Клисфен биография. Василиса явикс - интеллектуальная поисковая система

Демократическая политическая система в Афинах окончательно сформировалась при знаменитом правителе Клисфене, который нанес мощный удар по господству старой родовой знати.

После смерти Писистрата власть в свои руки взяли его сыновья Гиппий и Гиппарх. Фактически государственными делами занимался Гиппий, Гиппарх же посвятил себя литературе и искусству. Режим стал более суровым. В 514 г. до н. э. в среде афинских аристократов возник заговор, целью которого было низвержение тирании. Двое заговорщиков – Гармодий и Аристогитон – предприняли попытку убить Гиппия и Гиппарха во время Панафинейского празднества, но убит был только Гиппарх. Память о Гармодии и Аристогитоне как борцах против тирании долго чтилась афинскими демократами. Оставшийся в живых Гиппий обрушил жестокие репрессии на головы своих противников. В этот период многие афиняне покинули родину.

Положение Гиппия осложнялось внешнеполитическими затруднениями. В 519 г. до н. э. Афины присоединили к своим владениям пограничный беотийский город Платеи. Это привело к разрыву с фиванцами. В это же время происходит ослабление Аргоса, старого союзника Писистрата, и усиливается враждебная ему аристократическая Спарта. В довершение всего Афины потеряли контроль над проливами, которые перешли в руки персидской державы Ахеменидов.

Против могущества Писистратидов выступала родовая знать и вожди торгово‑ремесленных кругов, лидеры паралиев Алкмеониды. Противники братьев‑тиранов заручились поддержкой аристократической Спарты и влиятельных дельфийских оракулов. В 510 г. до н. э. спартанцы вошли в город, и тиран был изгнан из Афин.

И сразу же началась борьба между эвпатридами и паралиями. Знать возглавлял Исагор, и именно его, естественно, поддержал спартанский царь Клеомен. Из Афин теперь изгнали вождя партии паралиев Клисфена, объяснив это «очищением города от скверны». Дело в том, что Клисфен принадлежал к Алкмеонидам, проклятым еще в VII в. до н. э., поскольку в борьбе с узурпатором Кил оном представители рода совершили святотатство в отношении священного храма. Вместе с Клисфеном город вынуждены были покинуть еще 700 семейств его сторонников. Спартанцы попытались восстановить могущество родовой аристократии, поставив во главе государства Исагора. Но жители Аттики воспротивились. В Афины быстро стекались крестьяне, которые в союзе с горожанами заперли спартанцев и местных сторонников Исагора на Акрополе. Эвпатриды были вынуждены сдаться, Клеомен покинул город. В Афины вернулся Клисфен, который был избран первым архонтом, как когда‑то Солон. Произошло это в 508 (507) г. до н. э., ему было около 60 лет.

Важнейшей реформой Клисфена было разделение всех граждан Аттики на новые филы. До этого весь народ делился на четыре филы, в каждую из которых входило по три фратрии. Во главе каждой фратрии стоял знатный род, ведавший ее культовыми делами. Рядовые члены фратрии обязаны были подчиняться религиозному и политическому авторитету знати, оказывая ей поддержку во всех ее предприятиях. Клисфен сломал эту систему. Всю территорию Аттики он разделил на три округа: город, центральная равнинная территория и прибрежная полоса. Каждый округ делился на десять более мелких округов – триттий. Затем образовывалось десять фил, в каждую из которых входило по одной триттии от каждого округа. Филы объединялись лишь во время голосования и выдвигали по 50 человек в преобразованный буле (соответственно, теперь это был Совет пятисот), по одному человеку в новый орган – Коллегию десяти стратегов (по очереди выполнявших функцию главнокомандующего армией), формировали по три отряда (матросов, пехотинцев и всадников) для афинской армии. Каждая из десяти фил получила имя в честь одного из мифологических героев. Главной особенностью новых фил было то, что ее представители проживали в разных местах. Клисфен, по выражению Аристотеля, «перемешал афинский народ». Конечно, острие данной реформы было направлено против эвпатридов. Архонтэпоним оставил за старыми родовыми филами лишь религиозные функции.

Основной же политической, экономической и административной единицей стал дем (одно или несколько сел или квартал Афин), на них делились триттии. При Клисфене таких демов было около ста. Дем был самоуправляемой общиной со своим собранием, судом, казной и выборным старостой демархом с широкими административными и полицейскими полномочиями. Здесь составлялись списки рождающихся, демархи ведали сбором налогов, мобилизацией молодых членов дема. В деме по жребию определялись и члены суда присяжных. Попадание в списки дема автоматически вело к получению гражданских прав. Кстати, при составлении списков демотов туда было включено много метеков (ограниченных в правах потомков переселенцев) и вольноотпущенников, что увеличило количество афинских граждан.

При Клисфене было восстановлено значение Народного собрания, буле и судов присяжных, через которые каждый гражданин мог отстаивать свои права. Важнейшим законом, направленным против тирании, был, возможно, принятый именно при Клисфене закон об остракизме. По нему, Народное собрание созывалось ежегодно для решения важного вопроса: нет ли среди афинян человека, который выделяется своим авторитетом настолько, что может захватить единоличную власть. Если собрание считало, что есть, назначалось второе собрание для проведения процедуры остракизма (от «остракон» – черепок). Каждый афинянин, присутствующий на экклесии, мог написать на глиняном черепке имя наиболее, по его мнению, опасного человека. Это мог быть удачливый полководец, популярный политик и т. д.; причем это мог быть, в принципе, ничем не запятнавший себя, вполне достойный гражданин. Но Народное собрание имело право решить, что он опасен для гражданской свободы. Подвергшийся остракизму большинством голосов афинянин изгонялся из полиса сроком на десять лет без конфискации имущества. Его семья оставалась в городе, а сам он по возвращении тут же получал обратно гражданские права.

Против демократических Афин выступила коалиция греческих государств, где власть все еще принадлежала знати, опасавшейся «дурного примера» Аттики для своего народа. В коалицию входили Фивы, Спарта, Халкида и Эгина. Алкмеониды пытались найти поддержку у персов и даже согласились на признание верховной власти персидского царя, но народ Аттики категорически отказался ратифицировать такое соглашение. В 506 г. до н. э. войска союзников вторглись в Аттику. Но афинянам удалось нанести им сокрушительное поражение. Более того, они переправились на остров Эвбею и там овладели Халкидой. Демократия восторжествовала.

Дети %D1%81%D0%B0%D0%B9%D1%82%5B>https:%E2%95%B1%E2%95%B1ru.wikipedia.org%E2%95%B1w%E2%95%B1index.php%E2%9D%93title%E2%95%90Megacles&action%E2%95%90edit&preload%E2%95%90%D0%A8:Preload/%D0%92%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5&preloadparams%5B%5D%E2%95%90%7B%7B%D0%A3%D0%BD%D0%B8%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F+%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%BE%D1%87%D0%BA%D0%B0%7CQ13410600%7D%7D%0A"""Megacles"""+-+%0A==+%D0%9F%D1%80%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D1%87%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F+==%0A%7B%7B%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D1%87%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F%7D%7D%0A%5B%5B%D0%9A%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F:%D0%92%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%8F:%D0%A1%D0%B2%D1%8F%D0%B7%D0%B0%D1%82%D1%8C+%D1%81+%D1%8D%D0%BB%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%BC+%D0%92%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D1%85%7CQ13410600%5D%5D Megacles %D1%81%D0%B0%D0%B9%D1%82<=>%5B>https:%E2%95%B1%E2%95%B1www.wikidata.org%E2%95%B1wiki%E2%95%B1Q13410600<%5D<)+%7D" class="extiw" title="d:Q13410600"> [d]

Биография

Борьба против тирании

Первое упоминание о Клисфене (впрочем, это нельзя считать вполне доказанным) содержится во фрагменте афинской надписи со списком архонтов , из которого следует, что Клисфен был архонтом 525 г. до н. э. Это противоречит античной традиции, согласно которой Алкмеониды были изгнаны тираном Писистратом и с тех пор постоянно боролись с тиранией и заставляет учёных предполагать, что Клисфен, в числе других Алкмеонидов, был возвращен в Афины Писистратом или скорее его сыновьями Гиппием и Гиппархом и вновь изгнан после убийства Гиппарха Гармодием и Аристогитоном в 514 г. до н. э. С этого момента Алкмеониды, во главе которых стоял Клисфен, действительно развивают активную борьбу против тирании: укрепляют местечко Липсидрий, а после понесенного там военного поражения - подкупают Дельфийского оракула, который дает повеление спартанцам освободить Афины. Повеление было выполнено в 510 г. до н. э. при активной помощи афинских противников тирании; о конкретной роли Клисфена в событиях источники ничего не говорят, но она должна была быть немалой.

Борьба с Исагором

В освобожденных Афинах началась борьба за власть между Клисфеном и Исагором , избранным архонтом на 508/507 гг. При этом Исагор придерживался олигархического направления и опирался на аристократические «товарищества» ( гетерии), тогда как Клисфен, в противовес ему, апеллировал к народной массе и предложил план широких демократических реформ. Исагор, со своей стороны, запросил помощи у Спарты. Спартанский царь Клеомен I прислал послов с требованием к афинянам изгнать запятнанных « килоновым грехом»; Клисфен тайно бежал, но тем не менее Клеомен явился в Афины с отрядом и изгнал 700 семей, и даже кости мертвецов были выброшены из могил. После этого он попытался разогнать Совет и передать власть в руки Исагора и 300 его приверженцев-олигархов. Результатом было всеобщее восстание; Клеомен со спартанцами и олигархами был осажден на Акрополе и вынужден удалиться; Исагор удалился с ним, а его приверженцы (по разным сообщениям) то ли так же покинули Афины, то ли были перебиты. После этого Клисфен вернулся в город и провёл серию реформ, утвердивших афинскую демократию.

Реформы Клисфена

Территориальное деление

Клисфен уничтожил традиционное деление Афин на четыре территориально-родовых округа - филы , бывшее опорой влияния родовой знати и её группировок. Основой деления стала «деревня» - дем ; демы объединялись в 30 триттий, а триттии - в 10 новых фил, нарезанных произвольно и не имевших сплошной территории. Первоначальное число демов Геродот определяет во 100; потом их число увеличивалось.

Демы названы были или по именам занимаемых местностей, или по их мифическим основателям, или, наконец, по знатным родам, обитавшим в том или другом деме (например дем Филаидов). Афинянин теперь становился членом гражданского коллектива не через принадлежность к роду, а через принадлежность к дему; в своем деме он по достижении совершеннолетия (18 лет) вносился в гражданские списки. В официальных документах он именовался по названию дема (например: Деметрий из Алопеки); как полагают, Клисфен стремился, чтобы это наименование вытеснило традиционные отчества. Впрочем, наименование дема быстро утратило связь с фактическим местожительством и напоминало лишь, к какому дему были приписаны его предки при Клисфене.

По населённости и пространству демы сильно разнились между собой, так как при образовании их Клисфен исходил от исконного деления Аттики на поселения. Дем пользовался самоуправлением в местных делах; в государственном управлении демы участвовали преимущественно через филы.

Дем, с его демархом и другими местными властями, с его общедемотскими собраниями, землями, культом, воспитывал гражданина для деятельности на более широкой общегосударственной арене. Законодателю не трудно было ввести в новые деления и новых граждан - поселившихся в Аттике иноземцев и вольноотпущенников.

Несколько демов составляли триттию. Всего триттий было 30: 10 в городе и его округе, десять в Паралии (на побережье) и 10 в Месогее (внутренней области Аттики). Триттии были распределены по жребию между 10 филами, так чтобы в каждой филе была одна триттия городская, одна триттия Паралии и одна - Месогеи. Таким образом были разорваны старые родо-территориальные связи и предупреждено образование партий наподобие педиеев, паралиев и диакриев.

Клисфеновские деления можно проследить до середины IV в. нашей эры (причём тогда было уже 13 фил и до 200 демов). Патронами клисфеновских фил сделались, по указанию Пифии , 10 отечественных героев , которые и дали филам свои имена.

Реформа территориального деления повлекла за собой реформу городского Совета. По конституции Солона Совет формировался по 100 человек от каждой филы, и таким образом представлял собой Совет Четырёхсот. Новый Совет Пятисот представлял собой по 50 человек от филы, избиравшихся в демах; весь состав совета делился в течение года на 10 секций (пританий) по филам; должностные коллегии состояли обыкновенно из 10 магистратов, по одному от каждой филы; 6000 присяжных судей выбирались также по филам; пехота делилась на 10 полков, а конница на 10 эскадронов и т. д. В основу государственного управления положена была, таким образом, не территориальная, но политическая единица.

Другие реформы

Давних родовых делений Аттики Клисфен не уничтожал; роды, фратрии , ионийские филы продолжали существовать и после него. Он даже увеличил число фратрий, изменив и личный состав их: кроме древних родов, в их среду вошли члены религиозных сотовариществ, к родам не принадлежавшие; всех фраторов объединяли культы Зевса-фратрия и Афины-фратрии. Принадлежностью к фратрии обуславливались права и звание афинского гражданина до 18-летнего возраста. Однако эти родовые деления перестали играть политическую роль.

Клисфен также создал коллегию из 10 военачальников - стратегов (по 1 от каждой филы), в руки которых в последующие годы перешла от архонта- полемарха вся военная власть; в отличие от архонтов, в которые избирались только представители двух высших имущественных классов, стратегами могли стать представители всех классов, кроме последнего - фетов .

Для предупреждения новых попыток захвата тиранической власти Клисфен ввёл остракизм .

Результат

Реформами Клисфена завершилось объединение Аттики, начатое, по легенде, Тезеем , и образование органического целого из разрозненных и враждовавших между собой групп населения. По словам Аристотеля, Клисфен сделал Афины более демократическими, а Геродот ставит в причинную связь с клисфеновской организацией республики последовавшие вскоре за ней успехи афинян в войнах с беотийцами и халкидянами: под гнетом тиранов они были нерадивы, «потому что, как бы трудились для господина, а потом, когда стали свободными, охотно брались за дело, преследуя собственные выгоды» (V, 78).

Примечания

Литература

Ссылки

  • Владимирская О. Ю. %D1%81%D0%B0%D0%B9%D1%82<=>%5B>https:%E2%95%B1%E2%95%B1web.archive.org%E2%95%B1web%E2%95%B120070312073801%E2%95%B1http:%E2%95%B1%E2%95%B1centant.pu.ru%E2%95%B1aristeas%E2%95%B1monogr%E2%95%B1vladim_o%E2%95%B1vlad_o01.htm<%5D<)+%7D"> Алкмеониды и Филаиды афинские

Афинский политический деятель, провел ряд важных реформ, подорвавших влияние родовой знати и утвердивших в Афинах демократический строй.

Происходил из известного афинского рода Алкмеонидов; его отец - Мегакл, мать - Агариста, дочь тирана Сикиона Клисфена. В 524/3 г. до н.э. занимал должность архонта, когда Афинами правили Писистратиды, сыновья тирана Писистрата Гиппий и Гиппарх . Впоследствии, по-видимому, у Алкмеонидов случился конфликт с тиранами, Клисфен вынужден был удалиться в изгнание и стал одним из ярых противников Гиппия. В 510 г. до н.э. с помощью спартанцев и спартанского царя Клеомена I афиняне изгнали тирана, и можно предположить, что в этих событиях Клисфен играл активную роль. Конкуренцию Клисфену в освобожденных от тиранической власти Афинах составил политик Исагор, архонт 508 г., ориентировавшийся на Спарту . На свет опять была вытащена «Килонова скверна», лежавшая на Алкмеонидах, как предлог для изгнания Клисфена и его сторонников. Когда Исагор попытался разогнать Совет 400 (буле) и отправить в изгнание еще 700 семей, в Афинах случилось восстание (некоторые историки называют его «революцией»). Афиняне осадили Акрополь, где укрылись Исагор и спартанцы; те, обговорив себе свободный проход, покинули город; а вернувшийся из изгнания Клисфен вскоре после этих событий провел свои реформы. Неизвестно, занимал ли он какую-либо должность при этом, и какой период времени потребовался для проведения преобразований; обычно их датируют 508/7 гг. до н.э. Дальнейшими сведениями о жизни Клисфена мы не располагаем, что привело к предположению о его кончине ок. 507-506 гг.

Первой из клисфеновских реформ была административно-территориальная реформа: Аттика делилась на три округа (Афины с прилегающей территорией, прибрежная часть, внутренние районы); каждый округ - на 10 триттий (т.е. всего их было 30); затем по жребию три триттии по одной из каждого округа составляли одну филу, в которой таким образом были представлены все три части Аттики; всего новых фил, получивших имена легендарных афинских героев, было 10. Филы делились на 10 демов , т.е. всего при Клисфене их было 100. Дем стал основополагающей единицей гражданской общины: списки граждан, списки кандидатов на должность велись отныне именно в демах; на собрании демотов (членов дема) избирался демарх - староста дема; даже если афинянин жил не на территории своего дема, он сохранял свою к нему принадлежность. Официальное афинское имя включало теперь демотикон (δημοτικόν) - название дема, тогда как раньше обязательным был πατρωνυμικόν - отчество (имя отца в родительном падеже). Реформа фил Клисфена подорвала позиции родовой аристократии; перемешав народ, реформатор фактически свел на нет политическое противостояние по региональному признаку, происходившее в Аттике раньше.

Солоновский Совет 400 был преобразован в Совет 500 - по 50 булевтов от каждой новой филы. Была создана коллегия 10 стратегов (по одному от филы). Стратеги командовали афинским ополчением, взяв на себя те обязанности, которые раньше выполнял архонт-полемарх. Клисфен предложил в качестве меры, способной предотвратить появление в будущем потенциального тирана - остракизм . «Голосованием черепков» на народном собрании граждане должны были решать, не опасен ли тот или иной политик для стабильного развития государства, не грозит ли его влияние превзойти допустимую при демократии норму. Впрочем, первый известный нам остракизм произошел только в 487 г. до н.э.

Геродот в своей «Истории» охарактеризовал Клисфена как человека, установившего в Афинах «филы и демократию», Аристотель называет его «вождем и простатом народа». В современной науке чаще всего именно Клисфена рассматривают как «отца-основателя» Афинской демократии; прошедшее пышное празднование 2500 юбилея рождения демократии точкой отсчета имело его реформы. Конечно, политический строй при Клисфене отличается от того гораздо более радикального общественного устройства, которое утвердилось в Афинах в результате реформ 80-х-60-гг. V в. (особенно создания флота и реформы Эфиальта) и возникновения афинской морской державы, поэтому некоторые исследователи клисфеновскую демократию называют «гоплитской», имея в виду, что её основой были средние слои. К ней более подходит то определение, которое, скорее всего, использовалось в эпоху Клисфена (понятие «демократия» появилось позже): «исономия» - «равноправие», т.е. равенство перед законом, равное право на участие в управлении полисом.

Исторические источники:

Геродот. История, V-VI;

Аристотель. Афинская полития, 8.

Иллюстрация :

Клисфен. Современный бюст. Скульптор: Anna Christoforidis.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    ✪ Полисная система. Афинская демократия. (рус.) История мировых цивилизаций

    ✪ Видеоурок по истории "Зарождение демократии в Афинах"

    ✪ Зарождение демократии в Афинах

    Субтитры

Борьба против тирании

Первое упоминание о Клисфене (впрочем, это нельзя считать вполне доказанным) содержится во фрагменте афинской надписи со списком архонтов , из которого следует, что Клисфен был архонтом 525 г. до н. э. Это противоречит античной традиции, согласно которой Алкмеониды были изгнаны тираном Писистратом и с тех пор постоянно боролись с тиранией и заставляет учёных предполагать, что Клисфен, в числе других Алкмеонидов, был возвращен в Афины Писистратом или скорее его сыновьями Гиппием и Гиппархом и вновь изгнан после убийства Гиппарха Гармодием и Аристогитоном в 514 г. до н. э. С этого момента Алкмеониды, во главе которых стоял Клисфен, действительно развивают активную борьбу против тирании: укрепляют местечко Липсидрий, а после понесенного там военного поражения - подкупают Дельфийский оракул, который дает повеление спартанцам освободить Афины. Повеление было выполнено в 510 г. до н. э. при активной помощи афинских противников тирании; о конкретной роли Клисфена в событиях источники ничего не говорят, но она должна была быть немалой.

Борьба с Исагором

В освобожденных Афинах началась борьба за власть между Клисфеном и Исагором , избранным архонтом на 508/507 гг. При этом Исагор придерживался олигархического направления и опирался на аристократические «товарищества» (гетерии), тогда как Клисфен, в противовес ему, апеллировал к народной массе и предложил план широких демократических реформ. Исагор, со своей стороны, запросил помощи у Спарты. Спартанский царь Клеомен прислал послов с требованием к афинянам изгнать запятнанных «килоновым грехом»; Клисфен тайно бежал, но тем не менее Клеомен явился в Афины с отрядом и изгнал 700 семей, и даже кости мертвецов были выброшены из могил. После этого он попытался разогнать Совет и передать власть в руки Исагора и 300 его приверженцев-олигархов. Результатом было всеобщее восстание; Клеомен со спартанцами и олигархами был осажден на Акрополе и вынужден удалиться; Исагор удалился с ним, а его приверженцы (по разным сообщениям) то ли также покинули Афины, то ли были перебиты. После этого Клисфен вернулся в город и провёл серию реформ, утвердивших афинскую демократию.

Реформы Клисфена

Территориальное деление

Клисфен уничтожил традиционное деление Афин на четыре территориально-родовых округа - филы , бывшее опорой влияния родовой знати и её группировок. Основой деления стала «деревня» - дем ; демы объединялись в 30 триттий, а триттии - в 10 новых фил, нарезанных произвольно и не имевших сплошной территории. Первоначальное число демов Геродот определяет во 100; потом их число увеличивалось.

Демы названы были или по именам занимаемых местностей, или по их мифическим основателям, или, наконец, по знатным родам, обитавшим в том или другом деме (например дем Филаидов). Афинянин теперь становился членом гражданского коллектива не через принадлежность к роду, а через принадлежность к дему; в своем деме он по достижении совершеннолетия (18 лет) вносился в гражданские списки, в официальных документах он именовался по названию дема (например: Деметрий из Алопеки); как полагают, Клисфен стремился, чтобы это наименование вытеснило традиционные отчества. Впрочем, наименование дема быстро утратило связь с фактическим местожительством и напоминало лишь, к какому дему были приписаны его предки при Клисфене.

По населённости и пространству демы сильно разнились между собой, так как при образовании их Клисфен исходил от исконного деления Аттики на поселения. Дем пользовался самоуправлением в местных делах; в государственном управлении демы участвовали преимущественно через филы.

Дем, с его демархом и другими местными властями, с его общедемотскими собраниями, землями, культом, воспитывал гражданина для деятельности на более широкой общегосударственной арене. Законодателю не трудно было ввести в новые деления и новых граждан - поселившихся в Аттике иноземцев и вольноотпущенников.

Несколько демов составляли триттию; всего триттий было 30: 10 в городе и его округе, десять в Паралии (на побережье) и 10 в Месогее (внутренней области Аттики). Триттии были распределены по жребию между 10 филами, так чтобы в каждой филе была одна триттия городская, одна триттия Паралии и одна - Месогеи. Таким образом были разорваны старые родо-территориальные связи и предупреждено образование партий наподобие педиеев, паралиев и диакриев.

Клисфеновские деления можно проследить до середины IV в. нашей эры (причём тогда было уже 13 фил и до 200 демов). Патронами клисфеновских фил сделались, по указанию Пифии , 10 отечественных героев , которые и дали филам свои имена.

Реформа территориального деления повлекла за собой реформу городского Совета. По конституции Солона Совет формировался по 100 человек от каждой филы, и таким образом представлял собой Совет Четырёхсот. Новый Совет Пятисот представлял собой по 50 человек от филы, избиравшихся в демах; весь состав совета делился в течение года на 10 секций (пританий) по филам; должностные коллегии состояли обыкновенно из 10 магистратов, по одному от каждой филы; 6000 присяжных судей выбирались также по филам; пехота делилась на 10 полков, а конница на 10 эскадронов и т. д. В основу государственного управления положена была, таким образом, не территориальная, но политическая единица.

Другие реформы

Давних родовых делений Аттики Клисфен не уничтожал; роды, фратрии , ионийские филы продолжали существовать и после него. Он даже увеличил число фратрий, изменив и личный состав их: кроме древних родов, в их среду вошли члены религиозных сотовариществ, к родам не принадлежавшие; всех фраторов gg объединяли культы Зевса-фратрия и Афины-фратрии. Принадлежностью к фратрии обуславливались права и звание афинского гражданина до 18-летнего возраста. Однако эти родовые деления перестали играть политическую роль.

Клисфен также создал коллегию из 10 военачальников - стратегов (по 1 от каждой филы), в руки которых в последующие годы перешла от архонта-полемарха вся военная власть; в отличие от архонтов, в которые избирались только представители двух высших имущественных классов, стратегами могли стать представители всех классов, кроме последнего - фетов.

Для предупреждения новых попыток захвата тиранической власти Клисфен ввёл остракизм .

Результат

Реформами Клисфена завершилось объединение Аттики, начатое, по легенде, Тезеем , и образование органического целого из разрозненных и враждовавших между собой групп населения. По словам Аристотеля, Клисфен сделал Афины более демократическими, а Геродот Исследования

  • Оствальд М. Реформы Клисфена // Персия, Греция и Западное Средиземноморье ок. 525-479 гг. до н. э. Под ред. Дж. Бордмэна и др. Пер. с англ. А. В. Зайкова. М.: Ладомир, 2011. С. 368-416. (Серия: Кембриджская история древнего мира . Т. IV) - ISBN 978-5-86218-496-9
  • Шеффер В. Афинское гражданство и народное собрание. М., 1891. I, стр. 310-432.
  • Francotle L’organisation de la cité athénienne et la reforme de Clisthènes. Париж, 1893.
  • Hug. Studien aus dem klass. Alterth. I, Фрейбург, 1881.
  • Schoell. Ueber die Kleisth. Phratrien. 1890.

История Афин, как и многих других городов, не обошлась без заговоров и переворотов. периодически подвергалась изменениям. Окончательное ее формирование пришлось на время правления Клисфена. Именно он нанес удар по господствующей родовой знати. Он фактически переделал Афин. В результате его преобразований было сформировано демократическое общество. Также весомый вклад в устройство политической системы внес Солон. Далее разберем подробнее, какие именно преобразования были сделаны этими людьми. В статье будет также дана характеристика Афин того времени.

Обстановка на начало VI века до н. э.

Она была достаточно сложной. Свободное население постепенно расслаивалось. Этот процесс был обусловлен развитием товарно-денежного оборота. В свободной среде стали возникать противоречия между обедневшими и богатыми эвпатриадами. Первые при этом все еще удерживали власть. Выделилась прослойка богачей из ремесленников, торговцев и землевладельцев. Они стремились к власти, используя недовольство мелких и средних собственников, а также представителей бедноты. Для смягчения противоречий и объединения всех свободных в один господствующий слой требовались радикальные преобразования. Их начало положил Солон - архонт, избранный в 594-м году до н. э. Главной целью его преобразований являлось примирение интересов существующих враждующих объединений свободных. Благодаря его деятельности афинская земля очистилась от долговых обязательств. Из прежней конституции он сохранил лишь некоторую часть положений. А все остальное было отменено.

Особое внимание Солон уделил праву. Так, гражданство получили иностранцы, поселившиеся в Аттике с имуществом и семьями. Все население в целом было разделено на 4 класса. Неравенство компенсировалось распределением податей. Последний класс освобождался от уплат совсем. Представители остальных классов занимали соответствующие должности и платили подать по своему состоянию. Права граждан соответствовали их званию. Солон также провозгласил амнистию. Прощались все, кроме убийц и изменников. Своими действиями он попытался объединить правосудие и силу. Воцарившаяся демократия существовала еще в течение трех веков. И за это время ни разу не пришлось повторять то, что сделал Солон. Однако это не значит, что не возникало необходимости в преобразованиях. Спустя годы произошли новые изменения в жизни Аттики. Реформы Клисфена имели огромное значение для политического и социального строя.

Смена власти

История весьма насыщена событиями. После кончины Писистрата власть перешла к его сыновьям: Гиппарху и Гиппию. Однако первый посвятил себя искусству и литературе. Гиппий же занялся государственными делами. Существовавший при Писистрате режим стал суровей. В 514-м году до н.э. в афинском аристократическом обществе возник заговор. Его целью являлось устранение тирании. Двумя заговорщиками - Аристогитоном и Гармдием - была предпринята попытка расправиться с правителями на празднестве. Однако убить им удалось только Гиппарха. Гиппий, оставшийся в живых, обрушил на противников жестокие репрессии. В то время многим афинянам пришлось покинуть родину. Память о Аристогитоне и Гармодии долго чтилась демократами.

Внешнеполитическая ситуация

Положение, которое занимал Гиппий, было достаточно сложным. Оно сопровождалось внешнеполитическими затруднениями. К 519-му году до н. э. к Афинам были присоединены Платеи - беотийский пограничный город. В результате произошел разрыв с фиванцами. В тот же период значительно ослаб Аргос - давний союзник Писистрата. А вот враждебная Спарта, наоборот, укрепила и усилила свои позиции. Кроме прочего, Афины лишились контроля над проливами, перешедшими во владение Ахеменидов.

Осложнение ситуации

Могуществу Писистратидов сопротивлялись вожди торгово-ремесленных обществ и родовая знать. У противников братьев была поддержка аристократических кругов Спарты, а также имевших большое влияние. В 510-м году до н.э. спартанцы ворвались в город и изгнали Гиппия.

Борьба за власть

После изгнания Гиппия началось противостояние между паралиями и эвпатриадами. Во главе знати стоял Исагор. Именно его поддерживал Клеомен - спартанский царь. В результате противоборства из города был изгнан Клисфен. Он принадлежал к Алкмеонидам, которые еще в VII веке до н.э. были прокляты. Причиной стала борьба представителей рода с узурпатором Килоном, в ходе которой было совершено святотатство по отношению к священному храму. С Клисфеном город были вынуждены покинуть еще 700 семей его сторонников. Поставив во главе правления Исагора, спартанцы хотели восстановить могущество родовой знати. Однако население Аттики проявило недовольство. Афины достаточно быстро наполнились крестьянами, которые совместно с городскими жителями заперли и спартанцев, и их местных сторонников на Акрополе. В результате эвпатридам пришлось сдаться, а Клеомен был вынужден оставить город. Клисфен вернулся и был избран, как в свое время Солон, первым архонтом. Это событие произошло в 508-м (507-м) г. до н. э. В то время его возраст был около 60 лет.

Преобразования с 508 г. до н. э.: административное разделение

Эти реформы Клисфена считаются важнейшими из всех. Все граждане Аттики были разделены на новые филы. До этого их существовало всего 4. В каждую филу входило по 3 фратрии. Во главе последних стояли представители знатного рода. Они ведали культовыми делами фратрий. Рядовые же их члены были обязаны подчиняться политическому и религиозному авторитету знати и оказывать ей поддержку в проводимых предприятиях. Реформы Клисфена полностью поломали старое устройство. Он разделил территорию на три округа. Теперь в Аттику входил город, прибрежная полоса и равнинный участок. В каждом округе было свое разделение. Теперь его территория включала в себя десять более мелких областей. Они назывались триттиями. Далее формировалось десять фил. В каждую из них входило по одной триттии от округа. Объединение фил происходило только на время голосования. Выдвигалось по 50 человек в буле (теперь это был, соответственно, Совет 500), по одному - в Коллегию 10 стратегов (каждый из которых по очереди выполнял задачи главного командующего). Также формировалось по три отряда для армии: всадников, пехотинцев и матросов. Эти административные реформы Клисфена, как выразился Аристотель, способствовали "смешению" народа. Главным направлением преобразований было подавление эвпатридов. За прежними родовыми филами были закреплены только религиозные функции. Таков был, в целом, государственный строй Афин.

Дем

Это была основная административная, политическая и экономическая единица. Демов было порядка ста. Это были самоуправляемые общины, имевшие свое собрание, казну, суд. Был в них и выборный староста - демарх. Он обладал достаточно широкими полицейскими и административными полномочиями. Демарх ведал сбором налогов, следил за списками рождающихся, мобилизацией молодых представителей. По жребию шло определение членов Отдельное место занимало право Древних Афин. При составлении списков демотов было включено большое количество метеков. Это были потомки переселенцев, ограниченные в правах, и вольноотпущенники. Это, в свою очередь, способствовало увеличению численности населения. Дело в том, что попадавшие в списки дема наделялись гражданскими правами.

Остракизм

Изменениям подверглось и право Древних Афин. В ходе преобразований была восстановлена роль судов присяжных, буле и Народного собрания. Через эти институты можно было отстаивать свои права. Причем это мог сделать каждый гражданин при необходимости. Законы Клисфена были главным образом направлены против тирании. Одним из таких был акт об остракизме. Как гласил этот закон Крисфена, ежегодно Народному собранию необходимо было решать важнейший вопрос. Суть его состояла в выявлении человека в городе, выделявшегося своим авторитетом настолько, что вполне мог бы захватить власть в свои руки. Если первое собрание посчитало, что такой гражданин есть в городе, то созывалось второе. На нем проводилась процедура остаркизма ("остракон" - черепок). Присутствующие на собрании афиняне могли написать на черепке имя наиболее опасного человека. Им мог стать успешный полководец, известный политик и так далее. Надо сказать, что это вполне мог быть обычный достойный гражданин, не запятнавший себя. Тем не менее Народное собрание могло посчитать его опасным для города. Такой гражданин изгонялся из полиса на десять лет. Его семья и имущество оставались в городе. После своего возвращения он сразу же снова обретал свои права. Таковы были основные реформы Клисфена кратко.

Торжество демократии

Реформы Клисфена в Афинах вызвали недовольство у коалиции греческих стран. На этих территориях власть держала в руках знать, которая, разумеется, опасалась "дурного примера" для своих жителей. В коалиции состояли Эгина, Спарта, Фивы и Халкида. Алкмеониды попытались получить поддержку у персов. Они даже готовы были согласиться на признание верховной власти их царя. Но население Аттики категорически было против ратификации соглашения. В итоге в 506-м г. до н.э. войска коалиции вторглись на афинские территории. Однако они потерпели сокрушительное поражение. Афиняне не только смогли отразить нападение, но и переправиться на Эвбею и овладеть Халкидой. В результате восторжествовала демократия.

В заключение

Таковы реформы Солона и Клисфена кратко. Эти два человека жили в разное время. Однако деятельность их обоих имела огромное значение для Аттики. и Клисфена способствовали упорядочению политического, общественного и административного устройства.