Правописание существительных в творительном падеже. I. Организационный момент. склонения единственного числа в творительном падеже - твёрдый вариант

Существительные в русском языке склоняются. Чтобы не ошибиться в написание безударных окончаний в словах, необходимо определять их падеж. Для этого нужно поставить к существительному вопрос. Правописание окончаний зависит от того, в каком падеже стоит слово. Необходимо также уметь определять тип склонения и число существительного. Например, "кем?", "чем?" - какой падеж отвечает на эти вопросы? Какие окончания будут у существительных в данной позиции?

Как определить падеж имён существительных

Человек, делающий ошибки в написании окончаний существительных, не может считаться культурным гражданином своей страны. И если кто-то спросит: "Кем?", "чем?" - какой падеж отвечает на эти вопросы?", следует ответить правильно. В частности, это может звучать так: естественно, это Например, в предложении «Цветущие растения опыляются насекомыми и ветром» кроме подлежащего «растения» есть дополнения «насекомыми» и «ветром». Зададим вопросы к тем словам, которые выполняют в предложении роль дополнений: "кем?", "чем?" Какой падеж отвечает на них, мы уже выяснили - творительный. Теперь осталось лишь выбрать нужный вариант из таблицы окончаний. Рассмотрим более детально все варианты склонения.

1 склонения единственного числа в творительном падеже - твёрдый вариант

Сложность правописания в русском языке заключается в том, что существуют склонения существительных. На практике определять падеж существительного нужно для того, чтобы правильно писать окончания. Для этого производят разбор фразы по членам предложения. В творительном у существительных также различаются. Какое именно окончание писать в безударном положении, зависит от того, к какому склонению они относятся, какой имеют род и в каком числе употребляются в данном контексте. Например, у существительных 1 склонения в единственном числе творительный имеет окончания -ой, -ей, -ёй. В качестве примера можно использовать предложение: «Дети с улыбкой наблюдали за смешной обезьянкой». В данном случае к словам «обезьянкой» и «с улыбкой» можно задать вопросы "кем?", "чем?" Какой падеж отвечает на них? Каждый должен знать, что ответом будет - творительный. Также нужно определить склонение этих существительных и число. Поскольку оба слова относятся к 1 склонению и стоят в единственном числе, то и окончание у них должно быть -ой, так как слова эти склоняются по типу твёрдого варианта.


Окончания существительных 1 склонения единственного числа в творительном падеже - мягкий вариант

В мягком варианте в этой позиции прослеживается окончание -ей или -ёй. В качестве примеров можно взять предложения «Таня с тётей всю зиму ухаживали за раненой цаплей, а весной выпустили её на волю. И птица взлетела над землёй, воспарила, грациозно взмахивая крыльями!» Здесь в первом предложении встречаются слова «с тётей», «цаплей», оканчивающиеся на -ей. А во втором предложении есть слово «землёй» с окончанием в творительном падеже -ёй.


Окончания существительных 2 склонения единственного числа в творительном падеже - твёрдый вариант

Во 2 склонении существительные в единственном числе, стоящие в творительном падеже, окончания имеют -ом, -ем, -ём. Рассматривая предложение «Ребята с удовольствием ухаживали за кроликом», легко установить, что дополнения «с удовольствием» и «кроликом» используются в единственном числе и относятся ко 2 склонению. Помогут понять, что это - творительный падеж, вопросы: «с чем?» - с удовольствием, «кем?» - кроликом. Следовательно, и окончания у этих слов будут -ем, -ом.


Окончания существительных 2 склонения единственного числа в творительном падеже - мягкий вариант

В мягком варианте в этой позиции прослеживается окончание -ем и -ём. В качестве примера можно привести следующее предложение: «Валентин сделал ход конём, на что Марина в ответ ферзём «скушала» его ладью». Здесь слова 2 склонения «конём» и «ферзём» стоят в творительном падеже единственного числа и оканчиваются на -ём. А в примере «Над полем пролетали журавли» слово «над полем» имеет окончание -ем.


Окончания существительных 3 склонения единственного числа в творительном падеже

В 3 склонении у существительных в единственном числе в творительном падеже пишется окончание -ью. В предложениях «Наталья с радостью бежала на тренировку. Со своей лошадью наездница встречалась как с самым близким другом» слова «с лошадью» и «с радостью» относятся к 3 склонению, стоят в единственном числе. Отвечают они на вопросы «кем?», «чем?». Творительный падеж, в котором стоят эти существительные, диктует окончания этих слов -ью.


Окончания существительных во множественном числе в творительном падеже

Существительные в творительном падеже, употребляемые во имеют окончания -ами, -ями, -ми. «Можно часами любоваться лемурами, удивляясь тому, как ловко они кушают, беря аккуратно еду лапками, подобно людям!» В этом примере присутствуют существительные во множественном числе, которые стоят в творительном падеже «лемурами», «лапками». Определив падеж и число этих существительных, грамотный человек обязательно напишет окончания -ами. У некоторых существительных в подобной позиции пишется окончание -ми. Например, в предложении «Бегущими лошадьми можно любоваться бесконечно долго» таковым словом является «лошадьми», которое отвечает на вопрос «кем?»


Семантические роли существительных в творительном падеже

Форма творительного падежа может играть в предложении самые разные роли. Например, существительное может выступать как:

  • инструмент (резать ножом, писать ручкой, пилить бензопилой);
  • средство (красить ресницы тушью, чистить зубы пастой);
  • пациенс (командовать взводом, дирижировать оркестром);
  • агенс (обучение ведётся доктором наук);
  • эффектор (рассаду побило градом, ветром сорвало шляпу);
  • причина (мучиться скукой, болеть ветрянкой);
  • траектория (ехать полем, хлынуть горлом);
  • время (ранним утром, поздним вечером);
  • стимул (восхищаться умом, пахнуть мёдом);
  • мера (завозить мясо вагонами);
  • аспект (отличается ловкостью, нравится покладистостью);
  • эталон сравнения (прыгать молодым козликом, ржать конём, смотреть злобным лемуром).


Прилагательные в творительном падеже

Признак существительного, стоящего в творительном падеже, выраженный прилагательным, будет употреблен в том же падеже. То есть если говорящий выскажется: «Невозможно оставаться равнодушным, не восхищаясь удивительными розами, растущими за соседским забором», то в этом предложении прилагательное «удивительными», являющееся признаком слова «розами», также окажется в творительном падеже, как и существительное, которое оно определяет. Так же обстоит дело и с прилагательным «за соседским», которое будет стоять тоже в творительном падеже, как и слово «забором», к которому оно относится.


Окончания прилагательных в творительном падеже

Чтобы не ошибиться в написании окончаний прилагательных, к ним следует задавать вопросы. Прилагательные будут иметь такие же окончания, как и у задаваемых к ним вопросов.

  1. Например, к прилагательным женского рода единственного числа можно задать вопрос «какой?», значит и оканчиваться они будут на -ой, -ей. «Роскошной розой расцвела девчушка со второго этажа». Здесь прослеживается такая связь: розой (какой?) роскошной. В мягком варианте используется вариант -ей: «Ранней весной берёзка у дороги будто бы накрывается кружевной зелёной шалью». Следует поставить вопрос «какой?» к прилагательному «ранней» от слова «весной».
  2. К прилагательным мужского и среднего рода в творительном падеже единственного числа задаётся вопрос «каким?» Окончания у них, соответственно, будут -им или -ым. Например: «Тайным чувством томима, Татьяна долго не могла заснуть...» В этом предложении нужно рассмотреть словосочетание «тайным чувством», где к слову «тайным» задаётся вопрос «каким?», следовательно, прилагательное имеет окончание -ым, так как склоняется по твёрдому варианту. А в мягком варианте прилагательное будет оканчиваться на -им, например: «Поздним вечером Николай возвратился домой усталый, но счастливый». Существительное «вечером» определяется прилагательным «поздним» и отвечает на вопрос «каким?», поэтому оканчивается на -им.
  3. К прилагательным множественного числа в творительном падеже задают вопрос «какими?». Исходя из правила правописания, окончания этих прилагательных будет -ыми в твёрдом варианте или -ими - в мягком. «Весёлыми смешками провожали зрители неудавшегося артиста». Здесь словосочетание «весёлыми смешками» демонстрирует склонение по твёрдому варианту. А в качестве примера склонения в мягком варианте можно воспользоваться предложением «Она смотрела своими синими глазами ему прямо в душу».

Кстати, следует отметить и такой факт, что тому же правилу правописания подчиняются причастия и некоторые местоимения, числительные, имеющие форму прилагательного.

ОТКРЫТЫЙ УРОК

ТЕМА:

Учительница русского языка и литературы: СОШ №10 Карабулак

Юлдашева Садокат Хантораевна

Конспект урока по русскому языку в 6 классе

Тема: Употребление существительных в творительном падеже с предлогом с.

Цели: 1. Сформировать умение и навыки учащихся употребление существительных в творительном падеже.

2. Научить их правильно писать и произносить существительных в творительном падеже.

3. Воспитать у учащихся дружбу между собой, умение вести себя в общественных местах.

4. Активизировать словарь учащихся.

5. Воспитывать любовь к спорту.

Оборудование: учебники, интерактивная доска, индивидуальные карточки, таблицы.

Ход урока.

    Орг. момент.

Начинается урок

Рассмотри скорей дружок,

Все ли у тебя в порядке

Книжки, ручки и тетрадки?

Будем мы работать дружно,

Многое успеть нам нужно!

Мои дорогие дети, я рада видеть вас сегодня всех веселыми и здоровыми. Сегодня мы с вами проведем очень интересный урок.

Вопросно - ответная беседа.

    Опрос домашнего задания.

а) Вопросы: 1.Какие окончания имеют существительные женского рода? Приведите примеры.

2. Существительных в творительном падеже во множественном числе имеют какие окончания?

3.Составьте словосочетание со следующими словами:(заниматься) физкультура, (увлекаться) спорт,(хотеть, стать) космонавт, (стать) чемпион.

б) Работа с таблицей упр. 2.

в) Проверить упр. 7.

М.р Ср.р

Ом, -ем

Ж.р.

Ой, -ей

Ами, -ями

Я занимаюсь плаванием, бегом.

Я занимаюсь гимнастикой и фотографией.

Мы увлекаемся книгами и путешествиями.

Упр.7. Скажите одним словом. Запишите эти слова, подчеркните безударные гласные, проверьте правильность их написания по словарю.

Спортсмен, который играет в футбол(хоккей, волейбол). Человек который играет в шахматы. Игрок, который защищает ворота. Тот кто судит спортивные игры. Победитель в спортивных состязаниях. Спортсмен, который занимается боксом.

    Подготовка учащихся к введению нового материала.

На прошлом уроке мы с вами изучили «Дополнение- существительное в творительном падеже» .

А сегодня познакомимся с темой «Употребление существительных в творительном падеже с предлогом с».

Давайте вспомним сколько падежей на русском языке?

Назовите падежи с основными вопросами?

    Введение нового материала.

Ребята, в русском языке очень много предлогов. Например: из, под, над, в, с, от, по, на, перед, за, к.

На узбекском языке нет предлогов в место них у них окончания:

Учитель вошел в класс

Укитувчи синф га кирди. Узбек тилида кумакчи кушимчага айланиб кетди.

А что такое предлог?

Предлог- служебная часть речи, которая служит для связи слов в предложении.

Учитель вышел из класса.

Укитувчи синф дан чикди.

Так как наша тема связана с дополнением сегодня изучим только предлог с в творительном падеже.

Сара идет в кино с младшим братом. С кем?

Я ходила в театр с родителями. С кем?

Ребята сидели с друзьями. С кем?

Мы пили чай с вареньем. С чем?

Учитесь различать.

Кем? Чем?

Учитель доволен учеником.

Ученик пишет на доске мелом.

С кем? С чем?

Учитель говорил с учеником.

Ученик идет к доске с мелом в руке.

    Проверка усвоения нового материала.

Упр. 5 Составьте словосочетания.

Идти (с кем?) с братом.

Дружить (с кем?) с девочкой.

Говорить (с кем?) с бабушкой.

Беседовать (с кем?) с друзьями.

Помириться (с кем?) с другом.

Поехать (с кем?) с папой.

Сидеть (с кем?) с одноклассником.

Поздороваться (с кем?) с дедушкой.

    Закрепление нового материала.

Новые слова: прошлый век- утган аср

подобный- ухшаш

предполагать- мулжалламок

несколько- бирнеча

правила- қ оида

специальный- махсус

подцепить- илиб олмоқ

промокнуть- шимдирмок

отодвинуть- силжитмо қ

Чтение текста.

«Приглашение на чашку чая»

Выражение «пригласить на чашку чая» пришло к нам из прошлого века. «За чашкой чая » не было принято петь или обсуждать какие-либо новости. Подобное приглашение предполагало спокойную беседу, чтение вслух или спокойные игры: фанты, лото, шарады. Если же на чашку чая пригласили тебя, запомни несколько правил. Сахар из сахарницы берут общей ложкой, которая там находится.

Так же, общей ложечкой, положи в свою розетку варенье.

Для лимона кладется специальная вилочка, ею и надо подцепить ломтик.

Размешай своей ложкой сахар в чашке и положи ее на блюдце.

Печенье, пирожки, конфеты бери из вазы и блюда рукой.

И торт, и пирожные нужно есть ложечкой или десертной вилкой.

Замечаний за столом не делай никому. Помни мудрые слова: вежлив не тот, кто облил скатерть, а тот, кто не заметил этого.

В конце чаепития промокни губы бумажной салфеткой. Можно вставать из-за стола. Спасибо за вкусное угощение!

Мальчики! Не забудьте помочь выйти из-за стола девочкам, отодвиньте стулья.

Коллективный перевод текста.

Прочитайте стихотворение на доске, вместо картин называя существительные.

Наряжался бык утёнком,

Медвежонок – жеребёнком.

Белка – волком, гусь – слоном,

Грач – свиньей, червяк – мартышкой.

А индюк решил быть сразу

Львом, слоном и дикобразом.

На весёлый карнавал,

Только суслик не попал.

Определите падеж имен существительных, изображенных с помощью картинок. Есть ли в стихотворении другие имена существительных в творительном падеже. Назовите их.

Выпишите имена существительные в творительном падеже, дополнив ими словосочетания. Нарядился (кем?) утёнком, жеребёнком, волком, ослом, собачкой, слоном, свиньёй, мартышкой. (Творительный падеж ).

Решил быть (кем?) львом, слоном, дикобразом. (Творительный падеж ).

Упр.3. Спишите, дополните предложение нужными по смыслу глаголами.

Землю копают лопатой. Одежду ….. щеткой. Хлеб ….. ножом. Дрова ….. пилой. Платье …… иголкой. Рисунок ….. красками. Письмо ….. ручкой. Лицо ….. полотенцем. Волосы ….. расческой.

    1. Окончания существительных
    2. Окончания прилагательных
    3. Тест по теме

    Особенности правописания окончаний творительного падежа

    В русском языке падежные формы творительного падежа имеют существительные и прилагательные, имеющие падежные окончания Т. п. и отвечающие на вопросы – Кем? Чем? Каким? Чьим? . Правописание окончаний творительного падежа у существительных зависит от их склонения, рода и числа, у прилагательных – от грамматических признаков существительного, с которыми они согласуются.

    Окончания существительных

    В единственном числе творительного падежа окончания существительных различаются по склонениям, при этом для существительных первого склонения характерно наличие двух падежных форм Т. п. единственного числа.

    Окончания существительных в творительном падеже множественного числа совпадают у существительных всех склонений.

    Исключения – некоторые дополнительные формы Т. п. у существительных третьего склонения и разносклоняемое слово «дитя» .

    Окончания существительных творительного падежа с примерами представлены в таблице.

    Склонение Ед. число Мн. число
    1 склонение -ой (-ей), Грамотой , грамотою ,

    Вишней , вишнею ,

    Плаксой , плаксою ,

    Судьей , судьею ,

    Мужчиной , мужчиною

    -ами -(ями), Грамотами ,

    Вишнями ,

    Плаксами ,

    Судьями ,

    Мужчинами

    2 склонение -ом (-ем) Океаном ,

    Тюленем ,

    Стеклом ,

    Полотенцем

    Океанами ,

    Тюленями ,

    Стеклами ,

    Полотенцами

    3 склонение Нитью ,

    Жизнью ,

    Дверью

    Нитями ,

    Жизнями ,

    Дверями , дверьми

    Разносклоняемые -ей, -ею, -ем Дитятей , дитятею ,

    Путем ,

    Временем

    Детьми ,

    Путями ,

    Временами

    Окончания прилагательных

    У прилагательных в творительном падеже совпадают окончания среднего и мужского рода, а окончания множественного числа являются общими для слов любого рода. Примеры прилагательных в творительном падеже представлены в таблице.