Продуктивное и репродуктивное мышление примеры. I

По степени новизны продукта, полученного вследствие мышления, различают продуктивное и репродуктивное мышление. Они очень взаимосвязаны: не опираясь на полученный ранее опыт и знания, сложно создать что-то новое; чтобы выйти за пределы изученного, вначале нужно изучить. Поговорим немного подробнее о каждом.

Продуктивное мышление

Мышление, в результате которого появляется новый продукт, в итоге влияющий на развитие ума, принято считать продуктивным мышлением. Его плоды – и глубокое усвоение знаний, и их применение на практике, в новых условиях. Итогом продуктивного мышления является появление какого-то нового продукта мышления – отсюда и название. Продуктивное мышление отличает конкретность формулировок. Например, разница между «я буду бегать по утрам» и «я завтра выйду на пробежку» заключается в том, что первое утверждение носит общий характер, а второе представляет собой конкретное намерение, являясь продуктивным.

Продуктивное мышление позволяет глубоко и быстро усваивать знания, переносить их в новые условия, самостоятельно решать возникающие новые проблемы, не прибегая к заимствованию готовых решений извне. Апофеозом продуктивного мышления является творческое мышление.

Продуктивное мышление приводит к возникновению новых знаний, формирующих новую систему связей, которые, в свою очередь, затем помогут в решении подобных задач. Следующим этапом станет усвоение, осознание найденного пути решения задачи, анализ, проверка – всё это происходит на основе репродуктивного мышления. Как видим, эти два вида мышления очень тесно взаимосвязаны, и продуктивное мышление опирается на репродуктивное.

Репродуктивное мышление

Мышление, в конечном результате которого происходит усвоение информации и её воспроизведение в подобных ситуациях, принято считать репродуктивным. Не образуя новых знаний, репродуктивное мышление выполняет иную роль: оно позволяет усвоить базовые знания и обеспечивает на их основе решение знакомых задач. Понимание нового материала, его закрепление и применение – сфера применения репродуктивного мышления. Для его использования, разумеется, предполагается наличие базового уровня знаний, и возможности применения репродуктивного мышления прямо пропорциональны этому уровню. Можно сказать, что репродуктивное мышление играет важную роль и при решении новых проблем, поскольку при неудачной попытке решить новую задачу известными способами возникает проблемная ситуация, активизируя продуктивное мышление, то есть поиск новых путей решения.

А к какому же виду мышления отнести пустые мысли, присущие «внутренней болтовне» (той самой, которая наполняет наше время и создаёт иллюзию занятости, хотя, по сути, просто крадет это самое время); гнетущие мысли, отнимающие силы и лишённые целесообразности, пустую мечтательность? Это всё – примеры непродуктивного мышления, которое тоже является частью нашей жизни. Если распознавать и контролировать процесс мышления, то можно научиться им управлять.

Попробуйте подумать – неважно, о чём – так, чтобы придать себе сил, поверить в себя, научиться хоть малости, но действительно полезной для Вас. Конкретно. Например, привести рабочий стол в порядок (ведь это поможет упорядочить и мысли), или прекратить искать свою (чужую) вину во всем происходящем, или спланировать свой день, или ещё что-нибудь конкретное. Если думаете о чём-то – это здорово! Хотите что-то изменить? Замечательно, но если ничего конкретного, то лучше займитесь чём-нибудь конкретным и полезным.

Развитие продуктивного мышления

Как мы уже говорили, продуктивное мышление полезно при решении важных вопросов: с его помощью мы можем добиться гораздо более значимых результатов. Как же добиться развития продуктивного мышления?

Научиться формулировать свои дела конкретно: не «улучшить свою осанку», а «сделать утром три упражнения для улучшения осанки». Не «ложиться спать вовремя», а «сегодня лечь спать в 22.00». Не «навести порядок на столе», а «сегодня привести в порядок рабочий стол».

Сделать привычкой задавать себе такие вопросы:

— Есть ли необходимость что-то изменить (в том или ином деле)?

— Как это можно сделать?

— Какие условия для этого нужно выполнить?

— В каком порядке?

Сделать свой день (свою жизнь) более организованной, планировать и выполнять задуманное.

Перенимать опыт у тех, кто сумел организовать свои дела, своё жизненное пространство.

Мыслить позитивно: не тратить время и силы на негатив. Что-то пошло не так? Это тоже полезный опыт. Извлекаем урок, благодарим за него и идём дальше!

Позаботиться о гармоничном развитии разных компонентов мышления. Вспомним слова Эдварда Боно, британского писателя, психолога и признанного эксперта в области творческого мышления: «Без способности мыслить человек не способен контролировать свою судьбу».

Всё, что касается улучшения работы мозга, напрямую связано с улучшением мышления. Очень полезно тренировать когнитивные функции мозга на .

Желаем Вам успехов в саморазвитии!

творческий графика дизайн обучение

Мышление человека включает в себя мыслительные операции различных видов и уровней. Прежде всего, весьма различным может быть их познавательное значение. Многие ученые различают разные уровни мысли в зависимости от каких-либо форм, признаков, критерий и т. д.

В психологической литературе выделяется три типа мышления в его элементарных формах, а также используется несколько "парных" классификаций. В целом соотношения между разными видами мышления еще не выявлены. Однако ясно главное: термином "мышление" в психологии обозначаются качественно разнородные процессы.

Таким образом, можно выделить классификацию видов мышления по разным критериям . Приведенная классификация выделена условно и не является полной. Так как все перечисленные виды мышления у человека сосуществуют в сложных отношениях и могут быть представлены в одной и той же деятельности (см. рис. 1). Однако в зависимости от ее характера и конечных целей доминирует тот или иной вид мышления. По степени своей сложности, по требованиям, которые они предъявляют к интеллектуальным и другим способностям человека, все названные виды мышления не уступают друг другу.

Рис. 1

Как показано на рис. 1, в мышлении как в процессе обобщенного и опосредованного познания действительности в противоречивом диалектическом единстве сплетены его продуктивные и репродуктивные компоненты, причем удельный вес их в конкретной мыслительной деятельности может быть различным. Под влиянием всевозрастающих требований жизни к творческому ее компоненту возникла необходимость выделить особые виды мышления - продуктивное и репродуктивное.

Следует отметить, что в советской литературе встречается возражение против выделения таких видов, поскольку любой процесс мышления продуктивен . Однако, большинство психологов, изучающих мышление, считают целесообразным выделение этих видов (П.П. Блонский, Н.А. Менчинская, Я.А. Пономарев, О.К. Тихомиров).

В литературе данные виды (стороны, компоненты) мыслительной деятельности называют по-разному. Как синонимы к понятию "продуктивное мышление" употребляют термины: творческое мышление, наглядно-образное, самостоятельное, эвристическое, креативное, художественное, латеральное, нешаблонное . Синонимы к репродуктивному мышлению служат термины: воспроизводящее (нетворческое) мышление, словесно-логическое, наглядно-действенное, рассудочное, рецептивное, дискурсивное, шаблонное и др. В данной работе используются термины продуктивное и репродуктивное мышление.

Продуктивное мышление характеризуется высокой степенью новизны получаемого на его основе продукта, его оригинальностью. Это мышление появляется тогда, когда человек, попытавшись выполнить задание на основе ее формально-логического анализа с прямым использованием ему известных способов, убеждается в бесплодности таких попыток и у него возникает потребность в новых знаниях, которые позволяют выполнить задание: эта потребность и обеспечивает высокую активность выполняющего задание субъекта. Осознание самой потребности говорит о создании у человека проблемной ситуации .

Нахождение искомого предполагает открытие не известных субъекту признаков, существенных для выполнения задания отношений, закономерных связей между признаками, тех способов и приемов, с помощью которых они могут быть найдены. Человек вынужден действовать в условиях неопределенности, намечать и пробовать ряд возможных вариантов выполнения, осуществлять выбор между ними, подчас не имея к тому достаточных оснований. Он ищет ключ к решению на основе гипотез и их проверки, т.е. способы, опираются на известное предвидение того, что может быть получено в результате преобразований. Существенную роль в этом играют обобщения, позволяющие сокращать количество той информации, на основе анализа которой человек приходит к открытию новых знаний, уменьшать число проводимых при этом операций, "шагов" к достижению цели.

Как подчеркивает Л.Л. Гурова, весьма плодотворным в поиске пути решения проблемы при выполнении заданий оказывается ее содержательный, семантический анализ, направленный на раскрытие натуральных отношений объектов в задании. В нем существенную роль играют образные компоненты мышления, которые позволяют непосредственно оперировать этими натуральными отношениями объектов. Они представляют собой особую, образную логику, дающую возможность устанавливать связи не с двумя, как при словесном рассуждении, а со многими звеньями анализируемой ситуации, действовать, по словам Л.Л. Гуровой, в многомерном пространстве .

В исследованиях проведенных под руководством С.Л. Рубинштейна, в качестве эффективного приема, используемого в продуктивном мышлении, выдвигается "анализ через синтез" . На основе такого анализа искомое свойство объекта выявляется при включении объекта в ту систему связей и отношений, в которой он более явно обнаруживает данное свойство. Найденное свойство открывает новый круг связей и отношений объекта, с которыми это свойство может быть соотнесено. Такова диалектика творческого познания действительности.

В этом процессе, как отмечают многие исследователи, нередко имеет место внешне внезапное усмотрение пути решения - инсайт, "ага-переживание", причем оно часто возникает тогда, когда человек непосредственно не был занят решением проблемы при выполнении задания. Реально такое решение подготовлено прошлым опытом, зависит от предшествующей аналитико-синтетической деятельности и, прежде всего - от достигнутого решающим уровня словесно-логического понятийного обобщения. Однако, сам процесс поисков решения в значительной своей части осуществляется интуитивно, под порогом сознания, не находя своего адекватного отражения в слове, и именно потому его результат, "прорвавшийся" в сферу сознания, осознается как инсайт, якобы не связанный с ранее осуществлявшейся субъектом деятельностью, направленной на открытие новых знаний.

Хотя мышление как процесс обобщенного и опосредованного познания действительности всегда включает в себя элементы продуктивности, удельный вес ее в процессе мыслительной деятельности может быть различным. Там, где удельный вес продуктивности достаточно высок, говорят о собственно продуктивном мышлении как особом виде мыслительной деятельности. В результате продуктивного мышления возникает нечто оригинальное, принципиально новое для субъекта, т. е. степень новизны здесь высока. Условие возникновения такого мышления - наличие проблемной ситуации, способствующей осознанию потребности в открытии новых знаний, стимулирующей высокую активность решающего проблему субъекта.

Новизна проблемы диктует новый путь ее решения: скачкообразность, включение эвристических, "поисковых" проб, большую роль семантики, содержательного анализа проблемы. В этом процессе наряду с словесно-логическими, хорошо осознанными обобщениями, очень важны обобщения интуитивно-практические, не находящие сначала своего адекватного отражения в слове. Они возникают в процессе анализа наглядных ситуаций, решения конкретно-практических задач, реальных действий с предметами или их моделями, что значительно облегчает поиск неизвестного, однако сам процесс этого поиска находится вне ясного поля сознания, осуществляется интуитивно.

Вплетаясь в сознательную деятельность, будучи подчас растянутым, во времени, нередко весьма длительном, процесс интуитивно-практического мышления осознается как мгновенный акт, как инсайт благодаря тому, что в сознание сначала "прорывается" результат решения, в то время как путь к нему остается вне его и осознается на основе последующей более развернутой, осознанной мыслительной деятельности.

В результате продуктивного мышления происходит становление психических новообразований - новых систем связи, новых форм психической саморегуляции, свойств личности, ее способностей, что знаменует сдвиг в умственном развитии.

Итак, продуктивное мышление характеризуется высокой новизной своего продукта, своеобразием процесса его получения и, наконец, существенным влиянием на умственное развитие. Оно является решающим звеном в умственной деятельности, так как обеспечивает реальное движение к новым знаниям.

С психологической точки зрения нет принципиальной разницы между продуктивным мышлением ученого, открывающего объективно новые, еще не ведомые человечеству закономерности окружающего мира, и продуктивным мышлением ученика, делающего открытие нового лишь для него самого, так как в основе лежат общие психические закономерности. Однако условия поиска новых знаний у них различны, как различен и уровень мыслительной деятельности, приводящей к открытию.

Для того чтобы как-то обозначить эти различия большинство исследователей предпочитают в отношении такого вида мышления школьников употреблять термин "продуктивное мышление", а термином "творческое мышление" обозначать высшую ступень мыслительной деятельности, осуществляемую теми, кто открывает принципиально новые для человечества знания, создает нечто оригинальное, не имеющее себе аналога.

Психологами было затрачено много усилий и времени на выяснение того, как человек решает новые, необычные, творческие задания. Однако до сих пор ясного ответа на вопрос о психологической природе творчества нет. Наука располагает только некоторыми данными, позволяющими частично описать процесс решения человеком такого рода задач, охарактеризовать условия, способствующие и препятствующие нахождению правильного решения.

Одним из первых попытался сформулировать творческое мышление Дж. Гилфорд. Он считал, что "творческость" мышления связана с доминированием в нем четырех особенностей:

А. Оригинальность, нетривиальность, необычность высказываемых идей, ярко выраженное стремление к интеллектуальной новизне. Творческий человек почти всегда и везде стремится найти свое собственное, отличное от других решение.

Б. Семантическая гибкость, т.е. способность видеть объект под новым углом зрения, обнаруживать его новое использование, расширять функциональное применение на практике.

В. Образная адаптивная гибкость, т.е. способность изменить восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые, скрытые от наблюдения стороны.

Г. Семантическая спонтанная гибкость, т.е. способность продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, в частности в такой, которая не содержит ориентиров для этих идей.

Впоследствии предпринимались и другие попытки дать определение творческому мышлению, но они внесли мало нового в то его понимание, которое было предложено Дж. Гилфордом .

Э. Боно предлагает другую трактовку творческого мышления. Он представляет его как особую разновидность нешаблонного (латерального)

мышления, которое нацелено на новые идеи. В одних случаях результаты нешаблонного мышления представляют собой гениальные творения, в других они являются не чем иным, как просто новым взглядом на вещи, и, следовательно, чем-то менее значительным, чем подлинное творчество. В большинстве случаев творческое мышление для своего проявления нуждается в таланте, тогда как нешаблонное мышление доступно каждому, кто заинтересован в получении новых идей.

Э. Боно также подразделяет шаблонное и нешаблонное мышление, как продуктивное и репродуктивное. Он утверждает, что различие между ними состоит в том, что при шаблонном мышлении логика управляет разумом, тогда как при нешаблонном она его обслуживает .

Творческое мышление и характеризуется тем, что оно дает новые, неизвестные до этого результаты. Вместе с тем высказывается мнение, что новизна продуктов мышления - это необходимый, но недостаточный показатель творческого мышления. Возникает, таким образом, вопрос о новых дефинициях различия творческого и нетворческого мышления. Между этими мыслительными процессами нередко проводится такое различие: нетворческое (схематичное) мышление выразимо с помощью алгоритма, в то время как творческое мышление неалгоритмируемо.

Однако большинство психологов считают целесообразным выделение видов мышление - продуктивное и репродуктивное.

Характеризуясь меньшей продуктивностью, репродуктивное мышление, тем не менее, играет важную роль и в познавательной, и в практической деятельности человека. На основе этого вида мышления осуществляется решение задач знакомой субъекту структуры. Под влиянием восприятия и анализа условий задачи, ее данных, искомого, функциональных связей между ними актуализируются ранее сформированные системы связей, обеспечивающие правильное, логически обоснованное решение такой задачи, адекватное отражение его в слове.

Репродуктивное мышление имеет большое значение в учебной деятельности школьников. Оно обеспечивает понимание нового материала при его изложении преподавателем или в учебнике, применение знаний на практике, если при этом не требуется их существенного преобразования и т. д. Возможности репродуктивного мышления, прежде всего, определяются наличием у человека исходного минимума знаний, оно, как показали исследования, легче поддается развитию, чем мышление продуктивное, и в то же время играет немалую роль в решении новых для субъекта проблем. В этом случае оно выступает на начальном этапе, когда человек пытается решить новую для него задачу известными для него способами и убеждается в том, что знакомые способы не обеспечивают ему успеха. Осознание этого приводит к возникновению "проблемной ситуации", т.е. активизирует продуктивное мышление, обеспечивающее открытие новых знаний, формирование новых систем связей, которые позднее обеспечат ему решение аналогичных задач. Как уже отмечалось, процесс продуктивного мышления скачкообразен, часть его осуществляется подсознательно, без адекватного отражения в слове. Сначала в слове находит выражение его результат ("Ага! Нашел! Догадался!"), а затем - сам путь к нему.

Осознание найденного субъектом решения, его проверка и логическое обоснование вновь осуществляются на основе репродуктивного мышления. Таким образом, реальная деятельность, процесс самостоятельного познания окружающей действительности - результат сложного переплетения, взаимодействия репродуктивного и продуктивного видов мыслительной деятельности.

Продуктивность мышления характеризуется умением создавать продукт с высокой степенью новизны, своеобразием процесса его получения и существенным влиянием на умственное развитие. Оно обеспечивает самостоятельное решение проблем, глубокое усвоение знаний; соединяет теорию с практикой и обусловлено практическими задачами. Главным признаком продуктивных умственных действий является возможность получения новых знаний в самом процессе, спонтанно, а не заимствование извне.

Важно создать что-то свое, ни на что не похожее, не подчиняясь слепо авторитетам, идти дальше, стремиться к конструктивному способу решения увиденной проблемы. «Как» - это и есть творчество. Важно захотеть выйти за пределы решетки, схемы. Например, «не могу» является тоже своего рода решеткой. Продуктивность зависит от степени сформированности умения «хочу хорошо работать» и от неподчинения мнению «не могу хорошо работать». Благодаря этому происходит преодоление негативного влияния оценки на творчество. Работая для себя, человек очищает себя и приносит благо обществу. Н. Бердяев, рассматривая дилемму «мир или творчество», подчеркивал ценность умения чувствовать себя. Зачем притворяться согласным, если ты не согласен? Творчество не прощает остановок. Самая страшная остановка - это апатия.

Несмотря на сомнения, А. Эйнштейн не только сочувствовал, но и содействовал М. Вертгеймеру в познании продуктивного мышления и, начиная с 1916 г., часами рассказывал ему о драматических событиях, которые завершились созданием теории относительности. Психолог представил «титанический процесс мышления» как драму в 10 актах. Ее «участниками» были: зарождение проблемы; стойкая направленность на ее решение; понимание и непонимание, вызывавшее подавленное состояние, вплоть до отчаяния; находки, гипотезы, их мысленное проигрывание; выявление противоречий и поиски путей их преодоления. Все это происходило на фоне осмысления, переосмысления и преобразования исходной проблемной ситуации и ее элементов и продолжалось до тех пор, пока не была построена картина новой физики. Процесс мышления занял семь лет. Главным на протяжении этого периода было «ощущение направленности, непосредственного движения к чему-то конкретному. Конечно, очень трудно выразить это ощущение словами; но оно определенно присутствовало и его следует отличать от более поздних размышлений о рациональной форме решения. Несомненно, за этой направленностью всегда стоит что-то логическое; но у меня оно присутствует в виде некоего зрительного образа» (А. Эйнштейн). Исходящую от задачи направленность, упорядочивающую процесс мышления, представитель вюрцбургской школы психолог Н. Ах назвал детерминирующей тенденцией, а О. Зельц изучал роль интеллектуализированных (нечувственных) наглядных представлений - образов, играющих роль пластичных орудий продуктивного мышления.

Мышление в ходе рассуждения добывает все новые данные, выходящие за пределы исходных условий и, используя их, приходит ко все новым выводам в силу того, что включая объекты исходных положений во все новые связи, оно, как бы поворачивая их каждый раз новой стороной, открывает и черпает из них все новые свойства и отношения. В этом источник «продуктивности» мышления (С.Л. Рубинштейн). Продуктивность мышления - это владение приемами построения новых способов решения задач. (Е.Н. Кабанова-Меллер, Е.К. Осипова, З.А. Решетова). Важной особенностью таких приемов является легкость возникновения новых ходов мысли.

Продуктивность определяется количеством и качеством идей, выдвинутых при ответе на конкретный вопрос. Развитое практическое мышление профессионала отличает высокая продуктивность. Для него типично изобретение новых идей, планов, методов и приемов, решение новых творческих задач. Многообразие решаемых задач приводит к созданию разнообразных продуктов мыслительной деятельности. Постоянное улучшение - это нарушение норм, так как для нового еще не создано нормы. Продуктивный способ решения ведет к порождению нового знания о содержании задачи, а также об адекватном способе его преобразования в требуемый результат.

Задания

  • 1. Группа разбивается на пары. Цель одного учащегося из пары: познакомиться с напарником и узнать задуманное имя. Цель другого - избежать знакомства.
  • 2. Смоделировать позу (мимику, походку...) участника группы таким образом, чтобы в этой позе был показан характер человека.
  • 3. Группа разбивается на пары. Участники каждой пары садятся за стол друг против друга так, чтобы первый не мог видеть то, что пишет (рисует) второй. Второй рисует на бумаге простую геометрическую фигуру и дает первому только словесные указания, говоря ему, как воспроизвести рисунок. Второй может использовать слова типа влево, вправо, закругление, прямо, вверх, вниз и т.д., но жесты использовать нельзя.

Приемы

  • 1. Формирование опыта продуктивного, успешного решения проблем. «Для принятия продуктивного решения необходимо...».
  • 2. Метод пяти почему: после пятого вопроса «почему?» подчиненный начинает более осознанно принимать на себя ответственность за происходящее.

Хотя мышление как процесс обобщенного и опосредованного познания действительности всегда включает в себя элементы продуктивности, удельный вес ее в процессе мыслительной деятельности может быть различным. Там, где удельный вес продуктивности достаточно высок, говорят о собственно продуктивном мышлении как особом виде мыслительной деятельности. В результате продуктивного мышления возникает нечто оригинальное, принципиально новое для субъекта, т. е. степень новизны здесь высока. Условие возникновения такого мышления - наличие проблемной ситуации, способствующей осознанию потребности в открытии новых знаний, стимулирующей высокую активность решающего проблему субъекта.

Новизна проблемы диктует новый путь ее решения: скачкообразность, включение эвристических, поиско­вых проб, большую роль семантики, содержательного анализа проблемы. В этом процессе наряду с словесно-логическими, хорошо осознанными обобщениями, очень важны обобщения интуитивно-практические, не находящие сначала своего адекватного отражения в слове. Они возникают в процессе анализа наглядных ситуаций, решения конкретно-практических задач, реальных действий с предметами или их моделями, что значительно облегчает поиск неизвестного, однако сам процесс этого поиска находится вне ясного поля сознания, осуществляется интуитивно.

Вплетаясь в сознательную деятельность, будучи подчас растянутым во времени, нередко весьма длительном, процесс интуитивно-практического мышления осознается как мгновенный акт, как инсайт благодаря тому, что в сознание сначала прорывается результат решения, в то время как путь к нему остается вне его и осознается на основе последующей более развернутой, осознанной мыслительной деятельности.

В результате продуктивного мышления происходит становление психических новообразований - новых систем связи, новых форм психической саморегуляции, свойств личности, ее способностей, что знаменует сдвиг в умственном развитии.

Итак, продуктивное мышление характеризуется высокой новизной своего продукта, своеобразием процесса его получения и, наконец, существенным влиянием на умственное развитие. Оно является решающим звеном в умственной деятельности, так как обеспечивает реальное движение к новым знаниям.

С психологической точки зрения нет принципиальной разницы между продуктивным мышлением ученого, открывающего объективно новые, еще не ведомые человечеству закономерности окружающего мира, и продуктивным мышлением ученика, делающего открытие нового лишь для него самого, так как в основе лежат общие психические закономерности. Однако условия поиска новых знаний у них весьма различны, как различен и уровень мыслительной деятельности, приводящей к открытию.

Для того чтобы как-то обозначить эти различия большинство исследователей предпочитают в отношении такого вида мышления школьников употреблять термин продуктивное мышление, а термином творческое мышление обозначать высшую ступень мыслительной деятельности, осуществляемую теми, кто открывает принципиально новые для человечества знания, создает нечто оригинальное, не имеющее себе аналога.

Характеризуясь меньшей продуктивностью, репродуктивное мышление тем не менее играет важную роль и в познавательной, и в практической деятельности человека. На основе этого вида мышления осуществляется решение задач знакомой субъекту структуры. Под влиянием восприятия и анализа условий задачи, ее данных, искомого, функциональных связей между ними актуализируются ранее сформированные системы связей, обеспечивающие правильное, логически обоснованное решение такой задачи, адекватное отражение его в слове.

Репродуктивное мышление имеет большое значение в учебной деятельности школьников. Оно обеспечивает понимание нового материала при его изложении преподавателем или в учебнике, применение знаний на практике, если при этом не требуется их существенного преобразования и т. д. Возможности репродуктивного мышления прежде всего определяются наличием у человека исходного минимума знаний, оно, как показали исследования, легче поддается развитию, чем мышление продуктивное, и в то же время играет немалую роль в решении новых для субъекта проблем. В этом случае оно выступает на начальном этапе, когда человек пытается решить новую для него задачу известными для него способами и убеждается в том, что знакомые способы не обеспечивают ему успеха. Осознание этого приводит к возникновению проблемной ситуации, т. е. активизирует продуктивное мышление, обеспечивающее открытие новых знаний, формирование новых систем связей, которые позднее обеспечат ему решение аналогичных задач. Как уже отмечалось процесс продуктивного мышления скачкообразен, часть его осуществляется подсознательно, без адекватного отражения в слове. Сначала в слове находит выражение его результат (Ага! Нашел! Догадался!), а затем - сам путь к нему.

Осознание найденного субъектом решения, его проверка и логическое обоснование вновь осуществляются на основе репродуктивного мышления. Таким образом, реальная деятельность, процесс самостоятельного познания окружающей действительности - результат сложного переплетения, взаимодействия репродуктивного и продуктивного видов мыслительной деятельности.