Каково основное содержание истории раннего нового времени. Раннее новое время: основные черты эпохи

Древнейшими дешифруемыми памятниками индийской письменности являются уложения III века до н. э. царя Ашоки. Эти надписи показывают два совершенно разных алфавита. Один из них, кxароштxи, считается адаптацией арамейского письма Персидской империи. Этот алфавит применялся в течение нескольких столетий нашей эры на северо-востоке Индии и в прилегающих районах Афганистана и Центральной Азии. Обычное направление письма, как и в семитских письменностях, — справа налево, но гласные обозначаются в нем как видоизмененные согласные буквы, а не при помощи точек.

Другой алфавит, отраженный в надписях, — браxми, происхождение которого вызывает немало споров. Браxми — предок почти всех более поздних письменностей Индии и Юго-Восточной Азии, которых насчитывается более двухсот. Среди предполагаемых источников браxми называют южносемитскую и арамейскую письменности. (Иоганнес Фридрих, впрочем, указывает, что в последнее время возобладало мнение о происхождении письма браxми не от арамейского, а от одного из северносемитскиx алфавитов — финикийского, вероятно, между 600 и 500 годами до н. э.) Некоторые ученые считают, что браxми восходит к недешифрованным письменностям цивилизации долины Инда, существовавшим примерно до 1500 года до н. э., или по крайней мере сложилось под сильным их влиянием, однако это невозможно с уверенностью утверждать до тех пор, пока не прочтены письменности долины Инда. Направление письма браxми обычно слева направо, но есть и несколько примеров противоположного написания, по образцу семитских письменностей. Если это письмо и восходит к арамейскому, то представляет собой весьма удачную и смелую переработку последнего со множеством нововведений. Браxми отличает точность и эффективность в передаче особенностей того языка, для которого эта письменность была создана.

См. также дополнительную информацию о хинди:

Письменность проникала в Юго-Восточную Азию в результате нескольких волн индийского культурного и религиозного влияния, и поэтому все старейшие системы письма полуострова Индокитай, Малайзии и Индонезии восходят к письму браxми.

Около IV века н. э. на севере Индии сложилось и получило распространение гуптское письмо — разновидность браxми. К нему восходит большая часть современных систем письма Северной Индии, в том числе деванагари (букв. «письменность города богов»), возникшее в VII веке. Им писали на санскрите и пракритах, и им пользуются несколько современных языков, среди которых хинди, маратхи, непали. Его характерным признаком является верхняя горизонтальная черта, буквы с которой словно свисают. Возможно, эта особенность объясняется чрезмерным развитием завершений букв при гравировке их на камне. Текст на деванагари пишется слева направо.

В алфавите деванагари сначала идут гласные: краткие и долгие — в двух вариантах. Долгота гласных в хинди (матра) является смыслообразующим понятием и требует строгого соблюдения при произношении слов.

За гласными идут согласные, выстроенные рядами (варгами) в соответствии с местом их произношения. Например, первый ряд (ка-варга, по названию первой буквы в ряде) — это гутеральные или горловые, следующий — аффрикаты, далее — палатальные, или небные (их еще называют церебральные), ряд зубных и, наконец, ряд губных согласных.

Вне варг стоят полугласные, шипящие и придыхательные, которыми и заканчивается алфавит деванагари. В деванагари нет деления букв на строчные и прописные.

1. Какой период называют «Новейшей историей»? Какое событие стало рубежным между Новой и Новейшей историей ? Каково основное содержание истории Новейшего времени?

Это период перехода от индустриального общества к постиндустриальному, который охватывает почти весь ХХ в. и начало XXIв. Рубежным событием между Новой и Новейшей историей стала Первая мировая война, приведшая западную цивилизацию к глубокому кризису и ускорившая процесс ее модернизации. Она включает в себя период между мировыми войнами, Вторую мировую войну, «холодную войну», крах биполярной системы, глобализацию и ее последствия.

2. Какие два основных периода выделяют в истории Новейшего времени? Дайте им краткую характеристику.

В истории Новейшего времени можно выделить два основных периода: 1) 1918 – 1945 гг. – подъем революционных движений в Европе и Азии, борьба основных моделей общественного развития (либерально-капиталистической, советской и фашистской), Вторая мировая война; 2)1945 г. – современность – глобальное противостояние советской модели реального социализма и либерального капитализма, распад биполярной модели сложившегося миропорядка, усиление тенденций к глобализации и унификации общественного развития.

3. Какие основные тенденции и общие черты развития можно выделить в истории стран Запада в первой половине ХХ в.?

Бурное индустриальное развитие в начале ХХ века. Решающую роль в экономике стран Запада начинают играть новейшие технологии и новая техника. Можно утверждать, что в начале ХХ века произошла «вторая промышленная революция», технический «взрыв». Наиболее развитые страны Запада (Англия, Франция, США, Германия) вступили в этап индустриального общества. У них стремительно начинает происходить модернизация, растет количество городских жителей, увеличивается количество рабочих, появляются большое количество политических партий, общественных организаций и движений.

4. Каковы характерные черты индустриального общества? Почему в индустриальную эпоху государства вошли в разное время и двигались с разной скоростью? Какие последствия это имело?

Черты индустриального общества: преобладание промышленной продукции в общем национальном доходе, формирование развитой и относительно устойчивой политической системы, становление гражданского общества с характерной для него структурой организаций и общественных движений, независимых от государственного аппарата, урбанизация, относительно высокий уровень грамотности населения. Потому что, исторически некоторые регионы начали развиваться раньше и быстрее, так обладали всеми необходимыми ресурсами, климатическими условиями и выгодным географическим положением для этого. Это в дальнейшем приведет к неравномерности развития мира, выделении стран первого мира, второго и третьего. Сейчас неравномерность развития мира относят к глобальным проблемам современности, так как она порождает массу конфликтов в обществе, в первую очередь, за обладание ресурсами, и ведет к экономической и политической нестабильности мира.

5. Почему решения, принятые на Парижской мирной конференции, завершившей Первую мировую войну , не смогли обеспечить мир и безопасность и в итоге привели ко Второй мировой войне?

После Первой мировой войны, периода ужасных лишений и потерь, люди надеялись на лучшее и более справедливое устройство мира. Парижская мирная конференция не решала основных проблем и, в целом, носила несправедливый характер. Подписанные договоры вызвали обиду и негодование Германии и Италии, способствовали их экономической депрессии 1930-х гг.. Попытка перекроить мир странами-победительницами также не увенчалась успехом. Все были недовольны результатами, Франция, Англия и США продолжали конкурировать между собой за первенство. Лига Наций не имела ни достаточной силы, ни поддержки для того, чтобы обеспечить мир и безопасность во время беспорядков 1920 – 1930 –х гг. Результатом этого стала Вторая мировая война.

6. Какие варианты исторического развития обозначились после Первой мировой войны? Представьте это в виде схемы.

Варианты развития мира после Первой мировой войны:

  • Демократический путь. Передовые страны Запада (США, Англия, Франция) проводили новый курс (гос. участие в экономике и прогрессивные реформы).
  • Праворадикальный путь. Страны, потерпевшие поражение в Первой мировой войне (Италия, Германия и т.д.) пошли по пути построения фашистского режима и тоталитаризма.
  • Революционный путь. Россия, после революции 1917 года, пошла по пути построения социалистического общества. Все преобразования осущ. за счет внутренних ресурсов государства и усилий населения. Тоталитаризм.

7. Чем характеризовалось развитие стран Востока и Латинской Америки в первой половине ХХ в.?

Страны Востока и Латинской Америки стали ареной демократических и национально-освободительных революций и движений. Демократические революции произошли в Мексике, Китае, Турции. Там утвердился республиканский строй. В Египте, Сирии, Ираке и Индии, которые были колониями и полуколониями, развернулись национально-освободительные движения. После Второй мировой войны, многие народы освободились от колониальной зависимости и обрели собственное государство.

Ответ на вопросы к историческому документу стр. 9.

Какую роль, по мнению российского историка, в историческом развитии мира сыграла Первая мировая война? Можно ли ее рассматривать как гуманитарную катастрофу? Какие последствия она имела?

Первая мировая война сыграла большую роль. Она выявила противоречия и недостатки в развитии стран мира, направила их на путь модернизации политической, экономической и социальной, духовной жизни общества. Подтолкнула многие народы к созданию национальных государств. Дала импульс к невиданной технической революции. Да, ее можно рассматривать как гуманитарную катастрофу. Это была первая в истории война, которая была направлена на уничтожение народов. Применяется впервые авиация, химическое оружие (иприт и т.д.) и т.д. Оставила огромные разрушения, людские потери, крах идей гуманизма, всеобщий духовный кризис общества, которому предстояло найти новые ценности. Показала на какую жестокость способны сами люди, в какой духовный кризис их ввергла техногенная цивилизация. Великая депрессия и поиски новых ценностей, жажда реванша вылились во Вторую мировую войну, которая была самым разрушительным конфликтом в мировой истории.

Просветители смотрели на историческое сочинение, прежде всего как на упражнение свободного разума в критике власти, политических установлений или предрассудков. Изменилось представление и о роли историка. Отныне его задача заключалась в том, чтобы предлагать интерпретации, основанные на свободном применении разума, отважно сеять антитрадиционалистские, крамольные, а порой и реформаторские идеи, подкреплённые убеждением, что настоящее познаётся лишь в историческом континууме.

Гвидо Аббаттиста

Научная революция и историческое знание XVII в.

Современные исследователи описывают период европейской истории XVI–XVII вв. как раннее новое время – эпоху становления новых форм политической, социальной, экономической, культурной жизни, время глубоких перемен в системе миропонимания, расширения пределов известного и возможного. По словам Р. Тарнаса, «Запад увидел рождение нового человека, заново осознавшего себя самого и свою свободу, любознательного ко всему, что касается мира, уверенного в собственных суждениях, скептически взирающего на любую ортодоксию, восстающего против авторитетов, ответственного за свои верования и поступки, влюбленного в классическую древность, но ещё больше преданного своей великой будущности... убеждённого в способности своего ума постигать природу и подчинять её себе» 1 .

В XVI–XVII вв. в европейской культуре формировались принципы познания, отличные от традиций средневековой и ренессансной учёности. Широкое интеллектуальное движение, благодаря которому трансформировалась система представлений о мире и человеке, были заново определены основания естественных дисциплин, исторических, политических, общественных, философских систем, получило название научной революции.

Границы этого периода условно соотносят с 1543 г., датой выхода в свет работы Николая Коперника «Об обращении небесных сфер», и со временем открытий Исаака Ньютона, опубликовавшего в 1687 г. «Математические начала натуральной философии». Благодаря трудам Коперника, Галилея, Кеплера, Декарта, Ньютона и других учёных в интеллектуальной культуре раннего нового времени была создана целостная естественнонаучная картина мироздания. Постепенно она сменила средневековые представления о движении планет вокруг неподвижной Земли, основанные на физике Аристотеля и астрономической теории Птолемея. Изменялись сами принципы построения умозаключений: символы, подобия, аллегорические и моральные смыслы уступали место опыту, эмпирическому рациональному объяснению причин и следствий.

В Европе складывался новый образ науки – знания, принадлежавшего не отдельному «просвещенному астрологу» или комментатору Аристотеля, но независимому сообществу учёных, которые руководствовались строгим методом исследования и открыто демонстрировали результаты своих трудов. Научное познание понималось как экспериментальное изучение мира природы, процесс разыскания истины, приносящей пользу. Наука, которая была бы автономна от религии, опиралась на метод, поддавалась проверке и являлась бы коллективным предприятием ученых, требовала создания новых институтов – обществ, академий, таких, как Академия Линчей в Риме, Лондонское королевское научное общество, Королевская академия наук во Франции и др.

Философы раннего нового времени уделяли особое внимание самим принципам построения знания, обоснованию новых методов исследования в разных сферах – физике, математике, медицине, социальных науках. При этом история как знание, связанное с моралью и политикой, редко включалась в контекст этих дисциплинарных переопределений. В сочинениях английского философа, историка, учёного, государственного деятеля ФРЭНСИСА БЭКОНА (1561 – 1626), в частности в его «Новом органоне, или Великом восстановлении наук » (1620), предпринималась попытка переоценить всю систему знаний, доступных человеку той эпохи, дать руководства к систематизации наук и предложить метод отыскания истины. По мысли Бэкона, деятельность философов и учёных предшествовавших эпох строилась на ложном фундаменте. Подлинные цели исследования заключались в овладении тайнами природы. Если в древности Сократ соотносил знание с добродетелью, то английский философ писал о той силе, которую даёт человеку обладание знанием.

Научное знание должно было принести человеку практическую пользу и могущество, преображение обыденной жизни, а также духовное продвижение к новому христианскому золотому веку. Эмпирический метод исследования возвышал значение наблюдения и опыта, эксперимента с отдельными явлениями и предметами, чувственного и рационального проникновения в естественную сущность вещей.

В своих трудах Бэкон писал о единстве истории и опытного естественнонаучного знания, рассматривая их, подобно философии и науке, как единое понятие. В пользу этого союза Бэкон приводил следующие аргументы: и та, и другая области деятельности соотносились со способностью человека запоминать. Память же имела дело с индивидуальным и единичным. И гражданская, и естественная история занимались изучением единичных событий, описанием их вневременных свойств. Между исследованием явлений природы и событий прошлого, таким образом, не делалось принципиальных различий. За наблюдениями следовали выводы и рассуждения. Знание, извлечённое из частных, документально подкреплённых фактов, представляло, по словам философа, подлинную ценность для практики, в отличие от знания, в котором примеры лишь иллюстрировали абстрактные постулаты.

В Англии труды Бэкона оказали огромное влияние на характер и облик новой науки. Многие учёные желали продолжать его дело. Но исследователей прошлого, использовавших аналитические и экспериментальные методы в историографии, оказалось немного.

На континенте большой популярностью пользовались сочинения французского математика, философа РЕНЕ ДЕКАРТА (1596– 1650) «Рассуждения о методе» (1637) и «Начала философии» (1644). Труды Декарта внесли существенный вклад в формирование рациональной механистической картины мира. Сам Декарт и его последователи – картезианцы (фр. cartesien – латинизированная форма фамилии Декарта – Cartesius) скептически относились к практикам историописания и возможности получения достоверных знаний о прошлом. Тем не менее, одна из основных идей Декарта – о разделении разумного познающего субъекта-исследователя и находящегося перед ним, открытого для прочтения объекта изучения – великой книги мира – впоследствии сыграла важную роль в формировании того способа познания, на котором основывались и науки конца XVIII– XIX в., и профессиональное историческое знание. Такая умозрительная картина стала возможной, поскольку в философии к тому времени всё более прочно укоренялась мысль о двух различных истинах – откровения и знания, – обоснованная Галилеем и данная в образах двух книг – Священного Писания: Книги природы. Согласно этой логике, наука и вера – совместимы, но их предмет, смыслы, языки, методы – автономны.

Новации в философии и естественных науках – физике, математике, астрономии, анатомии, механике – оказали значительное влияние на интеллектуальную культуру XVII в. Многие принципы исследования природы стали рассматриваться как универсальные для понимания общества, его истории. Естественные науки, с их стремлением к эмпирическому, точному знанию, послужили прообразом других дисциплин. В XVII в. социальные философы выдвинули ряд идей о так называемых естественных законах. Эти законы, подобно законам природы, могли быть познаны и использованы людьми. Отталкиваясь от идеи материального единства природы и человека, философы пытаюсь создать науку об обществе, ориентирующуюся на математику и физику, – социальную физику. Исходным пунктом таких теорий было представление об отдельном, изолированном человеке, взятом вне исторического контекста; само общество трактовалось как сумма индивидов, которые наделялись свойствами, вытекавшими из человеческой природы. Так, по мысли голландского философа и юриста ГУГО ГРОЦИЯ (1583 – 1645), люди изначально стремились к общению, в результате чего стало возможным их объединение. В рассуждениях английского философа ТОМАСА ГОББСА (1588 – 1679) аргументировалось противоположное утверждение о том, что людям было свойственно взаимное отталкивание, отчего в догосударственном, «естественном» состоянии они вели беспрерывную «войну всех против всех». Из свойств индивида выводились следствия законы социальной механики, дававшей ключ объяснению государственного устройства и его истории. Создание общества трактовалось философами XVII в. как результат общественного договора, некогда заключенного людьми между собой. Законы государства должны были ""строиться на основе естественного права, следующего из природы человека. Несмотря на распространённость этих теорий в социальных и философских трудах, в исторические сочинения XVII в. подобные идеи проникали медленно. Только в следующем столетии эти теории оказали существенное влияние на знание о прошлом.

История ещё не отделилась полностью от других областей знания о человеке, обществе, мире и не сложилась в качестве самостоятельной дисциплины. Изучение прошлого в большой мере рассматривалось в контексте учёности гуманистов – в связи с литературой, риторикой. В университетах освоение истории часто носило прикладной характер по отношению к изучению древних языков.

На волне интереса к античной литературе возросло внимание к классическому прошлому. Рассказы о событиях греческой и римской истории нередко фигурировали в качестве комментариев к произведениям античных писателей. Из исторических сочинений извлекались моральные уроки, типические истины, примеры политических решений. При этом XVII в. был отмечен своеобразной модой на изучение истории. Последняя трактовалась как кладезь мудрости и понималась, прежде всего, как политическая или политико-юридическая. В Оксфорде и Кембридже были открыты первые кафедры гражданской истории. В XVII в. знание о прошлом сделалось важным фактором в политической борьбе. Так, в период Английской революции и сторонники короля, и те, кто поддерживал парламент, искали в документах прошлого обоснование неограниченной власти монарха или «древних вольностей» Англии.

Классифицируя науки, Бэкон характеризовал сложившиеся направления исторического знания как «совершенную» и «несовершенную» историю. К «совершенной» истории относилась политическая историография – хроники, жизнеописания и повествования о великих личностях, их государственных деяниях с моральным, дидактическим подтекстом. Источниками служили средневековые хроники, устные свидетельства, воспоминания. Позднее в русле этого течения началось изучение средневековой истории государственных и общественных институтов. Авторы сочинений по политической и политико-юридической истории иногда соотносили свои труды с естественнонаучным и математическим знанием, ориентируясь на эталон опытных и точных наук. Однако нередко они демонстрировали большую приверженность образцам гуманистической историографии.

Сам Бэкон был автором сочинения такого рода – «Истории Генриха VII » (1621). Бэкон задумывал этот труд, как начало истории Англии в период между завершением войны Алой и Белой роз и объединением Англии и Шотландии под властью единого монарха Якова I. Автор стремился возвеличить династию Тюдоров в лице её первого представителя, Генриха VII, рассмотреть принципы мудрого правления короля. Историческое повествование строилось вокруг личности правителя. Бэкон несколько расширил рамки традиционной для Ренессанса истории, включив в нее материалы по истории права.

В Британии середины и второй половины XVII в. был составлен ряд историко-политических трудов, воспоминаний и трактатов, посвященных событиям недавнего прошлого – революции, гражданской войне, реставрации монархии, таких, как «История мятежа» графа Кларендона, «История моего времени» Г. Барнета, «Два трактата о правительстве» и «О религиозной терпимости» Дж. Локка и др. Впоследствии эта линия была продолжена в историографии XVIII в.

Такая «совершенная» история существовала в контекстах (интереса к национальному прошлому, формирования национальных государств в Европе. Но другое направление знания о прошлом соотносилось с теми же процессами. «Несовершенную» историю, согласно Бэкону, писали авторы первоначальных и необработанных набросков, комментариев и перечней, те, кто изучал древности, уцелевшие фрагменты прошлого. Интеллектуальное течение, связанное с поиском, коллекционированием, систематическим описанием и классификацией исторических документов и памятников, получило название антикварианизма (лат. antiquus – древний). «Несовершенная история», по мнению Бэкона и самих антикваров, носила подготовительный характер. Результатами труда антиквара могли воспользоваться авторы политической истории.

Сами антиквары и знатоки документов прошлого, эрудиты, не считали себя подлинными историками, а видели в качестве собирателей и хранителей древностей, компиляторов. Под древностями они понимали разнообразные свидетельства прошлых, эпох – римские и средневековые монеты, девизы, гербы, надписи, вещи, документы, руины, памятники и т. п. Кроме этих рукотворных остатков прошлого в сферу внимания антикваров часто попадали редкости и диковины природного мира.

Историк был в первую очередь писателем, а сама история – повествованием, основанным на письменных данных, хрониках. Антиквары, опираясь на те же нарративные источники, широко использовали нетекстовые свидетельства. Это потребовало от них разработки новых методик критики источников (впоследствии положенных в основание новых дисциплин – археологии, нумизматики, палеографии, сфрагистики и т. п.).

Предметом изучения антикваров была не столько история, сколько прошлое, однородное и недифференцированное. В их трудах слабо выражалось чувство дистанции, отделявшей современность от прежних эпох. Внимание антикваров привлекали черты странного и трудно объяснимого, но ответы на вопросы они, как правило, подбирали исходя из логики современной им и культуры. Одним из популярных жанров исследования для этих авторов была хорография – описание земель страны по областям, своеобразная регистрация природных особенностей и богатств, а также замечательных событий прошлого и любопытных древностей.

В Англии основы антикварианизма были заложены ещё в XVI в. коллекционерами и исследователями прошлого У. Кемденом, Дж. Леландом, Дж. Стоу, основавшими в 1585 г. в Лондоне Елизаветинское общество антикваров. Членами этого общества был предпринят первый опыт коллективной работы по сбору древностей и публикации исторических памятников.

Английская антикварная история расцвела в последней трети XVI в. Интерес к славным, героическим отдаленным эпохам в истории государства и церкви выразился в изучении документов, гражданских записей, в описаниях графств и городов Британии, в беспрецедентной работе по поиску и сбору разнообразных вещественных свидетельств. По словам антиквара Дж. Обри, исследователи, намеревавшиеся реконструировать ранние периоды истории Британии, как и он сам, «пробирались ощупью во мраке», и иногда им удавалось «хотя и не пролить на них яркий свет... но превратить полную темноту в легкий туман» 1 . Эта «темнота» окутывала периоды бриттского прошлого, римского владычества на острове, англосаксонской Англии, нормандского завоевания. Пытаясь углубиться в эти вопросы, авторы, так или иначе, сталкивались с мифологическими сюжетами о происхождении бриттов от троянцев, о Бруте как предке современных правителей, о короле Артуре и древних героях, воспетых в книге Гальфрида Монмутского. Многие исследователи не стремились оспаривать в своих работах эти предметы национальной гордости.

В отличие от историков-гуманистов, предпочитавших писать о деяниях прославленных людей прошлого, антиквары сосредоточили внимание на изучении следов коллективной истории, от прошлого отдельного города или рода до истории страны. Историки конца XVI–XVII в. постепенно воссоздавали из фрагментов источников римскую или англосаксонскую Британию. При этом на облик национального прошлого наложили отпечаток сочинения классических авторов и итальянских антикваров.

В XVII в. стали печататься большие серии средневековых источников. Общества, занимавшиеся их поиском и изучением, часто учреждались католической церковью с целью изучения христианского прошлого и истории римской церкви. Во многом такая деятельность мыслилась как ответ на реформационные движения в Европе.

Одним из самых известных обществ-публикаторов был коллектив мавристов во Франции – монахов конгрегации святого Мавра из ордена бенедиктинцев (с 1627) в аббатстве Парижа Сен-Жермен-де-Пре. В 1648 г. ими был подготовлен план изданий, куда вошли рукописи по истории бенедиктинского ордена, церкви, документы, содержавшие сведения о прошлом французских провинций.

Мавристами было собрано множество средневековых манускриптов. Каждый из них публиковался на основе тщательного сопоставления всех списков документа, сверки разных вариантов текста. Эрудиты-мавристы издавали и руководства по датировке и установлению достоверности рукописей. В 1668 – 1701 гг. ими были напечатаны «Жития святых бенедиктинского ордена» в девяти томах, включавшие источники до XII в. Основная работа по критике текстов была проделана Ж. Мабильоном.

В это же время, с 1643 г., началось издание средневековых источников в Антверпене. Оно осуществлялось иезуитами-болландистами, названными так в честь своего главы Ж. Болланда. Публикуемая ими серия «Жития святых» содержала средневековые легенды и предания о деяниях христианских святых. Жития располагались по дням календарного года: рассказы о каждом святом были приурочены к его дню. Этот труд насчитывает несколько десятков томов.

Издание хроник и документов предпринималось в Германии, Италии, Англии, Польше, Чехии, Испании. Благодаря деятельности публикаторов-эрудитов вырабатывались правила критического анализа текстов рукописей, сыгравшие впоследствии важную роль для развития вспомогательных исторических дисциплин (палеографии, хронологии, дипломатики) и исторического знания в целом.

Проблемы периодизации

Новое время, кратко говоря - это длительный период в истории цивилизации и человечества, имеющий определенные временные рамки. Находится он между Средними веками и новейшим временем. Как и в случае с периодизацией Средних веков, в разных странах начало нового времени определяется по-разному.
Если брать советское время, то за начало была взята дата английской буржуазной революции 17 века. Европейские страны точкой отсчета нового времени считали открытие Америки Колумбом, захват Константинополя турками, Реформацию, Французскую революцию.
Еще более непонятно обстоят дела с определением окончания периода нового времени. Долгое время им считалась революция в России 1917 года. Позднее большинством ученых-историков было решено принять за дату окончания нового времени Первую мировую войну.
Понятие нового времени, кратко говоря, появилось еще в XV веке, в эпоху Ренессанса (Возрождения). Тогда гуманисты предложили примерное деление истории на три периода: древний, Средние века и новое время. Таким образом, они хотели разграничить и упростить изучение человеческой цивилизации.
Новое время, кратко говоря, до сих пор является довольно условным понятием, поскольку все страны ступили в него в разное время. Споры же о временных рамках данного исторического периода продолжаются в современной историографии (науке, изучающей историю) до сих пор.

Историю нового времени иногда делят на два больших периода:
1. XVII - XVIII века;
2. XX век


Новое время - значение и влияние

Новое время явилось этапом больших перемен во всех сферах жизни: экономической, социальной, политической. Оно занимает более краткий период, если сравнивать его со Средними веками, и тем более, с древним миром, но в истории этот период имеет крайне важное значение. Знаменитые географические открытия, книга Николая Коперника изменили старые представления людей о Земле, расширили знания человека о мире.
Реформация, прошедшая по всем странам Европы, отменила власть римских пап над сознанием людей, и привела к появлению протестантского движения. Гуманисты эпохи Ренессанса добились появления множества университетов и привели к полному перевороту в сознании человека, объяснив его место в окружающем мире.
В эпоху нового времени, кратко говоря, человечество осознало, что живет на самом деле в небольшом пространстве. Географические открытия привели к сближению стран и народов. В Средние века все было иначе. Медленная скорость передвижения, невозможность пересечь океан приводили к тому, что даже о соседних странах не было достоверной информации.
Западная Европа в новое время осуществила экспансию, установив свое господство над большинством стран в Азии и Африки. Для народов этих стран новое время стало периодом жестокой колонизации со стороны европейских захватчиков.
Каким образом небольшим странам Западной Европы удалось в короткие сроки подчинить себе огромные территории в Африке и Азии? Для этого было несколько причин. Европейские страны вырвались далеко вперед в своем развитии. На Востоке жизнь поданных, их земли и имущество принадлежали правителю. Больше всего там ценились не личные качества человека, а интересы общины. Основой хозяйства было земледелие. На Западе все было по-другому. Превыше всего были права человека, его личные качества, стремление к выгоде и процветанию. Возникшие в Средние века города привели к появлению разнообразных ремесел и прорыву в развитии техники. В этом отношении страны европейские страны ушли далеко вперед от восточных.

Возникновение индустриального общества

Новое время, кратко говоря, привело к изменению политического строя во многих странах. Бурное развитие торговли, особенно в период знаменитых географических открытий, возникновение банковского дела, появление мануфактур стали все сильнее противоречить традиционной экономике и политическому строю. Появившийся новый класс, буржуазия, постепенно начинает играть значительную роль в государстве.
В XVIII веке сила буржуазии многократно возрастает. Во многих странах достигшие предела противоречия между капиталистическим способом производства и феодальным строем привели к буржуазным революциям. Такое произошло в Англии и Франции. Капитализм окончательно побеждает в Европе. Начинается промышленный переворот, и устаревшая мануфактура вытесняется фабрикой.
Большинство европейских стран в новое время переживают сложное время изменения форм власти, кризис абсолютной монархии. В результате изменений в политическом строе в наиболее прогрессивных странах возникает парламентская демократия. В этот же период начинает складываться современная система международных отношений.

Изменение в мышлении

Новое время, кратко говоря, это период своеобразного второго Возрождения. Реальность показывала, сколько на самом деле может сделать и изменить обычный человек. Постепенно в людском сознании формируется мысль - человек на самом деле может все. Появляется убеждение, что он может подчинить природу и изменить свое будущее.
Большое развитие получает философия. Происходит в буквальном смысле ее возрождение. Философии удалось сохранить за собой главенствующее положение среди наук. Философы нового времени искренне верили в то что общество нуждается в их идеях. Происходит формирование совершенно новой философии, проблемы которой остаются важными и сегодня.

Техника и производство

Новое время - период быстрого развития техники. Одно из важных изобретений того времени, которое сыграло огромную роль в развитии культуры - это книгопечатание. Появление печатного станка во много раз ускорило скорость создания книги. Раньше книги переписывали вручную, или создавали при помощи штампов, и этот процесс занимал огромное количество времени. Теперь все намного упрощалось.
В XVIII в Англии, где была большая сырьевая база, создаются первые прядильные, ткацкие и швейные станки. Развитие мореплавания, рост армий, появление легкой промышленности приводит к усилению роли машиностроения и металлургической промышленности. Европейцы научились в начале XVIII века выплавлять дешевый чугун и раскрыли секрет стали. В это же время братьями Мартенами была изобретена печь, позволяющая восстанавливать сталь из чугуна. В их честь она получила название мартеновской печи. В XIX веке была решена проблема с транспортировкой большого количества сырья и продукции - были изобретены паровоз и пароход.

Культура в Новое время

Расцвет европейской культуры происходит в XVII - XVIII веках. Благодаря трудам Галилео и Коперника создается новая картина мира - гелиоцентрическая. В науке на первое место выходит не авторитет ученого, а личный опыт и эксперименты.
Происходят большие изменения в искусстве. Появляются новые стили - барокко и классицизм.
В XVIII веке, как в свое время, в эпоху Ренессанса, появляется большая необходимость в просветителях. Появляется блестящая плеяда умов почти во всех областях искусства и науки. Это Вольтер, Ломоносов, Локк, Кант, Дидро, Руссо. Их общей объединяющей чертой была большая вера в науку и прогресс.

1. Что такое раннее Новое время? Каковы его хронологические рамки?

Новое время – это время после Средневековья, отличное, однако, от новейшего времени, в котором живём мы. Оно продолжалось с конца XV века до конца Первой мировой войны.

2. В чем состоит содержание и сущность модернизации? Как связаны понятия "традиционное общество", "индустриальное о6щество", "модернизация"?

Модернизация – это процессы обновления традиционного общества, вступающего на путь движения и индустриальному обществу и совершенствования последнего.

3. Каковы основные последствия Великих географических открытий для европейской и мировой истории?

Последствия Великих географический открытий:

(a) началось распространение европейских достижений науки и техники;

(b) учёные Европы обогатили свои знания материалами из новооткрытых земель;

(c) в Европу привезли кофе, какао, чай, ваниль, новые пряности;

(d) в Америку европейцы привезли лошадей, мелкий и крупный рогатый скот, зерновые культуры, виноград, оливковые деревья, сахарный тростник (ставший источником процветания колоний Вест-Индии); в Африке они способствовали выращиванию пшеницы, фасоли, батата, в Китае – арахиса и кукурузы;

(e) началась европейская экспансия;

(f) экспансию вскоре стала сопровождать работорговля;

(g) многие цивилизации и народы (прежде всего, в Америке) были уничтожены;

(h) за обладание колониями шли постоянные войны;

(i) приток золота и серебра вызвал в Европе инфляцию, рост цен, что ударило, прежде всего, по бедным слоям населения.

4. Что такое революция цен? Какое значение она имела для модернизации?

Революция цен – это довольно значительная инфляция, рост цен на все товары в Западной Европе начиная, примерно, с 1540-х годов, скорее всего, из-за ввоза огромного количество драгоценных металлов и Нового Света (монет было в результате отчеканено гораздо больше, при этом количество товаров столь же резко не выросло). От революции цен проиграли все, кто получал фиксированные доходы (земельную ренту, заработную плату). Потому рабочие сила стала более доступной для предпринимателей. Выиграли от неё те, кто получал прибыль от торговли и производства, то есть те, кто проводил модернизацию. Полученные средства большинство из них вложили в расширение своего дела, то есть в дальнейшую модернизацию. Кроме того, их успех сделал их дело более привлекательным и большее число людей, соответственно, капиталов влились в модернизацию. Потому можно сделать вывод: революция цен стала бедствием для широких кругов населения, но стала благом для модернизации.

5. Объясните значение термина «мануфактурный капитализм». В чем отличия централизованных мануфактур от рассеянных?

Мануфактура – это предприятие с разделением труда и ручным производством, соответственно, мануфактурный капитализм основан на такой форме производства. Мануфактуры были двух типов. На рассеянной работали те же ремесленники на своих прежних рабочих местах, но отрезанные купцом-предпренимателем от закупки сырья и сбыта продукции. Будущее было за централизованными мануфактурами, на которых все рабочие трудились в одном помещении. Тогда проще было организовать действительное разделение труда.

6. Каково значение в изменении духовной сферы жизни общества имело Возрождение? Какие принципы и идеи можно считать наиболее важными для идеологии Возрождения?

Возрождение окончательно и бесповоротно изменило духовную жизнь Западной Европы. Достаточно напомнить, что именно деятели Возрождения разработали термин Новое время, разграничив его с более ранним периодом Средневековья. Важнейшими в Возрождении были возвращение к эстетическим идеалам античности и принципы гуманизма, включая идеалы индивидуализма и антропоцентризма.

7. В чем состояли причины и сущность Реформации?

Сущность реформации заключалась в создании новой, отличной от католической церкви с новыми правилами, которая попыталась вернуться к идеалам первых христиан. Причины создания такое церкви следующие:

(a) иерархи католической церкви проповедовали презрение к житейским благам, но сами жили в роскоши;

(b) церковные должности продавались;

(c) отпущение грехов (индульгенцию) за определённую сумму мог купить любой мошенник;

(d) церковные ритуалы были дороги, особенно для бедняков;

(e) несмотря на евангельские заповеди о равенстве всех христиан, церковь владела крепостными крестьянами.

8. Охарактеризуйте основные направления Реформации. В чем сходство учений Лютера и Кальвина и чем они отличаются друг от друга?

И лютеранство, и кальвинизм не признавали верховенства папы римского, целибата, церковного землевладения и роскошного убранства церквей. Оба направления упразднили монастыри и признавали лишь некоторые из церковных таинств. При этом отличий между лютеранством и кальвинизмом не мало. Ж. Кальвин считал, что Господь заранее, задолго до рождения определил, кому из людей после смерти уготованы адские муки, кому – райское блаженство. Своим избранникам Бог помогает, посылает удачу. Потому успех во всех делах, включая торговлю и даже ростовщичество – признак благосклонности Создателя. М. Лютер напротив обличал ростовщиков. Лютеранская церковь ратовала за повиновение любым властям и подчинялась им, кальвинистская церковь сохранила автономию и поддерживала сопротивление тиранам.

9. Каково историческое значение Реформации?

Значение Реформации:

(a) во многих странах возникли новые церковные организации;

(b) католическая церковь также претерпела значительные изменения, стремясь противостоять Реформации;

(c) вражда между католиками и протестантами стала причиной или поводом для многих войн, включая гражданские;

(d) вражда между конфессиями выливалась в значительное кровопролитие вне полей сражений (самые известные примеры – деятельность инквизиции и Варфоломеевская ночь);

(e) секуляризация дала средства для развития многих государств;

(f) изменение статуса церкви привело к преобразованиям в обществе;

(g) именно Реформация стала движущей силой революции в Нидерландах;

(h) полемика между конфессиями в публицистике дала толчок развитию печатного дела.

10. В чем состоят особенности европейского общества XVIII в.? Почему историки говорят об этом времени как о периоде кризиса «старого порядка»?

В XVIII веке несмотря на несколько столетий модернизации подавляющее большинство населения продолжало заниматься сельским хозяйством, положение человека определялось, прежде всего, происхождением. Разграничение сословие стало даже жёстче, чем в Средневековье. Особенно ярко эти черты проявлялись во Франции. Именно для неё и придумали понятие «старого порядка», чтобы подчеркнуть отличии от «нового порядка», который создала революция.

11. Какие процессы, происходившие в ХVIII в., позволяют говорить о продолжении и расширении модернизации?

О продолжениеи и расширении модернизации говорит, прежде всего, начало промышленной революции. Она подняла производство на новый уровень и стала менять общество, которое наконец переставало быть аграрным. Именно индустриальная революция обеспечила переход к индустриальному обществу, этот переход и считается сутью модернизации в те века.