Образовательный маршрут ребенка овз. Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОВЗ (синдром Дауна)

Дата публикации: 19.05.17

Доклад инструктора по физической культуре Н.В. Верещагиной

«Примерный индивидуальный образовательный маршрут развития ребёнка с ОВЗ в ОО «Физическое развитие»»

Уважаемые коллеги, хотелось бы представить вам примерный Индивидуальный Образовательный Маршрут (ИОМ) развития ребёнка с ОВЗ в ОО «Физическое развитие».

Учитывая то, что основная общеобразовательная программа дошкольной организации (ООП ДО) ориентирована на среднего воспитанника, возможно, что более слабые могут недостаточно хорошо ее усвоить, а наиболее способные потерять мотивацию к обучению, Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) определяет планирование индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) дошкольника как новый подход к дошкольному образованию.

ИОМ разрабатывается:

– для детей, не усвоивших основную образовательную программу дошкольного образования

– для детей с ограниченными возможностями здоровья

– для детей с высоким уровнем физического развития

Составление ИОМ подразумевает эффективное применение всех педагогических ресурсов для достижения максимального результата в воспитании и развитии дошкольника.

Цель разработки и внедрения в программу обучения образовательного маршрута - это формирование в детском саду факторов, которые будут направлены на позитивную социализацию и социально-личностное развитие детей с ОВЗ.

Процедура разработки индивидуального маршрута ОО «Физическое развитие»

После проведения мониторинга качества освоения ООП ДО результаты обсуждаются на педагогическом совете. Педагогический совет рекомендует детей, показавших низкий (высокий) результат усвоения ООП ДО в образовательной области «Физическое развитие» рекомендует рассмотреть на психолого - медико-педагогической комиссии, которая формирует список детей, которым необходима индивидуальная образовательная траектория.

В части физического развития инструктор совместно с медицинскими работниками, воспитателями, другими специалистами ДОО, родителями (законными представителями), разрабатывают ИОМ (содержательный компонент), затем в календарном плане фиксируется разработанный способ его реализации (технология организации образовательного процесса).

Структура ИОМ

В структуру образовательного маршрута должны входить такие компоненты, как:

– целевой, который предполагает постановку конкретных целей, соответствующих новым стандартам;

– технологический, обуславливающий использование определенных педагогических технологий, методов и приемов;

– диагностический, определяющий комплекс диагностического инструментария;

– организационно - педагогический, определяющий условия и способы достижения поставленных целей;

– результативный, содержащий конечные результаты развития ребенка на момент перехода на школьное обучение.

- Введение , где объясняется причина составления индивидуального образовательного маршрута ребенка, общие сведения о ребенке на момент разработки ИОМ, цель, задачи, количество занятий ИОМ, форма проведения ИОМ.

- Диагностические данные на ребенка . Диагностика развития ребенка является основой выстраивания ИОМ. Наряду с диагностикой в процессе реализации ИОМ проводится мониторинг в работе с дошкольниками – это контроль с периодическим отслеживанием уровня развития ребенка с обязательной обратной связью. Мониторинг позволяет не просто регистрировать состояние развития ребенка в данный момент, но и дает материалы для сравнения, анализа и коррекции нарушений и отклонений в развитии . Цель педагогического мониторинга – обобщение и анализ информации о состоянии общего развития для осуществления оценки, планирования коррекционно – развивающего процесса (разработка ИОМ) и прогнозирования конечного результата.

- Оздоровительный маршрут ребенка включает индивидуальный двигательный режим, закаливающие процедуры, физическую нагрузку и лечебно-профилактические мероприятия для ребенка.

- Сетка занятости ребенка , где указывается последовательность введения ребенка в общую со всеми детьми деятельность;

- Ведется динамический лист наблюдения, где вносятся все изменения . Цель такого наблюдения – коррекция компонентов образовательного процесса, выбор оптимальных форм его организации. Имея представление о желаемом результате в виде конкретных критериев эффективности, в зависимости от результатов промежуточного обследования можно своевременно вносить изменения в ИОМ, для более качественного осуществления образовательного процесса и действенности его для ребенка, имеющего ограниченные возможности здоровья.

- Способы оценки успехов воспитанника - рекомендовано проводить оценку успехов освоения маршрута каждые три месяца или по окончании какого-либо образовательного блока или этапа.

Эффективная реализация ИОМ позволит обеспечить позитивную динамику в личностном развитии ребенка. Несомненно, такая работа потребует от педагога профессиональной компетентности и заинтересованности в процессе и результате своего труда.

Форма для оформления ИОМ дошкольника ОО «Физическое развитие»

Индивидуальный образовательный маршрут

ФИО ребенка______________________________________________________________________________________________

Дата рождения_____________________________________________________________________________________________

Дата начала ИОМ___________________________________________________________________________________________

Причина постановки на учет: _________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________

Возраст на начало коррекционно - развивающей работы: ___________________________________________________________

Цель (ИОМ): открытие новых перспектив в усвоении ОПП ДОУ в образовательной области «Физическое развитие»

Задачи: выявить особые образовательные потребности ребенка; осуществлять индивидуальную педагогическую помощь ребенку; оказать помощь в адаптации к коллективу детей; способствовать усвоению ребенком образовательной программы дошкольного образования; развить в ребенке осознание своих возможностей; обеспечить позитивные сдвиги в физическом развитии ребенка, стимулировать раскрытие индивидуальных возможностей; оказать методическую помощь родителям детей, имеющих / ограниченные возможности здоровья/ /одаренных детей в области «Физическое развитие»/ ; вовлечение родителей в образовательный процесс ___________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________

Количество занятий в неделю:_________________________________________________________________________________

Форма проведения: организованная образовательная деятельность, индивидуальные занятия, игровая деятельность, совместная деятельность педагогов ДОО, родителей, детей; самостоятельная двигательная деятельность, беседы, презентации, ведение портфолио здоровья

___________________________________________________________________________________________________________

Ожидаемый результат:________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________

Форма работы с родителями: консультации, практикум, собеседование, обмен опытом._________________________________

___________________________________________________________________________________________________________

Диагностика развития ребенка

Цель педагогического мониторинга – обобщение и анализ информации о состоянии общего и физического развития для осуществления оценки, планирования коррекционно-развивающего процесса (разработка ИОМ) и прогнозирования конечного результата.

Физическое развитие

Оценка психо-физических качеств: быстроты движений, силы, выносливости, ловкости, гибкости

_________________________________________________________________________________________________________________________

Соматическое развитие

Речевое развитие

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Особенности развития познавательных процессов

Память___________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Внимание_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________

Восприятие_______________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Мышление_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение 2

Календарное планирование индивидуального маршрута

Тема занятия, количество часов

Деятельность инструктора (используемые технологии, формы и методы)

Деятельность воспитателя

Возможность работы с другими специалистами

Направления работы с родителями

Примерный индивидуальный маршрут развития ребенка с ОВЗ образовательная область «Физическое развитие»

ФИО ребенка _________________________

Дата рождения ________________________

Дата начала ИОМ _____________________

Возраст на начало ИОМ ________________

Заболевание: Астигматизм, II Макросоматик

Астигматизм - дефект зрения, связанный с нарушением формы хрусталика, роговицы или глаза, в результате чего человек теряет способность к четкому видению

Макросоматик (соматический тип, относящийся к крупному телосложению) – это такой тип конституции тела, который отличается широкой костной структурой и большими запасами подкожного жира.

Уровень развития: не соответствует возрасту

Проблема: Низкая двигательная активность, неохотно принимает участие в п/и – нет динамики.

Развитие физических качеств

Овладение ОВД

Индивидуальная работа инструктора, воспитателей

Работа с семьей

Заметное отставание в показателях ОФК – Ловкость, быстрота, выносливость. Не умеет менять направления движения по сигналу, не вынослив, быстро устает, не согласованные движения рук и ног во время ходьбы и бега

Замедленность процесса освоения и выполнения ОВД (отстает от общего темпа выполнения упражнений, необходим отдельный показ упражнений, движений), нарушение общей моторики, функции равновесия. Положит динамика прослеживается в прыжках в длину (толчок, приземление), ловит мяч, не прижимая к груди. Допускает ошибки в основных элементах физ.упр.- лазание по гим. стенке (боится), прыжок с продвижением

Закрепление умения ходить и бегать, согласовывая движения рук и ног, прыгать, продвигаясь вперед отталкиваясь двумя ногами одновременно, приземляться мягко на полусогнутые ноги. Развивать ловкость (умение менять направление по сигналу, лазать по гим. лестнице удобным способом). Развитие глазомера – умение бросать мешочек в гориз. цель. Создавать мотивацию для вовлечения в подвижную игру, игровые упражнения.

Не пропускать занятия. Стимулирование двигательной активности ребенка совместными подвижными играми, длительными прогулками в парк или лес; покупка ребенку спортивного инвентаря (мячик, скакалка). Привлекать к совместным занятиям, развлечениям.

Пример индивидуального образовательного маршрута дошкольника (ИОМ) является обязательным элементом эффективности работы каждого современного воспитателя.

Суть ИОМ дошкольника

ФГОС определяет новый подход к дошкольному образованию. Одним из основных требований по нему является эффективное применение всех педагогических ресурсов для достижения максимального результата в воспитании и развитии будущих школьников. Учитывая то, что программа ориентирована на среднего ученика, возможно, что более слабые могут недостаточно хорошо ее усвоить, а наиболее способные потерять мотивацию к обучению.

Именно поэтому индивидуальный подход ко всем детям с учетом всех их особенностей обеспечивает ИОМ дошкольника. Под ним понимается образовательная программа, которая направлена на обучение конкретного ребенка и учитывает все его личностные качества.

Цель и направления ИОМ

Дошкольника по ФГОС, пример которого встречается на сегодняшний день во всех образовательных учреждениях, направлен на решение конкретных задач. Цель разработки и внедрения в образовательного маршрута - это формирование в детском саду факторов, которые будут направлены на позитивную социализацию и социально-личностное развитие воспитанников. Последнее включает в себя основные процессы интеллектуального, эмоционального, физического, эстетического и других видов развития.

Главная задача, которую решает индивидуальный образовательный маршрут дошкольника - развитие познания, пример которого демонстрируется на открытых занятиях. Направления работы образовательного маршрута следующие:

Формирование движения, куда включается совершенствование навыков моторики;

Возможность занятия разными сферами деятельности;

Совершенствование речевых навыков;

Развитие представлений об окружающем мире предметов и социальных отношений;

Развитие представления о времени, пространстве.

При этом, реализация индивидуального маршрута предполагает проведение регулярного мониторинга с целью отслеживания степени освоения образовательной программы каждым воспитанником дошкольного учреждения.

Структура ИОМ

В процессе введения в систему образования новых стандартов, все воспитатели были обязаны пройти курсы по повышению квалификации. На них им демонстрировался пример индивидуального образовательного маршрута дошкольника, образец которого рассматривался достаточно подробно. Однако этот вид мониторинга развития ребенка важен не только для работников образования, но также и для родителей, которые зачастую не знаю о назначении этого педагогического инструмента.

В структуру образовательного маршрута должны входить такие компоненты, как:

Целевой, который предполагает постановку конкретных целей, соответствующих новым стандартам;

Технологический, обуславливающий использование определенных педагогических технологий, методов и приемов;

Диагностический, определяющий комплекс диагностического инструментария;

Организационно - педагогический, определяющий условия и способы достижения поставленных целей;

Результативный, содержащий конечные результаты развития ребенка на момент перехода на школьное обучение.

Необходимые предварительные действия перед составлением образовательного маршрута

Так как основная цель образовательного маршрута - это выявление трудностей в процессе обучения и социального развития каждого ребенка, необходимо тщательное изучение его особенностей.

Пример индивидуального образовательного маршрута дошкольника предполагает предварительную исследовательскую деятельность перед фиксированием результатов ребенка и является обязательной, включая в себя следующие действия:

1. Составление характеристики ребенка. В этом документе должно быть указано посещение воспитанником иных дошкольных учреждений и перерыв между их сменами. Также необходимо отметить скорость и уровень адаптации к группе.

2. Для определения ключевых трудностей у ребенка необходимо тщательное изучение его семьи с последующим составлением ее характеристики. В данном случае стоит обратить внимание на отношения между ребенком и родителями, так как чрезмерная опека может стать причиной подавления воспитанника.

4. Определение степени развития внимания, памяти, мышления, а также речевого развития является обязательным для дальнейшего наблюдения за его успехами;

5. Также необходимо выявить склонность ребенка к конкретным видам деятельности, чтобы помогать в развитии при помощи таких игр.

Оформление образовательной программы

Пример индивидуального образовательного маршрута дошкольника доказывает степень необходимости тщательного изучения всех сфер жизни каждого конкретного ребенка. Изучив все необходимые данные, воспитатель приступает к составлению индивидуального маршрута, куда входят следующие разделы:

Общие сведения о дошкольнике;

Характеристика семьи;

Особенности внешнего вида дошкольника;

Здоровье;

Особенности моторики;

Познавательная сфера дошкольника;

Уровень знаний по разделам программы;

Уровень развития речи;

Отношение к занятиям;

Характеристика деятельности;

Наличие трудностей в общении;

Индивидуальные особенности;

Дополнительные сведения о дошкольнике.

Этот глубокий анализ позволяет построить индивидуальную работу с дошкольником достаточно эффективно.

Инклюзивное обучение и ИОМ для дошкольника с ОВЗ

Введение предполагает снятие барьеров между детьми всех групп здоровья путем совместного обучения.


В его основе лежит равное отношение к каждому ребенку, но при этом создание особых условий для детей, имеющих проблемы со здоровьем для комфортного пребывания в образовательном учреждении. В систему инклюзивного обучения включаются все категории учебных заведений: дошкольное, среднее, профессиональное и высшее. Учитывая, что детские сады также практикуют такое обучение, пример индивидуального образовательного маршрута дошкольника с ОВЗ оправдывает свою актуальность.

При его составлении воспитатель обязан довести до сведения родителей следующие данные:

Пределы норм нагрузки;

Наличие в учреждении дополнительных коррекционно-развивающих программ;

Возможность внесения исправления в действующий образовательный маршрут.

ИОМ дошкольника с ОВЗ составляется с учетом диагностических данных и рекомендаций психолого-медико-педагогического консилиума. В его основе лежит поддержание сильных сторон дошкольника с достаточной долей компенсации дефектов в развитии.

Важно учитывать, что при составлении индивидуального маршрута на конкретного ребенка возможны изменения в количестве занятий и их формах.

Пример индивидуального образовательного маршрута одаренного дошкольника

Каждый малыш рождается с определенными способностями, которые необходимо постоянно улучшать. А учитывая, что дошкольное учреждение - это первый социальный институт ребенка, именно ему принадлежит основная роль в этом развитии.

Эта необходимость связана с тем, что если учить одаренного по стандартной программе, он быстро потеряет интерес к обучению, а следовательно, и мотивацию. Чтобы избежать такого феномена, каждый воспитатель должен выявить в своей группе одаренных детей и создать образовательный маршрут с учетом всех их особенностей.

Для создания эффективного образовательного маршрута важно принимать во внимание:

Особенности, потребности и интересы самого ребенка, а также пожелания его родителей;

Возможность удовлетворить потребности одаренного ребенка;

Имеющиеся ресурсы для достижения результата.

В составлении такого маршрута необходимо участие и родителей, которым следует продолжать дома методику, применяемую в детском саду.

Пример индивидуального образовательного маршрута дошкольника с ОНР

Создание ИОМ для дошкольника, имеющего речевые нарушения, должно проходить совместно с логопедом и родителями ребенка. Он должен быть направлен на создание условий, которые помогут преодолению речевых барьеров.

Необходимо психологическое обследование, которое выявит интересы и склонности такого ребенка. Это исследование поможет повысить эффективность работы. Направления, которые должен содержать образовательный маршрут - это:

Лечебно - оздоровительная работа;

Вопросы обучения и социальной адаптации;

Вопросы коррекции;

Физическое воспитание;

Музыкальное воспитание.

Индивидуальный образовательный маршрут по ИЗО

Ярким показателем важности творческого подхода к воспитательской деятельности, станет пример индивидуального образовательного маршрута дошкольника по ИЗО. Так как этот предмет изначально предполагает наличие творческих способностей у ребенка, необходимо направить его на их развитие. Это может быть как рисование, так и изготовление различных вещей своими руками. Главное - выявить, к чему проявляет склонность и способность конкретный ребенок. Создание условий для развития даст каждому одаренному дошкольнику возможность обнаружить скрытые в нем таланты. Демонстрация творческих достижений является важным этапом работы, так как творческому ребенку необходимо публичное признание своих способностей.

Образец индивидуального образовательного маршрута дошкольника по ИЗО

Заключение

Таким образом, пример индивидуального образовательного маршрута дошкольника доказывает необходимость личностного подхода к каждому ребенку и учета всех его особенностей.

Данные факторы позволяют максимально эффективно развивать будущего школьника, давая ему возможность выбора предпочитаемой деятельности.

Юлия Знаменщикова
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОВЗ

Общие сведения о ребенке

Елизавета В.

Елизавета посещает школу-интернат с нарушением зрения с 2015 года. По заключению врача офтальмолога у девочки дальнозоркость слабой степени обоих глаз, парез отводящих мышц обоих глаз, помутнение хрусталика; острота зрения в очках ОД – 0,7; ОS – 0,7; по заключению врача отоларинголога у Лизы аденоиды II степени, гипертрофия нёбных миндалин, девочка гнусавит, часто болеет простудными заболеваниями, плохо слышит; при ходьбе Лиза косолапит и шаркает ногами, у девочки нарушена осанка. ЗПР. Группа здоровья III.

Лиза воспитывается в неполной семье.

Лиза плохо воспринимает и оценивает движущиеся предметы, у неё затруднено восприятие формы, величины предмета и пространства. В связи с этим она испытывает трудности с ориентацией в пространстве; у ребёнка затруднено динамическое восприятие, также затруднён зрительно – пространственный синтез, у неё нет чёткого видения предметов. Лиза часто жалуется на головные боли и на неприятные ощущения в глазах. У девочки плохо развит фонематический слух, она дышит ртом, при беге и прыжках Лизе трудно дышать. Не достаточно развита память : слуховая и зрительная.

Елизавета самостоятельна, старательна, доброжелательна, общительна, однако дети не очень охотно играют с ней. Лиза более общительна с взрослыми, с ними она легко идёт на контакт, любит делиться своими мыслями и переживаниями. Лизе нравится заниматься физкультурой, однако ей с трудом даются упражнения на метание, гибкость, равновесие, что подтверждают данные мониторинга. Показатели физического развития низкие. Девочка с удовольствием играет в подвижные игры, охотно и старательно занимается индивидуально . Лиза усидчива и исполнительна, может долго играть самостоятельно, не мешая другим. Старается услышать и выполнить указания взрослых, однако не всегда ей это удаётся сделать хорошо и аккуратно. Лизе сложно проявить творчество, привнести что – то своё, действуя, чаще всего по образцу .

У Лизы хорошо развиты навыки самообслуживания, она быстро одевается и раздевается, аккуратно кушает. Она сильно переживает неудачи, плачет, но при этом не требует к себе повышенного внимания. Ребёнок добрый, услужливый, вежливый. Лиза плохо слышит, поэтому указания и просьбы необходимо повторять неоднократно. Школьная программа даётся ей с трудом.

С Лизой регулярно в индивидуальной форме занимаются специалисты школы : психолог, учитель – логопед, инструктор по физической культуре, медсестра.

Исходя из выше сказанного, нужно отметить, что необходимо создать оптимальные условия для коррекции вторичных нарушений с учётом первичных нарушений и индивидуальных особенностей данного ребёнка.

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОВЗ Елизаветы К

На период с сентября 2016г. по май 2017г

Дата заполнения :. 2016г___

1. Общие данные

Ф. И. О. ребенка Елизавета В .

Дата поступления в учреждение 2016

Сведения о семье : из неполной семьи, мать и отец в разводе. Семья малообеспеченная

Мать (ФИО, образование Мама….

Отец (ФИО, образование , место работы, доп. сведения) Папа…

Дом. адрес :

Телефон :

Воспитатели (ФИО) :

Специалисты :

Учитель-логопед :

Учитель-дефектолог :

Педагог-психолог :

Музыкальный руководитель :

Инструктор по физ. воспитанию :

Старшая медицинская сестра :

Группа здоровья III

Группа физических занятий - ЛФК

Режим пребывания ребёнка в ДОУ Полный день пятидневная неделя.

Заключение ПМПК Нуждается в создании условий для получения образования , коррекции нарушений, развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.

Образовательная программа : адаптированная основная образовательная программа для детей с нарушением зрения дошкольного возраста. Разработка индивидуального образовательного маршрута .

Заключение мед. комиссии :

Врача офтальмолога :

Врача отоларинголога :

Хирург-ортопед :

Невропатолог : -дальнозоркость слабой степени обоих глаз, парез отводящих мышц обоих глаз, помутнение хрусталика; острота зрения в очках ОД – 0,7; ОS – 0,7;

Аденоиды II степени, гипертрофия нёбных миндалин, девочка гнусавит, часто болеет простудными заболеваниями, плохо слышит

Соблюдение режима зрительных нагрузок

Выполнение мероприятий для снятия общего и зрительного утомления

- Посадка на занятиях : I ряд 1 парта в центре (ближе к демонстрируемому материалу)

Проводить пропедевтику основных видов движений

Использовать упражнения из горизонтального положения

Противопоказания : - Недопустима работа в помещении с низкой освещенностью

Нельзя работать на слишком близком расстоянии

Недопустима вынужденная рабочая поза, требующая длительного пребывания в согнутом положении с наклоном головы вниз

Противопоказаны резкие повороты/наклоны головы, туловища

Подъём тяжестей, сотрясение тела

Бег на скорость, соревновательный бег, ускорения

Прыжки в длину, высоту, с приземлением на всю стопу

Назад - мостик

Длительное поднятие ног в положении лежа

Кувырки вперед/назад - Стойка на лопатках "березка»

Цели на текущий период (учебный год) Включение ребенка -инвалида в функционирующую группу сверстников, для подготовки успешного обучения в школе

Цель : Разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по образовательным областям : социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие и физическое развитие.

ЗАДАЧИ :

Социально-коммуникативное развитие

Усвоение моральных и нравственных норм и ценностей, принятых в обществе;

Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости;

Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в детском саду;

Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

Формирование предметно-практических действий;

Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Познавательное развитие

Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

Формирование способов чувственного познания с помощью зрения и сохранных анализаторов;

Развитие воображения и творческой активности;

Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о малой Родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Речевое развитие

Овладение речью как средством общения и культуры;

Обогащение активного словаря;

Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

Развитие речевого творчества;

Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух различных жанров детской литературы;

Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Художественно-эстетическое развитие

Развитие предпосылок целостно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства и мира природы;

Формирование реальных образов предметов окружающего мира и овладение сенсорными эталонами;

Становление эстетического отношения к окружающему миру;

Формирование элементарных представлений о видах искусства;

Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;

Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;

Реализация самостоятельной творческой деятельности детей.

Физическое развитие

Приобретение опыта двигательной деятельности, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие координации, гибкости, равновесия, крупной и мелкой моторики обеих рук, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма;

Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта;

Формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании, а также преодоление недостатков, возникающих на фоне зрительной патологии (скованность, боязнь пространства) ;

Овладение подвижными играми с правилами;

Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;

Становление ценностей здорового образа жизни , овладение его элементарными нормами и правилами.

Методы :

Наглядности с учётом офтальмологических требований к оформлению дидактического материала

Словесный

Практический

Игровой

Формы работы :

Утренняя гимнастика;

Индивидуальная и подгрупповая работа;

Спортивные праздники, развлечения.

Самостоятельная деятельность ребенка .

Эти цели и задачи реализуются в разнообразных видах детской деятельности : игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкальной, двигательной и чтения.

Примерный индивидуально-ориентированный образовательный маршрут, разработанный специалистами ДОУ для ребенка с ОНР (III уровень речевого развития, старшая группа, 1 год обучения) . Отражает специфику и содержание комплексной работы специалистов ДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОВЗ

на 2017-2018 учебный год

Ф.И. ребенка: __________________________

Дата рождения: ___________

Возраст на момент составления программы: _________

Группа : ГБОУ Школа ____, корпус «_____», группа _______

Основания: заключение ЦПМПК г. Москва № ________ от ________

Индивидуальный образовательный маршрут в соответствии с ФГОС дошкольного образования, в соответствии с п. 6част1 статьи 6 ФЗ от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013. № 19, ст. 2326, № 30, ст. 4036, подпунктом 5.2.41 Положения о Министерства образования и науки РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 3 июня 2013г. № 446 (Собрания законодательства РФ, 2013, № 23, ст 2923; № 33, ст.4386; №37, ст 4702), пунктом 7 Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесение в них изменений, утвержденных в постановлением Правительства Российской Федерации, 2013, № 33, ст.4377)

В ИОМ учитываются:

  1. индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые образовательные потребности;
  2. Сотрудничество Организации с семьей;

Цель ИОМ:

  1. Обеспечение системы средств и условий для устранения речевых недостатков у детей с ТНР (с тяжелыми нарушениями речи) и осуществления своевременного и полноценного личностного развития, обеспечения эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса. Предупреждение возможных трудностей в усвоении программы массовой школы, обусловленных недоразвитием речевой системы старших дошкольников .
  2. Обеспечение психолого – педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития, воспитания, образования, охраны и укрепления здоровья ребенка

Основные задачи коррекционного обучения

1.Устранение дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры) и развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова).

2.Развитие навыков звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова)

3.Уточнение, расширение и обогащение лексического запаса старших дошкольников с ТНР.

4.Формирование грамматического строя речи.

5.Развитие связной речи старших дошкольников.

6.Развитие коммуникативности, успешности в общении.

Срок реализации ИОМ – 1 год.

График посещения детского сада ребенком: Ребенок посещает общеобразовательную старшую группу № 11. Понедельник – пятница – 7.00 – 19.00 с организацией питания.

Программа задает целевые ориентиры и основное содержание дошкольного уровня образования, обеспечивающее разностороннее и целостное формирование физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка. В ней представлены основные принципы организации жизни и деятельности детей в дошкольной организации, содержание образовательного процесса, показатели развития и базисные характеристики личности ребенка, необходимые условия для реализации программы.

Распределение обязанностей педагогов и специалистов

В ходе реализации индивидуального образовательного маршрута ребенка

Педагоги

Воспитатели групп

Реализуют Примерную общеразвивающую , базисную программу развития ребенка-дошкольника «Истоки». - Т.И.Алиева, Т.В.Антонова, Е.П.Арнаутова по следующим образовательным областям:

СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Художественное конструирование

Конструирование из бумаги

Художественная литература и фольклор

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Планирует работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья:

  • Постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики.
  • Закрепление произношения поставленных логопедом звуков.
  • Обогащение, уточнение и активизация отработанной лексики в соответствии с лексическими темами программы.
  • Упражнение в правильном употреблении сформированных грамматических категорий.
  • Развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнениях на бездефектном речевом материале.
  • Формирование связной речи.
  • Закрепление формирующихся навыков звуко-слогового анализа и синтеза (закрепление навыков чтения и письма).

Учитель – логопед

Диагностическая работа включает:

Своевременное выявление детей с ОВЗ;

Комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля;

Определение уровня актуального и зоны ближайшего развития воспитанника с ОНР, выявление его резервных возможностей;

Изучение развития эмоционально – волевой сферы и личностных особенностей воспитанников;

Изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания детей с ОВЗ;

Изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка с ОВЗ;

Системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития ребёнка;

Анализ успешности коррекционно- развивающей работы.

Коррекционно- развивающая работа включает:

- выбор оптимальных для развития ребёнка с ОВЗ коррекционных программ/ методик и приёмов обучения в соответствии с его особыми потребностями;

Организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно – развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;

Коррекцию и развитие высших психических функций;

Развитие эмоционально – волевой сферы и личностных сфер ребёнка и психокоррекцию его поведения;

Социальную защиту ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.

Консультативная работа включает:

- выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с детьми с ОНР; единых для всех участников образовательного процесса;

Консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально- ориентированных методов и приёмов работы с воспитанниками с ОНР;

Консультативную помощь в семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с ОНР.

Информационно – просветительская работа предусматривает:

- различные формы просветительской деятельности (лекции, индивидуальные беседы, консультирование, анкетирование, индивидуальные практикумы, информационные стенды, печатные материалы, СМИ, презентации, открытые мероприятия). Направленные на разъяснение участникам образовательного процесса - детям с ОНР, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам, - вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения.

Направление работы:

Развитие понимания обращенной речи и формирование коммуникативных функций языка

Формирование продуктивного взаимодействия со взрослым.

Стимулирование речевой деятельности.

Формирование вербальных и невербальных способов общения.

коррекция нарушений речи в сочетании со стимуляцией развития всех её сторон (лексики, грамматики , фонетики),сенсорных и психических функций ;

нормализация просодической системы речи;

формирование артикуляционного праксиса на этапе постановки, автоматизации и дифференциации звуков речи;

развитие фонематического восприятия и звукового анализа;

развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук;

нормализация лексико-грамматических навыков;

Удовлетворение потребности в общении с окружающими;

Развитие познавательной деятельности.

Педагог-психолог

  • организует взаимодействие педагогов;
  • оказывает методическую помощь педагогам в разработке коррекционных программ индивидуального развития ребенка;
  • проводит психопрофилактическую и психодиагностическую работу с детьми;
  • организует специальную коррекционную работу с детьми, входящими в группу риска;
  • повышает уровень психологической компетентности педагогов детского сада;
  • проводит консультативную работу с родителями.

Направления работы

Диагностическая работа:

Диагностика уровня психофизического развития и индивидуальных особенностей ребенка (обследование аффективно-эмоциональной и социально-личностной сферы, сформированности коммуникативных и игровых навыков, уровня познавательной активности и моторного развития);

Повторные обследования ребенка в течение года (январь, май);

Коррекция индивидуальной программы работы с ребенком по результатам диагностических обследований.

Коррекционно-развивающая работа:

Проведение коррекционно-развивающих игровых занятий (подгрупповых, групповых и индивидуальных);

Решение проблем взаимодействия в диаде родитель-ребенок, обучение родителя эффективным техникам взаимодействия с ребенком.

Консультативная работа:

Проведение индивидуальных консультаций с родителями по вопросам развития и воспитания ребенка; оптимизации взаимодействия с ребенком в семье, ребенка с другими детьми и взрослыми; организации развивающей среды для ребенка дома;

Проведение консультаций по запросу родителей, в т.ч. по вопросам личных психологических трудностей родителей;

Обеспечение участия родителя в групповых консультациях, семинарах-практикумах, тренингах.

Психопрофилактическая работа:

Оказание помощи ребенку и семье в период адаптации к условиям пребывания в детском саду;

Изучение медицинской документации на ребенка;

Создание адекватного представления родителей о диагнозе, возможностях ребенка и возможных способах коррекции нарушений;

Музыкальный руководитель

На занятиях реализуются в основном традиционные задачи. Ребенок учится слушать музыку, выполнять музыкально-ритмические движения, петь, обучается музыкально-дидактическим играм и игре на музыкальных инструментах.

Образовательное содержание адаптируется на основе диагностических данных и обогащается коррекционно-развивающими заданиями, направленными на развитие слухового восприятия, ориентировки в пространстве, чувства ритма, двигательных качеств (плавности движений, их координации и др.)

Формы организации коррекционно – развивающей деятельности:

  • диагностика актуального уровня развития ребенка;
  • образование и развитие ребенка по программам дошкольного образования:
  • Проведение образовательной деятельности на индивидуальных занятий;
  • Проведение образовательной деятельности в малых подгруппах;
  • консультирование родителей;

Инструктор по плаванию

Формирование и развитие полноценного физического, в том числе двигательного, развития, а также целенаправленные оздоровительные воздействия и формирование основ здорового образа жизни.

Планирует работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Составляет планы оздоровления детей, планы проведения мониторинга по укреплению и охране здоровья детей.

Организует оздоровление и закаливание детей, обучает плаванию.

Развивает опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую и дыхательную систему.

Формирует и поддерживает правильную осанку.

Развивает физические качества

Воспитывать чувство уверенности в себе.

Консультирует педагогов и семьи воспитанников по вопросам работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Воспитатель по физкультуре

I. Работа с детьми

II. Взаимодействие с педагогами ДОУ

III. Взаимодействие с родителями

IV. Взаимодействие с социумом

V. Создание предметно-развивающей среды

В рамках каждого из направлений используются разнообразные формы работы.

Основная задача образовательной области по физической культуре - стимулировать позитивные сдвиги в организме, формируя необходимые двигательные умения и навыки, физические качества и способности, направленные на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма.

В процессе физического воспитания, наряду с образовательными и оздоровительными задачами, решаются специальные коррекционные:
- развитие речи посредством движения;
- формирование в процессе физического воспитания пространственных и временных представлений;
- изучение в процессе предметной деятельности различных свойств материалов, а также назначения предметов;
- формирование в процессе двигательной деятельности различных видов познавательной деятельности;
- управление эмоциональной сферой ребенка, развитие морально-волевых качеств личности, формирующихся в процессе специальных двигательных игр-занятий, игр, эстафет.
- совершенствование функций формирующегося организма, развитие двигательных навыков, тонкой ручной моторики, зрительно-пространственной координации.

Психолого – педагогическая характеристика ребенка

Эмоционально-волевая сфера:

У Вари мимика лица малоподвижная, плохо понимает юмор, различает эмоциональные состояния других (грустный, веселый и др.). Самостоятельно проявляет эмпатию к другим. Общий эмоциональный фон ровный, положительный. Адекватно реагирует на запрет. Варя в основном следует общепринятым правилам поведения. Не всегда следует речевой инструкции педагога в выполнении заданий, требуется уточнение и/или многократное повторение. Работоспособность средняя, интерес нестойкий, преобладает игровой мотив. Отсутствует критичность к результатам своей работы.

Социально-коммуникативная сфера:

Варя немного напряжена в общении со взрослыми, поддерживает несколько циклов общения. Самостоятельно соблюдает очередность и простые правила в совместных играх, для выполнения более сложных правил необходима направляющая помощь педагога. В общих играх с другими детьми подвижна, проявляет инициативу. В общении со сверстниками Варя мало конфликтна, не всегда делится игрушками, есть стойкие дружеские привязанности. Уровень развития игровой деятельности у девочки в пределах возрастной нормы. Вариативность игры небольшая, сюжеты мало развернуты, есть склонность к воспроизведению знакомых игровых «маршрутов». Понимает и принимает простую роль в игре, более сложные социальные роли плохо понимает и не удерживает до конца игры. С подсказкой педагога действует в воображаемой ситуации игры, мало использует в игре предметы-заместители, использует игровую атрибутику. Умеет договориться о распределении ролей в игре.

Познавательное развитие:

Уровень общей осведомленности, ориентации в явлениях окружающего мира у Вари - ниже возрастной нормы. Мало поддерживает общение на личные темы, на темы, не представленные в непосредственной ситуации, обсуждает различные события; ответы односложны, путаные, не всегда по теме, речь нечеткая. Путается в ответах на некоторые вопросы о себе и своей семье и т.п. У девочки недостаточно сформированы образные и пространственно-временные представления. Снижен уровень развития восприятия, объем произвольного запоминания. Также не соответствует возрастной норме уровень развития наглядно-образного мышления. У Вари недостаточно сформировано умение устанавливать причинно-следственные взаимосвязи. В пределах возрастной нормы уровень развития произвольного внимания.

Речевое развитие:

Словарный запас значительно ниже возрастной нормы. Словоизменительные навыки и умения в стадии формирования (объяснения взрослого, показ, образец). Словообразовательные навыки и умения в стадии формирования (объяснения взрослого, показ, образец).

Синтаксические навыки и умения в стадии формирования (объяснения взрослого, показ, образец). Уровень сформированности фонетико-фонологической компетенции: в стадии формирования. Фонематический слух значительно снижен.

Навыки звукового анализа и синтеза в стадии формирования. Слоговая структура слов нарушена (пропуск и перестановка слогов);

Звукопроизношение: Л, Р, Рь.

Связная речь: Фраза простая, аграмматичная. Прослушанный текст понимает частично, запоминает фрагментарно, пересказывает кратко, односложно. Самостоятельно составить рассказ по серии сюжетных картин затрудняется. Раскладывает картинки с помощью взрослого, недостаточно сформировано словесно-логическое мышление, преобладает наглядно – образное. Подвижность мышц артикуляционного аппарата - нормальная. Объем движения губ и языка – все движения доступны, темп и переключаемость несколько замедленны. Голос - нормальный, объем речевого дыхания - недостаточен.

Пассивный словарь ребенка развит больше чем активный. Ведущая рука – правая. У Вари наблюдается ОНР IIIур.

Предполагаемые формы и условия работы с ребенком (маршрутный лист)

Направление работы (специалист)

Кол-во часов в неделю

Время проведения

Используемые программы и технологии

Форма проведения занятий

Ф.И.О.

Специалиста

Психологическая помощь (педагог – психолог)

НОД -

50 минут

СОПР. –

25 минут

Вторник

25 мин –

подгрупп. занятие

25 минут – сопровождение НОД физкультура

Четверг

25 минут – подгрупп.занятие

  1. Рабочая программа педагога-психолога Пшеченко О.В. на 2017-2018 учебный год.
  2. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «Истоки». Т.И.Алиева, Т.В.Антонова, Е.П.Арнаутова и др. Центр «Дошкольное детство» им.А.В.Запорожца - М.: ТЦ Сфера, 2013.
  3. Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей «Цветик-семицветик». /Н.Ю.Куражева, Н.В.Варяева и др.-СПб.: Речь; М.: Сфера, 2012.

Подгрупповые занятия

Сопровождение занятий

Пшеченко Оксана Владимировна

Логопедическая помощь (учитель – логопед)

2 ч. 5 мин

Понедельник

подгрупповое занятие

Вторник

подгрупповое занятие

Среда

подгрупповое занятие

Четверг

Индивидуальное занятие

Пятница

Подгрупповое занятие

Примерная программа развития ребенка-дошкольника «Истоки». - Т.И.Алиева, Т.В.Антонова, Е.П. Арнаутова и др. Центр «Дошкольное детство» им.А.В. Запорожца - М.: Карапуз, 1997

«Вариативная примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет». Издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО. Автор учитель-логопед высшей квалификационной категории, отличник народного образования Н. В. Нищева

ПРИМЕРНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯПРОГРАММА ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ Под редакцией профессора Л. В. Лопатиной с нарушениями речи». Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.

Индивидуальное занятия

Подгрупповые занятия

Халапова Анна Константиновна

Общеразвивающая подготовка в группе

(воспитатель)

3 часа 20 минут

Смотреть расписание группы

«Истоки» Базисная программа развития ребенка-дошкольника. Задает стандарт дошкольного уровня образования, обеспечивающий полное и целостное развитие личности ребенка. Т.И.Алиева, Т.В. Антонова, Е. П. Арнаутова и др. Центр «Дошкольное детство» им. А.В.Запорожца, М.: Карапуз, 1997.

Фронтальные, подгрупповые занятия

Воспитатели группы

Оздоровительное

плавание (инструктор по физкультуре)

Смотреть расписание группы

Осокина «Обучение детей плаванию в детском саду».

Протченко, Семенов «Одновременный метод обучения плаванию»

Подгрупповое занятие

Шеляшкова

Татьяна

Борисовна

Игры на английском языке

Рабочая программа пед. доп.образования Волоховой Т.ВС по английскому языку на основе программы Мещеряковой В.Н. «I love Englih». Программа рассчитана для детей от 5-7 лет.

Подгрупповые занятия

Глазова Юлия Сергеевна

ИЗО студия

Программа «Цветная карусель» Программа разработана педагогом доп. Образования Николаевой Н.Ю.

Подгрупповые

занятия

Николаева Наталья Юрьевна

п.12.15. Объем лечебно-оздоровительной работы и коррекционной помощи детям (занятия с логопедом, с психологом и другие) регламентируют индивидуально в соответствии с медико-педагогическими рекомендациями. Один раз в неделю проводится одно интегрированное занятия. Деятельность организованного характера в течение дня чередуется со свободной деятельностью или отдыхом детей.

Непосредственная образовательная деятельность

в старшей группе №11.

Дни недели

Образовательная область

Вид детской деятельности

Вид НОД

Время

Понедельник

Познавательное

развитие

Природа и ребенок.

9.30-9.55

Физическое развитие

Двигательная деятельность

Физкультура

10.50-11.10

Художественно-эстетическое развитие

Изобразительная деятельность

Изостудия

15.10-15.35

15.45-16.10

Вторник

Физическое развитие

Двигательная деятельность

Бассейн

10.30-10.50

11.00-11.20

Художественно-эстетическое

Музыка

12.00-12.25

Познавательное

развитие

Познавательно-исследовательская и продуктивная (конструктивная) деятельность

Конструирование

16.25-16.50

Среда

Познавательное

Познавательно-исследовательская

Математика в д/с

9.10-9.35

Познавательное Художественно-эстетическое развитие

Познавательно-исследовательская Изобразительная деятельность

Ознакомление с окружающим/ рисование

(интегрированное. занятие)

10.00-10.20

Физическое развитие

Двигательная деятельность

Физкультура

16.10-16.35

Четверг

Художественно-эстетическое

Музыкально-художественная деятельность

Музыка

9.30-9.55

Речевое развитие

Коммуникативная деятельность

Развитие речи/нач. гр.

10.20-10.45

Физическое развитие

Двигательная деятельность

Оздоровительное плавание по подгруппам

15.00-16.00

Пятница

Познавательное развитие

Коммуникативная, игровая, деятельность.

Игры на английском языке

(по подгруппам)

10.20-10.45

10.45-11.05

Физическое развитие

Двигательная деятельность

Физкультура

На улице

Художественно-эстетическое

Изобразительная деятельность

Лепка / аппликация

16.25-16.50

Организация непосредственно образовательной деятельности регламентируется пп. 11.10 – 11.13;12.5;12.7 СанПиН 2.4.1.3049-13.

Еженедельно проводится одно интегрированное занятия.

Деятельность организованного характера в течение дня чередуется со свободной деятельностью или отдыхом детей.

Определенная часть образовательной деятельности осуществляется в процессе режимных моментов, например наблюдения за объектами и явлениями окружающего мира на прогулке, развитие элементарных трудовых навыков и т.д. Ежедневно отводится время в режиме дня для чтения художественной литературы.

Коррекционно-развивающие занятия учителя-логопеда, педагога психолога (индивидуальная коррекционная работа в утренние и вечерние часы) не входят в учебный план, т.к. малая коррекционная группа формируется на основе мониторинга, рекомендаций и заключений ЦПМПК, ПМПк и по заявкам воспитателей. Количество занятий и состав групп определяется по потребности. Занятия проводятся малыми подгруппами или индивидуально и выводятся за пределы учебного плана. Коррекционная работа в дошкольном образовательном учреждении строится как целостная система, обеспечивающая комплексный, дифференцированный, регулируемый процесс управления ходом психофизического развития дошкольников. Коррекционные занятия, проводимые учителями-логопедами, являются вариативными по отношению к занятиям по коммуникации в общеобразовательном процессе (для детей-логопатов). Такая вариативность обеспечивает исключение превышения предельно допустимой нормы нагрузки на ребёнка.

Коррекционно-развивающая работа, проводимая педагогом-психологом

Направления работы

Ожидаемые результаты

Социально-коммуникативная сфера

Игровые навыки

Развитие сюжетно-ролевой игры:

Развивать умение связывать в игре несколько действий в их логической последовательности, проводить сюжетно-ролевые игры по предварительному замыслу;

Учить предварительному планированию предстоящей игры, выделению определенных правил игры;

Учить входить в роль и удерживать ее до конца игры в соответствии с содержанием роли и сюжетом игры;

Учить сопровождать свои игровые действия речью (фиксировать проделываемое, планировать предстоящее действие).

Умеет связывать в игре несколько действий в их логической последовательности, проводить сюжетно-ролевые игры по предварительному замыслу.

Умеет планировать предстоящую игру.

Умеет входить в роль и удерживать ее до конца игры в соответствии с содержанием роли и сюжетом игры.

Умеет выделять правила совместной игры.

Сопровождает игру речью, носящей регулирующий и планирующий характер.

Коммуникатив-ная деятельность

Активизировать коммуникативную речь ребенка. Развивать умение учитывать эмоциональное состояние и слушать другого человека при общении. Развивать умение выбирать роль в групповой игре.

Уверенно выражает в речевой форме свои основные потребности и желания, обращаясь ко взрослому.

Умеет учитывать эмоциональное состояние и слушать другого человека при общении.

Умеет выбирать роль в групповой игре.

Эмоционально-личностная и волевая сфера

Эмоциональное развитие

Научить различать настроение человека по мимике (грустный, веселый, спокойный, сердитый, испуганный), передавать настроение с помощью выразительных средств. Развитие мимической выразительности. Помощь ребенку в осознании своих переживаний. Работа над повышением самооценки ребенка средствами игротерапии и песочной терапии.

Различает несколько настроений человека по мимике лица, на картинках/фотографиях, способен дать элементарный анализ жизненной ситуации на картинке.

Распознает эмоциональное состояние героев сказок.

С помощью выразительных движений передает эмоциональное состояние персонажей.

Выражает свое эмоциональное состояние различными способами.

Развитие произвольной регуляции поведения

Учить соблюдать правила в играх: в подвижных и сидячих играх с несколькими правилами, при выполнении письменных заданий, а также при выполнении заданий с правилами, действующими последовательно. Обучать работе по слуховой и зрительной инструкции. Обучение приемам саморегуляции. Развитие умения управлять своим дыханием.

Соблюдает правила в подвижных и сидячих играх с 2-3-мя правилами.

Соблюдает правила при выполнении письменных заданий с 1-2 правилами, а также при выполнении заданий с 3-мя правилами, действующими последовательно (удерживает алгоритм выполнения действий).

Познавательная и интеллектуаль-ная сферы

Стимулирование исследователь-ской активности

Стимулирование исследовательской деятельности ребенка. Создание проблемных ситуаций в специально организованных педагогом играх. Развивать умение использовать вспомогательные средства для решения практических задач. Формирование поисковых способов ориентировки при выполнении игровых задач.

Развитие пространствен-ных представлений

Способствовать обогащению чувственного опыта по выделению и различению пространственных представлений и отношений между предметами:

Закрепление различения и называния пространственных отношений; ориентации в схеме тела;

Формирование активной пространственной ориентировки в процессе выполнения целенаправленных действий с предметами;

Проводить игры, способствующие развитию зрительного и слухового внимания, быстроты реакции, точности движения.

Различает и называет пространственные отношения: в, на, под, рядом, около, между, здесь, там, в середине, впереди, сзади, левое, правое, слова, справа, вверху, внизу.

Правильно ориентируется в схеме тела.

Выполняет движения с предметами по заданным направлениям

Взаимодействие педагога-психолога с родителями ребенка:

Получение анамнестических данных о ребенке;

Предоставление родителям информации о содержании и эффективности проводимой коррекционно-развивающей работы с ребенком;

Проведение индивидуальных консультаций с родителями по следующим вопросам: развития и воспитания ребенка; оптимизации взаимодействия с ребенком в семье, ребенка с другими детьми и взрослыми; организации развивающей среды для ребенка дома;

Проведение индивидуальных консультаций по запросу родителей, в т.ч. по вопросам личных психологических трудностей родителей;

Обеспечение участия родителя в групповых консультациях, семинарах-практикумах, тренингах;

Создание адекватного представления родителей о возможностях ребенка и возможных способах коррекции имеющихся нарушений;

Подбор литературы по проблемам развития и воспитания ребенка по запросу родителя и по необходимости.

Коррекционно-развивающая работа, проводимая учителем-логопедом

Логопедические занятия подразделяются на:

Групповые;

Индивидуальные.

Проводятся занятия (подрупповые) следующих видов:

  • по накоплению формированию лексико-грамматических категорий - 1 занятие в неделю;
  • по развитию связной речи – 1 занятие в неделю
  • по формированию фонетико-фонематических категоий – 2 занятия в неделю;
  • занятие длится 25 мин.

Направление работы

РАЗВИТИЕ

ПОНИМАНИЯ РЕЧИ

Для развития понимания речи использовать наглядные ситуации режимных и игровых моментов, пользуясь словами «покажи», «положи», «принеси», «возьми».

Расширять фразы обращения: «Покажи, где красный карандаш», «Подойди, если повязал шарф».

Учить различать:

Слова, сходные по звучанию (несет – везет);

Действия, близкие по ситуации (вяжет – шьет);

Действия и признаки, противоположные по значению (открой – закрой);

Действия, выраженные личными и возвратными глаголами (купает – купается).

Различать с использованием парных картинок:

Действия, выраженные глаголами (ед. и мн. Числа –плывет-плывут)

М. и ж. род прош. вр. ед. числа (Валя пел- Валя пела);

Падежные формы (где малыш надевает шубу – где малышу надевают шубу)

Пространствееные отношения предметов, выраженные предлогами в, на, под.

РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ

  • Уточнить и расширить запас представлений на основе наблюдения и осмысления предметов и явлений окружающей действительности, создать достаточный запас словарных образов.
  • Обеспечить переход от накопленных представлений и пассивного речевого запаса к активному использованию речевых средств.
  • Расширить объем правильно произносимых существительных - названий предметов, объектов, их частей по всем изучаемым лексическим темам.
  • Учить группировать предметы по признакам их соотнесенности и на этой основе развивать понимание обобщающего значения слов, формировать доступные родовые и видовые обобщающие понятия.
  • Расширить глагольный словарь на основе работы по усвоению понимания действий, выраженных приставочными глаголами; работы по усвоению понимания действий, выраженных личными и возвратными глаголами.
  • Учить сопоставлять предметы и явления и на этой основе обеспечить понимание и использование в речи слов-синонимов и слов-антонимов.
  • Расширить понимание значения простых предлогов и активизировать их использование в речи.
  • Обеспечить усвоение притяжательных местоимений, определительных местоимений, указательных наречий, количественных и порядковых числительных и их использование в экспрессивной речи. Закрепить понятие слово и умение оперировать им.

ФОРМИРОВАНИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ

ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ

Называть:

Имена близких людей, друзей, кукол, состоящие из 2-х слогов, с ударением на первом слоге (Валя, Вова);

Односложные слова типа: суп, сок;

Двусложные слова с ударением на первом слоге (лапа, сани);

Трехсложные слова с ударением на первом слоге (кубики, ягоды).

Наращивать к части слова один и тот же слог (лягуш-ка, катуш-ка).

Усвоение первоначальных навыков словообразования (сначала на слух):

Слова с уменьшительно-ласкательным значением (домик, носик).

Учить подбирать названия:

  • Субъектов к названиям действий (идет (кто?) - …….),
  • Действий к названиям субъектов (машина (что делает?) - …….)
  • Признаков к названию предмета (мяч (какой?) - ……)

Учить овладевать навыками передачи связей слов с помощью продуктивных окончаний:

  • Согласовывать гл. и сущ. в числе и лице,
  • Сопоставлять различные формы слова (упал – упала),
  • Образовывать падежные формы сущ. ед. и мн. Числа (стол-столы)
  • Составлять простые предложения по модели: Кто? Что делает?

РАЗВИТИЕ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ЯЗЫКА

И НАВЫКОВ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА

Развитие просодической стороны речи

  • Формировать правильное речевое дыхание и длительный ротовой выдох.
  • Закрепить навык мягкого голосоведения.
  • Воспитывать умеренный темп речи по подражанию педагогу и в упражнениях на координацию речи с движением.
  • Развивать ритмичность речи, ее интонационную выразительность, модуляцию голоса.

Коррекция произносительной стороны речи

  • Закрепить правильное произношение имеющихся звуков в игровой и свободной речевой деятельности.
  • Активизировать движения речевого аппарата, готовить его к формированию звуков всех групп.
  • Сформировать правильные уклады шипящих, аффрикат, йотированных и сонорных звуков, автоматизировать поставленные звуки в свободной речевой и игровой деятельности.

Работа над слоговой структурой и звуконаполняемостью слов

  • Совершенствовать умение различать на слух длинные и короткие слова. Учить запоминать и воспроизводить цепочки слогов со сменой ударения и интонации, цепочек слогов с разными согласными и одинаковыми гласными; цепочек слогов со стечением согласных.
  • Обеспечить дальнейшее усвоение и использование в речи слов различной звукослоговой структуры.

Совершенствование фонематического восприятия, навыков звукового и слогового анализа и синтеза

  • Совершенствовать умение различать на слух гласные звуки.
  • Закрепить представления о гласных и согласных звуках, их отличительных признаках.
  • Упражнять в различении на слух гласных и согласных звуков, в подборе слов на заданные гласные и согласные звуки.
  • Формировать умение различать на слух согласные звуки, близкие по артикуляционным признакам в ряду звуков, слогов, слов, в предложениях, свободной игровой и речевой деятельности.
  • Закреплять навык выделения заданных звуков из ряда звуков, гласных из начала слова, согласных из конца и начала слова.
  • Формировать навык различения согласных звуков по признакам: глухой-звонкий, твердый-мягкий.

МОТОРИКА

  • Общая : создание условий для совершенствования переключаемости движений и самоконтроля при выполнении двигательных упражнений.
  • Мелкая : создание условий для совершенствования статической и динамической координации движений.
  • Артикуляционная : вырабатывать полноценные движения и определенные положения органов артикуляционного аппарата (точность движения, плавность и легкость (без подергивания, дрожания), устойчивости конечного результата, плавного переключения с одного движения к другому
  • Развитие дыхания : сформировать сильный, плавный ротовой выдох.

ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ

Обучение правильному произношению звуков раннего и среднего онтогенеза: вызывание отсутствующих звуков, их автоматизация и дифференциация.

1.Артикуляционная гимнастика.

Цель: формирование и развитие артикуляционной моторики до уровня минимальной достаточности для постановки звука.

для свистящих : «Улыбка», «Заборчик», «Лопатка», «Желобок», «Щёточка», «Футбол», «Фокус»;

для шипящих: «Тубочка», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Грибок», «Погреем руки»;

для Р,Р`: «Болтушка», «Маляр», «Индюк», «Лошадка», «Грибок», «Барабанщик», «Гармошка», «Пулемёт;

для Л: «Улыбка», «Лопатка», «Накажем язык».

2.Дыхательная гимнастика.

Цель: нормализация тонуса дыхательных мышц, закрепление навыка правильного дыхания.

Упражнения: «Фокус», «Футбол», «Задуй свечу», «Понюхай цветочек», «Шторм в стакане» и др.

3.Пальчиковая гимнастика.

Цель: активизация речевой зоны путём воздействия на пальцы ребёнка методами пальчиковой гимнастики и массажа Су-джок.

4.Развитие слухового внимания, фонематического восприятия.

Цель: развитие умения различать в произношении звуки, сходные по артикуляции или по звучанию.

Проводится параллельно с коррекцией звукопроизношения на отработанном в произношении материале.

5.Постановка звука.

Цель: Вызывание отсутствующего звука или исправление искажённого звука.

Постановка звуков в такой последовательности:

Щ, Ч;

Л; Р, Рь

Работа по постановке звуков проводится только индивидуально.

В работе с детьми, имеющих логопедическое заключение дизартрия, стертая форма дизартрии последовательность постановки звуков не соблюдается .

Способ постановки смешанный.

6.Автоматизация поставленного звука.

Цель: закрепление правильного звукопроизношения в самостоятельной речи детей.

  • в слогах
  • в словах
  • в предложениях

7.Дифференциация звуков.

Цель: развитие умения различать звуки сходные по артикуляции и звучанию.

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ И ФОРМИРОВАНИЕ

КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ

  • Воспитывать активное произвольное внимание к речи, совершенствовать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, слышать ошибки в чужой и своей речи.
  • Совершенствовать умение отвечать на вопросы кратко и полно, задавать вопросы, вести диалог, выслушивать друг друга до конца.
  • Учить составлять рассказы-описания, а затем и загадки-описания о предметах и объектах по образцу, предложенному плану; связно рассказывать о содержании серии сюжетных картинок и сюжетной картины по предложенному педагогом или коллективно составленному плану.
  • Совершенствовать навык пересказа хорошо знакомых сказок и коротких текстов.
  • Совершенствовать умение «оречевлять» игровую ситуацию и на этой основе развивать коммуникативную функцию речи.

СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ

  • Совершенствовать умение обследовать предметы разными способами.
  • Развивать глазомер в специальных упражнениях и играх.
  • Учить воспринимать предметы, их свойства; сравнивать предметы; подбирать группу предметов по заданному признаку.
  • Развивать цветовосприятие и цветоразличение, умение различать цвета по насыщенности; учить называть оттенки цветов. Сформировать представление о расположении цветов в радуге.
  • Продолжать знакомить с геометрическими формами и фигурами; учить использовать в качестве эталонов при сравнении предметов плоскостные и объемные фигуры.

РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ

  • Развивать слуховое внимание и память при восприятии неречевых звуков. Учить различать звучание нескольких игрушек или детских музыкальных инструментов, предметов-заместителей; громкие и тихие, высокие и низкие звуки.
  • Развивать зрительное внимание и память в работе с разрезными картинками (4-8 частей, все виды разрезов) и пазлами по всем изучаемым лексическим темам.
  • Продолжать развивать мышление в упражнениях на группировку и классификацию предметов по одному или нескольким признакам (цвету, форме, размеру, материалу). Развивать воображение и на этой основе формировать творческие способности.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Пассивный словарь ребенка соответствует возрастной норме.

Ребенок понимает различные формы словоизменения и не допускает ошибок при выполнении тестовых заданий; понимает предложно-падежные конструкции с простыми предлогами, уменьшительно-ласкательные суффиксы существительных, дифференцирует формы единственного и множественного числа глаголов, глаголы с приставками.

Ребенок понимает смысл отельных предложений, хорошо понимает связную речь.

Ребенок без ошибок дифференцирует как оппозиционные звуки, не смешиваемые в произношении, так и смешиваемые в произношении.

Уровень развития экспрессивного словаря соответствует возрасту.

Ребенок безошибочно называет по картинкам предложенные предметы, части тела и предметов; обобщает предметы и объекты, изображенные на картинке. Ребенок не допускает ошибок при назывании действий, изображенных на картинках. Ребенок называет основные и оттеночные цвета, называет форму указанных предметов.

Уровень развития грамматического строя речи соответствует возрастной норме.

Ребенок правильно употребляет имена существительные в именительном падеже единственного и множественного числа, имена существительные в косвенных падежах; имена существительные множественного числа в родительном падеже; согласовывает прилагательные с существительными единственного числа; без ошибок употребляет предложно-падежные конструкции; согласовывает числительные 2 и 5 с существительными. Ребенок образовывает существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами и названия детенышей животных.

Уровень развития связной речи соответствует возрастной норме.

Ребенок без помощи взрослого пересказывает небольшой текст с опорой на картинки.

Ребенок не нарушает звуконаполняемость и слоговую структуру слов.

Состояние звукопроизношения соответствует возрастной норме.

Социально-коммуникативное развитие детей осуществляется в образовательной деятельности в ходе режимных моментов, в совместной и самостоятельно игровой деятельности, в семье.

Календарно – тематическое планирование в старшей группе с детьми ТНР (ОНР)

Месяц

Неделя

Лексическая тема

Фонетико-фонематическая сторона речи

Грамматический строй речи

Сентябрь

Обследование детей старших групп №6, 9, 11

Октябрь

Осень. Труд взрослых.

Звук У

Одушевленные и неодушевленные существительные

Овощи

Звук А

Образование сущ. с уменьшительно-ласкательными суффиксами -чик, -очк, -ечк.

Фрукты

Звуки А-У

Именительные падеж множественного числа существительных

Сад-огород

Звук И

3 лицо единственного и множественного числа глаголов настоящего времени

Сад-огород

Звук Н

Существительные с уменьшительно-ласкательным значением

Ноябрь

Лес, грибы, ягоды, деревья

Звук П

Притяжательные местоимения МОЙ, МОЯ

Перелет

ные птицы

Звук Т

Глаголы прошедшего времени единственного числа

Одежда

Звук К

Винительный падеж единственного числа существительных.

Обувь, головные уборы

Звук К-Т

Родительный падеж единственного числа существительных без предлога и с предлогом У

Декабрь

Ателье

Звуки П-Т

Приставочные глаголы

Зима. Зимние забавы

Звуки П-Т -К

Предлог НА

Мебель. Части мебели

Звук Х

Предлоги НА, С

Новогодний праздник

Семья.

Звуки К-Х

Составление рассказа «Зима» по опорным словам и картинкам

Январь

Зимующие птицы

Звук О

Предлоги НАД, ПОД

Животные зимой.

Звук ХЬ

Род. падеж мн. числа.

Февраль

Почта

Звук ПЬ

Пересказ сказки «Три медведя» с опорой н на серию картинок с элементами драматизации

Транспорт

ЗВУК ТЬ

Пересказ отрывка из сказки «Сказка о золотой рыбки» с опорой на сери. картинок

Комнатные растения

Звук КЬ

Род имен существительных

Наши защитники. Масленица.

Звук Ы

Понятие «ПРИЗНАК»

Март

Весна. День рождения весны

Звуки И-Ы

Пересказ русской народной сказки «Снегурочка» по серии сюжетных картинок

Праздник

Звук ЛЬ

Притяжательные прилагательные с суффиксом –ин-

Профессии

Звуки ЛЬ-Й

Составление повествовательного рассказа «Скворечник»

Наша пища

Звук В

Составление описательного рассказа «Весна идет» по простым сюжетным картинкам.

Апрель

Откуда хлеб пришел?

Звук Ф

Относительные прилагательные

Посуда

Звук ФЬ

Относительные прилагательные

Мой дом

Звук и буква С

Притяжательные прилагательные с суффиксом –й-

Домашние животные и их детеныши

Звуки СЬ.

Буква С

Сравнительная степень качественных прилагательных

Май

Наша страна.

Мой родной край.

Звук и буква Ш.

Заучивание стихотворения А.К. Толстого «Колокольчики».

Человек

Звуки С-Ш

Образование прил. от сущ.

(флаг, гимн, герб России). Согласование слов в предложении.

Насекомые

Звук ХЬ

Образование глаголов ед. числа во мн. число. Родит. падеж мн. числа.

Лето

Звук З

Употребление прилагательных в сравнительной степени. Образование глаголов прошед. времени.

Участник ПМПк

Педагог-психолог

Участник ПМПк

Инструктор по плаванию

Ведущий специалист

Учитель- логопед

Родитель (Ф.И.О., подпись)

Индивидуальная карта речевого развития ребенка Варвары А.

(методика определения уровня речевого развития О.А. Безруковой)

Показатели

Максимальное количество баллов

Начало года

конец

года

Представления об окружающем мире

Лексическая системность (объем словаря и многообразие связей).

Задание 1-9

75

32

Словоизменительные и словообразовательные навыки и умения.

Задания 10-18

38

12

Фонематические процессы, навыки звукового анализа и синтеза, фонетическое оформление речи.

Задания 19-25

27

6

Понимание и самостоятельное продуцирование / репродуцирование текста. Задания 26-29

19

8