«Истинные арийцы. «Суть нацистского режима»: как Гитлер планировал создать «расу господ

Всем известно, что согласно расовой теории, взятой Гитлером за основу идеологии национал-социализма, есть расово-полноценные и расово- неполноценные люди. У всех, кто смотрел фильмы о Великой Отечественной войне и читал книги об этой странице истории, на слуху выражения «унтерменш», «истинный ариец», «нордическая раса».

Понятно, что «унтерменши», то есть, «недочеловеки», это мы, славяне, а так же евреи, цыгане, негры, монголоиды и так далее. Но кто же, в таком случае, «истинные арийцы», иначе говоря «уберменши» -- «сверхчеловеки»? Кого, кроме себя, считали немецкие фашисты расово-полноценными?


Расовая теория Гюнтера

Для начала нужно разобраться, откуда вообще взялись эти измышления об «истинных арийцах». Идея принадлежит немецкому теоретику Гюнтеру, который в 1925 году разработал теорию не равноценности рас, их способности к развитию, труду и, наоборот, склонности к деградации. Он делил людей по антропологическим признакам: форме и размерам черепа, цвету волос, кожи и глаз, приписывая каждому типу помимо чисто внешних характеристик, психические и умственные качества. Именно он выделил в европеоидной расе «нордический тип» («нордическая раса»). Эти люди характеризуются высоким ростом, узким длинным лицом, светлой кожей, пигментацией волос от светлой до русой. По умственной одаренности Гюнтер ставил представителей нордического типа на первое место. Обитают представители нордического типа в северной Германии, Голландии, Латвии, Скандинавии, восточной Англии, по всему побережью Балтики.

«Истинные арийцы»

Идеи такого рода были очень в моде в начале XX столетия в Европе и США. #Расизм тогда не был запрещенной теорией, его явственные признаки можно отыскать, например, в некоторых произведениях Джека Лондона. Гитлеру эта теория тоже очень понравилась. Надо сказать, такие идеи зачастую становятся популярными в странах, жители которых считают себя ущемленными в настоящий отрезок времени. Надежду на славное будущее они черпают из мифов о славном прошлом. Само по себе это похвально до той поры, пока «носители славных традиций» не начинают себя считать исключительными, а представителей других народов - «недочеловеками».

Именно это и произошло в Германии, пережившей поражение в Первой мировой войне и находящейся к моменту прихода Гитлера к власти в состоянии глубокого кризиса. Неудивительно, что идеи Гитлера о «нордических завоевателях» и «истинных арийцах» пришлись большей части немецкой публики очень по душе. Арийцами исследователи называли древние народы, которые говорили на языках, относящихся к восточной ветви индоевропейской семьи, и имели принадлежность к северному расовому типу. Слово «aire» имеет кельтское происхождение и означает «вождь», «знать».

По мысли создателей расовой теории, современные наследники древних арийцев должны быть высоки ростом, белокуры и голубоглазы. Однако, достаточно посмотреть на Гитлера и его ближайших сподвижников, чтобы убедиться, насколько мало этот идеальный портрет соответствует внешнему облику вождей Третьего Рейха. Отчетливо понимая это, идеологи национал-социализма больше внимания уделяли не внешности, а «нордическому духу», который по их мнению был свойственен не только представителям германских народов, но даже и, отчасти, японцам.

Уберменши - кто они?

Кто же, с точки зрения гитлеровских идеологов мог считаться «расово- полноценным», «истинным арийцем», «носителем нордического духа»? Речь идет, конечно же, о представителях германских народов. Но и тут не все так просто. Решающее значение имела «чистота крови». Самая «чистая кровь» была у немцев. Далее шли датчане, норвежцы, шведы, голландцы, которых Гитлер считал хоть и арийцами, но все же не совсем «уберменшами». Чем уж ему голубоглазые и светловолосые скандинавы не угодили, не совсем ясно.

Жителей более южных областей Европы, разных французов и испанцев, #Гитлер сильно не любил, считая «метисами с примесью негроидной крови». Однако, итальянцев все же полагал носителями «нордического духа», благодаря идейной близости к Муссолини. «Истинным арийцам», и другим «носителям нордического духа» по мысли идеологов расовой теории следовало очень беречь чистоту своей крови, не допуская ее смешения с кровью более низких рас, а в особенности, с еврейской кровью. Это важно, поскольку, по мысли идеологов фашизма, только «нордическая раса» способна к творчеству, развитию, только представители «нордической расы» создали все великие цивилизации и достижения культуры.

По этой причине обязанностью «истинных арийцев» и «носителей нордического духа» является и сохранение физического здоровья, ибо «истинный ариец» -- это не только творческие способности, но и мощное тело. По этой же самой, кстати, причине, чистокровные немцы, страдавшие душевными болезнями, эпилепсией и т.п. объявлялись «унтерменшами» и подлежали уничтожению. Вопиющая научная безосновательность этой теории не помешала ей широко распространиться, и найти последователей не только среди немцев, но и среди представителей тех народов, кого Гитлер объявил «расово- неполноценными», в том числе, и среди русских. И это очень тревожащий факт.

Надо сказать, что несмотря на всю свою письменную и устную риторику по "расовому вопросу", воззрения Адольфа Гитлера не укладываются в рамки "просто" расизма (в том смысле, что вот есть арийская раса и все прочие, и арийская раса - это ура и котики, а все остальные подлежат уничтожению). Несомненно, он так и думал, но не это было его базисным мировоззрением. Дело в том, что в основе его взглядов - слово "доктрина" неуместно, он никогда не излагал свои взгляды целостно - лежала не просто раса, а борьба между расами. И в этой борьбе за жизненное пространство побеждает сильнейшая раса вне зависимости от того, "правильная" она или "неправильная", высшая или низшая, и проигравшая раса с необходимостью должна погибнуть. Такой вывод позволяет сделать как материал его книги "Моя борьба", так и в особенности его высказывания, действия и приказы во время последнего периода войны, когда он прямо сказал о том, что немцы недостойны звания высшей расы и должны погибнуть вместе с ним и его рейхом (и отдал соответствующие приказания об уничтожении промышленного потенциала и инфраструктуры Германии вплоть до водопроводов). Он много говорил о культуре, о государстве, о нации, обо всем - но все это были лишь атрибуты, мало значащие в том, чего он действительно хотел - лишенной любых условностей и границ свободной борьбы между расами.

Что касается собственно рас - поднимемся на ступеньку вверх - то да, у него существовало буквально три сорта рас. Он выделял создателей культуры Kulturbegrunder, носителей культуры Kulturträger и разрушителей культуры Kulturzerstörer. Дело в том, что для него в рассуждениях о свойствах рас аспект создания культуры был, пожалуй, наиважнейшим (исходя хотя бы из его собственных вкусов - он был знатоком архитектуры, живописи, музыки, в особенности оперной, и будучи фюрером строил в германских городах прежде всего оперные театры). Поэтому высшую расу он наделял свойством создавать культуру, цивилизацию даже. Разумеется, такой расой выступала арийская, которую он сводил прежде всего к германской. Правда, на практике это приводило к противоречиям (как и все в нацистской Германии) - несмотря на то, что нацистские доктринёры не видели в славянах арийцев (широко известны рассуждения Гитлера о неспособности славянства к государственному строительству, а также о том, что ареной расовой борьбы за жизненное пространство должен был стать славянский восток Европы), на практике граждане рейха польского, русского и прочего происхождения считались арийцами, а во время войны гауляйтер Западной Пруссии и Данцига А. Форстер запросто раздавал польским жителям своего гау германские паспорта.

Вторую позицию занимали расы, которые по его мнению сами не создавали цивилизацию, но были в силах воспринять ее и стать ее носителями. К таковым относились народы Востока, прежде всего японцы, и вообще все народы, способные воспринять от высшей расы рожденные ею достижения культуры. Третья категория, разумеется, была закреплена за евреями - "расой, но не людьми", абсолютными разрушителями цивилизации. Рядом с ними - все те низшие народы, которые неспособны воспринять цивилизацию и способствуют постепенному уничтожению высшей расы - это африканские народы, цыгане и т.п. Кроме того, многие народы находились у немцев "под подозрением", но здесь практиковался избирательный подход - к примеру, французы считались расово неполноценными, но при этом союзные итальянцы - арийцами.

Мышление Адольфа Гитлера Лангер Вальтер

Часть I Гитлер - каким он считает себя сам

Гитлер - каким он считает себя сам

Во время повторной оккупации Рейнской области в 1936 году Гитлер, давая объяснение своим поступкам, использовал необычную риторическую фразу. Он сказал: «Я следую своему курсу с точностью и осторожностью лунатика». Даже в то время она потрясла мир, как необычное утверждение неоспоримого лидера шестидесятисемимиллионного народа, сделанное в разгар международного кризиса. Гитлер хотел, чтобы оно было своего рода заверением его осторожным последователям, которые ставили под сомнение разумность его курса.

Однако кажется, что это было истинным признанием. И если бы только осторожные последователи осознали его значение и подоплеку, у них были бы основания для намного большей озабоченности, чем та, которая появилась после предложения Гитлера повторно оккупировать Рейнскую область. Ибо, благодаря избранному курсу, этот лунатик безошибочно шел неизведанными дорожками, которые вывели его к вершинам успеха и власти, ранее недоступным. И все же курс манил его до того дня, когда он стал на грань катастрофы. Он войдет в историю как наиболее обожаемый и наиболее ненавистный человек, которого только знал мир.

Многие люди задумывались и спрашивали себя: «Искренен этот человек в своих начинаниях или же он мошенник?» Действительно, даже фрагментарное знание его прошлой жизни дает основание задать этот вопрос, особенно еще и потому, что наши корреспонденты представили нам много противоречивых мнений. Временами кажется почти непостижимым, что этот человек мог быть искренним и совершить то, что совершил в ходе своей карьеры Гитлер. И все же все его бывшие соратники, с которыми мы смогли связаться, а также многие из наших иностранных корреспондентов, твердо убеждены: Гитлер по-настоящему верит в свое собственное величие. Фукс цитирует слова Гитлера, сказанные Шушнигу во время интервью в Берхтесгадене: «Вы понимаете, что находитесь в присутствии величайшего немца всех времен?» Раушнингу он как-то заявил: «Но мне не нужно ваше одобрение, чтобы убедить меня в моем историческом величии». А Штрассеру, который однажды взял на себя вольность заметить, что, по его мнению, Гитлер ошибается, он ответил: «Я не могу ошибаться. То, что я делаю и говорю, имеет историческое значение». Можно привести много подобных высказываний Гитлера. Охснер очень хорошо сформулировал свое отношение к этому вопросу следующими словами:

«Он считает, что никто в истории Германии не был подготовлен так основательно, как он, чтобы привести немцев к верховенству, которого желали все германские государственные деятели, но достичь не смогли».

В этом отношении Гитлер не ограничивает себя только ролью государственного деятеля. Он также считает себя величайшим военачальником, как, например, когда говорит Раушнингу:

«Я не играю в войну. Я не позволяю генералам отдавать мне приказы. Война проводится мной. Точный момент нападения будет определяться мной. Будет лишь одно время, которое станет воистину благоприятным, и я буду ждать его с несгибаемой решимостью. Я не пропущу его…».

Нужно признать, что Гитлер сделал определенный вклад в немецкую тактику и стратегию наступления и обороны. Он считает себя выдающимся экспертом в юридической области и не краснеет, когда, стоя перед Рейхстагом, заявляет на весь мир: «В последние двадцать четыре часа я был верховным судом немецкого народа».

Более того, он также считает себя величайшим из всех германских архитекторов и тратит много времени, вычерчивая новые здания и планируя перестройку целых городов. Несмотря на то, что Гитлер не смог сдать вступительные экзамены в Академию искусств, он считает себя единственным компетентным судьей в этой области. Хотя несколько лет назад он и назначил комитет, состоящий из трех человек, который действовал в качестве окончательного судьи по всем вопросам искусства, но когда принятые вердикты не удовлетворили его, он распустил комитет и взял на себя его обязанности. Нет никакой разницы, сфера ли это экономики, образования, международных отношений, пропаганды, кинематографа, музыки или женской одежды. Абсолютно в каждой области Гитлер считает себя неоспоримым авторитетом. Он также гордится своей твердостью и непоколебимостью:

«Я - один из самых непреклонных людей Германии за целые десятилетия, возможно, столетия, имеющий более высокий авторитет, чем какой-либо иной немецкий лидер… Но превыше всего я верю в свой успех, я верю в него безоговорочно».

Эта вера в собственную силу фактически граничит с чувством всемогущества, которое Гитлер и не собирается скрывать. Один дипломат делится своим впечатлением:

«После событий последнего года его вера в собственный гений или, можно сказать, в свою звезду, безгранична. Его окружение ясно видит, что он безоговорочно считает себя непогрешимым и непобедимым. Этим объясняется то, что он уже не может переносить ни критики, ни различных мнений. Если кто-то пытается противоречить Гитлеру, то ему это кажется преступлением против собственной персоны; противостояние его планам, с какой бы стороны оно не шло, расценивается как святотатство, на которое единой реакцией может быть незамедлительное и разящее проявление его всемогущества».

Другой дипломат сообщает о таком же впечатлении:

«Когда я впервые встретил Гитлера, его логика и чувство реальности поразили меня, но со временем мне начало казаться, что он становится все более и более безрассудным и все более и более убежденным в своей непогрешимости и величии…».

Следовательно, все меньше остается места для сомнений в том, что Гитлер был твердо уверен в своем величии. Теперь мы должны поинтересоваться источниками такой уверенности. Почти все авторы относят уверенность Гитлера за счет того факта, что он сильно верит в астрологию и постоянно общается с астрологами, которые дают ему советы относительно последовательности его поступков. Но наши информаторы, знавшие Гитлера довольно близко, отвергают эту мысль, как абсурдную. Они все соглашаются с тем, что для личности Гитлера нет ничего более чуждого, нежели поиск помощи из внешних источников такого рода. Информатор датского посольства придерживается того же мнения. Он говорит: «Фюрер не только никогда не составлял своего гороскопа, но является еще и принципиальным противником гороскопов, поскольку чувствует, что они подсознательно могут оказать на него влияние». Также показателен такой факт: незадолго до войны Гитлер запретил практику предсказательства и звездочетства в Германии.

Правда, похоже, что фюрер мог действовать под неким руководством такого рода, благодаря которому он проникся чувством собственной непогрешимости. Рассказы об этом, возможно, берут свое начало еще с самых первых дней создания партии. Согласно Штрассеру, в начале 20-х годов Гитлер регулярно брал уроки по ораторскому искусству и психологии масс у человека по имени Хануссен, который также практиковал астрологию и предсказывал судьбы. Он был исключительно умной личностью и научил Гитлера многому тому, что касалось важности сценических встреч для получения наибольшего драматического эффекта. Возможно, что Хануссен контактировал с группой астрологов, упоминаемой фон Вигандом, которая была очень активна в Мюнхене в то время. Через Хануссена Гитлер также мог вступить в контакт с этой группой. Вот что пишет фон Виганд:

«Когда я впервые узнал Адольфа Гитлера, в 1921 и 1922 годах, он имел связи с кругом людей, твердо верящих в знамения звезд. Было много разговоров о предстоящем «втором Шарлеманье и новом Рейхе». Я так и не смог узнать, насколько Гитлер верил тогда в астрологические прогнозы и пророчества. Он не отрицал и не подтверждал своей веры. Однако он был не против использовать прогнозы для укрепления народной веры в себя и в его тогда еще молодое и развивающееся движение».

Вполне возможно, что из этого увлечения вырос миф о его сотрудничестве с астрологами. Хотя Гитлер достаточно широко был ознакомлен с литературой, касающейся различных областей исследований, он никоим образом не приписывает свою непогрешимость или всемогущество каким-либо интеллектуальным стремлениям со своей стороны. Наоборот, когда дело доходит до управления судьбами народов, он с неодобрением смотрит на источники научной информации. По сути, у него чрезвычайно низкое мнение об интеллекте, поскольку в различное время он делает заявления, подобно следующим:

«Второстепенное значение имеет тренировка умственных способностей».

«Сверхобразованные люди, напичканные знаниями и интеллектом, но лишенные любых здравых инстинктов».

«Эти бесстыдные негодяи (интеллектуалы), которые всегда все знают лучше всех других…»

«Интеллект вырос в деспота, и стал болезнью жизни».

Гитлер руководствовался чем-то совершенно иным. Кажется ясным, что он верит в то, что Германии его послало само провидение и что ему надлежит выполнить особую миссию. Возможно, он не совсем понимает масштабов этой миссии, за исключением того факта, что его избрано для спасения немецкого народа и придания Европе иной формы. Только вот как это выполнить, ему также не совсем ясно, но это его особо не трогает, поскольку «внутренний голос» сообщает ему шаги, которые необходимо предпринять. Именно это ведет его избранным курсом с точностью и осторожностью лунатика.

«Я выполняю команды, которые мне дает провидение».

«Ни одна сила в мире не может теперь сокрушить Германский Рейх. Божественное провидение пожелало, чтобы я осуществил выполнение германского предназначения».

Именно это твердое убеждение, что ему надлежит выполнить особую миссию и что он находится под руководством и защитой провидения, является причиной того, можно сказать, гипнотического воздействия, которое он имел на немецкий народ.

Многие люди считают, что это чувство судьбы и миссии пришло к Гитлеру в результате его успешной деятельности. Скорее всего, это не так. Позднее в нашем исследовании мы попытаемся показать, что Гитлер обладал этим чувством с ранней молодости, и лишь намного позднее оно стало осознанным. В любом случае, оно начало пробиваться в сознание уже во время первой мировой войны и всякий раз после этого играло доминирующую роль в его действиях. Менд (один из соратников Гитлера), например, сообщает:

«В этой связи вспоминается, как перед Рождеством (1915) он вдруг заявил, что мы еще многое услышим о нем. Нам оставалось лишь ждать, когда сбудется это странное пророчество».

Сам Гитлер поведал о нескольких случаях, происшедших с ним во время войны, которые подсказали ему, что он находится под Божественным провидением. Наиболее поразительные из них следующие:

«Я ел свой обед, сидя в окопе с несколькими товарищами. Внезапно послышалось, что какой-то голос говорит мне: «Поднимайся и иди туда». Голос звучал так ясно и настойчиво, что я автоматически повиновался, как будто это был военный приказ. Я сразу же поднялся на ноги и прошел двадцать ярдов по окопу, неся с собой обед в бачке. Затем я сел и продолжал есть, мой разум снова успокоился. Едва я закончил, как в той части окопа, которую я только что покинул, сверкнула вспышка и раздался оглушительный взрыв. Шальной снаряд взорвался над моими товарищами, и все погибли».

Затем также было предчувствие, которое возникло у него в госпитале во время слепоты, якобы вызванной газом.

«Когда я был прикован к постели, ко мне пришла мысль, что я освобожу Германию, что я сделаю ее великой. Я сразу же осознал, что это возможно реализовать».

Должно быть, этот опыт предвидения позднее прекрасно совпал со взглядами мюнхенских астрологов и, возможно, подсознательно Гитлер чувствовал, что если их предсказания были в какой-то мере истинны, то они наверняка касались его. Но в те дни он не упоминал о какой-либо связи между ним и астрологами и не распространялся о Божественном руководстве, которое, как он верил, вело его правильной дорогой. Возможно, Гитлер чувствовал, что такие притязания в начале развития нацистского движения могут, скорее, препятствовать ему, чем помочь. Однако, как указывал фон Виганд, он был не прочь использовать прогнозы для достижения своих собственных целей. В то время он довольствовался ролью «барабанщика», провозглашавшего пришествие истинного Спасителя. Даже тогда, однако, судя по мышлению Гитлера, роль «барабанщика» не была такой уж невинной или незначительной, как можно было бы предположить. Это проявилось в его свидетельских показаниях во время суда, последовавшего после неудачного Пивного путча в 1923 году. В то время он говорил:

«Вы также можете принять к сведению, что я не считаю должность министра такой, за которую нужно бороться. Я считаю, что великий человек не обязательно должен стать министром, чтобы войти в историю. С самого первого дня я тысячи раз повторял в уме: я буду ликвидатором марксизма. Я разрешу задачу, а когда разрешу ее, тогда для меня титул министра будет обыденным делом. В первый раз, когда я стоял перед могилой Рихарда Вагнера, мое сердце наполнилось гордостью за человека, который заслужил такую надпись: «Здесь покоится прах члена Тайного Совета, главного дирижера, его превосходительства барона Рихарда фон Вагнера». Я был горд, что этот человек, как и многие люди в истории Германии, желали оставить для потомства свое имя, а не свой титул. Не скромность заставила меня быть «барабанщиком». Именно это есть величайшей важностью, а все остальное пустяк».

После своего пребывания в Ландсберге Гитлер уже не отзывался о себе, как о «барабанщике». Изредка он говорил о себе словами святого Матфея, сравнивая свои усилия с «гласом вопиющего в пустыне», или вспоминал Иоанна Крестителя, чьей обязанностью было прокладывать дорогу тому, кто должен прийти на Землю и привести нацию к власти и славе. Однако чаще всего он называл себя «фюрером», как предложил ему Гесс во время их заключения».

Шло время, и становилось ясно, что он считал себя Мессией и что именно его избрала судьба, дабы привести Германию к славе. Его ссылки на Библию стали все более частыми, а возглавляемое им движение начало пропитываться религиозным духом. Все чаще сравнивает он себя с Христом, и эти сравнения находят свое место в его разговорах и речах. Например, Гитлер мог сказать:

«Когда я приехал в Берлин несколько недель назад и взглянул на него, то роскошь, извращение, беззаконие, распутство и еврейский материализм вызвали во мне такое отвращение, что я чуть не вышел из себя. Я почти вообразил себя Иисусом Христом, когда тот пришел к храму своего Отца и обнаружил, что его захватили менялы. Я вполне могу представить, как он чувствовал себя тогда, когда взял кнут и изгнал их».

Ханфштенгль вспоминает, что он резко взмахнул кнутом, якобы изгоняя евреев и силы тьмы, врагов Германии и германской чести. Дитрих Эккарт, который видел в Гитлере возможного лидера и присутствовал на его выступлениях, позднее сказал: «Когда человек дошел до отождествления себя с Иисусом Христом, то это означает, что он созрел для сумасшедшего дома». Но при всем этом отождествление было не с Иисусом Христом Распятым, а с Иисусом Христом яростным, бичующим толпу.

По сути дела, Гитлер мало восторгался Христом Распятым. Хотя он был воспитан в католической вере и во время войны причастился, однако сразу же после того раскритиковал свою связь с церковью. Такого Христа Распятого он считает мягким и слабым, неспособным выступить в качестве германского Мессии. Последний должен быть твердым и жестоким, если хочет спасти Германию и сделать ее владычицей мира.

«Мои чувства христианина указывают мне на моего Господа и Спасителя, как на борца. Они приводят меня к человеку, который однажды, в одиночестве, окруженный лишь несколькими последователями, увидел в этих евреях их настоящую сущность и призвал людей бороться против них и который, Боже праведный, был величайшим не как мученик, а как воин. В безграничной любви, и как христианин и как человек, я читал главу, которая рассказывает нам, как Господь наконец поднялся в своем могуществе и взялся за плеть, чтобы изгнать из Храма змеиное племя. Какой же ужасной должна быть борьба против еврейской отравы».

А Раушнингу он однажды рассказал о «еврейском христианском вероучении с его женоподобной, жалостливой этикой».

Из свидетельских показаний не ясно, является ли новая государственная религия частью плана Гитлера или же ход событий был таким, что способствовал этому. Розенберг давно ратовал за такой решительный шаг, но нет доказательств, что Гитлер склонен был его сделать, пока не пришел к власти. Возможно, он чувствовал, что ему необходима власть еще до того, как он смог начать радикальные перемены. Или же последовательность его успехов была такой впечатляющей, что люди непроизвольно начали относиться к нему по религиозному, и это сделало нацистское движение более или менее явным. В любом случае, он принял эту богоугодную роль без каких-либо колебаний или смущения. Уайт говорил нам, что теперь, когда к фюреру обращаются с приветствием «Хайль Гитлер, наш Спаситель», он при комплименте слегка кланяется - и верит в него. Время течет и становится все более и более ясно, что Гитлер считает себя действительно «избранным» и что мнит себя вторым Христом, который призван утвердить в мире новую систему ценностей, основанную на жестокости и насилии. Играя эту роль, Гитлер влюбился в самого себя и окружил себя собственными портретами.

Похоже, эта миссия заманила его на еще большие высоты. Неудовлетворенный ролью скоропреходящего Спасителя, он стремится превратить себя в идола для будущих поколений. Фон Виганд говорит:

«В жизненно важных вопросах Гитлер далеко не забывчив, уделяя постоянное внимание исторической оценке своих успехов и поражений, которые будут вынесены на суд потомков».

Он считает, что может стать связывающим звеном между настоящим и будущим Германии. Следовательно, он верит, что обретет бессмертие в глазах немецкого народа. Все должно быть огромным и соответствовать монументу в честь Гитлера. Его идея постоянного строительства - это идея, которая должна просуществовать, по крайней мере, тысячелетие. Его главный путь должен быть известен, как «Главный путь Гитлера», и он должен длиться дольше, чем путь Наполеона. Вождь всегда должен совершать невероятное и на века войти в историю, оставшись живым в сознании немецкого народа грядущих поколений. Многие авторы, среди них Гаффнер, Гус и Вагнер, допускают, что Гитлер уже начертал обширные планы строительства своего собственного мавзолея. Наши информаторы, недавно покинувшие Германию, не могут подтвердить эти сообщения. Однако они считают их вполне правдоподобными. После смерти Гитлера этот мавзолей превратился бы в Мекку для Германии. Это должен быть громадный монумент, приблизительно в 700 футов высотой, со всеми деталями, разработанными для получения высочайшего психологического эффекта. Известно, что во время своей первой поездки в Париж, после захвата его в 1940 году, Гитлер посетил Дом Инвалидов, чтобы осмотреть памятник Наполеону. Он нашел его несовершенным во многих отношениях. Например, французы поставили его в выемку, что заставляло людей смотреть на него скорее сверху, чем снизу.

«Я никогда не совершу такой ошибки, - внезапно сказал Гитлер. - Я знаю, как продолжать влиять на людей после моей смерти. Я буду тем фюрером, на которого они будут смотреть снизу вверх и будут возвращаться домой, чтобы обговорить меня и запомнить. Моя жизнь не закончится в простой форме смерти. Наоборот, она только начнется тогда».

Некоторое время считалось, что Кехльштайн был первоначально построен как вечный мавзолей Гитлеру. Однако похоже, что если это и было первоначальным намерением Гитлера, то он отказался от него в пользу чего-то более грандиозного. Возможно, Кехльштайн был слишком недоступным для посещения его большим количеством людей, которые смогли бы прикоснуться к могиле вождя и получить вдохновение. В любом случае, похоже, что разрабатывались более экстравагантные проекты. Ведь Гитлер нуждался в постоянной эмоциональной игре на умах истерических масс, и чем лучше он сможет организовать способы и средства для достижения этого после своей смерти, тем более уверенным будет он в достижении своей конечной цели.

Гитлер твердо уверен, что яростный темп и эпохальный век, в котором он живет и действует (он действительно убежден, что является движущей силой и творцом этого века), окончится вскоре после его смерти, закружив мир в длительном витке пищеварительного процесса, ознаменованного некой инертностью. Люди в его «Тысячелетнем Рейхе» будут строить ему памятники и будут ходить, чтобы прикоснуться и посмотреть на все построенное им, считал он. Об этом Гитлер много говорил во время своего известного визита в Рим в 1938 году, добавляя, что через тысячу лет величие, а не руины, его собственного времени будут завораживать людей тех далеких дней… Хотите верьте, хотите нет, именно так мышление этого человека проектирует себя без смущения через столетия.

Было время, когда Гитлер много говорил об отставке. Предполагалось, что в этом случае он займет свою резиденцию в Берхтесгадене и будет сидеть там до самой смерти, как Бог, который руководит судьбами рейха. В июле 1933 года, посещая семью Вагнера, он пространно говорил, что стареет, и горько жаловался, что десять лет бесценного времени были потеряны между Пивным путчем в 1923 году и его приходом к власти. Все это было очень печально, поскольку он предсказывал, что потребуется двадцать два года для того, чтобы навести в стране нужный порядок для передачи ее своему наследнику. Некоторые авторы допускают, что в период отставки он напишет книгу, которая просуществует вечность, как великая Библия национал-социализма. Все это довольно интересно с точки зрения заявления Рема, сделанного много лет назад: «Даже сегодня ему больше всего нравится сидеть в горах и играть Господа Бога».

Анализ всех данных вынуждает нас прийти к выводу, что Гитлер считает себя бессмертным избранником Божьим, новым спасителем Германии и основателем нового общественного порядка в мире. Он твердо верит в это и убежден, что, несмотря на все испытания и несчастья, через которые ему придется пройти, он в конечном итоге достигнет своей цели. Но при единственном условии - он должен следовать указаниям внутреннего голоса, который руководил им и защищал его в прошлом. Это убеждение не исходит из сущности идей, которые он проповедует, а основывается на убежденности в своем личном величии. Говард Смит делает интересное наблюдение:

«Я был уверен, что из всех миллионов людей, которым был навязан миф о Гитлере, наиболее увлеченным оказался сам Адольф Гитлер».

Из книги Расправа над СССР - предумышленное убийство автора Буровский Андрей Михайлович

Часть II Каким был СССР? Да здравствует воля пролетариев всего мира: Земшарная республика Советов! Л.Д.

Из книги Битвы Третьего рейха. Воспоминания высших чинов генералитета нацистской Германии автора Лиддел Гарт Бэзил Генри

Глава 20 Гитлер – каким его видели молодые генералы Во время одной из бесед с Мантейфелем о наступлении в Арденнах он высказал свое мнение о Гитлере, причем оно существенно отличалось от характеристики, данной фюреру старыми генералами. По-моему, его стоит привести,

Из книги Вице-канцлер Третьего рейха. Воспоминания политического деятеля гитлеровской Германии. 1933-1947 автора фон Папен Франц

Из книги Повесть об Адольфе Гитлере автора Штилер Аннемария

ЧАСТЬ ВТОРАЯ АДОЛЬФ ГИТЛЕР В ВЕНЕ ЮНЫЙ АДОЛЬФ ГИТЛЕР САМ ЗАРАБАТЫВАЕТ СЕБЕ НА ХЛЕБ Приехав в Вену, юный Гитлер намеревался зарабатывать столько денег, чтобы хватало на жизнь и еще оставалось на покупку книг, необходимых для подготовки в архитектурную школу, куда он

автора Лангер Вальтер

Часть II Гитлер - каким его знает немецкий народ Когда мы пытаемся сформулировать концепцию об Адольфе Гитлере, каким его знает немецкий народ, мы не должны забывать, что информация о нем ограничена контролируемой прессой. Многие тысячи немцев лично видели его и могут

Из книги Мышление Адольфа Гитлера автора Лангер Вальтер

Часть III Каким его знают соратники Картина нацистской пропаганды, нарисованная Гитлером, без сомнений кажется экстравагантной. Фантазии супермена ему не занимать, но как бы не разыгрывалось его воображение, временами кажется, что он приближается к такой личности,

Из книги Призвание варягов [Норманны, которых не было] автора Грот Лидия Павловна

Часть 1 Каким бывает «светлое прошлое»

Из книги Два ледокола: другая история Второй мировой автора Новоженов Владимир Викторович

Часть 2 Или о том, каким траверсом можно зацепить отечественный рояль в кустах… Вспомнился финал последнего фильма ушедшего от нас в прошлом веке Андрея Тарковского «Ностальгия».Главное - это что-то сделать в этой жизни для всех. Хотя бы успеть бережно перенести

Из книги Противостояние фюреру. Трагедия руководителя немецкого Генштаба. 1933-1944 автора Ферстер Вольфганг

Гитлер берет на себя верховное командование Внешне кризис длился еще несколько дней, уже после того как Гитлер фактически разрешил его. Ему оставалось лишь выбрать послушного человека на место главнокомандующего сухопутными войсками. Едва ли он еще раз всерьез

Из книги Полководцы Екатерины II автора Копылов Н. А.

Часть 12-я. О фуражировании, каким образом и с какими осторожностьми оное производить 1) Где всякой бригаде и полку фуражировать, назначивать места или деревни, в которых ставить значки тех полков, и не входить из одной части в другую, только меньше в близь лежащие селении

Из книги Дорога Домой автора Жикаренцев Владимир Васильевич

Из книги Из пережитого. Воспоминания флигель-адъютанта императора Николая II. Том 2 автора Мордвинов Анатолий Александрович

Каким я знал моего государя и каким знали его другие Государя императора Николая Александровича и его семью я знал давно, но узнал близко сравнительно недавно, лишь с 1912 года, когда стал его личным флигель-адъютантом.До этого времени я был очень долго единственным

Из книги Письменная культура Руси автора Чудинов Валерий Алексеевич

Часть I. ЕСЛИ СЛОГОВОЕ ПИСЬМО СУЩЕСТВОВАЛО, КАКИМ ОНО МОГЛО БЫТЬ? Назначение этого раздела? понять, какие прямые и косвенные свидетельства сохранились до настоящего времени в пользу существования слогового письма, а также какими свойствами оно должно было бы обладать.

Всем известно, что согласно расовой теории, взятой Гитлером за основу идеологии национал-социализма, есть расово-полноценные и расово- неполноценные люди. У всех, кто смотрел фильмы о Великой Отечественной войне и читал книги об этой странице истории, на слуху выражения «унтерменш», «истинный ариец», «нордическая раса».

Понятно, что «унтерменши», то есть, «недочеловеки», это мы, славяне, а так же евреи, цыгане, негры, монголоиды и так далее. Но кто же, в таком случае, «истинные арийцы», иначе говоря «уберменши» -- «сверхчеловеки»? Кого, кроме себя, считали немецкие фашисты расово-полноценными?

Расовая теория Гюнтера

Для начала нужно разобраться, откуда вообще взялись эти измышления об «истинных арийцах». Идея принадлежит немецкому теоретику Гюнтеру, который в 1925 году разработал теорию не равноценности рас, их способности к развитию, труду и, наоборот, склонности к деградации.

Он делил людей по антропологическим признакам: форме и размерам черепа, цвету волос, кожи и глаз, приписывая каждому типу помимо чисто внешних характеристик, психические и умственные качества. Именно он выделил в европеоидной расе «нордический тип» («нордическая раса»).

Эти люди характеризуются высоким ростом, узким длинным лицом, светлой кожей, пигментацией волос от светлой до русой. По умственной одаренности Гюнтер ставил представителей нордического типа на первое место. Обитают представители нордического типа в северной Германии, Голландии, Латвии, Скандинавии, восточной Англии, по всему побережью Балтики.

«Истинные арийцы»

Идеи такого рода были очень в моде в начале XX столетия в Европе и США. Расизм тогда не был запрещенной теорией, его явственные признаки можно отыскать, например, в некоторых произведениях Джека Лондона. Гитлеру эта теория тоже очень понравилась.

Надо сказать, такие идеи зачастую становятся популярными в странах, жители которых считают себя ущемленными в настоящий отрезок времени. Надежду на славное будущее они черпают из мифов о славном прошлом. Само по себе это похвально до той поры, пока «носители славных традиций» не начинают себя считать исключительными, а представителей других народов –«недочеловеками».

Именно это и произошло в Германии, пережившей поражение в Первой мировой войне и находящейся к моменту прихода Гитлера к власти в состоянии глубокого кризиса. Неудивительно, что идеи Гитлера о «нордических завоевателях» и «истинных арийцах» пришлись большей части немецкой публики очень по душе.

Арийцами исследователи называли древние народы, которые говорили на языках, относящихся к восточной ветви индоевропейской семьи, и имели принадлежность к северному расовому типу. Слово «aire» имеет кельтское происхождение и означает «вождь», «знать».

По мысли создателей расовой теории, современные наследники древних арийцев должны быть высоки ростом, белокуры и голубоглазы. Однако, достаточно посмотреть на Гитлера и его ближайших сподвижников, чтобы убедиться, насколько мало этот идеальный портрет соответствует внешнему облику вождей Третьего Рейха.

Отчетливо понимая это, идеологи национал-социализма больше внимания уделяли не внешности, а «нордическому духу», который по их мнению был свойственен не только представителям германских народов, но даже и, отчасти, японцам.

Уберменши – кто они?

Кто же, с точки зрения гитлеровских идеологов мог считаться «расово- полноценным», «истинным арийцем», «носителем нордического духа»? Речь идет, конечно же, о представителях германских народов. Но и тут не все так просто. Решающее значение имела «чистота крови».

Жителей более южных областей Европы, разных французов и испанцев, Гитлер сильно не любил, считая «метисами с примесью негроидной крови». Однако, итальянцев все же полагал носителями «нордического духа», благодаря идейной близости к Муссолини.

«Истинным арийцам», и другим «носителям нордического духа» по мысли идеологов расовой теории следовало очень беречь чистоту своей крови, не допуская ее смешения с кровью более низких рас, а в особенности, с еврейской кровью. Это важно, поскольку, по мысли идеологов фашизма, только «нордическая раса» способна к творчеству, развитию, только представители «нордической расы» создали все великие цивилизации и достижения культуры.

По этой причине обязанностью «истинных арийцев» и «носителей нордического духа» является и сохранение физического здоровья, ибо «истинный ариец» -- это не только творческие способности, но и мощное тело. По этой же самой, кстати, причине, чистокровные немцы, страдавшие душевными болезнями, эпилепсией и т.п. объявлялись «унтерменшами» и подлежали уничтожению.

Вопиющая научная безосновательность этой теории не помешала ей широко распространиться, и найти последователей не только среди немцев, но и среди представителей тех народов, кого Гитлер объявил «расово- неполноценными», в том числе, и среди русских. И это очень тревожащий факт.

Споры о статусе Крыма, разгоревшиеся с новой силой после присоединения полуострова к России, на самом не утихают со времен Великой греческой колонизации. «Исторически обоснованные» претензии на территорию Крыма в свое время выдвигал даже Третий рейх, правители которого считали полуостров «исконной германской территорией». Причем свою позицию по Крыму гитлеровская Германия пыталась подтвердить очень оригинальным способом.

  • Изменение политического стасуса советских республик являлось основной целью Германии в войне против СССР, В том, что этотстасус будет изменен, не сомневался ни один из лидеров Третьего рейха. Однако на практике будущее послевоенное на оккупированных территориях вызывало наибольшее количество споров среди нацистской военно-политической элиты. Если военный режим мог носить только временный характер, то гражданская администрация, напротив, должна была стать переходной формой на пути к будущему политическому устройству всего «восточного пространства».
  • Каким оно будет после победы Германии? На этот вопрос следовало ответить как можно быстрее, и - с как можно большей политической ясностью. Проекты по «организации» имелись для всех республик Советского Союза. Что же касается Крыма, то нацисты, при всей важности этого полуострова, так окончательно и не решили его судьбу. Но административные планы были только одной из сторон будущего статуса Крыма. Не секрет, что это многонациональный регион. И поэтому, какие бы планы нацисты ни строили, в своих выкладках они не могли пройти мимо межнациональных отношений на полуострове. Что следовало делать с населявшими Крым народами? Приходится признать, что в целом, при всем радикализме нацистской национальной политики, решение этого вопроса также осталось на уровне теорий.
  • ПЛАН АЛЬФРЕДА РОЗЕНБЕРГА
  • Альфред Фрауенфельд в Никитскогм ботаническом саду .
  • Задачи Германии в войне против СССР были окончательно сформулированы 30 марта 1941 года на совещании высшего нацистского военно-политического руководства. С военной точки зрения планировалось разгромить Красную Армию и достигнуть линии Архангельск - Астрахань, а в политической плоскости необходимо было сделать так, чтобы, как сказал Гитлер, «никакая организованная сила не могла противостоять немцам по эту сторону Урала». Завершая свое выступление, он выразился более конкретно: «Наши задачи в отношении России - разгромить ее вооруженные силы, уничтожить государство». А для управления захваченными советскими территориями фюрер предложил создать «протектораты»: в Прибалтике, на Украине и в Белоруссии. Слово «протекторат» здесь взято в кавычки намеренно. Конечно, это не должны были быть протектораты как в Чехии и Моравии. Скорее речь шла только о политической ширме и не более. Это мартовское совещание знаменательно еще и тем, что на нем все вопросы будущего административно-политического планирования на «восточных территори х» были переданы в ведение Альфреда Розенберга - главного нацистского теоретика, а по совместительству - знатока межнациональных отношений.
  • Уже 2 апреля 1941 года Розенберг представил первый меморандум, в котором отразил свои взгляды на политическое будущее Советского Союза после его разгрома. В целом он предлагал разделить его на сем регионов: Великороссия с центром в Москве; Белоруссия с Минском или Смоленском в качестве столицы; Балтенланд (Эстония, Латвия и Литва); Украина и Крым с центром в Киеве; Донская область с Ростовом-на-Дону в качестве столицы; Кавказский регион; Туркестан (советская Центральная Азия).
  • Согласно концепции, изложенной в эти документе, Россия (или, вернее, то, что от нее оставалось) должна была быть отрезана от остального мира кольцом нерусских государств. Однако на этом «реформы» не заканчивались: по замыслу Розенберга. она теряла целый ряд территорий с русским населением в пользу государственно-территориальных образований, которые создавались по соседству. Так, Смоленск отходил к Белоруссии, Курск, Воронеж и Крым - к Украине, а Ростов-на-Дону и нижняя Волга - к Донской области. В будущей Великороссии необходимо было «полностью уничтожить еврейско-большевистскую администрацию», а сама она должна была «подвергнуться интенсивной экономической эксплуатации» со стороны Германии. Кроме того, это территориальное образование получало статус даже гораздо ниже, чем у окружавших его соседей, и превращалось, по сути, в «приемник для всех нежелательных элементов с их территорий».
  • Этот план вызвал существенные замечания Гитлера, который считал, что будущие административные единицы на «восточных землях» не следует делать такими дробными и искусственными. Например, создание отдельной Донской области не было, на его взгляд, обусловлено ни политически, ни экономически, ни даже с точки зрения национальной политики. Это же касалось и Белоруссии. Фюрер считал, что ее можно объединить с Прибалтикой -так будет более удобно с административной точки зрения. И подобные замечания были высказаны практически по всем пунктам меморандума Розенберга. Однако следует признать, что генеральной линии документа они почти не затронули.
  • 20 июня 1941 года в Берлине состоялось очередное совещание высшего военно-политического руководства Третьего рейха, на котором Розенберг представил Гитлеру очередной меморандум о будущем устройстве того, что должно было остаться от СССР. Согласно новому плану предполагалось создать пять административных единиц - рейхскомиссариатов: «Московия» (центральные области России), «Остланд» (Прибалтика и Белоруссия), «Украина» (большая часть Украины и Крым), «Кавказ» (Северный Кавказ, Закавказье и Калмыкия) и «Туркестан» (Средняя Азия, Казахстан, Поволжье и Башкирия). Эти административные единицы должны были возникать по мере продвижения вермахта на восток. А после умиротворения указанных регионов военная администрация в них могла быть заменена на гражданскую - как первый шаг по определению будущего политического статуса «восточных земель».
  • ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ «ТАВРИЯ» МЕЖДУ ВОЕННЫМИ И ГРАЖДАНСКИМИ
  • ВЛАСТЯМИ
  • Гитлер принял второй план Розенберга практически без замечаний, и уже 17 июля 1941 года подписал указ о введении гражданского управления на захваченных советских территориях. Согласно этому документу создавалось Миниаерство оккупированных восточных областей - главный руководящий орган для вышеуказанных административных образований. Как можно догадаться, во главе министерство был поставлен Альфред Розенберг - автор всех этих планов. Однако из-за провала «молниеносной войны» удалось создать только два рейхскомиссариата - «Оаланд» и «Украина». Они начали функционировать 1 сентября 1941 года.
  • В своем же окончательном виде их территории оформились только через три месяца. По выкладкам Розенберга Крым вмеае с Херсонской и Запорожской областями включался в генеральный округ «Таврия» , с общей площадью 22 900 кв. км и населением 662 тыс. человек (по состоянию на 1 сентября 1941 года). Центром округа был выбран Мелитополь. В свою очередь, генеральный округ «Таврия» являлся составной частью рейхскомиссариата «Украина» .Высшим органом гражданской оккупационной администрации в «Таврии» должен был стать генеральный комиссариат во главе с ветераном нацистской партии Альфредом Фрауенфельдом. Однако в силу разных обстоятельств, прежде всего военного характера, к своим обязанностям Фрауен-фельд смог приступить только 1 сентября
  • 1942 года
  • К этой дате относится окончательное оформление границ генерального округа «Таврия», каким его видели в министерстве Розенберга. Тем не менее оставался один нюанс. Территория Крыма так и не перешла под юрисдикцию Фрауенфельда. До июля 1942 года здесь шли боевые действия. Поэтому полуостров посчитали разумным оставить под двойным управлением: гражданским (номинально) и военным (фактически). То есть из состава генерального округа Крым не изымал никто, однако гражданские чиновники не имели здесь никаких прав. Реальная же власть на полуострове принадлежала местному командующему частями вермахта.
  • Во главе аппарата военной администрации находился командующий войсками вермахта в Крыму, который по вертикали подчинялся командующему группой армий «А» (с апреля 1944 года - группа армий «Южная Украина»). Обычно такая Обычно такая должность вводилась на тех оккупированных территориях, где высший начальник вермахта должен был не только осуществлять охранную службу, но еще и заниматься их административным обеспечением. На протяжении всего периода оккупации Крыма эту должность занимало пять человек, наиболее известным из которых стал командующий 17-й немецкой армией генерал-полковник Эрвин Йенеке - при нем началось освобождение полуострова войсками Красной Армии.
  • НЕМЕЦКИЙ ГИБРАЛТАР» ИЛИ АРИЙСКИЙ «ГОТЕНЛАНД»?
  • Крым должен был стать «немецким Гибралтаром». Располагаясь здесь» немецкая армия и флот могли полностью контролировать акваторию Черного моря. Полуостров
  • планировалось очистить от всех чужаков и заселить германцами
  • Такая административная система просуществовала в Крыму фактически до мая 1944 года. И просуществовала без изменений. Чего не скажешь, например, о немецких планах по решению национального вопроса. В данном случае полемика вокруг них разворачивалась следующим образом. Выше уже шла речь о том, как Розенберг планировал разделить СССР.
  • АЛЬФРЕД ФРАУЕНФЕЛЬД В НИКИТСКОМ БОТАНИЧЕСКОМ САДУ Один из пунктов этого плана назывался «Украина с Крымом». Его последующий меморандум также подразумевал, рукописные пометки на этом документе свидетельствуют о том, что формулировка именного этого пункта далась Розенбергу с трудом. Он, при всей своей любви к украинским националистам, явно понимал, что Крым только с большой натяжкой можно отнести к Украине, так как число проживавших там украинцев было ничтожно мало (чтобы хоть как-то решить эту проблему Розенберг предлагал выселить с полуострова всех русских, евреев и татар).
  • Но это не единственный парадокс плана. Одновременно с указанным моментом Розенберг настаивал, чтобы Крым находился под прямым контролем правительства Третьего рейха. Чтобы объяснить этот казус, он всячески подчеркивал «германское влияние» на полуострове. Так, главный нацистский идеолог утверждал, что до Первой мировой войны немецким колонистам принадлежали здесь значительные территории. Таким образом, получалось, что «Таврия» только «технически» присоединялась к Украине. Управлять же ею должны были из Берлина. Планы Розенберга могут показаться полностью противоречивыми. Тем не менее они были всего лишь отражением аргументов Гитлера, которыми тот обосновывал причины будущей германизации полуострова. Во-первых, как считал фюрер, Крым должен был стать «немецким Гибралтаром». Располагаясь здесь, немецкая армия и флот могли полностью контролировать акваторию Черного моря. Во-вторых, привлекательным для немцев полуостров мог стать потому, что шеф Германского трудового фронта Роберт Лей мечтал превратить его в «один огромный немецкий курорт».
  • Более конкретно о судьбе Крыма Гитлер высказался на совещании 16 июля 1941 года. В своей речи он специально выделил его из ряда других оккупированных советских территорий и сказал, что полуостров «необходимо очистить от всех чужаков и заселить германцами». В частности, русских предполагалось выселить в Россию. По воспоминаниям одного из присутствующих, фюрер выразился следующим образом: «Она для этого достаточно велика».
  • Как свидетельствуют документы, «крымский вопрос» и судьба населения полуострова занимали Гитлера и в последующие месяцы. Когда Розенберг посетил его в декабре 1941 года, фюрер еще раз повторил ему, что «Крым должен быть полностью очищен от негерманского населения». Эта встреча интересна еще и тем, что на ней была затронута проблема так называемого готского наследия. Как известно, в середине III века на территорию Северного Причерноморья вторглись германские племена готов. Они создали в этом регионе свою «державу», которая просуществовала относительно недолго - в конце IV века ее разгромили гунны. Крым также входил в это государственное образование. Основная масса готов ушла на Запад вместе с новыми завоевателями - Однака часть из них оставить на полуострове
  • и они и жили здесь еще довольно длительное время - некоторые историки утверждают, что до XVI века. По большому счету вклад готов в историю Крыма был не самым значительным. Тем более нельзя говорить, что они оставили здесь какое-то наследие. Однако Гитлер думал иначе. Завершая беседу с Розенбергом, фюрер выразил желание, чтобы после окончания войны и решения вопроса с населением Крым получил бы название «Готенланд».
  • Розенберг сказал, что он уже думает над этим, и предложил переименовать Симферополь в Готенбург, а Севастополь - в Теодорихсхафен. Продолжением «готских планов» Гитлера и Розенберга явилась археологическая экспедиция, организованная генеральным комиссаром Фрауенфельдом в июле 1942 года.
  • Непосредственным руководителем этого мероприятия был назначен глава полиции генерального округа «Таврии» Людольф фон Альвенслебен. В ходе экспедиции нацистские археологи обследовали городище Мангуп - бывшую столицу Княжества Феодоро, которое в 1475 году разгромили турки-османы. В результате они пришли к выводу, что данная крепость - это типичный образец древнегерманской фортификации. Также готскими по происхождению были признаны Алушта, Гурзуф и Инкерман. Впоследствии эти и другие «открытия» появились в книге «Готы в Крыму», которую написал один из участников экспедиции полковник Вернер Бапумельбург.
  • ПЛЮС ГЕРМАНИЗАЦИЯ ВСЕГО ПОЛУОСТРОВА...
  • Фантазии относительно «Готенланда» так и остались фантазиями, а вот планы по переселению немцев в Крым разные инстанции Третьего рейха неоднократно подавали Гитлеру для рассмотрения. Всего было три таких попытки. Во-первых, руководство СС предлагало переселить сюда 140 тысяч этнических немцев из так называемой Транснистрии - территории СССР между реками Днестр и Южный Буг, которая находилась под румынской оккупацией.
  • Этот план стоял на повестке дня до самого освобождения Крыма советскими войсками, но немцы к нему так и не подступились. Во-вторых, летом 1 942 года генеральный комиссар Фрауенфельд подготовил специальный меморандум, копии которого он затем разослал в разные немецкие инстанции. В нем этот чиновник предлагал переселить в Крым жителей Южного Тироля, чтобы раз и навсегда решить старый итало-германский спор. Известно, что Гитлер отнесся к этому плану с большим энтузиазмом.
  • Так, на одном из совещаний он сказал буквально следующее: «Я думаю, что это великолепная идея. Кроме того, я также считаю, что Крым и климатически, и географически подходит тирольцам, а по сравнению с их родиной он действительно земля, где текут реки с молоком и медом. Их переселение в Крым
  • 2 тысячи немцев из Палестины. Интересно, что рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер, в чьем ведении находились все вопросы по «укреплению германской расы», не возражал против постороннего вторжения в сферу своей компетенции. Германизация Крыма признавалась настолько важной, что он собирался уступить тирольцев Фрауенфельду, даже несмотря на то, что ранее планировал поселить их в «Бургундии» - государстве, где после окончания войны должна была «концентрироваться германская кровь».
  • Правда, Фрауенфельд оставил за скобками, как такое можно было сделать в условиях британской оккупации региона. Более того, этот план уже явно граничил с прожектерством. Поэтому даже официальный главный германизатор Гиммлер приказал отложить его до лучших времен. Наконец предел всем фантазиям и усилиям по переселению положили протесты тех органов вермахта, которые отвечали за военную экономику.
  • В середине августа 1943 года начальник Верховного командования вермахта генерал-фельдмаршал Вильгельм Кейтель решительно выступил против каких-либо перемещений населения в условиях войны. Не без основания он заметил, что «эвакуация» русских и украинцев - 4/5 всего населения Крыма - полностью парализует экономическую жизнь полуострова. Тремя неделями позднее Гитлер принял сторону военных и высказался в том смысле, что любые перемещения возможны только после окончания войны. С этой точкой зрения согласился и Гиммлер. Он, конечно, считал, что переселение немцев необходимо и планировать, и осуществлять, но делать это в условиях военной ситуации крайне преждевременно. Кстати, следует сказать, что Гиммлер самым решительным образом воспротивился планам по выселению, из Крыма татар.
  • Правда, этот запрет распространялся только на военный период. По его словам, это бы было катастрофической ошибкой. «Мы должны сохранить в Крыму хотя бы часть населения, которое смотрит в нашу сторону и верит в нас», -подчеркивал рейхсфюрер. В принципе на этом можно поставить точку, так как осенью 1943 года нацистам стало не до решения административных вопросов и дискуссий по поводу национальных проблем. Крым был блокирован частями Красной Армии и превратился в «осажденную крепость». На повестке дня нацистского военно-политического руководства стали совершенно другие задачи.