Образ матери в русской поэзии. Образ матери в поэзии С.Есенина

Снежная замять дробится и колется, Сверху озябшая светит луна. Снова я вижу родную околицу, Через метель огонек у окна. Все мы бездомники, много ли нужно нам. То, что далось мне, про то и пою. Вот я опять за родительским ужином, Снова я вижу старушку мою. Смотрит, а очи слезятся, слезятся, Тихо, безмолвно, как будто без мук. Хочет за чайную чашку взяться - Чайная чашка скользит из рук.

Милая, добрая, старая, нежная, С думами грустными ты не дружись, Слушай, под эту гармонику снежную Я расскажу про свою тебе жизнь. Много я видел и много я странствовал, Много любил я и много страдал, И оттого хулиганил и пьянствовал, Что лучше тебя никого не видал. Вот и опять у лежанки я греюсь, Сбросил ботинки, пиджак свой раздел. Снова я ожил и снова надеюсь Так же, как в детстве, на лучший удел. А за окном под метельные всхлипы, В диком и шумном метельном чаду, Кажется мне - осыпаются липы, Белые липы в нашем саду.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Стихи о матери Новое и живое восприятие Родины обострило у Есенина ощущение родного дома, обогатила тему матери, к которой поэт обращался ранее, но которая теперь начинает объединяться и сливаться с темой Отчизны. Продолжая некрасовские традиции, поэт XX века вкладывает в «великое святое слово мать» ёмкое и трепетное содержание. Именно теперь, в 1923-1925годах, он создаёт особенно много стихотворений, посвящённых матери и вообще и Татьяне Фёдоровне Есениной в частности.

3 слайд

Описание слайда:

Татьяна Федоровна Есенина Она не самая известная российская Татьяна, но мать одного из самых знаменитых поэтов с мировым именем. Это о ней, о Татьяне Федоровне Есениной, сын Сергей писал "старушка в старомодном шушуне". Татьяна Федоровна родилась в 1875 году, в 16 лет по решению родителей вышла замуж, родила девятерых детей. Татьяна в переводе с греческого «устроительница» - в своей семье она всегда пыталась создать уют…

4 слайд

Описание слайда:

Появление и развитие женского и материнского начала в лирике поэта, которое, проходя через все его творчество красной нитью, оказывается его единственной опорой и поддержкой. Образ матери в женщине-осени.

5 слайд

Описание слайда:

«Письмо матери» Стихотворение С. Есенина "Письмо матери" было написано в 1924 году, то есть в конце жизни автора. Последний период творчества является наивысшей точкой его мастерства. Поэзия, относящаяся к этому времени, как бы подводит итог всех его мыслей, высказанных ранее. Она стала также просто констатацией того, что старое ушло безвозвратно, а новое непонятно и совсем не похоже на то, что представлял себе поэт в дни Октября 1917 года. Это стихотворение посвящено не столько конкретному человеку, сколько собирательному образу матери или даже матери – Родине.

6 слайд

Описание слайда:

Стихотворение носит исповедальный, покаянный характер. Его лирический герой мучается собственными противоречиями: в нём есть и нежность, и «мятежная тоска». Он пережил ранние утраты и усталость. Однако звучит в стихотворении и надежда лирического героя на своё духовное обновление, на излечение от душевных ран материнской любовью: «Ты одна мне помощь и отрада» «Письмо матери»

7 слайд

Описание слайда:

Стихотворение С. Есенина «Письмо матери» имеет кольцевую композицию («Что ты часто ходишь на дорогу/ В старомодном ветхом шушуне» - «Не ходи так часто на дорогу/ В старомодном ветхом шушуне». Соответственно, практически полное повторение фразы и в конце, и в начале). Она придаёт ему логическую завершённость мысли и усиливает смысловые акценты. «Письмо матери»

8 слайд

Описание слайда:

В стихотворении есть завязка - первые две строфы, в которых рассказывается как бы предыстория событий. Третья строфа - «развитие действия по восходящей». Там уже появляются более резкие эмоции, придаётся трагизм ситуации. Четвёртая строфа – кульминация. «Не такой уж горький я пропойца,/ Чтоб, тебя не видя, умереть» - здесь, мы узнаём истинные чувства лирического героя к матери. Далее идёт «развитие действия по нисходящей» - с пятой по восьмую строфы. Там уже более подробно раскрываются его нежные чувства и рассказывается ряд воспоминаний из прошлого. Последняя строфа, завязка, как бы подводит итог, всему вышесказанному. Лирический герой пытается успокоить и обнадёжить мать. «Письмо матери» композиция

9 слайд

Описание слайда:

Основные образы стихотворения – это, конечно, лирический герой и его мать. Однако, как я уже говорила, образ матери – это всего как образ России в целом. Также мне хочется отметить, например, образ сада («Я вернусь, когда раскинет ветки/ По-весеннему наш белый сад») - символ весны и детства поэта. Также важен образ дороги («Что ты часто ходишь на дорогу») - это символ жизненного пути поэта. «Письмо матери» основные образы

10 слайд

Описание слайда:

риторический вопрос («Ты жива ещё, моя старушка?»), с которого начинается «Письмо матери» это то, что этот вопрос не требует ответа, становится понятно из контекста стихотворения (например, далее лирический герой говорит: «Жив и я». То есть он, уже знает ответ). Нужен он для того, чтобы подчеркнуть важность следующих за ним предложений: «Жив и я. Привет тебе, привет!/ Пусть струится над твоей избушкой/ тот вечерний несказанный свет» - то есть наилучших пожелания матери. «Письмо матери» выразительные средства

11 слайд

Описание слайда:

эпитеты: «тоски мятежной», «тягостная бредь», «вечерний несказанный свет» и т. д. Автор намеренно вводит в своё стихотворение просторечные слова вроде «старушка», «избушка», «шибко». Это помогает нам проникнуться атмосферой истинно русской деревни, атмосферой некого уюта и самобытности. «Письмо матери» выразительные средства

12 слайд

Описание слайда:

анафоры ("не буди...", "не волнуй...", "не сбылось...", "не учи...", "не надо...", "не грусти...", "не ходи..."). «Письмо матери» выразительные средства Она, прежде всего, указывает на печаль, которая есть в душе лирического героя, на его разочарование в жизни и истинную заботу и тоску по матери.

13 слайд

Описание слайда:

идея стихотворения «Письмо матери» заключается, прежде всего, в том, чтобы показать русским людям, что нужно любить, всегда помнить о своей Родине и настроить на патриотический лад. Действительно, на первый взгляд может показаться, что все чувства героя обращены именно к конкретному человеку, и отчасти это может быть действительно так, но и доказательств того, что «мать» здесь не собирательный образ Родины, нет. Идея

14 слайд

Описание слайда:

Каждая строка письма проникнута сыновней любовью, заботой: «Пишут мне, что ты, тая тревогу, загрустила шибко обо мне». Сын понимает, как тяжело даются матери эти горькие периоды разлуки, переживаний. Он пытается убедить, что, несмотря на слухи, его сердце по-прежнему остается чистым, а цель жизненного пути видится ему ясно. И пусть попусту не тревожится мать, которой синий мрак рисует картины одна другой страшнее. Взрослый мужчина в душе остался таким же нежным мальчиком, а не горьким пропойцей, способным умереть, не простившись с матерью. Мы видим, что лирического героя тяготит его нынешнее положение, разлука с милым домом, матерью, отцом. Находясь далеко от родного гнезда, он изнывает от мятежной тоски и мечтает поскорее вернуться в низенький, но очень уютный дом. Он живет воспоминаниями о недавнем счастье, о белом по-весеннему саде и ласке той, которая подарила ему жизнь. Лирический герой

15 слайд

Описание слайда:

Но вместе с тем в стихотворении ясно ощутима грустная, печальная нота. Это чувство связано, в частности, с раздумьями о прошедшей жизни, о пережитом, о долге поэта. Всего себя поэт отдает людям. Всю свою жизнь, весь свой дар приносит служению им. Но возврата к прошлому нет, так как в душе поэта, лирического героя, уже давно созрело осознание своего призвания. И, быть может, на раннем этапе служение поэтическому творчеству воспринималось им в радужном свете, вызывало мечты, которым не дано было осуществиться. ему и сейчас Философские раздумья

Бурыгина О. А.,

учитель русского языка и литературы

МБОУ Сандовская СОШ

Урок литературы в 11 классе

«Образ матери в лирике Сергея Есенина» (2 часа).

Мастерская ценностных ориентаций и творческого письма.

Комментарий

Образ матери – один из самых традиционных в русской литературе. Вспомним многие народные песни, поэзию Некрасова, Блока, Клюева, Рубцова, произведения Л. Толстого, Достоевского, Горького, Шолохова, Платонова.

С. Есенин создал один из самых емких, выразительных образов матери. Хотелось бы, чтобы дана тема «ожила» и стала личностно значимой для школьников.

Семья очень важна для человека. Дети часто не ценят, не стараются понять собственных родителей, теряется связь поколений. Поэтому необходимо побудить школьников задуматься о взаимоотношениях с родителями, содействовать нравственно-этической ориентации обучающихся, обеспечивающей личностный моральный выбор, осознанию ценности родных и близких.

Углублению знаний творчества С. А. Есенина, воспитанию любви и уважения к своим родным и близким, формированию эмпатии, этических чувств, ценностных ориентиров, самопознанию, а также развитию творческих способностей обучающихся способствует технология мастерской.

Педагогическая мастерская как явление педагогической технологии мастерских признана одним из современных способов ведения урока, общения учащихся и педагога…Педагогическая мастерская любого жанра (построения знаний, творческого письма, ценностных ориентаций или смешанного типа) всегда стимулирует творчество учащихся, делает их активными участниками процесса обучения.

На протяжении мастерской, как обычно, предполагается конспективное ведение записей. Творческое письмо («реконструкция») состоится только при наличии «материала» - слов, предложений, образцов, которые появятся в результате творческого анализа («деконструкции»).

С мастерской гораздо чаще, чем с урока, дополнительно к общему знанию каждый уносит что-то свое: чувство, вопросы, раздумья…в мастерской вырабатывается собственный духовный опыт.

Главный секрет мастерских – путь к произведению через себя: школьники должны включиться в работу, если тема их заинтересует лично.

В мастерской создаются условия для размышления, для выражения своих мыслей и чувств, жизненного опыта.

ХОД МАСТЕРСКОЙ

    Подберите ассоциации к слову «мать», слова близкие по звучанию, по смыслу. Обучающиеся называют, учитель записывает на доске (каждый ученик называет ассоциации, даже если они повторяются), школьники дополняют свои записи понравившимися словами.

Примеры ассоциаций:

Мать – тепло, доброта, нежность, уют, забота, любовь, счастье, родная, любимая, благодарность, женственность, свет, родина, радость, дом, терпение, труд, понимание.

    Как бы вы определили, теплые или холодные ассоциации? Почему?

Если обучающиеся не назвали, мастер дополняет ассоциации словом «Родина».

    Как вы думаете, почему я дополнила ассоциативный ряд этим словом? (высказывания школьников)

    Прослушивание аудиозаписи песни на стихи С. Есенина «Письмо матери».

    Какие чувства у вас возникли? Запишите в тетрадь. Прочитайте свои записи (в группах).

    Заслушиваются выступления от групп.

Из высказываний учеников:

Возникают чувства горечи, грусти, тоски, душевный трепет. Испытываешь сочувствие лирическому герою, потому что он одинок. Ощущаешь нежность и любовь лирического героя к родному дому и матери.

    Известна ли вам эта песня? Есть ли у не автор? (если обучающиеся называют песню народной, учитель, сообщив автора, указывает, что к вопросу «Почему эта песня считается народной?» вернемся, и определяет тему урока; если обучающиеся сразу указывают автора, то учитель просит сформулировать тему урока).

    Запись темы урока «Образ матери в лирике С. Есенина» (учитель в начале урока просит оставить место для записи темы и названия урока).

    Прослушивание фрагмента из книги С. Кошечкина «Весенней гулкой ранью».

«Как сейчас помню старый обшарпанный вагон, в который я с трудом протиснулся на станции Жлобин… Вагон был полон. И наверху и внизу устраивались почти одни женщины… Война только закончилась, и они, судя по всему, добирались до родных мест, незабытых очагов… Минуту спустя вагон наполнился озорным перебором сиповатой тальянки, и я понял: пришел бродячий гармонист, каких в те годы немало ездило по нашим железным дорогам и собирало подаяния. Вагон притих и стал слушать… Я взглянул на своих уже немолодых соседок, молчаливо смотрящих в мутное окно, и почувствовал, что их думы далеко-далеко… Пошла вторая песня, а когда всплеснулась третья – «Синий платочек», - лица женщин словно осветились внутренним светом, помолодели…

Потом было есенинское «Письмо к матери». Первую строку певец выдохнул медленно и бережно, как будто боялся неосторожным движением расплескать, заключенные в ней тепло и нежность.

В вагоне сразу стало тише, а на тех, кто еще продолжал говорить, зашикали. Слова «Тот вечерний несказанный свет» уже прозвучали в тишине, если не считать безалаберного стука колес на стыках рельс…

«Письмо к матери» я знал наизусть, не раз слышал, как его пели солдаты, но и меня полоснули по сердцу это неизбывно ласковое «моя старушка», доверительно простодушное «жив и я», до смерти любимое «низенький наш дом». А что уж напоминать о «несказанном свете», который даже и представить невозможно, ибо о нем сказано, как о чем-то чудесном, недосягаемо таинственном, завораживающем…

У ближней ко мне соседки глаза стали влажными. Расчувствовались и сидящие за ней женщины. Они плакали как бы про себя, безмолвно и затаенно плакали сердцем, а это, знаю, самые горькие, мучительные слезы. Песня разбередила их еще не зажившие раны, проникла в самые заветные уголки души, всколыхнула там на всю жизнь запавшую любовь к тем, кто достался в муках и радостях.

Песня говорила: не переживай, успокойся; каждый, кого нет, вернется, и все станет по-прежнему: отчий дом, белый весенний сад, тихое утро… Да и не может быть иначе, если есть на свете ты – помощь и отрада…

Последняя нота растаяла, мои соседки, вытерев кончиками платков глаза, закивали друг дружке: вот, дескать, песня так песня…»

    Почему такое впечатление произвела песня на стихи Есенина? Почему она стала народной? (каждый учащийся записывает свой ответ, обмен мнениями в группе, представление ответа от группы).

Из высказываний учеников:

    Есенин писал стихи сердцем. Мать – любимый, дорогой, близкий человек. Каждое слово стихотворения проникнуто нежностью и добротой. Наверное, все любящие маму люди думают так, но не все имеют дар так ярко это выразить словами.

    Ярко передается материнская любовь, которая сопровождает нас от рождения до смерти и передается из поколения в поколение. Мама – самый близкий, любимый человек на всем белом свете.

    Слушая песню каждый вспоминает свою маму, свое детство. Становится жаль, что не вернуть детские годы.

    Песня душевная, мелодичная, грустная, навевает воспоминания.

    Поэт создал образ-символ, истоки которого в русской национальной традиции. Мать становится символом детства, родного дома, очага, родной земли, Родины. И поэтому она делается похожей на всех матерей Русской земли, терпеливо ожидающих возвращения своих сыновей (детей) и горюющих об их бедах и неудачах.

    Песня очень близка каждому человеку. В самые трудные минуты своей жизни мы, как и поэт, обращаемся к матери, как к верному другу. Мать для Есенина – воплощение нравственной чистоты.

С. А. Есенин создал национальное произведение. В нем глубокие народные корни. В русском сознании образу матери всегда отводилось особое место: она и подательница жизни, и кормилица, и печальница за невзгоды детей, она и олицетворение родной земли, она и «мати зеленая дубравушка», и «Волга-матушка», и «Родина-мать», и «мать – сыра земля» - последний приют и прибежище каждого человека.

    Выпишите из стихотворения «Письмо матери» слова, которые затронули вашу душу, сердце, на ваш взгляд, наиболее важные, выразительные. Распределите их в два столбика: теплые слова и холодные слова (индивидуальная работа).

    Продолжите работу, прослушав ряд стихотворений С. Есенина (читают заранее подготовленные ученики «Разбуди меня завтра рано…», «Я покинул родимый дом…», Ты запой мне ту песню, что прежде…», «Снежная замять дробится и колется…», «Письмо от матери», «Ответ»), посвященных матери.

Из записей учеников:

Теплые слова: мать, свет, привет, старушка, успокойся, нежный, дом, помощь, отрада, терпеливая, гость, воспою, родная околица, огонек, милая, добрая, любил, греюсь, ожил, надеюсь, приезжай, голубчик, внучонка, любимый сын, счастливый, надежды, родимый, теплит, память, весна.

Холодные слова: тревога, загрустила, драка, нож, горький, тоска, усталость, утрата, озябшая, бездомники, очи слезятся, безмолвно, думы грустные, страдал, хулиганил, пьянствовал, всхлипы, дикий, шумный, угрюмом, недостатки, страх, растерял, кабацкий омут, больней, горше, тьма, усталость, жуть, грусть, зима, метель, гроб, сволочь, вьюга, гибель.

    Каких слов больше: «теплых» или «холодных»? Почему? Какое чувство оставляют эти стихотворения? Какое из них самое светлое? Самое горькое? Какое настроение пронизывает все эти произведения? В каких строках оно выражается наиболее остро? (обсуждение в группе, затем в классе)

Из высказываний учеников:

Образ матери пронзительно-волнующий, именно ей поэт доверяет свои мечты и надежды.

Образ матери, созданный С. Есениным, вырос в обобщенный образ русской женщины. Семья очень много значила для поэта. Именно поэтому чувства к самым родным людям в поэзии Есенина переплетаются с чувствами к родному дому, родине, природе.

«Письмо от матери» - самое грустное, пронизано печальным ожиданием давно не виденного сына.

«Ответ» - самое горькое, в нем звучит мотив одиночества и разочарования.

«Письмо матери» - самое светлое, так как тоска сына по матери и родному дому переплетается в нем с надеждой на возвращение.

Все стихи полны ощущения разобщенности с миром, страданием, чувством одиночества.

Надрыв, боль, неустроенность, болезнь, крушение надежд… Где же опора и пристанище в этом перевернутом с ног на голову мире, если даже поэзия не спасает от тоски? Такой опорой становится мать, та, что не изменит ни в бури, войны, перевороты.

    Используя выписанные слова и наиболее важные, на ваш взгляд, строчки стихотворений, напишите синквейн «Мать» (индивидуальная работа, затем представление классу; можно выдать листы А4, на которых обучающиеся напишут крупно синквейн, после его прочтения, листы вывешиваются на доску)

Примеры текстов

Мать

Терпеливая, дорогая

Разбудит, встретит, молится

«Засвети в нашей горнице свет»

Опора

***

Мать

Родная, старомодная

Живет, грустит, не забудет

«Не буди того, что отмечталось,

Не волнуй того, что не сбылось»

Свет

***

Мать

Стара, плоха

Пишет, живет, качала б

«… на душе с того больней и горше»

Грусть

***

Мать

Милая, нежная

Слушает, смотрит, любит

«С думами грустными ты не дружись»

Старушка

    Как бы вы назвали наш урок? Составьте название из слов, которые выписали ранее (либо индивидуально каждый предлагает название после обдумывания, либо вариант от группы)

Примеры названий:

Свет родной любви

Свет матери

Воспою милую, нежную, добрую

Свет души

Огонек души

Огонек памяти

Теплит память о матери

Душевная отрада

Матери трепет душевный

«Старушка милая…»

«О моя терпеливая мать!»

«Я нежно чувствую твою любовь и память…»

«Милая, добрая, старая, нежная…»

«… лучше тебя никого не видал…»

«Воспою я тебя»

«Ты одна мне помощь и отрада, ты одна мне несказанный свет…»

    «Ты жива еще, моя старушка?» - написал поэт в 1924 году. Взгляните на фотографию 1925 года, где у самовара сидят мать и сын, Татьяна Федоровна и Сергей. Разве похожа Татьяна Федоровна на старушку? Перед нами пока еще крепкая пожилая женщина-крестьянка пятидесяти лет, ни дряхлости, ни морщин на ее лице. После этой встречи с Сергеем она прожила еще долгих 30 лет, полных борьбы за жизнь, за реабилитацию имени сына. Почему же в стихах Есенина она предстает перед нами одряхлевшей старушкой? (индивидуальное сообщение заранее подготовленного ученика о детских годах поэта, отражении фактов биографии в стихотворениях, о динамике образа матери).

Материалы к занятию (по статье Соловей Т. Г. «Ты одна мне помощь и отрада, ты одна мне несказанный свет…» Образ матери в лирике С. Есенина)

Корни этого преображения надо искать в судьбе поэта. В детстве отношения матери и сына не сложились, потому что в силу семейных обстоятельств воспитывала его бабушка – мать Татьяны Федоровны, которая вынуждена была оставить ребенка на попечение деда с бабкой, чтобы самой зарабатывать деньги на жизнь себе и ребенку – с родителями мужа да и с ним самим она не ужилась. Бабушка была кроткой и набожной. В «Автобиографии» 1924 года Есенин пишет: «Первые мои воспоминания относятся к тому времени, когда мне было три-четыре года. Помню лес, большая канавистая дорога. Бабушка идет в Радовецкий монастырь, который от нас верстах в сорока. Я, ухватившись за ее палку, еле волочу от усталости ноги, а бабушка все приговаривает: «Иди, иди, ягодка, Бог счастье даст».

В памяти поэта сохранились и странники, собиравшиеся в доме и певшие духовные стихи, и бабушкины сказки. Бабушка Наталья любила своего золотоголового внука, расчесывала кудри деревянным гребешком, но рос ребенок не такой, как все, «не от мира сего», без матери и пока неосознанно тосковал по материнской любви. Сестра поэта Екатерина вспоминала: «Мать пять лет не жила с нашим отцом, и Сергей все это время был на воспитании у дедушки и бабушки Наталья Евтеевны. Сергей, не видя матери и отца, привык считать себя сиротою, а подчас ему было обидней и больней, чем настоящему сироте».

Когда через несколько лет семья вновь объединилась, будущий поэт долго не мог привыкнуть к новому дому, к матери и часто возвращался к любимой бабушке. Отношения с матерью складывались непросто. Поэтому, когда поэт покинул «родимый дом», сначала он вспоминал о ней довольно редко (чаще о деде и бабушке) – и только как о подательницы жизни. В этом смысле в юношеской лирике его примечательно одно стихотворение 1912 года «Матушка в Купальницу по лесу ходила…»

Образ матери здесь романтизирован, полусказочен, абсолютно лишен каких-либо зрительно-осязаемых черт. Она выступает как часть Природы, окутана ее тайной:

Матушка в Купальницу по лесу ходила,

Босая, с подтыками, по росе бродила.

Травы ворожбиные ноги ей кололи,

Плакала родимая в купырях от боли.

А спустя пять лет, в 1917 году, в стихах Есенина возникает уже более реальный образ матери, с которой поэт начинает ощущать не только кровное, но и духовное родство (стихотворение «Разбуди меня завтра рано…»). Именно матери он доверяет свои мечты и надежы на поэтическую славу.

В первый раз Есенин говорит о терпении матери («О моя терпеливая мать!»). В первый раз оценивает ее материнское чувство, в котором любовь соединилась с вечной заботой о сыне, с жалостью и тревогой за него, оценивает не по-детски категорично, а благодарно, сердцем взрослеющего человека.

Затем появляются стихи 1924-1025 годов: «Письмо к матери», «Письмо от матери», «Ответ», «Снежная замять дробится и колется…».

В них мать старенькая, тревога за нелегкую судьбу сына согнула ее, выцветшие глаза слезятся от старости и оттого, что устали без конца всматриваться в проселочную дорогу: не едет ли домой пропавший сын?..

В одном образе сливаются черты матери и любимой бабушки (это она была старенькая, кроткая, богомольная).

Бабушка дала жизнь матери поэта, а она – ему, и связь его с ними обеими естественна и нерушима. Для него неважны похожесть, точность, ибо поэт творит образ-символ, истоки которого в русской национальной традиции. Мать становится символом детства, родного дома, очага, родной земли, Родины…

    Сопоставьте образ есенинской матери с образами матерей, созданными художниками А. и С. Ткачевыми. Вглядитесь в них и скажите, что роднит их с есенинским образом (обсуждение в группах, потом в классе)

Из ответов учеников:

    Сходство живописных портретов с портретом поэтическим: это и тревога, и боль, и ожидание, и тоска, читающиеся в каждом лице, и глубокие морщины на них, и скорбные складки в углах рта, и по-старчески светлые глаза, это и натруженные крестьянские руки.

    Кажется, что старушки, изображенные на полотнах, только что прочли письма от своих детей и глубоко задумались об их судьбе.

    Ткачевы, как и Есенин, при глубокой индивидуальности каждого образа, достигают высокой степени типизации и обобщения, и потому их простые, но одухотворенные великим материнским чувством лица так притягивают, как притягиваю удивительные есенинские строки. Слова «Ты жива еще, моя старушка?» будят в нас сокровенное, приглушенное суетой; «Жив и я, Привет тебе, привет!» - утверждают неразрывную связь с родными и близкими. И наконец, молитвенное: «Пусть струится над твоей избушкой/Тот вечерний несказанный свет» - помогает увидеть и родной дом, и мать в каком-то золотом, теплом сиянии.

    Напишите творческую работу на тему «Письмо моей маме» (7-10 предложений). Используйте записанные слова.

    Представление творческих работ (тексты зачитываются вслух).

Примеры текстов

Письмо моей маме

Здравствуй, моя дорогая, любимая, милая мамочка! Привет тебе, привет!

Мама… Как ты много значишь для меня. Дороже тебя для меня нет никого на свете. Ты единственный человек, который искренне за меня переживает, радуется моим маленьким победам и огорчается вместе со мной неудачам. Ты готова отдать за меня свою жизнь, лишь бы я была счастлива. Я это знаю и ценю. Спасибо, моя милая, добрая, нежная, за то, что ты у меня есть. Очень хочу, чтобы ты была здорова и мои поступки приносили только радость и гордость, анне добавляли морщинок и седины. Ничего, родная! Успокойся…

«Ты одна мне помощь и отрада, ты одна мне несказанный свет».

Я тебя очень люблю. Твоя дочь.

Сорокина Елена

Письмо моей маме

Здравствуй, мамочка! Моя милая, добрая, нежная, терпеливая.

Когда я думаю о тебе, то вспоминаю родную околицу, огонек в окне. Вспоминаю, что я за родительским ужином снова вижу тебя. Ты, конечно, грустишь шибко обо мне, но забудь же про свою тревогу, с думами грустными ты не дружись. Я надеюсь на лучший удел. Помни: «ты одна мне помощь и отрада, ты одна мне несказанный свет».

Бойцов Александр

Письмо моей маме

Мама, радость моя! Я знаю, что в трудную для меня минуту, ты придешь на помощь, поддержишь словом, дашь нужный совет. Ты мой самый близкий и дорогой друг. Знай, что я тебя очень люблю и дорожу тобой!

Скоро мы расстанемся. Тогда я еще больше буду ценить твою заботу и ласку. Но только не переживай сильно за меня и не волнуйся.

Порой вспоминаю я детство, помню почти каждый момент, проведенный с тобой. В какую бы ситуацию я ни попадала, всегда чувствовала заботу, поддержку и любовь. И на душе сразу трепетно и тепло становилось. Иногда и взгрустнется, потому что не вернуть детские беззаботные годы…

Спасибо за жизнь и за то, что воспитала меня. Надеюсь, я тебя не подведу. Ты будешь годиться мною!

Рябкова Полина

Письмо моей маме

О, моя дорогая мама! Каждый год воспитания – это испытание для тебя и для меня. Нет предела моей благодарности за то, что ты вырастила меня таким, какой я есть. Лучше тебя не найти в целом мире, «ты одна мне помощь и отрада». Но в жизни каждого человека наступает момент, когда родителям и детям необходимо расстаться – это наш переход во взрослую, самостоятельную жизнь. Неизвестно, что ждет впереди, какие испытания предстоят, но мое сердце будет греть твоя любовь и нежность.

Благодарю за все тебя, родная,

И с нетерпеньем жду я твой совет.

Никогда не грусти обо мне, что бы не предвиделось тебе. Желание вернуться домой не покинет меня никогда, где бы я ни был. Время назад не вернуть, как бы мы этого не хотели…

Живи, родная долго-долго, не болей и не тоскуй. Все будет хорошо.

Твой любимый и любящий сын.

Белоусов Эдуард

Письмо моей маме

Здравствуй мама. Как ты поживаешь, как твои дела? Надеюсь, что ты не скучаешь, не грустишь, ведь любовь смягчает грусть, а я тебя люблю и всегда буду любить. Я всегда буду вспоминать о детстве и о нашем доме, может быть немного грустить. Эта грусть и эти воспоминания помогут мне пережить трудности, справиться с проблемами, отдохнуть.

Я очень хочу поблагодарить тебя за ту нежность, любовь, с которыми ты относилась ко мне, когда я рос и взрослел. Ты сделала для меня очень много. Ты мой покой, моя совесть. Ты единственная, кому я нужен такой, какой я есть, со своими бедами и радостями, с проблемами и удачами…

Хочу пожелать тебе, как писал своей матери С. Есенин, «милая, добрая, нежная, с думами грустными ты не дружись!»

Спасибо, мама, за все.

Белов Илья

Письмо моей маме

Моя милая мама! Мы не часто с тобой ведем откровенные разговоры, как хотелось бы. Но я знаю, что ты всегда переживаешь, волнуешься за меня. Я тоже беспокоюсь о тебе.

Я очень ценю все, что ты сделала и делаешь для меня. Никогда не будет человека в моей жизни важнее, чем ты, мама… Когда я открываю свою душу, ты всегда понимаешь меня и даешь мудрые советы. Твоя любовь не имеет границ.

Иногда я удивляюсь твоему терпению и стойкости, ведь я далеко не самая примерная дочь.

Родная, я хочу, чтобы ты всегда была здоровой, счастливой и веселой. Помни, какой бы ситуация ни была, я всегда с тобой и всегда за тебя, ведь «ты одна мне помощь и отрада, ты одна мне несказанный свет…».

С любовью, твоя дочь.

Федорова Татьяна

    Рефлексия. Выскажите свое мнение о мастерской, свои впечатления, наблюдения. Что вызвало интерес? Что удивило и кто удивил? О чем задумались? Какой вид деятельности был труден и почему?

    Закончить урок хотелось бы словами Чингиза Айтматова: «Самозабвенная и бескорыстная любовь матери – что есть на свете более высокого, благородного, чем это чувство? Оно обязывает нас, детей человеческих, жить по самому строгому и высокому кодексу совести. Все мы в долгу перед нашими матерями».

Литература

Соловей Т. Г. «Ты одна мне помощь и отрада, ты одна мне несказанный свет…» Образ матери в лирике С. Есенина. //Уроки литературы. Приложение к журналу «Литература в школе». – 2004. - №3

Кошечкин С. Весенней гулкой ранью… Этюды-раздумья о Сергее Есенине. – М., 1984

Еремина Т. Я. Мастерские по литературе. – СПб., 2004

Ответ оставил Гость

Любовь ко всему родному: родному крову, очагу, к близким -это самая светлая...тема есенинской поэзии. Стихи Есенина, обращенные к заброшенному деревенскому дому, старушке матери-это драгоценные выражения русской лирики.

И действительно, стихотворение "Письмо матери"одно из наиболее совершенных в художественном отношении произведений Есенина.

Мать переживает за сына, ни с кем не делится своей тревогой, не беспокоит и сына своими тягостными раздумьями. Он узнает о ее переживаниях от кого другого (Пишут мне...) .

Герой относится к матери с большой любовью, называет ее: родная, старушка, помощь и отрада.. .

Мы чувствуем, что поэт одинок, у него нет никого близкого, кроме матери (Ты одна мне помощь...) .

Он высказывает ей самые лучшие пожелания (Пусть струится...) , и просит успокоиться, забыть про тревогу, не грустить. И самое лучшее, чем он может обрадовать мать-это рассказать о своей жизни, а еще лучше - приехать домой.

Любовь и нежность к матери сочетаются с любовью к своему краю, родительскому дому. "Низенький, избушка"-нежно называет поэт свой дом, мечтая в него вернуться и начать новую жизнь.
Плавность, напевность характерны для ритма стихотворения, что роднит его с произведениями песенного народного творчества. Не случайно "Письмо матери" еще при жизни Есенина было положено на музыку В. Н. Липатовым и стало "народной" песней.

Мама… Как много это слово значит для меня! Думаю, что для каждого человека дороже мамы на свете никого нет. Мама всегда поймёт, посоветует, никогда не осудит, не предаст... Место матери в нашей жизни особое, исключительное. Мама - это человек, перед которым мы всегда в долгу, ведь именно она подарила нам самое прекрасное - жизнь.

А сколько прекрасных слов сказано о матери писателями и поэтами разных времен и народов!
Сергей Александрович Есенин - выдающийся русский поэт, пожалуй, самый читаемый поэт в России. Поэзия Есенина необыкновенно лирична. Вся она -искренний, задушевный рассказ о своей жизни,о любви,о радостях и горестях, переживаниях, мечтах. Часто в стихах он обращается к самым близким людям-к матери и отцу, деду, сестрам. Поэт мысленно воссоздает картины родных мест-родительского дома, « той сельщины, где жил мальчишкой». Есенин знал Россию с той стороны, с какой видел ее народ, создал красочный образ природы, воспел высокое чувство любви к матери.

Мне очень нравится стихотворение С.А. Есенина “Письмо матери”. Это лирическое стихотворение по праву занимает одно из первых мест. Оно является поэтическим посланием Есенина к самому дорогому для него человеку. Каждая строка этого стихотворения полна сдержанной любви и нежности. Произведение носит исповедальный характер. В голосе лирического героя звучат грустные, покаянные ноты:
Ты жива еще, моя старушка?
Жив и я.
Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет.
Эта строфа наполнена огромным смыслом: здесь тепло, и время, минувшее со дня последнего свидания сына и матери, и бедность жилища старушки; и безграничная любовь поэта к родному дому. Герой относится к матери с большой любовью, называет ее: родная, старушка, помощь и отрада. Мы чувствуем, что поэт одинок, у него нет никого ближе, кроме матери. Мать для Есенина - единственный человек, которому он может доверить свои самые сокровенные мысли и чувства.
Старенькая, сгорбленная годами и постоянными тревогами за непутевого сына, она часто выходит на дорогу “в старомодном ветхом шушуне”. Тепло и нежно звучат слова, сказанные в утешение матери:
Ничего, родная! Успокойся,
Это только тягостная бредь.
Не такой уж горький я пропойца,
Чтоб, тебя не видя, умереть.
За долгие годы разлуки поэт не изменился в своем нежном, бережном отношении к матери:
Я по-прежнему такой же нежный
И мечтаю только лишь о том,
Чтоб скорее от тоски мятежной
Воротиться в низенький наш дом.

Любовь и нежность к матери сочетаются с любовью к своему краю, родительскому дому. «Низенький, избушка»-нежно называет поэт свой дом. Мечтая в него вернуться и начать новую жизнь.
В мыслях поэт уже видит себя вернувшимся в родительский дом, в по-весеннему белый сад, который сродни душевному настрою поэта, пережившего тоску и усталость. Сыновье чувство в этом небольшом произведении передано с огромной художественной силой:
Ты одна мне помощь и отрада,
Ты одна мне несказанный свет.
Доброй улыбкой поэта согрета каждая строка этого стихотворения. Оно написано просто, без пышных фраз, высоких слов. В нем вся душа Сергея Есенина.
Я люблю это стихотворение за его правдивость, искренность, нежность. В нем чувствуется горячая любовь поэта к матери. Читая “Письмо матери”, невольно восхищаешься той нежностью и душевностью, с которой оно написано. В нем нет ни одного слова фальши. Может быть, поэтому я

люблю это стихотворение, поэтому оно мне так дорого.