Русская народная сказка зимовье зверей краткий пересказ. План-конспект урока по развитию речи на тему: Пересказ сказки "Зимовье зверей" с использованием ИКТ

Фольклор очень непосредственен и нравоучителен, и краткое содержание сказки «Зимовье зверей» это подтверждает.

Сюжет

Близилась зима. Бычок забеспокоился о своем будущем и стал искать, где перезимовать. Ему встретился баран, который тоже заботился о том же вопрос. Шли они по лесу, и встретилась им свинья и примкнула к компании. Затем увидали они петуха да гуся. Баран сказал, что он не пропадет, у него густая шерсть. Свинья сказала, что тоже переживет морозы - закопается в почву. Гусь и петух решили перезимуют в дупле дерева. А бык построил себе домик. Когда ударили морозы, стали проситься к нему товарищи, и пустил их хозяин дома. Услышав петушиные пения, лиса позвала волка и медведя, чтобы вместе съесть добычу. Первым пошел медведь, но такой отпор дали ему обитатели избы - бык забодал, баран бил, свинья и гусь щипали, а петух пронзительно кричал, что косолапый умчался от них в ужасе и сказал волку и лисе, что на него напали люди.

Вывод (моё мнение)

Если сплотиться и дружно давать отпор врагам, можно победить даже очень грозного и сильного противника. Важно не количество, и не сила, хотя и от них многое зависит, но храбрость, смекалка и единство и поддержка в борьбе.

Сценарист Александр Ленкин Художник Станислав Сперанский

Знаете ли вы, что

  • Мультфильм ярко иллюстрирует русскую народную сказку.
  • Он создан командой белорусской киностудии "Беларусьфильм".
  • Картина не является рисованной, как кажется при начале просмотра, а создана с помощью покадрового монтажа.
  • Премьерный показ киноленты состоялся весной 1999 года в Белоруссии.
  • Режиссёром и сценаристом сказки был белорусский художник-мультипликатор Александр Ленкин.
  • Над музыкой для мультфильма работал композитор Игорь Сацевич.
  • Герои мультипликационного фильма говорят голосами известных советских и белорусских актёров: Геннадия Овсянникова, Александра Ленкина, Ольги Сизовой, Александра Беспалого, Анатолия Терпицкого, Владимира Грицевского, Владимира Сичкаря, Александра Кашперова и Игоря Забары.
  • Звукооператором стал известный российский и белорусский звукорежиссёр кино Сергей Адольфович Чупров.
  • Мультфильм имеет одноимённый аналог, созданный по мотивам русской народной сказки студией "Союзмультфильм" в 1981 году под руководством Наталии Головановой.
  • Песню на стихотворение для мультика написал И. Климович.
  • Произведение принимало участие в фестивале российских аниматоров "Таруса" в 2001 году.

Больше фактов (+8)

Сюжет

Осторожно, текст может содержать спойлеры!

История начинается с рассказа о Быке, который летом пасся на заливных лугах, ходил на водопой и спал, в общем, жил да не тужил. Однако вскоре стали наступать холода и герой решил искать место, где можно перезимовать. По пути он встретил Барана, который тоже искал от зимы лето. Они продолжают путь вместе. Спустя некоторое время путники встречают Кабана, тоже ищущего тепло. Зверей стало трое. Пока шли они, начал выпадать снег. Вдруг приятели увидели Петуха, который от холода уже не мог говорить, и забрали его с собой.

Умный Бык предлагает остальным построить избу, но все по очереди отказываются: у Барана и так шуба тёплая, Кабан в землю зароется, а Петух на ель сядет, одно крыло подстелит, а другим накроется. Стал инициатор сам заниматься стройкой.

Наступили настоящие трескучие морозы. Не страшны они были Быку: построил он хоть и кривенькую, но избу, причём с печкой, жил и не горевал. А вот остальные его знакомые стали замерзать, не спасали их шкуры и крылья. И заявились они по очереди в тёплую избушку, просясь отогреться. Не хотел впускать их хозяин, но стали угрожать, что дом испортят так, что Бык сам замёрзнет, и тот согласился. Тесно стало в тереме. Чтобы не скучать, затянули друзья песню: "Вместе всё же интересней, вместе всё-таки теплей...". Недолго радовались приятели...

Голодные Лиса, Медведь и Волк задумали напасть на избу, чтобы полакомится зимующими там зверями. Первым пошёл Косолапый, но смелая компания так отлупила его, что убежал он, сверкая пятками. Перепуганный Медведь рассказывает сообщникам страшную историю своего случайного спасения, и бандиты теряют энтузиазм.

Пришла весна. Дружная четвёрка отладила свой дом и жила припеваючи, а злые хищники боялись на три метра подойти к избушке, дабы уберечь свои шкуры. Тут и сказочке конец.

Сказка Зимовье зверей – хороший жизненный урок для больших и маленьких читателей: нужно действовать сообща ради достижения поставленной цели. С удовольствием сказку прочитают онлайн и дети, и родители.

Сказка Зимовье зверей читать

Кто автор сказки

Сказка Зимовье зверей – фольклорная.

Зимовье зверей – поучительная сказка о животных. Когда приближалась зима, рассудительный Бык призывал своих друзей построить дом, чтобы в тепле и добре вместе зимовать. Но у всех нашлись отговорки. Построил Бык добротную избушку, и холода ему не страшны. А его друзья озябли от стужи и вспомнили о теплой избушке Быка. Хочешь – не хочешь, пришлось идти к Быку. Добрый Бык был рассудительным, не стал он друзей за беспечность упрекать. Он понимал, что вместе зимовать веселее. Отогрелись, живут – горя не знают. Встретились как-то лесные хищники Лиса, Волк и Медведь и решили поживиться в избушке Быка. Только на этот раз обитатели избушки, наученные горьким опытом, действовали совместно и дали отпор наглым хищникам, да так, что убежали они без оглядки. Читать сказку можно онлайн на нашем сайте.

Анализ сказки Зимовье зверей

В сказке использован прием аллегории: в образах животных показаны человеческие качества. Бык воплощает надежность, хозяйственность, благородство, остальные персонажи – легкомыслие, безответственность и лень (Баран, Свинья, Гусь, Петух) или грубость и коварство (Медведь и Лиса). Чему учит сказка Зимовье зверей? Сказка учит не лениться, ценить дружбу и помогать товарищам в беде. А еще предостерегает от необдуманных поступков.

Мораль сказки Зимовье зверей

Над моралью сказки полезно подумать и детям, и взрослым: если действовать дружно и сплоченно, любое дело сладится. Это касается отношений в семье, на работе, с друзьями. В единении – сила. Эту истину следует усвоить с детства.

Пословицы, поговорки и выражения сказки

  • Когда мы едины, мы непобедимы.
  • Объединишься – победишь, разъединишься – побежишь.
  • Дружному стаду волк не страшен.

Анализ русской народной сказки «Зимовье зверей»
Вид (тип сюжета) русской народной сказки «Зимовье зверей» - сказка о животных.  Первостепенным объектом повествования является животное.  Форма вымысла в этой сказке – анимизм, т.к. животные… способны говорить, (ведут диалоги); способны думать: «Время подходит холодное, где тепла искать?»; разумно действуют и выполняют работу, свойственную человеку: «Бык и сказывает:- Ну, давайте избу строить, а то, чего доброго, и впрямь зимою замёрзнем». «Выстроил себе избушку и живёт в ней». Является ли «Зимовье зверей» сказкой с бродячим сюжетом? Я нашла эстонскую народную сказку «Волк и овца». Она схожа по сюжету и действиями со сказкой «Зимовье зверей».  Сюжет обеих сказок построен на том, что с приходом холодов, одно животное из всех строит себе жильё, боясь замёрзнуть. А остальные животные (животное) ленятся и придумывают отговорки, чтобы не участвовать в строительстве.  В эстонской сказке дом строит одна овца, а волк ленится ей помогать. В русской сказке дом строит один бык, а лентяев здесь больше (баран, свинья, гусь, петух). И в сказках «Зимовье зверей» и «Волк, и овца» много различий:  В эстонской сказке есть присказка «Жил-был волк, и жила-была овца». А в русской сказке нет.  В эстонской сказке волк попытался построить хоть какой-нибудь дом: «Как ни лень, надо строить хоть какой-нибудь дом. Сгрёб волк снег в кучу, лапами утоптал, хвостом подмёл, кое-как выстроил ледяную избушку. Да тут, как нарочно, выглянуло солнце, и растаяла над волком ледяная крыша, развалились снеговые стены. Опять волк без дома». А в русской сказке звери даже не пытались, сразу на всё готовенькое пришли.  В эстонской сказке волк хитрый, наглый, бессовестный. Волк сначала выпрашивает у овцы зайти в дом погреться «прикидываясь бедной овечкой»: « Овечка, овечка, приоткрой двери.; Позволь хоть морду у тебя, обогреть...» и.т.д пока не оказывается на печи: «Волку только того и надо. Прыгнул он в избушку, осмотрелся кругом-да скок на печь. Свернулся калачиком, и уходить не собирается». А ему всё мало в итоге он захотел съесть саму овечку: «Посмотрела овца на волка. Голос-то ласковый, а глаза злые, голодные; Ночью проснулся (волк). Ух, до чего есть хочется! Брюхо так и подвело. Пошарил лапой - нет овцы на печи. Спрыгнул волк на пол и давай искать овцу. Только и овца хитра: спряталась от волка в мусорный ящик. Не нашёл её волк». В русской сказке. Финал в животные «угрожают» быку, чтобы он пустил их в дом: «Баран – «А коли не пустишь, то я разбегусь и вышибу из твоей избы бревно; Свинья - «А не пустишь, так я рылом все столбы подрою да твою избу сворочу; Гусь -
«так я весь мох из твоих стен повыщиплю; Петух - «Так я взлечу на чердак и всю землю с потолка сгребу »».  Финал в эстонской сказке. Овца хитростью выгоняет (хитрого, наглого, бессовестного) волка из избы: «Всю шерсть вымазала красным соком. Потом схватила длинный прут и, побежала назад к избушке. Стала под окошком. Стучит прутом по раме, кричит страшным голосом: - Нет ли волка в избе, нет ли серого на печи? Я семерых волков загрызла и до этого доберусь! Волк глянул в окно. Видит-стоит страшный, лохматый зверь, весь кровью перемазанный, должно быть - волчьей? Испугался волк, поджал хвост-да скорее вон из избы. Забился в лесную глушь и носа оттуда не показывает ». Финал в русской сказке. Животные сплотились и вместе выгнали непрошенного гостя (медведя). Бык припёр его рогами к стенке, баран сшиб его с ног, свинья рвала и метала клочья, гусь, глаза щипал, петух пугал медведя: «Подайте сюда, подайте сюда!». Также существуют сказки с аналогичными сюжетами: 1. «Зайкина избушка» (рус. нар. сказка) 2. «Лиса и заяц» (в пересказе В.И.Даля) 3. «Волк и лиса» (рус. нар. сказка). 4. «Рукавичка» (в переводе М.Крупниковой). 5. «Теремок» (В обработке А.Н. Толстого) Вывод: «Зимовье зверей» является сказкой с «бродячим сюжетом». Подтвердить наличие существенных признаков, характеризующих отдельный тип сюжета: в сказках о животных – кумулятивность, комизм, сюжета, мораль. Эта сказка моралистическая: Бык, который, пустил погреться всех животных в дом, как-то сблизило всех. Звери стали «совладельцами» этого домика, дружным коллективом, «одним организмом». Которые, без просьб и указок дали отпор, врагу поочерёдно, защищая уже свой общий дом, кто как мог. «Зимовье зверей» входит в группу кумулятивных сказок о животных: Нанизывание одного микросюжета на другой с почти дословным повторением: - Куда, (баран, свинья, гусь, петух) идёшь? - «От зимы лета ищу» - Пойдём со мною!; Иди с нами; Ну, иди за нами!; Иди за нами. - Пусти, брат, погреться; Пусти. Брат, к себе погреться. - Не пущу!; Нет, не пущу! Сказка аллегорична:  Бык, переступивший через себя, даёт второй шанс зверям, которые оступились один раз и в благодарность за это они вместе дают отпор врагу.
 Так и люди, которые умеют прощать ошибки других, дают второй шанс на исправления, надеясь на то, что их добро будет вознаграждено. (Примером, этому наши родители, бабушки или дедушки.) Анализ архитектоники сказки  Присказка – отсутствует.  Зачин – «Шёл бык лесом, попадается ему навстречу баран…… ».  Основная часть сказки – представляет собой трёхступенчатое строение сюжета. Характерным признаком сюжета сказки является поступательное развитие действия.  Подготовительная цепь действий: Бык, собрал всех зверей, которые встречались ему по дороге (барана, свинью, гуся, петуха) и предложил всем строить вместе дом. На что звери, придумали разные отговорки, чтобы не помогать ему в этом»;  Центральное действие: Бык выстроил себе избушку и живет, не тужит. И тут один за другим начали к нему «гости» приходить, вся та же команда «замёрзших лентяев» (баран, свинья, петух и гусь). «Вот живут они себе в избушке. Отогрелся в тепле петух и начал песенки распевать».  Развязка: - «Услыхала лиса, что петух песенки распевает, захотелось ей петушиным мясом полакомиться, да как достать его? Лиса поднялась на хитрости, отправилась к медведю да волку и сказала: Ну, любезные куманьки! Я нашла для всех поживу: для тебя, медведь, - быка, для тебя, волк, - барана, а для себя - петуха. Хорошо, кумушка! - говорят медведь и волк. Мы твоих услуг никогда не забудем. Пойдем же приколем да поедим! Лиса привела их к избушке».  Исход – Животные сплотились и вместе выгнали непрошенного гостя (медведя). Бык припёр его рогами к стенке, баран сшиб его с ног, свинья рвала и метала клочья, гусь, глаза щипал, петух пугал медведя: «Подайте сюда, подайте сюда!». Художественный мир сказки  Как и все сказки о животных, «Зимовье зверей» имеет простой, понятный язык. В наличии есть много диалогов, обращений («Куда, идёшь?; Пусти, брат погреться».), которые создают эффект живой разговорной речи.  В сказке динамично, быстро разворачиваются события. В ней отсутствует ретардация.  Время в сказке. Определенно не очень точно (осень-зима). «Время подходит холодное; Ну, давайте избу строить, а то, чего доброго, и впрямь зимою замерзнем; Вот пришла зима холодная, стали пробирать морозы».  Персонажи-животные наделены характерами: Бык - благороден, баран, свинья, гусь, петух – хвастливы и ленивы. Но в конце сказки звери исправляются в лучшую сторону.
 Постоянные сказочные формулы: 1. «иди с нами…» 2. «пусти,... не пущу …». Нравственная проблематика сказки («урок молодцу»): Сказка учит дружбе; дружба и взаимопонимание заслуживают бережного отношения; « Согласного стада волк не берёт». Какой возрастной группе дошкольников можно читать анализируемую сказку?  Детям 2-4 лет интересно будет слушать сказку «Зимовье зверей». Повторы помогают ребенку лучше представить картину происходящего и усвоить смысл услышанного. Узнавание знакомых фраз, текстов, событий дают детям чувство своей осведомлённости, помогают запоминанию (ребёнок с удовольствием повторяет за мамой знакомые слова).  Психологи отмечают, что для лучшего понимание детям необходимо опираться не только на словесное описание, но и на изображение. Зрительный образ служит основной опорой для прослеживания событий. Такими опорами могут быть, как хорошо иллюстрированные детские книжки, так и действие, разыгранное родителями по сказке с помощью кукол. Важно помнить о том, что своим обликом рисованные или кукольные персонажи, люди и звери, должны быть не карикатурны, а подобны своим реальным сородичам - разумеется, за исключением размера. У сказки «Зимовье зверей» есть литературные аналоги: 1. «Бременские уличные музыканты» (Братья Гримм). 2. «Сказка про одного однобокого барана» (Нар. рус.сказки А.Н.Афанасьева) 3. «Медведь и петух» (Нар. рус.сказки А.Н.Афанасьева) 4. « Кот серый лоб, козел да баран» (В обработке А.Н. Толстого.) 5. «Козлёнок, ягненок и телёнок» (Абхазск. сказка) Авторские произведения для детей, созданные по аналогичному сюжету: 1. Виталий Лиходед «Три поросёнка» (сказка в стихах) 2. Иван Крылов «Стрекоза и муравей» (басня) 3. Шанти Прэм «Бык, баран, гусь, петух и волк» (проза)