Открытое логопедическое занятие земля наш общий дом. Открытое занятие "Планета Земля" план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Конспект занятия в старшей группе

Тема: «Земля – наш общий дом»

Программное содержание:

1. Расширять представления детей о том, что Земля – общий дом всех людей и всех живых существ, живущих рядом с человеком.

2. Вызвать у детей стремление беречь свой общий дом как условие сохранения жизни человечества и всех природных обитателей.

3. Закрепить понятие, что мы – люди – являемся частью природы, что для роста и развития живых объектов необходимо одно и тоже – вода, свет, воздух.

4. Воспитывать ответственное и бережное отношение к окружающему миру, родной природе.

Материал: мяч, символы (человека, животных, рыб, птиц, насекомых, растений), карта Земли, глобус, стихи, загадки, символы (солнце, воздух, вода),

карусель с ленточками, карточки из альбома «Береги живое» (1 и 2 часть).

Словарная работа : глобус, планета Земля, заповедник, суша, живая – неживая природа.

Предварительная работа : рассматривание иллюстраций из альбома «Береги живое», дидактические игры, загадывание загадок, заучивание пословиц, чтение художественной литературы о природе.

Ход занятия:

Ребята! Я предлагаю вам отправиться в мир природы.

Как вы думаете, что такое мир природы? (это животные, рыбы, птицы, насекомые, растения).

Этот мир такой разнообразный и неповторимый.

А сейчас мы с вами поиграем. Для этого надо встать в круг. Игра называется «Живая и неживая природа». Дети встают в круг и по очереди передают мяч друг другу, называя при этом предметы живой (птицы, растения, рыбы и т.д.) и неживой (небо, земля, камни и т.д.) природы.

У каждого человека есть свой дом, у каждого животного есть свой дом. И у насекомых, цветов и деревьев есть дом (выкладываю на доске символы).

Ребята, а как можно назвать наш общий дом? (земля). Вывешиваю карту Земли.

Наш общий дом – это планета Земля, которая вращается вокруг солнца.

Что это такое? (глобус)

Глобус – это макет нашей планеты Земля. Глобус придумали и сделали люди. Глядя на него, мы можем много узнать о нашей планете, например, какой формы Земля? (круглая, похожая на шар)

Есть ли на нашей планете суша? (да)

Каким цветом она обозначена на глобусе? (коричневым, светло – коричневым, жёлтым, зелёным)

Много ли на нашей планете воды? (больше, чем суши)

Каким цветом она обозначена на глобусе? (синим, голубым, белым)

Наша планета самая красивая из всех планет.

Какие ещё планеты вы знаете? (Венера, Марс, Юпитер, Меркурий и др.), но жизни на этих планетах нет, потому что нет воздуха и воды.

Земля – это общий чудесный дом для всех людей, зверей и птиц. Послушайте, какие красивые стихи написал поэт Дайнеко (читаю):

«Есть на Земле огромный дом под крышей голубой,

Живут в нём солнце, дождь и гром,

Лес и морской прибой.

Живут в нём птицы и цветы,

Весёлый звон ручья,

Живёшь в том светлом доме ты

И все твои друзья.

Куда б дороги не вели

Всегда ты будешь в нём,

Природою родной земли

Зовётся этот дом».

Природа имеет важное значение в жизни каждого человека, ведь кроме красоты и прекрасного настроения она даёт человеку то, без чего жить невозможно. А что именно вами подскажут загадки:

«Ну – ка, кто из вас ответит?

Не огонь, а больно жжёт,

Не пекарь, а печёт?» (солнце)

Вывешиваю символы.

Может ли человек прожить без солнечного света и тепла? (нет)

Почему? (ответы детей)

«Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он – невидимый, и всё же

Без него прожить не можем» (воздух)

А без воздуха можем мы прожить? (нет)

Почему? (воздух нужен для дыхания, человек может прожить несколько дней без пищи, без воды, а вот без воздуха он может прожить лишь несколько минут).

Почему на картинке ничего не изображено? (потому что воздух – невидимый). Воздушная оболочка Земли – как одеяло. Она защищает Землю от сильного нагрева и остывания.

Следующая загадка:

«Меня пьют, меня льют, всем я нужна, кто такая я...?» (вода)

Правильно. Вода для всех сегодня такая обычная и привычная.

Сможем мы прожить без воды? (нет)

Почему? (ответы детей)

Без воды невозможно существование всего живого:

«Повсюду, где бежит вода,

Цветёт земля, цветёт страна…»

Вот что даёт природа всему живому для жизни: это воздух, солнце, вода. Раз ярко светит солнце, журчат ручьи и вокруг свежий воздух, я предлагаю отдохнуть и поиграть в игру «Карусель» с ленточками. Под музыку и стихи, дети, взявшись за ленточки, вращают карусель. Карусель останавливается на станциях «Дикие животные», «Ядовитые грибы и растения», «Лекарственные растения» и др., где дети называют, что относиться к каждой группе.

Молодцы! Отдохнули, теперь можем заниматься дальше.

Как вы думаете, сможет ли человек жить один на Земле, без животных, птиц, насекомых, растений, деревьев и т.д.?

Конечно, нет. Человек живёт в природе, от природы зависит его жизнь.

А как вы думаете, ребята, от человека зависит красота природы? (люди сажают леса, оберегают животных, кормят птиц, очищают реки и т.д.)

А всегда ли человек помогает природе?

Может ли он губить природу? Как? (загрязняет реки, вырубает леса, отлавливает животных, птиц, рыбу, загрязняет воздух и т.д.)

Люди могут приумножить природу, а могут погубить оставшееся. В истории человечества встречается много примеров, когда человек, не учитывая законы природы, наносил огромный вред животному и растительному миру.

Но человек умеет исправлять свои ошибки, и в нашей стране создали заповедники.

Что такое заповедник? Это место, где травы, цветы, ягоды, грибы, деревья, птицы, рыбы охраняются государством. Место, где природа имеет право жить по своим законам. Это островки спасения природы от человека. Это наше богатство, которым каждый может гордиться.

Что запрещается делать в заповеднике? (рвать цветы, ягоды, ловить рыбу, охотиться на животных)

А что разрешается делать? (дышать свежим воздухом, приходить на экскурсию, знакомиться и любоваться красотой и богатством заповедных мест, ходить по тропинкам)

Человек на Земле умный и сильный, и все свои знания и умения должен направить на охрану и защиту природы на планете Земля.

«Смотрю на глобус – шар земной,

И вдруг вздохнул он как живой,

И шепчут мне материки:

«Ты береги нас, береги!»

В тревоге рощи и леса,

Роса на травах, как слеза,

И тихо просят родники:

«Ты береги нас, береги!»

Остановил олень свой бег:

«Будь человеком, человек»

В тебя мы верим – не солги,

ты береги нас, береги!»

Смотрю на глобус – шар земной,

Такой прекрасный и родной,

И шепчут губы: «Сберегу!

Я сберегу Вас, сберегу!»

Чтобы сберечь нашу планету Земля, надо быть умным и добрым. Человеком – Великаном.

А сейчас я вам раздам карточки и мы вспомним правила поведения в природе.

Как надо правильно себя вести во время отдыха на речке, в лесу, на лугу (дети выходят с карточками и рассказывают по ним правила).

А ещё, ребята, мы с вами знаем много пословиц о природе, давайте их назовём.

Сегодня, ребята, я решила посвятить вас в «Юные друзья природы». Друг природы – это человек, который любит, бережёт и охраняет её. Вручаю вам медаль «Юные друзья природы».

Как вы думаете, вы будете настоящими друзьями природы? Почему? Что будете для этого делать?

Что вам запомнилось больше всего из сегодняшнего занятия?

Какие будут ваши действия или как вы поступите, если увидите, что ваши друзья, соседи рвут цветы на клумбе, бросают мусор, ломают ветки (ответы детей).

Молодцы! Спасибо за занятие!

Использованная литература:

1. Васильева М.А., Гербова В.В., Комарова Т. «Программа воспитания

и обучения в детском саду» - М.: Просвещение.

2. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. «Конспекты занятий в старшей группе. Экология» - Учитель, 2008.

4. Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми: Минск: Асар, 1996.

5. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. М.: Карапуз, 2000.

6. Николаева С.Н. «Юный эколог».

"Земля - наш общий дом"

Конспект занятия в старшей логопедической группе

Программное содержание: воспитывать у детей любовь к природе, желание заботиться о ней, закрепить представления детей о том, что Земля - наш общий дом, в котором живут звери, птицы, рыбы, насекомые, а человек - часть природы, развивать у детей умение наблюдать, анализировать, развивать связную речь.

Предварительная работа: наблюдения на прогулках, чтение стихов, рассказов о природе, рассматривание иллюстраций, знакомство с моделями существенных признаков птиц, животных, насекомых, заучивание стихотворений, песни Л.Абелян "Про меня и муравья", коллективная аппликация "На лесной поляне".

Материал к занятию: панно с изображением земного шара, выставка книг о природе, иллюстрации об охране природы, аудиозаписи звуков природы, модели, шапочки насекомых, птиц, животных.

Ход занятия:

1. Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:

"Ни начала, ни конца, ни затылка, ни лица,

Но знают все: и млад, и стар, что она огромный шар"

Земля.

В народе говорят: "Никого не родила, а все матушкой зовут". Наша Земля - это горы, реки, леса, моря, люди, животные. Земля- это наш общий большой дом, в котором человек хозяин. И этот хозяин должен быть добрым и заботливым.

2. Воспитатель: Ребята, Земля - родной дом для всех, кто на ней живет. Она всем нужна, и все, кто на ней живет, тоже нужны Земле.

Дети читают стихотворение Б.Заходера:

Все-все на свете нужны!

И мошки не меньше нужны, чем слоны,

Нельзя обойтись без чудищ нелепых,

И даже без хищников - злых и свирепых.

Нужны все на свете!

Нужны все подряд -

Кто делает мед, и кто делает яд.

Плохи дела у кошки без мышки,

У мышки без кошки не лучше делишки!

Да! Если мы с кем-то не очень дружны,

Мы все-таки очень друг другу нужны.

3. Воспитатель: А теперь проведем веселую викторину.

"В лесу, у пня, суета, беготня;

Народ рабочий весь день хлопочет.

Кто они, откуда, чьи льются черные ручьи?

Дружно маленькие точки строят дом себе на кочке"

Кто это?

Муравьи.

Воспитатель: Ребята, что вы знаете о муравьях?

Дети отвечают.

Муравьи поедают вредных гусениц. Муравейники разорять нельзя.

Дети исполняют песню "Про меня и муравья".

Воспитатель: Ребята, помните, что многие насекомые опыляют растения и повышают этим урожай, уничтожают вредителей леса. Все цветные бабочки полезны. Не ловите их, пожалуйста. А какую пользу приносят божьи коровки?

Правильно, они уничтожают тлей.

4. (Звучит аудиозапись пения птиц)

Воспитатель: Невозможно представить нашу жизнь без птиц. Много разных птиц живет рядом с нами, в лесах, на полянах и лугах.

Ребята, какую пользу птицы приносят?

Дети отвечают: Птицы приносят огромную пользу. Одни вредных насекомых уничтожают, другие - семена сорняков поедают, третьи - мышей и полевок ловят.

Воспитатель: А как они поют, радуя нас! Птиц надо беречь, охранять, а зимой - подкармливать.

Дети читают стихотворение А.Яшина:

Подкормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К нам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Сколько гибнет их - не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для них тепло.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну!

5. Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:

"Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт

Заходи в зеленый дом,

Чудеса увидишь в нем"

Правильно, это лес.

6. Физкультминутка.

Представьте себе, что мы с вами в лесу. Посмотрите направо! Посмотрите налево! Оглянитесь вокруг! Как хорош лес! Посмотрите вверх на одно дерево, на другое. Сколько здесь птиц, сколько гнезд на деревьях! Присядьте, загляните под куст. Что случилось? Там сидит птенчик, он выпал из гнезда. Возьмите его. Осторожно! Посадите на дерево как можно выше. Выше, выше! Поднимитесь на носочки, смелей, тяните руки! Молодцы! Вы помогли птичке!

7. Воспитатель: "Лес не только для нашей забавы,

Он - богатство нашей страны.

Все деревья в нем, ягоды, травы

Нам на пользу, друзья, взращены".

Ребята, в лесу ведите себя, как в гостях. Помните, что лес - это дом для птиц и животных.

8. А теперь поиграем в игру "Кто знает, пусть продолжает".

Воспитатель называет обобщающее слово, а дети- слова, относящиеся к данному значению.

Воспитатель: Насекомые - это...

Птицы - это...

Дикие животные - это...

Рыбы - это...

9. Звучит аудиозапись музыки Чичкова "Скерцо", дети в шапочках насекомых, птиц, животных. Дети танцуют и изображают животных.

Воспитатель: Ребята, помните, что мы в ответе за наш общий дом - Землю.

Дети читают стихи.

Наша планета Земля очень щедра и богата:

Горы, леса и поля - дом наш родимый, ребята!

Давайте будем беречь планету,

Другой такой на свете нету.

Развеем над нею и тучи, и дым.

В обиду ее никому не дадим.

Беречь будем птиц, насекомых, зверей.

От этого станем мы только добрей.

Украсим всю Землю садами, цветами.

Все: Такая планета нужна нам с вами!

Занятие по экологическому воспитанию «Наш общий дом-планета Земля».

Цель:Формирование экологически грамотного поведения, бережного отношения к природе, желания детей конкретными делами и поступками украшать и любить свою Землю.

Программные задачи:

  1. Расширять представления детей о планете Земля.

2.Расширять представление детей об охране природы.

3.Закрепить знание правил поведения в природе.

4.Воспитывать у детей чувство гордости за свою планету.

6.В игровой форме закрепить знания детей о животном, растительном мире.

Интеграция образовательных областей : познание, коммуникация, чтение художественной литературы, музыка, физкультура, социализация, здоровье, труд, художественное творчество.

Материал и оборудование :плакат с изображением земли, аудиозапись, карточки с изображением деревьев, птичка, буратино, семена цветов, контейнер для посадки, салфетки, проволока, смайлики.

Предварительная работа:

  1. Беседа на тему: «Земля – наш общий дом», «Правила поведения в природе».

2.Целевые наблюдения на прогулке.

3.Знакомство детей с объектами живой, не живой природы.

Ход занятия.

Дети заходят в группу.

Давайте повернёмся друг к другу и подарим улыбку.

А теперь подарим улыбки гостям и поздороваемся с ними.

Воспитатель.

Сегодня речь мы поведём о том,

Что вся Земля - наш общий дом,

Где мы с рождения живём.

Ребята. Весной, в апреле, весь мир отмечает замечательный праздник – День Земли. Празднуют его все люди, которые любят свою планету – свой дом, родную природу.

Посмотрите, пожалуйста, (обращает внимание детей на плакат с изображением земли).

Что здесь изображено? Правильно Земля. Что есть на земле?

Ответы детей.

Ребята, а вы любите путешествовать? Я вам предлагаю отправиться в путешествие. И мы посетим с вами лес. Закрываем глаза и слушаем, изображаем полёт (звучит музыка самолета).

(Включается аудиозапись «пение птиц»)

Дети встают в круг.

Ребята, мы прилетели на лесную поляну.

Воспитатель. Дети, какое у вас настроение в лесу? Почему?

Ответы детей.

Проводится игра «Назови дерево».

Дети называют деревья.

Воспитатель. Каких птиц можно увидеть в лесу? (Ответы детей.)

Молодцы много птиц знаете.

Вот сейчас мы поиграем в игру «Птицы»

Если вы услышите название птицы – 1 раз хлопайте в ладоши, а если нет – топайте 1 раз. Будьте внимательны!

Воспитатель. Прилетели птицы: голуби, синицы, розы и орлы, совы и скворцы, конфеты и щипцы, соловьи и сковородки, воробьи, зубные щетки.

Молодцы справились.

Предложить детям сесть в кругу.

Смотрите к нам прилетели птички и они чем то напуганы.

Обращает внимание детей на птичек.

Как вы думаете, почему они напуганы? (Ответы и предположения детей.)

Воспитатель показывает картинку "Мальчик с рогаткой в лесу".

Воспитатель. Правильно ли ведёт себя мальчик? (Ответы и рассуждения детей.)

А вы знаете как себя надо вести в лесу.

Для этого поиграем с вами в игру «Если я приду в лесок». Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорим "правильно ", если плохо, то все вместе говорим "не правильно "!
1.На полянке посидели,
Все попили и поели,
А потом пошли домой -
Мусор унесли с собой! (Правильно)
2. Можно по лесу гулять
Ветки с дерева ломать? (не правильно)
3. Девочки цветочки рвали
И в веночки заплетали.
А полянка вся пуста -
Не осталось ни цветка! (не правильно)
4. Можно уходя домой,
Уносить ежа с собой? (не правильно)
5. Дети по лесу гуляли,
Не шумели, не кричали,
Ягоды собрали,
Кустик не сломали! (Правильно)
6. Насекомых не давите,
Если встретите в лесу,
Насекомые природе
Много пользы принесут! (Правильно)
7.Муравьиный дом в глуши –
Ты его растормоши
Муравьишкам помоги,
В банку их ты собери. (не правильно)

Воспитатель. Молодцы, все правильно ответили.

Проводится Физкульт-разминка "Зверобика"

Воспитатель. Ребята на нашей полянке совсем нет цветов. Надо украсить её к празднику. Как мы можем её украсить? Надо посадить цветы. Посмотрите на полянке мы не одни, обращает внимание детей на Буратино. Кто это?

Ответы детей.

Воспитатель: И правда Буратино, что же у него в руке? (Буратино держит деньги)

Я кажется, догадалась, Буратино хочет посадить деньги. Возможно ли это?

Дети отвечают и объясняют ответы.

Воспитатель: А что можно посадить в землю?

Дети предлагают ответы.

Воспитатель: Давайте научим Буратино сажать растения?

Птички передали нам семена цветов.

Сейчас мы их посадим.

Игра «Что в начале, что потом?»

Прикрепляем на доску схему последовательности посадки растения.

Дети называют последовательно,что вначале, что потом.

Подходим к столам с приготовленными горшочками с землёй и сажаем семена.

Воспитатель. Ну вот цветы посажены. И как раз к празднику они вырастут. Ребята мы забыли сделать подарки земле, ведь на праздники всегда дарят подарки. На аромат цветов которые вырастут прилетят бабочки?

Хотите сделать их сами?

Думаю Земля очень обрадуется такому подарку.

Сейчас мы с вами вернёмся домой и сделаем для земли подарки.

Дети закрывают глаза руками (звучит аудиозапись полёта).

Воспитатель. Вот мы и вернулись. Проходите за столы.

Звучит аудиозапись сопровождение . Дети готовят подарки, складывая салфетки приёмом «Гармошка» и перевязывают их проволокой. Прикрепляют их на доску к изображению земли.

Воспитатель хвалит детей за то, что они трудились сообща и сделали красивую композицию. Всем жителям нашей Земли будет уютно и хорошо жить здесь.

Заключительное слово воспитателя: Сегодня мы с вами говорили о том, что вся Земля - наш общий дом. Рядом с нами живут животные, растения, насекомые. И чтобы нам всем жилось хорошо на нашей планете, давайте будем её беречь. Если каждый будет выполнять правила поведения в природе, то наша Земля будет самой красивой планетой.

Дети берут "смайлики с улыбками" и выставляют их на доску. (Это означает, что детям понравилось занятие и у них хорошее настроение.)

Конспект интегрированной НОД в старшей группе «Земля – наш общий дом»

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»

Цель: формировать представление о планете Земля и жизни людей на планете, прививать интерес и уважение к людям разных стран и национальностей.

Задачи

  • Образовательные: расширять знания детей о многообразии народов, населяющих нашу планету; формировать умение находить отличительные особенности людей, живущих в разных странах и частях света; закреплять умение ориентироваться на глобусе и карте.
  • Воспитательные: воспитывать уважение, принятие и правильное понимание богатого разнообразия культур нашего мира; формировать бережное отношение к нашей планете; воспитывать дружелюбие, умение работать в коллективе; формировать у детей эмоционально-положительный отклик на совместную деятельность.
  • Развивающие: развивать познавательный интерес, стимулировать желание узнавать что-то новое о населении нашей планеты; расширять активный словарь детей; развивать творческие способности детей, фантазию, воображение.

Предварительная работа: знакомство детей с глобусом и картой, рассматривание тематических иллюстраций, чтение сказок народов мира; подготовка материалов и оборудования.

Словарная работа: национальность, глобус, политическая карта, традиция, земной шар, многонациональная страна.

Материалы и оборудование: глобус, политическая карта, аудиопроигрыватель, аудиозаписи «Все мы дети Земли» (в исп. Дима Емурзевич, минусовка), «Мы такие разные, дети всей Земли» (исп. группа «Карамельки»); большой лист бумаги (ватман) с нарисованным (или наклеенным) посередине изображением земли; цветная бумага, простые карандаши, ножницы, клей, кисточки для клея, салфетки.

Ход НОД

І. Вводная часть

Организационный момент

(Дети сидят вокруг воспитателя на стульчиках)

Воспитатель (читает стихотворение, звучит музыка «Все мы дети Земли» (минусовка)):

Наша Земля – голубая планета,
Воздухом свежим и солнцем одета.
Нет, вы поверьте, Земли голубей
От синевы рек, озёр и морей.
Горы, равнины, леса и поля –
Всё это наша планета Земля.
Ветры поют, с облаками играя,
Ливни шумят… И от края до края
Вы не найдёте чудесней на свете
Нашей прекрасной и доброй планеты!
Наш дом родной, наш общий дом – Земля, где с вами мы живем!

Воспитатель : - Ребята, вы любите путешествовать? (да) Я предлагаю вам сегодня побывать в гостях у разных жителей нашей большой и прекрасной планеты Земля. Чтобы отправиться в это необычное путешествие, нам будет нужен помощник. А какой – угадайте:

У меня в ладонях страны,
Реки, горы, океаны.
Догадались, в чём тут фокус?
Я держу руками … (Глобус)

Воспитатель : - (показывает глобус) Верно, это глобус – модель земного шара. Именно он нам и поможет в путешествии.

Воспитатель : (вращает глобус) – Раз, два, три, путешествие начни!

ІІ. Основная часть.

1. Беседа о глобусе и карте

Воспитатель: - Ребята, прежде, чем отправиться в дорогу, давайте поближе познакомимся с нашим помощником – глобусом. Что вы можете рассказать, глядя на глобус, о нашей планете? (ответы детей)

Что обозначает на глобусе синий цвет (вода). Это моря и океаны. Кто желает показать на глобусе океаны и моря? (показ детьми). А каким цветом обозначена суша? (зелёным и коричневым). Зеленым цветом обозначена растительность на нашей планете, а коричневым – горы и равнины.

А какого цвета на глобусе больше – зеленого или коричневого? Что это обозначает?

Дети: - Что нужно беречь леса, растительность, живую природу на планете.

Воспитатель: - Ребята, посмотрите на глобус: можно ли на нем увидеть, где находятся разные страны? (Нет) А что нам в этом поможет? Давайте отгадаем загадку:

Я ходил по разным странам,
Плыл по рекам, океанам,
По пустыне шёл отважно –
На одном листе бумажном.

Дети: - Это карта.

Воспитатель: (показывает политическую карту) – Верно, это карта, на которой изображены все страны мира, - политическая карта. Прежде, чем мы отправимся в гости в другие страны и континенты, давайте найдем нашу Родину – Россию. Покажите на карте, где наша страна.

Дети находят и показывают на карте Россию.

Воспитатель: - Как вы думаете, почему карта раскрашена разными цветами?

Дети: - Разными цветами обозначены разные страны.

Воспитатель: - Давайте поиграем в игру: вы мне показываете на карте любой цвет и называете его, а я вам говорю, какая это страна.

2. Игра «Страны мира»

Дети показывают и называют цвет, воспитатель говорит название страны и ее жителей (дети могут помогать) (Россия – россияне, Франция – французы, Бразилия – бразильцы, Китай – китайцы и т.д.).

Воспитатель: - А как вы думаете, чем отличаются жители разных стран друг от друга?

Дети: - Цветом кожи, языком, обычаями и традициями.

Воспитатель: - А есть что-то, что нас всех объединяет?

Дети: - Люди похожи по внешности (руки, ноги, глаза, уши и т.д.), занимаемся одними делами (спорт, музыка, читаем книги, рисуем, ходим в детский сад, школу и т.д.), живем на одной планете.

3. Игра «Апплодисменты»

Воспитатель: - Есть такие вещи, которые объединяют нас всех. Давайте узнаем их с помощью игры. Я назову вам определенное качество. Те, кто им обладает, встает со своего места и поднимает руки вверх, а все остальные им аплодируют. Если встанут все, то аплодировать будем все вместе. Встаньте все те, кто:

  • умеет читать,
  • любит кататься на каруселях,
  • любит смотреть мультфильмы,
  • любит мороженное,
  • любит играть,
  • мечтает полететь в космос,
  • любит животных,
  • любит вкусно поесть.

А кто любит болеть? Верно, болеть никто не любит, все хотят быть здоровыми!

Воспитатель: - И, наверное, все дети в мире любят воздушные шарики, правда? Давайте сейчас все вместе надуем большой-большой шар.

4. Физминутка «Воздушный шарик»

Надуваем быстро шарик, (Дети расходятся, держась за руки и образуя круг.)
Он становится большой,
Вот какой!
(Показываем руками.)
Вдруг шар лопнул – сссс (Сужаем круг к центру.)
Воздух вышел, (ручки вверх.)
Стал он тонкий и худой. (Показываем ручками, какой стал шарик.)
Мы не станем горевать, (Качаем головой.)
Будем надувать опять.
Надуваем быстро шарик,
(расходятся, образуя круг.)
Он становится большой,
Вот какой!

Воспитатель: - Ребята, а как люди всего мира чаще всего приветствуют друг друга?

Дети: - Машут руками, пожимают друг другу руки.

Воспитатель: - Правильно, ребята, ведь открытая рука – это знак дружбы и открытости. Давайте мы с вами покажем, что открыты всему миру, что хотим дружить со всеми людьми на нашей прекрасной планете.

5. Коллективная творческая деятельность. Аппликация «Карта дружбы».

Дети обводят карандашом силуэты своих ладоней на листах цветной бумаги, вырезают, а затем приклеивают свои «ладошки» на ватман с изображением земли (по контуру земного шара). Во время работы детей звучит музыка: песни «Все мы дети Земли», «Мы такие разные, дети всей Земли».

ІІІ. Подведение итогов.

Воспитатель: - Какая прекрасная карта у вас получилась! С каким настроением вы ее делали? Как вы думаете, что можно увидеть на этой карте? (нашу планету, цвета разных стран, дружбу между всеми людьми). Давайте сохраним эту карту, и всегда будем помнить, что все мы, такие разные и непохожие, – жители одной прекрасной планеты.


Елена Амелько
Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Планета Земля - наш дом»

Интегрированное занятие в старшей группе

Тема : «Планета Земля – наш дом »

Образовательная область : Ребёнок и природа. Ребёнок и общество. Искусство (рисование)

Программные задачи :

формировать представления детей о модели Земли в виде глобуса ;

углубить знания о карте, акцентировать внимание, что большая часть Земли покрыта водой ;

развивать мышление, воображение, память, речь, внимание;

воспитывать познавательный интерес к природе , стремление и навыки бережного отношения к ней.

Предварительная работа : чтение детской энциклопедии «Планета Земля » , рассматривание иллюстраций «Береги природу» , дидактические игры, разучивание стихотворений, рассматривание карты мира и Беларуси, труд с детьми на экологической тропе, наблюдения в природе.

Материалы и оборудование : глобус; карта мира; карта Беларуси; картинки одежда, обувь; мяч; два обруча; фонарик; картинки экологических цепочек; гуашь; палочки для рисования; влажные салфетки.

Ход занятия.

Воспитатель приносит в группу глобус :

На столе передо мной

Закружился шар земной.

Арктика, экватор, полюс…

Уместил всю землю… . (глобус)

Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть глобус, задавая вопросы :

Что изображает глобус? (Планету Земля )

Какую форму имеет Земля ? (форму шара) Земля – огромный шар . Он вращается вокруг своей оси и одновременно вокруг Солнца – самой близкой к нам звезды.

Воспитатель, используя фонарик, демонстрирует смену дня и ночи на Земле . – Посмотрите на глобус, он крутится вокруг себя, вокруг своей оси. Если представить, что наш фонарик – Солнце, то его лучи могут осветить только одну сторону глобуса – Земли : куда попадают лучи – там день, на противоположной стороне – ночь, а так как Земля постоянно вращается , вокруг своей оси, происходит смена дня и ночи.

Воспитатель обращает внимание детей на то, что большая часть земного шара покрыта водой : океанами, морями, реками, озерами. Кроме воды есть материки – твердая земля , суша, где живут люди. Так же на поверхности Земли расстилаются широкие равнины, шумят зеленые леса, поднимаются высокие горы.

Как вы думаете, каким цветом изображены на глобусе моря, реки, океаны? (голубым и синим) . Горы? (коричневым) . Леса? (зеленым) . Пустыни? (желтым)

Наш дом родной, наш общий дом –

Земля , где мы с тобой живем!

Ты только посмотри вокруг :

Тут речка. Там – зеленый луг.

В лесу дремучем не пройдешь,

Воды в пустыне не найдешь!

А где – то снег лежит горой,

А где – то жарко и зимой…

Чудес нам всех не перечесть.

Одно у них названье есть :

Леса и горы, и моря –

Все называется Земля !

Глобус неудобно брать с собой в путешествие, поэтому люди изобрели карту, по которой можно найти дорогу в любую страну мира.

Кому больше всего нужны карты? (морякам, рыболовам, летчикам и космонавтам, геологам и строителям, туристам и путешественникам)

Воспитатель предлагает детям рассмотреть карту мира.

Воспитатель сообщает детям, что на земле есть холодные и жаркие края.

В этих краях разный климат : в холодных краях – холодная и длинная зима, а лето холодное и прохладное, в жарких краях зимы нет, жаркое лето, в средней полосе – не очень холодная зима и нежаркое лето.

Игра «Собери вместе»

Воспитатель предлагает детям выбрать и разложить картинки с изображением различных предметов, одежды, обуви, которые необходимы людям на Севере и на Юге. Дети объясняют свой выбор.

Воспитатель : ребята, на карте есть много стран, но есть одна страна, которая похожа на кленовый лист. Как вы думаете, что это за страна? (Беларусь)

Воспитатель : в какой стране мы живем? (Беларусь.) Кто мы с вами? (беларусы)

Воспитатель показывает карту – макет Беларуси.

Кто знает, какой самый главный город нашей страны? (Минск.) Это наша столица.

Воспитатель показывает на карте, где находится Минск, обращая внимание, что он в центре карты.

Ребята, как вы думаете, что обозначают голубые линии и пятна на карте? (реки и озера)

Воспитатель : у нас много красивых озер и рек, и нашу страну называют «синеокой» .

Стихотворение (читает ребенок) :

Небо чистое и голубое,

И березовый чистый рой –

Беларусь моя, синеокая,

Беларусь моя – родной дом.

Игра с мячом «Один - много» .

В море не одна акула, а много… (акул, не один морской конек, а много… (морских коньков, не один дельфин, а много… (дельфинов, не одна водоросль, а много… (водорослей) ; в пруду не один карась, а много… (карасей, не одна кувшинка, а много (кувшинок) ; в реке не одна щука, а много… (щук, не один окунь, а много… (окуней, не один ерш, а много… (ершей) и т. д.

Воспитатель : каким цветом на карте обозначают лес? (зеленым, обращая внимание детей на преобладание на карте зеленого цвета.

Воспитатель : Почему мы называем лес богатством? (лес очищает воздух, дает кислород, из леса изготавливают мебель, делают бумагу, книги, в лесу растет много растений, живут птицы и животные.)

Игра «Экологические цепочки»

Воспитатель предлагает детям разделиться на две команды, составить экологические цепочки из картинок с изображением различных растений и животных. Побеждает команда, которая составит больше экологических цепочек.

Физкультминутка

Вот Земля , наш общий дом. (Поднимая руки кверху, разводят в стороны)

Много есть соседей в нем.

И пушистые козлята, (Приставляют указательные пальцы обеих рук к голове)

И веселые котята, (Прыгают)

И извилистые речки, (Соединяют ладони вместе, выполняя волнообразные движения)

И кудрявые овечки. (Вращают указательными пальцами вокруг ушей)

Травка, птички и цветы, (Приседают)

И, конечно, я и ты. (Встают, показывая на себя и на соседа)

В этом славном доме нужно

Жить со всеми очень дружно. (Кладут руки друг другу на плечи)

Никого не обижать.

Всех соседей уважать. (Хлопают в ладоши)

Воспитатель : дети, представьте, что на Земле исчезли все водоемы , рыбы, животные.

Словесная игра «Что было бы, если бы…»

Что было бы, если бы на Земле исчезли все насекомые?

Что было бы, если бы высохли все водоемы?

Что было бы, если бы все животные стали травоядными?

Что было бы, если бы на Земле исчезли все леса ?

Воспитатель обобщает, что человек – это часть природы. Что бы вырасти счастливыми, гармоничными людьми, в окружении различных животных и растений, радуясь солнышку, нужно уметь дружить с природой. А как стать ее другом? (Дети высказывают свои предложения)

Воспитатель предлагает детям изготовить природоохранительные знаки.

В конце занятия дети , держа знаки в руках, читают стихи «Земля – наш общий дом » .

Я очень удивилась,

Узнав, - Земля – наш общий дом !

Живут в нем звери, птицы,

И мы с тобой живем.

Земля – наш дом огромный ,

В нем много этажей

Для жителе подводных

И для лесных ужей.

Для всех квартир хватило :

Для буйволов и коз,

Для сов и крокодилов,

Для зайцев и стрекоз.

Земля – наш дом огромный ,

И пусть сооружен

Он не из плит бетонных,

Но суть совсем не в том.

А в том, что мы – соседи,

И мы должны сберечь

Оленей и медведей.

Об этом наша речь!

Итог занятия .

Как называется наша планета ? (Земля )

Как называется наша страна? (Беларусь)

У нас много озер и рек, значит, она какая? (синеокая)