Подведение итогов самообразования. Учебный год

Елена Исаевa
Планирование недели здоровья в подготовительной группе

Неделя здоровья в подготовительной группе .

Стихотворение недели Физзарядка началась – делай раз! Шире шаг не отставай – делай два!

Не задерживай смотри – делай три! Солнце в небо посмотрело. Хорошо!

Буду сильный, буду смелый и большой!

Игра-тренинг

Дети находятся в круге. Ведущий говорит, что сейчас каждый может подарить и получить подарок. Со словами : «Я хочу подарить тебе сегодня…» ведущий обращается к сидящему рядом и описывает то, что он придумал преподнести в подарок (настроение, прикосновение, цветок, песенку, стихотворение) . чем необычнее будет придумано, тем лучше. Принимающий подарок принимает и дарит что-нибудь следующему по кругу.

30.09. Понедельник .

День чистюль 01.10. Вторник.

Вместе весело шагать 02.10. Среда

Я и дома и в саду с физкультурою дружу 03.10. Четверг

В здоровом теле здоровый смех 04 .10. Пятница

В сказку за здоровьем

Утренняя беседа. .

«Что такое здоровье ;

обогащение словарного запаса на основе углубления знаний детей о здоровье человека ;

поощрение попыток делиться с педагогом и другими детьми разнообразными знаниями, впечатлениями, представлениями;

Чтение М Пришвин «Лисичкин хлеб» : раскрыть значение полезной пищи для человека

Подьем– зарядка – закаливание Педагогическая ситуация : «Осторожно, лекарство!» -

формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них.

Д\игра «Подбери пару» (соотнесение предметов на картинках с действиями, закрепление навыков самообслуживания)

Отгадывание кроссворда «Мои личные вещи» Утренняя беседа. «В человеке целый мир» (представление о строении и функционировании организма человека, формирование бережного отношения к своему организму;

Игра-соревнование «Я лучше и аккуратнее всех сложил одежду» для закрепления умение быстро, аккуратно раздеваться, раскладывать одежду в определенные места.

Дидактическая игра «Поведение за столом» (дамы и кавалеры

Подьем– зарядка – закаливание

Творческое рассказывание «Мой любимый вид спорта» : побуждать использовать в речи простые и сложные предложения

Физиологические опыты (обращать внимание детей на то, как изменяется работа нашего организма во время подвижных игр, физической нагрузки (покраснение, потоотделение, учащенное сердцебиение, упражнения в определении пульса в разных состояниях (за 10 с.) ;

Дидактическая игра «Первая помощь» на закрепление умений оказывать элементарную помощь в трудных и опасных ситуациях Утренняя беседа.

«Вредные привычки» , совершенствование умения выполнять общепринятые нормы поведения, стремление к здоровьесберегающему поведению ;

Отгадывание кроссворда «Виды спорта» ;

Дидактическая игра «С кем дружит зубок» , закрепление знаний о профилактике заболевания зубов.

Упражнения для закрепления умения называть свою фамилию и имя; фамилию, имя и отчество родителей, домашний адрес.

Подьем– зарядка – закаливание

Игровая ситуация «Кукольные разговоры» (с использованием обыкновенных кукол и бибабо) ; разговоры о здоровье друг друга для закрепления умения пользоваться в речи словами-понятиями : сначала, потом, до, после, раньше, позже, в одно u то же время;

Чтение : Г. Зайцев «Уроки Мойдодыра» , «Уроки Айболита» , закрепление знаний о здоровьесберегающем поведении .

Экспериментирование «Изучаем отпечатки пальцев» , «Определение плоскостопия» ; Утренняя беседа.

«Как вести себя во время болезни» , закрепление навыков здоровьесберегающего поведения (обращаться к взрослым, вовремя сообщать о недомогании) ;

Дидактическая игра «С кем дружит зубок» , закрепление знаний о профилактике заболевания зубов

Игровые ситуации на умение замечать и самостоятельно устранять непорядок в своем внешнем виде.

Подьем– зарядка – закаливание

Экспериментирование «Что может случиться, если….» . Предложить детям закрыть руками последовательно глаза, уши, нос и попросить рассказать, что они при этом чувствуют; а если вообразить, что сломана и не двигается рука, нога;

Подвижная игра на развитие логического мышления, памяти, координации движений «Угадай, назови вид спорта, повтори движение» Утреняя беседа – рассуждение «Я - спортсмен» ;

повторение с детьми правил поведения в спортивном зале, воспитание стремления к безопасному поведению.

Составление рассказа из личного опыта «Мой режим дня» ; расширение представления детей об их обязанностях, усложнении обязанностей в связи с возрастом;

совершенствовать умение слушать других внимательно, не перебивая;

Подьем– зарядка – закаливание

Беседа – практикум «Защити себя сам» , закрепление основ безопасности во время плохих погодных условий, приемы оказания элементарной помощи в случае ушиба, пореза.

Спортивный досуг «Путешествие за здоровьем »

В течение всей недели здоровья

интеграция ОО :

Здоровье , безопасность,

физическая культура,

музыка, социализация,

коммуникация, художественное творчество, познание, чтение художественной литературы.

Самообразование как один из способов повышения профессионального мастерства педагогов

Цель консультация: Совершенствование навыков самостоятельной работы педагогов по самообразованию.

Задачи:

  • Раскрыть сущность процесса самообразования, его необходимость в современных условиях.
  • оказание методической помощи педагогам в умении работать с учебной, справочной, научно-методической литературой, выделять главные, ключевые понятия в любом информационном материале, составлять опорные схемы, планы.

Планируемый результат: Осознание педагогами необходимости в постоянном самообразовании, формирование определенных умений.

План консультации:

4. Рефлексия.

Литература:

Белая К.Ю. Самообразование педагогов ДОУ. / Справочник старшего воспитателя. N 2, 2007. с.37.

Дошкольное воспитание N 2, 2008 с. 97

Короткина О. Как организовать работу по самообразованию. /Дошкольное воспитание. N 8, 2004, с. 36

Материалы интернт-сайтов по проблеме самообразования

Я чувствую себя в праве сказать: да здравствует самообразование во всех областях!.. Только те знания прочны и ценны, которые вы добывали сами, побуждаемые собственной страстью. Всякое знание должно быть открытием, которое вы сделали сами…

К.И. Чуковский

1. Самообразование как один из путей повышения профессионального мастерства педагогов.

Качество дошкольного образования определяется множеством факторов, одним из которых является непрерывное повышение уровня теоретической подготовки и профессионального мастерства педагогов. Важную роль при этом имеет систематическое, самостоятельное ознакомление воспитателей и других специалистов ДОУ с новейшими достижениями педагогики, с передовой практикой работы других образовательных учреждений, в также изучение программно-методических материалов и нормативно-правовых документов. Как вы понимание, что такое самообразование?

Разные источник дают следующие определения:

Самообразование – это целенаправленная познавательная деятельность , управляемая самой личностью для приобретения системных знаний в какой-либо области науки, культуры и т.п. Ожигов дает такое определение: самообразование – это приобретение знаний путем самостоятельных занятий без помощи преподавателя.

Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук.

Педагог должен в течении учебного года или другого периода времени углублённо заниматься проблемой, решение которой вызывает определённые затруднения или которая является предметом его особого интереса.

Самообразование педагога - это необходимое условие профессиональной деятельности. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к педагогу самые высокие требования. Для того, чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные. Педагог должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его воспитанников перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире. Способность к самообразованию не формируется вместе с дипломом педагогического ВУЗа. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного педагога, но не в меньшей степени эта способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности и деятельности своих коллег.

Однако, как бы ни были высоки способности педагога к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют педагоги – это отсутствие времени, нехватка источников информации, отсутствие стимулов и др. Но это всего лишь проявление инертности мышления и ленности ума, так как самосовершенствование прежде всего должно стать неотъемлемой потребностью.

Определим составляющие этой потребности, мотивы, побуждающие педагога к самообразованию:

Ежедневная работа с информацией. Готовясь к занятию, выступлению, родительскому собранию и др. у педагога возникает необходимость поиска и анализа новой информации

Желание творчества. Педагог – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.

Стремительный рост современной науки. Особенно психологии и педагогики.

Изменения, происходящие в жизни общества формируют образ педагога как «несовременного человека».

Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребенка в детский сад, озабочены тем, что за воспитатель будет работать с их ребенком.

Общественное мнение . Педагогу не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Плохим педагогом быть обидно.

Материальное стимулирование. Категория педагога, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства учителя. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.

Интерес . Учиться просто интересно. Как человек, который ежедневно учит, не будет постоянно учиться. Вправе ли он тогда вообще быть педагогом?

Источники самообразования.

В чем заключается суть процесса самообразования?

Педагог самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности. Каковы же эти источники знаний, и где их искать?

Телевидение

Газеты, журналы

Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.)

Интернет

Видео, аудио информация на различных носителях

Платные курсы

Семинары и конференции

Мастер-классы

Мероприятия по обмену опытом

Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты

Курсы повышения квалификации

2. Организация работы по самообразованию.

Важным условием самообразования является правильно организованная и проводимая работа по самообразованию. К сожалению, не всегда и не все педагоги владеют навыками самостоятельной работы, наиболее часто возникают следующие проблемы:

Не могут определиться с темой самообразования, выделить ее актуальность

Не могут правильно сформулировать тему самообразования

При подборе литературы теряются в ее изобилии. Затрудняются в правильном выборе

При работе с методической литературой не могут глубоко осмыслить прочитанный материал

Не могут сформулировать цель и задачи работы

(педагоги предлагают свои решения обозначенных проблем)

Возможная проблема

Пути решения

Не могу определиться с темой самообразования

  • выделите из многообразия проблем, которые вытекают из наблюдений за детьми, результатов диагностики, анализа работы и др. ту, которая является для вас главной и решение которой могло бы дать устойчивый положительный результат.
  • определите актуальность данной проблемы, перспективность и практическую значимость для повышения воспитательно-образовательного процесса

Не могу правильно сформулировать тему самообразования, выделить ее актуальность

При подборе литературы теряются в ее изобилии. Затрудняют-ся в правильном выборе

Формулируйте темы по схемам:

  • - ЧТО-ТО как условие развития ЧЕГО-ЛИБО;

ЧТО-ТО как средство формирования ЧЕГО-ЛИБО;
- Использование ЧЕГО-ЛИБО как средство (или условие) развития (или формирования, воспитания, становления) ЧЕГО-ТО

Например: «Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста»

  • Формулировка от указания на исследуемый процесс и на условия, в которых он изучается:

Изучаемый процесс

Предмет исследования

Условия

Изучение

Исследование

Развитие

ФормированиеСтановление

Воспитание

Анализ

Разработка

Организация

Влияние

и т.п.

Познавательные способности

Познавательная активность

Умение что-то делать

Личностные качества

Любознательность

Самостоятельность

Наблюдательность

и.т.п.

На музыкальных занятиях

На экскурсиях

В процессе изу-чения чего-либо

В процессе зна-комства с чем-либо

В игровой дея-тельности

и т.п.

Например:
«Развитие наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста во время экскурсий »

Определение актуальности:

Ответьте на вопрос: почему данную проблему нужно изучать сегодня, на сколько она важна и значима для практики обучения и воспитания дошкольников? Новизна может заключаться в новом решении вопросов, затрагивать региональные особенности.

Подбор литературы осуществляйте следующим образом:

Просмотр и обзор оглавления, введения, резюме дает общее представление о замысле книги, делает чтение осмысленным и целенаправленным;

Ответьте на вопрос: могу ли я узнать из книги то, что мне нужно, изучив оглавление содержания?

С чего начать изучение подобранной литературы:

Начните с изучения традиционных методик по данной проблеме

Изучите современные взгляды на проблему

Используйте опыт других педагогов и ДОУ

При работе с методической литературой не могу глубоко осмыслить прочитанный материал

  • По мере чтения выделяйте ключевые слова, мысли, суждения;
  • Записывайте наиболее важные, на ваш взгляд, в собственной формулировке, используя различные приемы записи прочитанного: краткое изложение мысли, факта, выделяйте главное для себя условным символом;
  • Записывайте вопросы, которые возникают по мере ознакомления с источником;
  • Пользуйтесь справочниками, словарями, раскрывающими основные термины и понятия.

Не могу сформулировать цель и задачи работы

Цель – это то, что необходимо получить или показать в результате работы.

Например:

Тема «Развивающие игры как средство формирования познавательных способностей детей дошкольного возраста»

Цель работы: Показать роль и значение развивающих игр в формировании познавательных способностей детей дошкольного возраста.

Задачи – пути достижения поставленной цели.

Ответьте на вопрос, что нужно сделать, чтобы подтвердить предположение?

Схема формулирования задач:

деятельности исследования

Частичный

предмет

Исследования

Изучить,

исследовать, проанализировать, рассмотреть,

обосновать,

объяснить,

разработать, экспериментально проверить,

доказать,

апробировать и т.п.

Условия,

факторы,

подходы,

роль,

значение,

место,

средства, возможности, целесообразность, приемы,

3. Результаты самообразования.

Что дает самообразование?

Самостоятельная работа по самообразованию позволяет пополнить и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций.

Педагог со стажем имеет возможность не только пополнить копилку своих знаний, но и найти эффективные, приоритетные для себя приемы развивающей работы с детьми и родителями, овладеть элементарной диагностической и исследовательской деятельностью.

Кроме того, у педагогов развивается потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, формируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс, раскрывается творческий потенциал.

Результат

Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. Каковыми могут быть результаты самообразования?

  • Повышение качества проводимой с детьми работы;
  • Разработка конспектов, программ, сценариев, пособий
  • Доклады, выступления
  • Разработка дидактических материалов, наглядности
  • Разработка и проведение открытых занятий по собственным технологиям
  • Проведение семинаров, консультаций, мастер-классов
  • Обобщение опыта работы по исследуемой проблеме (теме) и др.

Также результатами самообразования является профессиональная компетентность, высокий общекультурный уровень педагога.

Уважаемые коллеги, желаю Вам удачи!

Предварительный просмотр:

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПЕДАГОГА

НАД ТЕМОЙ САМООБРАЗОВАНИЯ

Тема:_________________________________________________________

Дата начала работы над темой _____________________________________________

Предполагаемая дата окончания работы над темой ___________________________

ЦЕЛЬ: ___________________________________________________________________

Задачи: ____________________________________________________________________

Примерные задачи:

Повысить собственный уровень знаний путём… (изучения необходимой литературы, посещения РМО, самообразования…);

Разработать перспективный план работы с детьми;

Подготовить диагностику на начало и конец учебного года;

Организовать работу кружка, создать рабочую учебную программу;

Оформить в группе центр активности (или мини-центр) «________________________________»;

Подготовить (провести) консультацию для педагогов на тему: «___________________________»; выступление на педагогическом совете по теме: «_____________________________________»;

Подготовить (принять участие) в семинаре «___________________________________________»;

Подготовить материал (провести) мастер-класс для педагогов по теме: «___________________________________________________________________»;

ЭТАПЫ

СРОКИ

ФОРМА

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

РЕЗУЛЬТАТОВ

1. Диагностический

1. Анализ затруднений.

2. Постановка проблемы.

3. Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта.

2. Прогностический

1. Определение цели и задач

работы над темой.

2. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

3. Прогнозирование результатов.

3. Практический

1. Внедрение передового педагогического опыта;

системы мер, направленных на решение проблемы.

2. Формирование методического комплекса.

3. Отслеживание процесса, текущих и промежуточных результатов.

4. Корректировка работы.

4. Обобщающий

1. Подведение итогов.

2. Оформление результатов

работы по теме.

3. Представление материалов.

5. Внедренческий

1. Использование опыта самим педагогом в процессе

дальнейшей работы.

2. Распространение опыта среди коллег.

Практические выходы, например:

  1. Открытый просмотр непосредственно образовательной деятельности.
  1. Подготовка (принятие участия, проведение) семинара.

Тема: «______________________________________________________________»;

  1. Проведение мастер-классов для педагогов.

Тема: «________________________________________________________»;

  1. в системе самообразования педагогов дошкольного учреждения могут быть:

    1. Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания;
    2. Изучение учебной и научно-методической литературы;
    3. Ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии;
    4. Изучение новых программ и педагогических технологий;
    5. Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений;
    6. Повышение общекультурного уровня.

    Алгоритм составления плана по самообразованию

    На основании выбранной темы педагог разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой.

    В плане указываются:

    • название темы
    • цели
    • задачи
    • предполагаемый результат
    • этапы работы
    • сроки выполнения каждого этапа
    • действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой
    • способ демонстрации результата проделанной работы
    • форма отчета по проделанной работе

    По окончании работы над темой каждый педагог должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других педагогов.

    Алгоритм работы над темой самообразования

    • Подбор темы
    • Определение целей и задач
    • Дата начала работы над темой
    • Подбор видов деятельности в рамках работы над темой
    • Подбор источников самообразования
    • Результаты самообразования и их трансляция на уровне учреждения, районном, окружном, городском и региональном уровнях.

    Формы работы педагогов над темами самообразования:

    1. Чтение методической, педагогической и предметной литературы.

    2. Обзор в Интернете информации по теме.

    3. Посещение семинаров, конференций, занятий коллег.

    4. Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами.

    5. Систематическое прохождение курсов повышения квалификации.

    6. Проведение открытых занятий для анализа со стороны коллег.

    7. Изучение информационно-компьютерных технологий.

    8. Общение с коллегами в ДО, городе и в сети Интернет.

    9. Участие в конкурсах в сети Интернет.

    10. Помещение своих разработок на сайтах в сети Интернет.

    Формы представления результатов самообразования

    • Доклад лекция.
    • Защита исследовательской работы
    • Показ новых форм, методов, средств в процессе обучения и воспитания
    • Брошюра,
    • Листовка,
    • Буклет
    • Открытое занятие
    • Проведение семинара, консультации, мастер-класса
    • Обучения коллег новым методикам, средствам, способам, методам воспитания и обучения детей.
    • Практикум (тренинг) и т.д.
    • Тематические родительские собрания

    Работа по самообразованию как условие профессионального развития учителя

    Педагогическое самообразование (профессиональное самообразование педагога) – это процесс самостоятельного освоения педагогом новых педагогических ценностей, способов и приёмов, технологий деятельности, умений и навыков их использования и творческой интерпретации в своей профессиональной деятельности. Мысль о том, что настоящий учитель и сам должен постоянно учиться, высказывали многие педагоги и мыслители. Широко известен афоризм древнеримского мыслителя Сенеки «Уча других, мы учимся сами». Основоположник российской научной педагогики К.Д. Ушинский писал: «Учитель учится всю жизнь. Как только он перестаёт учиться, в нём умирает учитель!»

    Необходимость педагогического самообразования обусловлена теми изменениями, которые постоянно происходят в образовании: появляются новые методики обучения и воспитания, разрабатываются новые способы и средства педагогической деятельности, обновляются образовательные программы и учебники, вводятся новые нормативы, корректируется законодательство. Это отражает естественный процесс общественного развития, ведь образование является частью общества. Знания и умения, когда-то приобретённые педагогом, могут забываться и устаревать. Поэтому педагогу-профессионалу необходимо их обновлять и приобретать новые. Нельзя недооценивать ещё один аспект педагогического самообразования. Педагогу, который постоянно учится сам, занимается самообразованием, развивается как личность, гораздо легче понять другую развивающуюся личность – своего ученика: «поставить себя» на место ученика, понять его проблемы, предвидеть возможные затруднения, увидеть и оценить нестандартное решение, ободрить, обратившись к собственному опыту учения.

    Основными принципами самообразования являются непрерывность, целенаправленность, интегративность (ориентация на формирование целостной картины), единство общей и профессиональной культуры, взаимосвязь и преемственность, доступность, опережающий характер, перманентность (постоянный процесс развития) перехода от низкой ступени к высшей, вариативность и др.
    Среди наиболее часто используемых форм организации самообразования можно выделить следующие:

    Курсовая подготовка в организациях повышения квалификации;
    - получение второго высшего образования или второй специальности;
    - дистанционные курсы повышения квалификации, конференции, семинары, олимпиады и конкурсы;
    - сетевые педагогические сообщества – новая форма организации самообразования учителей, обмен опытом в сети учителей-практиков;
    - индивидуальная работа по самообразованию.

    Технология организации самообразования педагогов может быть представлена в виде следующих этапов:

      Выбор направления и темы самообразования.

      Формулирование цели и задач самообразования.

      Определение круга источников информации.

      Выбор формы самообразования.

      Составление плана самообразования.

      Определение результата самообразования.

      Анализ и оценка деятельности в процессе самообразования, подготовка отчета.

    Рассмотрим данные этапы.

    1 этап – выбор направления и темы самообразования

    Специфика педагогической деятельности такова, что для эффективной деятельности учитель должен владеть знанием собственного предмета, методиками его преподавания, психологией и педагогикой, иметь общий высокий уровень культуры, знать приемы риторики, основы мониторинга, обладать большой эрудицией и т.д. В связи с этим направлениями самообразования могут быть:

      профессиональное (предмет преподавания);

      психолого-педагогическое, ориентированное на учеников и родителей;

      психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества, предупреждение эмоционального выгорания и др.);

      методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения);

      информационно-компьютерные технологии;

      здоровьесбережение;

      правовое;

      эстетическое;

      историческое;

      иностранные языки;

      политическое;

      интересы и хобби.

    Каждый учитель выбирает тему самообразования исходя из своих потребностей и методической темы, над которой планирует работать педагогический коллектив школы. При этом тема самообразования должна быть направлена на повышение эффективности обучения и воспитательного процесса. В организации самообразования, как и в любой деятельности, ключевую роль играет концентрация на определённом направлении работы. Тема, выбираемая для самообразования, должна быть актуальной для самого педагога, для той образовательной организации, в которой он работает. В качестве темы самообразования можно выбрать:

    Одну из задач работы образовательной организации на текущий год;

    Аспект профессиональной деятельности, вызывающий у педагога затруднение (например, подавляющее большинство начинающих учителей испытывают затруднения в активизации учебно-познавательной деятельности детей на уроке, в организации закрепления нового материала);

    Тему, связанную с развитием уже достигнутого положительного результата (например, для опытного педагога может быть актуальным приобретение теоретических знаний по уже имеющемуся опыту, для того чтобы обобщить свой успешный опыт и расширить сферу его применения).

    Какой бы ни была тема самообразования, необходимо, чтобы осуществляемая по ней работа являлась продуктивной, полезной для профессионально-личностного развития педагога.

    2 этап – формулировка цели и задач самообразования

    Целями самообразования могут быть:

      повышение уровня своей эрудиции, правовой и общей культуры;

      изучение и внедрение новых педагогических технологий;

      изучение и внедрение новых форм, методов и приемов обучения;

      совершенствование своих знаний в области педагогической психологии

    При этом цель должна звучать емко, отражать и уточнять тему самообразования.

    Задачи самообразования – это шаги по достижению цели самообразования.

    Например, темой самообразования является «Информационно-коммуникационные технологии в начальной школе». Цель самообразования формулируем следующим образом: «Изучение и внедрение ИКТ в ходе организации образовательного процесса в основной школе». Задачами самообразования в данном случае могут быть:

      изучить литературу и материалы сети Интернет об ИКТ в основной школе;

      пройти курсы повышения квалификации;

      посетить семинары и конференции по проблеме внедрения ИКТ в основной школе;

      принять участие в работе сообщества по ИКТ на портале «Сеть творческих учителей»;

      посетить уроки коллег и поучаствовать в обмене опытом;

      провести самоанализ и самооценку собственных уроков;

      разработать комплект электронных уроков, объединенных предметной тематикой;

      апробировать данный комплект на практике.

    3 этап – определение круга источников информации.

    Учитывая, что учитель самостоятельно добывает знания, источниками информации могут быть:

      телевидение;

      газеты, журналы;

      литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.);

      материалы сети Интернет;

      видео, аудио информация на различных носителях;

      платные курсы;

      семинары и конференции;

      мастер-классы;

      мероприятия по обмену опытом;

      экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты;

      курсы повышения квалификации;

      уроки коллег;

      путешествия;

    4 этап – выбор формы самообразования

    Все формы самообразования можно условно поделить на две группы: индивидуальная и групповая. В индивидуальной форме инициатором является сам учитель, однако руководители методических и административных структур могут инициировать и стимулировать этот процесс. Групповая форма в виде деятельности методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации обеспечивает обратную связь между результатами индивидуального самообразования и самим учителем.

    5 этап – составление плана самообразования

    На основании выбранной темы учитель разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой. В плане указываются:

      название темы;

      предполагаемый результат;

      этапы работы;

      сроки выполнения каждого этапа;

      действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой;

      способ демонстрации результата проделанной работы;

      форма отчета по проделанной работе.

    Деятельность учителя в области самообразования может включать в себя:

      систематический просмотр определенных телепередач;

      чтение конкретных педагогических периодических изданий;

      чтение методической, педагогической и предметной литературы;

      обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, педагогике, психологии, педагогических технологий;

      посещение семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег;

      участие в дискуссии, совещании, обмене опытом с коллегами;

      изучение современных психологических методик в процессе интерактивных тренингов;

      изучение иностранных языков для чтения информации о достижениях мировой педагогики;

      прохождение курсов повышения квалификации;

      проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег;

      организация кружковой и внеклассной деятельности по предмету;

      посещение предметных выставок и тематические экскурсии по предмету;

      общение с коллегами в школе, районе, городе и в Интернете.

    6 этап – определение результата самообразования

    Любая деятельность предполагает создание некого продукта. Поэтому в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок. Результатами самообразования учителя на некотором этапе (самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно) могут быть:

      повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество);

      разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования;

      разработка новых форм, методов и приемов обучения;

      доклады, выступления;

      разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;

      разработка пакета тестового материала в электронном виде;

      разработка комплекта электронных уроков, объединенных предметной тематикой или методикой преподавания;

      создание главы или страницы электронного учебника;

      разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям;

      создание комплектов педагогических разработок;

      разработка модели образовательного процесса;

      проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме);

    7 этап – анализ и оценка деятельности в процессе самообразования, подготовка отчета.

    Формами отчетных работ могут быть:

      обобщение опыта;

      сбор и анализ отчетной документации;

      презентации результатов работ перед педагогическим коллективом.

    По окончании работы над темой каждый учитель должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других учителей.

    Самообразование педагога будет продуктивным, если:

    В процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию;

    Педагог понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности, а, следовательно, является открытым для изменений;

    Педагог обладает развитой способностью к рефлексии (под рефлексией понимается деятельность человека, направленная на осмысление собственных действий, своих внутренних чувств, состояний, переживаний, анализ этой деятельности и формулирование выводов);

    Педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству.

    Чем больше информации, методов и инструментов в своей работе использует учитель, тем больше эффект от его работы.

    Показатели эффективности педагогического самообразования - это, прежде всего, качество организованного учителем учебно-воспитательного процесса и профессионально-квалификационный рост педагога.

    Используемая литература:

      Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. – М.: Дело, 1994.

      Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. – М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ»; Издательство ЭКМОС, 1999.

      Эверт Н.А. Диагностика профессиональной культуры и мастерства работников образования. – Красноярск, 2004.

      Электронный педагогический словарь.

    «Самообразование воспитателя ДОУ».

    Цель: Совершенствование навыков самостоятельной работы молодых педагогов по самообразованию.

    *Введение.

    Самообразование - это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук. Педагог должен углублённо заниматься проблемой, решение которой вызывает определённые затруднения или которая является предметом его особого интереса.

    Постоянная работа педагога над совершенствованием своего развития важна в силу специфики педагогической деятельности, направленной на развитие и воспитание ребёнка. Только путём самообразования и творческих поисков педагог придёт к своему мастерству. Постоянное стремление к самосовершенствованию должно стать потребностью каждого педагога дошкольного учреждения.

    Мотивы, побуждающие воспитателя к самообразованию.

    - Ежедневная работа с новой информацией - возникает необходимость поиска и анализа новых сведений.

    - Желание творчества - работа должна стать интересной и доставлять удовольствие.

    - Стремительный рост современной науки .

    - Изменения в жизни общества - воизбежании, формирования образа «несовременного человека» в педагоге.

    - Конкуренция - если воспитатель на хорошем счету у администрации ДОУ, методического совета, отдела образования, он имеет больше прав в выборе стратегии работы, использования программ. технологий и методик…

    - Общественное мнение - воспитателю не безразлично считают его «хорошим» или «плохим».

    - Материальное стимулирование - зависит от квалификации и мастерства.

    - Интерес - способность не только учить, но и учится.

    *Основные направления в системе самообразования педагогов дошкольного учреждения.

    • Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания;
    • Изучение учебной и научно-методической литературы;
    • Ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии;
    • Изучение новых программ и педагогических технологий;
    • Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений;
    • Повышение общекультурного уровня.

    Реализуя дифференцированный подход в определении ведущих направлений профессионального развития педагогов, можно порекомендовать следующую тематику самообразования соответственно опыту и педагогическому стажу.

    Для молодых специалистов:

    • Осознание ценностей личностно-ориентированной модели воспитания, обучения и развития;
    • Формирование основ педагогического мастерства;
    • Развитие умений и конструктивных способностей.

    Для воспитателей, работающих свыше 5 лет:

    • Овладение способами проектирования воспитательно-образовательного процесса с целью повышения его эффективности и качества в условиях вариативного образования;
    • Формирование умения анализировать научно-методическую литературу, применение полученных знаний на практике, активизация творческих способностей.

    Для опытных, творчески-работающих воспитателей:

    • Развитие способностей к перепроектированию собственной деятельности в контексте тенденций развития психолого-педагогической науки и социального заказа общества;
    • Проявление творческого потенциала педагога;
    • Пропаганда своих достижений;
    • Развитие исследовательской деятельности.

    Для педагогов без специального образования:

    • Овладение методикой работы с детьми;
    • Адаптация к педагогической деятельности.

    Тематикой самообразования также может быть:

    • одна из годовых задач ДОУ;

    Формы работы по самообразованию:

    • с детьми (диагностика детей, непосредственно образовательная деятельность, выставка детских работ, проектная деятельность, праздники и развлечения, представления и т.д.)
    • с педагогами (организовать работу в группе, создать рабочую учебную программу, изучение литературы, беседы в соответствии с планом работы, оформление в группе центра активности, подготовить (провести) мастер-класс для педагогов, познакомиться с литературой в периодической печати, написание отчёта о проделанной работе за учебный год, выступление с ним на педсовете, организовать работу по теме на след учебный год, создать учебную программу и т.д.);
    • с родителями (консультации для родителей, беседы в соответствии с планом работы, оформление папки-передвижки, совместное развлечение, выступление на родительском собрании с отчётом о проделанной работе за учебный год и т.д.).

    Выбор темы для самообразования осуществляется:

    С учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства каждого воспитателя. - они всегда связаны с прогнозируемым результатом (что мы хотим изменить)

    Направлены на достижение качественно новых результатов работы.

    Тематикой самообразования также может быть:

    • одна из годовых задач ДОУ;
    • проблема, которая вызывает у педагога затруднение;
    • пополнение знаний по уже имеющемуся опыту;

    Система работы педагогов по самообразованию:

    В начале учебного года каждый педагог разрабатывает индивидуальный план работы на учебный год в соответствии с выбранной темой самообразования и годовым планом работы ДОУ. Совместно со старшим воспитателем выбираются формы отчёта по данной теме. В течение года педагоги фиксируют свою работу по самообразованию в папку по самообразованию (или печатные листы фиксации проведённых мероприятий…).

    Алгоритм составления плана по самообразованию

    На основании выбранной темы педагог разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой. В плане указываются:

    • название темы
    • задачи
    • предполагаемый результат
    • этапы работы
    • сроки выполнения каждого этапа
    • действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой
    • способ демонстрации результата проделанной работы
    • форма отчета по проделанной работе

    В течение учебного года педагоги ДОУ, следуя своему плану самообразования организуют работу по выбранной теме:

    • изучение необходимой методической, педагогической и предметной литературы;
    • обзор в Интернете информации по теме;
    • посещение МО, КПК, семинаров, конференций, уроков коллег;
    • выступление на педсоветах, семинарах, проводят консультации для коллег, мастер - классы;
    • дополнительная работа с детьми: диагностика детей по выбранной теме в начале и конце учебного года, непосредственно образовательная деятельность, беседы, праздники и развлечения, выставки детских работ, кружки и т.д;
    • самообразовательная работа над методической разработкой по теме;
    • Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами.
    • Проведение открытых занятий для анализа со стороны коллег;
    • Изучение информационно-компьютерных технологий;
    • Общение с коллегами в МДОУ, городе и в Интернете;
    • Участие в конкурсах в Интернете;
    • Помещение своих разработок на сайтах в Интернете.

    По окончании работы над темой каждый педагог должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других педагогов.

    Форма представления результата работы над темой

    *Защита исследовательской работы

    *Листовка

    *Проведение семинара

    *Обучения коллег новым методикам

    *Практикум

    *Открытое занятие

    Допускается художественное оформление плана по самообразованию, с учётом данных требований.

    *Заключение.

    Проблемы в работе по самообразованию и пути их решения

    Возможная проблема

    Пути решения

    1. Не могу определиться с темой самообразования

    ¨ Выделите из многообразия проблем вытекающих из результатов диагностического обследования, наблюдений за детьми, анализа работы и др. ту, которая является для вас главной и решение которой могло бы дать устойчивые положительные результаты.

    ¨ Определите актуальность данной проблемы, перспективность и практическую значимость для повышения воспитательно- образовательного процесса. При этом опирайтесь на нормативно - правовые документы: законы, письма МО РФ, конвенции, целевые программы, а так же статистические данные.

    2. При подборе литературы теряюсь в ее изобилии, затрудняюсь в правильном выборе

    Подбор литературы:

    ¨ Просмотр и обзор оглавления, введения, резюме дает общее представление о замысле книги, делает чтение осмысленным и целенаправленным.

    ¨ Ответьте на вопросы: что мне известно по данной теме? Что хотелось бы узнать, исходя из предложенного в оглавлении содержания?

    Составление плана изучения конкретной выбранной литературы

    ¨ Начните с изучения традиционных методик по данной проблеме

    ¨ Включите современные взгляды на проблему

    ¨ Используйте опыт работы педагогов других ДОУ.

    3. При работе с методической литературой не могу глубоко осмыслить прочитанный материал

    ¨ По мере чтения выделяйте ключевые слова, мысли, суждения.

    ¨ Записывайте наиболее важные, на ваш взгляд, в собственной формулировке, используя различные приемы записи прочитанного: краткое изложение мысли, факта; обобщение собственных суждений, выделение главной мысли или выделяйте главное для себя условными символами.

    ¨ Записывайте вопросы, которые возникают по мере ознакомления с источниками.

    ¨ Пользуйтесь справочниками, словарями, раскрывающими основные термины и понятия.

    4. При изучении темы возникает ощущение, что многое не запоминается.

    ¨ Составьте план или схему полученных при изучении материалов.

    ¨ Представьте, «проиграйте» возможные ситуации и варианты практических действий.

    5. Получен обширный информационный материал («каша в голове»), теряется значимость информации.

    ¨ Ответьте на вопросы: какие основные идеи изложены в пособии? Что мне известно по данной теме? Какие мысли, суждения могут быть мне полезны в практической работе с детьми.

    Ирина Цвикло
    Организация работы по самообразованию воспитателя

    «Моя работа по самообразованию».

    Обмен опытом

    Мотив к совершенству есть у каждого педагога. Сегодня каждый учитель, воспитатель должен быть готов к творческой деятельности, так как это, прежде всего, залог его успешности. Одним из важнейших условий творческого саморазвития педагога является формирование у него потребности к самообразованию.

    С чего я начинала свою работу?

    Первый вопрос возник сам по себе: Как выбрать тему по самообразованию?

    Тематикой самообразования может являться:

    Одна из годовых задач ОУ;

    Проблема, которая вызывает у педагога затруднение;

    Пополнение знаний по уже имеющемуся опыту;

    Моя тема «Развитие речи детей дошкольного возраста» Она родилась из «проблемы, которая вызывает у педагога затруднение»

    (4 года назад я набрала группу, где детки плохо говорили, а затем плавно перешла в «пополнение знаний по уже имеющему опыту» и приобрела более современную формулировку не «Развитие речи», а «Речевое развитие» по ФГОС, точнее - «Речевое развитие детей дошкольного возраста в различных видах детской деятельности».

    Эта тема является одной из актуальных тем на данное время , т. к. в ФГОС дошкольного образования образовательная область «Речевое развитие» выделена как основная. Речь является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности: общения, познания и др.

    Таким образом, моя тема была определена!

    Над этой темой я работаю четвёртый год, постепенно накапливая материал и опыт.

    Как написать план по самообразованию?

    При написании плана я пользовалась таким алгоритмом:

    * Тема самообразования

    * Ожидаемые результаты

    Для педагогов

    Для воспитанников

    Своё планирование я решила оформить в виде таблицы.

    (Таблица - это общепринятое методическое правило при любом планировании)

    Я применила так называемое модульное планирование (оно сейчас очень актуально).

    Таблица состоит из 4 модулей:

    Модуль № 1. «Научно-методическое обеспечение»

    Модуль № 2. «Психолого-педагогическое обеспечение»

    Модуль № 3. «Условия реализации методической темы»

    Модуль № 4. «Обобщение результатов»

    В каждом модуле я расписала направления деятельности

    Если вас смущает это слово «модуль», то его можно заменить на слово «раздел». Многие фразы я брала из ФГОС и Профстандарта. Задачу №6 я вписала в соответствии с новыми требованиями. Для того, чтобы план имел более конкретный формат, я вставила названия мероприятий, которые планирую проводить в разные модули плана.

    Добавлять план я буду в течение всех лет работы по нему – это можно и нужно!

    Особое внимание сейчас обращают на игровую деятельность. (у меня прописано в задаче №3)

    В плане я запланировала «разработать дидактические игры», и «создать картотеку» игр. В столбце «сроки» я пишу не только конкретную дату, но и просто месяц, иногда – два (н-р: октябрь-ноябрь, можно писать слово «постоянно», «в течение года».

    В модуле №1 Запланировала разработать проект по развитию речи детей раннего возраста в игровой деятельности «Вместе весело играть» (Коммуникативные игры)

    и разработать паспорт проекта. Сейчас требуют в обязательном порядке писать паспорт проекта, т. е. прежде чем писать этапы проекта и содержание, делают паспорт. Лучше его писать в виде таблицы.

    Вот такой план у меня получился:

    Общая тема на 4 года «Развитие речи детей в различных видах детской деятельности»

    В 1 младшей группе (тема на год) «Развитие активной речи у детей раннего возраста посредством коммуникативных игр».

    Во 2 младшей группе, на следующий год, продолжаю тему и планирую: «Речевое развитие у детей младшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества».

    В средней группе: «Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста в игровой деятельности».

    В старшей: «Сюжетно – ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста»

    Тема: «Речевое развитие детей дошкольного возраста в различных видах детской деятельности»

    Цель: Повышение уровня компетентности и профессионализма по речевому развитию детей дошкольного возраста в различных видах деятельности.

    Задачи:

    1. Изучить психолого-педагогические особенности и специфику развития речевой активности детей дошкольного возраста.

    2. Совершенствовать методику педагогического сопровождения воспитанников в процессе их речевого развития.

    3. Разработать дидактический, иллюстративный и информационный материал по данной теме.

    4. Организовать и провести мониторинг по всем направлениям развития речи дошкольников: развитие ЗКР, обогащения словаря, формирования грамматического строя речи, развитие связной речи.

    5. Создать условия для речевого развития детей дошкольного возраста, предусматривающие научно-методическое обеспечение, психолого-педагогическое обеспечение, организацию развивающей предметно-пространственной среды.

    6. Создать безопасную и психологически комфортную образовательную среду посредством обеспечения безопасности жизни и поддержки эмоционального благополучия воспитанников.

    7. Организовать взаимодействие с родителями по вопросам развития речи детей дошкольного возраста в процессе различных видов детской деятельности.

    8. Обобщить и транслировать накопленный педагогический опыт среди коллег на муниципальном, региональном и всероссийском уровне, в средствах массовой информации и в сети Интернет.

    Ожидаемые результаты

    Для педагога:

    1. Развиты профессионально значимые компетенции, необходимые для решения задач речевого развития детей дошкольного возраста в различных видах детской деятельности.

    2. Разработан проект по развитию речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности.

    3. Разработан учебно-методический комплект: дидактические игры, сенсорные игры, сюжетно-ролевые игры, речевые упражнения, проблемные и игровые ситуации, пособия, иллюстративный и информационный материал, консультации для родителей и воспитателей, презентации.

    4. Создана развивающая предметно-пространственная среда в группе по теме самообразования.

    5. Организована безопасная и психологически комфортная образовательная среда для каждого ребёнка с учётом его психологических возможностей и особенностей.

    Для воспитанников:

    1. Ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания.

    2. Ребёнок осмысленно подбирает слова в соответствии с речевой ситуацией, сочетает в предложении новые слова с уже знакомыми.

    3. У ребёнка развит фонематический слух, речевое дыхание, громкость, темп, интонационная выразительность.

    4. У ребёнка сформированы речевая инициатива и речевая творческая самостоятельность в различных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности и др.

    5. У ребёнка сформированы предпосылки грамотности.

    План деятельности по теме самообразования.

    Модуль № 1. «Научно-методическое обеспечение»

    1. Обучение по теме самообразования.

    Обучение на вебинарах, семинарах по теме

    Изучение опыта других педагогов по данному направлению:

    интернет-источники: Живайкина Светлана Васильевна «Развитие речи детей дошкольного возраста в разных видах деятельности»

    Изучение материалов по теме на сайтах: «Детство Гид»,

    Международный образовательный портал МААМ. RU,

    Всероссийский образовательный ПОРТАЛ ПЕДАГОГА.

    Работа с периодическими изданиями «Ребёнок в детском саду», «Дошкольное воспитание»

    Сроки: постоянно

    2. Ознакомление с научной и методической литературой по теме

    Изучить методические пособия: 1) Лепская Н. И. Основные направления в изучении онтогенеза речи. (Электронный ресурс);

    2) Цветкова Т: Речевое развитие ребенка. – М: Издательство «Сфера», 2016.

    Изучить и проанализировать современные подходы к речевому развитию дошкольников из книг:

    1) Ушакова О. С. Закономерности овладения родным языком. - М: Издательство «Сфера», 2014.;

    2) Стародубова Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. А. Стародубова. – М. : Издательский центр «Академия», 2009.

    Разработать дидактические игры на основании методических пособий:

    1) Арушановой А. Г., Рычаговой Е. С. Игры-занятия со звучащим словом. – М. : ТЦ Сфера, 2012;

    2) Гуськова А. А. Речевое развитие детей средствами загадки. - М: Издательство

    Сроки: в течение года.

    Октябрь – ноябрь

    3. Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса

    1. Разработка проект по развитию речи детей раннего возраста в игровой деятельности «Вместе весело играть» (Коммуникативные игры)

    2. Разработка учебно-методического комплекта, включающего:

    Картотеку «Игры с использованием русского народного фольклора, направленные на развитие речи»;

    Картотеку «Словесные игры для младшей группы»;

    сюжетно-ролевые игры

    3. Разработка конспекта НОД по речевому развитию в 1 младшей группе (для открытого просмотра в ДОУ)

    4. Развлечения, праздники:

    Театрально игровое развлечение во 2-ой младшей группе по сказке «Репка»

    Памятки для родителей: «Заучиваем стихи с малышами», «Играем всей семьей», «Правила, которыми можно руководствоваться при работе со скороговорками»,

    «Игры с использованием русского народного фольклора направленные на развитие речи»; «Влияние пальчиковых игр на уровень развития речи детей раннего возраста»; «Методические рекомендации к проведению пальчиковых игр»

    Буклеты, папки-передвижки «Как развить речь ребёнка», «Развивающие игры для детей на кухне»

    Сроки:

    В течение года

    В течение года

    4. Проектирование деятельности.

    Разработка паспорта проекта, этапов и содержания проекта по развитию речи в игровой деятельности;

    Разработка перспективного плана по ознакомлению детей с малыми фольклорными формами;

    Сроки:

    Сентябрь

    5. Мониторинг деятельности

    Проведение диагностических наблюдений, контрольных срезов, тестов;

    Обработка полученных данных;

    Отслеживание промежуточных результатов;

    Соотнесение полученных результатов с планируемыми результатами

    Сроки:

    Сентябрь

    Модуль № 2. «Психолого-педагогическое обеспечение».

    Направления деятельности по теме:

    1 Создание безопасной и психологически комфортной образовательной среды

    Профстандарт

    Проведение ситуаций позитивного общения - оказание недирективной помощи в процессе совместной и самостоятельной деятельности воспитанников;

    Поддержка доброжелательных отношений воспитанников друг к другу;

    Поддержка взаимодействия воспитанников друг с другом в разных видах деятельности;

    Ориентировка на интересы и возможности каждого ребенка;

    Поддержка инициативы и самостоятельности воспитанников;

    Применение в образовательной деятельности форм и методов работы, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей.

    Сроки: постоянно

    2. Вовлечение родителей в образовательную деятельность по теме самообразования.

    1)Участие родителей в совместных проектах:

    - «Ребёнок и книга»;

    - «Мой родной город».

    2) Развлечение «Праздник вежливых слов».

    3) Участие в проекте по развитию речи «Развитие речи дошкольников в игровой деятельности» ;

    4) Помощь в изготовлении дидактических игр и пособий; помощь в оформлении выставок.

    5) Участие родителей в развлечениях и досугах

    - «Совместное сочинение рассказов и сказок дома»

    Мастер – класс «Играя, развиваем речь детей».

    Консультация «Значение пальчиковых игр в развитии речи дошкольников»;

    Сроки: в течение года.

    Модуль № 3. «Условия реализации методической темы».

    Направления деятельности