Школа фотографии и мультимедиа им а родченко. Программа курса состоит из нескольких блоков

В 2006 году по личной инициативе директора Московского дома фотографии Ольги Свибловой открылась Московская школа фотографии и мультимедиа им. А. Родченко. В честь десятилетия T&P выбрали 10 проектов ее учеников и попросили их рассказать, как научиться быть художником и с какими сложностями сталкиваются молодые представители российского современного искусства

Елена Лунгина

директор Школы Родченко

«Одна из главных особенностей школы - совместная работа. Здесь формируются команды художников, творческие группы, объединения: студенты вместе готовят выставки, помогают друг другу, становятся соавторами или кураторами проектов, выступают в роли актеров в фильмах друг друга, реквизиторов, операторов или звукорежиссеров. Не говоря уж о том, что они первые зрители и критики работ своих товарищей. В школе сложилась некая среда, которая не дает выпускникам покидать ее навсегда. Некоторые становятся нашими преподавателями, многие продолжают консультироваться и дружить со своими наставниками, посещать мастер-классы и лекции, общаться с нынешними студентами».

Ирина Успенская

директор Школы Родченко

«Десять лет - это, можно сказать, необходимый и достаточный срок для того, чтобы школа завоевала значимое место среди институций в области современного искусства и при этом осталась гибкой структурой, позволяющей оперативно вносить изменения в учебную программу, поддерживать ее на актуальном уровне. Никогда программа нашей школы не спускалась сверху.

Безусловно, мы с Еленой Лунгиной изучили и обобщили опыт зарубежных школ, таких как Национальная школа фотографии в Арле, Центр фотографии в Нью-Йорке, но это скорее подвигло нас на написание долгосрочной комплексной программы, а не коротких модульных курсов. Она начала складываться из уникальных персональных методик практиков и теоретиков в области фотографии и современного искусства.

В 2006 году у нас была возможность воспользоваться так называемым cream skimming эффектом. Школа вовлекла лучшие силы в формирование программы. Это Владимир Куприянов, Михаил Сидлин, Ирина Меглинская в области фотографии, Екатерина Деготь в области теории современного искусства. Довольно быстро к этой команде присоединились Кирилл Преображенский и Алексей Шульгин, дополнив программу такими направлениями, как видео-, медиаарт. Свою уникальную методику в преподавании фотокомпозиции принес Александр Лаврентьев, семье которого и лично ему школа благодарна за возможность использовать в своем названии имя Александра Родченко. Имя этого известнейшего авангардного художника, дизайнера, фотографа как нельзя лучше отражает философию и экспериментальную направленность школы».

Кирилл Савченков

Проект «Амок»

Кирилл Савченков

выпускник и преподаватель Школы Родченко, фотограф, кросс-медиа художник, создатель музея скейтбординга и ведущий семинаров Horizon Community Workshop

«Самый сложный момент в процессе обучения - это необходимость сконцентрироваться и сфокусироваться на своей художественной практике, когда твой кругозор расширяется и ты теряешь ориентацию в пространстве. Школа дает многое, но вопрос скорее не в том, что она дает, а в том, что ты готов и можешь взять. Благодаря такому большому объему информации начинаешь лучше понимать самого себя. Кто-то из студентов, например, приходит к осознанию, какое еще образование он хотел бы получить после школы.

Времени на учебу и на работу над самим собой уходит действительно много. Школа сформировалась как институция с уникальными условиями и возможностями, и она готова этими возможностями делиться. В Школе Родченко самое важное - это среда, люди, которые встречаются во время учебы. Однокурсники, студенты других курсов, преподаватели Олег Климов, Анна Шпакова, Роман Минаев, Александр Евангели, Давид Рифф.

Я поступал к Олегу Климову на документалистику, завершал обучение и защищал диплом уже под руководством Романа Минаева по дисциплине «Интермедиа». Но на меня как на художника повлияли не только мои мастера, но и опыт общения со всеми преподавателями школы. Лаборатории Давида Риффа и Екатерины Деготь, семинары Александра Евангели, безусловно, изменили меня как художника».

Елена Аносова

Проект «Отделение»

Елена Аносова

фотограф, студентка школы Родченко, победитель ежегодного Международного конкурса фотожурналистики имени Андрея Стенина в номинации «Повседневная жизнь» и международного фотоконкурса Portraits - Hellerau Photography Award за серию портретов женщин, отбывающих наказание в исправительных учреждениях на территории Сибири

«Раньше я не занималась фотографией и современным искусством и даже слабо интересовалась. Классическое искусство - да. Я даже не имела опыта учебы среди себе подобных, тихо варилась в себе, своей тайге (я из Иркутска) и графическом дизайне. Школа дала многое, особенно общение с единомышленниками; в целом - структуру понимания процессов анализа. Сложным было уложиться в рамки триместровой системы отчетности - чего, кстати, и не произошло, и я благодарю своего мастера за понимание ритма моей работы

К практической реализации первой части «Отделения» я приступила после первого курса и весь второй собирала проект. Импульс исследования закрытых институций возник из рефлексии моего подросткового периода, проведенного в режимной школе-интернате. В основном я работаю с темами границ и изоляции. Главной темой проекта «Отделение» стало отсутствие приватности в повседневном быту заключенного, ведь человек, находясь постоянно под наблюдением, без какой-то даже мнимой возможности побыть наедине с собой (а это одна из важнейших потребностей), не чувствует себя в безопасности».

Данила Ткаченко

Проект «Побег»

Фотограф, в 2014 году получил первый приз в номинации «Портрет» престижной международной премии World Press Photo за серию работ об отшельниках. Путешествуя, Данила искал людей, которые по разным причинам отказались от жизни в городе и поселились в лесу: «Я обеспокоен вопросом внутренней свободы в современном обществе: это вообще достижимо, когда вы постоянно находитесь в социальных рамках? Школа, работа, семья - вы заключенный своего положения и должны делать то, что нужно. Вы должны быть прагматичным и сильным - или стать изгоем и сумасшедшим. Как оставаться самим собой?»

Дмитрий Лукьянов

Проект Instant Tomorrow

Дмитрий Лукьянов

фотограф, в 2015 году занял второе место на Венском фестивале фотокниги ViennaPhotoBookAward с книгой Instant Tomorrow - проектом о людях, которые «находятся в идеальных условиях заботы о них и их личном спокойствии»

«Думаю, что отличием нашего обучения является намеренная тотальная разбалансированность образовательных процессов и преподавательский состав из действующих художников и теоретиков с очень разнонаправленными взглядами на искусство и обучение в арт-школе. В таких условиях неокрепшее сознание потенциального художника, получая со всех сторон противоречивую информацию от авторитетных людей, неизбежно входит в состояние неустойчивого равновесия. Логика ломается, парадигмы скрипят, ожидания рушатся, мыслительный процесс становится колебательным и непредсказуемым. И это прекрасно.

На меня очень повлияли занятия с Виктором Алимпиевым. Его курс назывался «Неподвижность». Никакие конкретные знания он нам не пытался передать: мы просто смотрели и слушали разные произведения, обсуждали. И до сих пор продолжаем это делать, ходим на выставки с ним, зависаем в мастерской, общаемся. Жаль, что его занятий больше нет в школе. Это как тот «золотой шар» у Стругацких. Каждый приходит сюда со своими вопросами, ожиданиями и комплексами. Учится, думает, проходит какой-то общий путь, в процессе открывает для себя что-то новое или нет, но на выходе, если все прошло удачно, остается еще более погруженным в свойственную именно ему проблематику, только уже с полным осознанием ее в общемировом культурном контексте. Обучение здесь может стать новой ступенью инициации человека, становления его как художника, но возможно это только при осознании им собственной сущности. Самое сложное - сущность эту не расплескать, утвердить ее форму».

Мария Турченкова

Проект Hidden War In The Land Of Mountains. Dagestan, Russia

Документальный фотограф, работает в горячих точках, член сообщества Getty Images Reportage Emerging Talent. Снимала события на Майдане, в Донбассе, Дагестане, на Северном Кавказе. Фотографии публикуются в ведущих информационных изданиях.

«Моей главной задачей является сохранение и развитие современной документальной фотографии, а также развитие у студента способности размышлять о сложном устройстве современного общества с помощью этого традиционного медиума. В свою мастерскую я набираю студентов, которым уже не нужно объяснять, что такое выдержка и диафрагма. В идеале студент должен иметь интересный жизненный опыт и твердое желание посвятить свою жизнь искусству. К нам приходят молодые люди в большинстве своем с различными формами девиаций и способностью к саморефлексии. Они знают что, но не знают как. В итоге далеко не все становятся хорошими фотографами или художниками, но совершенно точно все меняют свою жизнь и взгляд на реальность».

Игорь Самолет

Проект Be Happy!

Фотограф, в 2013 году самостоятельно выпустил 50 экземпляров дипломной фотокниги «Be Happy!», с которой принял участие в книжном фестивале в Вене. Книга также получила серебряную медаль German Photobook Award 2014 и была включена в третий том «Истории фотокниг» под редакцией Мартина Парра. В 2014 году Игорь вошел в список «25 фотографов, меняющих представление о России» по версии The Calvert Journal.

Анастасия Руденко

Проект «Рай»

Фотограф, победитель Canon Female Photojournalist Award 2015 за фотосерию о людях с ментальными заболеваниями.

«Мастер в школе - это работа, обмен знаниями, просмотры новейших работ, споры, иногда поиск арбитра. В процессе работы часто рождается чувство сопричастности, когда видишь, как на глазах рождается новое произведение. Когда я набираю студентов, ориентируюсь на талант, но в процессе обучения проводишь вместе довольно длительное время, и срабатывает еще фактор доверия и совместимости. Сложнее всего - когда студенты не понимают важности прохождения простейших азов - заданий-упражнений».

Даниил Зинченко

Фильм «Эликсир»

Даниил Зинченко

Режиссер, художник, участник творческого объединения «ВВЕРХ!». Полнометражный дебют, фильм «Эликсир», в 2016 году вошел в программу «Форум» Берлинского кинофестиваля.

«Корни фильма “Эликсир” вплетены в художественные практики объединения «ВВЕРХ!», хедлайнерами которого были Петя Жуков, тоже выпускник школы Родченко, и я. Нас вдохновляли и вдохновляют мечты о бесконечности, бессмертии и абсолютной поэтической силе. Из этого накопленного багажа и выпала идея фильма.

Судьба периодически генерирует поворотные моменты, которые кардинальным образом меняют жизнь. Учеба в Школе Родченко для меня - как раз тот случай. Защитив диплом в 2011 году, я на всю жизнь навесил на себя приятное клеймо выпускника этого замечательного учебного заведения. В этом виноваты не только выдающиеся преподаватели, но также и атмосфера, которая бушевала вокруг меня во время учебы: иначе как семейной ее сложно назвать. И если художники попадают в рай, то у выпускников Школы Родченко, как мне кажется, будут привилегии».

Ольга Матвеева

Проект «Шанхай»

Ольга Матвеева

Выпускница и преподаватель Школы Родченко, художник, фотограф. Вошла в список самых перспективных молодых художников России по версии Forbes.ru.

«Подземные коммуникации стратегического назначения порой рождают урбанистические феномены. Так, недалеко от центра Москвы под километрами бомбоубежищ расположилась настоящая восточная деревня, своеобразный анклав, имеющий народное название «Шанхай». На мой взгляд, такое название хорошо описывает состояние современной Москвы как мегаполиса. Сооружения, в основу которых легли гаражи, достраивались на протяжении лет каждое на свой лад, без какого-либо архитектурного плана. У строений разные назначения: автомастерские, студии, общежития, бани, кафе, магазины и, как говорят, даже публичные дома. Как и в любом государстве внутри государства, в «Шанхае» присутствуют собственные авторитеты, мигранты, криминал, а также автономное электричество, отопление и водоснабжение. Одни ищут в «Шанхае» убежище для себя, другие, наоборот, пытаются что-то спрятать. Это место завораживает разнообразием архитектурных форм с витками проводов, нависающими над извилистыми улочками, символизируя состояние хаоса, которое отличается от внешнего мира только формой.

Я поступала в школу, понимая, что попаду не в академическую, а практикующую и стремительно развивающуюся среду. Все преподаватели и мастера - современные художники. Сложности возникали в основном на триместровых просмотрах. Любое мнение субъективно, потребовалось время, чтобы научиться правильно артикулировать и защищать свои идеи. После школы я продолжаю работу над проектами, в основном в медиафотографии, реже делаю скульптуру и видео. Принимаю участие в европейских и российских фестивалях, делаю фотокниги, веду подростковые курсы в Школе Родченко и занимаюсь коммерческими съемками. У меня было два мастера в школе, и мне повезло с обоими. Владимир Куприянов бескомпромиссно поддерживал любую идею, помогая развить ее в нужном русле. Мы много говорили в его мастерской, могли четыре часа обсуждать один проект или книгу. С тех пор диалог для меня - один из важнейших образовательных методов. Анастасия Хорошилова научила самостоятельности и ответственности в создании и продвижении своих проектов. Оба мастера повлияли и на мою нынешнюю работу с фотокнигой».

Полина Канис

Фильм «Яйца»

Режиссер, победитель премии Кандинского в номинации «Молодой художник года» за фильм «Яйца».

«Критерии отбора студентов в мастерскую не высечены в мраморе, не закреплены раз и навсегда. Образование в области искусства во многом строится на плохо артикулируемых или вербализируемых интуитивных моментах. Иногда человек представляет недостаточно убедительный материал с точки зрения формы, но этому можно научить, а вот мышлению и коммуникативным навыкам - гораздо сложнее. Студента, уже получившего творческое образование, сложнее переламывать, переучивать, чем студента, имеющего базовый уровень знаний. Но критерии всегда субъективно-объективные. Иногда видно, что человек на нужной волне, и это важнее, чем технично созданная работа. Если говорить с оглядкой на десятилетие, то критерии отбора сейчас гораздо выше, чем в первых наборах. Уровень конкурса повысился. Надеемся, что это приведет к высокому уровню отдачи. Школа - это определенная коммуникативная среда, здесь не только обучение внутри мастерской является мотивацией. Есть внутренняя конкуренция, есть вещи, которые происходят на школьной кухне, о которых мы ничего не знаем. Из этого всего складывается общая картина. Как раз в этом и заключается главное достижение Школы Родченко: здесь создался правильный баланс сообщества и компетентных преподавателей в разных дисциплинах, которые позволяют этому всему функционировать».

Одна из важнейших отечественных школ современного искусства, созданная по инициативе Ольги Свибловой, отмечает свое десятилетие. Ее руководители Елена Лунгина и Ирина Успенская рассказали TANR, как изменилась ШР за это время, за какими выпускниками следить, почему уметь рисовать неважно и чем удивлять на вступительных экзаменах

Почему молодой художник должен выбрать Школу Родченко? Ведь в одной только Москве есть ИПСИ, «Свободные мастерские» ММСИ, институт «База», МедиаАртЛаб.

Ирина Успенская: За 10 лет работы нам удалось сформировать очень серьезную комплексную программу. Школа Родченко имеет техническую базу, где студенты могут практиковаться. Посмотрите на наше расписание: наши студенты учатся пять-шесть раз в неделю, с 10 утра до 19 вечера. А в большинстве институций, которые вы назвали ранее, учатся два, максимум три раза в неделю. И мы учим три года. Наша практическая база и разнообразие мастерских позволяют экспериментировать неограниченно.

Ольга Свиблова, комментируя выставку «Про ШР» сказала, что главный козырь школы в том, что ее студентов и выпускников «подхватывают» и они живут активной арт-жизнью. Расскажите, а что именно вы делаете для продвижения художников? Подыскиваете галереи, заставляете участвовать в конкурсах?

Елена Лунгина: Прежде всего у нас есть практика каждую неделю открывать новые выставки здесь, в школе. Мы сразу учим студентов делать выставки, потому что это самая важная часть их творческой жизни. Они получают этот навык, делают выставки и вне — и приходят к хорошим результатам. А может, они просто хорошие художники и поэтому нужны галереям? Мы специально никому не звоним и никого не предлагаем.

Ирина Успенская: Мы, конечно, не можем гарантировать им блестящее трудоустройство в будущем. Быть современным художником сегодня очень сложно. Инфраструктура институций современного искусства и вообще искусства пока не очень хорошо сложена в нашей стране. Мы пытаемся научить ремеслу, чтобы наши выпускники умели что-то делать руками, и мы даем им возможность преподавать. Ведь помимо основного у нас есть еще дополнительное образование для детей и всех желающих.

К вам может поступить художник, который вообще не умеет рисовать?

Елена Лунгина: Конечно. Мы не предполагаем умения рисовать. В наших требованиях для художников написано, что первое, чего мы ждем, — серии фотографий. Если у поступающего есть какой-то проект, который он пока не может воплотить, потому что недостаточно технических знаний, — он просто может описать его. Описать и дать концепцию этого проекта. Нас это будет точно так же интересовать, как и сделанная работа. Даже тщательное собранное досье, которого мы требуем от поступающих, уже говорит для нас о серьезности намерений.

Я хорошо представляю, как проходит обучение академической живописи, скульптуре, но как учат, например, перформансу? В какой форме проходит обучающий процесс? Креативные «арт-пати», о которых говорит Сергей Братков? Просмотр видеодокументаций?

Елена Лунгина: Прежде всего должно быть желание что-то сделать. На первом месте всегда желание, художественное послание, а дальше уже выбор того медиума, который необходим для выражения. И это не раскованность на арт-пати, это какая-то осознанная необходимость что-то сказать, очень конкретная. Поэтому не может быть какой-то техники обучения перформансу.

Ирина Успенская: В общем-то, специальной мастерской, которая бы обучала перформансу, у нас нет. Мы считаем, что каждый вид искусства должны преподавать асы, и в этом плане лучше обратить внимание на Школу перформанса Федора Павлова-Андреевича на Солянке.

А из ваших четырех мастерских (документальная фотография, проектная фотография, видеоарт, интерактивные медиа) какая сейчас самая популярная у поступающих?

Ирина Успенская: Больше всего всегда поступают на фотоотделение. Причем у нас каждый набор совершенно отличается от другого. Всё зависит от преподавателей. В этом году у нас набирают Мухин и Ефимов, в следующем, мы надеемся, Братков и Нистартов. Просто это еще одно из основных требований портфолио — принести серии или одиночные фотографии плюс другие работы. Именно с фотографий всё и начинается. Многие студенты поступают к нам, имея хорошее художественное образование, такое как Строгановка, Суриковка. Они приходят сломать себя. Но потом, обретя какой-то уровень знаний, многие возвращаются к тому же «умению рисовать». Главное, было бы что сказать, а инструмент найдется.

Школа Родченко празднует свое десятилетие. Как за это время изменилась школа?

Елена Лунгина: За это время сформировались прежде всего педагогический коллектив и четкая методика. Ведь когда мы начинали, мы шли на ощупь. Теперь мы сформировались и первый раз подводим черту, пытаемся четче выявить что мы такое? Какие мы?

Ирина Успенская: И посмотреть, какими мы будем дальше.

Вопрос от поступающих. Приемную комиссию Школы Родченко сегодня еще можно хоть чем-то удивить? Как запомниться на отборе?

Ирина Успенская: И три и два года назад, делая дипломную выставку, которая обычно проходит у нас в мае-июне, мы сами очень боялись, что мы уже не перепрыгнем планку. Но каждый год получается что-то новое и очень интересное. Наши преподаватели действительно при поступлении дают такое задание - «Удивите меня!». И у поступающих всегда получается.

Могли бы назвать несколько имен ваших выпускников, которыми вы гордитесь и ставите всем в пример?

Елена Лунгина: В журнале «Афиша» недавно вышел список 11 наших выдающихся выпускников, которых нужно знать (Антон Акимов, Полина Канис, Даниил Зинченко, Саша Пирогова и др.). Мы солидарны, но, с другой стороны, они не сказали об Оле Матвеевой, Игоре Самолете, Наде Гришиной, Елене Аносовой.

Ирина Успенская: Я очень порадовалась, увидев там Антона Акимова, потому что это человек, который остался в поле фотографии. Он также сотрудничает с организациями слепых и слабовидящих фотографов. А Дима Лукьянов там был? Просто мы можем перечислять бесконечно.

Завершение приема заявок на обучение по основной программе Школы Родченко проходит до 30 августа включительно. Все подробности на сайте www.mdfschool.ru

Юбилейная выставка «Про ШР. 10 лет Школе Родченко» в Мультимедиа Арт Музее продлится до 11 сентября.

Что понравилось: 1. Валерий хорошо ориентируется в индустрии и ответил на вопросы спроса документальной фотографии за 30 минут на первом же занятии, это: фотография как искусство, выставки, гранты, фотокниги. Конечно вопрос продвижения не был заявлен и поэтому подробно не разбирался, но при желании наверное можно развить тему, хотя я не уверена, что вы получите какие то ответы. 2. В целом уважительно отношение к студентам, присутствие чувства юмора. 3. Дает толчок к самообразованию. Что не понравилось и это большинство: 1. Преподавателю было порой очень неинтересно читать лекцию видимо - тихо-нудно-монотонно и уныло. Засыпали. К концу курса слушателей становилось все меньше и меньше. преподаватель не управляет группой совсем. 2. Отклонения от программы. Темы не раскрыты многие. Курс можно смело переименовать в «История искусства фотографии». Мы большинство занятий (80%) смотрели фотографии других фотографов, без объяснений чем так ценны они. Список всех фотографов могу выслать кому надо. На одном занятии помимо просмотра фото других фотографов минут на 30 был странный обзор фототехники, начиная от инстакса с хольгой, заканчивая зеркалками, просто назывательно, что такие существуют. Еще на одном занятии минут на 60 помимо просмотра фото других фотографов обозначена проблема выбора фотографий в серии, но как выбирать, никаких методик предложено не было. Практическое занятие - это вообще нечто. Честно скажу я не попала на начало и пришла позже. НО задание мне Валерий повторил «снимаем объект в движении и просто интересный объект», все. На вопрос будет ли какая то теория какие то полезные знания и секретики ответ был «Нет.» По смысловой нагрузке и т.п. также ответов не поступило. Все выездное занятие мы были полностью предоставлены себе, преподаватель также прогуливался как и все остальные и хорошо проводил время при этом откровенно был не настроен на диалог и ответы на вопросы. 3. На портфолио-ревью комментарии были вроде «Вот это мне нравится, наверно», «Вот это скорее нет». Отмечались только явные ошибки, которые более менее знакомым с фотографией и так понятны, что то более осмысленное не давалось. 4. Молчание в ответ на вопросы. Валерий на многие вопросы или реплики не реагирует никак, не утруждает себя отвечать, даже когда спрашиваешь напрямую «Что вы думаете по этому поводу», либо молчание либо что то очень обтекаемое неконкретное. Общее впечатление - автор не видит интереса в преподавание данного курса. В самой фотошколе находится не приятно, тревожно, артхаусно, проблемы с кондиционером, в кулере нет воды, да и кулера как такого нет, из еды только автоматы с кофе и снеками. Может виной всему что это гос. бюджетное учреждение? Курс и школа не понравились.

Отзыв на сайте

Stasy

24.01.2013

Время обучения: весна 2012
Преподаватель: Игорь Мухин

Оценки ученика по пятибалльной шкале:

Качество преподавания 3
Техническое оснащение 3
Организация учебного процесса 2
Общая атмосфера 3

1 к отзыву предыдущего слушателя! Немного разочаровал курс Игоря Мухина и школа в целом - за такие деньги можно было и получше что найти - сработало громкое имя школы и фотографа... Само пространство школы довольно мало (2 аудитории и студия - она же лекционный зал).. Компьютерами пользоваться нельзя (коих там огромное количество) - даже для выполнения домашнего задания (только для учеников трехлетнего обучения) - нас, естественно, об этом не предупреждали... Охранники, в частности, один - пожилого возраста, неадекватные и агрессивные - совершенно непозволительно и в грубой форме общаются со слушателями - администрации до этого нет никакого дела, хотя они про это знают... А если вам вдруг не повезло воспользоваться компьютером (по неведению и совету одного из учителей) и быть застуканным этим охранником - пиши пропало! (За вас никто не заступится, даже ваш «преподаватель»...) Складывается впечатление, что там этот охранник заправляет всем процессом.. А клиент, к сожалению, в таких случаях у них всегда НЕ ПРАВ! Позиция администрации в этом вопросе более чем неприятно удивила... Что касается мастера.. Игорь Мухин и правда, может, хороший фотограф, но не преподаватель... Да, его жизненные истории бывало интересно послушать - но как семинар или мастер-класс, не более того.. «Ведения ученика мастером» не было совершенно! И было совсем не понятно, чего он от нас добивается... Конкретного объяснения не было, только «всё не то...» В один раз говорится одно, через десять минут прямо противоположное... Что только добавляло каждый раз по ложке дегтя в самооценку начинающих фотографов... (То же впечатление сложилось и на просмотре абитуриентов на трехлетнюю программу - народ не понимал, что же все-таки требуется принести, чтобы поступить...) Справедливости ради скажу, что остальные преподаватели были в большей степени заинтересованы научить нас своим предметам: Татьяна Либерман, Игорь Вязаничев, Михаил Сидлин, Анна Кортюкова, Дмитрий Кабаков интересно подавали свой материал - для новичков и знакомства с фотографией самое оно! Поэтому, как вариант, наверное - можно походить на краткосрочные курсы для ознакомления, чем платить около 50 тыс. за 4 месяца сумбура и потраченных нервов... Так что десять раз подумайте, стоит ли вам туда идти учиться на этот курс и берегите нервы при встрече охранниками:)

Отзыв на сайте

Sj

04.01.2013

Время обучения: осень 2012
Преподаватель: Игорь Мухин

Оценки ученика по пятибалльной шкале:

Качество преподавания 3
Техническое оснащение 3
Организация учебного процесса 2
Общая атмосфера 2

Наверное, Игорь Мухин - достойный фотограф, но к обучению людей, пришедших в школу не за основным образованием, его подпускать не стоило бы. Основная установка «Мастера», с которой он начинает первое занятие «Вы - менеджеры, которые только берут от мира, и ничего ему дать не могут. Художников из Вас не получится, в лучшем случае - неплохие ремесленники». И так обозленно на мир, который сделал фотографию массово доступной, из занятия в занятие. В принципе, все преподаватели школы, что в целом понятно, сетуют на современный мир, превративший дело их жизни в значительной мере в ширпотреб, но никого при этом не унижают, вполне себе добросовестно преподают. К Мухину на его курс идти бы категорически не советовала, да и школу выбрала бы другую - организация отвратительная: деньги взяли и забыли про вас: сами все проблемы решайте как хотите: никто из администрации ни разу даже не появился ни на одном занятии, хотя у группы были претензии к организации процесса.

Отзыв на сайте

Анна Пережогина

13.07.2009

Время обучения:
Преподаватель:

Могу выделить главные моменты:
Сейчас там решено сделать обучение три года. Когда-нибудь в ближайшем будущем школа собирается стать вузом, поэтому очень серьезное обучение в плане времени (шесть раз в неделю в среднем с 11 до 6 вечера). Поступление строгое - просмотр портфолио и допуск к собеседованию, все довольно требовательны. К чему именно требовательны: в основном (всем набирающим мастерам по-разному, но есть некоторые общие моменты) важно наличие не качественного снимка на хорошую камеру, а наличие какого-то своего особенного восприятия, умение доказать визуально и объяснить словесно, чем именно это тебе важно было снять и почему именно так.
Самый главный момент - то, что не очень пока понимают поступающие и что очень важно до них донести - это то, что:
Школа не совсем фотографии, это скорее школа современного искусства, где важна концепция, подход, решение, серийность, художественность, и к съемкам типа fashion, "портрет", "как снимать свадьбу" ну и т д это отношения не имеет никакого... Там работают художники, не совсем фотографы. Художники, которые занимались и фотографией, и современным искусством, где фотография используется не прямо, а как повод для какого-то произведения.
При всем этом если ты нормальный ученик и способен брать все, что тебе дают, у тебя будет возможность и заниматься в студии (есть хорошие педагоги по техническим предметам, а также школа прекрасно оснащена всей необходимой техникой), снимать там самому, ну и т д. Уходя, м spfgjkyzkb анкету, о бы мы предложили поменять в обучении, и директора очень к каждому мнению прислушиваются. Поэтому там все будет улучшаться и улучшаться, думаю.
Еще последнее - школа фотографии и мультимедиа - а это значит: там занимаются еще и видео (так же активно, как и фотографией), интернет-артом, и т д.

Отзыв в сети

NLE2004

23.05.2009

Время обучения:
Преподаватель:

Объективный недостаток школы Родченко - 1 студия на всю группу (у нас 18 человек). Еще большой минус, что не показывают программу обучения. Т.е. говорят, что "в программе это есть", но по факту, многое из запланированного остается непройденным.

Курс для тех, кто только начинает заниматься фотографией и хочет работать над личными проектами.

Что будет на курсе?

Этот курс - творческая лаборатория и одновременно лекторий и практикум. Наша задача не просто дать основополагающие знания о фотографии и технологиях съёмки, но и провести каждого учащегося через все этапы создания своего проекта - от постановки цели до итоговой выставки.

В процессе обучения вы получите знания о фотографии, фотографических технологиях, процессе съёмки и обработки. Познакомитесь с историей возникновения фотографии, с работами классиков и современных фотографов.

Курс ориентирован на поэтапное создание итогового личного проекта. Каждые две недели учащиеся встречаются с преподавателями для просмотра отснятого материала и обсуждения дальнейших планов. В ходе занятий чередуются теоретическая и практическая части, вы получаете домашние задания для закрепления полученного материала.

Учащиеся познакомятся с историей возникновения фотографии и работами современных авторов, изучат основы фотокомпозиции, устройство различных видов фотокамер и законы оптики, научатся работать со студийным светом, освоят азы работы в графическом редакторе Adobe Photoshop. Несколько занятий курса пройдёт в фотолаборатории, где вы сможете освоить основные принципы работы с ручной чёрно-белой печатью. Также программа курса предусматривает выездные занятия с практикой фоторепортажа и совместное посещение фотовыставки в МАММ (Мультимедиа арт музее) .






























Занятия проходят в кинозале, фотостудии, компьютерных классах Школы Родченко , в Мультимедиа арт музее и на улице.

Программа курса состоит из нескольких блоков:

  • Фотографическая оптика
  • Основы фотокомпозиции
  • Основы компьютерной обработки изображений (на базе Adobe Photoshop)









Курс завершается выставкой, на которой вы сможете выставить свои работы и рассказать на открытии об идеях их создания.

















Посмотреть все работы выпускников курса 2016 года можно в

Преподаватели

Условия обучения на курсе:

Все учащиеся вечерних курсов получают возможность бесплатного посещения Мультимедиа Арт Музея в период своего обучения.

Фото обложки Юля Даль

Техника и технология фотографии и работа в студии (Анна Кортюкова, Елена Грусицкая, Ольга Матвеева, Алла Афонина)

9 занятий:

  • Устройство фотокамеры. Различные виды камер, в чём отличия принципов работы и сходства (плёночные 35 мм зеркальные и дальномерные, среднеформатные, карданые). Принципы работы плёночных и цифровых камер. Настройки фотокамеры. Что такое экспонирование? Параметры влияющие на экспозицию: выдержка, диафрагма, чувствительность. Режимы съёмки: автоматические, режимы приоритета выдержки и диафргамы, ручной.
  • Световые величины, используемые для определения экспозиции: освещенность и яркость (определение, в чем разница). Измерение экспозиции при помощи встроенного в камеру экспонометра. Режимы экспозамеры: интегральный, точечный, мультисегментный. Шкала экспозиции. Практика измерения экспозиции при помощи точечного экспозамера. Поправки. Использование гистограммы для оценки правильности экспозиции.
  • Свойства света как частицы и волны. Дисперсия, дифракция, интерференция. Баланс белого. Цветовая температура.
  • Освещенность. Работа с внешним экспонометром. Методика постановки света в студии. Работа с рисующим светом. Направления света. Мягкий и жесткий свет. Практика съёмки с одним источником света.
  • Контраст освещения. Заполняющий свет. Практика съёмки с двумя источниками света.
  • Самостоятельный практикум студийной съемки. Студенты повторяют схемы освещения известных мастеров. Индивидуальные консультации по проектам (Алла Афонина, Ольга Матвеева).
  • Самостоятельный практикум студийной съемки. Высокий и низкий ключ. Индивидуальные консультации по проектам (Алла Афонина, Ольга Матвеева).

Фотографическая оптика (Дмитрий Масуренков, Алла Афонина, Ольга Матвеева)

2 занятия:

  • Основные понятия оптики. Объектив, фокусное расстояние, угол зрения объектива, глубина резко изображаемого пространства. Ракурс. Лекция.
  • Оптика. Относительное отверстие. Перспектива. Оптические насадки. Светофильтры.

Работа над личным проектом и подготовка выставки

8 занятий:

  • Введение в курс. Знакомство и просмотр работ студентов (до 10 фото). История возникновения фотографии. Свет как физическое явление. Построение фотографического изображения светом (принцип работы камеры-обскуры в основе любой фотокамеры). Основные свойства света. Домашнее задание. Лекция
  • Жанры фотографии. Документальная и арт фотография. Начало работы над личным проектом.
  • Фотография: серия, история, проект. Просмотр и обсуждение личных проектов.
  • Обсуждение отснятого материала в группе. Просмотр и обсуждение личных проектов.
  • Просмотр работ классиков фэшн-фотографов (Ричард Аведон, Сара Мун, Энни Лейбовиц, Элиот Эрвитт, Эрвин Блюменфельд и др.) Обсуждение отснятого на предыдущих практических занятиях материала. Просмотр и обсуждение личных проектов.
  • Посещение фотовыставки в МАММ, анализ и обсуждение экспозиции, художественных приемов и техники работы мастеров фотографии.
  • Работа с экспозиционным пространством. Просмотр примеров работ, выполненных в различных техниках, в основе которых лежит фотография (объекты, инсталляции, найденная фотография, фотоархивы, проекции, фотокниги и пр.). Итоговое обсуждение личных проектов.
  • Выставка. Развеска работ. Обсуждение результатов курса. Ответы на вопросы.

Основы фотокомпозиции (Андрей Шилов)

7 занятий:

  • Композиция. Структура фотокомпозиции, ее основные понятия. Лекция. Практика: создание фотоколлажа из журнальных вырезок и личного фотоархива.
  • Композиция натюрморта из 6 предметов. Практика
  • Пропорциональные сетки и их использование в композиции. Фотосъемка группы людей, ее композиционные возможности. Обсуждение визуальности в искусстве. Практика съёмки группового портрета.
  • Практика. Съемка городского пейзажа. Студенты реализуют небольшой личный проект во время занятия.
  • Теория цвета в применении к фотокомпозиции. Съёмка: портрет на цветном фоне. Практика.
  • Лекция. Фотокомпозиция при съемке интерьера. Ритмические структуры композиции.
  • Отсмотр отснятого материала с точки зрения теории фотокомпозиции.

Работа в фотолаборатории (Алла Афонина, Ольга Матвеева)

3 занятия:

  • Практика. . Создание композиций из предметов. Печать фотограмм.
  • Выездное занятие: практика репотажа. Съёмка на чб пленку.

Основы компьютерной обработки изображений

5 занятий:

  • Обзор программы Photoshop. Интерфейс. Основные понятия. Инструменты.
  • Работа с кривыми. Работа с цветом. Возможность достижения желаемого результата различными способами.
  • Ретушь. Селективная коррекция изображений. Резкость.
  • Работа со слоями. Маски слоя. Монтажи. Понятие об управляющих слоях. Трюки (с использованием наложения слоёв).
  • Photoshop. Подготовка работ к итоговой выставке.

*Даты начала курса и преподаватели могут быть изменены.