Термины по русскому языку егэ 25 задание. И не забудь: для тебя создан наш курс интенсивной подготовки к ЕГЭ





Задание 25 ЕГЭ 2018 по русскому языку, теория.

Алгоритм выполнения задания.

1) Внимательно прочитайте задание. В формулировке задания находятся подсказки.

2) Зачастую в задании написано, лексическое или синтаксическое средство вам нужно найти. Лексические средства – это синонимы, антонимы и т.д. Синтаксические средства связаны с членами предложения, порядком слов. Фонетические средства – это ассонанс, аллитерация или звукоподражание, а тропы – это слова или выражения, употребленные в переносном смысле.

3) Если в словосочетании одно слово выделено курсивом, то это в большинстве случаев эпитет. При парцелляции и параллелизме, номера предложений в задании пишут через "-". Однородные члены - через ",". Разговорные, просторечные, книжные, устаревшие слова приводятся в скобках.

4) Выучите теорию. Если вы не знаете, что значит тот или иной термин, методом исключения вы не сможете решить это задание.

Определения

Гипербола

Преувеличение

Сто лет не виделись,

Изображение людей или явлений в фантастическом, уродливо - комическом виде, основано на преувеличении

Взъярённый на заседание врываюсь лавиной,

Дикие проклятья дорогой изрыгая.

И вижу: сидят людей половины.

О дьявольщина! Где же половина другая? (Маяковский)

Выражение насмешки или лукавства посредством иносказания

Едва ли кто польстится на такую красавицу

Преуменьшение

Небо с овчинку, мозг с орех

Метафора

Скрытое сравнение, перенесение свойств одного предмета или явления на другой на основании общих признаков

Лес рук, голова кипит, он шипит от злости, костер рябины красной

Метонимия

Замена одного слова или выражения другим на основе близости значений

Тарелку съел, лес шумит

Олицетворение

Наделение неодушевленных предметов свойствами одушевленного

Небо нахмурилось, солнце улыбнулось

Перифраз(а), парафраз(а)

Замена одного слова описательным выражением

Мы едем в город на Неве.

Царь зверей сидел на камне.

Синекдоха

Вид метонимии, название части вместо целого или наоборот

Француз бежал (имеется в виду французская армия); Эй, шляпа! (при обращении к человеку)

Сравнение

Уподобление одной ситуации другой, одного явления другому (обратите внимание на союзы: как, словно, будто)

Глаза, как океаны; Храбрый, как лев

Эмоционально красочное определение

Добрый ветер, живительная влага, горящие глаза

Синтаксические средства

Единоначатие, повторение начальных слов, строк или фраз

Эти бедные селенья,

Эта скудная природа -

Край родной долготерпенья,

Край ты русского народа.

Повторение одного и того же слова, фразы в конце отрезка речи

Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?

Антитеза

Противопоста-вление

Полюбил богатый-бедную,

Полюбил ученый-глупую,

Полюбил румяный-бледную,

Полюбил хороший-вредную

Градация

Последовательное нагнетание или ослабление сравнений, образов, эпитетов, метафор

Не жалею, не зову, не плачу,

Все пройдет, как с белых яблонь дым.

Инверсия

Нарушение порядка слов в предложении

Говорю тебе я правду. (Прямой порядок – я говорю тебе правду)

Лексический повтор

Повторение одного и того же слова. Средство связи в тексте между предложениями.

Это еще не сказка. Сказка только начинается.

Оксюморон

Сочетание

несовместимого

Смотри, ей весело грустить.

Убогая роскошь.

Горячий снег.

Риторический вопрос / восклицание / обращение

Вопрос / восклицание /обращение, не требующее ответа

Отчего мне так грустно, береза?

Здравствуй, солнышко!

Что за люди!

Синтаксический параллелизм

Тождественное или сходное расположение элементов речи в смежных частях текста

Летал сокол по небу, Гулял молодец по свету.

Утихает светлый ветер, Наступает серый вечер…

Умолчание

Стилистический прием, при котором выражение мысли остается незаконченным, ограничивается намеком

Баснь эту можно бы и боле пояснить –

Да чтоб гусей не раздразнить…

Эллипсис

Синтаксическое средство, основанное на пропуске одного из членов предложения

Татьяна ах! , а он реветь (Пушкин)

Парцелляция

Я! Говорю! Хватит!

Я думаю. Что вы не правы.

Однородные члены предложения / ряды однородных членов

Слова одной и той же части речи, относящиеся к одному слову и отвечающие на один вопрос.

А и на этом месте стояли прежде и перестояли революцию дремучие,

непрохожие леса.(Солженицын)

Лесной перегной и мох впитывают

этот дождь не торопясь, основательно

Вопросно - ответная форма

Текст, представленный в виде риторических вопросов и ответов на них

Для чего нужны книги? Книги нужны, чтобы развиваться, узнавать что-то новое.

Фонетические средства выразительности

Аллитерация

Стилистический прием, при котором повторяются согласные.

Свищет ветер, серебряный ветер

В шёлковом шелесте снежного шума

Ассонанс

Повтор гласных

Мело, мело по всей земле во все пределы. Свеча горела на столе, свеча горела. (ассонанс на е)

Звукоподражание

Воспроизведение природного звучания какими - либо напоминающими его звуками

Трах - так - так! - И только эхо

Откликается в домах...

Лексические средства выразительности

Антонимы

Слова, противоположные по значению.

День - ночь, умный - глупый

Контекстные антонимы

Слова, противоположные по значению только в пределах контекста.

Я глупая, а ты умён. Живой, а я остолбенелая

Синонимы

Слова, различные по написанию, но близкие по значению.

Путь -дорога, говорить - болтать

Контекстные синонимы

Слова, близкие по значению только в пределах контекста.

Жалобно, грустно и тоще

В землю вопьются рога…

Снится ей белая роща

И травяные луга.

Разные по значению, но одинаковые по звучанию и написаю слова

Ручка (инструмент для письма) – ручка (дверная), ласка (животное) – ласка (нежность)

Паронимы

Однокоренные слова, близкие по звучанию, но не совпадающие по значению

Дипломат – дипломант, каменный – каменистый, абонент - абонемент

Диалектизмы

Слово или оборот, употребляющийся в определенной местности

Петух – кочет, балка - овраг

Жаргонизмы

Речь социальной группы, отличная от общего языка

Предки – родители, хвост (несданный экзамен/слежка)

Профессионализмы

Слова, употребляющиеся только в определенной профессиональной среде

Абсцисса (математика), аффрикаты (лингвистика)

Слова, обозначающие специальные понятия в науке, технике

Суффикс, метафора, гипотенуза

Книжная лексика

Слова, которые употребляются преимущественно в письменной речи

Гипотеза, генезис, адресат

Разговорная лексика

Слова, которые употребляются в повседневной обиходной речи

Белобрысый, жвачка

Просторечная лексика

Слова, характеризующиеся упрощенностью, оттенком грубости, обычно служат для резких оценок

Башка (вместо голова), втемяшиться (укрепиться в сознании)

Эмоционально - экспрессивная лексика

Слова, которые носят оценочный характер

Брехня, выскочка

Архаизмы

Устаревшее слово или оборот речи

Очи (глаза), чело (лоб)

Историзмы

Слова, вышедшие из употребления в связи с исчезновением предмета или явления, которое они обозначали

Лакей, треуголка

Заимствованные слова

Слова, пришедшие в русский язык из других языков

Латте, вуаль, такси, ландшафт

Фразеологизмы

Лексически неделимое, устойчивое словосочетание

Авгиевы конюшни, манна небесная, зарубить на носу

Справочник для подготовки к ЕГЭ

Справочная информация ко всем заданиям: 1 — 26. Если чего-то не знаешь, не помнишь, не понимаешь, тебе сюда. Просто, доступно, много примеров.

Сборник тренировочных тестовых заданий: 1 - 24

Тренировочные тесты с ответами ко всем заданиям

«ЕГЭ-навигатор»

Интерактивный курс подготовки к ЕГЭ по русскому языку. 26 разделов. Индивидуальная статистика достижений. Варианты формируются для каждого персонально при новых посещениях. Полностью соответствует новому формату ЕГЭ.

  • ЕГЭ-навигатор по подписке

«ЕГЭ-ответник»

Кого интересуют тренировочные варианты ЕГЭ по русскому языку с ответами и комментариями? Наша новая серия «ЕГЭ-ответник» для вас.

Сборник сочинений по русскому языку (задание 26)

Легче научиться писать сочинения по исходному тексту, если точно знаешь, каковы требования ЕГЭ к заданию 26 по русскому языку. Разбор работ выпускников показывает типичные ошибки и недочёты.

Итоговое зимнее сочинение

Всё о выпускном сочинении. Концепция. Критерии проверки в школе. Критерии оценивания в вузах. Образцы работ.

Практикум по орфоэпии

Существительные из списка ФИПИ. Как их запомнить? Поможет интенсивная тренировка в интерактивном виде

Полезная информация

Слово ЕГЭ действует на людей завораживающе. Большинство задолго до экзамена начинает относиться к нему как к роковому рубежу: страшному и неизбежному. Создается впечатление, что воля и разум людей при этом парализуются... Всплывают отчетливые образы конвейера, мясорубки или течения, несущего несчастных неизвестно куда... Каково следствие подобного отношения к предстоящему испытанию? Пассивность, безучастность или, напротив, лихорадочная активность, бессмысленная суета, излишнее нервное напряжение. Получите достоверную информацию о предстоящем экзамене.

Бесполезная информация

Даже во время сложной или серьёзной работы можно найти повод пошутить. Рубрика для тех, кто захочет немного расслабиться

Самооборона. Если нужна апелляция

На апеллирование лучше заранее не настраиваться. Есть такая жизненная закономерность: часто люди притягивают к себе ситуации, о которых излишне много думают. Ситуация подачи апелляции не самая приятная. Хотелось бы, чтобы вы её избежали. Но если апелляция неизбежна, то лучше знать, как её подать.
Поэтому считаю важным поговорить и на эту тему.

Источник задания: Решение 2860. ЕГЭ 2018. Русский язык. И.П. Цыбулько. 36 вариантов.

(1)В мирные годы человек, в довольстве и счастье, как птица, купающаяся в небе, может далеко отлететь от гнезда и даже покажется ему, будто весь мир его родина. (2)Иной человек, озлобленный горькой нуждой, скажет: «Что вы твердите мне: родина! (3)Что видел я хорошего от неё, что она мне дала?»

(4)Но надвинулась общая беда. (5)Враг разоряет нашу землю и всё наше вековечное хочет назвать своим. (6)Тогда и счастливый, и несчастный собираются у своего гнезда. (7)Даже и тот, кто хотел бы укрыться, как сверчок, в тёмную щель и посвистывать там до лучших времён, и тот понимает, что теперь нельзя спастись в одиночку.

(8)Гнездо наше, родина возобладала над всеми нашими чувствами. (9)И всё, что мы видим вокруг, что раньше, быть может, мы и не замечали, не ценили, как пахнущий ржаным хлебом дымок из занесённой снегом избы, - теперь пронзительно дорого нам.

(10)Родина - это движение народа по своей земле из глубин веков к желанному будущему, в которое он верит и которое создаёт своими руками для себя и своих поколений. (11)Это вечно отмирающий и вечно рождающийся поток людей, несущих свой язык, свою духовную и материальную культуру и непоколебимую веру в законность и нерушимость своего места на земле.

(12)3емля оттич и дёдич - это те берега полноводных рек и лесные поляны, куда пришёл наш пращур жить навечно. (13)Он был силён и бородат, в посконной длинной рубахе, солёной на лопатках, смышлён и нетороплив, как вся дремучая природа вокруг него. (14)Многое мог увидеть пращур, из-под ладони глядя вокруг... (15)«Ничего, мы сдюжим», - сказал он и начал жить. (16)Росли и множились позади него могилы отцов и дедов, рос и множился его народ. (17)Дивной вязью он плёл невидимую сеть русского языка; яркого, как радуга вслед весеннему ливню, меткого, как стрелы, задушевного, как песня над колыбелью, певучего и богатого. (18)Он назвал все вещи именами и воспел всё, что видел и о чём думал, и воспел свой труд. (19)И дремучий мир, на который он накинул волшебную сеть слова, покорился ему, как обузданный конь, и стал его достоянием, и для потомков его стал родиной - землёй оттич и дедич.

(20)Русский народ создал огромную устную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, весёлые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, героические, волшебные, бытовые и пересмешные сказки. (21)Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга. (22)Она была достоинством и умом народа. (23)Она становила и укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой и почитанием отцов и дедов.

(24)Недаром пращур плёл волшебную сеть русского языка: вся широкая, творческая, страстная, взыскующая душа народа русского нашла отражение в нашем искусстве XIX века. (25)Оно стало мировым и во многом повело за собой искусство Европы и Америки.

(26)Русская наука дала миру великих химиков, физиков и математиков.

(27)Первая паровая машина была изобретена в России, так же как и вольтова дуга, беспроволочный телеграф и многое другое.

(28)Пращур наш, наверное, различил в дали веков эти дела народа своего и сказал тогда на это: «Ничего, мы сдюжим...» (29)На каждом из нас лежит ответственность за нашу Родину, за сохранение наследства нашего народа, сильного, свободолюбивого, правдолюбивого, умного и не обиженного талантом.

(По А. Н. Толстому)

Задание 25 . «Статья „Родина" была написана А. Н. Толстым в тяжёлые годы Великой Отечественной войны. Повествование пронизано болью за судьбу России и одновременно гордостью за неё. Выразить эти чувства писателю помогают многочисленные тропы, среди которых (А)___ („поток людей" в предложении 11, „накинул волшебную сеть слова" в предложении 19) и (Б)___ („как стрелы" в предложении 17, „как обузданный конь" в предложении 19), а также лексическое средство - (В)___ („возобладала" в предложении 8, „воспел" в предложении 18) и приём - (Г)___ (предложения 22, 23)».

Список терминов:

1) метафора

2) сравнение

3) диалектизм

4) книжные слова

5) фразеологизм

6) цитирование

7) противопоставление

8) разговорная лексика

9) анафора

Решение.

1. Обратим внимание на характеристики «троп» и «синтаксическое средство. Если в рецензии такой характеристики нет, то приведённое в скобках слово – это троп или лексическое средство, а указанный в скобках номер предложения – синтаксическое средство. Внимание: эпитет в задании 24 всегда выделен в примере курсивом!

А – троп.

Б – троп.

В – лексическое средство.

Г – синтаксическое средство.

2. Выделим в списке терминов тропы, лексические средства и синтаксические средства.

Тропы: 1, 2.

Синтаксические средства: 6, 7, 9.

Лексические средства: 3, 4, 8.

Таким образом, к каждому заданию имеет отношение от 2 до 3 терминов. Термины в задании не повторяются.

3. Выберем правильный термин.

А – «поток людей» – метафора, 1.

Б – «как стрелы» – сравнение 2.

В – «возобладала», «воспел» – книжная лексика 4.

Г – слово «она» в начале двух предложений – анафора 9.

Проверка. Подставим термины в текст рецензии и убедимся, что все слова стоят в правильной форме, грамматических и смысловых ошибок нет.

«Статья „Родина" была написана А. Н. Толстым в тяжёлые годы Великой Отечественной войны. Повествование пронизано болью за судьбу России и одновременно гордостью за неё. Выразить эти чувства писателю помогают многочисленные тропы, среди которых (А) метафора („поток людей" в предложении 11, „накинул волшебную сеть слова" в предложении 19) и (Б) сравнение („как стрелы" в предложении 17, „как обузданный конь" в предложении 19), а также лексическое средство - (В) книжные слова („возобладала" в предложении 8, „воспел" в предложении 18) и приём - (Г) анафора (предложения 22, 23)».

В ответ записываем цифры, не нарушая последовательность букв, без пробелов и запятых.

Задание 25 ЕГЭ по русскому языку 2018, теория

Алгоритм выполнения задания:

1) Внимательно прочитайте задание. В формулировке задания находятся подсказки.

2) Зачастую в задании написано, лексическое или синтаксическое средство вам нужно найти. Лексические средства - это синонимы, антонимы и т.д. Синтаксические средства связаны с членами предложения, порядком слов. Фонетические средства - это ассонанс, аллитерация или звукоподражание, а тропы - это слова или выражения, употребленные в переносном смысле.

3) Если в словосочетании одно слово выделено курсивом, то это в большинстве случаев эпитет. При парцелляции и параллелизме, номера предложений в задании пишут через "-". Однородные члены - через ",". Разговорные, просторечные, книжные, устаревшие слова приводятся в скобках.

4) Выучите теорию. Если вы не знаете, что значит тот или иной термин, методом исключения вы не сможете решить это задание.

Тропы

Средства выразительности

Определения

Примеры

Гипербола

Преувеличение

Сто лет не виделись,

Гротеск

Изображение людей или явлений в фантастическом, уродливо-комическом виде, основано на преувеличении

Взъярённый на заседание врываюсь лавиной,

Дикие проклятья дорогой изрыгая.

И вижу: сидят людей половины.

О дьявольщина! Где же половина другая? (Маяковский)

Ирония

Выражение насмешки или лукавства посредством иносказания

Едва ли кто польстится на такую красавицу

Литота

Преуменьшение

Небо с овчинку, мозг с орех

Метафора

Скрытое сравнение, перенесение свойств одного предмета или явления на другой на основании общих признаков

Лес рук, голова кипит, он шипит от злости, костер рябины красной

Метонимия

замена одного слова или выражения другим на основе близости значений

Тарелку съел, лес шумит

Олицетворение

Наделение неодушевленных предметов свойствами одушевленного

Небо нахмурилось, солнце улыбнулось

Перифраз(а), парафраз(а)

Замена одного слова описательным выражением

Мы едем в город на Неве.

Царь зверей сидел на камне.

Синекдоха

Вид метонимии, название части вместо целого или наоборот

Француз бежал (имеется в виду французская армия); Эй, шляпа! (при обращении к человеку)

Сравнение

Уподобление одной ситуации другой, одного явления другому (обратите внимание на союзы: как, словно, будто)

Глаза, как океаны; Храбрый, как лев

Эпитет

Эмоционально красочное определение

Добрый ветер, живительная влага, горящие глаза

Синтаксические средства

Анафора

Единоначатие, повторение начальных слов, строк или фраз

Эти бедные селенья,

Эта скудная природа —

Край родной долготерпенья,

Край ты русского народа.

Эпифора

Повторение одного и того же слова/фразы в конце отрезка речи

Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?

Антитеза

Противопоставление

Полюбил богатый—бедную,

Полюбил ученый—глупую,

Полюбил румяный—бледную,

Полюбил хороший—вредную

Градация

Последовательное нагнетание или ослабление сравнений, образов, эпитетов, метафор

Не жалею, не зову, не плачу,

Все пройдет, как с белых яблонь дым.

Инверсия

Нарушение порядка слов в предложении

Говорю тебе я правду. (Прямой порядок - я говорю тебе правду)

Лексический повтор

Повторение одного и того же слова. Средство связи в тексте между предложениями.

Это еще не сказка. Сказка только начинается.

Оксюморон

Сочетание взаимоисключающих понятий

Смотри, ей весело грустить.

Убогая роскошь.

Горячий снег.

Риторический вопрос/ восклицание/обращение

Вопрос/ восклицание/обращение, не требующее ответа

Отчего мне так грустно, береза?

Здравствуй, солнышко!

Что за люди!

Синтаксический параллелизм

Тождественное или сходное расположение элементов речи в смежных частях текста

Летал сокол по небу, Гулял молодец по свету.

Утихает светлый ветер, Наступает серый вечер…

Умолчание

Стилистический прием, при котором выражение мысли остается незаконченным, ограничивается намеком

Баснь эту можно бы и боле пояснить -

Да чтоб гусей не раздразнить…

(Крылов)

Эллипсис

Синтаксическое средство, основанное на пропуске одного из членов предложения

Татьяна ах! , а он реветь (Пушкин)

Парцелляция

Я! Говорю! Хватит!

Я думаю. Что вы не правы. (по правилам русского языка придаточное не может употребляться самостоятельно)

Однородные члены предложения/ ряды однородных членов

Слова одной и той же части речи, относящиеся к одному слову и отвечающие на один вопрос.

А и на этом месте стояли прежде и перестояли революцию дремучие,

непрохожие леса.(Солженицын)

Лесной перегной и мох впитывают

этот дождь не торопясь, основательно

Вопросно-ответная форма

Текст, представленные в виде риторических вопросов и ответов на них

Для чего нужны книги? Книги нужны, чтобы развиваться, узнавать что-то новое.

Фонетические средства выразительности

Аллитерация

Стилистический прием, при котором повторяются согласные.

Свищет ветер, серебряный ветер

В шёлковом шелесте снежного шума

Ассонанс

Повтор гласных

Мело, мело по всей земле во все пределы. Свеча горела на столе, свеча горела. (ассонанс на е)

Звукоподражание

Воспроизведение природного звучания какими-либо напоминающими его звуками

Трах-так-так! —И только эхо

Откликается в домах...

(Блок)

Лексические средства выразительности

Антонимы

Слова, противоположные по значению.

День-ночь, умный - глупый

Контекстные антонимы

Слова, противоположные по значению только в пределах контекста.

Я глупая, а ты умён. Живой, а я остолбенелая

Синонимы

Слова, различные по написанию, но близкие по значению.

Путь -дорога, говорить - болтать

Контекстные синонимы

Слова, близкие по значению только в пределах контекста.

Жалобно, грустно и тоще

В землю вопьются рога…

Снится ей белая роща

И травяные луга.

Омонимы

Разные по значению, но одинаковые по звучанию и написаю слова

Ручка (инструмент для письма) - ручка (дверная), ласка (животное) - ласка (нежность)

Паронимы

Однокоренные слова, близкие по звучанию, но не совпадающие по значению

Дипломат - дипломант, каменный - каменистый, абонент - абонемент

Диалектизмы

Слово или оборот, употребляющийся в определенной местности

Петух - кочет, балка - овраг

Жаргонизмы

Речь социальной группы, отличная от общего языка

Предки - родители, хвост (несданный экзамен/слежка)

Профессионализмы

Слова, употребляющиеся только в определенной профессиональной среде

Абсцисса (математика), аффрикаты (лингвистика)

Термины

Слова, обозначающие специальные понятия в науке, технике

Суффикс, метафора, гипотенуза

Книжная лексика

Слова, которые употребляются преимущественно в письменной речи

Гипотеза, генезис, адресат

Разговорная лексика

Слова, которые употребляются в повседневной обиходной речи

Белобрысый, жвачка

Просторечная лексика

Слова, характеризующиеся упрощенностью, оттенком грубости, обычно служат для резких оценок

Башка (вместо голова), втемяшиться (укрепиться в сознании)

Эмоционально-экспрессивная лексика

Слова, которые носят оценочный характер

Брехня, выскочка

Архаизмы

Устаревшее слово или оборот речи

Очи (глаза), чело (лоб)

Историзмы

Слова, вышедшие из употребления в связи с исчезновением предмета или явления, которое они обозначали

Лакей, треуголка

Заимствованные слова

Слова, пришедшие в русский язык из других языков

Латте, вуаль, такси, ландшафт

Фразеологизмы

Лексически неделимое, устойчивое словосочетание

Авгиевы конюшни, манна небесная, зарубить на носу

Дельные советы:

Выполняя задание 25, не нужно:

  • оригинальничать, самовыражаться любой ценой;
  • стремиться поразить мир глубинами мудрости, знаний, интеллекта;
  • вступать в острую полемику с миром взрослых, общественными устоями;
  • оспаривать общепринятые нравственно-этические ценности;
  • пытаться самоутвердиться, критикуя автора исходного текста, его позицию, мнение, точку зрения;
  • демонстрировать недавно приобретённые и, возможно, ещё пока слабоосвоенные приёмы, придающие работе шик, индивидуальность, нестандартность;
  • писать многостраничное исследование современного состояния нашего общества, его культурных, духовных, нравственных, экологических и других проблем.

Всё это можно делать в декабрьском сочинении, введённом в 2014—2015 учебном году.

Задание 25 не предусматривает экспромтности, порыва эмоций и полёта фантазии. Поверь, их никто не оценит, точнее, и оценивать не станет. Рассматриваться будет лишь соответствие написанного тобой текста установленному набору требований. К1-К12 - «Критерии оценивания сочинения» . Отсюда следствие: хочешь высокий балл за сочинение, пиши так, как это требуется.

1. Начни с внимательного прочтения текста и обдумывания компонентов будущей работы. Необходимые формулировки фиксируй в черновике. Сделать этот шаг — значит определиться, что писать, продумать содержание работы:

  • внимательно, вдумчиво, если это необходимо, несколько раз прочитай предложенный текст;
  • определи главную (основную, основополагающую) идею, кратко сформулируй её, запиши свою формулировку;
  • продумай комментарий к проблеме;
  • определи позицию автора, сформулируй его отношение к проблеме;
  • продумай свою позицию, сформулируй своё мнение, отразив при этом отношение к изложенной выше позиции автора (полное согласие, поддержка, неполное согласие, несогласие, возражение);
  • подбери и сформулируй не менее двух ссылок на примеры из художественной литературы, публицистики, общественно-культурной жизни общества, истории и т.п., которые имеют прямое, непосредственное отношение к рассматриваемой автором проблеме и иллюстрируют, объясняют, помогают понять твоё отношение к ней.

2. Определив основные компоненты содержания, предусмотренные К1—К12, продумай, как будет построена твоя работа. Этот шаг нужен для того, чтобы понять, как писать, как целесообразнее изложить содержание.

В твою задачу не входит поразить экспертов оригинальностью композиции. Ведь сейчас ты пишешь вовсе не детективный роман, в котором чем всё запутаннее, тем лучше. Работа должна быть чёткой, ясной, последовательной, логичной. Желательно, чтобы членение на абзацы соответствовало частям работы, а части легко соотносились с "критериями оценивания" К1—К4.
Поскольку критерии предусматривают использование как минимум двух аргументов при изложении своей точки зрения на проблему, то каждый из них целесообразно выделить в отдельный абзац.
Не забудь про вступление и заключение. По одному абзацу отведи и для одного, и для другого.

Помни: эксперты читают большое количество работ каждый день. Позаботься о том, чтобы твоя работа хорошо читалась. Пиши разборчиво, чётко. Графическое оформление работы должно помогать восприятию её содержания. Работая на экзаменатора, ты работаешь на себя.

3. Заруби на носу: самые неудачные работы те, в которых не чувствуется смысловой целостности, недостаёт логики и нет соразмерности и логической связанности частей. Многие пишут как бог на душу положит: то долго топчутся на одном месте, то вдруг уводят читателя в сторону от основной темы, то скачут с пятого на десятое. Изложение должно быть последовательным и связным. За это тебе могут добавить два балла. И, напротив, в соответствии с К5, баллы не начисляются, если в работе не просматривается коммуникативный замысел, допущена хотя бы одна логическая ошибка или имеется хотя бы одно нарушение абзацного членения текста. Запомни: экзаменатор не должен додумывать за тебя то, что осталось не выражено, недоформулировано, недообъяснено.

4. Особое внимание обрати на объём своей работы. Сочинения, содержащие менее 150 слов, не могут быть оценены высшим баллом. Но не стоит писать и очень длинный текст. У тебя не так много времени, чтобы написать объёмную работу надлежащего качества. Оптимальным является объём в 230—250 слов. Если твоя школьная отметка за сочинения — пятёрка, если ты пишешь с лёгкостью и абсолютно уверен(-а) в себе, можешь позволить себе и бо´ льший объём. Учти, считаются все слова, включая "маленькие": предлоги, союзы, частицы.

Дома при подготовке к сочинению обязательно подсчитывай количество слов. Необходимо выработать чувство времени и объёма. Постоянно контролировать, каким временем ты располагаешь для завершения работы и какой объём текста тебе ещё предстоит написать.

5. Научись работать с черновиком. Черновик не для того, чтобы, проверив ошибки, ты всё в точности перенёс в чистовой вариант работы. Это было бы непозволительной роскошью. Черновик нужен как исходный вариант для последующего улучшения текста. Научись безжалостно редактировать черновик. Читая готовую работу, обращай пристальное внимание на то, насколько точно выражены мысли, чётко ли они сформулированы. Избегай повторов: в пределах одного абзаца они сразу бросаются в глаза читателю.

Проверь, грамотно ли написан черновик. В случае, если написание слов или пунктуация вызывают сомнение, лучше поискать альтернативные варианты оформления мысли.

6. Тщательно проверяй ошибки в готовой работе. Для этого используй старинный приём: читай текст несколько раз в разной последовательности. В первый раз — от начала до конца, следя за пунктуацией. Объясни постановку каждого знака. Встретив запятую, проверь, не нужна ли вторая запятая, например, при обособлениях, вводных словах и др. необходимых случаях. Цель следующего прочтения — проверка орфографии. Каждый знает, что главное при этом не позволять взгляду бегло скользить вдоль строки, а вниманию — переключаться на анализ содержания. Чтобы этого не случилось, читай текст по-другому: с конца, предложение за предложением, медленно, побуквенно, фиксируя взглядом каждую орфограмму.

Как понимает каждый, существенную часть работы по подготовке к сочинению можно провести заранее. Центр тяжести нужно перенести с момента экзамена на предэкзаменационную пору. В чём полезно потренироваться?

1. Писать вступления и заключения. Обязательно напиши их штук по 10—15, а если ощущение лёгкости задачи не появится, то ещё больше: по 20—25. Существует масса приёмов, позволяющих эффектно начать и закончить работу. Главное, чтобы вступление и заключение были связаны с основной частью работы, а не уводили в сторону от её доминирующей идеи. Второе, на что нужно обратить внимание, это объём. И вступление, и заключение должны быть достаточно краткими, лаконичными. Только тогда они будут работать на тебя, а не против тебя.

Знаю, кто-то скажет: «За вступление и заключение баллы не ставят». Да, отдельно эти части работы не оцениваются, но... 2 балла можно получить за К5, то есть за целостность работы, связность и логичность изложения, за то, как в сочинении прослеживается коммуникативный замысел. Без вступления и заключения работа будет неполной. Это не страшно для тех, кто мечтает о тройке или надеется на четвёрку. Но для претендентов на высокий тестовый балл важна каждая мелочь.

Мое мнение: если без вступления еще как-то можно обойтись, то без заключения — никак. Сочинения без концовки выглядят незаконченными, прерванными на полуслове.

2. Стоит потренироваться в формулировании проблемы исходного текста. Образцы таких формулировок есть в достаточном количестве в пособиях ФИПИ (начиная с 2011 года). Эти формулировки не нужно заучивать. Их не стоит повторять. Они не идеал. См. об этом чуть ниже. Но нечто подобное нужно научиться создавать самим. В учебных целях очень полезно составить список, содержащий перечень формулировок различных проблем. Это отличная тренировка. Занявшись этой работой, вы скоро увидите, что список не бесконечен, поскольку проблемы начнут повторяться. Иногда с незначительными вариациями. Текстов гораздо больше, чем проблем. Прочитав, к примеру, сто разных текстов, вы обнаружите, что 20—25 из них посвящены военной теме и объединены не только ею, но и схожими проблемами. Посмотри, кстати, как формулируют подобные проблемы специалисты ФИПИ:

Проблема трагизма и величия судьбы защитника Отечества,
-проблема мужества и стойкости человека на войне,
-проблема исторической памяти народа и др. подобные.

ФИПИ: ЕГЭ —2011 "Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 10 вариантов
(под. ред. И.П.Цыбулько, М. "Национальное образование, 2010);
"Самое полное издание типовых вариантов заданий ЕГЭ 2011.
(Русский язык. И.П.Цыбулько и др. М., "АСТ, 2010")

Обрати внимание:

Вторая и третья формулировки достаточно корректны, т.к. содержат проблемный компонент содержания:

  • мужество и стойкость могут быть, а могут не быть,
  • историческая память тоже.
    А первая формулировка никуда не годится: в ней не заложено проблемного содержания: Да, судьба защитника Отечества в ВОВ полна трагизма и величия. И что? В чём проблема? Проблемы нет. Потому что это не проблема, а тема. Тема есть у любого текста, а проблема только у проблемного. Пойми это. Тему и проблему не путай. Формулируй проблемы.

Потратив незначительное время на составление подобного списка, вы окажетесь во всеоружии: определить тему исходного текста для вас уже не составит никакого труда. Кстати, подобный список, включающий примеры из пособий ФИПИ, может служить отличным доказательством правоты выпускника в случае, если эксперты не будут удовлетворены формулировкой проблемы. Для этого нужно только пометить страницы и выходные данные пособий, из которых вы отбирали образцы формулировок, и принести его с собой на апелляцию. См. статьи в рубрике, посвящённой подаче апелляций. Самооборона. Если нужна апелляция .

3. Более всего в домашних заготовках нуждается та часть вашего будущего сочинения, в которой вы будете обращаться к произведениям литературы и публицистики, истории и современной жизни общества, своему жизненному опыту за примерами, подтверждающими вашу точку зрения на проблему. К4 называет это "аргументацией экзаменуемым собственного мнения по проблеме". В статье Сочинение. Что это такое и какие проблемы таят исходные тексты и "критерии оценивания" я объяснила, что не стоит обманываться: лучше чётко осознавать, что никаким аргументом примеры, приводимые ребятами в сочинениях, не являются и являться не могут, что лучше понять: вы просто-напросто должны дать ссылку, демонстрирующую, что вы способны соотносить проблему текста с более широким общественно-историческим и культурным контектстом. Однако и эта, уже более корректно поставленная задача, может оказаться непростой для выпускников. Понятно, что материал для подобных ссылок нужно подготовить заранее. Как это сделать?

Очень просто. У вас есть список проблем. К каждому его пункту вы можете добавить информационную справку, содержащую необходимый вам материал.

Пример:

Проблема: Охрана памятников архитектуры.

Справочная информация:

1) Петр Барановский (не путать с Гавриилом Барановским, построившим Елесеевский магазин в Петербурге в XIX в.). Архитектор, реставратор, подвижник, посвятивший жизнь охране памятников древнерусской архитектуры. Благодаря ему были спасены храм Василия Блаженного, храмы в Коломенском, в Андронниковом монастыре, Крутицкое подворье, многие памятники архитектуры Русского Севера. Основатель музея в Коломенском, его бессменный руководитель, основатель музея имени Андрея Рублёва в Андронниковом монастыре. Провёл колоссальную по трудоёмкости и важности работу по обмерам памятников архитектуры. Уже после его смерти по его обмерам и чертежам в Москве на Красной площади была восстановлена церковь Казанской Божией Матери. В годы сталинских репрессий был осуждён, провёл три года в лагерях. Вся жизнь этого человека была подвигом.

2) Владимир Солоухин. "Письма из Русского музея" — небольшая книжка, пронизанная болью за судьбы русского искусства.

3) Дмитрий Лихачёв. Выступления в прессе, интервью, книги, например, "Письма о добром и прекрасном".

4) В наше время в центре Москвы были сломаны многие памятники архитектуры и простые здания XIX в., создававшие историко-архитектурную среду города. Кажется, не осталось ни одной улицы, ни одного уголка в центре города, не понёсшего утраты. Деятельность московского правительства противоречила федеральному закону об охране памятников архитектуры. Ни выступления специалистов, ни протесты общественности не принесли положительных результатов.

Поверь, имея под рукой справочные материалы подобного рода, составляя их самостоятельно, ты окажешь себе неоценимую услугу. Слишком специальная и детализированная информация не нужна. Но факты должны быть точными, а примеры — годными для того, чтобы подтвердить выражаемую в сочинении точку зрения. Почему такие материалы стоит поискать и подготовить самим? Потому что:

— при поиске ты наткнёшься на массу полезной и интересной информации, которую сможешь использовать в сочинениях с другой проблематикой,
— ты избежишь несуразностей, ошибок, недоразумений, возможных при использовании чужих материалов, которые могут оказаться некачественными,
— ты будешь активно владеть материалом, и тебе не понадобится время на специальное его заучивание.

Последний и самый бесспорный совет : к заданию 25 готовиться нужно, причём всем. Это можно делать по-разному, но в любом случае — отдавая себе отчёт в том, что и с какой целью ты делаешь.

Желаю тебе удачи! Да-да, хорошего тебе исходного текста!

И не забудь: для тебя создан наш курс интенсивной подготовки к ЕГЭ:

  • К1-К12 - «Критерии оценивания задания с развёрнутым ответом»
  • Сочинение на ЕГЭ по русскому языку. Что это такое и какие проблемы таят исходные тексты и «Критерии оценивания»?

Вконтакте