Тютчев весна уж тает снег. Стихи тает снег

Тает снег, тает снег —
Скоро весь растает;
Он с туманами навек
К звездам улетает.
Тает снег, тает снег,
Тает днем и ночью;
В мире редкий человек
Жить в снегах захочет.
Тает снег, тает снег,
Превращаясь в лужи —
Там, где солнца льется свет,
Больше он не нужен.
Тает снег, тает снег,
Исчезает где-то,
Чтоб на всей земле навек
Поселилось лето!

Крюкова К.

Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.

И сердце сильно так в груди
Стучит, как будто ждет чего-то,
Как будто счастье впереди
И унесла зима заботы!

Все лица весело глядят.
«Весна!»- читаешь в каждом взоре;
И тот, как празднику, ей рад,
Чья жизнь — лишь тяжкий труд и горе.

Но резвых деток звонкий смех
И беззаботных птичек пенье
Мне говорят — кто больше всех
Природы любит обновленье!

Алексей Плещеев

Тает снег, редеют тучи,
Зачирикал воробей,
Ручеек течет и лучик
Золотит его сильней.
На деревьях взбухли почки,
Нежит солнце их теплом,
Скоро бабочкой цветочки
Расцветут душистым днем.
Жизнь проснется, яркой краской
Закипит кругом весна,
Цветом нежности и ласки
Отразится в нас она.

Верис П.

Тает снег. Бегут ручьи
На поля просторные
Прилетели к нам грачи
Смолянисто-черные.
Пробудилась ото сна
Роща наша голая
Наступила вновь весна
Звонкая, веселая.

Орехова М.

Вот уж снег последний в поле тает,
Теплый пар восходит от земли,
И кувшинчик синий расцветает,
И зовут друг друга журавли.

Юный лес, в зеленый дым одетый,
Теплых гроз нетерпеливо ждет;
Все весны дыханием согрето,
Все кругом и любит и поет;

Утром небо ясно и прозрачно,
Ночью звезды светят так светло;
Отчего ж в душе твоей так мрачно
И зачем на сердце тяжело?

Трудно жить тебе, мой друг, я знаю,
И понятна мне твоя печаль:
Отлетела б ты к родному краю
И земной весны тебе не жаль…

Алексей Толстой

Тают весело снега,
Вместо улицы — река.
В ней малиновый закат
Искупаться очень рад.

Дунина Л.

Быстро тают снега, побежали ручьи,
И теплей небеса засинели…
Вот недолго еще — прилетят соловьи,
Зазвучат их влюбленные трели.

Все-то, все тебя ждут не дождутся, весна!
Жду и я наболевшей душою,
Чтобы лес зашумел, пробужденный от сна,
Разукрашенный яркой листвою.

Сколько раз этот шум, как ему я внимал,
На меня навевал примиренье;
Я сильнее любил, я полнее прощал,
Затихало в груди озлобленье,

Хоть и жаль, может быть, расставаться с землей,
Когда всё вкруг тебя расцветает;
Но блажен, кто, пройдя путь нерадостный свой,
С примиреньем в груди угасает».

Алексей Плещеев

Снег подтаял, снега мало,
Белой шерстки меньше стало…
Тает шерстка как снежок —
Будешь сереньким, дружок!
А кругом сосульки плачут,
Понял быстро белый зайчик,
Что уже пришла весна,
Всем зверятам не до сна!

Лобузнов П.

Тает снег в больших сугробах,
Тают длинные сосульки,
Тают льдинки на дорогах…
И веснушки-конопульки
Появились на поляне.

Солнце ярким светом брызжет…
Скворушка сидит на ветке.
Кот, как солнце, тоже рыжий
Песенку мурлычет Светке…
Празднуют Весну земляне.

Тенью снеговик укрылся,
Вспоминая зимний ветер,
Встретил солнце, удивился
И растаял на рассвете.
Стал весёлым и звенящим.

Зажурчал ручьём игриво
И направился к речушке…
Далеко… Но, всем на диво,
Он добрался до подружки
Джентльменом настоящим!

Алфёрова А.

Куда же снег пропал? Недавно
Он был здесь самым, самым главным:
Лежал на крышах, на дорожках
И прилипал к моим сапожкам,
Висел на ветках тополей,
В ладошках таял у людей,
Под белым пухом спрятал лес,
И вот недавно он исчез.
По мокрым улицам идем,
Вода, вода, вода кругом.

Антипина Н.

Снег искриться перестал,
Он от солнышка устал.
Весь осел и съёжился,
Злится, строит рожицы.
Пух до корки вытерся
И снежок обиделся.
Он под солнечным лучом
Вдруг заплакал нынче днём.
И по корке ледяной
Слёзы побежали.
Помнит хорошо снежок
Как его все ждали:
— То любили вы меня,
А теперь не нужен?
Убегу сейчас ручьём,
Стану тёмной лужей.
Раз меня все бросили,
Ухожу до осени.

Смоляков А.

Тает снег повсюду,
Собираясь в лужи.
Прилетают птицы,
Птахам домик нужен.

Мастерим скворечник
В школе, на уроке.
Мы спешим, нам надо
Уложиться в сроки.

Ярко солнце светит,
Кончились морозы.
Привязали домик
Мы к стволу берёзы.

Но один скворечник –
Маловато что-то.
Снова в нашем классе
Спорится работа.

Трудятся ребята: Сашки,
Мишки, Кольки.
И растут повсюду
Птичьи новостройки.

Ерёмина Е.

Если снег повсюду тает,
День становится длинней,
Если все зазеленело
И в полях звенит ручей,
Если солнце ярче светит,
Если птицам не до сна,
Если стал теплее ветер,
Значит, к нам пришла весна.

Карганова Е.

Солнце жарче пригревает,
Снег уже на крыше тает,
Пять сосулек плакать стали,
Две растаяли — упали.

Яковлева Я.

Тает снег за окном,
Кот на шкафе мурлычет.
День, подёрнутый сном,
Так уныло привычен…

Не весна, не зима,
А одно междометье…
Пищи нет для ума,
Мысли мечутся в нетях

Из тоски, небылиц
И сомнений сторонних,
Из жестоких бессонниц,
Будто бы стая птиц.

Удержать не могу…
И лишь сердце томится.
Сон мне мирный приснится,
Как к тебе я бегу.

Лишь догнать, не терять –
Но проснусь вдруг средь ночи:
Где скрещенья искать
Наших двух одиночеств?

И опять при луне,
Захандрив без причины,
Стану пить Каберне
И выть песнь про кручину.

Семёнова Е.

Снова пригревает солнце,
На окошке капельки.
Лучик весело смеется
Для больших и маленьких.
А сосулька плачет горько,
Что не будет холодов.
Но не жалко нам нисколько,
Кто к весне тут не готов?
Тает снег, чтоб дать дорогу
Сочной травке молодой.
Это зимушка до срока
Так прощается с тобой.

Верис П.

Красиво тает снег,
Кружится и играет,
Но в этот вечер
Всё тихо замирает.
Устали мы встречаться,
И будто как во сне:
«Вместе мы не будем»,
Говорил ты мне.
Слезы на ресницах,
Отпускаю плача,
Я не буду Держать,
И желаю удачи!
Ты хотел любви —
Получил сполна.
Только падал снег,
И была зима.
Только падал снег —
Покрывалась земля,
И был парень Олег,
Но ушел навсегда!
Ушел? Ну и что!
Ведь жизнь не кончилась.
Мне грустно, что это всё закончилось!

Зинаида Михайловна Толстопятова
Конспект НОД по развитию речи «Заучивание стихотворения А. Плещеева «Уж тает снег…» с использованием мнемотаблицы

Конспект непосредственной образовательной деятельности

Тема : Заучивание стихотворения А . Плещеева «Уж тает снег » .

Возраст : старшая группа

Направление : познавательно – речевое

Основная образовательная область : коммуникация

Интеграция образовательных областей : «Познание» , «Чтение художественной литературы» , «Безопасность» , «Здоровье» , «Социализация» .

Задачи :

Образовательные : Формирование умения запоминать короткое стихотворение , читать его с естественной интонацией, с опорой на мнемокарту .

Продолжать учить детей внимательно слушать поэтическое произведение, понимать его, читать выразительно.

Закреплять приметы весны.

Развивающие : Развитие наблюдательности , внимания, памяти.

Воспитательные : Воспитание интереса к художественной литературе о природе.

Планируемый результат : Добиться хорошего запоминания стихотворения , используя приёмы моделирования.

Методы и приемы : словесные, наглядные, практические, игровые, музыкальное сопровождение.

Наглядные средства обучения : мольберт, мнемотаблица , картинки с изображением ранней весны, аудио запись П. И. Чайковского «Времена года»

Организация детей :1, 2части – свободная, 3 – в кругу, 4,5 – на стульчиках перед мольбертом.

Индивидуальная работа : Индивидуально-дифференцированный подход к воспитанникам при заучивании стихотворения .

Словарная работа : долгожданная, лазурь, миновала, протальник, снегосгон , цветень.

Предварительная работа. Беседы о весне, наблюдения на прогулке за весенними признаками. Разучивание стихов о весне , примет о весне, беседы по теме.

Структура :1 – организационный момент (загадка, 2- д/и , 3- физминутка «Веснянка» , 4 - заучивание стихотворения , 5 – итог занятия.

Ход занятия

1. Воспитатель : Ребята, я хочу, чтобы вы отгадали загадку :

Тает снежок ,

Ожил лужок,

День прибывает,

Когда это бывает? (Весной) .

Правильно, весной. Весна – замечательное и прекрасное время года, когда природа просыпается и оживает после долгого сна. Недаром поэты называют весну «утром года» . Вы рады весне? Мы долго ждали весну, значит, какая весна? (Долгожданная) .

А сейчас, я прошу вас доказать, что действительно пришла весна. Вам из предложенных картинках, необходимо «отыскать» приметы весны.

2. Дидактическая игра «Найди приметы весны по картинкам»

(Дети находят картинки с весенними приметами, воспитатель вывешивает их на доске, а потом, каждый из детей рассказывает о них).

Воспитатель : Какие приметы весны изображены на картинах?

(Тает снег , солнце светит ярче, появляются сосульки, прилетают птицы, текут ручьи, у животных появляются детеныши, распускаются первые цветы).

Какие еще приметы ранней весны вы наблюдали?

(Дни становятся длиннее, а ночи короче, прилетают первые перелетные птицы, дует теплый ветер, стало теплее.)

Воспитатель : Назовите весенние месяцы (март, апрель, май)

Воспитатель : В народе месяц март называют протальник. А знаете, почему его так называют? (Ответы детей) . Проталины – то место, где растаял снег и появились первые островки земли. На проталинах из-под снега появляются первые цветы. Как называется первый весенний цветок? (Ответы детей) . Почему он так называется? (Ответы детей) . А апрель в народе издавна называли ледолом, снегосгон . Почему? (Ответы детей) . А май называют цветень. Как вы думаете, почему? (Ответы детей) .

3. Физминутка «Веснянка»

Солнышко, солнышко, золотое донышко!

Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (Идут по кругу.)

Побежал в саду ручей, (Бегут по кругу.)

Прилетели сто грачей, (Машут руками.)

А сугробы тают, тают, (Приседают.)

А цветочки подрастают. (Поднимают руки вверх)

4. Заучивание стихотворения А . Плещеева «Уж тает снег » .

Послушайте стихотворение А . Плещеева «Уж тает снег » .

Уж тает снег , бегут ручьи,

В окно повеяло весною.

Засвищут скоро соловьи

И лес оденется листвою.

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало,

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала.

- Воспитатель : Вам понравилось стихотворение ? Как оно называется и кто автор? Это стихотворение мы будет учить наизусть, а поможет вам быстрее запомнить стихотворение вот такая схема (мнемотаблица ) .

Воспитатель : Как вы понимаете слово лазурь? (светло – синий цвет) . А слово – миновало? (прошло)

Что весной происходит? (Уж тает снег , бегут ручьи)

Что будут делать соловьи? (Засвищут скоро соловьи)

И лес (оденется листвою) .

Солнце весной какое стало? (теплей и ярче)

А пора метелей злых и бурь что? (опять надолго миновала)

Воспитатель : Я еще раз прочитаю стихотворение с опорой на мнемотаблицу , слушайте и запоминайте.

Чтение стихотворения детьми с опорой на мнемотаблицу .

5. Итог занятия.

Что больше всего запомнилось и понравилось на занятии? Назовите автора и название стихотворения .

«Весна» Алексей Плещеев

Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.

И сердце сильно так в груди
Стучит, как будто ждет чего-то,
Как будто счастье впереди
И унесла зима заботы!

Все лица весело глядят.
«Весна!»- читаешь в каждом взоре;
И тот, как празднику, ей рад,
Чья жизнь — лишь тяжкий труд и горе.

Но резвых деток звонкий смех
И беззаботных птичек пенье
Мне говорят — кто больше всех
Природы любит обновленье!

Анализ стихотворения Плещеева «Весна»

Образ весны в русской литературе тесно связан с обновлением природы и ее удивительным преображением. Эта тема волновала многих поэтов, которые не переставали удивляться тому, насколько мудро устроен наш мир, и сколько радостных открытий он может подарить тому, что умеет видеть и чувствовать прекрасное. Стихи, посвященные первым солнечным лучам, тающему снегу и сочной молодой траве, есть у многих поэтов. Однако самим знаменитым из них по праву считается произведение Алексея Плещеева «Весна», написанное в 1872 году.

В первой строфе этого стихотворения чувствуется пусть едва заметные, но необратимые изменения в природе. Слежавшийся и почерневший снег превращается в веселые ручьи, а автор выражает надежду, что «засвищут скоро соловьи и лес покроется листвою». Чистое голубое небо и яркое солнце ассоциируются у поэта не только с наступающей весной, но и свидетельствуют о том, что «пора метелей злых и бурь опять надолго миновала». И это вызывает в душе автора ощущение неподдельного счастья, его сердце стучит сильнее «как будто ждет чего-то» . Вместе с зимой, по мнению Плещеева, уходят заботы и горести. Даже несмотря на то, что впереди предстоит довольно сложный период полевых работ, «все лица весело глядят». Ведь весна несет с собой не только новые ощущения, но и надежды на лучшее для тех, «чья жизнь – лишь тяжкий труд и горе». Под такими людьми Плещеев подразумевает крестьян, которым весна дает возможность заложить основы личного благополучия и обеспечить себя хорошим урожаем. Именно поэтому люди с нетерпением и радостью ждут начала посевной.

Противопоставляя угрюмую зиму и теплую весну, Плещеев отмечает, что жизнь по законам природы является естественной и разумной . Поэтому не стоит пренебрегать ими, чтобы не лишать себя возможности быть в гармонии с окружающим миром. Именно эту гармонию особенно остро, по наблюдениям автора, чувствуют дети и птицы, которые с восторгом реагируют на то, как преображается все вокруг, и это чувство новизны дает силы жить, мечтать, верить и стремиться к лучшему.

Каждая строчка стихотворения «Весна» наполнена теплотой, искренним счастьем и умиротворением . Алексею Плещееву мастерски удалось передать эти ощущения и создать целостную картину преображающегося мира, в котором важна каждая мелочь, будь то «беззаботных птичек пенье» или же «резвых деток звонкий смех». И именно эти детали, на которые многие из нас в повседневной жизни не обращают внимания, дают возможность в полной мере ощутить, насколько жизнь может быть привлекательной, если уметь ценить то, что она дарит каждому человеку.