Совместная работа школьной и городской библиотеки. «Школа будущего читателя» — сотрудничество с детской библиотекой

Ольга Скандакова

"Добрая книга - как всхожее зерно, она прорастает в душе, и когда это происходит, книга становится взыскательным и строгим собеседником. "

Виктор Астафьев.

Тесное сотрудничество нашего детского сада и детской библиотеки продолжается не один год. Вырастают одни дети, приходят другие, но работа не останавливается. На смену традиционным формам работы приходят новые : конкурсы, театрализованные спектакли, интерактивные мероприятия.

Цель этого сотрудничества : раннее приобщение детей к чтению художественной литературы, воспитание маленького человека как увлечённого, думающего читателя .

Свою работу мы строим на основе договоров о совместной деятельности, в которых предусматриваются разные формы и методы работы не только с детьми, но и с родителями и воспитателями детских садов .

С некоторых пор библиотека не только приглашает к себе малышей, их родителей и воспитателей, но и сама «приходит в гости» .

Детям очень понравился приход сотрудника отдела детской библиотеки , ведь она пришла не с пустыми руками, а принесла с собой книги! Новые, интересные, необычные :"живая книга", книга- панорама, книжка-малышка, всех видов и не перечесть!

От такого сотрудничества выигрывают все : библиотека получает новых читателей , воспитатели имеют возможность знакомить детей с новинками художественной, научно – познавательной литературы, периодическими изданиями для дошкольников , а дети приобщаются к чтению, так как у них формируется интерес к книге, закладываются основы разносторонней читательской деятельности .


Публикации по теме:

«Знакомство с библиотекой». Конспект мероприятия в подготовительной группе Предварительная работа: Воспитатель с библиотекарем заранее обговаривают время проведения экскурсии и её содержание. Педагог предлагает.

Особое место в образовательном процессе дошкольного учреждения занимает ознакомление с художественной литературой, которая является средством.

Доклад «Организация совместной взросло-детской и детской деятельности» Как уже было сказано выше, ФГОС ДО одним из основных принципов дошкольного образования провозглашает принцип содействия и сотрудничества.

В мире современных технологий родители почти не ходят сами и тем более не водят своих детей в библиотеку, поэтому мы решили организовать.

Консультация для родителей «Воспитание будущего читателя, или с какими книгами лучше дружить дошколятам» «Воспитание будущего читателя, или с какими книгами лучше дружить дошколятам»В наш век информационных технологий роль книги изменилась,.

Педагогическая гостиная «Растим маленького читателя» Педагогическая гостиная «Растим маленького читателя» Цель: Помочь родителям осознать ценность детского чтения, как средства образования.

Доклад «Взаимодействие детского сада с районной детской библиотекой» Слайд 1. Слайд 2. В соответствии с указом Президента Российской Федерации № 426 от 12 июня 2014 года в Российской Федерации 2015 год объявлен.

Занятие Школы юного читателя ко Дню рождения Джанни Родари. Библиотечный урок «Волшебник из солнечного Рима» Библиотечный урок «Волшебник из солнечного Рима»Цели: познакомить с произведениями Д. Родари; приобщить детей к творчеству Д. Родари;.

Межведомственное сотрудничество: пути взаимодействия

НЕМНОГО О БИБЛИОТЕКЕ

Особняк на Советском проспекте, 14 хорошо известен вологжанам. Первого сентября 1970 года в этом доме, памятнике архитектуры XIX века, открылась областная детская библиотека. Вот уже более 35 лет библиотека принимает читателей самых разных возрастов, стараясь удовлетворить их разнообразные интересы и вкусы. Малыши приходят сюда со своими родителями, чтобы выбрать книгу и насладиться вечером чтением вслух. Спешат подростки в поисках нужной литературы по самым разным темам. Часто можно встретить целые делегации из школ и детских садов – это участники мероприятий, проводимых в библиотеке. Не обходят нас стороной и взрослые, занимающиеся обучением и воспитанием подрастающего поколения.

Современная детская библиотека – это открытый мир, ориентированный на живые и меняющиеся потребности ребёнка. Благодаря новым технологиям увеличиваются информационные возможности библиотеки, укрепляется взаимодействие с различными организациями и ведомствами. В библиотеках создаются новые структуры, специализируются и расширяются запросы читателей.

Для Вологодской областной детской библиотеки (ВОДБ) характерны два направления: социальное партнёрство и активная проектная деятельность . Взаимодействие библиотеки с государственными и общественными организациями позволяет одинаково успешно решать традиционные вопросы профессиональной деятельности и вести активную работу по реализации инновационных проектов.

В 2007 году в библиотеке было создано новое подразделение – отдел библиотечных инноваций . Поиск, творчество, движение вперёд – принципы его деятельности. Мы ищем и находим нетрадиционные формы работы, изучаем, обобщаем и внедряем передовой опыт в практику.

Отдел библиотечных инноваций:

Изучает и анализирует опыт инновационной деятельности библиотек страны, региона, создаёт программы внедрения новшеств в деятельность ВОДБ;

Осуществляет организационно-методическую поддержку программно-проектной деятельности библиотеки;

Организует общебиблиотечные публичные акции;

Осуществляет сотрудничество с различными учреждениями и организациями, занимающимися проблемами детей и подростков.

Одним из направлений деятельности отдела является построение партнёрских отношений с властными структурами, социальными службами, образовательными учреждениями города и области, а также с различными учреждениями и организациями, занимающимися проблемами детства.

Нашими партнёрами уже стали:

Уполномоченный по правам ребёнка и Служба по правам ребёнка правительства Вологодской области.

Вологодское отделение Российского детского фонда.

ООО «Бизнес-Софт» – региональный представитель компьютерных справочных правовых систем «КонсультантПлюс».

Департамент образования Вологодской области.

Вологодский институт развития образования.

Учреждения общего и дополнительного образования (дошкольные учреждения и школы города, городской центр гражданского образования, ГОУ «Центр дополнительного образования детей», Дворец творчества детей и молодёжи и его структурные подразделения).

Центры социальной помощи и социальной реабилитации (Территориальный центр социальной помощи семье и детям, социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Феникс»).

Медико-профилактические учреждения (Вологодский областной центр медицинской профилактики, отделение медицинской профилактики поликлиники № 1 г. Вологды, Вологодский областной центр по профилактике инфекционных заболеваний, детско-подростковая служба Вологодского областного наркологического диспансера).

Пенитенциарные учреждения (Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей УВД Вологодской области, Вологодская воспитательная колония УИН Минюста России по Вологодской области).

ПРАВОВЫЕ ПРОГРАММЫ

Попадая в тяжёлые жизненные ситуации, ребёнок часто остаётся один на один со своими проблемами и вынужден сам заботиться о своих правах. Иногда, к сожалению, выбирая неправильный и не вполне законный путь. В нашей области – в одной из первых – была введена должность уполномоченного по правам ребёнка . А в сентябре 2004 года при правительстве Вологодской области была создана Служба по правам ребёнка .

Задачи Службы:

Контроль за соблюдением прав, свобод и законных интересов детей, проживающих на территории области;

Работа по восстановлению нарушенных прав, свобод и законных интересов детей.

Надо отметить, что службы по правам ребёнка есть далеко не во всех регионах России. Служба по правам ребёнка правительства Вологодской области работает с губернатором, его заместителями, а потому имеет административные рычаги для защиты прав, свобод и законных интересов детей.

Уполномоченный по правам ребёнка Валентина Александровна Головкина частый гость в библиотеке. Она оказывает библиотеке помощь книгами и методическими материалами по правовой тематике, принимает участие в мероприятиях, направленных на формирование у детей и подростков уважительного отношения к закону.

В 2004 году началось деловое сотрудничество библиотеки с региональным представителем фирмы «КонсультантПлюс» ООО «Бизнес-Софт» в рамках некоммерческого проекта «Программа информационной поддержки российских библиотек», благодаря чему в библиотеке установлены и еженедельно пополняются базы данных семейства справочных правовых систем (СПС) «КонсультантПлюс». Компания предоставляет льготный доступ к своим информационным ресурсам, проводит обучение сотрудников библиотеки работе со справочными правовыми системами, предоставляет библиотеке необходимую учебно-методическую литературу по системам семейства «КонсультантПлюс».

Наши посетители могут самостоятельно работать с электронными базами (три компьютерных места для пользователей – в отделе документально-информационной поддержки образования). Если им трудно ориентироваться самостоятельно, то они получают необходимую информацию при помощи консультанта (одно компьютерное место в методическом отделе, одно – в информационном зале, одно – в отделе руководителей детского чтения). Мы предоставляем информацию не только детям, но и родителям, педагогам, воспитателям, студентам, а также всем заинтересованным лицам.

Практика показывает, что ребята пользуются не только традиционными печатными изданиями: они легко и с удовольствием обращаются к электронным источникам.

Очень большое количество запросов приходится на тематический подбор официальной информации. Запросы бывают самые разнообразные – от задач, решаемых правозащитными организациями, до льгот, предоставляемых детям с ограниченными возможностями.

Сотрудники библиотеки разработали и проводят для читателей мероприятия с использованием СПС «КонсультантПлюс». В ходе этих мероприятий, работая с документами, учащиеся школ города получают знания об основах правовой системы Российской Федерации, государственном и экономическом устройстве страны, международном законодательстве о правах человека. Вся эта информация полезна школьникам и в познавательном плане, так как содержит много определений и понятий, касающихся различных сторон жизни государства и общества.

В сентябре 2006 года библиотека приняла участие в I Областном конкурсе «На лучшее использование справочных правовых систем “КонсультантПлюс”» , организованном региональным представителем «КонсультантПлюс» ООО «Бизнес-Софт». Конкурс проводился в заочной форме, оценки делались по следующим критериям:

Представление участниками фото- и видеоматериалов оформления специальных рабочих мест;

Проведение мероприятий с использованием СПС «КонсультантПлюс», семинаров по обучению читателей работе с СПС «КонсультантПлюс»;

Знание специалистами библиотеки СПС «КонсультантПлюс»;

Количество запросов на правовую информацию, выполненную с помощью СПС «КонсультантПлюс».

В конкурсе участвовали 26 библиотек области. Областная детская библиотека заняла в этом конкурсе второе место.

С 2007 года наша библиотека совместно с Департаментом образования Вологодской области и ООО «Бизнес-Софт» проводит Областной правовой конкурс для школьников .

Цель конкурса – повышение уровня правовой культуры личности.

Содействие правовому образованию учащихся.

Пропаганда понимания важности права и правовых знаний в жизни общества.

Развитие самостоятельного мышления детей, их навыков работы с информацией.

Формирование навыков использования СПС «КонсультантПлюс».

Областной правовой конкурс проводится ежегодно в три этапа:

Районный заочный;

Промежуточный – обучение победителей районного этапа работе с СПС «КонсультантПлюс» и выполнение практических заданий с помощью системы (проводится на базе районных библиотек и/или образовательных учреждений);

Областной (финал).

Для участия в первом, заочном этапе конкурса необходимо прислать в оргкомитет письменные ответы на два вопроса: практический и теоретический.

В 2008 году, чтобы привлечь внимание старшеклассников к событиям в политической жизни нашей области и страны, теоретический вопрос сформулировали так: «Как вы считаете, участие в выборах – это право или обязанность? Свой ответ обоснуйте». Практический вопрос требовал умения юридически правильно составить расписку. Работы участников конкурса показали важность правовых знаний в жизни современного общества. В адрес оргкомитета было прислано 200 работ из 17 районов области.

По материалам Областного правового конкурса библиотека издала сборник творческих работ учащихся 10–11-х классов школ Вологодской области «Выборы глазами будущих избирателей». Торжественная церемония подведения итогов конкурса состоялась в мае в Законодательном собрании области.

Мы считаем, что библиотека, сотрудничая с региональным представителем СПС «КонсультантПлюс», активно использует имеющиеся у неё информационные ресурсы.

СОТРУДНИЧЕСТВО С ОБРАЗОВАНИЕМ

Заключён договор о сотрудничестве между ВОДБ и Вологодским институтом развития образования . В рамках договора определены следующие цели и задачи совместной деятельности:

Привлечение внимания общественности и властных структур к вопросам поддержки и развития чтения детей и подростков, родителей, педагогов, библиотекарей;

Возрождение ценности чтения, повышение интереса к книге и литературе, развитие литературного творчества детей;

Создание системы информирования населения по вопросам детского и семейного чтения, выбор и применение наиболее эффективных форм и методов работы, обмен накопленным опытом;

Участие в повышении квалификации школьных и детских библиотекарей в области:

Современных технологий поддержки и продвижения детского чтения,

Литературного краеведения,

Эстетического, патриотического, правового воспитания и др.;

Обмен опытом работы между библиотекарями на областном и всероссийском уровне.

Продолжается сотрудничество библиотеки с учреждениями общего и дополнительного образования . Мы оказываем методическую и организационную помощь педагогам в проведении крупных городских мероприятий различной направленности. В течение года сотрудники библиотеки проводят циклы мероприятий по различным библиотечным программам.

С февраля 2008 года ВОДБ начала проводить для вологодских школ акцию «День областной детской библиотеки в школе» .

Задачи акции:

Продемонстрировать возможности и информационные ресурсы библиотеки;

Активизировать сотрудничество и объединить усилия школы и библиотеки в деле воспитания, образования и культурного развития юных граждан.

В этот день сотрудники библиотеки, приезжая в школу, знакомят педагогов с книжными новинками по методике преподавания и проведения внеклассных мероприятий, а также с методическими материалами ВОДБ. Для учащихся всех возрастов предлагаются литературные игры, библиотечные уроки, музыкальные занятия, обзоры периодики. Новая форма работы оказалась интересной, актуальной и востребованной: в библиотеке появились новые читатели, увеличилась посещаемость. Мы уверены, что проведение подобных мероприятий в школах города станет хорошей традицией ВОДБ.

РЕБЁНОК С СЕМЬЁЙ И БЕЗ СЕМЬИ

Сотрудничает детская библиотека и с учреждениями социального обслуживания семьи, женщин и детей : Территориальным центром социальной помощи семье и детям и социально-реабилитационным центром для несовершеннолетних «Феникс».

Одним из направлений деятельности Территориального центра социальной помощи семье и детям является работа с детьми по оздоровительным, реабилитационным, профилактическим, коррекционным программам. Для реабилитационной группы дневного пребывания «Шанс», для подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, специалисты библиотеки разработали цикл мероприятий по правовой тематике «Именем закона». Вот основные темы бесед:

1. Проступок. Правонарушение. Преступление.

2. Уголовная ответственность несовершеннолетних.

3. Остановись у преступной черты!

На этих занятиях ребята знакомятся со своими основными правами и обязанностями, находят ответы на соответствующие вопросы (Что такое право? Какие существуют права? Где они записаны?); показывают свои знания в области прав и свобод ребёнка; обсуждают ситуации, связанные с нарушением этих прав. Мы стараемся помочь ребёнку не остаться наедине со своими проблемами, вместе с ними ищем ответы на важнейшие вопросы, пытаемся научить отличать добро от зла. Серьёзный и доверительный разговор с подростком о его правах и обязанностях в стенах библиотеки помогает формировать правильные жизненные ориентиры.

Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Феникс» является ещё одним учреждением, где ребятам не только оказывается медицинская и психолого-педагогическая помощь: здесь они также могут круглосуточно проживать и питаться. Его воспитанники – частые гости библиотеки. Ребята принимают активное участие во всех конкурсах, которые она проводит. Работая с социально-реабилитационным центром «Феникс», мы убедились, что трудных детей нет. Есть дети со «свободной», нереализованной энергией, которую важно направить в нужное русло. Все мероприятия, проводимые для детей этого центра, способствуют созданию здорового морально-психологического климата, доброжелательного стиля отношений – всего того, что помогает в формировании правильной жизненной позиции.

Есть у библиотеки и опыт сотрудничества со специальными учебно-воспитательными учреждениями для несовершеннолетних закрытого типа. Это, прежде всего, Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей (ЦВСНП). Там находятся дети от 8 до 14 лет. Именно в этом возрасте происходит становление характера и формирование личности. И от того, как сложится этот период в жизни человека, в значительной степени зависит его будущее. Поэтому свою задачу при работе с данным учреждением мы видим в создании условий для «вхождения в жизнь» детей с нарушениями в поведении.

Библиотека осуществляет профессиональную помощь ЦВСНП, используя многие присущие именно ей библиотечно-информационные формы и методы. Особенно увлекательными кажутся ребятам кукольные спектакли, подготовленные сотрудниками библиотеки. Например, «Властелин пыли» – по экологии жилища, проводимый к Всемирному дню здоровья, и «Книга – Восьмое чудо света» – к Неделе детской книги. Несовершеннолетние правонарушители очень переживают за кукольных героев, оживлённо отвечают на вопросы викторины. Сначала такая реакция на спектакли была для нас неожиданна. Очень приятно, что мы не ошиблись, выбрав эту форму работы. Дети данной категории обделены теплом и вниманием взрослых, поэтому на подобных мероприятиях они – благодарные слушатели и собеседники.

ЗДОРОВЬЕ И ВОКРУГ НЕГО

На протяжении многих лет ВОДБ работает совместно с медико-профилактическими учреждениями области и города в сфере популяризации здорового образа жизни. Действуя в этом направлении, нам удалось наладить контакт с детско-подростковой службой Вологодского областного наркологического диспансера и продолжить сотрудничество с Областным центром по профилактике инфекционных заболеваний и Областным центром медицинской профилактики . Специалисты отделов профилактики этих учреждений подготовили тематические буклеты, которые мы используем в своей работе. Они содержат информацию по вопросам ВИЧ/СПИДа, наркомании, гепатитов, ИППП 1 , предназначенную для подростков, их родителей и педагогов.

Ежегодно 1 июня, в Международный день защиты детей, библиотека проводит акцию к Международному дню защиты детей и конкурс рисунков на асфальте .

Последние годы в этот день в детском парке напротив нашей библиотеки сотрудники Областного центра медицинской профилактики для взрослых и детей открывают : устанавливается палатка, оснащённая медицинским оборудованием, где все желающие могут измерить свои рост, вес, артериальное давление и получить индивидуальную консультацию. Детские библиотекари организуют и проводят для участников акции подвижные игры, конкурсы, викторины, проверяют у ребят знание правил здорового образа жизни и гигиены человека. Всем, кто посетил мероприятие, предлагаются подготовленные библиотекой совместно с медиками буклеты и памятки, пропагандирующие здоровый образ жизни.

Ежегодно совместно с Областным центром по профилактике инфекционных заболеваний и отделением медицинской профилактики поликлиники № 1 г. Вологды накануне Международного дня борьбы с наркоманией и распространением наркотиков проводится конкурс детских плакатов, пропагандирующих здоровый образ жизни, «Я выбираю жизнь!». В конкурсе принимают участие ребята, посещающие летние городские и школьные лагеря, социальные и реабилитационные учреждения.

С 2006 года началось сотрудничество библиотеки с детско-подростковой службой Вологодского областного наркологического диспансера . В очень интересной и увлекательной форме проходят в библиотеке совместные мероприятия – тренинги по формированию навыков здорового образа жизни.

«Моё здоровье» – так называется групповое занятие для учащихся школ города. Главная цель мероприятия – профилактика наркомании, токсикомании, табакокурения. Подросткам предлагается придумать рекламу здорового образа жизни. Ребята сами готовят рекламные плакаты «Здоровое питание», «Здоровая семья», «Здоровый отдых», «Здоровье и спорт». После выполнения задания подростки представляют свои творческие проекты. Мероприятие завершается рекламной кампанией в пользу здоровья и активной, полноценной жизни. Тренинг также способствует выработке умения отстаивать свою жизненную позицию, учит преодолевать трудности.

В рамках областной кампании «Брось курить и выиграй!» и библиотечной программы «Стиль жизни – здоровье!» в феврале 2008 года ВОДБ и Вологодский областной центр медицинской профилактики объявили о проведении областного конкурса детских творческих работ «Новое поколение выбирает здоровый образ жизни!» .

Организуя этот конкурс, мы ставили перед собой следующие задачи:

Популяризация здорового образа жизни;

Профилактика употребления психоактивных веществ;

Развитие творческих способностей у детей и подростков.

Конкурс проводился по двум номинациям:

«Моя семья – за здоровый образ жизни» – конкурс рисунков и плакатов.

«Молодёжь против табака» – конкурс слоганов (слоган – короткий лозунг, выражающий какое-либо суждение; сжатая, ясная и легко воспринимаемая формулировка рекламной идеи).

В номинации «Моя семья – за здоровый образ жизни» на конкурс было представлено более 200 работ. Это рисунки и плакаты, выполненные в самой разной технике (карандаш, гуашь, акварель, пастель).

Порадовало, что в конкурсе приняли участие ребята самого разного возраста (от первоклассников до выпускников) из 13 районов области и г. Вологды. Определить победителя было нелегко: все дети очень старались и стремились показать важность и необходимость соблюдения законов здорового образа жизни.

После рассмотрения и обсуждения представленных работ конкурсная комиссия, в состав которой входили представители Вологодского областного центра медицинской профилактики и Вологодского областного центра по профилактике инфекционных заболеваний, определила победителей по трём возрастным категориям.

С 2008 году в рамках библиотечной программы «Стиль жизни – здоровье!» специалисты библиотеки совместно с медицинскими психологами проводят выездные семинары «Здоровье как личностный ресурс» для руководителей и сотрудников детских библиотек области, работников социальных и медицинских служб. Участники семинаров знакомятся с обзором литературы по теме «Здоровый образ жизни», обсуждают влияние питания и физической активности на здоровье человека, знакомятся с факторами риска развития неинфекционных заболеваний. (Об этой работе подробнее написано в материале «Библиотекарь и здоровье детей», опубликованном в этом же номере. – Прим. ред .)

Мы уверены, что подобную профилактическую работу необходимо вести только в тесном сотрудничестве со специалистами, строго соблюдая принцип «Не навреди!». Только так, размышляя над серьёзными и недетскими проблемами, ребята смогут научиться ценить и любить жизнь.

Кроме партнёров, уже названных в этой статье, в числе друзей библиотеки ряд книготорговых организаций, которые выступают в качестве спонсоров детских творческих конкурсов.

Таким образом, библиотека, работая в сотрудничестве с различными организациями и ведомствами, увеличивает свои воспитательные и информационные возможности.

Статья подготовлена при поддержке проекта «HipWay». Если Вы решили провести незабываемое время во Вьетнаме, где вы сможете посетить храмы и попробовать необычную пищу, то оптимальным решением станет зайти на проект «HipWay». На сайте, расположенном по адресу http://hipway.ru/vietnam , вы сможете, не потратив много времени, найти и заказать тур во Вьетнам по выгодной цене. Более подробную информацию о ценах, услугах и акциях вы сможете найти на сайте www.hipway.Ru.

1 Инфекции, передающиеся половым путём.

Наверное, статья не поразит ваше воображение своей уникальностью и новизной. Всё описанное известно и весьма успешно применяется. Но, на взгляд автора, сегодня вопросы сотрудничества выступают на первый план, и именно поэтому стоит ещё раз о них поговорить, систематизировать всё наработанное и открыть что-то новое в уже хорошо известном.

СОТРУДНИЧЕСТВО и обмен ресурсами являются давней доброй традицией в библиотечном деле. Библиотекари привыкли обращаться к коллегам, запрашивая самые разные материалы.

Ни одна библиотека в мире никогда не была и не будет самодостаточной. И особенно это очевидно сейчас, во времена победного шествия Интернета. Процессы совместной работы становятся не только желательными, но и необходимыми. Внедрение систем автоматизации библиотек, доступность Интернета, а также общие трудности (которые, как известно, сплачивают) открывают новые возможности для сотрудничества и обмена ресурсами.

Как правильно организовать такого рода сотрудничество и как новые информационные технологии могут в этом помочь?

Сотрудничество как современный стиль работы

Почему межбиблиотечное взаимодействие сегодня особенное актуально? Назовём только несколько причин, пожалуй самых первостепенных и очевидных.

– Рост количества издаваемых книг и мультимедийных средств (CD, DVD, WWW-технологии). Купить всё невозможно, а использовать фонды коллег – вполне реально.

– Ограничения в финансировании. У многих библиотек не хватает собственных средств на то, чтобы расширять свои фонды в соответствии с запросами пользователей.

– Очень сложно «в одиночку» поддерживать и развивать инновационную, неизведанную деятельность. Например, связанную с автоматизацией библиотеки, с формированием коллекций электронных информационных ресурсов.

Всё это нацеливает библиотеки на продолжение/развитие давней традиции «совместного труда на общую пользу».

Информационные технологии
в поддержку библиотечного сотрудничества

Однако, прежде чем рассмотреть существующие модели сотрудничества, попробуем выяснить, насколько развитие такой деятельности важно для библиотек.

Действительно, на что в первую очередь ориентируются библиотеки в условиях активного внедрения информационных технологий? Правильно – на автоматизацию!

Автоматизация библиотеки – сложный и длительный процесс. Это не только вопрос установки системы обработки данных. Это ещё и вопрос развития/ адаптации структуры организации для максимального использования тех преимуществ, которые предоставляют информационные системы.

Уже существующий опыт внедрения автоматизации библиотек позволяет сделать вывод о следующей последовательности практической работы в данной области.

Чаще всего первый шаг автоматизации – это создание библиотечного каталога. Он может начинать формироваться как с ретроконверсии, так и с занесения новых поступлений.

Когда работа по ведению электронного каталога налажена и ведётся в рабочем режиме, внимание обращается на другие библиотечные процессы: автоматизацию книговыдачи, комплектования (в том числе подписки).

Наглядным этапом развития автоматизации в библиотеке становится доступ читателей к электронному каталогу .

Со временем и очень небыстро создаётся необходимая для автоматизации инфраструктура : устанавливаются дополнительные «рабочие станции», формируется внутрибиблиотечная и/или внутришкольная сеть . В рамках ведения этой работы важно иметь хорошую пропускную способность сетевого канала, поскольку новые системы и технологии требуют передачи большего объёма данных с большей скоростью.

Поддержка межбиблиотечного сотрудничества на базе использования АИБС обычно рассматривается в последнюю очередь. Это один из наиболее сложных процессов. Библиотекам нужно суметь договориться о том, как они будут работать, используя базы данных друг друга, как будут обмениваться ресурсами, какие совместные услуги смогут предложить пользователям. Очень важно аккуратно распланировать эту часть работы, согласовать стандарты взаимодействия и как можно раньше заключить соглашения с другими библиотеками.

Как на практике устанавливается и развивается сотрудничество между библиотеками? Процесс этот небыстрый, постепенный, поэтапный.

1. Первым шагом обычно является обмен информацией о каталогах, фондах и доступности этих фондов.

Затем возможно создание и ведение сводного каталога. Обмен данными, которые создают библиотеки, можно осуществлять или через центральную базу данных как место единого доступа для всех библиотек (такой путь используется чаще) или через специальный сервер/набор серверов, поддерживающих протокол Z39.50.

Все библиотеки-участницы получают доступ к единой базе данных или к общему серверу. Теперь библиотеки-участницы могут как проводить поиск в собственных каталогах и получать из них информацию, так и находить необходимые материалы в каталогах других библиотек.

Актуализация (пополнение) сводного каталога производится с заданной периодичностью (еженедельно, ежемесячно). Чаще всего для внесения новых сведений используются различные носители: флешки, CD, флоппи-диски.

2. Следующим шагом в развитии сотрудничества способно стать внедрение технологий заказа и получения изданий из других библиотек, так называемый межбиблиотечный абонемент (МБА). Этот процесс может поддерживаться централизованно, если такой сервис интегрирован в сводный каталог. Или он может осуществляться напрямую между отдельными библиотеками. Важно, чтобы была возможность использовать библиографическую информацию, полученную поисковой системой, при заказе изданий. То есть чтобы существовала возможность объединить функции поиска и функцию заказа по МБА.

Важнейшей частью совместной работы является достижение договорённости по применению стандартов библиографической записи. Это необходимо для того, чтобы процессы обработки и пополнения баз данных были одинаковы, унифицированы. Такой подход позволит поддерживать единый корпоративный стандарт представления данных, что сделает совместно создаваемые ресурсы действительно полезными, рабочими.

Статья подготовлена при поддержке официального сайта детского питания «abbott» в России «www.abbottmama.ru». Если вы решили приобрести качественные знания о беременности и всех протекающих процессах у роженицы, то оптимальным решением станет обратиться на сайт «www.abbottmama.ru». Перейдя по ссылке: «34 недель беременности », вы сможете, не отходя от экрана монитора, получить полезную информацию. Сайт «www.abbottmama.ru» постоянно обновляет свою базу данных поэтому вы всегда сможете новую и актуальную информацию.

Модели сотрудничества

Итак, примем за аксиому, что сотрудничество всё же входит (пусть и не в первую очередь) в наши с вами планы развития библиотек. Каким оно может быть? Библиотеки сотрудничают друг с другом по-разному, время и условия определяют приоритетность тех или иных форм/моделей взаимодействия.

Ведомственная общность . Чаще всего отношения между библиотеками регулируются определённым набором правил, установленных соответствующим министерством, которому они подчиняются. Организация сотрудничества школьных библиотек на практике отличается от модели взаимодействия публичных библиотек, поскольку эти учреждения подчинены разным ведомствам, цели и задачи которых различны.

Таким образом, наиболее распространённая схема сотрудничества выстраивается в рамках определённого типа библиотек: школьные взаимодействуют со школьными; публичные – с публичными. К такому способу большинство библиотек подталкивает жизнь, поскольку лишь в этом случае они могут рассчитывать на централизованное ведомственное финансирование. По мнению властей, таким образом обеспечивается справедливое распределение ресурсов.

Данная модель наиболее естественна, проста и потому – хороша. Но она может стать «смирительной рубашкой», тормозом для библиотек, которые хотят расширять сотрудничество с другими библиотеками, развивать новые услуги.

Межведомственное партнёрство. Сотрудничество между библиотеками различных типов оправданно, иногда оно обусловлено географической близостью, библиотеки могут подходить друг другу по уровню инновационного, кадрового потенциала. Надо сказать, что развитие партнёрских отношений вне рамок одного ведомства может дать неожиданно сильный эффект.

Успешность взаимодействия публичных, детских, юношеских и школьных библиотек зависит от социокультурной ситуации в регионе, от поддержки руководства и гибкости организационных взаимоотношений между ведомствами.

Межведомственное взаимодействие может иметь самые разнообразные формы:

Развитие мягких форм сотрудничества, которые документально-нормативно не закреплены;

Организация централизованных систем работы;

Формирование консорциумов, работа в корпоративных сетях.

При этом базовым и незыблемым должно оставаться положение: детям должны быть предоставлены все возможные и наиболее комфортные условия для обучения, образования, для работы с информацией.

Первая форма организации партнёрских отношений особых пояснений не требует. Всем нам знакома практика, когда библиотеки помогают друг другу в проведении массовых мероприятий или просто консультацией, советом. Чаще всего в основе таких отношений – личные связи, давняя дружба, иногда – «патронаж» старшего и более опытного коллеги.

Вторая форма – взаимодействие на базе централизованных систем. Ключевое слово здесь «центр». То есть в данной модели всегда существует структура, которая является организационно и методически главенствующей. Вы скажете: «Что же здесь нового? Все мы знаем, что такое ЦБС!»

Разница в том, что централизации подвергаются библиотеки разной ведомственной принадлежности. Примером межведомственной централизацииможет служить деятельность Централизованной системы детских и школьных библиотек г. Озёрска, Челябинской области.

Библиотечное обслуживание всего детского населения г. Озёрска осуществляет Централизованная система детских и школьных библиотек (ЦСДШБ). Она включает Центральную городскую детскую библиотеку и 22 её филиала в школах и учреждениях дополнительного образования.

ЦСДШБ имеет единый фонд, единый справочно-библиографический аппарат, единую систему автоматизации во всех филиалах (в том числе и в школьных библиотеках). 70% библиотечного фонда ЦСДШБ находится в школьных филиалах. Фонд учебников хранится, и литература из него выдаётся в школьных библиотеках.

Отделы ЦСДШБ работают на все подразделения системы. Так, отдел комплектования и обработкиформирует единый фонд, «расписывает» издания для электронного и карточного каталога. Школьный библиотекарь получает готовые записи – карточки – для традиционного каталога. Кроме того, в библиотеки школ по электронной почте (или на дисках) отправляются готовые записи для электронного каталога и электронных баз данных. Отметим, что эти записи содержат сведения не только об изданиях данной школьной библиотеки, но и всего фонда ЦСДШБ. Таким образом, школьный библиотекарь освобождается от обработки новых поступлений, что существенно экономит рабочее время. Кроме того, школьная библиотека имеет данные обо всех ресурсах системы. При необходимости школьный библиотекарь может заказать и получить во временное пользование литературу из фондов других библиотек.

Школьные библиотеки отсылают в отдел комплектования сведения о том, какие периодические издания они планируют выписать и какая литература (по профилю школы) им необходима.

Библиографы ЦСДШБ «расписывают» периодические издания, и эти записи в электронных базах данных доступны в школьных библиотеках. Передаются в школьные библиотеки и рекомендательные библиографические пособия.

Методисты ЦСДШБ координируют мероприятия в библиотеках системы, организуют мероприятия по повышению квалификации сотрудников.

Отдел автоматизированных библиотечно-информационных систем внедряет АБИС в подразделениях и филиалах; координирует создание собственных электронных ресурсов; использование корпоративных баз данных; организует обслуживание удалённых пользователей; обучает сотрудников.

Экономическая эффективностьцентрализацииочевидна. При такой работе осуществляется:

Однократная «роспись» периодики;

Централизованный заказ литературы;

Централизованная обработка литературы;

Профессиональное сопровождение библиографических ресурсов;

Единая регулярная система повышения квалификации.

Третья форма – создание и ведение сводных каталогов, формирование консорциумов, работа в корпоративных сетях.

Сводные каталоги

Многие библиотеки во главу угла ставят работу с электронным каталогом. Они организуют сотрудничество на базе одного сводного каталога или большего их количества. Такой каталог содержит библиографическую информацию и данные о фондах всех библиотек – участниц проекта.

Сводные каталоги – эффективное средство поиска и взаимного использования общих ресурсов. Возрастает полнота и достоверность поиска, уменьшаются временные затраты, появляется потенциальная возможность выбора переадресации заказа.

Сводный каталог организуется и управляется независимой организацией, принадлежащей библиотекам-участницам, и тогда мы говорим о сводном каталоге библиотечного консорциума. Кроме того, сводный каталог может формироваться по заказу ответственных организаций: различных министерств и ведомств.

Библиотечный консорциум

Понятия «корпоративные системы», «корпоративные сети», «консорциумы» в нашей стране вошли в употребление примерно лет восемь назад и с тех пор прочно закрепились в лексиконе российских библиотекарей.

Многие библиотеки России сегодня состоят в корпорациях различных уровней (федеральных, региональных) или принимают участие в корпоративной деятельности. В библиотечных консорциумах создаются различные корпоративные информационные ресурсы: электронные каталоги, полнотекстовые документы, авторитетные файлы и словари, электронные учебники и коллекции и др.

Благодаря деятельности консорциумов библиотеки многих регионов получили возможность свободного доступа к ресурсам друг друга, а пользователи библиотек – доступ к дорогостоящим зарубежным и российским электронным научным журналам и базам данных.

Консорциум обычно управляется специальным советом, в который входят представители библиотек-участниц. Все взаимоотношения библиотек зафиксированы в специальных документах.

Эта модель взаимодействия применяется в тех случаях, когда библиотеки интенсивно используют МБА и/или используют одну информационную систему (АИБС). Общая информационная система даёт возможность более слаженного взаимодействия в вопросах комплектования и каталогизации . Кроме того, удобно вести поиск изданий в библиотеках, входящих в консорциум. Данная модель предполагает и развитие такого сервиса, как электронная доставка документов.

Каталоги в консорциумах бывают двух видов: единые сводные электронные каталоги и распределённые электронные каталоги.

Как показывает практика, в последние годы часто ограничиваются созданием распределённого электронного каталога консорциума/корпоративной сети, который позволяет получить исчерпывающую информацию о фондах партнёров. Так, например, основу ассоциации АРБИКОН составляют распределённые электронные каталоги участников ассоциации.

Распредёленныеэлектронные каталоги всегда являются актуальными, поскольку регулярно обновляются непосредственно библиотекой-держателем.

Современные российские библиотечные консорциумы объединяют библиотеки разной ведомственной подчинённости и разных регионов. Эти библиотеки различаются по уровню развития технической базы, телекоммуникационной инфраструктуры и технологий; по уровню финансирования.

Большой проблемой является финансирование библиотек различных ведомств, работающих в одном региональном консорциуме. Казалось бы, региональные органы управления, местные власти должны быть заинтересованы в развитии таких региональных объединений, которые обеспечат широкий доступ к информации для всех социальных групп населения. Но на практике соответствующей заинтересованности библиотеки не ощущают.

Примеры российских консорциумов.

АРБИКОН – Ассоциация региональных библиотечных консорциумов. Создан в мае 2002 г. Основная цель создания – «Оказание содействия российским библиотекам в предоставлении более качественного информационного обеспечения пользователей на основе внедрения современных библиотечно-информационных технологий, модернизации управления библиотечными ресурсами, в первую очередь при обработке поступающей литературы, а также при оперативном использовании ресурсов удалённых библиотек страны на основе доступа через Интернет».

Сегодня АРБИКОН объединяет около 160 библиотек (индивидуальные члены) и 13 консорциумов (корпоративные члены) в рамках единой неформальной организационно-технологической системы, которая предоставляет информационные ресурсы для корпоративного использования.

Сегодня создана единая точка доступа к каталогам библиотек – членов АРБИКОН с использованием протокола Z39.50, существует доступ к ресурсам каждого участника через региональные центры.

ЛИБНЕТ – национальный информационно-библиотечный центр.Задачи ЛИБНЕТ:

– формирование сводного каталога библиотек России (СКБР);

– создание эталонной национальной библиографической записи на издания, поступающие в библиотеки России;

– сокращение совокупных затрат библиотек страны на каталогизацию изданий за счёт заимствования библиографических записей из СКБР;

– обеспечение единой точки доступа российских и зарубежных пользователей к библиографическим ресурсам российских библиотек и т.д.

Создание общероссийского сводного электронного каталога имеет общенациональное значение, так как решает актуальную задачу раскрытия для пользователей накопленных библиотеками огромных информационных ресурсов.

Его создание позволяет получить информацию о содержании фондов крупнейших библиотек России, организовать рациональную доставку документов пользователям на всей территории страны, скоординировать процесс комплектования, организовать процесс централизованной каталогизации с помощью заимствования библиографических записей для большинства библиотек.

Количество библиографических записей в сводном каталоге составляет более 7 млн, участниками ЛИБНЕТ являются 89 библиотек.

Консорциум Межрегиональной аналитической росписи статей (МАРС). Сегодня в нём участвуют около 100 библиотек, которые одновременно являются и партнёрами в других региональных и межрегиональных консорциумах.

Консорциум «Корпоративная сеть московских библиотек» (КСМБ) объединяет более 36 библиотек-партнёров, среди которых ГПНТБ России, ВГБИЛ им. М.И.Рудомино, БЕН РАН, ЦНСХБ, публичные библиотеки и ЦБС Москвы, научные библиотеки вузов Москвы и Ростовского государственного университета.

Корпоративные сети

Корпоративная сеть (КС) – это способ создания общедоступных объединённых информационных ресурсов, а также способ существенного сокращения финансовых и трудовых затрат на их создание.

Все участники КС имеют доступ кобъединённому каталогу и объединённым информационным ресурсам: справочно-информационным изданиям, полнотекстовым документам, мультимедийным материалам. Автоматизированные системы, которые используются в корпоративных сетях, должны иметь совместимость с основными коммуникативными форматами (RUSMARC, UNIMARC, USMARC), поддерживать WWW-технологии и протокол Z39.50.

Участники корпоративной сети ведут сводный электронный каталог . Каким образом это происходит? Последовательность действий может быть следующей:

Библиотека – член корпоративной сети, получив новое издание, выполняет поиск библиографического описания на это издание в сводном каталоге.

Если запись уже существует, библиотека добавляет в сводный каталог сиглу (метку) своей библиотеки и копирует запись в свой каталог для её дальнейшего редактирования.

Если записи нет, библиотека создаёт библиографическое описание на издание. При этом можно выполнить поиск описания для заимствования , т.е. поискать запись в авторитетных внешних источниках (РКП, АРБИКОН и др.), для того чтобы скопировать её в свой каталог.

При невозможности заимствования описание создаётся самостоятельно. Оно сохраняется в сводном каталоге с пометкой, показывающей, что требуется проверка редактором сводного каталога.

На основе сводного каталога в корпоративных сетях можно вести поиск данных, осуществлять межбиблиотечное обслуживание (МБА) и электронную доставку документов (ЭДД).

Чтобы КС действовала чётко и бесперебойно, необходимо разработать документы и решения, которые будут регламентировать организационные и технологические правила работы в ней. Кроме того, нужно системно заниматься повышением квалификации сотрудников библиотек – участниц КС.

Чем может привлечь работа в корпоративных сетях? Она позволяет сократить время и стоимость библиографической обработки документов; даёт возможность использовать совместно создаваемый объединённый ресурс всем библиотекам – участницам КС, предоставляет услуги обмена библиографической, справочной и другой информацией. Кроме того, целесообразность членства библиотеки в корпорациях, корпоративных сетях определяется не только стремлением повысить эффективность работы, но и соображениями «политическими»: работа в корпорации позволяет библиотеке формировать имидж современной инновационной организации.

На практике при организации межкорпоративных сетей возникают следующие проблемы:

Финансовые: затраты на внедрение, обслуживание, актуализацию современных автоматизированных систем;

Технологические: проблемы конвертирования, связанные с особенностями применяемых в библиотеках технологий и АИБС; проблемы качества библиографических описаний, необходимость строгого соблюдения стандартов каталогизации во всех библиотеках;

Проблемы квалификации персонала и ответственности за качество записи.

В качестве примера корпоративного сетевого взаимодействия можно назвать пилотную программу создания модельной корпоративной сети на базе библиотек образовательных учреждений – ресурсных центров. Это часть проекта «Библиотека/медиатека. 21 век» (Санкт-Петербург).

Заключение

Делом будущего для всех библиотек является установление и развитие сотрудничества с другими библиотеками. Все библиотеки, независимо от их размера, почувствуют преимущества, которые даёт совместная работа.

На наш взгляд, применительно к школьным библиотекам всё же целесообразнее вести речь не о корпорациях, а об объединениях, как более мягкой и менее затратной форме межбиблиотечного взаимодействия.

Но если вы, «несмотря и вопреки», всё же полны решимости «перевернуть Землю», не торопитесь. Прежде чем приступать к формированию консорциума или корпорации, постарайтесь ответить на некоторые вопросы.

1) Что библиотека должна получить от своей корпоративной деятельности?

2) Какую пользу может принести библиотека остальным партнёрам в корпорации?

3) Какие ресурсы необходимо вложить в общий проект, чтобы получить от него отдачу, соответствующую затратам?

4) Не берёт ли библиотека на себя ненужную работу, которая не даст ничего полезного ни самой библиотеке и её пользователям, ни корпорации в целом?

В статье рассматривается чтение как один из способов работы с информацией и средство воспитания и развития учащегося.раскрыт опыт организации взаимодействия школы, библиотеки, семьи для развития интереса к чтению обучающихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Теория и методика обучения и воспитания

(по областям и уровням образования)

Взаимодействие школы, библиотеки и семьи в воспитании Читателя.

Interaction of school, library and family in education of Reader.

Дорофеева С. В. Петрова О.А.

Россия. Республика Саха (Якутия). МБОУ « Мар-Кюельская СОШ»

Dorofeeva S.V., Petrova O.A.

Russia, Republic of Sakha (Yakutia), MBOU “Mar-Kuel high school”

Аннотация: В статье рассматривается чтение как один из способов работы с информацией и средство воспитания и развития учащегося.раскрыт опыт организации взаимодействия школы, библиотеки, семьи для развития интереса к чтению обучающихся.

Annotation : In this article reading is considered as one of the methods of work with information and the method of education and development of pupil.

Ключевые слова: взаимодействие, детское чтение, формы внеурочной деятельности

Key words : interaction, childhood reading, forms of extracurricular activity

В Федеральных государственных образовательных стандартах чтение рассматривается как один из способов работы с информацией и средство воспитания и развития учащегося. Сегодня мы с сожалением констатируем, что чтение занимает в жизни наших детей все меньше и меньше места.Его вытесняют телевидение и видео, компьютер и многое другое.

Чтение остается важнейшим инструментом образования, развития личности. Чтение формирует качества развитого и социально ценного человека. Человека, умеющего охватить целое, адекватно оценить ситуацию, быстро принять правильное решение, иметь больший объем памяти, лучше владеть речью, точнее формулировать, свободнее писать.

Достигнуть эффективных результатов в руководстве детским чтением возможно только в тесном сотрудничестве библиотеки, школы и семьи. Три составляющих - школа, семья, библиотека - создают окружение, формирующее Человека Читающего, Человека XXI века.

В современном обществе проблемы в области детского чтения, к сожалению, существуют. Это доказывает тот факт, что над данной проблемой сегодня работают специалисты разных областей наук: библиотекари, учителя, психологи, преподаватели высшей школы и т.д.

Тема детского чтения на современном этапе наиболее глубоко изучается социологами и психологами Чудиновой В.П., Голубевой Е.И., Малаховой Н.Г.Для анализа данной проблематики важны работы Сметанниковой Н.Н., Самохиной М.М., Харитоновой О.И., в которых исследовались социально-психологические основы интереса, мотивов чтения в детском возрасте. Интересен опыт проектной работы Тихомировой И.И.обосновавшей основы подготовки родителей как активных помощников и библиотекаря, и учителя в деле приобщения детей к книге и чтению.

М. М. Безруких считает, что фундамент проблемы состоит не в том, что книг нет, и дело не в том, что дети не хотят читать, а в том, что их плохо учат читать. То есть у ребёнка не формируется адекватный, физиологически целесообразный навык чтения . Как отмечает М. М. Безруких, задача обучения детей чтению на начальном этапе - научить понимать ребёнка то, что он читает. М. М. Безруких, исследовав причины потери интереса современных детей к чтению выявила три основные причины:

  • плохое обучение ребёнка чтению;
  • не поддержание интереса ребёнка к чтению;
  • необходимость переходить с чтения вслух на чтение «про себя».

По утверждению М. М. Безруких, нужно объяснить ребёнку, как правильно переходить с чтения вслух на чтение «про себя», набраться терпения и какое-то время с ним заниматься, но как утверждает М. М. Безруких, в России, на современном этапе, это не делается [ 3, с.21] .

Одним из факторов проблемы детского чтения в России, как отмечает С.А.Денисова - воспитание в семье. Если чтение является важной частью жизни взрослых членов семьи, ребенок это улавливает и впитывает. Впечатления, полученные в детстве остаются на всю жизнь и реализуются детьми уже в собственной семье .

Таким образом, можно сделать вывод, что многие исследования в области детского чтения, до сих пор актуальны для педагогического и библиотечного сообщества.

На протяжении многих лет методические объединения учителей начальных классов, гуманитарного цикла МБОУ «Мар-Кюельская СОШ», библиотекарь сельского филиала ведут совместную деятельность для развития интереса к чтению обучающихся.

Мы представляем вашему вниманию некоторый накопленный опыт в организации взаимодействия школы, библиотеки, семьи. Определили следующие направления работы взаимодействия библиотеки и школы:

Формирование читательской потребности;

Развитие читательской и информационной культуры;

Обучение основам ББЗ, умению работать с информацией.

Формы работы:

Осуществление совместных проектов, программ элективных курсов, внеаудиторных занятий;

Разработка перечня литературы внеклассных чтений;

Совместные мероприятия, акции, конкурсы,привлекающие внимание к чтению;

Внеклассная работа;

Организация и проведение НПК.

Для полноценного нравственно-эстетического развития личности и формирования читательской культуры в единстве с различными формами внеурочной работы, внеклассными занятиями в условиях библиотек, в учреждениях дополнительного образования, ведется работа с семьями учащихся.

Формы работы:

Совместные проекты, акции;

Родительские собрания;

Семинар-практикум;

Конкурсы «Самая читающая семья»;

Участие семьи на заочных, дистанционных викторинах.

Благодаря совместной деятельности школы, семьи, библиотеки приняли участие на конкурсе творческих проектов по целевой программе РС(Я) «Создание условий для духовно- культурного развития народов Республики Саха (Якутия)» с проектом «Волонтеры книжной культуры» .

Целью проекта было привлечение новых читателей и формирование у них положительного имиджа чтения посредством достижения максимально комфортной среды в библиотеке, продвижение именно качественной литературы, которая воспитывает нравственность, гражданственность, патриотизм и любовь к родному краю; развитие семейного чтения. Главной целью проекта явилось - внести вклад в воспитании поколения духовно и нравственно активных граждан – волонтеров книжной культуры.

В рамках проекта планировалось проведение цикла мероприятий, направленных на выполнение вышеназванной цели:

1. Проведение научно-практической конференции «Маар-Куелум – мин дойдум» для дальнейшего изучения истории наслега.

2. Выпуск информационного бюллетеня «Панорама+».

3. Ведение при библиотеке элективного курса «Библиокалейдоскоп» для школьников.

4. Создание благоприятных условий для проведения досуга в библиотеке с целью просмотра, чтения как традиционных, так и электронных носителей информации, особенно по правовым вопросам.

Целью педагогического взаимодействия школы, библиотеки и семьи является формирование самостоятельной читательской активности учащихся, развитие творческого потенциала, коммуникативных умений, которые обеспечивают становлению личности школьника . Был реализован проект «Моя семья в годы войны», авторами которого явились учащиеся 7-8 классов. Целью проекта было не только изучение истории родного села во время Великой Отечественной войны с изучением истории своей семьи, но и создание книги о родных, написанной самими учениками

Проект реализовывался по следующему плану:

Участники проекта разделились на следующие группы:

  • 1 группа - сбор и обработка материалов
  • 2 группа - разработка маршрута марш-броска «Мар-Кюель - Бордуолах», по местам, где установлены памятники
  • 3 группа - компьютерная верстка материалов.
  • Тематические классные часы, посвященные 65-летию Победы:
  • «Наши земляки – ветераны войны и труда», «Памятники в нашем селе»,
  • «Война в судьбе моей семьи».
  • Публикация сочинений на школьной газете . Сочинение учащихся « Моя семья в борьбе за Победу».
  • Акция добрых дел . Тимуровские выходы.
  • Марш – бросок по местам, где установлены памятники землякам-воинам.
  • Школьный фестиваль «Салют, Победа! » . Литературно-художественный монтаж «Моя семья - частичка Победы».
  • День Победы. Встреча с бабушками, дедушками - ветеранами тыла на торжественном митинге. Участие на военном параде.
  • Вахта памяти. Факельное шествие 9 мая
  • Военно-спортивная игра «Зарница »

Итогом проекта явился выпуск книг «Моя семья в годы войны», «Никто не забыт, ничто не забыто». Состоялась презентация новых книг, где были приглашены ветераны тыла и труда. Живое общение с «героями» книги стало незабываемым моментом мероприятия.

Учитель - это человек, призванный стимулировать школьника к самообразованию через удовлетворение его читательских потребностей. Виды внеклассной работы по привлечению интереса к чтению учащихся необычайно многообразны. Они делятся на три большие группы:

  • постоянно действующие внеклассные занятия (кружки, элективные курсы, информационный стенд), работающие в течение всего учебного года;
  • эпизодические (викторины, конкурсы, турниры знатоков, олимпиады, инсценировки по пословицам, фразеологическим оборотам, басням;
  • комбинированные формы внеурочной работы – неделя русского языка и литературы, декада славянской письменности. В их состав входят обычно конкурсы, доклады, викторины, лекции, беседы, вечера, защита презентаций и много другого.

Ежегодно проводятся Неделя русского языка и литературы, Неделя детской книги, декада, посвященная Дню славянской культуры и письменности и Всероссийскому дню библиотек. Итогом этих мероприятий является выявление самого читающего класса, самого читающего ученика класса и школы, которым вручаются грамоты с присвоением соответствующих номинаций.

Комбинированные формы внеурочной работы активно используются в проведении Недели детской книги. Каждый год организаторы недели стараются разнообразить формы проведения мероприятий, чтобы у детей не ослабел устойчивый интерес к книге и библиотеке. Неделя детской книги для учащихся начальных классов прошла под названием «Корнею Чуковскому - 125».

Программа недели:

1-й день. Ознакомление с программой недели.

2-й день. Классные часы: беседа о жизни и творчестве писателя, громкое чтение сказки «Телефон» и отрывка из сказки «Доктор Айболит».

3-й день. Выставка рисунков по сказкам писателя.

4-й день. Викторина «Сказки Чуковского»

5-й день. Литературный утренник «Путаница дедушки Корнея»

6-й день. Подведение итогов, вручение призов.

В проведении утренника приняли участие учащиеся 5-6 классов, им помогали активисты из 11 класса (члены редколлегии школьной газеты «Вестник школы»). Они представили две сказки Корнея Чуковского - «Путаница» и «Федорино горе».

Таким образом, такие мероприятия не только пробуждают интерес учащихся к чтению, но и продолжается преемственность поколений – старшеклассники были ведущими, учащиеся среднего звена представляли героев сказки, младшие школьники были одновременно и зрителями, и участниками.

Для первоклассников организуется ежегодная традиционная церемония посвящения в читатели с экскурсией по библиотеке, с проведением библиотечного урока «Запись в библиотеку»и театрального представления «Книжкино царство – мудрое царство», в ходе которого литературные герои наглядно показывают правила обращения с книгой, проводят игру-викторину«Угадай, кому принадлежит эта вещь?» и в конце вручают юным читателям книги с закладками. В роли литературных героев выступали юные кружковцы.

К эпизодическим видам внеклассной работы относятся викторины , конкурсы, турниры знатоков, олимпиады, инсценировки по пословицам, фразеологические обороты, басни.

Был проведен тематический вечер «Крылатые слова», посвященный инсценировкам по фразеологическим оборотам русского языка. На вечере принимали участие школьники с 5 по 11 классы. Каждый класс заранее получил задание раскрыть содержание трех фразеологических оборотов посредством их воплощения на сцене, при оценке учитывалась доходчивость восприятия зрителями показанного фразеологического оборота. Ребята с заданием справились, некоторые фразеологизмы зрители угадывали сразу, но иногда не могли точно воспроизвести фразеологический оборот, в некоторых случаях показанные номера не угадывались, но запоминались.

Таким образом, есть надежда, что цель тематического вечера если не полностью, то частично была достигнута – демонстрированное лучше запоминается, чем услышанное.

В год семьи совместно со школьной библиотекой был организован конкурс «Самая читающая семья» для учащихся начальных классов и их родителей и для учащихся среднего звена и их родителей.

Программа конкурса:

  1. Беседа «Роль книги в воспитании детей».
  2. Обзор «Моя домашняя библиотека».
  3. Этапы конкурса для учащихся начальных классов и их родителей:

Сказки Шарля Перро;

Почти буриме (по стихам классиков литературы детских писателей Корнея Чуковского и Самуила Маршака);

Из истории родного наслега;

Классики якутской литературы (по книге К.Туйаарского «Таабырынна таайыц»);

Блиц-турнир.

4. Этапы конкурса для учащихся среднего звена и их родителей: - Сказки и жанр фантастики;

Якутская и русская литература;

История родного края;

Искусство. Культура.

Блиц-турнир.

Участники в начале конкурса рассказывали о досуге в семье, о своей домашней библиотеке и делали обзор из своей домашней библиотеки «Моя самая первая книга» и «Моя самая любимая книга». Приняли участие 8 семей. Каждая семья получила памятные книги об участии на конкурсе.

В рамках ФГОС учителя начальных классов разработали и проводят внеаудиторные занятия «Учимся успешному чтению», «Что за прелесть, эти сказки». В библиотеке вели элективный курс «Руководство чтением» для учащихся 5-6 классов.

Ребята приобщаются к культуре чтения, основам ББЗ, узнают о творчестве писателей и поэтов, также активно принимают участие в организуемых библиотекой мероприятиях.На занятиях элективного курса детям дается толкование фразеологизмов, проводятся игры-пятиминутки «Литературное лото», «Чей портфель тяжелее», на которых ребятам даются различные задания. Например: на отдельных карточках пишутся имена писателей и их произведения, ребята должны правильно подобрать их. Такие задания прививают детям навык обращать внимание на авторов произведения. В ходе игры «Чей портфель тяжелее» дается задание, например, написать в течение минуты существительные на букву Э. Побеждает тот, кто не только много слов подобрал, но и грамотно их написал. Так на занятиях в форме игры ребятам прививаются навыки овладения русским языком.

С целью изучения истории наслега была проведена научно-практическая конференция «Маар-Куелум – мин дойдум». Организаторами конференции стали школа и библиотека. На конференции выступали учащиеся, учителя, родители школы. Конференция работала по 7 секциям:

  • Предприятия села
  • Ими гордятся жители села
  • Земляки-писатели
  • Топонимика
  • Династии
  • Демография

Было представлено 28 докладов. Участие на конференции ветерана труда и тыла Петрова Е.Н., ветерана педагогического труда Максимовой М.Н. повысило интерес к мероприятию. Выступление Марии Николаевны о местном писателе Рудольфе Дорофееве вызвало внимание жюри.

Таким образом, кропотливая и творческая работа библиотекаря, учителя, родителей обязательно приносит свои плоды - укрепляет контакт детской библиотеки со школой и семьей, положительно сказывается на читательской активности и культуре детей. Сотрудничество школы, родителей с библиотекой убеждает не только в полезности чтения книги, но и заставляет посмотреть на массовую библиотеку как на организатора интересного и полезного досуга, место неформального общения, центр консультирования по вопросам детской литературы, педагогики детского чтения.

Совместная плодотворная работа школы, семьи и детской библиотеки в данном направлении показала следующие результаты:

  • увеличилось число читателей в библиотеках;
  • значительно повысился уровень мотивации и культуры чтения;
  • благодаря внеклассным мероприятиям, библиотечным урокам читатели-школьники смогли усовершенствовать речевые умения, обогатить свой язык, научились взаимодействовать в коллективе, укрепились добрые взаимоотношения детей и родителей;
  • ученики принимают активное участие в школьных и улусных, региональных, республиканских НПК, конкурсах сочинений, викторинах занимают призовые места.

Получение стабильного успеха с перспективой на будущее возможно при условии тесного взаимодействия семьи, библиотеки, школы и при поддержке на местном, региональном уровнях.

Роль библиотеки в реализации федеральных образовательных стандартов нового поколения

//Библиотека и закон. - 2014. – Вып. 37 (2, 2014). – С.125-133.

ФГОС начального общего образования

С 1 сентября 2011 года начальная школа перешла на новые Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОСы). Что такое Федеральный государственный стандарт начального общего образования? Это – совокупность требований, которые обязательно должно выполнять каждое образовательное учреждение, организуя процесс обучения и воспитания. Главная цель введения Федеральных Государственных образовательных стандартов начального общего образования (ФГОС НОО) – повышение качества образования.

С новыми образовательными стандартами в жизнь учащихся пришли изменения. Речь идет не только о совершенно другом подходе к организации обучения и использовании новых образовательных технологий, но и о создании открытой, дружелюбной информационно-образовательной среды, доступной школьникам и во внеурочное время. Новые стандарты направлены на формирование личности ребенка, развитие навыков самостоятельной деятельности и коллективной работы, раскрытие его талантов.

Что является отличительной особенностью нового Стандарта? Стандарты первого поколения: формировать, давать знания. Стандарты второго поколения: развивать умения. Целью такого образования становятся не только знания, но и умения ставить цель и добиваться её, самостоятельно добывать и применять знания, составлять план своих действий и самостоятельно оценивать их последствия. Ключевая установка Стандарта – учебная самостоятельность школьников.

В новых образовательных стандартах важен результат обучения: не набор знаний, а набор умений, необходимых для обучения в течение всей жизни. В т.ч. умение вычленять информационную потребность, находить, обрабатывать и использовать информацию.

Кроме этого, в процессе реализации новых образовательных стандартов образовался совершенно иной подход к информационному обеспечению образовательного процесса:



· Появился спрос на тексты стандартов и их разъяснения (учителя, родители, специалисты учреждений дополнительного образования и т.д.);

· Потребовался доступ всех участников образовательного процесса к информационно- методическим фондам;

· Изменились требования к информационному обеспечению: представление разных точек зрения, разных источников информации на разных носителях;

· Изменилась структура информационного запроса (от конкретного запроса по факту - к проблемному запросу, запрос на методику организации учебной деятельности и т.д.);

· Возникла потребность в обучении учащихся навыкам информационной грамотности.

Если сравнить некоторые ключевые моменты старых и новых стандартов, то мы можем получить представление о том, как это было раньше и как это выглядит сейчас.

Раньше Сейчас
Степень успеваемости ученика можно было узнать, только посмотрев его текущие и итоговые оценки. У каждого ученика есть свое персональное портфолио, в котором отражаются все его заслуги (грамоты, дипломы, оценки, результаты тестов и т.д.)
Роль учителя в образовательном процессе сводилась лишь к тому, чтобы начитать учебный материал и проверить, как ученик его усвоил. Сейчас учитель своего рода наставник. Он мотивирует школьников к самостоятельному изучению темы, корректирует их действия, участвует в обсуждении и ищет способы включить в работу каждого.
Родители, как законные представители детей, не имели возможности влиять на содержание школьных программ. У школы есть право самостоятельно формировать школьную программу, на основе примерного учебного плана, учитывая при этом и пожелания родителей.
В старых стандартах не было понятия «внеурочная деятельность». После уроков большинство детей были предоставлены сами себе. В новых стандартах на внеурочную деятельность отведено 10 часов в неделю. Школа, учащиеся и их родители самостоятельно выбирают, чем будут заниматься дети в отведенное время.
Роль техники в процессе обучения сводилась к минимуму. Закрепление полученных знаний на практике, используя современную технику - компьютеры, интерактивные доски, видеокамеры и т.д.
В старой школе практические задания по той или иной теме ограничивались лабораторными работами. Учащиеся новой школы углубляют свои знания и отрабатывают полученные навыки с помощью индивидуальных учебных проектов.
В старых стандартах процесс обучения проходил с помощью заучивания или многократного повторения, с минимальным применением игры. В новых ФГОСах применяются разные формы обучения. Познание через игру – один из главных принципов новой начальной школы.

Библиотека и школа: новые аспекты сотрудничества

Какое отношение к новому образовательному стандарту имеют библиотеки? Какова роль библиотеки в реализации новых образовательных стандартов?

Продвижение книги и чтения – это основное направление в деятельности каждой библиотеки, независимо от статуса. В современном обществе такого рода деятельность требует все больших усилий и применения нестандартных форм и методик. Способствовать решению данной проблемы могут новые образовательные стандарты, которые дают возможность для социального партнерства со всеми институтами детства.

Новые образовательные стандарты выводят совместную работу библиотеки и школы на совершенно иной уровень. Ориентир новых стандартов на повышение информационной компетентности школьника, на умение «учиться всю жизнь», повышение значимости чтения и привитие навыков и умений осмысленного прочтения текста и многое, многое другое требует согласованного использования и материальных ресурсов библиотек и школ, и объединения интеллектуальных ресурсов.

Как правило, сотрудничество библиотеки со школой, до введения новых образовательных стандартов, осуществлялось традиционными методами:

· организация массовых мероприятий на базе библиотеки;

· совместная работа по определенным направлениям деятельности;

· организация и проведение конкурсов, фестивалей, тематических месячников;

· коллективное и индивидуальное информирование;

· реализация совместных проектов.

С введением новых образовательных стандартов этого стало явно недостаточно, и перед библиотеками теперь ставятся другие цели и задачи. И в рамках сотрудничества за основу взяты новые направления взаимодействия библиотеки и школы по реализации стандартов нового поколения:

l Интеграция учащихся в библиотечное и информационное пространство.

l Создание в библиотеке информационной базы по ключевым вопросам реализации новых образовательных стандартов.

l Развитие самообразования библиотечных специалистов в вопросах современной образовательной системы.

l Развитие информационной грамотности и формирование информационной культуры школьников.

l Создание в библиотеке условий для развития личности через чтение и информацию.

l Развитие сотрудничества библиотеки и школы на договорной основе.

Основополагающая роль библиотеки в реализации стандартов нового поколения состоит в том, что чтение рассматривается как базовый фактор получения, освоения и применения знаний. Полноценная реализация замыслов нового стандарта предусматривает активную деятельность библиотек в информационно-методическом обеспечении образовательного процесса. Каким образом? Что библиотека может предложить? В первую очередь свои фонды, каталоги. Затем - интернет и веб-каталоги. Далее - электронные образовательные ресурсы и развитие информационной грамотности учащихся. Это в идеале. Но, не всегда и не все библиотеки располагают хорошо укомплектованными фондами. Также не все библиотеки имеют в своих фондах электронные образовательные ресурсы. Каталоги тоже у всех разные. Таким образом, напрашивается следующий вывод. Если у библиотеки нет возможности вести активную деятельность в полномасштабном информационно-методическом обеспечении образовательного процесса, то следует обратить пристальное внимание на один из аспектов данной деятельности - на развитие информационной грамотности учащихся. То есть, занять определенную нишу и осуществлять деятельность по продвижению книги и чтения, исходя из своих возможностей.

Любая работа действенна, когда она проводится в системе. Поэтому необходимо стремиться к созданию именно целостной системы приобщения к чтению учащихся и развития информационной грамотности, начиная с самого раннего возраста. В этом случае стандарты начального общего образования дают библиотеке ряд преимуществ в организации работы по пропаганде книги и чтения.

В качестве примера возьмем Стандарт начального общего образования по Литературному чтению. Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Это один из важных и ответствен­ных этапов большого пути ребенка в литературу. От каче­ства обучения в этот период во многом зависит полноцен­ное приобщение ребенка к книге, формирование у него в дальней­шем потребности в систематическом чтении.

Стандарт по литературному чтению ставит перед собой различные цели, в их число входят и такие как: формирование читательского кругозора, приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности и воспитание интереса к книге и чтению.Все это, как мы видим, перекликается с непосредственной деятельностью детских библиотек по продвижению книги и чтения. Проще говоря, у библиотеки и школы в этом случае одни цели и задачи.

Стандарт по литературному чтению содержит несколько позиций, имеющих прямое отношение к деятельности детских библиотек. Процитируем некоторые из них, заложенные в такое понятие, как «обязательный минимум обучения»:

· понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль (идея), события, их последовательность;

· различение жанров произведений: малые фольклорные жанры, народная сказка, литературная сказка, рассказ, повесть, стихотворение, басня;

· иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения;

· умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок и др.), оглавлением, предисловием, послесловием, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг.

Кроме этого в Стандартах заложены требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу. В результате изучения литературного чтения ученик, в том числе должен:

· знать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);

· различать жанры художественной литературы (сказка литературная и сказка народная, рассказ, стихотворение, басня, повесть);

· владеть навыками:

Самостоятельного чтения книг;

Самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;

Работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).

Далее, если мы заглянем в учебник «Литературное чтение» для начальных классов, то увидим, что в нем есть разделы, при изучении которых также нужна непосредственная помощь библиотеки. К ним относятся разделы «Самое великое чудо на свете» (2,3 класс), «Из детских журналов» (2 класс), «Наши проекты» (темы проектов «О чем может рассказать библиотека», «Самые интересные рубрики из детских журналов») и другие.

Авторы учебника «Литературное чтение» позаботились о том, чтобы у учителя был инструмент приобщения детей к чтению. Например, учебник второго класса открывается разделом «Самое великое чудо на свете». В разделе есть вступительная статья, рассказывающая о «книжных чудесах», продумана система заданий, пробуждающих интерес школьника к библиотеке, представлены два проекта на разные темы «О чём может рассказать библиотека» и «Почему нам интересно ходить в библиотеку». Также для развития читательских мотивов продуман иллюстративный ряд, по которому можно понять историю развития книги. Но тема приобщения к чтению и развития читательских мотивов на этом разделе не заканчивается. В учебник введены специальные рубрики, так же повышающие мотивацию чтения, например: «Как хорошо уметь читать» (для тех, кто сам уже может читать литературные произведения) и «Разноцветные страницы» (для тех, кто ещё только учится читать). В конце каждой части учебника размещена рубрика «Советуем прочитать», где представлены красочно оформленные обложки рекомендуемых для чтения книг по каждой изученной теме.

Таким образом, учебник создаёт благоприятные условия для занятий чтением во внеурочной деятельности (желательно в библиотеке) и дома, предлагает целостную систему подготовки читателя. В этой системе подготовки читателя активное участие должны принимать и работники детских библиотек, в функциональные обязанности которых входит непосредственное руководство чтением юных читателей.

Конечно, все вышеперечисленные знания, умения и навыки младший школьник, так или иначе, получит и в рамках урочной программы. Но если учитывать, что в учебной программе на это предусмотрено определенное количество часов (которых явно недостаточно), то помощь библиотеки в процессе обучения крайне необходима.

Не маловажное значение здесь имеет и тот факт, что знания эти идут от специалистов-профессионалов, в силу своей профессии знающих о книге и чтении всё. При этом библиотекари дают не только теоретические знания, но и организовывают при библиотеке практические занятия, используя ресурсы своего книжного фонда. Например, в процессе изучения темы «Справочная литература» библиотека имеет возможность продемонстрировать все разнообразие видов справочной литературы, помогая учащимся получить практические навыки работы с литературой универсального содержания.

Вся дополнительная информация, идущая не в разрез со школьной программой, которую в рамках занятий предоставляет библиотека, педагогами школы только приветствуется. Большой плюс педагоги школы от сотрудничества с библиотекой видят и в том, что в систематичных занятиях участвует весь класс, в отличие от кружков по интересам, посещение которых ограничивается индивидуальными интересами ребенка.

Исходя из всего вышеперечисленного, сам собой напрашивается вывод: школа для успешной реализации новых образовательных стандартов нуждается в библиотеке, а библиотека готова оказать ей в этом всяческую помощь и поддержку.

При этом сотрудничество является взаимовыгодным для всех участников процесса: школа пользуется информационными ресурсами и услугами сторонней организации, учащиеся дополнительно получают необходимые знания, а библиотека осуществляет свою деятельность по продвижению книги и чтения.

Таким образом, мы видим, что между школой и библиотекой обозначился взаимный интерес и предпосылки для совместного решения поставленных задач. Но здесь возникает вопрос, в рамках какого правового поля организовывать сотрудничество. И мы вновь обращаемся к Стандартам, в которых оговаривается реализация в образовательных учреждениях внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

Согласно Стандартам, реализация внеурочной деятельности осуществляется следующим образом:

· Опираясь на нормативные подходы к организации деятельности по воспитанию и социализации младших школьников, образовательное учреждение и педагог вправе сами формировать программу внеурочной деятельности, пользоваться методическими рекомендациями разработчиков стандартов, опытом педагогов-новаторов, собственным опытом.

· При отсутствии возможности образовательное учреждение в рамках соответствующих государственных (муниципальных) заданий, формируемых учредителем, использует возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта.

· Общеобразовательное учреждение самостоятельно выбирает формы, средства и методы организации внеурочной деятельности в соответствии со своим уставом и с Законом Российской Федерации «Об образовании».

· Время, отводимое на внеурочную деятельность, должно составлять до 10 часов в неделю, до 1350 часов на все 4 года обучения.

· Наполняемость групп зависит от формы организации и состава участников внеурочной деятельности.

В требованиях к структуре основной образовательной программы начального общего образования определено, что внеурочная деятельность организуется по следующим видам, направлениям и формам внеурочной деятельности.

Виды внеурочной деятельности Направления внеурочной деятельности
Игровая деятельность Спортивно-оздоровительное
Познавательная деятельность Художественно-эстетическое
Проблемно-ценностное общение Научно-познавательное
Досугово- развлекательная деятельность Военно-патриотическое
Художественное творчество Общественно полезная деятельность
Социальное творчество Проектная деятельность
Трудовая деятельность
Спортивно-оздоровительная деятельность
Туристско-краеведческая деятельность.
Формы внеурочной деятельности
Мастерская Клуб
Театр Кружок
Секция Студия

Существует несколько классификаций моделей организации внеурочной деятельности общеобразовательным учреждением:

· Внутришкольная модель реализуется в образовательном учреждении самостоятельно при наличии комплекса необходимых ресурсов.

· Внешняя модель реализуется при отсутствии собственных ресурсов образовательного учреждения. Реализация программ внеурочной деятельности может разворачиваться на базе одного или нескольких учреждений – социальных партнёров.

· Смешанная модель является самой распространённой, поскольку многие образовательные учреждения, с одной стороны, испытывают недостаток ресурсов для организации внеурочной деятельности, а с другой - заинтересованы в сохранении и развитии традиционных связей с учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, в наполнении их новым смыслом в условиях реализации ФГОС.

Благодаря положению Стандарта о внеурочной деятельности, библиотека имеет законодательно закрепленное право активно использовать внеурочную программу образовательного стандарта с целью приобщения детей к чтению и формирования их информационной грамотности.

При этом правовая основа сотрудничества библиотеки и школы должна соответствовать положениям Стандарта, и должна быть зафиксирована документально в рамках общественного договора между родителями и школой, и договором о сотрудничестве школы с другим учреждением.