Перед весной бывают дни такие мотив. Текст песни А.А

Стихотворение «Перед весной бывают дни такие…» было написано Анной Ахматовой в конце февраля начале марта 1915 года в деревне Слепнево, где находилось родовое имение её мужа Николая Гумилева. Оно было создано под влиянием одной из немногочисленных женщин-подруг поэтессы Надежды Чулковой, жены известного литератора, принимавшей в творчестве Ахматовой деятельное участие и помогавшей изданию её первых поэтических сборников.

Это стихотворение, посвященное Чулковой, было своеобразным ответом поэтессы на их давние разногласия с приятельницей, которая предлагала Ахматовой проявить свою яркую творческую особенность с помощью пейзажной лирики. А все потому, что её давно смущала поэзия Ахматовой, в которой та, уже, будучи замужем, описывала свои любовные чувства к незнакомцам, существующим исключительно в её фантазиях.

Основная тема

Приехав ранней весной в семейное имение Гумилевых в деревне Слепнево, и следуя рекомендациям Чулковой, Ахматова пишет данное произведение. Сама природа и процесс её пробуждения от зимнего сна совсем ей не интересен, и поэтому в стихотворении он описан буквально в первых трех строчках. Поэтессу больше интересуют и волнуют её чувства, которые появляются у неё, когда она смотрит на окружающую её картину весеннего воскрешения природы.

Именно в такие дни, по признанию самой поэтессы, её ощущение окружающей действительности меняется коренным образом, она будто заново начинает жить и воспринимает окружающие её предметы и явления по-другому: «И легкости своей дивится тело, и дома своего не узнаешь». Ахматова считает, что только эти новые душевные ощущения, а совсем не ставший теплым и ласковым ветерок или шум просыпающихся деревьев, становятся настоящими предвестниками наступления весны и грядущих перемен. Это меняющееся настроение и острая новизна душевных чувств, как бы обновляют поэтессу изнутри, наполняя её ощущением радости, счастья, предчувствием чудес и ярких событий.

Именно в первые дни весны, описанные в стихотворении, Ахматова ощущает изменения, происходящие в её душе, осознает, что её жизненный путь совершает очередной поворот, и прошлая жизнь безвозвратно проходит, уступая место чему-то новому и неизведанному в её судьбе. Благодаря этому душевному обновлению, даже старая песня, «что прежде надоела» начинает звучать обновлено и свежо, вызывая абсолютно другие чувства и эмоции.

Особенности композиционного построения

Краткое (всего 8 строк), но как всегда гениальное, стихотворение Ахматовой, несет глубокий философский смысл, и очень тонко передает душевное состояние лирической героини. Глубина чувств и переживаний поэтессы передается с помощью таких поэтических приемов как метафора (деревья весело-сухие, теплый ветер нежен и упруг), олицетворение (луг отдыхает, деревья шумят). Для усиления общего настроения используется прием анафоры (четыре строчки в середине стихотворения начинаются союзом «и»). Стихотворение имеет яркий эмоциональный окрас, его первая часть немного сдержанная за счет применения простых повествовательных предложений, вторая радостная и умиротворенная (гармоничное сочетание высокопоэтических выражений с нейтральными: «и легкости своей дивится тело»).

Поэтесса в первую очередь ассоциирует приход весны со своими личными чувствами и ощущениями, они полны раздумий о том, насколько быстротечна человеческая жизнь, посвящены осмыслению собственных деяний, заполнены надеждами и мечтаньями о будущем. Все это придает Ахматовой жизненных сил и уверенности в себе для того, чтобы продолжать свой жизненный путь, не скорбя о прошлом и не печалясь из-за совершенных некогда ошибок.

Перед весной бывают дни такие:
Под плотным снегом отдыхает луг,
Шумят деревья весело-сухие,
И теплый ветер нежен и упруг.
И лёгкости своей дивится тело,
И дома своего не узнаешь,
И песню ту, что прежде надоела,
Как новую, с волнением поешь.

Анализ стихотворения «Перед весной бывают дни такие» Ахматовой

В раннем творчестве А. Ахматовой редко встречались описания каких-то конкретных вещей. Поэтесса большей частью изображала свой внутренний мир, который был насыщен фантастическими мечтами и надеждами. Немалая часть произведений была посвящена вымышленным любовным образам, не имеющим никакого отношения к действительности. За это Ахматову часто упрекали знакомые и близкие, так как знали о ее непогрешимой верности мужу. Близкая подруга поэтессы Н. Чулкова предложила ей написать стихотворение в жанре пейзажной лирики, чтобы проверить свои творческие силы. Ответом Ахматовой и стало произведение «Перед весной бывают дни такие…» (1915 г.).

Поэтесса с честью выдержала предложенное испытание. Ее стихотворение написано с большим художественным мастерством. Собственно пейзажу отводится первая часть произведения. В нем изображены последние дни уходящей зимы. Ахматова не случайно выбрала это пограничное состояние природы. Многие поэты с восторгом описывали первые приметы весны. Для внутреннего мира поэтессы гораздо важнее тот момент, когда природа как бы замирает перед своим пробуждением. Снег еще даже не начал таять, поэтому земле не тягостно его бремя («отдыхает луг»). Противоречивый эпитет «весело-сухие» подчеркивает, что деревья уже готовятся к весеннему движению соков, которое вот-вот начнется. Первый «теплый ветер» уже сменил жестокие холодные порывы. Он еще не насыщен весенними ароматами, но приносит значительное облегчение.

Во второй части описаны ощущения самой героини, вызванные этим состоянием природы. Во всем организме появляется удивительная легкость. До бурного всплеска жизненных сил еще далеко. Природа дает всем существам небольшую передышку, чтобы скинуть с себя накопленный за зиму груз и подготовиться к стремительному весеннему пробуждению. В это время можно освободиться от тяготящих мыслей и переживаний, очистить душу для новых радостных впечатлений. Поэтому героиня утверждает, что «дома своего не признаешь». Все окружающее она воспринимает в совершенно новом свете. Ахматова символически сравнивает такое состояние с надоевшей песней, которая поется по-новому.

Стихотворение «Перед весной бывают дни такие…» доказывает мастерство Ахматовой в несвойственном для нее жанре пейзажной. Поэтесса не только удачно описала интересное состояние природы, но и напрямую связало его с человеческими ощущениями и мыслями.

Анна Ахматова однажды призналась, что не умеет дружить с женщинами, которых считает завистливыми, корыстными и глупыми. Однако в ее жизни все же была та, которую она хоть и с натяжкой, но все же считала своей подругой. Это – Надежда Чулкова, супруга известного русского литератора, который помогал Ахматовой издавать ее первые поэтические сборники. Именно с этой женщиной поэтесса делилась своими творческими планами и в 1915 году даже посвятила ей стихотворение “Перед весной бывают дни такие…” .

Поводом для написания этого произведения стал давний спор между Ахматовой и Чулковой, во время которого супруга литератора предложила поэтессе попробовать себя в жанре пейзажной лирики, чтобы объективно оценить свой творческий потенциал. Чулкову смущал тот факт, что Ахматова, будучи замужней женщиной, пишет стихи о любви к другим мужчинам, которые существуют лишь в ее воображении. Поэтому ранней весной 1915 года, находясь в имении Слепнево, которое принадлежало семье Николая Гумилева, супруга поэтессы, Ахматова решила последовать совету своей подруги. Однако она не посчитала нужным описывать процесс пробуждения природы от зимней спячки. Поэтессу гораздо больше волновали те чувства, которые она испытывала, глядя на луг, который “отдыхает под плотным снегом” и “весело-сухие” деревья, шумящие от малейшего порыва ветра.

В такие дни, как призналась поэтесса, ее мировосприятие становится совершенно иным, словно она по-новому ощущает все то, что ее окружает. “И легкости своей дивится тело, и дома своего не узнаешь”, – отмечает Ахматова. Именно такие изменения в душе, а отнюдь не теплый и ласковый ветер, являются верным признаком наступающей весны, которая словно бы обновляет поэтессу изнутри, наполняя непонятной радостью и ожиданием чуда.

Именно в такие дни Ахматова чувствует себя иной и понимает, что жизнь делает очередной виток, а прошлое уходит без сожаления. И даже старая песня, “что прежде надоела”, теперь звучит совсем по-новому и наполняется совершенно другим смыслом, которые созвучен настроению и ощущениям. Для Ахматовой весна, в первую очередь, ассоциируется с глубокими душевными переживаниями, в которых есть место осознанию быстротечности жизни, переосмыслению собственных поступков, новым идеям и надеждам. И именно это дает ей силы для того, чтобы жить дальше, не оглядываясь назад и не укоряя себя в тех ошибках, которые уже невозможно исправить.

(No Ratings Yet)

  1. “Четки” – второй сборник Ахматовой, выпущенный издательством “Гиперборей” впервые в 1914 году. Именно эта книга сделала поэтессу по-настоящему известной. Основная черта творчества Анны Андреевной – “скупость слов” – выявилась еще...
  2. Творчество Анны Ахматовой при ее жизни никогда не рассматривалось в христианском ключе. В начале 20 века литератора и религия считались понятиями несовместимыми, а позже анализировать стихи с точки зрения их...
  3. Анна Ахматова. Теперь каждый культурный человек произносит это имя с великим уважением. Но всегда ли так было? Давайте вспомним начало пути поэтессы. Ее первые стихи появились в России в 1911...
  4. После разрыва отношений с Николаем Гумилевым Анна Ахматова мысленно продолжает вести с ним споры и диалоги, упрекая бывшего супруга не только в изменах, но и в разрушении семьи. Действительно, у...
  5. Стихотворение “Памяти Сергея Есенина” было написано Ахматовой в 1925 году, а опубликовано лишь в 1968 год уже после ее смерти. Это скорбящее стихотворение о трагической судьбе поэта. “Бездумно и безбольно...
  6. Брачный союз Анны Ахматовой и Николая Гумилева с самого начала был похож на сделку, в которой каждая из сторон получала определенную выгоду. Гумилев был на протяжении нескольких лет безнадежно влюблен...
  7. Брак Анны Ахматовой и Николая Гумилева с самого начала был обречен на крах. Двум творческим людям было крайне сложно ужиться под одной крышей, хотя во многим их взгляды на литературу...
  8. На творчество Анны Ахматовой значительное влияние оказало сразу несколько поэтов, среди которых был и Иннокентий Анненский. Он не был знаком с юной поэтессой, однако Ахматова считала его своим духовным наставником....
  9. Анна Ахматова познакомилась с Николаем Гумилевым в 1904 году, и 17-летний юноша не произвел на нее особого впечатления. Более того, будущая поэтесса очень холодно отнеслась к своему воздыхателю, хотя любила...
  10. У Анны Ахматовой было не так уж много верных друзей, одним из которых оказался литератор Михаил Лозинский. С ним поэтесса познакомилась в 1911 году, когда примкнула к кружку акмеистов и...
  11. Не секрет, что Анна Ахматова согласилась стать супругой поэта Николая Гумилева не из-за любви к своему избраннику, а из-за жалости и сострадания. Все дело в том, что этот молодой человек...
  12. Сталинские репрессии не обошли стороной семью Анны Ахматовой. Сперва был арестован и расстрелян ее бывший муж Николай Гумилев, а затем в 1938 году по ложному обвинению осудили сына, Льва Гумилева....
  13. В жизни Анны Ахматовой было много мужчин, что неудивительно, потому что эта женщина могла одним лишь взглядом пленить человека, даже если видела его впервые в жизни. Ей приписывали некий колдовской...
  14. После революции у Анны Ахматовой было довольно много возможностей покинуть мятежную Россию и перебраться с сытую, благополучную Европу. Однако каждый раз, когда поэтесса получала подобное предложение от родственников или же...
  15. Стихотворение “Сероглазый король” , написанное Анной Ахматовой в 1910 году, является, пожалуй, одним из наиболее загадочных лирических произведений поэтессы. До сих пор критики спорят о том, кому именно оно было...
  16. Жизнь поэтессы Анны Ахматовой не была легкой и безоблачной. Однако в самые трудные и безнадежные мгновения эта удивительная женщина находила в себе силы и веру для того, чтобы идти вперед...
  17. В юности Анна Ахматова была довольно дерзкой и своенравной особой, которая всегда поступала так, как считала нужным, не обращая внимания на общественное мнение. Убедить ее сделать что-то по-другому было практически...
  18. Революция 1917 году полностью изменила жизнь Анны Ахматовой. К этому моменту она была уже достаточно известной поэтессой и готовила к публикации свой третий литературный сборник. Однако в одночасье вдруг выяснилось,...
  19. В 1906 году в семье Анны Ахматовой произошло трагическое событие – от туберкулеза скончалась Инна, старшая сестра будущей поэтессы. К тому времени родители Ахматовой развелись, и ее мать, забрав детей,...
  20. Анна Ахматова часто любила повторять, что некоторые эпизоды ее жизни в свое время были описаны в мировой литературе. Действительно, ничто не ново под луной, особенно, когда речь идет о взаимоотношениях...
  21. Анна Ахматова и Дмитрий Шостакович познакомились еще до войны. Они довольно часто встречались на различных культурных мероприятиях, хотя и не ладили между собой. По одной из версий, Шостакович не разделял...
  22. В своих автобиографических воспоминаниях Анна Ахматова неоднократно упоминала о том, что с детства мечтала быть поэтом. Более того, она утверждала, что ее судьба была предопределена заранее, и кто-то свыше постоянно...
  23. После расторжения брака с Николаем Гумилевым Анна Ахматова связала свою судьбу с ученым-востоковедом Владимиром Шилейко. По воспоминаниям очевидцев, сперва она снимала комнату в его петербургской квартире, а позже фактически выселила...
  24. Одним из излюбленных поэтических образов Анны Ахматовой являлся мужчина, которого она выдумала и воплотила в своих стихах. По этому поводу в литературных кругах было много споров и слухов, которые поэтесса...
  25. В 1911 году Анна Ахматова познакомилась с Александром Блоком, и эта мимолетная встреча произвела на поэтессу неизгладимое впечатление. К этому моменту Ахматова уже была знакома с творчеством этого поэта, считая...
  26. Анну Ахматову нередко обвиняют в том, что ее творчество окрашено в пессимистические тона. Отчасти это действительно так, потому что у этого автора сложилась особая манера повествования, основанная на публичной демонстрации...
  27. В своих стихах Анна Ахматова нередко вела бесконечные беседы с вымышленными персонажами. По большей части это были мужчины, с которыми в своем воображении поэтесса разыгрывала сцены ревности, любви, разлуки и...
  28. Не секрет, что произведения многих поэтов являются автобиографичными. В них они по новой переживают свои наиболее сильные чувства и впечатления, переосмысливают их и порой даже снабжают философскими комментариями. Анна Ахматова...
Анализ стихотворения Ахматовой “Перед весной бывают дни такие

Цель деятельности учителя

Формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов

Тип урока

Урок чтения и изучения произведения

Планируемые образовательные результаты

Личностные:

Предметные: формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие мышления, внимания, фонематического слуха; развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности.

Метапредметные:

регулятивные : самостоятельно формулировать тему и цели урока; иметь способность к целеполаганию.

коммуникативные: формировать умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других.

Методы и формы обучения

Проблемно-поисковые (побуждающий и подводящий к диалогу), метод самостоятельной работы с текстом, наглядный метод (опорный конспект).

Основные понятия

Анализ стихотворения

Наглядно-демонстрационный материал

Портрет писателя , учебник-хрестоматия, опорный конспект, карточки с заданиями.

Урок_____ по литературе, 6 класс. А.А. Ахматова. Стихотворение «Перед весной бывают дни такие».

ХОД УРОКА.

I. В с т у п и т е л ь н о е с л о в о

у ч и т е л я.

- Добрый день, ребята! Рада вас приветствовать!

Сегодня у нас необычный урок. Необычность его в том, что работать мы будем по опорным конспектам, которые находятся у каждого из вас на парте. В этих конспектах есть как необходимые подсказки, так и задания, которые мы будем выполнять.

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку.

Фронтальная

Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу.

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции.

Коммуникативные: работают в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей)

2.Постановка цели и задач.

Но для начала послушаем стихотворение наизусть, и мне бы очень хотелось, чтобы за время урока содержание стихотворения открылось для вас своей новой гранью, то есть будем пытаться в привычном, знакомом искать что-то новое, особенное.

Кто догадался, о чем мы будем говорить на уроке?

Какие задачи перед собой поставим?

А кто мне скажет как можно постигать красоту во всем? ( Читая стихотворения, любуясь природой, посещая музеи, выставки… ). Поэтому одной из задачи перед нами будет стоять научиться постигать красоту во всем, уметь видеть прекрасное.

И поможет нам в этом, конечно, поэзия, а именно стихотворение Анны Андреевны Ахматовой (1889-1966), которое поэтесса написала, когда ей было 26 лет.

Поэтесса прожила долгую и трудную жизнь. Это был необыкновенно талантливый, красивый, величественный, цельный и скромный человек.

Сообщение о биографии А.А. Ахматовой (подготовленным учащимся).

Дополнения о биографии:

А. Ахматова:

«Я родилась 11 июня 1889 года, в один год с Чаплином, «Крейцеровой сонатой» Л.Н. Толстого, Эйфелевой башней и, кажется, Элиотом. Мой отец был в то время отставной инженер-механик флота. Годовалым ребенком я была перевезена на Север - в Царское Село. Мои первые впечатления - Царскосельское зелёное великолепие парков, выгон, куда меня водила няня, ипподром, где скакали маленькие пёстрые лошадки, старый вокзал и нечто другое».

Отец узнав, что его дочь хочет напечатать подборку стихов в столичном журнале, он потребовал, чтобы дочь «не позорила славной фамилии...». Ахматова взяла псевдоним, и в русскую литературу вместо Анны Горенко вошла Анна Ахматова.

Ахматова говорила:

«Среди моих предков по маминой линии был Ахмат-Хан, потомок Чингиза - последнего правителя Золотой Орды. Я очень гордилась, что я чингизка».

Для русского слуха её фамилия звучит экзотично, на восточный лад, но пять открытых «а» завораживали. Она прочно утвердилась в начале русского поэтического алфавита.

К. И. Чуковский:

Анну Андреевну Ахматову я знал с 1912 года. На каком-то литературном вечере подвёл её ко мне её муж, молодой поэт Николай Степанович Гумилёв. Тоненькая, стройная, похожая на робкую 15-летнюю девочку, она ни на шаг не отходила от своего мужа, который тогда при первом знакомстве, назвал её своей ученицей. Прошло 2-3 года, и в её осанке наметилась главная черта её личности - величавость.

Формулируют тему, цель учебной деятельности в диалоге с учителем; воспринимают на слух информацию, осваивают термины. Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи.

Фронтальная, индивидуальная.

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Познавательные:

Извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.

Регулятивные:

планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, работают по плану.

Коммуникативные:

строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

3.Организация познавательной деятельности

Возвращаемся к нашему стихотворению.

О чем это стихотворение? Какова его тема? ( Стихотворение о весне, о пробуждении природы и души человека весной )

Какова идея стихотворения , что хотел сказать автор? (Весной все изменяется, обновляется, выглядит другим. Это касается как изменений в природе, так и перемен в душе человека )

    Вы уже знаете, что такое композиция, изобразительно-выразительные средства (тропы).

Напомните определения знакомых понятий.

Композиция – построение.

Метафора – скрытое сравнение.

Эпитет – образное определение.

Олицетворение – наделение неживых предметов свойствами живых.

Сравнение – сопоставление одного предмета с другим при помощи союзов как, будто, словно, как будто, точно.

Познакомимся еще с новыми выразительными средствами, которые помогут проанализировать стихотворение.

Аллитерация - повторение одинаковых согласных звуков.

Ассонанс – повторение одинаковых гласных звуков.

Принимают участие в работе, отвечают на вопросы.

Фронтальная, индивидуальная.

Личностные: осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом созидательном процессе.

Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации. Устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы.

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.

Коммуникативные :

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

4.Стадия осмысления.

Я даю вам время, чтобы вы вгляделись в стихотворение и поискали какой-либо ключ к его истолкованию, можете применить названные понятия…

Состоит из 2 предложений (композиция), в одном речь о природе, в другом - о человеке и его душе;

Эпитеты;

Начало и конец…

А теперь проведем несколько наблюдений вместе. Если бы я попросила вас нарисовать иллюстрацию к стихотворению, какие слова помогли бы вам? (Луг, снег, деревья, дом, ветер) Это весна? (Нет)

А откуда же в стихотворении такое сильное ощущение весны, ожидание перемен? ( В стихотворении передаются чувства. Здесь много движения )

Назовите слова, содержащие движение . ( Шумят, ветер, дивится, волнение, поешь). Вот теперь весна чувствуется )

Предположите, какое слово в стихотворении будет являться своеобразным золотым сечением? ( Слово «легкость»)

Ничего себе легкость. Все под снегом, люди в теплых одеждах…, и откуда-то легкость. Это слово связано с чувствами человека.

Легкость связана с ожиданием чего-то нового, какой-то простор открывается в душе от одного только ожидания. Вспомните свои ожидания дня рождения, или как все ждут Нового года, или какой-либо праздник…)

Участвуют в работе с текстом произведения.

Делают анализ по плану.

Фронтальная, групповая.

5.Предъявление результатов работы.

Заглянем в мастерскую поэтессы.

Проведем небольшой эксперимент, посчитаем использование поэтессой слов разных частей речи.

Глаголов – 7, существительных – 10, прилагательных - 7. Служебные части речи: союзов – 6, предлогов – 3.

В чем особенность использования глаголов и с чем она связана? (Все глаголы, кроме одного – «надоела» - стоят в форме настоящего времени. Настоящее дышит жизнью, полно движения, а «надоела» - в прошлом ).

Понаблюдаем, где, в каких строчках мы встречаемся с предлогами . ( В 1, 2 и в последней. В 1 и 2 строках встречаем предлоги «перед» и «под», свидетельствующие о начале перемен, а в последней – предлог «с», указывающий на соединение, объединение).

Всего в стихотворении 8 строк и 6 союзов . Это много или мало? Много .

Причем союзы всегда соединяют, связывают. Что соединяют союзы в рассматриваемом стихотворении? (Жизнь природы и жизнь человека).

Ассоциации. – Посмотрите на свои опорные конспекты и прочитайте определение ассоциации.

Представим, что стихотворение – это картина, живописное полотно. Художник работает при помощи кисти и красок, он создает образы, рисуя линии, фигуры и используя определенные цвета. По ассоциативным связям предположите, какими деталями или образами на картине могут стать союзы, учитывая их функцию – соединение. (Дорогами, реками – они тоже соединяют) Это небольшое открытие помогло сделать нам стихотворение А.А.Ахматовой.

7. – Выберите пейзаж к стихотворению, объясните свой выбор.

8. – Вернемся к союзам еще. Какое место в стихотворении, с точки зрения употребления союзов, концентрирует наше внимание, останавливает его? (Повтор союза «и» в 4,5,6 строках)

Когда каждая следующая строка начинается с одного и того же слова, мы имеем дело с анафорой.

Волшебный, троекратный повтор союза «и» в середине стихотворения что-то меняет … и привычное, надоевшее обретает новое звучание. Докажите. (Ребята читают последние четыре строки)

9 . Пунктуация .

Мы знаем, что в стихотворении нет ничего случайного. Понаблюдаем за знаками препинания.

Мы не увидим разнообразия. Есть (.), (,), (:), вовсе нет (!),(?),(-).

В этом и есть гениальное мастерство Ахматовой, когда все обыкновенное: слова, предметы, знаки препинания… и в то же время необыкновенное.

Задания по вариантам.

1 вариант : найдите пример аллитерации в 1 части стихотворения. («под плотным снегом отдыхает луг» - аллитерация на «п», «т», «д»;

2 вариант: найдите ассонанс во 2 части стихотворения2 вариант – («и дома своего не узнаешь» - ассонанс на «о» и на «а»; «как новую, с волнением поешь» - на «о») .

Тема в стихотворении развивается, в восьмистишии есть движение, и это видно на примере звукописи: от аллитерации к ассонансу, от согласных к гласным, к звонкости, прозрачности, чистоте.

11. – Все и просто и сложно одновременно. Одно переходит в другое: зима в весну, ночь в утро, - все находится в движении.

Найдите в стихотворении главное слово, способствующее движению, изменению. ( Волнение )

Нарисуйте в своих опорных конспектах волнение. ( Учащиеся могут нарисовать волну, могут цветок… )

Волнение предшествует переменам.

Работа с текстом (опорный конспект), материалами в тетради.

Дополнение написанного.

Фронтальная, групповая.

6.Рефлексия

Еще раз сделаем вывод. С помощью природы, описания пейзажа передаются чувства и переживания человека.

Учитель: Продолжите, пожалуйста, фразу:

Сегодня на уроке я узнал…

Мне было интересно …

Было трудно …

Я понял, что …

Я почувствовал, что…

Я смог…

Я попробую …

Я доволен тем, что…

Мне захотелось…

Осуществляют самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Высказывают и аргументируют свое мнение, делятся впечатлениями.

Фронтальная.

Познавательные: приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность.

Регулятивные: оценивают свою работу.

Коммуникативные:

Строят небольшие монологические высказывания.

7.Домашнее задание:

1 – написать свое стихотворение или несколько прозаических предложений об ожидании весны и чувствах, связанных с этим ожиданием;

Например ,

Вместо пасмурных деньков

Солнышко стремится

Осветить, согреть снега, землю и деревья.

Души наши растопить

Жаркими лучами.

Ждем весны прихода мы-

Она не за горами.

2 - ответить на вопросы, которые помещены в табличке ваших опорных конспектов, рассказав о стихотворении А.А.Ахматовой, которое мы рассматривали на уроке.

Записывают домашнее задание в дневник.

Индивидуальная.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Тест

Выберите один из вариантов ответа в предложенных заданиях.

1) Почему конь остался в деревне?

А) Его ранили.

Б) Так захотел Панкрат.

2) Какая кличка была у Фильки?

А) «Ничего не знаю».

Б) «Да ну тебя!».

В) «Все вы умные».

3) Какую историю рассказала бабушка Фильке?

А) О том, как она обидела когда-то солдата.

Б) О том, как мужик из деревни обидел старого солдата.

В) О том, как закончилась война.

4) Что случилось, когда Филька бросил коню хлеб в снег?

А) Началась метель.

Б) Было наводнение.

В) Случилось землетрясение.

5) Как Филька искупал свою вину?

А) Он не хотел меняться.

Б) Накормил всех.

В) Рубил лед с ребятами у мельницы.

6) Причиной лютого мороза столетней давности бабка Фильки считала:

А) злобу людскую

Б) ненависть народную

В) грубость человеческую

7) Как Филька помирился с конем?

А) Попросил у него прощения.

Б) Он принес ему свежего хлеба с солью.

В) Он покормил его морковкой.

Вопросы, требующие однословного ответа, вопросы репродуктивного плана .

Что?

Когда?

Как зовут...?

Было ли...?

Где?

Вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать.

Дайте три объяснения, почему...?

Объясните, почему...?

Почему, вы думаете...?

Почему вы считаете...?

В чём различие...?

Предположите, что будет, если...?

Что, если...?

Согласны ли вы...?

Верно ли...?

Продолжите, пожалуйста, фразу:

Сегодня на уроке я узнал…

Мне было интересно …

Было трудно …

Я понял, что …

Я почувствовал, что…

Я смог…

Я попробую …

Я доволен тем, что…

«Дорога к доброте» Фильки

«Мельник Панкрат и раненый конь»,

«Мальчик Филька»

«Беда в Бережках»

«Филька осознает ошибку»

«Искупление греха»

Критерии по которым вас будет оценивать другая группа.

(знание текста, умение ориентироваться в тексте, умение делать выводы, аккуратность, смогли ли отразить характер героя).

(красный – 5 баллов, зеленый – 4 балла, желтый – 3 балла)

Раннее творчество Анны Андреевной Ахматовой характеризуется большой чувствительностью, эмоциональностью, мечтательностью. Не стало исключением и стихотворение «Перед весной бывают дни такие…», в котором поэтесса с присущей ей эмоционально-экспрессивной манерой описала пробуждение природы после зимнего сна. Предложенный краткий анализ «Перед весной бывают дни такие…» по плану пригодится при подготовке к уроку литературы в 4 классе.

Краткий анализ

История создания – Стихотворение написано весной 1915 года, во время отдыха в родовом имении.

Тема стихотворения – Пробуждение природы и души человека с приходом весны.

Композиция – Композиция стихотворения включает в себя две условные части: в первой автор описывает весеннее обновление природы, во второй - раскрывает внутренние ощущения лирической героини.

Жанр – Пейзажная лирика.

Стихотворный размер – Ямб с использованием парной рифмы.

Метафоры - «деревья весело-сухие», «ветер нежен и упруг».

Эпитеты «плотный», «теплый», «новая».

Анафора – 4 строчки берут начало с «и».

Олицетворения «отдыхает луг», «шумят деревья».

История создания

Стих был написан Анной Андреевной весной 1915 года, во время пребывания в родовом поместье ее супруга Николая Гумилева. Одной из немногих подруг Анны Андреевной была жена известного литератора Чулкова, Надежда.

На одном из литературных вечеров между дамами возник спор: Надежда Чулкова уверяла, что по-настоящему талантливый поэт должен развивать грани своего мастерства, охватывая своим творчеством самые разнообразные темы. Тем самым она намекнула на «однобокость» произведений Ахматовой, в которых она часто описывала любовные чувства к таинственным незнакомцам, существовавших лишь в ее фантазиях.

Анна Андреевна приняла вызов подруги, и написала небольшой стих под названием «Перед весной бывают дни такие…», ставший прекрасным образцом пейзажной лирики в творческой копилке поэтессы.

Тема

Тема произведения - приход весны и связанные с ним перемены. Однако сама природа не представляет для поэтессы особого интереса: куда больше ее волнуют те чувства и эмоции, которые появляются при взгляде на обновление природы.

Именно весной, по признанию Ахматовой, возникает ощущения полноты жизни. Все окружающие предметы и события воспринимаются иначе, душа трепещет в предчувствии грядущих радостных перемен.

Ахматова уверена, что только обновленные внутренние ощущения являются истинными предвестниками весны, способными наполнить ощущением счастья и радости. Первые дни весны, когда земля только пробуждается после долгого зимнего сна, даруют стойкое ощущение наступления нового периода в жизни. Все былое безвозвратно уходит в небытие, уступая место чему-то неизведанному.

Композиция

Произведение отличается небольшим объемом – всего 8 строк. Однако даже столь скромный размер стиха не помешал поэтессе в полной мере отразить чувства и эмоции лирической героини.

Композиционная структура представлена двумя условным частями. В первом четверостишии преобладает повествование, передающее атмосферу ожидания.

Во втором же части наблюдается резкий переход в настроении лирической героини, которая делится легкостью и новизной чувств, вызванных приходом весны.

Жанр

Произведение написано в жанре пейзажной лирики. Размер стихотворения - ямб, рифма - парная.

Средства выразительности

Даже в небольшом по размеру стихотворении поэтессу удалось передать душевные переживания героини. Произведение вызывает исключительно положительные, яркие эмоции.

Созданию подобного настроения способствовали такие средства художественной выразительности как метафоры («деревья весело-сухие», «ветер нежен и упруг»), эпитеты (« плотный», «теплый», «новая»), олицетворения (« отдыхает луг», «шумят деревья»).