Какие были царицы в 17 веке. Очерки повседневной жизни императорской семьи в конце XVIII—первой половине XIX века

Закрытость жизни цариц в XVII веке

Я. Рейтенфельс говорил, что ни одна государыня в Европе не пользовалась таким уважением подданных, как русская. Русские не смели не только говорить свободно о своей царице, но даже смотреть ей прямо в лицо. Когда она едет по городу или за город, то экипаж всегда бывает закрыт, чтобы никто не видел ее, поэтому она ездит обыкновенно очень рано поутру или вечером. Русские так привыкли к скромному образу жизни своих государынь, что когда царица Наталья Кирилловна Нарышкина проезжала по улице и немного приоткрыла окно кареты, они удивились такому смелому поступку. Дальше иноземный посол свидетельствует, что русские царицы проводили жизнь в своих покоях очень уединенно и никто из мужчин, кроме слуг, не мог их видеть и говорить с ними, и даже боярыни не всегда имели к ним доступ.

По свидетельству Г.К. Котошихина, кареты и зимние повозки (каптаны) во время проезда царицы закрывались тканью от посторонних глаз, а во время пеших выходов их со всех сторон закрывали суконными полами, чтобы никто не мог ее видеть. В церкви были отведены специальные места для цариц, которые завешивались легкой тканью.

Иностранец Майерберг, бывший в Москве, говорит, что уважение к царицам было столь высоко, что они никому не показывались, и из тысячи придворных едва ли кто-то мог похвастаться, что видел царицу или кого-нибудь из сестер и дочерей государя. Даже врач не имел права их видеть. Прежде чем врач входил в комнату больной царицы, окна комнаты плотно завешивали, чтобы ничего не было видно, а когда нужно было пощупать пульс, то на руку царицы накидывали легкое покрывало, чтобы врач не мог коснуться ее тела.

Котошихин объясняет закрытость царицы, к которой не допускались иноземные послы, тем, что женский пол грамоте был не обучен, так как «природным разумом простоваты, и на отговоры несмышлены и стыдливы». И если бы послов допустили к царице, а она, выслушав их, не смогла бы ничего ответить, то «от того пришло б самому царю в стыд». С этим не согласен И.Е. Забелин. «Послы не могли видеть царицу не потому, - пишет историк, - что царь боялся стыда от ее несмышленых и стыдливых отговоров, а потому, что хоромы царицы были совсем недоступны не только для иноземных послов, но и для своего народа, даже для всего боярства и всего двора…».

Из книги История мировой и отечественной культуры автора Константинова С В

32. Общие тенденции русской культуры XVII в. Литература, образование, наука, живопись XVII в XVII в. в истории русской культуры, как и в целом для истории России, – начало нового периода. В это время происходит обмирщение культуры, перелом в сознании человека и общества. Русский

Из книги Христовщина и скопчество: Фольклор и традиционная культура русских мистических сект автора Панченко Александр Александрович

Из книги История и культурология [Изд. второе, перераб. и доп.] автора Шишова Наталья Васильевна

Из книги Школа жизни (Фрагменты книги) автора Амонашвили Шалва Александрович

Принцип построения образовательных курсов Школы Жизни. Урок в Школе Жизни Понятия Содержание образования, Образовательный план, Образовательный курс употребляются взамен понятий Содержание обучения, Учебный план, Учебная дисциплина. Этим подчёркивается важность сути

Из книги Быт и нравы царской России автора Анишкин В. Г.

Глава 17. Россия в XVII веке Общее состояние России. ? Москва конца XVII века. ? Военное дело в XVII веке. ? Суды и наказания. ? Торговля. ? Родовые понятия. ? Закрытость жизни цариц в XVII веке. ? Дипломатия на московский манер. ? Винная монополия. ? Пьянство. ? Русские мужчины и женщины. ?

Из книги Дневник дерзаний и тревог автора Киле Петр

Военное дело в XVII веке Все неудачи русских в войнах XVII в. зависели от плохой организации войска. Один из современников сравнивает полк служилых людей со стадом: «У пехоты ружье было плохо, и владеть им не умели, только боронились ручным боем, копьями и бердышами, и то

Из книги Визуальные искусства в ситуации глобализации культуры: институциональный аспект автора Демшина Анна Юрьевна

Одежда в XVIII веке Одежда и обычаи в петровской России конца XVII в. почти не изменились. Мужчины и женщины мылись в одной бане и охлаждались в снегу или в реке. Еда была проста, употребляли много солений.Девицы ходили с открытой прической, но для замужней женщины это считалось

Из книги Быт русского народа. Часть 2. Свадьбы автора Терещенко Александр Власьевич

Глава 31. Россия в XIX веке Общее состояние России. ? Армия. ? Планы России на устройство Европы. ? Крепостное население. ? Иностранцы о русском народе. ? «Пьяная» статистика. ? Крестьяне и крестьянский быт. ? Знать. ? Торговля. ? Религия и церковь. ? Культурный и духовный подъем

Из книги Повседневная жизнь Москвы. Московский городовой, или Очерки уличной жизни автора Кокорев Андрей Олегович

Из книги Довлатов и окрестности [сборник] автора Генис Александр Александрович

2.3. Самоорганизация как направление художественной жизни: «партизанские» формы развития искусства в XXI веке Если официальные художественные институции вынуждены стоять на защите важности и значимости искусства для социума и часто занимают консервативную позицию даже

Из книги Мифы и правда о женщинах автора Первушина Елена Владимировна

Из книги Данте. Демистификация. Долгая дорога домой. Том I автора Казанский Аркадий

В XX веке Вообще же можно сказать только одно: хорошая полиция может быть только в хорошо устроенном государстве. «Наша полиция». 1906 Сокольнический полицейский дом Городовой в зимней форме (1884 г.).«По всему городу происходит деятельная ловля тараканов, ядовитых пауков

Из книги Метафизика Петербурга. Историко-культурологические очерки автора Спивак Дмитрий Леонидович

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Петербургские французы в ХХ веке Во время визита Р.Пуанкаре в Петербург в 1914 году, представители петербургских французов возглавили депутацию французских колоний, существовавших в крупнейших российских городах. Представляя их своему президенту, посол М.Палеолог имел

Придворное ведомство в Императорской России включало в себя Императорский двор, а также учреждения, обслуживающие его нужды.

«Под императорским двором, отмечает историк Л. Е. Шепелев, - обычно подразумеваются , царская резиденция, а также придворные чины, придворные кавалеры и дамы, имеющие придворные звания. Эти лица составляли самую малочисленную и одновременно самую элитарную часть гражданского чиновничества». Общая численность придворных была первоначально невелика. В первой половине XVIII в. их было несколько десятков человек, а к середине XIX в. возросло до нескольких сотен. В дальнейшем, в 1881 г. численность придворных превысила 1300, а в 1914 г. -1600 человек. Кроме того, было несколько малых дворов - дворов отдельных представителей императорской фамилии -великих князей, их штат обычно насчитывал несколько человек из лиц, либо вообще не имевшие званий, либо имевших их по императорскому двору и откомандированные к малым дворам. Жизнь императорской семьи протекало как в столице, так и пригородных резиденциях.

Привязанность Екатерины II к Царскому Селу, в котором она любила отмечать свое тезоименитство, приходившееся на 24 ноября, разделял и ее внук Александр I. Климатические и экологические преимущества этой местности были сразу же замечены. Литератор и журналист П. П. Свиньин писал в 1817 г.: «Наконец, главным преимуществом Царского Села служит здоровое местоположение его. Быв с одной стороны закрыто от морских сырых ветров высокою Пулковскою и Дудоровскою горами (Дудергофские высоты -Л. В.), оно возвышается над близлежащими окрестностями, так что 70 футами выше Павловского. По сей причине даже осенью ложится здесь по вечерам весьма легкая роса и самые болезни, по уверению докторов, менее здесь опасны. Туманы неизвестны Царскому Селу - все дышат здесь чистым благоуханным воздухом и пьют чистую кристальную воду».

Личные покои Екатерины II в последние годы ее жизни находились в южной части дворца - (корпусе) 10. На первом этаже его в 1790-х гг. были сооружены покои последнего фаворита Екатерины II (с июня 1789 г.), одного из братьев Зубовых, который был моложе августейшей хозяйки дворца на 38 лет.

Когда в 1780 г. Екатерина II переехала в новые комнаты в южной части дворца, свои бывшие апартаменты она отдала старшему внуку Александру. Интерьеры, обращенные в сад, были превращены в личные покои великого князя, а на дворцовую площадь - в парадные. Спальней Александра стала бывшая опочивальня императрицы, в которую спозаранку заглядывало солнце13. Александр, как и бабушка, вставал рано и в 6 часов утра обычно был на ногах.

Когда Александр Павлович вступил в брак с , в Царском Селе образовался новый великокняжеский двор. Молодые вскоре переехали в подаренный Александру , где быстро пролетели три царскосельских лета.

В 1790-х гг., благодаря трудам Иосифа (Джозефа) Буша-сына, рядом появился Сад у Александровского дворца в пейзажном стиле. Окончательно работы завершились в начале XIX века.

Императрица Екатерина II скончалась 6 (17) ноября 1796 года. Новый император Павел I демонстративно игнорировал резиденцию Екатерины II. Всего несколько раз он посетил Царское Село. Так, 22 нюня 1800 г. на плацу перед Большим дворцом Павел I освятил новые штандарты трех кавалерских эскадронов. После церемониала придворная свита собралась в , и (Белой парадной столовой) .

Разгром Царского Села Павлом I, сопровождавшийся вывозом скульптур и другими утратами, сокращением штата служителей, впрочем, оказался непродолжительным.

Заключительный четвертый этап создания Царскосельского дворцово-парково-го комплекса охватывает всю первую половину XIX века. К началу царствования Александра I общий облик Большого Екатерининского дворца вполне сложился.

Жители Царского Села, по свидетельству П. П. Свиньина (1817 г.), летней порой собирались на обширном дворцовом дворе «слушать прекрасную воинскую музыку, играющую тут ежедневно зорю». «Двор сей, - писал П.П. Свиньин, - имеет вид амфитеатра и простирается во всю фасаду дворца, т.е. на 140 сажен длины, а с противной стороны обнесен полукруглыми низкими флигелями и богатою решеткою с двумя воротами». Во дворе производились воинские разводы и торжественные построения.

В одном из дворцовых корпусов Екатерининского дворца - четырехэтажном флигеле, где ранее жили великие князья, был учрежден , торжественно открытый 19 октября 1811 года. На его содержание было выделено более ста тысяч рублей.

12 мая 1820 г. в Екатерининском дворце произошел пожар, о котором 14 мая Н. М. Карамзин сообщал И. И. Дмитриеву: «Пишу тебе с пепелища: третьего дня сгорело около половины здешнего великолепного дворца: церковь, Лицей, комнаты императрицы Марии Федоровны и государевы». Восстановлением дворца и Лицея также занимался архитектор В. П. Стасов. По желанию Александра I, были приведены в порядок и комнаты для матери - вдовствующей императрицы Мари и Федоровны, которая здесь не жила, предпочитая Павловск.

Интерьер спальни покойного императора с большой тщательностью был зафиксирован на (1840-х гг.). По личному указанию Николая I все было оставлено в спальне «как прежде». В левом углу рисунка на переднем плане у дивана (по его фрагменту можно только высказать предположение, что он напоминает диван по проекту К.И. Росси для Елагина дворца) особо выделены ботфорты Александра I. Здесь же небольшой круглый столик. Справа в нише показана раскладная походная кровать у окна. Подобная раскладная кровать была в кабинете-спальне у Павла I в Михайловском замке. Мария Федоровна увезла ее в Павловск; позднее до Великой Отечественной войны она хранилась в Гатчине (в годы войны была утрачена). Рядом - столик с графином, видны также столики разной формы и стулья в стиле ампир. Между двумя окнами на зад¬нем плане - большое высокое под потолок зеркало-пенше А Рисунок подписан: «Адини 6 декабря». (Никола Зимний - день тезоименитства Николая I; подарки отцу в этот день дети часто делали в виде собственноручных рисунков).

Интересно отметить, что позднее в 1855 г. с таким же ракурсом и с теми же деталями интерьера воспроизвел Л.О. Премацци. Разве что, на нем более тщательно показана декоративная отделка зала, также нарисован кусочек плафона с двумя аллегорическим фигурами мужчины и женщины. Как отмечают авторы каталога, «акварель была заказана императрицей Марией Федоровной в связи с 30-летием со дня смерти Александра I» 21. Сюжеты, связанные с коллекцией мебели царскосельских дворцов подробно отражены в работах И. К. Ботт и других исследователей.

Большой Царскосельский дворец в последние годы жизни Александра I производил впечатление некоторого запустения. Елизавета Алексеевна записала 29 декабря 1822 года: «Я приезжаю сюда время от времени, когда Император укрывается здесь. Поскольку в моей летней квартире в такое время года (в комнате у церкви) очень холодно, а апартаменты Императора отделены от меня еще более промозглыми залами, он заставил меня… занять часть его комнат. Тремя из них никто не пользуется, за последние годы их обставили с необычайной элегантностью, и все восстановили с еще большей изысканностью, чем это было до пожара».

Графиня София де Шуазель-Гуфье, жена после долгого отсутствия, посетившая Царское Село в 1824 г., передает это чувство отрешенности: «Я прошла мимо дворца, громадного здания в старом французском стиле, разукрашенного статуями и позолотой, куполами и пр. Дворец этот показался мне пустынным; одни лишь часовые стояли на посту во дворе. Уединение, в котором жил государь, внушило мне мрачные мысли… Быть может, я не получу и стакана воды в этом дворце, негостеприимном, как все обиталища великих мира сего» 25. Вскоре ей удалось осмотреть дворец изнутри: «Я посетила затем дворец: большой позолоченный зал, где давала аудиенции императрица Екатерина: покои императора Александра, часть которых, поистине, великолепна. Стены покрыты ляпис-лазурью, порфиром, янтарем и т.д..: паркет украшен инкрустациями из перламутра и драгоценного дерева и т.д.».

Отправляясь в свою последнюю поездку на Юг России, Александр I ночью заехал из Петербурга в Царское Село, где сделал остановку. Здесь же, в церкви Большого дворца тихо и семейно состоялось прощание с телом покойного императора. Как свидетельствует камер-фурьерский журнал, тело покойного императора было привезено в Царское Село с ночлега из Яма Тосны 28 февраля 1826 г., в воскресенье, гроб был вскрыт и присутствующие «многократно лобызали покойного императора». Затем лейб-медик Виллие снова запаял оловом свинцовый гроб, который в свою очередь поместили в деревянный гроб. Были еще два ящика (один свинцовый в дереве с внутренностями; другой деревянный с серебряной урной с сердцем), которые заблаговременно из Царского Села отправили в Петропавловский собор.

Верный своим привязанностям в бытовом плане новый император Николай I продолжал жить в Александровском двор¬це, к которому привык с молодости. « Семья уединялась в Александровском дворце - пишет Л. В. Бардовская, - а приемы, торжественные празднества, церковные службы с этого времени проводились в старом Царскосельском (Екатерининском) дворце» 28. Там же, в Большом дворце, были выделены апартаменты для наследника и его семьи.

В 1841 г., 16 апреля, г. в Петербурге состоялась свадьба и (принцессой Гессен-Дармштадской). «Молодые, - как отмечает Л. В. Бардовская, - переехали в Царское Село, отныне ставшее любимым местом их пребывания. Супруги поселились в Зубовском флигеле Царскосельского дворца, где продолжали жить, став императором и императрицей». Сохранилась (1850 г.). Отчетливо видны картины и акварели на стенах с военными сценами и военной униформой. Особенно примечательна запечатленная в проеме открытой двери в виде стаффажа - фигурка «араба» (арапа) в красной феске, жилете, обшитом золотым позументом, шароварах, поддерживаемых широким поясом, и круглым подносом в руке.

Начиная с Александра I "арапы" были вольнонаемными слугами, часто из числа афроамериканцев.

В Большом Царскосельском дворце при Николае I жили фрейлины, в случае необходимости спешившие по делам в Александровский дворец.30. Но, еще раньше состоялась свадьба его его старшой дочери Марии Николаевны с герцогом Лихтейнбергским. Особым указом Николая I ей был пожалован титул великой княгини (выше, чем герцогский титул мужа). В тоже лето молодые посетили Царское Село Сохранились сведения о расходах на «трактование» (денежных суммах отпускаемых на питание) молодой четы и ее окружения в Царском Селе за 1839 (август) и 1841 (11 мая-14 июня) гг., включая различные вина32. Впрочем, ассортимент вин при дворе великий княгини Марии Николаевны и герцога Максимилиана Лсихтейнберского не отличался от ассортимента Большого двора. Разве что герцогу Лейхтенбергскому выдавали Шато-кремо, а сама Мария Николаевна (как свидетельствуют другой архивный источник) явно была любительницей немецкого изысканного вина с берегов Рейна Иоханисберг (тогда из имений канцлера Меттерниха).

По традиции в пушкинскую эпоху начинали обед с сухих вин, а заканчивали холодным шампанским. Впрочем, его могли подавать и по требованию гостей перед жарким. По одной из инструкций 1837 г., красное вино полагалось выносить из погребов заблаговременно, утром и помещать в теплой комнате, а белое, которое следовало подавать холодным, - за несколько часов до обеда. Шампанское подавалось сразу же из погреба, где оно хранилось во льду. Оно должно было быть очень холодным, но без снега и льда, чтобы легко наливалось33. Одна из сохранившихся приходно-расходных книг винного погреба Зимнего дворца за 1849 г., свидетельствует, о широком ассортименте вин и других напитков. В 1849 г. только шампанского из погребов Зимнего дворца (не считая погребов загородных резиденций) было выпито 2064 бутылки, из них для его величества было выдано 950 бутылок, не считая еще 20, взятых императором в дорогу во время путешествия в Варшаву (вероятно, для находившегося там брата Михаила Павловича). Судя по книге винного погреба Зимнего дворца, наиболее потребляемыми при Дворе были «Медок» (красное бордоское вино из района Медока), Мадера, шампанское разных марок, популярный среди фрейлин Барзак (местность под Бордо Барзак славилась сладкими винами - Л.В.), известное по А.С. Пушкину Шато-Лафит (красное бордоское сухое вино), испанский Херес, Бэ-Сотерн (белое бордоское вино), Сен-Жульен (община в Бордо - Л.В.)34. Слава бургундских красных вин уже ушла в прошлое. Это о бордоском сухом вине Шато-Лафите, противопоставляя его коварному шампанскому Аи писал А.С. Пушкин писал в «Евгении Онегине»: «Но ты Бордо, подобен другу». Императрице Александре Федоровне в ее комнаты часто подавали вино «Клодевужо». Впрочем, выдавали и водку (для прислуги), а также - спирт для подогрева чая и кофе.

Естественно, в погребах были большие запасы различных коньяков и водок: («французской», «сладкой Ланга», «водки Асорта» водочного заводчика Гартоха. Помимо водки элитной было «простое вино» (хлебным вином называли тогда водку), в бочках, измеряемое ведрами. Эта водка поступала из С.-Петербургского акцизно-откупного комиссариатства. Она выдавалась «в порцию нижним воинским чинам». На поставки элитных сортов пива заключались подряды сначала с Абрахамом Кроном - родоначальником современного пивоваренного предприятия имени Степана Разина, а после его смерти, - с его сыном, Федором Абрамовичем Кроном. На некоторые марки пива, кваса и меда заключались также контракты с И. М. Глушковым, Е. С Шпилевым, Платоном Синебрюховым и Артамоновым 36. Мед и лимонад было предписано подавать на маскарадах.

Император Николай Павлович вина не пил, если не считать бокала шампанского в связи с тостом. Также как его отец Павел I, он не отличался гастрономическими прихотями и был чрезвычайно умерен. По свидетельству великой княжны Ольги Николаевны, «когда все ужинали, он опять пил чай и ел, к нему иногда соленый огурец» ~. Камер-паж супруги Николая Александры Федоровны П. М. Дараган оставил воспоминания о Николае Павловиче сразу после его бракосочетания, когда великокняжеская чета находилась в Царском Селе.

Он писал, что великий князь «был очень воздержан в пище, он никогда не ужинал, но обыкновенно при проносе соленых огурцов пил две ложки огуречного рассола»38. Соленые огурцы, видимо, и были единственной заметной для окружающих слабостью императора. По ведомости 1840 г., Николаю Павловичу ежедневно должны были подавать утром 5 соленых огурцов39. Дополнительно к тому, что автору данных строк приходилось писать о гастрономических привычках императора Николая I, можно привести, цитату из писем , близко познакомившегося с императором в 1836, 1842-1843 гг.: «Император великий трезвенник; он ест только капустный суп с салом, мясо, немного дичи и рыбы, а также соленые огурчики. Пьет одну воду».

Так же, как и в других летних императорских резиденциях, в Царском Селе часто бывали различные театральные постановки и театрализованные инсценировки. Рассказывая о времени сразу после подавления польского восстания, (в 1831 г. ей исполнилось 9 лет) упомянула свое первое посещение театральной постановки в Царском Селе, когда девочкам пообещали «посещение Царскосельского театра в одно из воскресений, если мы будем иметь хорошие оценки в течение недели». В связи с тем. что дважды подводила старшая сестра Мэри (Мария Николаевна), посещение откладывалось. Возможно, не подходил и репертуар. Но через две недели наступило долгожданное событие: «В этот момент Папа неожиданно вошел в комнату и сказал: «Олли. Иди!»… Давали «Отелло»: это была первая опера, которую я слышала».

В Царском Селе было несколько сценических площадок - Китайский театр, залы, приспособленные под театральные постановкп в Александровском и Большом Екатерининском дворцах. В Екатерининском дворце артистам для трапезы выделялся один из залов. Об одном курьезном случае, свидетельствующем о снисходительном отношении государя к мелким прегрешениям артистов, рассказывает Ф. А.Бурдин: «Однажды после спектакля во дворце в Царском Селе два маленьких артиста Годунов и Беккер выпили лишнее и поссорились между собою. Ссора дошла до того, что Годунов пустил в Беккера бутылкой; бутылка пролетела мимо, разбилась о стену и попортила ее. Ужинали в янтарной зале; от удара бутылки отскочил кусочек янтаря. Все страшно перепугались; узнав это в страхе прибежати: директор, министр двора князь Волконский; все ужасались при мысли, что будет, когда государь узнает об этом. Ни поправить скоро, ни скрыть это нельзя. Государь, проходя ежедневно по этой зале, должен был непременно увидеть попорченную стену. Виновных посадили под арест, но это не исправляло дела, и министр и директор ожидали грозы. Такой проступок не мог пройти безнаказанно и ни у такого строго государя. Министр боялся резкого выговора, директор - отставки, а виновным все предсказывали красную шапку (арестантскую роту -Л.В.). Действительно, через несколько дней государь, увидя испорченную стену, спросил у князя Волконского: «Что это значит?» Министр со страхом ответил ему, что это попортили артисты, выпившие лишний стакан вина. - «Так на будущее время давайте им больше воды», -сказал государь; тем дело и кончилось».

Общий вид Екатерининского дворца в Царском Селе со стороны Парадного двора изображен на (1845 г.) Но излюбленным домом императорской семьи в Царском Селе при Николае I стал , построенный в 1792-1796 гг. для любимого внука императрицы Александра Павловича Это было последнее крупное начинание Екатерины II в Царском Селе.

После воцарения Александра I Александровский дворец, подобно Английскому дворцу в Петергофе, использовался, прежде всего, как запасной «жилой фонд» для высокопоставленных или приближенных лиц, которых обыкновенно поселяли на втором Кавалерском этаже. Вот как в 1824 г. восприняла Новый дворец уже упомянутая графиня София де Шуазель-Гу-фье, которую Александр I, со свойственной ему в отношении дам любезностью, предложил поселиться вместо гостиницы в этом дворце.

Графиня вспоминала: «На следующий день, в семь часов утра, за мной явился первый камердинер государя в одной из тех легких, изящных карет, в которых обычно разъезжают по парку. В карету была запряжена пара великолепных лошадей. Я наскоро оделась и отправилась с моим ребенком. Меня привезли в Александровский дворец, носящий это название, так как он был построен для Александра по приказанию императрицы Екатерины, согласно рисункам и планам прекрасного итальянского архитектора. Дворец этот замечателен по изяществу и по редкой гармонии всех размеров. Нижний его этаж занимал обыкновенно великий князь Николай со своей августейшей супругой, по в то время их императорские высочества были в отсутствии. Предназначенное мне помещение находилось во втором этаже и соприкасалось с длинной открытой галереей, выходившей в столовую и служившей хорами для музыкантов во время больших обедов. Из всех окон моего помещения открывался прелестный вид - парк и императорский дворец в ста шагах от Александровского дворца.… В моем помещении был приготовлен изящно поданный завтрак с корзинами фруктов, редких в России даже летом.… Я была совсем одна в громадном дворце, не считая придворной прислуги: горничные еще оставались в гостинице».

Поскольку первое издание мемуаров за границей вышло в 1829 г., важно свидетельство современницы, что и на рубеже царствования Александра I и Николая I дворец, по крайней мере, неофициально, но в ряде случаев все-таки называли Александровским. Хотя, только в 1843 г. после ремонтно-восстановительных работ в память о его первоначальном владельце Новый дворец по повелению императора официально стали называть Александровским.

Как известно, и медовый месяц в 1817 г. пришлось провести в Павловске, но они совершали кратковременные прогулки и в Царское Село. Будущая императрица Александра Федоровна упомянула об одном конфликте со своей свекровью вдовствующей императрицей : «Единственный случай, когда она однажды побранила нас, помнится мне, когда она встретила нас в парке в кабриолете и спросила: где мы катались? Мы отвечали, что едем из Царского, от . Тогда она сделала нам замечание, что нам следовало предварительно спросить у нее позволение сделать этот визит; признаюсь, это мне показалось даже странным. Но со временем она позабыла об этом выговоре, и мы могли ездить в Царское, не спрашивая ни у кого позволения.».

В Царском Селе Александра Федоровна занималась иногда с , изучая русский язык. Став императрицей, она писала своему наставнику из Москвы в 1826 г. во время коронационных торжеств: «Занятия идут хорошо… В Царском Селе я иногда присутствовала на уроках; здесь я должна прозябать, и мой день проходит в том, что я сижу на балконе (письмо написано на даче Орловой 31 августа - Л. В.), пью ослиное молоко, читаю или работаю, но вдали от всех волнений и приемов».

Приемы в Кабинете Александровского дворца при Николае I проходили по отработанному сценарию, который отражен в описании конфиденциального разговора с императором 28 сентября 1846 г. С. В. Сафонова - начальника канцелярии кавказского наместника М. С. Воронцова.

Вот как, по его свидетельству, встретил своего старого знакомого император: «… По полученному мною накануне письменному приказанию военного министра, я отправился в Царское Село и явился к нему в 9 1 / 2 часов. В 10 часов я отправился с ним из Старого дворца в Новый. Мы ожидали в комнате перед кабинетом государя около четверти часа. Затем вышел из кабинета камердинер его величества и позвал князя Чернышева. Доклад его сиятельства продолжался около получаса. По выходе из кабинета князь Чернышев сказал мне, что государь займется с Адлербергом и потом примет меня. Прошло еще около получаса. Я услыхал звон колокольчика и вслед за тем, в 11 3 / 4 часов, двери снова отворились, вышел камердинер и сказал мне: "Пожалуйте к государю". Я вошел в кабинет. Его Величество стоял посреди комнаты в сюртуке Семеновского полка без эполет. Я поклонился. "Здорово, - сказал Его Величество, - любезный Сафонов! Очень рад тебя видеть". И протянул мне руку. Я поцеловал плечо государя. "Садись", - сказал Его Величество, - и указал мне стул у окна. Сев против меня, он начал разговор, продолжавшийся около полутора часов» .

В этом описании много характерных черт, в частности, вызов посетителей через камердинера (не ударом в барабан, как писали некоторые «историки»). Характерно и то, что государь встречал посетителя уже стоя и часто посредине комнаты. Новгородские дворяне, приглашенные на аудиенцию в «Малый» дворец Царского Села 22 августа 1831 г., после обряда крещения новорожденного Николая Николаевича оставили воспоминания о приемной комнате. Приемная имела два окна, три двери, в ней находились диван и несколько кресел, на стенах висели картины. Государь вышел тогда из боковой двери, которую «сам изволил затворить».

Позднее Александровский стал любимым местом пребыванием Николая II, с 1905 г. - постоянного жительства.В духовном завещании Николая I после перечисления имений супруги Александры Федоровны особо отмечалось: «Желаю однако, чтоб жене моей предоставлено было пользоваться покоями ее в Зимнем дворце, на Елагином острову и в Новом дворце в Царском Селе». Именно в покоях Александровского дворца Александра Федоровна и скончалась 20 октября 1860 года в спальне, которую занимала с 1837 года69. В этой «Николаевской половине» впоследствии жили Александр II, Александр III и вдовствующая императрица Мария Федоровна (вдова Александра III).

Именно здесь императорская семья узнала о взятии в ночь с 26 на 27 августа (7 на 8 сентября) 1831 г. мятежной Варшавы. Из Александровского дворца эту весть фрейлинам в Большой дворец принес лакей. Дочь А. О. Смирновой-Россет так передавала воспоминания матери об этом событии: «Мы все бросились в Александровский дворец, как были, без шляп и зонтиков, и, проходя мимо Китаева дома, я не подумала объявить об этом Пушкину. Что было во дворце, в самом кабинете Императрицы, я не берусь описывать. Государь сам сидел у ее стола, разбирал письма, писанные наскоро, иные не запечатанные, раздавал их по рукам и отсылал по назначению».

В Александровском дворце устраивались иногда спектакли, парадные обеды для гостей, придворных и флигель-адъютантов. Анна Сергеевна Шереметева, назначенная фрейлиной к Высочайшему двору в 1832 г., с гордостью отчитывалась перед родителями в письме от 20 августа того же года: «Вчерашний день был довольно утомительный: утром обедня. Потом большой обед в Александровском дворце на 60 человек, все флигель-адъютанты… После обеда, мы, фрейлины, сопровождали императрицу на музыку, где было много народу, а по возвращении домой пришлось опять переодеваться и идти на вечернее собрание...»

В дни траура и в связи с другими обстоятельствами спектакли ставились не в Екатерининском, а в Александровском дворце. Обычно игрались две пьесы французская и русская. В дневнике А. И. Храповицкого 22 октября 1838 г. зафиксирована постановка в Александровском дворце: «При сем спектакле присутствовала вся императорская фамилия с многочисленным двором. Во время французской пьесы (это был «Чиновник по особым поручениям» Э. Скриба - Л. В.) аплодисментов почти не было, но в продолжение русской государь много аплодировал и смеялся. Потом всем было объявлено высочайшее благоволение».

Перед Екатерининским дворцом располагался Собственный садик, созданный архитектором А. Видовым и садовым мастером Джозефом Бушем на территории от Зубовского корпуса до Кагульского (Румянцевского) обелиска в 1855 году. Здесь гуляла семья Александра II. Среди многочисленных клумб и кустов сирени Собственного садика часто играли царские дети. Личные комнаты Александра II, расположенные на первом этаже Зубовского флигеля, выходили в этот сад. В белые ночи в Собственном садике устраивались сельские балы на открытом воздухе, оркестр располагался тогда в боскете, и танцы происходили в духе «элегантной простоты».

Только исключительные события оживляли Царскосельский дворец и его парки при Александре I. Таким событием стал, в частности, приезд в Петербург бывшего союзника по антифранцузской коалиции, отца невестки Адександры Федоровны (супруги Николая) Великая княгиня Александра Федоровна, рассказывая о событиях 1818 года, вспоминала и о Царском Селе: «Их Императорское и Королевское величества съехались снова в июне месяце в Царском Селе. Там устраивались катанья в двадцати дрожках, которые следовали друг за другом с Императором Александром во главе; ужины, происходившие в различных павильонах сада - было вечернее собрание в Эрмитаже, другое собрание - на острове посредине пруда, и еще в Павловске, у вдовствующей государыни».

Сохранились дрожки Александра I, сделанные в 1819 г. каретным мастерам Дмитрием Яковлевым. Они были представлены в существовавшем ранее Придворно-Конюшенном музее в комплексе на Конюшенной площади, 4 в СПб.

Но, вернемся в Царское Село к упомянутому Александрой Федоровной Эрмитажу. В более позднем письме к цесаревичу Александру Николаевичу из Царского Села от 26 мая (7 нюня) 1839 г… Николай I упомянул о поездке большой компанией в Павловск. На обратном тли, сообщал он, «вернулись прямо к Эрмитажу, где прежде играли, потом ужинали, и опять играли, после чего поехали на линейках Мери (Мария Николаевна - Л. В.), Мама, Макс (герцог Максимилиан Лейхтенберский, с 1839 г. - супруг Марии Николаевны - Л. В.), я, М. Столыпина, О. Трубецкая, М. Бартенева и Полтавцева, и воротились домой; вечер был прелестный».

Обычно кавалеров и гостей, приезжавших в Царское Село, поселяли или в или в Китайской деревне к югу-западу от Екатерининского дворца. Она располагалась у Подкапризной дороги на самом краю Александровского (Нового) парка. Когда гости с юга въезжали в Царское Село по Подкапризовой дороге, то сначала миновали арку Большого каприза, оставляли слева Китайскую деревню и через арку Малого каприза подъезжали к Екатерининскому дворцу.

По замечанию П. П. Свиньина домики Китайской деревни «служили во времена пребывания здесь пышного Екатеринина двора жилищем для царедворцев». Подтверждает это и поэт И. И. Дмитриев: «Это было пристанище ее секретарей и очередных на службе царедворцев». Графиня Шуазель-Гуффье, вспоминая лето 1824 г., писала: «… Так я дошла до Китайского города, как называют построенные в китайском вкусе хорошенькие домики, числом около двадцати, где живут адъютанты его величества. У каждого из них свой особый дом, конюшня, погреб и свой сад. В средине этого небольшого городка, расположенного в форме звезды, находится окруженная тополями круглая беседка, где г.г. адъютанты собираются на балы и концерты...». Позднее при Николае I в Китай¬ской деревне поселяли почетных гостей.

Александровский парк заслужил особого рассказа в мемуарах графини Шуазель-Гуфье. Она упоминает построенную в 1810-1811 гг. на окраине Александровского парка. «… Красивая ферма, - пишет Шуазель-Гу-фье, - одно из любимых развлечений императора Александра, которому интересно было следить там за полевыми работами. Мне показали великолепно переплетенную книгу, в которой государь, ради развлечения, сам записывал доходы от своих баранов: и он очень был доволен, что сукно его мундира было выработано из его шерсти. Эти простые занятия, приближали государя к природе, доставляли отдых его уму. утомленному долгой напряженной работой».

После кончины Атександра I встал вопрос о принадлежности Царского Села. Николай I сделал рыцарский жест. Вдовствующая императрица Елизавета Алексеевна находилась еще в Таганроге, поэтому Николай I писал князю П.М. Волконскому в письме от 23 декабря 1825 года: «… Сверх того Ораниенбаум и Каменный остров суть наследственная собственность императрицы; а Царское Село остается по жизнь ее в ее распоряжении; о том ей не пишу, ибо не знаю и не умею как. Но все, все ее, начиная с меня, скажите ей это, как умеете». 21 апреля (3 мая) 1826 г. Елизавета Алексеевна выехала из Таганрога, а 4(16) мая 1826 в Белёве по пути на коронацию Николая Павловича в Москву скончалась.

Первые месяцы своего царствования Николай I, пока производился ремонт императорских апартаментов Зимнего дворца, провел в Царском Селе. Отсюда, он совершал необходимые поездки в Петербург, или выезжал на обед к своей матери, вдовствующей императрице Марии Федоровне, в Павловск. На дорогу уходило не более получаса езды. В камер-фурьерском журнале за апрель 1826 г., между прочим, встречаем записи, что 2 апреля, в пятницу, «в 6 часу (вечера - Л. В.) государь император принимал с докладом начальника Главного штаба барона Дибича. За вечерним столом Е.И.В. кушал у себя в угольной комнате. Ея Величество кушала в кабинете с фрейлиной графиней Моден и девицами Эйлер и Россет» .

Воспитывающие игры детей тоже не забывали. На островке, расположенном на пруду близ Александровского дворца, А. М. Горностаев построил одноэтажный . Сам остров стал называться «Детским».

Ко времени строительства Детского домика относятся детские воспоминания великой княжны Ольги Николаевны, оставившей характеристики В. А. Жуковского, педагогов и близких лиц. В эти годы родители часто были в длительных отъездах. «В 1828-1830 годах, - пишет Ольга Николаевна, - мои родители жили в Варшаве из-за предстоявших там торжеств коронования и открытия Сейма»

На самом деле, в 1828 году Николай I был Балканах в связи с началом русско-турецкой войны; Александра Федоровна некоторое время жила в Одессе. Потом, действительно были и коронация Николая I в Варшаве как польского короля (12 мая 1829 г.), и открытие сейма (16 мая), поездка в Берлин и многое другое. Дети тогда долго оставались «под надзором» княгини В. М. Волконской и князя А. Н. Голицына. Потом начались европейские революции 1830 г., польское восстание.

«Мы оставались в Царском Селе, под надзором княгини Волконской [Варвары Михайловны Волконской], незначительной и очень некрасивой женщины, и князя Александра Голицына, старого друга семьи и бывшего пажа императрицы Екатерины II. Его благодарная память сохранила все картины той эпохи, он был неистощимый рассказчик анекдотов, умел их хорошо рассказывать, и мы не уставали его слушать. Я искренне сожалею, что никто в нашем окружении не догадался записывать его рассказы. Это были бы прекрасные комментарии к эпохе Великой Императрицы Екатерины» .

Упомянута фрейлина, старая дева, княгиня Варвара Михайловна Волконская, ранее она была камер-фрейлиной императрицы Елизаветы Алексеевны. Кавалерственная дама ордена Св. Екатерины меньшего Креста, прожила долгую жизнь. Молодая фрейлина А. Ф. Тютчева увидела ее в 1853 г.: «… княжна Волконская, бедная сморщенная старушка, по целым дням сидевшая у себя в салоне в перчатках, разубранная как икона. Каждое утро можно было видеть, как она мелкими шажками семенила но фрейлинскому коридору, направляясь в церковь, где ежедневно на хорах присутствовала у обедни и усердно молилась. Разбитая параличом несколько лет спустя, с парализованными ногами и почти впавшая в детство, она чуть не до последнего дня своей жизни настаивала, чтобы ее в кресле возили на церковные хоры к обедне». Она выполняла обет, данный в 1812 году, вплоть до своей смерти.

После подавления польского восстания обстановка в царской семье разрядилась. «Штурм Варшавы, - пишет Ольга Николаевна, - закончил польскую кампанию, Папа опять повеселел и стал принимать участие в наших летних играх на воздухе. В Царском Селе наша компания еще увеличилась, благодаря детям соседей». Рядом с домиком был цветник, за которым ухаживали дети. В хорошую погоду там иногда обедали под развесистой липой. Наследник Александр с товарищами катался на лодке, удил рыбу, а по его плану была построена маленькая гавань. Во второй половине XIX века на Детском острове был установлен памятник В. А. Жуковскому, известный по фотографиям начала XX в.

Об учебных занятиях царских детей вспоминал позднее и воспитатель Константина Павловича адмирал Ф.П. Литке. В письме из Петербурга В.А. Жуковскому от 3 декабря 1842 г. он писал: «… И наша учебная (в Ц. С.) не трогалась еще с места, где процветала 10 лет. На бывшей половине государя-наследника поместились меньшие великие князья. И в городе мы теснимся по-старому».

Для детских игр предназначался «Собственный садик» у Александровского дворца или в плохую погоду Камеронова галерея. Там же затем играли и внуки Николая I. На акварели Л. О. Премацци на полу галереи изображена детская лошадка с колясочкой и с большим запасом зеленой травы. В фондах музея заповедника «Царское Село» сохранилась садовая коляска для детей Павла Петровича, изготовленная лондонским мастером Кремером во второй половине XVIII в. Катание в миниатюрной коляске, запряженной пони, было одновременно и развлечением и обучением. Известно, что будущему императору Николаю I его отец Павел Петрович также подарил такую коляску.

В начале царствования Николая I, пока шло строительство петергофской «Александрии», Николай I, со свойственной ему педантичностью принимал хозяйство Царского Села. Сохранился относящийся, вероятно, к этому времени, рассказ А. О. Смирновой, опубликованный ее дочерью - известный анекдот о померанцевом дереве: «Раз Николай Павлович увидал в отдаленной аллее Царскосельского парка, за павильоном часового и спросил его: «Что ты здесь делаешь?» Солдат отвечал: «Я на часах при померанце». - «Какой померанец? Где он? - «Ваше Величество, померанца нет, я его не видал». Государь был так заинтригован, что спросил кн. Петра Волконского, министра двора… Навели справки, и, наконец, очень пожилой лакей, еще времен императрицы Екатерины, разъяснил эту тайну. Вокруг павильона были расставлены в ящиках померанцевые деревья; они стали цвести, и появился один померанец. Желая знать, созреет ли он, императрица Екатерина приказала оберегать дерево и поставить его в стороне за павильоном у озера. На следующий год дерево унесли, а часовой остался. Государь обошел парк и сократил и других настолько же полезных часовых. В дворцовых кладовых на даче было найдено большое количество невскрытых ящиков. В них оказались художественные предметы, фарфор, и про них совершенно забыли».

В июне 1826 г. в домиках Китайской деревни разместился дипломатический корпус, приглашенный на праздник в Царское Село, поскольку церемония коронации в Москве была перенесена в связи с кончиной Елизаветы Алексеевны.

Одной из достопримечательностей Царского Села была Царскосельская флотилия, созданная при Екатерине II. Она сохранялась и в последующие царствования. Графиня Шуазель-Гуффье, описывая свои впечатления о Царском Селе в 1824 г., заметила о Большом озере: «По нему плавают большие яхты и миниатюрный корабль». «Кораблем», вероятно, названа яхта любимой сестры Александра I великой княгини Екатерины Павловны. Уезжая после второго замужества из России в 1816 г., она подарила брату маленькую яхту «о двенадцати маленьких пушках», на которой она ходила из Твери в Петербург. После ее неожиданной кончины 28 декабря 1818 г. (9 января 1819) яхту установили на Большом озере. Яхта и лодки использовались и царскими детьми с воспитательно-учебными целями.

Позднее, 1826 г., давая характеристику наследнику цесаревичу великому князю Александру Николаевичу, писатель Франсуа Ансело, посетивший Россию вместе с французской делегацией (прибывшей на коронацию Николая I), в июньском письме 1826 г. рассказал о характерном случае, связанном с наследником великим князем Александром Николаевичем: «Представители обоих французских посольств отправились осматривать Царское Село и собирались пересечь пруд на золоченых барках, которые во множестве покрывают его воды в летнее время. Великий князь, управляя собственным челноком, стоял у руля и предложил нескольким иностранцам присоединиться к нему. Один из приглашенных сделал неловкое движение и качнул лодку так сильно, что кормчий пошатнулся, руль ударил его в бок, и лицо его исказилось от боли. Все бросились к нему, но воспитатель великого князя воскликнул: «Ничего страшного, русские умеют переносить боль!». Юноша отвечал ему улыбкой, ловко развернул челнок и дал знак к отплытию. Во все время прогулки прекрасное лицо наследника ничем не выдавало переносимого им страдания».

Лейб-хирург Д.П. Тарасов рассказьает в своих воспоминаниях о посещение Александром I птичьего двора. Государь рано утром «выходил в сад через собственный выход в свою аллею, из коей постоянно направлялся к плотине большого озера, где обыкновенно ожидали его: главный садовник Лямин и все птичье общество: до сотни лебедей, а также гуси и утки, обитавшие на птичьем дворе, близ этой плотины. К приходу его величества шшщ ники обыкновенно приготовляли в корэинах для птиц корм. Почуяв издали ближение государя, все птицы приветствовали его на разных своих голосах. Подходя к корзинам, Его Величество надевал особо приготовленную для него перчатку и начинал им сам раздавать корм».

О посещении птичьего двора императорской фамилией в сопровождении прусского короля с принцами сообщает камер-фурьерский журнал за 20 июня 1818 года. Это было вечером: «40 минут 8-го часа Высочайшая фамилия соблаговолила поехать в сад к птичьему двору в дрожках: Его Величество король (Фридрих-Вильгельм III - Л. В.)) с императрицею Елизаветой Алексеевною, Государь император с великою княгинею Александрою Федоровною..., великий князь Николай Павлович с наследным принцем Вильгельмом, принц Мекленбургский с Гессен-Гамбургским в сопровождении свиты...» Корм¬ление птиц, судя по всему, было старой традицией. Посетившая Царское Село при Екатерине II (в 1795)известная французская портретистка г-жа Виже-Лебрен писала: Я прошлась по царскосельским садам, которые являют собой истинную феерию. У императрицы была устроена терасса, соединяющаяся с ее покоями, где содержалось множество птиц; мне рассказывали, что она каждое утро кормит их, находя в этом величайшее для себя удовольствие».

В 1837 г., 31 июля, когда Николай I отправился в большую поездку по Югу России, его младшие дети остались в Царском Селе. Великая княжна Ольга Николаевна вспоминала: «Наш учитель рисования устроил мне в Сашиной башне ателье, к которому вели сто ступенек. Оттуда можно было наблюдать за облаками и звездами. Он хотел научить меня быстрой и успешной манере писать. Я принялась за это с восторгом, и была вскоре в состоянии копировать некоторые картины в Эрмитаже». Таким образом, именно здесь Ольга Николаевна, уже владевшая техникой рисования, научилась писать маслом.

23 мая 1842 года - отмечалось 25-летие со дня бракосочетания Государя Императора Николая I . В 7 часов вечера с площадки Арсенала выступил рыцарский кортеж, состоявший из 16 дам и 16 кавалеров. Кавалеры были в доспехах, изъятых из Арсенала, дамы в платьях XVI века. Император Николай Павлович и Цесаревич Александр Николаевич были в латах времен Максимилиана, а младшие Великие князья в костюмах пажей той же эпохи. Кортеж, предшествующий герольдами и музыкой, проехала парком, прибыл на площадку перед Александровским дворцом, которая еще не была в то время засажена куртинами сирени. Здесь была исполнена так называемая карусель, состоявшая из кадрили и других сложных эволюций в конном строю. Несколько лет спустя, по желанию Государя, Орас Верне написал картину, изображающую этот рыцарский праздник, находящуюся теперь в Гатчине.

Литератор П. П. Свиьин писал в очерке о Царском Селе: К Александровскому замку примыкает парк, обнесенный на несколько верст каменною стеною. Некогда Зверинец сей наполнен был стадами оленей и диких коз, сейчас же в нем можно видеть только несколько лам и две огромные черепахи, везенные прошлым летом из Бразилии на корабле Российско-Американской компании».Черепахи были с Галапогосских (Черепашьих) островов. О ламах не забыла упомянуть и Шуазель-Гуфье. Не очень сведущая в зоо-географии графиня поместила их родину на другую части света: «Недалеко от фермы - пишет она - находится которыми ходит человек, вывезший из Азии. Ламы дожили здесь до времени Николая II.

В этом же районе по проекту А. Менеласа было построено здание с домом для служителей. Конюшни предназнались для «лошадей царского седла, находящих на пенсионе». Французский писатель Анри Труайя (уроженец Москвы с русско-армянскими корнями) так с некоторой иронией описывает любовь Николая I к лошадям: «Среди всех представителей животного мира отдает предпочтение лошадям. Обожание столь велико, что в 30-х гг. на территории Александрийского парка в Царском Селе архитектор Менелас начинает строительство здания из красного кирпича, которое должно стать «домом престарелых» для лошадей, которые обладали когда-то исключительной привилегией - носить на своей спине представителя императорской фамилии. Эта образцовая конюшня в шутку названа близкими Его Величества «Дом инвалидов». Николай часто навещает этих старинных свидетелей своих «верховых подвигов». Когда один из них умирает от старости, он испытывает настоящее горе и приказывает, чтобы животное погребли неподалеку, на кладбище для лошадей, созданном по его инициативе. Кобылы и благородные жеребцы покоятся там под мраморными плитами с выбитыми на них именами каждого, датой рождения и смерти, основными достижениями и указанием имени августейшего хозяина. Царь может предаться размышлениям на могиле кобылы Виуты, скончавшейся в 1834 году, или черного мерина Гамлета, покинувшего мир в 1839-м. Этой страсти Николая к лошадям сопутствует не менее прихотливая любовь к собакам». Ион был не единственным Императором, организовавшем в Царском Селе места погребения своих собак:

  • Кладбище собак в "садике Императора Александра" - кладбище собак императорской семьи, некогда существовавшее во Фрейлинском садике, утеряно во время ВОв
  • Кладбище собак Екатерины II - утраченные захоронения собак императрицы у подножия Пирамиды в Екатерининском парке
  • Кладбище собак на Детском острове - сохранившееся до сей поры кладбище собак императорской семьми последнего императора Николая II

Территория бывшего Зверинца к этому времени окончательно превратилась в домашний парк. Император Николай I не особенно увлекался охотой и, в отличие от своего старшего брата Александра I или наследника Александра Николаевича, стрелял посредственно. Иногда он брался за ружье и в Царском Селе, чтобы пострелять ворон, о чем он, в частности, сообщал сыну Александру в письме от 2 (14) ноября 1838 года. А через 3 дня, в письме заметил, что вечером "ходил с ружьем на промахи".

Рассказывает – ученый, акушер-гинеколог из Санкт-Петербурга, автор книги «Как рожали русские царицы» Аркадий Танаков.

Неизвестное в известном

– Аркадий Иванович, как у вас возник интерес к династии Романовых с точки зрения их акушерских историй?

– Историю я любил всегда, начиная со школы. А когда в 1990‑х годах на российского читателя обрушилась лавина книг и статей, посвященных Романовым, я был удивлен, что акушерские истории царских семей практически не исследованы. Поэтому и решил заняться любимым делом – поискать неизвестное в известном. Я недавно посчитал, сколько страниц «первичного материала» у меня накопилось. Не поверите: 80 томов по 3000 страниц каждый! Этот материал я собирал более десяти лет.

– Вы обнаружили разницу между тем, как рожали царствующие дамы и обычные крестьянки?

– Честно говоря, разницы почти не было. Те же осложнения, те же особенности течения родов, те же смерти детей в раннем возрасте от инфекций. От кровотечений во время родов и от сепсиса после них умирали и царицы, и крестьянки . Вплоть до начала XVIII века медицинская помощь была одинаковой для всех слоев населения, вернее – практически отсутствовала. Например, повивальная бабка, в обязанности которой входило, главным образом, «охранение роженицы и новорожденного от злых сил» и услугами которой пользовалась царица, могла обслуживать крестьянок, жительниц посадов.

– Часто ли умирали дети, рожденные в царских теремах?

– Их смертность соответствовала этому же трагическому показателю и в других слоях общества. Царские дети «массово» умирали до начала XVIII века, как и дети крестьянок, дворян и т. д. Из двенадцати детей Петра I и Екатерины Алексеевны до зрелого возраста дожили только Анна и Елизавета. Основными причинами смерти царских и не царских детей были детские инфекции, главным образом оспа. Величайшей заслугой Екатерины II следует признать оспопрививание, которое в 1768 году она ввела в России. Причем первыми, кому была сделана неизвестная до этого прививка, были сама императрица и ее сын.

Почему умирали дети

– Как современная медицина объясняет неблагоприятные роды или смерть матери при родах в прошлых веках?

– С позиций современной медицины можно объяснить все неблагоприятные исходы родов в царских семьях, поскольку очень ярко в исторических документах описана клиническая картина их течения, послеродового периода и их осложнений у царственных дам. Например, в 1681 году после своих первых и последних родов скончалась первая жена Федора Алексеевича Романова Агафья Семеновна. А в 1745 году – свергнутая правительница России Анна Леопольдовна. Как мы сегодня понимаем – от сепсиса. Или совершенно однозначно можно утверждать, что причиной гибели после вторых родов в 1715 году супруги многострадального царевича Алексея Петровича Софии Шарлотты также был послеродовый сепсис, и к смерти в 1776 году первой супруги Павла I Натальи Алексеевны также привел сепсис, развившийся на фоне воспаления матки, возникшего в родах. Два случая мертворождения у жены Николая I Александры Федоровны, в 1819 и 1823 годах, нельзя объяснить ничем иным, как только эклампсией (тяжелым осложнением беременности с развитием судорог).

– Расскажите, кто пользовал женщин из царской семьи? Какие требования предъявляли к медикам?

– Увы, это были несчастные люди . Более удобную мишень для дворцовых интриг сложно было отыскать, если, разумеется, они в них сами не принимали участие. Любимый Екатериной II ее личный врач И. С. Роджерсон прославился не столько своим медицинским искусством, сколько умением «собирать слухи», а также бесцеремонностью даже по отношению к императрице. Однажды, убедив ее принимать какое-то лекарство, он шлепнул свою пациентку по бедру с возгласом: «Браво, мадам!».

А вот немецкого врача-гомеопата Ф. И. Мандта, успешно лечившего сначала великую княгиню Елену Павловну, затем императора Николая I, его постоянно болеющих супругу и детей, после смерти Николая Павловича обвинили в попытке отравить императора и с позором изгнали из России.

В «неосновательности» лечения Александра I, способствовавшей смерти императора, обвиняли знаменитого врача и организатора здравоохранения Я. В. Виллие.

Медицина и политика

– Доктора, приближенные к царствующей персоне, имели какое-то влияние на политику? Мне вспоминается Лесток. Или Григорий Поликала, чьи действия, возможно, завели династию Романовых в тупик…

– Как лица, оказывающие медицинскую помощь, придворные врачи не имели никакой возможности влиять на ход истории. Но иногда у них получалось занять высокое положение при дворе в качестве государственных деятелей, не имеющих отношения к практической медицине.

Например, «петровский» «лейб-дохтур» Л. Л. Блюментрост был одновременно и первым президентом Санкт-Петербургской академии наук. А Иоганн Герман Лесток – директором медицинской канцелярии (министерства здравоохранения России того времени). Они влияли на ход российской истории, но как чиновники, как государственные деятели. Однако печальное завершение карьеры обоих этих врачей было связано именно с их медицинской практикой.

Блюментроста по указу Анны Иоанновны лишили всех наград, званий, имущества, запретили заниматься медицинской практикой за то, что он, как донесли императрице «доброжелатели», своим лечением якобы свел в могилу ее сестру Екатерину в 1733 году. А бедного Лестока не только лишили всего имущества, но и пытали на дыбе, добиваясь признаний, «не искал ли он лекарством или ядовитым ланцетом или чем другим Ее Императорского Величества священную особу жизни лишить».

История Российского государства насыщена событиями различного рода. Наиболее значимые оставили след не только в летописях, но и в памятниках архитектуры и искусства, изучая которые можно пройтись по всем вехам становления нашей Родины. До сегодняшнего дня неистребим интерес людей к быту и жизни императоров и царей династии Романовых. Период их правления окружен роскошью, блеском дворцов с прекрасными садами и великолепными фонтанами. Начало было положено в XVII веке, когда юный царь Михаил Федорович Романов переехал жить в царские палаты Московского Кремля. Они не были столь великолепны, как сегодня, и не всегда являлись местом фактического проживания венценосных особ, но на современном этапе являются памятником величия российских правителей.

Романовы

Смутное время принесло России множество потрясений и невзгод, без твердой правящей руки монарха страну раздирали противоречия. История Романовых как царей начинается с 1613 года, именно тогда Земский собор выдвигает наиболее подходящую кандидатуру на престол. Михаил Федорович Романов, с точки зрения многих современников, был наиболее приемлемой кандидатурой. Он происходил из богатых бояр, являлся родственником последнего царя из рода Рюриковичей, не оставившего прямых наследников, и был лицом, которое не участвовало в гонке за власть, т. е. сохранил нейтралитет. Во внимание был принят и возраст будущего государя, который позволял достаточно легко им манипулировать для достижения политических целей. Фактически юный царь был запуган гонениями и опалой Бориса Годунова, он в свои 16 лет был болезненным и безвольным человеком, который подчинялся воле матери и отца беспрекословно. С момента избрания Михаил Федорович переселяется в царские палаты, которые за время его правления отстраиваются практически заново. Многие постройки, возведенные для Ивана III, на тот момент были фактически разрушены. В XVII веке Московский Кремль - это царский дворец, который становится местом сосредоточения всей политической и экономической жизни государства.

Царские палаты

Каждый по-разному понимает и представляет жизнь и быт царской семьи. Все русские люди уверены, что правящий страной человек должен занимать царские палаты. Значение слова и его определение всегда идет в превосходной степени. Это не просто жилье для группы людей - это самое большое, высокое, красиво оформленное помещение, где государь работает и отдыхает. В этом есть доля правды: царский дворец должен отражать величие всего государства, быть его визитной карточной, так как именно он служит местом приема иностранных посланников. В XVII веке Московский Кремль является городом внутри города. Там живут и работают сотни человек, располагаются многочисленные дома придворной знати, церкви, монастыри, министерства. Такое количество людей необходимо снабжать всем необходимым и поддерживать огромный административный аппарат в рабочем состоянии, следовательно, царские палаты соседствуют с мастерскими, кухнями, конюшнями, погребами и даже садами и огородами. Конечно, периметр Кремля охранялся с особой тщательностью, простому прохожему было не пройти, а просители, которые съезжались со всей страны, терпеливо ждали своей очереди за его стенами. Если исходить из дословного перевода, то жилые, высокие (2-3 этажа), каменные сооружения назывались не иначе, как царские палаты. Значение слова в русском языке, применительно к территории Московского Кремля, охватывает не одно помещение, а большую территорию с расширенным функционалом, которая разделяется на отдельные секторы, используемые по прямому назначению. Например, Теремной дворец служил в качестве опочивальни, престольного помещения, различных проходных хозяйственных построек и имел свою церковь и храм. Каждый вид помещений имел свое название и назначение: Патриаршая и т. д.

Теремной дворец

Русские архитекторы XVII в. (Константинов, Огурцов, Ушаков, Шатурин) создали уникальную по своей самобытности жемчужину в ансамбле всего Московского Кремля. Теремной дворец был построен с использование сохранившихся фрагментов предыдущего строения, чем и объясняется ступенчатая структура здания. В дальнейшем данный стиль часто применялся в истории развития русского зодчества. Наружная отделка дворца выглядит великолепно: белокаменные наличники, разноцветные изразцы с элементами геральдических рисунков, декоративные пилястры, особое внимание привлекает уникальная декоративная резьба. Второй этаж Теремного дворца отведен под царские палаты. Фотографии современных (восстановленных) интерьеров не способны передать богатство убранства комнат. Стены и своды каждой палаты выдержаны в едином цвете и расписаны декоративным орнаментом. В 1636 году строительные работы в Теремном дворце заканчиваются, но впоследствии к нему достраиваются прочие помещения, которые не портят общий вид здания. В год окончания работ на мужской половине дворца создается церковь Нерукотворного Спаса (Верхоспасский Собор), отделенная от Теремного дворца позолоченной решеткой. Самым древним сооружением комплекса является храм Рождества Богоматери (на Сенях), датируемый XIV веком. Он неоднократно перестраивался, но сохранился до наших дней. Все церкви - Воскресения Словущего, Екатерины и Распятская - гармонично вписаны в ансамбль Теремного дворца. Уникальные иконы, выполненные на шелковой ткани, и неповторимая стенопись придают культовым сооружениям самобытный вид.

Златоверхий теремок

Самая высокая часть Теремного дворца, с которой открывается удивительный вид Москвы, была построена для детей Михаила Федоровича - там они должны были заниматься. Теремок располагается над Престольной палатой государя. Помещение это просторное, светлое, с расставленными вдоль стен лавками. Служило оно также и для заседаний Боярской Думы, а иногда использовалось в качестве царского кабинета. Теремок по периметру окружен открытыми галереями для прогулок: с большие полноценные площадки, а длинная сторона представляет собой узкие проходы, которые снабжены только низкими парапетами. Отсюда все здание, равно как и весь древний город, виднелось как на ладони. Златоверхий теремок был построен в 1637 году, это уникальное творение русских зодчих. Комната очень богато украшена, но при этом является уютной и теплой, большие окна пропускали много света, цветные слюдяные камушки создавали причудливую игру различных красок. Карниз крыши украшает ажурная металлическая решетка, оконные наличники покрыты искусной белокаменной резьбой (как и во «взрослой» части палат), которая на каждом окне разная. Птицы, цветы, звери, разнообразные плоды и сказочные персонажи украшают рельефы, символизируя многообразие и богатство окружающего мира. Западный портал, открытый для обзора, украшен доской, которая содержит надпись о принадлежности данных хором государевым детям - царевичам Алексею Михайловичу и Ивану Михайловичу. Между текстом и по краям рельефа нанесен рисунок, способствующий пробуждению интереса к обучению и играм в указанной комнате. Изображение, с точки зрения современного человека, выглядит наивным и непритязательным, но мастерство его создателей сложно переоценить. Описывать Златоверхий теремок можно бесконечно, и основными тезисами будут: яркий, теплый, живой, великолепный.

Башенка

Вероятно, при строительстве теремка архитекторы подразумевали физическое возвышение государя над его землями. Царь смотрел на город с его высшей точки (если не брать в расчет т. е. находился между Богом и людьми, что позволяло ему оценивать ситуацию и принимать решения масштабного характера. Для любознательного царевича эта высота показалась полностью освоенной. Поэтому к терему с восточной части была пристроена «смотрильная башенка». Уровень пола этого небольшого сооружения совпадал с крышей наивысшей точки Теремного дворца. Строительство велось позднее, именно поэтому восточный портал терема был недоступен обзору, хотя изначально украшался так же красиво, как и западный. С башенки открывался лучший вид, но, вероятно, царевичам нравилось находиться выше отца и всех знатных бояр, которые занимали их комнату на непродолжительное время. Попасть туда можно было двумя путями: через Златоверхий теремок, который соединялся белокаменной лестницей с сенями башенки, образуя ход из восточного портала, или напрямую, из нижних палат. В этом случае посетитель попадал в небольшой тамбур рядом с теремком и уже оттуда по открытому пространству доходил до сеней, из которых мог подняться в рассматриваемое нами помещение.

Патриаршие палаты

Новоселье праздновали в середине 1655 года, на него пришла вся семья Романовых. Патриарх Никон пожелал, чтобы его помещения были выдержаны в максимально насыщенных тонах. Палаты построены в более классическом, «простом» стиле, однако это значительно компенсируется богатством декора здания и буйством красок примыкающего с востока храма Двенадцати Апостолов. Третий этаж с мелкими комнатками был достроен только к концу XVII века. Несколько белокаменных крылец, позволяющих выходить на открытые галереи, позолоченные ажурные коньки, великолепные фрески придавали Патриаршим палатам торжественный вид. Особенно оттенял позолоченное великолепие розовый цвет, в который Никон приказал покрасить стены своих апартаментов. Современный вид палат оставляет ощущение какой-то недосказанности, возможно, проект не был воплощен в жизнь полностью.

Потешный дворец

Палаты Романовых, при всем своем великолепии и просторе, не могли вместить всей семьи. Поэтому в 1651 году - по приказу нового Алексея Михайловича - на территории Московского Кремля начинается возведение нового здания, которое предназначено для проживания отца жены (тестя) И. Д. Милославского. Стоит отметить удивительную особенность строения - оно стало первым московским «небоскребом», т. к. состояло из четырех этажей. Уже в середине XVII века отмечалась нехватка площадей под застройку. Внутри первого этажа располагался сквозной проезд длиной 30 метров. Над жилыми комнатами для удобства хозяина была построена церковь Похвалы Богородицы со звонницами, алтарь которой выносился за пределы дворца при помощи кронштейнов. Он нависал над кремлевской улицей, таким образом, все церковные каноны были соблюдены. Милославский прожил в этом доме 16 лет, после чего дворец перешел в казну государства. Название «Потешный» он получил позже, в 1672 году, при Федоре Александровиче Романове, когда в него переселились сестры государя. Использовались помещения для забав царского двора (потех): здесь ставились первые театрализованные представления, откуда и пошло его название. Для удобства царской семьи Теремной и соединили закрытыми переходами.

Зарядье в Москве

Один из наиболее древних районов Москвы, который проходит между Варварской улицей и рекой, является историческим памятником уже только по своему местоположению. На данном участке расположены уникальные постройки русского зодчества - церкви, храмы и соборы, возведенные в XIV-XVIII веках. Но наибольшую туристическую популярность Зарядье в Москве получило в качестве места зарождения рода Романовых, российских царей. Название территории произошло от слова «ряд», имеются в виду торговые ряды, которые тянулись до Красной Площади. К сожалению, памятник не дошел до наших дней в первозданном виде, остались только палаты. Об остальных элементах дома и двора можно судить по сохранившимся описаниям быта боярского рода. Согласно преданиям, первый русский царь из дома Романовых родился именно в доме на Варварке, который в свое время построил его дед. Во время правления Ивана Грозного палаты были разорены стрельцами по приказу царя, в дальнейшем многократно страдали от пожаров и всевозможных перепланировок под монастыри и церкви. Музей был организован на этом месте только по указанию Александра II, в середине XIX века. История Романовых началась именно здесь. По структуре помещения палаты имели достаточно стандартный облик домов того времени. Подземную часть занимали подвалы и кладовые, там же находилась поварня, или кухня. Жилые помещения располагались выше: библиотека, кабинет, комната для занятий старших детей предназначались для мужчин. Женская половина дома была более просторной, со светлыми комнатами для рукоделия, причем боярские дочки занимались прядением и шитьем вместе со служанками. Дошедшие до наших дней украшения, посуда, мебель, шитье, предметы быта поражают простотой и изысканностью отделки. Палаты Романовых в Зарядье называют "старым государевым двором".

Царская палата Гатчина

Более поздние постройки, возводимые по приказу царской семьи, продолжают поражать своими размерами и великолепием. Только с XVIII-XIX века их называют не царскими палатами, а дворцами. Например, Гатчина. Дворец сей был построен по указанию Екатерины II для ее фаворита Григория Орлова. Это место и проект будущего комплекса выбирался ими совместно, строительство официально было закончено в 1781 году, хотя опальный граф въехал в него раньше. В 1883 году, после смерти Орлова, Екатерина выкупила дворец у его наследников для Павла I. Каждый из семьи Романовых совершенствовал этот ансамбль для собственных нужд и перестраивал его с учетом новых технических достижений человечества. В настоящее время данный памятник архитектуры и истории находится в состоянии реставрации. Дворец очень сильно пострадал от рук фашистов в период Великой Отечественной Войны, некоторая часть экспонатов была вывезена в Германию.

Царское село

Начиная с Петра I, все императоры российские оставили свой след в истории формирования современного облика города Пушкин, вернее, его уникальных архитектурно-парковых объектов. До прихода к власти большевиков это место было известно как Царское Село. Александровский дворец, равно как и Екатерининский, вместе с прилегающими к ним территориями и комплексами зданий, являют собой настоящие произведения искусства! На территории современного музея встречаются все направления художественных стилей - от роскоши русского барокко до классицизма и более современных направлений XX века. Екатерининский дворец в позволяет почувствовать дух нескольких эпох правления дома Романовых. Екатерина Великая, Елизавета, Александр I - все оставили свой след в развитии внешнего облика и внутреннего содержания дворца. Не меньшее значение для целостности восприятия имеет прилегающая к ансамблю парковая территория, которая создавалась для каждого сооружения индивидуально. Эпоха правления Александра I, Николая II (последнего российского императора) связана с Александровским (Новым Царскосельским) дворцом. С исторической и архитектурной точки зрения данные объекты имеют не меньшее значение, чем Кремлевский дворец. Фотографии, видеоматериалы, постоянные экскурсии по всем местам пребывания дома Романовых пользуются неизменным спросом как внутри нашей страны, так и у многих иностранцев.

Последние 4 тысячи лет женщины переживали не лучшие времена. Судьбу же московской женщины можно назвать незавидной даже по нашим отечественным меркам. В сознании москвичей прочно укоренилась благоглупость византийских богословов о том, что Ева — виновница грехопадения человечества — «существо 12 раз нечистое». И с этим существом особенно не церемонились.

Жизнь москвички XVII века нередко была беспрерывным рядом истязаний — смолоду от суровой власти отца, потом от тяжелой руки мужа. До замужества она своего «нареченного» большей частью и в глаза не видывала, благодаря чему свадебное пожелание любви да совета очень редко находило воплощение в последующей семейной жизни. Жена превращалась, по сути, в домашнюю служанку. Она и шагу не смела ступить без позволения мужа. Глава семейства должен был внушать домочадцам страх, без которого не мыслилось тогдашнее воспитание. Нагонялся этот страх кулаком, плетью, палкой, или первым предметом, что попадался под руку. Об удовольствиях жены и помину не было: она и часу не могла провести без работы и рукоделия. Песни и пляски сурово преследовались как бесовское наваждение.

Порой с женщинами обращались и вовсе как с вещью. Патриарх Филарет обличал московских служилых людей в том, что они, отправляясь в отдаленные места на службу, закладывали своих жен товарищам, предоставляя им право брачной жизни за известную плату. Если муж не выкупал жену в установленный срок, заимодавец продавал ее другому желающему, тот третьему и так далее.

Царицы и царевны были, конечно, избавлены от подобных прелестей супружеской жизни простолюдинок. Однако и им было далеко до полного счастья. Например, царские дочери были фактически обречены на безбрачие: выходить за русских людей, то есть своих подданных, им запрещал обычай, а выдавать их за иностранных принцев мешало различие вероисповеданий. Русские цари твердо стояли на том, чтобы их дочери после замужества сохраняли православие — на этом пункте брачного договора обыкновенно и заканчивалось сватовство иностранного жениха.

Поэтому вся жизнь цариц и царевен проходила в тереме, а заканчивалась в монастыре. Жена и дочери царя жили в строгом уединении, проводя дни частью в молитве и посте, частью в рукоделии и комнатных забавах с сенными девушками. Из мужчин только патриарх и ближние сродники могли видеть их. Врачи в случае надобности осматривали больных женщин в темной комнате, щупая им пульс через платок. В церковь они ходили скрытыми переходами и стояли там в специально отгороженном приделе. Участие в придворных празднествах им было строго заказано. Лишь погребение царя на короткий срок вырывало их из терема: они шли за гробом в непроницаемых покрывалах. Народ знал их единственно по именам, которые провозглашались в церквях при многолетии царскому дому.

Впрочем, неудержимое стремление москвичей XVII века к новшествам сказалось и на жизни московских женщин. К концу столетия времена стали постепенно меняться, и в кремлевских палатах появилась удивительная царевна Софья, чье правление стало прологом к продолжительному «женскому царству» XVIII столетия.
________________________________________
Продолжается сбор средств на издание моей книги «Последняя война Российской империи».
Внести свой вклад можно здесь