Пол битти читать. Продажная тварь

Сказать, что в книге нет сюжета, нельзя (герой оказывается в Верховном Суде, обвиняемый с Самом Ужасном Преступлении в Истории Черных, и вспоминает свои детство-отрочество-юность, пытаясь понять, как он, по собственным словам «один из немногих черных в стране, который никогда не воровал, не слушал рэп и не мастурбировал в общественном транспорте», докатился до такой жизни), но сюжет этот скорее выглядит фоном для выступления стенд-ап комика. Любое событие, любой эпизод, любая сцена служат всего лишь поводом для автора порассуждать о какой-нить расистской, антирасистской или псевдорасистской лабуде. Значительная часть мизансцен наличествуют очевидно только ради очередной возможности для автора порефлексировать, поглумиться и вставить свои пять копеек.

Если хотите знать, как выглядит современный американский английский - эта книга в самый раз. Она битком набита негритянским арго, разговорным сленгом и калифорнийскими диалектизмами. Однако проблем с пониманием, как ни странно, не возникает, и в словарь я залезал считанное число раз - смысл всегда (за малым исключением) ясен, хотя я искренне сочувствую тем, кто будет переводить творение Пола Битти на русский. Хуже другое - автор постоянно упоминает массу культурных и не очень деятелей Соединенных Штатов, всевозможных спортсменов младших лиг, актеров забытых сериалов, ведущих местных радиостанций, телевизионных проповедников и тому подобную полуизвестную шушеру. Так что зачастую не совсем понятно, в чем соль той или иной шутки, на что активно намекивает автор и какой там подтекст.

Книга, как известно, свежеиспеченно наделена Букером, но с тем же успехом могла бы его и не получать, потому как очень уж большой художественной ценности я в ней не заметил. Помните анекдот «темно-зеленые назад, светло-зеленые вперед»? Вот вся книга Битти и есть такой анекдот, за той поправкой, что для нас это абстракция, а для Штатов - реальность. И ведь не скажешь, что в этом анекдоте нет сюжета и драматического накала; но каким бы хорошим анекдот ни был, он все равно остается анекдотом.

Видно, что автор начитан и образован, намеренно неполиткорректен (был бы белым, его бы уже линчевали за этот текст, а особенно за слово pigger), умеет писать и неплохо выражает свои мысли. Иногда это смешно, иногда остроумно, иногда прям в точку, иногда навязчиво, а иногда просто раздражает (особенно когда он сам ударяется в расизм, сваливая в одну кучу загорелую кожу и черную форму эсэсовцев) - авторский стиль, многословный, многообразный, с массой отсылок и аллюзий (вполне подходит определение вербальная диарея) перестал меня цеплять уже на середине. Книга, как мне представляется, ужасно конъюнктурна, очень местечковая и будет быстро забыта (как и половина современных нобелевских лауреатов по литературе), а меня все эти гетто-страдания оставили равнодушными, при том, что например, сериал «Show me a hero» в свое время изрядно меня зацепил.

З.Ы. Есть в России анекдот, заканчивающийся словами «Я всего десять минут русский, а уже так от вас, жидов, натерпелся!» Оказывается, у наших соседей за океаном есть аналогичный, только конец там звучит так: «Всего десять минут как белый, а уже так вас, ниггеров, ненавижу!»

Букеровскую премию в этом году получил американский писатель Пол Битти за книгу «Распродажа». Это сатирический роман о чернокожем мужчине, который хочет вернуть расовую сегрегацию в школах и рабство. 54-летний Пол Битти получил награду в 50 тысяч фунтов. Его благодарственная речь была переполнена эмоциями. «Я ненавижу писать, - признался он. - Это трудная книга. Мне было трудно ее писать, и я знаю, что ее трудно читать». Какие книги также стоят внимания, по мнению жюри премии, читайте ниже.

Распродажа

Пол Бити

Cатирический роман, который The New York Times Book Review и the Wall Street Journal назвали одним из лучших в прошлом году, рассказывает историю темнокожего рабовладельца, которому предстоит предстать перед Верховным Судом.

Горячее молоко

Дебора Леви

София, молодой ученый-антрополог, большую часть жизни пытается разгадать тайну необъяснимого заболевания своей матери. Вместе они едут на юг Испании, чтобы встретиться с известным консультантом — их последней надеждой, которому, возможно удастся спасти женщину от паралича конечностей.

Эйлин

Оттесса Мошфейг

История, описанная в книге, разворачивается в 60-х годах прошлого века. Одинокая молодая женщина, работающая в тюрьме для мальчиков, оказывается втянута в ужасное преступление. Книга Отессы Мошфейг — ее дебют и крайне удачный, писательницу уже окрестили одним из самых ярких голосов в художественной литературе.

Вся суть человека

Дэвид Сзали

Девять человек. Каждый из них находится вдали от дома — кто-то в пригороде Праги, кто-то в альпийской деревне, кто-то в грязном мотеле Кипра — и стремится понять, что значит — быть живым здесь и сейчас.

Мадлен Тьен

Не говори, что у нас ничего нет

Тьен знакомит читателя с одной семьей в Китае, показывая жизнь ее последующих двух поколений — тех, кто пережил «культурную революцию» Мао Цзэдуна в середине прошлого столетия; и детей выживших, которые стали студентами, участвующими в протестах на площади Тяньаньмэнь в 1989 году.

Его кровавый проект

Грэм Макри Барнет

Действие книги разворачивается в 1869 году. 17-летнего парня из деревни арестуют за зверское убийство троих людей. Сомнений в том, что именно он совершил убийство, нет. Но почему он это сделал? Не сумасшедший ли он? Кому верить? И повесят ли этого парня за совершенное преступление? Книгу Барнета критики признают захватывающим и действительно гениальным триллером.

«Продажная тварь» – провокационный роман о расизме, политкорректности и двойных стандартах.

Кем можно вырасти в гетто, если твой отец – жестокий человек и социолог неортодоксальных взглядов, который все эксперименты ставит над тобой? Например, продавцом арбузов и знатоком человеческих душ, как герой этой книги. И что делать, если твой родной город с литературным именем Диккенс внезапно исчезает с карты Калифорнии? Например, попытаться вернуть город самостоятельно, размечая границы. Но все, что бы ни делал герой книги, не находит понимания у окружающих, особенно у местного кружка черных интеллектуалов, давших ему прозвище Продажная тварь.

Но кто на самом деле продался – он или все остальные?

Произведение относится к жанру Современная зарубежная литература. Оно было опубликовано в 2015 году издательством Эксмо. Книга входит в серию "Интеллектуальный бестселлер. Первый ряд". На нашем сайте можно скачать книгу "Продажная тварь" в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt или читать онлайн. Здесь так же можно перед прочтением обратиться к отзывам читателей, уже знакомых с книгой, и узнать их мнение. В интернет-магазине нашего партнера вы можете купить и прочитать книгу в бумажном варианте.

Авторитетное американское издание The New York Times назвало десятку лучших книг 2015 года. Профильная редакция издания выбрала самые значимые книги в двух категориях - художественная литература и публицистика.

Художественная литература

1. Магда Сабо «Дверь»

Роман одной из наиболее признанных писательниц Венгрии был впервые опубликован в 1987 году. История сложных отношений автора со своей прислугой - женщиной в возрасте, которая прошла путь от полного равнодушия до необъяснимого великодушия, до пылкой, безжалостной ярости. В новом переводе это произведение дает возможность по-новому взглянуть на историю жизни двух женщин в социалистической стране ХХ столетия, обретая новое звучание, оно не теряет злободневности. Смесь черного юмора и запредельной степени абсурдности очень хорошо передает историю страны и трагическую историю жизни.

2. Люсия Берлин «Руководство для уборщиц: Избранные рассказы»

Умершая в 2004 году писательница оставила настоящий клад из рассказов, публиковавшихся при ее жизни только в литературных журналах и малотиражных сборниках. В настоящее издание вошли 43 рассказа, презентующих автора для широкой аудитории как бескомпромиссного и великодушного наблюдателя. Ее симпатии - на стороне умных, болтливых женщин, которые стараются получить от жизни больше - как и сама Берлин, алкоголичка, воспитавшая самостоятельно четырех сыновей.

Тонкий, неординарный и крайне умный роман является восьмым произведением Каск и чередой односторонних разговоров. Героиня - разведенная женщина, путешествующая по Греции - разговаривает, или скорее слушает, людей, которые попадаются ей на пути, переживая их истории любви, утрат, лжи, гордыни и глупости. Измены, разводы, опустошенность обретают у Каск поистине пугающее изображение, а ее пристальный взгляд оставляет у читателя ощущение, что он рискует столкнуться со всем описанным в своей жизни.

Наиболее веселая и дерзкая сатира года. Молодой чернокожий человек хочет запустить сегрегацию в школе и вернуть рабство - и это после того, как чернокожее население Америки более 400 лет боролось за выживание. Острый ум автора и неправдоподобная профанация делает этот роман бесстрашной, метафорической и мультикультурной взрывоопасной смесью.

5. Елена Ферранте «История потерянного ребенка: Книга 4. Неаполитанские новеллы: Зрелость, старость»

Как и предыдущие три книги цикла, четвертая также повествует об опрометчивой женской дружбе, противопоставленной бедности, амбициям, насилию и политической борьбе. Елена и Лила, соперницы с юности, прошли половину семейной жизни и материнства, и Ферранте исследует тему современной женской идентичности, особенно ярко изображая борьбу творческой женщины с уготованной ей биологической и социальной судьбой.

Публицистика

Этот небольшое, но актуальное произведение написано в виде письма автора своему сыну-тинейджеру и повествует о том, что значит вырасти чернокожему в стране, основанной на рабском труде и «уничтожении» чернокожих. Коутс пишет невероятно реалистично, пишет о красивой и ужасной борьбе, которая навсегда въелась в плоть и кровь.

7. Свен Беккерт «Хлопковая империя: Всемирная история»

Если сахар был определяющим товаром в XVIII веке, а нефть - в XX, то хлопок был главным в XIX столетии. В своем глубоком, масштабном и ошеломляющем исследовании Бекерт проводит читателя по этапам глобальной индустрии, которая держалась на миллионах несчастных рабов, испольщиков и прядильщиков. Индустриализация же базировалась на насилии. Это история о развитии современного мира. Даже сегодня, считает Бекерт, промышленность, основанная на дешевом труде, вовлечена в «гонку на выживание».

8. Хелен Макдоналд «Я значит ястреб»

Захватывающие мемуары поэта, историка и сокольничей, где она рассказывает о свирепой сущности хищника. Слетевшая с катушек из-за смерти отца, Макдоналд решила закрыться от мира и в одиночку вырастить и обучить молодого ястреба, жестокого хищника. Птица сопровождала ее в отчаянии и горе, меняла ее собственную природу, осветляла самые темные уголки души, прокладывая дорогу к творчеству и в конце концов к духовному очищению.

Александр фон Гумбольдт был выдающимся ученым своего времени, самым известным человеком после Наполеона, хотя за пределами родной Германии его репутация не была на высоте. Вульф своей книгой возрождает его идеи посредством рассказа о его путешествиях и открытиях, напоминая о его основном завещании: Земля представляет собой единый, взаимосвязанный организм, который может потерпеть катастрофу в результате наших неосторожных действий.

Норвежский журналист Сейерстад создала шедевр репортажа, сумев показать темную сторону Скандинавии через жизнь и преступление Андерса Брейвика, убившего 22 июля 2011 года 77 человек. Он сделал это в качестве протеста против прав женщин, культурного разнообразия и распространения ислама. Большинство погибших были подростками. Рассказывая о них, автор оставляет центральным персонажем Брейвика с его несостоявшимся детством, из-за чего книга обретает непереносимую тяжесть.

Безымянный главный герой книги по фамилии Я занимается выращиванием марихуаны и арбузов. Я хочет возобновить раздельное обучение цветного и белого населения в Америке, а также вернуть в практику рабство.

Роман чернокожего писателя Пола Битти литературная критика отметила как крайне ироничное описание расовой ситуации в современной Америке. Битти издевается над стереотипами, грамотно превращает чувствительную область американской культуры в объект тысяч подколок и умудряется, обойдясь без пошлостей, выйти сухим из воды.

Первые сто страниц романа - это самая язвительная и злая сотня страниц за последние 10 лет американской романистики. Я перестал подчёркивать великолепные отрывки, потому что у меня заболела рука

из рецензии The New York Times

Дебора Леви - "Горячее молоко"

"Горячее молоко" поэтессы и драматурга Деборы Леви рассказывает о том, как девушка отправляется в далёкую испанскую деревушку в поисках лекарства от загадочной формы паралича своей матери. Найдя мистического доктора Гомеза, мать и дочь начинают не только странный процесс излечения, который не очень похож на медицину как таковую, но и новое знакомство друг с другом.

Леви в своей книге исследует женскую природу глубже, чем многие её коллеги по перу. Особенно ей удалось отразить сложность материнской связи с дочерьми в отношениях, где нет отца - родители Леви развелись, когда ей было 15 лет. Критика единогласно считает книгу "женским выбором" на соискание премии Букера, а женщины-обозреватели уверены, что любой мужчина уснёт уже на пятой странице.

Грайем Макрай Бёрнет - "Его кровавый проект"

Документальный роман, полное название которого звучит как "Его кровавый проект: документы дела Родрика Макрэя", пересказывает реальную историю тройного убийства, совершённого 17-летним мальчиком Родриком Макрэем в 1869 году. Роман отстранённо рисует картину убийства: в ход идут медицинские рапорты, записи судебных заседаний и вырезки из газет. В книге, в частности, рассказывается, почему Макрэй никак не заметал следы и почему не отвергал обвинения в свой адрес.

Трагедия о мести и судебная драма, завёрнутые в шкуру мастерски написанного психологического триллера

Из рецензии The Guardian

Отесса Мошфег - "Эйлин"

Героиня романа Эйлин Данлоп работает секретарём в тюрьме для подростков. Она ухаживает за отцом-алкоголиком, фантазирует об извращённом сексе и следит за охранником Рэнди, который ей очень нравится. В какой-то момент она сталкивается с новой работницей тюрьмы Ребеккой Сент-Джон, весёлой и доброй выпускницей Гарварда. Новое знакомство оборачивается для Эйлин совсем неожиданно - она становится соучастницей преступления.

Критика крайне смело сравнила Мошфег одновременно с автором романа "Исчезнувшая" Джиллиан Флинн, Владимиром Набоковым и Фёдором Достоевским. Мастерски создающий напряжение стиль, бескрайняя декабрьская метель вокруг героев и особенный налёт безнадёги - пресса ждёт следующего романа Мошфег, прямо как её героини ожидают Рождества.

Дэвид Зелей - " Всё, что такое человек"

Если Дебору Леви критика хвалит за то, что ей удалось всего двумя персонажами показать внутренние конфликты всех женщин на земле, то Дэвиду Зелею удалось рассказать то же о мужчинах с помощью девяти героев.

Один - в пригороде Праги, другой - в альпийской деревне, третий на Кипре и так далее - калейдоскоп проявлений мужественности в современной Европе. Судьбы их никак не пересекаются, но вместе они создают общую картину того, что в 21-м веке означает "быть мужчиной".

Великий роман - оригинальный, невероятно острый и потрясающе, душераздирающе грустный

Уильям Бойд, писатель и критик

Мадлен Тьен - "Не говори, что у нас нет ничего"

Роман Тьен рассказывает о жизни в Китае до и после событий на площади Тьяньаньмэнь, когда в результате подавления гражданских протестов в 1989 году погибла сотня людей, а тысячи были казнены или до сих пор сидят в тюрьмах.

Самая драматичная страница китайской истории, которую, кстати, самим китайцам запрещает вспоминать их правительство под угрозой суровейших наказаний, рассказана Мадлен через судьбу большой китайской семьи и загадочного композитора по имени Воробей.

Лёгкий стиль Тьен, с которым она подходит к сложным событиям в истории одной из древнейших стран мира, обеспечил ей признание рецензентов. В местах, где "Не говори" становится тяжело читать, это случается не из-за стиля писательницы, а из-за кома в горле - сюжет, прямо скажем, не самый радостный.