Как ведет себя соколов в плену. Как генерал андрей власов попал в плен к немцам

© Андрей Петров, 2018

ISBN 978-5-4490-5862-1

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Посвящается родителям

Только при наличии четкого ответа на вопрос «зачем тебе свобода?» человек способен выбраться из любого плена и разорвать любые сдерживающие его оковы. В роли «зачем» часто выступают мечты человека.

Вступление

Философия Гегеля полностью пронизана свободой, но на это понятие у него своя точка зрения. Противоположностью свободы он считает «необходимость». Человек часто не властен над необходимостью и обязан с ней мириться. В таком случае свобода получается ограниченной, а это уже из разряда фраз типа «не первой свежести». Свежесть бывает только одна, и свобода не может иметь ограничений.

Гегель предлагал познать необходимость, ведь сделав это, человек познает разумность мироздания, после чего происходит познание свободы. Торжество свободы Гегель считал конечной целью мироздания. «Но как считаю я, – сказал парень перед приемной комиссией на экзамене по обществознанию, – по-настоящему оценить вкус свободы можно только тогда, когда ты знаешь, что значит быть в заключении».

Сейчас эти слова для паренька, отвечавшего на экзамене, обрели новый смысл, так как он находился за решеткой следственного изолятора. Перед глазами был тот класс. Он даже сумел почувствовать запах мела и грязных тряпок. Над доской висели портреты известных ученых, а перед ним сидели и внимательно слушали учитель, завуч и еще один школьный работник. В классе сидели ученики, которые ерзали на стульях, пытаясь найти ответ в шпаргалках. А он отвечал, и делал это гордо. Своим мнением он удивил преподавателей, но получил заслуженную пятерку за экзамен, которая позволила иметь пятерку в аттестате.

«Свобода есть осознанная необходимость», – думал он. Отличник за решеткой. А за решеткой было зябко. Колючее одеяло не спасало. Из-за сырости и сквозняка Артем никак не мог согреться. Тусклый свет лампы, которая пряталась за защитной решеткой, освещал обшарпанные стены камеры.

Послышался шум. Боковым зрением Артем увидел, как кто-то приближается. Камера открылась, по скрипучему темно-красному полу прошел мужчина и улегся на кровать, дверь захлопнулась. Вошедший мужчина и Артем молча переглянулись.

«Ну отлично, – думал Артем, – помимо жуткой вони и холода, еще терпеть этого соседа». Появление мужчины вернуло Артема в реальность. Он почувствовал страх и безысходность. Ему захотелось спрятаться, но он осознавал, что это у него получится не ранее чем через 7 лет. И недостаток пространства здесь будет возмещен избытком времени. Артему хотелось спрятаться даже от своих мыслей, грусть охватила его полностью, хотя внешне он этого не показывал.

Сокамерник Артема тоже был напряжен. Напряжение в камере нарастало подобно рокоту лавины, и тогда сокамерник решил нарушить молчание.

– Эй, браток, – сказал сосед по камере.

Артему не хотелось ни с кем говорить.

– Браток, – крикнул сосед громким басом.

– Да, что?

– За что сидишь?

– Да ни за что, меня подставили.

– Ну это понятно, а какую статью хотят пришить?

– 105, убийство.

– Знаем, знаем эту цифру. Семейная ссора?

Артем повернулся набок и посмотрел на своего «брата по несчастью». Светловолосый мужчина смотрел на него.

– Знаешь, вообще это долгая история.

– А я никуда не тороплюсь, – сказал сокамерник, устраиваясь поудобнее. – Погромче только говори, а то бубнишь себе под нос.

Глава 1. Мне снилась мечта

После поездки в Индию я стал интересоваться различными темами, которые прежде вовсе не замечал. Кстати, Индия – это отдельная история, возможно, позже расскажу. Мне стали интересны вопросы кармы, переселения душ, астрофизика и прочая эзотерика. После путешествия по разным индийским городам все это мне казалось невероятным. Я начал смотреть на мир под другим углом.

Однажды, листая новостную ленту соцсети, я увидел объявление о тренинге по переселению души или что-то вроде «узнай, кем ты был в прошлой жизни». «Это может быть интересным», – подумал я. Пришел по назначенному адресу и, мягко сказать, был разочарован. Это место, похоже, уже переселилось в одну из своих прошлых жизней. В старом помещении, напоминающем советское время, за столом сидел парень в наушниках. Я решил уйти, пока он меня не заметил, но не успел.

– Здравствуйте, – сказал он.

– Здравствуйте, я, похоже, ошибся дверью…

– Нет-нет, все правильно, здесь проходит тренинг.

– Вы знаете, я, наверно, пойду.

– Ну почему же? Первое занятие проводится бесплатно. Что вы теряете?

«Ну ладно, – подумал я. – В Индии и не в таких условиях приходилось жить».

– А что, больше никого не будет? – спросил я. – Ну если так, то тем лучше, никто не помешает.

Он сказал, что его зовут Серега. Мы познакомились и приступили к эксперименту. Этот парень с татуировками на запястьях был очень рассеянным. Потянулся к верхней полке за коробкой, и из нее мне на голову что-то упало. Кажется, пару мгновений я находился без сознания.

– Вот, надень это на голову, – он протянул мне шлем.

Я надел шлем и застегнул.

– Теперь устройся поудобнее и закрой глаза.

– Ничего не происходит.

– Да погоди ты, я же еще не включил. Все, загружаю демо-режим.

Парень в кепке с логотипом NY нажал на какие-то кнопочки на шлеме. Я попытался расслабиться и отогнать все мысли, как при медитации. Затем кое-что произошло. Это можно сравнить с тем, когда ты надуваешь воздушный шарик и после очередного выдоха воздухом наполняется не шарик, а твоя голова. Затем она медленно сдувается, наполняя тебя ощущением покоя, словно ты выдыхаешь дым сигареты. Состояние довольно приятное. Я осмотрелся по сторонам, и у меня захватило дух. Вокруг меня были нереально красочные джунгли и все сильно насыщено цветом. Я словно находился в красочном сне. Я гладил листья экзотических растений и просто умилялся от того, как здесь круто по сравнению с пейзажами серого города.



– Я как-то был в Анапе, – сказал сокамерник Артема, – тоже такой шлем примерял.

– Нет, ты не понимаешь, это не 3D-шлем, а устройство, способное воспроизвести точную копию реальности.

– Ну и в итоге ты его прикончил из-за этого шлема?

– Я никого не убивал, браток.

– Ну это я знаю.

– Так ты слушаешь, нет?

– Конечно, продолжай.

Я снял шлем и оказался в том же Богом забытом месте.

– Слушай, ну прикольно, – сказал я.

– Это только демо-режим. В рабочем режиме можно переселиться в другую жизнь и реально прочувствовать все, что в ней произойдет.

– Да? И как это?

– Не знаю, еще не пробовал.

– Серьезно? Где ты нашел этот шлем?

– Вообще это долгая история.

Он отложил шлем в сторону и начал свой рассказ.

– Мой дед был исследователем. У него была очень интересная работа. Он посещал разные памятники забытых цивилизаций: египетские пирамиды, пирамиды Майя и прочее. Находил разные артефакты. Его жизнь была полна путешествий и похожа на приключенческий фильм. Я любил слушать его рассказы. Однажды, когда я был маленьким, он привез мне фигурку оленя из Перу, которая была сделана до нашей эры.

Я зевнул и сказал:

– А шлем-то откуда?

– В Интернете заказал.

– А почему ты даже не пробовал посетить другое измерение, параллельный мир или как еще это можно назвать?

– Мне страшно. И потом, я даже не знаю, как оттуда выбраться. Инструкцию прислали на корейском языке. Я пробовал переводить через гугл-переводчик, но понял только, что нужен проводник, который сможет тебя достать из другого измерения. Вот я и организовал этот тренинг, чтобы найти единомышленников.

– И как, много нашел?

Он улыбался и молча смотрел на меня.

– Ладно, это все, конечно, интересно, но, думаю, мне пора идти.

– Погоди, неужели тебе не хочется отправиться на поиски приключений?

– Какие приключения, друг? А если ты попадешь в период создания твоей фигурки оленя? Ты что, за мамонтами бегать будешь? Скорее от них.

– Да ты что, не понимаешь? Может, ты в прошлой жизни был Кеннеди? Неужели не хотел бы встретиться с Мерлин Монро?

– Ага, и быть убитым снайпером.

– Эй, братан, что за негатив?

– Ну хорошо, допустим, я соглашусь. Но где мы возьмем второй шлем, который должен быть проводником?

Он пододвинул к себе коробку, которая стояла недалеко, достал второй шлем и широко улыбнулся.

– Знаешь, у меня такое чувство, что ты пересказываешь какой-то фильм, – сказал сокамерник Артема.

– А тебя как зовут, друг? – спросил Артем.

Они протянули и пожали друг другу руки, не вставая с кроватей.

– Очень приятно.

– Взаимно. Знаешь, мне тоже хотят пришить убийство.

– Но ты никого не убивал?

– Ну, в общем, слушай. Моя история короче твоей.

Я сейсмолог. Недавно, как ты, вероятно, слышал, на Кавказе произошло землетрясение. В результате погибли люди, и кто-то должен был за это ответить. А поскольку Бог по каким-то причинам не смог явиться в зал суда, к ответственности привлекли меня. Мои доводы типа «я сделал все, что в моих силах», чтобы избежать последствий, посчитали неубедительными.

– Но ведь это же не ты вызвал землетрясение?

– Нет, разумеется, но мне предъявили обвинения в неспособности его предсказать.

– Но ведь невозможно с точностью определить силу землетрясения?

– Это мой адвокат сейчас и доказывает. А ваши шлемы могли предсказать землетрясение?

– Эти шлемы могут полностью изменить мир.

Повисло молчание. Артем понял бессмысленность этих слов. На время рассказа он забыл о своем положении, а сейчас мрачные мысли снова закрались в голову. Он не понимал, чем будет заниматься в ближайшие годы. Артем очень скучал по девушке и сильно за нее переживал, так как не знал, где она сейчас и что с ней. Возможно, она будет его навещать и когда он освободится… «Господи, – думал Артем, – я же выйду отсюда совершенно другим человеком. Грустным, грубым, задумчивым».

Юра также был невесел. Да, вскоре его адвокат докажет, что он невиновен, но ведь погибли люди. Он корил себя за то, что не смог предотвратить последствия катастрофы. Что за специалист он такой? Может, нужно было выбрать другую специальность? Он не знал, сможет ли дальше продолжать работать сейсмологом.

Мы перерыли весь Интернет в поисках полезной информации, ее было катастрофически мало. Мне не хотелось ввязываться в эту авантюру без специальных знаний, поэтому я хотел изучить все досконально. Все запросы, которые мы вбивали в строку поисковых систем, ссылались на научную фантастику и литературу подобного рода, но однажды появилась зацепка. Нужно было найти книгу Мишеля Лателье, в которой он рассказывал нечто подобное про погружение в прошлые жизни. На самом деле я даже не знал, как назвать то, на что мы решили пойти. Прошлые жизни, параллельные миры, путешествие во времени или нечто другое. Я даже не знал, работает ли этот шлем. Но, сказать по правде, я очень надеялся, что работает, потому что мне было безумно интересно.

В итоге в центральной городской библиотеке я нашел книгу Мишеля Лателье. В книге было много неточностей и воды, но все же кое-что удалось узнать.

Путешествовать во времени в одиночку нельзя. Необходимо иметь два или три включенных устройства. Одно из них словно рисует проекцию для другого и выполняет роль проводника. Если по какой-либо причине одно из устройств отключалось, путешественник растворялся в вечности или попадал в параллельное измерение. Словом, полностью терял возможность вернуться к реальной жизни.

В путешествии время практически останавливалось. То есть пока странник находился в другом мире, реальный мир стоял на месте. Можно было прожить всю жизнь в параллели, а потом вернуться в реальный мир и прожить еще одну жизнь. У меня появилась масса интересных идей, как это можно использовать. Я думал уходить в параллель, прокачивать свои навыки, а затем возвращаться обратно, чтобы использовать их по максимуму. Но как впоследствии выяснилось, этот пункт был истолкован неверно.

Сам процесс переселения является тайной, неизвестно, в каком теле ты окажешься. Была ли в том теле когда-то твоя душа – неизвестно. Ты словно пробуждаешься от сладкого сна с мыслями: «Не хочу вставать». Но уже через секунду в тебя проникает спокойствие и словно какой-то химический препарат растекается по всей системе кровоснабжения и питает тебя приятными ощущениями.

Если внести в параллельный мир существенные изменения, возможно, когда вернешься в свой мир, не узнаешь его. Возможно, возвращаться будет некуда.

Большой загадкой является то, куда попадает душа человека во время переселения. Как мне показалось, в его работах было много теорий, противоречащих друг другу, и вот пришло время убедиться во всем на своем личном опыте.

Мы решили рискнуть и отправиться в путешествие. У нас было чувство, что мы стояли на пороге нового открытия, и грезили, что наша жизнь изменится к лучшему.

– Итак, ставим таймер на два деления и приступаем.

На шлеме был регулятор, как на старом магнитофоне для поиска радиоволн. Мы приступили к процедуре, но что-то пошло не так. Я начал задыхаться и старался на жестах объяснить, что все отменяется, но в глазах потемнело и я упал в обморок.

Когда очнулся, стер с лица мелкий белый песочек. Мои ноги ласкали едва заметные волны теплого моря. Я огляделся и понял, что нахожусь на острове. Красота и спокойствие выглядят именно так. Отличный комментарий для фото! Я потянулся за телефоном, чтобы запечатлеть невообразимый пейзаж, но вспомнил, где я нахожусь, и попытался запечатлеть вид в памяти. Мне захотелось пожить на этом острове, и я задумался, как сообщить Сереге, чтобы он оставил меня здесь.


Красота и спокойствие выглядят именно так


Почему я был так глуп и мало путешествовал? В Индии я понял, что, путешествуя по планете, ты путешествуешь внутри себя. Узнаешь себя лучше, порой заглядывая в самые темные уголки своей сущности. Но сейчас в моей душе было светло, как никогда.

Я запрыгнул на пальму, которая тянулась к морю, и сорвал кокос. Камнем пробил в нем отверстие и насладился вкусом кокосового молока. После этого я расколол кокос на две части и съел мякоть. Пора прогуляться.



Я долго гулял и утомился. Нашел водопад и решил принять душ… Ну, в смысле, принять водопад. Вода была кристально чистая. Я решил пойти на гору, чтобы насладиться видом на остров, но кое-что увидел и оторопел. Это была хижина. Хижина в лесу. Легкий холодок пробежал по моему телу. Я думал, остров необитаем и я здесь один. Интересно, кто в домике живет? Я направился ближе и увидел девушку, которая что-то шила.

– Здравствуйте, сударыня! – сказал я, улыбаясь.

Она завизжала, кинула в меня кусок шерсти, и, когда я убрал его от лица, незнакомка пропала. Неужели показалось? В горы идти расхотелось, и я пошел к озеру. Стало темнеть. Интересно, а сколько мне здесь находиться?

Как только я подумал об этом, меня сразу же охватил страх. А что, если я останусь здесь навечно? Постепенно этот страх растворился, ведь остаться на райском острове не так уж плохо. Главное, чтобы не было воинственно настроенного племени людоедов.

В годы Великой Отечественной войны Шолохов в военных корреспонденциях, очерках, рассказе «Наука ненависти» разоблачал античеловеческий характер развязанной гитлеровцами войны, показывая героизм советского народа, любовь к Родине. А в романе «Они сражались за Родину» был глубоко раскрыт русский национальный характер, ярко проявившийся в дни тяжелых испытаний. Вспоминая, как в годы войны гитлеровцы с насмешкой называли советского солдата «русский Иван», Шолохов писал в одной из статей: «Символический русский Иван - это вот что: человек, одетый в серую шинель, который, не задумываясь, отдавал последний кусок хлеба и фронтовые тридцать граммов сахару осиротевшему в грозные дни войны ребенку, человек, который своим телом самоотверженно прикрывал товарища, спасая его от неминуемой гибели, человек, который, стиснув зубы, переносил и перенесет все лишения и невзгоды, идя на подвиг во.имя Родины».

Таким скромным, рядовым воином предстает перед нами Андрей Соколов в рассказе «Судьба человека». Как о деле самом обычном говорит Соколов о своих мужественных поступках. Храбро выполнял он на фронте свой воинский долг. Под Лозовеньками ему поручили подвезти снаряды к батарее. «Надо было сильно спешить, потому что бой приближался к нам... - рассказывает Соколов. - Командир нашей части спрашивает: «Проскочишь, Соколов?» А тут и спрашивать нечего было. Там товарищи мои, может, погибают, а я тут чухаться буду? Какой разговор! - отвечаю я ему. - Я должен проскочить, и баста!» В этом эпизоде Шолоховым подмечена основная черта героя -чувство товарищества, способность думать о другом больше, чем о себе. Но, оглушенный разрывом снаряда, очнулся он уже в плену у немцев. С болью смотрит он, как идут на восток наступающие немецкие войска. Познав, что такое вражеский плен, Андрей с горьким вздохом говорит, обращаясь к собеседнику: «Ох, браток, нелегкое это дело понять, что ты не по своей воле в плену. Кто этого на своей шкуре не испытал, тому сразу в душу не въедешь, чтобы до него по-человечески дошло, что означает эта штука». О том, что пришлось ему пережить в плену, говорят его горькие воспоминания: «Тяжело мне, браток, вспоминать, а еще тяжелее рассказывать о том, что довелось пережить в плену. Как вспомнишь нелюдские муки, какие пришлось вынести там, в Германии, как вспомнишь всех друзей-товарищей, какие погибли, замученные там, в лагерях, - сердце уже не в груди, а в глотке бьется, и трудно становится дышать...»

Будучи в плену, Андрей Соколов все свои силы прилагал к тому, чтобы сохранить в себе человека, не разменять ни на какие облегчения участи «русское достоинство и гордость». Одна из самых ярких сцен в рассказе - сцена допроса пленного советского солдата Андрея Соколова профессиональным убийцей и садистом Мюллером. Когда Мюллеру донесли, что Андрей позволил проявить недовольство каторжной работой, то он вызвал его в комендантскую на допрос. Андрей знал, что на смерть идет, но решил «собраться с духом, чтобы глянуть в дырку пистолета бесстрашно, как и подобает солдату, чтобы враги не увидали в последнюю минуту, что ему с жизнью расставаться трудно...».Сцена допроса превращается в духовный поединок пленного солдата с комендантом лагеря Мюллером. Казалось бы, силы превосходства должны быть на стороне сытого, наделенного властью и возможностями унизить, растоптать человека Мюллера. Поигрывая пистолетом, он спрашивает Соколова, действительно ли четыре кубометра выработки - много, а одного на могилу хватит? Когда Соколов подтверждает свои ранее произнесенные слова, Мюллер предлагает перед расстрелом выпить ему стакан шнапса: «Перед смертью выпей, русс Иван, за победу немецкого оружия». Соколов вначале отказался пить «за победу немецкого оружия», а потом согласился «за свою погибель». Выпив первый стакан, Соколов отказался закусить. Тогда ему подали второй. Только после третьего он откусил маленький кусочек хлеба, остаток положил на стол. Рассказывая об этом, Соколов говорит: «Захотелось мне им, проклятым, показать, что хотя я и с голоду пропадаю, но давиться ихней подачкой не собираюсь, что у меня есть свое, русское достоинство и гордость и что в скотину они меня не превратили, как ни старались».

Смелость и выдержка Соколова поразили немецкого коменданта. Он не только отпустил его, но и напоследок дал небольшую буханку хлеба и кусок сала: «Вот что, Соколов, ты - настоящий русский солдат. Ты храбрый солдат. Я - тоже солдат и уважаю достойных противников. Стрелять я тебя не буду. К тому же сегодня наши доблестные войска вышли к Волге и целиком овладели Сталинградом. Это для нас большая радость, а потому я великодушно дарю тебе жизнь. Ступай в свой блок...»

Рассматривая сцену допроса Андрея Соколова, можно сказать; что она является одной из композиционных вершин рассказа. У нее своя тема - духовное богатство и нравственное благородство советского человека; своя идея: нет на свете силы, способной духовно сломить истинного патриота, заставить его унижаться перед врагом.

Многое преодолел на своем пути Андрей Соколов. Национальная гордость и достоинство русского советского человека, выносливость, душевная человечность, непокоренность и неистребимая вера в жизнь, в свою Родину, в свой народ, - вот что типизировано Шолоховым в поистине русском характере Андрея Соколова. Автор показал несгибаемую волю, мужество, героизм" простого русского человека, который в годину тягчайших испытаний, выпавших на долю его родины, и непоправимых личных утрат смог подняться над своей исполненной глубочайшего драматизма личной судьбой, сумел жизнью и во имя жизни одолеть смерть. В этом пафос рассказа, его основная мысль.

В годы Великой Отечественной войны Шолохов в военных корреспонденциях, очерках, рассказе «Наука ненависти» разоблачал античеловеческий характер развязанной гитлеровцами войны, раскрывал героизм советского народа, любовь к Родине. А в романе «Они сражались за Родину» был глубоко раскрыт русский национальный характер, ярко проявившийся в дни тяжелых испытаний. Вспоминая, как в годы войны гитлеровцы с насмешкой называли советского солдата «русский Иван», Шолохов писал в одной из статей: «Символический русский Иван – это вот

Что: человек, одетый в серую шинель, который, не задумываясь, отдавал последний кусок хлеба и фронтовые тридцать граммов сахару осиротевшему в грозные дни войны ребенку, человек, который своим телом самоотверженно прикрывал товарища, спасая его от неминуемой гибели, человек, который, стиснув зубы, переносил и перенесет все лишения и невзгоды, идя на подвиг во имя Родины».

Таким скромным, рядовым воином предстает перед нами Андрей Соколов в рассказе «Судьба человека». Как о деле самом обычном Соколов говорит о своих мужественных поступках. Храбро выполнял он на фронте свой воинский долг. Под Лозовеньками

Ему поручили подвезти снаряды к батарее. «Надо было сильно спешить, потому что бой приближался к нам… – рассказывает Соколов. – Командир нашей части спрашивает: «Проскочишь, Соколов?» А тут и спрашивать нечего было. Там товарищи мои, может, погибают, а я тут чухаться буду? Какой разговор! – отвечаю я ему. – Я должен проскочить, и баста!» В этом эпизоде Шолоховым подмечена основная черта героя – чувство товарищества, способность думать о другом больше, чем о себе. Но, оглушенный разрывом снаряда, очнулся он уже в плену у немцев. С болью смотрит он, как идут на восток наступающие немецкие войска. Познав, что такое вражеский плен, Андрей с горьким вздохом говорит, обращаясь к собеседнику: «Ох, браток, нелегкое это дело понять, что ты не по своей воде в плену. Кто этого на своей шкуре не испытал, тому сразу в душу не въедешь, чтобы до него по-человечески дошло, что означает эта штука». О том, что пришлось ему пережить в плену, говорят его горькие воспоминания: «Тяжело мне, браток, вспоминать, а ещё тяжелее рассказывать о том, что довелось пережить в плену. Как вспомнишь нелюдские муки, какие пришлось вынести там, в Германии, как вспомнишь всех друзей-товарищей, какие погибли, замученные там, в лагерях, – сердце уже не в груди, а в глотке бьётся, и трудно становится дышать…»

Будучи в плену, Андрей Соколов все свои силы прилагал к тому, чтобы сохранить в себе человека, не разменять ни на какие облегчения участи «русское достоинство и гордость». Одна из самых ярких сцен в рассказе – сцена допроса пленного советского солдата Андрея Соколова профессиональным убийцей и садистом Мюллером. Когда Мюллеру донесли, что Андрей позволил проявить недовольство каторжной работой, то он вызвал его в комендантскую на допрос. Андрей знал, что на смерть идет, но решил «собраться с духом, чтобы глянуть в дырку пистолета бесстрашно, как и подобает солдату, чтобы враги не увидали в последнюю минуту, что ему с жизнью расставаться трудно…».

Сцена допроса превращается в духовный поединок пленного солдата с комендантом лагеря Мюллером. Казалось бы, силы превосходства должны быть на стороне сытого, наделенного властью и возможностями унизить, растоптать человека Мюллера. Поигрывая пистолетом, он спрашивает Соколова, действительно ли четыре кубометра выработки – много, а одного на могилу хватит? Когда Соколов подтверждает свои ранее произнесенные слова, Мюллер предлагает перед расстрелом выпить ему стакан шнапса: «Перед смертью выпей, русс Иван, за победу немецкого оружия». Соколов вначале отказался пить «за победу немецкого оружия», а потом согласился «за свою погибель». Выпив первый стакан, Соколов отказался закусить. Тогда ему подали второй. Только после третьего он откусил маленький кусочек хлеба, остаток положил на стол. Рассказывая об этом, Соколов говорит: «Захотелось мне им, проклятым, показать, что хотя я и с голоду пропадаю, но давиться ихней подачкой не собираюсь, что у меня есть свое, русское достоинство и гордость и что в скотину они меня не превратили, как ни старались».

Смелость и выдержка Соколова поразили немецкого коменданта. Он не только отпустил его, но и напоследок дал небольшую буханку хлеба и кусок сала: «Вот что, Соколов, ты – настоящий русский солдат. Ты храбрый солдат. Я – тоже солдат и уважаю достойных противников. Стрелять я тебя не буду. К тому же сегодня наши доблестные войска вышли к Волге и целиком овладели Сталинградом. Это для нас большая радость, а потому я великодушно дарю тебе жизнь. Ступай в свой блок…»

Рассматривая сцену допроса Андрея Соколова, можно сказать, что она является одной из композиционных вершин рассказа. У неё своя тема – духовное богатство и нравственное благородство советского человека, своя идея: нет на свете силы, способной духовно сломить истинного патриота, заставить его унижаться перед врагом.

Многое преодолел на своем пути Андрей Соколов. Национальная гордость и достоинство русского советского человека, выносливость, душевная человечность, непокоренность и неистребимая вера в жизнь, в свою Родину, в свой народ, – вот что типизировано Шолоховым в поистине русском характере Андрея Соколова. Автор показал несгибаемую волю, мужество, героизм простого русского человека, который в годину тягчайших испытаний, выпавших на долю его Родины, и непоправимых личных утрат смог подняться над своей исполненной глубочайшего драматизма личной судьбой, сумел жизнью и во имя жизни одолеть смерть. В этом пафос рассказа, его основная мысль.

Жизненный путь Андрея Соколова (по рассказу М. Шолохова «Судьба человека»)

Рассказ М. А. Шолохова — одно из лучших произ-ведений писателя. В его центре — трагическая судьба конкретной личности, сопряженная с событиями ис-тории. Писатель концентрирует свое внимание не на изображении подвига масс, а на судьбе отдельного че-ловека на войне. Поразительное сочетание в «Судьбе человека» частного и общего позволяет говорить об этом произведении как настоящем «рассказе-эпо-пее».

Главный герой рассказа — фигура не вполне тради-ционная для литературных произведений того време-ни. Он не убежденный коммунист, не всем известный герой, а простой труженик, вполне обычный человек, он такой, как все. Соколов — труженик на земле и на заводе, воин, семьянин, муж, отец. Он простой уроже-нец Воронежской губернии, геройски сражался еще в гражданскую войну. Андрей — сирота, его отец и мать давно умерли от голода. Тем не менее в личности этого ничем не примечательного, казалось бы, челове-ка писатель находит качества, достойные не только всяческого уважения, но и прославления.

Война обрушилась на страну неожиданно, как грозное и страшное бедствие. Андрей Соколов, так же, как и миллионы других людей, пошел на фронт. Трогательна и драматична сцена прощания героя с до-мом. Она занимает одно из главенствующих мест в рассказе. Жена, дети, работа — вот те ценности, ради которых живет Андрей и за которые он готов отдать свою жизнь. Они — главное в жизни героя. Его отли-чает острое чувство ответственности за тех, кто рядом.

Несчастье за несчастьем преследуют Соколова. Его жизненный путь вместил в себя, казалось бы, больше, чем может вынести один человек. Страшная весть о гибели жены и детей, которая настигает Соколова по возвращении из плена, поражает его в самое сердце. С присущей ему нравственной чистотой и совестливо-стью он пытается найти собственную вину в смерти близких. Он не приласкал на прощанье жену, не ска-зал ей теплого слова, не успокоил, не понял всего ужа-са ее прощального крика и теперь терзает себя упрека-ми. Соколов горячо любит жену, говорит о ней: «со стороны глядеть — не так уж она была из себя видная, но ведь я-то не со стороны глядел, а в упор...».

Новое потрясение для Андрея — трагическая, ро-ковая гибель сына в последний день войны. Однако ему свойственна удивительная способность терпеливо сносить удары судьбы. «На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытереть, все вынести, если к это-му нужда позвала»,— считает он.

В критических ситуациях герой сохраняет великое достоинство русского человека, русского солдата. Этим он вызывает уважение не только у своих сослу-живцев, но и у врагов. Чрезвычайно важен и увлека-телен эпизод поединка Соколова с Мюллером. Это нравственный поединок, из которого Андрей вышел с честью. Он не стучит себя в грудь перед лицом врага, не говорит громких слов, но и не умоляет Мюллера о пощаде. Простой русский солдат оказывается в этой сложной ситуации победителем.

Соколов прошел немецкий плен. Таких, как он, то-гда в советской стране официально считали предате-лями. И большая заслуга писателя в том, что он одним из первых коснулся этой острой проблемы, приот-крыл завесу жизни людей, волею судьбы оказавших-ся в плену.

Нет вины Андрея в том, что, контуженный, он по-падает к немцам. Находясь в неволе, он сохраняет достоинство русского солдата. Ему противопоставлен предатель Крыжнев, пытающийся спасти себе жизнь ценой жизни другого человека. Соколов убивает пре-дателя и спасает взводного. Убийство человека дается герою нелегко, потому что ему приходится престу-пить те нравственные принципы, на которых он был воспитан, и которые были для него святы. Предатель Крыжнев — первый человек, которого Соколов лиша-ет жизни.

В плену Андрей встречает много достойных людей. Так военврач, вопреки всему, пытается облегчить ра-неным страдания. В нечеловеческих условиях он ос-тается верен себе и своему призванию. Эту позицию разделяет и Соколов. Его самого отличает бескоры-стие подвига, скромность и мужество.

Герой у чайной подбирает мальчика — сироту. Он не просто заменяет Соколову сына. Для человека, по-терявшего в жизни все, кроме самого себя, этот ребе-нок становится единственным смыслом его искале-ченной жизни. Пройдя тяжкие испытания, Андрей сохраняет в себе душевную чуткость и сердечную теп-лоту. Да и как было не посочувствовать Ванюше, уви-дев его: «Этакий маленький оборвыш: личико все в арбузном соку, покрытом пылью, грязный,... нечеса-ный, а глазенки — как звездочки ночью после дож-дя». Он такой же неприкаянный и одинокий, как и сам Андрей. Автор подчеркивает, что пока живет в че-ловеке потребность любить, душа его жива.

Он обращает внимание читателя на глаза своего ге-роя, «словно присыпанные пеплом, наполненные та-кой неизбывной тоской, что в них трудно смотреть». Тяжел и трагичен путь Соколова. Но его дорога — до-рога подвига, совершенного человеком, не сломлен-ным жестокими обстоятельствами, не примирившимся с бедой, не признавшим над собой власти врага, со-хранившим над ним нравственное превосходство.

Размышляя над рассказом, мы невольно перехо-дим от судьбы конкретного человека к судьбе челове-чества вообще. Уже само название рассказа приобща-ет героя к народной массе. Рисуя его путь, писатель подчеркивает, какой дорогой ценой была добыта по-беда. Судьба Андрея Соколова типична для человека того времени, это судьба всего русского народа, вы-несшего на своих плечах страшную войну, фашист-ские лагеря, растерявшего в войне самых близких лю-дей, но не сломавшегося. Соколов — неотъемлемая часть своего народа. В его биографии отразилась исто-рия целой страны, история трудная и героическая.

«За что же ты, жизнь, меня так покалечила? За что так исказнила?» — восклицает Андрей, но он не скло-няет головы перед суровой судьбой, сохраняет тягу к жизни и человеческое достоинство.

Перед нами предстает образ осиротелого человека, смело открывающего свою искалеченную душу. На-блюдая за его участью, читатель проникается гордо-стью за русского человека, восхищением его силой, красотой души. Его охватывает неизъяснимая вера в необъятные возможности человека. Андрей Соколов вызывает любовь и уважение.

«И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит, и около отцов-ского плеча вырастет тот, который, повзрослев, смо-жет все вытерпеть, все преодолев на своем пути, если к этому позовет его Родина»,— с верой в своего героя говорит автор.

Плен и предательство генерала Власова один из самых обсуждаемых вопросов, касающихся Великой Отечественной войны. Причем далеко не всегда поступок одного из любимцев Сталина вызывает негативные оценки.

Неминуемый итог

В январе 1942 года в ходе Любанской наступательной операции войска 2-й ударной армии Волховского фронта успешно прорвали немецкую оборону. Однако не имея сил для дальнейшего наступления, они основательно увязли в немецком тылу, подвергаясь угрозе окружения.
Такое положение сохранялось до 20 апреля, когда командующим 2-й ударной армией, с сохранением должности заместителя командующего Волховским фронтом, был назначен генерал-лейтенант Андрей Власов. «Он получил войска, практически уже не способные сражаться, получил армию, которую надо было спасать, – пишет публицист Владимир Бешанов в их тисков, а также 52-й и 59-й армий пробиться ей навстречу успеха не имели. Единственное что удалось нашим войскам, так это пробить узкую брешь в немецких редутах и спасти значительную часть 2-й ударной армии. 25 июня противник ликвидировал коридор и кольцо окружения плотно сомкнулось: в нем оставалось около 20 тысяч советских бойцов.

Военный писатель Олег Смыслов не сомневается, что основная вина в создавшемся положении лежит на штабе 2-й ударной армии, и конкретно на ее командующем генерале Власове, который растерялся и утратил возможность управлять не только войсками, но и своим штабом.
По распоряжению Ставки для эвакуации Власова был отправлен самолет, но тот ответил отказом. Почему командующий армией не захотел прибегнуть к помощи правительства, как это позднее сделал также прорывавшийся из окружения генерал Алексей Афанасьев? Наиболее очевидный ответ – Власов отказался кинуть на произвол судьбы собственных солдат. Но существует и другая версия, согласно которой Власов разгадал сталинскую хитрость: глава СССР якобы намеревался вывести неугодного военачальника в тыл, чтобы тут же предать суду.
Где находился Власов с 25 июня 1942 года в течение почти трех недель достоверно никто сказать не может. Но зато установлено, что 11 июля в поисках продовольствия генерал вместе со своей спутницей поваром Марией Вороновой отправился в деревню староверов Туховежи. Дом куда они зашли оказался жилищем местного старосты – он то и сдал гостей немецкой вспомогательной полиции.
По словам Вороновой, Власов настойчиво выдавал себя за учителя-беженца, и только на следующий день его опознали по фотографии в газете. По другой информации, когда полицейские вошли к запертым в сарае узникам, из темноты на немецком прозвучало: «Не стреляйте, я – генерал Власов!».

По соображениям честолюбия

Уже на первых допросах Власов показал свою готовность сотрудничать с немецким руководством, сообщая сведения о развертывании войск и давая характеристику советским военачальникам. Но, учитывая, что генерал долгое время не находился в курсе планов Генштаба, информация могла быть недостоверной. Спустя несколько недель, находясь в винницком лагере для пленных офицеров, он уже предлагает свои услуги в борьбе с советским режимом.
Что же побудило генерала, пользовавшегося благосклонностью самого Сталина, вступить на путь измены? Традиционная версия гласит, что генерал Власов испытывал неприязнь лично к Сталину и к созданной им диктатуре, а поэтому решил, что служение нацистам – это выбор из двух зол меньшего. Сторонники Власова, главным образом из числа послевоенной эмиграции, доказывали, что герой обороны Москвы стал на антисоветскую позицию еще до войны. К этому его якобы подтолкнули печальные итоги сталинской коллективизации, затронувшие его родную деревню.

Уже после войны сам Власов во время допросов признавался следователям МГБ, что он крайне тяжело отреагировал на чистки в рядах Красной армии, прошедшие в 1937-38 годах. Во многом этот факт и подтолкнул его к измене.
Редактор раздела «Общество» интернет-портала «Аргументы и факты» Андрей Сидорчик не склонен верить заявлениям Власова. Он считает, что истинную причину предательства генерала следует искать в его ненасытной любви к славе и карьерному росту. Попавший в плен Власов вряд ли мог рассчитывать на достойную карьеру и пожизненные почести у себя на родине, а поэтому единственным выходом для него было встать на сторону противника.
Похожие мысли высказывал писатель и журналист Илья Эренбург. Власов не Брут и не князь Курбский, пишет Эренбург, все гораздо проще: он рассчитывал выполнить порученное ему задание, принять поздравления Сталина, получить очередной орден и, в конечном итоге, возвыситься. Но вышло иначе. Попав в плен, он испугался – его карьера была окочена. Если победит Советский Союз, его в лучшем случае разжалуют. Значит, остается одно: принять предложение немцев и сделать все, чтобы победила Германия. Верх одержало честолюбие, – заключает журналист.

Волею судьбы

Существует информация, что несмотря на окружение 2-й ударной армии Сталин по-прежнему доверял Власову и еще до пленения генерала он был намерен дать ему важный участок фронта в районе Сталинграда. Именно по этой причине за Власовым и был прислан самолет. Возможно вернись Власов в советский тыл, все бы так и вышло. И не исключено, что талантливый военачальник мог бы заполучить лавры победителя, которые позднее отдавали Жукову и Рокоссовскому. Но судьбе было угодно распорядиться иначе.
Одним из немногих свидетельств, рассказывающих о пребывании Власова в плену, служат слова немецкого капитана Вильфрида Штрик-Штрикфельдта. Он по поручению начальника разведслужбы германского Генерального штаба полковника Рейнхарда Гелена искал среди советских военнопленных человека, который мог бы возглавить антисталинское движение. Примечательно, что Штрикфельдт был русским немцем, родом и Петербурга, служившим в императорской армии.
По словам капитана, беседы с Власовым носили чрезвычайно доверительный характер. Он задавал генералу вопросы, вроде таких: «Является ли борьба против Сталина делом не одних только немцев, но и делом, самих русских и прочих народов Советского Союза?». Власов серьезно задумался над этим, и после мучительных размышлений сделал выбор в пользу борьбы с большевизмом, – заявлял Штрикфельдт.

Если немецкий офицер и не сыграл ключевой роли в решении Власова, то во всяком случае подтолкнул его к такому выбору. Завышенная самооценка, болезненное самолюбие, стресс, растерянность советского генерала этому хорошо поспособствовали.
Важный факт, который позволяет предположить, что Власов отнюдь не был идейным борцом со сталинизмом. Во время процесса в 1946 году он даже не пытался защищать свои убеждения, хотя терять ему было нечего: он прекрасно понимал, что в любом случае его ждет расстрел. Напротив, Власов раскаивался в совершенном предательстве.

Сталинский агент

Последнее время стала популярна версия, что Власов на самом деле был стратегическим агентом Кремля, засланным в самое сердце Третьего рейха. Конченая цель этой акции – перехват руководства Восточными формированиями вермахта и СС.
К примеру, российский военный историк Виктор Филатов в книге «Сколько лиц было у генерала Власова?» пишет, что отправка Власова на Волховский фронт была частью спецоперации, спланированной Сталиным и советской разведкой. Со слов писателя, Сталин знал, что немцы готовятся формировать из миллионов советских военнопленных части для использования их на фронтах против Красной армии. Чтобы не пустить процесс на самотек на место руководителя этого «иностранного легиона» и был отправлен Власов.
В качестве подтверждения своей теории Филатов ссылается на весь последующий ход военных действий с участием РОА. Так, во время Берлинской операции Жуков наносил удар именно на том участке обороны, где располагалась 1-я дивизия РОА полковника Буняченко. Наступление началось 16 апреля 1945 года, а накануне 15 апреля власовцы, якобы по предварительной договоренности, оставили свои позиции.


Бывший советский разведчик Станислав Лекарев утверждает, что советское командование использовало власовские части и для противостояния союзникам. По его словам, Сталин понимал, что англо-американские войска могут пройти без сопротивления всю центральную и восточную Европу и блокировать Советскую армию в пределах границ СССР 1939-40 годов. Именно поэтому на Тегеранской конференции советский лидер настаивал, чтобы союзники высаживались не на юге Франции, а в Нормандии. Ведь значительную часть западного Атлантического вала обороняли восточные батальоны вермахта, находящиеся под контролем генерала Власова.
Сторонники официальной версии – предательства генерала Власова – имеют много вопросов к этой откровенно конспирологической теории. Главный из них, почему же тогда Сталин казнил своего ставленника? Самый популярный ответ: «Власова казнили чтобы не нарушать конспирацию».