Русь в IX – первой половине XII вв. Феодализм Западной Европы и социально-экономический строй Древней Руси: сходства и различия

Конспект по истории России

Древнейшие летописи связывают начало государственности на Руси с призванием варягов (скандинавов) - братьев Рюрика (к ильменским славянам), Синеуса (к чуди и веси на Белоозеро) и Трувора (к кривичам в Изборск) с дружиной. Спустя два года, после смерти младших братьев, всю власть над призвавшими их племенами принял Рюрик. Уйдя с Ладоги на Волхов, он основал город, получивший имя Новгород. В результате войн с соседними племенами власть Рюрика распространилась к югу на полочан, к западу на кривичей, к северо-востоку на мерю и Мурому. Тем самым было положено начало собиранию восточнославянских земель в единое государство. Согласно преданию, двое "мужей" Рюрика - Аскольд и Дир - спустились с дружиной вниз по Днепру и, остановившись в Киеве, стали владеть землями полян, плативших дань хазарам.

В 879 г. Рюрик умер, оставив малолетнего сына Игоря на попечение своего родственника Олега , который совершив поход на юг, убил киевских князей Аскольда и Дира и перенес в Киев центр своего княжества. По летописи, он сделал это в 882г., и этот год считается датой образования древнерусского государства . Утвердившись в Киеве, Олег обложил данью северные племена, активно строил города и крепости для установления своей власти на новых землях и защиты от степных кочевников. Впоследствии Олег (882-912) подчиняет древлян, радимичей и северян. Игорь (912-945) - уличей и тиверцев и - вторично - древлян, Святослав (965-972) совершает поход на вятичей, а Владимир (978-1015) - на хорватов. К началу XI в. Русь объединила почти все восточнославянские племена и превратилась в крупное европейское государство.

Перед древнерусским государством стояли сложные внешнеполитическое задачи - противостояние византийской экспансии в Северном Причерноморье, отражение набегов кочевников-печенегов, борьба с Хазарским царством, препятствовавшим восточной торговле Руси. Борьба с попытками Византийской империи подчинить Русь прошла несколько этапов - морские походы на Царьград князя Олега (907 г.), князя Игоря (941 и 944 гг.), борьба князя Святослава на Дунае. Особенно успешным был поход Олега, взявшего большую дань и добившегося от императора выгодного для Руси торгового договора. Поход князя Игоря в 941 г. окончился неудачей. После похода 944 г. был заключен новый договор, уже на менее выгодных условиях. В других случаях Русь выступала союзником Византии. Необычной активностью отличалась внешнеполитическая деятельность Святослава. В 964-965 гг. он покорил живших на Оке вятичей, вышел на Волгу, разгромил Волжскую Болгарию и, двинувшись вниз по Волге, обрушился на давнего врага восточных славян - Хазарский каганат. Войско хазар было разбито. Святослав покорил также северокавказские племена ясов (предки осетин) и касогов (предки адыгейцев) и положил начало русскому Тмутараканскому княжеству на Таманском полуострове (Восточное Приазовье).

В 967 г. Святослав сменил восточное направление своей деятельности на балканское . По договоренности с византийским императором Никифором Фокой он выступил против Болгарского царства, одержал победу и обосновался на нижнем Дунае. Отсюда он стал угрожать и самой Византии. Византийская дипломатия сумела направить против Руси печенегов, которые, воспользовавшись отсутствием русского князя в 968 г., едва не взяли Киев. Святослав вернулся на Русь, разбил печенегов и вновь возвратился на Дунай. Здесь, заключив союз с болгарским царем Борисом, он начал войну с Византией и, перейдя Балканы, вторгся во Фракию. Военные действия проходили с переменным успехом, но в конце концов Святославу пришлось отступить обратно к Дунаю. В 971 г. новый византийский император Иоанн Цимисхий перешел в наступление, занял столицу Болгарии Преслав и осадил Святослава в Доростоле (на правом берегу Дуная). Решающего успеха византийцам достичь не удалось, но истощивший свои силы Святослав вынужден был согласиться на заключение договора, согласно которому он терял все позиции, завоеванные им на Балканах. В 972 г. Святослав с частью войска возвращался в Киев по Днепру. У днепровских порогов подкупленные византийскими дипломатами печенеги устроили засаду и Святослав был убит.

Отношения с туркоязычными печенегами , в начале X в. занявшими причерноморские степи от Дуная до Дона, были также важной составной частью древнерусской внешней политики. Известны как факты союзнических отношений Руси с отдельными печенежскими племенами (в 944 г. и 970 г. против Византии), так и военные конфликты (920, 968, 972 гг.). Особенно силен был печенежский натиск на южнорусские земли в конце X в. Киевский князь Владимир (980-1015) организовал оборону южных границ, осуществив постройку сторожевых крепостей вдоль пограничных со степью рек - Десны, Сейма, Суля, Роси.

Княжение Владимира Святославича (980-1015) было периодом политический стабильности Киевской Руси, когда сложилась структура единого раннефеодального государства, был нейтрализован натиск печенегов на южные границы. После смерти Владимира в 1015 г. развернулась ожесточенная борьба за власть между его наследниками. В результате этой борьбы в 1036 г. Ярослав стал "самовластцем" Русской земли.

В 1037 г. произошло последнее крупное сражение с печенегами: они были разгромлены под Киевом и после этого больше не представляли опасности для Руси. В 1043 г. обострилась русско-византийские отношения. Ярослав отправил на Константинополь войско во главе со своим старшим сыном Владимиром, князем новгородским. Поход оказался неудачным - русское войско было разбито греческим флотом.

После смерти Ярослава в 1054 г. между его сыновьями некоторое время сохранялась политическая стабильность. Ярославичи - киевский князь Изяслав, черниговский Святослав и переяславский Всеволод - составили правящий триумвират под главенством старшего Изяслава. Разделение власти привело к временному возникновению, наряду с Киевской митрополией, двух новых - Черниговской и Переяславской. Князьям удалось в 1060 г. разбить соединенными силами кочевников-торков, пытавшихся занять в причерноморских степях место печенегов.

Основой социально-экономического строя государства было феодальное землевладение . Собственники земли - князья, бояре, дружинники, а после принятия христианства и церковь - эксплуатировали труд различных категорий зависимого населения: холопов, закупов, изгоев, рядовичей, смердов. Наиболее многочисленной по составу была группа смердов - свободных и уже попавших в зависимость. Главной формой эксплуатации в X-XII вв. являлась натуральная (продуктовая) рента.

Наряду с утверждением феодальных отношений на Руси происходил рост городов. Основное население в них составляли ремесленники и торговцы. Большую роль в жизни города играло вече , которое ведало вопросами войны и мира, созывало ополчение, сменяло князей и т.д. Бояре, высшие иерархи церкви, князь возвышались над основной массой населения. Но власть князя не была самодержавной, она ограничивалась волеизъявлением свободных общин и вечевым строем городов.

Процесс феодализации Руси привел к образованию мощных политических центров и началу их борьбы с Киевом. Распад государства начался со смертью Ярослава Мудрого и разделом Руси между его сыновьями. Правление триумвирата Ярославичей не спасло страну от междоусобиц и феодальных войн. Преодолеть раздробленность не удалось. К концу их правления местные князья, используя внешнюю угрозу (набеги печенегов, затем половцев), внутреннюю нестабильность (народное восстание в Суздале (1024), Киеве (1068-1071), в том же году в Ростове, в Новгороде, на Белоозере) и противоречия в великокняжеских семьях, развернули феодальные войны. Съезд князей в Любече (1097 год) официально закрепил падение единовластия киевских князей, признание самостоятельности феодальных центров.

Серьезной попыткой противостоять феодальной раздробленности через усиление великокняжеской власти, опирающейся на союз с городами, стало правление Владимира Мономаха (1113-1125). Киевскому князю удавалось сохранить единство Древнерусского государства и гасить сепаратистские устремления некоторых князей (Ярослава, Глеба). В области внешней политики ему удалось отразить опасность, грозившую Южной Руси со стороны половцев. В 1116-1118гг. Владимиром было организовано масштабное военное и политическое наступление на Византию. Попытки посадить на константинопольский престол своего зятя-самозванца Леона, выдававшего себя за сына византийского императора Романа IV Диогена, а после его гибели - сына Леона Василия (своего внука) не удались, но их результатом было упрочение влияния Руси на левом берегу Нижнего Дуная.

Древнерусское государство возникло в середине 9 века. Этнической основой Древней Руси были восточнославянские племенные союзы, перечисленные в «Повести временных лет» (поляне, северяне, древляне, кривичи и др.).

К середине 9 века восточнославянское общество достигло последнего этапа разложения первобытно-общинного строя – эпохи военной демократии (эпохи вождеств). Основной экономической ячейкой общества стала отдельная малая семья, владевшая пахотной землёй и основными орудиями труда. Старая патриархально-родовая община разрушилась. Ей принадлежали только лесные и водные угодья. Эта община всё больше превращалась из родовой в соседскую общину 9мир, вервь). Между малыми семьями увеличивалась имущественнаядеференциация. Материальное неравенство семей усугублялась во время частых войн. В результате ранее единые общества раскололись на бедных и богатых. Всё более усиливалась власть вождей племён (князей). Постепенно они окружили себя постоянным войском из дружинников и перестали зависеть от народных собраний. Формально народные собрания собирались ещё долго, но князь и дружина всё аще пренебрегают мнением народного собрания (вече) и фактически выступают в интересах не столько народа, сколько себя лично. Всё чаще князья пытаются передать власть по наследству. Бесконечные войны приводят к коренному расколу общества, которое ради спасения самого себя производит новый социальный институт – государство. Реальным выражением этого государства и были первоначальные князья и их дружины.

В тех случаях, когда социальные отношения в обществе находилось на этапе образования государства оказывалась очень высоко, предпочитали приглашать верховных правителей со стороны. Так случилось и в истории России. По сообщению «Повести временных лет» в середине 9 века кривичи и словены первыми пригласили на княжение одного из варяжных князей. В 862г. Этот князь был изгнан за море, но вскоре новгородцы перессорились между собой и снова послали к варягам послов просить кого-нибудь на княжение. В Новгород пришёл княжить варяжский князь Рюрик. Сам Рюрик стал княжить в новгородской земле, а его ближайшие родственники получили княжение в Изборске и Белоозере. Вскоре Рюрик отправил небольшую дружину во главе с Оскольдом и Диром на юг, чтобы захватить Киев, где в то время княжила местная киевская династия (Чек, Харив, сестра Лыбедь). Так в Киеве стала княжить варяжская династия. В 879г. Умер старый Рюрик, оставив малолетнего сына Игоря. Регентом при Игоре стал родственник Олег. В 882г. Олег с Игорем и большой дружиной двинулся на юг. Он захватил Смоленск, Любеч и Киев, убив при этом Оскольда и Дира. Олег перенёс столицу русского государства из Новгорода в Киев, и сказал при этом: «Да будет Киев матерью городов русских». Новгород был вынужден подчиняться Киеву и платить дань.

Так при Олеге произошло объединение Северной и Южной Руси в рамках нового единого государства под названием Русь. Олег начал политику окняжения, т.е. в подчинение Киеву соседних полевых союзов. Олег силой и оружием подчинил северян и родимичей, при этом освободив их от уплаты дани хазарам. Первой формой эксплуатации ещё свободного Древнерусского населения было полюдье. Оно заключалось в том, что каждую осень в ноябре князь с дружиной выступал на север и обходил все подвластные Киеву территории. К весне дружина с князем возвращались в Киев. Первоначально никакого порядка в сборе дани не было, что приводило к конфликтам.

В 945г. Князь Игорь собрал дань с древлян, но по дороге в Киев дружина возмутилась, что мало награбили. Древляне убили Игоря. Жена Игоря княгиня Ольга отомстила за смерть мужа, провела реформу полюдья. Оно было заменено повозом. Установились твёрдые размеры дани (уроки) и места, куда дань надо было принести (погосты). Это была первая экономическая реформа. Ольга приняла христианство. Сын Игоря и Ольги князь Святослав вошёл в историю Руси, как князь-полководец (победил вятичей, разгромил хазар),пока в 971г. не погиб от рук печенегов.

Новый киевский князь Владимир 1, был незаконный сын Святослава. Главной заслугой Владимира 1 был разгром печенегов и укрепил государственный границы к югу от Киева. Придя к власти, в результате междоусобной войны (убийство Ярополка), Владимир понимал необходимость укрепления княжеской власти. Он начал с устранения соперников, в частности убил полоцкого князя Роголда, а затем перешёл к реформированию языческих культов. Для поклонения было избрано 6 общерусских культов, а все остальные культы запрещались. Эта реформа произошла в 980 году. Однако, централизация языческих культов успеха не имела. Люди поклонялись общерусским Богам. Убедившись в том, что эта реформа бесполезна, он решил встать на путь княгини Ольги. После продолжительного процесса выбора религии в 988 году Русь принимает христианство в его православном варианте из Византии. Сам Владимир крестился в Херсонесе.

Плюсы принятия христианства:

1) Русь вошла в семью европейских государств.

2) Русь приобщилась к византийской культуре.

3) Укрепилась единоличная власть великого киевского князя. Христианство требовало подчинения князю.

4) Укрепление Древнерусского государства. Христианство запрещало смертную казнь.

Христианство – религия классового общества. Способствовала новым формам угнетения народа, объединению древнерусских племён в единый древнерусский народ. Феодальные отношения зародились в Древнерусском обществе на первобытной основе. Главным признаком феодализма является владение землёй, людьми, которые несли военную или иную службу государству. Собственник или владелец земли одновременно обладал и реальной властью. Феодалы получали землю в собственность путём насильственного захвата крестьянских земель, а затем из рук тех самых крупных феодалов, которые уже успели составить крупные земельные владения. На протяжении 15-16вв. в Древней Руси сложились две основные формы крупного феодального землевладения: вотчина и поместье. Первой появилась вотчина. Она представляла собой неотчуждаемую частную земельную собственность, передаваемую от отца к сыну. Они принадлежали князю, его семье, боярам, монастырям. Поместье – условное земельное держание, при котором земля давалась временно, условно, за службу государству или иному феодалу. Когда служба заканчивалась, её отбирали и передавали реальному владельцу. Феодальный способ пр-ва базируется на получении особого дохода феодала, именуемого земельной рентой без любых вложений и затрат. Исторически на Руси сложились 3 формы ренты:

1) Натуральная (продуктовая, оброк)

2) Отработочная (барщина)

3) Денежная.

Ренту уплачивали крестьяне в качестве арендной платы за землю, которую они арендовали у феодалов. Феодалы были заинтересованы в том, чтобы земля постоянно находилась в обработке. Однако, вплоть до середины 17в. Русское крестьянство оставалось свободным. Поэтому вся история русского средневековья представляет собой процесс постепенного закрепощения русских крестьян. Для того, чтобы привязать крестьян к определённой земле правительство использовало как экономическое, так и неэкономическое принуждение, опираясь на государство и законы.

Ещё одной особенностью русского феодализма было то, что по сравнению с Западноевропейским феодализмом наш феодализм возник позже и развивался медленнее чем на Западе. На Руси долгое время сохранялось в качестве пережитка рабство (холопство) и патриархально-родовой уклад.

Длительное время феодалом для русского крестьянства выступало государство. Основным источником для изучения русского феодализма служат законодательные памятники. Для древнерусского периода таким памятником является «Русская правда», древнейшая редакция которой связана с именем Ярослава Мудрого (1019г.). Эта «Правда» была дана Ярославом Мудрым новгородцам. А с переходом Ярослава на Киевский стол была распространена на всю Русь. После смерти Ярослава Мудрого в 1054г. 3 его сына в 1072г. Дополнили «Правду» Ярослава новыми статьями, которое получили название «Правда Ярославичей!. В 1113г. Владимир Мономах ещё раз дополнил «Русскую правду»новыми статьями, которые именуются «Уставом Владимира Мономаха». В «Уставе» содержались нормы, регулирующие процентную ставку за кредит.

Древнерусское государство сложилось в форме ранней феодальной монархии. Основные классы: феодалы, зависимые крестьяне. Во главе – Великий киевский князь, происходивший из дома Рюриковичей. Однако всю русскую землю считал вотчиной дома Рюриковичей. Князь опирался на Боярскую Думу, в которую входили его родственники и представители старшей дружины. Почти всегда старшую дружину составляли одни бояре. Кроме старшей, существовала и младшая дружина, в которую входили отроки. Из этих лиц назначались мелкие государственные чиновники. Всё свободное население Руси именовалось термином «люди». Зажиточная часть населения в «Русской правде» именовались термином «мужи». Древнерусское общество было достаточно сильно, что выразилось в неодинаковом штрафе за убийство свободного человека. Жизнь богатого человека ценилась в 2 раза больше жизни обычного человека. Штраф за убийство – вира.

«Русская правда» упоминает следующие категории свободного населения: крестьяне-смерды (часть из них уже была экономически зависима от феодалов), рядовичи – люди, взявшие выполнить работу по договору (ряду), закупы – люди, взявшие деньги или другие материальные ценности в долг. Закон охраняет всех. Холопы – абсолютно бесправные люди. Русское крестьянство в это время было организовано в общины. На середину 10-первую половину 11 века приходится расцвет Киевской Руси. В это время княжил Владимир 1.

Занятие 3. Русь в IX – нач. XII в.

Предпосылки формирования древнерусского государства

      Экономические:

      • успехи в развитии хозяйства (пашенное земледелие);

        отделение ремесла от сельского хозяйства и сосредоточение его в городах;

        развитие торговли.

      Социальные:

      • возникновение имущественного неравенства и общественной иерархии.

      Политические:

      • формирование племенных союзов – уже в VI веке;

        потребность в особой системе управления – государственном аппарате;

        угроза со стороны внешних врагов (кочевники – хазары, печенеги, норманны);

        наличие протогосударств (предгосударств) в VII –IX вв.: Куяба (вокруг Киева), Славия (вокруг Новгорода), Артания (Рязань, Чернигов).

      Духовные:

      • схожие обычаи, общая религия.

К середине IX века сложилось два центра объединения восточнославянских племён – Новгород и Киев.

Этапы развития древнерусского государства

1) IX – cередина Х в. – время первых киевских князей;

2) вторая половина Х – первая половина XI в. – время княжества Владимира I Святого и Ярослава Мудрого, эпоха расцвета Киевской державы;

3) вторая половина XI – вторая половина XII в. – переход к территориально-политической раздробленности, или к удельным порядкам.

Основные события (по периодам правления киевских князей)

862 г. – призвание ильменскими словенами Рюрика: «Земля наша велика и обильна, а наряда (порядка) в ней нет. Прийдите к нам и правьте нами». Рюрик княжил в Ладоге, затем во всех новгородских землях

882 г. – поход Олега на Киев, подчинение Киеву древлян, северян, радимичей.

      Контроль над торговым путём «из варяг в греки»: из Византии по Чёрному морю и Днепру – волоком в Ловать – оз. Ильмень – р. Волхов – Ладожское озеро – Финский залив – Балтика.

      Два похода на Византию – договоры 907 и 911 годов: право торговли, право жить в Константинополе (за счёт греков, но ходить без оружия).

      Согласно летописной легенде погиб от укуса змеи: «И принял он смерть от коня своего» (А. Пушкин).

912 – 945 гг. – княжение Игоря

      Был убит во время похода в земли древлян за данью.

      Продолжал политику подчинения восточнославянских племён (уличи) и походы в Византию

945 – 957 (969) гг. – княгиня Ольга

      Установила чёткий порядок взимания дани.

      В 955 (957) г. Приняла христианство (христианское имя – Елена).

957 – 972 гг. – княжение Святослава Игоревича (Святослав I )

      Разгромил Хазарский каганат, подчинил вятичей.

      Активная внешняя политика: походы на Дунайскую Болгарию, Византию

      В 972 г. был убит печенегами, когда возвращался в Киев из похода (из его черепа печенеги сделали чашу для вина).

      Своих сыновей назначил наместниками вместо племенных князей восточнославянских племенных союзов.

      После его смерти – борьба за власть (Ярополк – Олег, Владимир – Ярополк).

980 – 1015 гг . – княжение Владимира I (Владимир «Красное солнышко», Владимир Святой)

      987 г. – союз с Византией.

      988 – принятие христианства (в 980 г. пытался провести «языческую реформу»: роль главного бога отводилась Перуну).

      Укрепление власти над восточнославянскими племенами; введение новой административной системы: во главе союзов племён Владимир ставит своих сыновей – происходит полная ликвидация племенных княжений.

      Создание оборонительной системы на юго-восточных границах: засеки и сторожевые башни.

      К отдалённым городам прокладываются «дороги прямоезжие».

      После смерти – межусобная борьба сыновей: Ярослав, Святополк (Окаянный), Мстислав Тмутараканский

1019 – 1054 гг . – княжение Ярослава Мудрого

      Разгром печенегов

      1016 г. – начало составления «Русской правды» (окончательный вариант – 1072 г).

      Укрепление связей с европейскими государствами.

      Софийский собор в Киеве, Киево-Печерский монастырь.

      Образование Киевской митрополии, первый русский по происхождению митрополит – Илларион.

      После смерти Ярослава Мудрого начались усобицы (закон о престолонаследии – власть передавалась не от отца к сыну, а от старшего брата к младшему).

1097 г. – съезд князей в Любече: «каждый да держит вотчину свою»: юридическая основа феодальной раздробленности.

1113 – 1125 гг . – княжение Владимира II Мономаха (сын Всеволода Ярославича)

      Походы на Полоцкие земли.

      Разгром половцев.

      «Устав Владимира Мономаха» – ограничивались проценты по займам и запрещалось долговое рабство.

      Устранение мести за убийство, замена её денежным штрафом – вирой .

      «Поучение к детям» – за сохранение единства русских земель.

1125 – 1132 гг. – княжение Мстислава I Великого.

      Постоянные походы: Полоцкие земли, Чернигов, половцы, Литва.

Задания

Деятельность митрополита Иллариона, князя Ярослава Мудрого связана с

1) VIII в. 2) IX в. 3) XI в. 4) XIII в.

Что из перечисленного связано с деятельностью Владимира Мономаха?

2) принятие христианства

3) введение чётких норм сбора дани

4) разгром печенегов

5) разгром половцев

6) строительство Софийского собора в Киеве

Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух , относятся к событиям (явлениям) VIII–ХII вв.

1) рядовичи; 2) волхвы; 3) помещики; 4) закупы; 5) полюдье; 6) пожилое.

Найдите и запишите порядковые номера терминов, относящихся к другому историческому периоду.

Способ сбора дани в Древней Руси – _________________.

Установите соответствие между административными должностями и функциями: ка каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ДОЛЖНОСТИ

А) вирники

Б) тысяцкие

В) мытники

Г) посадники

1) сбор поземельной дани

2) наместники князя в городах

3) сбор штрафов

4) руководство ополчением

5) сбор торговых пошлин

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Поставьте события в хронологической последовательности:

1) съезд князей в Любече

2) правление Юстиниана в Византийской империи

3) разгром Хазарского каганата

Прочтите отрывок из летописи.

«И стал Владимир княжить в Киеве один, и поставил кумиры на холме за теремным двором: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, и Хорса, Даждьбога, и Стрибога, и Симаргла, и Мокошь. И приносили им жертвы, называя их богами, и приводили своих сыновей и дочерей, и приносили жертвы бесам, и оскверняли землю жертвоприношениями своими. И осквернилась кровью земля Русская и холм тот. Но преблагой Бог не захотел гибели грешников, и на ом холме стоит ныне церковь святого Василия, как расскажем об этом после. Теперь же возвратимся к прежнему.

Владимир же посадил Добрыню, своего дядю, в Новгороде. И, придя в Новгород, Добрыня поставил кумира над рекою Волховом, и приносили ему жертвы новгородцы как богу».

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите цифры , под которыми они указаны.

1) в летописи говорится о «языческой реформе» князя Владимира

3) бог Солнца Даждьбог был покровителем княжеской власти до введения на Руси христианства

4) Новгород находился на древнем торговом пути «из варяг в греки»

5) описываемые события произошли в середине Х века

6) упоминаемый в летописи князь Владимир взошёл на киевский трон по завещанию своего отца

Рассмотрите схему и выполните задания.

1. Напишите век (словом), в котором происходили события, обозначенные на схеме.

2. Назовите имя князя, совершавшего походы, обозначенные на схеме стрелками.

3. Укажите название столицы государства, обозначенной на схеме цифрой 1.

4. Какие суждения, относящиеся к исторической ситуации, обозначенной на схеме, являются верными? Выберите три верных суждения. Запишите цифры , под которыми они указаны.

1) Все походы военачальника, обозначенные на схеме, были удачными для него.

2) Военачальник, походы которого обозначены на схеме, вёл первую в истории Древнерусского государства войну с Византией.

3) Военачальник, походы которого обозначены на схеме, погиб во время возвращения с очередной войны.

4) В ходе походов, обозначенных на схеме, был разгромлен Хазарский каганат.

5) На схеме указано название народа, в бою с представителями которого погиб военачальник, чьи походы обозначены на схеме.

6) Согласно летописи военачальник, руководивший походами, обозначенными на схеме, принял христианство.

Историческое сочинение

Задание 25: историческое сочинение по определённому периоду истории России

Что подразумевают составители под "определённым периодом"?

      время правления какого-то руководителя государства (или часть длительного правления)

      совокупность нескольких правлений (например, эпоха дворцовых переворотов)

      переломные, опасные события (Смута, Гражданская война, революции)

Требования к историческому сочинению:

    указать не менее двух событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории (до 2 баллов);

    назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), охарактеризовать роль этих личностей в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России (до 2 баллов);

    указать не менее двух причинно-следственных связей, существовавших между событиями (явлениями, процессами) в рамках данного периода истории (до 2 баллов);

    дать историческую оценку значимости периода с опорой на исторические факты и (или) мнения историков (1 балл);

    корректное использование исторических терминов, понятий (1 балл);

    отсутствие фактических ошибок (до 2 баллов);

    ответ представлен в виде исторического сочинения (последовательное, связное изложение материала) - (1 балл).

Важно: баллы по критерию 6 и 7 ставятся только в том случае, если ученик получил не менее 4 баллов по критериям 1-4.

Выделяют три блока периодов:

1) 9в. – 1689; 2) 1689 – 1914 (имперский период); 3) с 1914 – по 1991

Примерные периоды:

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ»

НА ТЕМУ «КИЕВСКАЯ РУСЬ В IX – НАЧАЛЕ XII ВВ.

ВВЕДЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА НА РУСИ И ЕГО

ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ»

ПЛАН

Стр.

Введение.......................................................................................................
Киевская Русь в конце IX - начале XII века.....................................
Расцвет Киевской Руси (конец Х – первая половина XI в. .............
Владимир I ...........................................................................................
Ярослав Мудрый.................................................................................
Принятие Крещения.............................................................................
Историческое значение христианства.............................................
Вывод............................................................................................................

ВВЕДЕНИЕ

«История в некотором смысле есть священная книга народов: главная необходимая, зерцало их бытия и деятельности; скрижать откровений и правил; завет предков к потомству; дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего ».

Принятие христианства (православия) на Руси всегда рассматривалось как событие, которое принесло ей новую историческую судьбу, позволив покончить с языческим варварством и на равных войти в семью христианских народов Европы. Однако при этом подчеркивалось, что «крещение Руси» было длительным и сложным процессом, сопровождавшимся сохранением мощного пласта языческих верований.

По мере усиления военно-политической интеграции и между княжествами на Руси и укрепления власти киевского князя росло единство Древнерусского государства. В условиях многобожия многообразия языческих культов встал вопрос о том, какой из богов в языческой Руси должен стать главным.

В соседних с Русью странах уже утвердились монотеистические религии: ислам – в Волжской Булгарии, иудаизм – в Хазарии, христианство – в Византии. Приняли христианство такие славянские страны, как Польша и Чехия. Перед Древнерусский государством встала проблема выбора новой веры.

1 КИЕВСКАЯ РУСЬ В КОНЦЕ IX - НАЧАЛЕ XII ВЕКА

С конца IX до примерно второй трети XII века Киевская Русь представляла собой государство, состоявшее из волостей, управлявшихся представителями династии Рюриковичей. Во главе княжеской иерархии стоял киевский князь. Теперь титулы «каган» и «великий князь» перестали употребляться, поскольку исчезла в них необходимость. Вся восточно-славянская территория находилась под непосредственной властью одного княжеского рода. Верховным правителем являлся тот, кто был старейшим в роде и княжил в Киеве. Князья – правители волостей являлись его вассалами. Волости сложились на основе территорий прежних союзов племенных княжеств, но их границы менялись в результате деятельности князей, междоусобных войн, разделов и дележей территории.

Со складыванием к концу Х века структуры единого государства формируется централизованный и разветвленный аппарат управления. В качестве должностных лиц государственной администрации выступают представители дружинной знати. При князьях действует совет (дума), представляющий собой совещание князя с верхушкой дружины. Князья из числа дружинников назначают посадников – наместников в городах; воевод – предводителей различных по численности и назначению военных отрядов; тысяцких – высших должностных лиц в так называемой десятичной системе деления общества; сборщиков поземельных податей – данников; судебных чиновников – мечников и т.д.

2 РАСЦВЕТ КИЕВСКОЙ РУСИ (КОНЕЦ Х – ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА XI В.)

2.1 Владимир I

После гибели Святослава великим киевским князем стал его старший сын Ярополк (972 – 980). Его брат Олег получил Древлянскую землю. Третий сын Святослава Владимир, родившийся от его рабыни Малуши, ключницы княгини Ольги (сестры Добрыни), получил Новгород. В начавшейся через пять лет между братьями междоусобице Ярополк разбил древлянские дружины Олега. Сам Олег погиб в бою.

Владимир вместе с Добрыней бежал «за море», откуда через два года вернулся с наемной варяжской дружиной. Ярополк был убит. Владимир занял великокняжеский престол.

При Владимире I (980 – 1015) все земли восточных славян объединились в составе Киевской Руси. Окончательно были присоединены вятичи, земли по обе стороны Карпат, червленские города. Происходило дальнейшее укрепление государственного аппарата. Княжеские сыновья и старшие дружинники получили в управление крупнейшие центры. Была решена одна из важнейших задач того времени: обеспечение защиты русских земель от набегов многочисленных печенежских племен. Для этого по рекам Десне, Осетру, Суле, Стугне был сооружен ряд крепостей. Видимо, здесь, на границе со степью, находились «заставы богатырские», защищавшие Русь от набегов, где стояли за родную землю легендарный Илья Муромец и другие былинные богатыри.

Княжение Владимира Святославича (980 – 1015) было периодом политической стабильности Киевской Руси, когда сложилась структура единого раннефеодального государства, был нейтрализован натиск печенегов на южные границы.

В годы правления Владимира I продолжилось подчинение Киеву славянских племен. Так, в 984 году Владимир покорил радимичей, а еще до этого, в 981 – 982 годах дважды ходил в поход на непокорных вятичей и обложил их данью.

Киевский князь предпринимал частые нападения на земли сопредельных народов. В 981 году он отнял у поляков Перемышль и другие Червенские города, в 983 успешно воевал против ятвягов (древнелитовское племя), в 985 году ходил на болгар. Однако главной заботой по-прежнему оставалась борьба с кочевниками. Непрерывные нападения печенегов требовали укрепления юго-восточной границы. Владимир создал солидную оборонительную линию южнее Киева, построив ряд крепостей на Стугне, Суле, Десне и других реках. Из них особенно выделялись Переяславль и Белгород. Гарнизоны новых пограничных крепостей были набраны среди дружинников далеких северных земель (кривичей, вятичей и словен), чтобы привлечь к обороне государства все силы новой державы. Опираясь на эти линии Владимир оградил Русь от новых набегов. Кроме того, внезапности нападения он противопоставил не только многочисленность своих дружин, но и хорошую службу дальней разведки, оповещения, связи. Могучие витязи, богатыри стали героями русских былин, народный эпос в былинах воспел и самого князя «Владимира Красное Солнышко».

Владимир стремился не только к политическому объединению восточно-славянских земель. Он хотел подкрепить это объединение единством религиозным, реформировав традиционные языческие верования. Из многочисленных языческих богов он выбрал шесть, которых провозгласил верховными божествами на территории своего государства. Фигуры этих богов (Даждь – бога, Хорса, Стрибога, Семаргла и Мокоши) он распорядился поставить рядом со своим теремом на высоком Киевском холме. Возглавлял пантеон Перун – бог-громовержец, покровитель князей и дружинников. Поклонение другим богам жестоко преследовалось. Неканонические идолы уничтожались. Язычество, казалось, переживало подъем; идолам приносились человеческие жертвы, князь и значительное число горожан с явным одобрением воспринимали эти кровавые ритуалы, которые, судя по всему, в предшествующие десятилетия были почти забыты (по крайней мере, в Киеве). Однако языческая реформа не удовлетворила князя Владимира. Искусственное возрождение религии предков оказалось делом бесперспективным. Это очень скоро почувствовал и сам Владимир. Кроме того, она никак не отразилась на международном престиже Древнерусского государства. Христианскими державами языческая Русь воспринималась как варварское государство.

Через несколько лет после вокняжения в Киеве Владимир отказался от былой приверженности язычеству. Что заставило Владимира принять христианство? Только ли понимание государственной пользы христианства?

Психологически достоверное описание причин, подвигших Владимира к крещению, оставил известный русский богослов первой половины XIX века архиепископ Филарет (Гумилевский):

«Ужасное братоубийство, победы, купленные кровью чужих и своих, сластолюбие грубое не могли не тяготить совести даже язычника. Владимир думал облегчить душу тем, что ставил новые кумиры на берегах Днепра и Волхова, украшал их серебром и золотом», приносил «жертвы перед ними. Мало того – пролил даже кровь двух христиан на жертвеннике идольском. Но все это, как чувствовал он, не доставляло покоя души – душа искала света и мира» .

2.2 Ярослав Мудрый

Двенадцать сыновей Владимира I от нескольких браков управляли крупнейшими волостями Руси. После его смерти киевский престол перешел к старшему в роду Святополку (1015 – 1019). Во вспыхнувшей междоусобице по приказу нового великого князя безвинно были убиты братья – любимец Владимира и его дружины Борис Ростовский и Глеб Муромский. Борис и Глеб были причислены русской церковью к лику святых. Святополк за свое преступление получил прозвище Окаянный.

При Владимире Святославиче (980-1015)

Киевская Русь уже приобрела черты раннефеодальной монархии.

Политический строй древнерусского государства сочетал в себе как институты феодальной формации, так и первобытно-общинного строя. Позднее при Ярославе Владимировиче (1019–1054) феодальные черты получили дальнейшее развитие. Во главе государства стоял князь, который правил в Киеве. Он являлся старейшим в роде Рюриковичей, ему должны были подчиняться князья племенных союзов. Это, как правило, были сыновья и племянники великого князя.

В 1023 г. князь Ярослав Владимирович поделил со своим братом Мстиславом области влияния. Таким образом, к Ярославу отошел запад Руси с Киевом, а Мстиславу – юго-восток Руси с городом Черниговом. В 1030–1031 гг. братья вместе совершили поход против Польши. В 1036 г. после смерти Мстислава Ярослав стал единым правителем Руси. В дальнейшем Ярослав принимает решение разделить подчиненную ему территорию между сыновьями: Святославу достался Чернигов, Изяс-лаву он отдает Новгород, а Всеволоду – Переславль.

Социально-политический строй древнерусского государства Ярославу принадлежит редакция законодательного сборника «Русская правда», в котором: 1)были приняты все меры по защите представителей высшего социального слоя Киевской Руси; штраф, вводимый за убийство боярина, составлял 80 гривен, что было в 2 раза больше, чем за убийство простого общинника; 2)происходила также дальнейшая дифференциация социальной структуры раннефеодальной монархии.

При этом появилась категория экономически зависимых людей, которых называли закупами. Если закуп в срок не отрабатывал долг, то он мог стать холопом. «Рядовичами» называли тех людей, которые заключали договор («ряд») о службе феодалу на каких-либо условиях; 3)дифференциации подвергался и высший слой: зарождается боярское землевладение. А представители младшей дружины вошли в бюрократический аппарат князя, исполняли административные обязанности в мирное время. В частности, мечниками называли судебных чиновников, мытниками – сборщиков торговых пошлин. Обособленно стояли тиуны, которые заведовали всем княжеским хозяйством.

Князья назначали посадников, которые являлись их наместниками в городах, воевод и тысяцких.

Территории, управляемые наместниками киевского князя, получили название «волость».

После длительной череды междоусобных войн, когда княжеский престол передавался по очереди детям и внукам Ярослава, сравнительное спокойствие наступило во время правления Владимира Мономаха (1113–1125). Споры за великое княжение поясняются существовавшим в то время порядком наследования власти, она переходила не от отца к старшему сыну, а по родовому старшинству: правил тот, кто был старшим в роду Рюриковичей.

В 1097 г. по инициативе Владимира Мономаха был собран княжеский съезд в Любече, где князья разграничили сферу своего политического влияния, что привело позднее к феодальной раздробленности.

Владимир Мономах, получив великокняжеский престол, проводил линию на сглаживание княжеского сепаратизма и провизантийскую внешнюю политику и активно боролся с печенегами.

ПРИНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА. РОЛЬ ЦЕРКВИ В ЖИЗНИ ДРЕВНЕЙ РУСИ

Датой введения на Руси христианства как государственной религии считается 988 г., когда крестился великий киевский князь Владимир со своей дружиной. Хотя распространение на Руси христианства началось раньше. В частности, христианство приняла княгиня Ольга. Князь Владимир стремился сменить языческий пантеон монотеистической (единобожие) религией.

Выбор пал на христианство, так как:

1) на Руси было велико влияние Византии;

2) вера уже получила распространение у славян;

3) христианство отвечало менталитету славян, было ближе, чем иудаизм или мусульманство.

Существуют разные точки зрения на то, как шло распространение христианства:

1) крещение Руси проходило мирно. Новая религия действовала как мощный объединяющий фактор. (Д.С. Лихачев);

2) введение христианства было делом преждевременным, так как основная часть славян продолжала верить в языческих богов до XIV в., когда объединение страны уже стало неизбежным. Принятие христианства в X в. обострило отношения киевской знати с соседями. Крещение новгородцев проходило вместе массовым кровопролитием, христианские обряды, порядки долго не приживались в обществе: славяне называли детей языческими именами, церковный брак не считали обязательным, местами сохранялись и пережитки родового строя (многоженство, кровная месть) (И.Я. Фроянов). Русская церковь с момента принятия христианства государственной религией являлась частью Вселенской Константинопольской. Митрополит назначался патриархом. Первоначально митрополитами и священниками на Руси были греки. Но между тем русская внешняя политика сохраняла свою независимость благодаря твердости, упорству первых князей. Ярослав Мудрый назначил митрополитом русского священника Иллариона, тем самым поставил точку в споре с греками.

Русская церковь оказывала большое влияние на все сферы жизни славян: политику, экономику, культуру:

1) церковь стала быстро обретать экономическую независимость. Князь жертвовал ей десятину. Монастыри вели, как правило, обширное хозяйство. Часть продукции они реализовывали на рынке, а часть запасали. Церковь при этом богатела быстрее, чем великие князья, так как ее не затрагивала борьба за власть во время феодальной раздробленности, большого разрушения ее материальных ценностей не было даже в годы монголо-татарского нашествия;

2) политические отношения стали освещаться церковью: отношения господства и подчинения начали рассматриваться как правильные и богоугодные, при этом церковь получала право примирять, быть гарантом, судьей в политической сфере;

3) христианские храмы становились центрами не только религиозной, но и мирской жизни, так как проводились сходы общины, хранились казна и различные документы;

4) важный вклад внесла христианская церковь в культуру древнерусского общества: появились первые священные книги, братья-монахи Кирилл и Мефо-дий составили славянскую азбуку. Среди населения Руси, прежде всего Киевского княжества, увеличился процент грамотных. Христианство вводило новые нормы поведения, морали для славян, такие как «не укради», «не убий».

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ПОЯВЛЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РУССКИХ КНЯЖЕСТВ

Среди причин феодальной раздробленности в целом можно выделить: 1) внутриполитические; 2) внешнеполитические; 3) экономические.

Время перехода к раздробленности историки обозначают условной датой – 1132 г., годом смерти великого киевского князя Мстислава Владимировича. Хотя исследователи, которые поддерживают формальный подход к истории, допускают тем самым ряд неточностей, анализируя феодальную раздробленность с учетом личности того или другого великого князя.

В XI–XII вв. на Руси возникают несколько десятков независимых государств (земель, княжеств, волостей), около десятка из них – крупные. До установления монголо-татарского нашествия процесс их дальнейшего дробления не ослабевал.

При этом феодальная раздробленность на Руси не являлась из ряда вон выходящим процессом, через него проходили все страны Западной Европы и Азии.

Феодальной раздробленностью называют неизбежное состояние, этап всемирного исторического процесса, который имеет местную специфику.

Экономические причины феодальной раздробленности Киевской Руси: 1) господство натурального хозяйства; 2) экономическая самостоятельность вотчин князей; 3) замкнутость отдельных хозяйственно-экономических единиц; 4) укрепление и рост русских городов, усовершенствование технологии изготовления товаров.

Во времена феодальной раздробленности представители княжеских родов прилагали все мыслимые усилия, чтобы их вотчина стала бы более развитой, чем владения родственника-противника.

Политические причины феодальной раздробленности Киевской Руси: 1) рост боярского землевладения и усиление власти феодалов в своих вотчинах; 2) территориальные конфликты представителей из рода Рюриковичей.

Необходимо учитывать также, что киевский престол терял положение своего прежнего статуса лидера, происходило снижение его политического значения. Центр тяжести сместился постепенно в княжеские уделы. Если некогда князья стремились овладеть великокняжеским престолом, то во времена феодальной раздробленности каждый стал думать об укреплении, усилении собственной вотчины. В результате киевское княжение становится почетным, хотя ничего реально не дающим, не значащим занятием.

С течением времени княжеский род разросся, уделы подлежали дроблению, что привело к фактическому ослаблению Киевской Руси. При этом если в середине XII в. было 15 удельных княжеств, то в начале XIII в. их уже насчитывалось около 50.

Внешнеполитические причины феодальной раздробленности Киевской Руси: 1) сравнительное спокойствие на границах Киевского княжества; 2) разрешение конфликтов проходило дипломатическими методами, а не силовыми.

Важными органами власти в раздробленных феодальных землях были князь, а также усилившееся в XII в. вече (народное собрание города). В частности, в Новгороде вече играло роль верховной власти, что превращало его в особую средневековую республику.

Отсутствие внешней опасности, которое могло бы сплотить князей, позволило им заниматься внутренними проблемами уделов, а также вести междоусобные братоубийственные войны.

Даже учитывая высокую степень конфликтности, на территории Киевской Руси население не перестало считать себя единым целым. Чувство единства поддерживалось благодаря общим духовным корням, культуре и большому влиянию православной церкви.

Единая вера помогла русским действовать сплоченно во времена тяжелых испытаний при монголо-татарском нашествии.