Какие обязанности у педагога в школе. FAQ: На что имеет право учитель? Права педагогов в новом законе об образовании

Специализированне структурное образовательное подразделение - начальная общеобразовательная школа при Генконсульстве России в Мумбаи, Индия

Приложение №1

к трудовому договору

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

С.В. Гринёв

Должностная инструкция учителя

1. Общие положения

1.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основе квалификационной характеристики учителя образовательного учреждения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».

Настоящая инструкция является типовой, её действие распространяется на всех учителей школы, на её основе могут быть разработаны должностные инструкции учителей-предметников, учителей начальной школы.

1.2. Учитель назначается и освобождается от должности Генеральным Консулом России в Мумбаи, Индия. На период временной нетрудоспособности учителя его обязанности выполняет другой учитель, назначенный директором учреждения.

1.3. Учитель должен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительная профессиональная подготовка по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы.

1.4. Учитель подчиняется непосредственно директору школы.

1.5. В своей деятельности учитель руководствуется Конституцией, Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации", указами Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации, органов управления образованием по вопросам образования и воспитания обучающихся; правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, а также "Положением о специализированном структурном образовательном подразделении" и локальными правовыми актами школы (в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора, настоящей должностной инструкцией), трудовым договором. Учитель соблюдает Конвенцию о правах ребёнка.

2. Функции

Основными направлениями деятельности учителя являются:

2.1. Обучение и воспитание обучающихся в соответствии с государственными образовательными стандартами с учетом специфики преподаваемого предмета и возраста обучающихся.

2.2. Содействие социализации обучающихся, формированию у них общей культуры, осознанному выбору ими и последующему освоению профессиональных образовательных программ.

2.3. Обеспечение режима соблюдения норм и правил техники безопасности в учебном процессе.

3. Учитель должен знать:

приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;

законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность;

Конвенцию о правах ребенка;

основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач;

педагогику, психологию, возрастную физиологию;

школьную гигиену;

методику преподавания предмета; программы и учебники по преподаваемому предмету;

методику воспитательной работы;

требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений к ним;

средства обучения и их дидактические возможности;

основы научной организации труда;

нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи;

теорию и методы управления образовательными системами;

методы формирования основных составляющих компетентности (профессиональной, коммуникативной, информационной, правовой);

современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения;

методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе;

технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;

основы экологии, экономики, социологии; трудовое законодательство;

основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения;

правила по охране труда и пожарной безопасности.

  1. 3. Должностные обязанности

Учитель выполняет следующие должностные обязанности:

4.1. Осуществляет обучение и воспитание обучающихся в соответствии с государственными образовательными стандартами с учетом их психолого-физиологических особенностей и специфики преподаваемого предмета, способствует формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения образовательных программ, используя разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, в том числе по индивидуальным учебным планам, ускоренным курсам в рамках федеральных государственных образовательных стандартов, современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы.

4.2. Обоснованно выбирает программы и учебно-методическое обеспечение, включая цифровые образовательные ресурсы.

4.3. Проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий и методик обучения.

4.4. Планирует и осуществляет учебный процесс в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения, разрабатывает рабочую программу по предмету, курсу на основе примерных основных общеобразовательных программ и обеспечивает ее выполнение, организуя и поддерживая разнообразные виды деятельности обучающихся, ориентируясь на личность обучающегося, развитие его мотивации, познавательных интересов, способностей, организует самостоятельную деятельность обучающихся, в том числе исследовательскую, реализует проблемное обучение, осуществляет связь обучения по предмету (курсу, программе) с практикой, обсуждает с обучающимися актуальные события современности.

4.5. Обеспечивает достижение и подтверждение обучающимися уровня образования (образовательных стандартов).

4.6. Оценивает эффективность и результаты обучения обучающихся по предмету (курсу, программе), учитывая освоение знаний, овладение умениями, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса обучающихся, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности.

4.7. Соблюдает права и свободы обучающихся, поддерживает учебную дисциплину, режим посещения занятий, уважая человеческое достоинство, честь и репутацию обучающихся;

4.8. Осуществляет контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе в том числе с использованием современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, электронного журнала и дневников обучающихся), ведет в установленном порядке классную документацию, осуществляет текущий контроль посещаемости и успеваемости обучающихся по принятой в школе системе, выставляет отметки в классный журнал и дневник обучающегося, своевременно представляет администрации школы отчетные данные.

4.9. Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса в образовательном учреждении.

4.10. Участвует в деятельности Педагогического и иных советов образовательного учреждения, а также в деятельности методических объединений и других формах методической работы.

4.11. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса.

4.12. Осуществляет связь с родителями (лицами, их заменяющими).

4.13. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

4.14. Оперативно извещает руководство школы о каждом несчастном случае, принимает меры по оказанию первой доврачебной помощи.

4.15. Вносит предложения по улучшению и оздоровлению условий проведения образовательного процесса, а также доводит до сведения заведующего кабинетом, руководства обо всех недостатках в обеспечении образовательного процесса, снижающих жизнедеятельность и работоспособность организма обучающихся.

4.16. Участвует в установленном порядке в промежуточной аттестации обучающихся.

4.17. Заменяет на уроках временно отсутствующих учителей по распоряжению директора школы или заместителя директора по учебно-воспитательной работе.

4.18. Дежурит по школе в соответствии с графиком дежурств.

4.19. Соблюдает этические нормы поведения в школе, быту, общественных местах, соответствующие общественному положению учителя.

4.20. В случае выполнения обязанностей заведующего кабинетом:

  • контролирует целевое использование кабинета;
  • организует пополнение кабинета оборудованием, приборами и другим имуществом, обеспечивает сохранность подотчетного имущества, участвует в установленном порядке в инвентаризации и списании имущества кабинета;
  • контролирует оснащение учебного кабинета противопожарным имуществом, медицинскими и индивидуальными средствами защиты;
  • не допускает проведение занятий, сопряженных с опасностью для жизни и здоровья обучающихся и работников школы;
  • вносит предложения по улучшению условий труда.

4.21. Выполняет методические, организационные, хозяйственные работы, не требующие специальных навыков во время конкретных организационно-педагогических условий (например, каникулярный период, не совпадающий с отпуском работников, отмена для обучающихся, воспитанников учебных занятий, изменение режима образовательного процесса по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и иным основаниям и т.п.).

Учитель имеет право:

5.1. Участвовать в управлении школой в порядке, определяемом Положением о специализированном структурном образовательном подразделении..

5.2. На защиту профессиональной чести и достоинства.

5.3. Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения.

5.4. Защищать свои интересы самостоятельно и/или через представителя, в том числе адвоката, в случае дисциплинарного расследования или служебного расследования, связанного с нарушением учителем норм профессиональной этики.

5.5. На конфиденциальность дисциплинарного (служебного) расследования, за исключением случаев, предусмотренных законом.

5.6. Свободно выбирать и использовать методики обучения и воспитания, учебные пособия и материалы, учебники, методы оценки знаний обучающихся.

5.7. Повышать квалификацию.

5.8. Аттестоваться на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию и получить ее в случае успешного прохождения аттестации.

5.9. Давать обучающимся во время занятий и перемен обязательные распоряжения, относящиеся к организации занятий и соблюдению дисциплины.

6. Ответственность

6.1. В установленном законодательством Российской Федерации порядке учитель несет ответственность за:

реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса;

жизнь и здоровье обучающихся во время образовательного процесса;

нарушение прав и свобод обучающихся.

6.2. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Положения о специализированном структурном образовательном подразделении и Правил внутреннего трудового распорядка школы, законных распоряжений директора школы и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей Инструкцией, учитель несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством.

6.3. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, а также совершение иного аморального проступка учитель может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Законом Российской Федерации «Об образовании». Увольнение за данный проступок не является мерой дисциплинарной ответственности.

6.4. За виновное причинение школе или участникам образовательного процесса ущерба в связи с исполнением (неисполнение) своих должностных обязанностей учитель несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством.

7. Взаимоотношения. Связи по должности

7.1. работает в режиме выполнения объема установленной ему учебной нагрузки в соответствии с расписанием учебных занятий, участия в обязательных плановых общешкольных мероприятиях и самопланирования обязательной деятельности, на которую не установлены нормы выработки;

7.2. заменяет в установленном порядке временно отсутствующих учителей на условиях почасовой оплаты и по тарификации (в зависимости от срока замены);

7.3. заменяется на период временного отсутствия учителями той же специальности или учителями, имеющими отставание по учебному плану в преподавании своего предмета в данном классе;

7.4. получает от администрации школы материалы нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами;

7.5. систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с администрацией педагогическими работниками школы, родителями обучающихся (лицами, их заменяющими).

Директор школы:

С.В. Гринев

"__" _______ 201 _ г.

С инструкцией ознакомлен(а): ___________________________

Труд педагога легким не назовешь. Бывают ситуации, когда учитель не прав, бывают, когда родителей “заносит”. Давайте разберемся по порядку в правах и обязанностях преподавателей.

Учитель, классный руководитель имеет право на:

4.1. Защиту профессиональной чести и достоинства

(Закон РФ «Об образовании, ст. 55 п. 1, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) п. 64)

4.2. Защиту человеческого достоинства, если оно нарушено со стороны администрации, ученика или его родителей (законных представителей).

(Конституция РФ, ст. 23 п. 1)

4.3. Участие в управлении школой в соответствии с Уставом школы.

4.4. Высказывание в корректной форме (устно или письменно) критических замечаний о деятельности любого работника школы или системы образования, а также претензий и замечаний к ребенку в деликатной форме.

(Типовое положение об общеобразовательном учреждении, п. 57)

4.5. Условия для осуществления учебно-воспитательного процесса, получение рабочего места, оборудованного в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и нормами охраны труда, снабженного необходимыми пособиями

(Трудовой кодекс РФ, ст. 22).

4.6. Выдвижение своей кандидатуры на любую выборную должность в педагогическом коллективе.

(Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) п. 64)

4.7. Свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников.

(Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966 г. «О положении учителей», п.п.35, 65; Закон РФ «Об образовании, ст. 55 п. 4, Закон г. Москвы от 20 июня 2001 г. № 25 «О развитии образования в городе Москве», ст. 14, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) п. 65).

4.8. Свободу выбора методов оценки знаний учащихся.

(Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966 г. «О положении учителе», п. 65; Закон РФ «Об образовании, ст. 55 п. 4, Закон г. Москвы от 20 июня 2001 г. № 25 «О развитии образования в городе Москве», ст. 14, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) п. 65)

4.9. Установление требований к поведению учащихся на занятиях. Эти правила не должны ущемлять достоинство ученика и противоречить Уставу школы и настоящим Правилам.

(Конвенция о правах ребенка, ст. 3, 19)

4.10.Отказ от административных поручений, не связанных с выполнением своих должностных обязанностей и конкретных обязательств.

4.11.Конфиденциальность дисциплинарного расследования, за исключением случаев, ведущих к запрещению заниматься педагогической деятельностью, в том числе при необходимости защиты интересов обучающихся; знакомится с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, и предоставление по ним объяснений.

4.12.Творчество, инициативу в освоении образовательных и развивающих программ.

(Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966 г. «О положении учителей», п. 61; Закон РФ «Обобразовании, ст. 55 п. 4, Закон г. Москвы от 20 июня 2001 г. № 25 «О развитии образования в городе Москве», ст. 14, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) п. 65)

4.13.Обращение индивидуально или в составе группы лиц к уполномоченному по правам участников образовательного процесса, а также в любые вышестоящие инстанции с заявлениями, предложениями, жалобами.

(Ркомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966 г. «О положении учителей», п. 50; Конституция РФ ст. 33, Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» ст. 2 п. 1)

4.14.Предупреждение о замене уроков заранее.

4.15.Отгулы за работу в выходные и праздничные дни, оплату труда в нерабочие дни в двойном размере в соответствии с законодательством РФ.

(Трудовой кодекс РФ, ст. 153)

4.16.Защиту от неоправданного вмешательства родителей (законных представителей) учащегося в круг профессиональных обязанностей учителя.

4.17.Требовать:

– от родителей (законных представителей) посещения родительских собраний, создания нормальных условий для учебы ребенка (рабочее место, режим дня);

(Семейный кодекс РФ, ст. 63 п. 2, Закон г. Москвы от 10 марта 2004 г. № 14 «Об общем образовании в городе Москве», ст. 17 п. 4, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) п. 60)

– от учащихся соблюдения Правил школьной жизни.

4.18. Не допускать учеников к занятиям физической культуры без спортивной формы (учащийся в таком случае находится в спортивном зале под присмотром учителя).

(Закон г. Москвы от 10 марта 2004 г. № 14 «Об общем образовании в городе Москве», ст. 17 п. 2 п.п.4)

Учитель обязан:

5.1. Работать честно и добросовестно, выполнять обязанности, определенные должностными инструкциями, трудовым договором, коллективным договором, уставом школы, правилами внутреннего распорядка, соблюдать требования техники безопасности и охраны труда, производственной санитарии и гигиены, противопожарной безопасности.

5.2. Вести себя достойно, соблюдать этические нормы поведения, быть внимательным и вежливым с учениками, родителями и членами коллектива школы, быть примером для учеников.

5.3. Уважать личность ребенка, его человеческое достоинство.

(Конвенция о правах ребенка, ст. ст. 2, 12-17, 19)

5.4. Уважать права учащихся на выражение мнений и убеждений.

(Конвенция о правах ребенка, ст. ст. 12, 13)

5.5. Поддерживать дисциплину на основе уважения человеческого достоинства учащихся методами, исключающими физическое и психическое насилие.

(Конвенция о правах ребенка, ст. 19, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) п. 57, Закон РФ «Об образовании», ст. 15, п. 6)

5.6. Систематические повышать свой профессиональный уровень, использовать современные методики обучения.

(Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) п. 67)

5.7. Вести в установленном порядке учетно-педагогическую документацию, своевременно представлять администрации школы отчетные данные.

5.8. Своевременно выставлять оценки в классный журнал и дневник учащегося.

5.9. Оценивать ответ учащегося, а не его личность.

5.10. Стараться найти положительные моменты в работе каждого учащегося.

5.11. Дежурить по школе в соответствии с графиком, утвержденным директором школы.

(Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений. Утверждено Приказом Министерства образования и науки РФ от 27 марта 2006 г. № 69, п. 2.3.)

5.12. Содержать в порядке свое рабочее место, бережно относиться к имуществу школы, своевременно сообщать о поломках в хозяйственную службу.

5.13. Принимать меры предосторожности для предупреждения несчастных случаев с учащимися. Нести ответственность за жизнь и здоровье учащихся во время урока.

(Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966 г. «О положении учителей», п. 69, Положение о расследовании и учете несчастных случаев с учащейся молодежью и воспитанниками в системе Гособразования СССР, утв. приказом Государственного комитета СССР по народному образованию от 1 октября 1990 г. № 639, п. 1.12)

5.14. Отпускать ребенка из школы во время занятий только при наличии записки от родителей или справки медицинской сестры (врача). В непредвиденных случаях необходимо согласовать данный шаг с родителями (законными представителями) учащегося.

5.15. Регулярно проходить бесплатные медицинские обследования.

(Закон г. Москвы от 20 июня 2001 г. № 25 «О развитии образования в городе Москве», ст. 8 п. 5)

Обязанности классного руководителя:

Приказ Министерства образования и науки РФ от 3 февраля 2006 г. № 21 «Об утверждении Методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений»

7.1. Соблюдать права и свободы учащихся.

7.2. Поддерживать тесный контакт с родителями (законными представителями) учащегося, проводить с ними консультации и беседы.

7.3. Своевременно оповещать родителей (законных представителей) о родительских собраниях.

7.4. Выставлять оценки учащихся в дневник не реже 1 раза в неделю.

7.5. Проводить классные часы (по 1 часу в неделю; один из них раз в месяц посвящен анализу динамики успеваемости и поведения учащихся класса).

7.6. Содействовать созданию благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности ребенка.

7.7. Содействовать становлению и развитию классного руководителя.

7.8. Вносить необходимые коррективы в систему воспитания учащихся.

7.9. Содействовать созданию благоприятного морально-психологического климата для каждого учащегося.

7.10.Помогать учащимся решать проблемы, возникающие в общении с одноклассниками, учителями, родителями (законными представителями)

7.11. Содействовать получению дополнительного образования учащимися.

7.12.Организовывать с учащимися внеклассные мероприятия, экскурсии образовательного и воспитательного характера.

7.13. Вносить предложения по улучшению и оздоровлению условий образовательного процесса.

7.14. Организовывать изучение обучающимися и воспитанниками правил по охране труда, правил дорожного движения, поведения в быту и т.д.

7.15. Оперативно извещать администрацию школы о каждом несчастном случае, принимать меры по оказанию первой медицинской доврачебной помощи.

7.16. Во время школьных мероприятий находиться со своим классом.

7.17. Осуществлять контроль успеваемости каждого учащегося, посещаемости им учебных занятий.

Учителю запрещено:

8.1. Применять к учащемуся меры физического и психического насилия.

(Закон РФ «Об образовании», ст. 15. п.6, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) п. 57)

8.2. Опаздывать на урок.

(Трудовой кодекс РФ, ст. 21)

8.3. Выгонять ученика с урока.

(Конституция РФ, ст. 43)

8.4. Выставлять в журнал оценку не за ответ, а за поведение учащегося.

8.5. Задавать домашнее задание на каникулярное время в 1-11 классах и в выходные дни в 1-4 классах, кроме чтения художественной литературы.

(Конвенция о правах ребенка, ст. 31; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 ноября 2002 г. № 44 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.1178-02», п. 2.9.19)

Но пока не упоминала о его правах и обязанностях. Обязанностей у него очень много, и описывают их обычно несколькими словами, например: «организация обучения и воспитания детей». А сколько всего стоит за этими четырьмя словами, вы не представляете.

Но всё же, несмотря на то, что я очень уважаю и постоянно защищаю учителей (мне не понаслышке знакома их работа), хочу написать и про неправильные действия, и запреты, и обязанности учителей. Своих детей ведь тоже буду в школу отправлять.

Права и обязанности учителей прописаны в законе «Об образовании в РФ» , в должностной инструкции учителя, поэтому я их не буду повторять в той форме, которую никто не читает (в официально-деловом стиле). Попробую описать своими словами, с комментариями и примерами из жизни.

Погружение в жизнь учителя

Представьте комнату. Посередине стоит учитель. Со всех сторон он кем-то окружён: детьми, родителями, администрацией школы, вышестоящими органами в сфере образования (Гороно, управление образования, министерство образования региона и государства). Всем от него что-то нужно:
1) детям – строгости (но в то же время свободы), интересных уроков, меньше домашней работы, доброты, понимания, современных взглядов, эрудированности во всех областях и т.д.
2) родителям – компетентности, мудрости, крепких знаний у детей, много свободного времени, чтобы решать проблемы их детей, быстро проверенных тетрадей и ежедневно выставляемых оценок, индивидуального подхода к их ребёнку и т.д.
3) администрации – точно и в срок заполненных отчётов по учебной и воспитательной работе, вовремя заполненных журналов, ежеминутной готовности выполнить любое поручение (провести собрание, концерт, свозить детей на олимпиаду, показать идеальный класс проверяющим органам), готовности заменять болеющих коллег (хоть у тебя своих 7 уроков, ну ничего, ещё 3 проведешь) и т.д.
4) вышестоящим органам – готовности представить развёрнутые отчёты об успеваемости в своих классах, умения «из ничего сделать конфетку» (из кабинета без ремонта, хорошей мебели, компьютера и пр. своими силами (гранты) или с помощью родителей сделать хорошо оборудованный учебный класс), ведь денег на школы в бюджете снова нет и пр.
Вот кроме всей вышеперечисленной «ерунды», у учителя есть ещё обязанности и запреты, о которых он должен постоянно думать.
Начну с того, что нельзя, не рекомендуется и т.д. Потому что запретов гораздо больше. Вот теперь вы имеете представление, как чувствует себя учитель, ежедневно приходя на работу.

Не должен делать, но пока не запрещено

Да, здесь вы прочтете, бесспорно, неправильные действия учителя. Но с другой стороны, это единственная возможность учителя хоть как-то установить дисциплину. Учитель сейчас самый незащищённый работник, но при этом на него возложена огромная ответственность (воспитание и обучение детей). Воспитывайте ребёнка уважать учителя, а самому нужно понимать, почему педагог совершает эти неправильные действия против вашего ребёнка.
Ставить в журнал оценки не за знания, а например: за поведение, неаккуратность, забывчивость, опоздания и т.д. (т.е. за всё то, за что обычно ставят «двойку»).
Распространённая практика. Пришла в нашу страну из советской школы, когда все вышеперечисленные «пороки» очень осуждались обществом, а к идеалу — отличнику стремились все (актуально ли сейчас такое стремление можно прочитать в ).
Почему учитель вынужден к этому прибегать, вы узнаете чуть ниже, прочитав о запретах в работе учителя.

Случай из чужой практики

Слышала историю, что одна учительница ставила двойки за то, что ребёнок забывал тетрадь или учебник. Ставила в журнал, ручкой. Ребёнок забывчивый и таких «лебедей» накопилось достаточно, что как бы он не старался в дальнейшем хорошо учиться, выше «3» не выходило. Учитель из добрых побуждений хотел искоренить в ребёнке привычку забывать школьные принадлежности, а в итоге напрочь убил в ребёнке интерес к русскому языку.

Не следует сильно винить учителя и обливать нехорошими словами в присутствии ребёнка этого учителя. Стоит попробовать вежливо поговорить с учителем об этой проблеме или обратиться к завучу.

Не вправе делать

Следующие же действия учитель точно не вправе делать, о чём написано и в законе «Об Образовании», да и вообще отмечается как неправомерное действие.

  • оскорблять (для определённой категории детей даже такие невинные слова, как: «дурачок», «тупой», «глупый» и т.п. могли оставить травму, понизить самооценку, привести к );
  • бить ребёнка (раньше можно было ударить и кулаком, и линейкой; считалось, что это даже и помогало. Спорить не буду, самой часто хотелось сделать что-то подобное, но приходилось сдерживаться, ничего хорошего из этого бы не вышло);
  • воздействовать на психику (такое редко, думаю, встречается, но оно гораздо опаснее, чем даже физическое; царапина или синяк заживут, а вот постоянные атаки на психику могут остаться чуть ли не на всю жизнь).

Стоит упомянуть ещё один пункт, о котором уже все родители знают

  • собирать деньги по собственной инициативе или по просьбе администрации школы (если в вашей школе собирают деньги и вы не знаете, что делать, то прочитайте ). Сбор денег возможен только по поручению родителей (для удобства через детей).

А как у них

Хорошо, что в нашей школе ещё можно поругать и прикрикнуть. Это единственное, что ещё осталось учителям. Например, в Германии, учитель если поднимет голос, то он совершит чуть ли не преступление против личности и понесет за это ответственность. Там уж точно у учителя совершенно нет никаких прав, кроме того, чтобы пытаться учить и воспитывать. А дети там не спокойнее наших.

Учитель обязан

  • учить (составлять качественные уроки каждый день, проверять тетради, работы и пр.);
  • воспитывать (в процессе урока);
  • следить за здоровьем детей (проветривать кабинет, следить за осанкой, при ухудшении состояния здоровья отправлять в медпункт или в больницу, домой и пр.);
  • соблюдать педагогическую этику (а сюда входит очень многое: быть всегда вежливым, открытым, быть примером для учеников в школе и в быту (были случаи, когда учителя выкладывали в соцсети фотографии с пьянок) и т.д.

Ещё стоит отметить ко всему вышесказанному, что, по сути, на любое, кажущееся ребёнку или родителю неправильное действие учителя, можно подать жалобу администрации школы. Она уже будет решать, действительно ли оно неправильное, или это фантазия ребёнка или прихоть родителя.

Совет мудрому родителю

Если возникает конфликт – всегда нужно разобраться подробно, выяснить мнения обеих сторон. В любом конфликте тем или иным образом виноваты оба. Только беспристрастное расследование поможет избежать больших проблем.

Вот теперь я и хочу вернуться к вышесказанному, сказав, почему учитель вынужден ставить двойки за поведение и некрасивый почерк. Просто это единственное, что ему остается после всех запретов, обязанностей и антирекомендаций для установления дисциплины в классе. Сейчас все качают права, но забывают, что в школу приходят учиться, а не отстаивать уникальность своей личности. Не спорю, учителя разные бывают, но большинство продолжает работать в адском стрессовом режиме, отражая атаки подростков вместо проведения интересных и полезных уроков.

На конец этой статьи я оставила права учителя, которые вроде есть, но их особо никто не соблюдает.

Права учителя

Учитель имеет право на сокращённый рабочий день (ведь нужно ещё тетради проверять, готовиться к урокам, встретиться с родителями, для себя в конце концов что-то должно остаться), а ему объявляют, что у него ненормированный рабочий день (чего не прописано в договоре – отсюда нарушение по трудовому кодексу) – ничего, терпим.
Учитель имеет право на охрану своей чести и достоинства, защиту – в итоге любой «сопляк» может послать учителя, но не получит за это никакого наказания.
Учитель имеет право на охрану своего здоровья во время работы – но один только стресс во время каждого урока (особенно в тяжёлых классах) постепенно приводит к очень тяжёлым болезням (вплоть до рака).
Учитель имеет право отказаться от административных поручений, которые не связаны с выполнением своих должностных обязанностей , например, проводить концерты, делать ремонты и т.д. Но как откажешься, потом к тебе будут придираться по полной программе со стороны администрации.

Учитель имеет право на НЕВМЕШАТЕЛЬСТВО в свою профессиональную деятельность со стороны родителей , но в то же время ему постоянно указывают, как учить их детей, как проверять их знания, как их оценивать и т.д.

Уважаемые родители!

Если вас что-то не устраивает, то скажите учителю в вежливой форме, ненавязчиво, в качестве рекомендации, расскажите, что вас не устраивает. Доброта и вежливость практически всегда располагают к вниманию, и мудрый учитель обязательно вас выслушает. Главное, не ругаться и не говорить в приказном тоне.

Какой можно сделать вывод? У учителя огромная ответственность, огромные обязанности, запреты, практически нет прав (они постоянно нарушаются). И единственное на что ему остается надеяться, когда так хочется учить детей, помогать в воспитании родителям, когда ты видишь в этом свое призвание – надеяться на понимание и доброту родителей, на воспитанность детей. Без вас, уважаемые родители, ему не справиться. Помогите учителю, начните воспитывать себя и детей, тогда нашу страну никто не победит.

Учитель, классный руководитель имеет право на:

4.1. Защиту профессиональной чести и достоинства

(Закон РФ «Об образовании, ст. 55 п. 1, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) п. 64)

4.2. Защиту человеческого достоинства, если оно нарушено со стороны администрации, ученика или его родителей (законных представителей).

(Конституция РФ, ст. 23 п. 1)

4.3. Участие в управлении школой в соответствии с Уставом школы.

4.4. Высказывание в корректной форме (устно или письменно) критических замечаний о деятельности любого работника школы или системы образования, а также претензий и замечаний к ребенку в деликатной форме.

(Типовое положение об общеобразовательном учреждении, п. 57)

4.5. Условия для осуществления учебно-воспитательного процесса, получение рабочего места, оборудованного в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и нормами охраны труда, снабженного необходимыми пособиями

(Трудовой кодекс РФ, ст. 22) .

4.6. Выдвижение своей кандидатуры на любую выборную должность в педагогическом коллективе.

(Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) п. 64)

4.7. Свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников.

(Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966 г. «О положении учителей», п.п.35, 65; Закон РФ «Об образовании, ст. 55 п. 4, Закон г. Москвы от 20 июня 2001 г. № 25 «О развитии образования в городе Москве», ст. 14, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) п. 65).

4.8. Свободу выбора методов оценки знаний учащихся.

(Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966 г. «О положении учителе», п. 65; Закон РФ «Об образовании, ст. 55 п. 4, Закон г. Москвы от 20 июня 2001 г. № 25 «О развитии образования в городе Москве», ст. 14, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) п. 65)

4.9. Установление требований к поведению учащихся на занятиях. Эти правила не должны ущемлять достоинство ученика и противоречить Уставу школы и настоящим Правилам.

(Конвенция о правах ребенка, ст. 3, 19)

4.10.Отказ от административных поручений, не связанных с выполнением своих должностных обязанностей и конкретных обязательств.

4.11.Конфиденциальность дисциплинарного расследования, за исключением случаев, ведущих к запрещению заниматься педагогической деятельностью, в том числе при необходимости защиты интересов обучающихся; знакомится с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, и предоставление по ним объяснений.

4.12.Творчество, инициативу в освоении образовательных и развивающих программ.

(Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966 г. «О положении учителей», п. 61; Закон РФ «Обобразовании, ст. 55 п. 4, Закон г. Москвы от 20 июня 2001 г. № 25 «О развитии образования в городе Москве», ст. 14, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) п. 65)

4.13.Обращение индивидуально или в составе группы лиц к уполномоченному по правам участников образовательного процесса, а также в любые вышестоящие инстанции с заявлениями, предложениями, жалобами.

(Ркомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966 г. «О положении учителей», п. 50; Конституция РФ ст. 33, Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» ст. 2 п. 1)

4.14.Предупреждение о замене уроков заранее.

4.15.Отгулы за работу в выходные и праздничные дни, оплату труда в нерабочие дни в двойном размере в соответствии с законодательством РФ.

(Трудовой кодекс РФ, ст. 153)

4.16.Защиту от неоправданного вмешательства родителей (законных представителей) учащегося в круг профессиональных обязанностей учителя.

4.17.Требовать:

От родителей (законных представителей) посещения родительских собраний, создания нормальных условий для учебы ребенка (рабочее место, режим дня);

(Семейный кодекс РФ, ст. 63 п. 2, Закон г. Москвы от 10 марта 2004 г. № 14 «Об общем образовании в городе Москве», ст. 17 п. 4, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) п. 60)

От учащихся соблюдения Правил школьной жизни.

4.18. Не допускать учеников к занятиям физической культуры без спортивной формы (учащийся в таком случае находится в спортивном зале под присмотром учителя).

(Закон г. Москвы от 10 марта 2004 г. № 14 «Об общем образовании в городе Москве», ст. 17 п. 2 п.п.4)

Учитель обязан:

5.1. Работать честно и добросовестно, выполнять обязанности, определенные должностными инструкциями, трудовым договором, коллективным договором, уставом школы, правилами внутреннего распорядка, соблюдать требования техники безопасности и охраны труда, производственной санитарии и гигиены, противопожарной безопасности.

5.2. Вести себя достойно, соблюдать этические нормы поведения, быть внимательным и вежливым с учениками, родителями и членами коллектива школы, быть примером для учеников.

5.3. Уважать личность ребенка, его человеческое достоинство.

(Конвенция о правах ребенка, ст. ст. 2, 12-17, 19)

5.4. Уважать права учащихся на выражение мнений и убеждений.

(Конвенция о правах ребенка, ст. ст. 12, 13)

5.5. Поддерживать дисциплину на основе уважения человеческого достоинства учащихся методами, исключающими физическое и психическое насилие.

(Конвенция о правах ребенка, ст. 19, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) п. 57, Закон РФ «Об образовании», ст. 15, п. 6)

5.6. Систематические повышать свой профессиональный уровень, использовать современные методики обучения.

(Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) п. 67)

5.7. Вести в установленном порядке учетно-педагогическую документацию, своевременно представлять администрации школы отчетные данные.

5.8. Своевременно выставлять оценки в классный журнал и дневник учащегося.

5.9. Оценивать ответ учащегося, а не его личность.

5.10. Стараться найти положительные моменты в работе каждого учащегося.

5.11. Дежурить по школе в соответствии с графиком, утвержденным директором школы.

(Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений. Утверждено Приказом Министерства образования и науки РФ от 27 марта 2006 г. № 69, п. 2.3.)

5.13. Принимать меры предосторожности для предупреждения несчастных случаев с учащимися. Нести ответственность за жизнь и здоровье учащихся во время урока.

(Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966 г. «О положении учителей», п. 69, Положение о расследовании и учете несчастных случаев с учащейся молодежью и воспитанниками в системе Гособразования СССР, утв. приказом Государственного комитета СССР по народному образованию от 1 октября 1990 г. № 639, п. 1.12)

5.14. Отпускать ребенка из школы во время занятий только при наличии записки от родителей или справки медицинской сестры (врача). В непредвиденных случаях необходимо согласовать данный шаг с родителями (законными представителями) учащегося.

5.15. Регулярно проходить бесплатные медицинские обследования.

(Закон г. Москвы от 20 июня 2001 г. № 25 «О развитии образования в городе Москве», ст. 8 п. 5)

Обязанности классного руководителя:

Приказ Министерства образования и науки РФ от 3 февраля 2006 г. № 21 «Об утверждении Методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений»

7.1. Соблюдать права и свободы учащихся.

7.2. Поддерживать тесный контакт с родителями (законными представителями) учащегося, проводить с ними консультации и беседы.

7.3. Своевременно оповещать родителей (законных представителей) о родительских собраниях.

7.4. Выставлять оценки учащихся в дневник не реже 1 раза в неделю.

7.5. Проводить классные часы (по 1 часу в неделю; один из них раз в месяц посвящен анализу динамики успеваемости и поведения учащихся класса).

7.6. Содействовать созданию благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности ребенка.

7.7. Содействовать становлению и развитию классного руководителя.

7.8. Вносить необходимые коррективы в систему воспитания учащихся.

7.9. Содействовать созданию благоприятного морально-психологического климата для каждого учащегося.

7.10.Помогать учащимся решать проблемы, возникающие в общении с одноклассниками, учителями, родителями (законными представителями)

7.11. Содействовать получению дополнительного образования учащимися.

7.12.Организовывать с учащимися внеклассные мероприятия, экскурсии образовательного и воспитательного характера.

7.13. Вносить предложения по улучшению и оздоровлению условий образовательного процесса.

7.14. Организовывать изучение обучающимися и воспитанниками правил по охране труда, правил дорожного движения, поведения в быту и т.д.

7.15. Оперативно извещать администрацию школы о каждом несчастном случае, принимать меры по оказанию первой медицинской доврачебной помощи.

7.16. Во время школьных мероприятий находиться со своим классом.

7.17. Осуществлять контроль успеваемости каждого учащегося, посещаемости им учебных занятий.

Учителю запрещено:

8.1. Применять к учащемуся меры физического и психического насилия.

(Закон РФ «Об образовании», ст. 15. п.6, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) п. 57)

8.2. Опаздывать на урок.

(Трудовой кодекс РФ, ст. 21)

8.3. Выгонять ученика с урока.

(Конституция РФ, ст. 43)

8.4. Выставлять в журнал оценку не за ответ, а за поведение учащегося.

8.5. Задавать домашнее задание на каникулярное время в 1-11 классах и в выходные дни в 1-4 классах, кроме чтения художественной литературы.

(Конвенция о правах ребенка, ст. 31; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 ноября 2002 г. № 44 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.1178-02», п. 2.9.19)

Права и обязанности учителя и классного руководителя

1. Учитель, классный руководитель имеет право на:

∙ Защиту профессиональной чести и достоинства. (Закон РФ «Об
образовании, ст.55 п.1, Типовое положение об общеобразовательном
учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19
марта 2001 г. N 196) п.64)

∙ на свободу совести и вероисповедания;

∙ Защиту человеческого достоинства, если оно нарушено со стороны
администрации, ученика или его родителей (законных представителей).
(Конституция РФ, ст.23 п.1)

∙ Участие в самоуправлении школы (Типовое положение об
общеобразовательном учреждении (утв.
Постановлением Правительства РФ от 19 марта2001 г. N 196) п.64)

∙ .повышать квалификацию, самостоятельно определять формы и методы
своей образовательной деятельности

∙ получать денежное пособие на приобретение методической литературы
(100р);

∙ выдвигать свою кандидатуру на замещение вакансий, на руководство
МО, на участие в профессиональных конкурсах;

∙ аттестовываться на добровольной основе на соответствующую
квалификационную категорию и получить ее в случае успешного
прохождения аттестации;

∙ на сокращенную рабочую неделю, удлиненный оплачиваемый отпуск,
пенсию за выслугу лет, социальные гарантии и льготы, установленные
законодательством РФ;

∙ обращаться индивидуально или в составе группы лиц к
уполномоченному по правам участников образовательного процесса, в
любые вышестоящие инстанции с заявлениями, предложениями, жалобами;

∙ Высказывание в корректной форме (устно или письменно) критических
замечаний о деятельности любого работника школы или системы
образования. Высказывание претензии к ребенку в деликатной форме.

∙ .дисциплинарное расследование нарушений педагогическим работником
образовательного учреждения норм профессионального поведения и (или)
устава данного образовательного учреждения может быть проведено
только по поступившей на него жалобе, поданной в письменной форме.
Копия жалобы должна быть передана данному педагогическому
работнику;

∙ .ход дисциплинарного расследования и принятые по его результатам
решения могут быть преданы гласности только с согласия
заинтересованного педагогического работника образовательного
учреждения, за исключением случаев, ведущих к запрещению заниматься
педагогической деятельностью, или при необходимости защиты интересов
обучающихся, воспитанников;

∙ .Условия для осуществления учебно­воспитательного процесса,
получение рабочего места, оборудованного в соответствии с санитарно­
гигиеническими
труда,
снабженного необходимыми пособиями.(Трудовой кодекс РФ, ст.22)
охраны
нормами
нормами
и

∙ Выдвижение своей кандидатуры на любую выборную должность в
об
(утв.
педагогическом
общеобразовательном
Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) п.64)
коллективе.(Типовое
учреждении
положение

∙ Свободу выбора и использования методик обучения и
воспитания, учебных пособий и материалов, учебников. (Рекомендация
ЮНЕСКО от 05.10.1966г. «О положении учителей», пп.35,65; Закон РФ


общеобразовательном
учреждении

п.65)

∙ Свободу выбора методов оценки знаний учащихся. (Рекомендация
ЮНЕСКО от 05.10.1966г. «О положении учителей», п.65; Закон РФ
«Об образовании, ст.55 п.4, Закон г. Москвы от 20 июня 2001 г. N 25 "О
развитии образования в городе Москве", ст.14, Типовое положение об

общеобразовательном
учреждении
(утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196)
п.65)

∙ Установление требований к поведению учащихся на занятиях. Эти
правила не должны ущемлять достоинство ученика и противоречить
Уставу школы и настоящим Правилам.
∙ (Конвенция о правах ребенка, ст.ст.3,19)

∙ Отказ от административных поручений, не связанных с выполнением
своих должностных обязанностей и конкретных обязательств.

∙ Конфиденциальность дисциплинарного расследования, за исключением
случаев, ведущих к запрещению заниматься педагогической деятельностью,
или при необходимости защиты интересов обучающихся; знакомится с
жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы,
давать по ним объяснения.
п.п.39,46,47,50,68; Закон РФ «Об образовании, ст.55 п.3)

∙ Творчество, инициативу в освоении образовательных и развивающих
программ.

п.61; Закон РФ «Об образовании, ст.55 п.4, Закон г. Москвы от 20
июня 2001 г. N 25 "О развитии образования в городе Москве", ст.14,
Типовое положение об общеобразовательном учреждении
(утв. постановлениемПравительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196)
п.65)

∙ Обращение индивидуально или в составе группы лиц к
Уполномоченному по правам участников образовательного процесса, в
любые вышестоящие инстанции с заявлениями, предложениями, жалобами.
(Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966г. «О положении учителей»,
п.50; Конституция РФ ст.33, Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59­
ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской
Федерации" ст.2 п.1)

∙ требовать у администрации школы создания условий для осуществления
учебно­воспитательного процесса, получение рабочего места,
оборудованного в соответствии с санитарно­гигиеническими нормами и

нормами охраны труда, снабженного необходимыми пособиями, иными
материалами;

∙ отказаться от административных поручений, не связанных с
выполнением своих должностных обязанностей и конкретных
обязательств;

∙ воспитатель группы продленного дня, работающий в соответствии с
установленным графиком, имеет право поставить в известность
администрацию о нарушении родителями договора, если родители не
приходят за ребенком в положенное время (18.00);

∙ в деликатной форме высказывать претензии к ребенку, родителям;

∙ требовать от учащегося соблюдения Правил школьной жизни, уважения
к традициям ГБОУ СОШ №496;

∙ приобщать учащихся к ведению здорового образа жизни, не нарушая его
прав и свобод;

∙ Предупреждение о замене уроков заранее.

∙ Отгулы за работу в выходные (количество отгулов определяют
директор школы и профсоюзный комитет) и праздничные дни, оплату
труда в нерабочие дни в двойном размере в соответствии с
законодательством РФ.

∙ . на дополнительные дни отдыха в каникулярное время за работу в
течение учебного года без больничных листов, за дополнительную работу
сверх учебной нагрузки;(Трудовой кодекс РФ, ст.153)

∙ Защиту от неоправданного вмешательства родителей (законных
представителей) учащегося в круг профессиональных обязанностей
учителя.(Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966г. «О положении
учителей», п.67)

∙ Требовать
­:от родителей (законных представителей) посещение родительских собраний,
создания нормальных условий для учебы ребенка (рабочее место, режим дня);
(Семейный кодекс РФ, ст.63 п.2, Закон г. Москвы от 10 марта 2004 г. N 14
"Об общем образовании в городе Москве", ст.17 п.4, Типовое положение об

общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства
РФ от 19 марта 2001 г. N 196) п.60)

­ от учащихся соблюдения Правил школьной жизни.

∙ Не допускать учащегося к процессу производственного труда по
причине отсутствия специальной формы (учащийся в таком случае
находится в кабинете труда под присмотром учителя).(Закон г. Москвы
от 10 марта 2004 г. N 14 "Об общем образовании в городе Москве",
ст.17 п.2 пп.4)

∙ Не допускать учеников к занятиям физической культурой без
спортивной формы (учащийся в таком случае находится в спортивном зале
под присмотром учителя).(Закон г. Москвы от 10 марта 2004 г. N 14 "Об
общем образовании в городе Москве", ст.17 п.2 пп.4)

∙ посещать уроки своих коллег, вести внеклассную работу по своему
предмету,

∙ оказывать платные дополнительные услуги в соответствии с Уставом
школы;

∙ педагогические работники образовательного учреждения не реже чем
через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы имеют право
на длительный отпуск сроком до одного года, порядок и условия
предоставления которого, определяются учредителем и (или) уставом
данного образовательного учреждения.

2. Учитель обязан:
∙ Работать честно и добросовестно, выполнять обязанности,
определенные должностными инструкциями, трудовым договором,
коллективным договором, уставом школы, правилами внутреннего
трудового распорядка, соблюдать требования техники безопасности и
охраны труда, производственной санитарии и гигиены,
противопожарной безопасности. (Рекомендация ЮНЕСКО от
05.10.1966г. «О положении учителей», п.70; Типовое положение об
общеобразовательном учреждении
(утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196)
п.67).

∙ Вести себя достойно, соблюдать этические нормы поведения, быть
внимательным и вежливым с учениками, родителями и членами коллектива
школы. Быть нравственным примером учеников.
∙ (Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966г. «О положении учителей»,
п.п.1,6)

∙ Уважать личность ребенка, его человеческое достоинство.(Конвенция о
правах ребенка, ст.ст.2,12­17,19)

∙ осуществлять обучение и воспитание учащихся с учетом специфики
преподаваемого предмета;

∙ участвовать в деятельности методических объединений и других
формах методической работы;

∙ осуществлять связь с родителями (лицами, их заменяющими), оказывать
помощь и содействие родителям (законным представителям)по вопросам
воспитания и обучения их детей, представлять им любую информацию,
касающуюся воспитания и обучения их ребенка;

∙ выполнять правила и нормы охраны труда, техники безопасности и
противопожарной защиты;

∙ обеспечивать охрану жизни и здоровье учащихся в период
образовательного процесса;

∙ не отождествляет личность обучающихся с личностью и поведением его
родителей;

∙ воспитывать учащихся и родителей на положительных примерах;

∙ являться для учащихся примером пунктуальности и четкости (не
опаздывать на урок);

∙ помнить, что по поведению отдельного учителя учащиеся, родители и
общество судят о всей школе;

∙ не задавать домашнее задание на выходные дни для учащихся начальной
школы, на каникулярное время для учащихся с 1­го по 11 класс, кроме
чтения художественной литературы;

∙ не удалять ученика с урока, даже если он нарушает дисциплину.

∙ Уважать права учащихся на

убеждений. (Конвенция о правах ребенка, ст.ст.12,13)
выражение
мнений

∙ Поддерживать дисциплину на основе уважения человеческого
достоинства учащихся методами, исключающими
и
психическое насилие по отношению к ученикам. (Конвенция о правах
ребенка,
Типовое положение об общеобразовательном
учреждении (утв.Постановлением Правительства РФ от 19
марта 2001 г. N 196) п.57, Закон РФ «Об образовании», ст.15. п.6)
физическое
ст.19,

∙ Систематически повышать свой профессиональный уровень,
использовать современные методики обучения. (Типовое положение об
общеобразовательном учреждении (утв. Постановлением
Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) п.67)

∙ Вести в установленном порядке учетно­педагогическую документацию,
своевременно представлять администрации школы отчетные данные.

∙ Своевременно выставлять оценки в классный журнал и дневник
учащегося.

∙ Оценивать ответ учащегося, а не его личность. (Рекомендация
ЮНЕСКО от 05.10.1966г. «О положении учителей», п.65)

∙ Стараться найти положительные моменты в работе каждого учащегося.

∙ Дежурить по школе в соответствии с графиком, утвержденным
директором школы.

∙ Принимать меры предосторожности для предупреждения несчастных
случаев с учащимися. Нести ответственность за жизнь и
здоровье учащихся во время урока. (Рекомендация ЮНЕСКО от
05.10.1966г. «О положении учителей», п.69, Положение о
расследовании и учете несчастных случаев с учащейся молодежью и

воспитанниками в системе Гособразования СССР, утв. Приказом
Государственного комитета СССР по народному образованию от 1
октября 1990 г. N 639, п.1.12)

∙ Отпускать ребенка из школы во время занятий только при наличии
записки от родителей или справки медицинской сестры (врача). В
непредвиденных случаях необходимо согласовать данный шаг с
родителями (законными представителями) учащегося.
∙ (Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966г. «О положении учителей»,
п.69, Закон г. Москвы от 10 марта 2004 г. N 14 "Об общем образовании в
городе Москве", ст.17 п.2 пп.4)

∙ Регулярно проходить бесплатные медицинские обследования.
∙ (Закон г. Москвы от 20 июня 2001 г. N 25 "О развитии образования в
городе Москве", ст.8 п.5)

3. Обязанности классного руководителя:

Приказ Министерства образования и науки РФ от 3 февраля 2006 г.
N 21"Об утверждении Методических рекомендаций об осуществлении
функций классного руководителя педагогическими работниками
государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской
Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений"

∙ Соблюдать права и свободы учащихся.

∙ Поддерживать тесный контакт с родителями
(законными
представителями) учащегося.

∙ анализировать результаты воспитательной работы в классе и на основе
анализа

∙ планирует воспитательную работу на следующий период;

∙ осуществлять изучение воспитательного потенциала семей учащихся, их
микросоциума и на основе изучения выстраивает работу с родителями
(лицами, их заменяющими) и общественностью по решению
воспитательных
проблем;

∙ Оповещать их своевременно о родительских собраниях.

∙ Выставлять оценки учащихся в дневник не реже 1 раза в неделю.

∙ Проводить классные часы 1 час в неделю, из них 1 час в месяц
проведение анализа динамики успеваемости и поведения учащихся класса.

∙ Содействовать созданию благоприятных условий для индивидуального
развития и нравственного формирования личности ребенка.

∙ Содействовать становлению и развитию классного коллектива.

∙ Вносить необходимые коррективы в систему воспитания учащихся.

∙ Содействовать
благоприятного
созданию

морально­

психологического климата для каждого учащегося.

∙ Помогать учащимся решать проблемы, возникающие в общении с
одноклассниками, учителями, родителями (законными представителями).

∙ Содействовать получению дополнительного образования учащимися.

∙ Организовывать с учащимися внеклассные мероприятия, экскурсии
образовательного и воспитательного характера.

∙ Вносить предложения по улучшению и оздоровлению условий
образовательного процесса.

∙ Организовывать изучение обучающимися и воспитанниками правил по
охране труда, правил дорожного движения, поведения в быту и т.д.

∙ Оперативно извещать администрацию школы о каждом несчастном
случае, принимать меры по оказанию первой медицинской доврачебной
помощи.

∙ Во время школьных мероприятий находиться со своим классом.

∙ выявлять семьи, находящиеся в социально опасном
положении, вести персональную работу с «трудными» (педагогически
запущенными)учащимися;

∙ составлять план на каникулы и проводить каникулярные
мероприятия;

∙ контролировать дисциплину учащихся (явка в школу, прогулы,
опоздания, внешний вид);

∙ .взаимодействовать со школьным психологом при работе с «группой
риска».

4. Учителю запрещено:

∙ Применять к учащемуся меры физического и психического насилия.
(Закон РФ «Об образовании», ст.15.п.6, Типовое положение об
общеобразовательном
учреждении
(утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196)
п.57)

∙ Опаздывать на урок.(Трудовой кодекс РФ, ст.21)

∙ Выгонять ученика с урока.(Конституция РФ, ст.43)

∙ Выставлять в журнал оценку не за ответ, а за поведение учащегося.
(Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966г. «О положении учителей»,
п.65)

∙ Задавать домашнее задание на каникулярное время в 1­11 классах и в
выходные дни в 1­4 классах, кроме чтения художественной литературы.
(Конвенция о правах ребенка, ст.31; Постановление Главного
государственного санитарного врача РФ от 28 ноября 2002 г. N 44 "О
введении в действие санитарно­эпидемиологических правил и
нормативов СанПиН 2.4.2.1178­02", п.2.9.19.)

∙ передавать персональные данные об обучающемся и его родителях
третьей стороне без письменного разрешения родителей;

∙ разглашать сведения о личной жизни обучающегося и его семьи;

∙ унижать в любой форме на классных родительских собраниях
родителей, дети которых отстают в учебе;

∙ использовать выражения, осуждающие поведение родителей, дети
которых отстают в учебе;

∙ выносить на обсуждение родителей конфиденциальную информацию с
заседаний педагогического совета, совещаний и т. п.

∙ . обсуждать с родителями выступления своих коллег по
образовательному учреждению
∙ манипулировать детьми, использовать их для достижения собственных
целей;

∙ терять терпение и самообладание в любых ситуациях;

∙ нарушать требования образовательной программы образовательного
учреждения;

∙ допускать в общении с коллегами, родителями и учащимися
ненормативную лексику;
∙ выставлять ученику оценку «2» за отсутствие учебника или учебного
пособия;

∙ выставлять оценку «2» по предмету за нарушение обучающимся
дисциплины на уроке;

∙ посягать на личную собственность обучающегося.

∙ собирать с родителей учащихся и с обучающихся денежные средства,
кроме средств, необходимых для проведения учебных экскурсий,
посещений театра, просмотров кинофильмов;

∙ поручать учащимся сбор денежных средств;

∙ сравнивать материальное положение семей обучающихся;

∙ сравнивать результаты учебы детей в классе;

∙ допускать оскорбления обучающимися друг друга в своем присутствии;

∙ допускать выражения, оскорбляющие человеческое достоинство
обучающегося независимо от его возраста;

допускать в любой форме оскорбления, относящиеся к национальной или
религиозной принадлежности обучающегося;