Как переводится обхсс. Организован отдел по борьбе с хищениями социалистической собственности и спекуляцией (обхсс)

© Андрей Петров, 2018

ISBN 978-5-4490-5862-1

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Посвящается родителям

Только при наличии четкого ответа на вопрос «зачем тебе свобода?» человек способен выбраться из любого плена и разорвать любые сдерживающие его оковы. В роли «зачем» часто выступают мечты человека.

Вступление

Философия Гегеля полностью пронизана свободой, но на это понятие у него своя точка зрения. Противоположностью свободы он считает «необходимость». Человек часто не властен над необходимостью и обязан с ней мириться. В таком случае свобода получается ограниченной, а это уже из разряда фраз типа «не первой свежести». Свежесть бывает только одна, и свобода не может иметь ограничений.

Гегель предлагал познать необходимость, ведь сделав это, человек познает разумность мироздания, после чего происходит познание свободы. Торжество свободы Гегель считал конечной целью мироздания. «Но как считаю я, – сказал парень перед приемной комиссией на экзамене по обществознанию, – по-настоящему оценить вкус свободы можно только тогда, когда ты знаешь, что значит быть в заключении».

Сейчас эти слова для паренька, отвечавшего на экзамене, обрели новый смысл, так как он находился за решеткой следственного изолятора. Перед глазами был тот класс. Он даже сумел почувствовать запах мела и грязных тряпок. Над доской висели портреты известных ученых, а перед ним сидели и внимательно слушали учитель, завуч и еще один школьный работник. В классе сидели ученики, которые ерзали на стульях, пытаясь найти ответ в шпаргалках. А он отвечал, и делал это гордо. Своим мнением он удивил преподавателей, но получил заслуженную пятерку за экзамен, которая позволила иметь пятерку в аттестате.

«Свобода есть осознанная необходимость», – думал он. Отличник за решеткой. А за решеткой было зябко. Колючее одеяло не спасало. Из-за сырости и сквозняка Артем никак не мог согреться. Тусклый свет лампы, которая пряталась за защитной решеткой, освещал обшарпанные стены камеры.

Послышался шум. Боковым зрением Артем увидел, как кто-то приближается. Камера открылась, по скрипучему темно-красному полу прошел мужчина и улегся на кровать, дверь захлопнулась. Вошедший мужчина и Артем молча переглянулись.

«Ну отлично, – думал Артем, – помимо жуткой вони и холода, еще терпеть этого соседа». Появление мужчины вернуло Артема в реальность. Он почувствовал страх и безысходность. Ему захотелось спрятаться, но он осознавал, что это у него получится не ранее чем через 7 лет. И недостаток пространства здесь будет возмещен избытком времени. Артему хотелось спрятаться даже от своих мыслей, грусть охватила его полностью, хотя внешне он этого не показывал.

Сокамерник Артема тоже был напряжен. Напряжение в камере нарастало подобно рокоту лавины, и тогда сокамерник решил нарушить молчание.

– Эй, браток, – сказал сосед по камере.

Артему не хотелось ни с кем говорить.

– Браток, – крикнул сосед громким басом.

– Да, что?

– За что сидишь?

– Да ни за что, меня подставили.

– Ну это понятно, а какую статью хотят пришить?

– 105, убийство.

– Знаем, знаем эту цифру. Семейная ссора?

Артем повернулся набок и посмотрел на своего «брата по несчастью». Светловолосый мужчина смотрел на него.

– Знаешь, вообще это долгая история.

– А я никуда не тороплюсь, – сказал сокамерник, устраиваясь поудобнее. – Погромче только говори, а то бубнишь себе под нос.

Глава 1. Мне снилась мечта

После поездки в Индию я стал интересоваться различными темами, которые прежде вовсе не замечал. Кстати, Индия – это отдельная история, возможно, позже расскажу. Мне стали интересны вопросы кармы, переселения душ, астрофизика и прочая эзотерика. После путешествия по разным индийским городам все это мне казалось невероятным. Я начал смотреть на мир под другим углом.

Однажды, листая новостную ленту соцсети, я увидел объявление о тренинге по переселению души или что-то вроде «узнай, кем ты был в прошлой жизни». «Это может быть интересным», – подумал я. Пришел по назначенному адресу и, мягко сказать, был разочарован. Это место, похоже, уже переселилось в одну из своих прошлых жизней. В старом помещении, напоминающем советское время, за столом сидел парень в наушниках. Я решил уйти, пока он меня не заметил, но не успел.

– Здравствуйте, – сказал он.

– Здравствуйте, я, похоже, ошибся дверью…

– Нет-нет, все правильно, здесь проходит тренинг.

– Вы знаете, я, наверно, пойду.

– Ну почему же? Первое занятие проводится бесплатно. Что вы теряете?

«Ну ладно, – подумал я. – В Индии и не в таких условиях приходилось жить».

– А что, больше никого не будет? – спросил я. – Ну если так, то тем лучше, никто не помешает.

Он сказал, что его зовут Серега. Мы познакомились и приступили к эксперименту. Этот парень с татуировками на запястьях был очень рассеянным. Потянулся к верхней полке за коробкой, и из нее мне на голову что-то упало. Кажется, пару мгновений я находился без сознания.

– Вот, надень это на голову, – он протянул мне шлем.

Я надел шлем и застегнул.

– Теперь устройся поудобнее и закрой глаза.

– Ничего не происходит.

– Да погоди ты, я же еще не включил. Все, загружаю демо-режим.

Парень в кепке с логотипом NY нажал на какие-то кнопочки на шлеме. Я попытался расслабиться и отогнать все мысли, как при медитации. Затем кое-что произошло. Это можно сравнить с тем, когда ты надуваешь воздушный шарик и после очередного выдоха воздухом наполняется не шарик, а твоя голова. Затем она медленно сдувается, наполняя тебя ощущением покоя, словно ты выдыхаешь дым сигареты. Состояние довольно приятное. Я осмотрелся по сторонам, и у меня захватило дух. Вокруг меня были нереально красочные джунгли и все сильно насыщено цветом. Я словно находился в красочном сне. Я гладил листья экзотических растений и просто умилялся от того, как здесь круто по сравнению с пейзажами серого города.



– Я как-то был в Анапе, – сказал сокамерник Артема, – тоже такой шлем примерял.

– Нет, ты не понимаешь, это не 3D-шлем, а устройство, способное воспроизвести точную копию реальности.

– Ну и в итоге ты его прикончил из-за этого шлема?

– Я никого не убивал, браток.

– Ну это я знаю.

– Так ты слушаешь, нет?

– Конечно, продолжай.

Я снял шлем и оказался в том же Богом забытом месте.

– Слушай, ну прикольно, – сказал я.

– Это только демо-режим. В рабочем режиме можно переселиться в другую жизнь и реально прочувствовать все, что в ней произойдет.

– Да? И как это?

– Не знаю, еще не пробовал.

– Серьезно? Где ты нашел этот шлем?

– Вообще это долгая история.

Он отложил шлем в сторону и начал свой рассказ.

– Мой дед был исследователем. У него была очень интересная работа. Он посещал разные памятники забытых цивилизаций: египетские пирамиды, пирамиды Майя и прочее. Находил разные артефакты. Его жизнь была полна путешествий и похожа на приключенческий фильм. Я любил слушать его рассказы. Однажды, когда я был маленьким, он привез мне фигурку оленя из Перу, которая была сделана до нашей эры.

Я зевнул и сказал:

– А шлем-то откуда?

– В Интернете заказал.

– А почему ты даже не пробовал посетить другое измерение, параллельный мир или как еще это можно назвать?

– Мне страшно. И потом, я даже не знаю, как оттуда выбраться. Инструкцию прислали на корейском языке. Я пробовал переводить через гугл-переводчик, но понял только, что нужен проводник, который сможет тебя достать из другого измерения. Вот я и организовал этот тренинг, чтобы найти единомышленников.

– И как, много нашел?

Он улыбался и молча смотрел на меня.

– Ладно, это все, конечно, интересно, но, думаю, мне пора идти.

– Погоди, неужели тебе не хочется отправиться на поиски приключений?

– Какие приключения, друг? А если ты попадешь в период создания твоей фигурки оленя? Ты что, за мамонтами бегать будешь? Скорее от них.

– Да ты что, не понимаешь? Может, ты в прошлой жизни был Кеннеди? Неужели не хотел бы встретиться с Мерлин Монро?

– Ага, и быть убитым снайпером.

– Эй, братан, что за негатив?

– Ну хорошо, допустим, я соглашусь. Но где мы возьмем второй шлем, который должен быть проводником?

Он пододвинул к себе коробку, которая стояла недалеко, достал второй шлем и широко улыбнулся.

– Знаешь, у меня такое чувство, что ты пересказываешь какой-то фильм, – сказал сокамерник Артема.

– А тебя как зовут, друг? – спросил Артем.

Они протянули и пожали друг другу руки, не вставая с кроватей.

– Очень приятно.

– Взаимно. Знаешь, мне тоже хотят пришить убийство.

– Но ты никого не убивал?

– Ну, в общем, слушай. Моя история короче твоей.

Я сейсмолог. Недавно, как ты, вероятно, слышал, на Кавказе произошло землетрясение. В результате погибли люди, и кто-то должен был за это ответить. А поскольку Бог по каким-то причинам не смог явиться в зал суда, к ответственности привлекли меня. Мои доводы типа «я сделал все, что в моих силах», чтобы избежать последствий, посчитали неубедительными.

– Но ведь это же не ты вызвал землетрясение?

– Нет, разумеется, но мне предъявили обвинения в неспособности его предсказать.

– Но ведь невозможно с точностью определить силу землетрясения?

– Это мой адвокат сейчас и доказывает. А ваши шлемы могли предсказать землетрясение?

– Эти шлемы могут полностью изменить мир.

Повисло молчание. Артем понял бессмысленность этих слов. На время рассказа он забыл о своем положении, а сейчас мрачные мысли снова закрались в голову. Он не понимал, чем будет заниматься в ближайшие годы. Артем очень скучал по девушке и сильно за нее переживал, так как не знал, где она сейчас и что с ней. Возможно, она будет его навещать и когда он освободится… «Господи, – думал Артем, – я же выйду отсюда совершенно другим человеком. Грустным, грубым, задумчивым».

Юра также был невесел. Да, вскоре его адвокат докажет, что он невиновен, но ведь погибли люди. Он корил себя за то, что не смог предотвратить последствия катастрофы. Что за специалист он такой? Может, нужно было выбрать другую специальность? Он не знал, сможет ли дальше продолжать работать сейсмологом.

Мы перерыли весь Интернет в поисках полезной информации, ее было катастрофически мало. Мне не хотелось ввязываться в эту авантюру без специальных знаний, поэтому я хотел изучить все досконально. Все запросы, которые мы вбивали в строку поисковых систем, ссылались на научную фантастику и литературу подобного рода, но однажды появилась зацепка. Нужно было найти книгу Мишеля Лателье, в которой он рассказывал нечто подобное про погружение в прошлые жизни. На самом деле я даже не знал, как назвать то, на что мы решили пойти. Прошлые жизни, параллельные миры, путешествие во времени или нечто другое. Я даже не знал, работает ли этот шлем. Но, сказать по правде, я очень надеялся, что работает, потому что мне было безумно интересно.

В итоге в центральной городской библиотеке я нашел книгу Мишеля Лателье. В книге было много неточностей и воды, но все же кое-что удалось узнать.

Путешествовать во времени в одиночку нельзя. Необходимо иметь два или три включенных устройства. Одно из них словно рисует проекцию для другого и выполняет роль проводника. Если по какой-либо причине одно из устройств отключалось, путешественник растворялся в вечности или попадал в параллельное измерение. Словом, полностью терял возможность вернуться к реальной жизни.

В путешествии время практически останавливалось. То есть пока странник находился в другом мире, реальный мир стоял на месте. Можно было прожить всю жизнь в параллели, а потом вернуться в реальный мир и прожить еще одну жизнь. У меня появилась масса интересных идей, как это можно использовать. Я думал уходить в параллель, прокачивать свои навыки, а затем возвращаться обратно, чтобы использовать их по максимуму. Но как впоследствии выяснилось, этот пункт был истолкован неверно.

Сам процесс переселения является тайной, неизвестно, в каком теле ты окажешься. Была ли в том теле когда-то твоя душа – неизвестно. Ты словно пробуждаешься от сладкого сна с мыслями: «Не хочу вставать». Но уже через секунду в тебя проникает спокойствие и словно какой-то химический препарат растекается по всей системе кровоснабжения и питает тебя приятными ощущениями.

Если внести в параллельный мир существенные изменения, возможно, когда вернешься в свой мир, не узнаешь его. Возможно, возвращаться будет некуда.

Большой загадкой является то, куда попадает душа человека во время переселения. Как мне показалось, в его работах было много теорий, противоречащих друг другу, и вот пришло время убедиться во всем на своем личном опыте.

Мы решили рискнуть и отправиться в путешествие. У нас было чувство, что мы стояли на пороге нового открытия, и грезили, что наша жизнь изменится к лучшему.

– Итак, ставим таймер на два деления и приступаем.

На шлеме был регулятор, как на старом магнитофоне для поиска радиоволн. Мы приступили к процедуре, но что-то пошло не так. Я начал задыхаться и старался на жестах объяснить, что все отменяется, но в глазах потемнело и я упал в обморок.

Когда очнулся, стер с лица мелкий белый песочек. Мои ноги ласкали едва заметные волны теплого моря. Я огляделся и понял, что нахожусь на острове. Красота и спокойствие выглядят именно так. Отличный комментарий для фото! Я потянулся за телефоном, чтобы запечатлеть невообразимый пейзаж, но вспомнил, где я нахожусь, и попытался запечатлеть вид в памяти. Мне захотелось пожить на этом острове, и я задумался, как сообщить Сереге, чтобы он оставил меня здесь.


Красота и спокойствие выглядят именно так


Почему я был так глуп и мало путешествовал? В Индии я понял, что, путешествуя по планете, ты путешествуешь внутри себя. Узнаешь себя лучше, порой заглядывая в самые темные уголки своей сущности. Но сейчас в моей душе было светло, как никогда.

Я запрыгнул на пальму, которая тянулась к морю, и сорвал кокос. Камнем пробил в нем отверстие и насладился вкусом кокосового молока. После этого я расколол кокос на две части и съел мякоть. Пора прогуляться.



Я долго гулял и утомился. Нашел водопад и решил принять душ… Ну, в смысле, принять водопад. Вода была кристально чистая. Я решил пойти на гору, чтобы насладиться видом на остров, но кое-что увидел и оторопел. Это была хижина. Хижина в лесу. Легкий холодок пробежал по моему телу. Я думал, остров необитаем и я здесь один. Интересно, кто в домике живет? Я направился ближе и увидел девушку, которая что-то шила.

– Здравствуйте, сударыня! – сказал я, улыбаясь.

Она завизжала, кинула в меня кусок шерсти, и, когда я убрал его от лица, незнакомка пропала. Неужели показалось? В горы идти расхотелось, и я пошел к озеру. Стало темнеть. Интересно, а сколько мне здесь находиться?

Как только я подумал об этом, меня сразу же охватил страх. А что, если я останусь здесь навечно? Постепенно этот страх растворился, ведь остаться на райском острове не так уж плохо. Главное, чтобы не было воинственно настроенного племени людоедов.

Жизненный путь Андрея Соколова (по рассказу М. Шолохова «Судьба человека»)

Рассказ М. А. Шолохова — одно из лучших произ-ведений писателя. В его центре — трагическая судьба конкретной личности, сопряженная с событиями ис-тории. Писатель концентрирует свое внимание не на изображении подвига масс, а на судьбе отдельного че-ловека на войне. Поразительное сочетание в «Судьбе человека» частного и общего позволяет говорить об этом произведении как настоящем «рассказе-эпо-пее».

Главный герой рассказа — фигура не вполне тради-ционная для литературных произведений того време-ни. Он не убежденный коммунист, не всем известный герой, а простой труженик, вполне обычный человек, он такой, как все. Соколов — труженик на земле и на заводе, воин, семьянин, муж, отец. Он простой уроже-нец Воронежской губернии, геройски сражался еще в гражданскую войну. Андрей — сирота, его отец и мать давно умерли от голода. Тем не менее в личности этого ничем не примечательного, казалось бы, челове-ка писатель находит качества, достойные не только всяческого уважения, но и прославления.

Война обрушилась на страну неожиданно, как грозное и страшное бедствие. Андрей Соколов, так же, как и миллионы других людей, пошел на фронт. Трогательна и драматична сцена прощания героя с до-мом. Она занимает одно из главенствующих мест в рассказе. Жена, дети, работа — вот те ценности, ради которых живет Андрей и за которые он готов отдать свою жизнь. Они — главное в жизни героя. Его отли-чает острое чувство ответственности за тех, кто рядом.

Несчастье за несчастьем преследуют Соколова. Его жизненный путь вместил в себя, казалось бы, больше, чем может вынести один человек. Страшная весть о гибели жены и детей, которая настигает Соколова по возвращении из плена, поражает его в самое сердце. С присущей ему нравственной чистотой и совестливо-стью он пытается найти собственную вину в смерти близких. Он не приласкал на прощанье жену, не ска-зал ей теплого слова, не успокоил, не понял всего ужа-са ее прощального крика и теперь терзает себя упрека-ми. Соколов горячо любит жену, говорит о ней: «со стороны глядеть — не так уж она была из себя видная, но ведь я-то не со стороны глядел, а в упор...».

Новое потрясение для Андрея — трагическая, ро-ковая гибель сына в последний день войны. Однако ему свойственна удивительная способность терпеливо сносить удары судьбы. «На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытереть, все вынести, если к это-му нужда позвала»,— считает он.

В критических ситуациях герой сохраняет великое достоинство русского человека, русского солдата. Этим он вызывает уважение не только у своих сослу-живцев, но и у врагов. Чрезвычайно важен и увлека-телен эпизод поединка Соколова с Мюллером. Это нравственный поединок, из которого Андрей вышел с честью. Он не стучит себя в грудь перед лицом врага, не говорит громких слов, но и не умоляет Мюллера о пощаде. Простой русский солдат оказывается в этой сложной ситуации победителем.

Соколов прошел немецкий плен. Таких, как он, то-гда в советской стране официально считали предате-лями. И большая заслуга писателя в том, что он одним из первых коснулся этой острой проблемы, приот-крыл завесу жизни людей, волею судьбы оказавших-ся в плену.

Нет вины Андрея в том, что, контуженный, он по-падает к немцам. Находясь в неволе, он сохраняет достоинство русского солдата. Ему противопоставлен предатель Крыжнев, пытающийся спасти себе жизнь ценой жизни другого человека. Соколов убивает пре-дателя и спасает взводного. Убийство человека дается герою нелегко, потому что ему приходится престу-пить те нравственные принципы, на которых он был воспитан, и которые были для него святы. Предатель Крыжнев — первый человек, которого Соколов лиша-ет жизни.

В плену Андрей встречает много достойных людей. Так военврач, вопреки всему, пытается облегчить ра-неным страдания. В нечеловеческих условиях он ос-тается верен себе и своему призванию. Эту позицию разделяет и Соколов. Его самого отличает бескоры-стие подвига, скромность и мужество.

Герой у чайной подбирает мальчика — сироту. Он не просто заменяет Соколову сына. Для человека, по-терявшего в жизни все, кроме самого себя, этот ребе-нок становится единственным смыслом его искале-ченной жизни. Пройдя тяжкие испытания, Андрей сохраняет в себе душевную чуткость и сердечную теп-лоту. Да и как было не посочувствовать Ванюше, уви-дев его: «Этакий маленький оборвыш: личико все в арбузном соку, покрытом пылью, грязный,... нечеса-ный, а глазенки — как звездочки ночью после дож-дя». Он такой же неприкаянный и одинокий, как и сам Андрей. Автор подчеркивает, что пока живет в че-ловеке потребность любить, душа его жива.

Он обращает внимание читателя на глаза своего ге-роя, «словно присыпанные пеплом, наполненные та-кой неизбывной тоской, что в них трудно смотреть». Тяжел и трагичен путь Соколова. Но его дорога — до-рога подвига, совершенного человеком, не сломлен-ным жестокими обстоятельствами, не примирившимся с бедой, не признавшим над собой власти врага, со-хранившим над ним нравственное превосходство.

Размышляя над рассказом, мы невольно перехо-дим от судьбы конкретного человека к судьбе челове-чества вообще. Уже само название рассказа приобща-ет героя к народной массе. Рисуя его путь, писатель подчеркивает, какой дорогой ценой была добыта по-беда. Судьба Андрея Соколова типична для человека того времени, это судьба всего русского народа, вы-несшего на своих плечах страшную войну, фашист-ские лагеря, растерявшего в войне самых близких лю-дей, но не сломавшегося. Соколов — неотъемлемая часть своего народа. В его биографии отразилась исто-рия целой страны, история трудная и героическая.

«За что же ты, жизнь, меня так покалечила? За что так исказнила?» — восклицает Андрей, но он не скло-няет головы перед суровой судьбой, сохраняет тягу к жизни и человеческое достоинство.

Перед нами предстает образ осиротелого человека, смело открывающего свою искалеченную душу. На-блюдая за его участью, читатель проникается гордо-стью за русского человека, восхищением его силой, красотой души. Его охватывает неизъяснимая вера в необъятные возможности человека. Андрей Соколов вызывает любовь и уважение.

«И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит, и около отцов-ского плеча вырастет тот, который, повзрослев, смо-жет все вытерпеть, все преодолев на своем пути, если к этому позовет его Родина»,— с верой в своего героя говорит автор.

Кучаев Андрей

В германском плену

Андрей Кучаев

В германском плену

ПЛЕНЕНИЕ

Вместо предисловия

Кто как попадает в плен. .

Для того, чтобы попасть в плен, нужна война.

Война и началась. Незаметно. Всех против всех. И мои соотечественники напали на меня. Я оказался в окопе. Оборвалась связь. Огонь, который я пытался вызвать для огневой поддержки, оказался огнем по мне: "Вызываю огонь на себя" - не мой девиз, но я вызвал.

Первыми по выстрелу сделали друзья: "А чего ты, в самом деле, тут делаешь?" "Ты что, не понимаешь, что поезд ушел?" "Вместе с платформой,добавил один остряк.- Поезжай в Израиль!" "Но я же русский!" - парировал я штыковой удар. "Не важно. У тебя жена - с этим самым пунктом. Сделают вызов для нее - вместе отчалите!"

На дне окопа жена перевязала мои раны. "Я не поеду туда,- сказала она.Там жарко - раз. Моих детей там возьмут в армию - два". Это была атака с тыла. Мы стали сводить концы с концами, пытаясь использовать передышку в боевых действиях, чтобы наладить боевое обеспечение - провиант, боеприпасы: она рисовала, я писал, в промежутках (только чего промежутках!) мы торговали на вещевом рынке чужими вещами, пока это имело смысл. После захода противника с фланга - нас слегка обчистили на рынке - мы капитулировали. Друг сообщил, что Германия принимает пятый пункт. Жена подала документы. Я не возражал.

Рано утром под нашу дверь подсунули пакет. В пакете было приглашение немецкого правительства переселиться в Дойчланд. Приглашение в плен. Добровольно. Жена сдалась. Куда я без нее? Я отправился следом.

Нет, мы не были вольными искателями приключений. Мы не были плейбоями, плейгёрлами или диссидентами. Эти все давно "отчалили". Этот народ уже возвращался! Возвращался из плена, куда "герои" попали в честном бою. Их и встречали как героев. Нас, малодушных, даже не провожали. Нас спроваживали лишние рты, лишние притязания, лишние претенденты. Тихо отплыли мы.

СТРАСБУРГСКАЯ АЛЛЕЯ

"Кстати, знаете ли вы, как по-арабски называется Иордан? Очень просто: Шариат, что значит всего-навсего "водопой"". Это из "Весны в Иудее" Бунина. Из сборника "Темные аллеи". Даже в этой оторванной от целого фразе сквозит тоска. Тоска эмигранта. Мои герои - тоже эмигранты, они уехали на семь десятков лет позднее героев Бунина. Только тоска осталась той же. Кто-то живет в Израиле, "Иудее". Кто-то здесь, в Германии, в центре Европы. В Берлине, на Александерплатц поют и жонглируют уже герои Кунина. Цирк. Смех сквозь слезы. Мои живут кто где, авторской волей я поселил их на одной улице. И не только потому, что такая улица есть в моем городе. Просто мне нравится название "Страсбургская аллея"... Длинная, от Аугсбурга до Гамбурга или от Амстердама до Праги, она никогда не пересечется с Остоженкой или Арбатом. Но жители ее радуются и плачут, ссорятся или развлекаются, работают или учатся, стараясь не думать хотя бы днем об этом прискорбном факте. Так только, иногда, глядя на камни с надписями на уже знакомом языке, что лежат на ухоженных участках фридхофа, подумают: "Если и мне лежать здесь, а не на Ваганьковском или Митинском, то уж по ту сторону я обязательно попаду "домой"..."

Дома моего героя звали Алешей.

Алеша в России занимался тем же, чем и все: ничем путным. Теперь, как известно, это зовется "бизнесом". Он переправлял какие-то обои из Прибалтики. Занимался лесозаготовками для строительства подмосковных коттеджей. Потом книгами: поставки и реализация. Разок смотался в Китай - за куртками из подозрительной кожи. Если бы он копил деньги, они бы у него завелись, но после тридцати человек либо резко богатеет, либо ему уже окончательно не дается богатство. И он понемногу привыкает тратить. Вино, женщины, то-се. За тридцать - возраст для мужчины критический. Тут и претензии, и разочарования. Схоронил Алеша мать, сменял двухкомнатную родительскую квартиру на однокомнатную и на разницу завел палатку в районе, где жил. Палатка стояла на бойком месте. Рядом торговали в таких же кавказцы из одной независимой республики. И все вместе они принадлежали какому-то "крестному отцу", который и собирал дань. Исключением была девушка неопределенного возраста Тамара, которая торговала с лотка яйцами. Тамаре ни один нормальный человек палатки бы не доверил, а яйца были товаром неуважаемым, ими мог заниматься только совсем пропащий человек. Почему? Неизвестно. Может, потому, что вечно их надо было перебирать, отделять "бой", порченые. И еще: не надо было ломать голову над расчетами. Округлый товар, яйца, почему-то и стоили круглую сумму при всех денежных котировках. Три тысячи десяток. Пять тысяч. И брали их почему-то кругло: десяток, два. Редко какой бедолага попросит пять. А уж одно - этого не позволил бы себе и алкаш. Простой товар, простые расчеты, простая жизнь, в чем-то не завершенная, как судьбы куриных эмбрионов внутри. Тамара от этой жизни выпивала и была благосклонна к мужскому полу. Яйцами ее снабжал некий армянин. Откуда он их брал, оставалось тайной. Так же, как и откуда он взял свое красивое имя Нарцисс. Да и не видел его в глаза никто, кроме, наверное, Тамары. Товар привозил русский человек на мотороллере. Алеша подружился с Тамарой после одного случая. Какой-то нетрезвый человек однажды спросил Тамару: "А что, яйца-бой в продаже есть?" "Нет",- сказала Тамара чужаку. "Сейчас будут!" пообещал тот и достал из-за пазухи камень. Все смотрели, только Алеша вышел на шум и отобрал кирпич у пьяного. Тамара с тех пор опохмелялась из Алешиной палатки, расплачиваясь яйцами. Не к ночи будь сказано, яйца в нашей истории играют не последнюю роль. Алеша их вообще-то ненавидел. Но в то время он экономил на всем, не выпивал и терпел яичную диету. Приносил домой и готовил. Пока они готовились, считал выручку и складывал в коробку из-под китайских курток.

Так шло, пока Алеша не полюбил Марину. Он и раньше ее замечал, потому что жила она где-то поблизости. Когда же она стала регулярно покупать у Алеши сигареты и шампанское "Спуманте", которое предпочитала, наш коммерсант совсем потерял голову. Ему нравилось, как она говорит и особенно как зовет его по-своему: "Алик". Словно они уже давно родные люди. Марина поселилась в однокомнатной квартире Алика, и они отметили свой союз, распив ящик "Спуманте" из палаточных запасов. Марина стала торговать вместе с Аликом. Нередко Марина торговала одна, пока Алеша спал, выпив "Спуманте" уже с утра.

Французы говорят: "Ищите женщину". Вот Алеша и нашел. Марина быстро стала называть шампанское "Спуманте" "компотом", и они перешли на красивый напиток "Пушкин", привозимый из Германии (вот в нашем рассказе и промелькнуло это судьбоносное слово!), но изготовленный где-то в России. От него быстро синели язык и мозги. Тогда Алеша предложил пить американскую якобы водку "Белый орел" - все было ведь под рукой! "Белый орел" отстирал язык, но мозги пошли у Алика набекрень. Он вовсе перестал заниматься коммерцией, только пил и спал на блоках сигарет и пачках чая. Проснувшись, он "поправлялся" и на все реплики возлюбленной отвечал односложно - оплеухой. Марина в слезах убегала, а он частенько опять засыпал. Однажды он заснул, не заперев палатки. Среди бутылок, полных и початых. Обнаружила это Тамара. Не добудившись хозяина, она угостилась сама и угостила друзей. Вскоре весь квартал был подгулявши. Пили за здоровье Алика. Марина прибежала слишком поздно. Урон оказался таким большим, что Алик расстался и с палаткой, и с накоплениями, и с Мариной. Такой он не был нужен никому. Только Тамара один раз попыталась подкормить его яйцами принесла целую "клетку". Он спустил Тамару с лестницы. Яйца-бой были налицо.

Ответ от N[гуру]
Судьба человека - это рассказ-поэма о человеке, воине-труженике, который вынес все тяготы военных лет и сумел пронести через неимоверные физические и нравственные страдания чистую, широкую, открытую добру и Свету душу.
В "Судьбе человека" описаны необычные, исключительные события, но в основе сюжета лежит реальный случай. Рассказ построен в форме исповеди главного героя. О своем участии в гражданской войне, о том, что смолоду уже был сиротой, о том, что в голодном двадцать втором году "подался на Кубань, ишачить на кулаков, потому и уцелел", он сообщает вскользь, сосредоточиваясь по контрасту на жизни с семьей до Отечественной войны и в основном на самой недавно закончившейся войне.
Мы узнаем, что до войны Андрей Соколов был скромным тружеником, строителем, отцом семейства. Он жил обычной жизнью, работал и был по-своему счастлив. Но грянула война, и мирное счастье Соколова, как и миллионов других людей, было разрушено. Война оторвала его от семьи, от дома, от труда, - от всего того, что он любил и ценил в жизни.
Андрей Соколов пошел на фронт защищать родину. Тяжел и трагичен был его путь. На его плечи обрушились все тяготы и беды военной поры, и в первый момент он почти растворился в общей массе, стал одним из многих работников на войне, но это временное отступление от человеческого Андрей вспоминает потом с самой острой болью.
Война стала для Соколова дорогой бесконечных унижений, испытаний, лагерей. Но характер героя, его мужество раскрываются в духовном единоборстве с фашизмом. Андрей Соколов, шофер, везший снаряды на передовую, попал под обстрел, был контужен и потерял сознание, а когда очнулся, вокруг были немцы. Человеческий подвиг Андрея Соколова по-настоящему предстает не на поле боя и не на трудовом фронте, а в условиях фашистского плена, за колючей проволокой концлагеря.
Вдали от фронта Соколов пережил все тяготы войны и бесконечные издевательства. Навсегда останутся в его душе воспоминания о лагере военнопленных Б-14, где тысячи людей за колючей проволокой были отделены от мира, где шла страшная борьба не просто за жизнь, за котелок баланды, а за право остаться человеком. Лагерь стал для Андрея и испытанием на человеческое достоинство. Там ему пришлось впервые убить человека, не немца, а русского, со словами: "Да какой же он свой? " Это событие стало испытанием потерей "своего".
Потом была неудачная попытка бегства. Кульминацией рассказа стала сцена в комендантской. Андрей вел себя вызывающе, как человек, которому нечего терять, для которого смерть - высшее благо. Но сила человеческого духа побеждает - Соколов остается жив и выдерживает еще одно испытание: не предав в комендантской честь русского солдата, не теряет достоинства и перед своими товарищами. "Как будем харчи делить? " - спрашивает его сосед по нарам, а у самого голос дрожит. "Веем поровну", - отвечает Андрей. - Дождались рассвета. Хлеб и сало резали суровой ниткой. Досталось каждому хлеба по кусочку со спичечную коробку, каждую крошку брали на учет, ну, а сала... только губы помазать. Однако поделили без обиды".
Смерть не раз смотрела ему в глаза, но Соколов каждый раз находил в себе силы и мужество оставаться человеком. Он помнил, как в первую ночь, когда его в числе прочих военнопленных закрыли в полуразрушенной церкви, он вдруг услышал в темноте вопрос: "Раненые есть? " Это был врач. Он вправил Андрею вывихнутое плечо, и боль отступила. А доктор пошел дальше с тем же вопросом. И в плену, в страшных условиях, он продолжал "свое великое дело делать". Значит, даже в плену нужно и можно оставаться человеком. Нравственные связи с человечностью не смогли оборвать никакие жизненные перипетии, Андрей Соколов в любых условиях действует сообразно с "золотым правилом" нравственности - не делай больно другому, остается добрым и отзывчивым к людям

Произведение "Судьба человека" Шолохова впервые было опубликовано спустя десять лет после того, как закончилась Великая Отечественная вона, в 1956-1957 годах. Тематика рассказа нетипична для литературы того времени, посвященной войне. Автор впервые рассказал о солдатах, которые попали в плен к фашистам.

Затем мы узнаем судьбу этого персонажа уже из его уст. Андрей со случайным собеседником предельно откровенен - он не скрывает личных подробностей.

Можно смело утверждать, что жизнь у этого героя была счастливой. Ведь у него была любящая жена, дети, он занимался своим любимым делом. При этом жизнь Андрея является типичной для того времени. Соколов - это простой русский человек, каких в нашей стране в то время было миллионы.

Подвиг Андрея ("Судьба человека", Шолохов)

Сочинение "Война в жизни главного героя" можно построить на контрасте отношения к ней Андрея и других людей, которые встречаются на его жизненном пути. В сопоставлении с ними нам кажется еще величественнее и страшнее подвиг, которым, по сути, является вся его жизнь.

Герой, в отличие от других, проявляет патриотизм, отвагу. Это подтверждает анализ произведения "Судьба человека" Шолохова. Так, во время боя он задумывает осуществить почти невозможное - доставить русским войскам снаряды, прорвавшись через заслон врага. В эту минуту он не думает о грозящей опасности, о собственной жизни. Но план осуществить не удалось - Андрей попадает к фашистам плен. Но и тут он не падает духом, сохраняет собственного достоинства, спокойствие. Так, когда немецкий солдат ему приказал снять сапоги, которые тому приглянулись, Соколов, как бы издеваясь над ним, снимает еще и портянки.

В произведении раскрывает различные проблемы Шолохов. Судьба человека, любого, не только Андрея, была в то время трагической. Однако перед ее лицом разные люди ведут себя по-разному. Шолохов показывает ужасы, происходящие в плену у немцев. Многие люди в нечеловеческих условиях потеряли свое лицо: ради сохранения жизни или куска хлеба они готовы были пойти на любое предательство, унижение, даже убийство. Тем сильнее, чище, выше представляется личность Соколова, его поступки и мысли. Проблемы характера, мужества, стойкости, чести - вот что интересует писателя.

Беседа с Мюллером

И перед лицом грозящей Андрею смертельной опасности (беседа с Мюллером) он ведет себя очень достойно, чем даже у врага вызывает уважение. В конце концов немцы признают несгибаемый характер этого воина.

Интересно, что "противостояние" Мюллера и Соколова происходило как раз в тот момент, когда под Сталинградом шли бои. Нравственная победа Андрея в этом контексте становится как бы символом победы русских войск.

Поднимает и другие проблемы Шолохов ("Судьба человека"). Одна из них - проблема смысла жизни. Герой испытал на себе в полной мере отголоски войны: он узнал, что потерял всю свою семью. Надежды на счастливую жизнь исчезли. Он остается совсем один, потерявший смысл существования, опустошенный. Встреча с Ванюшей не позволила герою погибнуть, опуститься. В этом мальчике герой нашел сына, новый стимул жить.

Михаил Александрович считает, что стойкость, гуманизм, чувство собственного достоинства - черты, типичные для русского характера. Поэтому нашему народу удалось победить в этой великой и страшной войне, как полагает Шолохов ("Судьба человека"). Тема человека писателем раскрыта довольно подробно, она отражается даже в названии рассказа. Обратимся к нему.

Смысл названия рассказа

Рассказ "Судьба человека" назван так вовсе не случайно. Название это, с одной стороны, убеждает нас в том, что характер Андрея Соколова типичен, а с другой - подчеркивает также его величие, поскольку Соколов имеет полное право называться Человеком. Произведение это дало импульс к возрождению классической традиции в советской литературе. Она характеризуется вниманием к судьбе простого, "маленького человека", достойного уважения в полной мере.

С помощью разных приемов - рассказа-исповеди, портрета, речевой характеристики - автор раскрывает характер героя максимально полно. Это простой человек, величественный и прекрасный, обладающий чувством собственного достоинства, сильный. Его судьбу можно назвать трагической, поскольку на долю Андрея Соколова выпали серьезные испытания, но мы все-таки им невольно восхищаемся. Не смогли сломить его ни гибель близких, ни война. "Судьба человека" (Шолохов М. А.) - произведение очень гуманистическое. Главный герой обретает смысл жизни в том, чтобы помогать другому. Именно этого, прежде всего, требовало суровое послевоенное время.