Генеалогическое дерево династии рюриковичей представляет собой модель. Родословная Рюриковичей: Владимиро-Суздальский дом

Рюриковичи – династия князей (а с 1547 года и царей) Киевской Руси, позже – Московской Руси, Московского Княжества, Московского Царства. Родоначальник династии – легендарный князь по имени Рюрик (вот и ответ на вопрос, почему династию называли по имени основателя). Множество копий поломано в спорах о том, был этот князь варягом (то есть чужеземцем) или же исконно русским.

Генеалогическое древо династии Рюриковичей с годами правления есть в таком известном интернет-ресурсе, как Википедия.

Скорее всего, Рюрик был исконно русским претендентом на трон, и оказался этот претендент в нужное время в нужном месте. Правил Рюрик с 862 по 879 годы. Именно тогда на Руси появился предшественник современного русского алфавита – кириллица (создана Кириллом и Мефодием). От Рюрика начинается долгая, 736-летняя история великой династии. Ее схема разветвленная и чрезвычайно интересная.

После смерти Рюрика правителем Новгородской, а с 882 года и Киевской Руси стал его родственник – Олег по прозвищу Вещий. Прозвище оправдалось сполна: этот князь разгромил хазар – опасных противников Руси, затем вместе с войском пересек Черное море и «прибил щит к вратам Цареграда» (именно так называли в те годы Стамбул).

Весной 912 года Олег умер от несчастного случая – укуса гадюки (эта змея особенно ядовита весной). Случилось это так: князь наступил на череп своего коня и умудрился потревожить зимовавшую там змею.

Новым князем Киевской Руси стал Игорь. При нем Русь продолжала усиливаться. Были разбиты печенеги, укрепилась власть над древлянами. Самым важным событием стало столкновение с Византией.

После неудачи в 941 году (против русского флота использовали так называемый греческий огонь) Игорь вернулся в Киев. Собрав большое войско, он в 944 (или 943) году решил ударить по Византии с двух сторон: с суши – конница, а главные силы войска должны были атаковать Царьград с моря.

Поняв, что в этот раз сражение с противником чревато поражением, император Византии решил откупиться. В 944 году был подписан торгово-военный договор между Киевской Русью и Византийской Империей.

Продолжает династию внук Игоря Владимир Святославович (он же Креститель или Ясно Солнышко) – личность загадочная и противоречивая. Часто сражался с родными братьями, пролил много крови, особенно во время насаждения христианства. В то же время князь позаботился о надежной системе оборонительных сооружений, надеясь решить проблему набегов печенегов.

Именно при Владимире Великом началась страшная беда, в итоге погубившая Киевскую Русь – междоусобица между здешними Рюриковичами. И хотя появлялись сильные князья вроде Ярослава Мудрого или Владимира Мономаха (символично, что именно «Мономахов венец» украсил головы первых Романовых), Русь укреплялась лишь на время их правления. А затем междоусобица на Руси вспыхивала с новой силой.

Правители Московской и Киевской Руси

После раскола христианской церкви на православное и католическое направления суздальские и новгородские князья поняли, что православие намного лучше. В итоге изначальное язычество удалось сплавить с православным направлением христианства. Так появилось русское православие, мощная объединяющая идея. Благодаря этому в итоге возникло могучее Московское княжество, а позже и царство. Из этого ядра позже появилась Россия.

В 1147 году поселение под названием Москва стало центром новой Руси.

Важно! В основании этого города важную роль сыграли татары. Они стали связующим звеном между христианами и язычниками, своего рода посредниками. Благодаря этому династия Рюриковичей крепко заняла престол.

А вот Киевская Русь грешила однобокостью — там насильственно внедряли христианство. При этом уничтожали взрослое население, исповедующее язычество. Неудивительно, что получился раскол между князьями: кто-то отстаивал язычество, а кто-то переходил в христианство.

Трон стал слишком шатким. Так генеалогическое древо династии Рюриковичей разделилось на успешных правителей, создателей будущей России, и неудачников, исчезнувших из истории к концу 13 столетия.

В 1222 году дружина одного из князей ограбила татарский торговый караван, убив самих купцов. Татары выступили в поход и в 1223 году столкнулись на реке Калке с киевскими князьями. Из-за междоусобицы княжеские дружины бились неслаженно, и татары наголову разбили неприятеля.

Коварный Ватикан сразу же воспользовался удобным поводом и втерся в доверие к князьям, в том числе и к правителю Галицко-Волынского княжества Даниле Романовичу. Договорились о совместном походе против татар в 1240 году. Однако князей ждал пренеприятный сюрприз: союзное войско пришло и… потребовало колоссальной дани! А все потому, что это были печально известные рыцари-крестоносцы Тевтонского ордена – бандиты в броне.

Киев отчаянно оборонялся, однако крестоносцы на четвертый день осады прорвались в город и устроили страшный погром. Так погибла Киевская Русь.

Один из правителей Московской Руси, новгородский князь Александр Ярославович, узнал о падении Киева. Если до этого было серьезное недоверие к Ватикану, то теперь оно переросло во вражду.

Вполне возможно, что Ватикан попытался разыграть ту же карту, что и с киевскими князьями, и отправил послов с предложением о совместном походе против татар. Если Ватикан так и поступил, то напрасно — ответом был категорический отказ.

В конце 1240 года объединенное войско рыцарей-крестоносцев и шведов было наголову разбито на Неве. Отсюда и прозвище князя –

В 1242 году рыцари-крестоносцы вновь столкнулись с русским войском. Результат – полный разгром крестоносцев.

Так в середине XIII столетия разошлись пути-дороги Киевской и Московской Руси. Киев на несколько столетий попал под оккупацию Ватикана, а Москва, напротив, усиливалась и продолжала побеждать врагов. Но история династии продолжалась.

Князья Иван III и Василий III

К 1470-м годам Московское княжество было достаточно сильным государством. Его влияние постепенно расширялось. Ватикан стремился решить проблему русского православия, а потому постоянно подогревал свару между родовитыми князьями и боярами, надеясь сокрушить будущее русское государство.

Однако Иван III продолжал реформы, попутно налаживая выгодные связи с Византией.

Это интересно! Великий князь Иван III первым использовал титул «царь», пусть и в переписке.

Василий III продолжал реформы, начатые при отце. Попутно продолжалась борьба с извечными недругами – родом Шуйских. Шуйские занимались, говоря сталинским языком, шпионажем в пользу Ватикана.

Бездетность так огорчала Василия, что он развелся с первой женой и добился ее пострижения в монахини. Второй женой князя стала Елена Глинская, и это получился брак по любви. Первые три года брак был бездетным, но на четвертом году случилось чудо — родился наследник трона!

Правление Елены Глинской

После смерти Василия III его жена Елена сумела захватить власть. За недолгие пять лет государыня всея Руси многого добилась.

Например:

  • Был подавлен один из мятежей. Зачинщик, Михаил Глинский, попал в темницу (зря пошел против племянницы).
  • Уменьшилось недоброе влияние Шуйских.
  • Впервые была отчеканена монета, на коей изображен всадник с копьем, монета была названа копейкой.

Однако враги отравили ненавистную правительницу — в 1538 году княгиня умирает. А чуть позже в темницу попадает князь Оболенский (возможный отец Ивана Грозного, но факт отцовства не доказан).

Иван IV Грозный

Имя этого царя жестоко оболгали вначале по заказу Ватикана. Позже масон-историк Н. Карамзин по заказу Амстердама в книге «История Государства Российского» нарисует портрет великого правителя Руси Ивана IV лишь черными красками. В то же время как Ватикан, так и Голландия называли великими таких негодяев, как Генрих VIII и Оливер Кромвель.

Если же трезво присмотреться к тому, что делали эти политики, мы увидим совсем иную картину. Для Ивана IV убийство было пренеприятной вещью.

А потому он казнил врагов только тогда, когда другие способы борьбы были неэффективны. А вот Генрих VIII и Оливер Кромвель считали убийство нормой и всячески поощряли публичные казни и прочие ужасы.

Детство будущего царя Ивана IV было тревожным. Его мать и названый отец вели неравную борьбу с многочисленными врагами и предателями. Когда же Ивану исполнилось восемь лет, умерла его мать, а названый отец попал в темницу, где вскоре тоже умер.

Пять долгих лет тянулись для Ивана как сплошной кошмар. Самыми ужасными фигурами были Шуйские: они вовсю грабили казну, ходили по дворцу, как у себя дома, и могли бесцеремонно закинуть ноги на стол.

В тринадцать лет юный князь Иван впервые показал свой характер: по его приказу одного из Шуйских схватили псари, и случилось это прямо на заседании боярской думы. Выведя боярина во двор, псари прикончили его.

А в январе 1547 года случилось важное событие, поистине историческое: Иван IV Васильевич был «венчан на царство», то есть объявлен царем.

Важно! Родословная династии Романовых была завязана на родстве с первым русским царем. Это был веский козырь.

Правление Ивана IV Грозного – это целая эпоха длиной в 37 лет. Подробно об этой эпохе можно узнать, посмотрев посвященный ей видеоматериал аналитика Андрея Фурсова.

Вкратце пробежимся по важнейшим вехам этого правления.

Вот эти вехи:

  • 1547 год – венчание Ивана на царство, женитьба царя, подстроенный Шуйскими пожар Москвы.
  • 1560 – смерть жены Ивана Анастасии, обострение вражды между царем и боярами.
  • 1564 – 1565 годы – отъезд Ивана IV из Москвы, его возвращение и начало опричнины.
  • 1571 – Тохтамыш сжигает Москву.
  • 1572 – Хан Девлет-Гирей собрал все войско крымских татар. Они напали, надеясь добить царство, однако на защиту страны поднялся весь народ, и татарское войско вернулось в Крым.
  • 1581 – умирает от отравления царевич Иван, старший сын царя.
  • 1584 – смерть царя Ивана IV.

О женах Ивана IV Грозного было много споров. Однако достоверно известно, что царь был женат четыре раза, причем один из браков как бы не засчитан (невеста слишком скоро умерла, причина – отравление). И трех жен извели бояре-отравители, среди которых главные подозреваемые – Шуйские.

Последняя жена Ивана IV, Марья Нагая, надолго пережила мужа и стала свидетельницей Великой Смуты на Руси.

Последний из династии Рюриковичей

Хотя Василий Шуйский считается последним из династии Рюриковичей, это не доказано. Реально последним из великой династии был третий сын Ивана Грозного Федор.

Правил Федор Иванович лишь формально, на деле же власть была в руках главного советника Бориса Федоровича Годунова. В период с 1584 по 1598 годы на Руси нарастало напряжение, связанное с противостоянием Годунова и Шуйских.

А 1591 год отметился загадочным событием. В Угличе трагически погиб царевич Дмитрий. Был ли в этом виновен Борис Годунов или же это были дьявольские козни Ватикана? Пока что на этот вопрос нет четкого ответа – настолько запутана эта история.

В 1598 году бездетный царь Федор умер, так и не продолжив династию..

Это интересно! При вскрытии останков ученые узнали страшную правду: Федора травили много лет, как и вообще семейство Ивана Грозного! Получилось убедительное объяснение того факта, почему царь Федор был бездетен.

Трон занял Борис Годунов, и правление нового царя ознаменовалось небывалым неурожаем, голодом 1601 – 1603 годов и разгулом преступности. Козни Ватикана также сказались, и в итоге с 1604 года началась активная фаза смуты, Смутное время. Закончилось это время лишь при воцарении новой династии – Романовых.

Династия Рюриковичей – неотъемлемая часть истории Руси. Родословная русских князей, государей и первых русских царей – это то, что нужно знать любому уважающему себя историку России.

Фото генеалогического древа династии Рюриковичей с годами правления Вы можете увидеть ниже.

Полезное видео

Весьма развитой , ясно осознаваемой этнической самоидентификации («мы от рода русского»), непременно должен был сопутствовать культ общего предка.

Исторические разыскания в этом направлении затруднены тем, что древнейшая родословная русских князей подверглась в дальнейшем значительным искажениям и переосмыслению в духе «варяжской» легенды. Между тем в IX - X вв. Рюрик не числился в родоначальниках князей Русской земли* . Это имя не было в ходу среди потомков Игоря до второй половины XI в. и ни один письменный памятник домонгольской эпохи, в том числе и летопись, не называет русских князей собирательным именем Рюриковичи. «Варяжская» легенда была принята князьями «от рода русского», так сказать, умом, а не сердцем.

*Для исторической критики этот вывод очевиден. Если В.О.Ключевский еще колебался, относя призвание князей-варягов к «темным преданиям» нашей летописи (Ключевский В. О. Сочинения в девяти тт. М., 1989. Т. I. С. 145 ), то Д.И. Иловайский уже начисто отвергал в летописном сказании о призвании Рюрика какую-либо историческую основу (Иловайский Д.И. История России. Часть I. М., 1876. С. 19 - 25 ). Историки ХХ в. выражались еще более определенно. Е.Ф. Шмурло называл летописную родословную «сказкой-легендой» (Шмурло Е.Ф. Курс русской истории. Возникновение и образование Русского государства (862 - 1462 ). Изд. 2-е, испр. Т. 1. СПб., 1999. С. 73 ). С. П. Толстов и М. Н. Тихомиров были уверены в том, «что перед нами, бесспорно, сознательно фальсифицированная родословная» (Толстов С.П. Древнейшая история СССР в освещении Вернадского // Вопросы истории. № 4. 1946. С. 12 2). Б.А. Рыбакову летописная генеалогия представлялась «примитивно искусственной» (Рыбаков Б.А. Мир истории. Начальные века русской истории. М., 1987. С. 65 ). Для А.Л. Никитина Рюрик — «всего только легенда и, подобно поручику Киже, на Руси “фигуры не имеет”» (Никитин А.Л. Основания русской истории. М., 2000. С. 164 ).

Наряду с «варяжской» генеалогической лествицей, в древней Руси существовала и другая, альтернативная, согласно которой династические корни русских князей уходили гораздо глубже второй половины IX в. Эта изначальная, «дорюриковская» традиция, по всей видимости устная, проглянула в письменных памятниках киевского периода лишь однажды — в выражениях «внуки Всеславли» и «жизнь Всеславля» (то есть «достояние Всеслава»), употребленных автором «Слова о полку Игореве» по отношению соответственно ко всем русским князьям и к Русской земле: «Ярославе и вси внуци Всеславли!.. Вы бо своими крамолами начясте наводити поганыя на землю Рускую, на жизнь Всеславлю». Это и есть единственная собирательная генеалогическая формула, оставшаяся от того времени.

Буквальное прочтение выражений «Ярославе и вси внуци Всеславли» и «жизнь Всеславля» ничего не проясняет, а, наоборот, порождает новые, неразрешимые вопросы. Предположение о том, что автор «Слова» в данном фрагменте имеет в виду каких-то конкретных личностей своего времени, сталкивается с рядом трудностей. Так, невозможно персонифицировать «Ярослава». Черниговский князь Ярослав Всеволодович — кандидатура неподходящая, потому что в «наведении поганых» на Русскую землю он стал повинен, согласно летописи, только в 1195 и 1196 гг., то есть спустя десять-одиннадцать лет после похода Игоря Святославича. К тому же он упоминается в «златом слове» Святослава Всеволодовича («А уже не вижду власти [силы] сильнаго и богатаго и многовоя брата моего Ярослава с черниговскими былями [боярами]…»), а не в числе князей, к которым обращен авторский призыв отомстить «за раны Игоревы». Среди последних, впрочем, есть галицкий князь Ярослав Владимирович (Осмомысл), однако летопись не знает за ним никаких черных дел, в том числе предательских сношений с половцами.

Крайне спорно выглядит и отождествление «внуцей Всеславовых» с внуками полоцкого князя Всеслава Брячиславича. Замечено, в частности, что слова «внук», «внуки» встречаются в «Слове» шесть раз, «и только единожды (“Игоря… внука Ольгова”) безусловно в значении “сын сына”», из чего следует обоснованный вывод, что «эти речения («внуци Всеславли» и «жизнь Всеславля». — С.Ц.) к Всеславу Брячиславичу не имеют отношения» (Энциклопедия «Слова о полку Игореве». Т. 1. А-В. СПб., 1995. С. 216, 261 ).

«Вы бо своими крамолами начясте наводити поганыя на землю Рускую, на жизнь Всеславлю» — странный упрек. Негодующее обращение автора «Слова» совершенно не вписывается в историческую ситуацию конца XII в., когда семейная вражда Ярославичей и Всеславичей уже перестала быть живым нервом княжих усобиц вследствие разделения Ярославичей на два враждующих клана — Мономашичей и Ольговичей, которые, собственно, и «наводили поганых» на Русскую землю при жизни автора «Слова». Но почин в использовании половецкой силы для улаживания княжеских распрей принадлежал, конечно, не Мономашичам, не Ольговичам, и уж тем более не внукам Всеслава Полоцкого, которым летопись вообще отводит весьма скромное место в братоубийственных войнах того времени. Фраза «вы бо своими крамолами начясте наводити поганыя на землю Рускую» по отношению к князьям второй половины XII в. выглядит очевидным анахронизмом.

Еще более удивительным представляется посмертный патронаж Всеслава Полоцкого над Русской землей, которая оказывается вдруг «Всеславовым достоянием». Между тем этот князь сидел на киевском столе очень недолго, всего около года (с 1068 по 1069 г.), и, строго говоря, отнюдь не на легитимных основаниях, будучи, по сути, ставленником мятежных киевлян. За исключением этого кратковременного эпизода, его реальная власть над Русской землей никогда не выходила за пределы Полоцкого княжества.

Поэтому вместо «Ярославе» несомненно следует читать «Ярославли», как в свое время и предлагал Д. С. Лихачев, то есть: «Ярославичи и все внуки Всеславовы». Эта поправка устраняет все несуразности и противоречия в чтении и делает данное выражение совершенно внятным.

Очевидно, что выражение «Ярославли и вси внуци Всеславли» есть не что иное, как универсальная и общепризнанная генеалогическая формула, одинаково пригодная для современности и для прошлого (автор произносит ее сейчас, обращаясь к живущим русским князьям, но хочет говорить об исторических грехах их дедов, живших во второй половине XI в. и повинных в разорении Русской земли: «Вы бо своими крамолами начясте наводити поганыя на землю Рускую, на жизнь Всеславлю»* ). Причем важно отметить, что «Ярославичи» в этой формуле оказываются лишь частью «всех внуков Всеславлевых». Стало быть, еще какие-то «внуки» не названы по их родовому имени. Впрочем, их инкогнито раскрывается без труда. Во второй половине XI в. полоцкие князья, потомки князя Изяслава Владимировича (ум. в 1001 г.), сына Владимира I и Рогнеды, открыто противопоставили себя Ярославичам — потомству Ярослава I Владимировича. Произошло разветвление великокняжеского рода. Полоцкие князья обособились и причислили себя к отдельной его ветви — «Рогволожим внукам», Рогволожичам, которые непрестанно враждовали с Ярославичами (по причине расправы Владимира I Святославича над Рогнедой и ее отцом, Рогволодом), поднимая, по словам летописца, «меч противу Ярославлим внуком». Таким образом, выражение «Ярославли и вси внуци Всеславли» подразумевает все мужское потомство Владимира I Святославича — Ярославичей и Рогволожичей.

* По летописи, первыми (в 1078 г.) пригласили половцев под русские стяги черниговский князь Олег Святославич и смоленский князь Борис Вячеславич — оба «Ярославли», внуки Ярослава I.

Теперь мы видим, что восклицание «Ярославли и вси внуци Всеславли!» может означать, собственно, только одно: «Ярославичи и все князи русские!»

Кто же такой этот Всеслав, еще в конце XII в. числившийся в прародителях русских князей?

Отметим важное обстоятельство: деятельность Всеслава приурочена в «Слове» к временам Трояна: «На седьмом веце [веке] Трояни връже [бросил] Всеслав жребий о девицю себе любу»* . Место «Трояновых веков» в историческом времени сам автор «Слова» определил так: «Были вечи [века, времена] Трояни, минула лета Ярославля; были плъци [полки, то есть походы, войны] Олговы, Ольга Святославличя [внук Ярослава I, ум. в 1115 г.]».

*«Люба девица» Всеслава — это Киев, как явствует из последующей фразы: «Тъй клюками подпръся, окони и скочи к граду Кыеву и дотчеся стружим злата стола киевского…», то есть: полагаясь на свои «клюки» («хитрость», вещую мудрость), вскочил на коня и помчался к Киеву, коснулся копьем золотого стола киевского.

По этой периодизации «века Трояни» предшествуют времени «дедов», таким образом совпадая с языческой эпохой* . В древнерусских источниках, в том числе современных «Слову о полку Игореве», имя Трояна носит древнеславянское божество. Так, древнерусская вставка в апокриф «Хождение Богородицы по мукам», славянские рукописи которого восходят к XII в., обличает язычников в том, что они «богами прозваша: солнце и месяц, землю и воду, звери и гады… от камени ту устроя Трояна, Хорса, Велеса, Перуна». В другом древнерусском антиязыческом сочинении (из Толстовского собрания XVI в.) язычники «мняще богы многы: Перуна и Хорса, Дыя и Трояна». А. Н. Афанасьев высказал мнение, что имя Троян образовалось от слова «три», «трое» (Афанасьев А.Н. Мифы, поверья и суеверия славян. Т. 2. М., 2002. С. 497, 607 - 609 ). Древнерусского Трояна можно поставить в связь с языческим божеством, известным у поморских славян и у чехов под именем Триглава (Триглавом называлась и священная гора в земле хорутан). Наиболее почитаемый идол Триглава стоял в поморском Щетине, в «трехрогом» (трехбашенном) замке. Этому божеству приписывалось владычество над тремя царствами: небом, землей и подземным миром, символически соответствующими трем корням мирового древа. В сербском фольклоре есть предание о короле Трояне, сопоставимое с русской сказкой о Снегурке (несчастный влюбленный король также гибнет от солнечных лучей). Сродство Трояна с Триглавом между прочим видно из того, что последнему подносили в качестве жертвы козлиные головы, а короля Трояна сербская сказка наделяет козлиными ушами и тремя головами. В других вариантах этого сказочного сюжета место короля Трояна заступает змей — у славян, как известно, существо обыкновенно о трех головах. Вероятнее всего, прячущийся от солнца Троян был божеством подземного мира, Ночи. Однако возможно и другое истолкование его имени и положения в божественном пантеоне славян. Украинский язык сохранил прилагательное « троянский» в значении «отец троих сыновей» (тройняшек) (Вернадский Г.В. Киевская Русь. Тверь; Москва, 2001. С. 62 ). Тогда Троян может считаться родителем какой-то божественной триады братьев.

* Пленяясь соблазнительным созвучием, большинство комментаторов совершают ошибку, усматривая в «веках Трояних» намек на войны римского императора Траяна в Дакии или даже смутное воспоминание о Троянской войне. Нет нужды доказывать, что ни то ни другое событие не сделало эпохи в славянской истории и потому не могло остаться в древнерусском фольклоре.

Из буквального прочтения текста «Слова» получается, что князь Всеслав Полоцкий решил добывать себе киевский стол в языческие «времена Трояни», еще до того, как минули «лета Ярославли» и «пълцы Олговы», другими словами — задолго до своего рождения. Налицо слияние двух Всеславов — исторического и легендарного* , или, говоря точнее, есть все основания полагать, что при описании личности и деятельности полоцкого князя Всеслава Брячиславича автор «Слова» использовал художественную образность и стилевые приемы, взятые из некогда существовавшего эпоса о его стародавнем тезке.

* А.Л. Никитин видел во Всеславе персонаж «совершенно неизвестного нам общеславянского эпоса», «мифического общеславянского героя или прародителя (“Все-слав”)», который в сознании поэта конца XII в. «слился с образом современного ему полоцкого князя Всеслава Брячиславича, благодаря чему последний и оказался окутан покровом тайны и волшебства» (Никитин А.Л. Основания русской истории. С. 454; Он же. «Слово о полку Игореве». Тексты. События. Люди. Исследования и статьи. М., 1998. С. 185 ).

Благодаря работам А. Н. Веселовского (Веселовский А.Н. Былины о Волхе Всеславиче и поэмы об Ортните // Русский фольклор. СПб., 1993. Т. 27 ) и С. Н. Азбелева (Азбелев С.Н. Предания о древнейших князьях Руси по записям XI - XX вв. // Славянская традиционная культура и современный мир. М., 1997. Вып. 1 ), этот «старый» Всеслав находится сегодня в поле исторического зрения. Древнейшая поколенная роспись русских князей «до Рюрика» содержится в Иоакимовской летописи. Рюрику здесь отведена разве что третьестепенная роль. Эта родословная открывается именем князя Владимира, но при упоминании правления его отца, от которого, собственно, и ведется счет княжеским «коленам». До Гостомысла, предшественника Рюрика, сменилось 14 поколений князей. Поскольку в древнейших генеалогиях правлению одного «колена» отводилось в среднем 25 лет, то княжение Владимирова отца приходится на начало V столетия — эпоху Великого переселения народов. Восходящая также к V в. германская сага о Тидреке Бернском (то есть Веронском) живописует ожесточенную борьбу готского короля Теодориха Амала (Тидрека Бернского) с русским «конунгом Вальдемаром», отец которого назван Всеславом (др.-герм. Гертнит). И германский, и русский источники говорят об одном и том же лице — «русском» правителе славянского Поморья (среди подвластных Гертниту/Всеславу народов сага называет «вильтинов», то есть велетов/лютичей). Сличение этих известий с употребительной еще в конце XII в. генеалогической формулой «внуки Всеславли» показывает, что князья Русской земли вели свое происхождение от одного из княжеских родов балтийских русов, прародителем которого считался полулегендарный Всеслав, отец жившего в V в. князя Владимира.

В итоге перед нами открывается подлинная древнерусская родословная традиция, согласно которой «внуком Всеславлевым» или Всеславичем назывался любой представитель великокняжеской семьи* . Вместе с тем и Русская земля (как, возможно, и любая из ) еще в конце XII в. cлыла «жизнью Всеславлевой», то есть княжеским достоянием Всеслава — прадеда-покровителя всех князей «от рода русского».

*Впоследствии отчество Всеславич закрепилось в былинах и некоторых летописях за одним Владимиром I (см.: Моисеева Г.Н. Кто они - «внуци Всеславли» в «Слове о полку Игореве» // Исследования по древней и новой литературе. Л., 1987. С. 158 ) — вероятно, по его исключительной роли в русской истории и по исторической ассоциации с достославным Владимиром Всеславичем V столетия.


Рюриковичами историки называют первую династию русских князей и царей. Фамилии у них не было, а название династия получила по имени её легендарного основателя - новгородского князя Рюрика, умершего в 879 году.

Глазунов Илья Сергеевич. Внуки Гостомысла- Рюрик, Трувор и Синеус.

Самая ранняя (XII век) и наиболее подробная древнерусская летопись, «Повесть временных лет», так рассказывает о призвании Рюрика:


«Призвание Рюрика». Неизвестный автор.

«В год 6370 (862 по современному летоисчислению). Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: „Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву“. И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, – вот так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: „Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет.


«Призвание Рюрика».

Приходите княжить и владеть нами“. И избрались трое братьев со своими родам, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, – на Белоозере, а третий, Трувор, – в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же – те люди от варяжского рода, а прежде были словене. Через два же года умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один Рюрик, и стал раздавать мужам своим города – тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в этих городах – находники, а коренное население в Новгороде – словене, в Полоцке – кривичи, в Ростове – меря, в Белоозере – весь, в Муроме – мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик.»


Рюрик. Великий князь Новгородский в 862-879. Портрет из Царского титулярника. 1672

Древнерусские летописи начали составляться 200 лет спустя после смерти Рюрика и век спустя после крещения Руси (появления письменности) на основе каких-то устных преданий, византийских хроник и немногих существующих документов. Поэтому в историографии сложились разные точки зрения на летописную версию призвания варягов. В XVIII – первой половине XIX века преобладала теория о скандинавском или финском происхождении князя Рюрика, позднее развилась гипотеза о его западнославянском (поморском) происхождении.

Однако более достоверным историческим лицом, а значит, а значит и родоначальником династии является Великий князь киевский Игорь, которого летопись считает сыном Рюрика.


Игорь I (Игорь Древний) 877- 945гг. Великий князь Киевский в 912-945.

Династия Рюриковичей стояла во главе русского свыше 700 лет. Рюриковичи правили Киевской Русью, а затем, когда она в XII веке распалась, крупными и мелкими русскими княжествами. И после объединения всех русских земель вокруг Москвы во главе государства встали Великие Князья московские из рода Рюриковичей. Потомки бывших удельных князей утратили свои владения и составили высший слой русской аристократии, однако титул "князь" они при этом сохранили.


Святослав I Игоревич Завоеватель. 942-972гг. Великий князь Киевский в 966-972.
Портрет из Царского титулярника. 1672


Владимир I Святославич (Владимир Красно Солнышко) 960-1015гг. Великий князь Киевский в 980-1015. Портрет из Царского титулярника. 1672


Ярослав I Владимирович (Ярослав Мудрый) 978-1054гг. Великий князь Киевский в 1019-1054. Портрет из Царского титулярника. 1672


Всеволод I Ярославич. 1030-1093гг. Великий князь Киевский в 1078-1093.


Владимир II Всеволодович (Владимир Мономах) 1053-1025гг. Великий князь Киевский в 1113-1125. Портрет из Царского титулярника. 1672


Мстислав I Владимирович (Мстислав Великий) 1076-1132гг. Великий князь Киевский в 1125-1132. Портрет из Царского титулярника. 1672


Ярополк II Владимирович. 1082-1139гг. Великий князь Киевский в 1132-1139.
Портрет из Царского титулярника. 1672


Всеволод II Ольгович. ?-1146г. Великий князь Киевский в 1139-1146.
Портрет из Царского титулярника. 1672


Игорь II Ольгович. ?-1147г. Великий князь Киевский в 1146.
Портрет из Царского титулярника. 1672


Юрий I Владимирович (Юрий Долгорукий). 1090-1157гг. Великий князь Киевский в 1149-1151 и 1155-1157. Портрет из Царского титулярника. 1672


Всеволод III Юрьевич (Всеволод Большое Гнездо). 1154-1212гг. Великий князь Владимирский в 1176-1212. Портрет из Царского титулярника. 1672


Ярослав II Всеволодович. 1191-1246гг. Великий князь Киевский в 1236-1238. Великий князь Владимирский в 1238-1246. Портрет из Царского титулярника. 1672


Александр I Ярославич (Александр Невский). 1220-1263гг. Великий князь Киевский в 1249-1252. Великий князь Владимирский в 1252-1263. Портрет из Царского титулярника. 1672


Даниил Александрович. 1265-1303гг. Великий князь Московский в 1276-1303.
Портрет из Царского титулярника. 1672


Иван I Данилович (Иван Калита). ?-1340гг. Великий князь Московский в 1325-1340. Великий князь Владимирский в 1338-1340. Портрет из Царского титулярника. 1672


Иван II Иванович (Иван Красный). 1326-1359гг. Великий князь Московский и Владимирский в 1353-1359. Портрет из Царского титулярника. 1672


Дмитрий III Иванович (Дмитрий Донской). 1350-1389гг. Великий князь Московский в 1359-1389. Великий князь Владимирский в 1362-1389. Портрет из Царского титулярника. 1672


Василий I Дмитриевич. 1371-1425гг. Великий князь Московский в 1389-1425. Портрет из Царского титулярника. 1672


Василий II Василиевич (Василий Тёмный). 1415-1462гг. Великий князь Московский в 1425-1446 и 1447-1462. Портрет из Царского титулярника. 1672


Иван III Васильевич. 1440-1505гг. Великий князь Московский в 1462-1505. Портрет из Царского титулярника. 1672


Василий III Иванович. 1479-1533гг. Великий князь Московский в 1505-1533. Портрет из Царского титулярника. 1672


Иван IV Васильевич (Иван Грозный) 1530-1584гг. Великий князь Московский в 1533-1584. Русский Царь в 1547-1584. Портрет из Царского титулярника. 1672

В 1547 году Великий князь московский Иван IV венчался на царство в Успенском соборе Московского Кремля и принял титул «Царя Всея Руси». Последним представителям династии Рюриковичей на русском престоле был царь Фёдор Иванович, умерший бездетным в 1598 году.


Фёдор I Иванович. 1557-1598гг. Русский Царь в 1584-1598. Портрет из Царского титулярника. 1672

Но это не значит, что на этом закончился и род Рюриковичей. Пресеклась лишь его самая младшая - московская - ветвь. А вот мужское потомство других Рюриковичей (бывших удельных князей) к тому времени приобрело уже и фамилии: Барятинские, Волконские, Горчаковы, Долгоруковы, Оболенские, Одоевские, Репнины, Шуйские, Щербатовы и др.

Из книги Средневековая Франция автора Поло де Болье Мари-Анн

Генеалогическое древо династий Капетингов и Валуа (987 – 1350) Генеалогия Валуа (1328–1589) представлена частично. Ветвь Валуа правила во Франции с 1328 по 1589 гг. Прямые потомки Валуа находились у власти с 1328 по 1498 гг., с 1498 по 1515 гг. престол занимали Орлеанские Валуа, а с 1515 по 1589

Из книги Торквемада автора Нечаев Сергей Юрьевич

Генеалогическое древо Томаса де Торквемада

автора Орбини Мавро

ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОЕ ДРЕВО РОДА НЕМАНИЧЕИ

Из книги Славянское царство (историография) автора Орбини Мавро

ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОЕ ДРЕВО ВУКАШИНА, КОРОЛЯ СЕРБИИ

Из книги Славянское царство (историография) автора Орбини Мавро

ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОЕ ДРЕВО НИКОЛЫ АЛТОМАНОВИЧА, КНЯЗЯ

Из книги Славянское царство (историография) автора Орбини Мавро

ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОЕ ДРЕВО БАЛШИ, ГОСУДАРЯ ЗЕТЫ

Из книги Славянское царство (историография) автора Орбини Мавро

ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОЕ ДРЕВО ЛАЗАРЯ, КНЯЗЯ СЕРБИИ

Из книги Славянское царство (историография) автора Орбини Мавро

ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОЕ ДРЕВО КОТРОМАНА, ПРАВИТЕЛЯ БОСНИИ

Из книги Славянское царство (историография) автора Орбини Мавро

ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОЕ ДРЕВО РОДА КОСАЧЕЙ

Из книги 1612 год автора

Из книги Аттила. Бич Божий автора Бувье-Ажан Морис

ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОЕ ДРЕВО КОРОЛЕВСКОЙ СЕМЬИ АТТИЛЫ *Королевская семья» гуннов имела свои особенности. В нее входили далеко не все многочисленные жены Аттилы и его бесчисленное потомство. Она ограничивается только теми сыновьями, которых Атти- ла провозгласил

Из книги Василий Шуйский автора Скрынников Руслан Григорьевич

ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОЕ ДРЕВО Москва подчинила Нижегородское великое княжество в 1392 г. Но прошло немало времени, прежде чем суздальско-нижегородские князья окончательно признали свою зависимость от московского князя. Среди тех, кто первым добровольно перешел на московскую

Из книги Василий Шуйский автора Скрынников Руслан Григорьевич

ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОЕ ДРЕВО Москва подчинила Нижегородское великое княжество в 1392 г. Но прошло немало времени, прежде чем суздальско-нижегородские князья окончательно признали свою зависимость от московского князя. Среди тех, кто первым добровольно перешел на московскую

Из книги Честь и верность. Лейбштандарт. История 1-й танковой дивизии СС Лейбштандарт СС Адольфа Гитлера автора Акунов Вольфганг Викторович

ПРИЛОЖЕНИЯ ПРИЛОЖЕНИЕ 1 «Генеалогическое древо» 1-й танковой дивизии СС Лейбштандарт СС Адольфа Гитлера В непосредственном подчинении командования СА (Штурмабтайлунген)- полувоенных штурмовых отрядов Национал-Социалистической Германской рабочей партии

автора Анишкин Валерий Георгиевич

Приложение 2. Генеалогическое древо рода

Из книги Русь и ее самодержцы автора Анишкин Валерий Георгиевич

Приложение 3. Генеалогическое древо рода

На изображении можно увидеть последовательность сменяющихся правителей Руси, а также их многочисленных родственников: сыновей, дочерей, сестер и братьев. Генеалогическое древо Рюриковичей, схема которого начинается с варяжского князя Рюрика, представляет собой интереснейший материал для изучения историками. Именно оно помогло исследователям выяснить интересные факты о потомках великого князя – основателя Древнерусского государства, стало символом единства членов семьи, могущества и преемственности поколений.

Откуда берет начало древо династии Рюриковичей

Сам князь Рюрик и его супруга Ефанда – фигуры полумифические, а среди историков до сих пор ведутся споры об их возможном происхождении. Самая распространенная версия, опирающаяся на Повесть Временных лет гласит, что выходец из варяг был добровольно приглашен на княжение, хотя некоторые предполагают, что Рюрик и его дружина во время одного из своих походов захватили Новгород. Также есть мнения, что родоначальник царской династии имел датские корни и именовался Рориком. По славянской версии происхождение его имени связывают с обозначением сокола на языке одного из племен Есть и те, кто считает, что князь, как историческая личность, не существовал вообще и являлся вымышленным персонажем.

Честолюбие толкало потомков Рюрика на междуусобные войны и убийства. В битве за престол победу одерживал сильнейший, проигравшего же ждала смерть. Кровопролитные разделы земель сопровождались братоубийством. Первое случилось между сыновьями Святослава: Ярополком, Олегом и Владимиром. Каждый из князей желал получить власть в Киеве и ради этой цели был готов на любые жертвы. Так, Ярополк убил Олега, а сам был уничтожен Владимиром. Победитель стал великим князем киевским. Эта яркая историческая фигура заслуживает того, чтобы рассказать о ней подробнее.

Приход к власти Владимира Святославича

Фото генеалогического древа Рюриковичей с датами правления показывает, что правление сына Святослава Игоревича, князя Владимира, приходится на конец X века. Он не был законорожденным сыном, так как его матерью была ключница Малуша, но по языческим обычаям имел право наследовать престол за отцом княжеского происхождения. Однако, история его рождения вызывала у многих усмешки. За низкое происхождение Владимира окрестили «робичичем» – сыном рабыни. Мать Владимира отстранили от воспитания ребенка и передали мальчика в руки дружинника Добрыни, приходящегося Малуше братом.

Когда Святослав умер, разгорелась борьба за власть в Киеве между Ярополком и Олегом. Последний, отступая во время битвы с братом, свалился в канаву и был насмерть раздавлен лошадьми. Киевский престол перешел к Ярополку, а Владимир, узнав об этом, переместился вместе с Добрыней в варяжские земли, чтобы собрать войско.

Вместе со своими воинами он покорил Полоцк, находившийся в то время на стороне Киева и решил жениться на невесте Ярополка княжне Рогнеде. Та не пожелала брать в мужья сына рабыни, чем сильно оскорбила князя и вызвала его ярость. Он насильно взял девушку в жены и убил всю ее семью.

Чтобы свергнуть с престола Ярополка Владимир пошел на хитрость. Он заманил брата на переговоры, где киевского князя закололи мечами воины Владимира. Так власть в Киеве сосредоточилась в руках третьего сына Святослава Игоревича, великого князя Владимира. Несмотря на столь кровавую предысторию, в его правлении было немало сделано для развития Руси. Самой значимой заслугой Владимира принято считать крещение Руси в 988 году. С этого момента наше государство из языческого превратилось из языческого в православное и получило новый статус на международной арене.

Разветвление генеалогического древа династии Рюриковичей

Прямыми наследниками по линии первого князя были:

  • Игорь
  • Ольга
  • Святослав
  • Владимир

Есть документы, в которых можно найти упоминания о племянниках Игоря. Согласно источникам, их звали Игорь и Акун, однако о них мало что известно. Разветвления в схеме древа Рюриковичей начались после смерти великого киевского князя Владимира. В прежде едином роду началась борьба за власть между князьями, а феодальная раздробленность лишь усугубляла положение.

Так, сын киевского князя Владимира, Святополк Окаянный, в битве за престол убил своих родных братьев Бориса, Глеба и Святослава. Однако, на власть претендовал еще одна фигура, которую можно увидеть на фото генеалогического древа династии Рюриковичей. Противником Святополка был князь Ярослав Мудрый. Между двумя претендентами на престол долгое время велась разрушительная междуусобная война. Окончилась она победой Ярослава в битве на реке Альте. Киев перешел во власть Ярослава Мудрого, а Святополк был признан предателем рода Рюриковичей.

Ярослав Мудрый скончался в 1054 году, после чего коренным образом изменилось древо. С годами правления Ярослава подошел конец единству рода, государство было поделено на уделы со своим укладом, законами, властью и правительством. Большая часть наследства и земель была поделена между тремя сыновьями Мудрого:

  • Изяслав – Киев, Новгород
  • Всеволод – Ростово-Суздальские владения и город Переяславль
  • Святослав – Муром и Чернигов

В результате единая прежде власть раскололась и образовался так называемый триумвират – правление трех князей Ярославичей.

В удельных землях стали формироваться местные династии. Фото показывает, что именно с этого периода род стал сильно расширяться. Происходило это в основном из-за большого количества династических браков, которые заключали князья, чтобы повысить свой авторитет, сохранить и закрепить власть. Прежде позволить себе искать супругу заграницей могли позволить себе только самые влиятельные и значимые князья. Теперь же этой привилегией стали пользоваться многие.

Генеалогическое древо Рюриковичей: схема разветвлений

О первоначальном единстве рода уже не могло идти речи, ветви размножились и переплелись. Рассмотрим подробнее наиболее крупные из них.

Изяславичи Полоцкие

Линия получила имя от основоположника ветви – Изяслава, сына Владимира Ярославича и полоцкой княжны Рогнеды. По легенде, Рогнеда решила отомстить супругу за то, что он сделал с ней и ее семьей. Ночью она пробралась в его спальню и хотела ударить его ножом, но тот проснулся и отразил удар. Князь приказал супруге надеть нарядное платье и встал перед ней с мечом в руках. Изяслав вступился за мать и Владимир не посмел убить жену при сыне.

Князь принял решение отправить Рогнеду и Изяслава жить в полоцкие земли. Отсюда и появилась линия Изяславичей Полоцких. Существуют сведения, что некоторые потомки Изяслава предпринимали попытки захватить власть в Киеве. Так, потеснить Ярослава Мудрого пытались Всеслав и Брячеслав, однако их ожиданиям не суждено было сбыться.

Ростиславичи

Берут свое начало от князя Ростислава. Он являлся изгоем и не имел права претендовать на престол после смерти отца, однако при помощи войн сумел получить власть в Тьмутаракани. После себя оставил трех сыновей:

  • Василько
  • Володарь
  • Рюрик

Рюрик не оставил после себя потомков, а сыновья Василько правили Теребовле и Галиче. Сын Володаря – Владимирко, стремясь расширить имения Ростиславичей, присоединил к землям Галич. Помог ему двоюродный брат Иван Галицкий. Он добавил к владениям Теребовль. Так сформировалось крупное и влиятельное Галицкое княжество. Ветвь Ростиславичей прервалась, когда скончался Владимир Ярославич – сын известного князя Ярослава Осмомысла. После этого события в Галиче стал править Роман Великий – один из наследников и потомков Ярослава Мудрого.

Изяславичи Туровские

Еще один потомок Мудрого – Изяслав Ярославич, правил в Турове. Князь погиб в 1078 году, в Киеве стал править его брат Всеволод, а в Турове младший сын Ярополк. Однако, за эти земли велась ожесточеная борьба, в результате которой потомки Изяслава погибали один за другим. В конце концов они были навсегда изгнаны из своих владений Владимиром Мономахом. Только в 1162 году дальний потомок Изяслава Юрий смог получить обратно утерянные владения и укрепить их за собой. По некоторым источником от Изяславичей Туровских берут свое начало некоторые литовско-русские княжеские династии.

Святославичи

Эта ветвь генеалогического древа Рюриковичей берет начало от Святослава – одного из участников триумвирата, образовавшегося после смерти Ярослава Мудрого. Сыновья Святослава после смерти отца вели борьбу со своими дядьями Изяславом и Всеволодом, в результате которой были разбиты. Однако, один из сыновей – Олег Святославич, не терял надежды вернуть власть и изгнал Владимира Мономаха. Земли, по праву принадлежащие Святославичам были поделены между оставшимися в живых братьями.

Мономаховичи

Линия образовалась от Владимира Мономаха – сына князя Всеволода. У него также имелся брат, который погиб при борьбе с половцами. Таким образом, вся княжеская власть сосредоточилась в руках Владимира. Князья киевские получили контроль и влияние на всех русских землях, включая Туров и Полоцк. Но продлилось хрупкое единство недолго. Со смертью Мономаха междуусобицы возобновились и власть в уделах опять стала разрозненной.

Примечательно, что потомком ветви Мономаховичей на генеалогическом древе династии Рюриковичей был князь Юрий Долгорукий. Именно он указывается в летописях как основатель Москвы, ставшей в дальнейшем собирательницей земель русских.


Семейное древо Рюриковичей полно тиранов, убийц, предателей и заговорщиков. Одним из самых жестоких государей Руси считается Иоанн IV Грозный . О бесчинствах, которые творились в период его правления на русских землях до сих пор вспоминают с содроганием. Убийства, грабежи, набеги на мирное население, которые с позволения царя чинили опричники – это кровавые и страшные страницы истории нашего государства. Недаром скульптура Иоанна Грозного отсутствует на памятнике «Тысячелетие России», воздвигнутом во славу великих государей нашей страны.

Были среди Рюриковичей и мудрые правители – гордость рода и защитники своего государства. Это Иван Калита – собиратель русских земель, храбрый воин Александр Невский и освободивший Русь от татаро-монгольской зависимости, великий князь Дмитрий Донской.

Составить генеалогическое древо династии Рюриковичей с датами и годами правления – сложная для историков задача, требующая глубоких познаний и длительных исследований. Дело тут и в отдаленности эпохи, и в многочисленном переплетении фамилий, родов и ветвей. Так как потомков у великих князей было много, сейчас практически невозможно отыскать человека, на котором царская династия окончательно прервалась и перестала существовать. Известно лишь, что последними царями из этого древнего рода перед приходом к власти Романовых были Федор Иоаннович и Василий Шуйский. На вопрос, существуют ли ныне потомки первого русского князя или же семья навеки канула в лету, ответить сложно. Исследователи пытались выяснить это при помощи теста ДНК, однако достоверных данных по этому поводу до сих пор не существует.