Развивающее обучение Л. Занкова

Здравствуйте, друзья! Меня зовут Евгения Климкович и я рада приветствовать вас на страницах блога, где мы все вместе пытаемся разобраться, чему и как учат наших детишек в школе. Когда на горизонте начинает маячить 1 класс, у родителей возникает очень много вопросов по поводу программ обучения ребят. А программ сейчас немало, основные из них мы рассматривали .

Как же правильно выбрать программу обучения для своего ребенка? Я думаю, для начала стоит разобраться с тем, что из себя представляет каждая из них, а потом уже делать выводы. И сегодня на повестке дня школьная программа Занкова. Слышали про такую? Если да, то жду ваших дополнений по теме в комментариях. Ну а если нет, то сейчас я вам про нее немножко расскажу.

Давайте начнем с того, чье имя носит данная программа?

План урока:

Кто такой Занков?

Занков Леонид Владимирович – это советский психолог. Он родился в самом начале XX века и скончался в 1977 году. Леонид Владимирович был специалистом по педагогической психологии и изучал вопросы, связанные с развитием детей, в результате выявил некоторые закономерности, влияющие на эффективность их обучения. Это если очень кратко.

Свою систему обучения Занков разработал еще в 60-70-х годах прошлого века. А с 90-х годов ее начали применять в школах, как экспериментальную. Применяют ее и по сей день. Программа Занкова относится к разряду нетрадиционных, развивающих программ обучения. И имеет свои особенности.

Говорят вам о чем-нибудь эти принципы? Мне, если честно, на данном этапе вообще ни о чем) Так что давайте копать глубже, рассмотрим каждый из принципов Занкова подробнее.

Уровень трудности

Уровень этот должен быть высоким. Это не значит, что детишкам во 2 классе будут предлагать решить задачи за 9 класс. Смысл здесь в другом. На уроках деткам дают «пищу» для ума, побуждают включать свой интеллект, анализировать, искать выходы из ситуаций, преодолевать препятствия, вспоминать все, что они знают по изучаемой теме, а также подключать к процессу обучения эмоции.

Занков считал, что только таким способом можно достигнуть интенсивного и быстрого развития школьников. Приветствуются даже неправильные ответы. Так как нахождение ошибок – тоже способ усвоения материала. Задача учителя «растормошить» учеников, сделать так, чтобы им хотелось проявлять активность на уроках, высказывать свою точку зрения и обосновывать ее.

Быстрый темп

В чем суть данного принципа? Как я уже говорила, Занков много работал с детьми и убедился в том, что дети быстро устают от однообразных занятий. То есть, если им изо дня в день «долбить» одно и то же (например, заставлять из урока в урок проверять безударные гласные в словах или решать однообразные примеры на умножение), то продуктивность их работы снижается, им становится совсем неинтересно. Естественно, при этом и скорость усвоения материала снижается.

Чтобы поддерживать быстрый темп, Занков предложил каждую единицу информации на уроках рассматривать в связи с другими единицами: сравнивать, находить сходства, искать различия. Рассматривать материал как единую логическую схему. И здесь обнаруживается соприкосновение с еще одним принципом — «связь между частями материала».

Связь между частями материала

Причем, эта связь иногда выходит за рамки программы начальной школы. Детям предоставляется информация из средних классов. Но не для изучения, а для ознакомления. Для того, чтобы можно было шире и глубже понять суть изучаемого явления.

Теоретические знания

А куда наши дети без знания разных определений, правил, терминов? Да никуда! И их этому научат. Вопрос только как? Учитель не принесет своим «птенчикам» «червячка» в клювике, он просто расскажет, что этот «червячок» очень вкусненький и намекнет на то, где он прячется. А задача «птенчиков» этого червячка найти, внимательно рассмотреть, ну и потом уже «слопать».

Вот детишки и стараются, добывают знания путем обсуждения, анализа, умозаключений, совместной работы на уроке. Они спорят, но спорят культурно. Доказывают друг другу, указывают на ошибки и в результате докапываются до истины. Знания, приобретенные таким путем, остаются в голове надолго. И это посыл к следующему принципу.

Осознанность обучения

Школьники понимают, что они делают на уроке, зачем они это делают, как делают и зачем им это нужно. Причем, сам процесс обучения построен интересно. Например, одно из заданий, проверить работу соседа по парте. То есть, дети меняются тетрадками и проверяют друг друга. Если находят ошибки, то указывают на них. Но только так, чтобы не обидеть товарища, аргументируют, доказывают. Ну а тот школьник, чью работу проверяют, учится спокойно воспринимать критику, и если она кажется ему не обоснованной, в свою очередь, отстаивает свою точку зрения.

Дети частенько посещают библиотеки, музеи, на уроках используется наглядный материал. Часто работа проводится в группах. Но, тем не менее, идет направленность на каждого конкретного ученика. Да, программа Занкова предполагает привлечение дополнительного материала. Но усваивать этот дополнительный материал ребенок вовсе не обязан. Его задача усвоить тот образовательный минимум, который определяется . Поэтому детки имеют возможность учиться в силу своих способностей.

Учебники

Как и у всех школьников, у маленьких «занковцев» есть свои учебники и рабочие тетради. Авторами пособий с 1 по 4 класс по русскому языку являются Н.В. Нечаева и С.В. Яковлева. Нечаева же является автором «Азбуки» для 1 класса, ее она составляла в компании с Белорусец К.С. И к «Азбуке», и к учебникам русского языка прилагаются рабочие тетради.

Знакомиться с математикой детям помогают учебники и рабочие тетради, над которыми трудился целый коллектив авторов: Аргинская И.И., Бененсон Е.П., Итина Л.С., Ивановская Е.И., Кормишина С.Н.

Есть две линии учебников по литературному чтению. Автором одной линии является Свиридова В.Ю., автором другой – Лазарева В.А. Также в арсенале маленького школьника для изучения литературы имеются рабочие тетрадки и хрестоматии.

Еще один важный предмет, «Окружающий мир», представлен учебниками под авторством Дмитриевой Н.Я. и Казакова А.Н. Эти же авторы составили и рабочую тетрадь по предмету.

Учебники по «Английскому языку» для 2 – 4 классов называются «Волшебная радуга». Авторы: Святловская Е. А., Белоусова С. Ю., Гацкевич М. А.

Также есть отдельные учебники по «Музыке», «Изобразительному искусству», «Физической культуре», «Технологии» и предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России».

Проблема соотношения обучения и развития в психологии и педагогике. Сущность и теоретические основы развивающего обучения.

Теория развивающего обучения берет свое начало в работах И.Г. Песталоцци, А. Дистервега, К.Д. Ушинского и др.

Термин «развивающее обучение» ввел в 1960-е годы В.В. Давыдов.

В психологии и педагогике существуют три противоположных подхода к соотношению процессов обучения и развития.

Концепция обучаемого развития Ж. Пиаже: ребенок должен пройти в своем развитии строго определенные возрастные стадии:

  • 1) до 2 лет - стадия сенсомоторного мышления;
  • 2) с 2 до 7 лет - стадия дооператорного мышления;
  • 3) с 7-8 до 11-12 лет - стадия конкретных операций;
  • 4) с 11-12 до 14-15 лет - стадия формальных операций с предложениями или высказываниями (то есть ребенок может организовывать воспринимаемое в нечто структурно целое и сообразно этому действовать).

При этом развитие зависит от обучения в незначительной степени: развитие идет впереди обучения, а последнее надстраивается над ним, как бы «обучая» его.

Концепция Джемса - Торндайка: обучение отождествляется с развитием, а развитие рассматривается как накопление человеком навыков и привычек в ходе обучения. Получается, чем больше ты знаешь? тем больше ты развит.

Концепция ведущей роли обучения в развитии ребенка (Л.С. Выготский). В начале 1930-х годов Л.С. Выготский выдвинул идею обучения, идущего впереди развития и ориентированного на развитие ребенка, во всей совокупности его личностных качеств как на основную цель. При этом знания являются не конечной целью обучения, а всего лишь средством развития учащихся.

Л.С. Выготский писал: «Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития». Он выделял два уровня в развитии ребенка:

  • 1) зону актуального развития - уже сформировавшиеся качества и то, что ребенок может делать самостоятельно;
  • 2) зону ближайшего развития - те виды деятельности, которые ребенок пока еще не в состоянии самостоятельно выполнить, но с которыми может справиться с помощью взрослых.

Для развития нужно постоянно преодолевать грань между зоной актуального развития и зоной ближайшего развития, т.е. областью неведомой, но потенциально доступной для познания.

Существенным признаком развивающего обучения является то, что оно происходит в зоне ближайшего развития ребенка, вызывает, побуждает, приводит в движение внутренние процессы психических новообразований.

Определить внешние границы зоны ближайшего развития, отличить ее от актуальной и недоступной зоны - задача, которая решается пока только на интуитивном уровне, зависящем от опыта и мастерства учителя.

Эта концепция Л.С. Выготского была развита и применена на практике советскими психологами С.Л. Рубинштейном, А.Н. Леонтьевым, Л.В. Занковым, Д.Б. Элькониным, В.В. Давыдовым, Н.А. Менчинской, А.К. Марковой. В развивающем обучении, утверждают эти ученые, педагогические воздействия опережают, стимулируют, направляют и ускоряют развитие наследственных данных личности.

Позиция учителя в развивающем обучении: «к классу не с ответом, а с вопросом». Учитель ведет к известным ему целям обучения, поддерживает инициативу ребенка в нужном направлении. Позиция ученика в развивающем обучении: полноценный субъект познания; за ним закрепляется роль познающего мир (в специально созданных для этого условиях).

Система развивающего обучения Л.В. Занкова.

Л.В. Занковым и сотрудниками руководимой им лаборатории «Обучение и развитие» в 1950-е - 60-е гг. была разработана технология обучения, получившая название система интенсивного всестороннего развития для начальной школы .

Психическое развитие Л.В. Занков понимает как появление в психике ученика новообразований, не заданных напрямую обучением, а возникающих в результате внутренних, глубинных интеграционных процессов. Такими новообразованиями младших школьников являются:

  • 1) аналитическое наблюдение (умение целенаправленно и выборочно воспринимать факты, явления);
  • 2) отвлеченное мышление (способность к анализу, синтезу, сравнению, обобщению);
  • 3) практическое действие (умение создать материальный объект, произвести согласованные ручные операции).

Каждое новообразование рассматривается как результат взаимодействия ума, воли и чувств ребенка, то есть как результат деятельности целостной личности, поэтому их формирование продвигает развитие личности в целом.

Дидактические принципы развивающего обучения по Л.В. Занкову:

  • 1) обучение на высоком уровне сложности (ученики познают взаимозависимость изучаемых явлений, их внутренние связи);
  • 2) ведущая роль теоретических знаний в начальном обучении (младшие школьники усваивают не только представления, но и научные понятия);
  • 3) изучение программного материала в быстром темпе (суть этого принципа не в увеличении объема учебного материала, а в наполнении материала разносторонним содержанием);
  • 4) осознание учеником процесса учения (дети подводятся к овладению мыслительными операциями на осознанном уровне).

Особенности экспериментальной методики обучения в начальных классах по Л.В. Занкову:

  • 1. В учебный план включаются новые предметы: естествознание, география - с 1-го класса, история - со 2-го класса.
  • 2. Изживается деление предметов на главные и второстепенные, поскольку все предметы одинаково важны для развития личности.
  • 3. Основные формы организация обучения - те же, что и традиционные (урок, экскурсия, домашняя работа учащихся), но они более гибкие, динамичные, характеризуются многообразием видов деятельности.
  • 4. Ученику предоставляются широкие возможности для индивидуальных творческих проявлений (например, дети занимаются литературным творчеством).
  • 5. Особая доверительная атмосфера на уроке, использование в учебном процессе личного опыта самих детей, их собственных оценок, взглядов на изучаемые явления.
  • 6. Систематическая работа над развитием всех учащихся - сильных, средних, слабых (а значит, выявление и учет индивидуальных особенностей учащихся, их способностей, интересов).

В результате экспериментального обучения по системе Л.В. Занкова удается добиться от учащихся интенсивной умственной работы, выполняя которую, дети переживали чувство радости от преодоления учебных трудностей.

Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина? В.В. Давыдова.

Д.Б. Элькониным и В.В. Давыдовым в 1960-е - 70-е гг. была разработана технология развивающего обобщения, которая была первоначально названа методикой содержательных обобщений. Эта технология акцентирует внимание педагога на формировании способов умственной деятельности.

Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов пришли к выводу о том, что обучение в начальных классах может и должно иметь более высокий уровень абстракции и обобщения, чем тот, на который младшие школьники традиционно ориентированы. В этой связи они предложили программу начального обучения переориентировать с формирования у детей рассудочно-эмпирического мышления на формирование у них современного научно-теоретического мышления.

Развивающий характер обучения в технологии Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова связан, прежде всего, с тем, что его содержание построено на основе теоретических знаний. Как известно, в основе эмпирических знаний лежат наблюдение, наглядные представления, внешние свойства предметов; понятийные обобщения получаются путем выделения общих свойств при сравнении предметов. Теоретические же знания выходят за пределы чувственных представлений, опираются на осмысленные преобразования абстракций, отражают внутренние отношения и связи. Они образуются путем генетического анализа роли и функций некоторых общих отношений внутри целостной системы элементов.

Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов предложили перестроить содержание учебных предметов таким образом, чтобы знания общего и абстрактного характера предшествовали знакомству с более частными и конкретными знаниями, которые должны быть выведены из первых как из своей единой основы.

Основу системы теоретических знаний составляют так называемые содержательные обобщения. Это:

  • а) наиболее общие понятия науки, выражающие глубинные причинно-следственные связи и закономерности, фундаментальные генетически исходные представления, категории (число, слово, энергия, материя и т.д.);
  • б) понятия, в которых выделены не внешние, предметно-конкретные признаки, а внутренние связи (например, генетические);
  • в) теоретические образы, полученные путем мыслительных операций с абстрактными объектами.

Распространено мнение, что участие ребенка в учебном процессе и есть учебная деятельность. Это то, что ребенок делает, будучи на уроке. Но с точки зрения теории Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова это не так.

Целенаправленная учебная деятельность отличается от других видов учебной деятельности, прежде всего тем, что направлена на получение не внешних, а внутренних результатов, на достижение теоретического уровня мышления.

Целенаправленная учебная деятельность - это особая форма активности ребенка, направленная на изменение самого себя как субъекта учения.

Признаки (особенности) целенаправленной учебной деятельности:

1. Формирование у ребенка внутренних познавательных мотивов и познавательной потребности. Выполняя одну и ту же деятельность, ученик может руководствоваться совершенно разными мотивами: обеспечивать свою безопасность; угождать учителю; исполнять обязанности (роль) или искать ответ на собственный вопрос. Только наличие мотива последнего типа определяет деятельность ребенка как целенаправленную учебную деятельность.

Мотивация деятельности ребенка-субъекта в технологиях Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова выражается в формировании познавательных интересов.

  • 2. Формирование у ребенка цели сознательного самоизменения («Я это узнаю, пойму, решу»), понимание и принятие ребенком учебной задачи. В сравнении с традиционным подходом, где ребенка учат решать задачи и он находится в состоянии обучаемого индивида, при развивающем обучении ребенка учат ставить цели по самоизменению, он пребывает в состоянии учащего как субъекта.
  • 3. Позиция ребенка как полноценного субъекта своей деятельности на всех ее этапах (целеполагание, планирование, организация, реализацию целей, анализ результатов). В деятельности целеполагания воспитываются: свобода, целеустремленность, достоинство, честь, гордость, самостоятель-ность. При планировании: самостоятельность, воля, творчество, созидание, инициатива, организованность. На этапе реализации целей: трудолюбие, мастерство, исполнительность, дисциплинированность, активность. На этапе анализа формируются: честность, критерии оценки, совесть, ответственность, долг.
  • 4. Повышение теоретического уровня изучаемого материала. Целенаправленная учебная деятельность не тождественна активности. Активность может существовать и на уровне операций (как в программированном обучении), в данном же случае активизируется поиск обобщенных способов действий, отыскание закономерностей, общих принципов решения задач определенного класса.
  • 5. Проблематизация знаний и учебные задачи. Целенаправленная учебная деятельность представляет собой аналог исследовательской деятельности. Поэтому в технологии развивающего обучения широко используется метод проблематизации знаний. Учитель не только сообщает детям выводы науки, но по возможности ведет их по пути открытия, заставляет следить за диалектическим движением мысли к истине, делает их соучастниками научного поиска. Это соответствует природе мышления как процесса, направленного на открытие новых для ребенка закономерностей, путей решения познавательных и практических проблем.

Широко применяется метод учебных задач. Учебная задача в технологии развивающего обучения похожа на проблемную ситуацию, но решение учебной задачи состоит не в нахождении конкретного выхода, а в отыскании общего способа действия, принципа решения целого класса аналогичных задач.

Учебная задача решается школьниками путем выполнения определенных действий:

  • 1) принятие от учителя или самостоятельная постановка учебной задачи;
  • 2) преобразование условий задачи с целью обнаружения всеобщего отношения изучаемого объекта;
  • 3) моделирование выделенного отношения в предметной, графической и буквенной формах;
  • 4) преобразование модели отношения для изучения его свойств в «чистом виде»;
  • 5) построение системы частных задач, решаемых общим способом;
  • 6) контроль за выполнением предыдущих действий;
  • 7) оценка усвоения общего способа как результата решения данной учебной задачи.
  • 6.Коллективно-распределенная мыследетятельность. Организовать целенаправленную деятельность учащихся - основная и наиболее сложная методическая задача учителя в развивающем обучении. Она решается с помощью различных методов и методических приемов: проблемного изложения, метода учебных задач, коллективных и групповых методов, новых методов оценивания результатов и др.

Согласно Л.С. Выготскому, исходным субъектом психического развития является не отдельный человек, а группа людей. В их социально-культурной деятельности и под ее решающим влиянием формируется индивидуальный субъект, который на определенной стадии становления приобретает автономные источники своего сознания и переходит «в ранг» развивающихся субъектов. Подобно этому источники возникновения целенаправленной учебной деятельности лежат не в отдельном ребенке, а в управляющем влиянии системы социальных отношений в классе (учитель и учащийся). Каждый ученик становится в положение либо субъекта - либо источника идеи, либо оппонента, действуя в рамках коллективного обсуждения проблемы.

Проблемные вопросы вызывают у ученика определенные творческие усилия, заставляют излагать собственное мнение, формулировать выводы, строить гипотезы и проверять их в диалоге с оппонентами. Такая коллективно-распределенная мыследеятельностъ дает двойной результат: помогает решить учебную задачу и существенно развивает умения учащихся формулировать вопросы и ответы, искать аргументацию и источники решений, строить гипотезы и проверять их критическим рассудком, рефлексировать свои действия, а также способствует деловому и межличностному общению.

Рефлексия собственных действий

В отличие от традиционной технологии развивающее обучение предполагает совершенно иной характер оценки учебной деятельности. Качество и объем выполненной учеником работы оценивается не с точки зрения ее соответствия субъективному представлению учителя о посильности, доступности знания ученику, а с точки зрения субъективных возможностей ученика. В данный момент оценка отражает персональное развитие ученика, совершенство его учебной деятельности. Поэтому, если ученик работает на пределе своих возможностей, он непременно заслуживает высшей оценки, даже если с точки зрения возможностей другого ученика это весьма посредственный результат. Ибо здесь важны не пятерки сами по себе, а пятерки как средство, стимулирующее исполнение учебной деятельности, как доказательство, убеждающее «слабого» ученика в том, что он способен развиваться. Темпы развития личности глубоко индивидуальны, и задача учителя? не вывести всех на некий, заданный уровень знаний, умений, навыков, а вывести личность каждого ученика в режим развития, пробудить в ученике инстинкт познания, самосовершенствования.

Система Л.В. Занкова существует почти 50 лет, проверена временем, завоевала всеобщее призвание.

С 1995-1996 учебного года система начального образования Л.В. Занкова признана государственной системой начального обучения.

Сегодня в России и СНГ более 60 тысяч учителей-занковцев.

Об основателе системы - Л.В. Занкове (1901 - 1977 гг.)

Леонид Владимирович Занков относится к числу виднейших советских ученых в области педагогики, психологии и дефектологии. Разработчик теории и практики второй в мире после Я.А. Коменского дидактической системы обучения. Создатель научной школы в решении проблем соотношения обучения и развития.

  • Работал учителем сельской школы, воспитателем, заведующим детской колонией.
  • С 1925 года аспирант и последователь выдающегося отечественного ученого-психолога Л.С. Выготского.
  • В 1935 году утвержден в ученой степени кандидата педагогических наук.
  • В 1943 году утвержден в ученой степени доктора педагогических наук и в ученом звании профессора.
  • С 1944 года - директор НИИ дефектологии АПН РСФСР
  • В 1945 году избран действительным членом АПН РСФСР
  • С 1955 по 1960 годы - заведующий лабораторией экспериментальной дидактики НИИ теории и истории педагогики АПН СССР.
  • В 1968 году - избран действительным членом АПН СССР
  • 1970 - 1972 годы - заведующий лабораторией проблем обучения и развития детей младшего и среднего школьного возраста НИИ общей педагогики АПН СССР

Научно-психологические основы педагогической системы Л.В. Занкова

Система развивающего обучения академика Занкова Л.В. опирается на теорию развития ребенка, разработанную российским ученым Л.С. Выготским, который выдвинул идею о том, что «обучение может идти не только вслед за развитием, не только нога в ногу с ним, но может идти впереди развития, продвигая его дальше и вызывая в нем новообразования».

Л.С. Выготский ввел понятия «зона актуального развития » ребенка и «зона ближайшего развития ». Уровень актуального развития складывается в результате завершающихся циклов развития учащегося. Этот уровень находит свое выражение в самостоятельном решении ребенком интеллектуальных задач.

Зона ближайшего развития свидетельствует о ходе дальнейшего развития ребенка. «Данный уровень обнаруживается в решении тех задач, с которыми ребенок не может справиться самостоятельно, но оказывается в состоянии решить с помощью взрослого, в коллективной деятельности, по подражанию, - писал Л.С. Выготский. - Однако то, что ребенок умеет в сотрудничестве, завтра он сумеет сделать самостоятельно».

Л.В. Занков в основу своей педагогической системы положил новые представления Л.С. Выготского о воздействии обучения на развитие школьника. Обучение, опираясь не столько на то, что ребенок умеет делать самостоятельно, сколько на то, что он может сделать в условиях сотрудничества и сотворчества, двигает вперед развитие учащегося.

Создавая свою дидактическую систему, Занков ввел понятие «общее развитие ». Под общим развитием он понимал целостное развитие ребёнка - его ума, воли, чувств, нравственности при сохранении здоровья, причём каждому из этих компонентов придавал одинаково важное значение.

Общая характеристика системы развивающего обучения Л.В. Занкова

Систему развивающего обучения по Л.В. Занкову можно назвать технологией раннего интенсивного всестороннего развития личности ребёнка.

Целевые ориентации системы Занкова

  • Развитие личности ребёнка.
  • Высокий уровень общего развития личности.
  • Развитие всей личности, создание основы для всестороннего гармонического развития.

Таким образом, впервые в область дидактики была включена личность ученика.

Концептуальные положения системы Занкова

  • Обучение должно идти впереди развития.
  • Ребёнок является субъектом, а не объектом учебно-воспитательного процесса.
  • Целью обучения является овладение учеником самостоятельной учебной деятельностью, а не ЗУНы (знания, умения, навыки).

Обучение по системе Л.В. Занкова не отвергает и не принижает важности приобретения фактических знаний, умений, навыков, необходимых каждому образованному человеку. Оно несколько иначе расставляет приоритеты: на первый план выдвигается цель продвижения ребёнка в общем развитии, а усвоение прочных знаний и умений становится средством для достижения генеральной цели.

Дидактические принципы Л.В. Занкова

Для наибольшей эффективности процесса общего развития школьников Л.В. Занков разработал дидактические принципы РО (развивающего обучения):

  • целенаправленное развитие на основе комплексной развивающей системы;
  • системность и высокая сложность содержания, адекватные зоне ближайшего развития ребёнка;
  • ведущая роль теоретических знаний (без принижения значения практических умений и навыков);
  • обучение на высоком уровне трудности ;
  • продвижение в изучении материала в быстром темпе ;
  • осознание ребёнком процесса учения (принцип сознательности, обращённой на свою деятельность);
  • принцип единства эмоций и интеллекта , включение в процессе обучения не только рациональной, но и эмоциональной сферы (роль наблюдения и практических работ);
  • проблематизация содержания (коллизии);
  • вариативность процесса обучения, индивидуальный подход ;
  • работа над развитием всех (сильных и слабых) детей.

Особенности содержания обучения

Согласно цели всестороннего развития ребенка содержание начальной ступени обучения обогащено и упорядочено.

Цель начального образования по Занкову - дать учащимся общую картину мира на основе науки, литературы и других видов искусства. Богатство содержания достигается включением в учебный план таких учебных дисциплин как: естествознание, география, история, философия, иностранный язык. Особое внимание уделяется ИЗО, музыке, чтению подлинно художественных произведений, труду в его этическом и эстетическом значении.

В системе Л.В. Занкова урок остаётся основным элементом образовательного процесса, но его функции, форма организации могут существенно варьироваться. Основное его отличие от традиционного урока: полилог в классе, основанный на самостоятельной и коллективной мыследеятельности детей; сотрудничество учителя и ученика.

Главная методическая цель урока — создание условий для проявления познавательной активности учеников. Эта цель достигается следующими путями.

Ход познания — «от учеников». Учитель составляет и обсуждает план урока вместе с учащимися, использует в ходе урока дидактический материал, позволяющий ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания.

Преобразующий характер деятельности учащихся : наблюдают, сравнивают, группируют, классифицируют, делают выводы, выясняют закономерности. Отсюда иной характер заданий: не просто списать и вставить пропущенные буквы, решить задачу, но пробудить к мыслительным действиям, их планированию.

Интенсивная самостоятельная деятельность учащихся , связанная с эмоциональным переживанием, которая сопровождается эффектом неожиданности задания, включением ориентировочно-исследовательской реакции, механизма творчества, помощью и поощрением со стороны учителя. Учитель создаёт проблемные ситуации — коллизии.

Коллективный поиск , направляемый учителем (вопросы, пробуждающие самостоятельную мысль учеников, предварительные домашние задания). Учитель создаёт атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса.

Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

Гибкая структура . Выделенные общие цели и средства организации урока в технологии развивающего обучения конкретизируются учителем в зависимости от назначения урока, его тематического содержания. Учитель использует разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, позволяющие раскрывать субъектный опыт учащихся.

Одной из ярких черт урока в дидактической системе Л.В. Занкова является неукоснительное требование к учителю обеспечить на уроке добрые, доверительные, насыщенные положительными эмоциями отношения между учителем и учащимися.

Педагогическая система РО Л.В. Занкова дает

учащимся:

  • развитие ума, воли, чувств, нравственных представлений, формирование потребности учиться;
  • радость от свободного умственного труда, творчества и общения;
  • самостоятельность, уверенность, ответственность;
  • стремление к сотрудничеству.

учителю:

  • изменение взгляда на образование и ученика;
  • технологию развития личности учащегося, его познавательных и созидательных способностей;
  • расширение возможностей для творчества.

родителям:

  • уверенность в успешном будущем своего ребенка.

Недостаток системы Занкова

Общий недостаток системы РО Л.В. Занкова: она не имеет продолжения в основной школе. И если вы отдадите ей предпочтение, будьте готовы, что после начальной школы вашему ребенку все равно придется перестраиваться на традиционное преподавание, а это может на первых порах создать ему проблемы.

,
кандидат филологических наук

В советские времена школы пользовались той единственной образовательной программой, которая была установлена для всех и спускалась сверху. Однако в страну пришли годы перемен. Они позволили внести значительные коррективы практически во все сферы жизни общества, в том числе и в систему образования. Именно с 90-х годов было установлено разнообразие школьных программ. И сегодня школы имеют право выбора самых востребованных форм обучения. При этом родители ведут своего ребенка туда, где, как они считают, программа будет наиболее подходить для него.

На чем же остановить свой выбор папам и мамам? В списке самых популярных направлений образовательной системы начальной школы одно из важнейших мест занимает программа Занкова. Она была разрешена к внедрению федеральными государственными стандартами обучения наряду с такими аналогами, как «Гармония», «Школа 2100» и «Начальная школа 21 века». Конечно, идеальных программ, подходящих для каждого из учеников, среди них нет. Именно поэтому каждая из подобных систем имеет свое право на существование.

Об авторе

Леонид Владимирович Занков - это советский академик, профессор, доктор педагогических наук. Годы его жизни - 1901-1977 гг.

Леонид Владимирович являлся специалистом в области педагогической психологии. Его интересовали вопросы, рассматривающие развитие детей. В результате проведенных им работ были выявлены некоторые закономерности, оказывающие влияние на эффективность процесса обучения. В результате и появилась программа Занкова для школьников младших классов. Эта система была разработана в 60-70-х годах 20 в. В качестве вариативной ее ввели с 1995-1996 учебного года.

Суть метода

Программа начальной школы Занкова направлена на всестороннее развитие ребенка. Ученым, в рамках разработанной им системы, были введены такие предметы, как музыка и литературное чтение. Кроме того, Леонид Владимирович изменил программы по математике и русскому языку. Конечно, объем изучаемого материала при этом возрос, в связи с чем период обучения в начальной школе увеличился на один год.

Основная суть идеи, на которой основывается программа Занкова, заключена в ведущей роли теоретических знаний. При этом обучение проводится на высоком уровне сложности. Детям подается большой объем материала с сохранением быстрого темпа его прохождения. Программа Занкова рассчитана на самостоятельное преодоление этих трудностей учениками. Какова при этом роль педагога? Он должен работать над общим развитием всего класса и в то же время каждого из учеников.

Программа системы Занкова направлена, прежде всего, на раскрытие потенциала творческих способностей личности, которые явятся надежной основой для усвоения детьми навыков, умений и знаний. Главная же цель такого обучения заключается в получении учеником удовольствия от познавательной деятельности. При этом «слабые» школьники не подтягиваются до уровня «сильных». В процессе обучения раскрывается их индивидуальность, что дает возможность оптимального развития каждого ребенка.

Рассмотрим подробнее основные дидактические принципы этой системы.

Высокий уровень сложности

Рабочая программа Занкова предполагает обучение на основе поисковой деятельности. При этом каждый ученик должен обобщать, сопоставлять и сравнивать. Конечные его действия будут зависеть от особенностей развития мозга.

Прохождение обучения с высоким уровнем трудности предполагает выдачу заданий, которая будет «нащупывать» максимально возможный предел способностей учащихся. Степень трудности при этом присутствует в обязательном порядке. Однако она может быть несколько снижена в тех случаях, когда это становится необходимо.

Педагогу при этом стоит помнить о том, что у детей грамматически оформленные умения и знания формируются далеко не сразу. Именно поэтому программа Занкова в 1 классе предусматривает категорический запрет на выставление отметок. Как можно оценить пока еще неясные знания? На определенных этапах они и должны быть таковыми, но при этом уже находящимися в чувственном общем поле освоения мира.

Построение нового знания у человека всегда начинается с правого полушария. При этом оно на первых порах обладает формой неясного. Далее осуществляется передача знания в левое полушарие. Человек начинает рефлексировать над ним. Он пытается провести классификацию полученных данных, выявить их закономерность и дать обоснование. И только после этого знание может стать ясным и встроиться в общую систему осознания мира. Далее оно возвращается в правое полушарие и становится одним из элементов знаний конкретной личности.

Программа Занкова (1 класс), в отличие от многих других систем обучения, не пытается заставить первоклашек проводить классификацию еще не осмысленного ими материала. Эти детки пока не имеют чувственной основы. Слова педагога у них отчуждаются от образа, и они пытаются их просто механически запомнить. Стоит иметь в виду, что девочкам это дается проще, чем мальчикам. Ведь у них более развито левое полушарие. Однако при использовании механического запоминания неосмысленного материала у детей закрывается возможность развития целостного и логического мышления. Они подменяются набором правил и алгоритмов.

Изучение точной науки

Применение принципа высокого уровня сложности хорошо прослеживается в программе Занкова «Математика». Данный курс ученый построил на интеграции сразу нескольких линий, таких как алгебра, арифметика и геометрия. Предполагается также и изучение детьми истории математики.

Например, программы Занкова для 2 класса предполагают раскрытие учениками на уроках объективно существующих взаимосвязей, основой которых является понятие числа. При подсчете количества предметов и обозначении полученного результата цифрами дети начинают овладевать умением счета. При этом числа словно сами участвуют в действиях, демонстрируя длину, массу, площадь, объем, время, вместимость и т.д. При этом становится очевидной зависимость между имеющимися в задачах величинами.

Согласно системе Занкова, второклассники начинают использовать числа для построения и характеристики геометрических фигур. Применяют они их и для вычисления геометрических величин. При помощи чисел дети устанавливают свойства производимых ими арифметических действий, а также знакомятся с такими алгебраическими понятиями, как неравенство, уравнение и выражение. Создать представление об арифметике как о науке позволяет изучение истории появления чисел и различных систем нумерации.

Ведущая роль теоретических знаний

Этот принцип системы Занкова вовсе не преследует своей целью заставить ученика запоминать научные термины, формулировать законы и т.д. Большие объемы изучаемой теории стали бы значительной нагрузкой на память и увеличили бы сложность обучения. Напротив, рассматриваемый принцип предполагает то, что в процессе выполнения упражнений ученики должны вести наблюдения над материалом. Роль педагога при этом состоит в направлении их внимания. В конечном итоге это приводит к раскрытию существующих зависимостей и связей в изучаемом предмете. Задача учеников заключается в уяснении определенных закономерностей, что позволит сделать соответствующие выводы. При осуществлении данного принципа программа Занкова отзывы получает как о системе, значительно продвигающей развитие детей.

Быстрый темп обучения

Данный принцип системы Занкова является противостоянием топтанию на месте, когда выполняется целый ряд однотипных упражнений во время изучения одной темы.

По мнению автора программы, быстрый темп обучения не противоречит потребностям детей. Напротив, их более всего интересует познание нового материала, чем повторение пройденного. Однако подобный принцип не означает торопливости получения знаний и спешки проведения урока.

Осознание учебного процесса

Этот принцип является крайне важным в программе Занкова. Он предполагает обращение школьников внутрь себя. При этом возникает осознанность самим учеником протекающего у него процесса познания. Дети понимают, что они знали до урока, и что им открылось на нем в области изучаемого предмета. Подобное осознание позволяет определить наиболее правильное взаимоотношения человека с окружающим его миром. Такой подход позволяет впоследствии развить такую черту личности, как самокритичность. Принцип, предполагающий осознание учебного процесса, направлен в первую очередь на то, чтобы школьники начали задумываться о необходимости получаемых ими знаний.

Целенаправленная и систематическая работа педагога

Этим принципом утвержденная ФГОС программа Занкова подтверждает свою гуманную направленность. Согласно этой системе учитель должен проводить систематическую и целенаправленную работу в направлении общего развития учащихся, в том числе и самых «слабых». Ведь все дети, у которых нет тех или иных патологических нарушений, способны продвигаться в развитии. При этом такой процесс может идти в несколько скачкообразных или, напротив, в замедленных темпах.

По мнению Л.В. Занкова, «сильные» и «слабые» детки должны учиться вместе, внося свою лепту в общую жизнь. Любое обособление ученый считал вредным. Ведь при этом школьники будут лишены возможности собственной оценки на другом фоне, что затормозит их продвижение в развитии.

Таким образом, принципы предложенной Занковым системы полностью согласуются с имеющимися у младшего школьника возрастными особенностями и раскрывают индивидуальные возможности каждой личности.

Учебно-методический комплект

Для внедрения в жизнь программы Занкова создан специальный УМК, учитывающий современные знания об индивидуальных и возрастных особенностях младших школьников. Такой комплект способен обеспечить:

Понимание взаимозависимостей и взаимосвязей изучаемых явлений и объектов, чему способствует сочетание материалов различного уровня обобщения;
- владение понятиями, которые необходимы для получения дальнейшего образования;
- практическую значимость и актуальность учебного материала для школьника;
- условия, позволяющие решить воспитательные задачи в направлении интеллектуального, социально-личностного и эстетического развития учащихся;
- активные формы познавательного процесса, используемые в ходе выполнения творческих и проблемных заданий (дискуссии, опыты, наблюдения и т.д.);
- проведение проектных и исследовательских работ, что способствует росту информационной культуры;
- индивидуализацию обучения, тесно связанную с мотивацией деятельности детей.

Рассмотрим особенности учебников, которые используются при получении знаний детьми по программе Занкова.

Тетради-раскраски

Применяющая программу Занкова школа использует эти учебники для шестилетних детей. Это тетради, выполненные наподобие детских книг, в которых ученики могут раскрасить и нарисовать, словно становясь соавторами и завершая создание книги. Подобные издания весьма привлекательны для малышей. К тому же они обладают принципами учебников. Так, на их страничках можно найти теорию, а также ряд повторяемых и последовательных заданий и методику.

Отсутствие разделов повторения

Развивающее обучение по системе Занкова предполагает постоянное обновление учебной ситуации. Именно поэтому содержание УМК при такой подаче материала должно постоянно обновляться. Авторы создали такие учебники без привычных разделов «Повторение». Однако пройденный материал здесь имеется. Просто он включен в новый.

Вариантность и процессуальность

Программа Занкова в требованиях, касающихся уровня подготовки учеников, выделяет содержание в виде фона, необходимого для усвоения материала. Оно важно для более яркого и глубокого осмысления основ изучаемого предмета. Предполагается, что в следующем учебном году этот фон явится основным содержанием и будет усваиваться с использованием нового фона, необходимость в котором возникнет в будущем. Таким образом, создается база, предполагающая многоразовое использование одного материала длительный период времени. Это позволяет рассматривать его в различных связях и функциях, что приведет к прочному усвоению содержания.

Внутрипредметная и межпредметная интерация

В большинстве учебников, применяемых в программе Занкова, ученикам показываются различные грани окружающего мира. Подобная интеграция вместе с многоуровневым содержанием учебной литературы позволяет включить в ход познавательного процесса детей, обладающих различными типами мышления: наглядно-действенным, наглядно-образным, словесно-образным и словесно-логическим. Так, при написании материала об изучении окружающего мира в учебниках соединены знания о природе, Земле, а также о культурной и общественной жизни людей в ее историческом развитии.

Освоение чтения и письма

Учебники, созданные для прохождения обучения по программе Занкова, позволяют детям приобрести навыки грамоты с одновременным развитием психофизиологических функций. Все это позволяет быстро и качественно освоить школьникам умения письма и чтения.

Для того чтобы малыши научились хорошо читать, используется звукобуквенный метод. При этом первоклашки, которые проходят свой самый первый и очень трудный период, обучаются с использованием рисунков, схем и пиктограмм. Они разгадывают ребусы, кроссворды и загадки. Из класса в класс задания становятся более трудными. Учебник, который использует программа Занкова для 4 класса, содержит в себе самые сложные слова, изучаемые в начальной школе. Такой постепенный переход дает возможность ученикам самим открывать для себя правила чтения и грамотного написания гласных и согласных букв.

Литературное чтение

Учебники данного направления, используемые программой Занкова, применяют приемы сравнения различных текстов, а именно авторских и фольклорных, научных и художественных, прозаических и т.д. В учебнике для 1-го класса материал подан таким образом, что позволяет формировать у детей осознанное чтение. Ученик постоянно возвращается к пройденному материалу, решая поставленные перед ним задачи, чем создается интерес к исследованию. При этом у детей формируются эстетические эмоции и появляется мотивация к творчеству.

Начиная с 3 класса программа Занкова предусматривает особую структуру учебников. Они содержат в себе различные рубрики с дополнительной информацией. Это позволяет школьнику освоить методику литературного чтения, обращаясь к разным разделам книги («Историческая справка», «Комментарии», «Лента времени», «Консультанты» и т.д.).

Правильная система обучения основывается на приобретение всех этих качеств. Ребенок сможет с истоков получать навыки общения, решать проблемные ситуации, развивать усидчивость и чувство любознательности.

Разработанная специальная система образования Занкова, которая в эпоху компьютерных разработок позволяет человеку быстро овладеть ситуацией.

Общая цель обучения школьников заключается в развитии знаний на базе различных образовательных предметов.

Под этим подразумевается развитие и укрепление памяти, чувств, воли не нанося вред психике ребенка.

Система Занкова разработана на базе общеобразовательной системы, расставляя приоритеты в зависимости от ситуации. Приоритетом является усвоение материала ребенком, а не количество вычитанного материала. В этой программе задействуются все ученики (слабенькие и сильные), что в процессе обучения позволяет всем выйти на высший уровень.

Усвоение и закрепление материала направлено на коллективную работу всего класса, где участвует каждый ребенок, тем самым развивает себя как личность, мнение которого важно для окружающих.

В системе нет основного или второстепенного предмета: каждый предмет вносит свои навыки в развитие и образованность ученика.

Многолетний опыт показал, что дети, начавшие обучение по Занковской системе с раннего возраста, имеют очень высокие показатели в сравнении со сверстниками. Такие ученики зачастую становятся победителями различных олимпиад и конкурсов, с легкостью поступают в высшие учебные заведения.

Преимущества методики Занкова

  • Подходит нерешительным деткам (благодаря индивидуальному подходу дети быстро вливаются в коллектив и активно принимают участие в беседах);
  • Стимулирует к самостоятельности и осваиванию новых знаний.

Развивающая система Занкова на чем основана?

Система обучения построена на трех критериях:

  1. Развитие каждого ребенка.
  2. Изучение особенностей и способностей ученика.
  3. Достижение максимальных результатов.

Все учебные курсы разработаны на мотивацию и развитие творческих талантов ребенка учитывая возрастную индивидуальность каждого. Учебный материал разработан так, чтобы при изучении его ученик мог удивиться, что мотивирует ребенка обдумывать разные варианта, анализировать и делать правильные выводы.

Подход к младшей возрастной категории учитывается на слитности мышления. То есть, рассматривать факты не по отдельности, а связывая их, что позволяет ребенку более доступно их воспринимать. Дети начинают анализировать прочитанный материал, возникает больший интерес к его изучению.

Кроме того, Занковская методика разработана таким способом, что ребенок после ее прохождения может спокойно перевестись в общеобразовательную школу и с легкостью продолжить обучение.

Основные приоритеты заключаются в следующем:

  • Восприятие информации индивидуально;
  • Для работы необходим эмоциональный настрой и мотивация.

На первый взгляд может показаться, что учебный курс довольно сложный. Однако богатство разнообразия материала и манеры его преподавания очень увлекает малышей, развивает в них личностные качества. Ребенок становится более разносторонне развитым и умеет правильно и лаконично изложить свои мысли и предположения.

Как проводятся уроки в классах с Занковской методикой образования?

Ход урока и его построение заметно отличается от обычной классической методики.

  • Доверие и уважение.

Начало занятий состоит на построении взаимопонимания и доверия между преподавателем и учениками, а также между самими учениками. При этом не стоит думать, что ученики могут делать, что хотят.

Учитель, не теряя своего авторитета выявляет у каждого ребенка его способности и основные интересы. Внимательно относится к личностным качествам ученика, следит за его умениями реагировать на различные ситуации, не допуская грубости и унижения.

Ребенок – это личность, которая имеет свое мнение и характер. Здесь очень важно правильно подойти к каждому ребенку и направить его на достижения максимальных результатов.

  • Самообучение и контроль.

Обучение построено на том, чтобы ученик добывал информацию самостоятельно, а учитель направлял и всячески помогал ему. Вся информация подается в форме дискуссии с учениками, а не простой вычитке материала.

Таким образом, дети могут спорит, отстаивать свое мнение и видение. Это помогает не боятся ошибиться, а научить исправлять их с помощью прочитанной информации и своих выводов.

Уже после двух месяцев обучения дети не боятся выразить ту или иную позицию, в одноклассниках видят собеседников, стараются опередить своих сверстником, правильно вести себя в различных ситуациях.

  • Не консервативные методы обучения.

На ряду с обычными школьными программами Занков считает, что активному развитию знаний и способностей позволяет постоянное посещение музеев, театров, экскурсий, библиотек.

Обучение не является легким, как думают некоторые. Однако именно эта система позволяет вырастить думающего, ответственного и развитого человека, который с легкостью займет будет достигать высот в образовании и карьере.

Кто может преподавать по методу Занкова?

Нынешняя система образования позволяет учителю выбирать методы обучение, которые помогут ему воспитать сильное и умное поколение. Поэтому учитель самостоятельно выбирает систему, которую считает наиболее приемлемой для детей.

Вспоминая свое детство и своих учителей, всегда хотелось учиться у преподавателя с неординарной позицией. Где не страшно было выразить свое мнение, не бояться, что тебя унизят или накричат. Именно таких учителей можно назвать Занковскими. То есть они были всегда. Однако на сегодняшний день становятся все более востребованы в образовательной индустрии.

И этому есть ряд неопровержимых объяснений:

  • Ребенок с удовольствием посещает такие уроки (можно проявить себя, показать свои умения и таланты);
  • Неординарный подход к преподаванию мотивирует их;
  • Такой учитель становится настоящим другом для детей. В таких классах дети очень дружны между собой, нет агрессии и издевательств.
  • У таких детей устойчивая психика, умение правильно оценивать ситуацию.

Многие родители отметили, что такая методика хоть и считается сложной, однако детям она очень интересна. Ребенок даже не понимает, что он на несколько ступеней выше своих сверстников, он просто учится и развивается.

Обучение только в начальной школе или и в старшей школе?

На сегодняшний день научный коллектив разрабатывает учебные материалы для 5-9 классов, которые позволят продолжить обучение. Педагоги, желающие работать по этой системе проходят соответствующую подготовку. Сегодня учебники проходят тестирование в школах страны.

Однако многолетняя практика показала, что ученикам, прошедшим младший курс по Занковской методики, намного легче воспринимается программа старших классов и гарантирует поступление в высшие учебные заведения.

В заключении хочется отметить, что такая система обучения направлена на развитие способностей и талантов ребенка учитывая его внутренний мир. Это способствует научить ребенка познавать мир, не останавливаться на достигнутом, развиваться, не боятся самовыражаться.

За частую, такие дети очень легко находят себе профессию, активны, предприимчивы. Все это позволит ребенку достойно преодолевать трудные ситуации, стать успешным человеком.