Река нева падение и уклон реки. Откуда вытекает и куда впадает Нева? Описание реки Нева

Река Нева одна из самых красивых рек России. Большинству людей она знакома благодаря прекрасному Санкт-Петербургу, расположенному на её берегах. Как известно из школьного курса географии, Нева - это одна река, берущая своё начало в Ладожском озере, здесь её исток. В Финском заливе Балтийского моря расположена Невская губа, куда впадает Нева, там её устье.

Нева

Протекает река по территории Ленинградской области и городу Санкт-Петербургу. Её протяжённость равна 74 км, длина по прямой от истока Невы до ее устья 45 км. Глубина составляет в среднем от 8 до 11 м, самая глубокая отметка 24 м. Нева несёт свои воды по равнине, носящей название Невская низменность. Берега круто спускаются к воде, их высота составляет 4-5 м, в устье реки они более пологие - 3-4 м. Место, куда впадает Нева - это Финский залив, свое начала, как уже было сказано, она берет в Ладожском озере.

Ширина реки составляет в среднем 600 м, самое широкое место доходит до одного километра. По сравнению с другими низменными водоемами она достаточно быстротечная. Скорость течения составляет более 1 м в секунду. Река Нева довольно круто изгибается в трёх местах.

  • У Ивановских порогов. Примерно трёхкилометровый участок реки с малой глубиной, частыми отмелями и большой скоростью течения до 4 м в секунду. Он находится недалеко от города Отрадное.
  • У Усть-Славянки - исторического района Санкт-Петербурга.
  • У Смольного института. Данное историческое здание является памятником эпохи раннего классицизма, построено по проекту архитектора Д. Кваренги. В настоящее время резиденция губернатора.

Нева, имея протяженность 75 км, является одной из самых крупных, глубоких и полноводных рек Европы. Из-за равномерного стока воды из Ладожского озера (истока) на реке практически не бывает весенних разливов.

Дельта Невы - Санкт-Петербург

Город Санкт-Петербург был заложен и построен в низменном и болотистом месте. Для осушения болот потребовалось прорыть сто один канал и большое количество прудов. Грунт, извлеченный при рытье каналов, использовался для повышения уровня островов. С течением времени многие из них теряли своё значение, их засыпали землёй. Сейчас количество островов сократилось до 59.

Невская губа, куда впадает Нева, находится в Финском заливе Балтийского моря. При впадении река образует разветвлённую дельту с множеством островов, которые соединены каналами. На этих островах, собственно, и находится Санкт-Петербург. Самые знаменитые острова - это Заячий и Васильевский. На первом находится Петропавловская крепость, на втором расположены знаменитые питерские сфинксы и здание биржи.

У императора Петра I была мечта разделить самый большой из островов, Васильевский, в устье Невы каналами, сделать его похожим на уголок Амстердама. Грезам правителя не было суждено сбыться. Сподвижник императора Петра I А. Меншиков растратил, имеющиеся в казне средства. На острове долгое время люди отказывались селиться, так как сюда не было дорог. Его массовое заселение смогли осуществить только после сооружения мостов через Неву.

Площадь бассейна водной артерии Санкт-Петербурга составляет около 5 тыс. км 2 , включая Онежское и Ладожское озера. Он отличается сложным устройством гидрологической сети. Бассейн включает около 26,3 тыс. озер, 48,3 тыс. рек. Непосредственно в Неву впадет 26 рек и небольших речек. Главные ее притоки: с правой стороны - Ижора, Славянка, Мга, Тосна, Мурзинка, с левой - Черная речка и Охта.

Этимология названия

Есть несколько версий возникновения названия реки. Первая, финская, от слова «neva», которое переводится как безлесное болото. В переводе с саамского слово «nёvё» означает маленький, быстрый. Вторая версия отталкивается от шведского слова «ny(en)» - новый. Существует и славянская гипотеза происхождения названия Нева. Из летописей известно, что Ладожское озеро, являющееся истоком Невы, в старину называли Нево, что значило «новое». По всей видимости, племена, населявшие ранее эти земли, были очевидцами выхода воды из берегов водоема и зарождения реки.

Санкт-Петербургские наводнения

Город находится в низменных и болотистых местах, на островах, соединённых протоками, речками и каналами. Во время сильных осенних ветров, дующих с юго-западной стороны, происходит нагон воды в Финский залив, куда впадает Нева, и оттуда она поступает по реке и протокам в город. Наводнения повторяются часто и порой имеют катастрофические последствия. Возле Исаакиевской площади установлена стела с отметками всех известных наводнений. Самая высокая отметка находится на уровне 4,21 м. Это наводнение произошло в 1824 году и нашло отражение в произведении А.С. Пушкина «Медный всадник».

В Санкт-Петербурге на Неве наводнения случаются в период с сентября по декабрь. Они наносят городу значительный ущерб. Последнее очень опасное наводнение, когда отметка воды по кронштадтскому футштоку составила 220 см, случилось в 2007 году. В 2011 году было закончено строительство комплекса защитных сооружений в Невской губе. Он был задействован во время нагона воды 28 декабря 2011 года. Это помогло избежать очень опасного наводнения, по оценкам специалистов уровень воды смог бы подняться до отметки 281 см. Если бы не успели закрыть дамбу, то городу был бы нанесён многомиллиардный ущерб.

Города на Неве

Всего на берегах Невы находится четыре города. Это прежде всего Санкт-Петербург, расположенный на Невской губе Финского залива. Кроме того, на реке стоят Отрадное, Кировск, Шлиссельбург, находящийся на выходе Невы из Ладоги. На берегах располагаются многочисленные небольшие населённые пункты.

Отрадное

До революции селение Отрадное было местом загородного отдыха жителей столицы. Красивые места, свежий воздух и чистая река привлекали сюда жителей города в летнее время. Теперь Отрадное с населением 25,3 тысячи человек - это довольно крупный промышленный центр, который имеет свой судостроительный завод «Пелла», Кондитерское объединение «Любимый край», «Ленречпорт», ОАО «Невский завод электрощит» и др. Город, получивший в 1970 году свой статус в результате присоединения поселков Ивановское и Усть-Тосно, имеет более чем пятисотлетнюю историю.

Он находится в 18 км от станции метро «Рыбацкое», входящей в состав территории г. Санкт-Петербурга.

Кировск

Кировск был заложен в 1931 году на высоком левом берегу Невы как город строителей Кировской ГРЭС. Расстояние от Петербурга - 35 км. В настоящее время это промышленный город с населением 26 тысяч человек. Здесь находится завод «Ладога», домостроительный комбинат, филиал концерна «Океанприбор» и многие другие. Через Кировск проходит трасса М18, соединяющая город Санкт-Петербург с Мурманском. Город носит имя выдающего деятеля Советского Союза Сергея Мироновича Кирова. В нем есть пристань и железнодорожная станция Невдубстрой.

Шлиссельбург

Город Шлиссельбург был основан как крепость. Она была заложена в 1323 году князем новгородским Юрием при выходе Невы из Ладоги на острове Ореховый и носила название «Орешек». Крепость была деревянная, через 25 лет новгородцами были заложены каменные стены. Она выполняла важную стратегическую роль и открывала Новгороду путь к морю.

Не раз «Орешек» выдерживал осаду шведов, но в 1613 году был захвачен ими и получил новое название - Нотебург, что в переводе со шведского значило город орехов. Через 89 лет населенный пункт был отвоёван Петром I. Он и дал ему современное название.

На левом берегу реки был образован посад с таким же названием, которому в 1780 г. присвоен статус города Шлиссельбурга. Сейчас его население составляет 15 тыс. человек. До Санкт-Петербурга проложена дорога Н135 Шлиссельбург - Кировск - Петербург. Расстояние до Северной столицы - около 50 км.

Урок географии в 8 классе «Реки России»

География России. Природа и население. Книга первая. Под редакцией А. И. Алексеева. Учи­тель географии МОБУ «Иссадская основная общеобразовательная школа»

Волховского муниципального района Румянцева Любовь Васильевна

Цель урока: Изучить особенности рек России. Расширить и углубить знания о реках. Сформировать понятия базис эрозии, уклон, падение реки, расход воды в реке, годовой сток, твёрдый сток. Показать влияние климата и рельефа на реки. Формировать умение определения уклона и падения реки.

Ход урока:

    Организация учащихся на урок

    Актуализация знаний

Вам уже известно, что в природе осуществляется постоянный круговорот воды. Вода всё время переходит из одного природного компонента в другой. Без воды не может существовать ничто живое на Земле. Человеку нужна чистая пресная вода, которая составляет около 2 % гидросферы. (слайд 3)

Начиная с этого урока мы с вами познакомимся с внутренними водами нашей страны. (слайд 4) Давайте вспомним какие виды внутренних вод мы знаем. (Реки, озёра, болота, ледники, подземные воды, вечная мерзлота, водохранилища, пруды, каналы) . В реках содержится лишь малая часть гидросферы, но эта вода не застойная, а проточная. В среднем в реках вода обновляется каждые 19 дней, в болотах полное обновление воды происходит за 5 лет, а в озёрах смена воды происходит только за 17 лет. Поэтому значение рек неизмеримо больше.

Россия богата водными ресурсами, то есть водами, которые могут быть использованы для общественного блага. (слайд 5)

Вы знаете, что люди всегда предпочитали расселяться по берегам рек, которые служили и источниками водоснабжения и пищи, транспортными артериями и оборонительными рубежами. (слайд 6)

На территории России около 2,5 млн. рек и ручьёв, общей протяжённостью более 8 млн. км. Самые протяжённые реки России Обь, Енисей, Лена, Амур и Волга. (слайд 7)

67% рек России относится к бассейну Северного Ледовитого океана, что обусловлено особенностями рельефа; 20% рек России относится к бассейну Тихого океана, Волга с её притоками относится к области внутреннего стока, занимающего 10% , и 3% рек относится к бассейну Атлантического океана. (слайд 8)

Найдите и покажите на карте реки, несущие свои воды в Северный ледовитый океан, Тихий океан Атлантический океан.

Почему крупнейшие реки России текут на север? (Большая территория России имеет уклон к северу.)

Что же такое река? Давайте дадим определение реке.

Река – это естественный постоянный водный поток, протекающий в разработанном им углублении – русле. (слайд 9)

Вспомним части реки. Расставьте на схеме названия частей реки. (слайд 10)

Что такое речная долина? Расскажите по схеме о строении речной долины. (слайд 11)

Водный поток всё время несёт множество продуктов размыва. Речные наносы называют аллювием. (слайд 12) В основном они накапливаются в днищах долин в нижних течениях рек.

Во время таяния снегов пойма реки заливается талыми водами. (слайд 13)

Речной поток всегда стремится углубить своё русло до уровня, называемого базисом эрозии. Этим уровнем служит уровень того водоёма, в который река впадает.

С понижением базиса эрозии происходит углубление русла реки, и наступает момент, когда уже в половодье река не может затапливать пойму. Поток воды в русле начинает работать вширь, разрабатывая новую пойму, а старая пойма превращается в террасу – высокую ступень в днище речной долины. (слайд 14)

Как мы уже говорили, река – это сложное природное образование, состоящее из множества элементов. Река со всеми её притоками называется речной системой. Территория, с которой речная система собирает воды, называется речным бассейном. (слайд 15)

Реки имеют начало и конец. (слайд 16) Начало реки – исток . Устье – место впадения реки в море, озеро или одной реки в другую. Устья имеют различную форму: эстуарий (узкий воронкообразный залив), дельта – низменность в устье реки, имеющая в плане форму греческой буквы Δ, сложенная речными наносами и прорезанная сетью рукавов и протоков, лиман – расширенное устье реки, затопленное водами моря.

На слайде 17 представлен снимок из космоса дельты реки Лены, на котором изображение синтезировано в псевдоцветах: темно-синим и черным показана водная поверхность, фиолетовым – области аккумуляции аллювиальных (речных) отложений, зеленым – растительность, розовым – горные породы в южной части изображения и области с избыточным увлажнением в северной.

    Изучение нового материала.

Падение – это превышение истока реки над устьем в метрах. (слайд 18)

Отношение падения реки (в см)к её длине (в км)называют уклоном реки.

Уклон и падение реки зависят от рельефа и определяют скорость ее течения, способность расширять и углублять свою долину, переносить твердые частицы и т.д.

Определить падение реки Невы, на которой стоит Санкт-Петербург. Вычислить уклон Невы (d=74км). (слайд 19)

1) Нева вытекает из Ладожского озера.

2) Уровень воды в озере 4 м – это и есть высота истока.

3) Нева впадает в Финский залив Балтийского моря, т.е. устье лежит на высоте 0 м.

4) 4 м - 0 м = 4 м

5) Уклон = Падение (см) / d (км)= 400 см / 74 км = 5,4 см на 1 км длины.

Определить падение и уклон следующих рек: Лена, Енисей, Индигирка. (слайд 20)

1) Падение реки Лена – 930 м

Уклон реки Лена - 21 см/км

2)Падение реки Енисей - 1000м

Уклон реки Енисей - 24 см/км

3) Падение реки Индигирка - 1000м

Уклон реки Индигирка - 57,9 см/км

Очень важными характеристиками рек являются расход воды и годовой сток.

Расход воды в реке – это количество воды, проходящее по руслу за единицу времени. Измеряется в м 3 /сек.

Среднегодовой расход воды в Енисее почти 20 000м 3 /с.

Расход воды в реке за длительное времяназывается стоком .

Величина годового стока , прежде всего, зависит от климата. Равнинный рельеф уменьшает сток, а горный, наоборот, его увеличивает. Первое место в стране по величине годового стока занимает Енисей – за год он выносит около 630 км 3 воды. (слайд 22)

Твёрдый сток – это переносимый водой материал, состоящий из растворённых в воде химических и биологических веществ и твёрдых мелких частиц.

Максимальный твёрдый сток в стране имеет Терек– 26 млн. т в год.

Климатические условия влияют на питание (снеговое, дождевое, грунтовое, смешанное, ледниковое) и режим рек, то есть поведение реки в течение года: половодье, паводок, межень, ледостав, ледоход. (слайд 23)

Реки России по режиму делятся на три группы:

    Реки с весенним половодьем. Это реки, имеющие смешанное питание с преобладанием снегового – Волга, Обь, Печора и др.

    Реки с летним половодьем. Реки северо-востока страны, камчатки, Алтая и горных районов вокруг озера Байкал.

    Реки с паводковым режимом. Это реки с дождевым и смешанным питанием. Разливаются после проливных дождей. Амур и его притоки, текущие в муссонном климате, характеризуются также паводковым режимом во второй половине лета, и зимней меженью – временем устойчивого низкого уровня воды в русле.

Практически все российские реки зимой покрываются льдом.

    Рефлексия:

Решение кроссворда (слайд 24), ответы на слайде 25.

    Домашнее задание (слайд 26):

1) На к.к. обозначить крупные речные системы: Волга с Окой и Камой; Ахтуба, Печора, Онега, Северная Двина, Обь с Иртышом, Енисей с Ангарой, Подкаменная и Нижняя Тунгусски, Лена, Яна, Индигирка, Колыма, Анадырь, Амур с Уссури, Зеей, Буреей, Западная Двина, Днепр и Дон;

Разделы:

Цели урока:

  • Образовательные :
    • Изучить особенности рек России.
    • Расширить и углубить знания о реках. Сформировать понятия уклон, падение реки.
    • Показать влияние климата и рельефа на реки.
    • Формировать умение определения уклона и падения рек.
  • Воспитательные :
    • Воспитывать любовь к Родине, бережное отношение к природе.

Оборудование: физическая карта России, раздаточный справочный материал «Реки России», карточки с номенклатурой по теме. компьютер, проектор, атласы, контурные карты, тетради, учебник,

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Изучение нового материала (Приложение 1 )

Стихотворение зачитывает ученик:
Течет река из далека…
Течет река…, течет река…
Как хорошо, когда река
И широка, и глубока!
Над ней – пышнее облака,
Свежей дыханье ветерка,
Стройней и выше лес над ней,
И луг прибрежный зеленей.
Борис Заходер

– Как вы догадались, поговорим мы сегодня о реках. Тема нашего урока «Внутренние воды России. Реки» (Приложение 1 , СЛАЙД) Сегодня мы дадим общее понятие внутренним водам и начнем разговор с главной части внутренних вод нашей страны – рек.
– Вода – один из важнейших видов ресурсов. Без воды нет жизни. Человек не может прожить без воды более 8 дней. Именно 8 дней имеют в запасе горноспасатели, которые ведут спасение шахтеров, оказавшихся отрезанными от выхода при обвале.
– В хозяйстве человек использует главным образом пресную воду. По запасам пресной воды Россия уступает только Дании, т. к. к ней относится о. Гренландия.

– Основные источники пресной воды – внутренние воды, или воды суши. Они многообразны.
– Какие виды внутренних вод вы знаете? (После устного ответа показать СЛАЙД)
– Какие из них созданы человеком? (Пруды, водохранилища, каналы)

– Внутренние воды связанны со всеми компонентами природы. (Приложение 1 , СЛАЙД)
– Главными компонентами, влияющими на воды, являются рельеф и климат. Как эти компоненты взаимосвязаны с внутренними водами, рассмотрим на примере рек.
– Россия страна многочисленных рек. Длина рек измеряется тысячами километров, площадь бассейна – миллионами квадратных километров.
– Все реки относятся к бассейну трех океанов и внутренней бессточной области. (Приложение 1 , СЛАЙД).
– Большая часть рек впадает в Северный Ледовитый океан. Он занимает 65% территории страны. Сюда относится самая длинная река Лена, самая полноводная река Енисей и река с крупнейшим по площади бассейном – Обь.
– Почему крупнейшие реки текут север? (Большая территория России имеет уклон к северу)
– К бассейну Тихого океана относится крупная река Амур, по которой проходит граница страны, а также река Анадырь.
– Почему крупных рек на востоке России не так много, как на севере? (На побережье Тихого океана горные хребты, реки короткие, стекающие с восточных склонов хребтов.)
– К бессточной области относится великая русская река Волга, Терек, Урал. К бассейну Атлантического океана относятся Дон, Кубань, Нева.
– Итак, рельеф влияет на направление течения .
– Каждая отдельно взятая река уникальна. Но у них всех есть общее – это части реки. (Приложение 1 , СЛАЙД)
– Вспомним части реки. (учитель на слайде показывает элемент реки, а ребята называют: главное русло, исток, устье, приток)

В зависимости от рельефа реки делятся на 2 типа: горные и равнинные . (Приложение 1 , СЛАЙД)

– Равнинных рек больше. Почему? (Большая часть территории России – равнинна)
– Равнинная река имеет широкие долины, спокойное течение. Горные реки имеют узкие долины и бурное течение. В горах встречаются пороги и водопады. (Приложение 1 , СЛАЙД) Они мало пригодны для судоходства.
– Примером одной из горных рек является река Терек. Вот как описывает в своем стихотворении Терек М. Ю. Лермонтов.

«Терек воет, дик и злобен,
Меж утесистых громад,
Буре плач его подобен,
Слезы брызгами летят».

Рельеф влияет еще на две величины: падение и уклон реки.

ПАДЕНИЕ – это разница высот между истоком и устьем в метрах.(Приложение 1 , СЛАЙД)

Н = Н 1 – Н 2 , где
Н 1 – абсолютная высота истока
Н 2 – абсолютная высота устья.

– Реки, впадающие в море, имеют высоту устья 0м. Если река впадает в озеро, то уровень поверхности воды в озере является высотой устья. Если река вытекает из озера, то уровень поверхности воды является высотой истока реки.

III. Решение задач на определение падения реки (Приложение 1 , СЛАЙДЫ)

Учащиеся используют для орпеделения раздаточный материал «Реки России». (Приложение 2 )

Определить падение реки Волги.
Исток – Валдайская возвышенность ~ 300 м
Устье – Каспийское море – (– 28 м)
300 – (– 28) = 328 м.

Определить падение реки Ангары.
Исток – озеро Байкал – 456 м
Устье – река Енисей – 76 м
456 – 76 = 380 м.

Определить падение реки Невы.
Исток – Ладожское озеро – 4 м
Устье – Финский залив – 0 м.
4 – 0 = 4 м

Определить падение реки Лены.
Исток –Байкальский хребет – 930 м
Устье – море Лаптевых – 0 м
930 – 0 = 930 м

– Величина падения влияет на другую важную характеристику:

УКЛОН – отношение падения реки (в см) к ее длине (в км) (Приложение 1 , СЛАЙДЫ)

I = Н: L, где

I – уклон;
H – падение;
L – длина.

Решение задач на определение уклона рек. (Приложение 1 , СЛАЙДЫ)

Определить уклон реки Ангары.
Падение = 380 м = 38000 см
Длина реки 1826 км
Уклон = 38000: 1826 = 20,8 см/км

Определить уклон Волги.
Падение = 328 м = 32800 см
Длина реки = 3531 км
Уклон = 32800: 3531 = 9,3 см/км

Определить уклон Невы.
Падение = 4 м = 400см
Длина = 74 км
Уклон = 400: 74 = 5,4 см/км

Определить уклон реки Лены.
Падение = 930 м = 93000 см
Длина реки = 4400
Уклон = 93000: 4400 = 21,1 см/км

– Уклон реки влияет на скорость течения реки. Чем больше уклон, тем больше скорость реки.

– Уклон реки в XII в. определил судьбу епископа Иоанна. (Зачитывается отрывок из летописи)
В одной из новгородских летописей описано интересное событие, происшедшее в 12в. Население старинного Новгорода, не довольное неблаговидным поведением епископа Иоанна, решило изгнать его из своего города. Плот с Иоанном пустили вниз по течению реки Волхов, которая берет начало в озере Ильмень, а впадает в Ладожское озеро. Но плот понесло в обратную сторону, в озеро Ильмень, т. к. река потекла в противоположном направлении. Новгородцы восприняли это «чудо» как «знаменье Господне», и епископ Иоанн с почестями вернулся на свой престол.
Объясняется это явление просто. Оказывается уклон поверхности, по которой протекает Волхов, очень небольшой. Когда в нижнем течении Волхова выпадают дожди, уровень воды в низовьях становится выше, чем в верховьях, и Волхов течет в обратном направлении.

– А теперь поработаем с атласами и контурными картами.

Задание: нанести на контурную карту крупные реки нашей страны.

Волга, Ангара, Обь, Дон, Лена, Печора, Ока, Северная Двина, Иртыш, Енисей, Подкаменная Тунгуска, Нижняя Тунгуска, Яна, Вилюй, Алдан, Индигирка, Колыма, Анадырь, Амур, Шилка, Аргунь, Зея, Бурея, Нева, Терек, Кубань, Урал.

IV. Многие поэты посвящали свои стихи рекам. (Ребята в к/к подписывают реку, а учитель зачитывает стихотворение)

Николай Якушев о Волге : (СЛАЙД)

Не приметен ничем, не широк,
По просторам Валдайского края
Еле слышно журчит ручеек,
Меж каменьями путь выбирая.
То он моет прибрежный песок,
То внезапно в кустах пропадает,
И не знает еще ручеек,
Что его впереди ожидает.
Сколько верст ему надо пройти,
Сквозь какие преграды пробиться,
Сколько рек с ним сольется в пути,
Сколько чаек над ним закружится.
Сколько долгих минует годов,
Сколько волн разойдется кругами,
Сколько встанет больших городов
Над крутыми его берегами.

Молчанов-Сибирский об Ангаре: (СЛДАЙД)

Коварная, лихая, сумасбродная,
Родная дочь Байкала – старика,
Ты по тайге меж гор течешь, свободная,
Могучая сибирская река.

А. Пономаренко про Обь :

Обь родная – как еще теплее
О тебе в стихах сказать смогу?
Бьешься ты сквозь топи, сквозь тайгу,
Летом – вся блестя, зимой белея,
В твердом льду и в дымчатом снегу.
Знать, не зря кормилицей назвали
Мы тебя – не раз твоею лишь
Добротой мы, ханты, выживали…
И богатства перечтешь едва ли
Те, что ты за пазухой хранишь.
Лишь с весной освободятся воды,
Ты подъемлешь баржи, теплоходы,
Островами движутся плоты…
Города, поселки и заводы
На себе на север тащишь ты…

А. Софронов о Доне : (СЛАЙД)

Откуда Дон берет начало,
Где скрыта вечная струя,
Что вниз по руслу величаво
Уходит в дальние края?
Под невысокою березкой
Начало Дон свое берет;
Из-под травы земли Московской,
Ивана – озера берет.

Леонид Попов о Лене: (СЛАЙД)

У тебя, краса – река,
Женское обличье,
Даже имя у тебя
Нежное, девичье.
Ласковым тебя не зря
Окрестили словом,
Несмотря что родилась
Ты в краю суровом.

М. Ю. Лермонтов о Тереке :

Расступись, о старец – море,
Дай приют моей волне!
Погулял я на просторе,
Отдохнуть пора и мне.
Я родился у Казбека,
Вскормлен грудью облаков,
С чуждой властью человека
Вечно спорить был готов.
Я сынам твоим в забаву
Разорил родной Дарьял
И валунов им на славу
Стадо целое пригнал.

V. В заключение небольшие загадки: (Приложение 1 , СЛАЙДЫ)

Ты меня наверно, знаешь,
Я сказки Пушкина герой,
Но если «л» на «н» сменяешь,
Сибирской стану я рекой (Енисей, Елисей)

Я – сибирская река
Широка и глубока.
Букву «е» на «у» смени –
Стану спутником Земли. (Лена, Луна)

Первый слог мой – нота,
Буква – слог второй,
Целое – широко разлилось рекой. (Дон)

К названию животных
Приставь одну из мер –
Получишь полноводную реку в России. (Волга)

VI. Домашнее задание: § 23.





























Включить эффекты

1 из 29

Отключить эффекты

Смотреть похожие

Код для вставки

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм

Рецензии

Добавить свою рецензию


Аннотация к презентации

Презентация на тему "Реки России" рассказывает о реках РФ. Река - природный постоянный водный поток значительных размеров с естественным течением по руслу от истока вниз до устья и питающийся за счёт поверхностного и подземного стока с его бассейна.

  1. Моря и бассейны океанов

    Формат

    pptx (powerpoint)

    Количество слайдов

    Аудитория

    Слова

    Конспект

    Присутствует

Слайд 1

Внутренние воды России.

Слайд 2

Слайд 3

Связь внутренних вод с другими компонентами природы

  • Слайд 4

    Исток Волги

  • Слайд 5

    ВОЛГА

  • Слайд 6

    Слайд 7

    Река Лена

    Слайд 8

    Исток Ангары – озеро Байкал

  • Слайд 9

    Слайд 10

    Моря и бассейны океанов

  • Слайд 11

    ЧАСТИ РЕКИ

    • ОЗЕРО
    • ГЛАВНОЕ РУСЛО
    • ИСТОК
    • УСТЬЕ
    • ПРИТОК
  • Слайд 12

    • Горная река
    • Равнинная река
  • Слайд 13

    Слайд 14

    Слайд 15

    Слайд 16

    Слайд 17

    ПАДЕНИЕ – это разница высот между истоком и устьем. (в метрах)

    Н = Н1 – Н2, где Н1– абсолютная высота истока, Н2– абсолютная высота устья.

    Слайд 18

    1 задание

    Определить падение реки Волги.

    Исток – Валдайская возвышенность ≈ 300м

    Устье – Каспийское море = (-28м)

    300 – (-28) = 328(м)

    Падение реки Волги 328м.

    Слайд 19

    2 задание

    Определить падение реки Ангара.

    Н1 – озеро Байкал = 456м.

    Н2– река Енисей = 76м

    456 – 76 = 380м.

    Падение реки Ангара 380м.

    Слайд 20

    3 задание

    Определить падение реки Невы.

    Н1- Ладожское озеро = 4м

    Н2 – Финский залив = 0м

    Падение реки Нева 4м.

    Слайд 21

    УКЛОН – отношение падения реки (в см.) к ее длине (в км.)

    I = H: L, где

    I – уклон реки;

    H - падение реки;

    L – длина реки.

    Слайд 22

    1 задание.

    Определить уклон реки Волги.

    Н = 328м = 32800см.

    I = 32800: 3531 = 9 см/км

    Уклон реки равен 9см/км

    Слайд 23

    2 задание

    Определить уклон Ангары.

    Н = 380м = 38000см

    I = 38000: 1826 ≈ 21 см/км

    Уклон Ангары - 21см/км

    Слайд 24

    3 задание

    Определить уклон реки Невы

    Н = 4м =400см.

    I = 400: 74 ≈ 5 см/км

    Уклон Невы 5см/км

    Слайд 25

    Слайд 26

    Слайд 27

    1)Составь пары: река- приток

    • Волга
    • Енисей
    • Аргунь
    • Иртыш
    • Алдан
    • Ангара
  • Слайд 28

    На какой реке стоит город?

    • Салехард
    • Краснодар
    • Якутск
    • Архангельск
    • Астрахань
    • Красноярск
    • Нарьян-Мар
    • Иркутск
    • Москва
    • Санкт-Петербург
  • Слайд 29

    Домашнее задание:

    Нанести на к/к крупные реки.

    Посмотреть все слайды

    Конспект

    8 класс

    Оборудование:

    Атласы, контурные карты

    Карточки «Названия рек»

    Карточки с домашним заданием

    Ход урока:

    I Организационный момент

    (слайд №1)

    (Выходят 3-4 ученика)

    (слайд№11)

    горные равнинные

    Терек воет, дик и злобен,

    Меж утесистых громад,

    Буре плач его подобен,

    Слезы брызгами летят.

    H2- абсолютная высота устья

    Исток- озеро Байкал -456м

    Исток – Ладожское озеро - 4м

    Устье - Финский залив -0 м

    Уклон падение длина

    (слайд№21)

    Решение задач:

    H = 328 = 32800 см

    I = 32800: 3531 = 9 см/ км

    Падение = 380 м =38000см

    Длина 1826 км

    H = 4м = 400см

    I = 400: 74 = 5,4 см/км

    Урал - по горам Урала.

    Отметим реки на к/к.

    V Заключение

    ВОЛГА АРГУНЬ

    ЕНИСЕЙ ИРТЫШ

    ОБЬ АЛДАН

    АМУР АНГАРА

    САЛЕХАРД НАРЬЯН - МАР

    КРАСНОДАР КРАСНОЯРСК

    ЯКУТСК ИРКУТСК

    АРХАНГЕЛЬСК МОСКВА

    АСТРАХАНЬ САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

    Течет река издалека….

    Течет река…, течет река…

    Как хорошо, когда река

    И широка и глубока!

    Над ней - пышнее облака,

    Свежей дыханье ветерка,

    Стройней и выше лес над ней,

    И луг прибрежный зеленей.

    В конце звучит песня Зыкиной.

    Подобрать загадки, пословицы, поговорки о реках.

    Предмет: ГЕОГРАФИЯ. ПРИРОДА РОССИИ.

    Тема: «Внутренние воды России. Реки.»

    8 класс

    Цели: - изучить особенности рек России

    Расширить и углубить знания о реках

    Показать влияние климата и рельефа на реке

    Формировать умение определения уклона и падения рек

    Воспитывать любовь к Родине, бережное отношение к природе

    Оборудование:

    Интерактивная доска, презентация

    Карта « Физическая карта России»

    Атласы, контурные карты

    Карточки «Названия рек»

    Карточки с домашним заданием

    Справочный материал « Реки России»

    Ход урока:

    I Организационный момент

    II 1) Изучение нового материала

    Звучит песня « Течёт река Волга» в исполнении Людмилы Зыкиной.

    (слайд №1)

    Что это за песня? Кто ее исполняет?

    Сколько песен, сказок, пословиц сложено о реках, ключевой водице?

    Как вы догадались, поговорим мы сегодня о реках. Тема нашего урока « Внутренние воды России. Реки ». (слайд №1)

    Сегодня мы дадим общее понятие внутренним водам и начнем разговор с главной части внутренних вод нашей страны - рек.

    Вода - один из важнейших видов ресурсов. Без воды нет жизни. Человек не может прожить без воды более 8 дней. Именно 8 дней имеют в запасе горноспасатели, которые ведут спасение шахтёров, оказавшиеся отрезанными от выхода при обвале.

    В хозяйстве человек испытывает главным образом пресную воду. По запасам пресной воды Россия уступает только Дании, так как к ней относится о. Гренландия.

    Основные источники пресной воды - внутренние воды, или воды суши. Они многообразны.

    Какие виды внутренних вод вы знаете? (слайд№2)

    Какие из них созданы человеком? (пруды, водохранилища, каналы)

    Внутренние воды связаны со всеми компонентами природы.(слайд №3)

    Главными компонентами, влияющими на воды, являются рельеф и климат. Как эти компоненты взаимосвязаны с внутренними водами, рассмотрим на примере рек.

    Россия – страна многочисленных рек. Длина рек измеряется тысячами км, S бассейна - миллионами км.(слайд№4-9)

    2) Проверка домашнего задания(карточка-таблица «Реки России»

    В задании «спрятано» название 21 реки России. Вычеркивая непрерывной линией (по образцу) по 1 названию, найдите «спрятанные» реки, выпишите их и найдите в атласе.

    Кто нашел все реки? Отметим их на карте(доска)

    (Выходят 3-4 ученика)

    3) Все реки относятся к бассейну 3 океанов и внутренней бессточной области. Давайте распределим их в таблицу.(слайд№10)

    Большая часть рек впадает в Северный Ледовитый океан. Он занимает 65% территории страны. Сюда относится самая длинная река Лена, самая полноводная река Енисей и река с крупнейшим по площади бассейном Обь.

    Почему крупнейшие реки текут на север? (большая территория России имеет уклон к северу)

    К бассейну Тихого океана относятся крупная река Амур, по которой проходит граница страны, а также река Анадырь.

    Почему крупных рек на востоке России нет так много, как на севере? (на востоке горные хребты, реки короткие, стекают с восточных склонов хребтов)

    К бессточной области относится великая русская река Волга, Терек, Урал.

    К бассейну Атлантического океана относится Дон, Кубань, Нева.

    Итак, рельеф влияет на направление течения.

    4) Каждая отдельно взятая река уникальна. Но у них всех есть общее- это части реки. Вспомним части реки и основные понятия.

    (слайд№11)

    5) В зависимости от рельефа реки делятся (слайд№12)

    горные равнинные

    Равнинных рек больше. Почему? (большая часть России - равнинная)

    Равнинная река имеет широкие долины, спокойное течение.

    В горах встречаются пороги и водопады.(слайд№13-16) Они малопригодны для судоходства. Примером одной из горных рек является Терек. Вот как описывает в своем стихотворении « Терек» М.Ю.Лермонтов:

    Терек воет, дик и злобен,

    Меж утесистых громад,

    Буре плач его подобен,

    Слезы брызгами летят.

    6) Рельеф влияет еще на 2 величины: падение и уклон реки.

    Падение- это разница между истоком и устьем в метрах.(слайд№17)

    H = H1 - H2 , где H1- абсолютная высота истока

    H2- абсолютная высота устья

    Реки, впадающие в море, имеют высоту устья 0 м.

    Если река впадает в озеро, то уровень поверхности воды в озере является высотой устья.

    Если река вытекает из озера, то уровень поверхности воды является высотой истока реки.

    Решение задач на определение падения и уклона реки.

    №1. Определить падение реки Волги (слайд№18)

    Исток ~ 300м (Валдайская возвышенность)

    Устье (-28 м) (Каспийское море)

    №2 . Определить падение реки Ангары. (слайд№19)

    Исток- озеро Байкал -456м

    Устье- река Енисей -76 м 456-76=380 м

    №3. Определить падение реки Невы (слайд№20)

    Исток – Ладожское озеро - 4м

    Устье - Финский залив -0 м

    Величина падения влияет на другую важнейшую характеристику:

    Уклон- отношение падения реки (в см) к её длине (в км)

    Уклон падение длина

    (слайд№21)

    Решение задач:

    № 1. Определить уклон реки Волги.(слайд№22)

    H = 328 = 32800 см

    I = 32800: 3531 = 9 см/ км

    № 2. Определить уклон реки Ангары.(слайд№23)

    Падение = 380 м =38000см

    Длина 1826 км

    Уклон = 38000: 1826 = 20,8 см/км

    № 3. Определить уклон реки Невы. (слайд№24)

    H = 4м = 400см

    I = 400: 74 = 5,4 см/км

    Уклон реки влияет на скорость течения реки. Чем больше уклон, тем больше скорость течения.

    Уклон реки в 12в. Определил судьбу епископа Иоанна. Население старого Новгорода, недовольное неблаговидным поведением епископа Иоанна. Решило изгнать его из своего города. Плот с Иоанном пустили вниз по течению реки Волхов, которая берет начало в озере Ильмень, оно впадает в Ладожское озеро.(слайды№25-26) Но плот понесло в обратную сторону, в озеро Ильмень так как река потекла в противоположном направлении. Новгородцы восприняли это « чудо» как « знаменье Господне». И епископ Иоанн почестями вернулся на свой престол.

    Объясняется это явление просто. Оказывается уклон поверхности, по которой течет Волхов, очень небольшой. Когда в нижнем течении Волхова выпадают дожди, уровень воды в низовьях становится выше, чем в верховьях, и Волхов течет в обратном направлении. В древних летописях река Волхов называлась мутной.

    А что вы знаете о происхождении названий других рек? (проверка домашнего задания некоторых учеников)

    Енисей - от древне киргизского ЭНЕ-САЙ -« МАТЬ-РЕКА»

    Амур - « большая сильная река»

    Анадырь – « ручей, протекающий в горах» (название точно соответствует значению, форме, происхождению)

    Ангара - от эвенкийских и бурятских слов, обозначающих « рот, пасть». Река в истоке действительно напоминает пасть, непрерывно поглощающая воду из Байкала.

    Урал - по горам Урала.

    Камчатка – по полуострову Камчатка.

    Да, по названию некоторых рек можно угадать их местоположение.

    IV Работа по диску на интерактивной доске и к/к.

    Кто хочет попробовать свои силы и распределить реки по карте?

    (задание на обуч. диске - интерактивной доске)

    Отметим реки на к/к.

    V Заключение

    Выполним следующее задание « Кто быстрее!» (работа в парах)

    Составьте пары: река – приток (слайд№31)

    ВОЛГА АРГУНЬ

    ЕНИСЕЙ ИРТЫШ

    ОБЬ АЛДАН

    АМУР АНГАРА

    На какой реке стоит город?(слайд№32)

    САЛЕХАРД НАРЬЯН - МАР

    КРАСНОДАР КРАСНОЯРСК

    ЯКУТСК ИРКУТСК

    АРХАНГЕЛЬСК МОСКВА

    АСТРАХАНЬ САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

    Течет река издалека….

    Течет река…, течет река…

    Как хорошо, когда река

    И широка и глубока!

    Над ней - пышнее облака,

    Свежей дыханье ветерка,

    Стройней и выше лес над ней,

    И луг прибрежный зеленей.

    В конце звучит песня Зыкиной.

    VI Домашнее задание.(слайд№33)

    Нанести на контурной карте крупные реки

    Подобрать загадки, пословицы, поговорки о реках.

    Выписать в тетрадь реки – рекордсмены, используя учебник и карты.

    Скачать конспект

    Тема урока: Внутренние воды России. Реки. 8 класс.

    Цели урока:

    Образовательные: Изучить особенности рек России. Расширить и углубить знания о реках. Сформировать понятия уклон, падение реки. Показать влияние климата и рельефа на реки. Формировать умение определения уклона и падения рек.

    Воспитательные: Воспитывать любовь к Родине, бережное отношение к природе.

    Оборудование: Физическая карта России, справочный материал «Реки России», компьютер, проектор, атласы, контурные карты, тетради, учебники, карточки с номенклатурой по теме.

    Ход урока.

    I ) Организационный момент.

    II ) Изучение нового материала.

    Стихотворение зачитывает ученик:

    Течет река из далека…

    Течет река…, течет река…

    Как хорошо, когда река

    И широка, и глубока!

    Над ней – пышнее облака,

    Свежей дыханье ветерка,

    Стройней и выше лес над ней,

    И луг прибрежный зеленей.

    Борис Заходер

    Как вы догадались, поговорим мы сегодня о реках. И не только о них.

    Тема нашего урока «Внутренние воды России. Реки»

    Открываем тетради, записываем тему урока.

    Внутренние воды мы будем изучать в течение несколько уроков. А вот рекам посвятим два урока. Сегодня мы дадим общее понятие внутренним водам и начнем разговор с главной части внутренних вод нашей страны – с рек.

    Вода – один из важнейших видов ресурсов. Без воды нет жизни. Человек не может прожить без воды более 8 дней. Именно 8 дней имеют в запасе горноспасатели, которые ведут спасение шахтеров, оказавшихся отрезанными от выхода при обвале.

    В хозяйстве человек использует главным образом пресную воду. По запасам пресной воды Россия уступает только Дании, т. к. к ней относится о. Гренландия.

    Основные источники пресной воды – внутренние воды, или воды суши. Они многообразны.

    Какие виды внутренних вод вы знаете? (после устного ответа показать

    Какие из них созданы человеком? (пруды, водохранилища, каналы)

    Внутренние воды связанны со всеми компонентами природы.

    Но главными компонентами, влияющими на воды, являются рельеф и климат.

    Как эти компоненты взаимосвязаны с внутренними водами, рассмотрим на примере рек.

    Начнем с рельефа.

    Россия страна многочисленных рек. Длина рек измеряется тысячами километров, площадь бассейна – миллионами квадратных километров.

    Все реки относятся к бассейну трех океанов и внутренней бессточной области.

    Большая часть рек впадает в Северный Ледовитый океан. Он занимает 65% территории страны. Сюда относится самая длинная река Лена, самая полноводная река Енисей и река с крупнейшим по площади бассейном – Обь.

    Почему крупнейшие реки текут север? (большая территория России имеет уклон к северу)

    К бассейну Тихого океана относится крупная река Амур, по которой проходит граница страны, а также река Анадырь.

    Почему крупных рек на востоке России не так много, как на севере? (на побережье Тихого океана горные хребты, реки короткие, стекающие с восточных склонов хребтов.)

    К бессточной области относится великая русская река Волга, Терек, Урал.

    К бассейну Атлантического океана относятся Дон, Кубань, Нева.

    Итак, рельеф влияет на направление течения .

    Каждая отдельно взятая река уникальна. Но у них всех есть общее – это части реки.

    Вспомним части реки. (учитель на слайде показывает элемент реки, а ребята называют:

    Главное русло,

    Исток,

    Устье,

    Приток)

    - В зависимости от рельефа реки делятся на 2 типа: горные и равнинные .

    Равнинных рек больше.

    Почему? (большая часть территории России – равнинна)

    Равнинная река имеет широкие долины, спокойное течение.

    Горные реки имеют узкие долины и бурное течение. В горах встречаются пороги и водопады. Они мало пригодны для судоходства.

    Примером одной из горных рек является река Терек.

    Вот как описывает в своем стихотворении Терек М. Ю. Лермонтов.

    «Терек воет, дик и злобен,

    Меж утесистых громад,

    Буре плач его подобен,

    Слезы брызгами летят.»

    - Рельеф влияет еще на две величины: падение и уклон реки.

    ПАДЕНИЕ – это разница высот между истоком и устьем (в метрах)

    Н = Н 1 – Н 2 , где

    Н 1 – абсолютная высота истока

    Н 2 - абсолютная высота устья.

    Реки, впадающие в море, имеют высоту устья 0м. Если река впадает в озеро, то уровень поверхности воды в озере является высотой устья. Если река вытекает из озера, то уровень поверхности воды является высотой истока реки.

    Решение задач на определение падения реки.

    1

    Определить падение реки Волги.

    Исток – Валдайская возвышенность ≈ 300м

    Устье – Каспийское море – (-28м)

    300 – (-28) = 328 м.

    2

    Определить падение реки Ангары.

    Исток – озеро Байкал – 456м

    Устье – река Енисей - 76м

    456 – 76 = 380м.

    3

    Определить падение реки Невы.

    Исток – Ладожское озеро – 4м

    Устье – Финский залив – 0м.

    4 – 0 = 4м

    4

    Определить падение реки Лены.

    Исток –Байкальский хребет - 930м

    Устье – море Лаптевых – 0м

    930 – 0 = 930м

    Величина падения влияет на другую важную характеристику:

    УКЛОН – отношение падения реки (в см) к ее длине (в км)

    I – уклон;

    H – падение;

    L – длина.

    Решение задач на определение уклона рек.

    1

    Определить уклон реки Ангары.

    Падение = 380м = 38000см

    Длина реки 1826км

    Уклон = 38000: 1826 = 20,8 см/км

    2

    Определить уклон Волги.

    Падение = 328м = 32800см

    Длина реки = 3531 км

    Уклон = 32800: 3531 = 9,3 см/км

    3

    Определить уклон Невы.

    Падение = 4м = 400см

    Длина = 74 км

    Уклон = 400: 74 = 5,4 см/км

    4

    Определить уклон реки Лены.

    Падение = 930м = 93000см

    Длина реки = 4400

    Уклон = 93000: 4400 = 21,1 см/км

    Уклон реки влияет на скорость течения реки. Чем больше уклон, тем больше скорость реки.

    Уклон реки в XII в. определил судьбу епископа Иоанна. (зачитывается отрывок из летописи)

    В одной из новгородских летописей описано интересное событие, происшедшее в 12в. Население старинного Новгорода, не довольное неблаговидным поведением епископа Иоанна, решило изгнать его из своего города. Плот с Иоанном пустили вниз по течению реки Волхов, которая берет начало в озере Ильмень, а впадает в Ладожское озеро. Но плот понесло в обратную сторону, в озеро Ильмень, т. к. река потекла в противоположном направлении. Новгородцы восприняли это «чудо» как «знаменье Господне», и епископ Иоанн с почестями вернулся на свой престол.

    Объясняется это явление просто. Оказывается уклон поверхности, по которой протекает Волхов, очень небольшой. Когда в нижнем течении Волхова выпадают дожди, уровень воды в низовьях становится выше, чем в верховьях, и Волхов течет в обратном направлении.

    А теперь поработаем с атласами и контурными картами.

    Задание: нанести на контурную карту крупные реки нашей страны.

    Волга, Ангара, Обь, Дон, Лена, Печора, Ока, Северная Двина, Иртыш, Енисей, Подкаменная Тунгуска, Нижняя Тунгуска, Яна, Вилюй, Алдан, Индигирка, Колыма, Анадырь, Амур, Шилка, Аргунь, Зея, Бурея, Нева, Терек, Кубань, Урал.

    Многие поэты посвящали свои стихи рекам. (ребята в к/к подписывают реку, а учитель зачитывает стихотворение). Волга – великая русская река, символ и любимица России. Народ ласково называет её «Волгой-матушкой»:

    Николай Якушев о Волге : Не приметен ничем, не широк,

    По просторам Валдайского края

    Еле слышно журчит ручеек,

    Меж каменьями путь выбирая.

    То он моет прибрежный песок,

    То внезапно в кустах пропадает,

    И не знает еще ручеек,

    Что его впереди ожидает.

    Сколько верст ему надо пройти,

    Сквозь какие преграды пробиться,

    Сколько рек с ним сольется в пути,

    Сколько чаек над ним закружится.

    Сколько долгих минует годов,

    Сколько волн разойдется кругами,

    Сколько встанет больших городов

    Над крутыми его берегами.

    Молчанов-Сибирский об Ангаре: Коварная, лихая, сумасбродная,

    Родная дочь Байкала – старика,

    Ты по тайге меж гор течешь,

    Свободная,

    Могучая сибирская река.

    А. Пономаренко про Обь :

    Обь родная – как еще теплее

    О тебе в стихах сказать смогу?

    Бьешься ты сквозь топи, сквозь тайгу,

    Летом – вся блестя, зимой белея,

    В твердом льду и в дымчатом снегу.

    Знать, не зря кормилицей назвали

    Мы тебя – не раз твоею лишь

    Добротой мы, ханты, выживали…

    И богатства перечтешь едва ли

    Те, что ты за пазухой хранишь.

    Лишь с весной освободятся воды,

    Ты подъемлешь баржи, теплоходы,

    Островами движутся плоты…

    Города, поселки и заводы

    На себе на север тащишь ты…

    А. Софронов о Доне : Откуда Дон берет начало,

    Где скрыта вечная струя,

    Что вниз по руслу величаво

    Уходит в дальние края?

    Под невысокою березкой

    Начало Дон свое берет;

    Из-под травы земли Московской,

    Ивана – озера берет.

    Леонид Попов о Лене: У тебя, краса – река,

    Женское обличье,

    Даже имя у тебя

    Нежное, девичье.

    Ласковым тебя не зря

    Окрестили словом,

    Несмотря что родилась

    Ты в краю суровом.

    М. Ю. Лермонтов о Тереке :

    Расступись, о старец – море,

    Дай приют моей волне!

    Погулял я на просторе,

    Отдохнуть пора и мне.

    Я родился у Казбека,

    Вскормлен грудью облаков,

    С чуждой властью человека

    Вечно спорить был готов.

    Я сынам твоим в забаву

    Разорил родной Дарьял

    И валунов им на славу

    Стадо целое пригнал.

    В заключении небольшие загадки:

    Ты меня наверно, знаешь,

    Я сказки Пушкина герой,

    Но если «л» на «н» сменяешь,

    Сибирской стану я рекой

    (Енисей, Елисей)

    Я – сибирская река

    Широка и глубока.

    Букву «е» на «у» смени –

    Стану спутником Земли.

    (Лена, Луна)

    Первый слог мой – нота,

    Буква – слог второй,

    Целое – широко разлилось рекой.

    (Дон)

    К названию животных

    Приставь одну из мер –

    Получишь полноводную реку в России. (Волга)

    III ) Домашнее задание: § 23 до стр. 111(Как климат влияет на реки?), знать карту.