Вскрытие пришельца из Розуэла. Тайна сбитых нло или вскрытие пришельца Бабло побеждает НЛО

Существует много историй о разбившихся кораблях, вскрытиях пришельцев и контакте с инопланетянами, но что из этого правда, а что нет? До инцидента в Розуэлле все контакты с посетителями регистрировались в сознании, поэтому записи в Ведах, Библии и древней мифологии являются правдой, отражая то, что человечество видело и испытало во время контакта.

Предвидя быстрое развитие осознания инопланетного присутствия, Совет Миров в середине прошлого века постановил, что контакт должен регистрироваться только в подсознании. Это должно было позволить человечеству постепенно принять концепцию, препятствуя нападению на контактеров. Перед введением новых правил Служащие Себе инопланетяне, контактировавший с американскими военными, решили установить с ними сознательный контакт. Поэтому в результате произошел Розуэлл, появился MJ12, а также истории о Зоне 51, которые в основном верны. Чтобы обеспечить баланс, Служащие Другим инопланетяне устроили катастрофу в Розуэлле в 1947 году и похожую катастрофу в Бразилии в 1996 году. Это правдивые истории, зарегистрированные в сознании очевидцев.

Розуэлл

В Соединенных Штатах Розуэл - у всех на устах. Это главный флаг на параде тех, кто жаждет узнать правду. Факты достаточно хорошо известны, и те факты, что известны, почти полностью соответствуют правде. Эта история - правда. Что же известно не столь хорошо, так это то, что Розуэл не был аварией. Несколько существ из инопланетных групп, пытавшихся установить контакт с правительством США, вызвались добровольцами. Ожидалось, что они погибнут. План состоял в том, чтобы позволить кораблям разбиться, причем непосредственно на виду у людей. Это давало людям максимальное чувство контроля за ситуацией, которое людям хотелось бы испытывать, особенно с учетом того, что любые контакты, к сожалению, осуществлялись через военных. Как только они почувствовали, что могут нанести инопланетянам вред, они захотели вести переговоры.

Среди слухов, окружающих розуэллский инцидент, имеются и истории о ВБС, "внеземном биологическом существе" , выжившем в крушении и жившем, чтобы беседовать, некоторым образом "разговаривая", с правительством. В этих слухах также утверждается, что фильм "ET" был основан на данной ситуации, когда маленький мальчик, сын одного из участвовавших в этом правительственных чиновников, вступил в телепатический контакт с ВБС. Есть ли в этом какая-то доля правды? Кое-какая есть. ВБС был возвращен в свою группу, живым, после контакта, установленного спустя несколько лет. Слухи о том, что ВБС умер, были распространены с той целью, чтобы устранить любой нажим со стороны желающих его увидеть и с ним поговорить.

ВБС, как его назвали, был одним из семи инопланетян, составлявших команду двух кораблей, разбившихся под Розуэлом. Один корабль был разрушен полностью, поскольку было запланировано взорвать его близко к земле, что и было сделано. Во втором корабле было четыре инопланетянина, и он разбился, как и планировалось, без сильных разрушений. Предполагалось, что удар убьет всех четверых, приготовившихся к смерти, но один из них остался жив, несмотря на раны. Это стало шоком для инопланетянина, который был неподготовлен к обостренному интересу к его системам пищеварения и дыхания, к его потребностям в медицинской помощи. Он обнаружил себя содержащимся как на почтительном расстоянии, так и тщательно при этом обследуемым чрезвычайно нервными людьми, его лечащими.

На попечении у одного из чиновников, неожиданно вызванных к тому месту, где разместили ВБС, был его сын, которого он оставил в автомобиле, когда ушел на совещание внутрь здания. Когда он вернулся, то обнаружил, что у его юного сына есть много что ему рассказать, поскольку он вступил в телепатическую связь с ВБС. Так никогда и не дав этим двоим встретиться, и даже не подтвердив юному мальчику то, что его партнер был настоящим, правительство впоследствии свело двоих поближе и бесконечно задавало мальчику вопросы. Вплоть до сегодняшнего дня он ничем не может подтвердить, что это происходило, кроме как вопросами, которые перед ним ставили.

Вот некоторые аспекты информации, переданной во время этого телепатического интервью:

Реальность перевоплощения,
- тело, в которое происходит воплощение, не сознает прошлых жизней, если эту информацию не передает ему душа,
- всюду во Вселенной души воплощаются во множестве различных видов жизненных форм, а не только в людях,
- Служение Другим – это твердый компонент жизни инопланетян, участвовавших в Розуэльском крушении,
- на Земле в настоящее время представлена смесь разнородных душ, включающая Служащих Себе, которые не утруждают себя заботой о других, и поэтому при телепатическом контакте человек интерпретировал Землю как "тюремную планету", которой она не является. Это планета со смешанными условиями.

Это видео было загружено недавно.

Обнародовали ли бывшие члены MJ12 видео инопланетян , вероятно содержащихся под стражей? Предполагается, что это оставшийся в живых в аварии в Розуэлле член экипажа. Зернистое видео, дающее представление о давности, и голова Зета не отличается от лица на странице ZetaTalk, с крошечным, почти вертикальным носом, просто щелью рта, высокими скулами и тонкой шеей. Это подлинное видео. Правительство США, в которое входят бывшие члены MJ12, находится под давлением других стран, чтобы получить план действий и заняться раскрытием. Вместо того, чтобы раскрыть свои файлы об НЛО, они забегают вперед, показывая доказательства инопланетного присутствия с телами инопланетян. Этот тест запущен чтобы увидеть, как отреагирует общественность.

Скинни Боб был принят с распростертыми объятиями везде. Он обаятелен, очевидно не агрессивен, и позволяет снимать себя без обиды. Немедленной реакцией всех, кто смотрит это видео, является то, что это реально, даже с учетом возражений тех, кто в шоке от подтверждения инопланетного присутствия. За любым словесным бормотанием вы можете распознать шок, поскольку он есть. Так как это было широко распространено в Интернете, и широко обсуждалось на бесчисленных сайтах, то истеблишмент имеет множество данных для анализа. Они придут к заключению, что человечество не реагирует, как ожидалось ЦРУ много десятилетий назад, когда они пришли к выводу, что обычный человек не может справиться с реальностью инопланетного присутствия. Были проявлены любопытство, желание видеть больше, и даже желание встретиться со Скинни Бобом. Последует большее!

Бразильский Розуэлл

Существо из Варжиньи, Бразилия
20 января 1996 г.
http://ufocasebook.com/Varginha.html
Существо, в казалось бы оцепенелом состоянии, было с лёгкостью поймано поисковой группой. На голове у него имелись три выступа; глаза светились красным. Оно также имело длинные руки, короткие ноги и большие ступни. Чудовище отозвалось жужжанием, когда спустя примерно два с половиной часа после поступления первого звонка на него набросили сеть. Позже, тем же днём, три девушки (Лилиан Фатима, Валькира Фатима и Андраде Ксавье) возвращались домой после работы. Срезая путь через лесистую местность, они обнаружили ещё одно из этих странных инопланетных существ. Отвечая на вопрос прессы, военные и пожарные отрицали любую информацию о захвате пришельца. Такая реакция никого не удивила. Поступали сообщения о необычайно масштабной активности войск в день появления монстров, что указывало на сокрытие.

Южноамериканский континент вовлечен в "перетягивание каната" между Служащими Себе и Служащими Другим пришельцами. Эти группы вступили в бой друг с другом и в некоторых случаях применяются экстремальные меры. Психологическое состояние населения, охваченного страхом и беспокойством за себя после ложных историй о частично обескровленных и ослабленных контактерах, требовало шоковой терапии. В качестве шоковой терапии был избран сценарий , подобный Розуэлльскому, когда людям дается представление, что инопланетяне ранимы, могут чувствовать боль и могут нуждаться в помощи и сожалении людей. Поэтому слухи о ранимых инопланетянах будут склонять вес общественного мнения не в сторону мыслей о господстве пришельцев. Так Служащие Другим выигрывают борьбу за общественное понимание, а сострадание и забота заменяют страх.

Конечно, чтобы вызвать сожаление и сомнение, нужна боль, ранения и отчаяние. Так же, как в Розуэлле, несколько инопланетян решили принести себя в жертву и подвергнуться насилию и ранениям, боли и смерти, во имя достижения этого исхода. Так же, как и в Розуэлле, этот корабль умышленно разбился, но в отличие от Розуэлла, где всем полагалось погибнуть при катастрофе, большинство пришельцев были живы и находились в жалком положении. Они сделали это и их страх был не наигранным, так как они были ранены и находились в ужасе. В соответствии с планом, они встретили разговорчивых и впечатлительных детей, которые рассказали историю каждому, кому только могли, как и ожидалось. Откровенные и невинные, эти свидетели ни у кого не вызвали сомнений, и так как УФОлогия UFOlogy сегодня организована, пикантные подробности происшествия были перехвачены прежде, чем они могли быть тщательно спрятаны и приглушены. Так, тщательное сокрытие, которое было осуществлено в соответствии с тактикой хорошо известной в Бразилии, только добавило реализма ситуации.

Фильм о вскрытии

А как на счет историй от MJ12 и русских о вскрытиях инопланетян? После Розуэлла, как считалось, в руки MJ12 попали тела и мертвых, и живых пришельцев, что было правдой, и чтобы не отставать, русские в 1969 году сняли фильмом о вскрытии, который был обманом.

Фильм Сантилли, появившийся в 1995 году, где предположительно происходит вскрытие после Розуэлла, позже также был признан мошенничеством.

Фильмы о Вскрытии Пришельца
8 марта 2013 г.
http://mysteriousuniverse.org/2013/03/the-other-alien-autopsy-films/
05 мая 1995 года человек по имени Рэй Сантилли показал избранной аудитории в Музее Лондона, Англия, отрывок чёрно-белого немого фильма. Так родились споры вокруг печально известного фильма о Вскрытии Пришельца – споры, которые не утихают уже более десятка лет. Но все, однако, изменилось 04 апреля 2006 года. Этот скверный фильм, который долгие годы интриговал так много людей, вышел на Британском Телешоу Sky Television “Исследования Эймонна”, и был не тем, чем казался.

С весны 1995 года мир уфологов будоражили слухи о получнии шоу-бизнесменом Рэем Сантилли кинопленок, запечатлевших вскрытие инопланетянина, предположительно погибшего в Розуэлле (США, шт. Нью-Мехико) в 1947 году. В этом же году состоялись и первые публичные просмотры. 22 октября 1996 года этот фильм был показан и по Российскому каналу телевидения.
Хотя о происхождении пленки нам известно только со слов Сантилли, сторонники инопланетной гипотезы поспешили назвать ее подлинной. Действительно, на первый взгляд фильм кажется очень впечатляющим. Тем более, что ряд «специалистов» заявили, что пленка, на которую снят фильм, соответствует 1947 году, действия патологоанатомов профессиональны и оправданы, а снятое тело не может быть ничем, кроме дохлого инопланетянина. Под такими заключениями подписались некоторые медики и голливудские специалисты по «эффекту живого»...
...Но, не даром говорят: «два врача - три мнения».

Дальнейший разбор фильма показал, что профессиональные навыки патологоанатомов далеки от совершенства. Американский хирург Joseph A. Bauer заметил то, что проглядели другие эксперты - хирургические ножницы никогда не держатся указательным и большим пальцами, как это делают медики из фильма. Профессиональные врачи удерживают инструмент большим и безымянным (или средним) пальцами, используя указательный палец для стабилизации и направления. Да и сам подход к проведению аутопсии больше походил на разделку туши для жаркого, чем на исследование уникального биологического материала - вся операция заняла около двух часов.
Joseph A. Bauer, M.D. «A Surgeon"s View: Alien Autopsy"s Overwhelming Lack of Credibility» на сайте http://www.csicop.org
Слово «аутопсия» означает по-гречески «видеть собственными глазами». Обычно эта процедура состоит из трех этапов: проводится тщательный наружный осмотр трупа, затем вскрытие и изучение основных органов и, наконец, исследование тканей этих орга-нов под микроскопом.
Органы обычно извлекают одним из двух методов, разработанных в XIX в. немецкими учеными Рудольфом Вирховом и Фридрихом Альбертом Ценкером. По методу Вирхова органы извлекают из трупа по одному, затем каждый орган вскрывают и исследуют отдельно. Способ Ценкера, в основе которого лежит методика, разработанная его современником австрийским патологоанатомом Карлом Рокитанским, состоит в том, что все органы извлекают одним комплексом, а затем уже разделяют на системы органов.
Метод Ценкера удобнее для изучения и сохранения связей - нормальных и аномальных - между органами и системами органов.После извлечения отделяют органы грудной клетки от органов брюшной полости и таза. Сердце и связанные с ним большие сосуды исследуют вместе с органами дыхания, а затем уже разделяют. Изучив органы брюшной полости в комплексе, исследуют печень, поджелудочную железу, желчный пузырь и желчные протоки, обращая внимание на их положение относительно друг друга и связи между ними, а также на их связъ с желудком, тонким кишечником, селезенкой и питающими их кровеносными сосудами, лишь после этого органы отделяют друг от друга и вскрывают. Стивен А. Геллер. Аутопсия. В мире науки (Scientific American. Издание на русском языке). №5 за 1983
Очевидно, что для проведения исследования внеземного биологического существа, метод Ценкера подошел бы гораздо больше, чем вскрытие по методу Вирхова, подобие которого мы видим в фильме.

Окончательную точку в исследование пленки Сантилли внесли специалисты-киношники.

На сайте The Truly Dangerous Company (профессиональных имитаторов живого) приведена не только подробная методика изготовления муляжей такого типа, но и обращено внимание на признаки, позволяющие признать в теле вскрываемого «гуманоида» не очень качественную подделку.
http://www.trudang.com/autopsy.html При создании киноэффектов, наибольшую сложность вызывает необходимость имитации реальной подвижности суставов. Обратим внимание - на протяжении всего фильма тело «пришельца» сохраняет практически полную неподвижность. Trey Stokes и Maija Beeton (за плечами которых работа в целом ряде голливудских картин) полагают - причина в недостаточной подвижности манекена. Особо наглядно этот недостаток муляжа мог бы проявиться во время вскрытия грудной клетки, однако именно эти кадры на пленке отсутствуют.
Другой сложный момент - вскрытие черепа. Для удобства проведения этой операции патологоанатомы обычно поворачивают голову в разные стороны, и, опять же, в фильме мы этого не увидели.

Ягодицы и мускулы бедра «инопланетянина» выглядят напряженными. Жировые отложений на бедрах смещены не в сторону стола (что можно ожидать у лежащего мертвого тела), а в сторону ног (как это бывает у муляжей, изготовленных путем слепка с тела стоящего человека). Да и разрез на коже ведет себя совершенно не по-человечески.

Конечно, можно предположить, что указанные несоответствия вызваны различиями в биологическом строении землян и инопланетных существ. Но, по какой причине особенности анатомии инопланетян повторяют особенности муляжей для киноэффектов?

В прессе уфологи неоднократно заявляли, что в настоящее время киношники не могут воссоздать фильм Сантилли.

Данное сообщение не соответствует действительности. Специалисты «фабрики грез» уже неоднократно снимали аутопсии «пришельцев» как для кино и телевизионных фильмов, так и в ответ на вызов, брошенный неизвестным создателем "Alien Autopsy".

Откликнувшись на требования уфологов, практически точную копию вскрытия Сантилли изготовила «Twins F/X Group» (Erik & Karl Gosselin) из Longueuil (штат Квебек, Канада). Бюджет фильма составил всего 2 тыс. долларов.
http://www.beyondroswell.com/roswell/CANADIAN.html
Другую копию изготовила «German Effects group». Несмотря на очень низкие затраты, фильм примечателен тем, что показывает вскрытие «существа» целиком. Свою версию "Alien Autopsy" в 1995 году продемонстрировало и Бразильское телевидение.

Есть фильмы, которые впечатляет гораздо сильнее, чем пленки Сантилли. И, если в случае с "Alien Autopsy" нервную дрожь вызывает близость разрешения тайны «летающих тарелок», то работа, которую выполнили для «ABC"s 20/20 show» художники по спецэффектам Trey Stokes и Steve Johnson, поражает своим профессионализмом. http://www.beyondroswell.com/roswell/20_20.html
В настоящее время не известен ни один специалист в области имитации живого, который бы ратовал за реальность фильма "Alien Autopsy". Stan Winston (создатель эффектов в таких фильмах, как «Aliens» и «Jurassic Park»), на мнение которого так любят ссылаться уфологи, сказал: "Do I think it"s a hoax? Absolutely." ("Уверен ли я, что это мистификация? Абсолютно!")
TIME Magazine, November 27, 1995 Volume 146, No. 22,
http://www.trudang.com/autopsy/auttime.html

Когда же был снят фильм вскрытия «пришельца»? Оказывается, что в полном объеме анализ пленки так и не произведен. Несмотря на многочисленные заявления, фильм никогда не проверялся фирмой «Kodak» или какой-либо другой солидной организацией.

Представители фирмы «Kodak» в Англии и в США утверждают, что, если бы им дали кусочек пленки, они могли бы много о ней рассказать. Например, провели бы детальный анализ и определили, когда снимался фильм. Но для этого им необходимы образцы пленки длиной в несколько футов. Со временем пленка сжимается, и по расстоянию между отверстиями краевой перфорации можно вычислить год съемки. Дополнительные данные мог дать химический анализ, тем более что химический состав пленки кардинальным образом поменялся как раз в 1947 году. Кроме того, для исследований требовался хотя бы один кадр с изображением пришельца. Это дало бы специалистам уверенность, что анализу подверглась именно пленка вскрытия. Однако Сантилли не хочет «резать курицу, несущую золотые яйца» и предпочитает держать пленку подальше от фирмы "Кодак".

В руки исследователей попало лишь несколько кадров. Фирма «Кодак» получила для анализа небольшой фрагмент пленки. Эксперты сообщили, что маркировка, квадрат и треугольник, соответствуют 1947 году. Беда в том, что "кодаковская" маркировка периодически повторяется. Квадратом и треугольником отмечались и пленки в 1927 и 1967 годах. Кроме того, поскольку кадры с маркировкой не содержали никаких изображений, ее могли вырезать откуда угодно, а не из фильма с аутопсией.

Небольшой отрезок пленки достался руководителю группы расследований Британской уфологической ассоциации «BUFORA» Филипу Мэнтлу. На пленке заснят дверной проем, но никаких кадров, указывающих на принадлежность к эпизоду аутопсии, нет. Такой фрагмент мог быть заимствован из любого другого фильма, отснятого в нужное время. Кусочек пленки попал также в руки продюсера компании «Fox», но он еще более короткий и безликий.

Небольшой кусочек пленки получил и эксперт в области фотографии Bob Shell. Сначала он предположил, что эти кадры могли показывать открытую дверь помещения, где происходило вскрытие и часть стола. Однако, при детальном исследовании от этой версии пришлось отказаться. Кроме того, обнаружилось, что пленка, полученная экспертом, была не оригиналом, а лишь копией какого-то фильма.

Итак, еще раз повторим, никогда в руки экспертов не попадали кадры с изображением фигурирующих в фильме тела, предметов и людей. Вопрос с датировкой пленки остается открытым.

Кент Джеффри из журнала МУФОН попытался обратиться к военным операторам, которые могли кое-что прояснить в истории с пленкой. Он пишет: "Во время расследования по поводу этой пленки я познакомился с тремя военными операторами, служившими во время второй мировой войны и активно занимающимися профессиональной съемкой до сегодняшнего дня". И вот что рассказали кинооператоры Кенту Джеффри: "В 1947 году в армии практиковалась съемка на трех видах кинопленки: 16 мм цветной, 35 мм черно-белой и 16 мм черно-белой. Для съемки особо важных военных проектов использовалась цветная пленка 16 мм. Более того, один из операторов, которому пришлось снимать несколько аутопсии, утверждает, что все съемки, относившиеся к медицине, производились на цветной пленке. Обычно съемка ответственных медицинских операций производилась с двух камер, укрепленных стационарно. Первую камеру крепили на треногу, используя "подъемник", чтобы она располагалась повыше, и ставили вплотную к хирургическому столу. А вторую камеру подвешивали к потолку".
Мистер Джеффри продолжает: "Все три эксперта - кинооператоры, обладающие высокой квалификацией, - утверждают, что съемка выполнена непрофессионально и по признакам не соответствует стандартам, принятым для армейских операторов". Рэндл К. Летающие тарелки - правда или вымысел/Пер. с англ. О. Кутуминой. - М: КРОН-ПРЕСС, 1998. - 208 с.- Серия "Таинственный мир".
Таким образом, нет никаких оснований считать "Alien Autopsy" вскрытием реального пришельца.
Может быть, главная уфологическая сенсация ХХ века всего лишь ловкая подделка?

http://vadim-andreev.narod.ru/ufo/foto-a2.htm

Тайна сбитых НЛО или вскрытие пришельца Тайна НЛО Об НЛО - первая официальная запись была сделана в египетском папирусе… в 1390 году до н. э. Летописи и другие исторические документы, которые дошли до нас позволяют предположить, что в VI–XVII вв. в ряде стран Европы, в Японии и Китае наблюдались неопознанные летающие объекты. Сегодня ООН хранит более 200 000 документальных описаний, связанных с инопланетянами и «летающими тарелками». В их числе имеется немало свидетельств о крушениях НЛО. Оказывается, аварии терпят не только наши авиалайнеры, но и НЛО… Случай, когда удалось сбить НЛО, произошел в ЮААР в начале 1990-х г. В те времена русские договорились с американцами об обмене секретной информацией о появлении таких объектов. Другие страны поступали с ней на свое усмотрение. Разведывательный отдел ВВС ЮАР засекретил эти сведения, но отставному майору Колмену фон Кевицки из Америки каким-то образом удалось заполучить ксерокопии этих уникальных документов. Изложенные в них факты были просто невероятными… 1989 год, 7 мая, в 13 час. 45 мин. по Гринвичу - фрегат ВМС ЮАР «Са Тафельберг» сообщил на базу в Кейптауне: на экранах радаров появился неопознанный летающий объект, который с юга направлялся к побережью африканского континента со скоростью 5 746 морских миль в час (около 9 000 км/ч). Также этот объект был зафиксирован рядом военных и гражданских радиолокационных станций. В 13 ч 58 мин. странный объект вошел в воздушное пространство ЮАР. С земли предприняли попытку связаться с ним по радио, но безрезультатно. С авиабазы Валхалла в воздух были подняты два истребителя «Мираж» и направлены к НЛО. При их приближении объект резко поменял траекторию полета. Повторить такой смелый маневр перехватчики не смогли. Но летающая тарелка не ушла из зоны видимости как визуально, так и на экранах бортовых радаров. Поскольку идентифицировать летательный аппарат не удалось, то в 13 ч 59 мин. истребителями был получен приказ открыть огонь. Летчики обстреляли инопланетный корабль из экспериментальной лазерной пушки «Тор-2». После командир звена Гоозен доложил, что на поверхности объекта несколькими вспышками обозначились прямые попадания и он стал «колыхаться», но продолжал движение в северном направлении. В 14 час. 02 мин. объект начал быстро терять высоту - примерно 3 000 футов в минуту, а затем спикировал под углом около 25° и на большой скорости рухнул на землю. НЛО упал в пустыне Калахари на 80 км севернее границы ЮАР с Ботсваной. В скором времени на место катастрофы прибыли офицеры военно-воздушной разведки, технические эксперты и медики. Трудно сейчас представить, что они испытывали, когда обнаружили следующее. Воронка была диаметром 150 и глубиной 12 метров. В ней был серебристый дискообразный объект диаметром 18 метров и весом примерно в 50 тонн. На корпусе его не обнаружили никаких швов, а по периметру только располагались 12 иллюминаторов овальной формы. Состав материала, из которого был сделан этот аппарат, источник движения и тяги определить не удалось. Откуда прибыл объект, также оставалось загадкой: на его корпусе не было опознавательных знаков, только непонятное изображение, напоминающее стрелу в полусфере, поблескивало на солнце. Посадочное устройство было выдвинуто. Созданная правительственная комиссия начала заниматься измерениями характеристик воронки и обмерами самого объекта. Специалисты были поражены прежде всего тем, что песок и камни вокруг места падения НЛО были настолько оплавлены, словно тут произошел небольшой ядерный взрыв. При замерах углубления в земле возникла проблема - неизвестное мощное электромагнитное излучение вывело из строя все приборы. Сам НЛО для исследования перевезли на секретную базу ВВС ЮАР. И тут произошло нечто невероятное. Специалисты вдруг услыхали из глубины аппарата громкий стук непонятного происхождения. Вероятно, исходящий из люка, который заклинило. После того как специалисты открыли его, из летающей тарелки вышли два человекоподобных существа в облегающих костюмах серого цвета. Один из инопланетян был в очень плохом состоянии, другой пострадал меньше. Пришельцев срочно доставили в военный госпиталь, а разные инструменты и вещи, извлеченные из НЛО, отправили экспертам. В госпитале началось тщательное обследование странных существ. Первое заключение медиков гласило: инопланетяне - «серые». У них серовато-голубой цвет кожи, волосы на теле отсутствуют, а рост составляет приблизительно от 130 до 150 см. Они имеют непропорционально большие головы, большие глаза без зрачков, длинные и тонкие руки, достававшие почти до колен, с когтеобразными ногтями на пальцах. При обследовании инопланетяне проявляли признаки агрессии - один из них даже расцарапал врачу грудь и лицо, а попытки взять у них для анализа кровь и образец кожного покрова не удались. Такое поведение пришельцев можно было понять: ведь их корабль не проявлял никаких враждебных намерений, но его, тем не менее, сбили, а их самих заточили в подземный каземат и изучали, как экзотических зверюшек. Несмотря на завесу секретности, в скором времени просочились сведения о том, что аппарат вместе с пилотами был переправлен в Америку. Один из инопланетян вскоре скончался. Судьба второго, как и самого НЛО, неизвестна, - возможно, они до сих пор находятся на военной базе США в Райт-Патерсон. Но вот что в особенности интересно: оказывается, что еще в 1960-х годах, американским военным удалось сбить ракетой НЛО над военным полигоном, а в апреле 1964 года американский полицейский Л. Замора наблюдал приземлившийся неизвестный объект, на борту которого он увидел изображение стрелы и полусферы - точно такое же, как и у НЛО, сбитого потом над Калахари. В неофициальных комментариях (официальных нет и по сей день) военные чины из ЮАР изобразили эту историю как чей-то вздорный вымысел. Тем более что в прессе, не без помощи падких на сенсации журналистов, в описании ее существовало немало разночтений: одни уверяли, что НЛО было два, а сбили только один, тогда как второй ушел от преследования, другие и вовсе высказывали фантастическое предположение о том, что к Африке направлялась чуть ли не целая эскадрилья неопознанных летающих объектов. Нет единого мнения и по поводу того, сколько же выстрелов произвели летчики истребителей-перехватчиков. Между тем сведения об этом происшествии получила английская уфологическая организация УФОС. Их доставил прибывший из ЮАР доктор Азадехдела. Он якобы даже сообщил фамилии южноафриканских чиновников и ученых, которые принимали участие в его расследовании. По прошествии небольшого времени, и в УФОС обратился некий Джеймс Ван Гройнен, предъявивший документы на имя сотрудника разведки ЮАР. Он заявил, что имеет дополнительную информацию о падении НЛО в Калахари и передал уфологам любопытный документ. Это была ксерокопия описания происшествия, напечатанного на бланке ВВС ЮАР под грифом «Совершенно секретно» и получившего кодовое название «Серебряный алмаз». Проверяя достоверность этой информации, сотрудники УФОС вступили в контакт с другим офицером южноафриканской разведки. Он не только полностью подтвердил описанные факты, но и добавил, что сам лично видел фотографии с изображением сбитого объекта. В другом документе, представленном Гройненом, давались рекомендации по исследованию и вскрытию НЛО. Английские уфологи нашли командира эскадрильи Гоозена и побеседовали с ним. Летчик не отрицал своего участия в преследовании и атаке НЛО, а командование ПВО Северо-Американского континента (НОРАД) подтвердило, что неизвестный объект отслеживался в этом районе. А в то время сенсационные описания воздушного боя над пустыней Калахари пошли гулять по всему миру: подробности происшествия попали на страницы газет, зазвучали в радио- и телепередачах. Чтобы отличить правду от вымысла, корреспонденты ведущих английских газет обратились за разъяснениями в Министерство обороны ЮАР. Но начальник отдела по связям с общественностью полковник Рольт заявил следующее: «У меня нет желания комментировать эти «летающие утки», которые регулярно появляются на страницах печати». Другого ответа и не ожидали - ведь сведения об обнаруженных, а тем более сбитых НЛО являются тщательно охраняемой государственной тайной. Между тем отставной майор Колмен фон Кевицки принял участие в международной конференции «Диалог со Вселенной», прошедшей во Франкфурте-на-Майне, а у себя на родине основал ИКУФОН - межконтинентальную сеть по изучению НЛО. Эта организация пользуется достойной репутацией среди уфологов во всем мире. В свое время фон Кевицки сделал заявление: «Я давно знаю, что русские и американские лидеры договорились держать под колпаком секретности всю информацию об инопланетянах!». Вероятно, что российские власти придерживаются этого правила до сих пор. А вот о крушениях НЛО на территории Америки информации много. Есть среди нее и абсолютно уникальные случаи. Одним из них является так называемый розуэллский инцидент. 1947 год, 2 июля - в районе г. Розуэлл, штат Нью-Мехико, потерпел аварию один из первых НЛО в Америке. Следующим утром американский офицер Уильям Брейзел нашел на своем ранчо осколки упавшего с неба НЛО и куски странной пленки. Сын фермера, ныне доктор медицины Билл Брейзел, которому в 1947 году было одиннадцать лет, прекрасно помнит произошедшее. В тот день его отец был очень напуган грозой. Над головой раздавался такой страшный грохот, что казалось, наступил конец света. Только на следующий день он вышел из дома и нашел загадочные осколки. Уильям тут же обратился к шерифу, который немедленно связался с военными. Сбором осколков летательного аппарата занялась группа бомбардировочной авиации Америки, которая очень тщательно их исследовала. На некоторых осколках были обнаружены знаки, похожие на иероглифы. Однако на ранчо была найдена только часть НЛО (видимо, именно там он попал в грозу). Для поисков остальных обломков летательного аппарата была задействована аэроразведка. Выяснилось, что сам НЛО упал за горами, в 150 милях западней ранчо, в долине Сан-Огастин. Об этом факте общественность не информировали, хотя многочисленные свидетели из находящегося неподалеку города Аламогордо наблюдали появившийся на небе объект, объятый пламенем. Военные очень быстро обнаружили потерпевший аварию летательный аппарат и переправили все его фрагменты на авиабазу Мюрок. В скорости появились рассказы о том, что на месте крушения НЛО были обнаружены тела пришельцев. Одни «свидетели» утверждали, что пилотов было двое и один из них жив, другие доказывали, что их было несколько и все они погибли. Только спустя нескольких десятков лет после таинственной катастрофы в Розуэлле был опубликован любопытный документ американского правительства. Он был составлен 18 ноября 1952 года для только что избранного президента Эйзенхауэра и имел наивысшую степень секретности. Все, связанное с этой аварией, получило название «Мажестик-12». Из документа стало известно, что во время поисковой операции были найдены четыре человекоподобных существа небольшого роста. Они, как видно, катапультировались из аппарата перед его взрывом. Все четверо были мертвыми, изуродованными и находились в стадии сильного разложения, поскольку их обнаружили только спустя неделю. Специальная научная группа забрала их для исследования (по одним данным, они хранятся в Розуэлле, по другим - в каком-то ином засекреченном месте). Сохранились свидетельства бывшего служащего городского морга Гленна Денниса. Он помнит, что в то время ему поступил заказ с авиабазы на несколько маленьких гробиков, а его хорошая знакомая, медсестра, якобы даже участвовала во вскрытии трех трупов инопланетян. Полковник в отставке Филипп Косо, который в 50-е гг. возглавлял полигон Уайт-Сэндс, утверждал, что присутствовал при вскрытии одного из инопланетян. В последствии в соавторстве с У. Бернсом он написал книгу «На следующий день после Розуэлла». 1994 год - появилась очередная сенсация. Общественности стало известно об «Ангаре-51» - цехе на одной из американских авиабаз (предполагалось, что это база Райт-Патерсон). Тут якобы не только исследуются трупы с НЛО, но и содержатся живые инопланетяне. С 1989 года с ними ведутся непрерывные беседы с целью ознакомления с их непревзойденными военными технологиями. Эта история, возможно, и легла в основу американского художественного фильма «Ангар-18». В феврале 1989 года на одном из российских телеканалов прозвучала информация о рассекречивании в Америке «тайны президентов» - спецхранилищ, где с конца 1940-х гг. якобы находятся тела погибших пилотов НЛО. Американские власти делали все возможное, чтобы погасить ажиотаж и слухи о розуэллском инциденте. Но в 1996 году расследование его пришлось возобновить. Причиной тому послужил фильм с простым и конкретным названием «Вскрытие пришельца». Он произвел огромное впечатление и породил массу споров, не утихающих по сей день. Фильм состоит из двух частей: в первой кратко рассказывается о самом инциденте, а во второй показываются неизвестно где найденные (или искусно смонтированные) кадры вскрытия группой хирургов или патологоанатомов странного человекоподобного существа. Катастрофа НЛО в Розуэлле как и прежде остается тайной за семью печатями. Ни в одном военном архиве о ней ничего не говорится, хотя по инструкции любые летные происшествия должны фиксироваться, а информация о них - храниться вечно. В 1995 году этот вопрос расследовало влиятельное Контрольно-финансовое управление Конгресса США. Оно выяснило, что изучением этой катастрофы занималось около 15 разных ведомств, но ни в одном из них не было обнаружено документов об этом. Больше того, вся пресса за 1946–1949 гг. (такое даже трудно представить) исчезла из американских библиотек. Уфологи утверждают, что НЛО существовали на протяжении всей истории человечества. Несмотря на мифы об их неуязвимости, факты последних десятилетий говорят о том, что временами НЛО терпят аварии и разбиваются. Но судьба пилотов, обнаруженных после этих катастроф, неизвестна. Остается лишь надеяться, что когда-то пришельцы из других миров сами выйдут на контакт с землянами и то, что сейчас кажется мистикой, получит наконец-то научное объяснение.

В субботу 5 июля 1947 года Джонни Макбойл, репортер и совладелец радиостанции в Росуэлле, штат Нью-Мексико, передал в эфир сообщение о падении НЛО. «Объект похож на помятую лоханку для мытья посуды… – срывающимся голосом комментировал он. – Военные уже здесь и собираются ее забрать. Вся территория оцеплена. Они что-то говорят о каких-то человекоподобных существах, находившихся на борту».

За шесть часов все обломки были собраны. По слухам, на месте падения неизвестного объекта были обнаружены пять тел пришельцев, военные упаковали их в герметические мешки. Инцидент в Росуэлле в течение многих лет был окутан завесой строжайшей секретности.

В июле 1991 года капитан военно-воздушных сил США Кевин Рэндл и его соавтор Дональд Шмит опубликовали книгу, в которой привели многочисленные свидетельства, подтверждающие внеземной характер катастрофы.

Американское правительство инициировало официальное расследование инцидента в Росуэлле. В сентябре 1994 года появилось сообщение, что в Росуэлле действительно произошла катастрофа, но разбился не инопланетный корабль, а секретный шпионский шар «Могул», запущенный военно-воздушными силами США.

А через несколько месяцев грянула новая сенсация: британский продюссер итальянского происхождения Рей Сантилли объявил, что в его распоряжении оказалась кинопленка, запечатлевшая аутопсию, то есть вскрытие инопланетян из Росуэлла.

Сразу возникли вопросы. Каким образом засекреченная пленка попала к Сантилли? Продюсер рассказал следующую историю. Летом 1993 года он отправился в Соединенные Штаты в поисках редких кадров пятидесятых годов. В Кливленде (штат Огайо) он познакомился с пожилым кинооператором, в архиве которого сохранились записи выступлений Элвиса Пресли. Неожиданно выяснилось, что восьмидесятилетний Джек Барнетт (имя и фамилия вымышлены) когда-то служил по контракту в американской армии. Летом 1947 года он был вызван на военную базу в Росуэлле для съемки особо секретных объектов. Барнетт думал, что речь идет о фрагментах советского самолета-шпиона, но оказалось, что снимать придется обломки НЛО, а также процесс вскрытия трупов инопланетян.

Джек отснял около сотни катушек. Большую часть материала он сразу же отправил в Вашингтон, однако несколько пленок требовали дополнительной обработки. Закончив над ними работу, оператор связался с начальством, но никто за пленками не приехал.

Барнетт умел хранить секреты, он был истинным патриотом Америки, и только крайняя нужда вынудила его продать уникальный киноматериал. Причем он заломил такую цену, что Сантилли расплатился с ним лишь в ноябре 1994 года. Оператор попросил сохранить его настоящее имя в тайне. Позже журналисты пытались встретиться с загадочным Барнеттом, но эти попытки не увенчались успехом.

В распоряжении продюсера оказались двадцать одна пленка по три минуты, одна – на восемь минут и еще фрагменты, не связанные сюжетом. Большая часть материала была в очень плохом состоянии. Первый семиминутный ролик был восстановлен лишь к началу 1995 года. На видеопленку Сантилли перевел два эпизода – «Вскрытие трупа инопланетянина» и «Обломки».

5 мая состоялся предварительный просмотр фильма в Британском музее в Лондоне. При входе в зал всех обыскивали, дабы никто не пронес фотоаппарат или видеокамеру.

И вот долгожданный сеанс начинается. На столе операционной – тело существа, напоминающего человека, ростом около 140–150 сантиметров, со вздутым животом и огромной головой. Рот приоткрыт, но зубов не видно. У существа по шесть пальцев на руках и ногах. И, что очень странно, отсутствует пупок. На правом бедре заметна огромная рана, возможно – ожог. Существо без волос на голове и на теле, вероятно, женского пола, хотя ничего, кроме характерных признаков, не указывало на данное обстоятельство.

В комнате находились оператор и два «патологоанатома» в белых защитных плащах с прозрачными окошками. Вскрытием занимался один специалист. Он подошел со скальпелем к телу и сделал надрез от горла вниз. Появилась кровь. «Патологоанатом», не прилагая заметных усилий, извлек из тела внутренние органы.

Многие обратили внимание на то, что оператор будто обладал даром предвидения. Когда «патологоанатом» проводил разрез, камера не последовала за скальпелем к животу, а намеренно задержалась на шее, пока не выступила кровь.

По-видимому, вскрытие проводил специалист широкого профиля, по крайней мере он знал толк и в офтальмологии. Он снял темную пленку с глаза существа и положил в раствор. Аналогичная процедура была проделана с другим глазом инопланетянина.

Заканчивался ролик трепанацией черепа. «Патологоанатом» ручной пилой удалил верх черепа и извлек мозг. Как при всяком вскрытии был составлен «перечень» изъятых органов. Вся процедура аутопсии заняла 2,5 часа (судя по часам на стене).

Во втором сюжете военный демонстрировал обломки разбившегося НЛО. Предметов было немного: две панели (приборы управления?) с отпечатками шестипалых рук и большая двутавровая балка с какими-то иероглифами.

Побывавший на просмотре Жак Прадель, продюсер телеканала «ТФ-1», вспоминает: «Когда в зале вспыхнул свет, воцарилась тишина. Абсолютная тишина, а в помещении было более трехсот человек. Потом шепот. Потом тишина и шепот чередуются. Я в каком-то столбняке. Что-то выше моих сил. Потом суматоха, и начинается обмен мнениями. От суматохи – к обсуждению. Хочу знать и информировать других».

Кто-то предположил, что это труп человека, подвергнутого воздействию очень сильного излучения. Но ни один патологоанатом не встречался с подобными аномалиями. Да и внутренние органы совершенно не похожи на органы человека. Хирург Патрик Браун заметил «трупные посинения», появляющиеся обычно в нижней части тела. И если это подделка, то весьма искусная, ибо нужно иметь высокую квалификацию, чтобы разместить посинения в нужном месте.

В августе 1995 года фильм был показан на шеффилдском конгрессе уфологов и по четвертому каналу Британского телевидения. Позже его демонстрировали крупнейшие телекомпании мира – американская «Fox TV», немецкая «ZDF», итальянская «RAI-1», французская «TF-1» и более двадцати других компаний. Продажа прав на показ фильма принесла Сантилли миллионы долларов. Только от «Fox» он получил 125 тыс. долларов. Видеокассеты с записью эпизодов «Вскрытие» и «Обломки» продавались по 70 долларов!

Тут же появились люди, готовые поклясться на Библии, что видели фильм Сантилли раньше. Старший сержант Роберт Аллен, когда-то отвечавший за безопасность на секретном полигоне около Тонопа, штат Невада, утверждал, что во время инструктажа им показывали целую программу из таких фильмов. «Я наблюдал три вскрытия, – уверял сержант. – Во время одного из них за стеклом операционной стоял президент Гарри Трумэн. Его лицо скрывала хирургическая маска, но я не мог ошибиться: это был Трумэн».

Майк Мэлони, ведущий фотограф «Миррор», поведал, что в семидесятых годах он познакомился в Калифорнии «с одним человеком», который предложил ему посмотреть несколько «весьма необычных фильмов». На этом сеансе для избранных демонстрировалась документальная лента об НЛО, а также кадры вскрытия инопланетянина.

Зрители разбились на два враждебных лагеря – одни считали фильм Сантилли подлинным, другие – искусной подделкой. К примеру, много споров вызвал телефон с витым шнуром. Говорили, что таких аппаратов в то время еще не было, но потом выяснилось, что эту модель начали выпускать еще в 1946 году, а витой шнур поставляли по заказу.

Затем попали под подозрение хирургические инструменты, которые использовал в фильме «патологоанатом». Но и здесь скептики потерпели поражение: именно такие инструменты использовали американцы пятьдесят лет назад.

Сантилли настаивал, что фильм снят в 1947 году и в качестве доказательства приводил результаты экспертизы кинопленки. Действительно, несколько кадров он передал для анализа в лаборатории США, Англии и Дании, и там подтвердили: кинопленка произведена в 1947 году. Однако переданные Сантилли кадры были без изображения. Фирма «Кодак» предложила Сантилли провести независимую экспертизу всей пленки. Продюсер отказался, сославшись на то, что она уже продана какому-то таинственному коллекционеру за большие деньги.

Неоднозначную оценку получила работа оператора. Он выбирал отнюдь не лучшие ракурсы, а при крупных планах у него сбивался фокус. Противники фильма настаивали, что оператор делал это намеренно, иначе все бы поняли, что патологоанатом работает не над трупом, а над куклой.

Кстати, большинство голливудских мастеров по спецэффектам не сомневалось, что «инопланетянин» сделан из латекса. Стэн Уинстон, известный по фильмам «Чужие» и «Парк Юрского периода», сказал: «Уверен ли я, что это мистификация? Абсолютно!» Поддержал коллегу Гордон Смит из Торонто: «Мы не сомневаемся, что фильм сделан в Англии на второсортной студии».

Когда же Сантилли прямо спросили, кого же все-таки вскрывают в фильме, он ответил: «Я думаю, существуют только два варианта. Первый – это существо действительно прилетело к нам из другого мира на космическом корабле. Второй – это был биологический эксперимент, проводившийся после войны американцами, и в фильме показан мутант, созданный с целью проведения испытаний некоего секретного оружия. По-моему, возможны только эти два варианта».

Но оказалось, что существует еще и третий вариант, о котором тогда скромно умолчал Сантилли.

4 апреля 2006 году по британскому телеканалу «Скай» был показан сюжет «Расследование Иммона: «Вскрытие инопланетянина». Сантилли вынужден был признать, что его фильм не является подлинным. Во время интервью ведущий передачи Иммон Холмс постоянно называл фильм «подделкой», и каждый раз гость поправлял его – «реконструкция». По словам Сантилли, он был вынужден пойти на этот шаг, поскольку настоящие пленки погибли от влаги и жары. По сохранившимся остаткам Рэй вместе со своим другом продюсером Гари Шуфилдом восстановили фильм. Позже Сантилли уверял, что в видеоверсии есть несколько кадров (5 процентов метража) из оригинала. Правда, какие именно, он не уточнил.

«Реконструкция» проходила в жилой квартире на Рочестер-сквер в Лондоне. Джон Хамфриз, художник и скульптор, сделал за три недели двух «инопланетян». Все необходимое для создания пришельцев – мозги овцы, куриные потроха, ножки ягненка и прочий «материал» – привезли с мясного рынка. Хамфриз использовал также алюминий (скелет) и латекс (кожа). Потом он изготовил панель управления инопланетного корабля. Именно Хамфриз сыграл роль главного «патологоанатома». Несмотря на то, что у съемочной бригады было всего два дубля, команда справилась со своей задачей просто блестяще. После съемок «инопланетян» разрезали на мелкие кусочки и разбросали по мусорным контейнерам Лондона.6 апреля 2006 года состоялась премьера английской кинокомедии «Вскрытие инопланетянина», в которой все описанные выше события рассказываются в юмористическом ключе. Причем Рэй Сантилли и Гари Шуфилд выступили в нем в качестве продюсеров.