Даль есть вековой труд целого. «Язык есть вековой труд целого поколения.» В

«Читая Словарь Даля как повесть, не только слышишь ритмы, но и любуешься красками языка, будто полярным сиянием»

В.Д. Берестов

Владимир Иванович Даль - автор всем известного «Толкового словаря живого великорусского языка» - «жемчужины» русской литературы, выдающегося памятника культуры России. Но мало кто знает из наших современников, что В. И. Даль - блестящий морской офицер, врач, хирург, писатель (псевдоним Казак Луганский), ученый в области этнографии, статистики, в области зоологии и ботаники.

Более полутора веков прошло с тех пор, как появились книги Владимира Ивановича Даля. Но ценители литературы по-прежнему зачитываются его сказками, заглядывают в его толковый словарь, радуясь встрече с точными, яркими народными словами. Созданное В. И. Далем иначе как подвигом не назовешь - подвигом всей жизни.

Владимир Иванович Даль родился 10 (22) ноября 1801 года на юге России, в местечке Лугань. Здесь прошло его детство, здесь зародилась любовь к отчему краю, которую он пронес через всю свою долгую жизнь.

О родителях своих Даль писал так: «Отец был строг, но очень умен и справедлив; мать добра и разумна и лично занималась обучением нашим, насколько могла…».

В судьбе Владимира Ивановича было немало крутых поворотов, когда он решительно менял образ жизни, место жительства и даже профессию.

На литературное поприще Даль вступил еще во время учебы в Морском кадетском корпусе. В 1818 году была написана первая поэма «Вадим». В 1830 году в «Московском телеграфе» вышла его повесть «Цыганка», которую издатель журнала Н. А. Полевой назвал «превосходным сочинением». Однако известность Владимиру Ивановичу принес сборник сказок «Русские сказки, из предания народного изустного на грамоту гражданскую переложенные, к быту житейскому приноровленные и поговорками ходячими разукрашенные Казаком Луганским. Пяток первый», вышедший в 1832 году.

Часть творческой жизни Даль посвятил произведениям для детей. Создавая книги для ребят разных возрастов, он придавал этой работе очень большое значение. Он учил маленьких читателей хорошему родному языку, приобщал к народному творчеству, формировал нравственные чувства.

Но чем бы Владимир Иванович ни занимался, он, прежде всего, оставался собирателем языкового и этнографического материала

53 года из прожитых 71 были посвящены работе над «Словарем». А все началось в 1819 году, когда 18-летний мичман Владимир Даль записал первое заинтересовавшее его слово, произнесенное новгородским ямщиком - «замолаживать».

Еще при жизни Владимир Иванович Даль был удостоен ряда престижных премий и почетных званий. Академия наук присудила автору «Словаря» Ломоносовскую премию и избрала его своим почетным членом. Русское географическое общество увенчало «Словарь» Константиновской золотой медалью. Дерпский университет также присудил почетную премию Геймбюргера своему питомцу за успехи в языкознании. Общество любителей российской словесности просила Даля «оказать Обществу высокую честь - принять звание почетного его члена».

«...пишущий строки эти полагает, что пришла пора подорожить народным языком и выработать из него язык образованный...» В. И. Даль

Язык - лучший посредник для установления дружбы и согласия. В. И. Даль

Язык - это богатство и гордость народа. У каждого языка своя история, своя судьба, связанная с судьбами других языков. В своем высказывании «Язык есть вековой труд целого поколения» учёный, писатель и лексикограф, Владимир Иванович Даль, говорит о том, что каждое поколение вносит весомый вклад в формирование и развитие языка. Действительно, трудно не согласиться со столь коротким, но в то же время емким высказыванием писателя, так как язык, как часть духовного наследия и результат труда целого поколения, формировался на протяжении нескольких веков.

Через язык люди учатся понимать культуру, обычаи и обряды. Язык - благополучие народа, он способствует объединению и сплочению наций. Отношение к родному языку и к родной истории как к великому наследию - это главный показатель культуры любого человека. Каково же сегодняшнее положение великого наследия? Как мы строим свою речь, как пишем? Умеем ли мы пользоваться всем тем богатством языка, которое досталось нам по наследству от прошлых веков, несем ли мы ответственность за каждое произнесенное слово?

Владение языком в его истинном значении развивает личность человека и дает небывалую власть над словом. Ведь слово - это настоящее сокровище. Вспомнить хотя бы строки русского поэта Вадима Шефнера, которые говорят о том, что «словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести».

Мы живем в мире, где общение играет главную роль в жизни. Каждый день мы говорим о чем-нибудь с близкими людьми, выражаем собственное мнение, радуемся, переживаем и разочаровываемся, признаемся в чувствах. Самое главное, чтобы в эти моменты мы осознавали, что наши слова подкреплены серьезными мыслями. Ведь мало научиться говорить, важно сделать так, чтобы наша речь была зеркалом нашей души, а слова были отражением мыслей, чувств, принципов и убеждений. К этому призывал древний ученый и мыслитель Сенека: «Пусть будет нашей высшей целью одно: говорить, как чувствуем, и жить, как говорим»

Вы никогда не задумывались, почему многие труды великих писателей остаются в литературном наследии веками и не теряют своей актуальности в наши дни? Почему эти произведения после прочтения оставляют неизгладимый отпечаток в нашей душе? Дело в том, что в каждую фразу, в каждое слово автор вкладывает свои мысли, чувства, эмоциональные ощущения. Можно сказать, что авторы отдают нам частицу себя в виде своих произведений. А что взамен отдаем мы?...

Стремление к знаниям, трудолюбие, осознание своего человеческого достоинства, умение бороться с несправедливостью и злом, жить в мире и согласии, любить и беречь свой язык - вот то, чему они учат нас в своих литературных трудах. Именно эти черты хотели бы видеть у своего народа А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Л. Н.Толстой, М. А. Булгаков, А. П. Чехов и другие великие писатели.

Идеи толерантности и патриотизма находят свое отражение не только в культуре и литературе последних веков, их начало тянется из далеких глубин устного народного творчества. Если вспомнить пословицы, поговорки, сказки, былины, то в каждой из них можно найти глубокий смысл, сохранившийся до наших дней. Они как некие «формулы» жизни дают наставления и служат образцом нравственности и духовности. Говоря о пословицах и поговорках, мы можем сказать, что язык - это душа народа.

Язык хранит историю государства. Заглядывая на страницы истории нашего государства, мы увидим, что она богата на великие события: принятие христианства, объединение Руси, Татаро-монгольское нашествие, Куликовская битва, победы Суворова и Кутузова, Великая Отечественная война, Октябрьская революция, распад СССР и другие великие исторические события. Язык в данном случае отражает историю великой страны, великого народа, является памятью народа о победах и поражениях, успехах и неудачах, героизме и предательстве.

Подводя итог, хотелось бы снова обратиться к высказыванию Владимира Ивановича Даля « Язык есть вековой труд целого поколения» и сказать о том, что мы, современники, должны дорожить нашим языком как великим духовным наследием.

«Язык есть исповедь народа, Его душа и быт родной.» П. А. Вяземский

Богатство русского языка трудно переоценить. Это невероятно, но все чаще в научных кругах появляются заявления о том, что первый в мире алфавит появился на Руси. Исследователи приводят убедительные доводы и археологические находки в пользу своей теории. Какой же была древняя азбука наших предков и почему постепенно правителями вводились новые языковые реформы? Давайте разберемся вместе.

В истории, которую сейчас преподают в школе, довольно скудно описывается жизнь наших предков, их культура, ценности, письменность. В основном лишь несколько параграфов книги уделяется информации о том, что на территории древней Руси проживали разрозненные племена охотников, собирателей, а то и вовсе дикарей. Поэтому принято считать, что письменность у славян появилась в период становления христианства благодаря работе Кирилла и Мефодия.


Однако, находки археологов проливают свет на запыленную веками историю и помогают увидеть причины искажения информации о славянах. Предполагается, что славяне пользовались письмом как минимум с 500 года н.э., а скорее всего и раньше. В древности наши предки использовали пиктографическое письмо, которое постепенно трансформировалась в глаголицу, затем в буквицу, которую уже в свое время в угоду церкви переделали монахи Кирилл и Мефодий. Так было положено начало реформам по упрощению славянского языка, его примитивизации и потере образности.

Уникальность буквицы.

Древнеславянская азбука - поистине уникальна среди всех известных на данный момент способов буквенной письменности, к тому же она в полной мере обладает таким признаком, как акрофоничность. Акрофония - образование новых слов из начальных букв слов словосочетаний, когда эти новые слова читаются не по алфавитным названиям букв, а по их звукам. К примеру, акрофоническим способом построена знакомая всем фраза: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Но вернемся к буквице, которая состояла из 49 букв. В этой древней азбуке каждой букве соответствует определенное слово и образ, а некоторым еще и цифра. Буквы составлены в квадрат семь на семь, что также очень символично, если вспомнить про сакральное значение семерки у всех древних народов. Таким образом, древнеславянская азбука представляет собой закодированное послание.

«Мама мыла раму» или различие морально-нравственных ориентиров древних и современных людей.


Первая буква в древней азбуке – А, звучит как Аз, что означает исток, изначалье, т. е. то, из чего все произошло. Также Аз употреблялась в качестве местоимения «я». Б - Боги, означала высшую структуру пантеона богов славян: Сварог, Лада, Рожана, Макошь и т. д. Д - добро… Согласитесь, наши предки приписывали определенной букве довольно необычные слова-образы. Сама последовательность: Аз, Боги, Веди, Глаголи, Добро и т. д., – говорит о высоких нравственно-моральных ценностях славян, об их жизненных ориентирах. Учитывая современную ситуацию в обществе, становится понятна причина постоянных языковых реформ. Ведь с утратой духовного наследия происходит деградация общества. А таким обществом уже становится гораздо легче управлять. Есть повод задуматься, не так ли? Интересна также славянская буква Ом, напоминающая английскую W. Многие считают, что родина этого звука - восток. Оказывается, нет! Наши ученые установили, что славянский язык является одним из праязыков, который распространился по всему миру. И буква Ом (W) обозначала у славян изначальный звук, произнесенный Богом.

Послание древних славян своим потомкам.

Но вернемся к посланию. Некоторые буквы имели также цифровое значение. На табличке с азбукой можно заметить определенную цифровую последовательность: 1-9, 10-90, 100-900. Таким образом, если сформировать табличку с числами от меньшего к большему, получится три столбца по девять строк. Вот вам и Тридевятое царство в Тридевятом государстве. Далее, если заменить каждую букву на соответствующее слово и адаптировать на современный русский язык получается следующее послание:

«Я истинная речь
знаю суть слова
Говорю люди твердо:
добро мыслить призыв
есть наша значимость.
Очень дух гармоничен,
Земля она душа
и покоя предел
слияние прекрасная цель.»

А теперь возникает вопрос: «Какие же дикари, охотники и собиратели могли такое сотворить?» Если взять буквы с их смысловым значением по горизонтали, то тоже получается послание. По вертикали и диагонали - аналогично. Становится очевидно, что наши древние предки знали гораздо больше о смысле жизни, нежели современный человек. Они понимали, что человек - временен и что целью его пребывания на земле не является банальное: «построить дом, посадить дерево и родить потомство».

«Язык есть вековой труд целого поколения.» В. И. Даль

Но это еще не все. Русские ученые-физики также проявили интерес к древней азбуке и установили, что что каждая буква имеет свою вибрацию. Сейчас об этом написано множество книг, сняты десятки фильмов. Удивительно, что всего лишь за тысячелетие наша азбука претерпела кардинальные изменения. Были изъяты 17 букв, убраны или подменены изначальные значения и образы букв. Таким образом, намеренно уничтожались родовые корни, истоки, культура, а главное - духовная мудрость предков.

«Ну что ты хотел, – пожал плечами Сэнсэй. – История для масс, к сожалению, в большинстве своих «фактов» фаршируется на кухне мировой политики и подается этими «поварами» на блюде с прикрасами, так сказать в форме «общепринятых мировых концепций» , - отрывок из книги .


А ведь древние славяне ни на кого не нападали, не завоевывали чужих земель. Они жили мирно и мудро, и были добрым народом, в культуре которого не было разделения времени на прошлое, настоящее и будущее. Они жили здесь и сейчас, а впереди их ждала вечность. В былинах и сказаниях нашего народа даже боги – это реально существовавшие люди. Люди, достигшие определенных духовных высот и помогающие своему народу, а не обманывающие и устрашающие, как в мифах Древней Греции и др. Наверное, именно поэтому наша русская душа и по сей день пугает «сильных мира сего» своей непредсказуемостью…

В наше время остро стоит вопрос об объединении народов на основе дружбы и взаимопомощи. И кто, как не славяне, руководствуясь посланием предков, способны стать примером для мирового сообщества! Хоть история и разделила нас на разные государства, но духом наши народы все равно едины, ведь, по сути, все мы ветки одного дерева, поэтому у нас общие корни.

В. И. Даль

Назвался груздем – полезай в кузов.

Без труда не выловишь и рыбку из пруда. Вилами по воде писано.

Загребать жар чужими руками. От доски до доски…

А знаете ли вы что обозначают эти выражения и поговорки?!

Бить баклуши – бездельничать. А что такое баклуши? Когда на Руси хлебали щи и ели кашу деревянными ложками, десятки тысяч кустарей били баклуши, то есть кололи чурбачки липового дерева в качестве заготовок для мастера – ложкаря. Работа эта считалась пустячной, поэтому она и стала образцом не дела, а безделья.

«Вилами по воде писано» - выражение это означает следующее: очень все сомнительно, неясною первоначальное значение слова вилы – «круги», а не вид сельскохозяйственного орудия (вспомните «вилок капусты»)

«От доски до доски» - это выражение связано с книгой. У старых книг переплеты были массивные. Их делали из досок, которые обтягивали кожей.

По обычаю древних славян, никто не имел права отказать человеку в воде. С тех пор и пошло выражение как пить дать в значении: точно, несомненно.

Познакомьтесь, мой дружок - Маленький и быстрый Синеглазый ручеек Чубчик серебристый.

Он бежит издалека, По камням и сучьям. Я завидую слегка: Ах, какой везучий! Он увидит океан, Корабли и чаек.

Каждый мальчик-капитан О таком мечтает. Поспешает ручеек По траве и шишкам, А на спинке он везет Лодочку мальчишки.

Т. Жиброва

"Съешь же ещё этих мягких французских булок, да выпей чаю." - известная фраза, содержащая все буквы русского алфавита.

А знаете ли вы что такое палиндром (перевертень)?!

Жестоко – раздумье. Ночное м Качает виденья былого, Мерцанье встречает улыбки су Страданье – Глубоко-глубоко.

Страданье сурово улыбки встр Мерцанье былого – виденья ка Молчанье, ночное раздумье, - В.Брюсов

Каникулы. Нет на свете школьника, который не любит каникулы! А вот происхождение этого слова знают не все! При переводе его с латыни получится «собачка», «щенок»! Каникулой древние римляне стали называть самую яркую звезду в созвездии Большого Пса. В самые жаркие дни солнце проходило через это созвездие. Тогда-то и делали перерыв в занятиях, наступали каникулы!

Классный час «Формула успеха»

Цель: расширить представление детей о современном состоянии языка общения, развить критическое мышление, способствовать воспитанию речевой культуры, воспитать уважительное, бережное отношение к слову.

План классного часа:

1. Вступительное слово.

2. Формула культуры (поле чудес)

3. «Эстафета добрых слов»

4. Словесный бурьян (Жаргон)

5. «РО-ДО-ДЕН-ДРОН»

Язык есть вековой труд целого поколения.

В.И. Даль.

Классный руководитель:

Сегодня многие говорят о языковой катастрофе. Язык улиц с его нецензурной и жаргонной лексикой почти полностью заменил разговорную речь, стал средством общения всех слоев населения, проник в СМИ, в художественную литературу. Низкая культура речи, небрежное отношение к слову, мода на иностранную лексику – все это ведет к деградации языка, снижению его роли в мире.

Мы проведем классный час в форме игры «Формула культуры». Задачу, которую мы поставим перед собой, это услышать свою собственную речь, почувствовать красоту и силу языка и этикета.

1-я часть нашей игры

Формула культуры.

Речевой этикет – важный элемент культуры каждого народа. Речевой этикет является составной частью культуры поведения и общения человека. Сейчас мы с вами составим простую формулу, которая полностью раскроет содержание речевого этикета. Для этого мы сыграем в игру «Поле чудес»

Вопрос 1: Устойчивое сочетание слов, близкие по лексическому значению одному слову. Яркие, выразительные средства языка и часто встречаются в речи. Он выполняет роль одного члена предложения. Например: Делать большие глаза. ФРАЗЕОЛОГИЗМ

Вопрос 2: Краткое устойчивое изречение, которое обладает буквальным и переносным смыслом. Культурную ценность представляет словарь В Даля в двух томах, где они представлены по 173 темам.

Вопрос 3: Красочное изречение назидательного характера, которое чаще всего надо понимать буквально. Например: В тесноте, да не в обиде.

Классный руководитель:

Конечно, как вы уже видите, в формуле речевого этикета закрепились пословицах, поговорках, фразеологических выражениях.

«Эстафета добрых слов»

Классный руководитель:

Народная мудрость гласит - От гнилого сердца и гнилые слова, а восточная мудрость говорит «нет ничего заразнее слова»

Сквернословие…Сейчас эта вредная привычка приобрела характер эпидемии. Для многих детей употребление нецензурных слов стало будничным явлением.

Вопрос для размышления: Какая же сила слова, и какие последствия сквернословия? (высказывания детей)

Классный руководитель:

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести,

Словом можно продать, и предать, и купить,

Слово можно в разящий свинец перелить.

Большой знаток слова, автор знаменитого словаря, Владимир Даль писал: «С языком, с человеческим словом, с речью безнаказанно шутить нельзя; словесная речь человека – это видимая, осязаемая связь, связное звено между телом и духом».

Еще в древности люди заметили, что благое слово обладает целительной силой. И в наше время людям иногда приходит психолог, который, словом лечит душевные раны. Добрые, спокойные, утешительные слова могут поднять настроение, вернуть человеку уверенность в себе, укрепить его дух. Какие это слова?

Выберите на доске слова, которые обладают самой большой целительной силой. (добро, надежда, вера, любовь, счастье, красота) Давайте вместе проверим это утверждение. Предлагаю игру «Эстафету добрых слов». Каждый по цепочке должен передать соседу какое нибудь доброе слово, не забыв при этом назвать соседа по имени.

«Современник, послушай себя!»

Классный руководитель:

Ну и это еще не все тот же Владимир Даль говорил, что язык – это вековой труд целого поколения. Но как, же трудится над языком наше новое поколение? Кто-то может считать, что новое поколение внесло большой вклад в развитие культуры речи и создали много новых слов. Из этих слов можно даже составить мини-словарь. А еще некоторые из «современников» считают, что придумали множество слов, с помощью которых можно долго и много говорить когда нечего сказать. Например, когда сдаешь экзамен. Вот послушайте - ну, чисто, типа, как бы, в натуре, короче, блин, ваще.

Давайте вместе постараемся понять эти слова.

Парень - чел,

Отрицательные эмоции - отстой,

Положительные эмоции - кул или зашибись,

Играть-рубиться,

Развлекаться-угорать или колбаситься,

Не работает – глючит,

Хороший-крутой,

Необычное-феня,

Деньги-бабло или лавэ

Вопрос для размышления:

О чем свидетельствует эти слова? (о низкой культуре тех, кто их использует)

«РО-ДО-ДЕН-ДРОН»

Сейчас в моде здоровый образ жизни. Люди занимаются спортом, следят за своим весом, выполняют режим дня. Как вы считаете, совместимы ли сквернословие и здоровый образ жизни? Сквернословие это вредная привычка, а как вам известно, вредные привычки разрушают организм человека, ведут к болезням. Есть такое мнение что скверные слова или иначе говоря мат развращает, отупляет целые народы и тем саамы ведет к его гибели. Представьте себе, что наш Президент поручил нам создать памятку для молодежи «Как избавится от сквернословия». Какие бы вы включили пункты в памятку. (дети высказываются)

    Перестань ругаться сам.

    Избегай общения с людьми, которые употребляет нецензурную речь

    Читайте классическую литературу

    Запоминайте стихотворения

    Учите скороговорки

К примеру, в Швеции всем членам общества по борьбе с нецензурными выражениями советовали вместо скверного слова говорить «РО-ДО-ДЕН-ДРОН» И кому-то это помогало.

Работа в группе:

И в заключении я вам предлагаю составить лозунг против сквернословия.

Каждой группе раздается материал с набором слов при помощи, которых дети должны выполнить задание.

Задание для групп.

Кто использует мат, тот умишком небогат.

В классе мы найдем управу на словесную отраву.

Хочешь успеха в жизни добиться - книжки читай, прекращай материться.

Заключение:

В заключение урока мне бы хотелось прочесть высказывание Павлова, которое может стать девизом для каждого из нас. «Ставьте перед собой высокие цели и думайте о себе как о человеке, способном достичь этих целей».

6 «б» класс


Классный час

«Формула успеха»

подготовила и провела

Актанова С.А.

Памятка.

    Перестань ругаться сам.

    Запоминайте стихотворения

    Учите скороговорки

Памятка.

    Перестань ругаться сам.

    Избегай общения с людьми, которые употребляет нецензурную речь

    Читайте классическую литературу

    Запоминайте стихотворения

    Учите скороговорки

Памятка.

    Перестань ругаться сам.

    Избегай общения с людьми, которые употребляет нецензурную речь

    Читайте классическую литературу

    Запоминайте стихотворения

    Учите скороговорки

Памятка.

    Перестань ругаться сам.

    Избегай общения с людьми, которые употребляет нецензурную речь

    Читайте классическую литературу

    Запоминайте стихотворения

    Учите скороговорки

использует мат,

мы найдем

управу на

словесную

Хочешь успеха

книжки читай

материться

добиться

Прекращай

добро

надежда

вера

любовь

счастье

красота

ненависть