Главная мысль в повести чучело. Сочинение по «Чучело» В.Железникова

Недавно я просмотрела фильм "Чучело", героиня которого, девочка шестого класса Лена. Она сталкивается в своем младенческом возрасте со сложными житейскими ситуациями. Предательство, подлость, давление одноклассников, насмешки, но она справляется со всем этим благодаря своему характеру, силе. Она одна идет против всех, маленькая, беззащитная в таком взрослом и чужом мире для себя.

Она была так сказать не очень симпатичной девочкой, но очень доброй, наивной и не такая, как все. А таким людям по жизни очень не легко дается как мы знаем. Дети в этом возрасте очень злые и жестокие к людям, подобным нашей героине. Школьники не совсем понимают, что они делают и как больно человеку, прочувствовавши эту неприязнь, боль на себе.

Так и наша Леночка Бессольцева стала изгоем среди своих ровесников. В классе у нее был один только товарищ Дима. Она очень любила этого мальчика. Считала его сильным, храбрым мужчиной. Однажды из-за любви к мальчику она взяла на себя вину и тут-то началось. Класс ополчился против нее они считали ее предателем, начали издаваться, гонять по улицам, а героиня все терпела. Ведь Димочка пообещал ей рассказать всю правду классу и тогда от нее отстанут. Она всегда заступалась за него и эта не первый раз когда она все его пакости преподносит за свои. Это очень сильный духом человек, поистине храбрый.

Как оказалось Дима был слабым и трусом. Он предал ее ради того чтобы с ним общались сверстники. Я считаю это очень жалостным и низким поступком. Он хотел быть одним из лидаров в классе, чтобы его все замечали, прислушивались. Каждый помнит наверно и знает, что в любом классе есть пару таких человек, другие дети считают их лучшими и хотят быть так сказать в их компании. Для них кажется что-то невозможное общение с ними и они пойдут на все, даже на мелкие пакости. Мало кто умеет так дружить в наше время. Как говорят:"Старый друг, лучше новых двух".

Потом Лена смерившись с поступком мальчика, окончательно разочаровавшаяся в нем собирают всю свою волю и решает уехать с города. все вокруг ее называют чучелом и она идет на отважный шаг, сбривает себе волосы дабы соответствовать новому званию.

Все думали, что она решила уехать из своего города из-за боязни к одноклассникам, а это оказалось не так. Она оставила мальчика в покое, не хотела мстить ему и тогда все поняли, что победили не они, а Лена. Ребятам стало стыдно, но дороги назад уже не было. Девочка с дедушкой уехали из города и неизвестно как продолжилась ее жизнь. Дедушка перед тем как уехать дарит школе картину на которой нарисована его бабушка, а она так похожа на девочку.

Осознание к детям приходит слишком поздно и они пишут на доске "Чучело, прости нас"! Но девочка настроена решительно и не хочет больше учиться в этой школе. Я хочу сказать что не каждый переживет такое. я считаю ее примером для молодежи. Ведь другой бы не прошел мимо, а наказал этого мальчика, а она нет. Я удивляюсь ее стойкости, выдержки ведь ей всего 12 лет и неизвестно как это все могло и повлияло на ее психику. Нужно всегда оставаться человечными и не идти у кого то на поводу, иметь свое мнение и научиться высказывать его и придерживаться. Не важно как Вы одеты, красивы ли Вы главное, то что внутри Вас. Будьте добрее!

5, 6, 7 класс.

Несколько интересных сочинений

  • Характеристика и образ Васи в Дурном обществе Короленко сочинение 5 класс

    В. Г. Короленко в своей эпопее «Дурное общество» описал тяжелую судьбу бедных людей. Главным персонажем произведения является мальчик по имени Вася

  • Побег Мцыри (цель, почему, причины побега) сочинение
  • Сочинение Анализ поэмы Цыганы Пушкина

    Нередко писатели черпают вдохновение из действительности и обстоятельств, в которых пребывают. Пушкин в 1824 году пребывал в ссылке в городе Кишинев и там сумел пробыть более двух недель в цыганском таборе. Этот опыт позволил ему создать поэму Цыгане

  • Анализ рассказа Зощенко Аристократка

    Основным персонажем произведения, относящегося к комическому жанру, является рассказчик, от имени которого ведется повествование, представленный писателем в образе водопроводчика Григория Ивановича.

  • Влияние родителей на становление личности ребенка Итоговое сочинение

    Человек родился. Каждый человек на самом деле частичка своих родителей, ведь это они его создатели. Часто мы берём от родителей всё самое лучшее, но бывает, что и всё самое худшее тоже сидит в нас именно от родителей


Повесть «Чучело» Краткое содержание

Почти 40 лет назад в стране Советов свет увидела шокирующая своим содержанием повесть Владимира Железникова «Чучело». Действия, описанные автором, шли в разрез с общественными стереотипами о порядочности юных пионеров и рассказали без прикрас как обычный класс школьников безжалостно гнобил новенькую девочку.

Краткий пересказ сюжета повести «Чучело»

В обычной школе появляется новенькая - Лена Бессольцева. Класс плохо принимает девочку, её считают чудаковатой, как и её деда, который известен на весь городок. Николай Васильевич Бессольцев посвятил свою жизнь коллекционированию картин, он тратит на них всё заработанное и живёт, как бедняк. За потрёпанную одежду его прозвали «Заплаточником».

«Странная» новенькая открытый и дружелюбный ребёнок, но одета не лучше деда. Одноклассники без тени смущения обзывают её «Чучело» и открыто насмехаются над ней. Почти все. Диме, любимчику учителей и девчонок, в отличие от остальных Лена нравится. Между ними разгорается нежная дружба.

Но всё заканчивается, не успев начаться. Класс вместо урока отправляется в кино. Дима «раскалывается» под напором классной руководительницы и сознаётся, где пропадали учащиеся. Школьников наказывают, отменив давно запланированную экскурсию в Москву. Ребята пытаясь выяснить кто предал класс, обвиняют в своих бедах чучело. Лена случайно слышала, разговор между учительницей и Димой, но молчит. Она надеется, что новый друг не даст её в обиду и честно признается в предательстве. Но Дима не готов терять свой авторитет.

Лене объявлен бойкот. Травля с каждым днём всё невыносимей. В конце концов, правда открывается и жестокие одноклассники чувствуют свою вину. Они бы рады всё исправить, но поздно - Бессольцевы уезжают из города.

Список и краткая характеристика героев повести Владимира Железникова «Чучело»

Герои повести - это учащиеся шестого класса «А» в обычной средней школе 80-х годов. У каждого из них уже складывается характер, каждый имеет собственное мнение, взгляды на окружающий мир и неповторимую судьбу:

  • Лена Бессольцева — главная героиня повести «Чучело». Открытая для общения, доверчивая и добрая девочка. Она новенькая в классе. Лена пытается приспособиться к коллективу, но не умея постоять за себя в полной мере, смеётся над шутками в свой адрес вместе с обидчиками и так теряет шанс заслужить уважение ребят.
  • Миронова или Железная Кнопка — девочка-лидер с характером бойца. Принципиальная, озлобленная, властолюбивая героиня. Постоянна занята поиском справедливости, но её справедливость скорее «личное мнение», чем правда. Живёт под девизом: «вижу цель, не вижу препятствий».
  • Дима Сомов — сынок из обеспеченной семьи. Хорош внешне, любим в кругу учителей, мечта девчонок. Дима некоторое время изображает из себя благородного защитника новенькой, но будучи малодушным трусом быстро покажет себя во всей красе.
  • Васильев — один из одноклассников лены. Участия в травле девочки не принимал, но и заступиться за неё ввиду своей слабохарактерности не мог.
  • Шмакова — главная красавица в классе. Любит окружать себя поклонниками. В душе пуста и неинтересна.
  • Попов — «подкаблучник» и «раб» избалованной Шмаковой, готовый ради неё на всё.
  • Валя — корыстный и безжалостный мальчишка. Занимается отловом бездомных собак, сдаёт их на живодёрню в обмен на деньги. Ничего не боится за счёт своего старшего брата. Главная ценность - деньги.
  • Марина — девочка из неполной семьи. Скучает по отцу и конфликтует с матерью. Свою тоску вымещает на окружающих людях.

Кроме детей в повести присутствуют и «взрослые» персонажи:

  • Николай Николаевич Бессольцев — дедушка главной героини. Мягкий характером, добрый человек. Занимается коллекционированием картин. За поношенные вещи прослыл в городе «Заплаточником».
  • Маргарита Ивановна Кузьмина — классная руководительница в 6 «А». Добрая женщина, предпочитающая многого не замечать.
  • Тётя Клава — мама Марины. Парикмахер.

Краткое содержание повести Владимира Железникова «Чучело» по главам

Глава 1. Знакомство с Леной

Девочка шестиклассница бежит по улицам провинциального городка домой к деду, она мысленно обращается к нему, умоляя о срочном переезде.

Глава 2. Николай Николаевич Бессольцев - странный коллекционер

Автор рассказывает о роде Бессольцевых. Николай Николаевич возвращается в родной город, в старый дом. Его уважают, но не понимают в этом городке. Герой нелюдим, занимается реставрацией и коллекционированием картин. Однажды его замечают в сопровождении девочки. Он объявляет её своей внучкой Леной. Осенью девочка идёт в 6-й класс.

Глава 3. Ссора дедушки и внучки

Начало осени приносило Лене только радость, но в ноябре всё изменилось. Она вернулась домой в плохом настроении и попросила у деда денег на билет, чтобы вернуться к родителям. Дед отказал, тогда девочка пригрозила украсть и продать одну из его картин. За это она получила пощёчину и убежала, так и не объяснив сути проблемы. Дед отправился вслед за ней.

Глава 4. День рождения Димы Сомова

Все ребята собираются на празднование дня рождения. Все кроме Васильева, за что он получает хорошего тумака и разбитые очки.

Ещё больше достаётся Лене, которую разгоряченные одноклассники встречают по дороге. Девочку окружают, дразнят «Чучелом» и требуют, чтобы она покинула их город. Эту сцену застаёт дедушка Лены. Он вмешивается и говорит, что нечестно идти толпой на одного. Но Николая Николаевича ждёт решительный отпор - Железная Кнопка заявляет, что он должен стыдиться своей внучки. А почему? Пусть она расскажет сама.

Компания удаляется в гости к Диме, дед и внучка идут домой. Ничто не может заглушить веселья школьников - звуки праздника не дают покоя Бессольцевым. Лена решается рассказать о своей беде дедушке.

Глава 5. История неудачливой «новенькой»

Рыжий представил Лену классу по просьбе классного руководителя. И всё сразу пошло не так. Лена широко улыбалась, желая показать, что готова к дружбе с новыми одноклассниками. Но ребята смеялись над ней и её дедом «Заплаточником». Лена смеялась с ними, решив, что они просто очень весёлые. Девочка не сразу поняла насколько озлоблены и жестоки были её новые «друзья». Исключением был красавчик Дима Сомов. Он пустил её к себе за парту и не смеялся с остальными.

Маргарита Ивановна предложила классу отправиться на каникулах на экскурсию в Москву. Дети были счастливы, они решили заработать на поездку самостоятельно и завели общую копилку. Ребята подрабатывали в саду, в совхозе, на фабрике - всё ради одной цели. Весь процесс Лене доставались насмешки, но благородный Дима защищал и оберегал её, как мог.

Однажды Дима спас собаку от живодёра Вальки. В глазах Лены он окончательно стал героем, она поцеловала его и предложила дружбу.

Глава 6. Прогул

В последний день перед каникулами ребята прогуляли урок, проигнорировав записку мелом на доске. Записку стёр старший брат Вальки. Ребята разбежались, но не все. В классе спрятались Шмакова и Попов. Они стали свидетелями разговора Димы Сомова и Маргариты Ивановны. Мальчишка под давлением педагога рассказал о прогуле. Это слышала и Лена, которая стояла за дверью. Она подумала. Что Дима всё расскажет остальным. Но её друг промолчал.

Глава 7. Бойкот

На другой день школьники пришли в класс с чемоданами, но долгожданную поездку отменили. Учительница сказала, что класс наказан за сорванный урок. Деньги решили разделить.

Миронова устроила поиски предателя. Лена надеялась, что Дима сознается, но он по-прежнему молчал. Предателем чуть не объявили Сомова. Лена неожиданно взяла вину на себя. Класс объявил девочке бойкот.

Глава 8. Травля

Автобусы со школьниками отправились в Москву. 6 «А» остался во дворе. Класс окружил Лену и Диму. Ребята бросились наутёк, спасаясь от озлобленных одноклассников. Они спрятались в парикмахерской.

Глава 9. Беги, Чучело!

В парикмахерской Лена решила сделать себе причёску. Дима ушел, не дождавшись её. Когда девочка вышла. Её вновь окружили одноклассники. В неё плевали горохом, дразнили и угрожали. Не помогли замечания тёти Клавы. Ребята решили. Что Чучело должна покинуть город. Васильев помог растолкать толпу, и Лена убежала. Чуть позже мальчик признался Сомову, что Лена ему нравится.

Глава 10. Предательство

Лене удалось оторваться от погони. Она заметила, что её преследователи окружили Диму, и решила, что тот расскажет правду. Она ждала, что он придёт. Но ничего не происходило.

Когда стемнело, раздался стук в окно. Лена открыла, показалась ужасная голова медведя. Девочка очень испугалась и захлопнула окно. Пришёл дед, он радостно рассказывал внучке о своей новой картине, но она не слышала его. Вновь постучали в оконное стекло. Дед открыл окно и умудрился «оторвать» голову медведю. За маской скрывался Дима.

Лена была уверена, что его заставили. Что он сознался и теперь сам в беде. Но она ошибалась. Ребята пили чай у Димы дома. До ушей лены доносились обидные слова: «Чучело!» и «Заплаточник!»

Глава 11. Неудачное признание

Лена встретилась с Димой в своём дворе. Она повесила сушить платье. Дима просил прощения и обещал всё рассказать сегодня же. Он поцеловал Лену. Это видел Валька. Валька сорвал с верёвки платье и сказал, что отдаст его хозяйке только в обмен на медвежью голову.

Лена вынесла маску Диме. Дима спросил, в курсе ли событий дед Лены. Узнав, что Заплаточник ничего не знает, мальчик обрадовался и побежал сознаваться к ребятам. Лена испугалась последствий и бросилась следом. Она спряталась возле сарая, где собралась вся банда.

Дима требовал отдать платье. Валька рассказал про поцелуй. Диму скрутили. Завязалась драка. Дима попытался признаться Мироновой в своём доносе. Ребята угрожающе наступали на Диму. Лена вбежала в сарай и вновь подтвердила, что она «предатель». Платье бросали по кругу, когда оно оказалось в руках Димы, он не отдал его Лене, а перебросил другому. Платье надели на огородное чучело, а Дима его поджёг. Лена истошно закричала. Она схватила горящее чучело и размахивала им. Ребята в испуге разбежались. Снимая платье с чучела, Лена обожглась. Дима хотел прикоснуться к ней, но девочка отпрянула от него, как от чумы. Она ушла прочь и спряталась на реке.

Глава 12. Каникулы закончились

В первый учебный день после каникул Лена пришла в школу очень поздно и объявила, что уезжает. К ней домой пришёл Васильев и спросил, правда ли она предатель? Дедушка уверил мальчика, что Лена никого не предавала. Лена надела обожженное платье и убежала из дома. Васильев отправился за ней.

Глава 13. Разоблачение

Лена побрилась в парикмахерской наголо и явилась к Диме домой. Там она выставила напоказ свою лысую голову и каждому из ребят устроила провакационный допрос. Измученная травлей девочка вдруг заявила, что жалеет всех своих мучителей. Она ушла. Праздник закончился, ребята рассорились и разошлись.

Глава 14. «Прости, Чучело!»

Утром Лену разбудит стук. Дедушка заколачивал окна. Он принял решение покинуть дом и город. Лена увидела, что её недавние мучители гонят по улице Диму Сомова, и побежала следом. Ребята прибежали в класс. Дима запрыгнул на подоконник и пригрозил выпрыгнуть в окно.

Миронова вновь предложила бойкот, все были за, кроме Лены. Когда девочку спросили почему, она ответила, что никогда не будет участвовать в травле.

В класс вошла учительница и объявила, что дедушка Бессольцев покидает город. Он подарил его жителям свой дом и бесценную коллекцию картин. Вскоре пришёл и сам Николай Николаевич, он отдал в фонд школы свою самую любимую картину и забрал внучку.

На картине была изображена красивая девушка Маша, напоминающая Лену. Ребята со стыдом поняли, что подняли свои поганые руки не на тех людей. «Прости нас, Чучело!» - написали они на доске.

История создания и краткие выводы по повести Владимира Железникова «Чучело»

Повесть «Чучело» основана на реальных событиях. Подобная ситуация произошла в судьбе племянницы автора. Железников откликнулся на несправедливость, сначала написав пьесу «Бойкот», а уже затем в 1981 году читатель познакомился с повестью «Чучело». Спустя всего три года на экраны вышел одноимённый фильм режиссуры Ролана Быкова.

Ещё Сальвадор дали утверждал, что «самые жестокие существа на свете - дети». Это и стало основной проблемой в произведении Железникова. Ребята-одноклассники безжалостно «убивают» в новенькой веру в радости жизни и собственное достоинство. Но только мягкая, добрая и податливая девочка не сдалась под напором целого коллектива и, стерпев все насмешки и унижения, заявила во всеуслышание: «Верить надо до конца!» Эту фразу без преувеличения можно назвать основной идеей повести, мыслью, которую, взялся донести до своих юных читателей автор.

В этой статье я попытаюсь вкратце раскрыть основные идеи, заложенные автором в произведение «Чучело». Краткое содержание этого произведения будет по максимуму заполнено деталями, важными для понимания сюжета.

Главная героиня

Главная героиня, Лена Бессольцева, приходит новой ученицей в одну из провинциальных школ. Она переехала жить к своему замкнутому деду, которого все в селе недолюбливают. Он занимается тем, что коллекционирует картины.

"Особый" класс

Прийдя в новую школу, Лена сталкивается с презрительным отношением к себе. В её новом классе есть своя иерархия отношений. Во главе класса стоит Миронова, которую нарекли «Железная кнопка» за упёртость в том, что касается её прав в обществе. Мальчишка по кличке «Лохматый», который считает, что физическая сила - это главное, что должно быть в человеке. Шмакова - самая красивая девочка в классе, во всем ищущая выгоды. Попов - её подкаблучник. Валька - маленький мальчик из очень бедной семьи, мечтающий о большом состоянии. Марина - девочка, мечтающая уехать к отцу. Васильев - тихоня класса. И последний персонаж, Сомов, который из всех самый богатый и авторитетный.

Железников. "Чучело": краткое содержание

Все эти совершенно разные дети относятся к Лене неприязненно, думая, что она такая же сумасшедшая, как и её дед. Стараясь завоевать уважение класса, Лена с улыбкой на лице принимает все колкости в свой адрес. Вскоре из-за этого ей дают кличку «Чучело». Краткое содержание может быть лишь поверхностным, так как в самом произведении много тонкостей и деталей, которые сложно пересказать. Однако мы продолжаем... «Дон Жуан» класса, Дима Сомов, поддерживает Лену, и вскоре их дружба перерастает во влюбленность. Однако отношения между ними также быстро заканчиваются, как и начались. Причина этому - поведение Димы, который под «пытками» учительницы Маргариты Ивановны выдает своих одноклассников и одноклассниц, прогулявших урок. Маргарита Ивановна отменяет запланированную поездку в Москву, к которой все очень долго готовились. Обозленные ребята решают отыскать виновного и наказать. Лена, зная кто виновный, не хочет выдавать друга и берет всю вину на себя. Её объявляют изгоем, издеваются над ней и жестоко избивают. Лена искренне надеется, что Дима признается во всем, но он не решается на это. Помимо Димы и Лены, правду знают еще двое: Попов и Шмакова, которые в тот день прятались под партой и слышали весь разговор учительницы с Димой. Но они пока молчат.

Кульминация произведения

Вскоре Дима окончательно предает Лену. Присоединившись к своим одноклассникам, Дима символически сжигает чучело. Видя, насколько далеко все может зайти, Попов набирается смелости и рассказывает все, что случилось на самом деле. Лена покидает школу, не желая больше учиться в ней. Дедушка дарит все свои картины городу и оставляет его вместе с внучкой. Одну из картин с изображением его бабушки, на которую очень похожа Лена, он дарит школе. Краткое содержание «Чучело» заканчивается сценой, в которой дети раскаиваются перед Леной, написав под подаренным портретом: «Чучело, прости нас!»

Заключение

Произведение «Чучело», краткое содержание которого только что было изложено, является очень глубоким и затрагивает психологию детей и их отношений. Автор прекрасно описал непохожих друг на друга персонажей, показав с изюминкой каждого, кто учится вместе с героиней по кличке «Чучело». Краткое содержание этого произведения, как и любого другого, не в силах раскрыть всю ту глубину мысли, которая выражается в отдельных диалогах или незначительных действиях персонажей.

Лена Бессольцева, переехав жить к деду, приходит учиться в новый класс. Она хорошая доброжелательная девочка, но одноклассники ее не принимают. Девочка получает от них кличку Чучело. Позднее конфликт усугубляется, девочку откровенно оскорбляют и даже несколько раз избивают. Дедушка Лены принимает решение уехать вместе с внучкой в другой город. А одноклассники осознают, что были неправы.

И в 80-е годы двадцатого века и сейчас книга любима детьми, потому что помогает им разобраться в собственных отношениях с окружающим миром и сверстниками. Повесть учит ребят отличать, что важно, а что второстепенно в характерах других людей, наглядно показывает всю мерзость предательства и героизм верности, ценность умения следовать собственным убеждениям независимо от мнения других людей и обстоятельств.

Владимир Железников - один из лучших детских писателей советского периода. Наиболее известным его произведением является повесть «Чучело», по которой был снят одноименный фильм

Читать краткое содержание рассказа Чучело Железникова

Чучело - это пародия на человека, схематичная. Есть руки, ноги, голова, одежда, но это не личность, такая как мы с вами. И относиться к нему можно соответственно, не задумываясь о его чувствах.

Именно так назвали Лену Бессольцеву одноклассники и так к ней относились. Она переехала в маленький городок к деду Николаю Николаевичу. Он - достаточно известная в городе личность - местный городской сумашедший. Прадед Николая Николаевича был художником, и теперь правнук собирает его картины, отдавая этому свое свободное время и деньги. Из-за этого дедушка ходит в весьма заношенном пальто и имеет прозвище Заплаточник. Горожане, не понимающие образа и смысла его жизни, стараются держаться от него в стороне.

Именно эта эксцентричность Николая Николаевича сыграла решающую роль в знакомстве Лены с одноклассниками. Узнав чья она внучка, подростки тут же составили о ней скоропалительное мнение и попытались спровоцировать конфликт. Но девочка среагировала достойно. Она доброжелательна и позитивна ко всему миру. Да, дедушка отличается от других людей и пальто у него в заплатках, так и есть. Одноклассники называют ее Чучело - рот до ушей, хоть завязочки пришей. Так и это правда. Лена улыбается и не воспринимает это как оскорбления. Но ее непосредственная и искренняя реакция не исправила ситуации, одноклассники ее не приняли и всячески это подчеркивали.

Однако в классе нашелся мальчик, который не разделил общего мнения. Диме Лена понравилась, и он начал ее опекать. Ребята подружились. Дима никого не боялся всегда был первым. Сначала он предстает перед Леной героем, он спас собаку от живодерни. И девочка искренне им восхищается.

Все ребята собираются съездить на экскурсию в Москву, заработав на эту поездку деньги самостоятельно. Копилка хранится у Димы. Однажды ребята решают прогулять урок и пойти в кино. Дима вспоминает, что забыл в классе копилку с деньгами и возвращается за ней. А в классе он встречает классную руководительницу и под ее давлением признается, где находятся одноклассники. Лена, шедшая за Димой, слышит этот разговор.

За коллективный прогул ребят наказали отменой поездки в Москву. Ребята пытаются выяснить, кто это сделал. Дима боится сознаться и Лена, пожалев его, берет на себя вину. Ей объявляют бойкот. А Дима, опасаясь разоблачения, начинает отдаляться от нее.

Конфликт растет. Ребята воруют платье Лены, делают чучело в ее одежде и пытаются его сжечь. Девочка отбирает платье. Она коротко стрижется, надевает испорченное платье и приходит к одноклассникам, сказав им все, что о них думает.

Дедушка Лены принимает решение уехать. Он дарит свой дом и коллекцию картин городу. А самую ценную дарит школе. Одноклассники не могут понять, как можно отдать то, что является ценностью. И это становится переломным моментом, система ценностей у ребят переворачивается полностью. И, хотя уже поздно, и Лены нет с ними, они просят у нее прощения.

Картинка или рисунок Чучело

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Синичкин календарь Бианки

    В произведении Виталия Бианки Синичкин календарь повествуется о птичке, которая в силу своей молодости и неопытности пока еще не обзавелась жильем. С утра до вечера синичка Зинька беззаботно перемещалась по городу с места на место

  • Краткое содержание Пушкин Моцарт и Сальери

    Сальери - композитор, он часто жалуется на свою жизнь, вспоминая, что родился с любовью к искусству и наслаждался игрой органа. После чего стал усердно заниматься и практиковаться. После долгих лет старании его все же заметили и признали его талант

  • Краткое содержание Улицкая Медея и ее дети

    В произведении описывается судьба одного большого семейства Синопли. Главная героиня ежегодно собирает у себя в Крыму всех родственников, которые приезжают согласно составленному расписанию

  • Дружинин пишет, что Гончаров является настоящим человеком искусства с врожденным талантом писателя, но и одновременно отличного поэта. Отличительной чертой его произведений является необычайный реализм и одновременно наполнение поэзией

  • Краткое содержание Фромм Искусство любить

    Книга поделена на две части. В первой части автор рассматривает любовь с точки зрения теории. Он подробно разбирает такие понятия как любовь матери к ребенку, любовь между мужчиной и женщиной, любовь человека к Богу и даже любовь к самому себе

Есть детские книги, в которых действуют одни лишь малыши или подростки, а папы и мамы, бабушки и дедушки, воспитатели и учителя совершенно отсутствуют, словно их и в помине нет. Читаешь такие произведения и диву даешься: где это авторы видели, чтобы детский мир существовал в полной изоляции от родителей и родственников, от всего большого мира?! Даже при карантине в детском саду или в школе-интернате дети не живут порознь от взрослых, ибо им никак не обойтись без помощи врачей и воспитателей, без родительской опеки. И совершенно напрасно иные люди считают, что с маленьким читателем следует говорить лишь о маленьких, чисто детских занятиях и переживаниях.

«Жизнь прожить – не поле перейти» – гласит народная мудрость. Множество разных неожиданностей, радостных и горестных, подкарауливает вчерашнего школьника, отправляющегося в первый самостоятельный путь, и горе тому, кто привык смотреть на большой мир как на гладкую и ровную площадку для развлечений, имеет о нем облегченно-книжное и, я бы сказал, опереточное представление. Надо быть готовым дать отпор всему, что мешает справедливости, счастью.

Этому и учит своего читателя по-настоящему добрая и умная детская книга, правдиво раскрывающая перед подростком сложности и противоречия жизни, предостерегающая его от возможных бед и ошибок.

Именно такие книги и пишут многие детские писатели, которые в своем творчестве стремятся во всей правдивости, без приукрашивания и упрощения, открыто и честно, в живых образах показать юному читателю органическую взаимосвязь мира детей с миром взрослых, где не всегда жизнь течет так благостно и гармонично, как хотелось бы, и где с обеих сторон необходимо постоянно проявлять максимум разумных усилий, взаимопонимание и чуткость.

К числу таких писателей принадлежит Владимир Карпович Железников. Его первая книга – сборник рассказов «Разноцветные истории» – вышла в 1960 году. Испытав нелегкую жизненную судьбу, опаленную пламенем войны, писатель свежо и проникновенно воспроизвел в своих рассказах пережитое и узнанное лично им, повел с читателем смелый и откровенный разговор об идейно-нравственном становлении личности ребенка, об умении в любых условиях отстаивать честь и справедливость, ощущать не только свою, но и чужую боль. В качестве эпиграфа к рассказам Железникова очень подошли бы слова Льва Кассиля: «Помни – ты не один. На свете кроме тебя есть другие люди, и они нуждаются в твоей доброте, понимании, мужестве, в твоей защите и помощи».

По сути дела, этот писательский призыв – жить по совести, заступаться за слабых и незаслуженно обиженных – стал лейтмотивом всего творчества Владимира Железникова. Во втором его сборнике – «Хорошим людям – доброе утро» (1961) – он прозвучал особенно сильно и впечатляюще. Автор раскрывает перед читателем сердцевину не устоявшегося еще характера хлопчика Василя, сына иеговистки Магды: с помощью старших своих товарищей-комсомольцев Василь решительно порывает с религиозной сектой и становится пионером (рассказ «Да поможет человек!»). Показывает во всей сложности судьбу другого юного героя – маленького Толика, отец которого погиб на фронте, и он бесстрашно защищает отцовскую честь от лживых наветов, строго определяя свое отношение к людям по одному принципу: «Кто верит в папу – хороший, кто нет – плохой» (рассказ «Хорошим людям – доброе утро»). Знакомит нас с малолетними персонажами, оказавшимися в серьезной и, казалось бы, безвыходной ситуации, но нашедшими силы и мужество подавить в себе страх и трусость, преодолеть временную душевную слабость, свои заблуждения (рассказы «Потерянный» и «Вожак»). Каждый рассказ пронизан верой в человека, в его добрые задатки и возможности. Примечательно в этом сборнике, как и в книгах, изданных позже – «Путешествие с багажом» (1963), «Белые пароходы» (1964), «Каждый мечтает о собаке» (1968), умение автора ставить и художественно решать сложнейшие проблемы, вызывающие интерес не только детей, но и взрослых.

У книг этих как бы два слоя. Один – для юного читателя, другой – для взрослого. Они не противостоят друг другу, а образуют единую, целостную повествовательную основу. При этом произведение не утрачивает своей детской специфики, отличительных свойств, присущих лишь детской литературе. Писатель рассказывает читателю-подростку о непростых вещах очень просто, доходчиво и правдиво, ведет серьезный разговор, не унижаясь перед ребенком, художественно глубоко вскрывает суть явлений, противоречивость иных человеческих характеров и драматических событий.

Юные читатели впитывают в себя из книг Железникова то, что для них ново, необходимо и поучительно, поможет найти ответ на труднейшие вопросы, а взрослые обращают внимание прежде всего на особенность детской психологии, с предельной точностью, тонко и обнаженно переданной автором, черпают в произведении широкие познания о тайнах переходного возраста, желая не просто понять своеобразие поведения и умонастроения подростка, но и научиться умению находить с ним общий язык.

В «Чудаке из шестого „Б“» – самой веселой пионерской повести Владимира Железникова – ведется серьезный разговор не только о том, какими должны расти дети, но и как должны поступать в том или ином случае взрослые, ставится и глубоко разрабатывается тема человеческих отношений в семье, в школе, в повседневной жизни.

Но, пожалуй, с наибольшей полнотой и силой писатель исследует эту проблему в повести «Чучело» (1981), где драматизм описанных событий достигает наивысшего накала, вовлекая в острую конфликтную ситуацию детей и взрослых.

Напрочь лишенная каких-либо искусственных сюжетных построений, до предела достоверная и подлинная, повесть бескомпромиссно, сурово и прямо раскрывает юному читателю сложный духовный мир, трагическую судьбу шестиклассницы Ленки Бессольцевой, приехавшей жить к своему дедушке в старый русский городок, что на берегу Оки.

Так девочка оказалась в новой школе, где ее никто не знал. Но зато все знали ее деда, Николая Николаевича, беззаветно преданного искусству. Он тратил последние сбережения и пенсию на покупку картин своего предка – крепостного художника, а сам ходил в стареньком, в заплатках, пальто и получил за это от мальчишек обидное прозвище Заплаточник. Лишь несколько позже поймут они, что Бессольцев-дед, которого все считали чудаковатым бедняком, на самом деле обладал несметными духовными богатствами, был отличным знатоком живописи, истории, жил напряженной, наполненной высокими патриотическими стремлениями жизнью. Пересмотрят ребята и свое отношение к Бессольцевой-внучке, которой сами же дали однажды с легкомысленной поспешностью еще более обидную и незаслуженную кличку – Чучело. Свою ошибку они поймут лишь тогда, когда события, накалившись до предела, вдруг примут совершенно неожиданный оборот, и правым окажется тот, кого считали предателем, а главная вина падет на человека с безупречной, казалось бы, репутацией, находившегося, выражаясь на языке юристов, «вне всяких подозрений».

Читая финал повести, мы непременно вспомним и ее начало, снова откроем первую страницу и прочтем слова, которые сразу же, при первом чтении, наполнили наше сердце тревогой, ожиданием каких-то страшных событий, острым желанием скорее разобраться в ситуации, ввергнувшей Ленку Бессольцеву в отчаяние, принудившей ее бежать из дедушкиного города, от своих одноклассников:

«Ленка неслась по узким, причудливо горбатым улочкам городка, ничего не замечая на своем пути.

Мимо одноэтажных домов с кружевными занавесками на окнах и высокими крестами телеантенн – вверх!..

Мимо длинных заборов и ворот, с кошками на их карнизах и злыми собаками у калиток – вниз!..

Куртка нараспашку, в глазах отчаяние, с губ слетал почти невнятный шепот:

– Дедушка!.. Милый!.. Уедем! Уедем! Уедем!.. – Она всхлипывала на ходу. – Навсегда!.. От злых людей!.. Пусть они грызут друг друга!.. Волки!.. Шакалы!.. Лисы!.. Дедушка!..

… Подумать только, что же они с нею сделали! И за что?!»