Полная история ордена тамплиеров. Основание ордена тамплиеров

Глава первая. Рождение Ордена тамплиеров

Как обычно начинается легенда?

В случае рыцарей иерусалимского Храма Соломона начало легенды погружено во мрак. Ни один летописец не пишет о них. Нам лишь известно, что к 1125 году храмовники уже существовали, поскольку сохранилась грамота, датированная этим годом и заверенная подписью Гуго де Пейна , где последний назван «Магистром Храма».

Последующие поколения станут рассказывать историю первых тамплиеров - каждый раз чуть-чуть иначе:

«В начале правления Балдвина II из Рима в Иерусалим приехал некий француз, чтобы вознести молитвы. Он дал обет не возвращаться на родину, а три года помогать королю в войне, после чего стать монахом. Он и еще тридцать рыцарей, прибывших с ним, решили закончить свои дни в Иерусалиме. Когда король и его бароны увидели, сколь успешно бьются эти рыцари… они дали ему совет остаться на воинской службе вместе с его тридцатью рыцарями и защищать город от разбойников, вместо того чтобы становиться монахом в надежде обрести спасение собственной души».

Так говорит о возникновении Ордена тамплиеров Михаил Сирийский, патриарх Антиохийский, приблизительно в 1190 году. Примерно в то же время англичанин Уолтер Man дает несколько иную версию:

«Рыцарь по имени Пейн, родом из местности с тем же названием в Бургундии, прибыл в Иерусалим как паломник. Услышав же, что на христиан, которые поят лошадей у колодца неподалеку от ворот Иерусалима, часто нападают притаившиеся в засаде язычники и что многие его единоверцы при этом погибают, он преисполнился жалости и… пытался защищать их, как только мог. Он часто бросался им на помощь из искусно выбранного укрытия и убил множество врагов».

Уолтер описывает основателя ордена как одинокого рейнджера, который со временем сплотил вокруг себя других рыцарей-единомышленников. Такая версия вполне пригодна для сценария вестерна, но вряд ли подобный воин мог прожить достаточно долго, чтобы основать рыцарский орден.

Более поздний автор, монах из Корби по имени Бернар, поведал историю первых тамплиеров по-другому. Его сочинение написано в 1232 году, через сто с лишним лет после возникновения ордена, но Бернар опирался на ныне утерянный текст некоего Ернула, человека благородного происхождения, который жил в Иерусалиме примерно в то же время, что и предыдущие авторы. Вот что пишет Бернар:

«Когда христиане завоевали Иерусалим, они расположились у Храма Гроба Господня, и многие другие пришли к ним со всех концов. И они повиновались настоятелю храма. Добрые рыцари посовещались меж собой и сказали: „Мы оставили свои земли и своих друзей и пришли сюда, дабы возвеличить и восславить власть Господа. Если мы останемся здесь и будем есть, пить и проводить время в праздности, то без пользы мы носим наши мечи. Меж тем эта земля нуждается в нашем оружии… Так соединим же наши силы и выберем одного из нас предводителем… чтобы он вел нас в сраженье, когда таковое случится“.».

Таким образом, Бернар полагает, что эти воины вначале были паломниками, которые стояли лагерем у церкви Гроба Господня и подчинялись священнослужителю, и в боевой отряд они объединились исключительно от безделья.

Наконец, в нашем распоряжении есть документ, излагающий точку зрения Вильгельма, архиепископа Тирского. Его цитируют чаще других - эта версия считается общепринятой. Поскольку Вильгельм родился в Иерусалиме и получил образование в Европе, он, с одной стороны, имел доступ к местным письменным источникам, а с другой - владел изысканным стилем, дабы изложить свою историю должным образом.

«В том же (1119) году несколько благородных рыцарей, любящих Господа всей душою, благочестивых и богобоязненных, предали себя в руки патриарха для службы Иисусу Христу, изъявив желание до конца своих дней жить, соблюдая целомудрие, проявляя покорность и послушание и отказавшись от владения каким-либо имуществом. Выделялись же из них более всего достопочтенные Гуго из Пейна и Годфруа из Сент-Омера. Поскольку у них не было ни церкви, ни постоянного жилища, король дал им временное пристанище в своем дворце, что размещался с южной стороны от Храма Господня… Служба же этих рыцарей, вмененная им патриархом и другими епископами для отпущения грехов, состояла в наилучшей защите дорог и троп, по коим шли паломники, от нападений разбойников и грабителей».

Эти версии имеют кое-что общее. Все они предполагают, что Гуго де Пейн был первым тамплиером и что король Иерусалима Балдвин II признал тамплиеров либо как рыцарей, считавших своим долгом защищать паломников, либо как группу религиозных людей, которые желали использовать свой военный опыт для охраны христианских поселений. Версии единодушно утверждают, что храмовники сначала жили на том месте, где, по мнению крестоносцев, находился Храм Гроба Господня, то есть там, где был погребен Иисус Христос. Только объединившись в орден, эти люди заняли часть королевского дворца - где, как предполагали, находился Храм Соломона. Не исключено, что поначалу они делили это помещение с госпитальерами, чей орден существовал на Святой земле с 1070 года.

Летописи не дают ясного представления, кому принадлежала идея создать орден, членам которого надлежало жить подобно монахам и сражаться подобно воинам. Монахи-воины? Это звучало абсурдно. Воинам приходилось проливать кровь, а кровопролитие было грехом. Монахи молились за спасение душ воинов, сетуя на их вынужденную жестокость. Воины представлялись необходимым злом, которое допускалось для защиты общества от тех, кто попирал закон. Некоторые из них приходили к религии, отказывались от прежней, полной насилия жизни и становились монахами, но о монашеском ордене, чьим предназначением было бы участие в сражениях, прежде не слышал никто.

Идея эта родилась от безысходности. Успехи первых крестоносцев снова сделали доступными для христианских паломников Иерусалим и библейские святыни. И толпы людей стали прибывать туда из всех уголков христианского мира.

Однако, хотя такие города, как Иерусалим, Триполи, Антиохия и Акра, были захвачены крестоносцами, большая часть дорог, их соединяющих, оставалась в руках мусульман. Не удалось захватить и кое-какие небольшие города. Паломники становились легкой добычей. На Пасху 1119 года около семисот паломников подверглись нападению на пути из Иерусалима к реке Иордан. Триста человек были убиты, еще шестьдесят - захвачены и проданы в рабство.

Вполне возможно, что источником рассказа Уолтера Мапа о том, как Гуго де Пейн в одиночку охранял колодец, были не тамплиеры, а некий русский по имени Даниил, настоятель монастыря. Примерно в 1107 году он описал место между Яффой и Иерусалимом, где паломники могли брать воду. Они проводили там ночь «в великом страхе», поскольку поблизости был мусульманский город Аскалон, «откуда сарацины совершали свои набеги и убивали паломников».

Однако, несмотря на опасность, христиане оставались непреклонными в своем желании совершить путешествие на Святую землю. Ведь сделать Иерусалим вновь доступным для паломников как раз и было первоначальной целью крестоносцев. Следовало принять меры для защиты людей, но у короля Балдвина и других предводителей крестоносного воинства не было ни людей, ни средств для охраны всех дорог к библейским святыням. Не важно, кому пришла в голову идея создать Орден тамплиеров, в любом случае она была встречена местной знатью с энтузиазмом. В конце концов было решено, что Гуго и его соратники могут наилучшим образом послужить Господу, обеспечивая безопасность Его паломников.

Первоначально тамплиеры представляли собой изолированную группу, никак не связанную с папским престолом. Они получили благословение Гармунда, патриарха Иерусалимского, и вполне могли оказаться среди участников церковного собора в Наблусе 23 января 1120 года.

Собор был созван не с целью утвердить создание Ордена рыцарей Храма, а чтобы обсудить проблемы, накопившиеся за двадцать лет, прошедших с момента образования латинских королевств. Наибольшее беспокойство вызывала саранча, уничтожившая урожаи последних четырех лет. Высказывалось единодушное мнение, что это несчастье было Божьим наказанием за падение нравов со времени, прошедшего после завоевания Иерусалима. Поэтому в большей части из двадцати пяти принятых собором деклараций речь шла о грехах плоти.

Любопытно отметить, что в этом - церковном - соборе приняло участие не меньше представителей светской знати, чем церковных иерархов. Это обстоятельство указывает на то, что озабоченность сложившимся положением распространялась на все общество и решать возникшие проблемы были призваны все власть имущие.

Собор в Наблусе вызвал мой интерес потому, что ряд ученых, изучающих историю храмовников, полагают его существенным для создания этого ордена. Однако, обратившись к первоисточникам, я убедилась, что в документах собора тамплиеры вообще не упоминаются. Принятые в Наблусе каноны в основном выражают точку зрения церковников и светской знати на то, какие грехи следует считать наиболее тяжкими. Семь канонов запрещают супружескую измену, или бигамию, четыре касаются мужеложества. Еще пять канонов относятся к сексуальным и иным связям между христианами и сарацинами - контакты допускались только после крещения последних. Похоже, участники собора полагали, что, прекрати люди заниматься всеми этими безобразиями, следующий урожай был бы богаче.

Мы не имеем официальных свидетельств, были ли выполнены решения собора и удалось ли сохранить урожай следующего года. Но из различных источников становится ясно, что грехи плоти совершались в прежних масштабах.

Единственным каноном, который можно связать с тамплиерами, только-только возникшей общностью, был канон под номером двадцать: «Если священнослужитель берет в руки оружие для защиты, то он этим не совершает греха». О рыцарях, ставших военными-священнослужителями, в каноне ничего не говорится.

Тем не менее и это упоминание означало существенный отход от общепризнанной точки зрения. Несмотря на некоторое ослабление строгости правил для тех, кто сражается за Господа, священникам и монахам всегда запрещалось участвовать в битвах.

Однако за год до собора в Наблусе у стен Антиохии, на месте, которое по сю пору известно под названием Кровавое поле, состоялась битва, в которой пали граф Рожер и большая часть его воинов. Дабы спасти город, патриарх Бернар повелел раздать оружие всем, кто способен сражаться, включая монахов и священников. К счастью, им не пришлось вступить в схватку, но прецедент был создан.

Такова была атмосфера, в которой рождался Орден тамплиеров.

Одна из легенд о возникновении ордена, которую распространяли сами храмовники, гласит о том, что в течение первых девяти лет существования ордена в нем было только девять рыцарей. Впервые это число упоминает Вильгельм Тирский, и затем оно неоднократно повторялось более поздними летописцами.

Неужели их было только девять? Вряд ли. Хотя сколько-нибудь заметного роста ордена в первые годы его существования не отмечалось, он все же не смог бы сохраниться, будь в его рядах так мало членов. Возможно, число девять было выбрано творцами легенды потому, что именно девять лет прошло с момента возникновения ордена до собора в Труа , на котором он получил официальное признание.

Некоторые историки полагают, что на тамплиерах сказалось влияние средневекового числового символизма. Девять - «круговое число»: при умножении на любое число оно дает результат, сумма составляющих цифр которого или равна девяти или делится на девять, «а потому его можно считать нетленным». Через много лет после основания ордена Данте предположил, что число девять было выбрано потому, что «девять - святая цифра ангельского чина, утроенная святая цифра Троицы».

Я не думаю, что первые тамплиеры были достаточно образованны, чтобы использовать подобные эзотерические знания. Однако Вильгельм Тирский такими знаниями владел, и эту мысль мы впервые нашли именно в его тексте. Вполне возможно, что число девять как раз и является изобретением Вильгельма, а затем тамплиеры позаимствовали его, добавили в свою версию легенды, и со временем оно стало непреложно связываться с орденом. Так или иначе, число девять вошло в символику тамплиеров и присутствует на орнаментах в некоторых часовнях ордена.

Мы располагаем весьма скудными сведениями о первых годах существования рыцарей Храма. Сохранилось несколько грамот, написанных в Иерусалиме и Антиохии, на которых есть подписи первых тамплиеров. Однако в них не отражены какие-либо пожалования членам ордена - мы просто имеем свидетельства, что эти люди действительно существовали и находились на Святой земле. Нет также никаких сведений о пожертвованиях ордену, сделанных до 1124 года.

Людям свойственно стремление заполнять пробелы, будь то белые пятна на карте или пропуски, делающие историю или легенду незавершенной. Именно это и случилось с историей возникновения Ордена рыцарей Храма. Летописцы не сочли это событие достойным упоминания, но спустя шестьдесят с небольшим лет, когда орден уже играл заметную роль в обществе, люди возымели желание узнать, как это все начиналось.

Так стали рождаться и множиться легенды. И этот процесс продолжается в наши дни.


Ордена Тамплиеров давно нет, но тайны его до сих пор не разгаданы. Может, существуют в наши дни те избранные, которые имеют доступ к подлинной истории Ордена, но и они продолжают хранить тайны тамплиеров.
Какие тайны хранит Орден Тамплиеров?
Первый Крестовый поход был организован Римским Папой Урбаном, человеком властолюбивым и жестоким, в качестве помощи Византийскому императору Алексию, который запросил того о военной поддержке, поскольку был весьма обеспокоен нарастающим давлением со стороны турок-сельджуков. Клич похода был защитить Святую землю и сделать возможным посещение ее религиозными паломниками. Но истинной целью этого похода было ослабление позиций восточного православного христианства, с центром в Византии, не дающего возможность расширить сферу влияния Римского Папства на восточные страны.
Воинство, получившее отпущение прошлых и будущих грехов, состояло из всевозможных сомнительных личностей, и даже из реальных воров и бандитов и было гонимо исключительно жаждой наживы в будущих возможных грабежах. В 1099 году поход достиг города Иерусалима, по дороге уничтожив в кровавой резне не один город. Истории известны немыслимые бесчинства, творимые защитниками гроба Господня из Европы в таких городах как Ликия, Антиох, Маррат, население которых, кстати, было христианским!
Иерусалим в то время был городом мирного существования трех религий - православного христианства, иудаизма и ислама, город процветающий, культурный, торговый, не имеющий военной защиты. Население города несколько недель отчаянно сопротивлялось штурмующим его кровожадным «освободителям», но все же вынуждены были сдаться. Павший город был разграблен и залит кровью, что и стало окончанием Первого Крестового Похода. Так называемые «рыцари» отбыли понемногу по домам, груженые многочисленными трофеями и рассказывающие небылицы о своих подвигах в освобождении Иерусалима. А беззащитные религиозные паломники, видевшие свой долг перед Богом в том, чтобы посетить Святую землю, остались абсолютно беззащитными перед местью турков-сельджуков за поруганные и разоренные земли. Оживленные дороги Малой Азии, по которой текли ручьи паломников, стали местом действия вооруженных небольших отрядов. В некоторые дни сотни паломников становились жертвами турков, их захватывали ради выкупа, ради продажи в качестве рабов на восточных рынках, и просто убивали.
В этот сложный период французский дворянин Хьюго де Пайен и его девять товарищей для защиты паломников от нападений организовали военно-религиозный Орден Тамплиеров. Полное название ордена «Тайное рыцарство Христово и Храма Соломона», но в Европе он был более известен как Орден рыцарей Храма (Орден Тамплиеров от франц. tample - «храм»). Объяснялось такое название тем, что резиденция его находилась в Иерусалиме, на месте, где когда то был расположен храм царя Соломона. Самих же рыцарей называли храмовниками. На печати тамплиеров были изображены два рыцаря, скачущих на одной лошади, что должно было говорить о бедности и братстве. Символом ордена стал белый плащ с красным восьмиконечным крестом. В 1119 году Орден предложил свои защитные и караульные услуги королю Иерусалимскому Болдуину Первому.

Символ Ордена Личное мужество и отвага, благородство первых членов ордена снискали у паломников уважение и признание, и весть о бескорыстных и бесстрашных рыцарях, готовых прийти на помощь человеку, попавшему в беду, была разнесена по всем уголкам Европы. Вскоре Орден получил благословение Папы Римского и началось его процветание. Члены ордена, принявшие монашеские обеты «чистоты», «нищеты» и «послушания», в глазах большинства людей были практически «святыми», и по мере своих возможностей граждане стремились пожертвованиями помочь людям, бескорыстно и добровольно принявшим на себя нелегкую ношу. Помимо денежных пожертвований, некоторые богатые люди, не имевшие наследников, оставляли Ордену имения, замки, поместья. Так, после своей смерти, Арагонский король Альфонсо Первый оставил Ордену часть своего королевства на севере Испании, а Бретонский герцог Конан целый остров у побережья Франции.
Впоследствии это обернулось тем, что:
К середине XXII века Орден Тамплиеров владел огромными земельными ресурсами с поместьями и замками под управлением назначенными Орденом людьми
Значимость Ордена превышала многие государства, и в 1139 году Папа Римский Иннокентий предоставил Ордену самостоятельность, которая освобождала каждое подразделение от подчинения местному государю и законам той страны, где это подразделение находилось
Указания Ордену могли исходить только от Верховного Магистра или самого Папы
Ордену Тамплиеров мы также обязаны созданием первой «банковской» сети. Паломники, направляясь в святые места, вынуждены были брать с собой в дорогу мешки с деньгами, что было крайне нелегко и небезопасно. Орден предоставил возможность сдав деньги в одном месте и получив взамен расписку, получать их в любом удобном в путешествии городе, поскольку представительства Ордена были очень многочисленны. Также тамплиеры предоставляли услуги для перевозки наличных денег и драгоценностей, и не известно ни единого случая, когда бы обоз, охраняемый ими, был бы ограблен. Созданная сеть также помогала быстро вносить выкуп за пленников, потому что не было необходимости перевозить деньги для выкупа, скажем из Германии в Иерусалим, а достаточно перевезти быстро только письма.
Во время своего расцвета Орден Тамплиеров нашел еще один и очень мощный источник доходов, им стало ростовщичество. Конечно тамплиеры не давали в долг обычным гражданам, но Орден тайно, и всегда под хороший залог, предоставлял заемные ссуды монархическим крупным фамилиям. Это позволило Ордену иметь мощный рычаг влияния на правителей многих государств, они были в курсе практически всех интимных и политических тайн. Хоть идеологическая - религиозная власть над государствами по-прежнему находилась в руках Римского Папы, но политическая и экономическая была сосредоточена у Верховного Магистра Ордена.
Анализируя экономическое состояние Западной Европы в XII-XIII веках нельзя не заметить повсеместное сооружение многочисленных соборов, монастырей, аббатств и церквей. Только крупных соборов и церквей за этот период было построено около 180. Возникает вопрос, а на какие средства проводилось это строительство? В те времена существовала огромная нехватка денег. Золота в обороте было весьма мало, а серебра, которое являлось основным металлом для чеканки денег, совершенно не хватало. Понятно, что вывезенное из стран Ближнего Востока в качестве добычи серебро не могло существенно решить эту проблему. Драгоценные металлы в Европе практически не добывались, а месторождения в Германии, Чехии и России еще не были открыты. И не смотря на это, в одной только Франции меньше чем за сто лет было построено 80 огромных соборов и 70 храмов поменьше. Хотя известно, что большинство французских городов имели весьма ограниченные средства для развития, и если таковые у магистратов появлялись, то в первую очередь их расходовали на укрепление городских стен.
Единственно кто мог иметь в тот период времени необходимые деньги, так это Орден тамплиеров. Орден чеканил свою серебряную монету и за период XII-XIII веков было выпущено такое количество наличных серебряных монет, что они стали привычным платежным средством, в частности и для упоминаемой нами грандиозной строительной кампании. Но откуда бралось сырье? Известно, что из Палестины тамплиеры вывезли около тонны серебра, этого явно маловато. О происхождении основного количества металла магистры Ордена молчали.
Хочется отметить, что Орден имел серьезный флот и добился монополии на рейсы по Средиземному морю, по сути контролируя торговые пути из Азии. Но известно, что порты и базы имелись также и на Атлантическом побережье, хотя вроде бы интересы Ордена сосредотачивались в Средиземноморье.
Известно, что Ордену принадлежала небезызвестная крепость Ла-Рошель в устье реки Жиронды. Не так давно Жаном де ля Варанд, французским историком, была выдвинута гипотеза о возможности добычи тамплиерами упомянутого серебра в Мексике. Допущение вполне вероятное, поскольку в Ордене проявляли интерес к различным наукам и совершаемым открытиям, изучали труды арабских ученых и греческих мудрецов, и конечно могли прознать о существовании земель за океаном. Наличие собственного флота давало возможность осуществить такое путешествие в реальности. А ответ, были ли тамплиеры в Мексике, можно получить внимательно разглядев роспись фронтона храма Ордена в г. Верелай, строительство которого датировано XII веком. Там среди окружающих Христа людей, бросается в глаза группа из трех фигур: мужчина, женщина и ребенок с непропорционально большими ушными раковинами. Наряд мужчины из перьев очень напоминает одежду североамериканских индейцев, а у женщины обнажена грудь и на ней одета длинная юбка. Вряд ли в те времена могли такое просто выдумать.
В пользу этой гипотезы есть еще один факт. В Национальном архиве Франции сравнительно недавно были обнаружены печати Ордена, захваченные еще в 1307 году королевскими жандармами. Среди бумаг из ведомства Великого Магистра есть такая, на которой написано «тайна храма» и в центре ее изображен человек в набедренной повязке и головном уборе из перьев, таком как у индейцев Северной Америки (или Мексики и Бразилии), держащий в правой руке лук. Так что вполне вероятно, что тамплиеры побывали на Американском континенте задолго до Колумба (эту теорию также подтверждает Кенсингтонский рунический камень) и существование Нового Света было одной из великих тайн Ордена, владели которой только высшие иерархи.
Крах Ордена Тамплиеров
Возросшее могущество Ордена сослужило ему плохую службу. Вознесшись над миром, он начал падение в пропасть. Изначально зарекомендовавшие себя благородными рыцарями, храмовники начинают поступать вероломно с доверившимися им людьми. Так, предоставив убежище пожелавшему принять христианство влиятельному арабскому шейху Насреддину, претенденту на трон в Каире, они, не задумываясь, продают за 60 тысяч динаров его же врагам на родине, что привело к немедленной казни несчастного.
А в 1199 году произошел огромный скандал, когда тамплиеры отказались вернуть средства епископа Сидонского, положенные им на хранение, за что последний в ярости предал анафеме весь Орден. Интересы тамплиеров часто не совпадали с интересами крестоносных государств или других орденов, из за чего они срывали дипломатические договоренности, сражались в междоусобных войнах, и даже поднимали меч на членов братского им Ордена Госпитальеров.
Огромное значение для дальнейшего падения Ордена послужила неудача в защите Иерусалима от войск Саладина. Магистр Жерар де Ридфор был советником у последнего иерусалимского короля Ги де Лузиньяна и убедил того не избегать участия в битве с мусульманами при Хаттине, которая стала решающей и в которой погибли все принимавшие в ней участие тамплиеры. Кто не погиб во время сражения, был казнен. А сам Ридфор, попав в плен к Саладину, приказал сдать врагу крепость Газа. А когда после падения Иерусалима Саладин предложил выкупить у него жизни паломников и жителей города, невероятно богатый Орден, на котором лежала обязанность защищать этих людей, не дал ни гроша. Около шестнадцати тысяч христиан стали тогда рабами.
Обвинения против Ордена скатывались в растущий снежный ком. И в пятницу 13-го октября 1307 года по распоряжению сильного, независимого и властного короля Франции Филиппа IV (Красивого) была проведена одновременная операция по захвату всех представительств и баз Ордена Тамплиеров. Поскольку эти обыски и аресты были незаконны, в силу юридического неподчинения Ордена каким-бы ни было правителям и законам, потребовалось почти пять лет пыток и допросов для составления доказательной базы обвинения в адрес Ордена Тамплиеров. Так только в 1312 году, по предоставлении собранных материалов, Орден был отлучен от церкви, а действия короля Филиппа оправданны. Удивительно еще то, что имея в те времена только фельдъегерскую связь, королевским службам удалось не только сохранить подготовку и время операции в секрете, но и как то согласовать свои действия с Англией, Испанией, Германией, Италией, поскольку удар был нанесен одновременно и в этих государствах тоже.
Судил тамплиеров церковный суд — инквизиция. Обвиняли их в ереси и вероотступничестве, а также в идолопоклонничестве. Под пытками большинство тамплиеров признали свою вину, в том числе и Верховный Магистр Жак де Молле, но в 1314 году при зачитывании приговора в Соборе Парижской Богоматери при огромном стечении народа, он публично заявил, что все признания были вырваны пытками, обвинения являются ложью, а Орден — невиновен. Жак де Моле был сожжен на костре на острове посреди Сены, других нераскаявшихся тамплиеров ждала виселица на горе Монфокон.
Последний Великий Магистр Жак де Молле А теперь мы подошли к самой главной тайне Ордена Тамплиеров. После одновременного обыска во всех «офисах», не было найдено НИКАКИХ сокровищ. Никакие пытки не смогли развязать языки у арестованных в признании где же скрыты богатства. Известен факт, что имя магистра Франции Жерара де Вилье, одного из самых влиятельных сановников Ордена, по непонятным причинам не появляется в материалах процесса. Есть предположение, что тамплиеры все же были предупреждены о грозящей опасности и имели возможность через подземелья Парижа (а подробная карта подземелий у них была найдена) переправить наиболее ценные и важные сокровища в крепость Ла-Рошель и дальше на флотских кораблях вывезти в неизвестное место.
Помимо золота и драгоценностей предполагалось, что Орден владел христианскими реликвиями, вывезенными из Иерусалима, среди которых была пресловутая Чаша Грааля. Библейские предания говорят, что Грааль — это некая чаша, из которой причащались во время Тайной Вечери Иисус Христос и апостолы, а после распятия Иисуса на Голгофе в эту чашу Иосиф Аримафейский собрал кровь Христа. Считается, что этот факт придал Чаше Грааля необыкновенные возможности, она стала ключом в познании мира, а испивший из нее получает прощение грехов, избавление от болезней и вечную жизнь.
Среди возможных вариантов куда делись сокровища Тамплиеров есть следующие. Деньги были переправлены в Англию и ими была проплачена Столетняя война между Англией и Францией. Именно поддержкой тайно сохранившегося Ордена объясняют некоторые историки военные успехи более слабой Англии в этом противостоянии. Возможно богатства осели в Италии, и благодаря им в этой стране наступила Эпоха Возрождения, небывалый расцвет культуры и всевозможных наук и искусств. Нет сомнения, что какая-то часть капиталов стала основой создания банковских домов, потомки некоторых из них смогли дожить до наших дней. Есть предположение, что казна Ордена скорее всего была бы вывезена туда, где не распространялось влияние Французского короля. Возможно это была Португалия или Испания. Позже именно португальский орден Христа стал наследником местного отделения храмовников. А белые паруса кораблей Колумба, отправившихся открывать новые земли, были украшены тамплиерскими красными крестами.
Замок Томар, который был штаб-квартирой храмовников в Португалии, и сегодня поражает воображение своим величием и размерами.И кто знает, может, какой-нибудь замок на Пиренеях до сих пор хранит в подземельях сокровища Ордена Тамплиеров.


А может корабли с сокровищами и архивами отправились в Новый Свет, и где-нибудь в Мексике или Бразилии были спрятаны в укромном месте, а позже были задействованы в деятельности сохранившихся от разгрома отделений в странах, куда не дотянулась рука короля Франции.
Есть еще один интересный момент. Во время проведения следствия над тамплиерами Римским Папой Климентом V, несколько узников, высших сановников Ордена, некоторое время вынужденно пребывали в замке Шинон, недалеко от города Тур. За те дни, что рыцари находились в замке, они успели вырезать на его каменных стенах интересные рисунки. Это символические изображения — пылающие сердца, крест, тройная ограда, карбункулы, поле с квадратами. Сами по себе эти символы большого секрета не представляли, но вопрос заключался в том, как ими пользоваться. Несомненно что они были вырезаны с определенной целью — передать послание посвященным, тем, кто понимает сакральное значение этих символов. А может это были указания где искать сокровища?

Замок Тампль — резиденция Ордена в Париже.
За несколько веков интерес к исчезнувшим сокровищам поутих. Но в 1745 году в центре внимания оказался документ, опубликованный немецким архивариусом Шитманом. В нем шла речь, что Жак де Моле передал перед смертью юному графу Гитару де Боже, племяннику предыдущего Великого магистра, послание, в котором говорилось, что в могиле его дяди находятся не останки, а тайные архивы Ордена и реликвии, среди которых корона Иерусалимских царей, и четыре золотые фигуры евангелистов, украшавшие некогда Гроб Христа и спасенные храмовниками от мусульман. Остальная часть сокровищ хранится в тайниках внутри двух колонн, что расположены напротив входа в крипту. Документ утверждал, что якобы молодой граф де Боже добыл и перепрятал все ценности и архив новый тайник. Данное сообщение, всколыхнувшее всю Европу, получило косвенное подтверждение: одна из колонн действительно оказалась полой.
Историки, усиленно занявшиеся изучением хроник интересующего периода, нашли подтверждение тому, что после казни Жака де Моле юный граф Гишар де Боже действительно получил у короля Филиппа Красивого позволение вывезти из замка Тампль хранившийся там прах его знатного родственника. И, именно тогда, возможно, граф извлек из колонн золото и другие драгоценности.
Предположение, что сокровища тамплиеров могут храниться в фамильном склепе де Боже, привело к тому что после Великой Французской революции кладоискатели перебрали родовое поместье де Боже по камешку, превратив его в хорошо вспаханное поле. Но это был бы слишком легкий путь, понятно что ни в склепе, ни в подвалах, ни в земле сокровищ не оказалось… Позже выяснилось, что семейству де Боже, кроме уже обследованного имения, принадлежал еще в департаменте Рона средневековый замок Аржиньи с башнями, сводчатыми входами и глубокими рвами. В 1307 году он находился вне владений Филиппа IV и потому не пострадал.Этот замок, несмотря на свой почтенный возраст, хорошо сохранился и весь был испещрен знаками тамплиеров, позволяющими гадать, а не ключ ли это к сокровищам?
Странными знаками была испещрена и главная башня замка, Башня восьми блаженств. В середине XX века замком владел Жак де Розман, и он и его отец искали предполагаемый тайник тамплиеров, но и на этот раз найти ничего не удалось. Есть интересное предположение историков датчанина Эрлига Хаарлинга и англичанина Генри Линкольна о том, что сокровища тамплиеров надо искать на маленьком балтийском острове Борнхольм. Известно, что в 1162 году датский архиепископ Эскиль посетил Великого Магистра тамплиеров Бертрана де Бланшфора с целью привлечь рыцарей Христа к крещению балтийских народов, тогда еще язычников. Историки полагают, что во время этой встречи возможно также шла речь о переносе весьма увеличившихся сокровищ Ордена в новое безопасное место. Они считают, что построенные тамплиерами на острове соборы находятся в строгом соответствии с геометрией, принятой храмовниками, и именно в этой геометрии надо искать ключ к месту нахождения клада. И в Латвии можно поискать спрятанные тамплиерами реликвии.
После разгрома Ордена, его остатки слились со скромным в те времена Ливонским орденом. И, по странному стечению обстоятельств, этот же период ознаменовался необычайным расцветом нищего до сей поры Ордена. Были построены богатейшие замки, соборы, крепости, многократно увеличились земельные владения ливонцев. Может этому расцвету помогли вывезенные сокровища Ордена Тамплиеров. Покровительницей обоих Орденов является Мария Магдалина. Но только в католических соборах Латвии ее изображали с кинжалом, рукоятка которого была в виде креста тамплиеров, в соборах других стран изображение рукоятки другое. Так что свои сокровища, в том числе и священную чашу Грааля, Орден Тамплиеров вполне мог спрятать на территории современной Латвии.
Многие были ослеплены легендарным блеском сокровищ тамплиеров. В числе искателей этого клада были ученые и авантюристы, политики и многие другие лица.

В одном из предыдущих постов () я рассказал о т.н. «Проклятии Жака де Моле», произнесённого 18 марта 1314 года. Жак де Моле был последним великим магистром тамплиеров. А откуда вообще взялся этот таинственный орден?

Первое упоминание о тамплиерах принадлежит архиепископу и историку Вильгельму Тирскому. Вильгельм Тирский (1130-1186), был архидиаконом тирского митрополита и воспитателем наследного принца Балдуина, затем послом в Константинополе и Риме. Он заключил в 1168 году союз с императором Мануилом I Комнином. В 1174 году Вильгельм был назначен архиепископом Тирским и руководил политикой Иерусалимского королевства. Свободно владел латинским, французским, греческим, арабским, сирийским и немецким языками. В общем, даже по нынешним меркам человеком он был весьма образованным. Не говоря уже про мерки средневековые.

В своей книге «Historia belli sacri a principibus christianis in Palaestina et in Oriente gesti», написанной между 1175 и 1185 г.г., Вильгельм Тирский изложил историю королевства франков в Палестине с самого основания. Стоит отметить, что к моменту, когда он начал этот обширный труд, орден тамплиеров существовал уже полвека и, следовательно, многие события он описывал со слов других людей, в том числе и со слов самих тамплиеров.

Это наверное первая тайна - а таких тайн будет множество - в истории Ордена. Удивительно, что первые полвека организацию, которая так повлияла на историю Европы, первые десятилетия существования словно никто не замечал. Поэтому, кстати, всё, что мы знаем явного об истории создания Ордена тамплиеров, мы знаем исключительно из книги Вильгельма Тирского.

Основатель и первый великий магистр Ордена Гуго де Пайен. Скульптурное изображение

Согласно Вильгельму Тирскому, орден «Бедных рыцарей Христа и Храма Соломонова» - именно так официально именовался орден тамплиеров - был основа в 1118 году. Некий рыцарь Гуго де Пайен, вассал графа Шампанского, а также восемь его товарищей, решили защищать паломников, отправляющихся в Святую землю. Цель без сомнения благородная, учитывая все опасности, которым подвергались благочестивые путники, однако явно рассчитанная не на силы девяти человек.

Как бы то ни было, но товарищи предстали перед королём Иерусалима Балдуином I (братом Готфрида Бульонского, который овладел Святым Городом за девятнадцать лет до описываемых событий). Эти девять человек предложили свои услуги по защите паломников, по надзору за дорогами, ведущими к святым местам, а также общей охране Гроба Господня. Учитывая, что Иерусалимское королевство занимало примерно ту территорию, которую занимает современное государство Израиль, т.е. площадь более 20 тыс.кв.км, можно представить, какой объём работы собирались взвалить на свои могучие плечи девять бесстрашных рыцарей. Балдуина I сложно назвать очень уж образцовым христианином (к примеру, из корыстных целей он повторно женился на богатой невесте, не разведясь с женой), но богоугодную деятельность новой братии он санкционировал.

По логике, такая сфера деятельности - охрана паломников и всех дорог королевства, предполагала необходимость максимального увеличения численности ордена. Однако первые девять лет существования ордена в него не было принято ни одного нового члена. То есть, строго говоря, девять человек предположительно надзирали за всеми дорогами королевства, да ещё охраняли паломников. Даже если бы они поодиночке разбрелись по девяти разным направлениям, и то вряд ли потянули такую работу. Но и этого они сделать не могли, поскольку, как рассказывает Вильгельм Тирский, были столь бедны, что имели по одной лошади на двоих. Даже на официальной печати ордена изображены два всадника, сидящих на одной лошади. Правда, поскольку их было девять человек, а девять нацело на два не делится, то видимо либо кто-то один из них (возможно Гуго де Пайен) имел в своём полном распоряжении целую лошадь, либо какая-то лошадь вынуждена была нести сразу троих рыцарей. Бедное животное! В любом случае, это была не самая многочисленная кавалерия.

Печать тамплиеров.

Правда - и это, видимо, многое объясняет - сама печать датируется уже следующим веком и, скорее всего, первые тамплиеры были не настолько стеснены в средствах, чтобы не иметь возможности обзавестись девятью скакунами. Скорее два рыцаря на одном коне - это поэтический образ, подчёркивающий как девиз тамплиеров - «Бедность и милосердие», так и, возможно, необыкновенно тесные дружеские узы между членами ордена - говорят, слишком дружеские, которые им в 1307 году будут вменены в вину.

Сколько бы не было коней у первых членов ордена, стояли эти животные в по истине царских конюшнях. В 1118 году Балдуин I умер, а новый король - Балдуин II, выделил братии целое крыло своего дворца, расположенного на фундаменте древнего Храма Соломона, как раз на месте его конюшен (в юго-восточном крыле), в которых, как говорят, могло помещаться до двух тысяч скакунов. Собственно именно этому обстоятельству обязан Орден названием, которое вошло в историю - Орден Храма. Храм по-французски - temple, отсюда - тамплиеры. Всё очень просто. Однако сам Орден был далеко не так прост.

Хотя их, если продолжать верить Вильгельму Тирскому, было всего девять человек, за девять лет тамплиеры покрыли себя такой славой, что она докатилась до континентальной Европы и сам Бернар Клервосский (жил в XII веке, французский средневековый богослов, мистик, общественный деятель, цистерцианский монах, аббат монастыря Клерво; был активным пропагандистом переориентации вектора крестовых походов на Восток, в земли славян) обратил внимание на восходящее светило рыцарского небосклона. Бернар даже написал целый трактат, в котором горячо превозносил добродетели нового рыцарства и объявил тамплиеров олицетворением христианских ценностей. А речь шла, напомню, об организации всего из девяти человек.

Фрагмент макета Иерусалимского Храма Ирода Великого (Храма Соломона). Реконструкция .

В 1127 году Гуго де Пайен и некоторые его товарищи отправились в Европу, где их ждал триумфальный приём (дороги Иерусалимского королевства, стало быть, на это период остались без прикрытия). На следующий год Папа Римский собрал совет в Труа под духовным руководством Бернара Клервосского. То была вторая важная точка в истории Ордена. На этом совете тамплиеры были официально признаны членами одновременного военного и религиозного объединения. Гуго Пайнеский получил титул «великого магистра» сообщества монахов-солдат, мистических воинов, образовавших «воинство Христово». Стоит отметить, кстати, что этот термин - «воинство Христово» - относился только к тамплиерам, а вовсе не ко всем крестоносцам, как стали подразумевать много позднее.

Наконец, Бернар Клервосский утвердил устав и правила нового ордена, своим авторитетом усилив и без того, судя по всему, не по дням, а по часам усиливающиеся позиции храмовников. По правилам, тамплиеры должны были жить в бедности, целомудрии и послушании; им следовало стричь волосы, но не брить бороды. Все «рыцари Христа» должны были носить единообразную одежду - рясу или накидку белого цвета, которая со временем превратилась в знаменитый белый плащ тамплиеров, символизирующий чистоту помыслов членов Ордена.

Устав описывал строгую административную иерархию, а также множество других деталей - от поведения рыцарей на поле боя, до использования ценностей, отдаваемых в распоряжение тамплиеров.

В 1139 году Папа Иннокентий II своей буллой даровал тамплиерам значительные привилегии: орден с этого момента находился под исключительной опекой его святейшества и мог быть распущен только Папой. Таким образом Орден тамплиеров был выведен из под юрисдикции любой светской власти монархов Европы и Святой земли, превратившись в личный орден папства, став первой, так сказать, интернациональной организацией Европы, если угодно - прообразом единой Европы. Это очень важный момент, который во многом повлиял на трагический финал ордена.

В орден буквально хлынули рыцари со всех концов Европы. Увеличилось и богатство - устав требовал, чтобы претендующий на членство рыцарь отдал ордену всё, чем владел. А поскольку основным богатством рыцарей той поры были вовсе не сундуки, набитые золотом, а земли, Орден тамплиеров очень быстро и очень естественно стал владельцем внушительных территорий во Франции, Англии, Фландрии, Испании, Италии, Германии, Венгрии и, разумеется, в Святой земле. При этом ни один из рыцарей лично не был богат, поскольку исполнял обет бедности, но орден в целом стал одной из богатейших организаций Христианского мира. О том, чтобы разъезжать по пыльным дорогам вдвоём на одной лошади уже речь не шла. В 1130 году Гуго де Пайен возвратился в Палестину в сопровождении трёх сотен новых братьев, при том что часть новообращённых тамплиеров осталась в Европе - охранять разбросанные всюду земли Ордена.

В 1146 году, во время правления Папы Евгения III, на белом плаще тамплиеров появился знаменитый красный крест с характерными «лапчатыми» концами. С новым крестом тамплиеры приняли участие во Втором крестовом походе. Второй крестовый поход состоялся в 1147-1149 годах. Был начат в ответ на взятие Эдессы в 1144 году войсками мусульман. Вопреки ожиданиям, результаты похода для крестоносцев были незначительными. Мусульмане не только не были разгромлены, но одержали ряд побед.. Второй крестовый поход возглавлял французский король Людовик VII. После этого похода расположенный у каждого тамплиера над сердцем крест из алой материи Папа утвердил в качестве герба.

Битва при Ашкелоне (1153 г.). В этой битве сорок тамплиеров во главе со своим магистром Бернаром де Трембле ворвались в город, уничтожив множество сарацин, но в итоге погибли сами и были повешены мусульманами на стенах города. (Гравюра Гюстава Доре).

В ходе похода тамплиеры показали себя до безрассудности отважными воинами, которые никогда не отступают и при этом удивительно дисциплинированны. В довольно безалаберных армиях крестоносцев не было рыцарей, равных тамплиерам по морально-волевым и боевым качествам. Французский король даже приватно признался, что если так плохо организованный поход и не обернулся полным крахом, то только благодаря тамплиерам. Точно также они себя показывали и во всех остальных крестовых походах в Палестину, которые с каждым разом становились всё более и более бесславными для европейского рыцарства.

Спустя век после основания, орден Храма превратился в могущественную организацию международного масштаба. Храмовники были пружиной огромного числа дипломатических акций, контактировали со всеми монархами Европы, при этом не забывая про Святую землю. Как пример могущества ордена можно упомянуть, что например в Англии великий магистр регулярно избирался в парламент (разумеется речь идёт о парламенте в том зачаточном виде, в каком он существовал в ту пору). В Лондоне орден имел крупную резиденцию, которую регулярно посещали английские короли и даже, как говорят, великий магистр стоял рядом с Иоанном Безземельным, когда тот подписывал Великую хартию (Великая хартия вольностей, напомню - это политико-правовой документ, составленный в июне 1215 года на основе требований английской знати к королю Иоанну Безземельному(1167-1216) и защищавший ряд юридических прав и привилегий свободного населения средневековой Англии).

Однако Европой дело не ограничивалось. Поддерживали отношение тамплиеры с сарацинскими вождями, и поговаривали даже, что имели сношения с орденом исмаилитов, известный в беллетристике под именем ассасинов.

Большое могущество рождает конкурентов и врагов. В 1252 году Генрих III Английский (1207-1272 г.г.) бросил вызов тамплиерам, пригрозив конфискацией собственности: «Вы, тамплиеры, имеете столько свобод и хартий, что ваши безграничные возможности наполняют вас гордыней и наглостью». Великий магистр отреагировал молниеносно: «Что говоришь, ты, о король!... Если ты нарушишь справедливость, ты перестанешь быть королём!» Это конечно же был перебор - даже Папа Римский не обладал властью низлагать королей. Но английский король, что называется, «проглотил обиду».

Однако пока тамплиеры становились всё более могущественными в Европе, в эпицентре их появления - на Святой земле - стали сгущаться тучи. В 1250 году власть в Египте захватили мамлюки - военная каста, которая состояла преимущественно из тюрок - бывших воинов-рабов. Мамлюки сразу начали экспансию и к 1291 году от Иерусалимского королевства осталась только одна крепость Акр, но и она в итоге пала. При защите её тамплиеры проявили огромный героизм, продолжая сдерживать атаки мамлюков, чтобы дать возможность спастись женщинам и детям.

Потеряв свою базу в Святой земле, тамплиеры нашли новую штаб-квартиру на острове Кипр. При этом, разумеется, их коммандорства продолжали быть раскиданы по всей территории Европы, особенно густо располагаясь во Франции. Последний великий магистр тамплиеров, Жак де Моле, предпринял вояж по странам Европы с целью найти поддержку в организации нового крестового похода, чтобы освободить Святую землю. Но в Европе ситуация была уже несколько иной. Европа более не хотела тратить силы на пустынную Палестину, сосредоточившись на внутренних делах. Честолюбивый и амбициозный французский король Филипп IV Красивый, вынашивал планы того, что завершил далёкий его потомок Людовик XIV под именем «абсолютизма». Амбиции короля дошли до того, что он решил «прикарманить» Римских пап, переселив их из Рима, поближе к себе - в Авиньон. Поставив своего Папу - Климента V, он осуществил эту затею. Правда перед этим он выполнил другое, куда более опасное мероприятие.

Такой король, как Филипп IV, не мог мириться с тем, что в его королевстве существует крупная, мощная, богатая, а главное - совершенно ему неподвластная организация. Многие из тех, кто пишут о печальном конце тамплиеров, главным мотивом Филиппа IV выдвигают меркантильные соображения, мол король позарился на богатство тамплиеров. Безусловно, богатство тамплиеров было весьма существенным моментом. Однако в то время, когда любая война заканчивалась ограблением побеждённого, в этом не было чего-то особо примечательного. Буржуазная эпоха, которая во всём и всегда видит только экономические интересы, естественно и в намерениях Филиппа IV видела исключительно алчный расчёт. Однако представляется, что политические соображения были более весомыми. Дело в том, что тамплиеры угрожали власти самого короля. Почти с самого основания тамплиеры считали себя личным орденом Папы и Жаку де Моле, последнему великому магистру, было очень неприятно видеть, как обходится с Климентом V французский король. Более того, Жак де Моле потребовал, чтобы Климент V организовал гласное расследований тех инсинуаций, которые стали распускать против тамплиеров агенты Филиппа Красивого.

Как бы там ни было и какие бы действительные причины не толкнули французского короля на этот шаг, но рано утром в пятницу 13 октября 1307 года по всей Франции начались аресты тамплиеров. Почти все рыцари, включая великого магистра Жака де Моле, были арестованы. Орден был распущен и запрещён. Каких-то небывалых богатств в парижской резиденции тамплиеров обнаружено не было. Что лишний раз показывает, что не казна тамплиеров была главной заботой короля - ведь организовав такую тщательную операцию по аресту тамплиеров по всей стране в один день, наверное он мог бы подстраховаться и в плане казны, не допустив, чтобы она была вывезена из Парижа. А казна тамплиеров покинула Париж (если она вообще была в нём) и, как считается, на галерах была вывезена в неизвестном направлении. После чего её следы теряются и начинаются домыслы, породившие одну из самых таинственных легенд - легенду о сокровищах тамплиеров.

Замок Gisors в Нормандии; здесь с марта 1310 г. по март 1314 г. был заключён Жак де Моле и ещё ряд высокопоставленных тамплиеров. Современное фото .

Процесс над Жаком де Моле и другими высшими руководителями Ордена длился с перерывами семь лет. Только в 1314 году Жак де Моле был приговорён к казне через сожжение. Он был сожжён 18 марта 1314 года. Считается, что перед смертью Жак де Моле проклял французского короля Филиппа IV Красивого и Папу Климента V. Так это или нет, но оба пережили великого магистра всего на несколько месяцев и умерли при подозрительных обстоятельствах. Это породило и вторую легенду - легенду о проклятии Жака де Моле, которое он якобы адресовал всей династии французских Каролингов.

Конечно же далеко не все тамплиеры погибли даже во Франции. Многие отделались показными отречениями. А те, кто не хотел отрекаться и имел возможность бежать - скрылись кто в Шотландии, кто в Германии и Италии. В Германии тамплиеры даже пригрозили взяться за оружие, если их не признают невиновными и тут же получили прощение. Часть тамплиеров перешла в орден госпитальеров и тевтонский орден (который ранее был создан во многом благодаря Ордену Храма). В Испании и Португалии тамплиеры поменяли имя и стали называться рыцарями Христа и вплоть до XVI века под этим именем участвовали в морских экспедициях. Вспомним, кстати, что каравеллы Христофора Колумба пошли искать дорогу в Индию, а на их белых парусах был нарисован огромный красный «лапчатый» крест тамплиеров.

Карабли Колумба. Современный рисунок .

В 1522 году прусские потомки тамплиеров, тевтонские рыцари, которые к этому времени уже были скорее светской организацией, поддержали инициатора Реформации Мартина Лютера, который явил Германии свой революционный перевод Библии. В 1525 году великий магистр Тевтонского ордена перешёл в протестантизм, сложил с себя полномочия и объявил о секуляризации прусских земель - территории, принадлежавшей Тевтонскому ордену, тем самым окончательно разрывая всякие связи с Римом, который когда-то предал тамплиеров.

В XVIII веке многие тайные братства в той или иной степени чтили память тамплиеров, как своих предшественников. Например, ряд масонских обрядов, как считается, пришли от ордена Христа. А сам образ тамплиеров и их последнего великого магистра потонул в обилии разных романов и фантазий. В наше время игры в тамплиеров приобрели и вовсе уже комедийные формы. Наверное, глядя на толстопузых богатых стариканов-реконструкторов, в уикенд после крупных сделок кутающихся в плащи с красным крестом на какой-нибудь VIP-вилле, Жак де Моле был бы немало удивлён причудливости поворотов истории. Тамплиеры зародились как орден бедных бесстрашных воинов-аскетов, а сегодня под этим именем себя тешат богатые изнеженные скучающие старички.

Современные «тамплиеры» .

И невольно на ум приходит вопрос: а был ли в самом деле отомщён Жак де Моле 21 января 1793 года, как это возвестил на всю площадь незнакомец, окунувший свои руки в кровь только что казнённого французского короля? И не найдутся ли ещё те, кто захочет отомстить за его смерть?

Как знать. Однако одно очевидно - орден «Бедных рыцарей Христа и Храма Соломонова» был вызван к жизни эпохой крестовых походов. Его главной целью и всем смыслом существования была идея борьбы с неверными за Гроб Господень. Но вместе с окончанием эпохи крестовых походов сошли на нет и сами тамплиеры. И хотя они породили немало родственных течений, самих тамплиеров со во второй половине XIV века Европа уже не видела.

Тамплиеры — члены Ордена «Бедных рыцарей храма Соломона» — изначально девять бедных рыцарей, выбравших своей целью защиту паломников в пути на Святую землю. Само название «тамплиеры» происходит от французского слова «храм» («тампль»), так же известны как рыцари-храмовники.

Рождение и расцвет Ордена Тамплиеров

Датой основания ордена принято считать 1119 год, когда французский дворянин по имени Гуго де Пейн и восемь его родственников решили учредить свой Орден. Своей целью дворяне выбрали защиту паломников, которые после окончания Первого Крестового похода и взятия Иерусалима хлынули на Святую землю.

В те времена огромное количество народа странствовали по земле Палестины в поисках христианских святынь. Места, по которым проходили паломники, кишели разнообразными лихими людьми: от банд разбойников до жаждущих мести мусульман.

Нужно ли говорить, что путь безопасным не был. Количество паломников все увеличивалось, а вот численность рыцарей, способных наводить хоть какой-то порядок в неспокойных землях Палестины, постепенно уменьшалось. Никакие обещания наград и земельных наделов не могли удержать уставших от похода рыцарей на чужой земле. Рыцари рвались домой: к своим семьям и родовым замкам. Паломники, которые и без того каждый день подвергались грабежам и убийствам, оставались совсем без защиты.

Девять первых членов Ордена Тамплиеров оказались бедны настолько, что на двоих рыцарей у них приходилась всего одна лошадь. Впоследствии, в память об этом, Орден изготовил печать, на которой были изображены два всадника верхом на одной лошади.

Десять лет Орден влачил жалкое и безызвестное существование. До тех пор, пока король Иерусалима Балдуин II не решил, что пришло время для Второго Крестового похода, объясняя его наглостью со стороны мусульман, которые участили атаки на королевство.

Вместе со своими соратниками де Пейн объехал почти всю Европу, убеждая королей присоединиться к Походу. И настолько преуспел в этом, что по личной просьбе Папы Римского, вместе со своими рыцарями-тамплиерами, присутствовал на Великом Церковном Соборе в городе Труа во Франции. Результатом его пламенной речи стала полная поддержка Ордена Церковью и написание Устава. Также отцы Церкви повелели носить рыцарям Ордена белые с черным одежды с красным крестом. Это изображение стало первым прототипом боевого знамени Ордена Тамплиеров.

Постепенно число рыцарей Ордена увеличивалось за счет приема новых сторонников. Благодаря своей славе воинов Христа и защитников слабых Тамплиеры получали немало пожертвований не только от феодалов и европейских королей, но и от простого люда.

При всем растущем богатстве, влиянии и военной мощи, Орден продолжал следовать своей первоначальной миссии. Рыцари-храмовники строили и поддерживали специальные укрепления на всем пути следования паломников. Грамотное расположение укреплений помогало защищать обширные территории относительно малыми силами.

На содержание войск и замков на Святой земле требовались огромные суммы. И даже пожертвований от европейских монархов все равно не хватало. Стараясь увеличить приток денег, Орден начал предоставлять паломникам и торговцам финансовые услуги, а также услуги по хранению имущества. Со временем это привело к формированию подобия современной банковской системы, пользоваться которой не гнушался король Франции. В течение двадцати пяти лет казначеи Ордена состояли на должности министра финансов, что фактически равносильно управлению страной.

Так, девять бедных рыцарей превратились в самый влиятельный и богатый рыцарский орден Европы.

Падение Ордена

После падения Святого Королевства позиция Ордена пошатнулась. При том, что рыцари обладали все той же мощью и средствами — исчезла цель, которой они служили. Многие обвиняли членов Ордена в отступничестве и винили в падении Иерусалима. Хотя именно благодаря рыцарям-храмовникам Иерусалимское королевство смогло продержаться так долго, со всех сторон окруженное врагами.

Не устраивало возросшее влияние Тамплиеров и французского короля Филиппа, который видел в Ордене угрозу для своей короны. Используя показания о преступлениях против Веры изгнанного члена Ордена как предлог, Филипп начал следствие против рыцарей-храмовников.

13 октября 1307 года почти все члены Ордена были схвачены и арестованы. Все имущество было конфисковано в пользу казны и Церкви.

Вот некоторые из обвинений, которые выдвинула Святая Инквизиция:

  • поклонение идолам;
  • члены Ордена поклонялись коту, который приходил на собрания;
  • искажение формулы мессы;
  • все богатства Ордена происходят от поклонения идолам;
  • почитание идолов как Бога и Спасителя.

В 1310 году, после судебных разбирательств, охвативших всю Европу, на костре были сожжены 54 рыцаря-тамплиера, которые и под пытками не признали обвинений. В 1312 году папским указом Орден Храма был упразднен.

Так закончил свою историю Орден Бедных рыцарей Храма Соломона, оставив после себя легенды о чести, славе, богатстве и предательстве.

Они основывали государства и диктовали свою волю европейским монархам. История рыцарских орденов началась в Средние века и не закончена до сих пор.

Орден тамплиеров

Дата основания Ордена: 1119 год.
Интересные факты: Тамплиеры, храмовники - самый известный рыцарский орден, истории и загадкам которого посвящено множество книг и фильмов. Тема «проклятия Жака де Моле» до сих пор активно обсуждается любителями конспирологии.

После изгнания из Палестины, храмовники переключились на финансовую деятельность и стали самым богатым орденом в истории. Они придумали чеки, вели доходную ростовщическую деятельность, были главными кредиторами и экономистами Европы.

В пятницу, 13-го октября 1307 года по приказу короля Франции Филиппа IV Красивого все французские тамплиеры были арестованы. Орден был официально запрещен.
Тамплиеров обвинили в ереси - в отречении от Иисуса Христа, в том, что они плевали на распятие, целовали друг друга непристойным образом и практиковали мужеложство. В «доказательство» последнего пункта до сих пор принято упоминать про одну из эмблем храмовников - два бедных рыцаря сидят на одной лошади, что служило символом нестяжательства рыцарей ордена.

Тевтонский орден

Дата основания ордена: 1190 год.
Интересные факты: Девиз тевтонцев - «Помогать-Защищать-Исцелять». Изначально орден этим и занимался - помощью больным и защитой немецких рыцарей, однако в начале XIII века началась военная история ордена, связана она была с попыткой экспансии Прибалтики и русских земель. Закончились эти попытки, как мы знаем, неудачно. «Черным днем» тевтонцев стала Грюнвальдская битва 1410 года, в которой объединенные силы Польши и Великого княжества Литовского нанесли Ордену сокрушительное поражение.
Лишенный былых военных амбиций, Тевтонский орден был восстановлен в 1809 году. Сегодня он занимается благотворительностью и лечением больных. Штаб-квартира современных тевтонцев находится в Вене.

Орден Дракона

Дата основания ордена: 1408 год.
Интересные факты: Официально орден Дракона был основан королём Венгрии Сигизмундом I Люксембургом, однако в сербской фольклорной традиции его основателем считается легендарный герой Милош Обилич.
Рыцари ордена носили медальоны и подвески с изображениями золотого дракона с червленым крестом, свернувшегося в кольцо. В родовых гербах дворян, состоявших в ордене, изображение дракона обычно обрамляло гербовый щит.
В орден Дракона входил отец легендарного Влада Цепеша, Влад II Дракул, получивший свое прозвище как раз из-за членства в ордене - dracul по-румынски значит «дракон».

Орден Калатравы

Дата основания ордена: 1158 год.
Интересные факты: Первый католический орден, основанный в Испании, был создан для обороны крепости Калатрава. В XIII веке он стал самой влиятельной военной силой в Испании, способной выставить в поле от 1200 до 2000 рыцарей. В период наибольшего расцвета, при Хироне и его сыне, орден контролировал 56 командорств и 16 приоратов. На орден работало до 200 000 крестьян, его чистый годовой доход оценивался в 50 000 дукатов. Однако полной независимости орден не имел. Звание гроссмейстеров, начиная со времен Фердинанда и Изабеллы, всегда носили испанские короли.

Госпитальеры

Дата основания ордена: около 1099 года.
Интересные факты: Странноприимный орден, Госпитальеры, Мальтийские рыцари, или иоанниты - древнейший духовный рыцарский орден, получивший свое неофициальное название в честь госпиталя и церкви Святого Иоанна Крестителя. В отличие от других орденов, госпитальеры принимали в свои ряды женщин-послушниц, а все мужчины, вступавшие в орден, должны были иметь дворянский титул.

Орден был международным, а его члены по языковому принципу были разделены в Средние века на семь лангов. Интересно, что славянские языки относились к германскому лангу. 72-м Великим магистром ордена был Российский император Павел Первый.

Несмотря на обет нестяжания, госпитальеры были одним из самых богатых рыцарских орденов. Французская армия во время захвата Наполеоном Мальты нанесла ущерб ордену почти на три десятка миллионов лир.

Орден Святого Гроба Господня

Дата основания ордена: 1099 год.
Интересные факты: Этот могущественный орден был создан во времена Первого Крестового похода и появления Иерусалимского королевства. Его король стоял во главе ордена. Миссией ордена была защита Гроба Господня и других святых мест Палестины.

Долгое время Великими магистрами ордена были Папы римские. Только в 1949 году титул был передан членам Курии Ватикана.
Орден существует и сегодня. Его членами по всему миру являются представители королевских семей, влиятельные бизнесмены, политическая и научная элита. Согласно отчету 2010 года численность ордена превысила 28000 членов. Штаб-квартира его находится в Риме. На благотворительные проекты ордена в период с 2000 по 2007 годы было потрачено более 50 миллионов долларов.

Орден Алькантара

Дата основания ордена: 1156 год.
Интересные факты: Орден изначально был создан как товарищество для защиты от мавров пограничной крепости Сан-Хулиан-де-Пераль в Испании. В 1177 году товарищество было возведено в рыцарский орден; он обязался вести вечную войну с маврами и защищать христианскую веру.
Король Альфонсо IX в 1218 году подарил ордену город Алькантару, где он под новым названием и обосновался. До занятия Испании французами в 1808 году орден владел 37 графствами с 53 городами и деревнями. История ордена был полна перипетий. Он богател и беднел, его несколько раз упраздняли и снова восстанавливали.

Орден Христа

Дата основания ордена: 1318 год.
Интересные факты: Орден Христа был правопреемником тамплиеров на территории Португалии. Орден также называют Томарским - по названию замка Томар, ставшем резиденцией Магистра. Самым известным томарцем был Васко да Гама. На парусах его кораблей изображен красный крест, являвшийся эмблемой ордена Христа.
Томарцы были одной из главных опор королевской власти в Португалии, и орден был секуляризирован, что, конечно, не устроило Ватикан, который стал вручать собственный Верховный орден Христа. В 1789 году орден был окончательно секуляризирован. В 1834 году произошла национализация его имущества.

Орден меченосцев

Дата основания ордена: 1202 год.
Интересные факты: Официальное название ордена - «Братство воинов Христа». Прозвание «меченосцы» рыцари ордена получили из-за изображенных на их плащах мечей под лапчатым тамплиерским крестом. Их главной целью был захват Восточной Прибалтики. По договоренности 1207 года 2/3 захваченных земель отходили в собственность ордена.
Планам восточной экспансии меченосцев помешали русские князья. В 1234 году в сражении на Омовже рыцари потерпели сокрушительное поражение от новгородского князя Ярослава Всеволодовича, после чего Литва вместе с русскими князьями начала походы на земли ордена. В 1237 году, после неудачного Крестового похода на Литву, меченосцы присоединились к Тевтонскому ордену и стали Ливонским орденом. Он был разгромлен русскими войсками в Ливонской войне в 1561 году.

Орден Святого Лазаря

Дата основания ордена : 1098 год.
Интересные факты : Орден Святого Лазаря примечателен тем, что изначально все его члены, включая Великого магистра, были прокаженными. Свое название орден получил по месту основания - от названия больниц Святого Лазаря, располагавшейся неподалеку от стен Иерусалима.
Именно от названия этого ордена происходит название «лазарет». Рыцарей ордена также называли «лазариты». Их символом стал зеленый крест на черной сутане или плаще.
Сперва орден не был военным и занимался исключительно благотворительной деятельностью, помогая прокаженным, однако с октября 1187 года лазариты стали участвовать в боевых действиях. Они шли в бой без шлемов, их лица, обезображенные проказой, наводили ужас на врагов. Проказа в те годы считалась неизлечимой и лазаритов называли «живыми мертвецами».
В битве при Форбии 17 октября 1244 года орден потерял почти весь свой личный состав, а после изгнания крестоносцев из Палестины обосновался во Франции, где и в наши дни занимается благотворительностью.