Прерванный полет гарри пауэрса. Как сбили Пауэрса (5 фото)

Фрэнсис Гэри Пауэрс в ходе слушаний в сенате в 1962 году

Недавний фильм Стивена Спилберга "Мост шпионов" посвящен истории обмена советского разведчика Рудольфа Абеля на американского пилота Фрэнсиса Гэри Пауэрса.
Пауэрс входил в группу летчиков, отобранных ЦРУ для выполнения сверхсекретных разведывательных полетов над территорией СССР. Он пилотировал самолет У-2 (U-2), который поднялся с авиабазы в Пакистане и проник вглубь территории СССР. Самолет летел на высоте около 20 км и считался недосягаемым для советских зенитных ракет.

В мае 1960 года Гэри Пауэрс, которому к тому времени было 30 лет и за плечами которого было участие в корейской войне, должен был пролететь над советскими военными объектами на Урале и приземлиться на американской авиабазе в Норвегии.
Однако на подлете к Свердловску У-2 попал под обстрел советских зенитных ракет, одна из которых подбила самолет.
"Я посмотрел вверх, огляделся и увидел, что всё залито оранжевым светом, - вспоминал впоследствии Пауэрс. - Не знаю, было ли это отражением взрыва в фонаре кабины самолета, или же всё небо было таким. Но помню, как сказал себе - "Боже, похоже, что всё кончено".

Взрывом боеголовки ракеты у самолета оторвало крыло. Ручка управления перестала действовать, самолет стал быстро падать, войдя в неуправляемый штопор.
Сын Пауэрса, Гэри-младший, который был мальчиком в то время, хорошо помнит, что рассказывал ему отец о том, что произошло затем.
"Он решает катапультироваться - ведь именно к этому готовят всех пилотов. Но тут он понимает, что при этом ему отрежет ноги, потому что в кабине У-2 очень тесно и летчик сидит в очень неудобной позе. Для катапультирования надо занять строго определенное положение", - вспоминает сын Пауэрса.

В панике Пауэрс пытается занять такую позу, но это оказывается невозможным. Но тут он вспоминает, что есть еще один способ покинуть самолет - выбраться на фюзеляж из кабины.
Но когда фонарь кабины был отстрелен, воздушный поток "вытащил наполовину Пауэрса из кабины", говорит сын летчика. Как рассказывал Пауэрс на слушаниях в сенате в 1962 году, он не мог дотянуться до кнопки взрывного устройства на пульте управления, которое должно было уничтожить самолет и пилота.
Его удерживала в кабине только трубка кислородного прибора, но в конце концов ему удалось ее оторвать и его выбросило из самолета, после чего сработал парашют.

Это был удивительно наивный человек, но в то же время очень обаятельный и напуганным всем происходящим, прижатый спиной к стене парень, которому больше всего хотелось быть хозяином автозаправки, а не причиной международного шпионского скандала
Иэн Макдугалл, корреспондент Би-би-си в Москве в 1962 году

Он пришел в себя после того, как парашют открылся. При нем были карты, которые он уничтожил, а также отравленная смертельным ядом булавка, скрытая в пустотелом серебряном долларе. Пауэрс решил, что доллар могут украсть, если он попадет в плен, и поэтому он извлек из монеты булавку и спрятал ее в кармане своего комбинезона.
Снижаясь на парашюте, он заметил, что за ним следует по земле автомобиль. После приземления его почти сразу схватили и доставили в местное отделение КГБ.
За всем этим последовал грандиозный международный скандал, в ходе которого американцы вначале вообще отрицали, что Пауэрс выполнял разведывательный полет.
Была выдвинута версия о том, что Пауэрс якобы изучал погодные условия по поручению аэрокосмического агентства НАСА и случайно сбился с курса. Эта версия была довольно убедительна - журналистам даже продемонстрировали самолет У-2 с серийным номером и логотипом НАСА.
Но эта версия рухнула после того, как советская сторона заявила, что задержан не только пилот, но и найдены останки самолета, которые не оставляли сомнения, что пилот следовал проложенному над территорией СССР маршруту.
Этот инцидент привел к срыву встречи в верхах, которая должна была состояться между Никитой Хрущёвым и Дуайтом Эйзенхауэром и отмене визита последнего в Москву.
Пауэрс предстал перед военным судом в Москве по обвинению в шпионаже.
В радиопередаче в конце 1960-х годов корреспондент Би-би-си в Москве Иэн Макдугалл так описывал происходившее в зале московского военного трибунала:
"Перед нами стоял аккуратно постриженный, довольно простой на вид, вежливый мужчина, окруженный со всех сторон советскими судебными чинами, который сознавал, что он причинил всему миру немало неприятностей".

"Это был удивительно наивный человек, но в то же время очень обаятельный и напуганный всем происходящим, прижатый спиной к стене парень, которому больше всего хотелось быть хозяином автозаправки, а не причиной международного шпионского скандала", - вспоминает журналист.
Позднее журналист описал, как изменялось отношение к Пауэрсу советской стороны во время суда.
"До суда в советской прессе много писали, что Пауэрс не только шпион, который проник вглубь территории Советского Союза, но что он еще к тому же и предатель собственной страны, который выдал столько секретных сведений. Но к концу процесса отношение к нему сильно изменилось - люди, которые собирались перед зданием суда, говорили, что Пауэрс - неплохой парень, и что его просто использовали", - говорит Макдугалл.
Возможно, такому изменению отношения к американскому пилоту способствовало его покорное поведение и признание им своей вины. Но именно такое поведение вызвало нарекания в Соединенных Штатах.
"Вы выслушали все показания в суде, теперь вы должны принять решение о том, каким будет мое наказание, - заявил в Москве Пауэрс, обращаясь к военным судьям. - Я совершил серьезное преступление и сознаю, что должен быть за него наказан".
Судьи с ним согласились, в итоге Пауэрс был приговорен к 10 годам заключения, последние семь из которых он должен был провести в лагере.
Его отправили во Владимирскую центральную тюрьму, где он должен был отбыть первые три года своего срока перед отправкой в лагерь.
Но уже в 1962 году был организован обмен Пауэрса на советского разведчика Вильяма Фишера (он же Рудольф Абель). Абель был приговорен американским судом к 30 годам тюрьмы за шпионаж против США и содержался в тюрьме в штате Джорджия.

Именно этот эпизод является центральным в новом фильме Спилберга. Обмен состоялся на знаменитом Глиникском мосту в Берлине.
По возвращении на родину Пауэрса не ждал восторженный прием.
"Когда мой отец вернулся домой, он с ужасом обнаружил, что в американской и британской прессе его объявили перебежчиком", - рассказывает Гэри Пауэрс- младший.
"Его вина состояла в том, что он не подорвал себя вместе с самолетом, что он выдал русским всё, что знал, и что он не выполнил приказа и не покончил с собой. Все эти обвинения были искажениями действительности, полуправдой, и иногда и откровенной ложью", - говорит сын пилота.

Почему Пауэрс не покончил с собой? Почему он не взорвал свой самолет, прежде чем покинуть его? Почему он так покорно следовал указаниям советских юристов?
Эти вопросы обсуждались в американской прессе того времени, и ответы на них выставляли Пауэрса в весьма неблаговидном свете.
Но хотя у него и был с собой яд, никто не отдавал ему приказа о самоубийстве. Со времени корейской войны отравленная булавка предлагалась пилотам на случай принятия ими добровольного решения, чтобы избежать пыток.
Как и другим пилотам в его группе, Пауэрсу объяснили в ЦРУ, что если его схватят русские, он не обязан скрывать имеющуюся у него информацию.
"Это верно, что он не справился с заданием, верно, что не проявил особой храбрости, верно, что слишком покорно выполнял указания своих советских адвокатов, - говорил Иэн Макдугалл. - Несмотря ни на что, он остался самим собой, человеком, который оказался в центре схватки сил, гораздо больших, чем он сам".

На слушаниях в сенате в 1962 году Пауэрс получил возможность реабилитировать себя в глазах американской общественности. Он был полностью оправдан, и даже получил 50 тысяч долларов в счет накопившегося за время заключения в СССР жалования.
Более того, ЦРУ пошло на исключительный шаг и опубликовало свой собственный доклад о поведении Пауэрса в плену. В нем говорилось, что тот ни разу не нарушил присяги и действовал в полном соответствии с данными ему распоряжениями.
Однако Пауэрсу так и не удалось окончательно избавиться от подозрений и неприязненного отношения многих его соотечественников. В 1970 году компания Lockheed, в которой он работал летчиком-испытателем, уволила его, возможно, из-за того, что в своей книге Пауэрс критически отзывался о ЦРУ.
После этого он стал работать пилотом в агентстве радиотелевизионных новостей и погиб в 1977 году, когда пилотируемый им вертолет разбился во время съёмок тушения лесного пожара в штате Калифорния.
Он похоронен на Арлингтонском национальном кладбище в Вашингтоне, а надпись на его надгробном камне гласит: "Фрэнсис Гэри Пауэрс, капитан ВВС США, Корея, 17 августа 1929 года - 1 августа 1977 года".
Там же содержится упоминание о двух его посмертных наградах - Медаль военнопленного и Крест за выдающиеся лётные заслуги.


1 мая 1960 года в воздушном пространстве СССР был сбит самолет-разведчик Lockheed U-2, пилотируемый американским летчиком Фрэнсисом Гэри Пауэрсом. Самолет вторгся со стороны Афганистана, и был сбит советской зенитной ракетой класса «земля-воздух» под Свердловском. Пауэрс выжил, был приговорен советским судом за шпионаж к 10 годам лишения свободы, но позже его обменяли на советского разведчика Рудольфа Абеля, разоблаченного в США. Инцидент вызвал громкий международный скандал и значительно осложнил отношения между СССР и США.

В середине 1950-х годов в США был создан высотный самолет-разведчик U-2. Он отличался тем, что мог летать на больших высотах - до 20 км и выше. Американцы считали, что на такой высоте он станет недосягаем для советских ПВО и обнаружить его в СССР не смогут. Самолет мог развивать скорость около 800 км/ч. На его борту могло находиться большое количество оборудования для сбора данных, в том числе восьмь фотокамер высокого разрешения. Такие камеры позволяли за один полет охватить территорию площадью 4300х800 км. В США была запущена целая программа по использованию самолетов-разведчиков. Инициатором полетов шпионских самолетов U-2 был заместитель директора ЦРУ по планированию тайных операций Ричард Биссел. Американцами было создано даже специальное подразделение «Отряд 10–10», самолеты которого летали над странами Варшавского блока и вдоль границ СССР. Всего, по некоторым данным, над территорией Советского Союза до 1960 годы было выполнено 24 полета самолетов U-2. Этими самолетами была собрана информация о большом количестве военных и промышленных объектов. U-2 впервые вторгся в воздушное пространство СССР 4 июля 1956 года. Разведчик вылетел с американской военной базы в Германии и пролетел над Москвой, Ленинградом и Балтийским побережьем. Факт вторжения был зафиксирован Советским Союзом, СССР направил ноту протеста, потребовав прекратить разведывательные полеты, однако с 1957 года они возобновились. Также благодаря U-2 американской разведке удалось выяснить местоположение космодрома Байконур в 1957 году именно благодаря очередному полету самолета U-2. На этом американцы не остановились. 9 апреля 1960 года самолет-шпион пролетел над Семипалатинским ядерным полигоном, сфотографировал готовую к подрыву атомную бомбу, и безнаказанно вернулся обратно. До конца 1959 года в СССР не было эффективного средства противодействия высотным U-2.

Гэри Пауэрс считался самым опытным пилотом отряда «10-10». На его счету уже было 27 полетов над территориями Польши, Восточной Германии, Китаем и СССР. 1 мая 1960 года U-2, управляемый Пауэрсом, пересек государственную границу СССР в 5:36 по московскому времени. Произошло это в 20 км юго-восточнее города Кировабада, Таджикской ССР. Самолет должен был пролететь по маршруту: Пешавар (Пакистан) - Аральское море – Свердловск – Киров - Плесецк и приземлиться на аэродроме Буде в Норвегии. Предполагалось, что полет займет 9 часов. Пауэрс должен был за это время пролететь около 6 тыс. км, из них почти 5 тыс. - над советской территорией. Маршрут самолета пролегал над важными промышленными центрами и военными базами. В случае обнаружения советскими ПВО Пауэрсу было приказано нажать на кнопку самоликвидации машины, поскольку U-2 ни в коем случае не должен попасть русским.
Когда U-2 начал приближаться к границе СССР южнее Душанбе на высоте более 19 км в 5.36 по московскому времени, самолет был замечен советскими ПВО. К 8 утрам о полете было доложено министру обороны, председателю КГБ, членам Политбюро и Хрущеву. К этому времени Пауэрс уже пролетал над Магнитогорском, Челябинском и приближался к Свердловску. На перехват нарушителя был поднят одиночный истребитель-перехватчик Су-9. Самолет не был вооружен, так как перегонялся с завода в летную часть, летчик Игорь Ментюков получил приказ таранить противника. При этом у Ментюкова не было шансов спастись - из-за срочности вылета он не надел высотно-компенсационный костюм и не мог безопасно катапультироваться. Однако U-2 Пауэрса Су-9 не смог обнаружить из-за неправильной наводки с земли. Кроме того, самолет-разведчик постоянно пропадал с радаров. Когда у Су-9 стало подходить к концу горючее, Ментюков был вынужден вернуться на аэродром.

Тогда было решено сбить U-2 ракетой. Было выпущено несколько ракет, но лишь одна из них, выпущенная из ЗРК С-75, привела к повреждению самолета-разведчика. Это был первый боевой пуск ракеты на территории СССР. В 8.53 первая выпущенная ракета взорвалась позади самолета Пауэрса, в результате взрыва было оторвано крыло U-2, поврежден двигатель и хвостовая часть. Но летчик остался цел. Самолет стал неконтролируемо падать с высоты свыше 20 км. Было выпущено еще несколько зенитных ракет. Тогда Пауэрс решил выпрыгнуть на высоте, по одним данным, 10 км, по другим, 5 км. Едва он оторвался от самолета, как еще одна ракета прямым попаданием поразила U-2. Пилоту удалось благополучно спуститься на парашюте, на земле он был задержан местными жителями в районе деревни Косулино.
На инцидент США отреагировали только 3 мая. Было опубликовано сообщение о том, что 1 мая 1960 года пропал самолет U-2, принадлежавший NASA. Аппарат якобы производил метеоисследование в верхних слоях атмосферы. В сообщении говорилось, что, возможно, он разбился в районе турецкого озера Ван. О том, что это мог был самолет-разведчик, США не упомянули. Причины и обстоятельства гибели самолета для американцев были пока ясны. США посчитали, что самолет был уничтожен при выполнении задания. Однако вскоре последовало официальное заявление со стороны СССР. Никита Сергеевич Хрущев 7 мая заявил о том, что советскими ПВО был сбит американский шпион. Более того, сообщалось, что летчик жив. Отрицать то, что самолет был разведывательным американцы уже не могли. Находившийся тогда на посту президента США Эйзенхауэр был вынужден признать, что это был самолет-разведчик, а полеты над советской территорией продолжались на протяжении нескольких лет.
17 августа 1960 года состоялся суд над Пауэрсом. Тот признал себя виновным. Спустя два дня он был приговорен к 10 годам лишения свободы. Однако уже 10 февраля 1962 года его обменяли на советского разведчика Вильяма Фишера (Рудольфа Абеля). Обмен состоялся в Берлине на мосту Глинике. На родине Пауэрса также ждал суд. Его обвинили в нарушении служебных инструкций и проверили на полиграфе. Тем не менее следственная и сенатская комиссии сделали вывод о его невиновности. После инцидента в небе над СССР он продолжал еще несколько лет работать в военной авиации. Пауэрс погиб 1 августа 1977 года в результате крушения вертолета. Его машина производила фотосъемку пожара в окрестностях Санта-Барбары в Калифорнии. Одной из возможных причин катастрофы мог стать недостаток топлива. После смерти Пауэрса наградили посмертно несколькими медалями и наградами, в том числе Крестом за выдающиеся летные заслуги и Серебряной Звездой, третьей по значимости военной наградой США.

После инцидента 1 мая 1960 года США больше не проводили разведывательных полетов на U-2 над территорией СССР. Инцидент имел серьезные политические последствия, значительно осложнив отношения между СССР и США. Так американский президент был вынужден отменить визит в Москву, а Никита Хрущев не полетел на саммит в Париж, на котором руководители СССР, США, Великобритании и Франции планировали обсуждение вопросов о контроле над вооружениями.

Американский лётчик, в 1950-е годы выполнял разведывательные миссии. Сбит над СССР в 1960 году, что привело к кризису в советско-американских отношениях.


Родился в Дженкинсе, штат Кентукки, в семье шахтёра (позднее - сапожника). Окончил колледж Миллиган близ города Джонсон-Сити, штат Теннесси.

С мая 1950 года добровольно поступил на службу в американскую армию, обучался в школе военно-воздушных сил в городе Гринвилл, штат Миссисипи, а затем на военно-воздушной базе в окрестностях города Феникса, штат Аризона. Во время учёбы летал на самолетах Т-6 и Т-33, а также на самолете F-80 После окончания школы служил летчиком на различных военно-воздушных базах США, будучи в звании старшего лейтенанта. Летал на истребителе-бомбардировщике F-84. Он должен был участвовать в Корейской войне, однако перед отправкой на театр военных действий у него возник аппендицит, а после излечения Пауэрс был завербован ЦРУ как опытный лётчик и уже не попал в Корею. В 1956 году в звании капитана покинул военно-воздушные силы и полностью перешёл на работу в ЦРУ, где его привлекли к программе самолётов-разведчиков U-2. Как показал Пауэрс на следствии, за выполнение разведывательных заданий ему был установлен ежемесячный оклад в сумме 2500 долларов, тогда как в период службы в военно-воздушных силах США ему выплачивали 700 долларов в месяц.

После привлечения к сотрудничеству с американской разведкой он был направлен для прохождения специальной подготовки на аэродром, расположенный в пустыне штата Невада. На этом аэродроме, являвшемся одновременно частью атомного полигона, он в течение двух с половиной месяцев изучал высотный самолет Lockheed U-2 и осваивал управление оборудованием, предназначенным для перехвата радиосигналов и сигналов радиолокационных станций. На самолетах этого типа Пауэрс совершал тренировочные полеты на большой высоте и на большие расстояния над Калифорнией, Техасом и северной частью США.

После специальной подготовки Пауэрс был направлен на американо-турецкую военную авиационную базу Инджирлик, расположенную вблизи города Аданы. По заданию командования подразделения «10-10» Пауэрс с 1956 года систематически совершал на самолете U-2 разведывательные полеты вдоль границ Советского Союза с Турц

ией, Ираном и Афганистаном.

События 1 мая 1960 года

1 мая 1960 года Пауэрс выполнял очередной полёт над СССР. Целью полёта была фотосъёмка военных и промышленных объектов Советского Союза и запись сигналов советских радиолокационных станций. Предполагаемый маршрут полёта начинался на военно-воздушной базе в Пешаваре, проходил над территорией Афганистана, над территорией СССР с юга на север на высоте 20000 метров по маршруту Аральское море - Свердловск - Киров - Архангельск - Мурманск и завершался на военной авиабазе в Будё, Норвегия.

Самолёт U-2 нарушил государственную границу СССР в 5:36 по московскому времени в двадцати километрах юго-восточнее города Кировабада, Таджикской ССР, на высоте 20 км. В 8:53 под Свердловском самолёт был сбит ракетами класса «земля-воздух» из ЗРК С-75. Первая выпущенная ракета ЗРК С-75 попала в U-2 недалеко от Дегтярска, оторвала у самолёта Пауэрса U-2 крыло, повредила двигатель и хвостовую часть, для надёжного поражения было выпущено ещё несколько зенитных ракет (всего в тот день было выпущено 8 ракет, о чём не упоминалось в официальной советской версии событий). В результате случайно был сбит советский истребитель МиГ-19, который летел ниже, не имея возможности подняться на высоту полёта U-2. Пилот советского самолёта, старший лейтенант Сергей Сафронов, погиб и посмертно награждён орденом Красного Знамени. Кроме того, на перехват нарушителя был поднят одиночный Су-9. Этот самолёт перегонялся с завода в часть и не нёс вооружения, поэтому его пилот Игорь Ментюков получил приказ таранить противника (при этом у него не было шансов спастись - из-за срочности вылета он не надел высотно-компенсационный костюм и не мог безопасно катапультироваться), однако не справился с задачей.

Пауэрс после поражения U-2 зенитной ракетой выпрыгнул с парашютом и по приземлении был задержан местными жителями в районе деревни Косулино. По инструкции Пауэрс должен был воспользоваться катапультируемым креслом системы аварийного покидания самолёта, однако не сделал этого, и на большой высоте, в условиях беспорядочного паден

ия машины выпрыгнул с парашютом. При изучении обломков самолёта U-2 было обнаружено наличие в системе катапультирования взрывного устройства большой мощности, команда на подрыв которого выдавалась при попытке катапультирования.

19 августа 1960 года Гэри Пауэрс был приговорён Военной коллегией Верховного суда СССР по статье 2 «Об уголовной ответственности за государственные преступления» к 10 годам лишения свободы, с отбыванием первых трёх лет в тюрьме.

11 февраля 1962 года в Берлине на мосту Глинике Пауэрса обменяли на советского разведчика Вильяма Фишера (он же Рудольф Абель). Обмен состоялся при посредничестве восточногерманского адвоката Вольфганга Фогеля.

Память

В Окружном доме офицеров Свердловска долгое время находилась небольшая экспозиция, посвященная сбитию Пауэрса: обломки обшивки самолета, гарнитура, по которой был отдан приказ о поражении, макет ракеты, сбившей самолёт-нарушитель.

Жизнь по возвращении в США

По возвращении в США первоначально Пауэрса обвиняли в том, что он не смог уничтожить разведывательное оборудование своего самолёта или в том, что он не совершил самоубийство при помощи особой отравленной иглы, которая ему была выдана. Однако военное дознание сняло с него все обвинения.

Пауэрс продолжил работу в военной авиации, но данных о его дальнейшем сотрудничестве с разведкой нет. В период с 1963 по 1970 Пауэрс работал в фирме Локхид лётчиком-испытателем. Затем он стал радиокомментатором на радиостанции KGIL, а затем пилотом вертолёта в агентстве радиотелевизионных новостей KNBC в Лос-Анджелесе. 1 августа 1977 года он погиб при катастрофе пилотируемого им вертолёта, возвращаясь со съёмок тушения пожара в окрестностях Санта-Барбары. Вероятной причиной падения стал недостаток топлива. Вместе с Пауэрсом погиб оператор телекомпании Джордж Спирс. Похоронен на Арлингтонском кладбище.

Несмотря на неудачу его знаменитого разведывательного полёта, Пауэрс в 2000 году был посмертно награждён за него (получил Медаль военнопленного, Крест за выдающиеся лётные заслуги, Памятную медаль национальной обороны).

Спустя полвека после освобождения Пауэрса из советской тюрьмы и его обмена на разведчика-нелегала Абеля - Фишера, Пентагон решил посмертно наградить своего лётчика.

Руководство ВВС США вручило серьёзную боевую награду - Серебряную звезду - его семье.

Напомним, что шпионский самолёт "У-2" Френсиса Гарри Пауэрса был сбит 1 мая 1960 года под Свердловском. В Пентагоне "РГ" сообщили, что награда за мужество и отвагу присвоена за проявление "исключительной преданности и храбрости, проявленной перед лицом вооружённого врага" и почти двухлетнего нахождения в плену в Советском Союзе.

Собственный корреспондент "РГ" в Вашингтоне побеседовал с Гарри Пауэрсом-младшим - сыном ставшего своеобразным символом "холодной войны" американского летчика - о его отце. Московский корреспондент "РГ", написавший книгу "Абель - Фишер" и детально изучивший судьбу Пауэрса, рассказывает о нём без всяких прикрас.

Последние медали были вручены вашему отцу 12 лет тому назад. Вы приняли Серебряную звезду от руководителя ВВС США генерала Нортона Шварца. Что означает эта награда для семьи Пауэрса?

Гарри Пауэрс-младший: Действительно, предыдущие награды - медаль военнопленного и медаль директора ЦРУ - были вручены отцу в мае 2000 года и ознаменовали 40 лет с момента инцидента с "У-2". Лично для меня Серебряная звезда является затянувшимся на полвека признанием того, что мой отец был героем своей страны, и она поставит точку в различных слухах и спекуляциях о нём.

Комментарий из Москвы

Обменённого в 1962-м Пауэрса поначалу заклеймили дома как предателя. И не только пресса с согражданами. Пилота, сознавшегося в шпионаже, вызвали в конгресс. Требовали объяснений, почему сознался? "А что было делать, - оправдывался потом Пауэрс. - Хотели, чтобы я сдался живым в руки русским и совершил самоубийство. Да, в потайном отверстии полой монеты у меня хранилась булавка со смертельным ядом. Но мне приказали употребить её, только если я не смогу выдержать мучений при пытках. Но чего не было, того не было". Так Пауэрс, рассказавший на следствии в Москве всё, что знал, сумел доказать, что поступил правильно. И даже сумел заставить ЦРУ выплатить ему по 2500 долларов в месяц - по тем временам сумма немаленькая - за два года отсидки.

Как вам удалось "пробить" вручение столь высокой боевой награды?

Гарри Пауэрс-младший: Рассекреченные в 1998 году документы подтвердили, что полет отца на "У-2" был совместной операцией ЦРУ и ВВС США. Это дало возможность официально признать его военнопленным, и именно поэтому он получил предыдущие награды. Десять лет спустя я узнал о двух других американских пилотах, сбитых на границах СССР и оказавшихся в советских тюрьмах, которые впоследствии получили высокие награды. На основании этого в январе 2011 года я написал письмо в Пентагон и поинтересовался, не является ли данный факт прецедентом и для моего отца. Спустя 10 месяцев Министерство обороны США подтвердило право отца на посмертное присуждение Серебряной звезды.

Комментарий из Москвы

Вернувшись, летчик конфликтовал в основном с ЦРУ. На то были у него особые основания. ЦРУ о нем как следует позаботилось. Он вообще не имел шансов катапультироваться: нажми он на кнопку, и он бы просто взорвался. Кресло пилота было заминировано.

Как часто Гарри Пауэрс вспоминал и рассказывал о том, что с ним произошло в 1960 году?

Пауэрс: Когда в 1962 году отец вернулся домой, его тщательно допросили следователи ЦРУ, и он рассказал им всё, с чем ему пришлось столкнуться. После этого он часто выступал в различных клубах, организациях и школах и рассказывал об обстоятельствах, при которых его сбили. Конечно, он не затрагивал чувствительные вопросы, связанные с секретами самолета "U-2" и национальной безопасностью США.

Комментарий из Москвы

Летчик был не из тех, кто ценил нормальное отношение к себе. Ненавидел Россию, и до такой степени, что когда в 1976-м наметились признаки разрядки, выступал где только мог и бесплатно, призывая: "Не верьте русским. Они хотят нас похоронить!"

Что именно отец рассказывал вам о пребывании в Лубянской тюрьме?

Пауэрс: Он вспоминал о том, как его держали в одиночной камере в течение трёх месяцев. Там он прошел серию жестких допросов со вспышками яркого света, острых вопросов, угроз смерти. Физических пыток, впрочем, не было. Следователи КГБ пытались расколоть и сломать его, тем самым заставив сотрудничать с ними.

Комментарий из Москвы

Жестких допросов не было. Никаких пыток и вспышек яркого света. Пауэрс был нужен не в качестве устрашения. Его, во всем признавшегося, выставляли на публичный суд и продемонстрировать миру свою гуманность. Лётчика не надо было ломать. Он был уже сломлен. При нем сразу после приземления обнаружили карту, инструкции по выживанию, фотодокументы, острый нож, пистолет с длинным стволом и с глушителем. А ещё несколько пар золотых часов и пять тысяч рублей - огромные тогда деньги. Свои же могли и взорвать в воздухе, и подстраховать, о чём свидетельствует и такая записка: "Я американец и не говорю по-русски. Мне нужны пища, убежище и помощь. Если вы мне поможете, вас наградят за это". Нашли и толстую иголку. Спросили, что это, и Пауэрс, принимая его допрашивавших за полных идиотов, ответил, что "обыкновенная булавка". Помните, та самая, "обыкновенная", с сильнодействующим ядом, которой, по мнению своих коллег из ЦРУ, он должен был бы уколоться на прощанье.

Пройдя через эту драму, отец всё же не выдал жизненно важную информацию, не подставил под угрозу другие программы и других пилотов "У-2" о которых он знал, и не отрекся от США. И именно поэтому ему вручается Серебряная звезда.

Пауэрс рассказал немало. Благодаря ему и были приняты меры, помешавшие "У-2" летать над СССР безнаказанно.

Что именно вам рассказывал Пауэрс о своем обмене на советского разведчика Рудольфа Абеля на известном мосту в Берлине?

Пауэрс: По его рассказам, это произошло холодным хмурым утром на мосту Глинике. Рудольф Абель был с одной стороны моста, а он - с другой. После того как сопровождающие удостоверились в их личностях, они одновременно пошли навстречу друг другу и своей свободе. Отец говорил мне, что к тому моменту он уже для себя твердо решил, что если бы что-то пошло не так, то он бы прыгнул с моста в реку и попытался использовать свой шанс на побег. Он действительно был решительно на это настроен, поскольку не хотел возвращаться в советскую тюрьму.

Комментарий из Москвы

Излишняя бравада. Пауэрса содержали во Владимирском централе. Кстати, вместе с легендарным генералом разведки Павлом Судоплатовым, отсидевшим своё от звонка до звонка. Первое время Пауэрс действительно загрустил - было от чего - и впал в депрессию. Из неё шпиона, приговорённого к десяти годам заключения - с отбыванием первых трех в тюрьме, вывели врачи. За два года он даже поправился. На мосту появился, об этом почему-то помнят все, кто встречал на другой стороне Абеля, грузный человек в нашей меховой шапке и хорошем зимнем пальто, да еще с чемоданом в руках. Как рассказывали очевидцы, среди вещей были аккуратно уложены традиционные русские сувениры и, прямо не верится, черная икра. Нет, судя по всему, совершать прыжки с моста Глинике никто не собирался. Навстречу располневшему Пауэрсу шел исхудалый полковник Абель в каком-то лёгоньком плащике, кепочке заключённого и с пластиковым пакетом в руках...

В США многие неоднозначно восприняли возвращение Пауэрса на родину в 1962 году. Его обвиняли в ошибках, в частности в том, что он не отравился имевшимся при нем цианидом, не уничтожил секретное оборудование и сдался живым. Почему к нему так относились и как он это воспринимал?

Пауэрс: Дело в том, что он вернулся домой в самый разгар "холодной войны". В Америке раздувалась "красная угроза", еще были отголоски маккартизма... Его дело было связано со шпионажем, тем более он долгое время находился за пределами "железного занавеса", не имея возможности себя защищать. В итоге, в США объявилось множество "политических экспертов", которые начали рассуждать на тему, что Пауэрс должен и чего он не должен был делать. Все это говорилось без осознания реальных фактов и обстоятельств, в которых оказался отец. Потребовалось 50 лет и вновь рассекреченные документы, чтобы окончательно установить истину о том, что именно с ним случилось в 1960 году и как он себя вёл впоследствии.

Комментарий из Москвы

Вскоре не только армия, но и ЦРУ признали Пауэрса своим. И хотя он был уволен из разведки без почестей, о нем заботились. Даже устроили в ЦРУ первую жену, с которой он развелся.

Ходят слухи, что книга Фрэнсиса Гарри Пауэрса "Операция "Перелет": Воспоминания об инциденте с У-2" сильно навредила ему, поскольку он в ней негативно отзывался о ЦРУ. Именно из-за этого он якобы потерял работу в компании "Локхид Мартин", где он был пилотом-испытателем. Это действительно так?

Пауэрс: Я не могу этого подтвердить, поскольку не нашел никаких доказательств на этот счет. Но именно так действительно считал мой отец. Поскольку еще за несколько месяцев до выхода книги его уволили из "Локхид Мартин". На основании того, что ему рассказали его бывшие коллеги, он стал персона нон грата для подрядчиков ЦРУ и минобороны именно из-за его книги.

Комментарий из Москвы

В "Локхиде" Пауэрс трудился до 1970-го. Ушёл из военных летчиков в 41 год, что считается по всем канонам нормальным. Из-за небрежности Пауэрса в баке его вертолета не оказалось бензина, вместе с ним погиб и телеоператор местного канала.

Согласно одной из версий историков, кто-то в правительстве США специально подставил Пауэрса. Эти люди хотели, чтобы "У-2" сбили над Советским Союзом с тем, чтобы разрядка, которой хотели и Никита Хрущев, и Дуайт Эйзенхауэр, была сорвана. Верите ли вы в такую теорию заговора?

Пауэрс: Нет, поскольку я твердо знаю, что в результате расследования не было выявлено никаких актов саботажа по отношению к самолету, как не было и людей, которые организовали бы падение "У-2" или его механическую поломку над СССР. Все это слухи и спекуляции, ведь точно известно, что самолет летел на высоте 17 500 футов, когда в хвостовую часть попала советская ракета, вызвав его разрушение. А всего по самолету было выпущено восемь ракет. Конечно, те, кто планировали эту операцию, могли бы послать "У-2" по другому маршруту, но даже в этом случае был шанс нарваться на ПВО. На самом деле ЦРУ знало, что какой-то шанс быть сбитым у их пилотов был всегда. В итоге, 1 мая 1960 года отец оказался не в том месте не в то время, а для русских всё было с точностью наоборот.

Комментарий из Москвы

ЦРУ даже не догадывалось о появлении ракет ПВО нового образца. Лётчики были уверены, что уж на высоте 25 км его не собьют. Потому и летали без страха.

Справка "РГ"

Френсис Гарри Паэурс родился 17 августа 1929 года в штате Кентукки. В 1950 году стал кадетом авиационного училища ВВС США. В мае 1956 года был принят на работу в летный отряд ЦРУ. В том же году начал совершать разведывательные полеты на самолете "U-2" над СССР. Пауэрс был сбит 1 мая 1960 года во время выполнения разведывательного полета над территорией Советского Союза и провел 21 месяц в тюрьме. В 1962 году вернулся в США в результате обмена на советского разведчика-нелегала, полковника Рудольфа Абеля.

На протяжении нескольких лет Пауэрс работал в фирме "Локхид Мартин". С 1972 года был пилотом вертолета в агентстве радиотелевизионных новостей в Лос-Анджелесе. В 1977 году он погиб в катастрофе пилотируемого им вертолета. Похоронен на Арлингтонском кладбище в пригороде Вашингтона. Серебряная медаль - не третья, а четвертая награда Пауэрса. До этого были медаль военнопленного. Памятная медаль национальной обороны и Крест за выдающиеся летные заслуги.

Александр ГАСЮК (Вашингтон), Николай ДОЛГОПОЛОВ (Москва)

Послесловие к материалу

ПОЧЕМУ ЖЕ ПЛЕНЕННЫЙ ЛЕТЧИК-ШПИОН ПАУЭРС ВСЁ РАССКАЗАЛ ЧЕКИСТАМ?

С момента инцидента с Пауэрсом прошло более 50 лет. Это время достаточное, чтобы многие тайны уже не существующей страны – СССР перестали быть тайными.

К юбилею сбития американского шпионского самолета У-2 появились замечательные публикации в нашей прессе, одну из которых вы, я надеюсь, только что прочитали. Кое-какие документы о шпионской программе полетов У-2 рассекретили сами американцы, но недосказанности остались.

Кто же такой Френсис Пауэрс?

Беспринципный шпион? Герой Америки или ее предатель? А может быть это был очень неглупый человек, большой профессионал своего дела, которого американские спецслужбы использовали во многом втёмную для осуществления грязных дел, которые шли не на пользу американскому народу и которые едва не поставили мир на грань ядерной войны, но который когда у него появилось время подумать поменял свои взгляды?

Начнём издалека.

В начале 80-х годов прошлого века, после моего прихода на работу в органы государственной безопасности я познакомиться с удивительной женщиной – бывшей радисткой из партизанкой бригады знаменитого Дмитрия Заслонова, ветераном советской разведки, назовем её Зинаидой Гавриловной.

Невысокая, седая женщина, честная, работящая, бывшая партизанка (она потеряла на войне одно лёгкое), а потом и сотрудник советской разведки. Она не получила больших чинов или богатств, как и большинство других заслуженных участников войны, но не обижалась и не тяготилась этим. У неё была дочь, любимая работа, небольшая, но отдельная однокомнатная квартира и этого ей вполне хватало.

Когда наступал какой-либо праздник – Зинаида Гавриловна надевала все свои заслуженно полученные награды и на неё, подтянутую и помолодевшую, любо-дорого было посмотреть. Такого количества боевых орденов и медалей в нашем чекистском коллективе не было ни у кого, даже у генералов.

Жизнь у Зинаиды Гавриловны складывалась не простая, но мне выпало счастье оказать некоторые услуги этому неординарному человеку, и у нас завязалась самая настоящая дружба. Во время наших встреч я часто просил её рассказать что-нибудь интересное или поучительное из легендарного прошлого, и она оказалась очень отзывчивым и благодарным человеком.

Она много рассказывала мне о войне: как училась на радиста в спецшколе НКВД, как её забросили к партизанам в Белоруссию, как воевали диверсанты-профессионалы (воевать-то тоже надо было уметь), как допрашивали плененных партизанами немецких солдат и офицеров (противник был очень достойный, но они, всё-таки, всё рассказывали) и как их потом расстреливали. После того, что немцы натворили в Белоруссии, ждать пощады от партизан им уже не приходилось. Во время расстрела немцы бросались на винтовки партизан с криками “Да здравствует Великая Германия!” и умирали. Умирали хорошие немцы и плохие, нацисты и просто мобилизованные, но деть их партизанам было некуда.

Да и сама жизнь партизана висела на волоске и могла прерваться в любой момент.

Вот она коллизия войны. Сегодня ты, а завтра тебя.

В начале 60-х годов прошлого века Зинаида Гавриловна. работала в Большом Секретариате Комитета государственной безопасности CCCР. Т.к. она в совершенстве владела стенографией, её часто привлекали к стенографированию допросов шпионов, которые проводили следователи следственного отдела КГБ. Стенографировала она и допросы сбитого американского лётчика Френсиса Пауэрса.

Допросы шли вначале очень тяжело. Кроме лётного обучения Пауэрс прошёл ещё и специальную подготовку и был готов даже к жёстким допросам. Более того, он ожидал, что его будут бить и даже пытать. Но на улице был не 1937 год и даже не 1942, а он находился не в болотах и лесах Белоруссии, а в Москве, на Лубянке. Жизни Пауэрса ничего не угрожало. Но в своих рассказах сыну Пауэрс не врал. Несколько устрашающих инсценировок следователи всё-таки сделали. Cтрашна не смерть, а угроза смерти, не пытки, а угрозы их применения. Зинаида Гавриловна рассказывала, как после этих спектаклей ребята-следователи от души хохотали, это была для них хорошая разрядка. Но дело вперёд не двигалось.

Было ясно, что Пауэрс – не пилот одиночка, что эта серьезнейшая глобальная разведывательная программа. C июля 1956 года по апрель 1960 года самолеты У-2 совершили 23 сверхдлительных полёта над территорией СССР. Американцами проводилась обширнейшая аэрофотосъемка территории Советского Союза, точно также как и немцами перед войной. Высотные самолеты безнаказанно летали над нашей территорией. Сегодня у высотника разведывательная аппаратура, а завтра бомба? Сегодня разведка, а завтра война?

Эти полёты надо было прекратить. Но для этого требовалось узнать: что за высотные самолеты нарушают нашу границу, их характеристики, слабые и сильные места, могут ли нести на своём борту атомную бомбу, кто на них летает, маршруты движения, кто заказчик? И т.д., и т.п. А этой информацией обладал только Пауэрс, но он молчал. К нему надо было найти какой-то очень простой подход, и следователи нашли.

Сначала составили психологический портрет сбитого пилота.

Умный, профессионал (5-й или 7-й пилот в военно-воздушных силах США), честолюбивый, патриот своей страны, антисоветски настроен, обладает здравым смыслом и склонен к анализу, недолюбливает, а где-то и ненавидит собственное начальство (которое считает себя умнее всех, а его держит за расходный материал) и т.д.

Когда психологический портрет был составлен, то лёд тронулся.

Пауэрс был патриотом своей страны (и он не раз это доказывал своими рискованными полётами над чужими территориями на новейшем высотном, но очень хрупком самолёте), но он не хотел войны между США и СССР. Он был отличным пилотом, но он вторгся в чужую страну и был сбит, он проиграл свой последний бой, а проигрывать надо уметь. Во время всех непредвиденных происшествий над территорией СССР он должен был умереть, но умереть в бою за родину героем – это одно, а безвестно на чужой земле неизвестно за что – это другое. Он был к этому не готов, он был против такого поворота дела, но его мнение никому из его начальников не было интересно, а зря. И, наконец, он был ещё жив, а американские власти уже от него отказались, заявив, что самолёт Пауэрса совершал научно-исследовательский полёт и разбился, а неуправляемый самолет с потерявшем сознание летчиком мог нарушить воздушное пространство СССР.

Пауэрс любил свою страну, но ненавидел своё чванливое начальство, которое ни во что не ставило своих подчинённых, с их бредовой идеей мирового господства. И он сообщил следователям-чекистам информацию и о самолете, и о разведывательной программе, и о её заказчиках, которая позволила пресечь в дальнейшем полеты У-2 над территорией СССР.

В дальнейшем американские самолеты-разведчики У-2 были сбиты ракетами советского производства над Китаем и Кубой. И это уже была агония всей программы.

Погиб Пауэрс при катастрофе вертолёта в 1977 году, в котором якобы по его вине не оказалось достаточного количества горючего. В это верится с большим трудом. Скорее всего, его настигла отложенная смерть, которую он избежал 1 мая 1960 года, когда не стал катапультироваться с подбитого советской ракетой самолёта и не стал колоть себя отравленной иглой. Он должен был умереть по задумке американских стратегов-“миротворцев”, которые едва не ввергли весь мир в ядерную катастрофу, но он остался жив, и этого, скорее всего, ему не простили.

А сын у Пауэрса оказался замечательным человеком, для которого память об отце стала священной. Я думаю, любой отец гордился бы таким сыном.

Виктор АНДРЕЕВ

Ни Советский Союз, ни Россия с Соединёнными Штатами не воевали. Однако в Центральном музее Вооружённых сил в Москве вот уже более полувека выставлены обломки уничтоженного советскими военными американского военного самолёта.

Горячий эпизод «холодной войны» произошёл 1 мая 1960 года, когда весь советский народ отмечал праздник Международной солидарности трудящихся.

Но для советских сил ПВО, высшего военного командования и членов Политбюро день этот выдался по-настоящему жарким.

В 5:36 по московскому времени в двадцати километрах юго-восточнее города Кировабада Таджикской ССР на высоте 20 км в воздушное пространство вторгся самолёт-разведчик U-2.

Этот «гость» советским военным был уже хорошо знаком, ибо визиты без приглашения он и его «собратья» совершали с июля 1956 года.

U-2, чудо американской техники, был напичкан разведывательной аппаратурой и специально создан для шпионских миссий на территории СССР. Самолёт компании «Локхид» летал на высотах свыше 20 километров и считался практически неуязвимым и несбиваемым.

Эмоциональный и импульсивный советский лидер Никита Хрущёв приходил в ярость после каждого сообщения о новом визите U-2. Все протесты советской стороны Соединённые Штаты объясняли «распространённой в СССР шпиономанией».

И действительно, как доказать национальную принадлежность самолёта, до которого не могут дотянуться средства ПВО?

Охота на «неуязвимого»

А самолёты-разведчики продолжали путешествовать над Советским Союзом, поставляя в Вашингтон информацию о военном и промышленном потенциале СССР.

Вот и 1 мая 1960 года U-2, поднявшись с базы в пакистанском Пешаваре, собирался пролететь по маршруту Аральское море - Свердловск - Киров - Архангельск - Мурманск, после чего приземлиться на базе Буде в Норвегии.

Как и в предыдущих случаях, с советских аэродромов поднимались самолёты-перехватчики, которые никак не могли достать нарушителя.

По маршруту следования U-2 нашли только один советский самолёт, который способен был догнать нарушителя на 20-километровой высоте — Су-9, находившийся на аэродроме близ Свердловска. Однако самолёт этот перегонялся с авиазавода, не имел вооружения, а пилот его не имел костюма для полётов на подобных высотах.

Тем не менее, военное командование выдвинуло план — лётчик на Су-9 настигает U-2 и идёт на таран.

В этих условиях у советского пилота не оставалось ни шанса на выживание. Лётчик Игорь Ментюков , которому была уготована участь камикадзе, имел право отказаться — в конце концов, дело происходило не в военное время. Однако пилот, попросив только позаботиться о его семье (жена Игоря в этот момент ждала ребёнка), отправился в погоню.

К сожалению или к счастью, но точно навести Су-9 на цель не удалось. Истратив топливо, самолёт вернулся на аэродром.

Но уверенность в собственной неуязвимости лишила американцев осторожности. U-2 пролетал в зоне действия новейшего зенитно-ракетного комплекса С-75 «Двина». У этого комплекса была серьёзная слабость — небольшая дальность поражения, не превышавшая 30 километров.

Но в 8:50 утра разведчик оказался в зоне поражения «Двины», входившей в состав 2-го зенитного ракетного дивизиона под командованием майора Михаила Воронова .

В 8:53 U-2 был сбит. Но несовершенство техники не позволило сразу определить, что цель поражена. В результате был произведён второй залп, который пришёлся по одному из советских истребителей, преследовавших нарушителя. Так погиб советский лётчик Сергей Сафронов .

Откровения парня из Кентукки

В это время пилот нарушителя благополучно приземлился в деревне Косулино Свердловской области, где колхозники собирались отмечать Первомай. Поначалу пилота приняли за своего, но тот произнёс фразу на непонятном языке, и это насторожило местных.

Фотография Пауэрса в СССР. Фото: Commons.wikimedia.org

Лётчика доставили в контору местного совхоза, предварительно отобрав найденные у него пистолет и нож. Впрочем, неизвестный вёл себя мирно, не сопротивлялся и предпочитал молчать.

По звонку колхозников прибыли военные, которые и отправили живой «трофей» в Москву.

30-летний американский лётчик Фрэнсис Гэри Пауэрс хранил молчание лишь до тех пор, пока не оказался в руках официальных лиц. Дальше он стал говорить охотно и откровенно.

Сын шахтёра из штата Кентукки после окончания колледжа подался в армию, где после окончания школы ВВС готовился к участию в Корейской войне. Однако на фронт Пауэрс не попал по причине аппендицита, после чего вместо Кореи служил на различных базах ВВС США.

Там его, опытного пилота, и завербовало ЦРУ. Пауэрс честно признался, что пошёл в пилоты-разведчики из-за денег. Вместо 700 долларов, которые он получал в ВВС, он стал получать 2500 долларов. За такой оклад можно было и рискнуть.

Хотя в подразделении «10-10», осуществлявшем полеты над территорией СССР, были убеждены, что риск минимален — U-2-то неуязвим. Ошибочность этой теории Пауэрс понял, только раскачиваясь под куполом парашюта над Уралом.

Играть в героя, умирающего за Америку, Пауэрс не захотел. Оказавшись на земле, пилот не стал ни палить в местных жителей из пистолета, ни пытаться подкупить их при помощи советских денег, которыми его предусмотрительно снабдили. Более того, при обыске он выдал отравленную иглу, которая была спрятана в воротнике его лётного костюма. Игла с ядом кураре предназначалась для пилота, дабы он «не угодил в лапы КГБ».

Вот вы и попались, господин Эйзенхауэр!

Никита Хрущёв ликовал — в его руках оказались не только обломки американского самолёта-разведчика, но и пилот, который честно признаётся в своей шпионской деятельности.

Американская сторона после исчезновения самолёта запустила заранее заготовленную легенду — рейсосуществлялся НАСА в научных целях и пропал над территорией Турции из-за технических проблем.

Никита Хрущёв в своём официальном выступлении объявил — над СССР сбит американский самолёт-шпион. Но при этом о том, что лётчик жив, ничего говорить не стал.

Для этой ситуации у ЦРУ тоже был заготовлен ход. В западных СМИ началась кампания на тему того, что помешанные на шпиономании русские уничтожили самолёт НАСА и погубили мирного учёного.

34-й президент США Дуайт Эйзенхауэр. Фото: Commons.wikimedia.org

С заявлением такого содержания выступил и президент США Дуайт Эйзенхауэр.

И здесь настал час триумфа Хрущёва — миру предъявили живого пилота Пауэрса, который журналистам всего мира поведал, кто он, откуда и что за «метеорологические исследования» американцы вот уже четыре года проводят над территорией СССР.

Это была даже не пощёчина. Такого унижения Дуайт Эйзенхауэр, герой Второй мировой войны, не испытывал за всю свою жизнь.

У Эйзенхауэра была репутация честного человека, и он не раз спрашивал у руководства ЦРУ — а что будет, если русские нас поймают? В ЦРУ, как ни удивительно, полагались на то, что такого никогда не произойдёт.

И теперь, по милости разведчиков, репутация Эйзенхауэра была разрушена в один момент.

Президент США сорвался — в очередной речи он не стал приносить извинений, а пообещал продолжить разведывательную деятельность против СССР.

Посмертная награда

В этом проявилась сущность Америки, которая многие десятилетия существует в убеждении, что ей можно больше, чем другим. В Вашингтоне полагали, что имеют право окружить СССР военными базами и отправлять самолёты-разведчики в воздушное пространство Советского Союза. А вот когда разведчика сбивают, да ещё тыкают им в нос — это оскорбление Соединённых Штатов, нарушение мирового порядка и международных норм!

Никита Сергеевич Хрущёв, убедившись, что Эйзенхауэр извиняться не собирается, высказал в адрес США немало тёплых слов, и наметившееся было потепление в отношениях двух стран сменилось новым охлаждением. Было сорвана встреча в верхах.

Что касается самого Гэри Пауэрса, то его судили показательным судом, приговорив к 10 годам лишения свободы за шпионаж, и отправили отбывать наказание в знаменитый «Владимирский централ».

Отсидел он полтора года, а затем был обменян на советского разведчика Вильяма Фишера (он же Рудольф Абель ).

Возвращение Пауэрса на Родину не было триумфальным — многие открыто бросали ему обвинения в предательстве. Пауэрс, завязав со шпионской деятельностью, продолжал работать пилотом.

1 августа 1977 года вертолёт агентства радиотелевизионных новостей KNBC в Лос-Анджелесе, который пилотировал Пауэрс, работал на съёмке лесных пожаров. При возвращении на базу произошёл отказ техники, и вертолёт разбился. Эксперты, расследовавшие аварию, установили, что у Пауэрса был шанс спастись, однако он принял решение увести падающий вертолёт от площадки, где играли дети.

О Пауэрсе вспомнили в начале XXI века, когда на его родственников обрушился целый поток посмертных медалей. В 2012 году его наградили третьей по значимости американской наградой — «Серебряной Звездой» — за то, что Пауэрс «стойко отверг все попытки получить жизненно важную информацию об обороне или быть эксплуатируемым в целях пропаганды».

Как все было на самом деле, в США успели позабыть, а «Серебряная Звезда», которой Пауэрс был награждён посмертно, — это тоже эксплуатация в целях пропаганды, только теперь уже современной американской.

Программа разведывательных полётов U-2 над территорией СССР была свёрнута. С появлением спутников-шпионов необходимость в ней резко уменьшилась.

А Соединённые Штаты история с самолётом-разведчиком, сбитым 1 мая 1960 года над Уралом, ничему не научила.

Принцип «Нам можно то, что нельзя другим» по прежнему определяет американскую политику на мировой арене.