Заболевание легких и бронхов по синельникову. Бронхит: психосоматика у детей и взрослых

Давайте сразу в суть событий. Вы смотрите на человека, который рядом и и с которым конфликт. Вы, может быть, даже смотрите ему в глаза с некоторым вызовом.

Но на слое психике, который лежит ПОД внешней бравадой, вы боитесь вдохнуть. Вы придерживаете дыхание, не давая себе вдохнуть полной грудью, потому что вам за это что-то будет. Воздух всё равно не ваш, даже если внешне вы заявляете на него права.

Не дышать полной грудью — основная причина бронхита. Доктор Хамер («Новая германская медицина») относил проблемы с бронхами к территориальным конфликтам, и был абсолютно прав. Но мы в Satori Healing объясним этот процесс по-другому.

В момент, когда нужно легко и свободно пропустить воздух через бронхи в легкие, человек неосознанно не даёт себе это сделать, потому что боится вступать в конфликт за территорию. Он снижает дыхательную функцию, боясь захватить как бы «чужой» воздух. Его противник явно сильнее и дышать нужно осторожно. Ещё надышишь на свою голову. (Аналогичный процесс можно изучить в статье

Попробуй подыши моим воздухом

Примеры психосоматики бронхита:

1) Женщина долго борется с соседями за то, на какой территории должен быть установлен общий забор, и заболевает бронхитом. В визуализации спора с соседями она представляет себя маленькой и сгорбленной. Грудная клетка втянута «вглубь», свободного дыхания нет. И оно часто задерживается.

Нет ровного дыхания — нет энергии в органе — есть воспалительные процессы, призванные добавить энергии и исцелить орган, которому какое-то время не хватало энергии.

2) Мама кричит на ребенка, нависая над ним, угрожая ударить, но не делает этого. Ребёнок неосознанно задерживает дыхание. Если крики повторяются достаточно часто, то неглубокое дыхание может стать привычкой. И может даже развиться бронхиальная астма .

3) Конфликты между партнерами в одной фирме. Тот, кто чувствует себя в уязвимой позиции, может начать регулярно болеть бронхитом.


«Мы оба знаем, что в выигрыше останется лишь один»

5) Начальник часто ругает подчиненных. После продолжительных собраний, когда работнику долгое время приходится дышать неглубоко, может начаться бронхит.

6) Если человек знает, что над ним насмехаются, что все вокруг его обсуждают, он будет стремиться уйти от этого.

Представьте, заходите вы в офис, и знаете, что сейчас начнут шушукаться за спиной — будете глубоко и спокойно дышать? Вряд ли. Наоборот, будет ощущение, что хочется стать маленьким и исчезнуть. А стремление свернуться в точку глубокому дыханию, увы, не способствует.

7) И наконец, мое любимое и чаще всего встречаемое) Мама, уставшая от того, что у нее нет места, где она могла бы отдохнуть. Даже заперевшись в туалете, она будет слышать, как ребенок ее зовет, и будет ощущать, что она нигде не может спокойно вздохнуть. (Дорогие мамы, как давно вы дышали полной грудью?)

Постоянная необходимость суетиться также приводит к учащенному короткому дыханию, а значит, полное вдыхание грудью невозможно. Тело постепенно «забывает», что можно и нужно дышать медленно и глубоко. Легкие плохо вентилируются, и отсюда еще большее напряжение во всем организме. Ведь ткани не получают достаточно кислорода.

Замкнутый круг, который можно разорвать, исследовав причины своей суеты через психотерапию и занявшись дыхательными практиками , способствующими расширению грудной клетки и снятию напряжения в мышцах, обеспечивающих дыхание.

Психосоматика бронхита у детей

Если хронический бронхит диагностируется у ребенка, но при этом мама редко повышает голос, значит, нужно посмотреть, что сейчас волнует родителей , и искать, какого рода территориальные конфликты они переживают в настоящий момент.

Если мама напрягается из-за того, что не имеет своего пространства и времени, то ребенок также может начать болеть бронхитами, причем постоянно.

Надо ли говорить, что в таком случае лучший выход для семьи — обеспечить матери постоянный отдых. Ведь это ключ к выздоровлению детей.


Мамочка, не волнуйся, пожалуйста, все будет хорошо)

Бронхит как продолжение ОРВИ

Часто встречаются ситуации, когда ОРВИ начинается с насморка и першения в горле, а заканчивается бронхитом.

Надо понимать, что вирус не просто так начинает активничать в теле человека. Если вирус осел в бронхах, значит, уже какое-то время в бронхах были неполадки, и организм «дожидался» вируса, чтобы начать воспалительные процессы.

Если ОРВИ частые, то человек постоянно плохо дышит, энергия в бронхи и нижние дыхательные пути не поступает. И он болеет вирусными заболеваниями, потому что весь несчастный, замученный и «скукоженный».

В таких случаях сразу можно сказать, что человек в постоянной борьбе — с людьми, с миром. Может даже, он и устал, и не хочет бороться, но привычка напрягаться не уходит, потому что она не осознаётся. А всё, что не осознаётся и стало хроническим, без осознания не вылечить.

Нужно наблюдать за собой — как дышишь, как реагируешь на стресс дыханием и группами мышц. И всё это трансформировать. Не говоря уже о точечной психотерапии сильных стрессов в прошлом, которые остаются в теле, как блоки, и мешают свободному течению энергии.

Что делать?

В остром состоянии, когда бронхит начался, как можно быстрее установить психологические причины болезни и завершить переживания и конфликты, которые привели к болезни — это ускорит выздоровление.

Психотерапия хронических состояний намного длительнее и требует большой осознанности.

Необходимо видеть себя со стороны — своё дыхание, своё напряжение. В конфликтах нужно выбрать то, что менее всего приятно — сдаться или, наоборот, идти до конца. И таким образом, урок болезни будет получен и завершен.

Всё это позволит телу освободиться от блоков, станет легче дышать, и о хроническом бронхите вы забудете.

Так как ангина - это острое воспаление миндалин, см. статью МИНДАЛИН ВОСПАЛЕНИЕ.

2. МИНДАЛИН ВОСПАЛЕНИЕ - (Лиз Бурбо)

Физическая блокировка

Миндалины - это защитные органы и барьер для микробов. Они, словно часовые, охраняют входы дыхательных и пищеварительных путей. Миндалины воспаляются, когда на них попадает инфекция. При воспалении миндалин больному трудно глотать.

Эмоциональная блокировка

Эта болезнь говорит о том, что ты чувствуешь гнев, так как тебе что-то не удается: ты не можешь чего-то проглотить. Что тебе не удается? Какой кусок оказался для тебя слишком большим?

Ментальная блокировка

Если ты не можешь что-то проглотить, какая-то часть тебя настроена чересчур критично. Ты вынашиваешь идею бунта - против самого себя или кого-то другого. Ты абсолютно уверен в своей правоте. В твоих интересах пережить эту ситуацию с боль: шей любовью и пониманием. См. также статью и «особенности воспалительных заболеваний».

3. ТОНЗИЛЛИТ - (В. Жикаренцев)

Причины болезни

Страх. Подавляемые эмоции. Удушаемое творчество.


Мое благо течет теперь свободно. Через меня выражаются Божественные идеи. Внутри меня мир и покой.

4. ТОНЗИЛЛИТ - (Луиза Хей)

Причины болезни

Страх. Подавленные эмоции. Заглушенное творчество.


Теперь все хорошее во мне течет свободно. Я проводник Божественных мыслей. В моей душе царит мир.

Человек – существо мультиполярное во многих смыслах. Этот термин можно употребить, говоря и о причинах страдания человеческого тела . Люди, которые сталкиваются с тем или иным недугом, с досадной регулярностью уже не удовлетворяются просто констатацией факта хронизации процесса. Или утверждением, что болезнь вернулась, потому что в первый раз ее некачественно лечили. Они ищут и другие возможные причины недомогания, а также способы борьбы с ним.

В полной мере это относится и к патологиям системы дыхания. С учетом того, что обструктивные и аллергические формы бронхита охватывают все большие слои населения, автоматически возникает вопрос, в чем же глубинная причина болезни? Могут ли эмоционально-психологические проблемы вылиться в соматические страдания? И если да, то какова же психосоматика бронхита?

Все причины практически любого заболевания можно разделить на 3 большие группы . Деление, конечно, условное, но оно помогает понять, где нужно искать корни проблемы. Бронхит может быть вызван несколькими причинами:

  1. Провоцирующие факторы – инфекционный агент, переохлаждение.
  2. Способствующие факторы – работа в неблагоприятных условиях, курение, проживание в экологически опасных зонах, переутомление, длительная антибиотикотерапия, хронические болезни , ослабляющие иммунную систему.
  3. Эмоционально-психологические факторы – хронический стресс, затаенная обида, любой эмоциональный дискомфорт.

Деление условно, обычно факторы из всех 3 групп в той или иной мере влияют на человека. И благодаря их совместному действию развивается болезнь.

Ведущим фактором обычно выступает патогенный микроорганизм или вирусный агент. Если лечение проводится правильно, организм не «подточен» хроническим недугом, а психика не травмирована стрессором, выздоровление наступает в результате стандартного курса терапии. И повторное заболевание возникает редко, и только при стечении ряда благоприятных для него условий.

Пересмотреть ведущий фактор имеет смысл, если:

  • Стандартная терапия не приносит результатов.
  • Бронхит принимает хроническую форму.
  • Развиваются признаки бронхолегочной обструкции.
  • Рецидивы становятся чаще и продолжительнее.

В этом случае на первое место может выступать аллергический или психосоматический элемент, а также генетическая предрасположенность.

Учитывая нестабильность детской психики, следует отметить, что бронхит у детей психосоматику может иметь ведущим обоснованием хронизации процесса. А также тяжелого течения болезни и перехода его в бронхиальную астму.

Признаки психосоматического бронхита у взрослых

К сожалению, психосоматическая составляющая любого заболевания изучена недостаточно. В основном из-за отсутствия точных инструментов, позволяющих измерить глубину обиды или силу стресса. Для этих целей разработаны специальные тесты и методики, но их расшифровкой может заниматься только психотерапевт или психолог, а врачам других специальностей это, к сожалению, не под силу. Отчасти поэтому считается доказательной медициной субъективной.

Психологический фон при соматических (телесных) патологиях выявляется в ходе доверительной беседы врача и пациента. Критериями, которые заставляют задуматься об эмоциональных корнях бронхита у взрослых служат:

  • Хронизация процесса после сильного эмоционального потрясения (развод, гибель близкого человека).
  • Рецидивы на фоне скандалов в семье.
  • Развитие болезни после ограбления, потери работы или других тягостных событий.
  • Досаждающий, мучащий кашель, часто без мокроты, который не удается победить с помощью стандартных методов терапии (противокашлевые, отхаркивающие, антибактериальные, иммуностимулирующие препараты).
  • Жалобы на давящие боли в груди, нехватку воздуха, на то, что «нечем дышать».
  • Общее угнетенное состояние пациента, уныние, признаки скрытой депрессии, отсутствие друзей.
  • Некомфортные, однообразные условия труда, работа, не приносящая удовлетворения.
  • Заниженная самооценка. Локус контроля смещен в сторону обвинения себя во всех проблемах.
  • Неумение прощать, пережить ситуацию и идти дальше, перманентное ощущение собственной неполноценности, несостоятельности или вины.

Все эти признаки позволяют предположить, что механизмы запуска болезни «зациклены» на той или иной психологической проблемы . Это значит, что пациент нуждается не только в медикаментах. Ему нужна консультация специалиста, который поможет осознать проблему, пересмотреть свой взгляд на нее, пережить и вновь почувствовать себя живым, счастливым и здоровым.

Популярные теории


Психосоматику бронхита описывает несколько теорий, которые связывают развитие болезней системы дыхания:

  1. С угрозой вторжения эмоционального или физического в пространство человека. Причем болезнь развивается на фоне разрешения ситуации, а не в момент напряженного ожидания.
  2. С неприятием окружающего мира или себя в нем, если бронхит протекает с аллергическим компонентом. Человек недоволен своим местом в жизни, мировым порядком, страной, в которой проживает и т. д. Но не обладает реальной властью либо способностями что-либо изменить.
  3. С общей нервозностью в семье, постоянными скандалами и ссорами.
  4. С недовольством семейным укладом , но недостаточной решимостью преодолеть проблемы. Пациент уходит в себя, впадает в уныние и болеет.
  5. С невысказанной обидой, затаенной злобой, «проглоченным» гневом.
  6. С обидой «родом» из детства, которая касается близких родственников.

Примечательно, что пациенты с сохраненными миндалинами в результате ссор и криков, проклятий, произнесенных вслух, или проглоченных обид чаще болеют ангинами. Те же люди, которые подверглись тонзиллэктомии, склонны к болезням бронхов и легких. Организм в обоих этих случаях словно бы лишается не только иммунного органа в физическом плане, но и теряет буфер, предохраняющий бронхи и легкие от эмоционально-психологической агрессии.

Также примечательно, что при стрессовых обстоятельствах у пациентов подросткового и юношеского возраста может подниматься температура до 40–41 С без дополнительных признаков болезни.

При благоприятном разрешении ситуации температура падает без медикаментов, при неблагоприятном может появиться кашель, одышка, бронхоспазм.

В области психосоматики работали И-Х. Хайнрот, перу которого термин собственно и принадлежит, Якоби, Ф. Александер, Э. Вейсс, З. Фрейд, С. Джелифф, Ф. Данбар. Многие известные врачи и психоаналитики отечественные и зарубежные посвятили свои труды описываемой отрасли медицины.

Исследователей, имеющих собственный негативный опыт, и принужденных искать решения своих проблем тоже привлекла психосоматическая медицина, как отрасль знания о человеке. Наиболее известной исследовательницей такого рода является Луиза Хей. Свой вклад внесли и другие специалисты: гомеопат и психолог В. Синельников, американский аллерголог Оланда Дейволт, исследовательница Лиз Бурбо.

Признаки у детей


Бронхит у детей – это своеобразный способ привлечь внимание взрослых. Кашель, хрипы и слабость дают детям ту заботу, дефицит которой ощущает ребенок в семье активно работающих родителей.

Основные признаки психосоматического бронхита у ребенка:

  • Нервозность.
  • Температура, которая с трудом корригируется антипиретиками.
  • Хриплое дыхание, одышка.
  • Приступы сухого, иногда влажного кашля.
  • Длительное течение болезни с периодами уменьшения симптоматики и «необоснованными» обострениями.
  • Слабая эффективность стандартной медикаментозной терапии.
  • Невозможность добиться стойкой ремиссии.

О хронических бронхитах принято говорить у детей в возрасте от 3 лет. До этого момента в качестве диагноза при частых и длительных рецидивах с одышкой и хрипами подозревают обструкцию бронхов.

Психосоматика у детей – один из ведущих факторов в развитии воспалительных заболеваний горла, системы дыхания, органов мочевыведения, а также аллергий.

Причины


Детская психика нестабильная, потому что находится на этапе становления. И все что говорят и делают близкие люди так или иначе накладывает отпечаток на то, что сохранит подсознание человека на всю жизнь. И даже не только на перечень детских заболеваний, но и на то, чем человек будет болеть в течение последующих лет.

У ребенка основными травмирующими факторами, вызывающими патологии бронхов, считаются:

  • Обида, нанесенная близкими людьми (чаще родителями).
  • Авторитарное поведение взрослых, подавление «я» ребенка.
  • Внушение ребенку чувства вины.
  • Чрезмерная критика со стороны близких.
  • Неспособность высказать свое мнение и спокойно воспринимать критику или просто чужой взгляд на какую-либо ситуацию. Эта проблема часто становится причиной бронхита в пубертатном периоде.
  • Неспособность ужиться в коллективе, общаться со сверстниками, неприятие ребенка другими детьми, отверженность. Чаще встречается в подростковом возрасте.
  • Стрессогенная атмосфера в семье, конфликт между родителями.
  • Отсутствие в семье общих «семейных» интересов, ценностей, занятий. Каждый увлечен своими делами, не считается с мнением остальных членов. Мало что делается совместно.

Психосоматика детских болезней требует более тщательного изучения как со стороны медиков, так и со стороны психологов. Но считается, что все негативные эмоции (обида, гнев, страх), которые ребенок не способен выразить, могут стать причиной бронхита, астмы.

Методы коррекции

Психосоматические недуги подлежать комплексной терапии , в которой принимают участие и терапевты, и пульмонологи, и психологи. Бронхит, психосоматика которого определена, требует применения психокорректирующих методик:

  • Психоанализ.
  • Арт-терапия.
  • Гештальт-терапия.
  • Аутогенные тренировки.
  • Прогулки на свежем воздухе.
  • Йога, как духовная практика и дыхательные упражнения.

1. ЖЕЛУДОК (ПРОБЛЕМЫ) - (Луиза Хей)

Вместилище пищи. Отвечает также за "усваивание мыслей".

Я легко "усваиваю" жизнь.

2. ЖЕЛУДОК (ПРОБЛЕМЫ) - (В. Жикаренцев)

Что олицетворяет данный орган в психологическом смысле

Управляет питанием. Переваривает, усваивает идеи.

Причины болезни

Опасения. Страх нового. Неспособность ассимилировать новое.


Возможное решение, способствующее исцелению

Я легко перевариваю то, что происходит со мной в жизни. Жизнь - в гармонии со мной. Я ассимилирую новое в каждый момент своей жизни. Все прекрасно.

3. ЖЕЛУДОК (ПРОБЛЕМЫ) - (Лиз Бурбо)

Физическая блокировка

Желудок - важнейший орган системы пищеварения, расположенный между пищеводом и тонкой кишкой. Сок, который выделяется в желудке, превращает твердую пищу в жидкую. Наиболее частыми заболеваниями желудка являются, желудочное, а также расстройства ПИЩЕВАРЕНИЯ (рвота, несварение и т.д.). Сначала прочитай статью о соответствующей болезни, затем описание, приведенное ниже.

Эмоциональная блокировка

Все заболевания желудка непосредственно связаны с неспособностью принять определенного человека или ситуацию. Человек испытывает неприязнь и даже страх по отношению к тому, что ему не по вкусу. Он сопротивляется новым идеям, в особенности тем, которые исходят не от него. Он не может приспособиться к человеку или ситуации, которые не согласуются с его планами, привычками или образом жизни. В нем сильно развит внутренний критик, который мешает ему прислушаться к голосу своего сердца.

Ментальная блокировка

Твой желудок говорит тебе, что ты должен избавиться от стремления все контролировать. Начни прислушиваться к мнениям других людей. Ты чувствуешь себя беспомощным, потому что не можешь изменить человека или ситуацию, но это неправильно. Найди в себе силы изменить свою жизнь. Начни доверять людям, как доверяешь своему желудку переваривать то, что ты ешь.

Ты не должен указывать своему телу, как ему функционировать и переваривать пищу. Точно так же ты не должен указывать окружающим тебя людям, так как у каждого из них есть свое собственное мнение. Желудок не случайно расположен рядом с сердцем. Мы должны все принимать с любовью, в том числе и тот факт, что все люди разные. Мысли вроде «Это несправедливо», «Это неправильно», «Какая глупость» блокируют твое развитие точно так же, как твой желудок блокирует переваривание съеденной тобою пищи. Если ты научишься более терпимо относиться к другим, твой желудок станет проявлять большую терпимость к тому, что ты в него помещаешь.

У заболеваний дыхательных путей, таких как бронхит, психосоматика развития требует детального изучения. Она указывает на первопричину недуга, устранение которой в большинстве случаев приводит к выздоровлению пациента.

При бронхите у человека возникают проблемы с нормальным дыханием. Многие испытывают ощущение, как будто кто-то давит на грудную клетку и не дает расслабиться. Каждый вдох превращается в испытание.

Предпосылки бронхита

Каждый из нас подвержен простудным заболеваниям , на фоне которых может прогрессировать бронхит. И все же Луиза Хей и ее сторонники придерживаются точки зрения, что проблема кроется не только в сниженном иммунитете; даже пациенты, обладающие отменным здоровьем, подвержены заболеваниям дыхательных путей.

При частых бронхитах человеку обычно ставят хронический диагноз и не проводят более детальных обследований. Такой подход обречен на провал. Если заболевание постоянно напоминает о себе, причем от раза к разу оно обостряется сильнее, то следует задуматься о психосоматике недуга. Нередки случаи, когда люди страдают от постоянных болей в дыхательных путях на форме сильного эмоционального сбоя. Такие причины невозможно устранить применением, пусть даже сильных, иммуномодуляторов. Пациенту требуется более серьезная помощь - профессионального психолога.

Изучение психосоматики бронхита

Рисунок 1. Таблица зависимости заболеваний от эмоций.

В процессе изучения психосоматики заболевания дыхательных путей специалист проводит обширную работу. Его главная задача - раскрыть первопричины недуга и понять суть конфликта пациента. По мнению Лиз Бурбо, необходимо первым делом изменить собственное отношение к происходящему вокруг. Стоит этим заняться, как заболевание само отступит. Чаще всего психосоматика бронхита кроется в серьезных конфликтах, произошедших внутри семьи.

Специалисты уверены, что избегать конфликтов и закрываться в себе не стоит, это может обернуться и более серьезными заболеваниями. Необходимо научиться находить решение спорной ситуации, проходить через нее, не принимая все близко к сердцу. Квалифицированные психологи работают с каждым больным бронхитом в индивидуальном порядке и учат осознанию того, что в жизни не все зависит от нас, случается всякое.

Почему именно конфликты в семье провоцируют у взрослых и детей развитие бронхита? Дело в том, что тесные родственные связи являются очень сильными. Пациент не может разорвать их либо отмахнуться от конфликта, как будто речь идет о случайном прохожем.

Врач выявляет психосоматику бронхита путем проведения откровенных бесед с пациентом. В большинстве случаев проблема оказывается родом из далекого детства, когда произошел серьезный конфликт с родителями или близкими. Люди хранят подсознательную обиду многие годы, в результате чего страдает их собственное здоровье. Как говорит Синельников, обиду необходимо осознать и разобраться, почему с пациентом произошла данная ситуация, чем он заслужил такое отношение. Если сделать это невозможно, то необходимо принять случившееся и смириться с тем, что все люди абсолютно уникальны и могут действовать по-разному в одной и той же ситуации.

В жизни мы еще ни один раз встретим людей, которые будут нас обижать, но к этому нельзя относиться слишком серьезно. Состояние собственного здоровья следует ставить на первое место. Мы не в силе изменить человеческую сущность , но можем устранить причины хронического бронхита путем изменения своего восприятия. Существует целая теория, разработанная Луизой Хей, о локализации воспаления в зависимости от тревог и обид человека.

Теория Луизы Хей

Луиза Хей много лет работала над теорией, согласно которой каждое физическое проявление болезни имеет психосоматическую основу. На этом выстраивается и лечение недуга. По мнению Луизы, бронхит развивается на фоне нервозной атмосферы в семье, где постоянно царят крики и споры. Как правило, скандалы сменяются лишь редкими периодами затишья. Чтобы бороться с заболеванием по методу Хей, необходимо убеждать себя, что вы развиваетесь в мире и гармонии, вокруг вас все хорошо. В отдельных случаях боли в области легких могут быть вызваны и боязнью за собственную безопасность. Чтобы побороть фобии, достаточно ежедневно произносить вслух фразу, что вы любите жизнь в различных ее проявлениях и находитесь в безопасности.

У Луизы существует подробная таблица про все распространенные заболевания человеческого организма и установки, которые помогут от них избавиться. (рис.1) В последние годы все большее количество людей, страдающих от хронических недугов, с головой погружаются в изучение данной теории.

Психосоматика Лиз Бурбо

Лиз Бурбо считает, что все процессы в легких человека можно разделить на две группы. За доставку воздуха в легкие отвечают крупные бронхи, а мелкие обеспечивают регуляцию рабочего объема легких. Это возможно за счет сокращения и расправления мелких бронхов. При воспалении слизистой бронхов можно говорить о развитии бронхита.

С точки зрения метафизики, бронхи имеют прямую взаимосвязь с семейными отношениями . Как только в семье возникают серьезные трудности, можно говорить о развитии бронхита. Если человек не готов вступить в открытый конфликт со своими близкими и решить проблему, он постепенно впадает в уныние, испытывает чувство усталости и вины. Чтобы избавиться от бронхита, необходимо выйти из угнетенного состояния. Человек должен осознать, что проблемы могут возникать в любой семье, не стоит из-за них настолько сильно переживать. Лиз Бурбо уверяет, что взгляды членов ваших семей могут существенно отличаться от ваших собственных, и это не считается отклонением от нормы. Чтобы исключить вероятность развития бронхита, необходимо отстаивать свою позицию без чувства вины и уважать точку зрения близких людей.

Теория Валерия Синельникова

Валерий Синельников является известным психологом , врачом-гомеопатом и автором нескольких книг. На своих приемах он учит пациентов относиться к собственной болезни с любовью.

По теории Валерия Синельникова, бронхит является следствием накопления невысказанных претензий и гнева. Заболевание прогрессирует, если в семье продолжительное время сохраняется нервозная обстановка. Наиболее чутким индикатором происходящего является ребенок. Дети первые начинают страдать от заболеваний верхних дыхательных путей.

Видео с записью радиопередачи о психосоматических заболеваниях:

Подумайте, насколько часто в вашей семье происходят конфликты, кто и по какой причине является их инициатором. Постарайтесь измениться, чтобы ваш близкий человек не испытывал дискомфорт и сохранил свое душевное равновесие . Валерий Синельников убежден, что как только вы измените свое отношение к проблеме, члены вашей семьи также поменяются. Это поможет наладить благоприятную атмосферу в доме. Вы сразу же заметите, что симптомы бронхита начнут отступать.

Елена Семенова из Ижевска спрашивает:

Как только дочка пошла в 1 класс, сразу начала часто болеть. Врач утверждает, что в таком возрасте психосоматика бронхита у детей является главным провоцирующим фактором. Педиатр направил нас к психотерапевту. Насколько это правдивая информация и сможет ли специалист вылечить бронхит?

Ответ нашего эксперта:

Действительно, в детском возрасте фактором, провоцирующим развитие бронхита, часто становится нервная нестабильность неокрепшей психики ребенка.

Психологические причины болезни

Когда врачи говорят о психосоматике бронхита у детей, то указывают на прямую связь физического здоровья в зависимости от следующих внешних и внутренних психологических проблем:

  • Отсутствие душевной близости с родителями. Недостаток внимания (копятся обиды, страдания).
  • Конфликты между папой, мамой, сестрами, братьями (горечь, скорбь, удрученность, стыд).
  • Конфликты со сверстниками, учителями, воспитателями детсадов (гнев, злость, неудовлетворенность, подавленность).
  • Злобное поведение дворовых собак (страх, безысходность, неприязненность).
  • Недоброжелательность со стороны соседей (обида, огорчение, ожесточение).
  • Чрезмерные нагрузки в процессе учебы, занятия в кружках (усталость, неудовлетворенность, отвращение).
  • Плохие бытовые условия жизни (обида, нетерпимость, разочарование).

Зеркальный эффект отражения проявляется при тяжелом заболевании бронхитом кого-то из семьи. Неосознанно малыш примеряет на себя все симптомы по причине страха, что папа или мама может умереть.

Симптомы бронхита, вызванного психологическими причинами

Первым и важным признаком , вызванного психосоматикой, является отсутствие должной реакции на лекарственную терапию – маленьким пациентам не становится легче после лечения ингаляциями, таблетками, сиропами от кашля:

  • Не хватает воздуха, потому что больно дышать.
  • Приступы спазматического, непродуктивного кашля при бронхите у детей не прекращаются.
  • У ребенка нарастают внутренние ощущения напряжения и страха смерти, от этого еще больше усиливается кашель и одышка.

При отсутствии стрессовых ситуаций гиперреактивность слизистых бронхиального дерева прекращается, ребенок выздоравливает.

Психогенный кашель у детей после бронхита может возникать по причине желания повышения заботы родителей, сочувствия к больному: чтоб сидели возле кроватки, приносили лакомства, читали сказки.

Методы терапии

Следует исключить из жизни детей все негативные факторы, провоцирующие бронхит:

  • Сменить школу, место жительства, развестись с агрессивным супругом, если иным способом погасить конфликты невозможно.
  • Занять ребенка интересными делами, тем самым избавить его от тоски и печали.
  • Увеличить время отдыха, если дети чрезмерно устают.
  • Посетить по рекомендации пульмонолога врача-психолога.

Психосоматика бронхита как нельзя лучше иллюстрирует расхожее мнение, что все болезни – от нервов. В медицине существует большой раздел, изучающий, как психологическое состояние человека влияет на его физическое самочувствие. Многие болезни начинают свое существование именно в голове – гастрит, дерматиты, диабет, инфаркт. В последние десятилетия эти недуги стремительно «помолодели». И напряженный, стрессовый образ жизни играет тут не последнюю роль.

Бронхит традиционно считается чисто соматическим (телесным) заболеванием. Однако, если медикаментозное лечение не приносит результата, лечащий врач может предположить, что бронхит носит психосоматический характер и предложить соответствующее лечение.

Причины возникновения бронхита могут носить психосоматический характер

Пугаться или стыдиться тут совершенно нечего. Наличие психологических проблем не вешает на человека ярлык ненормального. Это давно понимают на Западе, к этому же мнению постепенно приходит и наше общество. Никто не поставит больного на учет у психиатра, не сообщит на работу, не упрячет в диспансер. Эти атрибуты врачевания душевных проблем давно остались в прошлом.

Психологические причины заболевания

Фактором, запускающим бронхит, выступают внешние воздействия: патогенный вирус, переохлаждение, неблагоприятная среда.

Сильный организм быстро справится с напастью, если устранить внешние раздражители и немного помочь ему лекарствами, а ослабленный – получит болезнь в хронической форме, когда медикаменты только облегчают симптомы. Эта схема справедлива практически для всех недугов, ведь основную роль в процессе выздоровления играют внутренние резервы.

У человека, подверженного стрессам, живущего в постоянном напряжении, имеющего букет бытовых или социальных страхов, начинают «ломаться» внутренние защитные механизмы. Нарушается гормональный фон, угнетается иммунная система. Из проблем с иммунитетом, кстати, проистекают случаи аллергического бронхита: клетки, призванные защищать организм от вредных воздействий, начинают активно нападать на все подряд, даже на то, что здоровому человеку не вредит.


Постоянные стрессы на работе могут привести к возникновению бронхита

К психологическим причинам бронхита относятся:

  • потеря близких, одиночество, страх перед жизненными обстоятельствами;
  • хронические профессиональные стрессы – в условиях активного развития корпораций с их жесткими требованиями и внутренней конкуренцией этот фактор является едва ли не основным в развитии психосоматических заболеваний;
  • неблагоприятная домашняя обстановка – частые ссоры без конструктивных решений, скандал ради скандала;
  • объективно некомфортные или небезопасные условия жизни;
  • личные психологические особенности: повышенная мнительность, тревожность, привычка возлагать на себя вину за все происходящее (заниженная самооценка).

К сожалению, случаи психосоматического бронхита встречаются не только у взрослых. Хроническая болезнь, имеющая психологические корни, нередко развивается и у детей:

  1. Детские обиды – распространенное явление, от которого часто принято отмахиваться, мол, какие у него там могут быть проблемы. Родители редко задумываются о том, что свои мелкие обиды – невыполненное обещание или незаслуженное наказание – ребенок переживает гораздо глубже, чем взрослый человек. Детская психика еще недостаточно закалена, не привыкла справляться с разочарованиями и стрессами, поэтому острее реагирует на хроническую несправедливость.
  2. Конфликты в семье – даже если они вроде бы не затрагивают ребенка, детский организм чутко реагирует на напряженную, нервную атмосферу. При этом ребенок часто склонен брать вину за происходящее на себя, пусть даже к тому нет никаких объективных причин. Просто процесс воспитания на 90% состоит из запретов и поучений: ребенок привыкает к тому, что он всегда что-нибудь сделал неправильно. В здоровой психологической атмосфере это не накладывает негативного отпечатка, а крик, ругань в конфликтной обстановке приводят к устойчивому чувству вины, стрессу и в итоге – к психосоматической болезни.
  3. Чрезмерные нагрузки – углубленная школьная программа, различные кружки и секции, где от ребенка требуют, требуют и требуют: стараться, быть лучше, чем он есть, достигать большего. Опять же, все упирается в чувство меры: переизбыток требований приводит к усталости, отвращению к занятиям, неудовлетворенности собой.
  4. Недоброжелательность: со стороны соседей, учителей, сверстников, родителей. В атмосфере постоянного страха даже взрослому трудно сохранить психологическую стабильность, а детская психика куда быстрее отреагирует возникновением заболеваний.
  5. Эффект отражения – восприимчивая детская личность легко может «перетянуть» на себя симптомы болеющего близкого родственника.

Основные признаки

Психосоматический бронхит начинается и протекает так же, как и обычная болезнь, вызванная курением, осложнением после ОРВИ или патогенным вирусом.

Главным признаком психологического бронхита является неэффективность медикаментозного лечения. Если больной исключил все внешние раздражители и добросовестно выполняет назначения врача, а воспаление бронхов победить не удается. У бронхита на психологической почве:


При психосоматическом бронхите наблюдается сухой кашель и боли в груди
  • рецидивы возвращаются все чаще и продолжительнее;
  • бронхит принимает обструктивную (с отечностью легких) форму;
  • кашель становится сухой, спазматический, непродуктивный (не приносит облегчения);
  • в грудной клетке часто ощущается боль и чувство сдавливания, стесненности;
  • приступы сопровождаются страхом и ощущением нехватки воздуха.

При наличии данных симптомов имеет смысл попробовать психотерапевтическое лечение.

Как у детей, так и у взрослых при психосоматическом бронхите кашель часто появляется в моменты волнения, беспокойства: стресс вызывает спазмы легочной системы, першение в горле.

Особенности подхода к лечению

Врачам известны случаи, когда частые приступы бронхита перетекают в бронхиальную астму – хроническое воспаление бронхов, сопровождающееся удушьем и спазматическим кашлем.


Лечение объединяет медикаментозные и психологические методы терапии

Астма, развившаяся из психосоматического бронхита, особенно распространена среди детей. В известном произведении С. Кинга «Оно» описан яркий случай психосоматической астмы, появившейся после респираторного заболевания: застенчивый, замкнутый мальчик едва не умер от удушья, случайно оставшись без лекарства. А между тем, его ингалятор всегда заправляли простой водой с капелькой камфорного масла для медикаментозного вкуса.

Разумеется, это литературное произведение, поэтому проводить подобные эксперименты над собой или тем более над своими детьми, ни в коем случае нельзя. Психосоматический бронхит зачастую сопровождается реальным воспалительным процессом, с которым не может справиться угнетенный организм.

Особенность лечения психосоматического бронхита заключается в комбинировании психологической и медикаментозной терапии. Наряду с приемом лекарств, больной должен прорабатывать свои страхи, тревоги, проигрывать стрессовые ситуации, учиться избегать их или правильно реагировать на неблагоприятные обстоятельства.

Особенность человеческой психологии такова, что сам страх перед заболеванием способен провоцировать возвращение и обострение приступов. Пациент должен научиться принимать психосоматический бронхит не как тяжкий крест и постоянную угрозу, а как серьезное, но вполне подконтрольное его воле состояние.

Меры по профилактике

Главное, что может сделать больной для облегчения своего состояния, – осознать, что он физически здоров, и болезнь не должна возникать в ответ на волнение; постепенно отучать себя ждать приступа бронхита в каждой неприятной и тревожной ситуации.


Людям, которые часто подвергаются стрессам, желательно всегда иметь при себе успокоительные средства

Возможно, в пиковые моменты жизни стоит принимать успокоительные средства, но только по назначению врача. Бесконтрольный прием седативных средств зачастую только ухудшает состояние больного.

Чтобы помочь преодолеть детскую болезнь, родители должны пересмотреть режим ребенка, возможно, сменить школу, а главное, постоянно давать понять своим детям, что они не одни, помогать справляться с трудностями.

Известно, что многие детские психосоматические болезни возникают как ответ на нехватку внимания. Когда малыш болеет, его развлекают, жалеют, дают послабления. Важно понимать, что болезнь – не притворство, не «воспаление хитрости». Ребенок действительно нуждается в защите и внимании. Главное, не впасть в противоположную крайность – гиперопеку.

Даже при полной уверенности, что бронхит – именно психосоматический, лечить его самостоятельно не рекомендуется. Выявить тип заболевания и назначить адекватное лечение может только врач.

Расскажу сегодня о причинах, почему болеют дети. Родители продолжают смотреть в Интернете видео врачей, как справиться с симптомами, но, на самом деле, причины — совершенно в другом. Разберем по полочкам такое состояние, как психосоматика бронхита у детей.

В основе психосоматики лежат такие базовые эмоции, как страх, гнев, тревожность, стыд, вина и другие. И если говорить о нашем случае, то такой причиной является состояние тревожности, ожидания чего-то неизвестного.

Вы, наверное, слышали, что когда болеют дети — нужно обращать внимание на родителей. Но в какую сторону смотреть?

В ситуации с бронхитом это отношения друг с другом. Напряженные отношения и ругань в семье.

Когда человек маленький, то он своей психикой прикован к родителям и очень тонко считывает их состояние. Любое разногласие, любые придирки — все это не остается незамеченным.

Причины возникновения бронхита у детей

Ребенку очень важно испытывать спокойствие. Потребность в безопасности высока.

Но о какой безопасности может идти речь, когда мама с папой постоянно ругаются? Придираются друг к другу.

Остается только создать такую ситуацию, при которой наступит эта безопасность. Мудрый организм прислушивается к психике и предлагает оптимальное решение. Решение, при котором в доме наступает тишина и спокойствие.

Это именно то, что нужно!

Самое интересное начинается потом, когда реакция тела закрепляется за психологической реакцией. Тогда бессознательный механизм начинает воспроизводиться и в других ситуациях.

Если ребенок пошел в школу и не может найти общего языка с одноклассниками, ему трудно погрузиться в рабочий процесс, то снова может обостриться бронхит. В этом случае речь идет не об ослабленном иммунитете, а именно о психосоматической связке. Тревожность — бронхит.

Этот симптом на время позволяет справиться со своим состоянием, чтобы его не испытывать.

Когда мы говорим о причинах, то имеем ввиду не сам случай из жизни (например, напала злая собака), а эмоцию, степень ее выраженности, то, насколько человек с ней справился, или, наоборот, подавил. Но истоки — именно в отношениях с семьей. А затем ситуации могут быть разными.

Так и появляется психосоматика бронхита у детей. Мама же недоумевает, почему у ребенка опять бронхит… Вроде бы недавно болел, но снова начинается кашель и температура.

Некоторым к этому диагнозу приписывают еще одно слово «обструктивный». Обструктивный — это протекающий с нарушением проходимости бронхов. И в последнее время такой диагноз ставят довольно часто.

Что будет, если не проводить лечение психосоматики у детей

Обычно все это плавно перетекает в борьбу со следствиями.

Кашель, температура, домашний режим. Попытки объяснить это слабым иммунитетом. Лекарства, антибиотики. Именно так и действуют большинство семейных пар.

Справляться с симптомами необходимо! Психология не отменяет медицину, она ее дополняет.

Как только возникает заболевание, облегчение в острых случаях может принести только медицина. Не стоит пытаться сбить температуру усилиями психики. А вот с тем, чтобы симптомы больше не повторялись — с этим поможет психология.

Такая реакция говорит о том, что у человека остается причина для огромного количества других болезней. Эта причина — тревожность.

Тревожный человек чаще других подвержен следующим состояниям:

  • стрессам,
  • неврозам,
  • запорам и другим симптомам ЖКТ.

Если вы обратили внимание на заболевания легких в детском возрасте — это повод работать с тревожностью. Потому что они могут быть только началом.

Как психосоматика бронхита у ребенка связана со взрослыми

Родители создают целый мир. Мир, в которым маленькие испытывают большую потребность в безопасности.

Такое ощущение нарушается, если в доме происходят словесные перепалки. И, конечно, когда авторитарные взрослые подавляют поведение маленьких. Однако, в этом случае речь идет уже о страхе.

Вывод прост: ни лекарства, ни народные средства, ни укрепление иммунитета не будут давать полного выздоровления, потому что на то есть психологические причины.

Сложно, потому что общение — это во многом бессознательный процесс, а у каждого из нас свой набор автоматических реакций (гнева, обид). Мы общаемся не только сознательное — к сознательному, но и бессознательное — к бессознательному.

Наш психологический опыт показывает, что о психосоматике пока задумываются единицы и родителей, и взрослых. Хронически болеющий, как правило, вообще не лечится. Так и живет с болезнью до следующего обострения. Затем пропьет курс и на повторный прием уже не придет. Люди мирятся со своим состоянием и привыкают так жить.

Но с помощью эффективных техник и работы над собой абсолютно реально поправить здоровье. Психосоматика бронхита у детей — вопрос решаемый! И у взрослых решаемый.

Как справиться с психосоматикой быстрее?

Важны два момента: попасть в точную причину и правильно подобрать психологические техники. Если разбить всю работу по этапам, то целесообразнее идти таким путем:

  1. определить исходную ситуацию,
  2. конкретизировать корневую эмоцию (гнев, вина, стыд, горе - у каждого свое),
  3. подобрать подходящие психологические техники,
  4. проконтролировать правильность их выполнения,
  5. скорректировать эмоцию (выработать новые реакции на провокации).

Пример : можно долго читать про запор — что это ментальные блоки, нелюбовь к себе. Но в 95% случаев он появляется в состоянии выбора, в подвешенном состоянии. Если у вас при этом есть базовое недоверие и тревожность, запор перерастает в хронический и обостряется в период выбора.

Следовательно, ситуации с выбором никогда не закончатся, но отношение к ним можно изменить психотерапевтическими способами.

Что делает большинство?

Изучают теорию, но улучшения не добиваются.

Дело в том, что самостоятельная работа со своим бессознательным требует большой подготовки.

Нужен ли специалист?

С ним просто будет быстрее. Самостоятельно справиться можно, но получается у единиц и за длительное время.

В моей практике сроки варьировались от 1 консультации до года. Самые распространенные случаи — это:

  • головная боль,
  • гинекологические проблемы,
  • легкие,
  • детские болезни через родителей и другие.

Узнать о работе вместе со мной можно .

Здоровья вам и психологического комфорта.