Содержание пьесы тартюф. «Тартюф, или Обманщик», анализ комедии Мольера

Жан-Батист Мольер был и актером, и директором театра. Но он в наибольшей степени известен нам как комедиограф. Репертуарный голод вынудил мсье Поклена (родовая фамилия) взяться за перо. Сорокадвухлетний писатель, уже став знаменитым и признанным королевским двором, рискнул представить к театральному представлению едкий социальный памфлет, пародирующий лицемерие софизмов французского духовенства.

Мольеровская сюжетная интрига

Попытка сыграть произведение в театре удалась лишь через пять лет. Данная статья есть его краткое содержание. "Тартюф" имеет достаточно прозаичный сюжет: разрешение обстоятельств, препятствующих свадьбе Марианны, дочери хозяина дома (Оргона), и ее любимого Валера. (Брат Марианны Дамис, в свою очередь, влюблен в сестру Валера). Вся интрига «закручена» вокруг главного героя - Тартюфа, гостящего в доме. Внешне это молодой, образованный, благочестивый человек, склонный к высоким поступкам. В действительности же, имея уголовное прошлое, Тартюф обладает целым букетом «достоинств»: хроническая лживость, редкая способность плести непрерывную цепь мошенничеств. Но изюминкой образа мошенника является профессиональная мимикрия - подражание проповедям духовного лица. Мольер блистательно преподнес зрителям этот «гремучий коктейль». Полное представление о комедии может дать лишь ее театральная постановка, ибо плохое зеркало для иронии великого француза - лишенное эмоций краткое содержание. "Тартюф" Мольера уже более 350 лет возглавляет хиты театральных сезонов.

Плуту удается окрутить Оргона до такой степени, что тот решает отменить свадьбу с Валера и выдать замуж дочь за Тартюфа. Но цель мошенника - прибрать к рукам весь дом и состояние. Он имеет также влияние на г-жу Пернель, мать хозяина дома.

Мольер показывает обманщика, нарочито не прибегая к мудреному кружеву лжи. Тот до такой степени уверен в безотказном воздействии своей ханжеской псевдоморали на простаков, что действует зачастую просто «по-топорному».

Персонажи комедии

Краткое содержание «Тартюфа» повествует не только о негодяях и одураченных. Супруга Орегона, Эльмира Дорина - достаточно трезвомыслящая дама, отличающаяся спокойным нравом и самообладанием. Вместе с тем она кокетливая и светская. Тартюф откровенно волочится за ней, при удобном случае предлагая симпатичной хозяйке дома заняться с ним любовью. Та отказывает, угрожая, что выдаст лицемера, и далее пытается переиграть мошенника, предложив ему свое молчание в обмен на его отказ от свадьбы с Марианной.

Замысел матери непреднамеренно разрушает молодой и горячий сын Дамис, подслушав и передав его содержание отцу - Орегону. Наивный! Тартюфу же ничего не стоит убедить хозяина дома, простака, в возвышенности своих чувств и поступков. Он, одураченный, в гневе изгоняет сына, пообещав все причитающееся ему имущество мошеннику.

Второстепенные образы также вносят свои акценты в краткое содержание «Тартюфа». Острая антипатия к мошеннику отличает служанку Дорину. Ей Мольер приписывает одни из наиболее острых высказываний. Клеант, брат Эльмиры же, по замыслу Мольера, представляет своей порядочностью контраст мошеннику Тартюфу. Он сначала пытается вразумить Тартюфа отказаться от брака с Марианной, затем убеждает Дамиса не избивать мошенника, поскольку предпочтительней следовать разуму.

Однако, несмотря на всю сопутствующую ему антипатию и противодействие, замысел Тартюфа движется «как по нотам». Дело идет к свадьбе. Даже если что-то расстроится - одураченный Орегон переписал на него все свое имущество. К тому же у него в руках находится компромат - переданный ему по доброй воле недалеким хозяином дома сокровенный сундучок с щекотливыми для него письмами. Кроме того, им подкуплен судебный пристав Лояль (здесь явственна мольеровская ирония: "лояль" переводится с французского как "правосудие").

Кульминация

Эльмира же притворно признается ему в любви, но негодяй в залог отказа от свадьбы с дочерью желает близости с мачехой. Это, наконец, открывает глаза Орегону, и он выгоняет обманщика из дома.

Но по документам дом уже находится в собственности Тартюфа. К г-ну Орегону является пристав Лояль с предписанием, содержащим требование - до завтрашнего дня освободить жилье. Впрочем, разорить, показалось негодяю мало, желая окончательно погубить хозяина дома, он посылает королю тайный ларец с письмами, свидетельствующими о помощи брату-мятежнику. Монарх же поступает мудро, сначала определив личность подавшего донос. Изумленного Тартюфа, злорадно пришедшего вместе с королевским офицером, чтобы насладиться арестом Орегона, арестовывают самого.

Заключение

Так традиционным хэппи эндом, да еще и возвеличиванием мудрости короля заканчивается комедия Мольера «Тартюф», названная нашим классиком Александром Сергеевичем Пушкиным гениальной. Как и у Шекспира, сила таланта писателя сочеталась в этом человеке с преданностью и служению Театру. Современники же считали, что талант Мольера расцвел потому, что у него был Дар - видеть в каждом человеке "что-то необыкновенное".

Уважаемый Оргон пригласил погостить у него некоего господина Тартюфа. Оргон считал его воплощением мудрости и почтительности: Тартюф обладал возвышенной манерой речи и поучал благим делам. Именно благодаря ему Оргон узнал, что мир - это большая помойная яма, и теперь он не будет сожалеть, если вдруг потеряет жену, детей или любых других родственников. Набожность Тартюфа так же была предметом восхищения. А как самозабвенно он чтил нравственность…

Впрочем, единственным, кто так же восторгался новым постояльцем, была мать Оргона, госпожа Пернель. Все остальные - жена Оргона, Эльмира, брат жены Клеант, дети хозяина Дамис и Мариана, и все слуги считали Тартюфа воплощением святого лицемерия, который пользуется тем, что вводит Оргона в заблуждение, суля ему его любимые интересы: вкусную еду и мягкую постель, да ещё парочку других незамысловатых благ.

Тартюф всем докучал своими поучениями, из-за него никто не хотел приходить к ним в гости. Но если кто-то осмеливался критиковать этого святошу, госпожа Перневель тот час набрасывалась на него с злобными речами, а Оргон просто не обращал внимание ни на что, если это не было связано с восхвалением его любимца. Когда Оргон возвращается домой после недлительного отсутствия, он не обращает внимания на то, что его жена, кажется, заболела, зато участливо спрашивает о самочувствии Тартюфа, который объелся за ужином, продрых до обеда, а после ещё перепил вина.

Дети Оргона влюблены. Мариана - в благородного юного Валера, а Дамис - в сестру Валера. Оргон дал согласие на свадьбу Марианы и Валера, но почему-то тянул с её исполнением. Дамис начал беспокоиться о своей собственной свадьбе - ведь он должен был жениться сразу после сестры. Он просит Клеанта спросить Оргона, почему тот так медлит. Ото всех вопросов Оргон уклоняется или отвечает крайне неуверенно. В конечном счёте Клеант начинает подозревать, что у папаши появились другие идеи насчёт будущего дочери.

Всем становится понятно, что задумал Оргон, когда он сообщает Мариане, что Тартюфа нужно поощрить за его нравственный образ жизни, и наилучшим поощрением для него будет брак с ней. Девушка в отчаянии, но не может спорить с отцом и идти против его воли. За несчастную заступается служанка Дорина: она пытается доказать отцу, что если он выдаст Мариану за этого нищего и противного человечишку, он станет посмешищем всего города, а так же навеки обречёт свою дочь на несчастья, и та обязательно пойдёт ко дну. Речь Дорины лилась долго, и была горяча, как кипяток, но Оргон остался глух к её мольбам.

Мариана с тоской начала готовиться к свадьбе. Желание отца - закон. Дорина пыталась искоренить в ней это раболепие перед отцом, до мельчайших деталей описывая ей её будущую жизнь с Тартюфом. Мариана, казалось, одумалась.

Когда же Валер спрашивает её, что она решила, девушка говорит, что пока не знает. Отчаявшийся Валер грубит Мариане: советует подчиниться воле отца и оставить его в покое; тогда он сможет найти верную жену, которая не будет отрекаться от данного слова. Мариана, вспыхнув, говорит, что с удовольствием сделает это. Дорина вовремя примиряет их. Она говорит молодым людям, что за своё счастье надо бороться. Только в данном случае борьба будет не прямая, а подпольная - пока что нужно потянуть время, и всё обязательно наладиться. Ведь все - и Эльмира, и Клеант, и Дамис - на их стороне.

Дамис решительно собирается осадить Тартюфа, чтобы тот даже думать не смел о Мариане. Дорина пыталась объяснить ему, что угрозами ничего не добьёшься, тут надо действовать иначе, но Дамис уже настроился преподать Тартюфу урок.

Дорина подозревает, что Тартюф не ровно дышит к Эльмире, и подсылает её к нему, чтобы та выяснила, как он сам относится к браке с Марианой. Когда противный сторонник нравов узнаёт, что госпожа хочет остаться с ним наедине и поболтать, он заметно оживляется. С порога он засыпал Эльмиру комплиментами, такими плоскими и вычурными, что она даже не смогла вставить и слова. Наконец она улучает минутку молчания и спрашивает о Мариане, Тартюф убеждает её, что сердце его уже навеки принадлежит другой. Эльмира наигранно недоумевает - неужели святой отец так подвержен человеческой страсти? Тортюф отвечает, что пусть он и свят, но от природы никуда не деться - сердце просит своего. И тут же, долго за словами в карман не суясь, он предлагает Эльмире заняться с ней любовью. Эльмира угрожает, что всё расскажет Оргону. Испугавшись, тот просит её молчать, и клянётся, что сделает всё, что угодно. Тогда Эльмира предлагает ему постараться, чтобы Мариана как можно скорее вышла замуж за Валера, а она, в свою очередь, забудет об этом маленьком недоразумении.

Сделку испортил Дамис. Он, не дослушав разговор, кинулся к отцу и рассказал ему услышанное. Оргон, конечно же, не поверил сыну, поведясь на уловки Тартюфа, который в этот раз был особенно убедителен в своём притворстве. Разневавшись, Оргон выгоняет Дамиса из дома и объявляет, что свадьба Тартюфа и Марианы состоится сегодня же. Так же Тартюф получает в приданое всё его состояние.

Клеант предпринимает последнюю попытку убедить Тартюфа отказаться от брака и наследства - ведь это по совести ему не принадлежит. Но Тартюф всегда находит средства оправдаться.

Мариана умоляет отца одуматься. Пусть Тартюф получит все деньги, а она готова уйти в монастырь. Однако Органон, ученик Тортюфа, хладнокровно говорит, что жизнь с мужем, с которым противно находиться на одной кровати, может пойти во благо, ведь умерщвление плоти и воздержание пойдёт только на пользу юной девушке. Наконец Эльмра не выдерживает. Видя фиаско всех родных, она решает сама вывести Тартюфа на чистую воду. Убеждённый, что Тартюф свят до мозга костей, Оргон соглашается спрятаться под стол и подслушать разговор Эльмиры и его любимца.

Тартюф чувствует неладное в поведении Эльмиры - та вдруг ни с того ни с сего признаётся ему в чувствах. Он предлагает ей переспать с ним, и после этого он готов отказаться от Марианы. Если всё, что останавливает Эльмиру от греха, это заповедь - то уж Тартюф найдёт способ договориться с богами.

Услышав всё своими ушами, Оргон наконец-то прозревает. Он вышвыривает мерзавца вон. Тот сначала пытается оправдаться, но, увидев непреклонность хозяина, перед уходом обещает отомстить ему.

Тартюф не был голословным: к этому моменту Оргон уже оформил дарственную на него, и теперь подлый священник был законным хозяином его имения. Во-вторых, во время их дружбы Тартюф стал обладателем шкатулки, в которой хранились изобличительные бумаги на имя его родного брата, который был вынужден покинуть страну по политическим причинам.

Нужно было придумать, как обезопасить себя. Дамис предложил избить Тартюфа, но Клеант снова останавливает пылкого юношу: делу помочь может только острый ум. К тому моменту, когда в дом пришёл судебный пристав, господин Лояль, никто ничего ещё не придумал. Пристав отдал Оргону бумагу, в которой был указ освободить дом к утру.

Через некоторое время Валер сообщил хозяевам о том, что гадёныш отдал королю ларец с теми бумагами. Теперь Органона могут арестовать за укрывательство своего мятежного брата. Оргон собрался было бежать, но его опередили: стражники ворвались в дом и арестовали его.

Вместе с полицией пришёл и Тартюф. Все, даже и госпожа Пернель, началиобвинять его в лицемерном действии. Разозлившись, тот просит офицера арестовать их, ругающих добродетельного гражданина последними словами. У удивлению всех, офицер арестовывает его.

Потом выясняется, что офицер на самом деле был послан проследить за Тартюфом, дабы удостовериться в его злодеяниях. Король оказался настолько мудрым, что сразу же заподозрил доносчика в нечистых замыслах. Он проверил его личность и оказался прав - Тартюфом оказался тот мошенник и разбойник, за которым давно уже охотилась вся полиция. Государь расторгает дарственную по дому и публично прощает Оргона за косвенное причастие к побегу его брата.

Тартюфа сажают в тюрьму. Оргон восхваляет мудрого и великодушного короля, а затем благословляет Валеру и Мариану.

Обращаем ваше внимание, что это только краткое содержание литературного произведения «Тартюф». В данном кратком содержании упущены многие важные моменты и цитаты.

Госпожа Пернель в великом возмущении покидает дом своего сына. Она считает, что ей все прекословят. Она называет Дорину, горничную своей внучки Марианы, крикливой грубиянкой, своего внука Дамиса – дураком. Во внучке г-жа Пернель видит затаившегося в тихом омуте бесёнка, свою сноху Эльмиру она обвиняет в расточительстве, шурин Оргона, Клеант, не нравится ей своими речами.

Всё семейство, включая слуг, выступает против Тартюфа – святоши, на которого молится г-жа Пернель. Они считают его ханжой и обманщиком. Дорина обвиняет Тартюфа в ревности к Эльмире – жене Оргона. Именно поэтому, считает девушка, он и выступает против приёма гостей. Клеант говорит, что ничто не в силах удержать людей от сплетен. Дорина считает, что люди специально обличают других в грехах, чтобы скрыть свои. Добродетельная, по мнению г-жи Пернель, Оранта видится ей старухой, которая ударилась в религию потому, что её красота завяла. Дорина отмечает, что в отличие от матери, сын – г-н Оргон совсем помешался на Тартюфе.

Вернувшийся из деревни Оргон спрашивает у Дорины, как дела в доме, все ли здоровы, но при этом совершенно не интересуется мигренью жены, зато постоянно вопрошает о Тартюфе. В разговоре с Клеантом выясняется, что Оргон благоговеет перед Тартюфом. Он встретил его в церкви и был сражён мнимым благочестием святоши настолько, что ввёл его в свой дом. Клеант пытается открыть Оргону глаза на Тартюфа, но тот не желает его слушать. Не даёт Оргон и точного ответа на вопрос о свадьбе Марианы и её жениха Валера.

Действие II

Оргон принуждает Мариану выйти замуж за Тартюфа. Дорина стыдит Оргона за это решение. Оргон выходит из себя, но решения не меняет. Всё время, пока он говорит с Марианой, Дорина комментирует его реплики. Оргон хочет дать ей пощёчину, но горничная вовремя убегает от него.

Дорина стыдит Мариану за то, что девушка не пожелала отстоять свою любовь перед отцом. Мариана оправдывается дочерней покорностью, робостью и девичьим стыдом. Дорина издевается над ней, говоря, что девушка, видимо, стремится стать госпожой Тартюф. Мариана просит горничную помочь советом. Девушка обещает расстаться с жизнью, если её заставят выйти замуж за нелюбимого.

Валер ссорится с Марианой из-за Тартюфа. Он предлагает ей выйти за него замуж. Девушка в порыве злости соглашается и говорит, что Валер может выбрать себе новую невесту. Дорина мирит их и предлагает влюблённым смириться с решением Оргона с тем, чтобы выиграть время, оттянуть, а потом и растроить свадьбу с Тартюфом.

Действие III

Дамис хочет вызвать Тартюфа на откровенный разговор. Дорина просит его не вмешиваться. Она считает, что Эльмира, в которую влюблён святоша, скорее сможет добиться своего.

Тартюф при встрече с Дориной начинает лицемерить. Он даёт горничной платок и просит прикрыть грудь. Их разговор прерывается приходом Эльмиры.

Разговаривая с Эльмирой, Тартюф сильно сжимает её руку, гладит бархат платья, старается сесть поближе. Дамис подслушивает разговор из соседней комнаты. Эльмира спрашивает Тартюфа, хочет ли он женится на Мариане. Святоша признаётся, что его манят совсем иные прелести. Эльмира отказывает ему в любви и обещает ничего не рассказывать мужу взамен на содействие Тартюфа в устройстве брака Марианы и Валера. Вышедший из комнаты Дамис говорит, что сам всё расскажет отцу.

Оргон не верит словам сына. Слушая, как Тартюф поносит себя, он думает, что тот делает это по своему смирению. Оргон обвиняет всю семью в навете на «святого», лишает Дамиса наследства и выгоняет из дома.

Не желая, чтобы Тартюф уходил, Оргон обещает ему дарственную на все именья.

Действие IV

Клеант говорит Тартюфу, что не понимает, почему тот, как истинный христианин, не готов простить Дамиса и примирить его с отцом, даже при условии, что первый – не прав. Тартюф считает такой поступок неугодным небу, ведь люди подумают, что он виноват. Клеант стыдит Тартюфа тем, что он посягнул на чужое имущество, но мнимый святой говорит, что распорядится им лучшем, чем грешники, после чего прерывает беседу и якобы уходит молиться.

Мариана просит отца избавить её от ненавистного брака. Ради этого она готова отдать своё приданое и уйти в монастырь. Эльмира предлагает Оргону увидеть истинную суть Тартюфа собственными глазами. Она отсылает от себя шурина и дочь и прячет мужа под столом.

Эльмира признаётся Тартюфу в любви. Он поначалу не верит её словам, считая, что таким образом женщина хочется добиться от него отказа на брак с Марианой. В качестве подтверждения чувств Тартюф требует от Эльмиры ласк. Женщина опасается впасть в грех, но обманщик убеждает её в том, что неба опасаться не стоит. По мнению Тартюфа, тот, о чьём грехе неизвестно, - безгрешен. Оргон обнаруживает себя и приказывает злодею покинуть дом. Тартюф заявляет, что дом – его и уйти придётся Оргону.

Действие V

Оргон волнуется из-за ларца, который был поручен ему на хранение бежавшим из страны другом Аргасом. Тартюф в своё время убедил Оргона передать ему ларец, чтобы в случае проблем он был чист перед законом.

Г-жа Пернель отказывается верить в то, что Тартюф – самый обычный пройдоха.

Судебный пристав, г-н Лояль, приказывает Оргону с семейством покинуть дом.

Валер приносит известие о том, что Тартюф очернил Оргона перед королём, передав ему ларец Аргаса. Затем является и сам Тартюф с офицером. Последний неожиданно для всех арестовывает не Оргона, а хитрого предателя. Офицер объясняет, что король – справедливый монарх, который легко разобрался в лживой и подлой сущности Тартюфа. Монарх прощает Оргону хранение ларца, ставя добрые дела человека и, в частности, любовь к другу превыше всего.

Клеант советует Оргону молить Бога о том, чтобы Тартюф раскаялся. Оргон предлагает поблагодарить короля за оказанное благодеяние, после чего сочетать браком Мариану и Валера.

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

Явление I

Явление II

Явление III

Явление IV

Явление V

Явление VI

ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ

Явление I

Явление II

Явление III

Явление IV

ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ

Явление I

Явление II

Явление III

Явление IV

ЯВЛЕНИЕ V

Явление VI

Явление VII

ДЕЙСТВИЕ ЧЕТВЕРТОЕ

Явление I

Явление II

Явление III

Явление IV

Явление V

Явление VI

Явление VII

Явление VIII

ДЕЙСТВИЕ ПЯТОЕ

Явление I

Явление II

Явление III

Явление IV

Явление V

Явление VI

Явление VII

Явление VIII

Жан-Батист Мольер

Тартюф, или Обманщик

Комедия в пяти действиях

Действующие лица

Г-жа Пернель, мать Оргона.

Оргон, муж Эльмиры.

Эльмира, жена Оргона.

Дамис, сын Оргона.

Мариана, дочь Оргона, влюбленная в Валера.

Валер, молодой человек, влюбленный в Мариану.

Клеант, шурин Оргона.

Тартюф, святоша.

Дорина, горничная Марианы.

Г-н Лояль, судебный пристав.

Флипот, служанка госпожи Пернель.

Действие происходит в Париже, в доме Оргона.

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

Явление I

Г-жа Пернель, Эльмира, Мариана, Дорина, Клеант, Флипот.

Г-жа Пернель

Идем, Флипот, идем. Уйти считаю благом.

Эльмира

Мне даже не поспеть за вашим быстрым шагом.

Г-жа Пернель

Прошу, сноха, прошу: вы оставайтесь тут.

Все эти проводы – один напрасный труд.

Эльмира

То, что мы делаем, прямая должность наша

Но почему вы так торопитесь, мамаша?

Г-жа Пернель

А потому, что мне несносен этот дом

И я внимания не вижу здесь ни в ком.

Я ухожу от вас обиженная кровно:

Все, что я ни скажу, встречают прекословно,

Почтенья ни на грош, крик, шум, такой же ад,

Как если нищие на паперти галдят.

Дорина

Г-жа Пернель

Милая моя, на свете нет служанки

Крикливее, чем вы, и худшей грубиянки.

Поверьте, и без вас я знаю, что и как.

Дамис

Г-жа Пернель

Мой любезный внук, вы попросту дурак.

Вам это говорит не кто, как бабка ваша;

И мной уже сто раз мой сын, а ваш папаша,

Предупрежден, что вы последний сорванец,

С которым он еще измучится вконец.

Мариана

Но ведь…

Г-жа Пернель

Известно всем, что вы, его сестрица, -

Тихоня из тихонь, скромнейшая девица,

Но только хуже нет, чем сонная вода,

И вы небось тайком – бесенок хоть куда.

Эльмира

Но разве…

Г-жа Пернель

Речь моя, быть может, вам обидна,

Но вы себя во всем ведете препостыдно.

Вам надлежало бы пример им подавать,

Как это делала покойница их мать.

Вы расточительны: нельзя смотреть без гнева,

Когда вы рядитесь, как будто королева.

Чтобы понравиться супругу своему,

Такие пышные уборы ни к чему.

Клеант

Но все ж, сударыня…

Г-жа Пернель

Вас, сударь, не скрываю,

Я всячески ценю, люблю и уважаю.

А все ж, будь я мой сын, я бы с большим трудом

Такого шурина к себе пускала в дом:

Вы проповедовать изволите начала,

Которых бы весьма стеречься надлежало.

Я прямо говорю; я, сударь, такова

И в сердце не таю правдивые слова.

Дамис

Ваш господин Тартюф устроился завидно…

Г-жа Пернель

Он чистая душа, его не слушать стыдно;

И я чужой жалеть не стану головы,

Когда его чернит такой глупец, как вы.

Дамис

Как? Мне – мириться с тем, чтобы ханжа несчастный

Царил у нас в дому, как деспот своевластный,

И чтобы мы ничем развлечься не могли,

Пока его уста свой суд не изрекли?

Дорина

Когда послушаешь его нравоученье,

То, как ни поступи, все будет преступленье;

В своем усердии он судит все и всех.

Г-жа Пернель

Он судит правильно и осуждает грех.

На путь спасения он хочет всех направить,

И сын мой должен вас в любви к нему наставить.

Дамис

Нет, бабушка, никто, будь он моим отцом,

Меня не примирит с подобным молодцом.

Я бы кривил душой, играя с вами в прятки:

Я видеть не могу, не злясь, его повадки

И знаю наперед, что этого ханжу

В один прекрасный день на место посажу.

Дорина

И всякий бы другой, наверно, возмутился,

Увидя, как пришлец в семействе воцарился,

Как нищий, что сюда явился худ и бос

И платьишка с собой на шесть грошей принес,

Забылся до того, что с дерзостью великой

Перечит каждому и мнит себя владыкой.

Г-жа Пернель

И все бы лучше шло, клянусь душой моей,

Когда бы слушались его святых речей.

Дорина

Хоть вы его святым считаете упорно,

А только, верьте мне, все это в нем притворно.

Г-жа Пернель

Вот язва!

Дорина

За него и за его слугу

Я никому ни в чем ручаться не могу.

Г-жа Пернель

Каков его слуга, мне это неизвестно.

Но за хозяина я вам ручаюсь честно.

Вы недовольны им, он потому вас злит,

Что правду вам в глаза открыто говорит.

Он все греховное бичует всенародно

И хочет лишь того, что небесам угодно.

Дорина

Да, только почему он с некоторых пор

Желает, чтоб никто к нам не ступал на двор?

Ужели грех такой, когда приходят гости,

Что надо сатанеть от бешенства и злости?

Вы знаете, о чем я думала уже:

(указывая на Элъмиру)

Мне кажется, что он ревнует к госпоже.

Г-жа Пернель

Молчите! Мыслимы ль такие рассужденья!

Не он один сердит на эти посещенья.

Весь этот с грохотом снующий к вам народ,

И вечный строй карет, торчащих у ворот,

И шумным сборищем толпящиеся слуги

Досадную молву разносят по округе.

Здесь, может быть, и нет особого вреда,

Но люди говорят – и в этом вся беда.

Клеант

Быстрая навигация назад: Ctrl+←, вперед Ctrl+→

Вступает в жестокую борьбу с религиозным ханжеством. В первоначальном варианте главный персонаж пьесы был изображен монахом. Пьеса эта стала предметом яростной борьбы. Дважды духовенство добивалось ее запрещения. Дважды Мольер обращался за помощью к королю . Дважды он переделывал пьесу, менял ее заглавие, имя героя. Впервые комедия появилась в 1664 г., в окончательной обработке – в 1669 г.

Мольер, исполняющий роль Цезаря в трагедии Корнеля «Смерть Помпея». Художник Н. Миньяр, 1656

Тартюф здесь уже не монах, а мирянин, бессовестный лицемер и мошенник. Однако главная мысль автора остаётся прежней. Своей фальшивой набожностью и смирением, хитрыми разговорами о презрении к земным благам Тартюф пленяет недалекого буржуа Оргона и его глупую старуху-мать.

Мольер выступает здесь под флагом критики лицемерия как чисто морального порока; это нарочито подчеркнуто в речах Клеанта – резонера, т. е. характерного для классицистической комедии положительного персонажа, высказывающего авторские идеи в форме рассуждений. Пытаясь раскрыть Оргону глаза на Тартюфа, он доказывает, что истинная религиозная вера не имеет ничего общего с ханжеством.

Мольер, возможно, имеет в виду тайную религиозную организацию того времени «Общество святых даров». Ее агенты вылавливали «неблагонадежных», проникая, подобно Тартюфу, в дома буржуазии и простых людей.

Оргон – воплощение легковерия и ослепления, черта эта комически заострена в его поведении в пьесе. В его лице ясно обрисован тип ограниченного, малокультурного и косного французского зажиточного горожанина той эпохи. Типичен и его патриархальный деспотизм в семейном быту.

Восхищаясь «возвышающим» влиянием Тартюфа, Оргон говорит:

Я стал совсем другим от этих с ним бесед:
Отныне у меня привязанностей нет,
И я уже ничем не дорожу на свете:
Пусть у меня умрут брат, мать, жена и дети,
Я этим огорчусь вот столько, ей-же-ей!

На что умный Клеант иронически отвечает:

Я человечнее не слыхивал речей!

Демократизм и народность комедии особенно ярко выразились в прекрасном образе служанки Дорины. Смелая, проницательная и остроумная, эта женщина из народа сразу раскусила Тартюфа и активнее всех борется за счастье семьи.

Тартюф. Фильм по мотивам комедии Мольера

В конце пьесы защитой против темноты и обмана оказывается король, благодаря мудрости которого происки Тартюфа приводят в тюрьму не Оргона, а его самого. Эта сатира Мольера, таким образом, не затрагивает абсолютизма Людовика XIV .

Комедия в основном выдержана в манере классицизма . Действие происходит в течение суток в одном месте – доме Оргона. Оно сосредоточено вокруг одного большого конфликта. В каждом из основных образов целеустремленно подчеркнута одна ведущая черта, показанная в сатирическом преувеличении. В образе Тартюфа – это религиозное ханжество, служащее маской для хищнического корыстолюбия. Еще до появления Тартюфа на сцене мы слышим о его крайней набожности и смирении, вплоть до раскаяния в том, что однажды во время молитвы он убил блоху.

Затем раскрывается подоплека этого благочестия. И тут оказывается, что лицемерие не единственный его порок. Мы узнаем, как Тартюф любит обильно поесть за чужим столом, как неравнодушен к красоте служанки, видим, как он не брезгует никакими средствами, стремясь захватить чужое имущество, как пытается соблазнить жену своего благодетеля. Этот лицемер окончательно разоблачает свой аскетизм, заявляя, что, «кто грешит в тиши – греха не совершает». Все это нарастающие проявления единой сущности характера, который ни в чем не меняется от начала до конца.

Правдивая картина социальной жизни, нарисованная Мольером в этой комедии, не сводится только к обличению ханжества. Она являет нам живое и яркое полотно тогдашнего французского общества.