тенденция не только учитывать уровень способностей, развития направленности личности, но и вовлекать её в активный процесс осознания, для каких целей могут быть применены те или иные знания. Ведь «необходимым условием успешности образовательного процесса является формирование смысловой сферы обучаемых, ясное осознание ими целей и смыслов учебной деятельности» . Таким образом, эффективность преподавателя будет состоять из дидактического замысла, определенных технологических цепочек действий, выстраивающихся структурно, в соответствии с мотивационно-целевыми установками, имеющими формы планируемых, ожидаемых результатов.

Проблемой учебной мотивации занимались многие ученые, такие как: В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, Г.С. Абрамова, П.М. Якобсон, Е.П. Ильин, А.А. Реан, О.Н. Вербицкий и др. «Развитие мотивации учения характеризуется изменением отношения обучающихся к образовательной деятельности - от отрицательного или нейтрального до активного, личностного, творческого. Образовательная мотивация - это совокупность мотивов, которые в процессе своего взаимодействия детерминируют активность субъекта в образовательном процессе и обеспечивают профессиональную направленность саморазвития» . Развитие мотивации - это всегда процесс изменения иерархии мотива, их состава, устойчивости, появления новых, актуализация имеющихся у обучающихся психологических образований. Те самые образования, которые обеспечивают выбор предмета и способ удовлетворения потребности, где наиболее актуальными становятся мотивы самообразования, саморазвития. «Обучение в вузе соотносится с юношеским возрастом, периодом ранней взрослости. Главные мотивационные линии этого возрастного периода (самопознание, самовыражение, самоутверждение) связаны с активным стремлением к личностному самосовершенствованию» .

В многочисленных научных исследованиях прослеживается важность учебно-познавательных мотивов в учебной деятельности, ориентация на получение прочных профессиональных знаний и практических умений, на собственный рост и совершенствование (Д.Б. Эльконин, А.А. Реан, В.А. Якунин, Н.И. Мешков).

В развитии мотивационных процессов определяющую роль играет удовлетворенность учебной деятельностью, уровень которой рассматривается как показатель эффективности учения, ориентированный на повышение мотивации учения студента, как в текущем периоде времени, так и в будущем. Существует зависимость: чем сильнее потребности учащегося будут удовлетворяться в учебной деятельности, тем продуктивнее будет определяться его отношение к учению. Методы эффективного обучения напрямую связаны с организацией учебного процесса, где значимым фактором выступают мотивационные основания. Структурированные, упорядоченные, планируемые по определенному проекту и последовательно реализуемые мотивированные шаги в процессе обучения обеспечивают достижения прогнозируемой цели.

Следует напомнить, что любая мотивация выполняет функцию смыслообразования и для получения адекватных смыслов обучения следует целенаправленно формировать специальную смыслообразующую мотивацию обучающихся. «Под смыслообразующей мотивацией можно подразумевать такую мотивацию, которая образует долговременные, стратегические жизненные смыслы, а не ограничивается текущим отрезком жизни, состоянием «здесь-и-сейчас» . Отсюда необходимо обеспечить не только внутренний смысл освоения профессии (сферы деятельности, в которой будет интересно), но и его продолжение, трансценденцию за пределами собственно профессиональной сферы в область всей жизнедеятельности человека как онтологического субъекта и как личности . А любая деятельность протекает более эффективно и дает качественные результаты, когда у личности имеются сильные, яркие, глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно, с полной отдачей сил, преодолевать затруднения, неблагоприятные условия и другие обстоятельства, настойчиво продвигаясь к намеченной цели. Все это имеет прямое отношение к успешной учебной деятельности, в том случае, когда у учащихся сформировано положительное отношение к обучению, проявляется тяга к познавательному интересу и потребность в получении знаний, умений и навыков, а также, если у них будут воспитаны понятия: чувства долга, ответственности и другие мотивы учения.

Например, в детальных подробностях разбираются образовательные демонстрационные фильмы и вебинарные курсы по дополнительному образованию, которые проводят молодые ученые, педагоги, менеджеры - Е.А. Романова, К. Саркисов, Т.В. Никишина, М. Губина, А. Мосягина, А. Полянский, где ставятся и решаются задачи мотивации в обучении:

  • Мотивация в обучении. Когда действительно хотят учиться студенты? Как вовлечь и увлечь их в процесс обучения? Интерактивность, регулярная обратная связь, достижения, успехи, соревновательность. Помогает ли решать эти вопросы геймификация? Игровые механики вовлекают или мотивируют? Фаны в обучении. Что такое фан в обучении, и какой он может быть? Мотивация в смешанном обучении. Как мотивировать обучающихся в смешанной модели обучения, чтобы они успешно прошли все этапы до конца с желаемым результатом? Обязательные элементы любого обучения. Как выделить потребности, интересы и цели? Как провести обучение с вовлечением и/или «Давайте поиграем!»? Какова может быть внутренняя и внешняя мотивация студентов? Стратегия мотивации. Каковы факторы, влияющие на желание студентов учиться?
  • Case-study как эффективный метод активизации познавательной деятельности и мотивации к обучению студентов. Какие возможности использования сase-study в образовательном процессе: от вебинаров до практических заданий? С какими современными образовательными методами и технологиями сочетается сase-study?
  • Онлайн-инструменты для интерактивного взаимодействия в образовании, интернет-сервисы для совместной работы, средства коммуникации и взаимодействия с образовательным контентом в обучении, совмещение различных видов учебных активностей (лекционные курсы, тесты, вебинары), коммуникаций (опросы, форумы, блоги) в едином учебном пространстве. Как сделать, чтобы различные инструменты заработали в рамках единого процесса (бейджи, рейтинги, «спасибо», виртуальная валюта, призы и т.п.)?

Разбирая, а также принимая во внимание все эти новые тенденции: вовлечение в процесс обучения, интерактивная геймификация и фаны, сase-study, смешанные модели обучения, мы должны учитывать компоненты мотивации. «Поскольку учение выделяется как особый вид деятельности, для которой научение, овладение знаниями и навыками является не только результатом, но и целью. Основными мотивами сознательного учения, связанного с осознанием его задач, являются естественные стремления подготовиться к будущей деятельности и - поскольку учение собственно опосредованное, совершающееся через овладения накопленных человечеством знаний, познания мира, - интерес к знанию» .

Мы заботимся о том, чтобы включить в обучение использование методов инженерии знаний как новейший тренд в развитии электронного, смешанного и очного обучения. При этом мы понимаем, что информационные образовательные технологии - это не только инструменты: интернет и программное обеспечение - это, прежде всего, использование методов и средств извлечения, обработки, систематизации и применения информации. Поэтому нам приходится ставить вопросы и озадачиться поиском ответов на них:

  • Как использовать современные методы и способы работы со знанием в повседневном процессе, в обычной практике различных видов обучения? Что является движущей силой учебного процесса и как им грамотно управлять? Как данные и информация превращаются в знания и личный опыт, мотивирующий студента? Как построить изменяющуюся в ходе обучения модель успешного студента и на ее основе составлять его индивидуальную образовательную траекторию, ведущую к успеху? Как максимально эффективно достигать педагогических образовательных целей, задействовав мотивационные компоненты обучения студентов? Как составить содержание учебного курса, сформировать с его помощью умения и навыки учащихся по приобретению, обработке, структурированию и применению полученных знаний?

А студенту нужно понимать, для чего ему необходимо знать предлагаемую тему и ее цель; какова основная задача содержащейся в ней учебно-проблемной ситуации, которую можно постичь, если изучить ее содержание; какова ее теоретическая и практическая значимости; как она ранее применялась; каковы могут быть вопросы самоконтроля и самооценки возможностей по ее изучению? Студентам важно показать план траектории предстоящей работы, в который включены ситуации различного характера: эмоционального увлечения и успеха в достижении целей; интеллектуального поиска проблемы и дискуссий, игрового соревнования. Студентам интересно, когда процесс обучения связан с анализом ошибок и достижений, подбором формы и методов стимулирования и мотивации, такие как: поощрение, порицание, развитие желания быть полезным, побуждение к поиску альтернативных решений, самооценки деятельности и ее коррекции, рефлексии поведения, проектному методу, прогнозированию. Положительные эмоции, возникающие от процесса деятельности, существенно продвигают группу студентов к намеченным результатам и служат своеобразным «подкреплением» учебной мотивации, что приводит к формированию ее устойчивости. Таким образом, посредством анализа и интерпретаций извне осуществляется переход внешнего мотивирования и управления к самоуправлению, к умелой самоорганизации, самоконтролю.

Успешное формирование положительных мотивов учения тесно связано как с эффективным использованием различных методов стимулирования деятельности учащихся, так и с уровнем усвоения способов деятельности, с уровнем сформированных различных учебных умений и навыков, с формированием учебно-познавательного интереса. При этом студенты получают интеллектуальное удовольствие от решения задач, проявляют интерес к самообразовательной деятельности и к самостоятельному добыванию знаний.

И мы, конечно, понимаем, что без образовательного мотивационного контента невозможно вовлечь в обучение студентов, и поэтому необходимо учитывать, что в условиях стремительного развития технологий трудно становится педагогически представить строгую регламентацию содержания и методов эффективного обучения. В связи с этим надо более скрупулезно подбирать методы и специально формировать, развивать и стимулировать мотивации студентов. Отсюда необходимость формировать высокий уровень познавательного интереса к предмету - является важной нашей задачей, и для ее решения потребуется построение единой ментальной картины на весь процесс обучения, где задействованы основные факторы, ведущие к ее эффективности:

Стиль общения педагога через целенаправленное конструирование образовательного процесса и форм сотрудничества с учащимися, включая творческий подход разработок индивидуальных траекторий развивающего обучения, предусматривание смены деятельности краткими лекционными презентациями с использованием мультимедиа, показов различных острых значимо-содержательных лекционных моментов, применяя современные средства и информационно-компьютерные технологии и пр.;

Характер и уровень учебно-познавательной деятельности, повышающийся через совершенствование подбора вариативности, различного дидактического материала (на печатных и электронных носителях, инструкции, карты, лекционные демонстрационные фрагменты); использование разнообразных видов самостоятельных работ с учетом мотивационных интересов студентов (задания с познавательно-занимательными, а может быть, и каверзными вопросами); структурирование лекции с учетом вызова эмоционального отклика для активизации познавательных психических процессов, поощрения формировать собственную точку зрения на проблему, а также демонстрацию важности знаний и умений в жизни, ее связи теории с практикой на ярких примерах достижений и неудач.

И в результате подобной работы складывается эффективная система развития мотивации учения, в которую включен целый комплекс творческих заданий для развития мотивации к учебной деятельности, состоящий из:

Причинно-следственных связей,

Комбинированной информации,

Планирования и практического его выполнения.

За последние несколько лет произошли резкие перемены, свершился переход, а точнее скачок, необратимо изменивший свойства образовательной среды. Оформился явный запрос на индивидуализацию образования, когда сам обучающийся мотивирован, выбирает и реализует свою собственную траекторию продвижения к образовательной цели. Меняются не только модели субъекта и объекта учения во всех звеньях и на всех уровнях образования, но и всего процесса приобретения знаний, их воспроизводства. Запоминание и хранение знаний уже дополняется способностью искать и отбирать информацию для обучения во всех средствах массовой информации. При обилии доступных образовательных ресурсов обучающимся требуется помощь в виде современной педагогической востребованной компетентной позиции, умеющей работать на всех образовательных этапах образования (очном, онлайн, дистанционном), чтобы каждый студент мог участвовать в организации своего собственного мотивированного обучения.

Учитывая эти аспекты и всевозрастающую самостоятельность взаимодействия преподавателя и обучающегося (которые подвигают их к активности в различных технологизирующих процессах: развивающего образования, проблемного, проектного, интегрированного, модульного обучения, игрового, кейсов, мастер-классов, критического мышления, уровневой дифференциации, здоровьесберегающего, коммуникативного), по-новому реализуется содержание обучения, обеспечивается достижение поставленных целей, изменяются и предоставляются современные формы методов обучения.

И, в заключение, ученые еще лет 20 тому назад утверждали то, что «любые реформы и преобразования в сфере образования могут быть успешными лишь в том случае, если они будут подкрепляться четкой программой реализации . Однако, как быть сейчас в условиях неопределенности, непредсказуемости, стремительного развития наук и технологий, когда жесткая регламентация содержания и методов образования становится невозможной? Для педагогов представляется критически важной и парадоксальной проблемой заниматься творческой разработкой индивидуальных траекторий развивающего обучения, мотивированного обучения, нацеливающего студентов на дальнейшее учение и деятельность в средах будущего и создание условий помощи его достижения. Тем не менее, «все мы помним, как еще совсем недавно преподаватели вузов проходили курсы «компьютерного ликбеза»; сейчас настало время сделать очередной, новый шаг вперед. Педагогическая деятельность - это большое и трудное искусство, своеобразный «театр одного актера», а каждое занятие - своеобразный мастер-класс» . Поэтому важно при разработке очередного эффективного обучающего мотивационного курса учитывать:

1. Текст, ведущий к цели.

2. Современный инструментарий.

3. Комплекс текстового оформления лекции, мотивационную логистику преподнесения материала .

Библиографическая ссылка

Гасанова Р.Р. МЕТОДЫ ЭФФЕКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ МОТИВАЦИОННЫХ ОСНОВАНИЙ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА // Международный журнал экспериментального образования. – 2017. – № 5. – С. 41-45;
URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=11662 (дата обращения: 26.10.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»