И составьте тест по данному произведению (10 вопросов). И составьте тест по данному произведению (10 вопросов) Тест тоска

Областное государственное казённое образовательное учреждение

«Школа-интернат для обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья № 26»

МО учителей гуманитарного цикла

Тест по литературе

«Рассказы А.П.Чехова»

для 7 класса

Учитель литературы

Тулуповой Ларисы Сергеевны

Ульяновск, 2017

Аннотация

Данная методическая работа представляет собой материалы для проведения теста по рассказам А.П.Чехова «Хамелеон», «Злоумышленник», «Тоска», «Размазня» и может быть применена для проверки уровня усвоения содержания данных рассказов.

Инструкция

На выполнение теста даётся 20-25 мин. Указанное время и его вариативность обусловлены тем, что данное тестирование проводится в школе для обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи, что увеличивает время, необходимое для прочтения и осмысления учащимися сформулированного вопроса. В общеобразовательной школе время на выполнение данного теста может быть сокращено до 15 мин.

Из предложенных вариантов ответов на каждый вопрос обучающиеся должны выбрать один верный. Ответ необходимо вписать в прилагаемый к тесту бланк «Ответы», который обучающиеся заполняют, вписывая Ф.И., класс и ответы. На бланке с тестом пометки не делаются!

За каждый верный ответ обучающийся получает 1 балл. Баллы суммируются и учитываются при выставлении оценки в соответствие с критериями оценивания теста (прилагается).

По окончании выполнения теста проводится его анализ с комментированием верных ответов.

Перед проведением теста учащимся даются разъяснения по технике его выполнения, а также даются некоторые советы:

Не задерживайтесь слишком долго над одним заданием. В случае, если вы сомневаетесь в ответе, следует перейти к следующему вопросу, а в конце работы вернуться к пропущенным заданиям.

На каждый вопрос вы даёте лишь один ответ.

Буквенное обозначение верного, на ваш взгляд, ответа необходимо внести в бланк «Ответы». Этот бланк необходимо оформить: указать Ф.И. (в род.падеже) и класс.

На выполнение задания отводится 20-25 минут. Успешного выполнения работы!

Ключ для проверки теста (ответы):

Критерии оценивания теста:

«5» - 14 - 15 баллов,

«4» - 10 - 13 баллов

«3» - 6 - 9 баллов

«2» - 1 - 5 баллов

«1» - 0 баллов

Бланк с тестом

1.В каком городе родился А.П.Чехов?

а) в Таганроге; б) в Тамбове; в) Туле.

2.На каком факультете университете он учился?

а) юридический; б) философский; в) медицинский.

3. Главный герой «Хамелеона»:

а) Очумелов; б) Овсов; в) Денис Григорьев.

4. Отношение Очумелова к Хрюкину меняется в связи с тем, что он:

а) разобрался в происшедшем; б) пожалел золотых дел мастера; в) узнал, чья собака.

5. Кого в рассказе А. П. Чехова можно назвать «ха-мелеоном»?

а) Очумелова; б) Хрюкина; в) Елдырина; г) повара; д) толпу зевак.

6.Смысл названия рассказа «Хамелеон» связан с тем, что:

а) Очумелов то снимает, то надевает шинель;

б) надзиратель меняет свои пристрастия и убеждения, как хамелеон меняет свою окраску.

7. Портрет героя из «Злоумышленника»: «...Маленький, чрезвычайно тощий мужичонка в пестрядинной рубахе и латаных портах. Его обросшее волосами и изъеденное рябинами лицо и глаза <...> имеют выражение угрюмой суровости. На голове целая шапка давно нечесаных, путаных волос...» - свидетельствует о его:

а) бедности; б) лени; в) деловитости.

8. В каком преступлении обвиняли Дениса Григорьева?

а) с умыслом учиненное повреждение железной дороги;

б) воровство на железной дороге;

в) оскорбление личности.

9. Для чего использовали крестьяне гайки ?

а) укрепляли мебель; б) использовали в сельском хозяйстве; в) делали грузила.

10. Кому продает невода Митрофан Петров?

а) господам; б) крестьянам; в) попу.

11. Назовите профессию главного героя рассказа Чехова «Тоска» Ионы Потапова:

а) рабочий; б) извозчик; в) ювелир.

12. Какое горе, о котором пытается рассказать Иона Потапов, случилось в его семье:

а) умерла жена; б) сгорел дом; в) умер сын.

13. Кто в конце рассказа «Тоска» выслушивает историю Ионы Потапова:

а) военный; б) молодые люди; в) дворник; г) лошадь.

14. Назовите профессию героини рассказа Чехова «Размазня» Юлии Васильевны:

а) гувернантка; б) повариха; в) горничная.

а) постоянно жалуется на плохое самочувствие;

б) плохо и невкусно готовит;

в) не может постоять за себя.

Бланк для ответов

Тест по рассказам А.П.Чехова «Хамелеон», «Злоумышленник», «Тоска», «Размазня»

учени____ 7 а класса _______________________________________________

Ответы:

1.__ 2.__ 3.__ 4.__ 5.__ 6.__ 7.__ 8.__ 9.__ 10.___ 11.__ 12.__ 13.__ 14.__ 15.__

Кому повем печаль мою?..
Вечерние сумерки. Крупный мокрый снег лениво кружится около только что зажженных фонарей и тонким мягким пластом ложится на крыши, лошадиные спины, плечи, шапки.
Извозчик Иона Потапов весь бел, как привидение. Он согнулся, насколько только возможно согнуться живому телу, сидит на козлах и не шевельнется. Упади на него целый сугроб, то и тогда бы, кажется, он не нашел нужным стряхивать с себя снег... Его лошаденка тоже бела и неподвижна. Своею неподвижностью, угловатостью форм и палкообразной прямизною ног она даже вблизи похожа на копеечную пряничную лошадку.
Она, по всей вероятности, погружена в мысль. Кого оторвали от плуга, от привычных серых картин и бросили сюда в этот омут, полный чудовищных огней, неугомонного треска и бегущих людей, тому нельзя не думать...
Иона и его лошаденка не двигаются с места уже давно. Выехали они со двора еще до обеда, а почина все нет и нет. Но вот на город спускается вечерняя мгла. Бледность фонарных огней уступает свое место живой краске, и уличная суматоха становится шумнее.
- Извозчик, на Выборгскую! - слышит Иона. - Извозчик!
Иона вздрагивает и сквозь ресницы, облепленные снегом, видитвоенного в шинели с капюшоном.
- На Выборгскую! - повторяет военный. - Да ты спишь, что ли? На Выборгскую!
В знак согласия Иона дергает вожжи, отчего со спины лошади и с его плеч сыплются пласты снега... Военный садится в сани. Извозчик чмокает губами, вытягивает по-лебединому шею, приподнимается и больше по привычке, чем по нужде, машет кнутом.
Лошаденка тоже вытягивает шею, кривит свои палкообразные ноги и нерешительно двигается с места...
- Куда прешь, леший! - на первых же порах слышит Иона возгласы из темной, движущейся взад и вперед массы. - Куда черти несут? Пррава держи!
- Ты ездить не умеешь! Права держи! - сердится военный.
Бранится кучер с кареты, злобно глядит и стряхивает с рукава снег прохожий, перебегавший дорогу и налетевший плечом на морду лошаденки. Иона ерзает на козлах, как на иголках, тыкает в стороны локтями и водит глазами, как угорелый, словно не понимает, где он и зачем он здесь.
- Какие все подлецы! - острит военный. - Так и норовят столкнуться с тобой или под лошадь попасть. Это они сговорились.
Иона оглядывается на седока и шевелит губами... Хочет он, по-видимому, что-то сказать, но из горла не выходит ничего, кроме сипенья.
- Что? - спрашивает военный.
Иона кривит улыбкой рот, напрягает свое горло и сипит:
- А у меня, барин, тово... сын на этой неделе помер.
- Гм!.. Отчего же он умер?
Иона оборачивается всем туловищем к седоку и говорит:
- А кто ж его знает! Должно, от горячки... Три дня полежал в больнице и помер... Божья воля.
- Сворачивай, дьявол! - раздается в потемках. - Повылазило, что ли, старый пес?
Гляди глазами!
- Поезжай, поезжай... - говорит седок. - Этак мы и до завтра не доедем.
Подгони-ка!
Извозчик опять вытягивает шею, приподнимается и с тяжелой грацией взмахивает кнутом.
Несколько раз потом оглядывается он на седока, но тот закрыл глаза и, по-видимому, не расположен слушать. Высадив его на Выборгской, он останавливается у трактира, сгибается на козлах и опять не шевельнется... Мокрый снег опять красит набело его и лошаденку. Проходит час, другой...

Задания с кратким ответом

1 вариант

1. Как называется изречение, предпосланное произведению и выражающее его главную мысль?

2. Как называется описание природы в литературном произведении?
Вечерние сумерки. Крупный мокрый снег лениво кружится около только что зажженных фонарей и тонким мягким пластом ложится на крыши, лошадиные спины, плечи, шапки...

3. Укажите название изобразительного средства: Извозчик Иона Потапов весь бел, как привидение.

Мокрый снег опять красит набело его и лошаденку.

5. Как называется изобразительное средство?
Кого оторвали от плуга, от привычных серых картин и бросили сюда в этот омут, полный чудовищных огней, неугомонного треска и бегущих людей, тому нельзя не думать...

2 вариант

1. Назовите род литературы, к которому относится произведение.

2. Как называется описание внешности героя литературного произведения?
Извозчик Иона Потапов весь бел, как привидение. Он согнулся, насколько только возможно согнуться живому телу, сидит на козлах и не шевельнется.

3. Укажите название изобразительного средства: Крупный мокрый снег лениво кружится около только что зажженных фонарей и тонким мягким пластом ложится на крыши, лошадиные спины, плечи, шапки.

4. Как называется средство иносказательной выразительности?
Она (лошаденка), по всей вероятности, погружена в мысль. Кого оторвали от плуга, от привычных серых картин и бросили сюда в этот омут, полный чудовищных огней, неугомонного треска и бегущих людей, тому нельзя не думать...

5. Укажите название изобразительного средства:
Иона ерзает на козлах, как на иголках, тыкает в стороны локтями и водит глазами, как угорелый, словно не понимает, где он и зачем он здесь.

ОТВЕТЫ

1 вариант

1. эпиграф
2. пейзаж
3. сравнение
4. метафора // олицетворение
5. эпитет

2 вариант

1. эпос
2. портрет
3. эпитет
4. олицетворение
5. сравнение

Данные об авторе

Беспалова Ирина Владимировна

Место работы, должность:

Краснодарский край, Лабинск, МОУ СШ№2, учитель русского языка и литературы

Краснодарский край

Характеристики урока (занятия)

Уровень образования:

Все уровни образования

Целевая аудитория:

Учитель (преподаватель)

Класс(ы):

Предмет(ы):

Литература

Цель урока:

Задача: подготовка к ЕГЭ Цели: - продолжить формирование умения анализировать художественный текст -развитие представлений о жанровых особенностях рассказа - повторение теоретических понятий: композиция, рассказ, выразительные средства языка, пейзаж - «вытравлять из себя всякую душевную дрянность»

Тип урока:

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории):

Используемое оборудование:

Оборудование: ИКТ, тексты, карточки, тесты


Краткое описание:

Ход урока.

1. Орг.момент.

Мотивация познавательной деятельности.

Известный русский писатель Корней Чуковский говорил: «Чехов меньше всего притязал на роль проповедника, идейного вождя молодежи , а между тем от многих темных и недостойных поступков нам удалось уберечься лишь потому, что он, словно щелчком, вытравлял из нас всякую душевную дрянность ».

Можем ли мы сказать о нас, сегодняшних, эти слова?Постараемся ответить на этот вопроссегодня на уроке.

Холодный дождь стучит в окно. Узкая улочка пустынна. Лишь изредка постукивают по булыжнику колесапролетки. Поздней осенью Ялта навевает тоску. За окном небольшого домика силуэт человека в пенсне. Здесь, в Ялте, Чехов провел свои последние, самые трудные, годы, месяцы, дни. Здесь он был оторван от Москвы, от любимого МХАТа, друзей, жены. Здесь он был наедине со смертельной болезнью и особенно отчетливо ощущал, как неизбежно и неотвратимо приближается развязка. Что может чувствовать, о чем думает человек в таком положении? А Чехов сажает цветы, ведетпереписку, помогает знакомым людям в решении жизненных проблем... Невольно поражаешься духовной мощи этого хрупкого с виду, тяжелобольного человека .

Откуда она? Что питает ее? Конечно его творчество.

Сегодня мы познакомимся с рассказом А.П.Чехова «Тоска», написанным в 1886 году.

2. Тема, цели.

Что значит быть одиноким?

Может ли человек быть одиноким среди людей?

Ощущаешь ли ты себя одиноким?

3.Актуализация знаний умений. Проверка Д/З

Вы уже дома прочитали рассказ. Но просто прочитатьрассказ Чехова недостаточно. Чтобы понять истинный смысл его произведений, надо обращать внимание на каждую деталь.

Тест по тексту.

1. в какое время суток происходит действие? (вечер)

2. имя и фамилия извозчика? (Иона Потапов)

3. кто выслушал Иону? (никто)

4. кто жена Ионы? (сырая земля)

5. какой знак препинания стоит в конце рассказа? (многоточие)

Итак, рассказ называется «Тоска»

В. Каково лексическое значение этого слова? Что такое, по-вашему, «тоска»?

Тоска ж.

Тоска ж

В. Прежде чем приступить к анализу данного произведения, давайте вспомним, что такое рассказ.

Рассказ - прозаическое произведение малого объема с динамическим развитием сюжета; изображается один эпизод, событие из жизни героя или несколько событий; действующих лиц немного, описываемое действие ограничено во времени. Большое значение придается концовке (она должна быть «ударной»)

Индивидуальная работа по карточкам.

Инструкция.

Время работы - 5 минут. На выступление-1 минута.

Подтвердите свои мысли текстом. Комментарий должен быть аргументированным.

Во время сдачи ЕГЭважно выполнить условие: выполнить работу за 4 часа. Значит умение выполнить задание в отведенное время это….(залог успеха на экзамене)

Карточка №1.

1.Сколько раз пытается рассказать Иона о смерти сына? (3)

2.Выпишите реакцию собеседников.(сын помер- от чего?…поезжай; сын помер- все помрем, погоняй;сын помер- …..(ответа нет)

3.Как называется это выразительное средство? (повтор)

4.Прокомментируйте.

Карточка №2

1.В какое время суток происходили события рассказа? (вечером)

2.Выпишите изменение вечернего освещения (вечерние сумерки - вечерняя мгла- потемки).

3. Как называется это выразительное средство? (градация)

4.Сколько раз происходит это изменение? (3)

5.Прокомментируйте.

Карточка №3

1.Выпишите из текста глаголы, характеризующие действия многолюдного города (темные массы движутся - толпы бегут - толпы снуют )

2.Сколько раз Чехов говорит об этом в рассказе? (3)

3.Прокомментируйте.

Карточка №4 .

1.Выпишите из текста, как изменяет обращение Иона к лошади.

2.Как менялась эмоциональная окраска слова(от презрительного лошаденка, к нейтральному - лошадь - к уменьшительно-ласкательному -кобылочка)

3. Как называется такая лексика (1 и 3 слово)? (экспрессивная)

Прокомментируйте.

Вместе найти: мотив одиночества.

Чувство одиночества- одинок- тоска-тоска громадная- отдается тоске -тоска -ему невмоготу.

В. Какой художественный прием применил Чехов, чтобы передать тоску Ионы? (градация, усиление через повтор, эмоциональная окраска слов, глаголы)

В. Ребята, а какая еще настойчиво повторяющаяся деталь нам встретилась в этом рассказе? (цифра 3)

В. В каком жанре постоянно встречается эта цифра? (сказка)

В. Может кто-нибудь обратил внимание еще на один оборот речи, сразу напомнивший народную песню? (сыра земля)

В. Как вы думаете, что хотел писатель нам этим сказать, ведь у Чехова каждая художественная деталь имеет значение? Может нам поможет это понять эпиграф? Начало духовного стиха «Плач Иосифа и быль»

Кому повеем печаль мою?

Кого призову к рыданию?

Токмо тебе, Владыко мой,

Известна печаль моя.

Вывод: У извозчика Ионы умер сын. Иона хочет рассказать об этом кому-нибудь, поговорить, излить душу и таким образом хоть немного облегчить горе. Но рассказать-то, оказывается, и некому! Ни один человек не хочет выслушать Иону, и он в конце концов рассказывает все… своей лошади.

В .Прочитайте выразительно последнее предложение.Как вы объясните многоточие?

Равнодушие- это лень души. Ведь так мало надо человеку от людей- надо чтобы его выслушали, сказали доброе слово, улыбнулись. Но и этой малости не то чтобы жалко- просто лень сочувствовать, понимать…

Самостоятельная работа.

Подчеркните в карточке то лексическое значение слова тоска , которое более всего подходит к рассказу Чехова.

Карточка №5

Тоска ж. стеснение духа, томление души, мучительная грусть, душевная тревога, беспокойство, боязнь, скука, горе, печаль, скорбь, нойка сердца.

В.Даль «Толковый словарь живого великорусского языка»

Тоска ж

1.Душевная тревога в соединении с грустью, унынием//

2.разг. Скука, уныние,вызываемые однообразием обстановки, отсутствием интересов и т.п.

Т.Ф.Ефремова «Новый словарь русского языка»

Давайте вернёмся к вопросу, который я задала в начале урока: «вытравлял из нас всякую душевную дрянность ».

Можем ли мы сказать о нас, сегодняшних, эти слова?

Где жизнь? Хоть шелестом листа

Проговорилась бы она.

Но за спиною - пустота,

Но за спиною - тишина.

И страшно мне шагнуть вперёд,

Шагнуть, как в яму, в чёрный лес,

Где память за руку берёт

И - нет небес.

Варлам Шаламов 1938 год

В. Как вы думаете, есть ли что-то общее между рассказом А.П.Чехова «Тоска», написанным в 1886 году, стихотворением поэта и писателя, прошедшего, как и А.Солженицын, ГУЛАГ Варлама Шаламова, написанным в 1938 году и картиной современного художника Р.Веденеева, написанной в 2007 году.

(тема одиночества, учит сочувствию, пониманию человека).

Итак, Чехов стал для России и всего мира эталоном интеллигентности, стал человеком, который вопреки рутине, пошлости, безысходности жизни не позволяет себе отступлений от моральных норм, который подходит к себе с высочайшими нравственными требованиями и при этом необычайно мягок, деликатен по отношению к другим людям. В основе такой личности — неустанная духовная деятельность, спасающая ее от нравственной коррозии и духовного обнищания.

Итоги

Д/Зстр.27, вопр.7