О природе архитектуры. Связь архитектуры и природы Характеристика взаимоотношений архитектуры и природы

Магистрант: Канаткин А.С.

Руководитель: проф. кан.арх. Дектерев С. А.

Важнейшая задача цивилизации –

научить человека мыслить…

Томас Эдисон

Многие из нас думают, что могут подготовиться к грядущему будущему, однако представления большинства людей даже о завтрашнем дне ограничены навязанными мнениями и чужими ценностями. Мир стремительно меняется – появляются новые технологии, растет уровень урбанизации, повышается рост населения на планете. Параллельно с этим можно отметить и другой факт, в том, что увеличивается число природных катастроф, уменьшается уровень планктона в океане, вымирают многие виды животных. Все это случайность или может, есть взаимосвязь между этими двумя параллелями?

Для статистики приведем пример. «Температура холодных глубинных вод Гольфстрима понизилась на один градус, за последние девять лет скорость таяния ледников Гренландии возросла в три раза, за последние тридцать лет разрушительная сила ураганов увеличилось вдвое, растет количество природных катаклизмов. В десятилетие: с 1973 по 82-ой в мире произошло 1500 катастроф, с 83 по 92-ой -3500, с 93 по 2002-ой -6000» .

Если спросить сегодня простого человека на улице: «Виновата ли человеческая деятельность в том, что ураганов на земле становиться все больше, что силы их все более разрушительны»? Думаю, каждый второй ответит: «Да, это следствие человеческой деятельности»!

Человеческая деятельность сильно влияет на природу, следует, что и природа своим поведением может влиять на человека. Каждый из нас является источником информации, каждое наше действие, мысль, эмоция, слово, высказанное вовне, отделяются от нас и запоминаются водой. Мы знаем, что человек на 70- 90%, в зависимости от возраста, состоит из воды и это указывает на важный факт: нами запечатлевается все, что окружает и происходит вокруг. Нам всего лишь нужно научиться мыслить правильно (позитивно), проявлять благородные эмоции (любовь, веру, уверенность) и научиться говорить, как отметил римский философ Луций Анней Сенека: «Кто молчать не умеет, тот и говорить не способен.».

Каждый из нас является звеном в бесконечной цепи передачи информации и каждый в этой цепи влияет на окружающих своим поведением и поступками. Архитектура сделанная «кем-то» определенным образом будет передавать нам эмоции и внутреннее состояние того человека, который ее сотворил, если он был в уравновешенном, спокойном, благоприятном состоянии, тогда это передастся и другим людям, взаимодействующих с его произведением. А вот если он при проектировании слушал Hard Rock, например, тогда и результат будет соответствующий.

Давайте рассмотрим пример. Когда происходит ядерный взрыв, образуются волны, которые в земле очень быстро затухают, а вот вода может колебаться еще 30 дней, раскачиваясь как маятник, волны создают новый патологический порядок. Замечено, что после таких испытаний резко увеличивается число самоубийств. Доктор наук, профессор Виктор Инюшин сделал следующий вывод: «Мозг состоит из воды на 85%. В нем происходят изменения, возникает конфликт водных структур. В результате нарушается биоплазма мозга и человек лишается главного стимула- стимула к жизни ». Феномен структурной памяти позволяет воде запечатлевать все, что происходит вокруг, связывать между собой все живые системы.

Мы можем применить и учитывать это наблюдение в архитектуре. Архитектура имеет свои волны воздействия на психологическое состояние человека, находиться он внутри здания или смотрит на него издалека. Все это дает нам реакцию воды находящейся внутри нас, вследствие чего со временем мы видим результат, в основном неблагоприятный. Кристофер Дэй пишет: «Архитектура способна передавать свою болезненность людям, заставляя скверно их ощущать и даже болеть. Среду можно использовать для манипулирования людьми: мы готовы принимать окружение как факт, что оно вполне может использоваться для воздействия на наше поведение. У людей, которые со всех сторон окруженные жестокостью, резкостью форм, эстетическая чувствительность и эстетическое равновесие оказываются притуплены ». Отсутствует чувство полета, вдохновения, веры, стремления к чему-то лучшему, все это происходит от безграмотного отношения к архитектуре. Еще Рудольф Штайнер заметил, что «в мире ровно столько лжи и преступления, сколько есть пустоты на месте отсутствующего искусства ».

Архитектура, как высокое искусство уходит постепенно, вытесняясь безобразными зданиями, разрушениями памятников, вследствие чего из наших городов уходит и сама жизнь. Получается взаимосвязь: Человек создает архитектуру, затем архитектура воздействует на человека, (рис. 1) академик В.П. Гоч на эту тему пишет: «Человек влияет на пространство, а пространство – на человека. Необходимо обратить внимание на мысли и слова – они организуют пространство и производят в нем разрушения.». Представьте, здания, которые гармонизируют психологическое состояние человека и настраивают его на Абсолют, своей формой и идеей, эти здания будут считаться целебными, наша задача – научиться их делать.

рис. 1. Схема взаимодействия: «человек – архитектура – человек»

«Биология и психология поддерживают взгляд на то, что эстетическое чувство соответствует правильному приспособлению к среде в противоположность ошибочному. Искусство рождается в поисках приспособления, которое ощущается как удачное. Произведение становиться прекрасным, когда достигает состояния совершенства, награждающее ощущением уникальности, законченности и целостности» эти слова принадлежат психологу Ричарду Огдену. Природа эстетических оценок изменялась в течении исторического развития теории искусства и архитектуры. Оригинальной и очень наивной, – отмечает Хессельгрен, – была идея красоты как принадлежности объекта. Позже красота толковалась как часть восприятия – как «круглый» или «желтый». В этом случае красота могла бы быть отнесена к чувству приятного. И наконец, «красота» в оценочном суждении может быть поставлена в один ряд с психологической реальностью, включающей ощущения и эмоции, которые могут возникнуть в восприятии.

Хессельгрен рассматривает проблемы ассоциативной взаимосвязи эмоционально окрашенного восприятия с визуальной формой. О формах, обладающих различной степенью замкнутости (рис. 2), он говорит, что слова «закрытый», «открытый», «полуоткрытый», «распахнутый» связаны с миром наших ассоциаций, отражающих, например, некоторые особенности характера человека: «закрытый» – интравертность, «открытый» – экстравертность, поэтому открытые пространства более способны вызывать чувство простора и радости.


Рис. 2. Типы кривых линий

Можно сказать, что «открытость» как атрибут визуальной формы связана с базовой эмоцией. Эта связь может быть усилена и в других сочетаниях и добавлениях. Цвет и значение могут сделать открытую форму похожей на желтую чашечку цветка, и по отношению к этой форме (гештальту) смысл понятий «радость» приобретет значительно более определенное выражение. Другим примером ассоциативной связи восприятий разных модальностей может быть сопоставление двух интерьеров спален, из которых один решен в вычурном стиле, с шелковыми стегаными покрывалами сложной формы, второй – аскетичен и строг. Рядом с первым – изображение пирожных в гофрированных бумажных корзиночках, рядом со вторым – фотография черного хлеба (рис.3). Образы отражают переход одного эмоционального ощущения в другое: в первом случае в сознании появляется представление о сладком, во втором – о вкусе черствого черного хлеба.

Рис. 3. Пример ассоциативной связи

Формально-эстетические оценки зависят от характера восприятия (перцепции) и оценочных норм, свойственных данной культуре. Для информации: «Перцепция – это психический процесс , заключающийся в отражении предмета или явления в целом при его непосредственном воздействии на рецепторные поверхности органов чувств ».

Когда архитектор подходит к проектированию серьезно и ответственно, тогда и результат получается соответствующий и наоборот, если архитектура имеет хорошие эстетические качества, тогда и человек получает множество положительных эмоций и направляет их на создание чего-то положительного и благородного. «Причинный подход позволяет оценивать совершенство показа явления и безопасность получаемой информации, не расщепляющей сознание человека». Как написано в книге «Теория причинности»: «Пространство – форма существования бесконечно развивающейся Материи» , получается мы, и развиваем эту материю внесением в него разнообразных форм своих проектов и от того, как они будут выглядеть и как влиять на людей, зависит от нас самих.

Мироздание создано Абсолютом. Начало, которое произвело все сущее и все его материальные проявления. В каждом из нас есть частица воды первозданного океана. Каждое наше слово как капля воды — носитель мысли и источник информации и за это мы должны платить Абсолюту любовью и благодарностью.

Используемая литература:

  1. Гоч В.П., Белов С.В. Теория Причинности. – Севастополь: Издатель Карпин А.В., 2005.

2. Душенко К. В. Мысли и изречения древних – М: Эксмо, 2007.

3. Лекции по истории эстетики. – Кн. 1–3/ Под ред. М. С. Кагана. – Л.: изд-во ЛГУ, 1973.–1977.

  1. Кристофер Дэй. Места, где обитает душа. – Москва, — «Ладья», 2000
  2. Степанов А. В. Архитектура и психология. – Москва, «Стройиздат», 1993
  3. Hesselgren S. Mans perception on manmade environment. An architectural Theory by Sven Hesselgren. – Lund, 1975.

Интернет источники:

  1. http://ru.wikipedia.org/wiki/Перцепция

Другие источники:

  1. Документальный фильм – «Вода». ФГУП «ГТК» Телеканал «Россия» 2006г. ООО ПЦ «Мастерская» 2006г.

Экологичным направлением развития архитектуры является использование параметров строения и функционирования живых систем при создании новых принципов функционирования зданий, новых материалов и форм. Экологичная архитектура -- это природоподобная архитектура.

В круг исследований по архитектурной и строительной бионике входят следующие вопросы: генеральные планы мест расселения, форма и красота природных конструкций, основные принципы строения природных конструкций, конструктивные системы в природе и их использование в архитектуре и строительстве (сжатые, растянутые и изгибаемые элементы, фундаменты, оболочки, структуры, мембраны, сетки), строение покровных тканей в природе, пассивные и активные природные материалы, биоморфность искусственных сооружений, органичная связь с ландшафтом, процедура роста природных конструкций и их разложения после выполнения функций и т.д.

Некоторые из природно- бионических принципов носят ценный характер для экологичной архитектуры. Например, гомеостаз, метаболизм, обратная связь и реакция на изменение внешних воздействий, саморазвитие и разложение после завершения срока жизни и т.д. Использование этих принципов в архитектуре позволит в будущем достичь состояния экологического равновесия технологическими средствами.

Наиболее полно природа выразила себя в конструировании пространственных конструкций (в живой природе нет плоских элементов). Изучение строения природных форм: раковины, черепа, оболочки яйца - показывает необычайную проработанность конструкций, функциональную обусловленность. Здесь и хорошее восприятие распределенных нагрузок, и перекрытие (торможение) трещин в целях недопущения разрушения ценного для живого организма материала, и минимизация расхода материалов. Оболочки в качестве покрытий зданий и сооружений природоподобны, они архитектурно выразительны, прочны, это жесткие и легкие конструкции.

В природе объект становится видимым, когда существует разница по яркости, цвету или фактуре между ним и фоном. Чем больше контраст между предметом и фоном, тем лучше качество видимости, при этом порогом зрительного восприятия является наименьшее значение контраста между предметом и фоном, начиная с которого предмет становится видимым.

Архитектурное разнообразие (подобие биоразнообразию)

Многое в визуальном настроении, сформировано цветом, фактурой, масштабностью и качеством взаимодействия видимых предметов. Опустошенность чувственного опыта не питательна для развития души, если качества среды, даже соответствующиепотребностям, должны еще приносить радость жизни и душевную бодрость, нам необходимо разнообразие, но не ровность без границ- температуры, освещенности, все того же вида перед окном, все тех же форм или последовательности движений в пространстве. Как только есть разнообразие, мы начинаем замечать, как одно ощущение соотносится с другими. Мы начинаем осознавать зоны их контакта. Чаще всего такой контакт заметен в мире видимого. Это очевидно, что необходимо стремление к разнообразию, подобному биоразнообразию в природе: разнообразию размеров, форм, деталей, цвета (с учетом природоподобия). Желательно соответствие размеров зданий размерам компонентов ландшафта,в первую очередь, деревьев) и тела человека.

Живая природа не подчиняется законам симметрии. Можно предположить, что здания и сооружения также не должны быть полностью симметричными. Большую роль в позитивности или, напротив, негативности визуального восприятия зданий и сооружений играют индивидуальные особенности людей. Известно, что некоторым архитекторам и обычным людям нравятся небоскребы, огромные площади, широкие проспекты с потоками автомобилей; это, видимо, одно из проявлений разнообразия. Поэтому в архитектуре, как и в природе, должно быть представлено разнообразие решений, "очаровательное разнообразие". Тогда визуальная среда будет приятна для глаз.

Экологичное проектирование должно быть направлено на создание комфортной, здоровой, красивой среды для человека. При решении этих задач может пригодиться использование существующего в природе биоразнообразия (обычно -- числа видов), богатство которого успешно поддерживает устойчивость природы и среды. Архитектурное разнообразие должно касаться всех объектов архитектуры - начиная от города, кварталов, отдельных здании и заканчивая их отделкой.

Экологическая архитектура должна поддерживать разнообразие воздействий. Например, в природе на кожу человека почти постоянно действует ветер переменной интенсивности; влажность воздуха в природе меняется; ступни человека ранее контактировали с землей и человек ощущал подошвами не гладкий пол или асфальт, а неровную; сотни тысяч лет человека окружали неплоские поверхности укрытий и первобытных домов, а в настоящее время -- плоскости; человек осязал экологичные поверхности - траву, почву, теплую кору деревьев, а в настоящее время -- чаще всего бетон, сталь, стекло, пластмассу; в течение суток на человека действовала меняющаяся температура окружающего воздуха, а в настоящее время она почти постоянна, и т.д. Все эти факторы можно учесть при архитектурном проектировании разнообразной окружающей среды в здании. При экологичном архитектурном проектировании с учетом разнообразия можно учитывать следующие положения.

1. Стремление к разнообразию архитектурно-ландшафтных сред, уходу от однотипных пейзажей. Присутствие всего разнообразия ландшафтов (рек, ручьев, лесов, полей, гор, крупных парков, небольших садов, множества территорий естественной и культурной природы, соединенных "коридорами"). Введение в ландшафты местных видов флоры и фауны и оригинальных растений -- интродуцентов.

2. В целях создания более привлекательного образа необходимо стремиться к разнообразию форм, этажности и размеров здания (подобно биоразнообразию в природе). Среди возможного разнообразия -- ограничение применения только плоскостных форм и введение криволинейных поверхностей, использование сочетаний криволинейных и плоских форм, разной этажности и размерности здания, природоподобие форм и размеров (в том числе соответствие размеров зданий величинам компонентов окружающих ландшафтов -- деревьев, холмов; соответствие габаритов помещений размерам тела человека).

Формы зданий и инженерных сооружений должны быть разнообразны. Основное направление -- применение наряду с параллелепипедами различных криволинейных объемов. Необходимо предусмотреть широкое использование всех форм оболочек -- от цилиндрических и призматических до гипаров и сложных составных оболочек. Одно из направлений разнообразия -- использование этнической архитектуры. Все инженерные сооружения нужно выполнять только из разнообразных криволинейных пространственных конструкций. Размеры зданий и их этажность должны быть разнообразны подобно разнообразию размеров компонентов естественного ландшафта -- кустов и деревьев, возвышенностей и гор.

Типы наружной отделки и цвет зданий должны быть разнообразны подобно разнообразию наружных покрытий в природе. С учетом восприятия цвета глазами человека должны подбираться цвета фасада здания и всех других искусственных поверхностей. Необходимо учитывать цветовой тон, насыщенность, яркость цвета. Наиболее приемлемы для глаза человека светлые теплые цвета: светло-зеленый, светло-коричневый, оранжевый, желтый и другие, а также часто встречающиеся природные цвета -- голубой, синий, розовый и др. Нужно также принимать во внимание характер воздействия цвета -- активные возбуждающие цвет (красный, оранжевый, желтый), успокаивающие (синий, голубой, фиолетовый) и нейтральный (зеленый -- цвет равновесия). Дня улучшения эмоционального восприятия рекомендуется применение хорошо воспринимаемых сочетаний цветов и последовательного контраста -- переноса взгляда с одного предмета на другой. Нужно учитывать гармонию контраста цветовых сочетаний по цветовому тону, насыщенности, яркости и гармонию сходства при плавном изменении цветовых характеристик.

С учетом разнообразия необходимо использовать растущие и адаптивные дома. Растущие и адаптивные здания меняют свой облик по мере их роста или при приспособлении к новым условиям эксплуатации.

3. Разнообразие фасадов зданий, окраски, формы и размеров окон, лоджий и балконов, архитектурных деталей и украшений. Формы фасадов могут быть плоскостные и криволинейные в разнообразных сочетаниях. Отделка фасада должна быть разнообразной по цветовому решению, художественному оформлению, не содержать одинаковых повторяющихся деталей. Рекомендуется разнообразие форм оконных проемов -- не только прямоугольные проемы, но и овальные, круглые, многоугольные, неправильной формы.

4. Разнообразие планировки, площадей комнат, типов покрытий пола, отделки стен, потолка. Внутренняя планировка должна меняться в течение жизни здания в соответствии с изменением потребностей и возможностей, в том числе с учетом персонализации жизненного пространства как его приспособления к материальному и духовному совершенствованию личности. Изменяемое человеком его жизненное пространство может рассматриваться как один из способов самовыражения (индивидуализации) личности. Поэтому внутренние планировки должны быть множественны и индивидуальны. Не должно быть понятия заданной на весь срок эксплуатации площади пространства. Должно быть гибкое жизненное пространство, которое приспособляется во множестве вариантов к потребностям жителей.

Отделка стен и потолков должна быть разнообразной по цветовому решению, художественному оформлению, не содержать одинаковых повторяющихся деталей. Покрытия пола могут быть разнообразны по гладкости: в отдельных местах, где жители ходят босиком (ванные комнаты), покрытие может имитировать неровную поверхность почвенно-растительного слоя, чтобы активно воздействовать на нервные окончания в подошвах. Деревянные полы также могут иметь различную степень шероховатости.

5. Разнообразие микроклимата внутри помещений. Меняющиеся в небольших пределах дневные и ночные температуры, влажность, постоянное движение воздуха с меняющейся скоростью, подобное легкому бризу в природе.

6. Меняющиеся в течение времени (гибкие) планировки помещений, их форма, площади, отделки, освещенность, озеленение и т. п. Меняющаяся приспособляемость (адаптивность) здания, изменение назначения объектов. Физиологически человек развивался в постоянно меняющейся визуальной окружающей среде, при постоянных изменениях тепловых, слуховых и осязательных воздействий.

7. Здания должны быть изменчивыми, экологически приспосабливаемыми. Здесь интересным направлением является применение концепции природного метаболизма к архитектуре. Природный метаболизм (обмен веществ) как основная особенность живых организмов может быть эффективно использован в экологичной архитектуре и в строительстве. Он направлен на сокращение материальных затрат и минимизацию использования сырьевых ресурсов и энергии. Фундаментальным законом в процессе проектирования для архитектора- эколога становится минимизация необходимых материальных ресурсов и затрат и сокращение воздействии здания. Подражание естественным метаболическим циклам означает использование строительных материалов, которые легко перерабатываются и усваиваются средой или перемещаются в другое здание, или используются по другому назначению. Согласно энергетическому принципу естественного метаболизма нужно адаптировать здание к региональному климату так, чтобы оно использовало минимум энергии в течение эксплуатационной стадии. Нужно минимизировать использование высококачественных ресурсов, таких как питьевая вода, в течение срока эксплуатации здания.

Единство функции и формы - объективная основа гармонии

Понятие гармонии сложилось в античное время как характеристика определенного, упорядоченного состояния мироздания, окружающей человека живой природы.

Смена времен года, дня и ночи, определенные периоды цветения растений, цикличность роста и развития живых организмов, их умирание и возрождение привели к таким понятиям, как ритмы, симметрия -- асимметрия, пропорции, тектоника и др., ставшие в процессе развития искусств, архитектуры основными средствами гармонизации форм как выражения единства объективно-субъективных законов художественного творчества. В сфере интересов архитектурной бионики находится и этот аспект изучения живой природы с архитектурными целями.

Объективной основой гармонии в живой природе и архитектуре является взаимодействие функции и формы. Проблема функции и формы в утилитарном плане в архитектуре заключается в том, чтобы найти такое соответствие формы (технических средств формообразования), которое бы наиболее полно обеспечивало функционирование архитектурного объекта, т.е. удовлетворение определенных социальных потребностей человека.

Здесь могут быть различные качественные уровни обеспечения функционирования.

В диапазоне качества функционирования архитектурного объекта возможны различные варианты взаимодействия функции и формы, возникающие в связи с адаптацией архитектуры к разнообразным условиям формирования ее объектов.

В известные архитектурно-исторические эпохи на проблему соотношения функции и формы складывались свои взгляды, выразившиеся в концепциях "функционализма" и "формализма".

Мы не задаемся целью решить все научные вопросы, касающиеся взаимосвязи функции и формы в архитектуре, однако изучение аналогичных отношений в живой природе, думается, поможет пополнить наши познания об этой сложной системе.

Живая природа открывает нам законы гармонии взаимосвязи функции и формы. Их конкретные образы могут и не совпадать с архитектурными, хотя есть прецеденты и обратного (например, постройки человека и животных). Вместе с тем известно, что любой принцип или закон может проявляться в разнообразных конкретных видах, что дает основание пользоваться законами, общими для архитектуры и живой природы.

Проблема гармоничного взаимодействия функции и формы приводит нас к широко сейчас изучаемому понятию системности и целостности.

Обратимся к существу понятия функции и формы и к их трактованию в архитектуре и живой природе.

Как известно, в жизни не может быть функции без формы, а формы без функции. Однако существуют и относительно самостоятельные закономерности развития и функции, и формы, на стыке которых возникают противоречия, заставляющие искать пути их разрешения и на уровне творческого процесса архитектора, и на уровне строительной технологии.

В философии и архитектуре рассматривается взаимосвязь "содержания" и "формы". Мы затронем этот вопрос лишь в той мере, в какой это необходимо, чтобы перейти к понятию функции, родственной, но не тождественной содержанию.

Так, понятие функции приближает нас к пониманию объективных законов движения, развития, функционирования, без чего невозможно говорить о целостности и гармонии, в то время как понятие содержания более статично и необязательно включает в себя формулировку развития, движения и цели. Функция же подразумевает также и цель -- целесообразность действия. Соотношение же ее с формой вскрывает и процесс ее матереализации, т. е. фактически технологию создания материальной формы -- создания продукта, который, по выражению К. Маркса: "... есть потребительная стоимость, вещество природы, приспособление к человеческим потребностям посредством изменения формы " .

Исследование взаимосвязи функции и формы -- это в итоге рассмотрение деятельности и ее физического результата. Однако в этой связи понятие формы может быть представлено в трех видах: собственно форма, структура и пространство. Такое подразделение понятия формы важно и с точки зрения строительной технологии, поскольку характеризует различные уровни использования ее средств.

Форма, структура, пространство являются однопорядковыми категориями, выражающими (в совокупности со временем) способ существования материи, включающей также зависимость геометрических характеристик материальной формы, структуры и пространства от физических свойств материи. Однако между ними есть и различия. Если понятие пространства как бы поглощает понятие формы и структуры в отношении придания ему смысла -- способа существования материи, то форма, индивидуализируя понятие пространства, трактуется как внешний вид содержания, очертание предмета, а структура -- как внутренняя форма. В архитектуре (как в живой природе) эти понятия конкретизируются и связываются с материальным воплощением их в жизнь. И здесь разделение понятия формы, структуры, пространства начинает приобретать не только понятийный, но и реальный смысл, который дает возможность применить в определенных пределах различные трактовки формы, структуры, пространства. Вместе с тем в жизни все это сливается в одно нераздельное целое.

Рассматривая материальные выражения функционирования, мы оперируем взаимосвязью функции с формой, которая представляет здесь и структуру, и пространство. Вместе с тем, по мере надобности, осуществляется переход от функции непосредственно к структуре и пространству. Понятие формы в архитектуре остается все же обобщающим символом выражения законченности того или иного процесса, или его этапа, средством приведения множества (элементов архитектуры) к целому. В этом контексте структура выступает как процесс на пути становления формы, а пространство -- как множество связанных между собой форм. Форма оказывается как бы средним звеном между структурой и пространством. Однако весь процесс синтезирования отдельных элементов архитектуры принято называть в теории архитектуры формообразованием. С целью сокращения мы будем пользоваться для обозначения этих связей обобщенным символом МФСП (материальная форма -- структура -- пространство).

Чтобы придти к реальному процессу гармонизации, интересно проследить различие в эффекте результативности функции и формы.

Функция изменяется по иерархическому закону, отчасти к целому, к постепенному формированию присущего им (архитектуре, живой природе и т. д.) основного назначения, поведения и т. д.

Поэтому функция, по словам советского философа и биолога М.И. Сетрова, может быть охарактеризована как "отношение части к целому, при котором само существование или какой-либо вид проявления части обеспечивает существование или какую-либо определенную форму проявления целого", и, добавим, без целого элементарные функции не могут проявляться как функции объема.

Если говорится о функции жилой комнаты, то имеется в виду и функция квартиры. Функция последней понимается лишь в связи с жилым домом, дом -- с микрорайоном, последний - с жилым районом, а жилой район -- с городом. Без функции жилой ячейки не может иметь место существование никакой другой выше ее стоящей по иерархической лестнице функционирующей системы (так же, как без функции живой клетки теперь уж, на современном уровне эволюции, нельзя говорить о функции организма. Одноклеточные же организмы тоже не существуют самостоятельно, а входят в популяции и т. д.). Функция архитектуры как общественного явления наиболее ярко проявляется на уровне жилого района, города, расселения.

Форма (МФСП) же, наоборот, если ее абстрагировать от функции, в своем развитии подчиняется закону сложения (вычитания), поскольку МФСП может существовать по частям, может делиться, дробиться и каждая часть осуществлять свою функцию независимо от другой: рост здания в процессе строительства, рост организма, образование пород земли.

Органическая архитектура - не только течение архитектурной мысли, но и настоящая философия, в основе которой лежит идея о гармонии человека с окружающим миром.

Органическая архитектура зародилась в 1890-е гг. в противоположность функционализму. Первое упоминание о ней принадлежит Луису Салливену, однако сделать данный стиль популярным суждено было его последователю Фрэнку Ллойду Райту, который в 1920-е - 1950-е гг. сформулировал основные постулаты органической архитектуры.

За все время ее существования первоначальная идея о неразрывности с природой и ландшафтом эволюционировала, культивируя свои новые вариации (бионическая, экологическая архитектура) .


Портрет Фрэнка Райта

Современный всплеск интереса к органической архитектуре обусловлен стремлением человека вновь стать частью окружающего мира. Он устал от суеты, пресыщен видами однотипных многоэтажек и бесконечных дорог. Поэтому все больше архитекторов работают в данном стиле, поддерживая тенденцию «eco-friendly». Так каковы же основные признаки современной органической архитектуры?

Максимальная интеграция в окружающий ландшафт

Данный вид архитектуры характеризуется созданием зданий, органично вписанных в природный ландшафт. Их форма должна каждый раз вытекать из специфического назначения и тех уникальных условий среды, в которых они возводятся. Здесь отсутствует традиция нарочитого выделения постройки из окружающего ландшафта.

Дом представляется как естественное продолжение пейзажа, что достигается двумя путями: биоморфизмом (имитацией природных форм) и и нтеграцией непосредственно в объект. Каноническим для органической архитектуры является «Дом над водопадом» Ф.Л. Райта, построенный в 1936-1939 годах.


Дом над водопадом

The High Desert House, США

Идея создания уникального дома в пустыне Калифорнии появилась в 1986 году у пары художников, Джея и Бев Дулиттл. К реализации проекта приступил архитектор Кендрик Бангс Келлог , и теперь The High Desert House является впечатляющим примером биоморфизма - имитации природных форм как внутри постройки, так и снаружи.


The High Desert House

Дом у скалы, Норвегия

Подобно «Дому над водопадом», дом норвежских архитекторов Lund Hagem встроен непосредственно в природный объект - скалу, которая заменяет одну из стен. «Проект заключается в использования естественного защищенного района, окруженного большими скалами и густой растительностью», - заявили архитекторы.


Дом студии Lund Hagem

Использование природных материалов

Если первоначально органическая архитектура предполагала использование только одного вида материала (камень или дерево), то сейчас чаще наблюдается сочетание лёгких конструкций и тяжелых, массивных объектов из фактурных необработанных материалов. Таким образом, пропадает необходимость в дополнительном декоре интерьера.

Dayang Sanghoi, Южная Корея

Архитекторы из южнокорейского агентства TUNEplanning воспользовалось горной поверхностью региона Пхёнчхан в Сеуле, чтобы построить безопасное убежище от шумной атмосферы города. Здание принадлежит частной компании, разместившей на его территории офис, центр обучения, студию, ресторан и кафе.

В постройке и оформлении Dayang Sanghoi использовалось два природных материала: камень и сосна. Пространство было спроектировано таким образом, чтобы горная порода сразу бросалась в глаза посетителям, она обеспечивает фон для бара. Даже мебель здесь установлена беспорядочно, будто расставлена природой и без какого-либо плана.


Dayang Sanghoi

Отель Amangiri, США

В статье Losko писал об отеле, расположившемся среди пустынных скал. Отель не только отлично интегрирован в окружающую среду, но и построен из натуральных материалов, песчаный цвет которых продолжает аскетичный образ пустыни.


Отель Amangiri

Обилие естественного света

Свет формирует пространство и служит мощным средством воздействия на эмоции. Поэтому Ф.Л. Райт одним из первых ввел в архитектуру ленточное, потолочное остекленение и панорамные окна, казавшиеся тогда эксцентричным новшеством, и столь привычные для нас сейчас.

Стекло используется не только для окон, но и для зонирования интерьера. Естественный свет посредством обильного остекленения жилого пространства создает присущую для органической архитектуры атмосферу свободы и отсутствия границ.

The paradise-like house, Китай

Все детство владельца этого дома прошло рядом с природой. Пожив в городе, он устал от шума и суеты и попросил дизайнера Сюй Фу-Мина создать для него собственный райский уголок, способный вернуть его к природе. Однако дизайнер не ограничился натуральными материалами и окнами во всю высоту здания с видом на сад. Чтобы создать эффект особого умиротворения и безопасности, Сюй Фу-Мин пристроил окна спальни к массивным камням.


The paradise-like house

Hidden Pavilion, Испания

Полностью застекленные стены Hidden Pavilion гарантируют, что владельцы этой резиденции, созданной архитекторами Penelas Architects , смогут насладиться наилучшими видами живописного леса за пределами Мадрида. Он полностью оправдывает свое название, поскольку спрятан среди лесных массивов.

Для обильного естественного освещения внутри дома почти все поверхности либо стеклянные, либо отражающие, что позволяет дневному свету задержаться в Hidden Pavilion подольше.


Hidden Pavilion

Размытие границ между интерьером и окружающей природой

Одним из главных и отличительных признаков проектирования современного жилища в органическом стиле является перетекание пространств. Гармония между внутренним и внешним пространством (интерьера с окружающей средой) достигается чаще всего через остекление.

Органическая архитектура определяется климатическими особенностями, поэтому современные архитекторы находят нужным не только стереть грань между домом и ландшафтом, но и оригинально использовать естественную природную среду в продолжение интерьера. И вот несколько примеров в доказательство.

Отель Valentinerhof, Италия

Уникальность этого отеля состоит в почти полном отсутствии визуальных границ между внутренним пространством бассейна и окружающими видами Альп. Архитекторы из бюро noa* добились эффекта бесконечного водоема в небесах с помощью панорамного остекления и ступенчатых бассейнов.


Отель Valentinerhof

The Sirdalen House, Норвегия

Архитекторы из Filter Arkitekter создали современный дом, органично дополняющий заснеженные просторы горнолыжного курорта. В случае, когда погода не позволяет застеклить все поверхности, единственный выход в органическом стиле - создание эффекта перетекания пространства, чтобы внешняя стихия служила естественным продолжением интерьера и наоборот.


The Sirdalen House

Элементы живой природы в интерьере

Для того, чтобы окончательно гармонизировать человека с природой, современные архитекторы прибегают к масштабному озеленению жилой площади. Живая растительность здесь используется в сочетании с минималистичным интерьером. Чем сильнее растительность совпадает с местной, тем органичнее смотрится вся постройка.

MM House, Мексика

Прекрасным примером может стать MM House в Мехико от Nicolas Schuybroek Architects в сотрудничестве с Марком Мерксом. Чистые линии и ультра-минималистическая палитра интерьера украшена богатыми «зелеными карманами» местных растений. Все это в совокупности производит успокаивающий эффект на настроение человека.


MM House

Magic Breeze, Индия

Архитектурная студия Penda недавно предложила экологический проект озелененных небоскребов в Индии, каждая квартира в которых будет обладать частным садом. Проект, полный жизненных сил, в лучших традициях органической архитектуры преобразит эстетику городского горизонта.


Magic Breeze

Алвар Аалто - наиболее влиятельный представитель органической архитектуры в Европе. Больше о нём вы сможете прочесть в нашей статье « ».

Связь архитектуры с природой

Очевидно, что сущности человека и природы существуют неразрывно, как бы человек не стремился к прогрессу, в конечном итоге он возвращается к природным истокам. Природа является первым началом, из которого на протяжении всего существования человечество продолжает черпать вдохновение при архитектурном проектировании. Однако научно-технический прогресс и духовные убеждения накладывают определенный отпечаток на сооружения разных исторических эпох.

Большое количество новых решений, появившихся в результате развития области строительных материалов и конструкций, позволяет человеку создавать жизнь вокруг себя. Особенности местности строительства, климатические условия и культурно-исторические особенности народов влияют на образования форм архитектурных композиций. Несомненно, природный облик накладывает отпечаток на эстетическое воспитание и формирует живые ценности, ведь появляется возможность сохранить природу для будущих поколений.

Природа проявляется в мире в многообразии форм, поэтому окруженный со всех сторон продуктами научно-технического прогресса человек продолжает брать вдохновение у природы и психологически поддается своему стремлению к духовному отдыху. Однако, это не всегда могут позволить нам архитектурные концепции рекреационных зон.

Замечание 1

Со временем трактовка термина архитектура изменилась. Изначально он означал искусство строить здания, на сегодняшний день архитектурой можно назвать отображения возможностей человечества в области технологий строительства.

Рисунок 1. Стеклянный куб Леонардо. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

На сегодняшний день самыми известными специалистами в области «природного» проектирования можно назвать таких архитекторов, как:

  • Грег Линн;
  • Майкл Соркин;
  • Сантьяго Калатрава;
  • Норман Фостер.

Сегодня разрабатывается множество новых конструктивных схем здания, всё чаще фасады украшают стекло и металл, примечательно использование грубых форм в архитектуре не только деловых и общественных точек города, но и в архитектуре рекреационных зон.

Для удовлетворения психологической потребности человека в энергетическом отдыхе важно доминирование природы, поэтому важно быть у нее «в гостях», а не являться её хозяином.

Известные сооружения, иллюстрирующие связь природы и человека

Современные технологии позволяют строить здания-сады, здания с «зелеными стенами». Такие концепции, связывающие строительную архитектуру и природу, сегодня очень популярны. Рассмотрим некоторые из самых ярких примеров таких сочетаний:

  • Концертный зал Аудиторио-де-Тенерифе, Испания. По форме это здание напоминает причудливую рыбу. Крыша отличается характерным изгибом, высота которого изменяется по всей длине здания. Боковые окна Концертного зала напоминают полузакрытые веками глаза. Основной зал имеет 1616 посадочных мест и сцену шириной 16,5 метров. Войти в холл этой оперы можно с двух сторон здания, сооружение снабжено двумя террасами с видом на море;
  • Комплекс сетчатых оранжерей «Эдем», Великобритания. Купола этих сооружений состоят из множества пластиковых шестиугольников, объединяющихся в одну конструкцию. Каркас состоит из металлических труб, образующих многоугольные рамы. По форме этот комплекс сооружений напоминает сетчатые пчелиные соты;
  • Стеклянный куб Леонардо, Германия. Это здание служит местом проведения неофициальных встреч. Здесь можно увидеть взаимодействие внутреннего интерьера и дизайна окружающего ландшафта. Внутренний интерьер сооружения выполнен в белом цвете и коррелирует с архитектурой фасада в плавности форм;
  • Планетарий Эмисферик, Испания. Это сооружение успешно выполняет функции как планетария, так и кинотеатра Imax. Переводится название этого сооружения как «полусфера», именно такую форму имеет здание. Часть полусфера подвижна: при движении открывает находящийся внутри шар. По задумке архитектора это сооружение должно напоминать человеческий глаз, символизирующий наблюдение за огромным окружающим миром;
  • Музей искусств Милуоки, США. При первом же взгляде на это сооружения появляются ассоциации с белой птицей. В галереях музея насчитывается более 30000 произведений искусства;
  • Комплекс подземных домов Питера Ветча, Швейцария. Здесь за основу взята концепция земли, как теплоизоляционного материала, эффективно защищающего от дождя и потери тепла. Эти сооружения представляют собой классические дерновые дома с зеленой крышей, имеющие округлую «природную» форму и характеризующиеся отсутствием повторяющихся элементов. Архитекторы таких проектов стремятся максимально использовать природный ландшафт местности, превратив фундаментальные строительные решения в сказочные.

Наряду с конкретными сооружениями можно выделить и целые направления в архитектуре, стремящиеся усилить взаимодействие человека с природой. Например, в скандинавских странах большое распространения получили травяные крыши. Норвежскими учеными было доказано, что такое покрытие обладает не только хорошими тепло- и звукоизоляционными свойствами, но и является экологичным и экономически выгодным. В Германии также становится популярным украшение крыш композициями из цветов, это позволяет человеку почувствовать гармонию с природой, а также подчеркнуть особую индивидуальность здания.

Рисунок 2. Подземные дома Питера Ветча. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

Основные аспекты «природной» архитектуры

Архитектура является одним из основных элементов, присутствующих в жизни человека, а также несет функцию защиты. Поэтому важно организовать пространство и внешний облик здания во взаимосвязи с экологически благоприятной рекреационной средой. Архитектура объединяет в единый организм созданное человеком и существующую природу. Это можно объяснить тем, что гармония является равновесием противоположных сил, что определяет главным принцип существования природы, ведь равноценность сил – это основа гармонии бытия. Сегодняшняя архитектура воплощает природу руками человека и является наивысшей степенью гармоничного воздействия.