Дебют «скаута» состоялся в 1933 году, когда фирма «Уайт мотор компании» изготовила прототип бронеавтомобиля-разведчика Т7 (по существу - легкого бронетранспортера) с использованием шасси 1,5-тонного коммерческого грузовика «Уайт-Индиана» (4x4). После испытаний было принято решение о выпуске небольшой партии новых машин, получивших обозначение М1 Scout Car. В 1934 году 76 единиц М1 поступили на вооружение 1-го и 13-го бронекавалерийских батальонов, дислоцировавшихся в Форт-Нокс (штат Кентукки). Бронетранспортер М1 оснащался карбюраторным 6-цилиндровым двигателем «Геркулес» L с рабочим объемом 4,6 л и мощностью 55,2 кВт (75 л.с.). Открытый сверху корпус машины имел 12,7-мм лобовую, 7,62-мм кормовую и 6,35-мм бортовую броню, обеспечивавшую защиту от пуль и мелких осколков снарядов. Вооружение разведчика было очень мощным: два 12,7-мм крупнокалиберных пулемета «Браунинг» М2 в передней части корпуса и два 7,62-мм «Браунинг» М1919А4 по бортам
Следующий модификацией «скаута», принятой как и предыдущая, в ограниченном количестве на вооружение армии США, стал М2. Прототип этой машины (Т9) в 1935 году разработала фирма «Корбитт энд компании» из Северной Каролины, попытавшаяся потеснить «Уайт». В качестве базы по-прежнему использовалось шасси коммерческого грузовика, но на нем устанавливался 8-цилиндровый двигатель «Лайкоминг нью Корбитт Эйт» мощностью 69 9 кВт (95 л.с.). Компоновка машины особых изменений не претерпела, а вот вооружение сократилось до двух пулеметов М1919А4, располагавшихся по бортам корпуса.
Главным отличием следующего варианта (М2А1) стал рельс-шина, охватывавший по периметру весь броневой кузов. На этом рельсе с помощью специальных подвижных захватов устанавливались и могли перемещаться пулеметы.
Еще одной версией М2 стал самоходный миномет Т5Е1. В кузове «скаута» в горизонтальном положении перевозился 4,2-дюймовый миномет. Для ведения стрельбы он с помощью специального складывающегося механизма ставился на грунт позади бронетранспортера.
В 1935 году к проектированию «скаутов» приступила и фирма «Мармон-Херрингтон» из Индианаполиса. Военным был представлен бронетранспортер-разведчик A7SCA, аналогичный по своим характеристикам М2. Эта машина оснащалась 8-цилиндровым двигателем «Форд» V8 мощностью 62 5 кВт (85 л.с.) и развивала скорость до 120 км/ч. Однако американскую армию она не заинтересовала. Чуть больше повезло «скауту» Т13 созданному на шасси коммерческого однотонного грузовика «Форд-Мармон-Херрингтон». 38 единиц в 1937 году заказала Национальная гвардия.
Пока две упомянутые фирмы соревновались между собой «Уайт» без лишнего шума занималась модернизацией М2А1. Бронетранспортер получил новый 5-литровый двигатель «Геркулес» JXD мощностью 80,9 кВт (110 л.с.). Подверглась изменениям и форма корпуса. В частности, броневой лист перед радиатором расположили под наклоном, что повысило его пулестойкость. В 1938 году эта машина была стандартизирована Военным департаментом США под обозначением М3, но производилась опять-таки в небольших количествах - за два года заводские цеха покинуло 64 экземпляра. Все они поступили на вооружение 13-го кавалерийского полка 7-й механизированной кавалерийской бригады. По опыту их эксплуатации командование приняло решение об оснащении всех кавалерийских частей машинами подобного типа. Фирма «Уайт» предложила для этой цели усовершенствованный бронетранспортер М3А1, созданный на базе двухосного шасси с обеими ведущими осями. Он-то и был запущен в крупномасштабное серийное производство.
На вооружение американской армии «скаут» поступил в 1940 г и использовался для разведки, связи и переброски войск по дорогам. В период с 1941 года до конца 1944 года фирма «Уайт мотор компании» изготовила 20918 разведывательных бронетранспортеров этого типа.
По сравнению со своим предшественником М3А1 имел уширенный и удлиненный в кормовой части открытый корпус, установленный на раме шасси и собиравшийся с помощью винтовых соединений из листов катаной броневой стали. Толщина лобовой брони достигала 12,7 мм бортовой и кормовой - 6,4 мм. В передней части корпуса по бортам имелись двери измененной конфигурации для посадки и высадки водителя и командира. Дверцу в его кормовой стенке ликвидировали. В передней части корпуса бронетранспортер оборудовался вращающимся буферным барабаном, который располагался перед радиаторной решеткой на двух кронштейнах с пружинами, предназначенными для предохранения рамы от жестких ударов при наезде на препятствия. Сзади корпуса на траверсе крепился буксирный крюк.
В передней части корпуса находилось силовое отделение, доступ в которое обеспечивали складные стенки бронекапота, поднимавшиеся вверх на шарнирных петлях. Средняя часть корпуса представляла собой отделение управления, в котором размещались все органы управления и приборы, а также сиденья командира и водителя. В отделении управления имелись две входные двери, расположенные по бортам. Верхняя часть каждой двери откидывалась на шарнирных петлях. Для наблюдения в боевой обстановке в верхней откидной части двери была предусмотрена смотровая щель, которая закрывалась броневой заслонкой. Смотровые щели имелись также в откидном переднем броневом листе отделения управления. При откидывании и стопорении его перед водителем оставалось ветрозащитное стекло. В задней части корпуса бронетранспортера располагались сиденья для десанта и ящики для боеприпасов. При необходимости над открытым корпусом бронетранспортера можно было установить тент.
Вооружение бронетранспортера состояло из 12,7-мм пулемета М2 «Браунинг» и 7,62-мм пулемета М1919А4, а также одного пистолета-пулемета «Томпсон» калибра 11,43 мм. Пулеметы «Браунинг» устанавливались на специальном рельсе с помощью подвижных станков М22, позволявших перемещать пулеметы вдоль всего периметра кузова, что обеспечивало круговой обстрел. Боекомплект состоял из 8000 патронов калибра 7.62 мм и 600-750 патронов калибра 12.7 мм. Коробки с пулеметными лентами укладывались в двух ящиках располагавшихся по бортам кузова. В центре кузова была предусмотрена стойка для ведения зенитной стрельбы. Вместо пулемета М1919А4 мог устанавливаться 7.62-мм пулемет «Браунинг» М1917А1 с водяным охлаждением. В СССР на станок М22 иногда крепили пулеметы «Максим».
В моторном отделении бронетранспортера М3А1 устанавливался 6-цилиндровый карбюраторный рядный двигатель жидкостного охлаждения с принудительной циркуляцией «Геркулес» JXD с рабочим объемом 5236 см3, развивавший мощность 80 9 кВт при 3000 об/мин, что позволяло машине с боевой массой 5,624 т двигаться по дорогам с твердым покрытием с максимальной скоростью 105 км/ч. Двигатель оборудовался карбюратором с падающим потоком. В качестве топлива использовался бензин с октановым числом не ниже 70. Система смазки двигателя - комбинированная.
Два бензобака емкостью по 57 л располагались под сиденьями водителя и командира машины. Расход бензина при движении по шоссе составлял 22-24 л на 100 км пути; таким образом, запас хода по топливу составлял 360 км.
Температурный режим двигателя регулировался с помощью жалюзи, установленного в передней стенке моторного отделения перед радиатором. В боевой обстановке жалюзи регулировались рычагом, который находился в отделении управления справа у ног командира машины. Шестилопастный вентилятор системы охлаждения двигателя приводился в действие посредством двух клиновидных ремней.
На бронетранспортере М3А1 устанавливался обогреватель, представлявший собой радиатор включенный в общую систему охлаждения. Проходящий через радиатор воздух засасывался из-под капота отдельным электровентилятором и нагнетался внутрь корпуса бронетранспортера. Включался обогреватель кнопкой расположенной на приборном щитке.
Электрооборудование бронетранспортера питалось от аккумуляторных батарей. Номинальное напряжение электрического тока в первичной цепи составляло 12 В. Все приборы и провода зажигания экранированы.
Крутящий момент от двигателя передавался на колеса при помощи трансмиссии, в состав которой входили: 4-скоростная механическая коробка передач с сухим однодисковым сцеплением, двухступенчатый демультипликатор, двойной конический дифференциал, гидравлические колодочные тормоза с вакуумным усилителем. Движение вперед осуществлялось на четырех передачах; назад - на одной. Механическая раздаточная коробка соединялась с демультипликатором имевшим две передачи прямую и замедленную. Главная передача переднего и заднего мостов одинарная, коническая. Передаточное отношение главной передачи 5,14:1.
В ходовой части М3А1 с колесной формулой 4x4 использовались колеса с шинами размером 8 25-20; величина давления воздуха в шинах передних колес достигала 2 8-3 2 кг/см2, задних колес - 4,6 кг/см3 .Требуемую плавность хода обеспечивала подвеска на полуэллиптических листовых рессорах с гидравлическими амортизаторами двухстороннего действия. Удельное давление на грунт передних колес не превышало 5,0 кг/см2, задних колес - 5,8 кг/см2. Радиус поворота бронетранспортера не превышал 8,7м.
Бронетранспортер оборудовался колодочными тормозами. Ножной тормоз с гидравлическим приводом и сервомеханизмом действовал на все четыре колеса. Центральный ручной тормоз имел механический привод.
Предпринимались попытки применения на М3А1 и другого типа двигателя. В частности, устанавливались дизели «Буда-Ланова» и «Геркулес» мощностью 59,6 кВт и 75,8 кВт (81 и 103 л.с.) соответственно. Дизельная версия получила обозначение М3А2. В иностранной литературе иногда отмечается, что эти машины были разработаны для СССР, куда «скауты» поставлялись по ленд-лизу. Однако это не так. Еще в 1939 году военное ведомство США взяло курс на дизелизацию армии, от которого впрочем скоро отказалось. Именно тогда и были изготовлены 100 бронетранспортеров М3А2, которые эксплуатировались в частях американской армии до весны 1942 года, после чего их списали.
С 1941 года «скауты» стали стандартным вооружением разведывательных батальонов и бронекавалерийских эскадронов танковых, а затем и пехотных дивизий армии США. Кроме того их использовали в качестве тягачей 37-мм противотанковых орудий, санитарных и штабных машин.
В санитарном «скауте» можно было перевозить двух раненых на носилках и трех сидячих раненых.
«Скауты» поставлялись почти всем союзникам США по антигитлеровской коалиции. Они состояли на вооружении английской канадской и австралийской армии, войск Свободной Франции, польских вооруженных сил на Западе, бельгийских и чехословацких частей. В Советский Союз по ленд-лизу были доставлены 3340 бронетранспортеров М3А1. «Скауты» стали самыми массовыми и наиболее популярными бронетранспортерами Красной Армии. Использовались они так же как и в войсках союзников, главным образом в качестве разведывательных и штабных. На вооружении Советской Армии М3А1 состояли до 1947 года и послужили непосредственным прототипом при разработке легкого бронетранспортера БТР-40.
В США «скауты» сняли с вооружения в октябре 1947 года, после чего начались их поставки за рубеж, прежде всего в Латинскую Америку. Значительное количество М3А1 после войны поступило во Францию, которая активно применяла их в ходе боевых действий в Индокитае и Алжире. Часть машин при этом была переоборудована в бронедрезины и использовалась для охраны железных дорог. Впоследствии французы передали «скауты» Южному Вьетнаму, Камбодже, Лаосу и ряду африканских стран.
В 1947-1948 годах во время войны за независимость в Израиле несколько приобретенных в Европе бронетранспортеров М3А1 были переделаны в бронеавтомобили. В мастерских Иерусалима их корпуса полностью закрыли сверху бронелистами и смонтировали вращающуюся башенку с немецким пулеметом MG-34. Второй такой же пулемет устанавливался в лобовом листе корпуса справа от водителя.
В армиях многих стран эти боевые машины эксплуатировались до конца 70-х годов прошлого века, а по данным за 1996 год 35 «скаутов» все еще состояли на вооружении армии Доминиканской Республики.
The White M3 Scout Car
The White company has entered history for having literally put the US Army on wheels during WWII. It shared this wartime industrial task with Willys-Overland and its iconic . But while the latter was a true 4×4 car, the White vehicles were more classically-built, light armored trucks. If the M3 Scout Car, first conceived in 1937, shared a strong resemblance with the , it is no accident. Both were designed by the same bureau. All began in 1936, with a specification issued by the US Army Ordnance for a fast, light armored scout vehicle capable of towing the standard 37 mm (1.46 in) gun of the time.
The White Motor Company from Cleveland, which had good experience with trucks chassis, chose one of the sturdiest models it had as a basis, in order to have as much commonality with already existing vehicles as possible. They mounted larger wheels, which were more suitable for average to bad terrain. In consequence, the first T7 prototype was a compromise, with many civilian features. However, its cost was low, and due to well-proven technical parts, reliability was assured. After successful trials in front of the army, the military standard model was issued under the denomination of M3 Scout Car in 1938. Production began soon after.
Design and construction
Being based on a commercial truck chassis, the hull could sustain some armored weight. This consisted of face-hardened plates, ranging from 6.4 to 13 mm (0.25-0.51 in) on the later M3A1. This was deemed to be enough, as it could deflect infantry fire. Speed was also seen as active protection. Protection was well distributed around the hull. The radiator was shielded by opening armored shutters and the windshield was made of shatterproof glass. The latter could be covered by a 0.5 inch (12.7 mm) armored plate, which could be swung in place, with two vision slots. The hood could be opened from both sides, and the
The hood could be opened from both sides, and the frontwheels were covered by heavy sheet metal fenders, equipped with standard military taillights coupled with blackout lights. An ax, shovel and pick were mounted under the doors, themselves equipped with folded protective panels pierced with vision slots. The rear open-top compartment received 6 bucket seats. The forward compartment was also open-topped. A tarpaulin cover was provided in order to protect the men from bad weather.
The leaf-spring suspension and the four-speed manual constant-mesh transmission with one reverse speed and no disengagement were some of the features taken from White’s civilian truck. However, the vacuum-assisted brakes were new. The generous, three meter (9.84 ft) wheelbase was completed by a 1.67 m (5.48 ft) tread. The wheels were 220 mm wide, with military 12ply non-directional tires. The engine was also a standard White Hercule JXD 320 cu in L-Head, water-cooled inline six-cylinder, capable of delivering 82 kW (110), with a 6:5:1 compression ratio, and fed by a Zenith model 29 carburetor. The power-to-weight ratio was 19.4 bhp per ton. Fuel capacity was 110 l (30 US gallons), with the fuel tank under the driver seat. Road speed and endurance were good, but off-road capabilities soon revealed to be average at best. So, during its entire career, M3s were usually kept on roads. Only 64 units of the original M3 were produced, and all were given to the 7th Cavalry Brigade.
The engine was also a standard White Hercule JXD 320 cu in L-Head, water-cooled inline six-cylinder, capable of delivering 82 kW (110), with a 6:5:1 compression ratio, and fed by a Zenith model 29 carburetor. The power-to-weight ratio was 19.4 bhp per ton. Fuel capacity was 110 l (30 US gallons), with the fuel tank under the driver’s seat. Road speed and endurance were good, but off-road capabilities soon revealed to be average at best. So, during its entire career, M3s were usually kept on roads. Only 64 units of the original M3 were produced, and all were given to the 7th Cavalry Brigade.
The M3A1
In 1940 came the much improved M3A1 main production variant. Several modifications were implemented. The hull was lengthened, and to prevent bogging down, an unditching roller was mounted in front of the bumper, which remained a trademark on all the White military vehicles afterward. As armament was also a concern, three machine guns were mounted on skate rails , one forward central heavy M2 50 cal (12.7 mm) and two 30 cals (7.62 mm) at the rear. They could all be fitted on tripods. A radio was fitted, either a SCR506, 508, or 510, with an antenna base at the center of the rear section. Production started in June 1939 and lasted until early 1944. Total figures differ, ranging from 20,856 to 20,918.
The M3A1 became the main road scout in the US Army, serving actively in the Philippines and North Africa. Many were delivered to the Allies, especially the Free French and Russians. However, by 1943 they were seen as obsolete. Critics pointed out the open top compartment, light armor not immune to machine-gun fire, and old-fashion rigid suspension which never allowed them to be fully all-terrain vehicles. Normal duties were rear area road patrols, convoy escort, screening, and, sometimes, advanced scouting parties. All served in various cavalry units throughout the war, but in mid-1942, many were relegated to supply and ambulance work, MP and rear echelon vehicles. By 1943, they had all been replaced by and M20 Utility Cars. However, some limited numbers saw action in Normandy and on some Pacific islands, but only for secondary duties.
The British made good use of the M3, but quickly learned its weaknesses. Polish, Belgian, Czechoslovakian and Free French forces also used it until 1945.
Video: M3 walkaround
Allied versions and variants
The M3A1E1 was fitted with a new local Buda-Lanova 78 bhp diesel engine, which allowed some increase in operational range. With some minor modification compared to the M3A1, the total production of this version reached 3340 (3034?). All of them were sent and modified in Russia, serving as reconnaissance cars and towing tractors for the ZIS 76 mm (3 in) field artillery. They soldiered well until 1947, and inspired later Soviet designs like the . Other versions included the M3A1E2, which had an armored roof, and the M3A1 command car, widely used in North Africa and by the Allies, with improved side armor. One of these was the personal command car of general Patton during this period, equipped with a loud speaker and hooter. The British made good use of the M3, but quickly learned its weaknesses. Polish, Belgian, Czechoslovakian and Free French forces also used it until 1945. The M3A1E3 was a unique prototype equipped with the 37 mm (1.46 in) AT gun, but never reached production.
Other versions included the M3A1E2, which had an armored roof, and the M3A1 command car, widely used in North Africa and by the Allies, with improved side armor. The M3A1E3 was a unique prototype equipped with the 37 mm (1.46 in) AT gun, but never reached production.
After the war, US Army M3A1s were sent abroad in large quantities, mostly to South America, but also to many African and Asian post-colonial republics. The French deployed them during the Indochina and Algeria war, the last being retired well into the late sixties. They also served in the 1948 Arab-Israeli War. The last still in service by 1990 were found in the Dominican Republic regular forces in 1990, a testimony to their sturdiness and simplicity, despite a conception sixty years old.
Links
White Scout Car M3A1 specifications |
|
Dimensions | 5.6 x 2 x 2 m 18.37×6.56×6.56 ft |
Total weight, battle ready | 4 tons |
Crew | 1+7 |
Propulsion | Hercules JXD 6cyl gasoline 5200cc, 110 hp – Zenith carburetor |
Speed | 55 mph (89 km/h) road 36 mph (50 km/h) off-road |
Range | 400 km at cruise speed |
Armament | M2 50 cal.(12.7 mm) machine-gun 2xCal.30 M1919A4 machine-guns |
Armor | From 6 to 13 mm (0.25-0.51 in) |
A White M3A1 operating in Tunisia, November 1942, with an early combination of mounts, a central pod heavy 50 cal (12.7 mm) machine-gun, and two rear water-cooled Browning Model 1917A1s.
A British VIIIth Army M3A1 Scout Car in May 1942. These were widely used for a variety of missions, with some success, due to their great range, sturdiness and reliability even in these adverse conditions.
US Army M3, one of the few which were built in 1938. They had no unditching roller and a slightly smaller hull. They all belonged to the US 7th Cavalry Regiment “Garryowen”, used for scouting and screening missions throughout 1943-44 in the Pacific theater.
British Army M3A1 in Europe, June 1944. This unit served as a paratrooper transport and recovery vehicle.
Soviet M3A1E1 on the northern sector, March 1943. The White company provided more than 3000 of these modified versions through Lend-Lease, to be fitted with Buda-Danova diesels on site.
Gallery
For Hosting
Categories
|
Дебют «скаута» состоялся в 1933 году, когда фирма «Уайт мотор компании» изготовила прототип бронеавтомобиля-разведчика Т7 (по существу - легкого бронетранспортера) с использованием шасси 1,5-тонного коммерческого грузовика «Уайт-Индиана» (4x4). После испытаний было принято решение о выпуске небольшой партии новых машин, получивших обозначение М1 Scout Саг. В 1934 году 76 единиц M1 поступили на вооружение 1-го и 13-го бронекавалерийских батальонов, дислоцировавшихся в Форт-Нокс (штат Кентукки). Бронетранспортер М1 оснащался карбюраторным 6-цилиндровым двигателем «Геркулес» L с рабочим объемом 4,6 л и мощностью 55,2 кВт (75 л. с.). Открытый сверху корпус машины имел 12,7-мм лобовую, 7,62-мм кормовую и 6,35-мм бортовую броню, обеспечивавшую защиту от пуль и мелких осколков снарядов. Вооружение разведчика было очень мощным: два 12,7-мм крупнокалиберных пулемета «Браунинг» М2 в передней части корпуса и два 7,62-мм «Браунинг» М1919А4 по бортам.
Следующий модификацией «скаута» принятой, как и предыдущая, в ограниченном количестве на вооружение армии США, стал М2. Прототип этой машины (Т9) в 1935 году разработала фирма «Корбитт энд компании» из Северной Каролины, попытавшаяся потеснить «Уайт». В качестве базы по-прежнему использовалось шасси коммерческого грузовика но на нем устанавливался 8-ципиндровый двигатель «Лайко-мингнью Корбитт Эйт» мощностью 69,9 кВт (95 л. с.). Компоновка машины особых изменений не претерпела, а вот вооружение сократилось до двух пулеметов М1919А4. располагавшихся по бортам корпуса.
Главным отличием следующего варианта (М2А1) стал рельс-шина, охватывавший по периметру весь броневой кузов. На этом рельсе с помощью специальных подвижных захватов устанавливались и могли перемещаться пулеметы.
Еще одной версией М2 стал самоходный миномет Т5Е1. В кузове «скаута» в горизонтальном положении перевозился 4,2-дюймовый миномет. Для ведения стрельбы он с помощью специального складывающегося механизма ставился на грунт позади бронетранспортера.
В 1935 году к проектированию «скаутов» приступила и фирма «Мармон-Херрингтон» из Индианаполиса. Военным был представлен бронетранспортер-разведчик A7SCA, аналогичный по своим характеристикам М2. Эта машина оснащалась 8-цилиндровым двигателем «Форд» V8 мощностью 62,5 кВт (85 л. с.) и развивала скорость до 120 км/ч. Однако американскую армию она не заинтересовала. Чуть больше повезло «скауту» ИЗ, созданному на шасси коммерческого однотонного грузовика «Форд-Мармон-Херрингтон»: 38 единиц в 1937 году заказала Национальная гвардия.
Пока две упомянутые фирмы соревновались между собой, «Уайт» без лишнего шума занималась модернизацией М2А1. Бронетранспортер получил новый 5-литровый двигатель «Геркулес» JXD мощностью 80,9 кВт (110 л. с.). Подверглась изменениям и форма корпуса. В частности, броневой лист перед радиатором расположили под наклоном, что повысило его пулестойкость. В 1938 году эта машина была стандартизирована. Военным департаментом США под обозначением МЗ, но производилась опять-таки в небольших количествах - за два года заводские цеха покинуло 64 экземпляра. Все они поступили на вооружение 13-го кавалерийского полка 7-й механизированной кавалерийской бригады. По опыту их эксплуатации командование приняло решение об оснащении всех кавалерийских частей машинами подобного типа. Фирма «Уайт» предложила для этой цели усовершенствованный бронетранспортер МЗА1, созданный на базе двухосного шасси с обеими ведущими осями. Он-то и был запущен в крупномасштабное серийное производство.
На вооружение американской армии «скаут» поступил в 1940 г. и использовался для разведки, связи и переброски войск по дорогам. В период с 1941 года до конца 1944 года фирма «Уайт мотор компании» изготовила 20918 разведывательных бронетранспортеров этого типа.
По сравнению со своим предшественником МЗА1 имел уширенный и удлиненный в кормовой части открытый корпус, установленный на раме шасси и собиравшийся с помощью винтовых соединений из листов катаной броневой стали. Толщина лобовой брони достигала 12,7 мм, бортовой и кормовой - 6,4 мм. В передней части корпуса по бортам имелись двери измененной конфигурации для посадки и высадки водителя и командира. Дверцу в его кормовой стенке ликвидировали. В передней части корпуса бронетранспортер оборудовался вращающимся буферным барабаном, который располагался перед радиаторной решеткой на двух кронштейнах с пружинами, предназначенными для предохранения рамы от жестких ударов при наезде на препятствия. Сзади корпуса на траверсе крепился буксирный крюк.
В передней части корпуса находилось силовое отделение, доступ в которое обеспечивали складные стенки бронекапота, поднимавшиеся вверх на шарнирных петлях. Средняя часть корпуса представляла собой отделение управления, в котором размещались все органы управления и приборы, а также сиденья командира и водителя. В отделении управления имелись две входные двери, расположенные по бортам Верхняя часть каждой двери откидывалась на шарнирных петлях. Для наблюдения в боевой обстановке в верхней откидной части двери была предусмотрена смотровая щель, которая закрывалась броневой заслонкой. Смотровые щели имелись также в откидном переднем броневом листе отделения управления. При откидывании и стопорении его перед водителем оставалось ветрозащитное стекло. В задней части корпуса бронетранспортера располагались сиденья для десанта и ящики для боеприпасов. При необходимости над открытым корпусом бронетранспортера можно было установить тент.
Вооружение бронетранспортера состояло из 12,7-мм пулемета М2 «Браунинг» и 7,62-мм пулемета М1919А4, а также одного пистолета-пулемета «Томпсон» калибра 11,43 мм. Пулеметы «Браунинг» устанавливались на специальном рельсе с помощью подвижных станков М22, позволявших перемещать пулеметы вдоль всего периметра кузова, что обеспечивало круговой обстрел. Боекомплект состоял из 8000 патронов калибра 7,62 мм и 600-750 патронов калибра 12,7 мм. Коробки с пулеметными лентами укладывались в двух ящиках, располагавшихся по бортам кузова. В центре кузова была предусмотрена стоика для ведения зенитной стрельбы. Вместо пулемета М1919А4 мог устанавливаться 7,62-мм пулемет «Браунинг» М1917А1 с водяным охлаждением. В СССР на станок М22 иногда крепили пулеметы «Максим».
В моторном отделении бронетранспортера МЗА1 устанавливался 6-цилиндровый карбюраторный рядный двигатель жидкостного охлаждения с принудительной циркуляцией «Геркулес» JXD с рабочим объемом 5236 см3 , развивавший мощность 80,9 кВт при 3000 об/мин, что позволяло машине с боевой массой 5,624 т двигаться по дорогам с твердым покрытием с максимальной скоростью 105 км/ч. Двигатель оборудовался карбюратором с падающим потоком. В качестве топлива использовался бензин с октановым числом не ниже 70. Система смазки двигателя - комбинированная.
Два бензобака емкостью по 57 л. располагались под сиденьями водителя и командира машины. Расход бензина при движении по шоссе, составлял 22-24 л. на 100 км пути, таким образом, запас хода по топливу составлял 360 км.
Температурный режим двигателя регулировался с помощью жалюзи, установленного в передней стенке моторного отделения перед радиатором. В боевой обстановке жалюзи регулировались рычагом, который находился в отделении управления справа у ног командира машины. Шестилопастный вентилятор системы охлаждения двигателя приводился в действие посредством двух клиновидных ремней.
На бронетранспортере МЗА1 устанавливался обогреватель, представлявший собой радиатор, включенный в общую систему охлаждения. Проходящий через радиатор воздух засасывался из-под капота отдельным электро вентилятором и нагнетался внутрь корпуса бронетранспортера. Включался обогреватель кнопкой, расположенной на приборном щитке.
Электрооборудование бронетранспортера питалось от аккумуляторных батарей. Номинальное напряжение электрического тока в первичной цепи составляло 12 в. Все приборы и провода зажигания экранированы.
Разведывательный бронетранспортер МЗ производства фирмы «Уайт мотор компании» |
Крутящий момент от двигателя передавался на колеса при помощи трансмиссии, в состав которой входили: 4-скоростная механическая коробка передач с сухим однодисковым сцеплением, двухступенчатый демультипликатор, двойной конический дифференциал, гидравлические колодочные тормоза с вакуумным усилителем. Движение вперед осуществлялось на четырех передачах, назад - на одной. Механическая раздаточная коробка соединялась с демультипликатором, имевшим две передачи; прямую и замедленную. Главная передача переднего и заднего мостов одинарная, коническая. Передаточное отношение главной передачи 5,14:1.
В ходовой части МЗА1 с колесной формулой 4x4 использовались колеса с шинами размером 8,25-20, величина давления воздуха в шинах передних колес достигала 2,8-3,2 кг/см3, задних колес - 4,6 кг/см3. Требуемую плавность хода обеспечивала подвеска на полуэллиптических листовых рессорах с гидравлическими амортизаторами двухстороннего действия. Удельное давление на фунт передних колес не превышало 5,0 кг/см3, задних колес - 5,8 кг/см3. Радиус поворота бронетранспортера не превышал 8,7 м.
Бронетранспортер оборудовался колодочными тормозами. Ножной тормоз с гидравлическим приводом и сервомеханизмом действовал на все четыре колеса. Центральный ручной тормоз имел механическии привод.
Предпринимались попытки применения на МЗА 1 и другого типа двигателя. В частности, устанавливались дизели «Буда-Ланоеа» и «Геркулес» мощностью 59,6 кВт и 75,8 кВт (81 и 103 л. с.) соответственно. Дизельная версия получила обозначение МЗА2. В иностранной литературе иногда отмечается что эти машины были разработаны для СССР куда «скауты» поставлялись по ленд-лизу. Однако это не так. Еще в 1939 году военное ведомство США взяло курс на идеализацию армии, от которого, впрочем, скоро отказалось. Именно тогда и были изготовлены 100 бронетранспортеров МЗА2, которые эксплуатировались в частях американской армии до весны 1942 года, после чего их списали.
С 1941 года «скауты» стали стандартным вооружением разведывательных батальонов и бронекавалерийских эскадронов танковых, а затем и пехотных дивизий армии США. Кроме того, их использовали в качестве тягачей 37-мм противотанковых орудии, санитарных и штабных машин.
В санитарном «скауте» можно было перевозить двух раненых на носилках и трех сидячих раненых.
«Скауты» поставлялись почти всем союзникам США по антигитлеровской коалиции. Они состояли на вооружении английской, канадской и австралийской армий, войск Свободной Франции, польских вооруженных сил на Западе, бельгийских и чехословацких частей. В Советский Союз по ленд-лизу были доставлены 3340 бронетранспортеров МЗА1. «Скауты» стали самыми массовыми и наиболее популярными бронетранспортерами Красной Армии. Использовались они так же, как и в войсках союзников, главным образом, в качестве разведывательных и штабных. На вооружении Советской Армии МЗА1 состояли до 1947 года и послужили непосредственным прототипом при разработке легкого бронетранспортера БТР-40.
В США «скауты» сняли с вооружения в октябре 1947 года, после чего начались их поставки за рубеж, прежде всего, в Латинскую Америку. Значительное количество МЗА1 после войны поступило во Францию, которая активно применяла их в ходе боевых действий в Индокитае и Алжире. Часть машин при этом была переоборудована в бронедрезины и использовалась для охраны железных дорог. Впоследствии французы передали «скауты» Южному Вьетнаму, Камбодже, Лаосу и ряду африканских стран.
В 1947-1948 годах во время войны за независимость в Израиле несколько приобретенных в Европе бронетранспортеров МЗА1 были переделаны в бронеавтомобили. В мастерских Иерусалима их корпуса полностью закрыли сверху бронелистами и смонтировали вращающуюся башенку с немецким пулеметом MG 34. Второй такой же пулемет устанавливался в лобовом листе корпуса справа от водителя.
В армиях многих стран эти боевые машины эксплуатировались до конца 70-х годов прошлого века, а по данным за 1996 год 35 «скаутов» все еще состояли на вооружении армии Доминиканской Республики.
|
Разведывательная машина M3 (англ. Scout Car M3)
Бронетранспортер разработан в 1939 г. на базе стандартного грузового автомобиля и предназначался для перевозки пехоты на поле боя, ведения разведки и боевого охранения, а также для буксировки артиллерийских систем, транспортирования боеприпасов и других грузов. Он имел полностью бронированный открытый сверху корпус, в передней части которого находился двигатель, а за ним размещались отделение управления и отделение десанта.
Бронетранспортер , как правило, вооружался 12,7-мм пулеметом, установленным над отделением управления, а также 2-3-мя 7,62-мм пулеметами, установленными на бортах. Для обеспечения самовытаскивания часть машин снабжалась лебедкой, монтируемой перед двигателем. Для повышения надежности ходовой части использовались колеса с усиленными многослойными шинами с противопульным наполнителем. "Скаут Кар" имели очень высокую скорость по дороге (до 90 км/ч), но ограниченную подвижность на пересеченной местности и не могли обеспечить должную мобильность моторизованной пехоте. По этой причине они не получили широкого применения в армии США, но в больших количествах поставлялись армиям Англии и Канады. Всего было изготовлено около 21 тыс. таких машин.
В период между двумя мировыми войнами во всех странах, располагавших бронетанковыми силами, ведение разведки в интересах этих сил возлагалось на легкие бронеавтомобили . Однако реальное выполнение этой задачи было не простым делом. Экипаж бронеавтомобиля состоял из 2 - 3 человек, у каждого из которых имелись свои функциональные обязанности внутри машины, поэтому вести разведку в отрыве от броневика было практически невозможно. Последнее обстоятельство делало успех всего предприятия близким к нулю.
К пониманию того, что броневая машина должна быть лишь средством доставки и эвакуации разведгруппы и при этом иметь возможность в случае надобности прикрыть ее огнем, первыми пришли американцы. Военный департамент США предъявлял к такой машине весьма жесткие, по меркам начала 1930-х годов, требования, включавшие в себя, помимо прочего, и привод на все колеса. В документации бронеавтомобиль именовался Scout Car (автомобиль-разведчик), а в обиходе, и тогда, и впоследствии, его называли просто «скаут», часто опуская официальный буквенно-цифровой индекс армии Соединенных Штатов.
Дебют «скаута» состоялся в 1933 году, когда фирма White Моtor Соmpany изготовила прототип бронеавтомобиля-разведчика Т7 (по существу - легкого бронетранспортера) с использованием шасси 1,5-тонного коммерческого грузовика White indiana 4x4. После испытаний было принято решение о выпуске небольшой партии новых машин, получивших обозначение Scout Car в 1934 году, 76 единиц М1 поступили на вооружение 1-го и 13-го бронекавалерийских батальонов, дислоцировавшихся в Форт-Ноксе (штат Кентукки). М1 оснащалась карбюраторным 6-цилиндровым двигателем Hercules I. рабочим объемом 4,6 л и мощностью 75 л.с. Открытый сверху корпус машины имел 12,7-мм лобовую, 7,62-мм кормовую и 6,35-мм бортовую броню, обеспечивавшую защиту от пуль и мелких осколков снарядов. Вооружение разведчика было очень мощным: два 12,7-мм крупнокалиберных пулемета Brawning М2 в передней части корпуса и два 7,62-мм Brawning М1919А4 по его бортам.
Следующей модификацией «скаута», принятой, как и предыдущая, в ограниченном количестве на вооружение армии США, стал М2. Прототип этой машины Т9 в 1935 году разработала фирма Соrbitt & Со, попытавшаяся потеснить White. В качестве базы по-прежнему использовалось шасси коммерческого грузовика, но на нем устанавливался 8-цилиндровый двигатель Lycoming New Corbitt Eight мощностью 95 л.с. Компоновка машины особых изменений не претерпела, а вот вооружение сократилось до двух пулеметов M1919A4 расположенных по бортам. Главным отличием варианта М2А1 стал рельс-шина, охватывавший по периметру весь броневой кузов. На этом рельсе с помощью специальных подвижных захватов устанавливались и могли перемещаться пулеметы.
Еще одной версией «скаута» М2 стал самоходный миномет Т5Е1. В кузове машины в горизонтальном положении перевозился 4,2-дюймовый миномет. Для ведения стрельбы последний с помощью специального складывающегося механизма ставился на грунт позади бронетранспортера.
В 1935 году к проектированию «скаутов» приступила и фирма Маrmon Herrington из Индиана полиса. На суд военных был представлен бронетранспортер-разведчик А75SСА, аналогичный по своим характеристикам М2. Он оснащался 8-цилиндровым двигателем Ford V8 мощностью 85 л.с. и развивал скорость до 120 км/ч, однако американскую армию не заинтересовал. Чуть больше повезло другой машине - Т13, созданной на шасси коммерческого 1-т грузовика Ford-Marmon-Herrington: 38 единиц в 1937 году заказала Национальная гвардия.
Пока эти две фирмы соревновались между собой, White продолжала заниматься модернизацией М2А1. Бронетранспортер получил новый 5-литровый двигатель Hercules JXD мощностью 110 л.с. Подверглась изменениям и форма корпуса. В частности, броневой лист перед радиатором расположили под наклоном, что повысило его пулестойкость. В 1938 году эта машина была стандартизирована Военным департаментом США под обозначением МЗ, но производилась опять-таки в небольших количествах - за два года заводские цехи покинуло всего 64 единицы. Все они поступили на вооружение 13-го кавалерийского полка 7-й механизированной кавбригады. Исходя из положительного опыта их эксплуатации, командование армии США приняло решение об оснащении всех кавалерийских частей машинами подобного типа. Вскоре фирма White предложила военным усовершенствованный вариант этого бронетранспортера - МЗА1. Его и запустили в большую серию.
По сравнению с М3, новая машина имела удлиненный в кормовой части корпус. Ширина кузова была увеличена, она превышала наружный габарит задних колес. Изменились конфигурация бортовых дверей и конструкция лобового листа кузова, дверцу в его кормовой стенке ликвидировали. В передней части корпуса, а точнее - перед нею, появился буферный вращающийся барабан, ставший характерной деталью американских бронетранспортеров периода Второй мировой войны.
Как и на М3, на М3А1 устанавливался карбюраторный 110-сильный двигатель Нercules JXD, который позволял боевой машине массой 5,624 т разгоняться на шоссе до максимальной скорости 88 км/ч. Запас хода по топливу (два бака по 57 л каждый под сиденьями водителя и командира) составлял 360 км.
Предпринимались попытки применения на М3А1 и другого типа двигателя: в частности, установка дизелей Вuda-Lanova и Неrcules мощностью 81 и 103 л.с. соответственно. Дизельная версия получила обозначение М3А2. Толщина брони корпуса М3А1 колебалась от 12,7-мм (лобовой лист кузова) до 6,35-мм (все остальные листы).
Два пулемета - 12,7-мм М2 и 7,62-мм М1919А4 -устанавливались на специальном рельсе с помощью подвижных станков М22, позволявших перемещать пулеметы по всему периметру кузова. Боекомплект состоял из 8000 патронов калибра 7,62-мм и 600 - 750 12,7-мм патронов. Коробки с пулеметными лентами укладывались в двух ящиках, располагавшихся по бортам кузова. Вместо пулемета М1919А4 мог устанавливаться 7,62-мм пулемет Вrawning М1917А1 с водяным охлаждением. В СССР на станок М22 иногда крепили пулемет «максим». В 1941 году заводские цехи фирмы White покинули первые М3А1, а до конца 1944 года, когда их производство прекратили, было выпущено 20 918 единиц.
С 1942 года «скауты» стали стандартным вооружением бронекавалерийских эскадронов танковых, а затем и пехотных дивизий армии США. С марта 1943 года в каждом бронекавалерийском взводе имелось 13 бронетранспортеров: три в группе командования (эти машины являлись одновременно тягачами 37-мм противотанковых пушек), один в разведывательной группе и девять «скаутов» в трех разведывательных секциях. Кроме того, их использовали в качестве санитарных и штабных машин. В санитарном «скауте» перевозили двух лежачих и трех сидячих раненых.
«Скауты» поставлялись почти всем союзникам США по антигитлеровской коалиции. Они состояли на вооружении войск «Свободной Франции», польских вооруженных сил на Западе, бельгийских и чехословацких частей. Что касается Британского Содружества Наций, первыми М3А1 получили канадские и австралийские части; английская же армия приняла их только в мае 1941 года. Использовались М3А1 в штабных подразделениях полков и бригад. Вскоре их стали применять в качестве санитарных и машин артиллерийских наблюдателей. В танковых и бронеавтомобильных частях «скауты» довольно долго несли службу как командирские и машины связи, оснащенные мощной радиостанцией. Однако вскоре каждый эскадрон в полках бронеавтомобилей получил по взводу стрелков и по четыре «скаута» для их перевозки.
И, наконец, начиная со второй половины 1944 года, большое количество М3А1 эксплуатировалось в мотопехотных батальонах британской армии. В СССР поступило (поставки начались в 1942 году) 3034 М3А1, которые в советских документах тех лет именовались как бронетранспортеры, бронемашины или полубронемашины . Подготовку экипажей для них возложили на 20-й танковый полк, дислоцировавшийся в Урюпинске, а затем в Рязани, переведя его с 1 марта 1942 года на штат учебного танкового полка. Командные и технические кадры для подразделений, оснащенных «скаутами», готовили в 3-м Саратовском училище бронемашин и бронетранспортеров.
«Скауты» стали самыми массовыми и наиболее популярными бронетранспортерами в Красной Армии. Использовались они так же, как и в войсках союзников, главным образом, в качестве разведывательных и штабных машин. Разведрота танковой или механизированной бригады имела 3-4 М3А1, разведбатальон корпуса - 6-8, а мотоциклетный полк армии - 13-16. Пожалуй, единственным их недостатком, упоминаемым в отчетах по боевому применению, можно назвать ненадежное буксирное устройство (в разведподразделениях «скауты» служили тягачами батареи 76-мм пушек ЗИС-3), а также снижение динамических характеристик при буксировке артсистем.
В качестве примера, иллюстрирующего боевую работу разведподразделений Красной Армии, можно привести описание действий 28-й гвардейской механизированной бригады 8-го гвардейского танкового корпуса при освобождении Польши в августе 1944 года. Южнее поселка Ленина в балке противник устроил засаду. Втянувшись в балку, колонна автомашин управления 28 гвардейской механизированной бригады была неожиданно обстреляна с левого фланга и фронтально с заводских зданий поселка. Выдвинувшиеся влево два отделения разведчиков под командованием лейтенанта Алексейчука приковали к себе внимание засады противника. Тем временем четыре бронетранспортера М3А1 отдельной разведроты под командованием заместителя начальника штаба бригады по разведке гвардии майора Тифонова открыли шквальный автоматно-пулеметный огонь по противнику. В результате 30 гитлеровцев, видя безнадежное положение, побросали оружие и сдались в плен, остальная часть, находившаяся в балке (до 60 солдат и офицеров), была уничтожена.
Только отдельные гитлеровцы численностью до 30 человек, засевшие в здании, продолжали вести сильный автоматный и пулеметный огонь, простреливая дорогу по которой должна была двигаться колонна автомашин. Высланные вперед два бронетранспортера М3А1 под командованием старшего сержанта Старостина и сержанта Либермана подошли вплотную к зданию завода и открыли ураганный огонь по окнам, заставив врага прекратить сопротивление. Подоспевшие две противотанковые пушки 2-го мотострелкового батальона завершили разгром засады противника.
На вооружении Советской Армии М3А1 состояли минимум до 1947 года. Без всякого сомнения, эта машина послужила непосредственным прототипом при создании советского легкого бронетранспортера БТР-40.
В США «скауты» сняли с вооружения в октябре 1947 года, после чего началась их поставка за рубеж, главным образом, в Латинскую Америку. Значительное количество М3А1 после войны поступило во Францию, которая активно применяла их в ходе боевых действий в Индокитае и Алжире. Часть машин при этом была переоборудована в бронедрезины и использовалась для охраны железных дорог. Впоследствии французы передали «скауты» Южному Вьетнаму, Камбодже, Лаосу и ряду африканских стран.
В 1947 - 1948 годах во время Войны за независимость в Израиле несколько приобретенных в Европе бронетранспортеров М3А1 переделали в бронеавтомобили. В мастерских Иерусалима их корпуса полностью закрыли сверху бронелистами и смонтировали вращающуюся башенку с немецким пулеметом МG 34. Второй МG 34 устанавливался в лобовом листе корпуса справа от водителя. В таком виде «скауты» принимали активное участие в боевых действиях.
«Скауты», в основном, поступали в разведподразделения. Пожалуй, это была единственная машина союзников, которая однозначно положительно оценивалась в отчётах частей и соединений по её боевому применению. Единственным недостатком «Скаута» считалось ненадёжное буксировочное устройство (в разведывательных частях батарея 76-мм пушек ЗИС-3 буксировалась БТР МЗА1), а также снижение скоростных характеристик при буксировке артсистем. Поэтому к окончанию войны в некоторых батареях разведчастей для буксировки 76-мм орудий стали использовать грузовики «Студебеккер» 113–6.
Бронетранспортёры МЗА1 «Скаут кар». Справа М2, буксирующий пушку ЗиС-3 из отдельного разведывательного батальона Юго-Западного фронта, лето 1943 года.
Бронетранспортёр МЗА1 «Скаут кар» генерала П. Ротмистрова, командующего 5-й гвардейской танковой армией 2-го Украинского фронта, зима 1945 года.
Бронетранспортёр МЗА1 «Скаут кар» гвардии подполковника И. И. Гусаковского (слева), командира 44-й танковой бригады 1-й танковой армии 4-го Украинского фронта, январь 1944 года.
Бронетранспортёр МЗА1 «Скаут кар», 11-й танковый корпус 1-го Украинского фронта, Черновцы, Румыния, 30 января 1944 года.
Бронетранспортёр МЗА1 «Скаут кар» 3-го гвардейского механизированного корпуса 1-го Прибалтийского фронта, Митава, 1944 год.
Бронетранспортёры M3A1 «Скаут кар» и бронеавтомобиль БА-64 капитана К. К. Котова, 13-й механизированный корпус 2-го Украинского фронта, август 1944 года.
МЗА1 «Скаут кар» гвардии лейтенанта Кирилова, Германия, весна 1945 года.
Бронетранспортёр МЗА1 «Скаут кар» командира разведывательного отряди капитана Уткина, 11-я гвардейская кавалерийская дивизия 5-го гвардейского кавалерийского корпуса, Венгрия, декабрь 1944 года.
Бронетранспортёр МЗА1 «Скаут кар» и два бронеавтомобиля БА-64, 4-й мотоциклетный полк 6-й танковой армии, Румыния, сентябрь-октябрь 1944 года.
МЗА1 «Скаут кар», неустановленная разведывательная часть, Австрия, апрель 1945 года.
M3AI «Скаут кар», 3-н танковый корпус 2-го Белорусского фронта, апрель 1945 года.
Бронетранспортёр МЗА1 «Скаут кар», 1-й механизированный корпус 3-го Украинского фронта, Вена, апрель 1945 года.
МЗА1 «Скаут кар», 1-ый механизированный корпус 3-го Украинского фронта, Вена, апрель 1945 года.
Бронетранспортёр МЗА1 «Скаут кар», 1-й Украинский фронт, Германия, апрель 1945 года.
Верхний снимок - МЗА1 «Скаут кар», 13-й механизированный корпус 2-го Украинского фронта, Венгрия, ноябрь 1944 года.
Нижний снимок - Бронетранспортёр МЗА1 «Скаут кар», 1-й механизированный корпус 3-го Украинского фронта, Вена, апрель 1945 года.
МЗА1 «Скаут кар» 1-го Белорусского фронта, Берлин, нетипичный двухцветный камуфляж. Установлен дополнительный пулемёт «Максим».
Бронетранспортер МЗА1 «Скаут кар», 5-я танковая армия 2-го Белорусского фронта, Толкмик, 22 февраля 1945 года.
Бронетранспортёр МЗА1 «Скаут кар», 10-я гвардейская механизированная бригада 5-го гвардейского механизированного корпуса 4-й гвардейской танковой армии 1-го Украинского фронта, Германия, апрель 1945 год.
Бронетранспортёры M3A1 «Скаут кар», парад на Красной площади в Москве, 7 ноября 1945 года.
Для того, чтобы бригада действительно стала механизированной, требовалось не менее 30 бронетранспортёров «Скаут кар» на соединение, однако до самого окончания войны M3AI из-за относительной малочисленности поставок (3034 машин) и отсутствия производства подобных машин в нашей стране распределялись только в разведчасти: разведрота бригады имела 3–4 машины, разведбатальон корпуса - 6–8 бронетранспортеров, а мотоциклетный полк армии - 13–16 МЗА1. При штабах крупных соединений (рота, батальон охраны) тоже были американские и английские бронеавтомобили и бронетранспортеры.
Советские разведподразделния являлись, без сомнения, лучшей мотопехотой Красной Армии. Настоящие профессионалы, иногда совершенно небольшими силами они брали населенные пункты, мастерски захватывали «языков» и пленных. В качестве примера приводим действия разведподразделений 28-й гвардейской механизированной бригады 8-го гвардейского танкового при освобождении Польши в августе 1944 года.
При подходе к пос. Ленчна в балке 500 м южнее ее противник устроил засаду в составе роты отборных гитлеровцев-автоматчиков. Втянувшись в балку, колонна автомашин управления 2-го мотострелкового батальона и управления 28-й гв. мсбр с резервом в количестве 40 автомашин были неожиданно обстреляны слева от дороги и фронтально с заводских зданий пос. Ленчна.
Выброшенные влево два отделения разведчиков иод командованием лейтенанта Алексеичука приковали к себе внимание засады противника. Выдвинутые вперед колонны 4 бронетранспортера МЗА1 «Скаут кар» отдельной разведроты под руководством заместителя начальника штаба 28-й гв. мсбр по разведке - гвардии майора Тифонова - открыли шквальный автоматно-пулемётный огонь по противнику. В результате 30 гитлеровцев, видя безнадежное положение, побросав оружие, подняли руки вверх и сдались в плен, остальная часть, находившаяся в балке (до 60 солдат и офицеров противника), была уничтожена.
Только отдельные гитлеровцы численностью до 30 человек, засевшие в здании пос. Ленчна, продолжали вести сильный пулеметный и автоматный огонь, простреливая дорогу, по которой должна была двигаться колонна автомашин.
Высланные вперед два бронетранспортера M3A14 под командованием старшего сержанта Старостина и сержанта Либермана подошли вплотную к зданию завода и открыли ураганный огонь по окнам заводских зданий, заставив прекратить огневое сопротивление «гитлеровских бандитов».
Подоспевшие из резерва две противотанковые пушки 2-го мотострелкового батальона завершили разгром организованной засады противника. Колонна, в течение получаса подвергавшаяся обстрелу противника, потерь в людях не имела.