Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненных предложений Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненных предложений Урок обобщения. Организационная структура урока

§ 1 Алгоритм разбора

Синтаксический разбор простого предложения, осложненного однородными членами, мало отличается от разбора любого другого простого предложения. При работе необходимо соблюдать порядок разбора. Наличие в предложении однородных членов указывается после характеристики простого предложения, и только потом производится разбор главных и второстепенных членов.

Итак, рассмотрим весь алгоритм разбора.

Во-первых, необходимо найти грамматическую основупредложения и установить, что оно простое.

Во-вторых, называем тип предложения по цели высказывания(повествовательное, побудительное, вопросительное) и по интонации(восклицательное или невосклицательное).

В-третьих, рассказываем о строении предложения. Двусоставное оно или односоставное, нераспространенное или распространенное, полное или неполное, осложненное или неосложненное. Поскольку сейчас мы говорим о разборе предложений с однородными членами, то, разумеется, при характеристике будем говорить, что предложение осложнено однородными членами, и дальше указывать, какими именно: подлежащими, сказуемыми, дополнениями, определениями или обстоятельствами.

В-четвертых, разбираем предложение по членам, указываем, чем они выражены. Причем, сначала разбираются подлежащее и сказуемое, далее второстепенные члены, входящие в состав подлежащего, затем - в состав сказуемого.

В-пятых, необходимо объяснить расстановку знаков препинания и нарисовать схему предложения. Начинайте пунктуационный разбор с объяснения выбора знака препинания в конце предложения. Установите, какое предложение анализируется, простое или сложное. В сложном предложении «посчитайте» количество частей и определите вид связи между ними: подчинительная, сочинительная или бессоюзная. Таким образом объясните выбор знаков отделения. Определите, какую функцию выполняют знаки, встречающиеся внутри простого.

§ 2 Примеры разбора

Теперь давайте потренируемся на конкретном примере.

Юные деревца всех пород: ель и сосна, осина и береза - растут дружно и тесно. (К.Паустовский)

Итак, грамматическая основа (что?) деревца, ель и сосна, осина и береза (что делают?) растут. Сделаем отступление и отметим, что в предложении при однородных членах стоит обобщающее слово, а оно, как мы помним, является тем же членом предложения, что и однородные члены. Продолжим. Поскольку в предложении только одна грамматическая основа, то оно простое.

По цели высказывания это предложение повествовательное, по интонации - невосклицательное.

Так как в предложении присутствуют и подлежащее, и сказуемое, нет пропусков, необходимых для понимания смысла второстепенных членов, можем сделать вывод, что перед нами полное предложение. Теперь настало время обратить внимание на осложненность предложения. Как мы уже упомянули ранее, в предложении есть однородные члены, а конкретно - подлежащие, значит, предложение осложнено однородными подлежащими. Есть еще и второстепенные однородные члены - обстоятельства дружно и тесно, значит, предложение осложнено однородными обстоятельствами.

Разберем предложение по членам.

Однородные подлежащиевыражены именами существительными (что?) деревца, ель и сосна, осина и береза.

Сказуемое выражено глаголом (что делают?) растут.

Второстепенные члены, входящие в состав подлежащего, представлены определениями: деревца (какие?) юные - имя прилагательное, деревца (какие?) всех пород - сочетание местоимения с именем существительным. Важно учитывать, что эти определения не являются однородными, т.к. характеризуют определяемое слово с разных сторон и выражены разными частями речи.

Второстепенные члены, входящие в состав сказуемого - однородные обстоятельства образа действиядружно и тесно, отвечают на вопрос как? и выражены наречиями.

Подчеркнем все члены предложения: подлежащие одной чертой, сказуемое - двумя, определения - волнистой линией, обстоятельства - точкой с пунктиром.

В заключение необходимо объяснить постановку знаков препинания.

Так как предложение повествовательное невосклицательное, в конце него ставится точка. Есть знаки препинания и внутри предложения. Вспомним правило: «В том случае, если обобщающее слово стоит перед однородными членами, а после них предложение продолжается, то перед однородными членами ставится двоеточие, а после них перед остальной частью предложения ставится тире».

И рисуем схему предложения. В нашем случае она будет выглядеть так:

Разберем еще одно предложение.

Я позвоню тебе или во вторник, или в среду.

Предложение простое, повествовательное, невосклицательное, полное, осложнено однородными обстоятельствами.

Подлежащеея выражено местоимением, сказуемоепозвоню - глаголом. Второстепенных членов, входящих в состав подлежащего в предложении нет. Позвоню (кому?) тебе - дополнение, выраженное местоимением; позвоню (когда?) или во вторник, или в среду - однородные обстоятельства, выраженные существительными с предлогом.

Так как предложение повествовательное невосклицательное, в конце него стоит точка, а поскольку однородные обстоятельства связаны повторяющимся союзом, ставится запятая между однородными членами. Изобразим предложение схематически:

Список использованной литературы:

  1. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык: учебники для 5, 6, 7 кл. общеобразовательных учреждений; Научный ред. акад. РАО Н.М. Шанский. – М.: Просвещение.
  2. Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А.и др. Русский язык: учебники для 8, 9 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение.
  3. Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. и др. Русский язык:Учебники для 5, 6, 7, 8, 9 кл. общеобразовательных учреждений /Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта, – М.: Дрофа.
  4. Львова С.И., Львов В.В. Русский язык: Учебники для 5, 6, 7, 8 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина.
  5. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. Учебник для 5-9 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа.
  6. В.В. Бабайцева, А.П. Еремеева, А.Ю. Купалова, Г.К. Лидман–Орлова и др. Русский язык. Практика. Учебники для 5, 6, 7, 8, 9 кл.общеобразовательных учреждений. – М., Дрофа; Никитина Е.И.
  7. Русская речь. 5-9 классы. – М.: Дрофа.
  8. Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов А.Ю. и др. Русский язык:Учебники для 8, 9 кл. общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение.
  9. Богданова Г.А.Тестовые задания по русскому языку. 8 класс. М.:Просвещение, 2012
  10. Гольдин З.Д., Светлышева В.Н. Русский язык в таблицах. 5-11 классы: Справочное пособие. – М.:Дрофа, 2000
  11. Нефедова Е.А., Узорова О.В. Правила и упражнения по русскому языку.5-8 класс. «Аквариум» ГИППВ, 1997
  12. Симакова Е. С. Практические задания по русскому языку для подготовки к урокам и ГИА. 8 класс. Астрель, ВКТ,2012
  13. Стронская И.М. Справочник по русскому языку для учащихся 5-9 классов. – СПБ.:ИД «Литература», 2012
  14. Тихонова В.В., Шаповалова Т.Е. Тесты. Русский язык. 8-9 классы. М. «Дрофа», 2000
  15. Тростенцова Г.А., ЗапорожецА.И.: Русский язык. 8 класс. Поурочные разработки. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Просвещение, 2012

Метапредметные :

Личностные:

Словарь урока:

Ресурсы урока :

  • учебник — «Русский язык. 5 класс» авт. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др;
  • рабочие листы для учащихся;
  • средства мультимедиа;

Дзгоева Лаура Владимировна, 09.11.2017

773 52

Содержимое разработки

Конспект урока

русского языка в 5 классе

«Синтаксический и пунктуационный разбор простого предложения»

Подготовила:

учитель русского языка

и литературы

Дзгоева Л.В.

2017 г.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные (образовательные):

    обобщение и систематизация теоретических сведений, изученных в разделе «Синтаксис и Пунктуация»;

    знакомство с порядком устного и письменного синтаксического и пунктуационного разбора предложения;

    формирование умения выполнять синтаксический и пунктуационный разбор простого предложения;

    наблюдение над особенностями синтаксического и пунктуационного разбора простого предложения;

    развитие навыков самостоятельной работы с текстом, тестами.

Метапредметные :

    формирование регулятивных универсальных учебных действий: целеполагания учебной деятельности, самооценки, осуществлять самоконтроль и рефлексию;

    формирование коммуникативных универсальных учебных действий, формулирования и аргументации собственного мнения, создания высказывания на определенную тему, использования адекватных языковых средств, умения вести учебный диалог с учителем и со сверстниками;

    формирование познавательных универсальных учебных действий: смыслового чтения, осуществление операций анализа, классификации, определение понятия, умения делать выводы на основе языкового анализа.

Личностные:

    формирование духовно-нравственных качеств личности;

    поддержание устойчивого познавательного интереса к предмету, воспитание любви к родному языку, эстетического отношения к слову.

Словарь урока: синтаксический и пунктуационный разбор.

Ресурсы урока :

    учебник - «Русский язык. 5 класс» авт. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др;

    рабочие листы для учащихся;

    карточки для групповой работы;

    средства мультимедиа;

    фонограмма музыкального произведения.

Организационная структура урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Здравствуйте, уважаемые гости! Здравствуйте, дети! Добро пожаловать на урок русского языка. (Слайд 1)

Самоконтроль готовности к уроку (учебники, тетради, письменные принадлежности), мобилизация внимания.

Мотивация к учебной деятельности

Посмотрите, какой сегодня солнечный, осенний день. Какое радостное настроение он создает!

А у вас какое сегодня настроение? Покажите с помощью карточек: если у вас хорошее настроение - поднимите карточку зелёного цвета, а если плохое – то карточку красного цвета.

Я очень рада видеть ваши лица, ваши улыбки.

Я надеюсь, что сегодняшний урок принесёт нам радость общения друг с другом.

Итак, что вы ожидаете от урока?

(Будет интересно! Узнаю что-то новое! Расширится мой кругозор!)

А для этого вы должны дружно работать, внимательно слушать, не бояться трудностей!

Ученики наблюдают природу за окном.

Работают с сигнальными карточками.

Слушают учителя, вступают в диалог.

Актуализация знаний

Проверка домашнего задания:

Прочитайте выразительно текст упражнения.

Какова главная мысль текста?

Укажите в тексте однородные члены предложения. Какими частями речи они выражены?

- Обобщите:

Что такое однородные члены?

Все ли члены предложения могут быть однородными?

Какими частями речи они могут быть выражены?

Что вы знаете о знаках препинания при однородных членах?

Повторение терминов. Ромашка «Продолжи предложение!»

А сейчас мы с вами немножко погадаем на ромашке «знаешь – не знаешь». Мы вспомним те определения, которые пригодятся нам в дальнейшей работе.

Дополнение – это…

Определение – это…

Обстоятельство – это…

Подлежащее – это…

Сказуемое – это…

Обращение – это…

Читают выразительно текст.

Выполняют задания.

Самоконтроль и коррекция

Формулируют правила, обосновывают свой ответ.

Целеполагание и планирование.

Откройте тетради, запишите число, классная работа. Слайд 2

Работа в парах.

Обратите внимание, перед вами лежат несколько полосок. Расположите их так, чтобы получилось предложение.

Это и есть тема нашего урока.

Запишите в тетради тему урока.

(Слайд 3)

- Вспомните, что такое синтаксис, пунктуация? Проверь себя по рабочему листу.

Исходя из темы урока, сформулируйте цели урока.

Цели урока:

1)познакомиться с порядком устного и письменного синтаксического и пунктуационного разбора простого предложения;

2) научиться выполнять разборы;

3) уметь различать разборы;

4)повторить изученные орфограммы.

В тетради на полях поставьте +, если вы легко справились с этой задачей; -, если вы не справились; ?, если были трудности.

Формулируют тему урока, сверяют с образцом. Ученики совершенствуют навыки работы в паре.

Анализ языкового материала,

Выстраивают цели урока и сверяют с образцом;

корректируют тему и цели урока.

Самооценка и рефлексия.

Открытие нового знания

Синтаксический разбор предполагает краткий, точный, логичный рассказ о предложении. Вспомните, что вы знаете о предложении.

Какие виды предложений по цели высказывания вы знаете? Слайд 4

Какие виды предложений по эмоциональной окраске вы знаете?

Слайд 5

На какие группы делятся предложения по наличию второстепенных членов? Слайд6

Чем может быть осложнено простое предложение? Слайд 7

Словарная работа: Слайд 4-7

повествовательное

вопросительное

побудительное

восклицательное

невосклицательное

распространённое

нераспространённое.

Запишите эти слова и проверьте их написание.

Какие пункты, по-вашему, должен включать синтаксический разбор? (Обсуждение и вывод)

Сверим выводы с материалами учебника на стр. 104

Рассмотрим образцы синтаксического разбора в учебнике на стр. 104.

Почему при письменном синтаксическом разборе мы не соединяем стрелками подлежащее и сказуемое?

Первичное закрепление.

Перед вами рабочие листы. Выполните устный синтаксический разбор простого предложения, составьте схемы. Работа по цепочке.

- Поменяйтесь рабочими листами проверьте друг у друга схемы предложений.

А теперь запишите предложение в тетради и выполните письменный синтаксический разбор предложения.

Поздней осенью птицы улетают на юг.

Минута релаксации.

Слайд 8

Ребята, вы устали? Хотите отдохнуть?

Тогда сядьте удобнее, закройте глаза, положите руки на колени, расслабьтесь и давайте мысленно перенесёмся в волшебный осенний лес. Полюбуемся красками золотой осени, поздороваемся с хозяевами и пожелаем им тепла и красоты. Остановимся. А так ли тихо в осеннем лесу? Послушайте, как шуршат падающие листья, шумит в ветвях ветерок, весело посвистывают синички. Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. А как пахнет в осеннем лесу? Вдохните глубоко этот горьковатый аромат! Лесной воздух отличается свежестью и чистотой.

Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство, забудьте о них. Вдохните в себя свежесть осеннего леса, тепло солнечных лучей. Я посчитаю до 5 . На счёт «5» – вы откроете глаза. Окружающий вас мир – большое волшебное зеркало. И мы сумеем с вами увидеть и почувствовать всю красоту окружающей природы.

Самонаблюдение на стр.105-106

Какие знаки называются разделительными?

Какие знаки могут использоваться в роли знаков завершения?

Почему выделительные знаки так называются?

Формируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Самоконтроль и коррекция.

Наблюдение в учебнике.

Анализ материала.

Построение умозаключения на основе анализа языкового материала.

Формирование навыка выполнения синтаксического разбора простого предложения, составления схем, построения логических рассуждений.

Ученики осваивают навыки релаксации

Построение умозаключения на основе анализа языкового материала.

Включение нового знания в систему знаний

Упр. 230 –выполнить устный пунктуационный разбор предложений.

Работа с толковым словарём: предтечи.

Упр. 228- комментированное письмо – письменный синтаксический разбор предложений.

Работа с текстом (Рабочий лист)

Озаглавьте его.

Выполните разборы предложений.

Групповая работа

Внимательно рассмотрите разборы. Определите, где синтаксический, а где пунктуационный разбор. Как вы определили? Поставьте «+», если вы справились с заданием. Поставьте

« - », если вы не справились с заданием. Поставьте «? », если вы затруднялись.

Работа в паре. Раздаются карточки.

Разделитесь на пары.

Найди ошибки в синтаксическом разборе. Исправьте их.

Формирование навыка выполнения пунктуационного и синтаксического разбора простого предложения.

Ученики совершенствуют навыки работы в группе, с текстом.

Построение умозаключения на основе анализа языкового материала.

Ученики совершенствуют навыки групповой работы и работы в паре.

Рефлексия и оценивание

Удалось ли вам достигнуть целей урока?

Чему научились на уроке?

Выберите уровень оценивания своих знаний и умений

Изменилось ли ваше настроение к концу урока? Какой смайлик соответствует вашему настроению? Выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите мне. Если у вас хорошее настроение, покажите карточку с улыбающимся лицом. Если у вас плохое настроение, покажите карточку с грустным лицом.

Анализ собственной учебной деятельности и самооценки.

Домашнее задание

П. 44, 45 упр.231; Р.Т.задание 53 стр. 29-30

Рабочий лист

Ф.И._______________________________________________________

1 . Проверь себя!

Синтаксис - это раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетание, предложение, текст, а также правила их построения.

Пунктуация – это раздел науки о языке, в котором изучаются система знаков препинания и правила их постановки.

2. Выполните устный синтаксический разбор простого предложения, составьте схемы .

На пустынном полустанке мы выходим на перрон.

Распрощался на стоянке с пассажирами вагон.

Мы идём за ним по шпалам и сворачиваем в лес.

3. Работа с текстом

Вставьте пропущенные буквы и объясните написание.

Прочитайте выразительно текст.

Озаглавьте его.

Выполните устные разборы предложений.

С сер..дины лета до поз..ней осени в л..сах стоит грибная пора. В б..рёзовых рощах, в сосновых борах растёт белый гри.. . На стройных ножках стоят подб..рёзовики. Издали видны красные шляпки подосиновиков. В любом л..су могут встретит..ся сыроежки. Большими сем..ями селят..ся около пней опёнки. Рыжики растут на полянках между мол..дыми соснами и елями, забирают..ся под сухие опавшие лист..я. Надо нагнут..ся и поискать их в сухой траве.

У ровн и оценивания своих знаний и умений

1. Не все понимаю, испытываю серьезные затруднения при выполнении практических заданий.

2. В целом понимаю, но испытываю отдельные трудности при выполнении практических заданий.

3. Все хорошо понимаю, не испытываю затруднений при выполнении практических заданий.

Материалы для групповой работы

Наступила золотая осень.

Предложение повествовательное, невосклицательное, распространённое.

В прибрежных камышах зашевелились утки и гуси.

Материалы для работы в парах

Узкая дорожка привела нас к речке.

Предложение побудительное, невосклицательное, распространённое.

Вы любите осеннюю природу?

Предложение повествовательное, невосклицательное, нераспространённое.

Конспект урока русского языка в 8 классе

Тема: «Синтаксический разбор предложений с однородными членами»
1. Формировать знания об особенностях и порядке устного и письменного синтаксического разбора предложения с однородными членами.

2. Развивать умения производить устно и письменно синтаксический разбор предложения с однородными членами; правильно расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами, связанными сочинительными союзами разных видов.

3. Воспитывать бережное отношение к здоровью.

Планируемые результаты:

Знание учащимися особенностей синтаксического разбора предложения с однородными членами.

Умение делать синтаксический разбор предложения с однородными членами, правильно расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами, связанными сочинительными союзами разных видов.

Тип урока: комбинированный (изучения нового материала и закрепления изученного)

Место урока в календарно-тематическом планировании: урок № 54 по КТП, после изучения темы: «Однородные члены предложения».

Оборудование: раздаточный материал (разноуровневые тесты)

Словарно-семантическая работа: гимнастика.

Ход урока

I. Организационный момент.

Приветствие, сообщение темы, целей урока.

II. Актуализация опорных знаний.

1. Терминологический диктант с взаимопроверкой.

Прослушайте определение языкового явления, запишите называющий его термин или продолжите высказывание.

1) Наука о языке, изучающая предложения и словосочетания и правила их построения (синтаксис).

2) Ряд одинаковых членов предложения, соединённых между собой сочинительной связью, которая выражается союзами или только интонационно (однородные члены).

3) Определения, которые относятся к определяемому слову по-разному: непосредственно к существительному относится только ближайшее из них, а другое относится ко всему словосочетанию первого определения с существительным (неоднородные)

4) Сочинительные союзы и; да; ни-ни; не только …, но и; как …, так и по значению являются (соединительными).

5) Между однородными членами, соединёнными одиночным соединительным или разделительным союзом, запятая (не ставится)

6) Если обобщающее слово стоит после однородных членов, то за ним ставится (тире).

7) Если в предложении однородными являются разные члены, то они образуют группы однородных членов предложения, которые называются (рядами).

2. Графический диктант. Не записывая предложений, составьте схемы предложений. (Один ученик у доски на оценку).

1) Осень принесла холод, да ветер, да скуку.

2) Везде: впереди, сзади, слева, справа – расстилались необозримые родные просторы.

3) И днём и ночью кот учёный всё ходит по цепи кругом.

III. Изучение нового материала.

1) Работа с учебником.

Чтение порядка и образцов синтаксического разбора предложения с однородными членами.

2) Письменный и устный синтаксический разбор предложения у доски.

Всё: люди, птицы, травы, овеянные росой, - слушает тишину утра. (Повеств., невоскл., простое, двусост., распр., полное, осложнено однорд. подлежащими с обобщ. словом и обособ. опред, выраженным прич. об.)

IV. Закрепление материала.

Объяснительный диктант. Работа с текстом (напечатан для каждого учащегося).

1) Прочитайте текст. Определите тему, стиль и тип текста.

2) Расскажите о происхождении слова «гимнастика». Сделайте вывод: в чём польза физических упражнений. Как часто вы занимаетесь спортом?

3) Расставьте недостающие знаки препинания, графически объясните их постановку.

4) Графически объясните орфограммы там, где буквы подчёркнуты.

5) Сделайте синтаксический разбор выделенного предложения.

Великие люди о пользе физических упражнений.

Ещё великие мыслители древности Платон Аристотель Сократ отмечали влияние движений на организм. Ожиревших римлян знаменитый врач Гален заставлял копать землю и косить и бегать и делать гимнастику. Греки обнажёнными занимались спортом под лучами южного солнца, отсюда и происходит слово «гимнастика», в переводе с древнегреческого «гимнос» значит «обнажённый». Передовые люди России 18 века говорили о необходимости движения для сохранения здоровья и призывали к оздоровлению населения и борьбе с болезнями. А.И.Радищев глубоко верил, что физическим воспитанием можно укрепить не только тело но и дух. А.В.Суворов ввёл и сам делал воинскую гимнастику требовал тренировки и закаливания солдат. Современники А.С.Пушкина писали о нём, что он был самого крепкого сложения мускулистый гибкий и этому во многом способствовала гимнастика. Максим Горький увлекался то греблей то плаванием то игрой в городки а зимой ходил на лыжах или катался на коньках. И.П.Павлов до глубокой старости занимался спортом а также любил физический труд.

V. Физкультминутка.

VI. Самостоятельная работа.

(Часть А – низкий уровень «3»;

часть В – средний уровень «4»;

часть С – высокий уровень «5»).

VII. Подведение итогов.

В чём особенность синтаксического разбора предложений с однородными членами?

Какие трудности возникли при выполнении теста?

Оценки за урок будут выставлены после проверки теста.

VIII. Домашнее задание.

Тест по теме: «Однородные члены предложения»

Вариант 1.

Часть А.


1) Однородными называются такие члены предложения, которые являются одним и тем же членом предложения, относятся к одному и тому же члену предложения и соединяются друг с другом подчинительной связью.

2) Однородными называются такие члены предложения, которые являются одним и тем же членом предложения, относятся к разным членам предложения и соединяются друг с другом подчинительной связью.

3) Однородными называются такие члены предложения, которые являются одним и тем же членом предложения, относятся к одному и тому же члену предложения и соединяются друг с другом сочинительной связью.

А 2. Какие члены предложения могут быть однородными?

1) Только главные члены предложения.

2) И главные, и второстепенные члены предложения.

3) Только второстепенные члены предложения.

1) Гроза прошла и ветка белых роз в окно мне дышит ароматом.

2) Потом всё стихло и только морская даль всё также монотонно шумела.

3) Шла война и мы становились не слабее а сильнее.

4) Около часу свирепствовал вихрь и затем пропал так же внезапно как и появился.

1) В поведении скворца много суетливого и забавного деловитого и хитрого.

2) При свете молнии стали видны дома и сараи и стволы мокрых деревьев.

3) Задолго до рассвета Ильинична затопила печь и к утру уже выпекла лепёшки.

4) У византийских мастеров учились архитекторы и художники европейских и азиатских стран.

1) Имя великого русского композитора П.И.Чайковского известно как в России так и за рубежом.

2) В средние века появились термометр и барометр телескоп и микроскоп первая печатная книга и газета.

3) В самые грустные и трудные минуты жизни я вспоминал пушкинские строки.

4) На русском языке публикуется почти половина всей издаваемой в мире научной литературы и технической документации.

1) В траве в кустах кизила и дикого шиповника в виноградниках и на деревьях повсюду заливались цикады.

3) Всё было непривлекательно небо и озеро и пасмурные дали и низкий остров.

4) К числу дичи принадлежат медведи олени кабаны дикие козы и зайцы.

1) На утреннем базаре в Симферополе всё блестело от росы кувшины с молоком холодная редиска пучки лука и огромные пионы.

2) В моей сумочке было много всякой мелочи цветные карандаши перочинный нож игольник с нитками шило часы секундомер.

3) В Павле несколько минут боролись два чувства обида и выдержка.

4) И рёв моторов и гул зениток и гром могучего взрыва всё было неимоверно быстрым гневным.

Всё в нём: и тужурка, и каракулевая шапка, и белые сапоги – было запачкано какой-то тёмной маслянистой жидкостью.

Часть С.


Придумайте и запишите предложение с однородными членами, связанными соединительным союзом.

Тест по теме: «Однородные члены предложения».

Вариант 2.

Часть А.


А 1. Какие члены предложения называются однородными?

1) Однородными называются такие члены предложения, которые являются одним и тем же членом предложения, относятся к разным членам предложения и соединяются друг с другом подчинительной связью.

2) Однородными называются такие члены предложения, которые являются одним и тем же членом предложения, относятся к одному и тому же члену предложения и соединяются друг с другом сочинительной связью.

3) Однородными называются такие члены предложения, которые являются одним и тем же членом предложения, относятся к одному и тому же члену предложения и соединяются друг с другом подчинительной связью.

А 2. Чем выражаются однородные члены предложения?

1) Словами одной части речи.

2) Обычно словами одной части речи, но могут быть выражены и словами разных частей речи.

3) Словами разных частей речи.

А 3. Какое предложение простое с однородными членами? (Знаки препинания не расставлены).

1) Солнце уже закатилось и приятная прохлада разливалась в воздухе.

2) Видны были только белые стволы ближайших берёз да кусочек аллеи.

3) К полудню тучи ушли и над вершинами сосен начало переливаться холодными огнями небо.

4) Вещи были уложены и делать было нечего.

А 4. В каком предложении нужно поставить одну запятую? (Знаки препинания не расставлены).

1) Зимой я ходил на охоту либо катался с ребятами с горы либо прогуливался с ними на лыжах.

2) Я люблю эти тёмные ночи эти звёзды и клёны и пруд.

3) Однолетние и двулетние растения цветут и плодоносят один раз в жизни.

4) Неправдой свет пройдёшь да назад не воротишь.

А 5. В каком предложении нужно поставить две запятые? (Знаки препинания не расставлены).

1) В гостиной графа зеркала и картины и вазы были настоящими произведениями искусства.

2) Хорошо тёплой осенью потеряться в густых чащах осин и берёз и дышать прелым запахом травы.

3) Солнце мощный источник как света и тепла так и других излучений.

4) В музыке марта и журчание ручьёв и барабанная дробь капелл и визг пилы и стук топора.

А 6. В каком предложении необходимо поставить двоеточие? (Знаки препинания не расставлены).

1) Ни дерево ни вода ничто не шелохнётся.

2) Кухня чуланы буфет всё было установлено поставцами с посудой.

3) По углам валялась различная рухлядь разбитая прялка измятые жестяные банки погнутые шомпола.

4) И мой гнев и моя радость всё оставляло его равнодушным.

А 7. В каком предложении необходимо поставить тире? (Знаки препинания не расставлены).

1) Ничто не помогало противнику ни сети проволочных заграждений ни отчаянное сопротивление гарнизона.

2) Железная кровать с подушкой и тюфяком белым одеялом маленькая этажерка в стене шкаф для платья и белья два стула таково было убранство комнаты.

3) Пыль так и осталась от лета и лежала толстым слоем везде на солнечных часах на статуях на мраморных скамеечках.

4) Он останавливался и разговаривал с разными людьми санитарами проводниками вагонов смазчиками.

В 1. Сделайте синтаксический разбор предложения.

В 2. Составьте схему данного предложения.

Часть С. Придумайте и запишите предложение с однородными членами, связанными разделительным союзом.

Ответы к тесту

Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненных предложений Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненных предложений Урок обобщения и закрепления знаний Урок обобщения и закрепления знаний Комлева Татьяна Ивановна, учитель русского языка и литературы, МОУ Воздвиженская ООШ




Воспитательные и образовательные задачи Образовательные: совершенствовать умение определять смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения; закрепить навык постановки знаков препинания в ССП; Воспитательные: способствовать развитию культуры речи учащихся и воспитывать чувство дружбы.


Формирование компетенций учащихся регулятивной через формулирование цели, анализ, самооценку и самоконтроль своей деятельности; умение самостоятельно определять задачи своей деятельности; продолжить развитие умений сравнивать, анализировать, систематизировать полученные данные и делать выводы; коммуникативной через различные виды речевой деятельности: монолог, диалог, дискуссию познавательной через преобразование информации: текст- схема.


Учащиеся знают основные понятия темы. определяют типы предложений, смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения. преобразовывают информацию: предложение-схема. формулируют собственную точку зрения по проблеме, поставленной во время изучения материала, аргументируют ее. Планируемый результат




Предполагаемые вопросы Какие предложения называются ССП? Из каких частей состоит ССП? С помощью каких союзов соединяются предикативные части ССП? Какое значение имеют ССП в зависимости от союза, связывающего части? Какие знаки препинания ставятся в ССП? Составление вопросов по параграфам учебника




Заполненная таблица Части ССП Союзы соединительные и, да (= и), ни…ни, тоже, также разделительные то… то, или (иль), либо, то ли… то ли, не то…. не то противительные а, не только… но и, но, да (=но), однако Значения ССП одновременность последовательность причина чередование взаимоисключение сопоставление противопоставление Знаки препинания в ССП запятая точка с запятой тире




Зад. Задание Правильность выполнения 1 Прочитайте предложения. Выберите из них сложносочиненное Составьте схему предложения, выделив союз. 3 Определите и напишите вид ССП по союзу, который соединяет части ССП. 4 Определите значение, которое передает ССП. 5 Выделите в ССП грамматические основы. Итого Лист контроля


Предложения для анализа 1 группа 1. Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. 2. Каждый поэт всегда задумывается о своем « святом ремесле», о поэзии, об отношениях с обществом и человечеством. 3. Никогда не знаешь, где найдешь настоящее слово. 4. Жизнь человеку дается один раз, и у всех нас разная судьба. 5. Знойные сухие ветры разгоняли тучи, подымая вихри по дороге, солнце нещадно палило хлеба и травы.


Предложения для анализа 2 группа. 1. Пушкин считал любовь одним из самых глубоких чувств человека, влияющих на всю его жизнь. 2. Каждый хочет иметь надежного друга, но не всегда мы находим таких людей рядом. 3. Травы скашивают ранним утром, пока еще не уронили росы, пока они нежатся в ее прохладе под дремотной сладкой тяжестью. 4. Дорога вилась передо мною между густыми кустами орешника, уже залитого мраком; я продвигался вперед с трудом. 5. Тропа выровнялась, пробежала вперед, миновала последний лужок и привела караван к крутому обрыву.


Предложения для анализа 3 группа 1. Нельзя понять поэта, не будучи некоторое время под его исключительным влиянием, не полюбив смотреть его глазами, слышать его слухом, говорить его языком. 2. Чтобы не были души пусты, чтобы огонь не унес красоты, чтобы реки текли, чтобы вишни цвели, мы в ответе с тобой за простор всей земли. 3. Обретя хорошего друга, мы стараемся не терять его, а он - нас. 4. Подул ветер, пахнувший полынью и пшеничной соломой, раскачивал на меже высокие репейники. 5. Печален я: со мною друга нет.


Полученный текст о дружбе. Жизнь человеку дается один раз, и у всех нас разная судьба. Каждый хочет иметь надежного друга, но не всегда мы находим таких людей рядом. Обретя хорошего друга, мы стараемся не терять его, а он, наверное, нас. Испытывая трудности, мы помогаем друг другу, и никто не забывает об этом. С другом жизнь становится прекрасной для каждого из нас, и уже по-другому воспринимаются неприятности.

Тема урока: «Синтаксический и пунктуационный разбор простого предложения»

Цель урока : повторить и закрепить изученные синтаксические признаки простого предложения, правила постановки знаков препинания в простом предложении. Научить учащихся выполнять синтаксический и пунктуационный анализ простого предложения.

Цели для ученика:

    Уметь: выделять из предложений словосочетания, делать полный синтаксический разбор простого предложения, верно расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью, однородными членами, обращениями, вводными словами.

    Знать: все определения основных понятий по теме.

Цели для учителя:

    Повторить и обобщить знания по теме «Синтаксис и пунктуация».

    Закрепить и скорректировать знания по разделу, умения расставлять знаки препинания.

    Воспитывать культуру учебной деятельности.

Задачи урока:

Образовательные: систематизировать знания по теме «Синтаксис и пунктуация», формировать навык правильно выполнять синтаксический и пунктуационный разбор простого предложения.

Развивающие: развивать у учащихся интерес к русскому языку, углублять их творческий потенциал.

Воспитательные: воспитывать любовь к родному языку, личностные качества: уверенность в себе, смекалку, фантазию, коллективизм.

Метапредметные:

Познавательные УУД : уметь самостоятельно формулировать тему, цели, структурировать знания, решать проблему.

Регулятивные УУД: осуществлять целеполагание, прогнозирование, контроль, оценку и коррекцию.

Коммуникативные УУД : планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, ставить вопросы, уметь выражать свои мысли.

Личностные УУД : проявлять ответственность, уважение к коллективу, умение работать в группе, умение оценивать ответы своих одноклассников, повышать самооценку.

Планируемый результат: умение безошибочно выполнять синтаксический и пунктуационный разбор простого предложения, анализировать текст.

Тип урока: Урок закрепления, обобщения и систематизации изученного по теме «Синтаксис и пунктуация».

Опорные понятия, термины: Синтаксис, пунктуация, словосочетание, предложение, текст, главные члены предложения, второстепенные члены предложения, однородные члены предложения, вводные слова, обращения, прямая речь, слова автора.

Методы : поисково- исследовательские, игровые

Формы : индивидуальная, фронтальная, групповая, дифференцированная.

Ход урока

    Оргмомент

Приветствие. Мы рады приветствовать вас на нашем уроке. Ну что ж, приступаем, для начала я попрошу вас нарисовать смайлик своего настроения.

Теперь давайте разгадаем, что у нас зашифровано на доске?! «Перепутанные логические цепочки». Молодцы!

    Этап целеполагания

Сегодня мы отправляемся в путешествие. Послушайте загадку и попробуйте догадаться на чём?

Какие красавцы! всегда и везде

На суше рождаются, а живут на воде?

Ходит город-великан

На работу в океан

Мы отправляемся с вами в плавание на корабле «Пятёрочка».

А как вы думаете, с какой целью мы отправляемся в плавание?

Повторение и обобщение по теме «Синтаксис и пунктуация».

Цели: быть грамотным человеком, правильно расставлять знаки препинания.

    Обобщение по теме

Чтобы выйти в море, нужно поднять якорь. Но просто так поднять его не удастся, нам нужно размяться! Итак,

Синтаксическая зарядка. Задание: «толстый» и «тонкий» вопрос.

Учащиеся самостоятельно формулируют вопросы противоположной команде (3-4 вопроса на основные понятия раздела).

2.Ну, а теперь в путь!

3.Прямо по курсу удивительный остров, который называется «Синтаксис и пунктуация». Мы совершим восхождение на гору Словосочетаний, искупаемся в озере Предложений, посетим город Текст.

4. Чтобы пришвартоваться, необходимо выполнить задание (на быстроту!):

Третий лишний

1. Определение, дополнение, подлежащее.

2. Наверное, конечно, разумеется.

3. Повествовательное, побудительное, восклицательное.

4. Односоставное, сложное, двусоставное.

Итак, мы пришвартовались!

    5. Теперь нам нужно подняться на гору «Словосочетаний» (но для этого давайте разомнемся)

Физкультминутка

Руки ставим перед грудью,

Поворачиваться будем.

Там стена, а там окно,

Это знаем мы давно. (Руки перед грудью, повороты корпуса вправо и влево.)

Головой теперь вращаем

Вправо-влево, а потом, (Вращение головой вправо и влево.)

Три-четыре, приседаем,

Наши ножки разомнём. (Приседания.)

Мы размяться все успели,

И на место снова сели. (Дети садятся.)

Ну вот, размялись, теперь будем подниматься на гору!

Каждый из вас получил карточки с заданием (работа с перфокартами)

Задание: запишите словосочетания, распределяя их в три группы:

Сильный ливень, побежали к дому, в зарослях ягод, отдыхали у бабушки, желтые листья, побелка кабинета, решительно сел, пел громко, уборка урожая, тихо гудел, широкий пруд.

    Перед нами озеро Предложений, давайте искупаемся в нем!

Выполнение упражнения 228.

    Восхождение на гору Словосочетаний было, в озере Предложений искупались, осталось посетить город Текст.

Вновь обращаемся к карточкам и ищем задание под названием Город Текст. Ваша задача прочитать, определить тему текста, тип речи и выполнить пунктуационный разбор предложений

    Домашнее задание: повторить порядок синтаксического и пунктуационного разбора простого предложения; упр.227, 231

    Итог урока .

Пока наш корабль возвращается назад, мы с вами подведем итоги.

1.Прием «Расскажи по схеме: Я знаю, я запомнил, я смог»

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы на доске:

Сегодня я узнал, что…

Было интересно…

Было трудно…

2.Нарисуйте смайлик своего настроения. Изменилось ли оно?

3. Выставление оценок.

Резерв: проверка домашнего задания.