Беседы с детьми о солнце летом. Консультация для родителей на тему

♦ Попробуйте разгадать загадку: «Оно свет на землю льет и тепло нам всем дает».

Верно! Это Солнце.

♦ Помните, почему древние славяне называли Солнце Даждьбогом?

Да, Солнце дает нам свет и тепло. После холодной пасмурной зимы люди и животные особенно радуются его ласковым лучам.

♦ А как называется праздник, посвященный проводам зимы и встрече весны?

Правильно, Масленица. В этот праздник жгли костры, водили хороводы, славили Солнце песнями и торопили его к лету повернуть.

«На Масленицу — Солнцу радость!» — говорили люди.

На Масленицу

Мы на Масленой неделе

Будем жарко жечь костры,

Чтобы искорки летели

Над землей во все концы,

Чтобы Солнце разбудили:

«Освети нас и согрей!

Покажись в красе и силе.

Ждем тебя мы много дней!»

Мы на Масленой неделе

Испечем румяный блин:

«Солнышко! Вставай с постели!

Угостить тебя хотим!»

♦ А почему на Масленицу пекут блины?

Блин напоминает нам горячее солнышко.

Если посмотреть на небо, то Солнце кажется плоским и маленьким. Но на самом деле — это огромный огненный шар, состоящий из раскаленных газов.

Солнце кажется нам небольшим потому, что находится очень далеко от нас, на расстоянии 150 млн км.

Даже свет, который пробегает за одну секунду триста тысяч километров, доходит от Солнца до Земли за 8 минут.

♦ Давайте вместе подумаем, что общего между Землей и Солнцем и чем они отличаются.

Солнце и Земля имеют форму шара. Оба небесных тела движутся в космическом пространстве. Но Солнце — звезда, а Земля — планета. Звезды состоят из раскаленных газов и излучают в окружающее пространство яркий свет и тепло. Земля — твердый шар, поверхность ее не горячая. (Хотя ученые предполагают, что в центре Земли находится раскаленное расплавленное ядро.) Солнце очень горячее, а его поверхность — газы.

Планеты сами не светятся. Это огромные шары, освещенные звездами, например Солнцем.

Наконец, Солнце во много раз больше Земли.

Если представить Землю в виде пшеничного зернышка, то Солнце рядом с ним будет размером с арбуз. Оно в 109 раз больше Земли!

Есть в космическом пространстве звезды и более крупные и более яркие, но Солнце — самая близкая к нам звезда.

♦ Почему Солнце называют источником жизни на Земле?

Если бы Солнце не согревало и не освещало своими лучами Землю, то наша планета превратилась бы в мертвую ледяную пустыню, на ней царила бы вечная ночь.

Погибли бы растения. Ведь для жизни им необходимы солнечный свет и тепло.

А растениями в свою очередь питаются люди и животные. Кроме того, растения забирают из атмосферы углекислый газ, выделяют в нее кислород, который нужен нам для дыхания.

Вот и получается, что благодаря Солнцу на Земле есть растения, животные, люди!

С неба высокого солнышко светит —

Рады лучам его взрослые, дети...

Рады лучам его звери и птицы.

Речка на солнце блестит, серебрится.

Солнце на землю глядит с добротой,

Мир одаряя теплом, красотой!

Вопросы в конце беседы

♦ Как называется самая близкая к нам звезда?

♦ Какую форму имеет Солнце? Из чего оно состоит?

♦ Что больше— Солнце или Земля?

♦ Почему Солнце называют источником жизни на Земле?

Ребята! Сегодня мы рассмотрим очень красивое природное явление.

Отгадайте загадку.

Последний солнца луч

Окрасил облака,

Стала алою река. (Закат.)

Закат — одно из самых величественных и прекрасных зрелищ, которые дарят нам небеса! Что же такое закат? Это заход солнца за линию горизонта. Вы, конечно, знаете, что утром, на рассвете, солнце появляется над горизонтом.

♦ Вспомните, как называется такое явление.

В течение дня солнце поднимается все выше и выше, пока не достигает своего зенита — самой высокой точки над линией горизонта.

После полудня солнце начинает не спеша опускаться вниз. Часов в пять-шесть вечера его золотистые косые лучи насквозь пронизывают травы, кустарники, речную воду. Солнце не спеша подходит к линии горизонта и уходит за нее. На землю опускается светлый легкий сумрак. Он сгущается, а когда на небе появляется первая звездочка, наступает ночь.

На закате удивительно красиво окрашены последними, заходящими лучами солнца тучи и облака. Они напоминают то старинные замки с высокими башнями, то летящих по небу коней с разметавшимися гривами. Иногда небо на закате похоже на волшебную каменистую страну, где есть скалы, величественные горы и водопады. Это последние лучи заходящего солнца придают небесам такие причудливые очертания и краски.

♦ Видели ли вы закат? Расскажите о нем.

Пожалуй, в природе не бывает двух закатов, похожих один на другой. Зимой — это тонкая желтоватая полоска на небе, летом — игра ярких красок!

Послушайте стихотворение.

Осенний закат

Последние лучи по зеркалу паркета

Скользнули и исчезли в глубине ковра.

И на мгновенье их закатным светом

Вся комната была озарена.

И в сумраке наставшем

Таинственно и чисто

Вдруг зазвучал рояль…

Прекрасна жизнь,

И всем ее познавшим

Понятна светлая осенняя печаль.

Ответьте на вопросы

1. Что такое закат?

2. Видели ли вы закат?

3. Почему закаты называют «фантастическим зрелищем»?

4. Чем отличаются летний и зимний закаты солнца?

Цель: учить детей правилам поведения в жаркие летние дни.

Предварительная работа: беседы о природе, рассматривание иллюстраций.

Словарная работа: солнечный ожог, тепловой удар.

Материалы и оборудование: картинки (солнечные очки, шуба, полотенце, шарф, сок, шляпа, лыжи, купальник, защитный крем, зонт).

Ход игры

Педагог. Дети, отгадайте загадку:

Ты весь мир обогреваешь

И усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце, и зовут тебя все … (солнце).

Ребята, чем солнце полезно людям?

Дети. Солнце греет, светит, под солнцем можно загорать.

Педагог. Чем солнце опасно для людей?

Дети. Солнце ослепляет, можно получить солнечный ожог, тепловой удар, перегреться.

Педагог . В первые жаркие дни детям нужно постепенно привыкать к прямым солнечным лучам. Облачные дни могут быть обманчивы, потому что, пробившись сквозь облака, солнечные лучи способны все же вызвать ожог. А еще слишком долгое пребывание под прямыми солнечными лучами может вызвать тепловой удар. Если в тени нет места для игр, дети должны быть защищены от солнца легкой одеждой и панамками. В очень жаркие дни нужно намазать тело защитным кремом от загара.

Игра «Что Катя должна взять с собой на пляж». Дети рассматривают картинки и выбирают нужную, объясняя, почему Кате на пляже понадобится данный предмет.

Солнышко, солнышко,

Выгляни в окошко;

Любят тебя детки,

Детки - малолетки.

(русская народная песенка)

ВИД ПРОЕКТА:

  • краткосрочный,
  • групповой,

БАЗИСНЫЙ КОМПОНЕНТ: работа по проекту проводится в рамках разделов программы

познавательно - творческий.

Васильевой М. А. (познавательное, социальное, физическое развитие).

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

1. Формирование наблюдательности у детей младшего дошкольного возраста через игры с водой путем создания благоприятной обстановки.

2. Осознание детьми значения солнца в жизни людей, животных и растений.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:

1. развитие познавательных способностей детей в процессе совместной деятельности;

2. познакомить детей с понятием: солнечные лучи, ролью солнца в нашей жизни (солнце - источник света и тепла);

3. развивать наблюдательность с помощью игр за солнцем;

4. формирование у детей осознанных представлений о необходимости заботиться, о своѐм здоровье;

5. поддерживание стремления детей активно вступать в познавательное общению;

6. воспитание бережного отношения к природе;

7. закреплять представления о солнце через различные виды детской деятельности.

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА:

Дети младшей группы

Родители

Воспитатели младшей группы

РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: цветы.

МАТЕРИАЛ: развивающая среда, игры, краски, пластилин желтого цвета.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА: Сегодня все больше людей становятся сторонниками здорового образа жизни. Очень радует, что среди них много молодых людей, которые хотят оставаться здоровыми и красивыми всю жизнь, растить здоровых детей. Вопрос здоровья - это, в первую очередь, вопрос качества жизни. Одним из первых природных материалов, с которыми дети встречаются в повседневной жизни, являются солнце, песок и вода. Наблюдая за играми детей, а также во время закаливающих процедур, ухаживанием за растениями, мы убедились в актуальности выбранной темы, а именно в необходимости получения знаний и представлений детей о солнечных лучах, ролью солнца в нашей жизни (солнце - источник света и тепла), в жизни живых существ и для здоровья людей. Ежедневно, во время прогулок, вместе с детьми, наблюдать за природными явлениями (солнцем, облаками, дождѐм, снегом, льдом, сосульками, капелью, лужами). Попробовать и испытать свойственно маленьким детям. А сказочная форма и рациональное наблюдение помогают взаимно дополнить и обогатить друг друга. Дети подружились с дидактической куклой «Солнечный зайчик», которая и помогает совершать удивительные открытия в мире простых вещей. Свет солнца дает ребенку приятные ощущения, развивает различные рецепторы и предоставляет практически неограниченные возможности познавать мир и себя в нем. Игры с солнышком один из самых приятных способов обучения. Во время игр обязательно нужно все комментировать словами, что делает и видит ребенок. Обращать внимание детей на то, как «ведут себя» лучики солнца в разные времена суток, погоды, сезона. ПОМНИТЕ, ЧТО ДЛЯ ДЕТЕЙ СОЛНЦЕ - ЭТО ПОЛЕЗНОЕ ЛЕКАРСТВО.

ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ: Наблюдения, занятия, беседы с детьми и родителями.

НЕОБХОДИМОЕ ОБОРУДОВАНИЕ:

Литературный ряд:

малый народный фольклор, словацкая народная сказка «У солнышка в гостях»;

Музыкальный ряд:

разучивание песни «Солнышко, выходи!»

видеозапись - мультфильм «Солнечный зайчик»;

Демонстрационный ряд:

Дидактическая кукла «Солнечный зайчик», альбомы, открытки,

Иллюстрации на темы «Солнце»

Игрушки, атрибуты, предметы-заместители для дидактических и сюжетных игр, инсценировок.

ПРОДУКТЫ ПРОЕКТА:

Выставка рисунков «Ласковое солнышко», работ по лепке «Солнышко, покажись!»

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

1. Беседа «О значении солнца в жизни природы и человека»

2. Занятия по изобразительной деятельности:

«Ласковое СОЛНЫШКО» (рисование),

«Солнышко, покажись!» (лепка),

3. Ежедневные наблюдения за солнцем.

4. Наблюдения в помещении за освещением группы.

5. Чтение художественной литературы:

Словацкая народная сказка «В гостях у солнышка»

6. Заучивание наизусть стихов, потешек, песенок о солнце.

7. Игра (подвижная) «Солнышко и дождик»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА:

В период дошкольного детства ребенок открывает мир природы, с помощью которого процесс познания у ребенка проходит эмоционально - практическим путем. Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя мир. Ребенок стремится к активной деятельности. Вот почему такой вид деятельности как наблюдение наиболее близкий и естественный для ребенка - дошкольника. Видный отечественный психолог С. Л. Рубинштейн рассматривает наблюдение как результат осмысленного восприятия, в процессе которого происходит развитие мыслительной деятельности. Развитие разных форм восприятия и наблюдения он связывает с содержанием. Важным является вопрос о содержания наблюдения что может и должен видеть ребенок, какие особенности объектов природы замечать. Эта проблема стала перед нами. Работа осуществлялась по программе Васильевой М.А. и Николаевой «Юный эколог». Игры с солнышком благодатно действуют на детей. Поэтому не случайно в теории и практике дошкольного воспитания этим играм уделяется большое внимание. Проблема нашего проекта состоит в формировании реализации методов и форм наблюдения с помощью игр и художественного слова у детей дошкольного возраста. Мы предполагаем, что влияние этих игр можно объяснить именно стремлением к познанию. Все это делает игру особенно интересной и волнующей для детей дошкольного возраста. «Солнечный зайчик» .

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГОВ

1 ЭТАП

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

Моделирование ситуации.

Выявление проблемы.

1. Вживаются в сюжетно-

игровую ситуацию.

2. Осознают и личностно вос

принимают проблему.

1. Изучить и проанализировать

психолого-педагогическую литературу по развитию наблюдательности у детей.

2. Подобрать дидактический материал.

3. Осуществить психолого - педагогическую диагностику по наблюдательности детей.

4. Вводит в игровую ситуацию.

2 ЭТАП

ОСНОВНОЙ

Выделение задач.

1. Принятие задачи - совершить

путешествие и найти крупинки

солнышка.

1. Подводит к решению задач.

2. Планирует деятельность

3. Организует деятельность

4. Повысить уровень профессиональной компетенции педагогов

ОУ воспитательного процесса по формированию наблюдательности

3 ЭТАП

ПРАКТИЧЕСКИЙ

Продуктивная деятельность.

1. Читают стихи.

2. Игра с «Солнечными зайчиками»;

3. Рисуют «портрет» солныш-

1. Организует работу над проектом,

деятельность;

3. Активизирует инициативу детей

в игровых действиях;

4 ЭТАП

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

Организованы выставки детских работ по теме «Сыпучие крупинки СОЛНЦА».

1.Показывают выставку своих рисунков.

2. Рисунки солнца, выполненные совместно с родителями.

«Солнечный зайчик» вручает подарки и благодарит за оказанную

План работы с детьми младшей группы в рамках проекта « Сыпучие крупинки СОЛНЦА».

1. Беседа «Зачем нужно солнышко». 1-я неделя

2. Наблюдение за солнцем. 1-я неделя

3. Чтение стихотворений о солнце. 2-я неделя

4. Рисование «Ласковое солнышко.» 2-я неделя

5. П/и «Солнышко и дождик». 2-я неделя

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие

для воспитателей. М.: Айрис-пресс, 2008. - 208 с.

2. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педа-

гогов дошкольных учреждений. - М.: Мозаика-синтез, 2008. - 112 с.

3. Пенькова Л.С. Под парусом Лето плывет по Земле (организация детских площадок в

летний период) методическое пособие для работников дошкольных учреждений, сту-

дентов педагогических вузов и колледжей. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2006. - 288 с.

4. Дошкольное воспитание. № 1, 2 2007, № 5, 12 2008.

5. Дошкольная педагогика. № 5. 2008, № 5. 2009.

1. Обобщать имеющиеся знания о значении солнца. Развивать

воображение;

2. Развивать умение вести беседу;

3. Воспитывать любовь и доброе отношение к живому.

1. Беседа «Зачем нужно солнышко»

Солнечный зайчик

Сын приготовился к важной беседе,

Мама, зачем светит солнышко в небе?

Сына за ручку по парку ведя,

Мама прищурилась, в небо смотря.

Солнышко греет - всем хорошо,

Солнышка нет - значит солнце зашло

Травка растет и деревья шумят,

К солнышку тянется ласковый взгляд,

Даже лохматая мудрая кошка

Греется, сидя на теплом окошке!

Мама вздремнула, в песочнице мальчик,

Но появился вдруг солнечный зайчик,

Прыгнул на лавочку, скок на игрушки!

Детям на память оставил веснушки,

Чтобы играли счастливые дети

В солнечном доме на доброй планете!

2. Рисование ладошкой «Солнышко»

1. Познакомить с новой сказкой; «У солнышка в гостях»

2. Побуждать детей участвовать в разговоре, отве-

чать на вопросы;

3. Воспитывать умения слушать.

1. Чтение сказки;

2. Рассматривание иллюстраций;

3. Ответы на вопросы;

3. Наблюдение за солнышком;

Надежда Новикова
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Солнце - источник жизни» для детей старшего дошкольного возраста

Программные задачи :

Формировать у детей представления о том , что солнце – источник жизни .

Расширять представления о значении солнца для закаливания и правилах принятия солнечных ванн .

Развивать связную речь, употреблять в речи распространённые предложения.

Упражнять детей в использовании разных приёмов лепки.

Развивать творческое воображение , фантазию.

Воспитывать чувство радости от закаливания солнцем .

Материал : модели : кому нужно солнце .

Предварительная работа : беседа «Польза и вред загара» , дидактическая игра «Хорошо - плохо» , опыт «Нужен ли растениям солнечный свет , чтение : словацкая сказка «У солнышка в гостях » , К. Чуковский «Краденое солнце » , К. Ушинский «Утренние лучи» .

Воспитатель : У вас хорошее настроение? (Ответы детей .)

Давайте друг другу подарим улыбки. Мне очень приятно, что мы встречаем друг друга с хорошим настроении, ведь улыбка – это здоровье.

Вы хотите узнать, о чём мы сегодня будем говорить? (Ответы детей .)

Тогда отгадайте загадки :

1. Утром добрая девица ,

В каждый дом попасть стремится,

Чтобы стало всем светло,

И уютно и тепло.

Ну, а вдруг раздухарится,

Эта рыжая девица,

Будет и жара и зной,

Не поспорите со мной! (Солнце )

2. Не стукнет, не брякнет,

Не спросит чего,

А, если захочет,

Заглянет в окно. (Солнце )

3. Не сидится высоко,

Прокатится далеко,

Везде погуляет,

Всех нас согревает. (Солнце )

Ходите узнать еще что-то интересное о солнце ? (Ответы детей .)

Вспомните сначала, какие сказки мы читали о солнце ?

Что случилось в сказке «Краденое солнце » (вопросы по содержанию) .

Почему все звери в сказке «У солнышка в гостях » пошли искать солнце ? (вопросы по содержанию) .

Кому еще на Земле нужно солнце ? (дети выбирают модель и рассказывают по ней)

Кто знает, что обозначает выражение : «Солнце – источник жизни » ? (Ответы детей .)

Скажите мне, что обозначает слово «источник » ? (Ответы детей .)

Если «источник » , «исток » - это начало чего-то, начало жизни , то подумайте и скажите, кому дает жизнь солнце ?

Что же произойдет, если Солнце перестанет светить , то какие условия наступят на Земле? Что тогда произойдет со всеми живыми организмами? (Предположения детей ) .

Физкультминутка (Дети встают в круг)

Показало Солнышко правый лучик , показало левый. Улыбнулось, погладило нас по волосам, по щёчкам, по рукам, по животику, по ножкам (движения)

Набежала тучка. Закрыла солнце (закрыть лицо руками) . Тучка спряталась за лес, смотрит солнышко с небес (открыть лицо) и такое чистое , доброе, лучистое ! Если б мы его достали, мы б его расцеловали! (движение губами) . Давайте и мы подарим свои солнечные лучики друг другу . Потянулись вверх, в стороны, взялись за руки. Подарите тепло своих рук. Молодцы!

- Воспитатель : С давних времен люди очень любили солнце , боготворили и уважали его. Даже придумали такие небольшие стихотворения, которые называются заклички

Как вы думаете, что делали люди с помощью закличек? (Ответы детей .)

- Вот послушайте заклички :

Солнышко , выгляни!

Красное, высвети!

На холодную водицу,

На шелковую травицу,

На аленький цветочек,

На кругленький лужочек!

Солнышко , покажись!

Красное, снарядись!

Чтобы год от года

Давала нам погода :

Теплое летечко,

Грибы в берестечко,

Ягоды в лукошко,

Зеленого горошка.

Солнышко , покажись!

Красное, снарядись!

Поскорей, не робей,

Нас ребят обогрей!

Как говорится в закличках, для чего люди звали солнышко ? (Ответы детей )

А нам с вами для чего нужно солнце ?

Что случится, если мы будем не правильно загорать?

Как нужно загорать, чтобы не случилось беды?

Что нужно сделать, если вы уже сильно загорели?

А если у кого-то случится солнечный или тепловой удар , что нужно делать?

Давайте придумаем правила, чтобы солнце на нас не рассердилось :

Загорать нужно утром, когда солнце еще не очень горячее, или вечером, когда оно уже немного остыло;

На солнце нельзя находиться очень долго;

Кепка или панама – защита от солнца ;

Если вы уже «сгорели» нужно уйти в тень и смазать тело кремом;

Если у кого-то случился солнечный удар , нужно отнести его в тень, положить на голову мокрое полотенце и вызвать врача;

Нельзя ходить загорать без взрослых.

Дети, давайте обозначим их на нашем «Дереве правил» .

- Воспитатель : А теперь я хочу дать вам по куску пластилина, чтобы из него каждый из вас слепил свое солнышко .

Итог : Рассматривание готовых работ. Поощрение детей .