Классическая школа. Этапы развития классической школы

С конца V в. в аттической классике на первый план выступают новые формы словесного искусства. Наряду с литературой, предназначенной для декламации, появляется литература только для чтения.

Новыми стали и содержание и техника художественных произведений. Свою классическую форму получает проза - историческое повествование, ораторское выступление и философский диалог. Именно прозой писатель говорил теперь о судьбе народа, о достоинстве человека, о его отношении к обществу и другому человеку. Литература приблизилась к повседневной жизни: главной темой классической прозы V-IV вв. стала полисная современность, показанная без исторической дистанции, без мифологической условности, с фактографической точностью.

Наступление «века прозы» было обусловлено потребностями полисной демократии как системы управления, при которой умение оратора воздействовать на массовую аудиторию играло решающую роль при принятии законов в народном собрании и при вынесении приговоров в суде.

И такая высокая словесная культура была создана. Она сформировалась в результате того нового способа обучения, который получил распространение в Греции в середине V в. и послужил началом всего последующего гуманитарного образования в Европе. Его зачинателями стали софисты («учителя мудрости») - выходцы из восточной и западной окраин эллинского мира. Путешествуя из города в город, они выступали с платными лекциями и брались любому открыть секреты ораторского успеха, сообщая своим слушателям особые приемы для умелого составления речей.

Афины были наиболее удобным полем их деятельности, и здесь уже к концу V в. новая техника литературного мастерства принесла свои реальные плоды в виде произведений аттической прозы, далеко ушедших и по идейному содержанию, и по своей форме от традиций предшествовавшей им ионийской прозы.

История всемирной литературы: в 9 томах / Под редакцией И.С. Брагинского и других - М., 1983-1984 гг.

Наряду с бихевиоризмом и гештальтпсихологией развивается психоанализ. Так назвал свое учение австрийский врач Зигмунд Фрейд (1856-1939).

На первых порах Фрейд занимается лечением больных неврозами психическими расстройствами людей. Он пытается объяснить симптомы болезни динамикой нервных процессов. Однако ни в физиологии, ни в царившей тогда психологии сознания он не видел средств, чтоб объяснить причины патологических изменений в психике своих пациентов. А не зная причин, приходилось действовать вслепую.

И тогда Фрейд обратился к скрытым, глубинным слоям психики человека. До Фрейда они не были предметом психологии, после него стали его неотъемлемой частью.

Фрейд совершил важное открытие, которое перевернуло традиционный взгляд на психику: в жизнедеятельности человека предопределяющую роль играют его бессознательные желания, стремления и влечения, нежели сознание и разум. Так, первостепенную роль в жизни человека играют сексуальные влечения, часто они и являются причинами нервных и душевных заболеваний. Но эти же влечения принимают участие в творчестве высших культурных ценностей человеческого духа.

Фрейд утверждает, что бессознательное уходит своими корнями в природную данность человеческого существа, Итак, Фрейд создал теорию бессознательного. Согласно ей, в психике человека существуют три сферы: сознание – Я (эго), предсознание - Сверх-Я (суперэго) и бесознателъное – ОНО (ид).

Предсознание состоит из скрытых, или латентных, знаний. Это те знания, которыми человек располагает, но которые в данный момент не присутствуют. Что касается сознания, то ему Фрейд отводил роль слуги бессознательного. Он даже говорит о том, что сознание бессильно перед бессознательными влечениями (при этом не надо забывать, Фрейд работал прежде всего с больными неврозами людьми, которые действительно не могли отвечать за свои поступки).

Сверх-Я – содержит систему ценностей и норм, совместимых с теми, которые приняты в окружении человека, которые позволяют ему отличать, что хорошо и что плохо, что нравственно и безнравственно. Фрейд разделил суперэго на две подсистемы: совесть и Эго-идеал. Совесть включает способность к критической самооценке, а Эго-идеал формирует из того, что одобряют и высоко ценят родители и сам человек, он ведет человека к установлению для себя высоких стандартов.

Сверх-Я не пускает инстинкты в «Я», и тогда энергия этих инстинктов сублимируется.

Сублимация - это пре­образование энергии подавленных, запретных желаний в другие виды деятельности, которые разрешены в обществе. Если энер­гия «либидо» не находит выхода, то будут у человека психичес­кие болезни, неврозы, истерики, тоска. Для спасения от конф­ликта между «Я» и «ОНО» применяются средства психологичес­кой защиты. Защитное поведение позволяет человеку защититься от тех проблем, которые пока он не может решить, позволяет снять тревогу от угрожающих событий (потеря близкого челове­ка, любимой игрушки, потеря любви со стороны других людей, потеря любви к себе и т. п.), позволяет «уйти от угрожающей реальности», иногда преобразовать эту угрозу.


Фрейд выделял следующие защитные механизмы:

1) вытеснение желаний - непроизвольное удаление неприят­ных или недозволенных желаний, мыслей, чувств, пережи­ваний в тех или иных ситуациях из сознания в область бес­сознательной психики «ОНО»; подавление не бывает окон­чательным, вытесненные мысли не теряют своей активнос­ти в бессознательном и для предотвращения их прорыва в сознание требуется постоянная трата психической энергии, в результате чего энергии может не хватать для поддержа­ния деятельности и здоровья человека, в результате вытес нение часто является источником телесных заболеваний пси­хогенной природы (головные боли, артриты, язва, астма, сердечные болезни, гипертония и т. п.). Психическая энер­гия подавленных желаний присутствует в теле человека, не­зависимо от его сознания, находит свое болезненное теле­сное выражение. Результатом подавления является демон­стративное безразличие к данной сфере реальности. Выде­ляют полное подавление - когда болезненные переживания настолько подавлены, что человек полностью их забывает, и не знает, что они,были в его жизни, но они косвенно вли­яют на его здоровье и поведение. Вытеснение - это частич­ное подавление, человек «сдерживает» переживания, стара­ется о них не думать, но полностью забыть их не может, и вытесненные переживания «прорываются» в виде неожидан­ных бурных аффектов, необъяснимых поступков и пр.;

2) отрицание - уход в фантазию, отрицание какого-либо со­бытия как «неправды». «Этого не может быть» - человек проявляет яркое безразличие к логике, не замечает противо­речий в своих суждениях;

3) рационализация - бессознательная попытка оправдать, объяснить свое неправильное или абсурдное поведение, по­строение приемлемых моральных, логичных обоснований, аргументов для объяснения и оправдания неприемлемых форм поведения, мыслей, поступков, желаний, причем, как правило, эти оправдания и объяснения не соответствуют ис­тинной причине совершенного поступка, а истинная причи­на может человеком не осознаваться;

4) инверсия или противодействие - подмена действия, мыс­ли, чувств, отвечающих подлинному желанию, на диамет­рально противоположные поведение, мысли, чувства (напри­мер, ребенок первоначально хочет получить любовь к себе матери, но, не получая этой любви, начинает испытывать прямо противоположное желание досадить матери, разоз­лить ее, вызвать ссору и ненависть матери к себе);

5) проекция - бессознательная попытка избавиться от навяз­чивого желания, идеи, приписав ее другому лицу, приписы­вание другому человеку своих собственных качеств, мыс­лей, чувств - т. е. «отдаление угрозы от себя». Когда что-то осуждается в других, именно это не принимает человек в себе, но не может признать это, не хочет понять, что эти же качества присущи и ему. Например, человек утверждает, что «некоторые евреи - обманщики», хотя фактически это мо­жет значить: «Я порой обманываю»; таким образом, проек­ция позволяет человеку возлагать вину на кого-нибудь за свои недостатки и промахи. Проекцией также объясняются социальные предрассудки и феномен «козла отпущения», поскольку этнические и расовые стереотипы представляют собой удобную мишень для приписывания кому-нибудь дру­гому своих негативных личностных характеристик;

6) замещение - проявление эмоционального импульса пере­адресовывается от более угрожающего объекта или личнос­ти к менее угрожающему. Например, ребенок, после того, как его наказали родители, толкает свою младшую сестрен­ку, ломает ее игрушки, пинает собачку, т. е. сестра и собач­ка замещают родителей, на которых сердит ребенок. Реже встречается такая форма замещения, когда оно направлено против самого себя: враждебные импульсы, адресованные другим, переадресовываются себе, что вызывает ощущение подавленности или осуждение самого себя;

7) изоляция - отделение угрожающей части ситуации от ос­тальной психической сферы, что может приводить к разделенности, раздвоенности личности, к неполному «Я»;

8) регрессия - возвращение на более ранний, примитивный способ реагирования, устойчивые регрессии проявляются в том, что человек оправдывает свои поступки с позиции мыш­ления ребенка, не признает логику, отстаивает свою точку зрения, несмотря на правоту собеседника, человек не разви­вается психически и порой возвращаются детские привычки (грызть ногти и т. п.). В тяжелых случаях, когда «настоящая ситуация для человека невыносима», психика защищается, возвращаясь в более ранний и безопасный период своей жиз­ни, например в раннее детство, и регрессия приводит к поте­ре памяти о более поздних периодах жизни. Более «мягкие» проявления регрессии у взрослых включают несдержанность, недовольство (надуться и не разговаривать с другими), про­тиводействие авторитетам, детское упрямство, или езда в автомобиле с безрассудно высокой скоростью.

Бессознательное (ОНО) регулируется двумя принципами: принципом удовольствия и принципом реальности. Это означает то, что бессознательно любой человек стремится прежде всего к получению удовольствия, но при этом должен считаться с требованиями окружения (соблюдать принцип реальности).

Те желания, которые человек не может удовлетворить, вытесняются (механизм вытеснения) и реализуются в фантазиях. Но такое подавленное и вытесненное желание человека продолжает существовать и ждет только первой возможности, чтобы сделаться активным.

Фрейд выделил три основные формы проявления бессознательного: это сновидения, ошибочные действия (забывание вещей, намерений, имен, оговорки и т. д.) и невротические симптомы.

В психоанализе был разработан целый ряд методов выявления бессознательных комплексов. Главные из них - это метод свободных ассоциаций (говорить все, что приходит в голову) и метод анализа снови­дений. Оба метода предполагают активную работу психоаналитика, которая заключается в толковании слов или сновидений пациента.

Таким образом, психоанализ приходит к выводу, что психика шире, чем сознание.

Психоанализ получил развитие в лице Карла Юнга (1875-1961) и Альфреда Адлера (1870-1937).

Психоанализвбзник в начале 90-х годов 19 века из медицинской практики лечения больных с функциональными нарушениями психики. Фрейд занимался неврозами. На деятельность Фрейда большое влияние оказал Бернгейм.

Катартаческий метод - с помощью гипноза можно оживить в памяти травмированные переживания и эмоции, это позволит вновь их испыитать в результате чего может наступит излечение".

Фрейд называл психоанализ (исследование и интерпритация сновидений, оговорок, забываний) новой формой терапии и методом исследования. Ядро психоанализа - учение о бессознательном

Три периода учения (три этапа формирования психоанализа);

1. 1897-1905 - психоанализ - метод лечения неврозов с попытками общих заключений о характере душевной жизни. «Толкование сновидений» (1900), «Психопатология обыденной жизни» (1904), «Три очерка по теории сексуальности» (1905). В 1902 году формируется кружок психоанализа.

2. 1906-1918 - общепсическое учение о личности и ее развитии. «Тотем та Табу» (1912), «Леонардо да Винче» (1910). В 1910 году - международный интерес. Уход из психоанализа Адлера и Юнга (индивидуальная психология и аналитическая психология). В этот же период идет разработка структуры: сознания, предсознания, бессознательног и влечения (сексуальные, самосохранения).

3. Середина 20-х годов - учение о трех инстанциях -«Я», «ОНО», «Идеальное-Я». Книга Фрейда

«Я и Оно» (1923). Фрейд выделял три сферы психики:

· сознательное имеет свойство переживания;

· предсознательное - скрытое бессознательное, имеет способность сознания.

Бесозиательное вытесненная бессознательная психика.

· Анализ свободных всплывающих ассоциаций;

· Толкование сновидений. Сон - желания, в которых мы не.хотим себе признаться, т.к. они неприемлемы.

· Анализ ошибочных действий повседневной жизни (описки, поговорки, потеря вещей) не случайны и являются выраженными импульсами и намерениями, которые отстранены я должны быть скрыты от сознания.

С их помощью человек выдает свои тайны.

Наблюдается столкновение двух тенденций: желания и цензуры. Под влиянием цензуры происходят вытеснение желания в бессознательное, где оно существует в измененном виде.

Представление о динамике бессознательной сферы. Юессознательное вытеснено и не может бы ; ;, сознательным.

Три образования психики (представления о структуре психики):

· Сверх-сознание - Сверх-Я (моральное ограничение, конфликт между желаемым и запретом I.

· Сознание - Я(частично сознательное и бессознательное, подавитель Оно);

· Предсознание - Оно (бессознательное, руководствуется принципом удовольствия -движущая сила поведения).

Представления о влечениях: сексуальное влечение, влечение к самосохранению и влечение к смерти. Ребенок рождается наполненный сексуальными влечениями, в основе которых лежит энергия «либидо».

Стадии развития ребенка:

· Травма рождения;

· Оральная стадия (до 1 года) - либидо вынесено во вне..

· Анальная (до 3-х лет);

· Фалическая (4-5 лет). Объект либидо - родитель (Эдипов комплекс, комплекс Электры);

· Латентная (] ] -12 лет) - время для овладения культурой.

· Генигтальная (12-16 лет) - окончательный выбор объекта либидо. Ребенок за образец берет отца, мать и переносит влечения на другой объект.

Регрессия - одна из форм защиты. Человек перескакивает на более примитивную стадию (грызет ногти, кусает ручку и т.п.).

Адлер отрицал сексуальную этиологию. Не сексуальное влечение, а чувство неполно ценности и необходимость компенсировать дефект занимают центральное место в личности и выступают факторам;" развития каждого. Человек стремиться преодолеть неполноценность. Неполноценность - цель - стил;. жизни.

Юнг - последователь Фрейда. Учение о бессознательном и процессе развития личности. Выделял з психике: сознательное и бессознательное (личное и коллективное бессознательное).

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме Общая характеристика классического психоанализа.:

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КЛАССИЧЕСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ.

Классическая политическая экономия зародилась в Англии в конце ХVII в. и во Франции в начале ХVIIІ ст., придя на смену меркантилизма.

К. Маркс назвал меркантилизм первым теоретическим проработкой основ капиталистического производства. В то же время он подчеркивал, что настоящая наука современной экономии начинается только с того времени, когда теоретическое исследование переходит от процесса обращения к процессу производства. Этот переход и осуществила классическая политическая экономия.

Впервые термин «классическая политическая экономия» употребил Маркс относительно школы, которая начала исследования внутренних закономерностей буржуазного общества. К. Маркс писал: «...под классической политической экономией я понимаю всю политическую экономию, начиная с В. Пэтти, которая исследует внутренние зависимости буржуазных отношений производства» .

Если меркантилисты в своем анализе выходили из довольно этажного понимание процесса обращения и поэтому видели только внешнюю сторону его явлений, то классики за предмет исследования приняли сферу производства и положили начало научному анализу этой сферы. Тем самым произошла смена, глубокие сдвиги в самом предмете политической экономии, которая из соображений относительно принципов управления хозяйством страны превратилась в науку о категории и законы экономической жизни. Именно классическая школа, в частности, труды А. Смита, превратили политическую экономию на полноценную научную дисциплину.

Классики провозгласили идею естественного порядка, действие объективных экономических законов. А это изменило направление исследований от системы регламентирующих правил к экономической свободы, которая одна только и обеспечивает эффективное развитие экономики.

Классическая школа, в отличие от меркантилистов - сторонников государственного вмешательства в экономическую жизнь, провозгласила принцип экономической свободы, экономического либерализма. Классики были противниками протекционизма. Проблему ценности, которая на то время была одной из центральных в экономическом анализе, они решали преимущественно с позиций трудовой теории, применяя абстрактно-дедуктивный метод исследования экономических явлений.

Общая оценка классической политической экономии в бывшей советской литературе осуществлялась по схеме К. Маркса, который до классиков причислял экономистов от Пэтти к Рикардо в Англии и от Буагільбера к Сісмонді во Франции. Вершиной классической политической экономии Маркс называл труда А. Смита и Д. Рикардо, которыми, по его мнению, классическая школа исчерпала себя.

На смену классической политической экономии, которая имела действительно научный характер, приходит, по Марксу, «вульгарная», то есть ненаучная политэкономия. Если классики занимались настоящим научным анализом закономерностей развития капитализма, то представители вульгарной политической экономии выступили лишь как апологеты, сознательные защитники капитализма. Переход к вульгарной политэкономии Маркс связывал с обострением классовой борьбы.

Основоположниками вульгарной политической экономии Маркс называл Сэя и Мальтуса. Он критиковал «вульгарных экономистов» за отход от трудовой теории стоимости и сокрытие эксплуататорской сущности отношений между наемными рабочими и капиталистами.

Тезис о вульгарный характер післярікардіанської политической экономии получила широкого развития во всей так называемой марксистской литературе.

Соответственно вся современная западная политическая экономия тоже провозглашалась ненаучной. Такой вывод был просто абсурдным, поскольку эти экономические теории успешно использовались в экономической политике западных государств. Для оправдания марксистского тезиса многим советским марксистам пришлось даже выдвинуть не менее абсурдную идею о две функции политической экономии: практическую и идеологическую, на основании чего делался вывод о возможности использования практических рекомендаций западных экономистов.

В западной литературе существует другой подход к оценке классической политической экономии, к определению ее хронологических границ. Западные экономисты отдают должное классической школе, однако не идеализируют ее теоретические разработки, а оценивают их в контексте исторического развития экономических идей. В классической политической экономии они относят также всю післярікардіанську политическую экономию XIX ст. Известный американский экономист Дж. К. Гэлбрейт писал по этому поводу: «...А Идеи. Смита были развиты Давидом Рикардо, Томасом Мальтусом и особенно Джоном Стюартом Миллем и получили название классической системы. В последней четверти XIX в. австрийские, английские и американские экономисты дополнили теорию так называемым маржинальным анализом, и это в конечном итоге привело к замене термина «классическая экономическая теория» термином «неоклассическая экономическая теория» .

Маркс К., Энгельс Ф . Произведения. - 2-ге вид. - Т.23. - С. 89.

Гэлбрейт Дж. К. Экономические теории и цели общества. - М., 1979. - С.36.

Поиск

Классическая школа. Этапы развития классической школы

Классическая школа зародилась в конце XVII в. (Англия) - начале XVIII в. (Франция).

В развитии классической школы можно выделить 4 этапа:

1 этап охватывает период с конца XVII в. до начала 2-й половины XVIII в. Это этап расширения сферы рыночных отношений, опровержения идей .

Представители этого этапа: Уильям Петти и Пьер Буагильбер, которые выдвинули теорию трудовой стоимости. В соответствии с ней источником и мерилом стоимости является количество затраченного труда на производство продукции. Основу богатства государства они видели не в сфере обращения, а в сфере производства.

Завершила 1-й этап школа физиократов, получившая распространение во Франции. Авторы этой школы Франсуа Кенэ и Анн Робер Жак Тюрго в поисках «чистого продукта» решающее значение наряду с трудом придавали земле.

2 этап охватывает период последней трети XVIII в. и связан с именем Адама Смита, который сформулировал концепцию экономического либерализма. Во много благодаря ему вплоть до 30-х гг. XX в. неопровержимым считалось положение о невмешательстве государства в свободную конкуренцию.

3 этап приходится на 1-ю половину XIX века, когда в ряде развитых стран завершился промышленный переворот. Среди представителей этого этапа: Жан Батист Сэй, Давид Рикардо, Томас Мальтус, Ф. Бастиа, Г. Кэрри.

4 этап охватывает 2-ю половину XIX в. Представители: Карл Маркс и Джон Стюарт Милль.

Общие характерные признаки классической школы:

1) неприятие протекционизма в экономической политике государства;

2) преимущественный анализ сферы производства в отрыве от сферы обращения, выработка и применение прогрессивных методологических приемов анализа;

3) попытки выявить механизм формирования стоимости товаров и колебания уровня цен на рынке в связи с издержками производства или количеством затраченного труда;

5) попытка обосновать динамизм и равновесность состояния экономики;

6) деньги были признаны стихийно выделившимся товаром в товарном мире, который нельзя отменить никакими соглашениями.

Учение физиократов

Слово «физиократия» имеет греческое происхождение и в переводе означает «власть природы». В этом смысле физиократы исходили из определяющей роли в экономике земли, сельскохозяйственного производства.

Центральные идеи теории физиократии таковы:

1) экономические законы носят естественный характер (то есть, понятны каждому), и отклонение от них ведет к нарушению процесса производства;

2) источником богатства является сфера производства материальных благ - земледелие. Только земледельческий труд является производительным, так как при этом работают природа и земля, а труд в других сферах (торговля и промышленность) является непроизводительным или «бесплодным»;

3) под чистым продуктом физиократы понимали разницу между суммой всех благ и затратами на производство продукта в сельском хозяйстве. Этот избыток (чистый продукт) - уникальный дар природы. Промышленный труд лишь изменяет его форму, не увеличивая размера чистого продукта;

4) физиократы проанализировали вещественные составные части капитала, различая «ежегодные авансы», годичные затраты и «первичные авансы», представляющие собой фонд организации земледельческого хозяйства и затрачивающиеся сразу на много лет вперед. «Первичные авансы» (затраты на земледельческое оборудование) соответствуют основному капиталу, а «ежегодные авансы» (ежегодные затраты на сельскохозяйственное производство) - оборотному капиталу;

5) деньги не причислялись ни к одному из видов авансов. Для физиократов не существовало понятия «денежного капитала», они утверждали, что деньги сами по себе бесплодны, и признавали лишь одну функцию денег - как средства обращения. Накопление денег считали вредным, поскольку оно изымает деньги из обращения и лишает их единственной полезной функции - служить обмену товаров.

Налогообложение физиократы сводили к трем принципам:

  • во-первых, налогообложение должно быть основано непосредственно на самом источнике доходов;
  • во-вторых, должно быть в известном постоянном соотношении с этими доходами,
  • в-третьих, не должно быть слишком обременено издержками взимания.

Основоположник школы физиократов Франсуа Кенэ (1694 - 1767) был придворным медиком Людовика XV, а проблемами экономики занялся в 60 лет. Его основные труды: «Население» (1756), «Фермеры», «Зерно», «Налоги» (1757), «Экономическая таблица» (1758), который вошел в историю экономической мысли как первый опыт макроэкономического анализа.

В этом произведении автор показал, как совокупный годовой продукт, создаваемый в сельском хозяйстве, распределяется между социальными группами, а также представил основные пути его реализации в виде направленного движения с тремя вершинами (классами), объединив все акты обмена в массовое движение денег и товаров, но при этом исключив процесс накопления.

Методологической платформой экономического исследования Кенэ стала разработанная им концепция про природный порядок, юридической основой которого, на его взгляд, являются физические и моральные законы государства, которые охраняют частную собственность, частные интересы, обеспечивая воспроизведение и правильное распределение благ. Как утверждал ученый, частный интерес одного никогда не может быть отделен от общего интереса всех, а это бывает только при государственном регулировании.

Он считал целесообразным сосредоточить высшую государственную власть в руках одной просвещенной личности, которая владеет знанием законов - природного порядка, - необходимых для осуществления государственного управления.

В теоретическом наследии Ф. Кенэ важное место занимает учение про чистый продукт, который сейчас называется национальным доходом. По его мнению, источниками этого чистого продукта является земля и приложенный к ней труд людей, занятых в сельскохозяйственном производстве. А в промышленности и других отраслях экономики чистого увеличения дохода не происходит, а происходит только смена первичной формы этого продукта. Думая так, Кенэ считал промышленность бесполезной. Он исходил из выдвинутого им же положения про продуктивную сущность разных социальных групп общества.

При этом Кенэ утверждал, что нация состоит из трех социальных групп:

а) производительной (лица, занятые в сельском хозяйстве, - фермеры и сельские наемные рабочие);

б) бесплодной (лица, занятые в промышленности, а также купцы);

в) собственников (лица, получающие ренту - землевладельцы и король).

И хотя деление общества на фермеров, собственников и промышленников фактически соответствовало делению общества (крестьяне, дворяне, горожане), важно отметить, что Кенэ был одним из первых, кто разделил общество на классы на экономической основе, то есть на основе отношения каждого класса к производству и присвоению прибавочного продукта.

Основываясь на своем учении о чистом доходе (денежном выражении чистого продукта), Кенэ считал, что земельная рента должна быть единственным источником налогообложения.

Согласно распространенной точке зрения, особенно среди марксистов, система Кенэ имеет только исторический интерес: все её главнейшие положения, якобы пали под ударами критики и воздействием жизненных фактов. Обосновывается это тем, что якобы никто более не верит в существование раз навсегда установленных законов общественной организации, а оптимистические надежды на действие разумно понимаемого интереса оказались иллюзией. Все виды труда, согласно марксизму, создают ценности; земля не создает чистого дохода, и производство совершается здесь при таких же общих законах, как и во всякой переработке и фабрикации.

Тем не менее, существовали и иные взгляды на наследие Кенэ. Так, начиная с 1960-х гг. систему Кенэ творчески развивал Николай Руденко, а его достижения были высоко оценены Андреем Сахаровым в конце 1970-х., что доказало историческую важность наследия Кенэ как альтернативы марксизму в современном мире.

Анн Робер Жак Тюрго (1727- 1781) родился во Франции. Согласно семейной традиции окончил теологический факультет Сорбонны, но увлекся экономикой. В 1774 - 1776 годах занимал должность генерального контролера финансов. Сотрудничал с просветителями в «Энциклопедии» Д. Дидро.

Главный труд А. Тюрго – «Размышления о создании и распределении богатств» (1770 г.).

Вслед за Кенэ и другими физиократами он отстаивал принцип свободы экономической деятельности и разделял их взгляд на земледелие как единственный источник прибавочного продукта. Впервые выделил внутри «земледельческого класса» и «класса ремесленников» предпринимателей и наемных работников.

Тюрго впервые описал разницу между капиталом и деньгами и выделил прибыль как особенный вид дохода. В целом учение А. Тюрго совпадает с учением физиократов, но при этом надлежит отметить следующие его идеи:

  • доход от капитала делится на издержки для создания продуктов и прибыль на капитал (заработная плата владельца капитала, предпринимательский доход и земельная рента);
  • обмен взаимовыгоден обоим товаровладельцам, и поэтому происходит уравнивание ценностей обмениваемых благ;
  • уплата ссудного процента оправдывается потерей дохода заимодавца при предоставлении ссуды;
  • текущие цены на рынке, с точки зрения А. Тюрго, формируются с учетом спроса и предложения, являясь критерием, по которому можно судить об избытке или недостатке капиталов.

Концепция экономического либерализма

Адам Смит родился в 1723 г. в Шотландии в семье таможенного чиновника. В 1751 г. он был назначен профессором логики в Глазковском университете, а в конце года перешел на кафедру моральной философии. Дружба с экономистом Давидом Юмом привела его к изучению экономической науки.

В 1764 г. он оставил кафедру и принял предложение сопровождать во время заграничного путешествия молодого лорда, пасынка герцога Баклю. Путешествие длилось более 2-х лет. Смит побывал в Тулузе, Женеве, Париже, встречался с Кенэ и Тюрго. По возвращении в Шотландию он принялся за создание книги «Исследование о природе и причинах богатства народов», которая вышла в свет в 1776 г.

Предметом изучения экономической науки Смит считал экономическое развитие общества и повышение его благосостояния. Источником богатства является сфера производства.

Основные принципы, из которых исходил Смит, сформировались в тесной связи с учением о «естественном порядке», созданным физиократами. Однако если последние ставили «естественный порядок» в зависимости от сил природы, то Смит считал, что он определяется человеческой природой и ей соответствует. Человек – эгоист, он преследует только личные цели. Личный интерес одного индивидуума ограничен лишь интересами других. Общество состоит из множества индивидов, а интересы общества складываются из интересов его членов. Следовательно, анализ общественных интересов должен основываться на анализе природы и интересов индивида.

Люди нуждаются друг в друге как эгоисты, они оказывают взаимные услуги, поэтому единственной формой, позволяющей наилучшим образом достигнуть взаимного оказания услуг, является обмен.

Действием «экономического человека», единственным мотивом которого является стремление к богатству, Смит пытался объяснить все экономические процессы.

Центральное место в его учении занимает концепция экономического либерализма: рыночные законы лучшим образом могут воздействовать на экономику, когда частный интерес стоит выше общественного, т.е. когда интересы общества в целом рассматриваются как сумма интересов составляющих его лиц.

Государство должно поддерживать режим естественной свободы: охранять правопорядок, свободную конкуренцию и частную собственность. Оно должно выполнять и такие функции, как организацию народного образования, общественных работ, систем связи, транспорта и коммунальных служб.

Смит писал: «Деньги – это великое колесо обращения». Доход рабочих, по его мнению, находится в прямой зависимости от уровня национального богатства страны. Он отрицал закономерность снижения величины оплаты труда до уровня прожиточного минимума.

Широко известны взгляды ученого на разделение труда. Центральная идея Смита состоит в том, что источником богатства является труд. Богатство общества он ставит в зависимость от 2-х факторов: доли населения, занятого производственным трудом; производительности труда.

При этом Смит заметил, что второй фактор имеет большее значение. По его мнению, специализация повышает производительность труда. Он выявил универсальный характер разделения труда от простых операций на предприятии до отраслей производства и общественных классов. Поскольку разделение труда вызывает снижение издержек производства, то оно открывает простор для использования машин, так как механизировать можно было лишь простые операции.

Сосредоточив свое внимание на меновой стоимости, Смит обнаруживает мерило в затратах труда на производство товаров. Это лежит в основе обмена. Источником ценности является труд. Под естественной ценой он понимал денежное выражение меновой стоимости и считал, что в длительной тенденции фактические рыночные цены стремятся к ней как к некоемому центру колебаний. При уравновешивании спроса и предложения в условиях свободной конкуренции рыночные цены совпадают с естественными.

Капитал характеризуется Смитом как одна из двух частей запасов, от которой ожидают получить доход, а другая часть – это та, которая идет на потребление. Им было введено деление капитала на основной и оборотный. Смит считал, что капиталистическая экономика может находиться в 3-х состояниях: роста, падения и застоя. Он разработал 2 взаимосвязанные схемы простого и расширенного воспроизводства. В схеме простого воспроизводства осуществляется движение от общественного запаса к валовому продукту (доходу) и фонду возмещения. В схеме расширенного воспроизводства добавляются фонды сбережения и накопления. Расширенное воспроизводство создает динамику богатства страны, зависит от роста накопления капиталов и от более эффективного употребления. Смит открыл явление технического прогресса как фактора расширенного воспроизводства.

Источник - Т.А.Фролова История экономических учений: конспект лекций Таганрог: ТРТУ, 2004