«Тема Родины в творчестве Ф.И. Тютчева

e-mael для контактов: [email protected]

Муниципально- образовательное учреждение « Средняя общеобразовательная школа № 109».

По предмету: « Литература»

На тему: «Умом Россию не понять…»(Патриотическая тема в лирике Ф.И.Тютчева.)

Выполнил: ученик 10 класса «Б»

Слюсаренко Андрей Сергеевич

Филюкова Яна Геннадьевна

Как всякий русский поэт, Федор Тютчев не мог быть только поэтом лирическим. Вся его поэзия проникнута глубоким, мистическим чувством к отчизне. Признавая наличие живой души в природе, он подобным образом видел ее в России. Более того, он считал Россию по природе своей христианским царством. По мысли его, Россия призвана внутренне и внешним образом обновить человечество.

Для Тютчева Россия была не столько предметом любви, сколько веры - «в Россию можно только верить». Личные чувства его к родине были сложны и многоцветны. Было в них и отчуждение, а с другой стороны - благоговение к религиозному характеру народа.

Тютчев не любил Россию той любовью, которую Лермонтов называл почему-то «странною». К русской природе он испытывал очень сложные чувства. «Север роковой» был для него.»сновиденьем безобразным», родные места он прямо называл «немилыми».

Вера поэта в Россию не основывалась на генетическом чувстве, а была делом сознательно выработанного убеждения. Первое высокопоэтическое выражение этой веры он дал в прекрасном стихотворении «На взятие Варшавы».

Эта вера в высокое призвание России возвышает самого поэта над мелкими и злобными чувствами национального соперничества и грубого торжества победителей.

Позднее вера Тютчева в Россию высказывалась в пророчествах более определенных. Сущность их в том, что Россия сделается всемирной христианской державой: «И не пройдет вовек // Как то предвидел Дух и Даниил предрек». Однако эта держава не будет подобием звериного царства. Ее единство не будет держаться насилием.

В своем наиболее известном произведении, четверостишии «Умом Россию не понять», Тютчев поднимает патриотическую тему. При этом Россия для поэта является не абстрактной отчизной, а воплощением великого русского духа. Стихотворение было написано 28 ноября 1866 года и записано Тютчевым на клочке бумаги, который сейчас хранится в Пушкинском доме. Впервые стихотворение было опубликовано в 1868 году.

Философская миниатюра – плод размышлений Тютчева, попытка понять феномен собственной страны. Поэт, имея богатый опыт дипломатической деятельности в европейских странах, оценивал русскую культуру и политику в сравнении с европейским опытом. В строке «Аршином общим не измерить» автор подчеркивает самобытность русского народа и русского менталитета, загадочность и непредсказуемость русской души, не укладывающиеся в общеевропейские представления и стереотипы поведения.

По мнению Тютчева, именно удивительный образ мышления русского народа – залог того, что русский народ не погрязнет подобно европейцам в мещанских устремлениях, а всегда будет развиваться в любых, даже самых сложных условиях.

Стихотворение «Умом Россию не понять», образно и метко характеризуя Россию, не только выразило духовное кредо поэта, всей душой любившего свою страну, но и продолжает нести глубокий духовно-нравственный смысл для потомков.

Всю свою жизнь Ф. И. Тютчев верил в особое предназначение России, в великую судьбу ее. Судьба же самого поэта сложилась так, что свои лучшие годы он провел за границей. Тютчев длительное время служил в Мюнхене, в русской дипломатической миссии. Живя в Германии, Федор Иванович побывал во многих странах Европы - в Греции, Италии, во Франции. Однако мысль его всегда была устремлена к России, он был «русский сердцем и душою».

Россия для поэта - это «край родной долготерпенья», «грустные места», со свинцовым небосклоном и огромными снежными равнинами. В лирике Тютчева мы встречаем множество прекрасных скромных русских пейзажей. Вот «бледные березы», «пустырник легкий», «мох седой». Все так бледно, уныло, мертвенно. Кажется, усталая природа спит, «погрузившись в сон железный». Родной ландшафт рождает в душе поэта грусть.

В душе его еще живы воспоминания о краях, где «радужные горы» и «лазурные озера». Однако Россия для Тютчева - это не только грустные места, застывшие в роковом безмолвии. Но это еще и Родина, с которой судьба разлучила его юношей и куда он все же возвратился много лет спустя, зрелым мужчиной, чтобы исполнить свое истинное предназначение. Европа не стала для поэта родной. Запад и Восток всегда были противопоставлены в сознании Тютчева. Картины скромной русской природы и «бедных селений» у поэта одухотворенны и прекрасны, несмотря на их незатейливость и неброский вид. Но красота эта недоступна западному пониманию.

В заключении можно сказать, что Родина в лирике и в душе поэта играет важную и очень большую роль.

Оставил потомкам богатое творческое наследие. Он жил в эпоху, когда творили Пушкин, Жуковский, Некрасов, Толстой. Современники считали Тютчева умнейшим, образованнейшим человеком своего времени, называли "настоящим европейцем". С восемнадцати лет поэт жил и учился в Европе.

Тютчев за долгую жизнь был свидетелем многих исторических событий в русской и европейской истории: война с Наполеоном, революции в Европе, польское восстание, Крымская война, отмена крепостного права в России и других. Как человек государственно мыслящий, Тютчев мог сравнивать и делать выводы о путях развития разных стран.

Тема родины возникает в творчестве Тютчева, когда в 50-х годах он возвращается в Россию. Отношение к родине у него было двойственное, как у Лермонтова:

Итак, опять увиделся я с вами,
Места немилые, хоть и родные.

Стихотворение "Эти бедные селенья…" наполнено глубоким состраданием к русскому народу, нищему, измученному непосильным трудом:

Эти бедные селенья,
Эта скудная природа -
Край родной долготерпенья,
Край ты русского народа.

Тему унижения и бесправия продолжает стихотворение "Слезы":

Слезы людские, о слезы людские,
Льетесь вы ранней и поздней порой…
Льетесь безвестные, льетесь незримые,
Неистощимые, неисчислимые, -
Льетесь, как льются струи дождевые,
В осень глухую, порою ночной.

Поэт в своем творчестве стал уделять внимание быту, ежедневным тяготам и заботам людей. Стихотворение "Русской женщине" отражает сочувствие поэта к бесправному и униженному положению женщин в России, что характеризует автора как цивилизованного человека:

Вдали от солнца и природы,
Вдали от света и искусства,
Вдали от жизни и любви
Мелькнут твои младые годы,
Живые помертвеют чувства,
Мечты развеются твои…
И жизнь твоя пройдет незрима…

Поэт много размышлял о судьбе родины и пришел к выводу, что:

Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать -
В Россию можно только верить.

Поэт верил, что у всего живого есть душа. Есть она и у России, в которую, как в божество, можно верить. Родина для Тютчева - объект поклонения. Поэт считал, что у России - особый путь, ее любит Бог, а миссия ее - обновить человечество:

Всю тебя, земля родная,
В рабском виде Царь небесный
Исходил, благословляя.

Тютчев призывал построить отношения в обществе на духовных, христианских началах:

Растленье душ и пустота,
Что гложет ум и сердце ноет…
Кто их излечит и прикроет?
Ты, риза чистая Христа…

Стихи поэта о родине наполнены горечью и состраданием. Он понимал, что в России идет противоборство между силами добра и зла, но зло пока побеждает. Страна сама должна сделать выбор, решить свои внутренние проблемы. В русском национальном характере, по мнению поэта, заложен громадный позитивный потенциал, "русская душа" умна и талантлива, поэтому надежда на изменения к лучшему остается.

Как скачать бесплатное сочинение? . И ссылка на это сочинение; Тема родины в поэзии Ф. И. Тютчева уже в твоих закладках.
Дополнительные сочинения по данной теме

    На время жизни Анны Ахматовой пришлись величайшие войны в истории человечества. Когда началась Первая мировая война, ее муж, Н. Гумилев, добровольцем ушел на фронт. Ахматова понимала весь ужас войны, поэтому ее поэзия в те годы имеет антивоенный характер. Стихотворения "Утешение" и "Молитва" свидетельствуют об этом. Женщинам оставалось только молиться: Дай мне горькие годы недуга,Задыханья, бессонницу, жар,Отыми и ребенка, и друга,И таинственный песенный дар -Так молюсь за твоей литургиейПосле стольких томительных
    Талантливый русский поэт Ф. Тютчев был человеком, умевшим глубоко, страстно и преданно любить. В понимании Тютчева, любовь - это "поединок роковой": и слияние душ, и их противостояние. Стихотворения о любви у поэта полны драматизма: О, как убийственно мы любим,Как в буйной слепоте страстейМы то всего вернее губим,Что сердцу нашему милей! У Тютчева в стихах - буря чувств, он описывает любовь во всем разнообразии ее проявлений. Поэт верил, что к истинной любви
    Лучшая часть есенинского творчества связана с деревней. Родиной Сергея Есенина было село Константиново Рязанской губернии. Середина, сердце России дало миру прекрасного поэта. Вечно меняющаяся природа, колоритный местный говор крестьян, давние традиции, песни и сказки с колыбели вошли в сознание будущего поэта. Есенин утверждал: "Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины - основное в моем творчестве". Именно Есенину удалось создать в русской лирике образ деревни конца XIX
    Владимира Маяковского часто называют "поэтом-трибуном". Однако неверно сводить поэзию Маяковского только к агитационно-ораторским стихам, так как в ней присутствуют и интимные любовные признания, трагизм, чувство грусти и философские раздумья о любви. За внешней грубостью лирического героя Маяковского скрывается ранимое и нежное сердце. С самых первых стихотворений ("От усталости", цикл "Я" и другие) у Маяковского звучит мотив трагического одиночества человека в мире: Земля!Дай исцелую твою лысеющую головуЛохмотьями губ моих в пятнах чужих
    Поводом для создания поэмы "Облако в штанах" стали трагические переживания личного характера. Смысл и основную мысль своего произведения Маяковский определил в предисловии к первому изданию книги (1918 год). Поэт в свойственной ему манере выражает суть содержания четырех частей поэмы следующим образом: "Долой вашу любовь!", "Долой ваше искусство!", "Долой ваш строй!", "Долой вашу религию!". В первой части поэмы нашли воплощение многие темы лирики раннего Маяковского. Это и противопоставление поэта психологии "жирных", и лирический
    Николай Михайлович Рубцов родился в 1936 году в поселке Емец Архангельской области. Позже его семья переехала в Вологду. Началась война, и отец маленького Николая ушел на фронт, откуда уже не вернулся; еще через год мальчик лишился матери. Значительная часть детства будущего поэта прошла в одном из детских домов Вологодской области. Именно в малой родине Николая Рубцова следует искать истоки его глубоко национальной по духу лирики. Судьба поэта неразрывно связана с русским
    Тема России была самой важной в творчестве А. Блока. Он утверждал, что все, написанное им, - о России. Эта тема получает развитие в цикле "На поле Куликовом", написанном в 1908 году, в неоконченной поэме "Возмездие" и в стихотворении "Скифы". Патриотическая лирика Блока воплощена в цикле "На поле Куликовом". Куликовскую битву поэт изображает как символическое событие для России. Он предрекает, что таких битв, где будет решаться судьба Родины, будет еще много. Для

Последние годы жизни Тютчева отмечены многими трагическими событиями: 1864 г. - смерть Е.А. Денисьевой, 1865 - смерть дочери Елены и годовалого сына Николая, 1868 - смерть сына Дмитрия, 1870 - дочери Марии и старшего брата Николая. Эти трагические события не могли не отразиться на мироощущении поэта, не раз признававшегося в своих письмах, что он не числит себя среди живых. Однако была одна тема , неизменно заставлявшая Тютчева хотя бы на время забывать о горестных утратах, вырывавшая его из отчаяния, - судьба России . Как показывает в своей биографии Тютчева В.В. Кожинов, последние годы жизни поэта отмечены его «многообразной деятельностью в сфере русской политики»: после назначения министром иностранных дел А. Горчакова Тютчев активно включается в решение внешнеполитических вопросов, пытаясь влиять на позицию не только Горчакова, но и императора Александра Второго, и нередко достигает успеха. Поэт, - утверждает исследователь, - «так или иначе участвовал в выработке направления внешней политики».

Позицию Тютчева, его отношение к судьбе родины отчетливо передает стихотворение, написанное к юбилею Н.М. Карамзина в 1866 г., где поэт назвал своего старшего современника «верноподданным России» и именно это служение родине расценил как его величайшую заслугу. В полной мере и самого Тютчева следует назвать «верноподданным России». Его истинно патриотическая позиция: беспредельная любовь к Родине, гордость ее историей, надежды на возрождение ее роли в судьбах мира - все это становится темой тютчевских стихотворений политического характера, его писем московским публицистам (прежде всего И.С. Аксакову), его разговоров с Горчаковым. Тютчев - инициатор и вдохновитель многих выступлений И. Аксакова в печати, судьбоносных решений, принятых А. Горчаковым. О глубоком и плодотворном воздействии Тютчева справедливо писал известный поэт А. Майков, утверждавший, что именно знакомство с поэтом дало ему «высокие точки зрения на жизнь и мир, Россию и ее судьбы в прошлом, настоящем и будущем».

Тема России - одна из самых значимых в поздней лирике Тютчева. Как отметили исследователи, она возникает после духовного переворота, который переживает поэт в конце 1840-х годов, и обретает пророческую глубину и силу в лирике конца 1860 - начала 1870-х гг. Тема эта многоаспектна: стремясь осознать «русскую идею», миссию России в мире, Тютчев обращается и к древней российской истории, глубоко переживает ее печальное и трагическое настоящее, ее таинственную и великую судьбу, которую предвещает история России. Тютчеву принадлежат ставшие хрестоматийными строки, которые многократно цитировались:

Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать -
В Россию можно только верить.

В поэзии Тютчева Россия уподобляется или утесу («Утес и волны») или стене («Славянам», 1867) - образам, которые несут идею прочности, незыблемости, непоколебимости, первозданности, вечности. Так, обыгрывая в стихотворении «Славянам» слова австрийского министра иностранных дел барона фон Бейста: «Славян должно прижать к стене», Тютчев создает образ «упругой стены» - «гранитной скалы», обошедшей «шестую часть земного круга», «боевой твердыни», защищающей славян:

Они кричат, они грозятся:
«Вот к стенке мы славян прижмем!»
Ну, как бы им не оборваться
В задорном натиске своем!..

Да, стенка есть - стена большая <...>
Ужасно та стена упруга,
Хоть и гранитная скала, -
Шестую часть земного круга
Она давно уж обошла…

Ее не раз и штурмовали -
Кой-где сорвали камня три,
Но напоследок отступали
С разбитым лбом богатыри...

Именно в судьбе и облике России Тютчев видел воплощение истинно-христианского идеала. В стихотворении, написанном в годы Крымской войны, обнаружившей скрытую вражду к России европейских держав и окончившейся для России позорным поражением, Тютчев и написал стихотворение, которое выразило задушевные мысли и других русских писателей - Л. Толстого и Ф.М. Достоевского:

Эти бедные селенья,
Эта скудная природа -
Край родной долготерпенья,
Край ты русского народа!

Не поймет и не заметит
Гордый взор иноплеменный,
Что сквозит и тайно светит
В наготе твоей смиренной.

Удрученный ношей крестной,
Всю тебя, земля родная,
В рабском виде Царь небесный
Исходил, благословляя.

В облике России поэт подчеркивает только ее «бедность», «скудость», смиренную наготу. И именно в этих чертах России поэт провидит тайный «свет», знак божественного присутствия, богоотмеченности. Бедная, смиренная в своей наготе Россия представляет собой воплощенный идеал богочеловека - Христа, Царя небесного, исходившего Россию «в рабском виде» и благословившего ее на путь праведный и страдальческий.

Этой высокой верой в Россию и ее народ, глубоким прозрением в тайны человеческой души - «жилицы двух миров», Тютчев и оказался не просто близок следующим поэтическим поколениям: он стал предтечей русского символизма и акмеизма.

Вопросы о творчестве Ф.И. Тютчева

  1. В чем исследователи видят открытие Тютчева-поэта?
  2. В чем своеобразие темы природы в лирике Тютчева? Какой предстает природа в лирике поэта? В чем особенность пейзажной лирики Тютчева?
  3. Почему А.Белый назвал Ф.И.Тютчева «древним эллином»?
  4. Каким предстает человек в лирике Тютчева?
  5. Какую роль играют природные образы в размышлениях поэта о человеке?
  6. В чем видит Тютчев смысл жизни? Какие метафоры находит поэт для воплощения своего понимания смысла жизни?
  7. В чем Тютчев видит назначение поэта и как он понимает роль поэзии? Какие образы-символы поэта находит Тютчев?
  8. Какие мотивы становятся центральными в тютчевской любовной лирике? Что нового вносит поэт в звучание этой темы? Как исследователи определяют значение любовной лирики поэта?
  9. Какой предстает Россия в лирике Тютчева? Какие образы-символы передают в лирике поэта его представление о назначении России?

Тема патриотизма, веры в будущее России нередко поднимается в литературе. Одним из поэтов, прославляющих свою родину, является Федор Тютчев. «Умом Россию не понять», пожалуй, самое известное русское четверостишие. Его знают наизусть многие. Ведь всего лишь 4 строки смогли уместить всю характеристику России. Автора этих стихов можно назвать настоящим гением.

Как же Федор Тютчев сумел так емко описать Россию? Это мы узнаем, рассмотрев его деятельность и творчество. Именно жизненный опыт отразился на его поэзии.

Творчество и деятельность Ф. И. Тютчева

Русский поэт известен многим благодаря рассматриваемому нами четверостишию. Однако его творчество состоит из более чем 400 стихотворений. К тому же он имел не только писательский опыт. Тютчев многие годы занимался дипломатической деятельностью, был цензором. Десятки лет жил за рубежом. Поэт имел богатый жизненный опыт.

Тематика его произведений различна. Он пишет политическую, патриотическую, любовную лирику. Тема природы является его фаворитом.

Литература была хобби в жизни Тютчева. Его основной деятельностью все же являлась государственная служба. Она дала ему возможность долгое время прожить в Германии. Поэт и дипломат видел различия в западной и российской действительности. Его привлекала родина, в которую он верил до последнего. Это и отразилось в четверостишии «Умом Россию не понять». мы рассмотрим далее. В нем мы раскроем основные моменты, связанные с стихотворением.

Изложение четверостишия будет весьма кратким. В нем автор говорит, что Россию умом не понять, ее не измерить. Она находится в особом положении, поэтому в нее можно только верить.

В этом и состоит содержание «Умом Россию не понять». покажет нам, что означает его каждая строчка. Мы узнаем, какой смысл кроится в столь маленьком произведении.

«Умом Россию не понять»: анализ стихотворения Федора Тютчева

Патриотическая тема поднята в этом четверостишии. Оно было написано 1866 году на клочке бумажки, которая сохранилась и находится в Пушкинском доме. Произведение было опубликовано 2 года спустя. Его можно назвать философской миниатюрой, ведь оно представляет собой размышления автора о сущности России.

В первой строчке говорится, что действия руководителей и граждан Родины не поддаются логике. Во второй подразумевается, что уклад и жизнь россиян не находят понимания у других, потому что не подходят под определенные стандарты.

Третья строка означает, что у страны особый склад характера. Она исключительна. Будущее России непредсказуемо, поэтому в нее можно только верить, указывает последняя строка.

Анализ стихотворения Тютчева «Умом Россию не понять» показывает отношение автора к своей Родине. Он, несмотря на то что прожил за рубежом многие годы и отметил достойную для подражания образцовость европейцев, продолжал любить уклад жизни русских. Ему нравилась их непредсказуемость, живость ума и характера, в то время как жизнь европейцев он считал пресной и чересчур размеренной. Он был уверен, что у России своя дорога. Она не погрязнет, как Европа, в мещанских устремлениях, а будет развиваться духовно, и именно это сделает ее более сильной перед другими странами.

Для изложения своего стихотворения поэт использовал и перекрестную рифмовку. Среди выразительных средств в произведении присутствует олицетворение - он одушевил страну.

На этом, пожалуй, можно завершить анализ стихотворения Тютчева «Умом Россию не понять».

Актуальность четверостишия

Несмотря на то что стихотворение было написано в далеком 1866 году, оно все также злободневно. Россия продолжает оставаться самобытной, непредсказуемой, духовной страной. Она выбирала свой путь развития, пусть и непонятный для других держав.

Анализ стихотворения Тютчева «Умом Россию не понять» показал нам, что поэт верил в будущее своей страны. Он оставил свой вклад в развитие патриотизма. Эти 4 строки вне времени - они бессмертны и актуальны, пока жива Россия. Не случайно произведение входит в школьную программу. Ведь оно развивает в молодом поколении патриотизм, показывает сущность родины и несет глубокий смысл. Именно это мы отметили, проведя анализ стихотворения Тютчева «Умом Россию не понять».

Русская литература XIX в. щедро одарила нас бесценными высокодуховными произведениями, познакомила со многими выдающимися поэтами, среди которых особое место принадлежит моему любимому поэту Ф. И. Тютчеву. О его творчестве можно сообщить словами Тургенева: “О Тютчеве не спорят: кто его не чувствует, тем самым доказывает, что он не чувствует поэзии”.

С детских лет нас сопровождают стихи Федора Ивановича Тютчева Многие из нас ещё не умели читать, но уже наизусть знали его стихи. После первого знакомства с его произведениями для многих он становился потом самым понятным и любимым поэтом. Многие его строки вспоминаем мы, когда хотим сообщить самые сокровенные свои чувства. Даже в данный момент, когда я ещё и ещё перечитываю его стихи, понимаю и поражаюсь неиссякаемому богатству русского языка. Его стихи служат лучшим доказательствам могущества слова.

Во многих стихах Тютчева отражена глубокая любовь к природе, которая неразрывно связана с любовью к родине. Свою беззаветную веру в родину поэт старался прививать людям, окружавшим его в тот момент, а также и будущему поколению. Мне вспоминается небольшой, но сосредоточивший в себе столько смысла отрывок из письма Тютчева к дочери, в котором он анонсирует, что в РФ она найдет больше любви, чем где бы то ни было, ощутит все доброе в ее народе и будет счастлива, что родилась русской.

Через обращение к природе Тютчев раскрывает всю красоту и неповторимость нашей родины, воспевает любовь к ней, восхищается и описывает с такой точностью, какую не встретишь больше ни у одного поэта. Федор Иванович в своих стихах предоставил наиболее емкие и поэтически точные картины родной природы. Так, в своем стихотворении “Весенняя гроза” он наиболее точно показал грозу над полем, лесом, садом, над зелеными просторами зачинающейся весны в России:

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

Да, многие стихотворения Тютчева посвящены природе, любви. Это, разумеется, дает основание относить его к жрецам “чистой поэзии”, но Тютчев был также человеком своего времени. И много стихов посвятил своей родине. Из них мы узнаем, что не все в РФ так радует поэта, как красота родных просторов. Происходящие на родине события не были созвучны его мировоззрению. Суждения Тютчева точно характеризуют всю мерзость создавшейся в стране политической обстановки: “В РФ канцелярия и казарма… все движется приблизительно кнута и чина”.

Судя по лирике поэта, он был противником чинопочитания, лишен всякого желания выслужиться, являлся противником крепостного права:

Над этой темною толпой

Непробужденного народа

Взойдешь ли ты когда, свобода,

Блеснет ли луч твой золотой.

Тютчев вечно стремился сохранить полную свободу мысли и чувства, не покорялся условной светской “морали”, не раболепствовал перед светскими приличиями. Для поэта Россия представлялась незыблемой громадой, “ковчегом спасения” для Европы. Однако такой она представлялась поэту лишь по виду. В глубине же своей она была “краем долготерпения”. Всю ответственность за военные проигрыши и беды народа Тютчев возлагает на царя. И аккурат в его адрес была направлена резкая и обличительная эпиграмма:

Не Богу ты служил и не РФ,

Служил лишь суете своей,

И все дела твои, и добрые, и злые, -

Все было ложь в тебе, все признаки пустые:

Ты был не царь, а лицедей.

Это стихотворение вызывает неоднозначное чувство. Неоднозначен и был в своем поведении Тютчев. Он принадлежал к привилегированному классу, участвовал в дворянских политических кружках и был знаком с некоторыми декабристами. Однако его сильно возмущали насильственные методы, выбранные ими для борьбы. Зная о готовящемся бунте декабристов, поэт придерживался нейтралитета. Потом он резко выступил с критикой декабристского движения:

Вас развратило самовластье,

И меч его вис поразил, -

И в неподкупном беспристрастье

Сей приговор закон скрепил.

Народ, чуждаясь вероломства,

Поносит ваши имена -

И ваша память от потомства,

Как труп в земле, сохранена.

Дыхание эпохи, в которую жил поэт, ощущается более того в стихах, далеких от общественной и политической тематики. Он был современником больших войн и социальных потрясений. И как человек широкого кругозора и острого ума, Тютчев пытался осмыслить историческое важность происходящих в стран
е событий, с болью и тревогой следя за ними. Его поэзия - это своеобразная исповедь человека, посетившего “сей мир в его минуты роковые”, в эпоху крушения социальных устоев.

Тютчев вечно стремился существовать не в прошлой, а в настоящей РФ, и эти строки очень хорошо отражают его мысли:

Не о былом вздыхают розы

И соловей в ночи поет:

Благоухающие слезы

Не о былом Аврора льет, -

14 страх кончины неизбежной

Не свеет с древа ни листа.

Их жизнь, как океан безбрежный,

Вся в настоящем разлита.

Неоднозначное отношение Тютчева к образу своей родины проходит через все его творчество. Он одновременно воспевает красоту РФ через природу и обличает все пороки страны тех времен. Но все же поэт с большой искренностью и любовью относится к РФ, восхищается ее красотами.

Россия для Тютчева была своеобразным живописным полотном, о достоинствах которого он мог судить не только на своей родине, но и вдали от нее. Прожив много лет за рубежом, поэт начал судить о своей родине как бы издалече, и порой происходящие в РФ события становились ему неясными и чуждыми. В конце жизни он написал следующие стихи:

умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать -

В Россию можно только верить.