Что скрывается за агрессией и криком. Психология взаимоотношений — скрытая агрессия

Люди плохо контролируют отрицательные эмоции. Гнев ищет пути для выхода. И находит. Человек вроде бы сказал спокойным тоном простую фразу, а вы злитесь. Знакомо? Это ваша реакция на скрытую агрессию.

Суть подобного поведения оппонента в подавлении . Раздражение всё равно есть, но в социально приемлемой форме. Это конфликт, хоть и скрытый. При этом собеседник не может ответить по существу и чувствует себя глупо.

1. «Я не злюсь»

Вместо того, чтобы честно признаться в своих чувствах и объяснить их, человек будет утверждать, что совсем не злится. Хотя внутри всё клокочет, и это будет выражаться в отношении.

2. «Как скажешь»

Дуться и уходить от прямого - классика. Собеседник не объясняет, что ему не нравится, не приводит аргументы. Он замыкается и делает вид, что согласился. Таким образом дверь для диалога закрывается.

3. «Да иду уже я!»

Попробуйте, например, позвать ребенка, чтобы он убрал комнату, сделал уроки или помыл посуду. Сколько раз его нужно будет окликнуть? И в каком тоне он скажет это «я иду» в десятый раз? Впрочем, так поступают не только дети, но и взрослые, если им не хочется делать что-то.

4. «Я не знал»

Это любимая фраза . Если его спросить, выполнил ли он задание, отмазка будет стандартной: «А я не знал, что надо сейчас». Становится понятно: человеку не нравится просьба. Но он не говорит об этом, а предпочитает отложить. И это опредёленно его злит.

5. «Вы хотите, чтобы всё было идеально»

Когда постоянное откладывание уже не прокатывает, человек находит другой вариант - обвинить того, кто дал задание. Студент не успел сделать домашку - виноват преподаватель, который задал слишком много. Сотрудник превысил лимит средств проекта - виноват работодатель, который требует великих результатов за такие деньги.

6. «Я думал, что ты знаешь»

С помощью этой фразы человек выражает скрытую агрессию, снимая с себя . Обычно подобным занимаются мелкие пакостники или интриганы. Не показать письмо, не сказать о звонке - всё из этой серии. Случился конфликт, а оказывается, что вы должны были знать о той досадной мелочи, которая стала причиной. Как, не знали? А я думал, вы знаете…

7. «Конечно, я был бы рад помочь, но»

Знакомьтесь, девиз обслуживающего персонала, телефонных операторов и госслужащих. Они могут улыбаться вам сколько угодно. Чем больше вы будете настаивать на срочности, тем дальше будет отодвигаться решение вопроса. Вплоть до того, что ваши бумаги могут оказаться в мусорной корзине с пометкой «Отказать». Наверняка те люди, которые хотя бы раз подавали документы на визу или в паспортный стол, поймут, о чём речь.

8. «Вы так хорошо всё сделали для человека вашего уровня»

Такие фразы можно отнести в категорию сомнительных комплиментов. Это как сказать полной даме что-то вроде: «Не волнуйтесь, вы ещё выйдете замуж. Некоторым мужчинам нравятся пухленькие». Обычно такие изречения касаются возраста, образования и веса. Их говорят те, кто хочет обидеть или не думает о ваших . А с них взятки гладки, это вообще-то комплимент!

9. «Я только пошутил»

Сарказм - ещё один способ скрыто выразить свою агрессию. Можно сказать какую-нибудь гадость, а потом сразу же на попятную: «Ну я же только пошутил!» Любой резкий ответ легко снова повернуть против, мол, у собеседника просто нет чувства юмора. Вы что, шуток не понимаете?

10. «Почему ты так расстроен?»

После нелепой шутки оппонент может с наигранным недоумением поинтересоваться, почему вы так расстроены. Таким образом он получает неявное удовольствие от того, что снова выводит вас из равновесия.

Если вы чувствуете, что вас пытаются разозлить подобными фразами, не реагируйте на них, это провокация. Незачем кормить троллей.

Человек вроде ничего такого не делает: не кричит, не нападает, соблюдает приличия. Он просто тихо саботирует то, о чем вы договариваетесь. Или тянет с выполнением обещаний. И после общения с ним вас буквально трясет от возмущения, злости или бессилия.

Психолог Ирина Чеснова объяснила, что это - портрет типичного человека с пассивно-агрессивным поведением. И дала рекомендации, как с ним взаимодействовать.

Признаки пассивного агрессора

1. Он не выполняет своих обещаний

Кивает, соглашается, но в итоге медлит с выполнением того, о чем вы с ним условились. «Забывает» о договоренностях, а если и выполняет их, то нехотя, плохо и в последний момент, находя самые разные отговорки и выражая недовольство.

Особенно раздражает пассивный агрессор в близком окружении: вот вы вроде договорились со свекровью не кормить ребенка сладким, на которое у него аллергия, а она опять дала ему конфету. Просили мужа заменить перегоревшую лампочку в коридоре, а он:«Да-да, сделаю». Третью неделю подряд.

Важно все же не причислять всех необязательных и несобранных людей в пассивные агрессоры. С каждым может случиться. Есть ведь мечтатели, витающие в облаках, есть и хозяева своих слов: «хочу - даю, хочу - беру обратно».

Сложно рассчитывать на человека, который последние деньги семейного бюджета тратит на голубей. А потом прячется от скандалов в их компании на чердаке

Человек с пассивно-агрессивным поведением ведет себя так постоянно: он сопротивляется просьбам, бойкотирует договоренности. И при этом всеми способами избегает прямой конфронтации. Не будет открыто возражать и спорить. Его «агрессия» - упрямство, забывчивость, затягивание и неэффективность.

2. Он никогда не выражает свою позицию четко

Не говорит ясно и прямо, чего хочет. Уходит от обсуждения проблемы и попыток прояснить ситуацию. Не объясняет, что не так. Вроде обратная связь есть, но ее нет.

Может, сходим в кино?

Как скажешь.

Ты не хочешь?

Мне все равно.

У тебя плохое настроение?

Может быть.

Я тебя обидел(а)?

Тебе кажется.

Я могу чем-то тебе помочь?

Не знаю. Вряд ли.

Ну, давай дома останемся.

Делай, как хочешь.

Неумение говорить «нет» - один из признаков пассивной агрессии. Человек будет врать, изворачиваться и обещать. В итоге: хождения по грибы вместо работы, несчастные жена и любовница

3. Его слова и поступки противоречат друг другу

Сокрушается: «Мы так мало проводим времени вместе»! А сам постоянно находит повод выскользнуть из дома.

Всем своим видом показывает неудовольствие: молчит, хмурится, прячет взгляд. Но на вопрос: «Что-то случилось?» отвечает: «Все хорошо».

Вздыхает, жалуется. Но если ему предлагают помощь, сообщает: «Ну теперь-то уж что, не надо мне всего этого».

Может демонстративно переделывать только что законченную вами работу, показывая, что вы не справились, хотя на словах - «нет-нет, я просто хочу тебе помочь».

Практически все персонажи, воплощенные Андреем Мягковым, имеют черты пассивного агрессора.

Как взаимодействовать с пассивным агрессором

1. Реагируйте на саботаж открыто

Скажите: «Я злюсь, когда ты обещаешь сходить с ребенком куда-нибудь, а в последний момент отказываешься. Пожалуйста, обещай только то, что можешь выполнить».

Или: «Зинаида Павловна, мы же договорились с вами не давать малышу сладкое, а вы продолжаете кормить ребенка «Красной шапочкой». Объясните, зачем вы это делаете, я хочу понять».

Дальнейшее развитие событий зависит от того, что вам ответят. В любом случае покажите, что вы готовы к диалогу.

Разговаривая с пассивным агрессором, важно говорить о своих чувствах и желаниях прямо: «мне неприятно», «мне не нравится», «мне жаль», «я злюсь», «я хочу», «я предлагаю». И спрашивать его в лоб: «Чего ты хочешь? Что ты планируешь делать? Если ты не хочешь делать то, о чем мы договариваемся, просто скажи, будем искать решение, которое устроит всех».

Просмотры
430

Комментарии

Нравится

Нарушение личностных границ в наше время является весьма актуальной проблемой. Вторжение в личное пространство относится к "скрытой" или "обволакивающей" агрессии, которую сложно сразу распознать. По сути, "скрытая" агрессия – это обычные повседневные действия, но с агрессивным подтекстом.

К причинам "скрытой" агрессии можно отнести:

  1. невозможность проявить открытую агрессию из-за боязни ответа или осуждения;
  2. личная неприязнь к человеку;
  3. чрезмерная забота, которая переходит психологические границы личности;
  4. желание контролировать и корректировать личность (встречается у некоторых родителей по отношению к их детям).

Подобный вид агрессии страшен тем, что жертва не всегда понимает, что с ней происходит. Агрессоры действуют постепенно, шаг за шагом внушая человеку ощущение беспомощности, зависимости, неуверенности в себе. В лучшем случае жертва начинает чувствовать неприязнь или отвращение к этим людям и перестает с ними общаться. А в худшем – агрессоры подавляют личность человека и получают над ним контроль. При долгосрочном влиянии «скрытого» насилия у жертвы могут начаться паранойя, неврозы и серьезные проблемы с нервами или психикой.

Всего можно выделить три основных вида «скрытого» психологического насилия:

  1. Удержание. Оно направлено то, чтобы человек не мог выразить свои мысли и чувства. Постоянное психологическое давление такого характера приводит к тому, что человеку становится неудобно за свои мысли, желания, действия. В итоге жертве приходится постоянно оправдываться либо скрывать свои чувства. К удержанию можно отнести следующие психологические приемы, в результате которых жертва теряет самоуверенность и желание выражать себя:
  • обесценивание чувств и мыслей человека;
  • обесценивание достижений, объясняя их везением или помощью со стороны;
  • обесценивание, непринятие всерьез мечты или планов;
  • ложные обвинения, сплетни, распространение личной и интимной информации;
  • завышенные ожидания и дальнейшие унижения, если человек их не реализовал;
  • вторжение в личную жизнь, слежка, чтение личных переписок, отслеживание телефонных звонков, контроль с помощью других лиц;
  • ненужная забота и ненужные подарки, которыми требуют пользоваться;
  • прерывание общения, постоянные перебивания, непринятие разговора всерьез, отказ от беседы, смена темы, игнорирование рассказчика;
  • жестокие шутки и бестактность;
  • травля, коллективные насмешки;
  • бойкот и отказ от общения.
  1. Гашение. Оно проявляется в пренебрежительном отношении к человеку, обесценивании его личности, отказе в помощи или поддержке. Проявляется это в следующих действиях:
  • обесценивание времени человека, опоздания или неявка на встречу без предупреждения;
  • отказ в помощи и поддержке человеку, считая, что его проблемы несерьезные;
  • обесценивание труда человека, неуважение к плодам работы или творчества человека;

неуважение личного пространства другого человека. Это может проявляться в осмотре личных вещей без его ведома, распоряжении этими вещами по своему усмотрению.

  1. Газлайтинг. Этот вид агрессии направлен на то, чтобы убедить жертву в ложности своих подозрений и неприятных ощущений. По сути, газлайтинг – это защитный прием агрессора. Когда человек чувствует недовольство, подозрения и неприязнь со стороны оппонента, тот списывает эти ощущения на какой-нибудь другой фактор. Агрессор может объяснить это усталостью, плохим характером, непониманием, некомпетентностью и даже намекать на психические расстройства. Особенно часто может звучать мысль, что другие люди человеку только добра желают, а он все выдумывает. В результате постоянных подобных убеждений жертва начинает полагать, что с ней и правда что-то не так, попадая под полный контроль агрессора.

«Скрытая» агрессия гораздо чаще встречается, чем явная. Она может быть смешана с настоящей заботой, что может вводить в заблуждение. И тогда человек думает, что вокруг все хорошо, а потом внезапно обнаруживает, что личностные границы начисто стерты. Особенно сложно, когда скрытая агрессия исходит от близкого человека, ведь в этом случае практически невозможно сопротивляться. Но далеко не всегда психологическое давление имеет под собой злой умысел. Оно может быть результатом чрезмерной опеки или отсутствия собственных личностных границ. Поэтому прислушивайтесь и относитесь с уважением друг к другу.

Приветствую, дорогие читатели! Доводилось ли вам ощущать дискомфорт, находясь в обществе знакомых, коллег или членов семьи? Ставлю доллар на то, что доводилось и не раз. Хотите знать, почему так происходит? Некоторым людям свойственно проявлять враждебность по отношению к окружающим. Иногда ко всем сразу, иногда выборочно, иногда намеренно, а зачастую идя на поводу у игр подсознания.

Порой нам доводится сталкиваться с взрывоопасной агрессией (гневом), а иногда со скрытой враждебностью. Как понять, что Вы является жертвой агрессии и как с этим бороться? Об этом мы и поговорим сегодня.

Враждебность и ее маски

Очень часто, становясь жертвами враждебности, человек не отдает себе в этом отчет. Вы можете спросить – «Чем же грозят такие проявления, если мы их все равно не замечаем?» Я объясню, скрытый негатив, который на нас изливают окружающие, может не доходить до нашего понимания, но он неизбежно проникнет в наше . Тогда мы чувствуем себя подавленно, дискомфортно, неуверенно, можем идти на поводу у агрессоров, препятствуя развитию своего потенциала и подавляя собственное достоинство. Так быть не должно.

Враждебность — это в психологии, эмоциональное состояние человека, желающего взять под контроль людей, которые не соответствуют его ожиданиям.

Давайте разберемся на более доступном и простом примере. Свекровь глубоко убеждена, что невестка не должна работать. В основе ее представлений об идеальной жене, лежит облагораживание дома, ведение хозяйства и забота о ее ненаглядном сыночке. В то время как невестка желает строить карьеру, при этом придя к абсолютному согласию и взаимопониманию с супругом. Всякий раз, находясь с невесткой, намекать на то, что невестка недостаточно хороша для ее сына, плохая хозяйка, мать, жена и так далее.

Как проявляется такая враждебность, если не прямым нападением? Намеки, невербальные сигналы (ухмылки, вздохи, закатывание глаз, покачивание головой) и множество других способов послать бедной невестке «обволакивающую» как сказал бы Сэм Вакин агрессию, и вторгнуться в ее личные границы.

Так какой бывает враждебность? Она бывает под маской скрытой агрессии, или посредством «открытого огня». Что делать если вы столкнулись с «открытым огнем» я рассказала в статье « ».

Как понять, что вы стали жертвой и распознать скрытую агрессию?

Скрытая агрессия – уничижительное отношение, оказывающее давление на человека и затрагивающее его суверенитет. Целью агрессора обычно стоит – манипулирование и контроль над жертвой. В статье я помогаю создать правильную линию поведения. Но для того чтобы приступить к ее формированию, нужно понять действительно ли вы стали жертвой. Вот самые распространенные признаки замаскированной агрессии:

  • нелестные сравнения («ты как тот крокодил из анекдота»);
  • сарказм («куда нам, ты же у нас знаешь это лучше всех»);
  • командный тон («делай так, как тебе говорят»);
  • замечания («ты делаешь это неправильно» «это должен знать каждый»);
  • снисхождение («да ладно тебе, неужели ты не знал о таких простых вещах?»);
  • обобщение («ну у тебя все как обычно»);
  • хвастовство («я бы давно уже все доделал»);
  • напоминание о неудаче («повторится как в тот раз»);
  • ложное сочувствие («держись, а то выглядишь просто ужасно»);
  • мимика и жесты (те самые, которые использовала наша свекровь).

Как противостоять агрессии?

Чаще всего воплощение определения враждебности и агрессии, встречается нам на работе среди коллег. Именно поэтому справится с ней сложнее всего, ведь если взять нас под контроль пытаются наши родные, они делают это не из злого умысла, с ними можно поговорить, найти компромиссы. Что касается знакомых и людей, которых мы считаем друзьями, тут, если проблема не решаема, можно просто оборвать всякие связи. А вот когда речь о коллегах по работе, вопрос становится остро. Вы держитесь за свое место, но чувствуете, что Вас на нем не жалуют? Найти решение, поможет статья, в которой я поднимаю .

Второй способ основан на согласии с агрессором. Да, именно согласие с утверждением и издёвками, какими бы они не были колкими, поможет отвадить оппонента. Добавьте в согласие каплю иронии и сарказма и вот, волк мчит назад в свой лес.

Помните, что натура агрессора скрывает под собой собственное бессилие, неуверенность и комплексы. Унижая других, человек утверждает свое я.

Главное , ведь другие могли не замечать скрытой враждебности от оппонента, а значит именно ваше поведение, вызовет негодование. Можно попробовать и третий вариант – это диалог. Возможно, оппонент не дает адекватной оценки своему поведению, проведя спокойный, но конструктивную беседу тет-а-тет, можно добиться перемен в лучшую сторону.

Чтобы лучше понять своих коллег, и сформировать правильное поведение в команде, прочтите статью, в которой я рассказываю на что с . Если осознаете что с «тяжелыми» людьми придётся уживаться, правильную тактику, поможет найти автор книги «Как разговаривать с м*даками. Что делать с неадекватными и невыносимыми людьми в вашей жизни» — Марк Гоулстон.

На этом я прощаюсь. Подписывайтесь на рассылку и не давайте агрессорам взять над вами верх.

ВКонтакте Facebook Одноклассники

Вокруг каждого из нас есть люди, отношения с которыми больше напоминают американские горки

Порой мы можем с ними непринужденно беседовать, а порой сталкиваемся неожиданно с их замкнутостью и даже враждебностью. В чем же причина такого поведения?

По мнению американского психолога Гарриет Лернер, агрессия - это способ выражения гнева. Даже самый робкий и спокойный человек не может утверждать, что никогда не проявлял на людях агрессивные эмоции. Действительно, в разумных дозах агрессия необходима, чтобы брать штурмом дорожные пробки, «горящие» проекты и несговорчивых партнеров. Но существуют такие ее формы, которые трудно выявить, а значит - нелегко и побороть. Из них пассивная агрессия - самая изощренная и разрушительная.

Распознаем агрессора

Пассивно-агрессивное поведение - манера поведения, при которой высказывается пассивное сопротивление негативным репликам оппонента и человеком достигаются поставленные цели. Люди, которые предпочитают пассивно-агрессивный образ общения, не будут открыто выступать против того, что им не по душе. У них накопившееся напряжение, требующее выхода, проявляется через отказ от выполнения какого-либо действия. Эта манера поведения становится агрессивной за счёт того, что «нет» выражается не явно, а пассивно. Вот самые распространенные установки.

«Я не злюсь»
Отрицание чувства гнева является классическим пассивно-агрессивным поведением. Вместо того чтобы честно признаться в своих негативных чувствах и объяснить, что именно их вызвало, человек будет продолжать утверждать: «Я не злюсь». Хотя в это время внутри может происходить эмоциональная буря едва ли не глобальных масштабов.

«Хорошо, «как скажешь»
Дуться и уходить от прямого ответа или аргументов - ещё один классический вариант пассивно-агрессивного поведения. Вместо того чтобы сказать, что что-то не нравится и привести свои контраргументы, человек замыкается и отвечает стандартное «хорошо» или «как скажешь, так и будет». Таким образом, гнев выражается косвенными путями, и дверь для открытого диалога закрывается.

«Да иду уже я!»
Этот пункт не требует объяснений. Просто попробуйте позвать ребенка, чтобы он убирал комнату, делал уроки, мыл посуду, садился есть не очень вкусное блюдо. Сколько раз его нужно будет позвать? И в каком тоне он скажет это «Я иду!» в десятый раз? Впрочем, так поступают не только дети, но и взрослые, если им очень не хочется делать то, для чего их зовут. Таким образом они хотя бы ненадолго откладывают неизбежное.

«Я не знал, что вы имеете в виду сделать сейчас»
Эта фраза - одна из любимых у прокрастинаторов (от англ. рrocrastination — задержка, откладывание, от лат. procrastinatus — склонность к постоянному «откладыванию на потом» неприятных мыслей и дел. Иначе говоря, прокрастинаторы - медлительные в принятии решений люди, выражаясь простым современным языком, «тормоза». Если человеку дают задание, которое ему не очень хочется делать, он будет откладывать его выполнение всеми доступными способами. Соответственное, если его спросят, выполнил ли он уже поставленное задание, отмазка будет стандартной: «А я не знал, что вы имеете в виду сделать это сейчас!» Эта фраза означает, что это задание человеку неприятно и вряд ли он быстро выполнит его даже после н-ого напоминания. И что это задание определенно его злит.

«Вы хотите, чтобы все было идеально»
Когда постоянное откладывание на потом уже не подходит, человек находит еще один вариант - обвинять того, кто дал задание. Студент не успел сделать домашнее задание - виноват преподаватель, который хочет, чтобы все было идеально. Сотрудник превысил лимит выделенных на проект средств - виноват работодатель, который требует идеальных результатов за такие небольшие деньги и т.д.

«Я думал, ты знаешь»
С помощью этой фразы человек выражает свою скрытую агрессию через осознанное сокрытие информации, которая могла бы помочь. Обычно подобным сокрытием занимаются мелкие пакостники или те, кому по душе интриги. Не показали письмо, не сказали о звонке - любая мелочь может быть использована. Случился конфликт или конфуз, а оказывается, что вы должны были, вроде бы, знать о той досадной мелочи, которая и привела ко всему этому. Как, вы не знали?! А я думал (думала), что вы знаете…

«Конечно, я был бы счастлив»
Эту фразу предпочитают, в первую очередь, представители обслуживающего персонала, телефонные операторы или служащие, которые занимаются бумажными делами. Они могут улыбаться вам сколько угодно и как угодно сладко. Могут обещать, что ваше дело будет рассмотрено в первую очередь, но, скорее всего, чем упорнее вы будете настаивать на срочности, тем дальше будет отодвигаться решение вопроса. Вплоть до того, что ваши бумаги могут оказаться в мусорной корзине с пометкой «Отказать». Неизвестно почему, но очень часто люди, работа которых заключается в приеме бумаг, считают себя чуть ли не центром Вселенной и думают, что только от них зависит положительный исход вашего дело.

«Вы так хорошо все сделали для человека с вашим уровнем образования (квалификацией)!»
Эту фразу уже можно отнести в категорию сомнительных комплиментов. Очень часто ее произносят те, кто хочет обидеть вас и вызвать неприятные эмоции. А с них при этом взятки гладки: они вас ведь не обидели, а комплимент сделали!

«Я только пошутил»
Сарказм - ещё один вариант скрыто выразить свою агрессию по отношению к человеку. Можно сказать какую-нибудь гадость, а потом сразу же пойти на попятную: «Я только пошутил!» И тогда любой резкий ответ человека, на которого была направлена агрессия, можно повернуть против него же, сказав, что у того абсолютно отсутствует чувство юмора. В самом деле, вы что, шуток не понимаете?

«Почему ты так расстроен(а)?»
После вышеупомянутой грубой шутки человек может и поинтересоваться, почему его собеседник так расстроен. Фактически, он специально задаст свой вопрос в этой или иной очевидной ситуации, после которой странно было бы не расстроиться. Таким образом, он получит скрытое удовольствие от того, что снова выведет вас из равновесия.

Каков выход из всех этих ситуаций? Если вы чувствуете, что вас пытаются разозлить подобными фразами, просто не реагируйте на них: это банальная провокация в скрытой форме.

Теория «скрытой угрозы»

Слово «пассивный» в переводе с латинского означает «страдающий». Пассивная агрессия действительно бьет по своему источнику не меньше, чем по тому, на кого она направлена. Она становится почвой для многих страхов: страха зависимости от отношений, страха быть отвергнутым, интимофобии (боязни эмоциональной близости), страха столкнуться со своими и чужими эмоциями. Это и порождает защитную реакцию: эмоциональное дистанцирование, избегание близости в отношениях. Когда ребенку страшно, он плачет, кричит, убегает, прячется. Взрослый человек делает почти то же самое, только облекает это в «приличные» формы: избегает общения, забывает, под благовидными предлогами не участвует в отношениях, как бы вывешивает табличку «ушел в себя, вернусь не скоро». И если в социальных ситуациях (на работе, в компании друзей) на это еще можно закрыть глаза, то в личных отношениях такое поведение больно ранит обоих - и ничего не понимающего партнера, и самого агрессора.

Психоаналитики считают, что пассивную агрессию проявляют не менее 70% мужчин. Но женщины тоже страдают от этой «болезни». Ведь общество предписывает нам быть мягкими и неконфликтными. И под давлением стереотипа женственности или страха потерять отношения агрессия принимает скрытые формы.

Человеку, страдающему от пассивной агрессии, важно понять: такой способ поведения разрушает и отношения с дорогими людьми, и его собственный организм. Вероятно, лучший выход - попытаться пережить внутреннюю боль и недоверие. Или придется выбрать безопасную дистанцию в отношениях и отказаться от мысли о близости.

Главные черты пассивного агрессора:

* он откладывает дела на потом, пока не станет слишком поздно;

* не выполняет обещаний, «забывает» о договоренностях, избегает эмоциональной близости;

* отрицает, переворачивает все с ног на голову, делая партнера виноватым;

* неясно выражает свою позицию, «путает следы»;

* не проявляет внимания: не звонит, не пишет смс;

* посылает противоречивые сигналы: например, говорит о любви, но действует так, что подозреваешь обратное.

* Никогда не извиняется.

4 стратегии противостояния

1. Распознать сигналы пассивно-агрессивного поведения заранее: это прокрастинация, игнорирование, замалчивание, уход от обсуждения проблемы, сплетни.

2. Не поддаваться на провокации. Подсознательная цель пассивного агрессора - вывести вас из себя. Если чувствуете, что начинаете закипать, попробуйте спокойно выразить негатив: «Я не стану кричать, потому что это только усугубит ситуацию».

3. Указать пассивному агрессору на гнев, который он испытывает - такие люди игнорируют именно эту эмоцию. Мнение должно быть подтверждено конкретным фактом, например: «Мне кажется, ты злишься на меня сейчас, потому что я попросил (а) тебя сделать то-то».

Фото ссайта trezvenie.org