«Наставник, незабвенный руководитель и Учитель. «Наставник, незабвенный руководитель и Учитель Ответственный педагог

Родители учащегося часто задаются вопросом касаемо взаимоотношений между учителем и его учениками. В Российской Федерации педагогический сегмент действует на основании профессионального устава, который имеет федеральное значение. Поэтому работники сферы образования - учителя осуществляют свою деятельность в соответствии с его положениями.

Какие права и формальные обязанности имеются у преподавателей школы, будет рассказано далее.

Какие права имеет учитель в школе в 2018 году

В любой учебной организации должная программа образования предполагает в отношении преподавателей школы следующие преференции:

  • получать соразмерное денежное вознаграждения, согласно имеющейся квалификации;
  • иметь все элементарные условия для оказания образовательных услуг;
  • рассчитывать на помощь в организации учебного процесса со стороны руководителя школы;
  • пользоваться всеми социальными и материальными гарантиями, рассчитанными законом для бюджетной категории;
  • получать положенный отпуск в соответствии с графиком деятельности.

Имеет ли учитель право выгонять с урока ученика?

Такого права в отношении учителя нигде не закреплено. Если ученик систематически нарушает дисциплину, либо своими действиями мешает проведению учебного процесса, то преподаватель школы в этих случаях не сможет выгнать его из класса. Это является нарушением формальной должностной инструкции, что может послужить применением санкций в отношении специалиста.

Вместо того чтобы выгонять учащегося из класса, тем самым нарушая образовательный порядок, специалист должен вызвать в класс руководство школы, которое обязательно найдет пути решения описываемой проблемы. Самостоятельные воспитательные меры здесь к проведению не допускаются.

О комендантском часе в СПБ для несовершеннолетних читайте

Есть ли право у учителя забрать телефон у ученика?

Отношения формально должны строиться на основе профессиональной преподавательской этики. Преподаватель школы, особенно в начальных классах, должен понимать, что работать ему придется в не самых легких условиях. Но несмотря на это, применять самостоятельные меры воздействия по отношению у обучающимся нельзя. Это прописано в диспозициях методических рекомендаций за номером 351-ФЗ (МО ноябрь 2016 года). Поэтому забирать телефон, даже на время урока — нельзя.

В этом отношении родители задаются вопросом относительно того,имеет ли право учитель забирать телефон у ученика статья за это действие предусматривает ответственность? В первую очередь, такой статьи нет. Во-вторых, учитель должен обратиться к руководству школы с описанием сложившейся проблемы.

Законно ли повышение голоса на учеников?

Также родители интересуются, имеет ли право учитель повышать голос на ученика? В отличии от остальных оснований, здесь не следует относится к этому слишком категорично. Если специалист кричит во время учебного процесса на ребенка, без перехода на личности и без прямых оскорблений, то это не будет считаться нарушением.

Инструкции по охране труда в школе можно изучить и скачать бесплатно

Что не имеет права делать учитель по отношению к ученику?

Недопустимые в рамках любой школы действия выражаются в следующем:

  • нельзя делать никаких оскорбительных замечаний;
  • оказывать физическое воздействие;
  • ставить в угол;
  • выгонять из классного кабинета;
  • забирать (даже на время урока) личные вещи — телефоны, игрушки, плееры, и другие приспособления;
  • кричать с отходом от учебного процесса;
  • проявлять к ребенку личное отношение в обход образовательного процесса.
  • Эти действия специалист делать не имеет права в любой школе РФ.

Ответственность за оскорбление ученика

Такая ответственность может заключаться в разовом дисциплинарном взыскании. Если указанные нарушения являются уже систематическими, то закон в этом случае предполагает ответственность в виде прямого отчисления из штата школы.

Поэтому вопрос относительно того, имеет ли учитель право оскорблять ученика при всем классе, сам по себе является неуместным. Ни наедине, ни при всем классе прямые оскорбления в адрес учащегося не допускаются.

Обязанности учителя в школе по новому закону об образовании

Последние изменения профильный закон (351-ФЗ) претерпел в ноябре 2016-го года.

В соответствии с ними, преподаватели в рамках своей формальной деятельности несут следующие условные обязанности:

  • работать в целях передачи знаний в рамках своей квалификации;
  • оценивать старания, усердие, иные качества обучающихся только по объективным критериям;
  • не использовать никакие субъективные схемы оценки знаний;
  • при нарушениях не предпринимать самостоятельных действий;
  • выходящих за обозначенные должностной инструкцией рамки, а немедленно связаться с руководством условной школы.

Популярные вопросы по данной статье

Какие права у учителя в школе?

В любой учебной организации преподаватель обладает следующими правами: получать денежное вознаграждение, иметь условия для оказания образовательных услуг, рассчитывать на помощь со стороны руководителя школы, пользоваться социальными и материальными гарантиями, получать положенный отпуск.

Имеет ли учитель право выгнать ученика с урока?

Вместо того, чтобы выгонять учащегося из класса, тем самым нарушая образовательный порядок, специалист должен вызвать в класс руководство школы, которое обязательно найдет пути решения описываемой проблемы. Самостоятельные воспитательные меры здесь к проведению не допускаются.

Позволяется ли учителю отобрать телефон у ученика?

Применять самостоятельные меры воздействия по отношению к обучающимся нельзя. Это прописано в 351-ФЗ. Поэтому забирать телефон, даже на время урока - нельзя. Лучше обсудить неприемлемое поведение ученика с руководством школы и вызвать родителей в школу для решения проблемы.

Не следует относиться к этому слишком категорично. Если специалист кричит во время учебного процесса на ребенка, без перехода на личности и без прямых оскорблений, то это не будет считаться нарушением. Повышение голоса, как такового, вовсе может и не быть, потому что у человека от природы голос может быть высоким.

Какие действия запрещено учителю делать по отношению к ученику?

За последнее десятилетие социальная ситуация в Москве изменилась. Один из показателей этого появление среднего класса в обществе, формирование которого привело к социокультурным вызовам. Правильным ответом на них может стать попытка создать ситуацию, при которой московские учителя, как один из ключевых элементов системы образования, приобретают экономические, культурные, психологические признаки среднего класса.
Современный средний класс хочет отдавать своих детей в хорошие школы, ожидая, что это поможет им стать успешными, стать которыми они могут, как правило, только при обучении у успешного учителя. К сожалению, в настоящее время ситуация в образовании в этом контексте далека от идеала. По данным социологического исследования «Образование Москвы 2.2.», респонденты - социальные заказчики - не всегда удовлетворены качеством предоставляемых образовательных услуг организациями, реализующими программы общего образования (индекс по состоянию на ноябрь 2013 г. составил минус 10). Особо хочу отметить, что этот показатель представлен на фоне крайне высокой оценки уровня квалификации работников школ (+21) и высокой степени удовлетворенности такими параметрами, как состояние материально-технической базы (+18), обеспеченность современным высокотехнологичным оборудованием (+25), обеспечение безопасности участников образовательных отношений (+45), доступности мест в школах столицы (+ 49).
Анализируя ситуацию, можно предположить, что, несмотря на активную комплексную модернизацию отрасли, москвичи, отмечая позитивные перемены, с другой стороны, прислушиваются к позиции учителей и администраций школ. Определенный круг педагогов даже после значительного увеличения заработной платы ментально не сильно изменился. Они по-прежнему говорят о тяжелом материальном состоянии учителя, объеме бумаг и отчетов, низком социальном статусе в обществе. На мой взгляд, и администрации школ, разговаривая с родителями, подчас говорят о бедственном состоянии школ, сложной финансово-экономической ситуации, обосновывают свои внутренние проблемы решениями, которые принимаются «сверху».
В чем причина такой позиции? Наверное, в том, что слабым в какой-то степени быть проще. Многие ошибки, слабый уровень преподавания, недостаточный профессиональный уровень сотрудников можно списать на слабость в целом системы образования, такое обоснование слышат наши родители и не имеют оснований не верить.
Мне кажется, что наша задача - стать сильной школой в глазах населения. Школой в полной мере, несущей ответственность за свои действия. Школой, которая сама принимает решения и готова обосновывать их родительскому сообществу. Основа сильной школы - ответственные учителя.
Изменение уровня доходов означает изменение и требований общества к учителям. Зарабатывая больше, учитель должен менять требования к самому себе, менять внутренние стандарты. Выпускник современной школы должен уметь создавать мир вокруг себя и реализовывать себя самому, обладая компетенциями в формулировании новых идей, подбора команды, поиска ресурсов для их реализации. Чтобы его всему этому научить, педагог должен уметь это делать сам, должен быть удовлетворен своим положением в обществе и быть заинтересованным в своей работе.
В нашей школе деятельность, направленная на повышение эффективности и качества работы педагогического коллектива и образовательной организации в целом, осуществляется по нескольким направлениям:
- совершенствование и повышение эффективности работы педагогического корпуса;
- маркетинг образовательных услуг;
- PR образовательного учреждения.
Могу отметить использование коучинг-технологий в области самосовершенствования личности учителя, взаимодействие с лабораторией информационной поддержки развития образования МИОО в области проектной деятельности, сотрудничество с МГМУ им. И.М.Сеченова в рамках комплексной программы по проблемам здоровьесбережения учителя и профилактики рисков для здоровья. Руководители структурных подразделений в рамках совместной с учителями работы готовят индивидуальные планы личностного развития, самообразования, повышения квалификации. Психологическая служба систематически проводит тренинги для педагогических работников по взаимодействию с участниками образовательных отношений, стрессоустойчивости. Для повышения открытости школы мы активно используем возможности интернет-сайта, электронного журнала, средств массовой информации. Традиционно для жителей района проводим ярмарки дополнительного образования, массовые и спортивные мероприятия, дни открытых дверей, лекции и мастер-классы для родителей.
На уровне образовательной организации возможно выстроить поэтапную систему, которая постепенно изменит ментальность педагогических работников. Молодой учитель должен отчетливо понимать, что он выбирает ту профессиональную деятельность, которая должна ему дать сопоставимые возможности с теми, которые возникли бы у него, если бы он начал работать в бизнесе, журналистике, менеджменте. В коммерческих структурах человек всегда намечает себе определенные вехи социального развития, то же самое должно происходить и в системе образования.
На уровне Правительства РФ существует четко сформулированная задача развития среднего класса. Такое поручение президента задача и для системы образования, с другой стороны, очевидно, что этот государственный заказ поддерживает и родительское сообщество.
Несомненно, нельзя забывать и про управленческую команду всей образовательной организации, отвечающую за реализацию данных задач, во главе которой может и должен быть современный, успешный, мобильный, компетентный руководитель.
Таким образом, должно сформироваться единое образовательное пространство города, пространство, которое состоит из сильных школ, предлагающих качественные образовательные услуги высокого уровня на основе свободной конкуренции. У каждого московского родителя должно быть понимание полной ответственности каждого конкретного учителя и каждого учреждения за качество его услуг без всяких скидок и поблажек. В этом я вижу принципиальную основу развития системы образования округа.

С.КОРЫШЕВ, директор школы №1370

Ответственность педагога – это профессионально-этическое качество, выражающееся в умении и готовности предвидеть результаты педагогической деятельности и держать за нее ответ.

Учителю должно быть свойственно:

· владение содержанием учебных дисциплин;

· владение современными теориями и технологиями обучения и воспитания;

· знание и реальный учет факторов, обеспечивающих успешность педагогической деятельности.

Ответственность как профессионально-этическое качество личности педагога развиваемо. Это развитие имеет свои качественно отличные этапы и специфические особенности.

Понятие «ответственность педагога» рассматривается как определенное отношение к действительности, как свойство или качество личности, проявляющееся в педагогической деятельности. Поскольку ответственность и деятельность имеют непосредственную связь, то именно педагогическая деятельность становится тем пространством, где проявляется это свойство личности педагога.

В привычном понимании ответственность педагога ограничивается, чаще всего, необходимостью обеспечить безопасность здоровья и жизни детей в ходе педагогической деятельности. Но есть педагогическая ответственность иного рода. Речь идет об ответственности педагога-воспитателя за сущность и содержание воспитания, обучения и развития, а значит – за будущеедоверенных ему детей.

В качестве составляющих компонентов педагогической ответственности учителя выступает целый ряд профессиональных качеств. К ним относятся:

· профессиональная направленность личности;

· профессиональные идеалы, преданность избранной профессии;

· организованность;

· инициативность;

· требовательность;

· справедливость;

· гибкость;

· интеллектуальная активность;

· креативность;

· устойчивость нервной системы;

· высокий эмоционально – волевой тонус;

· хорошая работоспособность.

Перечисленные качества не могут реализовываться успешно, если у педагога не развиты личностно-педагогические качества:



· способность делать учебный материал доступным;

· творчество в работе;

· педагогически-волевое влияние на учащихся;

· способность организовать коллектив учащихся;

· интерес и любовь к детям;

· педагогический такт;

· способность связать учебный предмет с жизнью;

· наблюдательность;

· педагогическая требовательность.

Важнейшая задача системы образования сегодня состоит в том, чтобы предоставить учащимся возможность выбора собственной образовательной траектории, развить их мышление и эмоциональное восприятие действительности, помочь им стать полноценными гражданами страны.

Школа должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Результатом гуманистической направленности педагогического процесса становятся современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, самостоятельно принимающие ответственные решения в ситуации выбора, способные к сотрудничеству, отличающиеся динамизмом, мобильностью и конструктивностью.

Социальная ответственность педагога имеет большое значение в современном мире. Представление о целях образования предполагает как можно более полное развитие тех способностей, которые необходимы учителю и обществу, приобщение педагога к активному участию в жизни.

Только социально ответственный педагог способен отвечать на вызовы современности. Сегодня главным источником их возникновения в педагогической сфере является образовательная политика и реформы, проводимые без участия широкой педагогической общественности. Помочь противостоять наметившимся регрессивным и разрушительным тенденциям могло бы профессиональное педагогическое сообщество. При этом каждый педагог должен быть критически мыслящим, способным к анализу происходящих событий и конструктивной критике, а также обладать коммуникативной компетентностью. Социальную ответственность педагога можно рассматривать как характеристику его профессионализма.

Сегодня педагогический профессионализм приобретает способность оказывать гражданское и общественное влияние на образовательную политику (систему норм, прав, принципов). Поле для проявления гражданских позиций педагогов задается выполнением ими новых социальных функций, к которым относится:

1. Распространение гуманистических идей, формирование соответствующих ценностей у нового поколения средствами образования.

2. Выявление возможностей для позитивных инноваций в образовательной микросреде, участие в педагогических проектах.

3. Публичная оценка инновационных идей и мероприятий.

4. Сохранение независимости инновационных инициатив.

Профессиональное выполнение педагогами вменяемых им в обязанности социальных функций способствует формированию гражданского общества и является гарантией ответственного отношения к результатам собственной педагогической деятельности.

Педагог несёт и персональную, личную ответственность за осуществляемую педагогическую деятельность. Сегодня востребован педагог, умеющий созидать педагогическую реальность, понимающий смысл педагогической деятельности и осознающий себя причиной изменений педагогической реальности, умеющий предвидеть последствия ответственной деятельности, находить верное решение.

Профессиональный педагогический потенциал учителя не может быть сформирован однажды и навсегда. Учитель ответственен за свой постоянный личностный и профессиональный рост. Это является неотъемлемой чертой профессионализма учителя.

Показателями профессионализма учителя можно считать:

· самокритичность;

· требовательность к себе;

· потребность в обновлении теоретического и практического опыта педагогической деятельности;

· склонность к инновационной деятельности;

· исследовательский стиль деятельности.

Таким образом, можно сказать, что личная ответственность учителя проявляется в его характере, восприятии, осознании действительности и в различных формах поведения личности.

Процесс развития ответственности учителя в системе носит целостный характер и основан на взаимодополнении и преемственности в процессе повышения квалификации.

Успешность процесса развития профессиональной ответственности учителя обеспечивается соблюдением следующих условий: единством формирования когнитивной, эмоциональной и поведенческой сфер ответственности личности; развитием у учителя саморегуляции и рефлексии; развитием способности к педагогическому целеполаганию; умением анализировать результаты своей педагогической деятельности.

Ведущей педагогической целью педагога является формирование у обучающихся устойчивого интереса к образованию и самообразованию, раскрытие индивидуальности каждого учащегося. Эффективность педагогической деятельности будет определяться тем, насколькосформированы учителем такие качества личности учащегося, как ответственность и самоопределение в личной и профессиональной сферах жизни. Эта задача под силу учителю, который сам обладает этими качествами.

Чем больше учитель готов взять на себя ответственности, тем больше ему присуща ответственность как личностная черта, тем более он ответственный человек.

Ответственность как личностная черта и характеристика человека включает привычку подходить к любому делу продуманно, внимательно и, если уж взялся, доводить дело до конца; смелость брать на себя ответственность, способность отвечать за многое и многих.

Осознание педагогом смысла собственной деятельности - показатель наличия профессиональных целей и ценностей, которые помогают ему нести ответственность за последствия педагогической деятельности.

Чем более очевиден для педагога смысл его педагогической деятельности, тем более ответственными являются его действия.

  • Москалева Анастасия Александровна , бакалавр, другая должность
  • Омский государственный педагогический университет
  • ДИСЦИПЛИНАРНОЕ ВЗЫСКАНИЕ
  • УВОЛЬНЕНИЕ
  • ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ РАБОТНИК
  • ПРОСТУПОК
  • ВЫГОВОР
  • ЗАМЕЧАНИЕ

Педагогический работник является особым субъектом трудовых правоотношений. Специфика его трудовой деятельности накладывает свой отпечаток и на тех проступках, за которые он может понести дисциплинарную ответственность. В данной статье рассмотрена проблематика дисциплины труда педагогического работника.А также возможные пути действия, в случае несогласия с возложенным дисциплинарным взысканием.

  • Эффективный контракт как средство повышения мотивации педагогических работников
  • Некоторые аспекты правового регулирования прекращения служебного контракта
  • Проблема правового регулирования увольнения гражданского служащего в связи утратой доверия
  • Проблемы государственной регистрации прав на линейные объекты
  • Механизмы социально-правовой защиты материнства и детства в современной России

Дисциплина труда – это обязательное подчинение всех работников нормам поведения, установленными нормативно-правовыми актами трудового законодательства. Работодатель поощряет работников, которые добросовестно выполняют свои обязанности. Существуют разные виды поощрений: объявление благодарности, премирование, награждение ценным подарком, почетной грамотой и т.д. Применение таких мер, безусловно стимулирует работников на достижение еще больших результатов в труде. Однако существует и обратная сторона, когда работник не надлежаще исполняет свои должностные обязанности, что является нарушением дисциплины труда и влечет возложение дисциплинарной ответственности . Дисциплинарная ответственность в РФ устанавливается за неисполнение или ненадлежащее исполнение работником трудовых обязанностей, предусмотренных ст. 21 ТК РФ, среди которых:

  1. Добросовестное исполнение должностных обязанностей, предусмотренных трудовым договором;
  2. Соблюдение правил внутреннего трудового распорядка;
  3. Выполнение установленных норм труда;
  4. Соблюдение требований по охране труда и технике безопасности;
  5. Бережное отношение к имуществу работодателя .

Должностные обязанности закрепляются в трудовом договоре, а также локальными актами, например должностной инструкцией. Среди мер ответственности за дисциплинарные проступки предусматриваются следующие виды наказаний:

  1. Замечание – является самой лояльной мерой наказания, обычно осуществляется в письменной форме;
  2. Выговор – довольно строгая мера наказания, т.к. может послужить основанием для увольнения сотрудника;
  3. Увольнение по соответствующим основаниям - самая строгая мера дисциплинарного взыскания.

Правовая ответственность педагогических работников является важнейшим элементом их правового статуса, а также гарантией добросовестного исполнения должностных обязанностей. Так, частью 4, ст.48 ФЗ № 273 «Об образовании в РФ» (далее ФЗ) установлено, что педагогические работники несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей . При этом, законодатель в самом ФЗ не устанавливает санкции, а отсылает нас к другому законодательству. В трудовом законодательстве педагогические кадры выделены в особую категорию работников. По-моему мнению, это сделано, в первую очередь, ввиду того, что педагог играет первостепенную роль в развитие человеческой личности, в частности и общества, в целом. Так, к педагогической деятельности не допускаются лица, имеющие судимость, подвергавшиеся уголовному преследованию, имеющие опасные заболевания и т.д. Имеются особенности и в расторжении трудового договора с педагогическими работниками: помимо общих для всех категорий работников оснований, прекращению трудового договора с педагогическим работником будут способствовать следующие условия:

  1. Повторное в течение одного года, грубое нарушение Устава образовательной организации;
  2. Применение (в том числе одноразовое), методов воспитания, связанных с физическим либо моральным насилием над личностью обучающегося;
  3. Достижение предельного возраста для занимаемой должности.

При наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка, а также обстоятельства, при которых он был совершен . Не допускается применение дисциплинарных взысканий, которые не предусмотрены законодательством, например штраф за опоздание работника. Дисциплинарное взыскание, в случае несогласия работника, может быть обжаловано в трудовую инспекцию или в суд.

А теперь рассмотрим пример обжалования дисциплинарного взыскания в суде. Так, определением Судебной коллегии по гражданским делам N 33-2831, установлено, что К. обратился в суд с иском о восстановлении на работе и взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, ссылаясь на то, что работал в БОУ ДОД педагогом дополнительного образования. Приказом от 30 декабря 2015 года он был уволен по ст. 336 п. 2 ТК РФ. Поводом к увольнению послужило нарушение прав учащихся, рукоприкладство, но дисциплинарных проступков он не совершал. В судебном заседании К. иск поддержал, пояснив, что 24 декабря 2015 года он услышал удар по двери кабинета. Когда вышел в коридор, увидел П., у которого в руках была теннисная ракетка. Он сделал ему замечание и сказал, чтобы тот отдал ракетку, что П. и сделал. Происходящее видели Ч. и М. На следующий день М. потребовала от него объяснение по данному факту, но забрала его, не дав написать объяснение до конца. С приказом об увольнении он был ознакомлен. Представитель истца З. требования доверителя поддержал, указав, что факт применения насилия к П. не подтвержден, кроме того, был нарушен порядок увольнения: не было истребовано объяснение, истца своевременно не ознакомили с приказом, не был составлен акт об отказе от дачи объяснения и от росписи в приказе. Представитель ответчика директор БОУ ДОД М. иск не признала, пояснив, что 24 декабря 2015 года Ч. сообщила ей, что К. ударил рукой по лицу П. Она видела, что щека у мальчика была красная, он был в истерике, плакал, кричал, чтобы К. вернул ракетку. Последний стал угрожать ему. Объяснение истец передал ей недописанным до конца, без подписи, от подписи об ознакомлении с приказом об увольнении истец отказался. Истец обжаловал приказ, вышестоящие органы признали его законным.

Подводя итог, стоит отметить, что особый статус педагогических работников как субъектов трудовых правоотношений накладывает свой отпечаток на расширение условий, при которых возможно увольнение педагогического работника, как применение меры дисциплинарного взыскания.

Список литературы

  1. Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)
  2. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)
  3. Кирилловых А.А Регулирование труда в высшем учебном заведении: Практическое пособие / А.А.Кирилловых – М. : Юстицинформ, 2009 – 103с.
  4. Муравченко В.Б. Некоторые аспекты правового регулирования муниципальной службы в федеральном законе "О муниципальной службе в Российской Федерации // Современное право. – 2007. – № 12.
  5. Муравченко В.Б. Предмет правового регулирования муниципальной службы // Современное право. – 2008. – № 11.
  6. Муравченко В.Б. Классификация должностей муниципальной службы // Вопросы правоведения. – 2011. – № 2.
  7. Муравченко В.Б. Реестр должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации // Вопросы правоведения. – 2010. – № 3.
  8. Москалева А.А. Юридическая ответственность как элемент правового статуса педагогического работника // Государство и право в условиях современного гражданского общества. – 2016. – С. 59-61.

Правовая ответственность применительно к субъектам образовательных правоотношений может быть условно подразделена на образовательно-правовую ответственность (предусмотренную образовательным законодательством) и ответственность «обычную», т.е. предусмотренную нормами традиционны отраслей права, прежде всего, трудовым, гражданским и административным. Эта относительность и отражает специфику образовательных отношений, проявляющуюся в том, что нормы, прежде всего, трудового и гражданского права, регулирующие эти отношения, приобретают «образовательно-правовой оттенок», т.е. представляют собой «особенную» часть нормы образовательного права .

Так, образовательно-дисциплинарная ответственность педагогических работников в общем плане предусмотрена Законом РФ «Об образовании», причем эта ответственность во многом близка с ответственностью по трудовом праву. Это с одной стороны. С другой стороны, сама эта ответственность не содержит законодательный перечень оснований и мер ответственности, формулировка их носит, как правило, опосредованный характер.

Если попытаться обобщить основания юридической (образовательно-дисциплинарной и трудовой) ответственности к педагогическим работникам, то они сводятся к следующему.

Педагогические работники несут дисциплинарную ответственность за :

  • - повторное в течение года грубое нарушение Устава образовательного учреждения;
  • - применение (даже однократное) методов воспитания и обучения, связанных с физическим и (или) психическим на-силием над личностью обучающегося;
  • - появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;
  • - невнимательность, допущенную к жизни и здоровью детей во время проведения уроков (занятий), вне учебных мероприятий;
  • - некорректное поведение по отношению к родителям обучающихся, коллегам;
  • - недостойное поведение на работе, в быту и общественных местах;
  • - несоблюдение требований техники безопасности и ох-раны труда, производственной санитарии, гигиены, проти-вопожарной и экологической безопасности.

Помимо рассмотренных видов правовой ответственности педагогические работники могут (должны) нести гражданско-правовую и материальную ответственность. Такая ответственность предусмотрена как образовательным законодательством, так и собственно гражданским и трудовым.

За нарушение норм трудового распорядка, профессионального поведения педагоги и другие работники образовательных учреж-дений, связанных с процессом обучения, несут дисциплинарную, административную и уголовную ответственность.

За совершение дисциплинарного проступка, т.е. неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей по вине педагогического работника, на него могут быть возложены следующие дисципли-нарные взыскания:

замечание;

увольнение по соответствующим основаниям .

Основания для прекращения трудового договора (увольнения) предусмотрены трудовым законодательством; помимо этого, ос-нованиями для увольнения педагогического работника по ини-циативе администрации являются:

  • - повторное в течение одного года грубое нарушение устава образовательного учреждения;
  • - применение, в том числе однократное, методов воспита-ния, связанные с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника .

Дисциплинарное расследование нарушений педагогическим работником норм профессионального поведения и (или) устава образовательного учреждения может быть проведено только по поступившей на него жалобе, поданной в письменной форме. Копия жалобы обязательно должна вручаться педагогическому работнику.

Ход дисциплинарного расследования и принятые по его результатам решения могут быть преданы гласности только с согласия заинтересованного педагогического работника, за ис-ключением случаев, ведущих к запрещению заниматься педаго-гической деятельностью, или при необходимости защиты инте-ресов учащихся.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних педагогическим или другим работником образовательного учреждения, обязанного осуществ-лять надзор за несовершеннолетними, если это деяние соединено с жестоким обращением, установлена уголовная ответственность.

Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает в качестве меры уголовного наказания лишение права заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до пяти лет .

Педагогический работник, как и всякий другой, может и обязан нести в установленном порядке материальную ответственность, предусмотренную ст. 232, 233, 238,241 -244, 246-248 Трудового кодекса.

Непосредственными мерами такой ответственности возмещение прямого действительного ущерба, причиненного наличному имуществу работодателя образовательного учреждения (уменьшение этого имущества или ухудшение его состояния). При этом размер материальной ответственности работника не может превышать, как правило, его месячного заработка, если иное не предусмотрено Трудовым кодексом или иными федеральными законами (ст.241 ТК РФ).

Кроме того, и это едва ли не самое главное: педагогический работник может быть принужден к возмещению ущерба в полном размере (т.е. даже в случае превышения данного ущерба размера месячного заработка работника) в ряде случаев. К этим случаям закон относит (ст. 243 ТК РФ):

  • - когда в соответствии с Трудовым кодексом или иными федеральными законами на работника возложена материальная ответственность в полном размере за ущерб, причиненный работодателю при исполнении работником трудовых обязанностей;
  • - недостачи ценностей, вверенных ему на основании специального письменного договора или полученных им по разовому документу;
  • - умышленного причинения ущерба;
  • - причинения ущерба в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;
  • - причинения ущерба в результате преступных действий работника, установленных приговором суда;
  • - причинения ущерба в результате административного проступка, если таковой установлен соответствующим государственным органом;
  • - разглашения сведений, составляющих охраняемую законом тайну (служебную, коммерческую или иную), в случаях, предусмотренных федеральными законами;
  • - причинения ущерба не при исполнении работником трудовых обязанностей .

Таким образом, вопросы правовой ответственности педагогических работников как важного элемента их правового статуса в российском образовательном законодательстве пока еще не нашла своего должного отражения. Однако характеристика правовой ответственности педагогических работников, имеет большое внимание в контексте совершенствования образовательного законодательства и повышения роли и значимости дисциплины во всех сферах общества, в том числе ив сфере образования.