Барельеф низвержение симона волхва апостолом петром. Барельефы летнего дворца

В первый период Северной войны до Полтавской победы дельта Невы и Петербургская крепость неоднократно подвергались атакам шведских войск. Последняя произошла 16 августа 1708 г., когда была одержана победа над кавалерийским корпусом генерала-майора Г.Любекера. Военная история крепости как оборонительного укрепления, закончилась в 1710 г. после взятия русскими войсками Выборга, Риги и Ревеля. С падением этих городов Швеция навсегда потеряла прибалтийские земли, а Нева и ее берега наконец-таки обрели спокойствие.

Следовательно, первые семь лет существования Петропавловской крепости принадлежат военной истории. Это сооружение возникло в связи с конкретными военными нуждами, соответствовало своей формой правилам и требованиям фортификационной науки XVII века, более того подверглось за эти годы ряду мер дополнительного совершенствования ее оборонительных функций.

В 1706 г. по указу Петра укрепление начали перестраивать в камне. Работы по чертежам, утвержденным Петром, вел Доменико Трезини. Остров увеличили подсыпкой земли, а конфигурацию крепости изменили, сделав почти симметричной относительно продольной и поперечной осей. Каменные стены были закончены уже после смерти царя в 1730-е гг.

Как известно, сам Петр поселился сначала на Городовом острове, здесь под прикрытием крепости начал формироваться центр будущего города - в полном соответствии с традициями европейского градостроения: жилое поселение росло либо под защитой цитадели (таким образом сложилась планировка завоеванного шведского города Ниеншанц), либо в кольце оборонительных укреплений.

В том, что город предполагался Петром изначально, сомнений нет, так как уже в 26 номере «Ведомостей» от сентября 1703 г. сообщалось, что: «Из Нарвы подорожные возвещают, что его царское величество не далече от Шлотбурга при море город и крепость (выделено мной - А.А.) строить велел... ».(34)

В 1705 году, выбрав на противоположном не городском берегу шведскую усадьбу, Петр сделал ее первой загородной петербургской летней резиденцией. Аналогично поступало в начале XVIII в. в Москве окружение Петра, устраивая на Яузе напротив Немецкой слободы увеселительные сады-усадьбы.

Уже в 1708 г. царь переселился на Адмиралтейскую сторону - противоположный берег Невы. Здесь он выстроил для себя первый деревянный Зимний дворец - «маленький дом в голландском стиле».(35) Через пять лет после закладки крепости, в год первого военного триумфа Северной войны Петр единолично изменил градостроительные приоритеты в структуре будущего города - изначально не городская сторона стала его частью, более того особым, престижным районом жительства государя и его двора.

Большую часть следующего после Полтавы, 1710 года, царь вместе с семьей жил в Петербурге и «Юрнал» зафиксировал распоряжение «о постройке для постоянного жительства сколько-нибудь поместного жилища».(36) В августе того же года начали возводить каменный Летний дворец.

1710 годом датируется указ, подписанный Апраксиным о переселении на постоянное житье в Санкт-Петербург работных людей с семействами.(37) Так стали формироваться районы рядом с Адмиралтейством, поначалу называвшиеся Переведеновскими слободами.

Новый 1711 год царь впервые встретил в Петербурге. А в феврале 1712 г. обвенчался со своей гражданской женой Екатериной (Мартой Скавронской) в церкви Исаакия Далматского рядом с Адмиралтейством. К этому времени был готов первый каменный Зимний дворец, стоявший на месте Эрмитажного театра на берегу Невы, и в нем праздновали свадьбу царя.

1712 год - год официального рождения новой столицы Российского государства. Санкт-Петербург принял на себя исторические функции Москвы - стал средоточием государственности.

Как же распределились смысловые доминанты города-столицы. Напомним, что не без воли основателя Петербурга, планировочная структура города вышла за пределы той схемы, по которой она развивалась до 1708 г. Петр инициировал строительство не только Петербургской крепости, но и Адмиралтейства, заложенного по его чертежу в 1704 году на противоположной от «фортеции» стороне реки. Окруженное с суши земляными бастионами, оно превратилось в зеркальное отражение Петропавловской крепости и обозначило вторую пространственную доминанту будущего города. В центре еще не проступившего города оказалась река, фланкированная вертикалями остроконечных башен. Приехавшая в 1730-е гг. в Петербург гувернанткой англичанка Элизабет Джастис, описывая с истинно женским вниманием русских людей, костюмы, еду и другой обиход, бросила об архитектуре города всего несколько фраз. Она запомнила только - крепость, Адмиралтейство, дворец, монастырь.(38) Сознание обывателя фиксирует лишь наиболее содержательные внешние впечатления, и они подтверждают аналитические утверждения о главных градостроительных фокусах молодой столицы.

На некоторые размышления наводит факт строительства в крепости храма, посвященного небесным покровителям российского государя - Петру и Павлу, явно замышленного как главный собор будущего города, а не как полковая, гарнизонная церковь.

Если в 1710 г. это была «маленькая, но красивая русская церковь из дерева с красивой остроконечной башней в голландском стиле»(39), то в 1736 г. - «роскошный Петербургский кафедральный собор. (...) Его высокий и при этом тонкий покрытый медью шпиль является наибольшей достопримечательностью всего Петербурга».(40)

Строительство каменного собора взамен деревянного, как известно, началось 8 июля 1712 г., сразу же после объявления Петербурга столицей Российского государства. Согласно воле Петра, первой сооружалась западная часть храма, где из тела собора вырастала четырехъярусная колокольня с высокими тонким шпилем. В 1720 г. закончились каменные работы, а в 1724 - отделали шпиль. Собор строили еще девять лет до 1733 г.

Храм стал приемником Архангельского собора, как Петербург – Москвы, и со смертью своего царственного заказчика начал исполнять роль императорской усыпальницы.

Колокольня была явной антитезой крепости, она противоречила законам оборонительной науки. Но находилась в полном согласии с законами градостроительства Нового времени. Ее сооружение началось в период, когда угроза военного нападения на Петербург ушла в прошлое, и город стал развивать сообразно своей внутренней логике, не боясь вражеского обстрела. Смысловым стержнем этой логики была река, которая определила композиционное пространство города, ее фокусами - главные высотные доминанты водного пространства: колокольня Петропавловского собора и башня Адмиралтейства.

Что есть Петропавловская крепость? Фортификационное укрепление, ставшее архитектурной и исторической достопримечательностью, или изначально задуманный градостроительный фокус, эпицентр развивающегося в пространстве и времени городского организма, обличенный в традиционную форму крепости. Ответ на это вопрос мог бы дать основатель города.

В первые два десятилетия жизни Петербурга, инициатор строительства Петропавловской крепости по собственной воле перевел ее восприятие из утилитарно-функционального (фортификационное укрепление), в культурно-мемориальное, мифологическое (градостроительная доминанта и усыпальница русских царей).

В 1730-е годы приезжие иноземцы, уже не боясь давать творению Петра точные характеристики, отказывали петербургской крепости в оборонительных возможностях и искали различные оправдания ее появлению в городе.

После смерти основателя Петербурга, все его приемники и преемницы вносили свою лепту в отделку и поддержание Петропавловской крепости. При Анне Иоанновне ею занимался генерал-фельдцейхмейстер барон фон Б.-Х.Миних. Благодаря ему укрепление приобрело современную планировку: с востока и запада земляные равелины заменили каменными и были окончены в 1740 г. все каменные работы. Во времена Елизаветы Петровны крепостью занимался генерал-лейтенант А.П.Ганнибал. Он устранял протечки в сводах казематов и облицовывал эскарповы (наружные) стены известняковыми плитами. В эпоху Екатерины II была проведена новая облицовка наружных стен гранитом. Она началась с Екатерининского бастиона. Появились круглые гранитные сторожевые будки с куполками и оконцами, автором которых вероятно был Ю.М.Фельтен(41) и новые Невские ворота, возведенные по проекту Н.А.Львова.

Такова историческая хронология. Она свидетельствует о постоянном внимании властей к состоянию укреплений Петропавловской крепости. И хотя ее гарнизон уменьшался в своем численном составе, а помещения казематов, расположенные в куртинах превратились со временем в склады и тюремные камеры, фортификационной ансамбль, возникший в начале XVIII столетия, продолжал воспринимался как особый пространственный и содержательный знак.

Пространственно он работал как одна из главных градостроительный вертикалей панорамы города, содержательно - был символом преемственности власти, так как охранял место вечного упокоения русских монархов, правивших в XVIII и XIX вв. Факты говорят о динамичном изменении художественного и смыслового образа Петропавловской крепости, о достаточно быстром признании за ней иной не фортификационной роли.

В конце XVIII столетия первый русский ведутист Федор Алексеев, фиксируя панораму Дворцовой набережной, изобразил на первом плане Екатерининский бастион Петропавловской крепости. С него по велению императрицы началась облицовка гранитом стен укрепления. Художник, возможно сам того не ведая, визуально воплотил культурно-значимые связи города и подчеркнул ту систему ценностей, которая была столь актуальна для эпохи правления Екатерины II – преемственность со временем Петра Великого.

Миф, некогда созданный государем-преобразователем, жил и продолжал быть актуальным...

С. 49, 51.
2 Из книги Фридриха-Христиана Вебера «Преображенная Россия» // Беспятых Ю.Н. Петербург Петра I в иностранных описаниях. СПб. 1991. С. 104.
3 Справедливости ради заметим, что это нарушение уже сложившейся традиции было единственным в записках иностранцев, посетивших Петербург при жизни Петра I.
4 Краткое описание города Петербурга и пребывания в нем Польского посольства в 1720 году // Беспятых Ю.Н. Петербург Петра I в иностранных описаниях. СПб. 1991. С. 141.
5 Питер Генри Брюс. Из «Мемуаров... » // Беспятых Ю.Н. Петербург Петра I в иностранных описаниях. СПб. 1991. С. 162 - 163.
6 О. де ла Мотре. Из «Путешествия... » // Беспятых Ю.Н. Петербург Петра I в иностранных описаниях. СПб. 1991. С. 212.
7 Феофан Прокопович. История императора Петра Великого от рождения его до Полтавской баталии и взятия в плен остальных шведских войск при Переволочие, включительно. М., 1788. С. 82.
8 Карл Рейнхольд Берг. Путевые заметки о России // Петербург Анны Иоанновны в иностранных описаниях. СПб. 1997. С. 115.
9 Педер фон Хавен. Путешествие в Россию // Беспятых Ю.Н. Петербург Анны Иоанновны в иностранных описаниях. СПб. 1997. С. 356.
10 Там же. С. 357.
11 Там же. С. 358.
12 Там же. С. 358.
13 Так исторически и сложилось: Петропавловская крепость стала тюрьмой уже при Петре I. В 1715 г. здесь размещалась Розыскная канцелярия. В 1740-е гг. - Тайная канцелярия. Среди известных исторических лиц, заключенными Петропавловских казематов были: царевич Алексей Петрович, кабинет-министр А.П.Волынский, Б.-Х.Миних, лейб-хирург И.Г.Лесток, писатель А.Н.Радищев и др.
14 Наблюдательный и образованный датчанин на редкость точен. Он подмечает сущностные моменты петровской преобразовательной политики, среди которых дидактика была одним из главнейших положений.
15 Педер фон Хавен. Указ. соч. С. 358.
16 Джон Кук. Путешествия и странствия по Российской империи, Татарии и части Персидского царства // Беспятых Ю.Н. Петербург Анны Иоанновны в иностранных описаниях. СПб. 1997. С. 416.
17 См.: Логачев К.И. Петропавловская (Санкт-Петербургская) крепость. Л., 1988. С. 20 - 39.
18 Бобровский П. Петр Великий в устье Невы. СПб. 1903. С.4.
19 В 1642 г. Ниенщанц получил статус города - см.: Эренсфельд У. Шведское картографирование Ингерманландии // Шведы на берегах Невы. Стокгольм, 1998. С. 21 - 23.
20 План Ниеншанца с обозначениями - см.: Устрялов Н. Карты, планы и снимки к четвертому тому Истории царствования Петра Великого. СПб. 1863. № 6. План Невского устья в 1700 году; Эренсфельд У. Указ. соч. С. 20 - 21.
21 7 мая Петр и Меншиков на 30 лодках вышли в дельту Невы и взяли на абордаж два шведских корабля - подробнее см.: Журнал или поденная записка блаженныя и вечнодостойныя памяти государя императора Петра Великого с 1698 года до заключения Нейштатского мира. СПб. 1770. Ч. 1. С. 71-72. В письме к Апраксине Петр восторженно писал по этому поводу: «(...) Смею и то писать, что истинно с восемь лодок только в самом деле было: и сею никогда небывалою викториею вашу милость поздравя, пребываю». - Голиков И.И. Деяния Петра Великого. М. 1837. Т. 2. С. 73-74.
22 О дальнейшей судьбе Ниеншанца см.: Приамурский Г. Санкт-Петербург и судьба Ниеншанца // Шведы на берегах Невы. Стокгольм, 1998. С. 44 - 51.
23 28 апреля вечером «яко капитан бомбардирский с 7 ротами гвардии, в том числе с 4 Преображенскими, да с 3 Семеновскими управяся, поехал в 60 лодках мимо города (Ниеншанца) для осматривания Невского устья и для занятия оного от прихода неприятельского с моря» - см.: Голиков И.И. Указ. соч. С. 68.
24 Цит. по Бобровский П. Где был Петр Великий в день закладки крепости Санкт-Петербург. СПб. 1903. С. 15. Вопрос о месте пребывании Петра в момент заложения крепости подробно рассмотрен как в работе П. Бобровского, так и в монографии П.Н.Петрова. История Санкт-Петербурга с основания города до введения выборного городского управления по учреждениям о губерниях. 1073-1782. СПб. 1885. С. 38. Оба исследователя убедительно доказывают отсутствие царя на Неве до 20 мая.
25 Питер Генри Брюс. Из «Мемуаров... » // Беспятых Ю.Н. Петербург Петра I в иностранных описаниях. СПб. 1991. С. 163.
26 Устрялов Н. Карты... № 12. План Ораньибурга рисован Петром I и послан к А.Д. Меншикову при письме 3 февраля 1703 года.
27 Там же, № 15. План военного порта. (Все подписи сделаны рукой Петра I)
28 Русакомский И.К. Преображенское - дворцовое село XVII-XVIII вв. // Памятники русской архитектуры и монументального искусства. М., 1994. С. 94.
29 См.: Ключевский В.О. Курс русской истории. Часть IV. Собр. соч. Т. IV. С. 20; .Яковлев В.В. История крепостей. СПб. 1995. С. 80.
30 В 1710 г. по инициативе Петра I в Петербурге был напечатан перевод книги М. фон Кугорна «Новое крепостное строение на мокром и низком горизонте, которое на три манера показуется в фортификование внутренней величины». В 1721 г. система Кугорна была использована при строительстве укреплений Кронштадта - см.: Яковлев В.В. Указ. соч. С. 67.
31 Педер фон Хавен. Путешествие в Россию // Беспятых Ю.Н. Петербург Анны Иоанновны в иностранных описаниях. СПб. 1997. С. 357.
32 Об участии Ж.-Г.Ламбера пишут все исследователи военных укреплений С.-Петербурга - см.: Ласковский Ф.Ф. Материалы по истории инженерного искусства в России. Ч. II. СПб. 1861. С. 427; Тимченко-Рубан Г.И. Первые годы Петербурга. Военно-исторический очерк. СПб. 1901. С. 80.
33 Подробне см.:Степанов С.Д. Строительство и перестройка фортификационных сооружений Петропавловской крепости // Краеведческие записки. Исследования и материалы. Фортификация и архитектура Петропавловской крепости. В. 6. С. 21 - 31.
34 «Ведомости». № 26. Сентябрь 1703 г.
35 «Точное известие о... крепости и городе Санкт-Петербург, о крепостце Крошлот и их окрестностях... » // Беспятых Ю.Н. Петербург Петра I в иностранных описаниях. Введение. Тексты. Комментарии. Л., 1991. С. 53.
36 Цит. по Петров П.Н. История Санкт-Петербурга с основания города до введения выборного городского управления по учреждениям о губерниях. 1703-1782. СПб. 1885. С. 74.
37 Там же. С. 83.
38 Элизабет Джастис. Три года в Петербурге // Беспятых Ю.Н. Петербург Анны Иоанновны в иностранных описаниях. СПб. 1997, С. 102-103.
49 «Точное известие о... крепости и городе Санкт -Петербург, о крепосце Кроншлот и их окрестностях...» // Беспятых Ю.Н. Петербург Петра I в иностранных описаниях. Введение. Тексты. Комментарии. Л., 1991. С. 50.
40 Педер фон Хавен. Путешествие в Россию // Беспятых Ю.Н. Петербург Анны Иоанновны в иностранных описаниях. СПб. 1997. С. 357.
41 Холев Г.С. Петропавловская крепость. Л., 1947. С. 18.

Борис Романов
глава книги "Мистические ритмы истории России" .

КУЛЬТУРНАЯ СТОЛИЦА МИРА и ВЕРОТЕРПИМОСТЬ
Известное определение “Петербург - культурная столица России” на самом деле глубоко содержательно исторически и может быть в историческом смысле расширено до формулы “Санкт-Петербург - культурная столица мира”! Ведь в нашем городе удивительным, порой загадочным и мистическим образом, но всегда в высшей степени гармонично и прекрасно представлена и сплавлена общим архитектурным ансамблем вся мировая история культуры, философии, религии: от древнего Египта, Эллады, Рима, древнерусского язычества (образы Всадника и Змеи), до христианства.
Общепризнано, что наш город всегда, - за исключением периода 1917-1991гг, 74-х лет (“срока Нострадамуса”) - был и остается самым веротерпимым городом России. Но веротерпимость имеет и свою изнанку: Петербург - это также город взлетов и падений ересей христианства, - гностицизма и масонов. Напомним, что именно со времен Петра I масонство расцвело пышным цветом “Ордена Шотландского чертополоха”.
История начала и строительства Санкт-Петербурга полна мистических совпадений как сама по себе, так и в ряду истории мировой культуры, и столиц мировой культуры: от Фив и Александрии, через Константинополь и Киев, - с роковыми зигзагами в Москву. Если говорить о мистике истории самого Петербурга, то, подобно тому, как апостол Петр, по предсказанию Спасителя, трижды отрекся от Него, так и Санкт-Петербург - Петроград - Ленинград, и с 1991 года вновь Санкт-Петербург, город трех революций, трижды менял свое имя!

СЕВЕРНАЯ ПАЛЬМИРА
Сам Петр называл основанный им город “Парадизом” и “Северной Пальмирой”. В широком смысле в нашем современном понимании это соответственно “рай на земле” и “прекраснейший город мира”. Больше вряд ли скажет об этом нынешний “средний петербуржец”. Однако, Петр Великий был образованнее многих из нас. Загляните в энциклопедии, и вы узнаете, что “Парадиз” - авестийское (древнеиранское) место блаженства и успокоения духа (“паиридаэза”), а в самом изначальном смысле - царские охотничьи угодья в квадратной ограде. Такая ограда называлась еще “вара” - магическая защита от посягательств злых сил. Не случайно, наверное, и первые планы города расчерчивались по линейке: до сих пор у нас в городе почти нет “кривых” улиц!
Через греческое влияние слово “Парадиз” проникло в Европу сначала как образ архитектурного воплощения рая на земле - древние греки в IV-V в. до н.э. называли “Парадизами” поражавшие воображение дворцы древнеиранских царей. Пальмира - реальное существовавшее небольшое царство и город на границе Римской империи и Персии второго века до н.э. Оно процветало благодаря мудрому правлению царицы Зиновии, между прочим, покровительнице гермевтических, оккультных наук. Она окружила себя как римскими и греческими, так и персидскими мудрецами, приглашала в свое царство лучших архитекторов. Пальмира славилась в древнем мире своей ни с чем не сравнимой красотой и ученостью своих правителей.
Наконец, в первой половине XIX века, когда Николай I начал возводить в нашем городе Исаакиевский собор, воздвиг Александровскую колонну и привез гранитных сфинксов из древнеегипетских Фив, Петербург стали называть “Новыми Фивами”. Таким образом, названный во имя святого апостола Петра, наш город с самого начала впитал в себя и дух древнейшей религии монотеизма (единобожия) Авесты, и символа смешения всех культур и религий Европы и Азии, и тайных знаний, - Пальмиры, - и самого древнего истока “послепотопного” человечества, древнего Египта.

ПРОРОЧЕСТВО И БЛАГОСЛОВЕНИЕ ВОРОНЕЖСКОГО СТАРЦА
Петр Великий начал возводить новую столицу по пророчеству и благословению причисленного затем к лику святых архиерея, воронежского старца Митрофания (1623-1703). Это благословение было получено Петром еще в молодые годы, при строительстве в Воронеже адмиралтейства и флота, перед вторым Азовским походом 1696 года: “Будешь жить в других дворцах, на севере, и воздвигнешь новую столицу - великий город в честь святого Петра. Бог благославляет тебя на это. Казанская икона будет покровом города и всего народа. До тех пор, пока Казанская икона будет в столице и перед нею будут молиться православные, в город не вступит вражья нога”. Таковы были слова благословения епископа Митрофана.

иконa Казанской Божьей Матери - одной из самых чтимых святынь Православия.

Казанская икона Божией Матери в 1710 году была торжественно перенесена из Москвы в Петербург, а в 1904 выкрадена из Казанского собора. Через 13 лет вражья сила захватила не только Петроград, но вскоре и всю страну. Дальнейшая судьба той иконы загадочна. По некоторым данным, она попала в конце концов в португальскую Фатиму и только недавно (пару лет назад) была возвращена по соглашению Папы Римского и РПЦ.
Возвращаясь к епископу Митрофану, в 1696 год, - в Воронеже старец отказывался войти в построенный Петром дом до тех пор, пока тот не убрал с него все любимые им статуи языческих богов, - несмотря на все угрозы молодого царя. Перед смертью он принял схиму с именем Макария. Петр участвовал в выносе его тела и после погребения сказал: “Не осталось у меня другого такого святого старца” . Пророческие слова святителя были восприняты Петром как предначертанное ему свыше дело всей жизни, которое он претворял с непоколебимым упорством (В.Н.Авсеенко. История города С.-Петербурга. 1703-1903., репринт 1993). В 1832 году мощи старца Макария были обнаружены нетленными.
Однако, роковым образом все царственные правители города нарушали завет святого Митрофания-Макария не окружать себя и дворцы “языческими” статуями и символами. Да и можно ли себе представить Санкт-Петербург без десятков скульптур и сотен барельефов Посейдонов, Гермесов-Меркуриев, Афродит, наконец - без гранитных сфинксов? В этом смысле самым точным названием остается Северная Пальмира.

НИЗВЕРЖЕНИЕ СИМОНА ВОЛХВА
В христианской традиции все самые опасные ереси “язычества” против христианства связаны с именем Симона волхва. Его единственное изображение в нашем городе находится в Петропавловской крепости. Появился этот барельеф в первоначальном виде в 1707 году и был исполнен архитектором Доминико Трезини.

На аттике и фронтоне Петровских ворот при входе в крепость находится рельефное изображение библейского сюжета “Низвержение Симона волхва апостолом Петром”.
В 8-й главе “Деяний святых апостолов” повествуется о самарийском маге (волхве) Симоне, который сначала хотел стать учеником и воспреемником апостолов Христа, но при этом просил у них за все свои деньги купить дар благодати и способность самому подавать благодать Святого Духа, внешне выражавшейся в огненных светящихся явлениях и говорением на многих языках. После того, как апостол Петр отказал ему в этом и предложил покаяться в грехе помышления о получении дара Божьего за деньги, Симон покинул апостолов и затем (уже по апокрифическим преданиям), через много лет покорил Рим своими способностями творить чудеса, в том числе летать по воздуху “аки птица”. Апостол Петр в конце концов тоже оказался в Риме и там, по преданию, силою молитвы лишил Симона поддержки демонов, которые держали его в воздухе - Симон с великим шумом, на глазах изумленной толпы (и императора) был низвержен с высоты и рухнул на землю. Таков библейский сюжет.
Симон волхв считается родоначальником ереси гностицизма, - до сих пор главной антихристианской ереси; в Средние века возник термин “симония”, часто употребляемый для обозначения торговли церковными должностями, но также включающий в себя смысл получения благодати за деньги. Таковы, в самом кратком виде, необходимые нам сведения о Симоне волхве. Вот что рассказал об истории этого барельефа известный петербургский историк В.Никитин.
Цитата:
<<На барельефе Петровских ворот изображена крепость, стоящая на скале, слева и справа от нее - две толпы. Впереди левой группы несколько выделяется фигура коленопреклоненного человека с бородой, в простой одежде, творящего молитву. Симон волхв изображен как бородатый мужик в армяке, подпоясанном веревкой, летящий с высоты вниз головой в окружении демонов. В правой группе людей можно разглядеть фигуру безбородого древнеримского военачальника, взирающего на происходящее.
Так вот, в целом ряде публикаций, выступлений разных авторов по радио и ТВ об этой картине (барельефе) создается такая путаница, что не поймешь даже, кто где стоит и что делает? То в лице римского полководца видят черты Петра I, да еще нарекают его апостолом Петром, то в образе падающего волхва видят Карла XII (в армяке, перепоясанном веревкой!), то придумают еще что-то подобное. Но все комментарии сводятся к одному: барельеф якобы является аллегорией поражения Швеции в Северной войне, триумфом Петра I.

Тут ряд явных несоответствий. Прежде всего, христианский апостол не может быть одетым в доспехи римского воина и, с другой стороны, лицо этого воина на барельефе очень мало напоминает лицо русского царя. Но если даже кто-то считает, что напоминает, то возникает вопрос: почему тогда Трезини не придал внешнего сходства с королем Карлом фигуре Симона волхва? Почему не “побрил” его и не “одел” подобающим королю образом? Почему общий для всех христиан апостол (Петр) низвергает христианского короля? Карл XII не язычник и не демон, не кумир и не безбожник - тем более, не бородатый мужик в одежде простолюдина! Наконец, если уж Трезини хотел бы символизировать своим барельефом выход России к морю, то можно было использовать другой сюжет, например, из главы 12 тех же “Деяний”, где Ангел с мечом освобождает апостола Петра из темницы. Или сюжет из Ветхого завета о Самсоне, раздирающем пасть льву (Лев - герб королевства Швеция), - этот символ много лет спустя был использован в Петергофе.

Итак, что же означает этот сюжет на барельефе Петровских ворот? Конечно, апостол Петр изображен в виде молящегося коленопреклоненного человека впереди группы людей слева. А вот римский безбородый воин в толпе справа, это, скорее всего, символическая фигура стороннего наблюдателя: не иудея и не христианина, и, именно поэтому, она выделена из остальных. Ему, этому прагматичному европейцу, еще предстоит сделать выбор.
Ну а сюжет барельефа в целом, что он означает? Наверное, в него вложен более широкий смысл, чем еще только чаемая в 1707 году победа над Швецией, а именно - уверенность в том, что небесный покровитель города, апостол Петр низвергнет всех врагов России, в какие бы одежды они ни рядились. Врагов было много и тогда, и внешних, и внутренних. Наверное, чаяние победы над Карлом XII тоже руководило замыслом, но не ограничивалось только этим. Сейчас, в XXI веке, фигура низвергнутого Симона волхва и весь сюжет барельефа вызывают ассоциации скорее с историей России 1917-1991 года, и по настоящее время>>.

ТРИ АНГЕЛА НАД ГОРОДОМ
Подчеркнем, однако, что само название города и крестоносные ангелы на его шпилях вроде бы не оставляют сомнения в истинном христианском духе Санкт-Петербурга. Дух безупречен, но вот Душа города загадочна, порой становится темна и тяжело дышит наводнениями языческого бога Нептуна...
Золотой Ангел венчает шпиль Петропавловского собора.
Серебряный (посеребренный) установлен на куполе православной церкви Св.Екатерины на Васильевском острове. В годы Блокады был утрачен крест, и горожане называли его "ангел - пустые руки". В 2004 году годы он был снят для реставрации, и еще не восстановлен.
Ну и на вершине Александровской колонны (на Дворцовой площади) стоит, попирая змею, бронзовый Ангел.
****
http://proza.ru/2010/05/30/70
В 2011 г. опубликовано в одной из

Симон Волхв
Пол мужской
Занятие священник , Маги
Файлы на Викискладе

В дальнейшем покупка и продажа священства получит название симония - по имени Симона Волхва, который первым пытался купить благодатный дар священства у апостолов.

В других источниках

Дальнейшая судьба Симона известна из других источников (главным образом через Иринея и Ипполита, пользовавшихся не дошедшею до нас «Синтагмой » святого Иустина , земляка Симона). Из Самарии Симон прибыл в Тир , где на деньги, отвергнутые апостолами, выкупил из блудилища пребывавшую там 10 лет женщину Елену и объявил её творческой мыслью (греч. έπινοια ) верховного Божества, родившего через неё архангелов и ангелов, сотворивших наш мир. Самого себя он выдавал за этого верховного Бога как являемого в прошедшем, настоящем и будущем (ό εστώς, στάς, στησόμενος).

Применяясь к христианским терминам, Симон Волхв объявил, что он есть «отец », «сын » и «дух святой » - три явления единого сверхнебесного (греч. ύπερουράνιος ) Бога: как отец он явился в Самарии в собственном лице Симона; как сын - в Иудее, в лице Иисуса, которого оставил перед распятием; как дух святой он будет просвещать язычников во всей вселенной. О нераздельной с ним мысли Божией он рассказывал, что созданные ей космические духи, движимые властолюбием и неведением, не захотели признавать её верховенства и, заключив её в оковы чувственно-телесного бытия, заставили последовательно переходить из одного женского тела в другое.

Она явилась, как гомеровская Елена , виновницей Троянской войны, а через 1000 лет очутилась проституткой в Тире, где Симон Волхв, следивший за всеми её превращениями, подобрал её, как добрый пастырь потерянную овцу. Известие о путешествии Симона в Рим и его успехах там совершенно правдоподобно, но эти успехи, конечно, не доходили до публичных почестей со стороны императора и сената, как сообщают церковные писатели, введённые в заблуждение ошибочным чтением надписи на одной статуе, посвящённой латинизованому семитическому божеству Semo Sancus . Псевдоклементины содержат много подробных, но недостоверных сведений о Симоне: о его долгом противоборстве с апостолом Петром в Кесарии и в Риме, о его неудачной попытке вознестись на небо и ещё более неудачной - воскреснуть из гроба, куда по его требованию ученики положили его живым, а через три дня нашли мертвым.

Смерть Симона Волхва

Основная тенденция при вымышленном изображении Симона в Клементинах - отождествление его с апостолом Павлом как «врагом Моисеева закона и лукавым извратителем истинного христианства». У исторического Симона как родоначальника гностики и апостола Павла была лишь та общая черта, что оба они, хотя в различных направлениях, решительно вывели религиозную мысль христиан из пределов современного им ортодоксального иудейства. Хотя Симон, несомненно, был причастен эллинистическому образованию, но прямая принадлежность ему теософского сочинения «Великое изъяснение» (греч. μεγάλη απόφασις ), откуда значительные отрывки приводятся у Ипполита, подвергается сомнению; во всяком случае достоверно, что это любопытное сочинение, при религиозно-мистическом содержании пропитанное философскими понятиями Гераклита , Эмпедокла , Аристотеля и стоиков , вышло из среды ближайших последователей Симона.

Абсолютное начало всего возможного и действительного автор «Великого изъяснения» обозначает как двойственный огонь - скрытый и явный (греч. πϋρ διπλουν - το μέν τι κρυπτόν, το δέ τι φανερον ); первый скрывается во втором, второй возникает из первого. Помимо метафорического названия сверхнебесного огня (греч. το πύρ ύπερουράνιον ), абсолютное начало Симона обозначается и философски посредством аристотелевых понятий δύναμις и ερέργεια (потенция и акт). Первый акт абсолютного начала есть всеобъемлющая мысль (греч. επινοια ), мысленно рождая которую абсолютное определяется как ум и отец.

Первая чета (греч. συζυγία ) - ум и мысль, обращаясь внутренне на себя, развиваются в две другие: звук и название, рассудок и вожделение. Скрывающееся в этих «шести корнях бытия» единое абсолютное первоначало само по себе есть невидимая сила, непостижимое молчание (греч. δύναμις σιγή αορατος, άκαταληπτος ); в своей чистой потенциальности, как нераскрывшийся зачаток или точка бытия, оно есть по преимуществу малое (греч. το μικρόν ); но, будучи таковым лишь для видимости, оно становится великим, определяясь в себе как ум и мысль и вечно выводя из себя все дальнейшие определения мира умопостигаемого - а эго мысленно великое становится беспредельным в явлениях реального мира, который развивается по той же схеме активно-пассивных, мужеско-женских сочетаний, как и мир умопостигаемый.

Первой сизигии (уму и мысли) соответствуют здесь небо и земля, второй (звуку и названию) - солнце и луна, третьей (рассудку и вожделению) - воздух и вода. Единый подлинный деятель и двигатель всего этого логического и физического процесса есть то же самое абсолютное начало в своей являемости, или «явный огонь», великая творческая сила, «изображающаяся» во всем видимом и невидимом - тот έστώς οτάς, στησόμενος, с которым отождествлял себя Симон. В «Великом изъяснении» этот актуальный сущий (греч. ών ) бог представлен говорящим предвечной или предсуществующей (греч. προυπάρχουσα ) силе божества (абсолютному первоначалу как таковому): «Я и ты - одно, прежде меня - ты, то, что за тобой, - я». Этот «второй бог» - или всецелая действительность абсолютного - называется также седьмой силой, как завершение всех дел, исходящих из семи корней бытия в горнем и дольнем мире. Между этим умозрением и мистическим романом ума и мысли - Симона и Елены - нельзя установить прямой связи, вероятно потому, что «Великое изъяснение» не дошло до нас в полном виде. Из последователей Симона и Елены церковные историки не называют крупных имен; непосредственно за Симоном выступает

Category: Любопытный Петербург Tags:

Петровские ворота – «парадный вход» в крепость, самые первые и вначале единственные ворота Петропавловской крепости, – находятся в Петровской куртине (стене) между Государевым и Меншиковым бастионами. Построены в 1708-1717 годах Доменико Трезини в виде триумфальной (победной) арки в честь освобождения от неприятеля берегов Невы. По обеим сторонам арки в нишах помещены статуи, созданные французским скульптором Николя Пинó. Слева – Афина в образе Полиады, покровительницы городов. В руке у неё – змея (символ мудрости) и зеркало, с помощью которого богиня может видеть даже то, что происходит у неё за спиной. Справа – тоже Афина, но уже в образе Паллады, справедливой победоносной воительницы в воинских доспехах. На её шлеме – саламандра, символ непобедимости. Ворота украшены свинцовым двуглавым орлом работы французского скульптора Франсуá Вассý (1720 год) и деревянным барельефом.


Барельеф «Низвержение Симона-волхва апостолом Петром» (выпуск 67 – Петропавловская крепость)

Category: Любопытный Петербург Tags:

Барельеф «Низвержение Симона-волхва апостолом Петром» скульптора Кондрата Оснера на Петровских воротах. Согласно новозаветному мифу Симон с помощью демонов поднялся к облакам и возомнил себя повелителем мира. Апостол Пётр разогнал демонов и низверг самозванца. Как несложно догадаться, самонадеянный Симон отождествляется со шведским королём Карлом XII, а апостол Пётр – с Петром I. В центре композиции – первое здание Петропавловского собора, справа от которого угадывается фигура самого императора. Общее руководство строительством крепости в 1703-1705 годах осуществлял немецкий военный инженер Вильгельм Киршенштейн. В 1706 году началась перестройка крепости в камне по проекту французского инженера Жозéфа Ламбéра и итальянского архитектора Домéнико Трезини. В 1727 году надзор за строительством крепости был поручен военному инженеру немецкого происхождения, будущему российскому генерал-фельдмаршалу Христофору Миниху.

Как известно, Северная война началась для русских с "Нарвской конфузии". Шведы до сих пор охотно поют песни про то, "как пришел царь Петр, сам большой и войска как грязи, не щадя ни мужчин, ни женщин, ни детей в колыбели - пригласить фру Нарву на танец, а она не пошла. А насильно не вышло - защитники в крепости не отдали свою ингерманландку" . Но слушая эти (честно говоря, довольно заунывные) песни, не будем забывать, что всего через четыре года "фру Нарва" сдалась Петру. В знак дефлорации "гордой ингерманландки", в 1705 году в Нарве по проекту Д. Трезини были воздвигнуты триумфальные Императорские ворота, декорированные скульптурами и гербом России. А в 1708 году Петр I распорядился перестроить по образцу триумфальных ворот в Нарве главные ворота Петропавловской крепости - Петровские:

Ворота первоначально имели каменную арку и деревянный верх, а в 1716-1717 годах под руководством Трезини ворота были перестроены в камне с сохранением прежних форм.

Аттик ворот украшает деревянный барельеф "Низвержение Симона-волхва апостолом Петром", символизирующий победу русских над шведами.

В центре рельефа красуется Петр I в одеянии триумфатора, указывающий рукой на первоначальный, деревянный собор Петра и Павла:
В тимпане фронтона находится горельеф с изображением благословляющего бога Саваофа.

На фронтоне стояли фигуры апостола Петра, двух ангелов с трубами и двух добродетелей - Благочестия и Надежды. Скульптуры и резьбу верхнего яруса выполнил немецкий резчик К. Оснер-старший.

В нишах ворот установили скульптуры (предположительно, они были созданы по рисункам французского скульптора Н. Пино), олицетворяющие благоразумие

и храбрость:

а по бокам, на отдельных постаментах - фигуры Марса и Нептуна. Над аркой ворот укреплен российский герб, первоначально выполненный из дерева. В 1720 году деревянный герб был заменен свинцовым, который отлил французский литейщик Ф. П. Вассу.
В 1722 году он был раскрашен и позолочен мастером А. Захаровым.

В волютах верхнего яруса расположены рельефы с воинскими доспехами.