Существительное дополнение. Дополнение

Когда отдельные слова объединяются в предложения, они становятся его членами, и у каждого из них появляется своя Синтаксис изучает, как из слов создается связный текст. Определение, обстоятельство, дополнение - это наименования слов-участников предложения, которые объединяются в группу второстепенных членов.

«Господа и слуги»

Если в предложении есть второстепенные члены, значит, существуют и главные. Таковыми являются слова-подлежащие и слова-сказуемые. Каждое предложение имеет как минимум один из главных членов. Чаще синтаксические конструкции состоят из обоих - подлежащего и сказуемого. Они представляют грамматическую основу предложения. А что же делают второстепенные (определение, обстоятельство, дополнение)? Их задача - дополнять, уточнять, объяснять главные члены или друг друга.

Как в предложении отличить второстепенные члены от главных?

Во-первых, будем помнить о том, что главные члены предложения содержат основную информацию о предмете, лице, действии, состоянии. В предложении «Недавно прошел (сказуемое) дождь (подлежащее)» основу составляет словосочетание «прошел дождь», которое и заключает основной смысл высказывания.

Второстепенные члены (определение, обстоятельство, дополнение) не содержат утверждений о предметах, лицах, состояниях и действиях, они лишь поясняют те утверждения, которые содержатся в главных членах. «Дождь прошел (когда?) недавно».

Во-вторых, распознать главные ч. п. можно по вопросам, которые к ним задают. Подлежащее всегда ответит на вопрос «кто?» либо «что?». Сказуемое в предложении ответит на вопрос «что делает?», «кто такой?», «что такое?», «каков?». Члены предложения, которые называют второстепенными, тоже имеют свои, только им одним свойственные, вопросы. Поговорим о них детальней.

Вопросы определения, дополнения, обстоятельства

  • Определением языковеды именуют член предложения, который описывает признак, качество предмета или лица. «Какой, который, чей?» - вопросы, задаваемые к определению.
  • Дополнением называется тот второстепенный член, который содержит название лица или предмета, но не того, который совершает или испытывает действие, а тот, что стал объектом для действия. Вопросы (сюда не входит именительный) - это вопросы дополнения (обстоятельства и определения никогда на них не отвечают).
  • Обстоятельством именуют второстепенный член, обозначающий в предложении признак действия либо иного признака. «Где, откуда и куда, когда, как, зачем и почему?» - вот вопросы, которые можно задать к обстоятельству.

Мы рассмотрели вопросы определения, дополнения, обстоятельства. Теперь выясним, какими частями речи может быть выражен каждый из этих второстепенных членов.

Характеристика определения, примеры

По вопросам, которые задают к определению, видно, что в качестве этого члена предложения выступают имена прилагательные, причастия.

  • «Послышался (какой?) нарастающий шум». Причастие «нарастающий» здесь является определением.
  • «Я сдаю уже (который?) третий экзамен». Порядковое числительное «третий» исполняет роль определения.
  • «Катя куталась в (чью?) мамину кофту». Прилагательное «мамину» - определение.

При синтаксическом разборе этот член предложения подчеркивают волнистой чертой.

Специфика обстоятельств

Группы слов, которыми может выражаться обстоятельство, огромны, а потому этот член предложения имеет несколько видов - места и времени, цели и причины, сравнения и образа действия, условия, а также уступки.

Обстоятельства места

Они характеризуют направление и место действия. К ним задают вопросы «куда, откуда и где»?

  • «Человек еще не побывал (где?) на Марсе». Обстоятельство в данном случае выражено предлогом и существительным, пребывающим в предложном падеже: «на Марсе».

Обстоятельства времени

Они характеризуют временной промежуток, в котором происходит действие. К ним задают вопросы «с каких пор, до какого времени, когда?».

  • «Мы не виделись (с каких пор?) с прошлой зимы». Обстоятельство выражено словосочетанием прилагательного и существительного, которое пребывает в родительном падеже и имеет предлог: «с прошлой зимы».
  • «Я вернусь (когда?) послезавтра». В качестве обстоятельства используется наречие «послезавтра».
  • «Нам надо успеть пересечь границу (до какого времени?) до вечера». Обстоятельство времени выражено существительным в родит. падеже с предлогом: «до вечера».

Обстоятельства цели

Они поясняют, для чего производится действие. «Зачем, с какой целью?» - его вопросы.

  • «Раиса Петровна отправилась на море (зачем?) купаться». Обстоятельство выражается здесь инфинитивом «купаться».
  • «Сергей приехал на съемочную площадку (для чего?) на пробы». Обстоятельством стало существительное, пребывающее в и имеющее предлог: «на пробы».
  • «Маша изрезала коврик (зачем?) назло гувернантке». Обстоятельство выражено наречием «назло».

Обстоятельство причины

Оно характеризует причину совершения действия. «На каком основании, почему и отчего?» - вопросы этого

  • «Артем отсутствовал на репетиции (на каком основании?) из-за болезни». Обстоятельство выражено существительным в род. п. с предлогом: «из-за болезни».
  • «Я наговорил ей глупостей (почему?) сгоряча». Обстоят. выражено наречием «сгоряча».
  • «Алиса открыла двери, (отчего?) сжалившись над путником». В качестве обстоятельства используется деепричастный оборот «сжалившись над путником».

Обстоятельства образа действия

Они описывают, как именно, каким образом оно совершается, в какой степени выражено это действие. Соответственными являются и его вопросы.

  • «Мастер работал (как?) легко и красиво». Обстоятельствами являются наречия «легко» и «красиво».
  • «Платье было (в какой степени?) совсем старым». Обстоятельство выражается здесь наречием «совсем».
  • «Мальчишки мчались (как быстро?) сломя голову». Обстоятельство выражено фразеологизмом.

Обстоятельства сравнения

К ним мы тоже задаем вопрос «как?», но выражают они сравнительную характеристику.

  • «Паровоз, (как кто?) как зверь, мерцал огнями фар». Обст. выражено существительным с союзом: «как зверь».

Обстоятельства условия и уступки

Первое показывает, при каком условии возможно совершение действия, а второе описывает, вопреки чему оно происходит.

  • «Он вспомнит все, (при каком условии?) если увидит Викторию». В качестве обстоятельства выступает сочетание «союз, глагол, существительное»: «если увидит Викторию».
  • «Клуб не отменит соревнования, (вопреки чему?) несмотря на ливень». Обст. выражено деепричастным оборотом: «несмотря на ливень».

При разборе этот член подчеркивают линией «точка-пунктир».

Таковы определение и обстоятельство. Дополнение бывает выражено существительными либо местоимениями.

Примеры дополнений

  • «Солнце осветило (что?) поляну». Дополнение выражено существительным в вин. п.
  • «Марина вдруг увидела (кого?) его». Дополнение - местоимение в винительном падеже.
  • «Дети остались без (чего?) игрушек». В качестве дополнения использовано существительное в род. п.
  • «Мы узнали (кого?) Марфу по походке». Дополнением является существительное в род. п.
  • «Ирина радовалась (чему?) морю, как дитя». В роли дополнения - существительное в дательном падеже.
  • «Алексей отдал (кому?) мне рукопись» (выражено местоимением в дательном падеже).
  • «Прошлым летом я увлекся (чем?) рисованием» (существительное в творительном падеже).
  • «Иван стал (кем?) программистом» (существительное в творит. падеже).
  • «Ребенок с увлечением рассказывал о (чем?) космосе» (существительное в предл. п.).
  • «Не говори ему о (ком?) ней». В качестве дополнения употреблено местоимение в предложном падеже.

При разборе этот второстепенный член подчеркивают пунктирными черточками.

Место и роль второстепенных членов предложения

Второстепенные члены могут уточнять и объяснять главные в разной конфигурации, Пример: «Материнский взгляд согревал (кого?) малыша, (как?), как солнце, (какое?) ласковое и горячее». Схема данного предложения такова: определение, подлежащее, сказуемое, дополнение, обстоятельство, определение.

А вот предложение, в котором в качестве основы присутствует только сказуемое: «Давайте проводим (что?) год (какой?) ушедший (как?) песней». Схема предложения: составное сказуемое, дополнение, определение, обстоятельство.

Мы можем убедиться в том, что второстепенными эти члены являются только грамматически, но не по содержанию. Порой смысл, который заключают определение, обстоятельство, дополнение, бывает важней, нежели информация, переданная сказуемыми и подлежащими.

Второстепенные члены играют в предложении важную роль, обогащая его, внося ясность, поясняя подлежащее и сказуемое. Среди них выделяется и дополнение. Ошибка в выделении данного второстепенного члена заключается в том, что его часто путают с подлежащим, особенно когда оно стоит в винительном падеже. Чтобы не допускать неточностей, необходимо знать, на какие вопросы отвечает дополнение. Об этом мы и расскажем в статье.

Общие сведения

Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей. К ним относятся все, кроме именительного (на него отвечает подлежащее).

Обычно к дополнению задается вопрос от членов предложения (второстепенных и главных), которые выражены либо глаголами, либо близкими по значению к ним (причастиями, деепричастиями).

Значение

Значения дополнения могут быть совершенно различными. Разберем подобные отношения со сказуемым в предложении и посмотрим, каким образом дополнение отвечает на вопросы. Примеры ниже.

Ольга делает (что?) укол.

Ольга делает укол (кому?) маме.

Ольга делает укол (чем?) шприцем.

Иногда встречаются дополнения, зависящие от отглагольных существительных и прилагательных: покорение вершины, движение в конец строя, пожаренная на сковороде рыба.

Если систематизировать значения, принимая во внимание то, на что отвечает дополнение, получится следующее:

  1. Этот второстепенный член определяет предмет, испытывающий на себе действие: выбрать (что?) профессию, стирка (чего?) белья.
  2. Предмет, в интересах которого действие исполняется: написать брату, подойти к сестре, приехать к родителям.
  3. Средство исполнения действия или орудие труда: писать ручкой, плыть брассом, рисовать кистью и красками.

Чем бывает выражено дополнение?

Дополнение, как и подлежащее, выражается следующими частями речи:

  1. Существительным, стоящим в форме косвенного падежа или местоимением-существительным в такой же форме. Предлог при этом вариативен: пошла (к кому?) к маме; довольна (чем?) работой; размышляю (о ком?) о нем; приведи (кого?) его.
  2. Любой субстантивной частью речи (наделенной функцией существительного). Все были заинтересованы (кем?) читающим.
  3. Инфинитивом. Зрители просили труппу (о чем?) станцевать еще раз.
  4. Именем числительным. Я умножу (что?) пятнадцать (на что?) на десять.
  5. Фразеологизмом. Я прошу сестру (о чем?) не вешать нос.

К чему относится дополнение?

Так как дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей, то чаще всего оно относится к глаголу-сказуемому. Таким образом оно вносит ясность в основное действие, о котором сообщается в предложении. Мы гуляем (с кем?) с дочкой по магазину. В данном случае дополнение "с дочкой" распространяет глагол-сказуемое "гуляем".

Однако этот второстепенный член может относиться и к существительному, которое имеет в своем значении какое-либо действие. К примеру, "Он водитель (чего?) большегрузного автомобиля". Дополнение "автомобиля" относится к существительному "водитель".

Краткие прилагательные близки по форме и значению к глаголу-сказуемому, поэтому к ним также может относиться этот второстепенный член: Я зла (на кого?) на своего соседа. Дополнение с предлогом "на соседа" относится к краткому прилагательному "зла". Реже оно относится к полному прилагательному: Похожий (на кого?) на отца.

Нередко дополнение поясняет наречие либо прилагательное в сравнительной степени. К примеру: Она выглядит моложе (чего?) своих лет. Жасмин ароматнее (чего?) розы.

Прямое

В зависимости от того, на какие вопросы отвечает дополнение, оно бывает либо прямым, либо косвенным. Первое требует постановки в винительный падеж, также при нем не может быть предлога.

Такое дополнение определяет объект действия. Относится оно к переходному глаголу либо наречию. Например: ненавидеть врага - прямое, стоит в винительном падеже, а глагол "ненавидеть" переходный. Еще пример: Мне жаль твоего друга. Дополнение "друга" относится к наречию "жаль", выполняющему роль сказуемого в данном предложении.

На какие вопросы отвечает дополнение прямое? Только вопросы родительного или винительного падежа. Разберем варианты:

  1. Самый распространенный - форма винительного падежа с отсутствующим предлогом: Мы наряжали елку всей семьей. Дополнение "елку" - прямое, употреблено в форме винительного падежа, предлога нет.
  2. Форма родительного падежа при обозначении части чего-либо целого: Я налила в чашку заварки, а после разбавила кипятком и положила лимон. Дополнение "заварки" - прямое, стоит в родительном падеже. Также родительный падеж может указывать на какой-либо результат действия, совмещенный со значением количества: Мне нужно сходить купить муки и хлеба.
  3. В безличных предложениях, когда в роли сказуемого выступает наречие: Как жаль потраченных лет.

Косвенное

На какие вопросы отвечает дополнение косвенное? На все остальные: винительный с предлогом, дательный, творительный и предложный. Последние три могут употребляться как с предлогом, так и без него.

  • В наших детских мечтах были яркие путешествия и беззаботные будни (косвенные дополнения - мечты, будни).
  • Мы прикинулись взрослыми, чтобы прокатиться на этом аттракционе (косвенное дополнение - взрослыми).
  • Разговоры о предстоящем торжестве занимали все свободное время (косвенное дополнение - о торжестве).

Главные члены предложения - подлежащее и сказуемое.

Подлежащее

Подлежащее - это предмет (лицо, существо, явление, о котором говорится в предложении, то есть подлежащее - главное действующее лицо предложения.) Подлежащее обычно подчеркивается одной линией.

Примеры :

  • Я сидел за столом. (В даном случае "я" - подлежащее, главное действующее лицо)
  • Он укрылся от снегопада куском шифера. ("Он" - подлежащее)

Если между подлежащим и сказуемым стоит "-", то подлежащим будет первая часть.

Примеры :

  • Четыре - четное число. ("Четыре" - подлежащее)
  • Четное число - четыре. (В данном случае "Четное число" - подлежащее)

Сказуемое

Сказуемое - это основная информация о подлежащем. Обычно сказуемое рассказывает о том, что делает подлежащее, каково оно. Подчеркивается двумя черточками.

Примеры :

  • Я сидел за столом. (В даном случае "сидел" - сказуемое, рассказывает о том, что делает подлежащее "я")
  • Он укрылся от снегопада куском шифера. ("укрылся" - сказуемое)

Второстепенные члены предложения

К второстепенным членам предложения относятся определения, обстоятельства, дополнения.

Определение отвечает на вопросы (какой? чей?)

Обстоятельство отвечает на вопросы наречий и деепричастий (куда, откуда, где, сколько, почему, зачем, как и т.д)

Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей (кем?, чем?)

Определение

Определение обозначает признак предмета, то есть вопрос определению делаем от существительного.

Примеры :

  • Лошадь Княжны (Чья? "Княжны" - определение.)
  • Стол из дерева (Какой? "Из дерева" - определение)
  • Кофе по-мексикански (Какой? "по-мексикански" - определение)

Дополнение

Дополнение - предмет, связанный с действием (на который направлено действие, при помощи которого совершается действие). Вопрос дополнению задается от глагола ил наречия.

Примеры :

  • Убирать комбайном ("Комбайном" - дополнение.)
  • Заведовать складом ("складом" - дополнение)

Как отличить дополнение от определения?

Для сравнения - дополнение чаще всего получает вопрос от глагола, а определение от существительного. То есть, если к слову можно задать вопрос и определения, и дополнения, то нужно посмотреть на слово, от которого задается вопрос. Если это слово - существительное, то перед нами определение. Если вопрос задается от глагола, то это дополнение.

Обстоятельство

Обстоятельство отвечает на вопросы наречий и .

Как отличить обстоятельство от дополнения?

Следует помнить, что дополнение - это предмет, а обстоятельство же не предметно.

Примеры : В данных предложениях фейерверк, клин - не предметы, а образ действия.

  • Опилки летели фейерверками. (Как? Каким образом? "Фейерверками" - Обстоятельство)
  • Гуси летели клином (Как? Каким образом? "клином" - Обстоятельство)

Примеры : В данном случае существительные нож и руки обозначают предметы, связанные с действием.

  • Закрыла руками. (Как? Чем? "руками" - дополнение)
  • Обчистил ножиком (Как? Чем? "клином" - дополнение)

ДОПОЛНЕНИЕ (калька с франц. complément или нем. Ergänzung), второстепенный член предложения, заполняющий несубъектную валентность предикатного слова.

Понятие дополнения было разработано французскими энциклопедистами в середине 18 в. В отечественной традиции похожий термин «наполнение» употреблялся в грамматике М.В.Ломоносова (1755) для обозначения смысловой функции, например, слова небо в примере Облака покрыли небо ; но для обозначения дополнений в грамматике А.А.Барсова (1783–1788) использовался термин «управляемое» (калька с франц. термина régime "управление //управляемое", употреблявшегося еще в грамматике Пор-Рояля 1660 – иногда для обозначения не только самого отношения управления, но и его второго члена – "управляемого", т.е. дополнения). Термин «управляемое» затем вошел и Академическую грамматику 1802 (Д. и П.Соколовых) и впоследствии употреблялся разными авторами наряду или вместо термина «дополнение».

Термин «дополнение» появился в работе Н.И.Греча (1827) и с тех пор вошел в употребление (хотя сама целесообразность этого понятия затем неоднократно ставилась под сомнение – например, А.М.Пешковским, предпочитавшим вслед за Барсовым говорить лишь об «управляемых членах»). Поначалу в число дополнений включали обстоятельства (такова концепция И.И.Давыдова, 1852). Ф.И.Буслаев (1858) предложил выносить обстоятельства за пределы дополнений, и эта последняя точка зрения в конце концов возобладала.

Дополнение является синтаксически управляемым членом предложения – его позиция и оформление контролируются предикатным словом (в падежных языках сказуемое определяет выбор падежной или предложно-падежной формы, в которой стоит дополнение); в языках с объектным согласованием дополнение является контролером (или одним из контролеров) согласования сказуемого; некоторые теоретики эргативности вслед за И.И.Мещаниновым считают, что в таких языках прямое дополнение является третьим главным членом предложения.

Дополнение может контролировать согласование знаменательной части аналитической глагольной формы сказуемого (по роду и числу) в некоторых конструкциях типа французских оборотов с препозицией знаменательного дополнения к релятивному придаточному: les mesures qu"on a prises «меры, которые были приняты», la lettre qu"il a écrite n"est pas arrivée «письмо, которое он написал, не пришло».

В отличие от «слабоуправляемых» (наречных) модификаторов, относимых, как правило, к обстоятельствам, дополнение является синтаксическим актантом, т.е. заполняет обязательную валентность сказуемого (и является, таким образом, «сильноуправляемым» членом); с точки зрения предикатно-аргументной логики дополнение соответствует одному из аргументов многоместного предиката (а именно семантическому объекту). Поэтому, например, шагами в Петя идет быстрыми шагами считается не дополнением, а обстоятельством (оно отвечает не на вопрос "чем?", а на вопрос "как?" и эквивалентно наречию быстро ).

Дополнения сходны в ряде отношений с подлежащим. Гипертрофия данного сходства вызывает у некоторых сторонников вербоцентрической трактовки предложения (навеянной логико-математическими концепциями 20 в., где в центре внимания стоит многоместная пропозициональная форма – предикат с несколькими своими аргументами) стремление вообще отказаться от различия между дополнениями и подлежащим в пользу единого понятия, как бы оно ни называлось («актант», «комплемент»//»дополнение» или «предикандум»). Однако такой подход не получил в лингвистике признания. При всех трех распространенных в науке трактовках предложения (бицентрической, вербоцентрической или номинативоцентрической) дополнение трактуется как компонент состава сказуемого.

По своей структуре различаются следующие типы дополнений:

(1) простое (выражено собственным именем, актуализованной группой из нарицательного существительного и актуализатора или местоимением);

(2) аналитическое, выраженное сочетанием служебного слова (предлога или послелога) со знаменательным; обычно так оформлены косвенные дополнения: надеяться на успех ; но, например, в испанском предложной группой может быть оформлено и прямое дополнение, если в этой роли выступает собственное имя: ср. El mismo ensillу a Rocinante "Тот же самый человек оседлал Россинанта";

(3) комбинированное, в том числе сочиненное, например, Миша познакомил Петю и Ваню (друг с другом ); Миша познакомил Петю с Ваней; Петю Миша познакомил с Ваней ;

(4) комплексное, в том числе: подчиненно-нексусное инфинитивное (заставил агрессора убраться прочь , puto Carthaginem delendam esse "я полагаю, что Карфаген должен быть разрушен"); подчиненно-нексусное бессвязочное (считать Хомского основоположником ), в том числе с «двойным винительным» (лат. Romani appellarunt Ciceronem patrem patriae "Римляне называли Цицерона отцом отчизны"; Я нашел его окруженногонашими офицерами ; ст.-сл. постави Мефодия епископа ); подчиненно-нексусным герундиальным (I heard Mary singing ); сентенциальное (т.е выраженное придаточным дополнительным предложением), в том числе изъяснительное, у которого формальным показателем комплетивной роли являются подчинительные союзы что и чтобы (ср. Он верил, что друзья готовы / За честь его принять оковы ).

Дополнение может быть семантически избыточным, если оно повторяет смысл сказуемого (так называемая figura etymologica: прожить жизнь , идти походкой и т.п.); в этом случае основную смысловую нагрузку берет на себя определение к дополнению (прожить тяжелую жизнь , идти неуклюжей походкой ).

При глаголах с непредметным дополнением последнее выражает свернутую (номинализованную) предикацию (со значением факта, ситуации или пропозиции). Таковы глаголы с фазовым, модальным, межсобытийным, перцептивным, ментальным и пропозитивным значением. Непредметное дополнение канонически выражается придаточным предложением, изъяснительным, инфинитивным оборотом, отпредикатным именем или непредметным местоимением (это, что, что-то... ).

Обычно глагол согласуется со своим дополненияем по каким-то категориальным свойствам. Смысловая несогласованность глагола с дополнением – признак того, что произошел семантический сдвиг. Так, конкретное дополнение при абстрактном глаголе означает, что дополнение следует понимать метонимически (надеюсь на Петю означает "надеюсь на Петины действия"; жду Диму означает "жду, пока Дима придет"). Абстрактное дополнение при конкретном глаголе чаще всего означает, что сочетание в целом следует понимать в переносном смысле, например, метафорически (нести чушь, подхватить идею и т.п.). Нередко рассогласование требует восстановить смысловой пропуск: ощутить холодный металл означает, скорее всего, "ощутить прикосновение холодного металла".

Если при данном глаголе возможно несколько дополнений, то среди них обычно выявляется некоторая иерархия. Как правило, одно из дополнений важнее других, имеет наивысший коммуникативный ранг (выражает «прямой объект»). Такая приоритетность проявляется многообразно; в большинстве языков существует свой набор формальных свойств (типовой падеж, типовая линейная позиция относительно сказуемого, типовой согласовательный ролевой показатель в составе сказуемого и т.п.), который свойствен дополнению при двухместном глаголе. Дополнение, обладающее этим набором свойств, называется прямым; остальные дополнения называются косвенными.

Если предикат управляет единственным дополнением, то чаще всего это именно прямое дополнение. Однако у некоторых (так называемых «косвеннопереходных») предикатов с жестко зафиксированными диатезами единственное дополнение является косвенным: ср. повиноваться кому/чему, зависеть от чего, помогать кому, следовать чему (за кем ), равняться чему, руководить чем и т.п.

В падежных языках основным признаком, отличающим прямое дополнение от косвенных, является падеж. В аккузативных языках (в том числе в русском) падежом прямого дополнения является винительный беспредложный; в эргативных языках – абсолютивный именительный падеж. Признак падежа принято считать для прямого дополнения диагностическим.

Из этого, однако, не следует, что винительный беспредложный всегда выражает прямое дополнение: так, в конструкциях типа Ночь целую читала винительный беспредложный падеж выражает косвенное дополнение (или, по другой классификации, «обстоятельство») длительности (временной протяженности) и отвечает на вопрос "сколь долго ? в течение какого времени ?". В конструкциях типа Чемодан весит десять килограмм аккузативная количественная группа десять килограмм выражает не объект, а меру параметра и потому отвечает не на вопрос "что?", а на вопрос "сколько?"; вместе с тем она отличается от типичных обстоятельств, заполняя обязательную валентность предиката, при этом выражена беспредложным винительным.

В языках с жестким порядком слов имеются более или менее строгие правила расстановки прямого и косвенного дополнения относительно сказуемого. Так, в китайском, английском, французском, немецком языках прямое дополнение ставится после сказуемого; в таких случаях диагностическим признаком дополнения оказывается постпозиция. В алтайских языках прямое дополнение располагается, наоборот, перед сказуемым.

В языках с жестким порядком слов инверсия дополнения (его перемещение с привычного места) иногда возможна, но она происходит редко и при этом имеет ярко выраженный характер специализированного сигнала с модальным или эмфатическим значением. Однако даже там, где порядок слов нежесткий, один из возможных словопорядков является доминирующим. Поэтому предложения типа Бытие определяет сознание ; Мать любит дочь ; Грузовик тащит трактор при отсутствии коммуникативных помех в норме воспринимаются однозначно: как предложения с порядком «подлежащее – сказуемое – дополнение»; соответственно, существительные сознание , дочь , трактор в этих фразах воспринимаются обычно как занимающие позицию прямого дополнения. Поскольку прямое дополнение в доминирующем порядке слов располагается ближе к глаголу, чем косвенное, то фразы типа Я предпочитаю метро такси с гораздо большей вероятностью понимаются как имеющие смысл «Я предпочитаю метрополитен таксомотору», чем наоборот.

В языках, имеющих страдательный залог, типичным признаком прямого дополнения является возможность преобразования в подлежащее пассивной конструкции. Однако изредка оказывается, что пассивную трансформацию допускает не-аккузативное дополнение (Иванов руководит заводом – завод, руководимый Ивановым ); бывают и такие прямые дополнения, которые не допускают пассивизации (*Петя благодарится Ваней , *Дача имеется Аллой ).

Основная структурная функция прямого дополнения – восполнять вторую синтаксическую валентность переходного сказуемого.

Как и другим членам предложения, дополнению свойственна полифункциональность. Основной семантической функцией прямого дополнения является выражение семантического прямого объекта (см . ОБЪЕКТ) . О вторичных семантических функциях, реализующиеся в косвенных диатезах, см . ДИАТЕЗА .

Косвенные дополнения классифицируются как по функции, так и по форме. Они подразделяются на несколько формально-семантических типов (каждый из которых характеризуется своим типовым средством выражения и типовым набором функций, из которых обычно одна – функция каноническая). В многопадежных языках типы косвенных дополнений выражаются особыми падежами и предложно-падежными формами; в малопадежных и беспадежных аналитических языках наряду с предлогами и послелогами весомую роль играет линейное расположение дополнений относительно глагола и друг относительно друга; в согласовательных языках с объектным согласованием приобретает особую роль маркировка ролей в составе глагольной словоформы специальными аффиксами. В предложных беспадежных языках прямое дополнение является беспредложным, а косвенные чаще всего бывают предложными; однако изредка косвенное дополнение тоже оформляется беспредложно, как у английских глаголов типа give «дать».

Наиболее важными типами косвенных дополнений являются адресатное и инструментально-агентивное.

В своей первичной функции адресатное дополнение обозначает получателя имущества или информации (отдать мужу , рассказать маме ); разновидностью адресатного дополнения является бенефактивное (для жены ), а в языках с доминированием аффективной конструкции – также экспериенциальное (ей рано нравились романы ).

Инструментально-агентивное (или просто «инструментальное» в широком смысле) дополнение имеет несколько функциональных разновидностей: собственно инструментальное //орудийное (выражено семантически-неодушевленным именем в инструментальной диатезе: шить иглой ) и агентивное (выражено одушевленным именем в пассивной косвенно-агентивной диатезе: сшитый портным ). По многим признакам (в первую очередь, по признаку факультативности) инструментально-агентивное дополнение близко к обстоятельству, что дает основание усматривать здесь «обстоятельственное дополнение» или «инструментальное обстоятельство».

Критерием отличения косвенных дополнений от обстоятельств и от определений обычно служит задаваемый вопрос. Косвенные дополнения отвечают на косвенно-падежные (а не адъективные или адвербиальные) вопросы. Так, фраза Он влюбился в этот город отвечает на вопрос "Во что он влюбился?" (налицо косвеннное дополнение), а Он приехал в этот город – на вопрос "Куда он приехал?" (налицо обстоятельство конечного пункта).

Другой критерий отличения дополнения от других членов предложения – анафорическая прономинализация. В примере Вы любите ли сыр ? – спросили раз ханжу. – Люблю: – он отвечал, – я вкус в нем нахожу (К.Прутков) косвенное дополнение выражено субстантивным местоимением (в нем ). Между тем обстоятельство места не допускает такой прономинализации, чем объясняется комический эффект шуточного стихотворения Дм. Шмелева: Вы любите ли лес ? – спросили раз ханжу. – Люблю: – он отвечал, – грибы в нем нахожу . Подстановка адвербиального местоимения (там ) устранила бы этот комизм.

Некоторые языки допускают такое преобразование, при котором прямое дополнение одной диатезы соответствует косвенному дополнению другой, и наоборот. Так, в донативной конструкции типа Царь пожаловал Ермаку шубу прямое дополнение шубу выражает роль передаваемого имущества, а косвенное дополнение Ермаку выражает роль получателя; между тем в декоративной (наградительной) конструкции типа Царь пожаловал Ермака шубой прямое дополнение Ермака выражает роль получателя, а косвенное дополнение шубой выражает роль передаваемого имущества. При наличии такого диатезного преобразования в ряде языков возможность пассивизации оказывается свойством более чем одного участника ситуации, ср. англ. John gave her a book ® She was given a book (by John ) (здесь пассивизуется прямое дополнение получателя); и John gave a book to her ® A book was given to her by John (здесь пассивизуется прямое дополнение имущества).

В зависимости от категориальной принадлежности управляющего предикатного слова дополнения подразделяются на приглагольные и приименные. Ряд глаголов (так называемые глаголы неполной предикации) не допускают опущения дополнения или кардинально переосмысляются при таком опущении: иметь , делать , класть , брать , хотеть , дать , поставить , нести , хватать и т.п. В отличие от приглагольных дополнений, приименные дополнения почти всегда ведут себя как косвенные и соответственным образом трактуются. Исключение составляет лишь прямое дополнение при некоторых видах неглагольных предикативов (стативов): видно гору, жалко птичку и т.п.

Приименные дополнения отличаются от глагольных своей меньшей обязательностью и трансформированностью падежного оформления: ср. приадъективные (преданный жене, привязанный к жене, влюбленный вжену ) и присубстантивные (любовь к жене ). Поэтому их всегда относят к косвенным.

Приадъективное дополнение обозначает ограничение признака в том или ином отношении. Таким ограничением может быть второй член некоторого отношения (далекий от Москвы ), тип параметра, характеризуемого этим признаком (приятный на вкус и т.п.), аспект субъекта (силен духом, слаб телом ) и т.п. Прикомпаративное дополнение означает второй член сравнения (выше сосны ), т.е. иной носитель признака – подлежащный (Таня любит музыку больше своей сестры// больше, чем ее сестра ), комплетивный (Таня любит математику больше музыки// больше, чем музыку ), иной признак (Вася скорее простодушен, чем добр ), иное время (Ты прав более, чем когда-либо ранее ). Принаречные дополнения выделяются грамматистами в тех случаях, когда дополняемый член трактуется как наречие. Однако во всех подобных случаях наречие может получать и иную категориальную трактовку: как производный отнаречный предлог (независимо от матери ) или как производное отнаречное местоименное числительное //количественное местоимение (много забот, мало времени, несколько рублей, сколько бутылок и т.п.). Однако, например, наречие с компаративным смыслом (так же (как )) требует заполнения второй валентности наименованием второго члена сравнения: работать так же хорошо, как Стаханов ; ср. параллельное ему прикомпаративное дополнение работать лучше Стаханова .

Присубстантивные дополнения оформляются:

(а) присубстантивным беспредложным родительным (убийство Лермонтова ); посессивами, т.е. притяжательными прилагательными и местоимениями (твой приезд , свой уход ); прочими трансформированными формами (любовь к родине );

(б) косвенно-комплетивными нетрансформированными формами, прямо соответствующими формам приглагольных косвенных дополнений (стремление к истине, борьба с классицизмом... );

(в) трансформированной эргативной (агентивно-инструментальной) формой творительного падежа, используемой аналогично форме косвенного дополнения агенса (избиение Иродом младенцев, похищение гуся Паниковским ).

Многие виды присубстантивных дополнений иногда трактуются как определения, для чего есть серьезные основания: весьма часто они отвечают на вопрос "чей? какой?" (наряду с вопросами "чего?", "кого?", "к кому?", "с кем?", свидетельствующими о роли прямого дополнения).

Одним из плодов нескончаемой дискуссии о применимости вопросительного теста в синтаксическом разборе стало осознание того, что в подобных случаях имеет место совмещение комплетивности с атрибутивностью.

Канонической морфолого-синтаксической формой прямого дополнения является винительный беспредложный падеж существительного или местоимения. В неполном предложении (Карету мне, карету !) такая форма является представителем всей группы сказуемого даже при отсутствии дополняемого члена; то же происходит при эллипсисе (Кому – рябиновку, а кому – клюквенную настойку ). Однако в условиях морфолого-синтаксической транспозиции в позиции прямого дополнения оказывается неспециализированная форма:

(а) винительный беспредложный падеж субстантивированного прилагательного (ругаю опоздавшего ), субстантивированного числительного (прибавь десять ), субстантивированного наречия (мы строим прекрасное завтра, уничтожаем проклятое вчера ), элективной конструкции (встретил одну из девочек, выделил одного из сильнейших );

(б) кванторная группа (зарабатывает мало денег, написал несколько статей, дал всем детям по яблоку, по два яблока, по десять яблок );

(в) инфинитивный оборот (распорядился убрать , просил встретиться ).

Инфинитивное дополнение характерно для многих глаголов с модальным (хочу ), фазовым (начинаю ), перцептивным (лат. video... ), ментальным (лат. puto... ), диктальным (лат. dico... ), директивным (приказываю... ), каузативным (вынуждаю... ) и некоторыми аналогичными типами значений.

Морфологизованное дополнение во многих языках имеет ряд важных побочных смысловых нагрузок. Так, в славянских языках стоящая в этой позиции форма аккузатива выражает в явном виде противопоставление имен по одушевленности/неодушевленности (в русском – у имен во множественном числе, а также – у имен мужского рода). Допустимое в этой позиции синтаксическое чередование генитива с аккузативом участвует в выражении референтности и определенности имени. Допустимое в этой позиции синтаксическое чередование партитива (или генитива) с аккузативом выражает частичность/целостность вещественного объекта (принес пироги – принес пирогов ).

Сергей Крылов

Литература:

Есперсен О. Философия грамматики . М., 1958
Апресян Ю.Д. Экспериментальное исследование семантики русского глагола . М., 1967
Алисова Т.Б. Очерки синтаксиса современного итальянского языка . М., 1971
Арутюнова Н.Д. Предложение и его смысл . М., 1976
Лайонз Дж. Введение в теоретическую лингвистику . М., 1978
Кацнельсон С.Д. (отв. ред.). Категория субъекта и объекта в языках различных типов . Л., 1982
Кибрик А.Е. (ред.) Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 11. Современные синтаксические теории. М., 1982
Гак В.Г. Русский язык в сопоставлении с французским , изд. 2-е. М., 1988
Вардуль И.Ф. (отв. ред.). Очерки типологии порядка слов . М., 1989
Апресян Ю.Д. Лексическая семантика. Синонимические средства языка . М., 1995
Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека . М., 1998
Гак В.Г. Теоретическая грамматика французского языка . М., 2000
Пешковский А.М. Русский синтаксис в научном освещении , изд. 7. М., 1956 [репринт: М., Эдиториал УРСС, 2001]



Мы продолжаем исследовать уровни языковой системы, опираясь на книгу "Русский язык: понимаю - пишу - проверяю". Исследуем второстепенные члены предложения, выявляемые на основе словосочетаний, на очереди дополнение и обстоятельство.

Урок 22. Выявление второстепенных членов предложения на основе логической связи между компонентами словосочетаний: дополнение. Виды дополнений: прямое, косвенное. Дополнение-инфинитив. Речевые недочёты: расщепление сказуемого и нанизывание косвенных падежей. Обстоятельство. Виды обстоятельств. Обстоятельство-инфинитив

I. Дополнение - второстепенный член предложения, обозначающий предмет, на который направлено действие, и отвечающий одновременно на логические и грамматические вопросы косвенных падежей кого?, к чему?, кем?, о чём? и т.д.

Третье словосочетание гонял (кого?) мышь из нашего предложения демонстрирует логические отношения, при которых действие глагола-сказуемого направлено на предмет, и этот предмет - зависимый компонент в словосочетании, выраженный существительным в винительном падеже. Следовательно, зависимое существительное мышь - дополнение.

Обычно дополнение выражено именем существительным в косвенном падеже (или заменяющим его местоимением) и связано с главным словом синтаксической связью управлением. Дополнение в винительном падеже без предлога при переходном глаголе-сказуемом называется прямым (как в нашем примере), остальные дополнения называются косвенными.

Примечание. Прямое дополнение может выражаться формой родительного падежа без предлога, если:

а) действие переходного глагола направлено не на весь предмет, а только на его часть: выпить воды ;

б) при глаголах с отрицанием не : не замечать (чего?) ошибок .

Интересны случаи, когда дополнение выражается неопределённой формой глагола и связано с глаголом-сказуемым примыканием. Инфинитив-дополнение нужно отличать от инфинитива, входящего в составное глагольное сказуемое. Перед вами дополнение, если действия, обозначенное глаголом-сказуемым и инфинитивом, производят разные лица, например: Саша предложил Пете вернуться. (Предложил Саша, а вернуться нужно Пете; предложил что?, что сделать? вернуться .) В этом случае от глагола-сказуемого к дополнению можно поставить два вопроса: вопрос косвенного падежа и вопрос инфинитива. При составном глагольном сказуемом действие, обозначенное вспомогательным глаголом и инфинитивом, производит одно лицо, представленное в подлежащем, например: Саша решил (что сделать?) вернуться .

Управляя существительным, глагол из просто сказуемого может трансформироваться в так называемое расщеплённое сказуемое - словосочетание глагола и существительного, например выразить удивление вместо удивиться . Такие конструкции нередко носят канцелярский оттенок. Кроме того, к канцеляриту тяготеет нанизывание косвенных падежей, когда выстраиваются цепочки существительных в одном падеже, чаще родительном: процесс развития сотрудничества за укрепление движения сопротивления .

Задания. 1. Прочитайте синонимичные конструкции. В первом предложении есть и расщеплённое сказуемое, и нанизывание косвенных падежей. В остальных пунктах предприняты попытки избавиться от канцелярита: одно предложение разбито на два, представлены разные формы подлежащих и сказуемых, существительное - второстепенный член заменено на прилагательное-определение. Найдите в каждом предложении грамматическую основу, определения и дополнения и проанализируйте стилистику, обращая внимание на порядок слов. Под пятым пунктом придумайте предложение с подлежащим - действующим лицом и составным именным сказуемым.

1) Маша выразила Павлу своё удивление по поводу его странного поведения на даче в саду на тропинке.

2) Маша удивилась поведению Павла на даче. В саду на тропинке он вёл себя странно.

3) Машу удивило поведение Павла на даче. Он как-то странно вёл себя на тропинке сада.

4) Павел удивил Машу своим поведением на даче. Тогда на садовой тропинке он вёл себя странно.

2. Прочитайте предложения. Определите, каким членом предложения выступает неопределённая форма глагола.

1. Я начал разыскивать потерянную книгу. 2. С утра мы решили заняться делом. 3. Врач запретил мне читать лёжа. 4. Мать велела сыну поставить чайник. 5. Я не стану описывать моё состояние. 6. Наташа просила проводить её. 7. У Мити выработалась нехорошая привычка читать по ночам.

II. Обстоятельство - второстепенный член предложения, обозначающий, при каких обстоятельствах совершается действие, указывающий способ, меру, степень проявления действия или признака. Отвечает на логические вопросы как?, в какой степени, когда?, где?, куда?, откуда?, почему? и т. д.

Четвёртое словосочетание гонял (когда?) вчера нашего предложения Вчера на тропинке сада кот с пушистым хвостом гонял мышь демонстрирует обстоятельственные отношения между компонентами, где зависимое слово обозначает время действия глагола-сказуемого. Следовательно, это обстоятельство. Обстоятельство выражено наречием.

Обстоятельства, выраженные неизменяемыми частями речи, связаны с главным словом синтаксической связью примыканием.

Пятое словосочетание гонял (где?, на чём?) на тропинке допускает между компонентами два вопроса, однако к логическому относится первый. На основании того, что логический вопрос отражает обстоятельственные отношения между членами словосочетания, а существительное с предлогом на тропинке обозначает место действия, оно выступает обстоятельством. Второй вопрос относится к грамматическим, он указывает на предложный падеж существительного, а также на то, что обстоятельственные отношения в данном случае обслуживает синтаксическая связь управление.

В зависимости от того, на что указывает обстоятельство, выделяются обстоятельства (в скобках вопросы от главного слова):

1) времени (когда?, как долго?, с каких пор?, до каких пор?);

2) места (где?, куда?, откуда?);

3) образа действия (как?, каким образом?);

4) меры или степени (сколько?, в какой мере?, в какой степени?);

5) причины (почему?, по какой причине?, отчего?);

6) цели (зачем?, с какой целью?, для чего?);

7) условия (при каком условии? Выражается существительными с предлогом при или предложным сочетанием в случае ).

Задание. Прочитайте предложения, где по порядку приведены представленные обстоятельства. Свяжите выделенные обстоятельства с главным словом вопросом и определите часть речи, которой выражено главное слово, и какой это член предложения. Определите, какой частью речи выражено обстоятельство.

1) Мать в среду поднялась рано .

2) [На тропинке сада] серый кот с пушистым хвостом гонял мышь.

3) Степан шёл по аккуратно р а с ч и щ е н н ы м дорожкам села.

4) Лошадь дважды ударила копытом по мягкой земле. (М. Горький)

5) Я еду и от нечего делать читаю вывески справа налево. (А. Чехов)

6) Наш кучер уехал в кузницу подковывать лошадей. (А. Чехов)

7) При старании вы добьётесь больших успехов. В случае дождя мы останемся дома.

Обратите внимание на пример 6, где обстоятельство цели выражено неопределённой формой глагола. К инфинитиву от глагола-сказуемого можно поставить два вопроса: вопрос обстоятельства и вопрос инфинитива (уехал зачем?, что делать? подковывать ).

Задание. Прочитайте предложения, где обстоятельства образа действия, меры и степени выражены фразеологизмами. Замените фразеологизмы нейтральными синонимами и запишите предложения. Отметьте условным значком главное слово при зависимом обстоятельстве.

1. Саша извинялся потупя голову. 2. Я весь день работала не покладая рук. 3. Витя привык работать спустя рукава. 4. Урок дети слушали затаив дыхание. 5. Положа руку на сердце скажу всю правду.