Проведение сборов. Приложение

44. Подготовка граждан по основам военной службы в образовательных учреждениях и в учебных пунктах предусматривает проведение ежегодных учебных сборов.

К участию в учебных сборах привлекаются все граждане, обучающиеся в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, начального профессионального и среднего профессионального образования и в учебных пунктах, за исключением имеющих освобождение от занятий по состоянию здоровья.

45. Продолжительность учебных сборов - 5 дней (40 учебных часов). В ходе сборов изучаются: размещение и быт военнослужащих, организация караульной и внутренней служб, элементы строевой, огневой, тактической, физической и медицинской подготовки, а также вопросы радиационной, химической и биологической защиты войск. В процессе учебных сборов проводятся мероприятия по военно-профессиональной ориентации.

46. Учебные сборы, как правило, организуются на базе воинских частей. В местах, где нет воинских частей, учебные сборы организуются при образовательных учреждениях, военно-патриотических молодежных и детских общественных объединениях, а также на базе оборонно-спортивных оздоровительных лагерей.

47. Сборы, как правило, проводятся:

с обучающимися в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования - в конце предпоследнего года обучения - в мае - июне;

с обучающимися в образовательных учреждениях начального профессионального образования - в конце предпоследнего года обучения - в июне - июле;

в образовательных учреждениях среднего профессионального образования - в конце предпоследнего года обучения (в зависимости от сроков обучения и специальностей);

в учебных пунктах - по окончании теоретической части обучения.

Конкретные сроки проведения учебных сборов устанавливаются местными (муниципальными) органами управления образованием по согласованию с военными комиссариатами районов. Время проведения учебных сборов для граждан в учебных пунктах определяется в зависимости от сроков окончания обучения решением органов местного самоуправления по согласованию с военными комиссариатами районов.

48. Организация учебных сборов осуществляется в соответствии с решением главы органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или местного самоуправления, согласованным с начальником военного гарнизона, и планом подготовки к проведению учебных сборов.

В проекте решения предусматриваются: место и время проведения учебных сборов, методическое обеспечение сборов, вопросы взаимодействия с воинскими частями, порядок финансирования учебных сборов, а также вопросы организации жизни и быта граждан на учебных сборах (проживание, организация питания, медобслуживание, доставка граждан к месту сборов). Назначаются ответственные руководители.

49. Планирование и организация учебных сборов осуществляется местными (муниципальными) органами управления образованием и руководителями образовательных учреждений (начальниками учебных пунктов) совместно с военными комиссариатами районов и командирами воинских частей.

50. На основании принятого решения руководитель местного (муниципального) органа управления образованием издает приказ об организации и проведении учебных сборов, согласованный с военным комиссаром района.

Для проведения учебных сборов с гражданами, обучающимися в образовательных учреждениях (учебных пунктах), приказом руководителя органа управления образованием (распоряжением главы органа местного самоуправления - для учебных пунктов) назначаются: начальник учебных сборов, его заместители - по воспитательной работе и по хозяйственной части, начальник штаба сборов и врач. Руководители образовательных учреждений при необходимости для оказания помощи преподавателям, осуществляющим подготовку по основам военной службы, выделяют дополнительно учителей-предметников.

Начальник учебных сборов осуществляет общее руководство подготовкой и проведением сборов. Он отвечает за своевременную разработку документов, регламентирующих их проведение; подготовку должностных лиц сборов; согласование вопросов организации и порядка проведения сборов; организацию взаимодействия образовательного учреждения (учебного пункта) с военным комиссариатом района и воинской частью (военным образовательным учреждением профессионального образования), привлекаемой к подготовке и проведению сборов; организацию и состояние учебной и воспитательной работы, хозяйственную и финансовую деятельность, соблюдение мер безопасности.

Заместитель начальника сборов по воспитательной работе несет ответственность за организацию и проведение военно-патриотического воспитания граждан, их дисциплину и морально-психологическое состояние. Он разрабатывает план мероприятий по военно-патриотическому воспитанию граждан, участвует в разработке плана спортивных мероприятий, изучает нужды и запросы граждан и принимает меры по их удовлетворению.

Заместитель начальника сборов по хозяйственной части отвечает за материальное обеспечение сборов. Он организует размещение, питание и медицинское обеспечение граждан, получает и выдает имущество, предусмотренное планом подготовки и проведения сборов; обеспечивает сохранность и ведет учет материальных средств. После окончания сборов сдает полученное во временное пользование имущество и другие материальные средства, отчитывается за израсходованные продукты питания.

Начальник штаба сборов непосредственно разрабатывает план подготовки и проведения сборов, расписание занятий, распорядок дня, контролирует выполнение учебной программы, организует размещение и перевозку граждан к местам проведения занятий и обратно, составляет заявки на получение необходимого имущества, организует и руководит внутренней службой на сборах, составляет смету расходов учебных сборов.

Врач сборов обязан: организовывать медицинское обеспечение граждан, принимающих участие в проведении сборов, следить за соблюдением установленных санитарных норм размещения, питания, водоснабжения, участвовать в разработке режима питания граждан на сборах, осуществлять систематический медицинский контроль за качеством питания и доброкачественностью воды, направлять при необходимости больных граждан для лечения в учреждения здравоохранения.

51. Для проведения учебных сборов начальник гарнизона на основании указания штаба военного округа совместно с военным комиссаром района закрепляет воинские части за образовательными учреждениями (учебными пунктами), расположенными на территории гарнизона.

52. Руководитель образовательного учреждения (организации, на базе которой создан учебный пункт) и преподаватель, осуществляющий подготовку по основам военной службы (начальник учебного пункта), совместно с представителем военного комиссариата района заблаговременно согласовывают с воинской частью: время и порядок проведения занятий, пункты размещения обучаемых в районе проведения сборов, маршруты безопасного движения их к местам занятий, меры безопасности на занятиях и другие вопросы.

53. Образовательный процесс, осуществляемый во время сборов, организуется в соответствии с учебным планом, учебно-тематическим планом и распорядком дня. Образцы указанных документов приведены в приложениях N 6, к настоящей Инструкции.

Организация учебных сборов при образовательных учреждениях, военно-патриотических молодежных и детских общественных объединениях может осуществляться путем ежедневных выездов (выходов) в поле, на стрельбище (в тир), а также на базе оборонно-спортивных оздоровительных лагерей по программам, согласованным с военным комиссаром района.

54. Обучение граждан стрельбе из боевого ручного стрелкового оружия организуется и проводится в установленном порядке командирами воинских частей на стрельбищах или в тирах. Для проведения стрельб командиры воинских частей назначают ответственных должностных лиц и предоставляют оружие и боеприпасы.

Штабом воинской части при разработке плана боевой подготовки воинской части на новый учебный год в один из его разделов включаются мероприятия по проведению учебных сборов с обучающимися в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктов организаций, закрепленных за воинской частью приказом начальника гарнизона. В приложение к указанному плану отдельной строкой включается расход боеприпасов при проведении стрельб с обучающимися.

55. Для руководства и обслуживания стрельб, а также обеспечения мер безопасности во время стрельбы приказом по воинской части назначаются: старший руководитель стрельбы, начальник оцепления, дежурный врач (фельдшер) с санитарной машиной и артиллерийский техник (мастер). Кроме того, старший руководитель стрельбы назначает руководителей стрельбы на участках, наблюдателей и начальника пункта боевого питания. При стрельбе на одном участке обязанности руководителя стрельбы на участке возлагаются на старшего руководителя стрельбы. Обязанности должностных лиц, задействованных на период проведения стрельб, и меры безопасности при проведении стрельб приведены в приложениях N 9 и к настоящей Инструкции.

56. До проведения стрельб преподаватель, осуществляющий подготовку по основам военной службы, детально изучает с обучаемыми:

устройство и порядок применения боевого ручного стрелкового оружия;

меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами;

порядок выполнения упражнений стрельб.

Подготовленность каждого обучаемого к стрельбе проверяется представителем воинской части в присутствии преподавателя, осуществляющего подготовку по основам военной службы. К стрельбе допускаются только те граждане, которые имеют навыки обращения с оружием, твердо усвоили меры безопасности при проведении стрельб.

57. В период проведения огневой подготовки обучаемые выполняют начальное упражнение из автомата (карабина) и упражнения в метании ручных учебных гранат в пешем порядке днем.

Во время стрельбы в тылу стрельбища с обучаемыми организуются занятия по огневой подготовке.

58. В районах и городах, где нет воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации, проведение стрельб организуется военным комиссаром района на стрельбищах и в тирах, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, где законом предусмотрена военная служба, оборонных спортивно-технических и других организаций Российской Федерации (по согласованию с ними).

Организация стрельб осуществляется руководителями указанных органов и организаций в установленном ими порядке.

При отсутствии условий для стрельбы из боевого ручного стрелкового оружия организуется стрельба из спортивного или пневматического оружия в специально оборудованных местах.

59. Занятия по программе учебных сборов, не связанные со стрельбой из боевого оружия, проводят преподаватели, осуществляющие подготовку по основам военной службы, совместно с военнослужащими, специально назначенными от закрепленных воинских частей.

К занятиям могут привлекаться специалисты учреждений государственных и муниципальных органов здравоохранения (по медицинской подготовке), территориальных органов, осуществляющих управление гражданской обороной, и другие специалисты согласно решению руководителя органа местного самоуправления.

КонсультантПлюс: примечание.

По вопросу, касающемуся продовольственного обеспечения военнослужащих и некоторых других категорий лиц в мирное время, см. Постановление Правительства РФ от 29.12.2007 N 946.

60. Обеспечение питанием граждан, привлекаемых для прохождения сборов, организуемых на базе воинских частей, осуществляется в соответствии с Положением о продовольственном обеспечении Вооруженных Сил Российской Федерации на мирное время <*> по действующим нормам с предварительной оплатой стоимости продовольственного пайка по установленным ценам и расходов по приготовлению пищи в размере 20% стоимости пайка (без хлеба), а при проведении сборов при образовательных учреждениях, в других организациях - силами и средствами, определяемыми решением главы органа местного самоуправления.

Подготовку возглавляет тренерский совет, работа которого строится на основе коллегиальных решений. На тренерском совете обсуждаются вопросы организации тренировочных занятий, воспитательной работы.

На сбор привлекаются тренеры, ученики которых вызваны на сбор и являются первыми номерами в составе команды. Руководит работой старший тренер сбора, у которого есть тренеры-помощники: один ведет документацию, в том числе протоколы заседаний тренерского совета, второй следит за подготовкой мест занятий, инвентаря, третий отвечает за проведение политических и культурно-воспитательных мероприятий.

Врач сбора работает в контакте с тренерским коллективом. Он ведет систематическое наблюдение за состоянием здоровья участников сбора, при необходимости оказывает им медицинскую помощь, консультирует тренеров по вопросам влияния тренировочных нагрузок на организм, следит за питанием боксеров, составляет вместе с поваром, старшим тренером и сестрой-хозяйкой меню, помогает участникам сбора регулировать массу тела.

В каждой весовой категории выделяют двух-трех боксеров, равноценных по мастерству. В течение 20-25 дней сбора необходимо установить, кто из них будет лучше боксировать с на меченными партнерами, и точно определить все компоненты их спортивного мастерства. Тщательным наблюдением определяют мерные номера, которые надо испытать в вольных боях с несколькими боксерами своей и смежных весовых категорий (например, боксера легкого веса - с партнерами полулегкого и первого полусреднего). Не рекомендуется в предсоревновательном периоде делать прикидки - проводить учебные вольные бои между двумя претендентами в основной состав. Такая практика приводит к нервным перенапряжениям, а иногда придает чрезмерный вес сбивающему фактору, что нежелательно перед соревнованиями.

Обсудив окончательный состав команды, тренерский совет не позже чем за 10 дней до соревнования должен объявить всему сбору, какие боксеры определены первыми номерами. Вторые и третьи номера помогают первому лучше подготовиться, служат ему партнерами в учебных боях. Боксерам первого состава надо помочь психологически настроиться к предстоящему турниру, где они будут защищать честь коллектива, города и т. д.

Вместе с методическим планом проведения сбора составляется организационный и рабочий планы.

Организационным планом предусматриваются место сбора, расчет времени (продолжительность сбора, количество тренировочных дней, количество учебных часов в день, за весь сбор), руководство сбором (количество тренеров, старший тренер, начальник сбора, врач), материальное обеспечение (перечень оборудования и инвентаря, необходимого для успешной работы сбора), учебный план и распорядок дня и основные мероприятия воспитательного характера.

На каждое занятие составляются план (табл. 12) и конспект по установленной форме, в котором определены задачи, средства и методы тренировки. Кроме того, тренер ведет краткие записи по индивидуальному занятию с боксером. Периодически на тренерском совете обсуждаются итоги проведенных занятий и план последующих. В конце сбора, при утверждении окончательного состава команды, обсуждается уровень подготовленности каждого боксера.

Таблица 12. Ориентировочный ежедневный план учебно-тренировочного занятия

По состоянию на: 07.02.2011
Журнал: Справочник кадровика
Год: 2011
Автор: Коваленко Т. П.
Тема: Документы кадровой службы, Оплата труда
Рубрика: Оплата и нормирование труда / налогообложение

    Шаблоны документов
      Письмо Приказ

    Нормативные документы

      Трудовой кодекс Российской Федерации (извлечение) Налоговый кодекс Российской Федерации (извлечение) Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинс Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (извлечение) Постановление Правительства Российской Федерации от 06.03.2008 № 152 «Об обучении граждан Российской Федерации по программе военной подготовки в федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования» (извлечение) Постановление Правительства Российской Федерации от 29.05.2006 № 333 «О военных сборах и некоторых вопросах обеспечения исполнения воинской обязанности» (извлечение) Постановление Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 704 «О порядке компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»« (извлечен Постановление Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 № 184 «Об утверждении Правил начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболевани Приказ Министра обороны Российской Федерации от 17.05.2007 № 185 «О мерах по выполнению в Вооруженных Силах Российской Федерации Постановления Правительства Российской Федерации от 29 мая 2006 г. № 333» (извлечение)
      Нужно ли платить зарплату работнику, проходящему военные сборы?

Отдел кадров - это первая инстанция, куда обращается работник со своими вопросами. А значит, его сотрудники сталкиваются с множеством нестандартных ситуаций и «незнакомых» документов. Разобраться в большом количестве представляемых бумаг - дело непростое и ответственное.

Работник принес справку о призыве на военные сборы. «А почему не повестка?» - спросите вы, и правильно сделаете. Как мы сейчас убедимся, по невнимательности учебные сборы можно спутать с военными. Какие будут последствия? Достаточно серьезные: неправильное оформление документов, ошибочные начисления выплат сотруднику и налогов, нарушения правил бухгалтерского учета. Все это в конечном итоге может привести к необоснованным финансовым потерям организации.

Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы осуществляет Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее - Закон о военной службе). Пункт 1 ст. 1 этого Закона включает в состав воинской обязанности граждан РФ призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

Толковый словарь Военные сборы - это комплекс мероприятий по подготовке граждан к военной службе, проводимых в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органахб.

На основе Закона о военной службе разработано Положение о военных сборах, утв. постановлением Правительства РФ от 29.05.2006 № 333 (далее - Положение о военных сборах). Названное Положение определяет:
виды военных сборов, порядок определения их начала и окончания;
функции Минобороны России, других федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, их территориальных органов, осуществляющих воинский учет, по проведению военных сборов;
порядок призыва граждан РФ, пребывающих в запасе, на военные сборы;
порядок организации проведения военных сборов;
порядок и размеры материального обеспечения граждан, проходящих военные сборы;
права и обязанности должностных лиц организаций и граждан, связанные с проведением военных сборов.

Для чего работодателю ориентироваться во всех этих нормах? Дело в том, что закон устанавливает для него определенные обязанности, связанные с военными сборами.

Прохождение военных сборов является государственной обязанностью гражданина, поэтому работодатель, сотрудник которого призван на военные сборы, должен освободить его от выполнения трудовых обязанностей на этот период. При этом за работником сохраняются место работы и должность (ч. 1 ст. 170 ТК РФ).

Работнику, призванному на военные сборы, не только гарантировано сохранение места работы. Если ежегодный оплачиваемый отпуск сотрудника приходится на период военных сборов, он сможет продлить его или перенести на другой срок (ст. 124 ТК РФ). Время пребывания на военных сборах включается в стаж для предоставления ежегодного оплачиваемого отпуска (ст. 121 ТК РФ).

ДЛЯ СБОРОВ НЕ ГОДЕН!

Например, от военных сборов освобождаются граждане женского пола; граждане, обучающиеся по очной и очно-заочной (вечерней) формам обучения в образовательных учреждениях; граждане, обучающиеся по заочной форме обучения в образовательных учреждениях, - на период экзаменационных и зачетных сессий и написания дипломной работы.

Не подлежат призыву на военные сборы граждане, указанные в п. 3 ст. 23 Закона о военной службе. Это те же лица, которые не подлежат призыву на военную службу:
а) отбывающие наказание в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, ареста или лишения свободы;
б) имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления;
в) в отношении которых ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которых передано в суд.

При наличии уважительных причин работника может освободить от сборов военный комиссар (п. 3 ст. 55 Закона о военной службе).

Например, при прохождении обязательного в таких случаях медосмотра гражданин может оказаться не годным к призыву на военные сборы по состоянию здоровья.

ВОЕННЫЕ СБОРЫ: ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ

Продолжительность военных сборов, место и время их проведения определяются Минобороны России или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором Законом о военной службе предусмотрена военная служба.

Обратите внимание!

Военные сборы подразделяются на два вида:
– учебные сборы;
– сборы по проверке боевой и мобилизационной готовности воинских частей и военных комиссариатов (проверочные сборы)

При этом должны соблюдаться следующие правила.

Правило 1. Продолжительность военного сбора не может превышать двух месяцев.

Правило 2. Общая продолжительность военных сборов, к которым привлекается гражданин за время пребывания в запасе, не может превышать 12 месяцев.

Правило 3. Периодичность призыва граждан, пребывающих в запасе, на учебные сборы не может быть чаще одного раза в три года.

Правило 4. Граждане, пребывающие в запасе, призываются на проверочные сборы независимо от прохождения ими учебных сборов.

Обратите внимание!

Призыв граждан на военные сборы осуществляется военными комиссариатами на основании указов Президента РФ

Решение о призыве гражданина на военные сборы оформляется приказом военного комиссара.

О призыве на учебные сборы граждане оповещаются заблаговременно. Для этого им - не позднее чем за 10 дней до начала прохождения учебных сборов - вручаются повестки. Форма повестки приведена в приложении № 1 к Положению о военных сборах. Повестка содержит отрывную часть - извещение руководителю организации.

Обратите внимание!

Руководитель организации должен быть извещен о призыве граждан, которые у него работают, на военные сборы

Таким образом, заблаговременно извещается и работодатель. Пункт 17 Руководства по организации проведения военных сборов в Вооруженных Силах Российской Федерации, утв. приказом министра обороны России от 17.05.2007 № 185 «О мерах по выполнению в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 29 мая 2006 г. № 333», содержит на этот счет специальное правило: о призыве граждан на военные сборы извещаются руководители организаций, в которых они работают.

В извещении, являющемся составной частью повестки, указывается время начала и окончания военных сборов, на которые призывается работник. В этот срок войдет не только период пребывания сотрудника в воинской части, но и время в пути до места сбора и обратно.

В нашу организацию пришли повестки о призыве двух работников на военные сборы. Мы удивлены, что повестки поступили на адрес организации. Обычно работники приносят нам эти документы сами, получая их на свой домашний адрес. Каковы наши действия в такой ситуации?

Повестка военного комиссариата действительно может быть направлена не по месту жительства гражданина, призываемого на военные сборы, а по месту его работы.

Пункт 1 ст. 4 Закона о военной службе в числе обязанностей организаций по обеспечению исполнения гражданами воинской обязанности предусматривает и то, что руководители организации, другие ответственные за военно-учетную работу должностные лица (работники) организаций обязаны оповещать граждан о вызовах (повестках) военных комиссариатов.

Итак, получив повестку, вы обязаны не только не препятствовать явке вашего работника в военкомат, но и обеспечить ему возможность своевременно явиться в военкомат для прохождения военных сборов.

На основании повестки необходимо издать приказ об освобождении работника от работы на период военных сборов. Унифицированной формы такого приказа нет, его можно оформить в произвольной текстовой форме на бланке приказа (приложение 1 ).

Такой приказ должен содержать следующие сведения:
фамилия, имя и отчество работника;
занимаемая им должность и структурное подразделение, где он работает;
период освобождения от работы (с указанием даты начала и окончания сборов);
информация о сохранении среднего заработка.

В период отсутствия работника в табеле учета рабочего времени (унифицированные формы № Т-12 или Т-13, утв. постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 № 1) в соответствующей ячейке проставляется буквенный код Г или цифровой код 23 - «Исполнение государственных или общественных обязанностей согласно законодательству».

ОПЛАТА ПЕРИОДА ВОЕННЫХ СБОРОВ

Материальное обеспечение граждан, проходящих военные сборы, можно классифицировать следующим образом:
1. Обеспечение продовольствием и имуществом во время прохождения военных сборов (подп. «а» и «б» п. 24 Положения о военных сборах).
2. Выплаты, осуществляемые соответствующими воинскими частями (федеральными бюджетными учреждениями) федеральных органов исполнительной власти, по месту прохождения военных сборов.

К таким выплатам в соответствии с пп. 25 и 26 Положения о военных сборах и пп. 2-3 ст. 6 Закона о военной службе относятся:
выплата оклада по воинской должности, предусмотренной штатом воинской части, и оклада по воинскому званию;
выплата коэффициентов (районных, за прохождение военных сборов в высокогорных районах, за прохождение военных сборов в пустынных и безводных местностях) за прохождение военных сборов в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в т. ч. отдаленных, к окладу по воинской должности и окладу по воинскому званию и процентных надбавок в размерах, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, для граждан, работающих и проживающих в указанных районах и местностях.

Цитируем документ

Военная служба - особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства, в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в войсках гражданской обороны (далее - другие войска), инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти (далее - воинские формирования), Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности,

федеральном органе специальной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации (далее - органы), воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а гражданами, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства, и иностранными гражданами - в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях.

Пункт 1 ст. 2 Закона о военной службе

Расчет размера процентных надбавок к окладу по воинской должности и окладу по воинскому званию осуществляется на основании справок о стаже работы в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в т. ч. отдаленных, выдаваемых организациями по месту постоянной работы граждан, по форме согласно приложению № 3 к Положению о военных сборах.

3. Выплаты, осуществляемые работодателем, с последующей компенсацией военными комиссариатами.
К таким выплатам в соответствии с пп. 25 и 26 Положения о военных сборах и пп. 1 и 2 ст. 6 Закона о военной службе относятся:
выплаты среднего заработка (пособия) с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда по месту постоянной работы (учета в государственном учреждении службы занятости населения) или минимального размера оплаты труда для граждан, не работающих и не состоящих на учете в государственном учреждении службы занятости населения за время участия в мероприятиях, связанных с призывом на военные сборы и за время прохождения военных сборов;
возмещение расходов по проезду граждан от места жительства к военному комиссариату (пункту сбора) и обратно;
возмещение расходов по найму (поднайму) жилья;
выплаты командировочных (суточных) за время участия в мероприятиях, связанных с призывом на военные сборы и при доставке (проезде) граждан от военного комиссариата (пункта сбора) к месту проведения военных сборов и обратно.

Обратите внимание!

Минобороны России обязано компенсировать организации расходы, понесенные в связи с оплатой военных сборов

Минобороны России компенсирует организации понесенные расходы в соответствии с постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 № 704 «О порядке компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами РФ в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"».

Разберем ситуацию на примере среднего заработка, выплачиваемого работнику, призванному на военные сборы.

Так, средний заработок за время призыва работника на военные сборы выплачивается по месту работы. Однако источник этой выплаты - федеральный бюджет. Работодатель в этих отношениях - «промежуточное звено»: сначала такую выплату производит он, а потом (после прохождения работником военных сборов) эти деньги ему возмещаются из бюджета (табл. 1 ).

Таблица 1

Порядок финансирования расходов

Таблица 2

Налогообложение выплат работнику, призванному на военные сборы

Как уже было отмечено, организациям в полном объеме компенсируются за счет бюджета расходы, связанные с выплатой работнику-призывнику среднего заработка с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда. При этом военкоматы не обладают полномочиями налоговых органов и не вправе требовать от организаций уплаты каких-либо налогов с выплат работнику за время прохождения им военных сборов (письмо Минфина России от 27.05.2008 № 03-04-07-02/11).

Мнение эксперта

Е. В. Орлова,
директор Департамента внутреннего аудита ООО «Комо»

Как работодателю компенсировать расходы за счет средств федерального бюджета

Обратите внимание, что работодатель фактически не несет расходов, связанных с призывом его работников на военные сборы.

Расходы организаций, связанные с выплатой работнику-призывнику среднего заработка с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда по месту постоянной работы, компенсируются им в полном объеме за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели для Минобороны России по разделу «Национальная оборона» (подраздел «Обеспечение мобилизационной и вневойсковой подготовки»), целевая статья «Мобилизационная подготовка и переподготовка резервов, учебно-сборовые мероприятия с гражданами Российской Федерации» (подп. 2 п. 2, п. 3 Правил компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», утв. постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 № 704) (далее - Правила компенсации расходов).

Эту компенсацию организации вправе получить от военных комиссариатов (подп. «д» п. 8 Положения о военных сборах).

Для получения компенсации работодателю необходимо в первую очередь надлежащим образом оформить время нахождения работника на военных сборах: издать приказ об освобождении его от работы, отметить этот период в табеле учета рабочего времени.

Пункт 26 Положения о военных сборах содержит норму: подтверждением времени фактического пребывания призывника на сборах и основанием для расчета среднего заработка за этот период является справка о прохождении военного сбора (форма утверждена приложением № 2 к Положению). Справка выдается призывнику не позднее даты его убытия из военкомата и представляется им работодателю. В такой справке указываются: Ф. И.О. гражданина, период фактического прохождения сборов (даты начала и окончания сборов), место прохождения сборов (адрес).

Далее работодатель рассчитывает средний заработок по общим правилам, предусмотренным Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утв. постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922. Основанием для расчета и выплаты среднего заработка за период сборов будет являться платежная или расчетно-платежная ведомость (унифицированные формы № Т-53 или № Т-49, утв. постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 № 1).

После оформления этих документов и расчетов с работником работодатель может получить компенсацию из бюджета. Для этого необходимо направить в соответствующий военный комиссариат письмо с приложением копий документов, подтверждающих произведенные расходы (приложение 2).

Пункт 5 Правил компенсации расходов предусматривает, что выплата компенсации осуществляется на основании представляемых получателями компенсации сведений о размере фактических расходов (с указанием банковских реквизитов счетов для перечисления компенсации). Для подтверждения указанных расходов граждане представляют оригиналы соответствующих документов, организации - заверенные в установленном порядке копии таких документов. Организация представляет указанные сведения на официальном бланке, при этом документ скрепляется подписью руководителя (заместителя руководителя) и основной печатью организации. Обратите внимание: если какие-либо расходы, которые могут быть компенсированы организациям, не производились или отсутствуют документы, подтверждающие их фактическое осуществление, такие расходы в сведениях, направляемых в военный комиссариат для получения компенсации, не отражаются (письмо Минфина России от 27.05.2008 № 03-04-07-02/11). К сожалению, в настоящее время в Правилах компенсации расходов не установлен срок, в течение которого военкомат должен перечислить деньги на счет организации, оплатившей работнику период пребывания на военных сборах. Ранее военкоматам отводился на это месячный срок после представления организациями необходимых документов (см. п. 5 недействующего постановления Правительства РФ от 03.03.2001 № 157 «О порядке финансирования расходов, связанных с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"», а также письмо Минфина России от 01.06.2007 № 03-04-06-02/104).

4. Выплаты, осуществляемые организацией согласно коллективному договору.

Коллективным договором может быть предусмотрена дополнительная компенсация или дополнительное время освобождения от работы лиц, проходящих военные сборы. В таком случае в коллективном договоре оговаривается период освобождения от работы, размер и источник выплаты.

СБОРЫ - ВОЕННЫЕ ИЛИ «УЧЕБНЫЕ»?

На практике может возникнуть ситуация, когда работник, обучающийся в вузе, имеющем факультет военного обучения, обращается к работодателю с просьбой освободить его от работы на время прохождения военных сборов и сдачи государственного выпускного экзамена по программе подготовки офицеров запаса. При этом работник представляет справку, выданную образовательным учреждением.

Что делать в такой ситуации? Безусловно, освобождать работника от работы на период, указанный в справке. А вот нужно ли оплачивать этот период по правилам, рассмотренными нами выше? Давайте разберемся.

Учебные сборы являются составной частью военной подготовки, осуществляемой факультетами военного обучения (военными кафедрами), и проводятся один раз за все время обучения, что закреплено в Положении о факультетах военного обучения (военных кафедрах) при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования (далее - Положение о ФВО), утв. постановлением Правительства РФ от 06.03.2008 № 152.

Проведение учебных сборов, права и обязанности граждан, проходящих военную подготовку, определяются Положением о ФВО и уставом вуза. Гражданам, проходящим военную подготовку, один раз в месяц выплачивается дополнительная стипендия (п. 40 гл. V Положения о ФВО).

Высшее учебное заведение представляет списки граждан, подлежащих направлению на учебные сборы, а также сведения, которые подлежат внесению в документы воинского учета, в военный комиссариат по месту расположения высшего учебного заведения (подп. «б» и «г» п. 23 гл. IV Положения о ФВО). Согласно п. 24 гл. IV Положения о ФВО направление граждан на учебные сборы производится военным комиссариатом по месту расположения высшего учебного заведения на основании планов проведения учебных сборов.

Кстати сказать

С вступлением в силу распоряжения Правительства РФ от 06.03.2008 № 275-р, утверждающего Перечень создаваемых учебных военных центров при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования и Перечень факультетов военного обучения и

военных кафедр при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, в России значительно сократилось количество военных кафедр.

Что касается студентов, которые сейчас обучаются в вузах, то в связи с ликвидацией военных

кафедр в армию их не заберут, так как отсрочку для студентов очной формы обучения никто пока не отменял. В отношении военных сборов также действует освобождение для граждан, не подлежащих призыву, куда входит эта категория (подп. «з» п. 2 ст. 55 Закона о военной службе).

Также вузы оповещают граждан об их направлении на учебные сборы. По просьбе студента может быть оформлен и оправдательный документ для работодателя (справка).

Хотя на лиц, направленных на учебные военные сборы, и распространяются права и обязанности граждан, призванных на военные сборы (п. 36 гл. IV Положения о ФВО), в то же время военные учебные и военные сборы имеют отличия в части:
законодательной базы;
порядка оформления документов;
компенсационных выплат.

Обратите внимание!

Выплата среднего заработка за период учебных военных сборов студентов-очников в вузах, имеющих факультет военного обучения и входящих в Перечень, утв. распоряжением Правительства РФ от 06.03.2008 № 275-р, законом не предусмотрена (ст. 173 ТК РФ)

Согласно ст. 173 ТК РФ студентам очной формы обучения разрешено совмещать учебу с работой. При этом им гарантируется предоставление дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по месту работы в части, касающейся обычного учебного процесса, что, однако, не относится к обучению на военной кафедре и не отражается в Положении о ФВО.

Справка из вуза может служить документом, подтверждающим уважительную причину отсутствия на работе сотрудника, но, чтобы оформить отпуск без сохранения заработной платы, сторонам нужно достичь соглашения об этом. Полагаем, что в подобной ситуации, конечно же, следует не препятствовать работнику и предоставить ему отпуск без сохранения заработной платы на период прохождения учебных сборов.

Максимальное время отсутствия сотрудника на рабочем месте может складываться из времени учебных сборов - 26 дней, итоговой аттестации, на которую выделяется не менее четырех дней, времени в пути до места прохождения учебных сборов. Время следования граждан на учебные военные сборы и обратно в продолжительность учебных сборов не засчиты-вается, а оплата проезда осуществляется за счет средств, предусмотренных Минобороны России (пп. 21 и 26 гл. IV Положения о ФВО).

Итак, мы отметили существенную разницу между военными сборами, которые являются составной частью военной подготовки, проводимой факультетом военного обучения (военными кафедрами) при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, и военными сборами, призыв на которые определяет Минобороны России. Учебные военные сборы не оплачиваются, не компенсируются и не документируются в отличие от военных сборов граждан РФ, пребывающих в запасе. Работодателю необходимо четко разграничивать эти случаи, так как от этого зависит и порядок оформления документов, и гарантии, предоставляемые работникам.

Тренировочные сборы относятся к кратковременным формам по­вышения спортивного мастерства. На сборах для участников создаются наилучшие условия подготовки к соревнованиям: строгий режим дня;

регулярное питание; хорошее материально-техническое оснащение мест занятий; постоянный врачебный контроль и др.

Классификация сборов

Сборы по своему назначению подразделяются на:

Тренировочные;

Предсоревновательные.

Тренировочные сборы отличаются от предсоревновательных тем, что они не связаны с непосредственной подготовкой команды к выступле­ниям на соревнованиях, в связи с этим они могут быть посвящены различным сторонам подготовки (физической, технической, тактичес­кой), где предоставляются большие возможности для эксперименталь­ной, перспективной и индивидуализированной подготовки.

Предсоревновательные сборы проводятся с целью подготовки команды к участию в соревнованиях и ставят перед собой следующие задачи:

Окончательное определение состава команды и ее сыгранность;

Доведение технико-тактических показателей каждого игрока и команды в целом до планируемого уровня;

Приобретение игроками состояния высшей спортивной формы.

Длительность сбора - от 7 до 20 дней. Более длительный отрыв иг­роков от семьи и привычного режима отрицательно сказывается на ка­честве подготовки и состоянии спортсменов.

Краткосрочные сборы (7-10 дней), как правило, организуются в перерывах между турами в соревновательном периоде.

Численный состав сбора - 14-16 человек. При большем составе возни­кают трудности в качественном проведении сбора (распыление внимания тренеров, снижение интенсивности тренировочного процесса и др.).

Учебно-тренировочный процесс;

Воспитательная работа;



Восстановительные мероприятия. Учебно-тренировочный процесс:

а) определить основную задачу сбора (с учетом подготовленности занимающихся, имеющегося количества тренировочного времени, мас-

штабов предстоящих соревнований и намечаемого результата, матери­альной базы и др. условий);

б) определить содержание учебно-тренировочного процесса по раз­делам подготовки (физической, технико-тактической, психологичес­кой, теоретической и др.);

в) определить средства, методы и формы тренировочных занятий;

г) установить цикличность сбора (составить план на микроциклы тренировок);

Вариативность и содержание микроциклов зависит от периода под­готовки, его продолжительности и основной направленности подго­товки по этапам. Например: в подготовительном периоде выделяются этапы общей, специальной и предсоревновательной подготовки. В каж­дом этапе на сборе и вне его могут чередоваться микроциклы следую­щей структуры: 5-1, 4-1, 3-1, 2-1, 3-1,2-1.

Как пример - микроцикл тренировочного сбора 5-1 на специаль­но-подготовительном этапе:

1-й день - одноразовая тренировка - 3 ч (совершенствование тех­нических приемов в звеньях) и развитие специальной выносливости.

2-й день - двухразовая тренировка - 5 ч (утро - СФП и индивиду­альное совершенствование технико-тактических действий; вечер - со­вершенствование групповых тактических действий в защите).

3-й день - то же, что и в первый день.

4-й день - двухразовая тренировка - 5 ч (утро - что и во 2-й день;

вечер - совершенствование групповых тактических действий в нападе­нии).

5-й день - одноразовая тренировка - 2,5 ч (игровая подготовка, прыжковая подготовка).

6-й день - отдых.

Основными документами по планированию и педагогическому кон­тролю на сборе являются:

1. Учебный план-график (месячный, недельный).

2. Поурочный план.

3. Индивидуальные планы.

4. Журнал тренера.

5. Дневник спортсмена.

6. Распорядок дня.

7. График дежурств.

8. Таблицы выполнения контрольных заданий.

В распорядке дня предусматривается время подъема, зарядки, завт­рака, проверки индивидуальных дневников спортсменов, проведения теоретических занятий, тренировок, обеда, отдыха, свободного време­ни, вечерней прогулки, отбоя.

Таблицы выполнения контрольных заданий составляются по видам подготовки, где против фамилии каждого волейболиста проставляются его показатели на тренировочных занятиях и в контрольных соревнованиях.

Воспитательная работа

Основной опорой тренера в проведении воспитательной работы яв­ляется тренерский совет, в который входят тренеры, капитан, ведущий игрок, врач. Тренерский совет ведет всю работу на сборе, связанную с организацией и проведением тренировочного процесса, формировани­ем состава, проведением культурных и воспитательных мероприятий и др. Составляется план воспитательной работы.

В плане предусматривается проведение собраний, выпуск информа­ционных материалов, проведение лекций, культурно-массовых мероп­риятий (например: турниров по шахматам, посещение театров, обсуж­дение политических событий, встречи с интересными людьми, посе­щение подшефных коллективов и др).

Задача тренера - создать все необходимые условия для тренерского совета, чтобы работа была полноценной, активной, с определенной самостоятельностью и проявлением инициативы.

Недельный план-график работы, распорядок дня, график дежурств, таблицы выполнения контрольных нормативов, план воспитательной работы вывешиваются на видном месте в расположении сбора.

Восстановительные мероприятия

Основным условием повышения тренированности и роста спортив­ных результатов является повышение объема и интенсивности трени­ровочных нагрузок и выполнение игр, способствующих восстановле­нию организма.

Педагогические (полноценная разминка, правильное чередова­ние нагрузок и отдыха, смена нагрузок и видов деятельности и др.);

Психологические (организация интересного отдыха, аутогенная тренировка, учет психологической совместимости и др.);

Медицинские (вибро- и гидромассаж, свето- и теплопроцедуры, правильное питание, фармакологические средства и др.).

Кроме того, наиболее простыми и доступными средствами восста­новления являются пассивный и активный отдых, массаж и паровая баня.

Финансирование сбора

На основании календаря соревнований на каждый финансовый год тренером команды составляется общая смета расходов по обеспечению команды. В смете отражаются следующие основные статьи расходов:

1. Количество сборов и их стоимость.

2. Стоимость командировок.

3. Стоимость аренды спортсооружений.

4. Организация соревнований (стоимость размещений, питания, оп­лата судей, аренда автобусов и др.).

5. Приобретение оборудования, инвентаря и спортивной формы, ме­дикаментов.

6. Почтово-телеграфные расходы, автотранспорт, награждение и др.

Подсчитывается общая сумма расходов, и данный документ утвер­ждается руководством клуба. Эта смета является руководящим доку­ментом по обеспечению команды.

Для проведения УТС (учебно-тренировочного сбора) на основании плана подготовки к соревнованиям и статей расхода общей сметы со­ставляется смета на сбор, где указываются место и время проведения УТС и количество участников.

Раскрываются следующие статьи расходов:

1. Питание участников и тренеров.

2. Размещение участников и тренеров.

3. Проезд (если в другом городе) участников и тренеров.

4. Суточные участникам и тренерам.

5. Аренда спортивного зала, базы.

6. Прочие расходы.

Если выезда нет, оплачиваются только питание, размещение, арен­да, средства восстановления. Смета утверждается руководством клуба. Вместе со сметой утверждаются план работы на сборе и списочный со­став команды. План состоит из следующих пунктов:

1. Цели и задачи сбора.

2. Комплектование команды.

3. Краткое содержание видов подготовки: физической, технической, тактической, психологической, воспитательной работы и контроля.

План подписывается тренером.

Одновременно со сметой и планом УТС готовятся распоряжение, приказ о проведении сбора.

Техника расчета с пунктом питания, гостиницей: на бланке обще­ства, клуба и пр. на имя директора ресторана, гостиницы пишется письмо следующего содержания:

Директору ресторана

Директору гостиницы

Спортивный клуб просит принять на питание и разместить в гостинице участников УТС по волейболу, мужскую команду в количестве __человек с __ по _______ 1998г. Питание из расчета _____ руб. в день на человека на

общую сумму _______ руб.

Оплату гарантируем по предъявлении Вами счета. Наш расчетный счет № _______ в Первомайском отделении госбанка г.Москвы.

Руководитель

Гл.бухгалтер

Данное письмо визируется руководителем ресторана, гостиницы и в бухгалтерии выписывается счет на перечисление суммы за прожива­ние, питание на счет ресторана, гостиницы (возможен расчет налич­ными деньгами). Это счет сдается в свою бухгалтерию для перечисления денег за услуги. После окончания сбора ответственный за питание от команды вместе с бухгалтером ресторана закрывают документы по пи­танию спортсменов.

По окончании проживания в гостинице выписывается квитанция о количестве проживавших в гостинице и указывается стоимость прожи­вания. Эта квитанция сдается в бухгалтерию клуба.

10 класс… Военные сборы не за горами. Многие школьники находятся в удивительном предвкушении того, что их ожидает на самых настоящих военных сборах! Для мальчиков это первый опыт настоящего мужчины, защитника своей Родины, для девочек - интересное времяпрепровождение, которое позволяет почувствовать стойкость характера. Хотя во многих школах девушек вообще не привлекают к такой деятельности, а жаль.

Военные сборы - это…

Прежде чем разобрать данную тему «по кусочкам», важно определиться с терминами и понятиями. Итак, военные сборы представляют собой ежедневные практические занятия, которые связаны со строевой, гражданской, физической подготовкой.

На самом деле термин «военный» был присвоен учителями и родителями. Ни в одном нормативном акте вы не найдёте упоминания о военных сборах школьников. В данной ситуации употребляется определение «учебные сборы».

Военные сборы учащихся 10 классов проводятся, как правило, на базах воинских частей. А там, где таковые отсутствуют, привлекаются военные институты, патриотические и молодёжные организации с оборонно-спортивным уклоном. На практических уроках школьники должны закрепить не только теоретические знания, но и получить навыки, касающиеся военной службы.

О девушках

Наступил 10 класс… Военные сборы предполагают наличие всех учеников этого возраста. Как показывает практика, к учебным занятиям привлекают как девушек, так и юношей, однако первые принимать в них участия не обязаны.

Стоит отметить, что раньше в школах действовал факультатив под названием но с приходом 90-х он был отменён. На смену пришел предмет не нуждается в расшифровке).

Организация сборов

Военные сборы после 10 класса организуются учителем ОБЖ. Да, НВП отменили, однако раздел, посвящённый данного рода подготовке, всё же присутствует во всех учебниках от 9 до 11 класса.

В 1998 году министерство образования включило в программу обучения раздел «Основы военной службы». По данной теме изучаются вопросы, касающиеся Вооружённых сил РФ, боевых традиций, военных символов и так далее.

Цель проведения занятий

Учебные военные сборы (10 класс) преследуют чётко поставленные цели, а именно:

  • Получение прочных теоретических знаний в области обороны.
  • Получение навыков поведения при гражданской обороне в следующих случаях: при объявлении чрезвычайного и военного положения, заражении природы, проникновении ядовитых веществ, оказании первой медицинской помощи.
  • Подготовка к несению военной службы.

Вышеназванные цели и преследуют военные сборы (10 класс). Программа их проведения отражена в Постановлении Правительства, которое обязательно для всех школ.

О занятиях

Военные сборы в школе (10 класс) проводятся на основании Постановления Правительства №1441 от 31.12.1999 года, а также прилагаемой к нему Инструкции. Вышеперечисленные нормативные акты полностью регулируют все вопросы, связанные с проведением ученических сборов. Более того, НПА утверждает необходимость проведения практических занятий с лицами женского пола. Закон говорит о раздельном обучении, а также углубленном изучении основ оказания медицинской помощи.

Сборы - это одно из важнейших которые никогда с подобным родом деятельности не сталкивались. Именно поэтому у многих возникает вполне закономерный вопрос: «Что делают на военных сборах?» 10 класс никогда не остаётся равнодушным к данному вопросу, поэтому практически всегда он звучит на классных часах.

В первый день ребятам рассказывают про быт и размещение служащих, показывают основные комнаты, спальное расположение, процесс несения службы, работу нарядов и многое другое. В процессе проживания ученики непосредственно знакомятся с организацией караула, охраной военного знамени, с работой внутренних служб, отделов и так далее.

Непосредственные практические занятия начинаются с изучения элементов строевой подготовки. Причём в ходе урока важно уделять внимание не только чётко поставленному шагу, но и знаниям понятий, определений, а также разучиванию команд.

На протяжении учений все ребята знакомятся с элементами огневой подготовки. Никто не говорит о том, что десятиклассникам могут доверить оружие - дорогие родители, можете не беспокоиться! Однако изучение техники безопасности, видов боеприпасов, запретов и команд также необходимо для парней, как для девочек - умение готовить.

3. Сборка АК и ПМ - 25 и 10 сек соответственно.

4. Надевание противогаза - 7 сек.

5. Надевание защитного боекомплекта - 4 мин. 4 сек.

Преподаватели дисциплин

Существуют специальные должности на время проведения учебных сборов. Так, первостепенным лицом является начальник учебных сборов. В обязательном порядке утверждается перечень его заместителей, а именно - по воспитательной работе, тыловому обеспечению, начальник штаба и медицинский работник. Важно учесть, что на вышеперечисленные должности назначаются военнослужащие, а в помощь избираются учителя-предметники. Например, учителя ОБЖ и физкультуры всегда находятся на своих рабочих местах.

Дополнительные лица

Помимо личного состава воинской части, а также школьных преподавателей, закон разрешает привлекать сотрудников, не связанных со службой. Так, самым частым гостем на учебных сборах является медицинский работник. Причём он привлекается не только для оказания медицинской помощи в случае получения травмы, но и для проведения теоретических занятий.

Всё же нельзя увлекаться и передавать большинство полномочий приглашённым лицам. Ведущая роль принадлежит военнослужащим, которые несут ответственность за надлежащую подготовку переменного состава.

Наступил 10 класс… Военные сборы теперь не так страшны, как кажутся! Судя по отзывам учеников, пять дней пролетают стремительно, многие хотят продолжить работу с офицерами!