Научные достижения древней египетской цивилизации. Достижения древнего египта

Возможно по своей значимости для человечества это изобретение и не может сравниться с колесом и методом добычи огня, но по времени, в течение которой технология остается неизменной, это достижение человечества, пожалуй, следует отнести к наиболее актуальным ныне открытиям глубокой древности. Изобретенный примерно 6 тысячелетий тому назад макияж области глаз с тех пор никогда не выходил из моды.

Самое удивительное, что даже и в наши дни используется та же методика нанесения макияжа, которая была разработана древними египтянами. Египтяне делали черную краску для век с применением галенита (свинцового блеска). Зеленая краска для век делалась из малахита с добавлением все того же свинцового блеска, который придавал цвету насыщенности.

Макияж предназначался не только египетским дамам, но и кавалерам. Статус и привлекательность в Древнем Египте шли рука об руку, и среди представителей высшего класса этой страны бытовало мнение, что чем больше макияжа, тем лучше. Использование макияжа египтянами объяснялось не только желанием выглядеть привлекательно. Считалось, что наносимая краска является лекарством от различных заболеваний глаз. Несмотря на такое распространенное в древности мнение, сегодня известно, что свинец весьма вреден для человека.

2. Письменность


У читателя может создаться впечатление, что древние египтяне только тем и занимались, что наводили красоту. Но это совсем не так. Именно в Древнем Египте была создана письменность. Отныне свои мысли можно было записывать и сохранять для потомков.

В использовании изображений для передачи информации уже и в те далекие времена не было ничего нового. Найденные во Франции и Испании рисунки древних людей были созданы за 30 тысячелетий до Рождества Христова. Но мастерское умение передать рисунками реальные события еще не означало появления письменности.

Первые графические системы для языков появились в Египте и Месопотамии. Первая египетская система пиктограмм появилась за 6 тысячелетий до нашей эры. Каждая из этих пиктограмм соответствовала определенному слову. Такая система письменности имела массу ограничений.

Со временем египтяне усовершенствовали свою письменность, обогатив ее алфавитными символами, соответствующими определенным звукам (что-то подобное современным буквам). Таким образом у них появилась возможность записывать имена и абстрактные идеи.

Египтянами была создана система иероглифов, состоящая из алфавитных и слоговых символов, а также идеограмм, знаков, отражающих на письме целое слово. Письменность позволила цивилизации оставлять следы для историков. Порой не совсем понятные следы.

Современная письменность, разумеется, отличается от древнеегипетской. Но идея осталась прежней и по сей день служит человечеству. Трудно даже представить себе наш мир без письменности, которая остается важнейшей составляющей человеческой культуры. С тех пор появились новые технологии, позволяющие записывать человеческую речь и даже осуществлять видеосъемку. Но роль письменности до сих пор огромна.

3. Лист папируса


Высекать надписи на камне долго и неудобно. Для новой динамичной письменности потребовался новый материал. Создав письменность, древние египтяне нашли и на чем писать.

Папирус стал древним предшественником бумаги, которая была изобретена в Китае примерно за 140 лет до Рождества Христова. Папирус является растением из семейства осоковых, произрастающее в болотистой местности у берегов Нила. Жесткая волокнистая оболочка этого растения идеально подходит для создания материала, на котором можно писать.

Древнеегипетские книги не переплетали, а сворачивали в свиток — один длинный лист папируса. Этот замечательный материал служил для записи религиозных текстов, литературы и даже музыкальных произведений.

Технология производства писчего папируса древние египтяне держали в строгом секрете, что позволяло им экспортировать этот материал в другие страны региона. Самое интересное, что процесс создания первого в истории материала для письменности не был нигде записан и по этой причине был утрачен. Но в 1965 году доктору Хассану Рахабу (Hassan Ragab) удалось наконец порадовать научный мир созданием листа папируса.

Из папируса делали не только древнейший «бумагозаменитель», но также и паруса, ремешки сандалий и многие другие мелочи древнеегипетского быта.

4. Календарь


Современный человек в отсутствие календаря может пропустить важную встречу или прийти на работу в выходной. Это досадно, но древние египтяне жили в очень суровых условиях. Для них календарь означал благосостояние, а без него грозил самый настоящий голод. Им нельзя было пропустить разлив Нила (событие, которое происходило ежегодно). В этих условиях вся сельскохозяйственная система страны подвергалась огромному риску. У древних египтян просто не было выбора, они не могли довериться случайности. Поэтому за несколько тысячелетий до нашей эры они начали использовать календарь.

Этот календарь был целиком посвящен нуждам сельского хозяйства, без которого, как известно, не бывает пищи. Год делился на три основных сезона (или времени года): паводок, рост и урожай. Каждый сезон состоял из четырех месяцев, каждый из которых содержал в себе 30 дней. Не правда ли, очень много знакомого в этом древнейшем календаре?

Но, если сложить все месяцы египетского года, то получалось всего 360 дней, что меньше, чем реальный цикл обращения нашей планеты вокруг Солнца. Чтобы сократить эту разницу, египтяне добавляли между сезонами урожая и паводка пять дополнительных дней. Эти пять дней межсезонья были религиозными праздниками в честь детей богов.

Следует отметить, что и юлианский календарь (старый стиль) и современный григорианский по сути своей являются модификациями древнеегипетского календаря. Таким образом, древние египтяне стали создателями той меры, с помощью которой человечество отмечает свои вехи и создает планы.

5. Плуг


Без новомодного гаджета человек может обойтись. Но не без пищи. В древности эта простая истина была понятна каждому, поскольку практически все люди были заняты в сельском хозяйстве. Вспахать землю — непростая задача для примитивных орудий труда. И человечество создало плуг.

В среде историков до сих пор не утихают споры о том, какая цивилизация первой создала этот незаменимый сельскохозяйственный инструмент. Египетская или шумерская? Плуг — понятие очень общее и оставляет огромное пространство для модификации.

Скорее всего первый плуг был создан на основе соответствующего ручного инструмента. Но эффективность его была сомнительна. Слишком легкий, он только скреб землю и не мог ее вспахать глубоко. Сейчас это тупиковое орудие труда называют «скребущим плугом». Под палящими лучами египетского солнца работать с ручным плугом было неудобно.

Но ситуация резко поменялись за два тысячелетия до Рождества Христова. Египтяне поняли, что плуг может тащить за собой рогатый скот и делать это куда эффективнее, чем человек, который силами уступает быку. Сначала плуг крепили к рогам животного, но такой дизайн затруднял его дыхание. Потом была продумана система ремней, делающее крепление более эффективным.

Изобретение плуга вывело египетское сельское хозяйство на невиданный доселе уровень. В сочетании с предсказуемым циклом разливов Нила, плуг позволил Египту упростить обработку земли до такой степени, которой до этого не достигала ни одна цивилизация в мире.

6. Освежитель полости рта


Современный человек поныне пользуется и этим изобретением древних египтян. Многочисленные освежители, ароматная жевательная резинка и мятные конфеты делают дыхание обитателя современного мира свежим. Древние египтяне тоже заботились не только о полезном, но и о прекрасном.

Обеспечив себя питанием, пришла пора задуматься о неприятном запахе изо рта. Этот запах уже в те времена воспринимался, как свидетельство о нездоровых зубах. Древние египтяне не пили сладкую газировку литрами, но камни-жернова, которыми они перемалывали зерно в муку, щедро «обогащали» рацион песком, который царапал зубную эмаль и делал зубы представителей великой цивилизации уязвимыми для инфекции.

У египтян были медики, но стоматологами эта древняя страна еще не располагала. Поэтому лечить зубы и десны было некому. И египтянам оставалось только терпеть боль и устранять неприятный запах при помощи первого в истории подобия «жвачки», приготовленной из ладана, мирры и корицы, отваренных в меду. Этому составу придавали форму шариков.

7. Боулинг


Жители Древнего Египта умели не только работать, украшаться и придавать свежесть своему дыханию. Активный отдых уже тогда был в моде.

В 90 километрах к югу от Каира во втором-третьем столетиях нашей эры, в годы римского владычества над Египтом, располагалось поселение Нармотеос (Narmoutheos). Именно там археологи нашли комнату, в которой обнаружили дорожки и набор мячей различных размеров.

Длина дорожки составляла 3,9 метра, ширина 20 сантиметров, а глубина 9,6 сантиметра. В центре каждой дорожки располагалось квадратное углубление со стороной квадрата в 11,9 сантиметра.

Если в современном боулинге полагается сбивать кегли в конце дорожки, то в древнеегипетском следовало попасть в расположенное посередине дорожки отверстие. Игроки стояли по разным концам дорожки и старались не только загнать в отверстие мячики разных размеров, но и сбить с курса мяч соперника.

8. Бритье и стрижка волос


Хотя в этом у историков и нет полной уверенности, но вполне возможно, что именно египтяне первыми научились делать прически. У этого могла быть и вполне рациональная причина. В жарком египетском климате длинные волосы и бороды доставляли людям дискомфорт.

Поэтому они коротко стриглись и регулярно брились. Жрецы и вовсе брили волосы на всем теле каждые три дня. На протяжении большей части египетской истории, быть чисто выбритым считалось модным, а волосяные «заросли» свидетельствовали о низком социальном статусе.

Не исключено, что именно египетские острые камни с деревянными ручками были первыми на Земле бритвами. Со временем бритвы стали делаться из меди. Именно у египтян впервые в истории нашего мира появилась профессия парикмахера. Позволить себе пригласить парикмахера на дом могли только богатые древнеегипетские аристократы. Но и люд попроще мог воспользоваться услугами цирюльников, которые оборудовали свои первые на Земле парикмахерские под тенистыми платанами.

Как ни странно, но египтяне считали бороду привлекательной. При условии, если это накладная борода, которую делали из пучка волос. Еще интереснее, накладную бороду носили не только египетские фараоны, но и царицы.

По форме накладной бороды можно было определить социальный статус ее обладателя. Обычные граждане носили маленькие, примерно 5-сантиметровые, бородки. Фараонам же была свойственна борода огромной длины, окончанию которой парикмахерами придавалась квадратная форма. Своих богов египтяне изображали обладателями еще более роскошных и длинных бород.

9. Дверной замок


За это изобретение тоже следует быть благодарными египетской цивилизации. Древнейший дверной замок появился примерно 6 тысячелетий тому назад. С его помощью двери блокировались деревянными штифтами. Открывать и закрывать старейший замок можно было при помощи ключа. Эта конструкция и поныне не утратила своей актуальности.

В одном из описаний египетских дверных замков указаны их размеры. Самый большой достигал 60 сантиметров в длину. Египетские замки обеспечивали безопасность в большей степени, чем технологии, которые позднее были изобретены римлянами. Римские замки были более простой конструкции. Но именно римляне первыми стали использовать пружины.

Зубная паста


Больные зубы причиняли древним египтянам немало забот, поскольку хлеб содержал в себе каменную крошку от жерновов. Приходилось задумываться над тем, чтобы держать зубы в чистоте. Археологами были обнаружены зубочистки, которые использовались для извлечения застрявших между зубов кусочков пищи. Считается, что египтяне, наряду с вавилонянами, обогатили человеческую цивилизацию зубной щеткой. Египетская зубная щетка представляла собой специально потрепанную на конце веточку дерева.

Но этим не исчерпываются те инновации, которые сделали египтяне в области гигиены полости рта. Ими была создана зубная паста. Она состояла из перетертой в пудру бычьей ноги, пепла, жженой яичной скорлупы и пемзы.

Недавно археологи обнаружили рецепт более гигиеничной древнеегипетской зубной пасты и папирус с инструкцией по чистке зубов. Но эти ценные находки датируются четвертым веком нашей эры, то есть периодом после римского господства. Неизвестный автор этого папируса рассказывает читателю, как смешать в определенных пропорциях каменную соль, мяту, сушеные цветки ириса и перец, а в результате получить «порошок, который сделает зубы белыми и превосходными».

По материалам science.howstuffworks.com

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

АНО ВПО "Новый Сибирский Институт"

КАФЕДРА ГУМАНИТАРНЫХ НАУК

"Основные достижения Древнего Египта"

Выполнил: студентка группы

Психология 1 курса

Филатова Т.Н.

Проверил преподаватель

Горина А.В.

План

Введение

Основные достижения:

1. Древнее царство

2. Среднее царство

3. Новое царство

Заключение

Список литературы

Введ е ние

С древних времен людей привлекало все неизведанное, таинственное, ранее не встречавшееся. Люди стремились узнать больше о том, чего ранее не видели, с чем до определенного момента не «сталкивались». Я выбрала данную тему, потому что для меня неизведанным является Древний Египет; в своем реферате я подробней постараюсь рассказать о достижениях в области искусства Древнего Египта разных периодов. О достижениях в промышленной и технической областях я расскажу в общем.

Цивилизация Древнего Египта просуществовала почти 3000 лет, оставив потомкам величественные памятники и сказочные сокровища. Египет стал колыбелью второй (после шумерской) великой цивилизацией в мировой истории. Она зародилась в долине Нила несколькими веками позднее шумерской цивилизации в Месопотамии, оказавшей несомненное влияние на раннее развитие Древнего Египта.

1. Древнее царство (2600-2150 до н. э.)

В эпоху Древнего царства Египет достиг вершины стабильности и самоизоляции, надменно не замечая окружающего мира. Почти сразу же началось возведение каменных монументов, из которых наиболее известны грандиозные царские усыпальницы - пирамиды . Знаменитая "ступенчатая пирамида" в Саккаре, по соседству с древней столицей Мемфисом, была возведена для царя III династии Джосера по проекту его советника Имхотепа. Этот полулегендарный мудрец и первый зодчий, известный нам по имени, позднее стал египетским богом врачевания. Самая крупная пирамида была построена в Гизе для фараона Хеопса (Хуфу). Пирамиды, точно сориентированные по сторонам света, строились на основе простейших технологий. Их возведение было, по сути, триумфом организации труда в невиданных ранее масштабах. К концу эпохи Древнего царства ycилилось влияние крупной аристократии, центральная власть ослабела. Во время I промежуточного периода (2150-1950 до н. э.). Египет раскололся на несколько враждующих династий, а пирамиды другие гробницы подверглись разграблению.

Одним из "семи чудес света" называли пирамиды Хеопса, Хефрена и Микерина (28 в. до н.э.) в Гизе. Их образ воплотил величие и дерзновенную смелость человеческого замысла противопоставить векам деятельность своих рук и разума.

Пирамида Хеопса

Египетская пирамида Хеопса в Гизе - древнейшее и вместе с тем единственное сохранившееся до наших дней чудо света. Свое название она получила по имени ее создателя - фараона Хеопса (около 2551 - 2528 до Р. Хр.). Из-за своих огромных размеров ее иногда называют Большой пирамидой и помещают первой в списке чудес света. Ее высота составляет 146,6 м, что примерно соответствует пятидесятиэтажному небоскребу. Площадь основания составляет 230х230 м. Вес огромного сооружения составляет 6 400 000 тонн. Как сообщает греческий историк Геродот (490 - 425 г. до Р. Хр.), строительство продолжалось еще лет двадцать, около 100 000 человек трудилось над сооружением огромной гробницы Хеопса.

Юный фараон Хеопс отдал приказ о строительстве пирамиды сразу же после смерти своего отца Снофру. Как и все предыдущие фараоны со времен Джосера (примерно 2609 -2590 до Р. Хр.), Хеопс хотел быть погребенным после своей смерти в пирамиде.

Прежде чем первый из блоков, из которых сложена пирамида, был вырублен в каменоломне на восточном берегу Нила, были проведены сложные подготовительные работы: нужно было найти подходящую площадку для строительства пирамиды (вес огромного сооружения составляет 6 400 000 тонн) - грунт должен был быть прочным, чтобы пирамида не ушла в землю под действием собственного веса. Строительную площадку выбрали южнее современной египетской столицы Каир, на выступе плато в пустыне в семи километрах западнее селения Гиза. Сначала выровняли площадку. Для этого вокруг нее построили водонепроницаемый вал из песка и камней. В образовавшемся квадрате вырубили густую сеть небольших каналов, пересекающихся под прямым углом. Переплыв на лодках на другой берег Нила, мужчины направлялись в каменоломню, где вырубали каменную глыбу, обтесывали ее с помощью кувалд, клиньев, пил и буравов и получали блок нужных размеров - со сторонами от 80 см до 1,45 м. Используя канаты и рычаги, каждая группа устанавливала свой блок на деревянные полозья и на них по бревенчатому настилу перетаскивала его к берегу Нила. По наклонному въезду шириной 20 м полозья с каменным блоком при помощи канатов и рычагов затягивали на верхнюю площадку строящейся пирамиды. Затем начиналась самая опасная работа: укладки "пирамидона" - верхнего блока высотой девять метров, волоком затянутого наверх по наклонному въезду. Так через двадцать лет завершилось возведение корпуса пирамиды, которая состоит из 128 слоев камня. Однако на этом работа не закончилась: ступени были заложены камнями, так что поверхность пирамиды стала хотя и не вполне гладкой, но уже без выступов. В завершение работ четыре треугольные внешние грани пирамиды были облицованы плитами из ослепительно белого известняка. Края плит были пригнаны так точно, что между ними невозможно было вставить даже лезвие ножа. Внешние плиты были отполированы до зеркального блеска с помощью самых твердых шлифовальных камней. По свидетельству очевидцев, на солнце или при лунном свете гробница Хеопса загадочно сверкала, как огромный светящийся изнутри кристалл. " Однако пирамида Хеопса не состоит сплошь из камня. Внутри нее находится разветвленная система ходов, которая через большой ход длиной 47 м, так называемую большую галерею, ведет к камере фараона - помещению длиной 10,5 м, шириной 5,3 м и высотой 5,8 м. Она целиком облицована гранитом, но не украшена никаким орнаментом. Здесь стоит большой пустой гранитный саркофаг без крышки. Саркофаг был внесен сюда еще во время строительства, так как он не проходит ни в один из ходов пирамиды.

Искусство

Неотъемлемую часть храма и гробниц составляли статуи фараонов, знати, придворных писцов. Все они были выполнены в рамках строгих канонов. Люди изображались в спокойных, полных неподвижного величия позах, словно застывшие в веках. Вместе с тем, скульптура Древнего царства отличается острым реализмом, огромной внутренней энергией. Индивидуализированные лица портретируемых еще более оживлялись яркой раскраской, инкрустацией глаз горным хрусталем и эбеновым деревом. По традиции мужская статуя раскрашена красно-коричневой краской, женская - желтоватой, волосы - черной, одежда - белой.

Рельефы и росписи, украшающие стены гробниц, также связаны с заупокойным культом. Рельефы обычно плоски, почти не выступают над поверхностью стены. Силуэт фигур ясен и графичен. Для рельефов Древнего царства типичен принцип фризового развития сюжетов, разворачивающихся сцена за сценой. Та же чистота линий, сдержанность и спокойная ясность ритмов. В росписях стен применялись обычно золотистые, оранжево-красные, зеленые, синие и бирюзовые краски, нанесенные на сухую поверхность. Часто специальные углубления заполнялись цветными пастами, похожими на инкрустацию. Обобщенные контурные линии подчеркивали плоскость стены, монументальную целостность ансамбля.

В мастерской у кожевника и ткача

Существенное место среди ремесел занимали обработка кожи и изготовление из нее различных предметов обихода. Из кожи делали ремни, служившие для прикрепления к рукоятке рабочей части многих орудий (топоров, тесел, мотыг), для скрепления частей плуга и деталей мебели, бурдюки для воды, кошели, мешки, чехлы и футляры для свитков папирусов и драгоценных изделий, пергамент, сандалии, щиты и колчаны, а с Нового царства - детали боевых и парадных колесниц, конские сбруи.

В глубине одной из мастерских открыта дверь в небольшой дворик, на котором группа мужчин занята обработкой шкур. Один кладёт в большой глиняный сосуд шкуры для вымачивания, а двое других принялись за обработку вымоченных шкур. Один кожевник очищает шкуру от мездры; в руке он держит инструмент с несколькими остриями, похожий на гребень. Его сосед удаляет с кожи скребком шерсть. Очищенные шкуры снова кладут вымачивать в другие сосуды. В самой мастерской работники заняты обработкой совершенно готовых, чистых и вымоченных шкур. Часть их промазывают густым слоем жира, а затем начинают мять. Жир впитывается в поры кожи, и она становится гибкой и мягкой. Другие шкуры" просто растягивают, вырезают из них куски нужной формы и натягивают их на приготовленные деревянные остовы; так получаются щиты, колчаны, передки и бока колесниц. Всё это высушивается на солнце. Высохнув, кожаные предметы становятся твёрдыми и прочными. Из кожи обработанной жиром, делают сандалии, ремни, конские уздечки, ошейники для собак. Добавив красящие вещества, получают цветную кожу.

Одним из древнейших видов египетского ремесла было ткачество, которое развивалось из плетения корзин. В мастерской ткачи пряли изготовленное в сельских местностях льняное волокно. Сначала волокно растягивают между двумя палочками и получают тонкую нить. Затем её скручивают, а скрученные нити, так называемую «ровницу», ссучивают с помощью веретена в одну нить пряжи.Веретено представляет собой деревянный стерженёк с надетым на него каменным или глиняным пряслицем, оно помогает веретену вращаться долго и равномерно.

Прядильщики вращают в руках веретёна и ссучивают пряжу из нескольких нитей.

Столярное

Египтяне с древнейших времен умели изготовлять доски и тонкую фанеру.

Согласно распространенному мнению, в распил доски вставляли клин, на верхнем конце которого закреплен камень-противовес. Клин служил якобы для расширения распила по мере продвижения пилы, поскольку египтянам был еще неизвестен ее развод (поочередное отгибание зубьев в обе стороны), необходимый для предотвращения зажимания пилы распиливаемыми частями ствола.

Столяры строгали доски медным теслом, которое заменяло древним египтянам рубанок. Долотом-стамеской выдалбливали паз на доске или колоде, по рукоятке долота били колотушкой. Пазы выдалбливали для шипов, посредством которых соединяли отдельные части деревянных изделий.

Ремесло гончара

Одним из древнейших производств в Египте было гончарное. Изготовление керамической посуды началось с размешивания ногами глины, политой водой, к которой иногда добавляли мелкорубленую солому - для уменьшения вязкости глины, скорейшего высыхания и предотвращения при этом чрезмерной усадки сосуда. Формовка сосудов в неолитический и додинастический периоды производилось вручную, позднее в качестве вращающейся подставки стали применять круглую циновку - предшественницу гончарного круга. Под ловкими пальцами формовщика глиняная масса принимала формы горшков, мисок, чаш, кувшинов кубков, больших сосудов с остроконечным или закругленным дном. В росписи нового царства сохранилось изображение большого глиняного конуса, сформованного на гончарном круге, - сосуд делают из его верхней части, которую отделяют от конуса бечевкой. При изготовлении больших горшков формовали сначала нижнюю его часть, а затем верхнюю. После того как сосуд был сформован, его сначала сушили, а затем обжигали. Первоначально это делали, вероятно, прямо на земле - на костре.Цвет керамики зависел от сорта глины, облицовки (ангоба) и обжига. Для ее изготовления употребляли глину в основном двух сортов: коричнево-серого цвета с довольно большим количеством примесей и серую известковую почти без органических примесей.

Водный транспорт

Судостроением в Египте занимались с древнейших времен, но первоначально лодки и небольшие суда, предназначенные для плавания только по Нилу или в протоках Дельты, связывали из стеблей папируса.

Заслуживает внимания указание Геродота, что древнеегипетские суда не имели ребер, т. е. строились без шпангоута. Это подтверждают сохранившиеся лодки и изображения строительства судов. Древнеегипетские суда были построены не только без шпангоута, но и без киля и имели малую осадку, поскольку предназначались для плавания по реке, где отмели были не редкостью. Ко времени Древнего царства судостроители в результате длительного опыта выработали определенный стандарт для частей корпуса судна. Большая часть речных и все морские суда были не только приспособлены под весла, но и снабжены парусами. На судах Древнего царства мачта высотой в 3/4 длины судна ставилась ближе к носу, благодаря чему корму приходилось делать выше носа, как у папирусных лодок. Но уже со времени VI Династии мачты стали делать из одного шеста. Длинный парус был укреплен на мачте с помощью одной реи и привязан внизу к борту. Полагают, что египетские суда были проконопачены, иначе они дали бы течь при спуске на воду. При конопачении части корпуса перевязывали бечевками, сплетенными из волокна папируса. Когда смазка на всех стыках хорошо просыхала, тройной ряд бечевки на носу и корме, видимо, снимали, поскольку перевязи не видно на изображениях готовых судов.

Среднее царство (1950-1785 до н. э.)

В эпоху Среднего царства (1950-1785 до н. э.) единство Египта было восстановлено, а его столица перенесена из находящегося чуть выше Дельты Мемфиса в Фивы, что в Верхнем Египте. Расположенная неподалеку Долина царей стала местом погребения многих владык, а в двух районах Фив - Карнаке и Луксоре - один за другим вырастали прекрасные храмы и величественные памятники. К тому времени религия приобрела весьма высокоразвитые формы, открыв возможность загробной жизни не только для царей, но - при должной подготовке - и для любого египтянина. Вероятно, именно этим объясняется новый обычай класть в захоронения деревянные фигурки воинов, ремесленников или слуг, чтобы они сопровождали господина в загробном мире. Эти фигурки (ушебти) во многом помогли нам представить повседневную жизнь древних египтян. Поздний период Среднего царства отмечен правлением сильных и удачливых фараонов. Они усмирили аристократию, осуществили крупные ирригационные проекты и распространили владычество Египта на юг, покорив Нубию. Однако с наступлением II промежуточного периода (1785-1570 до н. э.) страна вновь вошла в полосу раздоров и упадка, а вершиной всех бед стал захват Дельты Нила азиатскими кочевниками - гиксосами.

Искусство (21-18 века до н.э.)

Первым из памятников, ознаменовавших поиски новых архитектурных образов, была усыпальница Ментухотепов в Дейр-эль-Бахри близ Фив. Здесь была осуществлена попытка соединить храм с пирамидой, положено начало крупным храмовым ансамблям более позднего времени. Золотисто-розовый цвет камня, огромная протяженность окруженной стенами дороги, ведущей к храму с двумя террасами и широким пандусом, расположенному среди диких гор, сообщали этому своеобразному ансамблю величественный размах. Особое значение в Среднем царстве приобрели мощные колоннады, опоясывающие террасы храмов и дворы, а также колоссальные статуи правителей, как бы вышедших из темноты храмов и охраняющих их. Нововведением были пилоны - две мощные башни с узким проходом посредине, являющиеся своеобразным рубежом на пути людей, вступающих в храм. В скульптуре новые искания проявились особенно остро во второй половине Среднего царства. Усилилась резкая властность черт правителей. Величавая ясность образов Древнего царства сменилась напряженностью. Темы рельефов стали разнообразнее. Новые сюжеты занимают все более важное место в искусстве, наполняют его все большей конкретностью. В живописи, украшавшей стены гробниц и храмов, также обнаруживаются попытки преодолеть старые композиционные схемы. Строгие, полные величавого покоя фризы сменяются более свободно сгруппированными сценами, краски становятся нежнее и прозрачнее. Росписи исполняются темперой по сухому грунту. Золотистый цвет тел сочетается в них с зеленью трав, белизной одежд, голубизной цветов. Не ограничиваясь локальными тонами, мастера пользуются смешанными красками, наложенными то густо, то еле уловимо. Контуры обозначаются то резко, то нежно, отчего по-прежнему плоские силуэты становятся легче и живописнее.

Прорыв в металлообработке. Новые технологии

От времен XII династии сохранилось немало предметов, в которых зафиксирован определенный результат попыток придания меди нужных качеств: твердости, износостойкости, прочности. Во времена правления потомков Аменемхета I стали использовать сплав меди с оловом, который по качеству сходен с бронзой; с оловом медь начинают сплавлять в конце Переходного периода. Очаги «бронзового» производства практически все расположены достаточно близко к месторождениям, олова. Кроме изменений в структуре металла, из которого приготовлялись орудия труда, происходит обогащение номенклатуры изделий. В Среднем царстве значительно усложнилось устройство металлических инструментов, многое свидетельствует о комплектности использования одной и той же основы для проведения различных работ в быту производстве. Появляются съемно-накладные приставки изделию, и, сменяя насадки, можно было теперь, к примеру, скрести, сверлить и зачищать отверстия. Можно отметить улучшение конструктивных свойств известных издревле и, казалось бы, практически не поддающихся усовершенствованию предметов. Однако постепенно медь в качестве I общего эквивалента вытеснялась в период Среднего царства золотом и серебром. Объединение страны сделало возможным варьирование материала, поиск наиболее подходящего для нужд строительства. Чаще всего по-прежнему используют известняк, но вместе с тем растет применение красного гранита, алебастра и песчаника.

Стекло

В период Среднего царства произошел еще один технологический прорыв египетской цивилизации - освоено стеклоделие. Этим обогащались возможности ювелиров, людей занимавшихся изготовлением посуды и врачеванием. Как самостоятельный материал стекло стали использовать со времени XVII династии. Состав стекла был близок к современному (силикат натрия и кальция), но оно содержало мало кремнезема и извести, больше щелочи и окиси железа, благодаря чему могло плавиться при более низкой температуре. Оно большей частью совсем не пропускало света, иногда просвечивало, еще реже - было прозрачным. В древнем Египте применяли так называемое "катанное" стекло. Его плавили в тиглях, и только после второй плавки оно приобретало достаточную чистоту. В лучших мастерских имелись старые мастера, владевшие секретами составления цветных стекольных масс. Путём опытов мастера устанавливалась различная окраска стекла, получалась от добавления в массу красителей. Для получения белого цвета надо было прибавлять окись олова, для жёлтого - окись сурьмы и свинца; марганец давал фиолетовый цвет, марганец и медь - чёрный; медь в различных пропорциях окрашивала стекло в синий, бирюзовый или зелёный цвет, другой оттенок синего получался от прибавления кобальта.

Водный траспорт

Водный транспорт широко использовался еще во времена Древнего царства. Однако во времена Среднего царства стали строить более крепкие корпуса кораблей, что достигалось за счет уменьшения размеров отдельных частей судна и увеличения их количества. Мачту стали устанавливать посредине судна, и парус делали не продольный как ранее, а поперечный, укрепляя и натягивая его между двумя реями.

Новое царство (1570-1075 до н. э.)

Новое царство (1570-1075 до н. э.) было последней великой эпохой в истории египетской цивилизации. Она же дала стране ее самых знаменитых представителей. Для Древнего Египта это еще была и эпоха непрерывных конфликтов с Ближним Востоком - поначалу в качестве великой державы, а ближе к концу уже в качестве жертвы. Толчком к этому в немалой мере послужили гиксосы. Египтяне переняли у них новые приемы ведения войны (в частности, боевые колесницы) и, изгнав ненавистных чужаков, оттеснили их до пределов Палестины и Сирии, превратив Египет в великую империю, размеры которой колебались в разное время. Все эти события придали Новому царству особую атмосферу. Больше внимания стали уделять возвеличению фараона как земного завоевателя и меньше - его освященному традицией божественному образу. Судя по письменным источникам, политическая жизнь приобрела более сложный характер. К числу самых выдающихся личностей Нового царства относится царица Хатшепсут, которая изображалась со всеми царскими атрибутами, вплоть до привязанной к подбородку фальшивой бороды! Ряд энергичных правителей расширил границы Египетской империи до плодородной излучины Евфрата. Вершины своего могущества и благополучия Египет достиг при фараоне-воине Тутмосе III (1479-1426 до н. э.). А из переписки Аменхотепа III (1390-1353 до н. э.) с его преемником Аменхотепом IV, сохранившейся на глиняных табличках в Амарне, мы узнаем о широких дипломатических связях Древнего Египта с владыками всего Восточного Средиземноморья и Ближнего Востока.

Последний расцвет древнеегипетского искусства в период объединения под властью саисских фараонов (7 в. до н.э.) характеризуется появлением холодного изысканного стиля.

Искусство (16-11 века до н.э.)

Период Нового Царства состоял из нескольких крупных этапов, характеризующих сложные пути развития культуры этого времени.

В Фивах были возведены колоссальные посвященные богу Амону храмовые ансамбли. Наибольшее распространение в период Нового царства получил тип храма с четким прямоугольным планом. Его ансамблевый характер был рассчитан на постоянную смену впечатлений у многочисленных участников торжественных религиозных процессий. Фасад храма обращался к Нилу, от которого шла дорога, обрамленная по сторонам каменными сфинксами или овнами. Мерное повторение их фигур создавало спокойный ритм. Аллея сфинксов приводила ко входу - каменному пилону - грандиозной, сужающейся кверху в форме трапеции стене, разделенной узким проходом посередине. Перед пилоном воздвигались колоссальные статуи, обелиски. За пилоном открывался прямоугольный в плане открытый двор, обнесенный колоннами. В то же время благодаря теплому золотистому тону, нежным краскам росписей, красоте рельефов, египетсткие храмы Нового царства не производили ощущения гнетущей мощи камня. Новый характер приобрели гробницы царей и заупокойные храмы.

В живописи мастера Нового царства также искали более смелого и сложного изображения окружающего мира. Быт знати, охоты, пиры, выезды показаны чрезвычайно красочно. Усложнилась композиция, разнообразнее стали движения фигур, колорит обогатился сиреневыми, розовыми оттенками. В раскраску фигур вводится золотисто-розовый цвет. Женщины в прозрачных одеждах представлены танцующими и музицирующими.

Искусство амарны

В начале 14 века до н.э. фараон Аменхотеп IV провел религиозную реформу. Единым божеством было провозглашено само солнце - Атон. Лучшие произведения амарнского периода отличаются проникновенностью, овеяны подлинным дыханием жизни, полны внутреннего обаяния. Лучшее, что было создано в этот период - скульптурные портреты Эхнатона и его жены Нефертити, выполненные в рельефе и круглой пластике. Впервые в истории египетского искусства появилось изображение фараона в кругу семьи. Солнечный диск бога Атона повсюду простирает к ним свои лучи, благословляя их любовь и деяния.

Живопись изобилует яркими красками. Бронзовые статуэтки, покрытые чеканными узорами и инкрустацией золотом, нарядны, но лишены внутреннего тепла амарнских портретов.

Строительство

Это время в основном характеризовалось широким строительством и многочисленными военными походами. В соответствии с древней религиозной доктриной фараоны считались существами божественной природы, " детьми великих богов мироздания" и поэтому являлись объектами религиозного почитания. Особенно последовательно это соблюдалось в отношении Рамсеса II. В некоторых храмах имелись даже изображения Рамсеса II , совершающего поклонения самому себе как богу. Одними из самых замечательных храмов являются два пещерных храма в Абу-Симбеле. Высота одного из них - тридцать три метра, ширина - тридцать восемь метров, глубина - шестьдесят пять метров. У входа в храм возвышаются четыре двадцатиметровых колосса, каждый из которых изображает Рамсеса II. Гигантские статуи как бы охраняют древнее святилище. Неизвестный ваятель увековечил также всех детей фараона, расположив их у ног Рамсеса II. Все оформление храма было обусловлено одной идеей - всеми возможными способами превознести могущество великого фараона. В выборе места для храма древние строители руководствовались особенностями окружающей местности, а также удобством расположения храма: когда храм освещается первыми лучами солнца, гигантские скульптуры внезапно окрашиваются темно-красным цветом и кажутся особенно рельефными на фоне отбрасываемых ими иссиня - черных теней. Прославлению военных побед фараона посвящены рельефы гипостиля. На восточной стене помещены традиционные изображения - Рамсес убивает перед богами группы пленных, направо от входа - ливийцев, налево - нубийцев.

Еще один известный египетский храм периода Нового Царства - Луксорский храм в Фивах. Он чарует посетителей красотой своих коллонад и рельефов. Храм не был построен при каком-то одном фараоне. Каждый из державных владык Египта считал своим долгом принять участие в украшении обители главного египетского бога Амона-Ра. Храм постоянно перестраивался, иногда даже разрушались целые залы, чтобы построить еще более грандиозные.

Помимо зданий храма и дворца на территории Рамессеума стояло много других построек. Огромное место занимали кладовые. Бесконечными рядами тянутся здесь сложенные из кирпича длинные сводчатые помещения, сгруппированные в особые, тщательно охранявшиеся комплексы, которые почти вплотную окружали храм с севера, запада и юга. Они имели различное назначение и соответственно различное оформление.

Транспорт. Колесницы

Во времена Нового царства расцвела новая отрасль деревообделочного ремесла - изготовление колесниц. В XVI в. до н. э. египтяне вывезли из Сирии ханаанские двухколесные колесницы и лошадей как военную добычу.

Легкие колесницы использовали как боевые, а позднее - как гоночные при охоте на быстроногую дичь.Колесницы почти целиком сделаны из дерева.Открытый сзади кузов состоял из полукруглой гнутой деревянной рамы, затянутой кожаным плетением, и закругленною передка. Спереди колесница поддерживалась подпоркой, скрепленной кожаными ремнями с дышлом. Легкая гоночная колесница имела только деревянный остов. Кузов царских выездных и боевых колесниц спереди и в нижней части был обтянут кожей или холстом, украшен позолотой, росписью по наложенной штукатурке, усыпан драгоценными и полудрагоценными камнями.Для придания устойчивости на поворотах кузов укрепляли на оси так, что оба конца последней выступали по сторонам кузова. Если в начале XVIII династии египетские колесницы еще напоминали своей формой ханаанские, то с XIV в. до н. э. Египетские мастера сумели найти новую форму наиболее устойчивых колесниц. С этого времени их опыт стали заимствовать иноземные мастера.

Заключение

Итак, какое же значение в конечном итоге имеют события Древнего Египта? Какое влияние оказала история Древнего Египта на дальнейшее развитие этой страны и мировой истории в целом?

Исходя из всего вышесказанного, я сделала вывод, что достижения Древнего Египта по праву можно назвать ценнейшими мировыми открытиями. Благодаря развитию столярной и металлургической областей совершенствовались орудия труда, оружие, мебель, а также система строительства. По мере увеличения темпов строительства стали появляться, и в дальнейшем получили широкое развитие, архитектурные школы. Большое значение имело идеологическое воздействие на население, которое и воплотилось в храмовом строительстве. С момента появления первого наземного транспорта обширно начало развиваться сельское хозяйство и строительство; водный транспорт имел огромное значение в военных походах, благодаря которым осваивались множество новых территорий. Кроме того, в Древнем Египте активно развивалась экономика, право и медицина (египтяне достигли больших успехов в области анатомии благодаря технике бальзамирования).

Список используемой литературы

А. Белов, Н. Петровский. «Страна Большого Хапи» Ленинград 1973 г.

2. И.А. Стучевский. «Рамсес II и Херихор». Из истории Древнего Египта эпохи Рамсесов» Москва, 1984 г.

3. «Всемирная история» том I (глава: Перепелкин Ю.Я., «Египет Древнего царства»), Москва, 1955.

4. Ганс Райхардт. «Семь чудес света», 1996 г.

5. А. Эрман, «Жизнь в Древнем Египте»

6. Cавельева Т.Н., «Как жили египтяне во времена строительства пирамид», Москва, 1971.

Подобные документы

    Египет в эпоху раннего и древнего царства, образование развитых неолитических общин. Объединение долины Нила в единое государство. Период Среднего царства, деление Египта, набеги ливийцев и кочевников. Эпоха нового царства и возвышения фиванских царей.

    реферат , добавлен 18.01.2010

    Особенности Египта периода раннего царства. Номовый аппарат управления. Характерные черты государства в переходный период. Особенности труда земледельца Среднего царства. Главные направления внешней политики Египта 1554-1075 гг., правящие династии.

    учебное пособие , добавлен 09.04.2014

    Рассмотрение государственно-политической структуры среднеегипетского царства, характеристика его социальной структуры и социальных отношений. Обстоятельства, приведшие к расцвету Египта в Эпоху Среднего царства. Причины покорения страны гиксосами.

    курсовая работа , добавлен 29.12.2013

    Внешняя политика Египта периода Нового царства, реформа Эхнатона. Расцвет экономики, социальные отношения, архитектура и скульптура эпохи расцвета. Структура государственного управления. Египет при XIX и XX династиях. Взлет и падение Нового царства.

    курсовая работа , добавлен 21.06.2009

    История Египта в период Нового Царства. Основатели XIX династии. Характеристика и основные направления внешней политики фараонов в Египте; война Рамсеса II с хеттами. Причины расцвета экономики и анализ упадка XIX династии периода Нового царства.

    курсовая работа , добавлен 16.05.2014

    Политическая история Египта в эпоху Среднего Царства. Борьба Гераклеополя и Фив. Государственное управление и завоевательная политика. Восстание бедняков и рабов. Завоевание Египта гиксосами. Социально-экономическое положение и общественные отношения.

    реферат , добавлен 27.11.2010

    История древнеегипетского государства: Раннее, Древнее, Среднее, Новое и Позднее царство. Организация оросительного дела в Нильской долине как одна из основных задач государства Раннего царства. Характеристика основных черт права Древнего Египта.

    реферат , добавлен 26.05.2010

    Социальная структура древнеегипетского общества и особенности социально-имущественных отношений. Роль фараона в организации и функционировании системы государственного управления. Правление ХVIII династии как начало могущества Египта эпохи Нового царства.

    дипломная работа , добавлен 27.05.2015

    История открытия гробницы Эхнатона. Периодизация истории Древнего Египта. Реформа Эхнатона как важнейшее событие эпохи Нового Царства. Внутренняя политика Эхнатона. Пантеон богов Древнего Египта. Проблема монотеистичности религиозной реформы Эхнатона.

    курсовая работа , добавлен 29.11.2009

    История и этапы возникновения додинастического и династического периодов. Самые известные фараоны Древнего Египта. Культура: язык, литература, музыка, искусство. Боги Древнего Египта. Египетские пирамиды. Загадочный Сфинкс. Загробный мир Египтянина.


Древний Египет – первая могущественная великая держава, первая империя, претендовавшая на мировое господство. Это было сильное государство, в котором народ был полностью подчинен правящему классу. Основными принципами, на которых строилась верховная власть Египта, были ее незыблемость и непостижимость. Древний Египет – первая могущественная великая держава, первая империя, претендовавшая на мировое господство. Это было сильное государство, в котором народ был полностью подчинен правящему классу. Основными принципами, на которых строилась верховная власть Египта, были ее незыблемость и непостижимость.


Протест против смерти является важнейшей чертой культуры древнего Египта. Египтяне считали «ненормальностью». Страстное желание бессмертия определило все мировоззрение египтян, пронизывало всю религиозную мысль Египта, сформировало древнеегипетскую культуру. Протест против смерти является важнейшей чертой культуры древнего Египта. Египтяне считали «ненормальностью». Страстное желание бессмертия определило все мировоззрение египтян, пронизывало всю религиозную мысль Египта, сформировало древнеегипетскую культуру.


Истоки египетской цивилизации лежат в глубокой древности. Почти 5 тыс. лет назад, когда на территории нашей страны были еще непроходимые леса, в долине Нила возникло одно из древнейших государств, которое просуществовало 3 тыс. лет.Истоки египетской цивилизации лежат в глубокой древности. Почти 5 тыс. лет назад, когда на территории нашей страны были еще непроходимые леса, в долине Нила возникло одно из древнейших государств, которое просуществовало 3 тыс. лет.


На европейские и арабские народы богатая культура Древнего Египта оказала сильное влияние. Не случайно ученые и философы, медики и астрологи этих народов позже будут подчеркивать, что они учились у египетских мудрецов. На европейские и арабские народы богатая культура Древнего Египта оказала сильное влияние. Не случайно ученые и философы, медики и астрологи этих народов позже будут подчеркивать, что они учились у египетских мудрецов.


Каковы же достижения древнеегипетской культуры? В глубокой древности в Египте были изобретены папирус и иероглифы. Религиозные, медицинские, научные и литературные тексты хранились в скрипториях (домах жизни) при храмах или записывались на стенах пирамид и гробниц. В глубокой древности в Египте были изобретены папирус и иероглифы. Религиозные, медицинские, научные и литературные тексты хранились в скрипториях (домах жизни) при храмах или записывались на стенах пирамид и гробниц. Египет – родина исторической повести, сказки, басни, любовной лирики. Египет – родина исторической повести, сказки, басни, любовной лирики. Египтяне определили:площадь круга и поверхность полушария, вычислили объем усеченной пирамиды, составили солнечный календарь, разделили сутки на 24 часа.Египтяне определили:площадь круга и поверхность полушария, вычислили объем усеченной пирамиды, составили солнечный календарь, разделили сутки на 24 часа. Египтяне были первыми людьми на свете, кто установил продолжительность года, разделив его на 12 частей по временам года. Это открытие, по словам жрецов, египтяне сделали, наблюдая небесные светила… Египтяне были первыми людьми на свете, кто установил продолжительность года, разделив его на 12 частей по временам года. Это открытие, по словам жрецов, египтяне сделали, наблюдая небесные светила…



Египтяне считают 12 месяцев по 30 дней и прибавляют каждый год еще 5 дней сверх этого числа, причем у них круговращение времен года приходится на одно и то же время. Египтяне считают 12 месяцев по 30 дней и прибавляют каждый год еще 5 дней сверх этого числа, причем у них круговращение времен года приходится на одно и то же время. Египетский год начинался 19 июля с восходом Сириуса, когда начинался разлив Нила, и продолжался до следующего разлива. Год делится на три времени года: разлив, посев, жатва. Египетский год начинался 19 июля с восходом Сириуса, когда начинался разлив Нила, и продолжался до следующего разлива. Год делится на три времени года: разлив, посев, жатва. В древнеегипетском году: В древнеегипетском году: 10 дней – одна неделя 10 дней – одна неделя 4 месяца – 1 сезон (120 дней) 4 месяца – 1 сезон (120 дней) 3 недели – один месяц 3 недели – один месяц 3 сезона – 1 год (360+5 священных дней) 3 сезона – 1 год (360+5 священных дней)


Пятью священными днями считались дни рождения Осириса, Исиды, Сета, Неффис, Хора. Пятью священными днями считались дни рождения Осириса, Исиды, Сета, Неффис, Хора. Эти дни, как и дни других религиозных праздников, были выходными. Каждый десятый день, завершавший египетскую неделю, также считался выходным. Эти дни, как и дни других религиозных праздников, были выходными. Каждый десятый день, завершавший египетскую неделю, также считался выходным. Дни считались благоприятными и неблагоприятными. В неблагоприятные дни египтяне соблюдали особую осторожность и носили множество магических амулетов. Дни считались благоприятными и неблагоприятными. В неблагоприятные дни египтяне соблюдали особую осторожность и носили множество магических амулетов. Время древние египтяне отсчитывали, начиная со вступления на престол правящего фараона. А определяли время с помощью водяных часов, похожих на песочные. Время древние египтяне отсчитывали, начиная со вступления на престол правящего фараона. А определяли время с помощью водяных часов, похожих на песочные.


Система мер В Древнем Египте была основана на пропорциях человеческого тела. Главной единицей измерения был локоть. Семь ладоней шириной в четыре пальца ровнялись одному локтю. В локте также были более мелкие деления, равные ширине одного пальца. Система мер В Древнем Египте была основана на пропорциях человеческого тела. Главной единицей измерения был локоть. Семь ладоней шириной в четыре пальца ровнялись одному локтю. В локте также были более мелкие деления, равные ширине одного пальца.



Систематическое изучение Египта началось лишь в 19 в. Систематическое изучение Египта началось лишь в 19 в. Если изобразить периодизацию Древнего Египта в виде схемы, то по рисунку три царства, три подъёма культуры напоминают символ этой страны – Великие пирамиды в Гизе. Если изобразить периодизацию Древнего Египта в виде схемы, то по рисунку три царства, три подъёма культуры напоминают символ этой страны – Великие пирамиды в Гизе.


Древнее царство (гг. до н. э.) – эпоха правления 1-6 династии. Это время правления первых ростков цивилизации с ее первыми законами, с ее религией, письменностью и формированием литературного языка. Это время строителей пирамид в Гизе: царей Хеопса, Хефрена и Мекерина. Древнее царство (гг. до н. э.) – эпоха правления 1-6 династии. Это время правления первых ростков цивилизации с ее первыми законами, с ее религией, письменностью и формированием литературного языка. Это время строителей пирамид в Гизе: царей Хеопса, Хефрена и Мекерина.


Среднее царство Среднее царство (гг. до н. э.) было основано фиванскими правителями, которые свергли Гераклеопольских царей и вновь объединил страну. Этот период время царствования династий, эпоха расцвета культуры и созидания, период создания многих выдающихся произведений зодчества. (гг. до н. э.) было основано фиванскими правителями, которые свергли Гераклеопольских царей и вновь объединил страну. Этот период время царствования династий, эпоха расцвета культуры и созидания, период создания многих выдающихся произведений зодчества.







Новое царство (гг. до н.э) – время наибольшего усиления политической власти, эпоха фараонов XVIII – XX династий. Завоевания Тутмеса III приводят к установлению связей с Передней Азией; он облагает данью покоренные народы, иноземные богатства рекой текут в Египет. Воздвигаются роскошные здания … Аменхотеп IV был великим реформатором религии: вместо прежнего культа бога Амон он ввел культ солнца – Атона – и с этого времени начал именовать себя Эхнатоном. При зяте Аменхотепа IV – Тутанхамоне- царская резиденция вновь была перенесена в Фивы. (гг. до н.э) – время наибольшего усиления политической власти, эпоха фараонов XVIII – XX династий. Завоевания Тутмеса III приводят к установлению связей с Передней Азией; он облагает данью покоренные народы, иноземные богатства рекой текут в Египет. Воздвигаются роскошные здания … Аменхотеп IV был великим реформатором религии: вместо прежнего культа бога Амон он ввел культ солнца – Атона – и с этого времени начал именовать себя Эхнатоном. При зяте Аменхотепа IV – Тутанхамоне- царская резиденция вновь была перенесена в Фивы.





Как удалось составить периодизацию египетской истории? Ученые смогли это сделать лишь после расшифровки египетских иероглифов, которые долгое время оставались тайной для специалистов. Ученые смогли это сделать лишь после расшифровки египетских иероглифов, которые долгое время оставались тайной для специалистов. Первые образцы письменности в Египте появились между гг. до н. э. и назывались иероглифы, что в переводе с греческого означает «священные письмена». Сами египтяне называли иероглифы «божественная речь» и придавали письменам важное религиозное и магическое значение, считая, что искусство письменности было даровано Тотом - богом мудрости. Первые образцы письменности в Египте появились между гг. до н. э. и назывались иероглифы, что в переводе с греческого означает «священные письмена». Сами египтяне называли иероглифы «божественная речь» и придавали письменам важное религиозное и магическое значение, считая, что искусство письменности было даровано Тотом - богом мудрости..


Люди, специально обученные искусству чтения и письма, назывались писцами. Их профессия обеспечивала им высокое положение в обществе. Люди, специально обученные искусству чтения и письма, назывались писцами. Их профессия обеспечивала им высокое положение в обществе. Иероглифы могли быть записаны слева направо, справа на лево или сверху вниз. Если животные или люди обращены влево, значит, читать надпись надо слева направо. Овладеть таким искусством было очень трудно – ведь нужно запомнить около 700 знаков. Поэтому египтяне перешли постепенно к знакам. Обозначавшим звучание слов и слогов. Иероглифы могли быть записаны слева направо, справа на лево или сверху вниз. Если животные или люди обращены влево, значит, читать надпись надо слева направо. Овладеть таким искусством было очень трудно – ведь нужно запомнить около 700 знаков. Поэтому египтяне перешли постепенно к знакам. Обозначавшим звучание слов и слогов.


Иероглифы Древнего Египта Процесс письма был очень медленным. Собственно, иероглифы в полной форме применялись для записей религиозных текстов и государственных документов. Для повседневных записей со временем появилась скоропись – иератическое письмо и еще более упрощенное демотическое письмо (использовалось в Поздний период).


УЧЕНЫЕ ПИСЦЫ Писцы, состоящие на службе у фараонов, умели читать, писать и считать: этому они обучались долгие годы. Писцы были окружены уважением и освобождались от налогов и работ в сезон паводка.Писцы, состоящие на службе у фараонов, умели читать, писать и считать: этому они обучались долгие годы. Писцы были окружены уважением и освобождались от налогов и работ в сезон паводка. Каковы были обязанности писцов? Писцы записывали решения, принятые фараоном. Они подсчитывали подати, уплаченные крестьянами, сырье и материалы, раздаваемые ремесленникам, которые работали на фараона. На берегах Нила писцы отмечали высоту разливов и уровень воды в водохранилищах. Писцы записывали решения, принятые фараоном. Они подсчитывали подати, уплаченные крестьянами, сырье и материалы, раздаваемые ремесленникам, которые работали на фараона. На берегах Нила писцы отмечали высоту разливов и уровень воды в водохранилищах.


Как писали в Древнем Египте? Писцы носили с собой письменный прибор, состоящий из деревянной палетки с красками и каламов (тростниковых палочек для письма), и сосудик с водой для разведения красок. Для приготовления красок использовали растертый уголь и охру – красным цветом выписывали даты и начало абзаца. Записи вели на свитке из папируса – растения, в изобилии покрывавшего берега Нила. Писцы носили с собой письменный прибор, состоящий из деревянной палетки с красками и каламов (тростниковых палочек для письма), и сосудик с водой для разведения красок. Для приготовления красок использовали растертый уголь и охру – красным цветом выписывали даты и начало абзаца. Записи вели на свитке из папируса – растения, в изобилии покрывавшего берега Нила.


Кто же сумел разгадать тайну египетских иероглифов? Время сохранило множество надписей, сделанных египтянами, но поглотило тайну их прочтения. Последний образец иероглифической надписи относится к 397 г. До н. э. Поэтому уже в начале нашей эры иероглифы считались непонятными рисунками, которые надо не читать, а объяснять. Время сохранило множество надписей, сделанных египтянами, но поглотило тайну их прочтения. Последний образец иероглифической надписи относится к 397 г. До н. э. Поэтому уже в начале нашей эры иероглифы считались непонятными рисунками, которые надо не читать, а объяснять.


Разгадать тайну иероглифов удалось благодаря плоской каменной плите из черного базальта размером с поверхность письменного стола, найденной 2 августа 1799г. близ города Розетта в долине Нила. На этом камне было высечено три надписи: вверху – иероглифами, под ней – демотическим письмом, а ниже на греческом языке! В конце греческой надписи было указано, что оба верхних текста являются ее точным переводом.Разгадать тайну иероглифов удалось благодаря плоской каменной плите из черного базальта размером с поверхность письменного стола, найденной 2 августа 1799г. близ города Розетта в долине Нила. На этом камне было высечено три надписи: вверху – иероглифами, под ней – демотическим письмом, а ниже на греческом языке! В конце греческой надписи было указано, что оба верхних текста являются ее точным переводом.


Долго бились ученые над загадкой иероглифов. Наконец, нашелся человек, который сумел прочесть текст розетского камня. Это был французский лингвист Жан Франсуа Шампольон (). Долго бились ученые над загадкой иероглифов. Наконец, нашелся человек, который сумел прочесть текст розетского камня. Это был французский лингвист Жан Франсуа Шампольон (). В 1822 году он заставил «заговорить» письменность, которая молчала тысячелетия. Было ему тогда 32 года, и 25 лет из них он занимался мертвыми языками Востока и историей Древнего Египта.В 1822 году он заставил «заговорить» письменность, которая молчала тысячелетия. Было ему тогда 32 года, и 25 лет из них он занимался мертвыми языками Востока и историей Древнего Египта.


Шампоньон предположил, что иероглифы могут означать буквы и звуки, а не только предметы в целом. Шампоньон предположил, что иероглифы могут означать буквы и звуки, а не только предметы в целом. Он основывал свои выводы на том, что слова внутри овальных рамок, называемых картушами, представляют собой имена правителей. Имя Птолемея, которое несколько раз упоминалось в греческом тексте, было своеобразным ключом к разгадке других иероглифов. Он основывал свои выводы на том, что слова внутри овальных рамок, называемых картушами, представляют собой имена правителей. Имя Птолемея, которое несколько раз упоминалось в греческом тексте, было своеобразным ключом к разгадке других иероглифов.

Научные, технические и культурные достижения Древнего Египта настолько поражают воображение, что некоторые люди искренне верят, что здесь не обошлось без вмешательства внеземных цивилизаций. Подобные теории могут завораживать, хотя на самом деле они недооценивают ум, изобретательность и творческие способности, которые были свойственны людям самых разных эпох. Так за какие изобретения стоит поблагодарить египтян?

Водяные и солнечные часы. Названные изобретения заметно выделяются среди технических достижений Древнего Египта. Солнечными часами служили обелиски, тень от которых представляла собой часовую стрелку. В первой половине 2-го тыс. до н.э. появились водяные часы. Они являли собой перевернутый каменный конус, через отверстие которого равномерно капала вода. Время определялось благодаря изменению уровня воды. Сам конус был разделен на 12 равных колонок.

Папирус. Уже в 3 тыс. до н. э. египтяне начали изготовлять бумагу из растения папирус. Для этой цели использовались полосы из сердцевины растения. Многие древние листы папируса дошли до нашего времени в безупречном состоянии, что свидетельствует о высоком качестве материала. Кроме того, во многих европейских языках слово “бумага” напрямую связано с египетским «папирус».

Чернила и перо. Эти приспособления появились вслед за папирусом и, несомненно, имели мировое значение. Для создания черных чернил использовалась смесь сажи с растительным маслом и пчелиным воском. Стойкость этих чернил доказана временем. Роль пера во времена Древнего Египта играли тростниковые ручки, которые изготавливались в удобных для письма формах.

Плуг. Речь идет о плуге, в который был запряжен вол. Данное изобретение имело важное экономическое значение. Применение плуга облегчало и ускоряло процесс рыхления почвы. Плуги крепился к телу животного при помощи ремней. Для вспашки требовалось два человека: один руководил плугом, другой подгонял животное палкой.

Шадуф и водоподъемное колесо. Без ирригационных систем развитие в Египте цивилизации высокого уровня не было бы возможным. Нил разливался нерегулярно, а выращивание сельскохозяйственных культур требовало постоянного орошения. Первым изобретением, повысившим эффективность ирригации стал шадуф – водоподъемный «журавль» для поливки полей. Затем египтяне изобрели водоподъемное колесо, внутри которого находились кувшины. Описанные приспособления продолжали использоваться в Египте ещё в 20 веке.

Макияж . Данное изобретение трудно назвать социально-экономическим достижением, тем не менее его актуальность никто не подвергнет сомнению. И сейчас в некоторых стилях макияжа применяются техники, которые были хорошо знакомы египтянам. Уже в глубокой древности египтянки пользовались подводкой глаз, румянами и лаком для ногтей. Чем выше был социальный статус человека (макияж носили как женщины, так и мужчины), тем больше макияжа употреблялось.

Научные достижения

Математика. Именно египтяне изобрели десятичную систему исчисления. Они также умели определять площадь и объем, делить и умножать, имели представление о дробях и квадратном корне. Древнеегипетские архитекторы несомненно знали и значение числа «пи», ведь именно оно является основой многих гробниц фараонов, в том числе пирамиды Хеопса. Математика играла роль прикладной науки, активно использовавшейся для решения практических нужд.

Астрономия. Египтяне различали планеты и звезды. Последние древние астрономы объединяли в созвездия. Существовали достаточно точные карты звездного неба и каталоги звезд. Именно благодаря астрономическим знаниям египтянам удалось составить точный календарь.

В отличие от других народов востока у египтян был не лунный, а солнечный календарь. Египетский год состоял из 3-х сезонов по 4 месяца каждый. Месяц делился на 3 декады по 10 дней. Каждая декада была посвящена определенному созвездию. Сутки египтяне делили на 24 часа.

Медицина. Основой для развития египетской медицины послужил обычай мумификации, позволявший изучать анатомию человеческого тела. До нашего времени дошло немало медицинских папирусов. Одним из основных достижений считается учение о кровообращении и сердце.

Высокого уровня развития достигла хирургия. В Древнем Египте проводились такие сложные операции, как трепанация черепа и ампутация. Найдено немало различных хирургических инструментов. Именно в Египте впервые использовался прототип современного ампициллина. Его источником были хлебные лепешки, покрытые плесенью.

Достижения культуры

Архитектура. В ярче всего прослеживается монументальность, массивность и величие. Не зря до возведения Эйфелевой башни самым высоким сооружением в мире считалась пирамида Хеопса. Проект первой пирамиды создал гениальный египетский архитектор Имхотеп, который после смерти почитался как бог. Возводить архитектурные шедевры египтянам помогало знание математики. К примеру, если бы пирамида Хеопса имела более узкое основание, то потеряла бы устойчивость.

Литература . Жанровое разнообразие египетской литературы, в отличие от других народов древности, не ограничивалось религиозными текстами. Расшифровка иероглифов помогла выделить такие жанры, как биография, историческая повесть, поучение, сказка, любовная лирика и юмористические истории. Среди известных произведений стоит выделить сатирический очерк «Песнь арфиста».

Уникальная иероглифическая письменность – одно из главных достижений Древнего Египта. Первые её образцы появляются в 4 тыс. до н.э. Иероглифы в первую очередь применялись для записи религиозных и государственных текстов. Для повседневных записей использовалось иератическое письмо.

Грамотными в обязательном порядке были члены царской семьи, вельможи и жрецы. Остальное население обучалось письменности, в школах при храмах. Правда, далеко не все могли позволить себе такую роскошь.

Музыка. Древнеегипетские пиршества часто сопровождались музыкой, поэтому неудивительно, что именно в этой культуре впервые появились арфа и флейта. Музыку чаще всего исполняли оркестры, участники которых играли на лютне, флейте и арфе. Стоит отметить, что на арфах играли исключительно женщины.

Достижения древних египтян доказывают, что среди них было немало талантливых ученых, чьи успехи были основаны на глубоких знаниях, собираемых веками, а не на контактах с внеземными цивилизациями или атлантами. Ну и конечно же нельзя забывать о благоприятных социально-экономических условиях, способствующих развитию науки и культуры.

6 октября 2017

Древний Египет одно из первых государств на земле, расположено в Северо-Восточной Африке, в нижнем течении реки Нил. Природные условия – существенный фактор развития этой цивилизации. Известно, что в Нильской долине урожай египтяне собирали дважды в год. Около 3 тыс. до н.э. в Египте уже было государство. Об уровне культуры Древнего Египта свидетельствуют пирамиды и развитая оросительная система. Пирамиды были данью Солнцу, каналы – данью Нилу. Одно из примечательных явлений египетской древности – сфинксы – фантастические существа с головой фараона и телом льва, олицетворявшие единство человека и природы, мудрость, загадочность и силу египетского правителя. Письменность и счетное дело получили развитие еще за 3000 лет до н.э. Имя человека считалось у египтян его душой, они верили в бессмертие души, в загробную жизнь. Именно поэтому фараоны (живое подобие Солнца с вечной душой Ка) – древнеегипетские цари, при жизни начинали строительство пирамид – своих гробниц. Стремление к бессмертию породило заупокойный культ, в этой связи в Египте получило развитие бальзамирование, искусство делать мумии.
Древние греки называли египтян мудрейшими из людей. Достижения культуры Древнего Египта действительно значительны: папирус, монументальная каменная архитектура, пирамиды, скульптурный портрет, познания в астрономии, медицине и математике.
Шумеро-Аккадская цивилизация – древнейшая на земле. Население ее проживало на территории долины рек Тигра и Евфрата (вся долина называлась Месопотамией или Двуречьем). В IV – III тыс. до н.э. здесь возникла высочайшая культура: Шумер – Аккад – Вавилония – Ассирия – Иран. Они перемешивались, воевали друг с другом, возводили города, создавали высочайшую культуру.
Именно шумеры являются родоначальниками всей вавилонской культуры. Их достижения велики и бесспорны: они написали первые эллегии, составили библиотечный каталог. Шумеры были первыми авторами медицинских книг – сборников рецептов, они разработали и записали первый календарь земледельца, оставили первые сведения о защитных насаждениях. Даже идею создания первого в истории рыбного заповедника письменно зафиксировали тоже шумеры. Первые струнные музыкальные инструменты – лира и арфа – появились также у шумеров.
Шумерам принадлежит древнейшая на земле письменность. Она возникла в середине IV в. до н.э. и представляла собой клинообразные черточки, выдавливаемые на табличках из сырой глины. Со временем клинопись от рисунков и изображения становилась все более символичной. Первый образец литературного произведения человеческого общества, дошедшая до нас благодаря клинописи, «Легенда о Гильгаме-ше», царе города Урука.
Древняя Шумерская цивилизация сменилась Вавилонией (II в. до н.э.). Начиная с этого времени Вавилон (слово “Вавилон” переводится как “Врата Бога”) в течении почти двух тысяч лет оставался экономическим и культурным центром всего древнего мира. Город Вавилон объединил под своим главенством все области долины Двуречья. Древневавилонское царство достигло наивысшего расцвета при царе Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.) – опытном полководце, политике и законодателе. В Вавилоне появился свой свод правил – законов Хаммурапи, записанный клинописью на 2-х метровом глиняном столбе. В этих законах нашли отражение хозяйственная жизнь, нравы, быт, мировоззрение древних обитателей Двуречья. Верховным божеством вавилонского пантеона был Мардук, он являлся покровителем города Вавилона. Семь главных астральных богов послужили основой современной семидневной недели. Вавилон был огромным и шумным восточным городом. Его окружала мощная, толстая стена, на которой могли свободно разъехаться две колесницы. В городе имелось 24 проспекта. Достопримечательностью являлись висячие сады Семирамиды, ассирийской царицы – одно из семи чудес света.
В середине III тысячелетия до н.э. в северном Двуречье образовалось государство Ассирия. Оно отличалось крайне милитаристским духом, а ассирийские владыки поражали весь древний Восток своей жаждой власти и неслыханной жестокостью. Ассирийское искусство исполнено пафосом силы, оно прославляло победы завоевателей, дало беспримерные для мирового искусства изображения царской жестокости, причем выполненные без тени жалости или сожаления. Это свидетельствует о жестокости нравов ассирийского общества, его невысокой религиозности.