Бестужев селенгинск. Бестужев, николай александрович

Два села - Тушино и Спасское, - которые находились на левом, более высоком берегу были известны еще в XIV веке. В те времена они являлись собственностью боярина Родиона Нестеровича Квашни. Название села (Спасское) пошло от монастыря, который располагался в тех местах вплоть до 1764 года.

История

Спасо-Преображенский монастырь был передан в дар потомками Василия Ивановича Квашнина, имевшего прозвище Туша. Первой монастырской церковью была Преображенская. Вначале сооружение было построено из дерева, но затем его отстроили в камне. К середине XVII века конструкция вовсе обветшала, и было принято решение разобрать ее. Вторую каменную монастырскую церковь возвели в XVI веке, и посвящена она была Андрею Стратилату.

В Смутные времена рядом со Спасским монастырем и селом Тушино стояли лагерем войска Лжедмитрия II. Они грабили и опустошали все близлежащие деревни. Разорению подвергся и монастырь. Закрыли его в 1764 году, а Преображенская церковь превратилась в приходскую для жителей сел Тушино и Спасское. К ней пристроили временную деревянную трапезную, но в 1804-1808 годах ее разобрали. Вместо нее возвели новое, более просторное здание из камня. Через какое-то время к нему пристроили и многоярусную высокую колокольню. В середине XIX века трапезная подверглась некоторому изменению, после чего в ней устроили алтарь и разместили придел в честь преподобного Сергия Радонежского.

Строительство нового храма

В XIX веке церковь уже не могла вмещать всех желающих. Увеличение численности прихода натолкнуло на мысль о ее перестройке или расширении. Кроме того, она находилась не в лучшем состоянии. Дело в том, что за три столетия берег реки, где стояла церковь, начал все больше оползать, и в результате постройка оказалась на самом краю обрыва. Именно по этим причинам в 1870 году было решено строить новый храм Преображения Господня в Тушино.

Проект церкви был разработан архитектором Владиславом Осиповичем Грудзинским, который являлся тогда членом Палаты государственного имущества. Была создана комиссия по строительству, во главе которой стоял местный священнослужитель Иоанн Спасский. После утверждения плана в 1875 году в селе Спас-Тушино храм старой постройки стали понемногу разбирать. Начали с колокольни и трапезной. Кирпич от разобранной части старинной церкви пошел на сооружение забора вокруг нового строительства.

Открытие

Храм Преображения в Тушине начали возводить с теплой трапезной. К сентябрю 1880 года она была уже полностью закончена. Сразу же здесь освятили два придела: один - в честь святителя Николая Чудотворца, а второй - игумена Сергия Радонежского. Довольно значимую сумму в виде пожертвований на новый храм предоставили фабриканты К. Е. Прохоров и В. Н. Сувиров, чиновник П. Г. Цуриков и местный священник Иоанн Спасский.

К сожалению, последний из меценатов умер в 1881 году, так и не дожив до завершения строительства. Закончил благое дело новый настоятель храма Николай Буравцев. В 1882 году весь участок, отведенный для строительства, огородили металлическим забором с каменными столбами, а на землях с севера и востока от церкви открыли новое кладбище. Наконец, в 1886 году, 6 августа, храм Преображения Господня в Тушино торжественно освятил митрополит Коломенский и Московский Ионникий.

Описание

Надо сказать, что здание строилось в тот период, когда начали возрождаться национальные русские традиции церковного зодчества. Храм отличается тщательной продуманностью пропорций и имеет одновременно изысканный и сдержанный декор. Он представляет собой одноглавый и довольно высокий четверик. Сверху он торжественно завершается крупными красивыми кокошниками и луковичной главой, а сильно выдвинутая вперед трехчастная аспида придает храму значительный объем.

Над каждым из полукружий располагается киот с иконами. Со стороны трапезной возвышается трехъярусная колокольня. Кирпичные стены храма не оштукатурены, поэтому на их фоне ярко выделяются побеленные и белокаменные детали декора. На центральном алтаре церкви расположен пятиярусный иконостас.

Храм Спаса Преображения в Тушине стоял на самой бровке водораздельной возвышенности между Сходней и Москвой-рекой. Он хорошо был виден за несколько верст вдоль Волоколамского шоссе, а также с берегов и близлежащих деревень. Можно сказать, что церковь стала некоей архитектурной доминантой данной местности в то время.

Послереволюционный период

С 1881 и по 1935 год храм на Волоколамке в Тушино возглавляла целая династия настоятелей Буравцевых. Последний из их представителей - священник Александр - был расстрелян коммунистами в конце декабря 1937 года. Его похоронили на территории полигона Бутово в общей могиле. Летом 2000 года решением Архиерейского собора он был причислен к лику святых.

Как известно, 30-е годы прошлого века были весьма губительными для культовых сооружений. Не обошла эта беда и храм Преображения Господня в Тушино. В 1935 году его закрыли. Последним его настоятелем был которого арестовали и двумя годами позже расстреляли где-то в Алтайском крае. До сих пор место его захоронения неизвестно.

Осквернение

После войны в здании храма размещались различные советские организации. В середине 50-х годов жители попросили у местных властей возобновить богослужения. Но ответом на эти просьбы стало уничтожение колокольни и главного купола в 1957 году - их попросту взорвали.

Через 8 лет после описанных событий было упразднено и кладбище, примыкавшее к храму. Вся эта территория была включена в состав промышленной зоны, которая растянулась вдоль всего железнодорожного полотна. Ремонтно-строительное управление, которому перешли церковные земли, превратило их в настоящую свалку, а само здание храма - в склад стройматериалов.

Возрождение

Храм Преображения Господня в Тушино возвратили Православной Церкви только в 1990 году. Церковь и главный престол освятил сам Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В последующие годы были также освящены приделы в честь преподобного Сергия Радонежского и святителя Николая Чудотворца. Настоятелем храма был назначен Федор Соколов. К сожалению, через 10 лет он трагически погиб. Его похоронили прямо у алтаря возрожденного из пепла храма.

Как только церковь открыли, ее начали интенсивно восстанавливать. Первым делом начались работы по реставрации ее внешнего вида: была отремонтирована глава, кокошники, надстроены верхние ярусы взорванной некогда колокольни. А. И. Царев украсил тимпаны кокошников на которых изображены 12 апостолов, и киоты с композицией «Деисус».

Завершение реставрации

Кроме того, над каждым придельным алтарем возвели главы, что придало выразительности силуэту храма. По немногочисленным сохранившимся фрагментам ажурной ограды удалось полностью воссоздать тот вид, который она имела первоначально. Также были отреставрированы и главные Святые ворота.

Необходимо отметить, что в ходе строительных работ были обнаружены старинные захоронения. Сейчас все останки людей погребены у ограды, с южной стороны сооружения.

Храм Преображения Господня - это не единственная церковь, расположенная в этом районе. Здесь имеются и другие святыни. Например, старинный храм Покрова в Тушино. Его строительство датируется 1672 годом. Он также был отреставрирован, и в нем постоянно проводятся богослужения.

Ванчужуева Бин-Дарья, Гомбоева Баярма, Бадмацыренова Настя

Судьба Николая Бестужева тесно связанна с Бурятией, которая стала для него второй родиной и местом вечного упокоения. В страшных условиях, в которых проходила его жизнь, он с неиссякаемой энергией создавал великолепные рисунки.

По сохранившимся рисункам декабриста можно составить представление о том, как жили декабристы в Читинском остроге, в Петровской каторжной тюрьме и на поселении. За годы пребывания на каторге и в ссылке только им было создано свыше четырехсот портретов декабристов, их жен, детей и друзей, свыше шестидесяти видов Читы Петровского завода, Селенгинска и других мест Сибири.

В сентябре 1839 года Николай и Михаил Бестужевы прибыли на поселение в Селенгинск. Здесь некогда находился экономический и торговый центр Прибайкалья, Декабристы поселились в 5 верстах от Новоселенгинска, поближе к бурятским улусам, находившимся под ведомством Селенгинской степной думы.

Это соседство оказалось благоприятным и полезным для обеих сторон. Н. А. Бестужев признается в одной из своих статей: «Бурят - и плотник, и кузнец, и столяр, и работник у нас, и пахарь, и косец. Без них было бы здесь плохо». Одним словом, между братьями Бестужевыми и их степными соседями установились прочные узы дружбы и взаимного уважения.

Кроме того, Николай Александрович женился на бурятке, которую на русский лад звали Душа. От этого брака родились сын Алексей, ставший впоследствии незаурядным коммерсантом и меценатом, известным под фамилией Старцев, и дочь Екатерина, вышедшая замуж за чиновника Найдана (Николая) Гомбоева, о деятельности которого почтительно упоминается в летописи «Истории селенгинских монголо-бурят» Д-Ж. Ломбоцыренова.

Здесь Николай Бестужев работал как художник-профессионал, писал портреты жителей Иркутска, Селенгинска, Кяхты, в том числе маслом, виды Бурятии и сцены жизни бурят.

В музее Бестужева в Новоселенгинске сохранился уникальный и единственный портрет Иссуса Христа, это последняя работа мастера написанная на холсте маслом, писал он будучи уже слепым, также написанная красками рисунки на распятьи.

Тридцать лет провели декабристы в Сибири, и каждый из дней их пребывания на каторге и на поселении был днем борьбы, днем работы. Их высокая образованность приносила пользу окружающим людям, их высокая нравственность вызывала подражание, они обучали сибиряков искусствам, наукам, учили их детей.

Неоценим вклад декабристов в культурную экономическую и политическую жизнь Сибири.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Тезисы к теме: «Художник – декабрист Николай Бестужев»

Цель: Изучив труды, экспонаты в двух музеях (Музей Обручева в г.Кяхта и музей Бестужева в с. Новоселенгинск), воспользовавшись различной литературой, различными справочными материалами для более подробного изучения темы «Художник – декабрист Николай Бестужев» дать наиболее полное представление о данной теме.

Актуальность данной темы несомненна – исполняется 185 лет со дня восстания декабристов на Сенатской площади и сохранение для потомства Н. Бестужевым черты участников первого в России революционного восстания.

Судьба Николая Бестужева тесно связанна с Бурятией, которая стала для него второй родиной и местом вечного упокоения. В страшных условиях, в которых проходила его жизнь, он с неиссякаемой энергией создавал великолепные рисунки.

По сохранившимся рисункам декабриста можно составить представление о том, как жили декабристы в Читинском остроге, в Петровской каторжной тюрьме и на поселении. За годы пребывания на каторге и в ссылке только им было создано свыше четырехсот портретов декабристов, их жен, детей и друзей, свыше шестидесяти видов Читы Петровского завода, Селенгинска и других мест Сибири.

В сентябре 1839 года Николай и Михаил Бестужевы прибыли на поселение в Селенгинск. Здесь некогда находился экономический и торговый центр Прибайкалья, Декабристы поселились в 5 верстах от Новоселенгинска, поближе к бурятским улусам, находившимся под ведомством Селенгинской степной думы.

Это соседство оказалось благоприятным и полезным для обеих сторон. Н. А. Бестужев признается в одной из своих статей: «Бурят - и плотник, и кузнец, и столяр, и работник у нас, и пахарь, и косец. Без них было бы здесь плохо». Одним словом, между братьями Бестужевыми и их степными соседями установились прочные узы дружбы и взаимного уважения.

Кроме того, Николай Александрович женился на бурятке, которую на русский лад звали Душа. От этого брака родились сын Алексей, ставший впоследствии незаурядным коммерсантом и меценатом, известным под фамилией Старцев, и дочь Екатерина, вышедшая замуж за чиновника Найдана (Николая) Гомбоева, о деятельности которого почтительно упоминается в летописи «Истории селенгинских монголо-бурят» Д-Ж. Ломбоцыренова.

Здесь Николай Бестужев работал как художник-профессионал, писал портреты жителей Иркутска, Селенгинска, Кяхты, в том числе маслом, виды Бурятии и сцены жизни бурят.

В музее Бестужева в Новоселенгинске сохранился уникальный и единственный портрет Иссуса Христа, это последняя работа мастера написанная на холсте маслом, писал он будучи уже слепым, также написанная красками рисунки на распятьи.

Тридцать лет провели декабристы в Сибири, и каждый из дней их пребывания на каторге и на поселении был днем борьбы, днем работы. Их высокая образованность приносила пользу окружающим людям, их высокая нравственность вызывала подражание, они обучали сибиряков искусствам, наукам, учили их детей.

Неоценим вклад декабристов в культурную экономическую и политическую жизнь Сибири.


Предварительный просмотр:

Рецензия

на работу учениц 8 класса

Ванчужуевой Бин-Дарьи, Гомбоевой Баярмы и Бадмацыреновой Насти

Тема: Художник – декабрист Николай Бестужев

В данной работе рассматривается интересная, актуальная на данный момент тема: художник - декабрист Николай Бестужев.

Актуальность данной темы несомненна – исполняется 185 лет со дня восстания декабристов на Сенатской площади и сохранение для потомства Н. Бестужевым черты участников первого в России революционного восстания.

Судьба Николая Бестужева тесно связанна с Бурятией, которая стала для него второй родиной и местом вечного упокоения. Авторы великолепно раскрыли тему, художник-декабрист Н.Бестужев совершил поистине замечательный творческий подвиг.

Для раскрытия данной темы авторы вели поисковую работу, посетили и обработали материалы находящиеся в двух музеях (музей Обручева в г.Кяхта и музей Бестужева в с. Новоселенгинск) , изучили множество различной литературой, различные справочные материалы, собрали и исследовали достаточное количество материала тем самым постарались раскрыть свою тему, а именно труды художника Николая Бестужева.

В страшных условиях, в которых проходила его жизнь, он с неиссякаемой энергией создавал великолепные рисунки. По сохранившимся рисункам декабриста можно составить представление о том, как жили декабристы в Читинском остроге, в Петровской каторжной тюрьме и на поселении. За годы пребывания на каторге и в ссылке только им было создано свыше четырехсот портретов декабристов, их жен, детей и друзей, свыше шестидесяти видов Читы, Петровского завода, Селенгинска и других мест Сибири.

Ценность такой работы состоит ещё в том, что знакомство с удивительными, а порой неожиданными сведениями заставляют нас что-то прочитать, узнать дополнительно, прививают тем самым интерес к искусству, рисованию акварелью, маслом и знаниям вообще.

Тем интереснее выглядят видеокопилка (ее можно использовать на уроках истории, рисования). Здесь нет больших, серьёзных выкладок, но автором собраны в видеокопилке уникальный и единственный портрет Иисуса Христа, рисунки на распятье.

Материал изложен, сжато, интересно, логично и аргументировано. В своей работе авторы отразили взаимосвязь работы школы и дома музея.

В процессе работы над рефератом авторы проявили самостоятельность, использовали поисковый метод. Кроме этого, приобрели навыки научно - исследовательской работы, самостоятельной работы с научной литературой, навыки публичных выступлений перед аудиторией.

Считаю, что работа достигла цели, у авторов формировался комплекс ключевых компетенций: ценностно-смысловая, коммуникативная, информационная и т.д., она расширили знания в области истории, искусства.

Дондокова Е.В. учитель высшей категории

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: