Какие есть исторические события. Исторические даты россии и годы правления царей

Великая история синего цвета

2017-12-09 16:01:06

«Чем глубже синий цвет, тем сильнее он зовет человека в бесконечность, будит в нем стремление к чистому и, наконец, к сверхъестественному. Синий – это типично небесный цвет». время поговорить о любимом цвете Василия Кандинского, имеющем свою, совершенно уникальную историю в мире искусства.

Невидимый синий.

В прошлый раз мы коснулись того, что синий цвет в искусстве прошлого существовал весьма загадочно. Он то игнорировался, то использовался не там, где нужно. Синий являлся синонимом черному, точно также, как желтый - белому. В греческом и латинском языках практически не возможно найти этому цвету название. в то время как для триады белый-красный-черный имеется по несколько обозначений. Для описания очевидно синих вещей (растений, минералов) греческие авторы используют названия других цветов. Такое ощущение, что либо вместо синего они видели другие цвета, либо намеренно его игнорировали. Разумеется, ни то ни другое не верно. Древние греки видели окружающий мир идентично европейцу XX столетия, никакие этнические различия не меняли их зрительные качества настолько сильно, а проблема синего цвета не имела личного характера. Тут речь о культурных, социальных, и идеологических различиях, мешающих древним людям воспринимать синий цвет самостоятельно.


Первое появление.

Египетский синий был изобретен еще в III тысячелетии до н.э., изготавливался он из песка и меди, перемолотых в порошок. В древнем Риме синий цвет откровенно не любили, он ассоциировался с черным, то есть с трауром, смертью, порой уродством. По этой причине носить синий цвет было чем-то вопиющим. Голубые глаза были предметом неуважения, физическим недостатком. Свидетельством порочности у женщин и женоподобия у мужчин. В театре голубые глаза часто использовались для создания комических персонажей. В эпоху раннего Средневековья синий цвет категорически не мог быть включен в систему богослужебных цветов. Система сложилась гораздо раньше, чем восприятие синего отдельным цветом, а укоренившиеся к тому моменту стереотипы сделали реабилитацию синего невозможной. Церковь не уделяла ни малейшего, даже самого крошечного места для этого цвета. Католическая литургия всегда была построена на пресловутых трех цветах (догадайтесь каких), правда, по будням их позволялось разбавлять зеленым. Выходит, даже у зеленого цвета было больше прав. При том, что в природе превалируют оба цвета и часто сочетаются вместе.


"Золотой век" синего.

В начале второго тысячелетия, и в особенности начиная с XII века, синий в западноевропейской культуре перестает быть второстепенным и редко используемым цветом, каким он был в Древнем Риме и в эпоху раннего Средневековья. Отношение к нему меняется на прямо противоположное: синий становится модным, аристократическим цветом и даже, по мнению некоторых авторов, прекраснейшим из цветов. За несколько десятилетий его экономическая ценность многократно возросла, его все активнее используют в одежде, он занимает все большее место в художественном творчестве. Столь неожиданная и разительная перемена свидетельствует о том, что та иерархия цветов, что занимала место в системах человеческого восприятия столько лет, была полностью реорганизована.

Под волной вдохновения было изобретено необъятное количество трактовок синего. Синий символизирует истину, божественную силу, чистый разум, святость. Иконография распределяет оттенки синего за отдельными персонажами Нового Завета. 
В первые десятилетия XIII века вдохновленные представители власти начинают облачаться в лазурные цвета. Вспомните о еще недавнем несправедливом обращении с синим цветом, которое было два или три поколения назад. А сейчас великий король Франции, Людовик Святой, становится первым королем, облачившимся в синие одеяния. Начиная с загробного, тлетворного и вытесняемого цвета, синий дорос до главного символа божественности.


Финансовый рост.

В эпоху Возрождения появилось название для наиболее ценного на тот момент пигмента - лазурита. Ультрамариновая краска изготавливалась из самого дорогого на тот момент минерала, ляпис-лазури, что продавался по стоимости пятикратно своему весу. Еще с VI века он доставлялся в Европу только из Афганистана, где происходила его добыча и переработка. Проделывая Великий Шелковый Путь и попадая на европейский рынок, ультрамариновая краска становилось товаром люксового сегмента. Лазурит, из-за его исключительной редкости использовали экономно, и часто его берегли для богатых покровителей, а покупать могли наиболее процветающие художники.


Синий в эпоху современности и наши дни.

Для романтиков, в особенности немецких, синий цвет, как и фиолетовый имеет крайне мощную положительную символику. Это цвет прозаиков и поэтов, влюбленных в неведомое. "Цвет таинственной души мира" - так романтики воспевают синий, восхищаясь всем разнообразием его оттенков. Все достоинства синего раскрываются в максимальной полноте уже в конце XIX - начале XX в. Голубой считается самым красивым оттенком синего. Романтизм наделяет голубой цвет своего рода религиозным смыслом. На момент написания "Юного Вертера", где Гёте одевает своего героя в синий фрак, синий - был самым модным в Германии 1770-х годов. Ошеломительный успех книги еще больше способствует усилению этой моды. Так синий и получил распространение по всей Европе.

Пабло Пикассо обратился к синему цвету и создал "голубой период" тогда, когда двигателем его творчества были меланхолия, депрессия, переживание горя. Синий цвет может передавать апатию также, как и покой, ощущение глубины так же, как и одновременное ощущение безнадежности.

Невзирая на меланхоличность синего цвета, каким он запечатлился в современной культуре, он также оставляет за собой ассоциации с близостью к истине, космогонии, мистике, создает впечатление духовности и остается любимым цветом для огромного количества авторов.


Опираясь на тот факт, что синие тона относительно редко встречаются в изобразительном искусстве античности, а главное, на лексику древнегреческого и латинского языков, филологи позапрошлого века выдвинули предположение, что греки, а вслед за ними и римляне, вообще не различали синий цвет . В самом деле, и в греческом, и в латинском языках трудно подыскать для этого цвета точное и широко распространенное название, в то время как для белого, красного и черного цветов имеется по несколько обозначений. В греческом, цветовой лексике которого понадобилось несколько веков, чтобы сформироваться окончательно, для определения синего цвета чаще всего используются два слова: glaukos и kyaneos . Последнее, по-видимому, произошло от названия какого-то минерала или металла; корень у него не греческий, и ученым долго не удавалось прояснить его смысл. В гомеровскую эпоху этим словом обозначали и голубой цвет глаз, и черный цвет траурных одежд, но никогда — синеву неба или моря. Впрочем, из шестидесяти прилагательных, которые используются для описания природных стихий и пейзажа в «Илиаде» и «Одиссее», лишь три являются определениями цвета ; а вот эпитетов, относящихся к свету, напротив, очень много. В классическую эпоху словом kyaneos обозначали темный цвет, и не только темно-синий, но также и фиолетовый, черный, коричневый. По сути, это слово передает не столько оттенок, сколько настроение. А вот слово glaukos , которое существовало еще в архаическую эпоху, у Гомера используется весьма часто и обозначает то зеленый цвет, то серый, то синий, а порой даже желтый или коричневый. Оно передает не столько оттенок цвета, сколько его блеклость или слабую насыщенность: поэтому им определяли и цвет воды, и цвет глаз, а также листьев или меда .

И наоборот, чтобы обозначить цвет предметов, растений и минералов, которые, казалось бы, могут быть только синими, греческие авторы используют названия совсем других цветов. Например, ирис, барвинок и василек могут быть названы красными (erythros ), зелеными (prasos ) или черными (melas ) . При описании моря и неба упоминаются самые разные цвета, но в любом случае они не относятся к синей цветовой гамме. Вот почему в конце XIX и начале XX века ученых занимал вопрос: видели ли древние греки синий цвет или, по крайней мере, видели ли они его так же, как мы сегодня? Некоторые отвечали на этот вопрос отрицательно, выдвигая теории об эволюции цветовосприятия. По их мнению, люди, принадлежащие к обществам технически и интеллектуально развитым или претендующим быть таковыми — как, например, современные западные общества — гораздо лучше умеют различать большинство цветов и давать им точные названия, чем те, кто принадлежит к «примитивным» или древним обществам .

Иллюстрация из книги «Синий: история цвета»

Иллюстрация из книги «Синий: история цвета»

Эти теории, сразу после их появления вызвавшие ожесточенную полемику и имеющие сторонников даже в наши дни , кажутся мне необоснованными и некорректными. Мало того, что они опираются на весьма туманный и опасный принцип этноцентризма (на основе каких критериев то или иное общество можно назвать «развитым», и кто вправе давать такие определения?), они еще путают зрение (явление преимущественно биологическое) с восприятием (явлением преимущественно культурным). К тому же они игнорируют тот факт, что в любую эпоху, в любом обществе, для любого человека между «реальным» цветом (если слово «реальный» действительно что-то значит), воспринимаемым цветом и названием цвета есть разница — и порой огромная. Если в цветовой лексике древних греков нет определения синего цвета или определение это весьма приблизительное, надо, прежде всего, изучить этот феномен в рамках самой лексики, ее формирования и ее функционирования, затем — в рамках идеологии обществ, которые эту лексику используют, а не искать связь с нейробиологическими особенностями людей, составлявших эти общества. Зрительный аппарат древних греков абсолютно идентичен зрительному аппарату европейцев ХХ столетия. Но проблемы цвета отнюдь не сводятся к проблемам биологического или нейробиологического свойства. Во многом это проблемы социальные и идеологические.

Та же трудность при определении синего цвета встречается в классической, а затем и в средневековой латыни. Конечно, здесь имеется целый набор названий (caeruleus, caesius, glaucus, cyaneus, lividus, venetus, aerius, ferreus ), но все эти определения полисемичные, неточные, и в их употреблении нет логики и последовательности. Взять хотя бы наиболее часто встречающееся — caeruleus. Если исходить из этимологии (cera — воск), оно обозначает цвет воска, то есть нечто среднее между белым, коричневым и желтым. Позже его начинают применять к некоторым оттенкам зеленого или черного, и только потом — к синей цветовой гамме . Такая неточность и непоследовательность лексики отражает слабый интерес к синему цвету римских авторов, а затем и авторов раннего христианского Средневековья. Вот почему в лексике средневековой латыни легко прижились два новых слова, обозначающих синий цвет: одно пришло из германских языков (blavus ), другое — из арабского (azureus ). Эти два слова в итоге вытеснят все остальные и окончательно закрепятся в романских языках. Так, во французском языке (как и в итальянском и испанском) слова, которыми чаще всего обозначают синий цвет, произошли не от латинского, а от немецкого и арабского — bleu от blau и azur от lazaward .

Иллюстрация из книги «Синий: история цвета»

Иллюстрация из книги «Синий: история цвета»

Иллюстрация из книги «Синий: история цвета»

Иллюстрация из книги «Синий: история цвета»

Отсутствие слов для определения цвета или их неточность, их эволюция во времени, частота употребления — и особенности лексической структуры в целом — вся эта совокупность данных представляет огромный интерес для того, кто изучает историю цвета.

Если, вопреки мнению некоторых ученых позапрошлого столетия, римляне все же различали синий цвет, то относились они к нему в лучшем случае равнодушно, а в худшем — враждебно. Это и понятно: синий для них — главным образом цвет варваров, кельтов и германцев, которые, по свидетельствам Цезаря и Тацита, раскрашивали тело синей краской для устрашения врагов . Овидий говорит, что стареющие германцы, желая скрыть седину, подкрашивают волосы соком вайды. А Плиний Старший утверждает, будто жены бриттов красят свои тела в темно-синий цвет тем же самым красителем (glastum ), перед тем как предаться ритуальным оргиям; из этого он делает вывод, что синий — это цвет, которого следует опасаться и избегать .

В Риме синюю одежду не любили, она считалась эксцентричной (особенно в период Республики и при первых императорах) и символизировала траур. Кроме того, этот цвет, светлый оттенок которого казался резким и неприятным, а темный — пугающим, часто ассоциировался со смертью и загробным миром . Голубые глаза считались чуть ли не физическим недостатком. У женщины они свидетельствовали о склонности к пороку ; голубоглазый мужчина считался женоподобным, похожим на варвара и попросту смешным. И, разумеется, в театре эта особенность внешности часто использовалась для создания комических персонажей . Так, например, Теренций награждает нескольких своих героев голубыми глазами и при этом или вьющимися рыжими волосами, или огромным ростом, или тучностью — и то, и другое, и третье в Риме эпохи Республики считалось изъяном. Вот как он описывает персонажа своей комедии «Свекровь», написанной около 160 года до нашей эры: «Высокий, рыжий, толст, голубоглаз, кудряв, / Лицо в веснушках» .

Перевод Нины Кулиш

Пастуро, М. Синий. История цвета / Мишель Пастуро; пер. с фр. Н. Кулиш. — М.: Новое литературное обозрение, 2015. — 144 с. (Серия: Библиотека журнала «Теория моды»)

________________

1 Gladstone W. E. Studies on Homer and the Homeric Age. Oxford, 1858; Magnus H. Histoire de l’évolution du sens des couleurs. Paris, 1878; Weise O. Die Farbenbezeichungen bei der Griechen und Römern // Philologus. 1888. Однако некоторые ученые были иного мнения: см., например, Götz K. E. Waren die Römer blaublind? // Archiv für lateinische Lexicographie und Grammatic. 1908.

2 Magnus H. Histoire de l’évolution du sens des couleurs. Pp. 47-48.

3 О трудностях определения цветов в древнегреческом языке см. у следующих авторов: Gernet L. Dénomination et perception des couleurs chez les Grecs // Problèmes de la couleur / éd. I. Meyerson. Paris, 1957; Rowe С. Conceptions of colour and colour symbolism in the ancient world // Eranos-Jahrbuch. 1972. Vol. 41. P. 327-364.

4 Примеры см. в книге Müller-Bore K. Stilistische Untersuchungen zum Farbwort und zur Verwendung der Farbe in der älteren griechischen Poesie. Berlin, 1922. Ss. 30-31, 43-44 и др.

5 Среди филологов, разделяющих эту точку зрения, назову следующих: Glastone W. E.. Op. cit. T. III; Geiger A. Zur Entwicklungsgeschichte der Menschheit. Stuttgart, 1978; Magnus H. Op. cit.; Price T. R. The Colour System of Virgil // The American Journal of Philology. 1883. Среди их оппонентов — Marry F. Die Frage nach der geschichtlichen Entwicklung des Farbensinnes. Wien, 1879; Götz K. E. Op. cit. Подробный обзор различных позиций по этому вопросу см. в кн. Schulz W. Die Farbenempfindungen der Hellenen. Leipzig, 1904.

6 См., например, Berlin B., Kay P. Basic Colour Terms. Their Universality and Evolution. Berkeley, 1969. Эта книга вызвала ожесточенные споры среди лингвистов, антропологов и неврологов.

7 André J. Op. cit. Этимология, производящая caeruleus от caelum (небо), при фонетическом и филологическом анализе обнаруживает свою несостоятельность. См., впрочем, гипотезу А. Эрну и А. Мейе в «Этимологическом словаре латинского языка» (Париж, 1979) о нигде не засвидетельствованном существовании промежуточной формы caeluleus. А для средневековых авторов, у которых этимология строилась на иных принципах, чем у ученых ХХ века, связь между ceruleus и cereus была вполне очевидной.

8 На эту тему имеется обширная литература; но прежде всего следует выделить книгу Kristol A. M. Color. Les Langues romanes devant le phénomène de la couleur. Berne, 1978. О проблемах с обозначением синего цвета в старофранцузском языке до середины XIII века, см. в книге Schäfer B. Die Semantik der Farbadjective im Altfranzoesischen. Tübingen, 1987. В старофранцузском нередко происходила путаница: слова bleu, blo, blef , которые ведут начало от германского blau («синий»), смешивали со словом bloi, произошедшим от позднелатинского blavus, искаженного flavus, то есть «желтый».

9 “Omnes vero se Britanni vitro inficiunt, quod caeruleum efficit colorem, atque hoc horridiores sunt in pugna aspectu” — Caesar. Commentarii de bello gallico. V, 14, 2. («А все британцы вообще красятся вайдой, которая придает их телу голубой цвет, и от этого они в сражениях страшней других на вид.» — пер. М. М. Покровского.

Народы Ближнего Востока завозят из Азии и Африки краситель, долго остававшийся неизвестным в Европе: индиго. Эту краску добывают из листьев индигоноски, растения, которое насчитывает множество видов, но ни один из них не встречается в Европе. Индигоноска, растущая в Индии и на Ближнем Востоке, - это кустарник, достигающий максимум двух метров в высоту. Красящее вещество (индиготин), более действенное, чем вайда, получают из верхних молодых листочков. Оно придает шелковым, шерстяным и хлопчатобумажным тканям настолько насыщенный и стойкий синий цвет, что красильщику почти не приходится использовать протраву, чтобы закрепить краску в волокнах ткани: иногда достаточно просто опустить ткань в чан с индиго, а затем разложить на открытом воздухе для просушки. Если цвет оказывается слишком бледным, эту операцию повторяют несколько раз.

В тех краях, где растет индигоноска, использование пигмента индиго началось еще в эпоху неолита; благодаря этому кустарнику возникла мода на синий цвет в окрашивании тканей и в одежде. В те же незапамятные времена или немногим позже индиго, в особенности индийский, становится экспортным товаром. Народы, упоминаемые в Библии, начали пользоваться этой краской задолго до рождения Христа; однако стоила она дорого и применялась только для высококачественных тканей. В Риме, напротив, использование этого красителя оставалось ограниченным, и причина была не только в дороговизне (индиго привозили издалека), но еще и в том, что в римском обществе синие тона были мало популярны, хотя нельзя сказать, что они полностью отсутствовали в повседневной жизни. Римлянам, а до них и грекам, был хорошо знаком азиатский индиго. Они умели отличать этот действенный краситель от вайды, которую производили кельты и германцы, и знали, что он происходил из Индии: отсюда и латинское название - indicum. Но они не знали о его растительном происхождении. Дело в том, что листья индиго измельчали и превращали в тестообразную массу, которую высушивали, а потом вывозили и продавали уже в виде небольших брикетов. И покупатели в Европе принимали их за минералы. Вслед за Диоскоридом некоторые авторы утверждали, что индиго - полудрагоценный камень, разновидность лазурита. Вера в минеральное происхождение индиго просуществует в Европе до XVI века.

Краски для живописи: лазурит и медная лазурь

О драгоценных камнях в Библии сказано больше, чем о красках. Но и в этом случае при переводе и интерпретации текста у исследователя сплошь и рядом возникают вопросы. Например, сапфир, чаще других упоминаемый в книгах Ветхого Завета, не всегда соответствует камню, известному нам под этим названием, и порой у него больше общего с лазуритом. Такую же путаницу мы наблюдаем у греков и римлян, а также в раннем Средневековье: большинство энциклопедий и трактатов о целительных свойствах драгоценных камней хорошо знают эти два минерала (которые, как правило, считают равноценными) и четко различают их, но под одними и теми же названиями могут подразумевать то сапфир, то лазурит (azurium, lazurium, lapis lazuli, lapis Scythium, sapphirum). И тот и другой применяются в создании украшений и великолепных произведений искусства, но лишь лазурит дает краску, которой пользуются художники.

Лазурит, как и индиго, пришел в Европу с Востока. Это очень твердый камень, который сегодня считается полудрагоценным; в естественном состоянии он насыщенного синего цвета, с желтовато-белыми крапинками или прожилками. Древние принимали их за золото (на самом деле это серный колчедан), что поднимало престиж камня и увеличивало его цену. Наиболее значительные месторождения лазурита находились в Сибири, Китае, Тибете, а также в Иране и Афганистане - в эпоху Античности и в Средние века камень поставлялся в Западную Европу преимущественно из этих двух стран. Лазурит стоил очень дорого, потому что он был редким и его привозили издалека, к тому же из-за чрезвычайной твердости этого минерала его было очень трудно добывать. Переработка самородного лазурита в пигмент, применяемый в живописи, была очень длительным и сложным процессом: камень надо было не только измельчить, но предварительно освободить от примесей, оставив только синие частицы, которых в нем меньше всего. Греки и римляне не сумели освоить эту технику: зачастую они даже не удаляли примеси, а растирали минерал целиком. Вот почему в их живописи синий цвет получается не таким чистым и ярким, как в Азии или, позднее, на мусульманском Востоке и на христианском Западе. Средневековые художники изобрели способ очистки лазурита с применением воска и вымачивания измельченного камня в воде.

Пигмент, изготовленный на основе лазурита, дает множество разнообразных и ярких оттенков синего цвета. Эта краска не блекнет на свету, но не годится для обширных поверхностей, поэтому ее чаще использовали для малых форм: именно она подарит средневековым миниатюрам их чудесную синеву. При этом из-за высокой цены краской покрывали только ту часть изображения, которая должна была привлекать к себе особое внимание. Однако наибольшее распространение в Античности и в Средневековье получил более дешевый синий пигмент, так называемая медная лазурь. Это минерал, основной карбонат меди, который встречается в природе не в виде камня, а в виде кристаллов. Он не такой стойкий, как лазурит, и часто меняет цвет на зеленый или черный, а при его изготовлении надо быть очень внимательным: если растереть минерал слишком мелко, краска выходит блеклой; а если частицы слишком крупные, они плохо соединяются с вяжущей субстанцией, и покрытие выходит зернистым. Греки и римляне импортировали медную лазурь из Армении (lapis armenus), с острова Кипр (caeruleum Сyprium) и с Синайского полуострова. В Средние века этот минерал добывали в горах Германии и Богемии: отсюда и его название - «горная синева».

Древние умели изготавливать и искусственные краски - из медных опилок, смешанных с песком и поташом. В частности, египтянам на основе подобных силикатов меди удалось создать синие и сине-зеленые оттенки дивной красоты; мы видим их на предметах, найденных в гробницах (статуэтках, фигурках, бусинах). Вдобавок они часто бывают покрыты прозрачной глазурью, которая делает их похожими на драгоценности. Египтяне, как и другие народы Ближнего и Среднего Востока, верили, что синий цвет приносит благополучие и отгоняет злые силы. Его использовали в погребальных ритуалах, чтобы он мог стать защитой усопшему в загробном мире. Нередко схожие свойства приписывали и зеленому цвету, поэтому в гробницах он присутствует наряду с синим.

В Древней Греции синий ценился не так высоко и встречался гораздо реже, даже с учетом того, что в архитектуре и скульптуре, где у греков часто применялись многоцветные росписи, фон, на котором выделяются рельефные фигуры, иногда бывает синим (как, например, на нескольких фризах Парфенона). Доминирующие цвета здесь - красный, черный, желтый и белый; к ним следует добавить еще и золотой. Для римлян, в еще большей степени, чем для греков, синий - мрачный, восточный, варварский цвет; им пользовались редко и неохотно. В своей «Естественной истории», в знаменитой главе, посвященной изобразительному искусству, Плиний Старший утверждает, что лучшие живописцы используют только четыре краски: белую, желтую, красную и черную. Исключением является только мозаика: придя с Востока, она принесла с собой более оживленную цветовую гамму, в которой больше зеленых и синих цветов и которая впоследствии найдет себе место в византийском и раннехристианском западном искусстве. В мозаике синий - не только цвет воды, он используется как фон и нередко символизирует свет. Все это люди вспомнят в Средние века.

Видели ли синий цвет древние греки и римляне?

Если, вопреки мнению некоторых ученых позапрошлого столетия, римляне все же различали синий цвет, то относились они к нему в лучшем случае равнодушно, а в худшем - враждебно. Это и понятно: синий для них - главным образом цвет варваров, кельтов и германцев, которые, по свидетельствам Цезаря и Тацита, раскрашивали тело синей краской для устрашения врагов. Овидий говорит, что стареющие германцы, желая скрыть седину, подкрашивают волосы соком вайды. А Плиний Старший утверждает, будто жены бриттов красят свои тела в темно-синий цвет тем же самым красителем (glastum) перед тем, как предаться ритуальным оргиям; из этого он делает вывод, что синий - это цвет, которого следует опасаться и избегать.

В Риме синюю одежду не любили, она считалась эксцентричной (особенно в период Республики и при первых императорах) и символизировала траур. Кроме того, этот цвет, светлый оттенок которого казался резким и неприятным, а темный - пугающим, часто ассоциировался со смертью и загробным миром. Голубые глаза считались чуть ли не физическим недостатком. У женщины они свидетельствовали о склонности к пороку; голубоглазый мужчина считался женоподобным, похожим на варвара и попросту смешным.

Рождение богослужебных цветов

С VII века, когда Церковь ввела в свой обиход некое подобие роскоши, в тканях для церковного убранства и облачениях священников стали использовать золото и яркие цвета. Однако единого правила их использования не было, в каждой епархии это решали по-своему.

В начале второго тысячелетия появляется больше текстов о религиозной символике цветов. Наиболее интересно, что ни в одном из них не только не рассматривается, но даже не упоминается синий цвет. Его словно не существует вообще. И это притом, что неизвестные авторы подробно обсуждают три оттенка красного (ruber, coccinus, purpureus), два оттенка белого (albusи candidus), два оттенка черного (aterи niger), а также зеленый, желтый, фиолетовый, серый и золотой. Но о синем - ни слова. В последующие столетия картина не меняется.

Начиная с XII века самые видные богословы, писавшие о литургии (Гонорий Августодунский, Руперт Дойцкий, Гуго Сен-Викторский, Жан Авраншский, Жан Белет), все чаще говорят в своих сочинениях о цвете. По отношению к трем основным цветам они единодушны: белый означает чистоту и невинность, черный - воздержание, покаяние и скорбь, красный - кровь, пролитую Христом и за Христа, Страсти Христовы, мученичество, самопожертвование и божественную любовь. Иногда они рассуждают и о других цветах: зеленом (это «промежуточный» цвет, medius color), фиолетовом (для них это своего рода «получерный», subniger, а отнюдь не смесь красного и синего), а также изредка упоминают серый и желтый. Но о синем - ни слова. Для них его просто не существует.

Синего цвета не существует и для того, чьи суждения о богослужебных цветах будут определять религиозную обрядность вплоть до Тридентского собора - для кардинала Лотарио Конти ди Сеньи, который позднее станет папой Иннокентием III. Около 1194-1195 годов, еще будучи кардиналом-диаконом, Лотарио ди Конти, которого Целестин III временно отстранил от дел папской курии, написал несколько трактатов, один из которых, знаменитый «О Таинстве Святого Алтаря» («De Sacro Altaris Mysterio»), посвящен мессе. Вдобавок в трактате есть немало подробностей о тканях, которые использовались в Римской епархии для церковного убранства и облачений священников до его собственного понтификата. Посмотрим, что написано в трактате будущего папы о цветах.

Белый, будучи символом чистоты, подходит для праздников, посвященных ангелам, девам и исповедникам, для Рождества и Крещения Господня, Великого четверга, Пасхи, Вознесения и Дня всех святых. Красный - символ крови, пролитой Христом и за Христа, пригоден для праздников апостолов и мучеников, Воздвижения и Пятидесятницы. Черный, цвет скорби и покаяния, следует использовать для заупокойной мессы, Рождественского поста, Дня святых Невинных Младенцев Вифлеемских и в течение Великого поста. А зеленый надлежит использовать в те дни, для которых не подходят ни белый, ни красный, ни черный, ибо - и для историка цвета это чрезвычайно важное замечание - «зеленый цвет является средним между белизной (albedinem), чернотой (nigredinem) и краснотой (ruborem)» (Цит. по Ткаченко А.А. Эмблематика литургических цветов в трактате Дж. Лотарио (папы Иннокентия III) «О святом таинстве алтаря» // Signum. 2005. Вып. 3. С. 40. - Прим. ред.). Автор добавляет, что черный иногда можно заменить фиолетовым, а зеленый - желтым. Однако он, как и его предшественники, абсолютно ничего не говорит о синем.
Это умолчание кажется странным, поскольку именно тогда, в последние годы XII века, синий цвет уже начал свою экспансию: за несколько десятилетий он успел пробраться в церковь - его можно увидеть на витражах, эмалях, алтарных образах, тканях, облачениях священников. Но он не включен в систему богослужебных цветов и не попадет в нее никогда. Эта система сложилась слишком рано, чтобы в ней могло найтись хоть какое-то, пусть даже самое скромное, место для синего цвета. Ведь и в наши дни католическая месса построена на трех «первичных» цветах древних социумов: белом, черном и красном; правда, по будням их дозволено «разбавлять» зеленым.

Прелаты-хромофилы и прелаты-хромофобы

Итак, синий цвет не предусмотрен кодом богослужебных цветов. А вот в изобразительном искусстве раннего Средневековья следует выделить три периода. В раннехристианскую эпоху синий цвет используется главным образом в мозаике, в сочетании с зеленым, желтым и белым; и в мозаичных композициях его всегда можно четко отличить от черного, чего не скажешь о настенных росписях того же времени или о миниатюрах более поздних веков. Долгое время в иллюминированных рукописях лишь изредка попадается синий цвет, причем исключительно темно-синий; этот цвет обычно фигурирует на втором плане или на периферии - у него нет своей символики, поэтому он не участвует в формировании смысла произведений искусства и культовых изображений. Впрочем, до самого X или даже XI столетия на многих миниатюрах он полностью отсутствует, особенно на Британских островах и на Пиренейском полуострове.

Зато на миниатюрах, созданных в Каролингской империи, уже начиная с IX века синий встречается все чаще и чаще: это и цвет фона, на котором фигуры властителей выглядят особенно величественными, и один из небесных цветов, указывающий на присутствие или на вмешательство Всевышнего, а иногда уже и цвет одежд некоторых персонажей (императора, Пресвятой Девы, того или иного святого). Но в этих случаях речь идет не о яркой, сияющей синеве, а о тусклом темно-синем цвете, с серым или фиолетовым оттенком. На рубеже второго тысячелетия синие тона на миниатюрах становятся более светлыми и менее насыщенными; при этом на некоторых изображениях они начинают все чаще выступать в роли самого настоящего «света», перемещаясь с заднего плана ближе к зрителю, чтобы «подсветить» сцены, разворачивающиеся на переднем плане. Пройдет чуть меньше столетия, и эту двойную роль - божественного света и фона, на котором выделяются фигуры персонажей, синий цвет начнет играть в витражном искусстве XII века. Светлый, сияющий синий цвет, очень устойчивый, в сочетании не с зеленым, как это было принято в живописи раннего Средневековья, а с красным цветом.

Прелаты-хромофилы и прелаты-хромофобы сходились в жестоком противостоянии. Например, в 1120-1150-х годах между монахами аббатств Клюни и Сито бушевала настоящая война. Если цвет - это свет, то он по самой своей природе причастен к божественному. А следовательно, дать цвету больше места в земном мире - в частности, в храме - значит оттеснить тьму ради торжества света, то есть Бога. Стремление к цвету и стремление к свету неразрывно связаны друг с другом. Если же, напротив, цвет - материальная субстанция, всего лишь оболочка, то он ни в коей мере не является эманацией божества: это бесполезное украшение, которое человек добавил к божественному Творению. Его нужно отбросить, изгнать из храма, ибо оно не только суетно, но и вредно, поскольку загораживает transitus, путь, который ведет человека к Богу.

Вопросы, оживленно обсуждавшиеся в VIII-IX веках или даже ранее - в середине XII столетия, продолжают вызывать бурную полемику. Ведь дело тут не только в теологии или философии: все эти вопросы тесно связаны с повседневной жизнью, с выполнением религиозных обрядов и с художественным творчеством. Ответы на них определяют роль цвета в привычном поведении истинного христианина и в окружающей его среде, в обстановке тех мест, которые он посещает, в изображениях, которые он созерцает, в одежде, которую он носит, в предметах, которые ему приходится держать в руках. А главное, они определяют место и роль цвета в церковном убранстве, а также в изобразительном искусстве и в религиозных обрядах.

Есть прелаты-хромофилы, которые приравнивают цвет к свету, и прелаты-хромофобы, для которых цвет - это материя. Среди первых самая видная фигура - аббат Сугерий, в 1130-1140 годах руководивший строительством базилики Сен-Дени и придававший цвету большое значение. Для него, как и для великих аббатов монастыря Клюни в течение двух предыдущих столетий, ничто не может быть слишком прекрасным для дома Божьего. Все искусства и ремесла, все материальные носители, живопись, витражи, эмали, ткани, украшения из драгоценных камней и металлов должны способствовать превращению базилики в подлинный храм цвета, ибо свет, красота и роскошество, потребные для богопочитания, прежде всего выражаются через цвета. И с этого времени главным цветом будет считаться синий, ибо, как и золото, синева есть свет, божественный свет, небесный свет, свет, на фоне которого запечатлено все сотворенное. С этого времени в западноевропейском искусстве свет, золото и синева на несколько веков станут почти что синонимами.

В XII веке наличие или отсутствие цветов, которые монахам и мирянам дозволено (или не дозволено) было видеть в церкви, могло зависеть от личной позиции того или иного прелата или богослова по отношению к цвету. В следующем веке такого уже не будет.

О.БУЛАНОВА

Вся наша жизнь – это самые разнообразные цвета и оттенки. Цвет занял важное место в нашей культуре, ему стали приписывать мистические и божественные свойства. Огромное значение цвет приобрел в символике: геральдической, религиозной и т.п.

Однако было неверным думать, что все цвета всегда были в одинаковом положении. Мишель Пастуро в своей книге “Синий. История цвета” обратил внимание, что синий цвет стал присутствовать в человеческой жизни отнюдь не с самого начала ее зарождения и традиция его использования в общественной, художественной и религиозной жизни сложилась относительно недавно.

Так, на первых настенных изображениях эпохи позднего палеолита этот цвет отсутствует. Мы видим всевозможные оттенки красного и желтого, черный – большей или меньшей яркости и насыщенности, но синего нет совсем, зеленого – тоже, и очень мало белого.

Через несколько тысячелетий, в эпоху неолита, когда люди начали вести оседлую жизнь и освоили технику окрашивания предметов, они стали использовать красную и желтую краски, а синей все не было.

Хотя этот цвет имеется в природе, человек потратил много времени и труда, чтобы научиться воспроизводить его, изготавливать для своих надобностей и свободно им пользоваться.

Возможно, именно по этой причине в западной культурной традиции синий так долго оставался на втором плане, практически не играл никакой роли ни в общественной жизни, ни в религиозных обрядах, ни в художественном творчестве.

По сравнению с красным, белым и черным, тремя “основными” цветами всех древних социумов, символика синего была слишком бедна, чтобы содержать в себе важный смысл или служить для передачи каких-либо важных понятий, вызывать глубокие чувства или производить сильное впечатление.

Второстепенная роль синего в жизни древних и то обстоятельство, что во многих тогдашних языках трудно отыскать соответствующее этому цвету слово, заставили многих ученых XIX в. усомниться в том, что древние видели синий цвет или, во всяком случае, видели таким, каким его видим мы.

Сейчас подобные сомнения стали анахронизмом. Однако на удивление небольшое общественное и символическое значение, которое придавалось синему в европейских социумах в течение долгих тысячелетий, от неолита до середины Средневековья, – неопровержимый исторический факт, и он нуждается в объяснении.

Опираясь на то обстоятельство, что синие тона относительно редко встречаются в изобразительном искусстве античности, а главное – на лексику древнегреческого и латинского языков, филологи XIX в. выдвинули предположение: греки, а вслед за ними и римляне, вообще не различали синий.

В самом деле, и в греческом, и в латинском языках трудно подыскать для синего точное и широко распространенное название, в то время как для белого, красного и черного есть не одно, а несколько слов.

В греческом, цветовая лексика которого формировалась на протяжении нескольких веков, для определения синего чаще всего используются два слова: “glaukos” и “kyaneos”. Последнее, по-видимому, произошло от названия какого-то минерала или металла; у этого слова не греческий корень, и ученым долго не удавалось прояснить его смысл.

В гомеровскую эпоху словом “kyaneos” обозначали и голубой цвет глаз, и черный цвет траурных одежд, но никогда – синеву неба или моря. Впрочем, из 60 прилагательных, которые используются для описаний природных стихий и пейзажа в “Илиаде” и “Одиссее”, лишь три являются определениями цвета; а вот эпитетов, относящихся к свету, напротив, очень много. В классическую эпоху словом “kyaneos” обозначали темный цвет, причем не только темно-синий, но и фиолетовый, черный, коричневый. По сути, это слово передает не столько цветовой оттенок, сколько производимое им впечатление.

А вот слово “glaukos”, существовавшее еще в архаическую эпоху, у Гомера используется весьма часто и обозначает то зеленый, то серый, то синий, а порой даже желтый или коричневый. Оно передает не строго определенный цвет, а скорее его блеклость или слабую насыщенность: поэтому так характеризовали и цвет воды, и цвет глаз, а также – листьев или меда.

И наоборот, чтобы указать цвет предметов, растений и минералов, которые, казалось бы, не могут быть не синими, греческие авторы используют названия совсем других цветов. Например, ирис, барвинок и василек могут быть названы красными (erytros), зелеными (prasos) или черными (melas).

При описании моря и неба упоминаются самые разные цвета, но – не синей гаммы. Вот почему в конце XIX – начале XX вв. ученых занимал вопрос: видели ли древние греки синий цвет или, по крайней мере, видели ли они его так, как мы?

Некоторые отвечали на этот вопрос отрицательно, выдвигая теории об эволюции цветоощущения: по их мнению, люди, принадлежащие к обществам технически и интеллектуально развитым, гораздо лучше умеют различать цвета и давать им точные названия, чем те, кто принадлежал к “примитивным” или древним обществам.

Эти теории, сразу после их появления вызвавшие ожесточенную полемику, многим кажутся некорректными. Мало того, что их авторы опираются на весьма туманный и опасный принцип этноцентричности (на основе каких критериев то или иное общество можно назвать “развитым” и кто вправе давать такие определения?), они еще путают зрение (явление биологическое) с восприятием (явлением культурным).

К тому же они не берут в расчет, что в любую эпоху, в любом обществе, в сознании человека существует зазор, и порой немалый, между цветом реальным, цветом воспринимаемым и тем, как этот цвет называют.

Если в цветовой лексике древних греков нет определения синего или оно весьма приблизительное, надо прежде всего изучить данный феномен в рамках формирования и функционирования лексики, затем – в идеологических рамках обществ, которые этой лексикой пользуются, а не искать тут связь с особенностями нейробиологии членов этих обществ: зрительный аппарат древних греков абсолютно идентичен зрительному аппарату современных европейцев.

Трудность при определении синего цвета встречается и в классической, а затем и в средневековой латыни. Взять хотя бы наиболее часто встречающееся – “caeruleus”: если исходить из этимологии слова (cera – воск), оно обозначает цвет воска, т.е. нечто среднее между белым, коричневым и желтым, затем его начинают применять к некоторым оттенкам зеленого или черного, и только гораздо позднее – к синей цветовой гамме.

Такая неточность и непоследовательность лексики, когда речь заходит о синем, отражает слабый интерес к этому цвету римских авторов, а затем и авторов раннего Средневековья.

Вот почему в средневековой латыни легко прижились два новых слова, обозначающих синий цвет: одно пришло из германских языков (blavus), другое – из арабского (azureus). Эти слова впоследствии вытеснят все остальные и окончательно закрепятся в романских языках.

Если, вопреки мнению некоторых ученых XIX в., римляне все же умели различать синий, то относились они к нему в лучшем случае равнодушно, а в худшем – враждебно. Оно понятно: синий для них – главным образом цвет варваров, кельтов и германцев, которые раскрашивали тело синей краской для устрашения врагов.

Овидий говорит, что стареющие германцы, скрывая седину, подкрашивают волосы соком вайды. А Плиний утверждает, будто жены бриттов красят свои тела в темно-синий цвет той же вайдой перед ритуальными оргиями; из чего делает вывод, что синий – цвет, которого следует опасаться либо избегать.

В Риме синюю одежду не любили, она свидетельствовала об эксцентричности либо символизировала траур. Кроме того, этот цвет, светлый оттенок которого казался резким и неприятным, а темный – пугающим, часто ассоциировался со смертью и с загробным царством.

Голубые глаза считались чуть ли не физическим недостатком. У женщины они свидетельствовали о склонности к пороку; голубоглазый мужчина слыл женоподобным, похожим на варвара и попросту смешным. И, разумеется, в театре эта особенность внешности часто использовалась для создания комических персонажей.

Теренций, например, награждает нескольких своих героев голубыми глазами и при этом – либо вьющимися рыжими волосами, либо громадным ростом, либо тучностью – и то, и другое, и третье в республиканском Риме считалось изъяном. Вот как описывает Теренций смешного персонажа в своей комедии “Свекровь”: “Тучный верзила с курчавыми рыжими волосами, голубыми глазами и бледным, как у покойника, лицом”.

Начиная с эпохи Каролингов, а может даже несколько ранее (с VII в., когда Церковь ввела в свой обиход некое подобие роскоши), в тканях для церковного убранства и облачении священников стали использовать золото и яркие цвета. Белый становится цветом чистоты. О синем по-прежнему ни слова.

В начале II тысячелетия появляются трактаты о религиозной символике цвета. Ни в одном из них не только не рассматривается, но даже не упоминается синий цвет. Словно его и не существовало вообще. И только в последние годы XII в. синий цвета начал упоминаться.

Более глубокое изучение вопроса привело к выявлению другой закономерности. Вначале любой из языков содержал слова, определяющие тона темного и белого. Потом появился красный, ассоциирующийся с кровью и вином, затем желтый и зеленый. Спустя длительный период формирование основной цветовой гаммы завершилось появлением синего.

Единственная древняя культура, которая различала синий цвет, – египетская. У египтян даже была краска синего цвета.

На самом деле в окружающей природе синий цвет – редкость. Современный человек уверен, что небеса синие. Но так ли это? Согласно работам немецкого филолога Лазаруса Гейгера и священным писаниям, небеса могут видеться по-иному.

Гайем Дойчером, автором произведения “Сквозь зеркало языка”, был проведен эксперимент со своей дочерью. Как-то он спросил у нее, какого цвета небо. Вначале в понимании девочки небо было бесцветное. Потом – белое. И лишь став постарше, она осознала, что небо синее. Понимание синего цвета завершило цепочку цветового восприятие девочки.

В связи с этим возникает еще один вопрос: может ли человек различать цвета, пока неопределенные конкретными понятиями? Для выяснения этого вопроса ученым Джули Давидофф была предпринята поездка в Намибию. Он работал с местным племенем химба, у которого отсутствует понимание синего цвета. Также его представители не отличают голубой от зеленого.

Для эксперимента членам племени предложили рассмотреть круг, на котором было 11 зеленых квадратов и один голубой. Результат – голубой никто не смог найти.

Зато в языке химба много слов для описания оттенков зеленого, чего нельзя сказать о европейских языках. При рассмотрении круга с зелеными квадратиками с одним слегка отличным по оттенку испытуемые мгновенно его находили.

Итак, какой же можно сделать вывод? Для определения цветов нужны слова и способ, которым их можно идентифицировать, иначе возникают сложности в видении отличий, несмотря на их физическое восприятие нашими глазами. До момента, когда синий цвет начал восприниматься всеми как норма, человечество видело его, однако не понимало, что именно видит.

Окружающий мир наполнен самыми разными цветами, часть которых еще невидима для нас. И только постоянное развитие наших способностей позволяет людям со временем открывать новые цветовые оттенки.

В 1903 г. Уилбор и Орвилл Райты построили аэроплан «Флайер». Самолет был оснащен бензиновым двигателем, а его первый полет совершился на высоту 3м и длился в течении 12 секунд. В 1919 г. была открыта первая воздушная линия из Парижа в Лондон. Максимально допустимое количество пассажиров было , а длительность полета составляла 4 часа.

Радиоэфир

В 1906 г. вышла в эфир первая радиопередача. Канадец Редженалд Фессенден играл на скрипке в радиоэфире, а его выступление принималось на кораблях за тысячи миль. К началу 1960-х гг. появились первые карманные радиоприемники, работающие на батареях.

Первая Мировая Война

В 1914 г. , в которой принимали участие 38 стран. В военных действиях участвовали Четверной союз (Германия, Австро-Венгрия, Турция и Болгария) и блок Антанты (Россия, Англия, Франция, Италия и др.) Конфликт произошел между Австрией и Сербией из-за убийства австрийского наследника престола. Война более 4-х лет, и в сражениях погибло более 10 млн. солдат. Блок Антанты одержал победу, но экономика стран за время военных действий пришла в упадок.

Русская Революция

В 1917 г. в России началась Великая Октябрьская Революция. Был свергнут царский режим и расстреляна императорская семья Романовых. На смену царской власти и капитализму пришел социалистический строй, который предлагал создать равенство для всех трудящихся. В стране установилась диктатура пролетариата, а классовое общество было ликвидировано. Появилось новое тоталитарное государство - Российская Социалистическая Федеративная Республика.

Телевидение

В 1926 г. Джон Бэрд получил телевизионное изображение, а в 1933 г. Владимир Зворыкин добился лучшего качества воспроизведения. На экране 25 раз в секунду обновлялись электронные изображения, благодаря чему возникали движущиеся образы.

Вторая Мировая Война

В 1939 г. началась Вторая Мировая Война, в которой принимали участие 61 государство. Инициатором военных действий стала Германия, которая напала сначала на Польшу, а позже на СССР. Война длилась 6 лет и унесла 65 миллионов жизней. Наибольшие потери в ходе войны выпали на долю СССР, но благодаря несокрушимому духу Красная Армия одержала победу над фашистскими оккупантами.

Ядерное оружие

В 1945 г. впервые было применено : на японские города Херасиму и Нагасаки американские вооруженные силы сбросили ядерные бомбы. Таким образом США стремились ускорить окончание Второй Мировой войны с Японией. Погибли сотни тысяч жителей, а результаты бомбардировки имели катастрофические последствия.

Компьютеры и Интернет

В 1945 г. два американских инженера Джон Эккерт и Джон Моукли создали первую электронно вычислительную машину (ЭВМ), которая весила около 30 тонн. В 1952 г. к ЭВМ был подключен первый дисплей, а первый персональный компьютер был создан компанией Apple в 1983 г. В 1969 г. была создана система Интернет для обмена информацией между научными центрами США, а к началу 1990 гг. интернет превратился во всемирную сеть.

Полет в космос

В 1961 г. советская ракета преодолела земное притяжение и совершила первый полет в космос с человеком на борту. Трехступенчатая ракета была построена под руководством Сергея Королева, а управлял космическим кораблем русский космонавт Юрий Гагарин.

Распад СССР

В 1985 г. в Советском Союзе началась «Перестройка»: появилась система, на смену жесткой цензуре пришла гласность и демократия. Но многие реформы привели к экономическому кризису и обострению национальных противоречий. В 1991 г. в Советском Союзе произошел переворот, и СССР распался на 17 отдельных независимых государств. Территория страны сократилась на четверть, а США стали единственной в мире сверхдержавой.

Двадцатый век – самое насыщенное, опасное и продуктивное столетие в истории человечества. Рост уровня и продолжительности жизни, энергичное развитие науки, изобретение антибиотиков, исследование генетики и возникновение интернета соседствовали с такими понятиями, как мировая война, ядерная бомба, фашизм и геноцид.

Век 20 был насыщен событиями так, как ни одна эпоха до этого. Множество революций, и не только политических, потрясающие открытия, попытки впервые объединить человечество не войной и захватом территорий (хотя не без этого), а на условиях сотрудничества, важнейшие достижения и изобретения в медицине и технике, бурное развитие науки, изменения в массовом сознании. Не раз в мировой истории прошлого века цивилизация балансировала на грани уничтожения, всеобщая история могла закончиться в ядерном апокалипсисе.

Буквально с лошадей люди пересели на автомобили, поезда и самолеты, отправились покорять космос, изобрели новые направления в искусстве и спорте, открыли тайны генетики и практически избавились от рабства. Качество и продолжительность жизни улучшились, а население планеты увеличилось вчетверо. Важнейшие исторические события на всех пяти заселенных континентах затронули все сферы человеческой деятельности. Человечество вступает в 21 век, опираясь на великие и значимые достижения двадцатого столетия.

Начало 20 века

Двадцатый век человечество встретило войнами и революциями, великими открытиями и серьезными политическими потрясениями. Уже были изобретены радио и рентген, двигатель внутреннего сгорания и лампочка, заложены основы психоанализа и равноправия.

На рубеже 19 века и 20 столетия Россия оставалась государством с абсолютной монархией, которая, однако, уже потеряла популярность в народе. Во многом авторитету монарха наносили вред всевозможные «юродивые», пользующиеся при дворе большим влиянием, особенно «постарался» Григорий Распутин, бывший конокрад, ставший символом распущенности и слабости самодержавия.

1900 год, последний перед 20 веком, стал во многом определяющим все последующее столетие, подарив людям звуковое кино, которое изобрел Леон Гомон, и дирижабль, созданный легендарным немцем Цеппелином.

В 1901 году Карл Ландштейнер делает потрясающее открытие, навсегда изменившее медицину – он обнаруживает существование разных групп крови. А небезызвестный Алоис Альцгеймер описывает болезнь, названную его фамилией. В том же 1901 году американец Жилетт изобретает безопасную бритву, а Рузвельт, 26-й президент США, укрепляет позиции монополий в государстве и поддерживает англо-японский союз против России.

1903 год ознаменовался полетом американцев братьев Райт. Изобретение авиации подтолкнуло научно-технический прогресс во всем мире. В этом же году возник большевизм, в 1904-05 произошла Русско-Японская война, а «Кровавое воскресенье» 1905 года перевернуло жизнь России, положив начало крупным государственным переменам, впоследствии разделившим мир на два лагеря – социалистический и капиталистический. Конец 19-го и начало 20 века в российской поэзии называют «Серебряным веком». Цветаева, Блок, Маяковский, Есенин – эти гениальные поэты известны каждому, и творили они именно тогда, в годы бурных социальных потрясений.

Сексуальная революция

Вплоть до 20-го столетия роль женщины в подавляющем большинстве стран была второстепенной во всех отраслях науки, культуры и общественной жизни. Кроме того, тема секса была табуированной в любом обществе, а однополые отношения приравнивались к преступлению.

Понятие «Сексуальная революция» ввел в обиход в 30-е годы 20 века ученик Фрейда, занимающийся социальной критикой, Вильгельм Райх. Он яростно проповедовал необходимость полового воспитания и отмену морали, развивающей ханжество. В его программу входили пункты о разрешение разводов, абортов и однополых связей, сексуальное образование как средство планирования семьи и профилактики венерических заболеваний.

Многие социологи и историки полагают, что основы этой революции были заложены еще в 1917 году в молодой Советской республике, которая предложила женщине равные права с мужчинами во всех отраслях хозяйства и даже политической жизни. Но в более узком смысле под сексуальной революцией понимают процессы, происходившие на Западе в 60-е годы.

Женщина категорически перестала соглашаться с ролью мужской собственности и взяла на себя смелость самостоятельно решать, во что одеваться и чем заниматься. К тому же к 60-м годам в ряде стран требования к качеству презервативов и других средств контрацепции серьезно ужесточились и они стали широко доступны, тогда как раньше их использование часто запрещалось законодательно за редким исключением.

Возросла общественная активность женщин, уменьшился риск болезней и нежелательных беременностей, наступила эпоха свободной морали. Этот процесс продолжается в мире и сегодня, но если в 60-е сторонники сексуальной революции хотели всего лишь избавиться от нежелательных вещей, которые были неизбежны при ханжеской морали (например, ненужных беременностей и массовых заражений кожными и венерическими заболеваниями), то сегодня чрезвычайная свобода нравов порой дает обратный эффект – в частности, в России бушует СПИД, а институт семьи в некоторых регионах почти полностью уничтожен.

Борьба за права человека в 20 веке

Еще в 19 веке множество стран использовали рабство, избавлялись от «неполноценных» людей, к которым относили инвалидов или гомосексуалистов, чернокожие считались «людьми второго сорта». В первом десятилетии 20 века в России начались волнения, которые закончились Октябрьской Революцией, и впервые в мире в обществе крупного государства сложилась концепция социального равноправия. Сталинская конституция в СССР была одной из самых демократических в мире. К сожалению, эти достижения не смогли стать прогрессивными в условиях тоталитарного государства.

Чуть позже, в первой половине 20 века, в Германии, Италии, Франции, возникает похожая идея превосходства общества над отдельной личностью – и рождается фашизм, уничтожающий не только социальную справедливость, но и объявляющий большую часть населения планеты «неполноценными группами» людей. Страшный урок фашизма подтолкнул процесс создания международных механизмов, защищающих права человека.

В середине 20 века состоялось принятие Всемирной декларации прав человека, а в 1966 году возник международный Билль о правах, который и сегодня является основой прав человека. В Билле закреплена универсальная концепция человеческого достоинства – равенство людей во всех сферах жизнедеятельности, независимо от страны проживания, цвета кожи, религии или половой принадлежности.

Также была закреплена несовместимость прав с угнетением, тиранией, рабством и обеспечена правовая система гарантий прав человека. Наверное, каждому знакомы великие имена исторических личностей, которые внесли огромный вклад в борьбу за права человека: в России это был Андрей Сахаров, в Германии – Альберт Швейцер, в Индии - Махатма Ганди и многие, многие другие. Каждому из них посвящены страницы википедии, где подробно описаны важные исторические события, связанные с этими людьми.

Достижения истории 20 века в отношении равноправия изменили мир и сознание, благодаря им человечество, свободное от предрассудков и попрания прав личности, смогло добиться значительных успехов к началу века 21-го. К сожалению, и здесь не обошлось без крайностей, порой такие современные явления как толерантность и феминизм принимают совершенно абсурдные формы.

Наука, технологии и медицина

Активное развитие технологий 20 века постоянно подталкивались вооруженными конфликтами первой половины столетия, то и дело вспыхивающими между разными странами. Две мировые войны послужили стимулом развития медицины и технологий, которые человечество смогло использовать в мирных целях.

В 1908 году физик Гейгер изобрел прибор для измерения радиоактивности, а в 1915 немецкая армия получила на вооружение противогаз, созданный химиком Хабером. В конце двадцатых годов произошло сразу два открытия в медицине – аппарат искусственного дыхания и первый антибиотик, пенициллин, навсегда покончивший с основной причиной смерти людей – воспалительными процессами.

В 1921 году Эйнштейн сформулировал теорию относительности, и это запустило ряд научных исследований, которые привели человека в космос. Удивительно, но такие вещи, как мобильный телефон, акваланг, компьютер и микроволновая печь были изобретены в 40-х годах. И о каждом из этих событий можно смело сказать, что это значимые даты, изменившие мир. Пятидесятые принесли миру контактные линзы и ультразвук, в шестидесятых человечество впервые вырвалось за пределы своей планеты, изобрело виртуальную реальность и компьютерную мышь.

В семидесятых появились такие вещи, как бронежилет и искусственное сердце, персональный компьютер и компьютерные игры. Но главный подарок человечеству сделали Роберт Эллиот Кан и Винтон Серф, которые придумали интернет. До бесконечной свободы общения и безграничного доступа к любой информации оставались считанные годы.

Восьмидесятые и девяностые – время не менее великих открытий. Новейшая история стремительно движется к возможности справиться со старением, почти целиком исключить человека из процесса производства товаров и продуктов питания, изобретению искусственного интеллекта, к расшифровке генома.

Благодаря достижениям 20-го века большая часть человечества живет в постиндустриальной эпохе, в обществе, где преобладают инновационные технологии, наука и высокая производительность. А наиболее ценными качествами каждого человека стали образование и творческий подход к работе.

Культура и образование

Изобретение кино стало значимой вехой, а телевизор позволил «путешествовать» по разным странам, не выходя из дома. Ускоренное развитие связи, СМИ, транспорта и техники во второй половине столетия подтолкнуло процесс развития и взаимопроникновения культур разных стран, а искусство разделилось на два течения – традиционно высокое искусство и «рыночная» или «бульварная», массовая культура.

Этому немало способствовало стремительно набирающее обороты образование. В самом начале прошлого века процент людей, знавших грамоту, был крайне низок, а сегодня, пожалуй, найти человека не умеющего читать хотя бы на родном языке, весьма затруднительно. Кстати литература тоже кардинально изменилась за прошедшее столетие. Появился новый жанр – фантастика, рассказывающая о чудесах, большинство из которых человечество смогло воплотить в реальность. Например, лазер, клонирование, полет на луну, генетические эксперименты.

В 1916 году в Америке появился первый микрофон, а в 1932 году американец Адольфус Рикенбакет изобрел электрическую гитару, и музыка зазвучала иначе. После «золотых шестидесятых», когда произошла мировая культурная революция, в музыке появилась добрая сотня новых направлений, навсегда изменивших все каноны. В 1948 году появился первый проигрыватель, а уже в следующем начался выпуск виниловых записей.

Прошлое столетие – эпоха появления массовой культуры, которая шла нога в ногу с прогрессом телевидения. Европа обвиняла Америку в проникновении массовой культуры в европейское искусство, ряд культурных деятелей России считал, что отечественная классическая школа подвергается чрезмерной «европеизации», но смешение различных идей, традиций и философий уже было не остановить.

Массовая культура – продукт для широкого потребления, удовлетворяющий запросы толпы. А «высокое искусство» направлено на гармоничное развитие отдельной личности, возвышая ее и приобщая к прекрасному. И та, и другая сторона необходимы, они отражают все социальные процессы общества и помогают коммуникации людей.

Войны 20 столетия

Несмотря на стремительное развитие цивилизации, 20 век – время величайших войн и катастроф в истории человечества. В 1914 году началась Первая мировая война, в которой так или иначе приняли участие 38 из существующих тогда в мире 59-ти государств. На фоне этого страшного кровопролития в России начала века произошла социалистическая революция и Гражданская война, которая унесла больше жизней, чем все сражения с наполеоновской армией. Некоторые очаги ее, тлеющие в Средней Азии, удалось погасить только к сороковым годам. Первая мировая закончилась в 1918-м году.

В январе 1933 года рейхсканцлером Германии был назначен тогда мало кому известный участник Первой мировой Адольф Гитлер. Он считал поражение Германии следствием деятельности предателей нации и горел желанием взять реванш. Гитлер сделал все, чтобы получить неограниченную власть и развязал очередную, куда более кровавую и страшную, Вторую мировую войну, в которой погибло около 72 миллионов людей. В мире тогда существовало 73 государства, и 62 из них оказались втянуты в эту кровавую мясорубку.

Для СССР война закончилась 9 мая 1945 года, но для остального мира остатки фашизма удалось полностью выкорчевать лишь к сентябрю того же года, когда капитулировала Япония после печально известной ядерной бомбардировки Хиросимы и Нагасаки. Результатом этой войны стало стремительное развитие технологий, создание ООН и серьезные культурные изменения во всем мире.

В заключение

Несмотря на все потрясения, человечество выжило и продолжает прогрессировать. Развитые страны делают ставку на развитие гуманизма, единения и науки, чтобы найти решение экологических проблем, справиться с трудностями перенаселения, преодолеть зависимость от нефти и создать новые источники энергии.

Возможно, правы те, кто говорит, что правительства изжили себя. Учет и распределение ресурсов можно оставить умным машинам единого центра, и уже не разделенное границами вечно соперничающих государств объединенное человечество способно осилить куда более глобальные задачи, чем решаются сейчас. Например, вплотную заняться собственной генетикой, избавив человека от всех болезней, или открыть путь к звездам. Все это пока остается фантастикой – но разве не фантастично выглядит весь 20-й век с его невероятным прогрессом?...