Батюшков послание к дашкову. Библиотека поэта

Константин Николаевич Батюшков

«К Дашкову»

О том, что стал свидетелем ужасных картин, когда матерям пришлось покинуть свой дом, свою родину, спасая малых детей - единственное, что у них осталось. Они не знают, какое будущее им уготовано, как жить дальше, и в глазах осталось лишь отчаянье. Как война и пожары не пощадили никого - ни бедного, ни богатого. Беда сровняла всех.

А ведь память хранит былое величие дворцов, высоких башен. Каждое здание было свидетелем славного прошлого милой сердцу Руси. Каждая пядь земли была пронизана святостью, а века только добавляли почтение к каждому камню.

В тех местах, где в мирное время высились храмы, цвели сады и всюду царила роскошь, остались лишь груды камней, угли от пожарищ и мертвые тела. Добавляли отчаяния нищие, что бродили возле мрачных развалин старинных монастырей. Берег реки, что был пристанью, стал могилою - весь усыпан трупами.

Как в это время можно думать о радости, любви, покое и счастливой беспечности, как можно не видеть последствия пожаров и забыть своих друзей, что пали на поле боя? Как можно беспечно предаваться радостям, кутить, петь и танцевать, когда в памяти свежи картины горького плача родной стороны?

Пускай даже погибнет талант, если будет забыта Москва, родная сердцу. Пускай воспоминания о лире оставят до тех пор, пока поле брани не станет полем мести. А честь снова станет достоянием славных воинов, и город славный восстанет из пепла.

И может быть, даже жизнь свою придется отдать, только бы древний град стал великим и могучим, чтобы снова засиял прежней красотой. До тех пор нет желания звать Музу и Хариту, говорить о неге, любви и радоваться шумному пиру с чашей вина в руке.

Одно написано накануне сражения при Тарутине, второе уже после того, как неприятель был изгнан за пределы России. Авторы - почти ровесники, оба воевали. Однако в их стихотворениях отражены два совершенно различных взгляда на войну.

И Жуковский, и Батюшков декларируют свои позиции с первых строк. Для одного война - удаль, храбрость, подвиги героев. Для другого - смерть, кровь, разрушения.

Жуковский пишет:

Наполним кубок круговой!

Дружнее! руку в руку!

Запьем вином кровавый бой

И с падшими разлуку.

Кто любит видеть в чашах дно,

Тот бодро ищет боя...

О, всемогущее вино,

Веселие героя!

Батюшков:

Мой друг! я видел море зла

И неба мстительного кары:

Врагов неистовых дела,

Войну и гибельны пожары.

И в дальнейшем оба стихотворения соответствуют тому, что в них заложено с самого начала. Певец Жуковского произносит здравицы героям войны, Древней Руси, родине, Богу, Петру, Суворову. Батюшков же повествует об ужасах войны, о ее бессмысленности.

Но несмотря на столь глубокие различия, у поэтов проскальзывают сходные мысли. Например, у обоих звучит тема мщения. В стихотворении Жуковского слышатся призывы:

За гибель - гибель, брань - за брань,

И казнь тебе, губитель!

Вожди славян, хвала и честь!

Свершайте истребленье,

Отчизна к вам взывает: месть!

Вселенная: спасенье!

Читая эти строки, настораживаешься: слишком уж воинственно-жестоко звучат призывы поэта.

Батюшков же утверждает: совесть приказывает ему забыть о музах и харитах, пока не отмщена и враг не изгнан с русских земель.

Вообще Батюшков меньше, чем Жуковский, пишет о сражениях и подвигах. Он видит оборотную, непарадную сторону войны:

Я видел сонмы богачей,

Бегущих в рубищах из дранных,

Я видел бледных матерей,

Из милой родины изгнанных!..

Лишь угли, прах и камней горы,

Лишь груды тел кругом реки,

Лишь нищих бледные полки

Везде мои встречали взоры!..

Жуковский перечисляет героев войны - живых и павших, давая каждому «послужной список». Прославляя их, поэт стремится укрепить боевой дух соотечественников, помочь им переломить ход войны. И действительно, по свидетельству современников, стихотворение Жуковского облетело всю русскую армию; его переписывали, читали, учили наизусть.

Стихотворение Батюшкова не так тесно привязано к определенному периоду истории. Единственное, что указывает в нем на события 1812 года, - упоминание о сгоревшей Москве. В остальном же это философское размышление на тему «Война. Мир. Поэт».

Надо заметить, что практически всегда в человеческой истории нация, подвергшаяся агрессии, создает мощный пласт патриотической литературы. Так было, например, во время монголо-татарского нашествия на Русь. И лишь какое-то время спустя, оправившись от нанесенного удара, преодолев боль и ненависть, мыслители и поэты задумываются обо всех ужасах войны для обеих сторон, о ее жестокости и бессмысленности.

На мой взгляд, стихотворение Жуковского - один из всплесков патриотической воинственности, вызванной нашествием врага. А послание Батюшкова - философское осмысление случившегося. Война для поэта - безусловное зло.

Лично мне ближе позиция Батюшкова: герои героями, подвиги подвигами, а война - это горе. Поэт знал это не понаслышке. Но нельзя и не признавать важной роли стихотворения Жуковского накануне решающего сражения. Оно ободрило воинов, внушило им волю к победе. Вообще, несмотря на очевидную разницу, эти два стихотворения не следует, по-моему, противопоставлять. Их авторы не спорят между собой, а дополняют друг друга.

Мой друг! я видел море зла
И неба мстительного кары:
Врагов неистовых дела,
Войну и гибельны пожары.
Я видел сонмы богачей,
Бегущих в рубищах издранных,
Я видел бледных матерей,
Из милой родины изгнанных!
Я на распутье видел их,
Как, к персям чад прижав грудных,
Они в отчаяньи рыдали
И с новым трепетом взирали
На небо рдяное кругом.
Трикраты с ужасом потом
Бродил в Москве опустошенной,
Среди развалин и могил;
Трикраты прах ее священный
Слезами скорби омочил.
И там, где зданья величавы
И башни древние царей,
Свидетели протекшей славы
И новой славы наших дней;
И там, где с миром почивали
Останки иноков святых
И мимо веки протекали,
Святыни не касаясь их;
И там, где роскоши рукою,
Дней мира и трудов плоды,
Пред златоглавою Москвою
Воздвиглись храмы и сады, -
Лишь угли, прах и камней горы,
Лишь груды тел кругом реки,
Лишь нищих бледные полки
Везде мои встречали взоры!..
А ты, мой друг, товарищ мой,
Велишь мне петь любовь и радость,
Беспечность, счастье и покой
И шумную за чашей младость!
Среди военных непогод,
При страшном зареве столицы,
На голос мирныя цевницы
Сзывать пастушек в хоровод!
Мне петь коварные забавы
Армид и ветреных цирцей
Среди могил моих друзей,
Утраченных на поле славы!..
Нет, нет! талант погибни мой
И лира, дружбе драгоценна,
Когда ты будешь мной забвенна,
Москва, отчизны край златой!
Нет, нет! пока на поле чести
За древний град моих отцов
Не понесу я в жертву мести
И жизнь, и к родине любовь;
Пока с израненным героем,
Кому известен к славе путь,
Три раза не поставлю грудь
Перед врагов сомкнутым строем, -
Мой друг, дотоле будут мне
Все чужды музы и хариты,
Венки, рукой любови свиты,
И радость шумная в вине! 1
Март 1813

1 К Дашкову. Впервые - «С.-Петербургский вестник», 1812, № 10, стр. 26-28 (этот номер журнала вышел только в 1813 г.). Печ. по «Опытам», стр. 77-80.
Дашков Дмитрий Васильевич (1784-1839) - член литературного общества «Арзамас», дипломат, впоследствии крупный государственный деятель, приятель Батюшкова. Начало послания рисует страдания русских беженцев из разоренных городов и сел. Батюшков наблюдал эти ужасы войны по дороге из Москвы в Нижний Новгород, куда он уехал в сентябре 1812 г. В письме к Гнедичу от октября 1812 г., которое является как бы прозаическим конспектом начала послания, он сообщал другу: «От Твери до Москвы и от Москвы до Нижнего я видел, видел целые семейства всех состояний, всех возрастов в самом жалком положении; я видел то, чего ни в Пруссии, ни в Швеции видеть не мог: переселение целых губерний! Видел нищету, отчаяние, пожары, голод, все ужасы войны и с трепетом взирал на землю, на небо и на себя» (Соч., т. 3, стр. 208-209). Изображая в послании ужасы наполеоновского нашествия, поэт использовал «Письма из Москвы в Нижний Новгород» (1813-1814) И. М. Муравьева-Апостола, государственного деятеля и писателя, отца будущих декабристов. Батюшков вместе с И. М. Муравьевым-Апостолом проделал путь от Москвы до Нижнего Новгорода и, вероятно, читал его «Письма» еще в рукописи. В послание перешли из них «многие образы и целые фразы» (см.: И. З. Серман. Поэзия К. Н. Батюшкова. - «Ученые записки Ленинградского государственного университета». Серия филологических наук, 1939, вып. 3, стр. 254).
Трикраты с ужасом потом Бродил в Москве опустошенной. В 1812-1813 гг. Батюшков трижды посещал сожженную Москву, которая произвела на него потрясающее впечатление. 4 марта 1813 г. он писал Е. Г. Пушкиной: «Всякий день сожалею... о Москве, о прелестной Москве: да прилипнет язык мой к гортани моей, и да отсохнет десная моя, если я тебя, о Иерусалиме, забуду. Но в Москве ничего не осталось, кроме развалин...» (Соч., т. 3, стр. 220).
Цевница - см. стр. 268.
Армида - см. стр. 269-270.
Израненный герой - генерал А. Н. Бахметев (1774-1841), герой Отечественной войны 1812 г., потерявший ногу в Бородинском сражении. Бахметев познакомился с Батюшковым в 1812 г. в Нижнем Новгороде и обещал взять его к себе в адъютанты. Батюшков во время сочинения послания ожидал в Петербурге приезда Бахметева (он был зачислен адъютантом к нему только 29 марта 1813 г., но Бахметев из-за болезни не мог принять участие в военных действиях, и поэт стал адъютантом генерала Н. Н. Раевского-старшего). Пушкин сопроводил послание одобрительными заметками на полях «Опытов»: «Прелесть» и др. (П, т. 12, стр. 264).

у стихотворения К ДАШКОВУ ("МОЙ ДРУГ! Я ВИДЕЛ МОРЕ ЗЛА...") аудио записей пока нет...